Нод зимующие птицы подготовительная группа по фгос. Развивающее занятие в подготовительной группе "зимующие птицы"

Елена Покатилова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Капелька»

на тему : «Зимующие птицы » .

Занятие подготовила и провела

Программное содержание : Закрепить знания детей о зимующих птицах , условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц . Учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида.

Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском и женском родах, глаголов от звукоподражаний. Развивать мышление - умение сравнивать, выделять, обобщать. Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, любовь к птицам , желание им помогать. Создать благоприятную доброжелательную атмосферу на занятии .

Словарная работа : существительные - снегирь, синица, корм, семена, зерно; прилагательные - желтогрудая, красногрудый, белобокая, чернокрылая, сизокрылая, длиннохвостая, крупный, мелкий; глаголы - каркает, трещит, стрекочет, чирикает.

Предшествующая работа : рассматривание картин, книг, открыток, иллюстраций с изображением птиц , чтение рассказов о птицах , загадывание загадок, составление описательных рассказов по картинкам, изготовление кормушек для птиц , кормление птиц , наблюдения за птицами .

Оборудование : картины с изображением зимующих птиц , два одинаковых мешочка из тонкой ткани, наполненные зернами разных растений, поднос, емкости с зернами риса и пшена

Литература :

1. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» . Москва, «Мозаика-Синтез» , 2005г.

2. Л. Г. Селихова «Интегрированные занятия . Ознакомление с природой и развитие речи ». Издательство «Мозаика-Синтез» , 2005г.

3. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». «ВАКО» Москва, 2005г.

Ход занятия

Ход занятия:

1. Воспитатель : Ребята,сегодня утром,когда я вошла в группу , на приоткрытом окне сидит сорока, в клюве у нее конверт. Давайте откроем? Интересно, что в этом конверте? (Воспитатель открывает конверт в нём загадки) . Вы умеете отгадывать загадки?Сейчас проверим. (Воспитатель загадывает загадки) . При угадывании на доску вывешиваются иллюстрации птиц .

1. В серой шубке перьевой

И в морозы он герой

Назови его скорее

Кто там скачет? (воробей) .

2. Спинкою зеленовата

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка,

И полоска шарфика, (синица)

3. Грудка ярче, чем заря

У кого? (У снегиря.)

4. Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей .

Прячется в зеленых кронах.

А зовут ее. (ворона)

5. Всех я за день навещу

Все, что знаю растрещу (сорока)

Воспитатель : Молодцы! Правильно отгадали загадки.

Воспитатель : Ребята,а как можно назвать одним словом этих птиц ?

Дети : Зимующие .

Воспитатель : А почему их называют зимующими ?

Дети : Потому что они не улетают на юг,остаются зимовать в наших краях.

Воспитатель : Ребята,а посмотрите внимательно,что есть общего у этих птиц ?

Дети : Туловище,крылья,клюв,перья,лапы,хвостик.

Воспитатель :Молодцы. А чем они отличаются?

Дети :Размером,окраской оперенья,формой клюва.

Воспитатель :Ребята,как живётся птицам зимой ?

Дети :Трудно-голодно и холодно.

Воспитатель :Почему?

Дети :Снег укрыл землю,зёрнышек не найти.

Воспитатель :Правильно,поэтому птицы прилетают поближе к нашим жилищам и просят у нас помощи. А как и чем мы можем помочь птицам зимой ?

Дети :Покормить их.

Воспитатель : А чем люди кормят птиц ?

Дети :Семечками,крупой,крошкой,салом.

Воспитатель :Ребята,я вам сейчас покажу пшено и рис. Опишите мне их.

Дети :Пшено мелкое и жёлтое,а рис крупный и белый.

Воспитатель :А сейчас мы поиграем в игру «Угадай на ощупь» .Возьмите мешочек в руки,в них насыпан корм для птиц . Определите на ощупь,какой корм у вас в мешочках?

Катя,скажи,что у тебя в мешочке? (опрашиваю ещё 2-3 ребёнка) .

А теперь развяжите мешочек и посмотрите правильно ли определили.

Дети развязывают мешочки и называют , что в них.

Воспитатель :Все мешочки положите на поднос. Молодцы вы хорошо потрудились и, наверное, устали, давайте все вместе отдохнем.

Физкультминутка :

Руки подняли и помахали -

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем -

Это к нам птицы летят .

Как они сядут, покажем,

Крылья мы сложим назад.

В. –Ребята,подскажите мне если у сороки белый бок, то она какая?

Белобокая.

В. - Если у синицы желтая грудка, то она какая?

Желтогрудая.

В. - Если у снегиря красная грудь, он какой?

Красногрудый.

В. - Если у вороны черное крыло, то она какая?

Кар - кар.

В. - Значит, она что делает?

Синь - синь - синь.

В. - Что она делает?

Чик-чирик.

В. - Что он делает?

Чирикает.

Воспитатель :А в следующем задании,ребята, сорока просит вас исправить ошибки в предложениях.

Чёрный ворона-чёрная ворона.

Сорока сидел на заборе-…

Ворона чирикала на солнышке-…

Снегирь клевала хлеб-…

Воспитатель :Ребята,а сейчас послушайте внимательно небольшой рассказ про снегиря и ответьте на вопросы.

Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири» , потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на белом снегу.

По Ю. Дмитриеву

Вопросы :

1. Как выглядят снегири.

2. Когда появляются в наших местах снегири?

3. Каких ещё зимующих птиц вы знаете ?

Воспитатель : Молодцы. Ребята, сорока вам приготовила вам ещё одно задание. В конвертах,что у вас на столах,лежат разрезные картинки,на которых изображены птицы . Вам нужно их собрать и назвать какая у вас получилась птица .

Воспитатель :Какие вы молодцы,все справились с заданием.

Итог. Оценка деятельности детей.

О каких птицах мы с вами сегодня разговаривали? зимующих .)

Каких зимующих птиц вы запомнили , назовите.

Как люди должны помогать птицам ? Почему? (делать скворечники,кормушки,кормить) .

Публикации по теме:

«Зимующие и перелетные птицы». Конспект занятия в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема:«Зимующие и перелетные птицы». Образовательные задачи:.

«Зимующие птицы» Вашему вниманию предложен конспект непосредственно образовательной деятельности «Зимующие птицы» с детьми средней группы.

Цель. Развитие связной речи. Задачи. 1. Закреплять представления детей о зимующих птицах (характерные внешние признаки, особенности жизни.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы» Программные задачи: Закрепить знания детей о зимующих птицах, умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму. Учить составлять описательные.

Сварцевич Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 44
Населённый пункт: Город Кемерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада "Перелетные и зимующие птицы"
Дата публикации: 02.04.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия

В подготовительной группе

По развитию речи

Составитель: Сварцевич Оксана

Владимировна

Кемерово 2016

Перелетные и зимующие птицы.

Цель:
1. Расширить знания детей о птицах.
2. Закрепить представление о зимующих и перелетных птицах; их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях. 3. Развивать устную речь; развивать зрительное и слуховое восприятие; внимание и память. 4.Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к родной природе.
Оборудование:
1. Картинки с изображением птиц: А) зимующие (дятел, ворона, синица, сорока, сова, голубь; птицы на кормушке) Б) перелетные (соловей, скворец, ласточка, снегирь, кукушка, утка, лебедь.) 2. Аудиозапись “Голоса птиц” 3. Видеозапись с логоритмикой. 4.Макет дерева. 5.Оргстекло.
Методы:
– игровой; – объяснительно – иллюстративный; – частично – поисковый;
Ход занятия:
Восп-ль: Ребята посмотрите за окном,у нас какое время года? Как изменилась природа? (Ответы детей.) Восп-ль: Сейчас у нас поздняя осень. Все звери и птицы наверное уже приготовились к наступлению холодов. Стук в дверь, влетает сорока с письмом.
«Беда в лесу приключилась! Все птицы перемешались и не знают, как им быть. Некоторым нужно улетать в теплые края, но без вашей помощи они не справятся. Ребята помогите птицам!» Вос-ль: Ребята, каким птицам нужно улетать в теплые края? А какие птицы остаются? (Ответы детей) Восп-ль: Давайте поможем птицам, раз вы знаете, что птицы делятся на перелетных и зимующих. Почему их так называют? Перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать. Зимующие – не боятся холода и остаются здесь. Перед детьми лежат конверты в них картинки и слоги с названием птиц, нужно правильно составить слово, и приклеить на оргстекло. Потом переворачиваем и проверяем правильность составления слов. СО-РО-КА, СИ-НИ-ЦА, СО-ЛО-ВЕЙ, СО-ВА, СКВО-РЕЦ. Восп-ль: Молодцы ребята. Скажите, какие из них перелетные, а какие зимующие. Посмотрите внимательно, что общего у этих птиц? (Ответы детей) Восп-ль: Ребята давайте послушаем пение птиц и попробуем угадать, кто как поет (аудиозапись с пением птиц). Логоритмика со звуком «С» Восп-ль: Посмотрите, что за домик здесь стоит? Мы с вами пришли в гости к сказкам, нам нужно вспомнить в названиях каких произведениях встречается птицы. (Ответы детей) «Серая шейка», «Гуси-лебеди», басня «Ворона и лисица», «Гадкий утенок» и т.д. Игра “Веселый мяч”. Бросаем ребенку мяч и называем птицу. Ребенок бросает мяч обратно и говорит "перелетная" (п) или "зимующая" (з). Снегирь (з), скворец (п), голубь (з), синица (з), утка (п), ласточка (п), лебедь (п), соловей (п), сова (з), дятел (з), кукушка (п) и т.д.
Восп-ль: Ну вот ребята мы с вами поиграли, теперь нужно спешить дальше. Перед вами птица (снегирь разрезанный на части) нужно правильно назвать части тела. (Ответы детей) Восп-ль: Посмотрите мы с вами вроде бы всех птиц собрали, теперь нужно нам с вами разобрать какие все-таки птицы перелетные, а какие зимующие. Садимся за столы. Перед детьми выкладываются все птицы. Восп-ль: Ребята посмотрите внимательно. Давайте каждый из вас выберет себе птицу, и попробует описать её. Перелетных мы посадим на дерево, а зимующие останутся у нас на доске. (Ответы детей) Восп-ль: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Но вот перелетные улетят в теплые края и там найдут себе корм, а зимующим птицам надо помогать зимой? Как? (Ответы детей) Восп-ль: Но если мы высыпим зерна, крошки хлеба на землю, их может замести снегом. Что же делать? (Ответы детей) Восп-ль: Правильно нужно развешивать кормушки для птиц. Вот у меня есть кормушка и мы с вами когда пойдем на прогулку повесим её на нашем участке и будем кормить птичек, которые будут зимовать. Приложение.
Снегирь
Сова Соловей Сорока
Скворец Ласточка
Дятел Утка
Ворона Лебедь
Голубь Синица
Кукушка
«Перелетные и зимующие птицы»

(Открытое занятие в подготовительной группе

по развитию речи)

Воспитатель МБДОУ №44 Сварцевич О.В. Кемерово 2011г. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: «Птицы» Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения. Как головою между листвою Дятел деревья долбит. (движения головой вверх - вниз) Как на рыбалку и вперевалку Гусь за гусыней бежит. (бег на месте с разведением рук)
Как удивились, остановились Гуси у самой реки, Воду попили, крылья раскрыли (наклон вперед, руки назад) И потихоньку пошли, (шаги на месте) 1Ворона Эту птицу, наверное, видели все. И слышали ее громкий, пронзительный голос. Ворона - довольно крупная птица. По земле она важно вышагивает, но иногда смешно подпрыгивает. Наряд у вороны скромный: черная голова, крылья и хвост. Остальное - серое. Клюв большой, крепкий. Вороны превратились в настоящих городских жителей. Их большие гнезда можно увидеть на высоких деревьях в парках, вдоль дорог. Питаются всем, что найдут на улице. Можно сказать, что вороны - "санитары": подберут все отходы и отбросы. Но кормятся вороны не только тем, что раскопают в мусорных баках. Они уничтожают вредных насекомых, мышей. Умеют даже ловить рыбу. Не прочь полакомиться яйцами из чужих гнезд. Всем знакомо воронье карканье. Часто говорят: "Ворона каркает зимой к морозу, а летом к ненастью". Оказывается, вороны могут подражать голосам других птиц, стуку дятла. Могут мяукать, лаять и даже скрипеть, как дверь. Прирученные вороны не хуже попугаев произносят слова человеческой речи. Вороны очень умны. Они размачивают в лужах сухие корки хлеба, разбивают орехи, бросая их с высоты на асфальт. Ученые установили, что вороны умеют считать до пяти! И легко отличают человека с ружьем от человека с обычной палкой. А еще вороны неравнодушны к блестящим вещам - часам, серьгам, украшениям. И частенько воруют их, прячут в гнездах или в других тайниках.
Для ночевки вороны собираются в стаи и летят в парк или на опушку леса. И долго устраиваются на ветках, каркают, словно рассказывая друг дружке, что интересного произошло за день. Гнезда у них большие и прочные. Вместе с ветками вороны вплетают в гнезда кусочки проволоки. Утепляют гнезда пухом, мхом, тряпками. И шерстью, которую ловко выклевывают из шкур лохматых собак. И вот в гнезде появились яйца - светло - зеленые, с темными крапинками. Самка теперь будет их согревать, высиживать, а самец кормит и охранять. Когда птенцы подрастут, тут уж обоим родителям придется потрудиться, чтобы накормить свое прожорливое потомство. 2Кукушка Когда люди слышат голос кукушки, в шутку спрашивают: "Кукушка, кукушка, сколько мне лет?" И считают звонкое "ку - ку", раздающееся над лесом. На самом деле, кукушка, конечно, не года считает. И вообще, куковать - дело "мужское", это песня кукушки - самца. Он сообщает всем, что здесь его территория, его владения. И, естественно, охотничьи угодья. А еще - это приглашение в гости - кукушке - самочке. А другие пусть убираются подобру - поздорову, иначе будет драка - пух и перья полетят! Но прославилась кукушка не своим пением, а тем, что подкладывает свои яйца в чужие гнезда. Кукушка - довольно - таки крупная птица с длинным хвостом. И очень похожа на хищника - я стреба. Она распугивает мелких птиц и оставляет свое яйцо в чужом доме. Иногда хозяева гнезда расклевывают, выбрасывают появившееся таким нахальным образом яйцо. Но чаще всего высиживают, как свое собственное. Нередко яйца кукушки окрашены так же, как и другие в этом гнезде. А потом обманутым родителям приходится выкармливать прожорливого кукушонка. Часто в гнезде он остается один. Его одного и будут кормить. Нередко птенец становится больше своих "родителей", которые целый день летают к гнезду, то с червячком, то с мухой. А кукушонок только раскрывает рот: аппетит у него отменный! Ну а что делает мама - кукушка? О птенце она даже и не думает! Уже в середине лета кукушка собирается в далекие теплые страны. Но надо быть справедливым: есть кукушки, которые сами высиживают и выкармливают своих птенцов. Кукушки уничтожают вредных насекомых. Они клюют даже ядовитых гусениц, которыми не питаются другие птицы. Полезная птица! 3Лебедь Вот лебедь плывет, отражаясь в спокойном зеркале озера. Длинная шея чуть изогнута, он плывет спокойно и величаво. Но вдруг взмахнул большими белоснежными крыльями... Когда лебедь выходит на берег, он мало похож на сказочную птицу. Неуклюжей походкой на широких перепончатых лапах он напоминает гуся. И это не удивительно: лебеди, гуси и утки - близкие родственники. У лебедя длинная шея и широкий клюв темного или красного цвета. У некоторых видов лебедей на лбу повыше клюва бугорок, словно шишка. Лебедь легко достает со дна озера или реки корм. Как гуси и утки он процеживает сквозь клюв, через специальные пластинки-зубчики воду с придонным илом. И вся добыча - водные насекомые, семена растений, водоросли - остается в клюве. Очень красиво лебедь ухаживает за самкой. Он высоко поднимает шею, расправляет крылья, порой издает громкие трубные крики. Пара лебедей живет вместе всю жизнь.
Лебеди узнают друг друга не только по голосу, но и по внешнему облику. Бывает, самка опустит шею в воду, а лебедь, не узнав ее, ринется прогонять "чужака". Но стоит самке поднять голову, лебедь - супруг успокоится, виновато на нее поглядывая. Гнездятся лебеди на берегу, в зарослях прибрежных кустов и растений. Гнездо выстилают пухом, выщипывая его у себя из груди. Обычно яйца высиживает самка. Но у черных лебедей - оба родителя. Лебедята рождаются покрытые редким пушком, мало похожие на прекрасных птиц. Существует легенда, будто бы лебедь в конце жизни поет последнюю, "лебединую", песню. Но это только легенда. Песни лебедя больше похожи на шипение с резкими звуками. Но мы все равно любуемся этими величественными птицами. 4Сорока "Болтлив, как сорока!" - так называют человека, который любит поболтать. И в самом деле сороки много стрекочут: так они предупреждают всех в лесу о приближении опасности - хищного зверя или человека. Какого цвета сорока? Все скажут "черно - белого". У нее и в самом деле черная голова, крылья, хвост. Но темные сорочьи перья отливают сине - зеленым блеском. Сороки очень любопытны, хотят знать обо всем, что творится вокруг. По земле птица ходит вперевалочку, часто передвигается большими скачками. Люди, подметив это, говорят: "Скачет, как сорока!" У сороки крепкий, острый клюв. И очень большой, длиннее всего ее тела, хвост. Перья расположены в нем "уступами". Словно кто - то неровно обрезал его края. Но самое необычное то, что сорока, как ящерица, может оставить свой хвост в зубах или когтях врага. Потом все равно вырастет новый. Сорока - быстрая и ловкая птица. Выхватить кусочек из - под самого клюва вороны ей ничего не стоит! Сорока, как и ворона, любит собирать блестящие предметы: кольца, монетки, брошки, кусочки яркого стекла. Все это часто находят в сорочьих гнездах и тайниках. Отсюда еще одно выражение - "Сорока - воровка". Свои гнезда сороки устраивают среди густых кустов или высоко на дереве. Эти птицы - прекрасные строители. Из длинных прочных прутьев они сначала делают прочный каркас гнезда в виде шара. Основание его укрепляют глиной и землей, словно фундамент дома. Гнездо сверху прикрывает специальная крыша из ветвей, а вход расположен сбоку. На дне - мягкая подстилка из пуха, перьев, мха. Нередко сорока для гнезда выщипывает шерсть из шкур животных. Сорочьи яйца голубоватого цвета, с коричневыми и бурыми пятнами. Сорока греет их, никуда из гнезда не улетая. И все это время ее кормит самец. Он и гнездо охраняет. Он же отвечает за всех членов своего семейства! 5Ласточка В сказке Г.Х. Андерсена "Дюймовочка" маленькая девочка спасла замерзающую ласточку, а потом и ласточка помогла Дюймовочке: унесла ее в теплые, волшебные края... В яркий солнечный день юркие ласточки - птицы с черной спинкой и светлой грудкой - так и мелькают в небе: то взмывают вверх, то делают резкие повороты. Они на лету ловят свой корм: мух, комаров, бабочек и других насекомых. Летают они быстро, ловко, у них сильные длинные крылья, потому так стремителен их полет. Но крылья мешают ласточкам ходить по земле, поэтому отдыхают они, сидя на проводах и тонких веточках.
Ласточки на лету умеют не только ловить насекомых, но даже пить! Они проносятся над водой и зачерпывают ее клювом. Так же, на лету, ласточки умудряются искупаться. Пролетят несколько раз над самой поверхностью, слегка коснутся воды - вот и искупались! Птицы часто живут рядом с человеком. Устраивают гнезда под крышами домов, под балконами, могут даже залететь в комнату... А гнезда их - из комочков глины, смоченной слюной. На высоком берегу реки можно увидеть множество маленьких норок. В этих норах живут береговые ласточки. Норки они роют клювом. Иногда нахальные воробьи прогонят ласточку из гнезда, займут чужой дом. Соберутся тогда ласточки, о чем то пошепчутся - и залепят глиной вход в гнездо. Тут уж непрошенному гостю не поздоровится! Когда появляются птенцы, ласточкам приходится часто их кормить: аппетит у птенцов отменный. Ласточки помогают людям узнать, будет ли дождь. Если летают низко над землей - жди дождя. Перед дождем воздух становится влажным. Маленькие мошки намокают, тяжелеют и опускаются вниз. А за ними - и ласточки. И уж совсем удивительно то, что эти птицы могут быть... почтальонами! Они всегда возвращаются в родные края. И люди вместе с ними иногда пересылали письма. Были случаи, когда ласточки приносили записки от людей, попавших в беду. И людей спасали! Только летом живет с нами эта добрая птица, зимовать улетает в теплые страны. Но весной она возвращается, и мы рады ей! 6 Сова - ночная хищная птица. Её организм великолепно приспособлен для ночной охоты на мелких птиц и грызунов. Превосходное зрение, отличный слух, бесшумный полёт, исключительная подвижность головы на 270 градусов, острые когти, сильные лапы - это качества хорошего охотника. Глаза у птицы большие и круглые, но днём сова видит плохо, и поэтому до заката солнца прячется в дуплах деревьев и старых строениях

Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе

по теме «Зимующие птицы».

Коррекционно-образовательные задачи: Расширение словарного запаса по теме «Зимующие птицы»; активизации познавательных интересов; развивать умение согласовывать числительные с существительными; Развивать умение давать полные ответы на поставленные вопросы;

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко­ординации речи с движением;

Коррекционно-воспитательные задачи: Способствовать формированию познавательного интереса детей к жизни птиц; воспитывать бережное отношение к природе и заботу о птицах; Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Ход занятия

I . Организационный момент

Логопед встречает детей и предлагает каждому взять по одной предметной картинке.

– Рассмотрите и назовите, кто изображен на картинке.

– Как одним словом можно назвать тех, кто изображен на картинках? (Зимующие птицы)

II . Объявление темы занятия

– Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)

– Кто догадался, о ком мы будем говорить на занятии?

– Поговорим мы сегодня о зимующих птицах.

Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев. Они сбросили свой пестрый наряд из листвы. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.

Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.)

Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.)

Ребята, я вижу здесь птичек (слайд), значит, не все птицы улетели.

Игра «Бинокль»

Дети смотрят в бинокль и отвечают на вопрос: «Где сейчас можно увидеть птиц?» (на крыше, на снегу, на заборе, в кормушке, около дома). Как называются эти птицы? (зимующие).

Проводится игра «Птичий концерт»

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы и предлагается хором продемонстрировать, как эти птицы поют:
Воробей: чик-чирик

Синица –тинь-тинь

Ворона: кар-кар

Сорока: стрр-стрр

Снегирь: дю-дю-дю

Дятел: дрр-дррр

Клест: цок-цок-цок

Свиристель: тюр –тюр – тюр

III. Закрепление знаний

Д/и «Сложи птичку

У вас на столах лежат разрезные картинки с изображением зимующих птиц.

Как нам узнать, какие птицы изображены на этих картинках? Соберите картинки и вы узнаете свою птичку.

Ребята, почему птицы в холодное время года прилетают поближе к жилью человека? (Человек их подкармливает.)

Ребята, в холодные дни птички не поют, тогда мы споем про них чистоговорку.

Д/у «Журавли» (звучит музыка).

Ли-ли, ли-ли - улетели журавли,

Ло-ло, ло-ло – все дорожки замело,

Ля-ля, ля-ля – побелела вся земля,

Лю-лю, лю-лю – Новый год встречать люблю!

VII. Составление предложений

Логопед: Ребята, мы должны зимой помогать птицам? Как?

Д/и «Кого чем угостим?»

Посмотрите, как много прилетело птиц, их надо покормить! Я угощу ворону корочкой хлеба. А вы? (Ответы детей.)

Наелись птицы. Предлагаю рассмотреть их внимательно. Обратите внимание на то, какие они все разные.

Д/и «Скажи какая? Какой?»

Если у сороки белый бок, она какая? (Белобокая)

Если у синички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая)

Если у снегиря красная грудка, он какой? (Красногрудый)

Если у вороны толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)

Если у воробья короткий клюв, он какой? (Короткоклювый)

Ребята, птицы наелись, и мы с вами отдохнём, физкультминутку проведём.

Динамическая пауза Игра «Отгадай и присядь»

Я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками, как будто мы провожаем перелетных птиц в дальний путь.

Ребята сравните птиц с людьми и животными.

У человека - дети, а птицы-птенцы

У человека – нос, а у птицы –клюв

У животных – шерсть, а птиц-перья

У кошки –лапы, а у птицы – лапы.

Предлагаю поиграть в игру «Четвёртый лишний»

Снегирь, синица, кормушка, голубь;

Дятел, ворона, синица, заяц.

Упражнение «Посчитай-ка»

Ребята, с нами остаются зимовать много птиц. Давайте, вместе их сосчитаем. (Дети считают птиц.)

1,2,…5 (Снегирь, синица, голубь, сорока, дятел.)

IV. Рефлексия.

О ком мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Какая игра вам больше всех понравилась?

Цель: всестороннее гармоничное развития личности, развитие речевых и психических качеств в соответствии с возрастом детей, подготовка к обучению в школе.

Область «Познание»

1. Расширение и систематизация представлений о зимующих птицах;
Закрепление умения различать по внешнему виду и называть их.
2. Совершенствование умения ориентироваться в пространстве (понимать термины «слева», «справа», «снизу», «сверху», предлоги «после», «перед», «над», «под», «между», «от»).
3. Развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия.

Область «Коммуникация»

1. Совершенствование речи детей как средства общения
2. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы».
3. Продолжать совершенствовать умение составлять описательный рассказ на заданную тему.
4. Обучение составлению предложений со значением противопоставления (а).
5. Использование в речи имен существительных во множественном числе.
6. Практическое употребление притяжательных прилагательных, согласование их в роде и числах.

Область «Здоровье»

1. Развитие общей моторики. Развитие интереса к подвижным играм и потребностей в двигательной активности.
2. Развитие мелкой моторики рук.
3. Развитие зрительного восприятия.

Образовательная область «Труд»

1. Расширение представления детей о труде взрослых.
2. Обобщение представления детей о профессии орнитолог.

Область «Социализация»

1. Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры.
2. Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактической игре.

Область «Художественное творчество»

Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании, для создания выразительного образа (цветные карандаши, восковые мелки, пастель).

Область «Музыка»

Продолжать развивать навыки восприятия звуков, обогащать впечатления детей.

Оборудование и материалы:

Предметные картинки с изображением зимующих птиц.
Эмблемы (для подвижной игры).
Схема с изображениями и названиями птиц.
Запись «Птичьи голоса».
Контурное изображение зимующих птиц.
Ватман. («Паспорт» зимующих птиц).
Цветные карандаши, восковые мелки.
Д/ игра «Перышки».
Изображение зимующих птиц в формате «Презентации».
Ноутбук.

Предварительная работа:

1. Рассматривание с детьми на иллюстрациях, вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), о бережном отношении к птицам зимой.
2. Беседы с детьми в процессе наблюдения и кормления птиц на прогулке.
3. Чтение энциклопедической и художественной литературы.
4. Заучивание стихов о птицах.
5. Знакомство с профессией – орнитолог.
6. Детская мастерская: рисование и лепка зимующих птиц.

Формы организации совместной деятельности

1. Наблюдение.
2. Беседа.
3. Чтение художественной и энциклопедической литературы.
4. Игровой метод.
5. Рисование.

Проведение НОД:

1. Организационный момент.

Дети входят в зал. Звучит музыка (трель разных птиц).

Ребята, давайте представим, что мы сегодня пришли с вами в парк, вокруг деревья и слышны голоса?

Хотите послушать их пение?

Вы знаете уже, что есть люди, которые изучают птиц. Кто помнит, как называется эта профессия? Хотите поиграть в ученых-орнитологов? Мы с вами в парке, здесь много птиц. Слышите их голоса?

1. «Найди птицу»

Ученые- орнитологи могут по описанию внешнего вида, повадкам угадать, какая это птица. А вы можете?

2. Игра «Отгадайте загадки». Отгадывание загадок.

Присаживаетесь на «Лавку». Я вам загадаю загадки, и если вы угадаете, появятся отгадки.

Дети отгадывают загадки, после появляется ноутбук с картинками зимующих птиц (которые дети отгадали).

Он по-рабочему одет-
Удобно, просто, ловко,
На нем красный берет
И пестрая спецовка
(Дятел)

Грудка ярче, чем заря,
У кого? (У снегиря)

Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится-
Собирает крошки,
А потом на ветку- прыг
И чирикает: «Чик-чирик»
(Воробей)

Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прыгает она у дома,
А зовут ее? (ворона)

А теперь послушайте другую загадку.

Эта птица зимующая. У нее голова, крылья черного цвета. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. А по бокам перышки совсем белые. Поэтому эту птицу назвали белобокой. (сорока)

Мы с вами говорили о птицах, кормили их, рисовали и лепили, вы многое о них узнали. И можете сами загадать загадки. Хотите попробовать?

Дети составляют рассказ-описание других птиц (сова, голубь, синица).

2. Появляется изображение птиц клеста и снегиря.

Посмотрите на этих птиц. Это снегирь. Снегирь — птица, которая прилетает к нам из северного леса. Прилетает к нам с появлением первых заморозков. А весной снова улетает в свои северные леса. Грудка у нее красная, хвост, концы крыльев и голова темно – синие, на крыльях по белой полоске. Снегирь питается семенами растений, ягодами рябины.

А эта птица клест. У Клеста все туловище красного цвета. Только крылья черно-белого цвета. Эта птица питается семенами еловых и сосновых шишек, поэтому у него такой формы клюв: верхняя часть изогнут вверх, а нижняя часть – вниз. Клест выводит птиц зимой. Чтобы прокормить своих птенцов семенами шишек.

3. Игра « Найди отличия».

Я могу вам предложить поиграть в интересную игру. Посмотрите, еще раз на этих птиц. Орнитологи в своей работе часто сравнивают птиц. А вы можете найти отличия. Давайте поиграем?

У снегиря только грудка красная, а у клеста — все туловище.

Крылья у снегиря темно – синего цвета, а у клеста – черно – белые.

Снегирь питается ягодами рябины, а клест – семенами еловых и сосновых шишек.

Снегирь выводит своих птенцов весной, а клест – зимой.

5. Игра «Кто внимательный». Схема с изображением зимующих птиц.

Посмотрите внимательно на схему.

Я задумываю птиц, которые стоит после… (снегиря)

Это кто? Перед…? Справа от…? Слева от…? Сверху над…? Снизу под…? Между… А теперь вы.

Мы с вами хорошо поработали, а теперь можно отдохнуть и поиграть в парке.

6. Подвижная игра «Найди пару».

Каждому ребенку клеится на одежду картинка с изображением птицы. Звучит музыка «Пение птиц». Дети «летают» по «парку», когда музыка заканчивается, каждый ищет себе пару.(игра повторяется 2 раза).

Я знаю такую игру, называется «Найди пару». Хотите, научу? Каждый из вас превратится в птицу и найдет пару.

7. Игра « Один-много» — см. предыдущее задание. Дети встают парами (В игре «Найди пару») логопед спрашивает:

Вы какие птицы? (снегири).

Один – снегирь, а много — …

Сначала образуем множественное число птиц изображенных на эмблемах, а затем остальных.

8. Д/и «Чьи перышки».

Посмотрите ребята, что я нашла.

Как вы думаете, что это? (перья птиц)

Птицы так спешили к нам, что обронили свои перышки. Давайте соберем их и посмотрим, чьи перышки у нас. Орнитологи могут определить, какой птице принадлежит перо, давайте, и мы с вами попробуем.

Дети находят перышки и становятся с ними под нужную птицу.

Это перо чье? (воробьиное, воронье, голубиное и т.д.)

Орнитологи в своей работе делают зарисовки птиц, или их фотографируют. Мы сегодня с вами раскрасим зимующих птиц, обратите внимание на цвет оперенья. Выбирайте, какую зимующую птицу будете раскрашивать. (Дети садятся за подготовленный стол).

9. Развитие мелкой моторики «Раскрашивание птиц». Во время раскрашивания звучит музыка «Голоса птиц» (клест, воробей, снегирь, ворона). В конце дети называют, какую птицу раскрасили.

10. «Паспорт зимующих птиц».

Когда орнитологи заканчивают работу по изучению данных птиц, они пишут статью, работу или книгу, а мы сегодня закончим с вами заполнение паспорта зимующих птиц.

На лист ватмана крепим птиц, раскрашенных детьми, недостающих птиц. Ватман заранее подписан «зимующие птицы» и изображена схема составления описательного рассказа. (Название, части тела, цвет, где живут чем питаются).

Посмотрите, какой паспорт зимующих птиц у нас получился. Что по нему мы можем узнать?

Какие птицы.
Как называются.
Части тела.
Составить рассказ…

Мы с вами в группе подпишем названия птиц.

ГБОУ СОШ № 305 г. Москва

Дошкольное структурное подразделение с группами для детей с ОНР

Опыт работы воспитателя логопедической группы Дворницыной А.Б.

НОД в подготовительной к школе группе

«Птицы – наши друзья»

Программное содержание:

Развивать связную и диалогическую речь;

Развивать коммуникативную функцию речи;

Уточнять и систематизировать знания детей о зимующих и перелетных птицах активизировать словарь по данной теме;

Развивать способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить;

Развивать умение ориентироваться на листе;

Познакомить детей с правилами поведения в лесу,

Учить сопоставлять правила с символическими знаками;

Развивать чувство партнерства и сотрудничества;

Воспитывать бережное отношение к природе и заботу о птицах;

Оборудование:

Мультимедийная система; заставка с изображением голубя, заставка с изображением зимующих и перелетных птиц, запрещающие знаки (экологические), 2 карточки с изображением ели и дуба, фишки по количеству игр и заданий, картинки с изображением птиц.

Предварительная работа:

чтение художественных текстов; К.Паустовский «Растрепанный воробей», Д. Мамин- Сибиряк «Серая шейка», В. Бианки «Птичья столовая», Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди, Гадкий утёнок», А. Пушкин «Сказка о царе Салтане», р. н. сказки: «Гуси- лебеди», «Иван царевич и серый волк».

Наблюдение за птицами в природе и на участке детского сада. Рассматривание птиц на иллюстрациях и сюжетных картинках, отгадывание загадок, беседы по теме. Игры: «Узнай по описанию» «Чей домик», «Зоологическое лото», «Птичья полька», «Совушка- сова».

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята, к нам в детский сад прилетел почтовый голубь и принес письмо. Интересно о чем оно? Открывайте конверт, доставайте письмо и давайте его прочитаем.

(Воспитатель читает письмо):

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам лесник Иван Иванович. В нашем лесу случилась беда: радуга потеряла свои цвета и птицы перестали петь! И только вы можете вернуть цвета радуге и голоса птицам. Для этого вам нужно выполнить задания, которые находятся в конвертах. Пронумерованные конверты с заданиями я разместил на дереве».

(Воспитатель обращает внимание детей на дерево с конвертами.)

Воспитатель:

Ребята! Как Вы думаете, с которого по счету конверта нам нужно начинать выполнять задания? (ответы детей )

Возьмите конверт, откройте его и достаньте письмо.

(воспитатель читает письмо ):

«Ребята, разместите птиц по местам. Посмотрите, на мольбертах условные обозначения. Рассмотрите их, и скажите, что они означают».

(ответы детей )

Условные обозначения: перелетные птицы –

Зимующие птицы –

Воспитатель:

Ребята, возьмите по одной картинке, рассмотрите, какая на ней изображена птица, и поместите её на мольберт с тем условным обозначением, который её подходит.

(дети выполняют задание)

(после выполнения задания воспитатель обращает внимание детей на то, что они объединились в две команды)

Воспитатель:

Ребята, у нас стало две команды, придумайте названия своим командам и представьте их (дети договариваются ).

А теперь проверьте друг у друга правильность выполнения задания.

(После выполнения задания на экране появляется радуга и у нее появляется первая красная дуга!)

Воспитатель:

Ребята, под каким номером будет следующий конверт?

(дети называют номер)

Воспитатель:

Снимайте и открывайте его. Здесь вопросы от Ивана Ивановича.

Я буду задавать вопросы каждой команде по очереди.

  1. Птица, призванная лучшим певцом в мире?
  2. Птица, лучший почтальон?
  3. Птица, которая не растит своих птенцов?
  4. Какие птицы служили Бабе-Яге.
  5. Какая птица снесла бабе и деду золотое яичко?
  6. С какой птицей дружит Винни-Пух
  7. Какая птица не летает?
  8. В какую птицу превратился гадкий утёнок?
  9. Какая птица славится своим необычным хвостом?
  10. Птицы, с которыми путешествовал Нильс.
  11. Птицы, которые взяли лягушку в теплые края.
  12. Птица, клюв которой по силе можно сравнить с отбойным молотком

Воспитатель:

Ребята, вы правильно ответили на все вопросы, и у радуги появился еще один цвет (оранжевый ).

Подойдите к дереву снимайте и открывайте следующий конверт. Под каким он номером? (ответы детей) В нем тоже письмо с заданием от Ивана Ивановича и он предлагает нам игру «Угадай птицу».

Подойдите к столу, на котором лежат картинки. Каждая команда выберет по две картинки с изображением птиц. Первая команда расположит на мольберте одну картинку так, чтобы другая команда не видела ее и сообщит: «Мы загадали картинку, угадайте какую».

Другая команда должна отгадать эту птицу, называя повадки, внешний вид, место обитания и т.д.

(дети выполняют задание, команды работают по очереди )

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием, и у радуги появился еще один цвет (желтый ).

Снимайте следующий конверт. Какой он по счету? (ответы детей), что же нам еще предлагает Иван Иванович?

(воспитатель читает письмо):

«Дети, я знаю, что вы любите играть. И предлагаю еще одну интересную игру. Она называется «Птичья полечка». Правила игры таковы: когда звучит музыка, вы танцуйте, но как только музыка прекратится, вы остановитесь, и выполняете движения: если услышите название зимующей птицы – вы присаживаетесь, а если перелетной – разведите руки в стороны. Будьте внимательны! правильное выполнение задания в этой игре, поможет вернуть еще один цвет радуге. Раз, два, три – музыка, звучи!»

(игра повторяется 3-4 раза)

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Вот еще одна дуга радуги заиграла своим цветом! (зеленый )

Нам надо снять следующий конверт под номером… ? Что же еще нам пишет Иван Иванович?!

(воспитатель читает письмо):

«Ребята, в нашем лесу много птиц, как-то они сели в ряд и затеяли спор, какая из них может быть лишней. Помогите им разрешить спор».

Воспитатель:

Ребята, рассмотрите птиц на картинках, расположенных на мольберте, назовите их. Скажите, какая птица может быть лишней, объясните, почему вы так считаете.

(на мольберте выставляются сначала картинки для первой команды, потом для второй, команды выполняют задание по очереди и объясняют свой выбор)

Воспитатель:

Молодцы ребята. В каждом ряду любая птица может быть по определенному признаку лишней, но все птицы важны и нужны!

Вот и радуга изменилась, и у нее появился еще один цвет (голубой ), а нам осталось открыть еще один конверт и он под номером…, снимайте его и давайте прочитаем, что нам еще предлагает выполнить Иван Иванович.

(дети снимают конверт, называют цифру, воспитатель читает письмо):

«Ребята, я предлагаю вам игру, выполнив задания которой вы поможете птицам найти свои дома. Игра называется «Найди дом для птицы», послушайте правила игры, которые вам прочитает воспитатель».

Воспитатель:

Ребята, посмотрите в центре экрана птица, назовите ее. Вокруг нее картинки с разными гнездами. Рассмотрите их внимательно, найдите гнездо этой птицы и назовите, где оно расположено на экране. Для этого вам нужно пользоваться словами: в верхнем углу слева, справа в среднем ряду, в нижнем ряду посередине …

Воспитатель:

Вы отлично справились с этим заданием, и радуга получила еще один цвет (синий ).

Воспитатель:

А вот и последний конверт, под номером (7), снимайте и открывайте, а в нем какие-то интересные знаки. Рассмотрите знаки и расскажите, что они обозначают? (ответы детей).

Нельзя шуметь в лесу. - Нельзя разжигать огонь

Нельзя разбрасывать мусор - Нельзя разорять муравейники

Не разорять гнезда. - Не стрелять из рогатки

Воспитатель:

Молодцы! Как здорово вы все объяснили!

Так что же нам рассказали знаки? (ответы детей )

Вы справились с последним заданием лесника Ивана Ивановича, и посмотрите: радуга засияла всеми своими цветами! Назовите их. (ответы детей )

А сейчас, прислушайтесь, что мы слышим? (включается запись со звуком пения птиц) (Голоса птиц ).

(ребенок читает стихотворение о птицах )

Валерий Шульжик
«У КАЖДОЙ ПТИЦЫ МУЗЫКА СВОЯ...»

На экране появляется картинка с изображением Лесника,

Воспитатель:

Ребята, Лесник благодарит вас за помощь, посылает вам в подарок книгу «Энциклопедия о птицах».