Назначает на должность судей конституционного суда рф. О некоторых вопросах назначения судей конституционных (уставных) судов (Худолей К.М.). Отставка судьи Конституционного Суда

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Судьи Конституционного Суда РФ избираются Советом Федерации большинством голосов от общего числа его членов по представлению Президента РФ только на один 12-летний срок.

В соответствии с ст.8 Федерального Конституционного закона от 21.07.1994г. №1-ФКЗ «О Конституционном суде РФ» судьей Конституционного Суда РФ может стать:

гражданин Российской Федерации;

старше 40 лет;

с безупречной репутацией;

имеющий высшее юридическое образование;

работающий по юридической специальности более 15 лет;

обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Указанные в статье 8 Закона требования к кандидатам в судьи Конституционного Суда соответствуют высокому государственно-правовому статусу этого органа. Разумеется, назначить судьей Конституционного Суда можно только с согласия назначаемого.

Непосредственно Конституция не устанавливает требования к кандидатам в судьи Конституционного Суда. Но конституции других государств выдвигают требования к кандидатам в судьи своих конституционных судов: высококвалифицированный специалист, имеющий, как правило, ученую степень (Беларусь); безукоризненная репутация, высшее юридическое образование и стаж юридической или научно-педагогической работы по специальности юриста не менее 10 лет (Литва); "шестеро из общего состава судей, назначенных Ассамблеей Республики и кооптированных, выбираются в обязательном порядке из числа судей других судов, а остальные - из числа юристов" (Португалия); достижение 40 лет, высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет (Словакия); достижение 40 лет, высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее 10 лет, проживание в Украине в течение последних 20 лет и владение государственным языком (Украина); "из числа юристов, особенно судей, прокуроров, адвокатов и профессоров университетов права" (Хорватия); соответствие требованиям, предъявляемым для избрания в Сенат, высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет (Чехия).

Российское гражданство судьи Конституционного Суда - объективное требование к представителю высшей судебной власти, участвующему в принятии решений, которые могут серьезно повлиять на судьбу страны. Поэтому судьей Конституционного Суда не может быть назначен гражданин РФ, имеющий гражданство какого-либо другого государства.

Гражданство другого государства ставило бы под сомнение независимость судьи от него, особенно при рассмотрении дел о конституционности международных договоров. Однако нельзя не отметить, что статья 8 Закона не содержит для судьи Конституционного Суда запрета иметь двойное гражданство. Такое требование установлено статьей 4 Закона о статусе судей.

Закон "О Конституционном Суде РСФСР" (статья 12) допускал назначение судьей гражданина, достигшего "не менее 35 и не более 60 лет". Действующий Закон "поднял нижнюю возрастную планку" до 40 лет, что значительно выше, чем для других судов РФ, но не установил "верхнюю планку". Но поскольку достижение судьей предельного возраста пребывания в должности является основанием прекращения его полномочий, судьей не может быть назначен гражданин, достигший 70 лет. Требование назначать судьями лиц, достигших 40 лет, обосновывается взаимосвязью с другими требованиями - наличием высшего юридического образования и стажа работы по юридической профессии не менее 15 лет.

Что касается юридической профессии, то разработчики Закона и законодатель "понимали термин "юридическая профессия" широко, как всякую деятельность, где применяются (или могут применяться) юридические знания в объеме высшего юридического учебного заведения". Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации": Комментарий. М.: Юридическая литература, 1996. С. 62. Теперь этот термин конкретизирован статьей 4 Закона о статусе судей.

Возраст действующих судей КС - объективное свидетельство становления их правосознания и предшествующего стажа работы по юридической профессии в системе Советского государства и права, не имеющих с РФ и действующей Конституцией почти ничего общего.

Одного 15-летнего стажа юридической профессии для назначения судьей Конституционного Суда недостаточно: имея большой юридический стаж, можно быть плохим юристом (об этом свидетельствовали жалобы в КС, подготовленные такими юристами). Требуется также, как устанавливает статья 8, "признанная высокая квалификация в области права". Обычно ее подтверждением являются ученые степени кандидата или доктора юридических наук: их имели большинство впоследствии назначенных судей Конституционного Суда.

Специальность, по которой получена ученая степень, тоже может иметь значение. С учетом того, положения актов какой отрасли законодательства оспариваются в Конституционном Суде чаще других, судьей может быть назначен кандидат, специализирующийся на такой отрасли.

В то же время ученая степень не является обязательным условием назначения судьей Конституционного Суда. Высокая квалификация в области права может быть признана не за теоретиками с ученой степенью, а, например, за судьей суда общей юрисдикции без ученой степени.

Безупречная репутация - довольно неопределенное требование к назначаемым судьями Конституционного Суда. Оценка репутации как безупречной зависит от участвующих в процессе назначения и их репутации. Но в любом случае кандидат в судьи должен обладать общепризнанными моральными качествами. Вряд ли безупречна репутация у привлекавшегося к ответственности за некоторые административные правонарушения, у ранее судимого, у лица с "нетрадиционной сексуальной ориентацией", а также у лиц, деятельность которых противоречит их публикациям по правовым вопросам.

Статья 8 Закона не выдвинула к кандидату на должность судьи Конституционного Суда требование о состоянии здоровья. Это тем более странно, что судьей Конституционного Суда можно стать не ранее достижения 40 лет. Такое требование установлено статьей 4 Закона о статусе судей.

Избрание или назначение судьей означает - по мнению избиравших и назначавших - соответствие кандидата всем установленным Законом о Конституционном Суде требованиям. Но не следует полагать, что действующим и бывшим судьям Конституционного Суда не было альтернативы. В России много юристов, соответствующих требованиям статьи 8 Закона.

Возможности предоставление некоторым органам и лицам вносить Президенту предложения о кандидатах на должность судьи имеет целью обеспечить сбалансированный состав Конституционного Суда: по юридической специализации кандидатов, их политическим взглядам, с различных территорий страны.

В число субъектов, которые могут предлагать Президенту кандидатуры судей Конституционного Суда, относятся прежде всего сам Конституционный Суд, а также ВС и ВАС (высшие судебные органы), Министерство юстиции и Генеральная прокуратура (федеральные юридические ведомства), Всероссийский съезд судей и Федеральная палата адвокатов, действующие соответственно на основании ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (всероссийские юридические сообщества), Институт государства и права Российской академии наук, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве (юридические научные заведения), высшие юридические учебные заведения (не обязательно государственные).

Указом Президента от 4 октября 2001 года N 1185 утверждалось Положение о Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов, в том числе КС. Однако никакие предложения не обязывают Президента делать выбор из предложенных ему кандидатур. Он может внести на утверждение Совета Федерации собственную кандидатуру судьи, в т.ч. одновременно несколько кандидатур, предоставляя тем самым Совету Федерации право выбора судьи.

Порядок назначения судей Конституционного Суда детализирован Регламентом Совета Федерации от 30 января 2002 года N 33-СФ. В соответствии с ним Председатель Совета Федерации для назначения судьи Конституционного Суда в течение 14 дней при необходимости созывает внеочередное заседание Совета Федерации; представленные Президентом кандидатуры предварительно обсуждаются в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству, который готовит для заседания Совета Федерации заключение по каждой кандидатуре; после обсуждения на заседании Совета Федерации каждая кандидатура включается в бюллетень для тайного голосования; назначение на должность или отклонение представленной Президентом кандидатуры оформляется постановлением Совета Федерации (статьи 173 - 175).

Назначение судьи Конституционного Суда производится голосованием большинства от общего числа членов Совета Федерации, а не от числа присутствующих на заседании его членов. Общее число членов Совета Федерации определяется исходя из статьи 95 (часть 2) Конституции, согласно которой в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного (законодательного) и исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Согласно части четвертой статьи Закона в случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии. Данное положение взаимосвязано со статьей 18 Закона, в соответствии с которой о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Президента и Совет Федерации должен уведомить сам Конституционный Суд, что означает открытие вакансии. С целью поддержания полноты состава Конституционного Суда, необходимого для обеспечения кворума в его заседаниях, данные положения Закона обязывают Конституционный Суд уведомлять Президента и Совет Федерации об открытии вакансии незамедлительно.

конституционный судья контроль

Введение

В действующем российском законодательстве отсутствует специальный закон о статусе судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Соответствующие нормы установлены общим законом - Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 года N 3132-1 (в ред. от 25.11.2013) . Думается, что принятие такого специального закона наряду с законом о конституционных (уставных) судах субъектов РФ, о необходимости разработки которых неоднократно высказывалось в юридической литературе, будет способствовать обеспечению независимости и самостоятельности судей конституционных (уставных) судов, а также их профессионализма и компетентности при осуществлении своих полномочий.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ

Согласно Закону РФ N 3132-1 судьей конституционного (уставного) суда может быть назначен гражданин РФ, достигший 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершавший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен. Ранее законодательство 17 субъектов РФ, в которых действуют органы конституционного (уставного) контроля, нередко устанавливало более высокие, чем предусмотрено в федеральном законодательстве, требования к кандидатам на должности судей . Например, закреплялись более жесткие требования по возрасту (35 лет, при этом в законодательстве Чечни до сих пор присутствует аналогичное правило), стажу по юридической профессии (10 лет), наличию ученой степени в области права или активного избирательного права. В некоторых республиках кандидат на должность судьи был обязан иметь гражданство республики, что противоречило праву на свободу передвижения и выбор места жительства и ограничивало право граждан РФ на равный доступ к государственной службе и на доступ к отправлению правосудия .
Конституционный Суд РФ в Определении от 27 декабря 2005 года N 491-О указал: в отсутствие федерального закона, регламентирующего правовое положение судей конституционных (уставных) судов, на них распространяются предписания Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", если они по смыслу согласуются с особенностями правовой природы конституционных (уставных) судов как органов конституционного (уставного) контроля, а также с их статусом и полномочиями, определенными конституциями (уставами) и законами субъектов РФ. Так, законодатель субъекта РФ вправе избрать любую организационную модель конституционной юстиции, ориентируясь в том числе и на нормы ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", но обязан предусмотреть необходимые гарантии сохранения баланса властей субъекта РФ и гарантии самостоятельности и независимости конституционного (уставного) суда .
В Определении от 2 февраля 2006 г. N 37-О Конституционный Суд РФ констатировал, что федеральный законодатель может в федеральном законе установить повышенные требования к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов, касающиеся возраста и стажа работы по юридической профессии, либо предоставить соответствующее полномочие законодательным органам субъектов РФ. При этом законодательство РФ не препятствует назначению на эти должности лиц, имеющих продолжительный стаж работы по юридической профессии, признанную высокую квалификацию в области права, необходимый жизненный опыт и безупречную репутацию . Данная правовая позиция была использована при аргументации принятия Постановления от 2 июня 2006 года Конституционным Судом Республики Карелия, в котором признано соответствующим Конституции этой Республики положение о том, что судьей Конституционного Суда назначается лицо, достигшее возраста 25 лет и имеющее стаж работы по юридической профессии 5 лет . Отметим, что федеральному законодателю неоднократно поступали предложения об установлении более высоких требований к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов. Например, в 2003 году Московская областная Дума выступила с законодательной инициативой об изменении законодательных положений в части, касающейся требований к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов, с целью повышения возрастного ценза до 35 лет и необходимого стажа работы по юридической профессии до 10 лет . Однако это предложение законодателем было отклонено ввиду недостатка квалифицированных юридических кадров в субъектах РФ, хотя численный состав судей конституционных (уставных) судей колеблется в пределах от 3 (Адыгея, Тыва) до 7 (Саха (Якутия)), и найти такое количество специалистов в регионах, как думается, не такая уж и большая проблема.
Вместе с тем субъекты РФ имеют право включать в свое законодательство нормы, позволяющие уточнять профессиональные качества кандидатов на должности судей. В частности, в Северной Осетии - Алании, Ингушетии, Саха (Якутии), Кабардино-Балкарии, Санкт-Петербурге и Тыве кандидат на должность судьи должен обладать высокой квалификацией в области права, а в Чечне - высоким уровнем профессиональных знаний и необходимыми моральными качествами. В Ингушетии и Тыве помимо прочего кандидат на должность судьи должен обладать безупречной репутацией. Содержание этого требования дается в ст. 8 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия": безупречная репутация не вызывает сомнений в том, что назначение его судьей Конституционного Суда не умалит авторитета судебной власти и что при исполнении полномочий судьи он будет объективен, справедлив и беспристрастен.

Сроки осуществления судьями конституционных (уставных) судов субъектов РФ своих полномочий

В субъектах РФ закрепляется предельный возраст нахождения на посту судьи - 65 лет (Свердловская область, Марий Эл, Адыгея, Бурятия, Ингушетия, Калининградская область, Татарстан, Башкортостан) или 70 лет (Санкт-Петербург, Карелия, Кабардино-Балкария, Саха (Якутия), Татарстан, Северная Осетия - Алания, Дагестан, Чечня, Коми). Ранее законодательство субъектов РФ, как правило, предусматривало, что судьи конституционных (уставных) судов назначаются бессрочно, но в настоящее время в большинстве субъектов РФ используется принцип срочного исполнения своих обязанностей. Как указал Конституционный Суд РФ, установление законами субъектов РФ срока полномочий и предельного возраста пребывания в должности судьи для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, отличающихся от установленных для судей федеральных судов, предполагает одновременно и обязанность субъекта РФ вводить такой срок, который гарантировал бы эффективное осуществление правосудия . В настоящий момент судьи назначаются на сроки:
- 5 лет (Северная Осетия - Алания, Бурятия, Тыва);
- 6 лет (Санкт-Петербург, Свердловская область);
- 10 лет (Татарстан, Ингушетия);
- 12 лет (Башкортостан, Калининградская область, Марий Эл, Адыгея);
- 15 лет в Саха (Якутия).
До 2013 года в ст. 11 Закона Карелии о Конституционном Суде было установлено, что лицо, ранее не являющееся судьей, назначается сроком на 3 года, а далее - бессрочно. Однако Определением Конституционного Суда Республики Карелия эти положения были признаны неконституционными, поскольку не в полной мере обеспечивают реализацию конституционных принципов независимости и несменяемости судей . Е.С. Аничкин в связи с этим отмечает, что федеральный законодатель не установил на судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ трехгодичный первоначальный срок полномочий, предусмотренный для судей федеральных судов, но не исключил возможность его установления законами субъектов РФ . Но думается, что подобная норма имеет непосредственное отношение к независимости судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, поскольку предусматривает форму контроля за их деятельностью со стороны высших органов государственной власти субъекта РФ в форме неназначения впоследствии на неопределенный срок.
Только в небольшом числе случаев полномочия судей конституционных (уставных) судов сроком не ограничены (Кабардино-Балкария, Карелия, Чечня, Дагестан, Коми). В науке конституционного права высказана точка зрения, согласно которой оптимальный срок полномочий судей конституционных (уставных) судов составляет 5 лет, поскольку трудовое законодательство допускает заключение срочного трудового договора максимум на такой период . Позволим себе не согласиться с таким утверждением и присоединиться к точке зрения, которую озвучили В.В. Гошуляк, Л.Е. Ховрина и Т.И. Геворкян: трудовой договор с судьями конституционных (уставных) судов может быть как бессрочным, так и срочным, причем согласно ст. 58 Трудового кодекса РФ возможно заключение срочного трудового договора не только на срок не более 5 лет, но и на иной срок, установленный федеральным законодательством . По нашему мнению, таким актом является Закон РФ от 26 июня 1992 года N 3132-1, который в ч. 4 ст. 11 содержит отсылочную норму к положениям регионального законодательства.
Законодательство ряда субъектов РФ прямо запрещает повторное назначение судей конституционных (уставных) судов (Саха (Якутия), Адыгея, Татарстан), в то время как ст. 14 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республика Бурятия" предусматривает назначение судей сроком на 5 лет с возможностью последующего назначения на новый срок. В Калининградской области и в Тыве также допускается избрание судей повторно, но не более чем на два срока подряд. Отметим, что ранее законодательство Санкт-Петербурга допускало повторное переизбрание судей Уставного суда на второй 5-летний срок, но решением Уставного суда эта норма утратила силу, а потом решением законодателя отменена . Ряд авторов (в т.ч. и Е.В. Болдырева ) допускают возможность предусмотреть в законодательстве субъектов РФ в обязательном порядке нормы о пребывании в должности судьи конституционного (уставного) суда второй и последующий сроки. Нам представляется, что подобная практика не будет отвечать принципам независимости судей конституционных (уставных) судов, поскольку может поставить судей в зависимость от высших органов государственной власти субъекта РФ при положительном решении вопроса о переназначении судьи на последующий срок.

Процедура назначения судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ

В юридической литературе ранее обосновывалась идея формирования судей конституционных (уставных) судов путем прямых выборов непосредственно населением . В Республике Тыва первоначально также предлагалось формировать Конституционный Суд путем всеобщих выборов по 5 одномандатным округам, но впоследствии региональный законодатель отказался от этой идеи. Согласимся с В.А. Кряжковым, что подобное вряд ли приемлемо, поскольку конституционное правосудие - это профессиональная деятельность, требующая специальных познаний и наличия высокой квалификации, а не политика, поскольку участие судей конституционных (уставных) судов в политической деятельности законодательством исключается .
Назначаются на должность судьи конституционных (уставных) судов законодательным (представительным) органом субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ либо установленной численности депутатов регионального парламента (1/3 в Калининградской области, 7 депутатов в Санкт-Петербурге) или председателя парламента (Татарстан). Представляет интерес норма ст. 9 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", согласно которой судьи назначаются в равном числе от каждой ветви государственной власти: депутатов и депутатских объединений регионального парламента, Главы Республики Адыгея и Верховного Суда Республики Адыгея. Считаем этот порядок наилучшим, так как обеспечивает баланс всех ветвей власти при назначении судей органа конституционной (уставной) юстиции, призванного быть арбитром в спорах между органами государственной власти субъекта РФ. Аналогичное мнение изложено и в зарубежной юридической литературе . Вместе с тем стоит согласиться и с О.В. Брежневым в той части, что действующее федеральное законодательство не предусматривает полномочий федеральных судов или советов судей субъектов РФ по участию в назначении судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, как это предусмотрено в ряде субъектов РФ . Поэтому федеральное законодательство в этой части нуждается в корректировке, чтобы легитимировать возможность участия судебной власти в назначении судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
На наш взгляд, не обеспечивает баланс ветвей государственной власти порядок, когда единственным субъектом, предлагающим кандидатуры на должности судей конституционных (уставных) судов, является высшее должностное лицо субъекта РФ (так предусмотрено в Кабардино-Балкарии, Бурятии). Согласно ст. 8 Закона Республики Северная Осетия - Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия - Алания", главе Республики может предложить кандидатуры на должности судей только Председатель Конституционного Суда. Вместе с тем в большинстве субъектов РФ (кроме Калининградской области) законодательство не обязывает высшее должностное лицо представлять каких-либо альтернативных кандидатов и не исключает возможности представления снова уже ранее отклоненной кандидатуры. В законодательстве Карелии уточняется, что одна и та же кандидатура может вноситься только спустя год, а в Свердловской области - не чаще двух раз подряд. Лишь законодательство Чечни исключает возможность повторного внесения ранее отвергнутой кандидатуры.
На необходимость соблюдения баланса полномочий органов власти в процедуре назначения судей органа конституционного контроля указывали конституционные (уставные) суды. В Постановлении N 129-П от 22 марта 2005 года Уставный суд Санкт-Петербурга разъяснил, что участие депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в назначении на должность судьи Уставного суда заключается не только в наделении группы депутатов численностью не менее 7 человек полномочием на внесение представлений кандидатов на должность судей Уставного суда (как и Губернатором), но и в праве каждого депутата непосредственно участвовать в принятии решения Законодательным Собранием о назначении на должность судьи Уставного суда. Таким образом, указанное соотношение правомочий исполнительной и законодательной ветвей государственной власти в вопросе о формировании Уставного суда нарушает закрепленный Уставом Санкт-Петербурга баланс властей в пользу депутатов Законодательного Собрания и, следовательно, не соответствует уставным принципам организации государственной власти в Санкт-Петербурге. Кроме того, как отметил Уставный суд, группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Совет судей Санкт-Петербурга, которые наделены правом вносить предложения о кандидатурах на должность судьи, не являются органами государственной власти, в чем видится нарушение принципа народовластия . Впоследствии законодатель Санкт-Петербурга предусмотрел, что Уставный суд не вправе рассматривать вопросы о проверке законодательных положений о формировании этого суда, чтобы исключить личную заинтересованность судей в принимаемых решениях. В Республике Тыва также были закреплены аналогичные ограничения.
Некоторые субъекты РФ в законодательстве закрепили обязательное проведение конкурсного отбора кандидатур судей конституционных (уставных) судов (Санкт-Петербург, Саха (Якутия), Свердловская область, Дагестан, Бурятия, Адыгея, Карелия). Стоит отметить, что по законодательству субъектов РФ, как правило, квалификационная коллегия не участвует в процедуре отбора кандидатур судей конституционных или уставных судов (кроме Свердловской области, Карелии, Адыгеи). Но в юридической литературе отмечается, что, исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 27 декабря 2005 г. N 491-О, квалификационная коллегия судей может не принимать участие в процедурах только прекращения полномочий судьи конституционного (уставного) суда, но не в выдаче рекомендации на назначение судей таких судов . Это действительно так, но вместе с тем в вышеуказанном решении содержится и такая позиция: положения законодательства, позволяющие субъекту РФ вводить особый порядок наделения полномочиями судей конституционного (уставного) суда, отличающимися от установленных Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации", не могут рассматриваться как нарушение Конституции Российской Федерации.
Другие субъекты РФ закрепили в своих законах о конституционных (уставных) судах по аналогии с ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" норму об органах, учреждениях и лицах, наделенных правом внесения высшему должностному лицу субъекта РФ предложений о кандидатах на должность судьи конституционного (уставного) суда. Однако отметим, что такая формулировка вовсе не обязывает высшее должностное лицо субъекта РФ соглашаться с предложенными кандидатурами. Кандидатуры на пост судей в большинстве субъектов РФ предлагают:
- органы государственной власти субъекта РФ (Башкортостан);
- органы местного самоуправления (Калининградская область) либо только представительные органы местного самоуправления (Свердловская область, Чечня, Башкортостан);
- органы судейского сообщества (Башкортостан) и объединения профессиональных юристов или юридические сообщества (Свердловская область, Саха (Якутия), Тыва, Дагестан);
- областные (республиканские) суды (Калининградская область, Тыва, Марий Эл, Чечня) или судебные органы (Ингушетия), конституционный (уставный) суд (Дагестан) или его председатель (Северная Осетия - Алания);
- юридические учреждения (Саха (Якутия) и ведомства (Ингушетия, Тыва);
- юридические научные и учебные заведения (Саха (Якутия), Свердловская область, Ингушетия, Чечня, Башкортостан, Марий Эл, Дагестан);
- депутаты парламента (Свердловская область, Марий Эл, Тыва, Чечня, Башкортостан, Ингушетия) либо группы депутатов в Саха (Якутии) и депутатские объединения в Дагестане.

Результаты

В юридической литературе негативно оцениваются минимальные требования к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов. Фактически такие же требования установлены к кандидатам на должности судей районных судов и мировых судей, рассматривающих несложные категории гражданских, уголовных и административных дел. В то время как судьи конституционных (уставных) судов рассматривают конституционно-правовые споры, что роднит их с научным анализом, а не обычной правоприменительной деятельностью. Думается, что для возможности быть назначенным судьей органа региональной конституционной (уставной) юстиции кандидат должен отвечать более высоким требованиям по возрасту (например, 35 лет).
Считаем, что наиболее адекватным требованиям обеспечения независимости судей конституционных (уставных) судов был такой порядок, когда они назначаются без ограничения срока полномочий до достижения ими предельного возраста. Также допустимо назначать судей на большой срок, превышающий сроки полномочий высших органов государственной власти субъекта РФ. Поскольку кандидатуры судей в региональный парламент вносит, как правило, высшее должностное лицо субъекта РФ, которое может занимать свой пост не более 10 лет (два срока подряд), постольку судей конституционных (уставных) судов оптимально назначать на срок более 10 лет, во избежание частой смены состава судей в силу изменения политической конъюнктуры в регионе.
О.А. Кожевников вплоть до принятия федерального закона, регулирующего статус судей конституционных (уставных) судов, предлагает предусмотреть норму, по которой кандидатуры судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ при наличии соответствующих рекомендаций квалификационных коллегий судей в субъектах РФ могут вноситься Президентом РФ для назначения в законодательные органы субъектов РФ . Однако конституционные (уставные) суды не рассматривают вопросы, связанные с осуществлением государственной власти Федерации, сосредоточившись на разрешении дел, связанных с обеспечением верховенства и защиты основных законов субъектов РФ. Поэтому и участие Президента РФ в процедуре назначения судей конституционных (уставных) судов как судов субъектов РФ нам видится излишним. Наоборот, поскольку конституционные (уставные) суды являются судами субъектов РФ, постольку является вполне обоснованной процедура внесения предложений о кандидатурах на должности соответствующих судей высшим должностным лицом субъекта РФ как главой субъекта РФ.
Способом назначения на должность судей конституционных (уставных) судов, который наиболее полно отвечал принципу независимости судей и сохранения баланса между всеми ветвями государственной власти субъекта РФ власти, был бы такой, при котором судьи этих судов назначаются при участии всех ветвей государственной власти субъекта РФ. Наиболее отвечающим этим требованиям является тот порядок, который установлен в Республике Северная Осетия - Алания, в которой от каждой ветви государственной власти назначается треть судей Конституционного Суда.

Выводы

Подводя итог, следует подчеркнуть, что назначение судей конституционных (уставных) судов является самостоятельным явлением в российском праве, обусловленным особыми требованиями к кандидатам на должности судей, сроку полномочий и порядку назначения судей, отличным от общих норм, установленных Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации". При регулировании порядка назначения на должность судей конституционных (уставных) судов имеют большое значение правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, на которых дальнейшее развитие регионального законодательства и будет основываться ввиду отсутствия соответствующего федерального закона, принятие которого наряду со специальным законом в конституционных (уставных) судах субъектов РФ представляется необходимым.

Библиографический список

1. Аничкин Е.С. "Преобразование" конституций (уставов) субъектов Российской Федерации в решениях региональных органов конституционной юстиции // Рос. юстиция. 2010. N 2. С. 5 - 8.
2. Гошуляк В.В., Ховрина Л.Е., Геворкян Т.И. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации. М.: Альфа-М, 2006. 240 с.
3. Болдырева Е.В. Конституционное правосудие в субъектах федерации: Россия и зарубежный опыт (США и ФРГ): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2013. 26 с.
4. Брежнев О.В. Порядок образования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации: проблемы правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 20. С. 34 - 37.
5. Брежнев О.В. Проблемы федерального законодательного регулирования статуса судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Журнал конституц. правосудия. 2008. N 5. С. 22 - 28.
6. Давудов С.К., Шапиева О.Г. Проблемы становления и развития органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации // Вестник Конституц. Суда. 1997. N 3. С. 36 - 37.
7. Об Уставном суде Калининградской области: Закон Калинингр. обл. от 2 окт. 2000 г. N 247 (в ред. от 22.12.2009) // Дмитрий Донской. 2000. 14, 21, 28 окт.
8. Об Уставном суде Санкт-Петербурга: Закон Санкт-Петербурга от 5 июня 2000 года (в ред. от 23.04.2014) N 241-21 // Новое в законодательстве Санкт-Петербурга. 2000. 28 июня.
9. Об Уставном суде Свердловской области: Обл. закон от 6 мая 1997 г. N 29-ОЗ (в ред. от 06.02.2014) // Собр. законодательства Свердловской области. 1997. N 5. Ст. 930.
10. О Конституционном Суде Республики Адыгея: Закон Респ. Адыгея от 17 июня 1996 г. N 11 (в ред. от 04.04.2013) // Ведомости ГС - Хасэ Республики Адыгея. 1996. 22 мая.
11. О Конституционном Суде Республики Башкортостан: Закон Респ. Башкортостан от 27 окт. 1992 г. N ВС-13/7 (в ред. от 14.07.2010) // Известия Башкортостана. 1997. 29 января.
12. О Конституционном Суде Республики Бурятия: Закон Респ. Бурятия от 25 окт. 1994 г. N 42-I (в ред. от 23.12.2013) // Бурятия. 1994. 13 нояб.
13. О Конституционном Суде Республики Дагестан: Закон Респ. Дагестан от 2 февр. 2010 г. N 8 (в ред. от 30.12.2013) // Дагестанская правда. 2010. 5 февр.
14. О Конституционном Суде Республики Ингушетия: Конституц. закон Респ. Ингушетия от 28 дек. 2001 г. N 10-РКЗ (в ред. от 09.04.2013) // Ингушетия. 2002. 16 янв.
15. О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики: Закон Кабардино-Балкарской Респ. от 12 дек. 1997 г. N 38-РЗ (в ред. от 19.02.2013) // Кабардино-Балкарская правда. 1997. 23 - 25 дек.
16. О Конституционном Суде Республики Карелия: Закон Респ. Карелия от 7 июля 2004 г. N 790-ЗРК (в ред. от 17.12.2013) // Карелия. 2004. 10 июля.
17. О Конституционном Суде Республики Коми: Закон Респ. Коми от 31 окт. 1994 г. (в ред. от 04.03.2014) N 7-РЗ // Ведомости Верхов. Совета Респ. Коми. 1994. N 11. Ст. 160.
18. О Конституционном Суде Республики Марий Эл: Закон Респ. Марий Эл от 11 марта 1997 г. (в ред. от 23.10.2013) N 14-З // Марийская правда. 1997. 19 марта.
19. О Конституционном Суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве: Конституц. закон Респ. Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года 16-з N 363-II (в ред. от 05.12.2013) // Якутские ведомости. 2002. 3 июля.
20. О Конституционном Суде Республики Северная Осетия - Алания: Закон Респ. Северная Осетия - Алания от 15 июня 2001 г. N 17-РЗ (в ред. от 14.07.2011) // Северная Осетия. 2001. 15 июля.
21. О Конституционном Суде Республики Татарстан: Закон Респ. Татарстан от 22 декабря 1992 года N 1708-XII (в ред. от 03.12.2009) // Республика Татарстан. 1998. 28 нояб.
22. О Конституционном Суде Республики Тыва: Конституционный закон Республики Тыва от 4 янв. 2003 г. N 1300 ВХ-1 (в ред. от 14.01.2014) // Тувинская правда. 2002. 14 янв.
23. О Конституционном Суде Чеченской Республики: Конституц. Закон Чеченской Респ. от 24 мая 2006 г. N 2-РКЗ (в ред. от 31.12.2010) // Вести Республики. 2006. 30 мая.
24. Кожевников О.А. Законодательство о конституционной (уставной) юстиции субъектов РФ нуждается в совершенствовании // Рос. юстиция. 2010. N 9. С. 53 - 56.
25. Кряжков В.А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации (правовые основы и практика). М.: Формула права, 1999. 768 с.
26. Ливеровский А.А. Правовые проблемы регулирования создания и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Ученые записки юридического факультета. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та экономики и финансов, 2001. Вып. 7. С. 118 - 121.
27. Овсепян Ж.И. Становление конституционных и уставных судов в субъектах Российской Федерации (1990 - 2000 гг.). М.: ИКЦ "МарТ", 2001. 672 с.
28. Петров А.А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Журнал конституц. правосудия. 2013. N 3. С. 25 - 32.
29. По делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия части 2 статьи 11 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" в связи с обращением депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Ушакова Сергея Григорьевича: Постановление Конституц. Суда Респ. Карелия от 7 июля 2005 г. // Карелия. 2005. 21 июля.
30. По делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений статьи 8 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" в связи с обращением депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Ушакова Сергея Григорьевича: Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 2 июня 2006 г. // Собр. законодательства Респ. Карелия. 2006. N 6. Ст. 752.
31. По делу о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений пунктов 2 и 3 статьи 15 и положений статьи 17 Закона Санкт-Петербурга от 24 мая 2000 года N 241-21 "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" по запросу депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Ю.П. Гладкова, С.В. Гуляева, А.Г. Крамарева, В.Е. Мартыненко, К.Э. Сухенко: Постановление Уставного суда Санкт-Петербурга N 129-П от 22 марта 2005 года // Санкт-Петербургские ведомости. 2005. 26 марта.
32. По запросу Конституционного Суда Республики Карелия о проверке конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации": Определение Конституц. Суда РФ от 2 февр. 2006 г. N 37-О // Вестник Конституц. Суда Рос. Федерации. 2006. N 3.
33. По запросу Санкт-Петербургского городского суда о проверке конституционности отдельных положений Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации": Определение Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2005 года N 491-О // Вестник Конституц. Суда Рос. Федерации. 2006. N 2.
34. Российская газета. 1992. 29 июля.
35. Favoreu L., Philip L. Les grandes decisions du Conseil constitutionnel. Paris, 1986. 778 p.
36. Garlicky L. Sadownictwo konstitucyjne w Europe Zachodnief. Warsawa, 1987. P. 334.

Конституционный суд Российской Федерации (КС РФ) – это орган судебной власти самостоятельно и независимо реализующий её с целью обеспечения конституционного контроля. Точный перечень его полномочий определён Конституцией РФ и Федеральным Конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

КС РФ состоит из «большой» (10 человек) и «малой» (9 человек) палат. На заседаниях палат присутствуют только входящие в них лица, а пленарное заседание проводится для всех судей КС.

Любая палата КС РФ не может оставаться неизменной по своему составу дольше, чем 3 года подряд. Но чтобы гражданин занял судейскую должность в данном сообществе, придётся соблюсти определённый порядок.

Правовая база

Назначение на должность судей Конституционного суда Российской Федерации и все сопутствующие данной процедуре моменты регулируются изменённым и дополненным законом № 1-ФКЗ (от 21.07.1994).

Согласно ст. 9 гл.2 этого нормативного акта предлагать кандидатов на данный пост могут:

  • Лица, состоящие в Совете Федерации.
  • Законодательные органы.
  • Депутаты Госдумы.
  • Высшие судебные органы.
  • Юридические:
    • ведомства федерального значения;
    • сообщества, действующие на государственном уровне;
    • учебные и научные учреждения.

Все претенденты на должность представляются Президентом РФ. После этого Совету Федерации предоставляется 2 недели на рассмотрение кандидата, получившего представление. Назначение осуществляется индивидуально, путём тайного голосования.

Если судья покидает свой пост, то предложение о назначении на его место другого гражданина должно быть внесено Президентом РФ в Совет Федерации не позже, чем через 30 дней после данного события.

Требования к кандидатам

Получить должность судьи КС могут только те граждане, которые:

  • достигли 40-летнего возраста;
  • имеют высшее юридическое образование и стаж работы на соответствующей должности от 15 лет;
  • признаны высококвалифицированными специалистами в области права;
  • обладают безупречной репутацией.

Помимо этого будет учитываться семейный статус претендентов и репутация их родственников.

Также нужно помнить, что российское законодательство не позволяет уже получившим должность судьям Конституционного суда:

  • состоять на общественных или государственных должностях;
  • осуществлять предпринимательскую или иную оплачиваемую деятельность (этот пункт не затрагивает сферы преподавания, науки и творчества);
  • становиться членами политических движений или партий, либо поддерживать их финансово;
  • участвовать в акциях политической направленности и избирательных кампаниях (иные виды политической деятельности также находятся под запретом);
  • публично излагать свою личную точку зрения на вопросы, которые в настоящее время рассматриваются Конституционным судом, либо могут быть рассмотрены им позднее.

Перечисленные требования к будущим и действующим судьям Конституционного суда связаны с высоким уровнем ответственности, возлагаемой на граждан. Их репутация должна оставаться в идеальном состоянии в течение всего срока службы.

Особенности данного статуса

В России у каждого судьи имеется определённый правовой статус. По этой причине законодательство РФ закрепляет за людьми, находящимися на подобных должностях, особые права и обязанности, а также определённую сферу ответственности.

Лица, являющиеся судьями КС РФ, обладают гарантированной независимостью в вопросе осуществления правосудия. Все они характеризуются наличием единого статуса и отличаются друг от друга лишь перечнем компетенций и вверенных полномочий.

В период осуществления неслужебной деятельности служащим КС следует руководствоваться «Кодексом чести судей РФ». Этот документ не является источником права. Он представляет собой лишь свод правил, где в числе прочего содержатся положения, устанавливающие нормы поведения для членов судейской семьи и судей, находящихся в отставке, но сохранивших свой статус.

Какие гарантии независимости

Судья КС является независимым, благодаря тому, что его должность предполагает:

  • неприкосновенность;
  • несменяемость;
  • равенство в правах с другими судьями;
  • приостановление или прекращение полномочий только в соответствии с законодательно установленным порядком;
  • наличие социального и материального обеспечения, а также права на уход в отставку;
  • соблюдение определённой законами РФ процедуры конституционного судопроизводства;
  • отсутствие сторонних вмешательств в судебную деятельность;
  • гарантию безопасности.

Под материальным обеспечением понимается наличие своевременной и полноразмерной оплаты трудовой деятельности судьи, отпусков, страхования жизни, здоровья и собственности гражданина (и членов его семьи), а также предоставление жилья.

Есть ли неприкосновенность

Судьи КС РФ обладают неприкосновенностью, что выражается в невозможности их привлечения к административной или уголовной ответственности в порядке суда.

Также без соответствующего постановления КС не допускается проведение:

  • обыска;
  • задержания;
  • ареста;
  • личного досмотра.

Исключением из данного правила являются случаи задержания на месте преступления. Привлечь судью КС РФ к ответственности за высказанное в ходе заседания мнение или принятое решение невозможно, даже когда срок его полномочий истечёт.

Порядок назначения

В ч.1 ст. 102 Конституции РФ указано, что Президент может выдвинуть на одну свободную должность судьи КС только одного кандидата. Это обусловлено тем, что Совет Федерации занимается назначением на должность не только рядовых судей Конституционного суда, но и его руководителей.

Ещё недавно судья-секретарь, Председатель и заместитель Председателя избирались членами КС самостоятельно из числа назначенных судей в ходе тайного голосования. Теперь должность судьи-секретаря упразднена, вместо этого назначается второй заместитель председателя.

Закон устанавливает, что кандидаты на должность судей КС должны быть:

  • Представлены Президентом РФ.
  • Обсуждены и рассмотрены Комитетом Совета Федерации (в результате чего подготавливается соответствующее заключение):
    • по правовым и судебным вопросам;
    • по конституционному законодательству;
    • по развитию гражданского общества.
  • Назначены Советом Федерации путём тайного голосования (после заслушивания заключений и их обсуждения).
  • Приведены к присяге Председателем Совета Федерации (процедура осуществляется на заседании палаты).

Имена кандидатов вносятся в бюллетень для голосования, даже если заключение Комитета было отрицательным. То есть, эти претенденты всё равно могут быть назначены на должности судей.

Если Совет Федерации даёт соответствующее разрешение, то голосование проводится посредством специальной электронной системы. Назначение на должность получают лица, которым было отдано большинство голосов. Оно подтверждается соответствующим постановлением Совета Федерации.

Одновременно с этим может быть принято ещё одно постановление, предлагающее Президенту провести консультацию, целью которой является устранение выявившихся разногласий относительно назначаемой кандидатуры.

Отправка второго документа Президенту РФ должна произойти в течение трёх дней. Консультация проводится специально сформированной группой членов Совета Федерации, либо его Председателем.

Сроки пребывания на должности

Строгие ограничения по сроку службы для судей КС РФ отсутствуют, но имеется чётко установленный предельный возраст – 70 лет. По его достижении полномочия гражданина прекращаются в соответствии с действующим законодательством. Это относится ко всем служащим, состоящим в КС, включая тех, которые были избраны в 1991 году Съездом народных депутатов РСФСР.

Однако выполнение должностных обязанностей продолжается, если ещё не было принято итоговое соглашение по последнему делу, слушание которого осуществляется при непосредственном участии судьи.

Полное прекращение полномочий происходит по завершении месяца, в котором судья достиг предельного возраста. Но это правило не действует, если после его ухода судейское сообщество опустеет больше, чем на 1/3. В этом случае ему придётся продолжить службу до того момента, пока на должность судьи не подберут достойного кандидата.

Какие есть полномочия

Гражданин, ставший судьёй КС РФ, по факту становится его секретарём, который может браться за выполнение своих трудовых обязанностей сразу после принятия присяги.

В их перечень входит:

  • участие в управлении работой аппарата Конституционного суда;
  • подготовка к заседаниям КС и их непосредственное проведение;
  • информирование отдельных граждан и организаций о решениях, которые были приняты в результате судебных заседаний;
  • предоставление в КС данных о реализации принятых решений;
  • обеспечение информационной осведомлённости всех членов рассматриваемого судебного сообщества.

Ранее в данный перечень входил выбор Председателя и его заместителей путём тайного голосования, но теперь данным вопросом занимается Совет Федерации.

Приостановления деятельности

Полномочия судьи КС России могут быть приостановлены, если:

  • Конституционный суд дал согласие на его арест;
  • занимающий должность гражданин был привлечён к уголовной ответственности;
  • проблемы со здоровьем не позволяют продолжить полноценное осуществление трудовой деятельности.

Решение о приостановлении полномочий судьи должно быть принято Конституционным судом в течение месяца с момента возникновения оснований к проведению данной процедуры.

В случае временной приостановки полномочий судья продолжает получать зарплату и сохраняет за собой все законодательно установленные гарантии.

Прекращение полномочий

Существует несколько причин для полного прекращения полномочий судьи КС:

  • завершение срока действия полномочий;
  • выявление нарушений в процедуре назначения на должность;
  • подача личного письменного прошения об отставке;
  • смена гражданства;
  • совершение судьёй действий, которые прочат его достоинство и честь;
  • вступление в силу обвинительного приговора в отношении судьи;
  • осуществление (несмотря на предшествующие предупреждения со стороны КС РФ) деятельности, не совместимой с занимаемой гражданином должностью;
  • неучастие в заседаниях КС и других судебных сообществ без уважительной причины;
  • отказ от участия в процедуре голосования без веских на то оснований более 2 раз подряд;
  • документально подтверждённая потеря дееспособности;
  • признание гражданина без вести пропавшим (в судебном порядке);
  • наличие неподдающегося лечению заболевания;
  • смерть судьи.

В случае принятия Конституционным судом решения о прекращении обязанностей одного из судей Президент РФ и Совет Федерации должны быть соответствующим образом оповещены об этом. Данное действие также рассматривается как официальное уведомление об открытии вакансии.

Решение о полном прекращении полномочий принимается большинством голосов членов Совета Федерации, на основании решения предъявленного Конституционным судом РФ.

Отставка

Судья КС получает статус удалённого в отставку (ушедшего) в том случае, если его полномочия прекратились в законодательно установленном порядке по причинам, установленным положениями соответствующего нормативно-правового акта.

Механизм назначения на должность судьи включает в себя несколько этапов:

1) отбор и выдвижение кандидатов;

2) сдача квалификационного экзамена;

3) рассмотрение квалификационной коллегиейзаявления о даче реко­мендации для занятия должности судьи;

4) вынесение заключения квалификационной коллегией о даче рекомен­дации или отказе в нем.

Положительное заключение представляется председателю соответствую­щего суда. В случае несогласия председателя суда с заключением оно возвра­щается для повторного рассмотрения. При повторном положительном заклю­чении председатель суда вносит кандидатуру для дальнейшего рассмотрения.

Судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Пре­зидентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи Верховно­го Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Феде­рации по представлению Президента РФ, с учетом мнения председателей этих судов.

Президент в месячный срок со дня поступления материалов назначает су­дей Федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ представляет для назначения Совету Федерации либо отклоняет представленную кандидатуру, о чем сообщает председателю соот­ветствующего суда.

Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ . Представления о кандидатах на должность судей Конституционного Суда Президенту вправе вносить депутаты Совета Федерации и Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, высшие судебные органы, федеральные юридические ведомства, юридические научные и учебные заведения.

Судья, впервые назначенный на должность, приносит торжественную при­сягу.


29. Гарантии независимости судей.

Статья 9. Гарантии независимости судьи

1. Независимость судей - это важнейший принцип осуществления судебной власти в России (ст. 120 Конституции РФ), который действует при осуществлении конституционного, уголовного, гражданского, арбитражного и административного судопроизводства. Независимость судей возможна при условии подчинения их только закону. Независимость без подчинения закону способна породить произвол при рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел.

В качестве гарантий независимости судей п. 1 ст. 9 комментируемого Закона называет предусмотренную законом процедуру осуществления правосудия; запрет, под угрозой ответственности, вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; право судьи на отставку; неприкосновенность судьи; систему органов судейского сообщества; предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Предусмотренная законом процедура осуществления правосудия создает такой правовой режим, при котором отмена или изменение судебных решений допускаются не иначе как вышестоящим судом в определенном, установленном законом порядке. Кассационная и надзорная инстанция, проверяя правосудность решений судов первой инстанции, при определенных основаниях вправе отменить их и вернуть дело на новое судебное рассмотрение, дав обязательные для нижестоящего суда указания. Однако в своих указаниях вышестоящий суд не вправе касаться тех вопросов, которые разрешаются по внутреннему убеждению судей (например, по уголовным делам это вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, о преимуществе одних доказательств перед другими, о мере наказания (ст. 386 УПК РФ).

Вступившие в законную силу судебные решения приобретают общеобязательное значение для всех государственных органов, общественных объединений и граждан.

Деятельность суда протекает в особом правовом порядке, содержащем наибольшие гарантии для вынесения по делу законного и справедливого решения. Судьи выносят решения по гражданским и уголовным делам, руководствуясь законом и своим внутренним убеждением, основанном на исследовании всех обстоятельств дела и собственной оценке доказательств. Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы. Суд не связан мнением и позициями сторон. Решение постановляется в условиях тайны совещательной комнаты. Взаимоотношения судей, входящих в состав суда, при разрешении конкретного дела таковы, что каждый судья свободно выражает свое мнение и, при несогласии с другими, вправе изложить особое мнение.

О запрете, под угрозой ответственности, вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия см. комментарий к ст. 10 настоящего Закона.

Установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи - см. комментарий к ст. 11 "Срок полномочий судьи", к ст. 12 "Несменяемость судьи", к ст. 13 "Приостановление полномочий судьи", к ст. 14 "Прекращение полномочий судьи" настоящего Закона. Право судьи на отставку - см. комментарий к ст. 15 настоящего закона "Отставка судьи". Неприкосновенность судьи - см. комментарий к ст. 16 "Неприкосновенность судьи" настоящего закона.

Органы судейского сообщества согласно ч. 1 ст. 29 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" формируются для выражения интересов судей как носителей судебной власти. Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей РФ и Высшую квалификационную коллегию судей РФ.

Компетенция и порядок образования органов судейского сообщества устанавливаются ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", в ст. 1 которого определено, что судейское сообщество в России образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему России.

Органами судейского сообщества в России являются Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов РФ; Совет судей РФ; советы судей субъектов РФ; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей РФ; квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

Согласно п. 1 ст. 12 ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" на присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей. В отношении арбитражных заседателей в соответствии с п. 1 ст. 7 ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" в период осуществления ими правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей.

О предоставлении судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу см. комментарий к ст. 19 настоящего Закона.

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи судья, члены его семьи, их имущество находятся под особой защитой государства. На органы внутренних дел возложена обязанность по принятию необходимых мер по обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению.

Вопросы обеспечения государственной защиты судей более детально регламентированы ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", в п. 1 ч. 1 ст. 2 которого установлено, что государственной защите подлежат судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, присяжные и арбитражные заседатели.

Согласно ч. 1 ст. 5 ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества компетентными органами с учетом конкретных обстоятельств могут применяться такие меры безопасности, как личная охрана; охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности.

В целях реализации указанных мер безопасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия в порядке, установленном Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации". Порядок выдачи служебного оружия судьям установлен постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N 1575.

Приказом Министра внутренних дел России от 21 марта 2007 г. N 281 утвержден Административный регламент МВД России по исполнению государственной функции обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких.

Об осуществлении мер социальной защиты судьи и членов его семьи, предусматривающих реализацию права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти), причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью см. комментарий к ст. 20 "Меры социальной защиты судьи и членов его семьи" настоящего закона.

3. В п. 3 комментируемой статьи в общем виде урегулированы вопросы организационного обеспечения деятельности судов. Под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для независимого осуществления правосудия.

Обеспечение деятельности судов регламентировано нормами ст. 30 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Так, обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ осуществляется аппаратами этих судов; обеспечение деятельности других судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, предоставляющем в их распоряжение необходимые ресурсы; обеспечение деятельности арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом РФ.

Аппарат Конституционного Суда РФ состоит из секретариата РФ и иных подразделений. Секретариат Конституционного Суда РФ: осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Конституционного Суда, проводит прием посетителей; рассматривает обращения в адрес Конституционного Суда в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями; содействует судьям в подготовке к рассмотрению дел и иных вопросов; изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда РФ. Иные подразделения аппарата осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ (ст. 111 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Высший Арбитражный Суд РФ производит подбор и подготовку кандидатов в судьи, организует работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, осуществляет финансирование арбитражных судов, обеспечивает контроль над расходованием финансовых средств, выделяемых арбитражным судам. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны оказывать содействие Высшему Арбитражному Суду в организационном обеспечении деятельности арбитражных судов в России. Материально-техническое снабжение и обеспечение служебными помещениями арбитражных судов, а также медицинское, жилищное и социально-бытовое обслуживание судей и работников аппаратов арбитражных судов осуществляются соответствующим органом исполнительной власти по месту нахождения арбитражного суда за счет средств федерального бюджета (ст. 30 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ст. 44 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации").

Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ (ст. 10 ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации").

Порядок организационного обеспечения деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ определяется законами соответствующих субъектов РФ.

Задача по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов возложена на судебных приставов (см. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах").

4. Согласно п. 4 комментируемой статьи гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, распространяются на всех судей в России; отмена или снижение этих гарантий иными нормативными актами России и субъектов Федерации не допускается.

Конституционный суд РФ относится к органам государственной власти. Он осуществляет конституционный контроль. В список его полномочий входит оценочное действие соответствия каких-либо параграфов нормам Конституции. Это единственный суд, который имеет право отменить закон или правовой акт, если сочтет его нарушающим конситуционные права граждан.

Судьями Конституционного Суда РФ становятся судьи судебного органа. Впоследствии они самостоятельно контролируют судопроизводство в содействии нормам Конституции. Полномочия судей, деятельность суда определены Конституцией РФ и ФКЗ О Конституционном суде РФ.

Согласуясь с законом РСФСР Конституционный суд объединяет 15 судей. Кто назначает судей конституционного суда? Избирает их съезд народных депутатов. В 1991 году, когда впервые вступил в действие данный закон, были избраны лишь 13 судей. Еще двоих доизбрали в 1993 году, после того, как была принята Конституция РФ. На тот момент полномочия судье давались до пенсионного возраста в пребывании в данной должности, т.е. до 65 лет. Конституционный суд самостоятельно избирал Председателя, его заместителя и секретаря.

Принятие Конституции внесло некоторые коррективы в изначальное постановление относительно судей. Теперь их назначалось уже 19 человек. А назначения проводил Совет Федерации Федсобрания РФ. Представление давал сам Президент РФ. Однако судьи, избранные ранее, до принятия этого закона, уже сохранили свои полномочия по старому законодательству до пенсионного возраста.

В 2005-м году были внедрены очередные изменения из-за принятия Федерального конституционного закона №2. До этого был принят Федеральный закон №1 в 1994-м году. И в нем говорилось, что судья Конституционного суда РФ может выбираться на должность сроком до 12 лет. Тогда же был установлен и предельный возраст, людям, старше которого уже нельзя было занимать такой пост – 70 лет. Закон ограничивал такие рамки: полномочия судье придется сложить в последний день месяца, в котором срок полномочий истек. Такое же правило распространялось и на наступление 70-летнего возраста.

Но после внесения изменений в 2001-м году предельный срок продлился до 15 лет, а ограничения 70-летнего возраста были устранены. Однако уже в конце того же года ограничения вернули, а пятнадцатилетний срок оставили. В 2005-м году ограничения снова отменили, а предел возраста оставили для всех за исключением Председателя. Вопрос о том, кто назначает судей конституционного суда, остался без изменений.


Беря во внимание 123 статью Российской Федерации,рассмотрение и разбирательство дел является открытым абсолютно во всех судах. Европейская конвенция по защите прав потребителя, в...


Сейчас это вопрос номер один, который волнует многих россиян. Нынешний председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев имеет все основания опасаться за свое место. Несмотря на...