О формировании гендерных ролей. Гендерная роль

До наступления XXI века казалось , что в мире будущего эволюционировать будут исключительно технологии, но с его превращением в мир настоящего выяснилось, что он пока далеко не идеален. Даже увидев шестой айфон, мы все еще продолжаем одевать мальчиков в голубое, а девочек - в розовое, а когда они подрастут - ждать от них «мужских» и «женских» поступков. Тем не менее в обществе на новый виток пошел медленный, но верный процесс пересмотра сложившихся стандартов и связей - оказалось, что следить за ним не менее интересно, чем за приключениями бозона Хиггса. Мы много говорим о восприятии телесности, с собой, а также о том, насколько важно для нашего общего комфорта и любить разнообразие и уникальность людей в мультикультурной глобальной реальности. Однако этот процесс невозможен без понимания того, как сложились существующие модели отношений, как в нашем сознании закрепились представления о «правильном» или «традиционном» и почему изменения неизбежны. Начинаем большой разговор о гендерных ролях - социальном восприятии пола - и о том, что происходит в современном мире с понятиями «мужчина» и «женщина».

Текст: Алиса Таежная
Фотографии: Вера Мишурина

Побудь в моей шкуре:
Как работают гендерные роли

Чтобы понять, насколько сильно наше поведение продиктовано гендерными ролями, достаточно проанализировать сутки из жизни современного человека. Если, конечно, вы не живете в затворничестве, то окружающие, руководствуясь понятным и усвоенным опытом многотысячелетнего патриархата, скорее всего, ожидают от вас включенности в общепринятую систему ценностей и понятий. Решительный сын и внимательная дочь, дисциплинированный муж и спокойная жена, авторитетный отец и ласковая мать, инициативный подчиненный и понимающая начальница - мы бессознательно встраиваемся в эту систему координат, чтобы не быть чужими среди своих.

На гендерных ролях строится драматургия комедийного и трагедийного. Вспомните эпизод «Друзей» про няню мужского пола: всем становится комфортнее, когда няней становится девушка, а не сентиментальный и часто плачущий парень Сэнди с идеальным образованием и потрясающими характеристиками. Или вспомните, что происходит с Бетти Дрейпер в «Безумцах», когда в миролюбивый поселок домохозяек приезжает мать-одиночка, которая развелась с мужем, много работает и воспитывает детей сама.

Мы за глаза называем неуравновешенных мужчин «истеричками», а решительных девушек с принципами - «телками с яйцами», соревнуемся в чувстве юмора, используя гендерные стереотипы, и оглушительно смеемся над такими же шутками Барни Стинсона или Майкла Скотта . В своей речи мы постоянно выбираем эмоционально окрашенные и далеко не гендерно нейтральные описания самих себя, окружающих людей и явлений, и именно эти описания демонстрируют и закрепляют восприятие того или иного пола.

Кто выиграл от смещения гендерных ролей

Может ли гендерная роль
быть свободным выбором

В конце XIX века Великобритания - главная и сильнейшая империя, - а за ней и вся Европа канонизирует роль женщины в поэме Ковентри Патмора «Ангел в доме», которую он посвятил своей добродетельной жене, а Джон Эверетт Миллес нарисует ее идеализированный портрет. Примерно в это же время и в этом городе Джек Потрошитель зверски убьет огромное число лондонских проституток, которых перед этим десятилетие унижала и насиловала полиция на предмет принудительных проверок на венерические заболевания, а Оскар Уайльд подорвет здоровье в тюрьме, сидя по обвинению в содомии. Реакционные законы и частные истории показывают, что и сейчас женские образы в культуре маскируют, но не меняют положение вещей. Двух мировых войн и трех волн феминизма не хватило, чтобы система перестала воспроизводить сама себя: гендерные стереотипы в 2014 году мешают не только взять фамилию жены после брака, но и рассчитать свои силы в карьере и заработке при встрече со «стеклянным потолком».


Живы ли гендерные стереотипы

Если кажется, что сила и влияние гендерных стереотипов со временем ослабли, проведите эксперимент. Откройте словарь пословиц Даля, собранный к середине XIX века, а потом почитайте читательские комментарии к популярным материалам на любимом сайте. «Муженек хоть всего с кулачок, да за мужниной головой не сижу сиротой». «Жену не бить - и милу не быть». «Бабе дорога - от печи до порога». «Волос долог, да ум короток». «Собака умней бабы: на хозяина не лает». «Курица не птица, а баба не человек». «Куда черт не посмеет, туда бабу пошлет». Большинство из них мы уже не используем, но их смысл прочно засел в коллективном бессознательном и вылезает на свет при каждом удобном случае.

Диалоги между мужчинами и женщинами по острым вопросам на форумах или в комментариях строятся чаще всего исходя из многократно проигранных гендерных ролей. Эти сценарии разоблачали Джон Мани и Роберт Столлер, их пытался популяризировать и объяснить Джон Грэй в «Мужчинах с Марса, женщинах с Венеры», тема гендера постоянно звучит в современном искусстве и новостях, однако чаще всего новости даже на проблемных сайтах вроде Jezebel или PolicyMic рассчитаны на распространение вирусного контента, воспроизводят уже готовые смыслы и редко открывают глаза на другую сторону проблемы.

Почему гендер - последний
и самый стойкий оплот традиций

Проблема гендера вписана в спектр современных экзистенциальных и экономических проблем, в которые погружено наше неустойчивое, сверхпотребляющее и соревновательное общество. Этнически смешанные браки и миграция меняют демографический состав, казалось бы, устойчивых сообществ: можно ли назвать европейским Гонконг и азиатским Марсель и правильно ли вообще оперировать терминами Европа и Азия в XXI веке - остается вопросом. Альтернативные источники дохода и современная экономика с работой по контракту и биткоинами видоизменяют трудовые отношения. Но книги по преуспеванию и лайфхакам не перестают быть бестселлерами, только теперь советы Дейла Карнеги сменяются поучительными биографиями техномагнатов.

При этом одинаково недостижимыми как стратегия для глобального сообщества кажутся и идеал коммунистического будущего, и американская мечта. Один дискредитировал себя неэффективными режимами с двойными стандартами, другая создает разрушительную конкуренцию и объективно не может остановить очередной экономический кризис. И если с политическими идеологиями или профессиональным выбором люди еще могут рисковать, представляя эти системы вовне, то гендер - одна из самых основных, интимных и постоянных констант - кажется последним связующим звеном этого мужчины и этой женщины с идеей человека вообще.

Предубеждение против женщин, делающих карьеру, существует независимо от того, какого пола оценивающий их субъект

«Так сложилось исторически» - один из самых легких способов оправдать и связать человека здесь и сейчас с миллионом давно умерших анонимов, к которым от нас тянется нить многократно переписанной истории из учебников, путаные следы генеалогии и глобальные культурные памятники, которые невозможно игнорировать, будь то пирамиды, Библия или Голливуд.

Эксперимент о трудовой характеристике трансгендеров безгранично много рассказывает о вердиктах, которые заранее заготовлены у большинства из нас по отношению к обоим полам и их допустимому поведению. Биологическая женщина, совершив операцию по смене пола, оказывается в комфортном и практически неуязвимом положении. А вот «мужчина», «ставший» женщиной, сразу же вызывает сомнения в профессионализме и получает несколько унизительных комментариев о своей работе. Другое исследование показывает, что предубеждение против женщин, делающих карьеру, существует независимо от того, какого пола оценивающий их субъект. Комментарии, адресованные мужчинам, содержат много конструктивной критики и позитивных замечаний о необходимости работы над собой, комментарии женщинам всегда имеют эмоциональную и жесткую оценочную окраску с переходом на личность.

Специалист по гендерной науке Лонда Шибингер говорит о повальной склонности малолетних детей делать выбор, соотносясь с реакцией окружения:
в детях, по ее впечатлениям, родителями все еще поощряются разные качества и склонности. Частично ее книги объясняют деление на мужские и женские профессии и отвечают в том числе на вопрос «почему не было великих женщин-ученых» или совсем уже один из самых часто задаваемых вопросов «почему нет великих женщин-художниц», на который в свое время так хорошо ответила Линда Нохлин. Это, однако, не отменяет того, что в некоторых обществах вопрос гендерных ролей очевидно стоит не так остро (например, Скандинавия) и существование женщин во власти, а мужчин в семье, как и широкой палитры ЛГБТИ-отношений, не нуждается там в дополнительной аргументации.

Может ли современная семья избавить нас от ловушки гендерных ролей

Как пугает и одновременно успокаивает нас Time, такого понятия как типичная семья больше не существует. Действительно, если количество разведенных родителей с совместной опекой, раздельно живущих супругов и однополых пар, воспитывающих детей, достигает значительных процентов, странно и нелогично программироваться на гендерные роли, которые в жизни не удастся воплотить. Скорее всего, мужчина в слинге и работающая в декрете женщина не главный и уж тем более не последний итог меняющихся социальных ролей. Но, учитывая, как поздно разные формы жизни в семье и обществе получают свои названия (какие-то появились в языке пару десятилетий назад), можно только утвердиться во мнении, что с гендерными ролями происходят самые неспешные мутации. Полный отказ от них - на таком же отдалении, как и построение новой экономической системы или гиперинтенсивный глобальный катаклизм: сейчас ни один эксперт не возьмет на себя ответственность спрогнозировать точный срок годности нынешнего положения вещей.

К тому же, отказавшись от привычных гендерных ролей, нам предстоит перестроить отношение к ежедневным привычкам, друзьям и родственникам, поменять очень смешные сексистские шутки на какие-то другие не хуже, придумать новый кинематограф без привычных жанров, героев и сюжетов, добровольно отказаться от большинства гендерно ориентированных товаров и бойкотировать работу, на которой нам платят неравномерно. Нам придется забыть про походы к психоаналитику, которые почитают теории Фрейда, и допустить возможность того, что гормональная терапия и эксперименты с телом станут общей практикой после многолетнего общественного сопротивления. Утопическое сознание достраивает такой не похожий на современность сценарий, в котором пол можно будет менять почти так же часто, как прическу, профессии - как хобби, партнеров - как книги у изголовья, да и сами эти книги у изголовья должны будут писать про другое и на другом языке, чтобы быть интересными нам в наших еще не придуманных новых ролях.

Вопрос 1. Кого называют личностью? Что такое социализация?

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Вопрос 2. К чему обязывает положение ученика средней школы? Что мешает взаимопониманию подростков и их родителей?

Учащиеся имеют право:

На выражение собственных взглядов, убеждений и мнений.

На свободу получения информации.

Быть выслушанным.

На свободу мысли, совести и религии.

На уважение человеческого достоинства.

На получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; на развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей.

На обучение на дому (по медицинским показаниям) и на семейное обучение в рамках государственного образовательного стандарта.

На дополнительную помощь учителя на индивидульно-групповых занятиях, предусмотренных графиком работы школы.

На получение дополнительных платных образовательных услуг в соответствии с Уставом и Лицензией школы.

На открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

На заблаговременное уведомление о сроках и объёме контрольных работ в соответствии с графиком

Знать о поставленных ему оценках как за устные, так и за письменные предметы.

На ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.

Объем времени на выполнение домашнего задания не должен превышать 50% от аудиторной нагрузке по предмету.

На отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.

На участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.

На участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемым Уставом школы (Ученический Совет школы).

На открытое высказывание своего мнения, высказывания предложений об изменениях в образовательной деятельности на Ученическом Совете школы.

На перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.

Вопрос 3. Сравни статус жены и тёщи: какой приписываемый, а какой достигаемый?

Достигаемый статус: жена. Предписанный: теща.

Вопрос 4. Что определяет статус человека?

Социальным статусом называется положение, которое человек (или социальная группа) занимает в обществе.

Каждый человек является членом различных социальных групп и соответственно обладателем множества различных статусов. Вся совокупность статусов человека называется статусным набором. Тот статус, который сам человек или окружающие его считают основным, называется главным статусом. Это, как правило, профессиональный или семейный статус или статус в той группе, где человек добился самых больших успехов.

Вопрос 5. Чем предписанный статус отличается от достигаемого?

Социологи различают приписанный (предписанный) и достигаемый статусы. Первый статус принадлежит человеку от рождения, второй является результатом прилагаемых усилий. Достигаемым статусом называют то, что человек обретает собственными усилиями: образование, материальное положение, политическое влияние, деловые связи, квалификацию и т. п.

Иногда статус разделяют на прирождённый и приписываемый. Прирождёнными можно рассматривать пол, возраст (хотя это изменчивая, но биологически определяемая сторона статуса), этническую принадлежность, расу. Приписываемый статус также приобретается с рождения (или будет обязательно признан обществом), но не носит биологического характера. Так, член королевской семьи с рождения приобретает определённые титулы.

Вопрос 6. Каковы особенности статусной позиции молодых в обществе?

Как правило, переход от детства к взрослости подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя молодость).

В подростковом возрасте, как отмечают психологи, особенно ярко проявляет себя потребность в общении, прежде всего со сверстниками. При этом вначале подростки предпочитают общение со сверстниками своего пола, а в более старшем возрасте дружеские компании уже, как правило, включают и мальчиков и девочек.

Такое общение играет важную роль в развитии человека: осваиваются социальные нормы, способы взаимодействия с другими людьми, гендерные роли (определяемые сложившимися традициями, нормами модели полового поведения). Отмечается и такая особенность подростков, как стремление быстрее перейти в статус взрослого. Для некоторых ребят символом взрослости выступает сигарета, бутылка пива, а то и водка. Им кажется, что курение и употребление алкоголя делают их более независимыми, раскованными, сексуальными. Глубокое заблуждение, за которое приходится расплачиваться собственным здоровьем. Взрослость - это прежде всего ответственность за себя и своих близких, готовность и умение постоянно решать сложные жизненные проблемы. Большинство начинают понимать это в юношеском возрасте. И многие уже не торопятся взрослеть.

Молодёжь экспериментирует, «примеряет» на себя различные взрослые роли, испытывает себя в разнообразных видах деятельности. В этом возрасте часто говорят: «Решил попробовать... (заняться автоделом, работать в компьютерной фирме, создать музыкальную группу, поступить в колледж и т. п.), посмотрим, что получится». Юность как период поисков себя, своего места в жизни воспринимается и принимается обществом как нормальное явление.

Вопрос 7. Что входит в понятие «социальная роль»?

Социальный статус человека даёт ему определённые права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение. Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение называется социальной ролью.

Социальная роль - образец поведения человека, который общество признает целесообразным для обладателя данного статуса.

Социальная роль - модель поведения, ориентированная на определённый статус. Её ещё называют динамической стороной статуса. Если статус указывает на позицию индивида внутри группы, то роль - на поведение, присущее этому статусу.

Вопрос 8. Что такое гендер?

Гендер - это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.

Вопрос 9. Как закрепляются гендерные роли?

Гендерное воспитание начинается с младенчества. С девочками и мальчиками родители общаются по-разному, даже если не всегда осознают это. С учётом пола выбираются первые игрушки, одежда. Дети довольно рано осознают свою принадлежность к определённому полу и усваивают характерный тип поведения. Так, мальчик, упавший во время игры и сильно ударившийся, старается сдерживать слёзы, потому что «ревут только девчонки». Под влиянием семьи, ближайшего окружения, телепередач у детей складываются определённые личностные качества, модели поведения, которые помогут им выполнять гендерные роли.

В известной степени закрепляет модели гендерного поведения школа. Например, различны для девочек и мальчиков занятия на уроках технологии.

Местом, где гендерные роли проявляются чаще всего и весьма отчётливо, является дом. Женщина и мужчина выполняют по дому, как правило, разную работу. Женщины заботятся о детях, убирают жилище, готовят, стирают и т. п. Мужчины занимаются ремонтом автомобиля, бытовой техники, в сельской местности - работают во дворе. В целом основная часть домашних забот ложится на женщину.

На работе гендерные роли также сохраняют своё важное значение. Количество работающих женщин возросло во всём мире. Однако сохраняются профессиональные ограничения, связанные с принадлежностью к определённому полу. Отчасти это связано с физическими особенностями полов, но вне меньшей степени и со сложившимися в обществе представлениями и предрассудками. Есть профессии преимущественно мужские (лётчик, сталевар, сантехник и др.) и женские (воспитатель детского сада, швея и др.). Женщины реже занимают руководящие посты, часто за одинаковую с мужчинами работу получают меньшую зарплату.

Для современного постиндустриального общества характерно изменение гендерных ролевых установок. Женщины всё активнее осваивают новые для себя роли - руководителей крупных предприятий, политиков, судей, прокуроров и др. Расширяется ролевой диапазон и у мужчин, так, многие из них стремятся больше времени проводить с семьёй, активно занимаются воспитанием детей, берут на себя часть забот по дому.

Вопрос 10. Выскажи своё мнение, справедливо ли утверждение: «Чем выше статус, тем больше ролевая свобода».

Это утверждение верно ведь люди с низким статусом не ценятся в обществе, на них выпадает более тяжёлая роль, потому что уважение к ним намного меньше чем к тем что по статусу выше.

Вопрос 11. По мнению одного психолога, с биологической точки зрения началом юности можно считать выпадение последнего молочного зуба, а концом - появление первого седого волоса. А каковы, на твой взгляд, социальные рамки этого возрастного этапа?

Начало юности - это, естественно, смена настроений. при переходном возрасте это происходит довольно часто, поэтому нетрудно заметить. Конец - это уже приобретение какого-либо опыта, мудрости.

Вопрос 12. «А как необозримо отрочество, каждому известно... Эти годы составляют в нашей жизни часть, превосходящую целое», - писал Б. Л. Пастернак. Объясни, как ты понимаешь слова писателя.

Эти строки говорят о том, что в детстве мы формируемся быстрее и в большей степени чем в другом возраст, так например в начале жизни закладываются нравственные позиции человека, его отношение к окружающему миру, его база знаний (которая в последствии определит успешность).

Гендерные роли

Один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции. Первым представителем ролевой теории по праву может считаться Шекспир, написавший:

Весь мир - театр,

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы;

И каждый не одну играет роль.

В настоящее время не существует единой теории социальных ролей как таковой. Гендерные роли, их характеристики, происхождение и развитие рассматриваются в рамках различных социологических, психологических и биосоциальных теорий. Но имеющиеся исследования позволяют сделать вывод о том, что на их формирование и развитие у человека оказывают влияние общество и культура, закрепленные в них представления о содержании и специфике гендерных ролей. А в ходе исторического развития общества содержание гендерных ролей подвергается изменениям. Удар по убеждению о том, что мужчины и женщины от природы созданы для выполнения определенных ролей, нанесла Маргарет Мид (M. Mead) в своей книге "Пол и темперамент". Ее наблюдения за жизнью племен в Новой Гвинее убедительно это опровергают. Наблюдаемые ею женщины и мужчины исполняли совершенно различные роли, иногда прямо противоположные принятым для каждого пола стереотипам. Одна из идей, декларируемых женским движением 70-х годов, состояла в том, что традиционные гендерные роли сдерживают личностное развитие и реализацию имеющегося потенциала. Она послужила толчком для концепции Сандры Бем (S. Bem), в основе которой лежит понятие андрогинии, согласно которой любой человек, независимо от его биологического пола, может соединять в себе традиционно мужские и традиционно женские качества (такие люди получили наименование андрогины). И это позволяет людям менее жестко придерживаться полоролевых норм и свободно переходить от традиционно женских занятий к традиционно мужским и наоборот. Развивая эту идею, Плек (Pleck) в своих работах стал говорить о расщепленности, или фрагментарности гендерных ролей. Нет единой роли мужчины или женщины. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей, например, жены, матери, студентки, дочери, подруги и т. д. Иногда эти роли не совмещаются, что ведет к ролевому конфликту. Конфликт между ролью деловой женщины и ролью матери всем хорошо известен. Сейчас имеются данные о том, что выполнение многих ролей способствует психологическому благополучию человека.

Многообразие гендерных ролей в различных культурах и в разные эпохи свидетельствует в пользу гипотезы о том, что наши гендерные роли формируются культурой. Согласно теории Хофстеда (Hofstede), различия в гендерных ролях зависят от степени гендерной дифференциации в культурах или степени маскулинности или фемининности той или иной культуры. На основании кросс-культурных исследований Хофстед показал, что люди маскулинных культур имеют более высокую мотивацию достижения, смысл жизни видят в работе и способны много и напряженно работать. В ряде кросс-культурных исследований установлено также, что фемининные культуры с низкой дистанцией власти (Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция) имеют личностно-ориентированные семьи, которые способствуют усвоению равенства в гендерных ролях. В то время как культуры с высокой дистанцией власти и ярко выраженной маскулинностью (Греция, Япония, Мексика) - имеют семьи, ориентированные на жесткие гендерные ролевые позиции. Такие семьи способствуют, в конечном итоге, жесткой дифференциации в гендерных ролях.

Гендерные роли зависят не только от культуры, но и от исторической эпохи. И. С. Кон отметил, что традиционная система дифференциации половых ролей и связанных с ними стереотипов фемининности-маскулинности отличалась следующими характерными чертами: женские и мужские виды деятельности и личные качества отличались очень резко и казались полярными; эти различия освящались религией или ссылками на природу и представлялись нерушимыми; женские и мужские функции были не просто взаимодополнительными, но и иерархическими, женщине отводилась зависимая, подчиненная роль. Сейчас практически во всех культурах в отношении гендерных ролей происходят радикальные изменения, в частности, и на постсоветском пространстве, однако не так быстро, как хотелось бы.

Gender roles (англ.)

Литература:

Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. N 2. С. 53.

Лебедева Н. М. Введение в этическую и кросс-культурную психологию. М.: Ключ, 1999. С. 141-142.

Bem S. The measurement of psychological androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1974. 42. Р. 165-172.

Hofstede G. Culture"s consequences: international differences in work-related values. Beverly Hills, 1984.

Mead M. Sex and temperament in three primitive societies. New York: Morrow, 1935.

Pleck J. The theory of male sex role identity: its rise and fall from 1936 to the present // The making of masculinities: the new men"s studies. Boston: Allen & Unwin, 1987. Р. 221-38.

© Е. Ф. Иванова


Тезаурус терминологии гендерных исследований. - М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты . А. А. Денисова . 2003 .

Смотреть что такое "Гендерные роли" в других словарях:

    Гендерные роли - … Википедия

    Гендерные роли (половые роли) - – установки, а также виды деятельности, которые общество связывает с тем или иным полом … Словарь-справочник по социальной работе

    Гендерные различия - совокупность специфических психологических и физиологических особенностей мужчин и женщин. Гендерные различия основаны на половом диморфизме мужчин и женщин. Существует академический предмет «гендерная психология», который изучает и качественно и … Википедия

    ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ - (англ. gender род, пол), общественные и психологические проблемы, связанные с ролью в обществе лиц мужского и женского пола, так как различия в моделях поведения мужчин и женщин могут стать причинами внутриличностных, межличностных и межгрупповых … Энциклопедический словарь

    Гендерные проблемы - (англ. gender род, пол) общественные и психологические проблемы, связанные с ролью в обществе лиц мужского и женского пола, так как различия в моделях поведения мужчин и женщин могут стать причинами внутриличностных, межличностных и межгрупповых… … Политология. Словарь.

    ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ - (англ. gender род, пол), различия между людьми, обусловленные их половой принадлежностью. Так, считается, что у мужчин более развиты пространственные и математические способности, они более агрессивны и доминантны, для них более значимы… … Энциклопедический словарь

    Гендерные отличия - Содержание 1 Гендерные различия 2 Гендерная идентичность 3 … Википедия

    Стереотип это суждение, в заостренно упрощающей и обобщающей форме, с эмоциональной окраской приписывающее определенному классу лиц некоторые свойства или, наоборот, отказывающее им в этих свойствах. Стереотипы рассматриваются как особые формы… …

    - (персональных компьютеров) наблюдаются при взаимодействии человека и компьютера во всех возрастных группах. Стереотипы общественного сознания и СМИ, тенденциозность образования и выпускаемых программных продуктов в какой то мере обуславливают тот … Термины гендерных исследований

    ГЕНДЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - способы, механизмы, каналы формирования института пола и закрепления соответствующих половых идентификаций. Логика современного определения социального пола (см. Гендер) указывает на неразрывную связь понятий пол дискурс власть. Г. т.… … Современный философский словарь

Книги

  • Почему мужчины врут, а женщины ревут , Пиз Аллан. В мире где гендерные роли так явно размыты и трансформированы, авторы блестяще сумели сформулировать различия в восприятии реальности мужчинами и женщинами, и объяснить мотивы…

И разделять гендерные роли. Знакомясь и складывая первое впечатление, многие заблуждаются, начиная приписывать собеседнику те качества, которые принято, не вникая, а обладает ли он ими. Все основывается исключительно на общепринятом представлении. Обращая внимание на вложенные стереотипы, можно их контролировать, чтобы не позволять влиять на нашу жизнь и восприятие мира. Одними из самых распространенных клише являются представление о типичности женского и мужского поведения. Гендерная роль - они формируются при наличии которые в свою очередь являются фундаментальными различиями в женской и мужской психике и деятельности людей. Большую роль в этом играет культура общества.

Культурные стереотипы

Обыденное сознание имеет в своей структуре неотъемлемую часть - культурные стереотипы. Иными словами, используя коллективный опыт, индивидуум на протяжении своей жизни получает определенное внушение во время обучения и общения, посредством которого в дальнейшем он ориентируется в жизни и формирует свое поведение в обществе.

Стоит отметить, что гендерные роли в обществе в разных культурах и социальных группах отличаются друг от друга, иногда кардинально. Все эти клише возникают на основе ролей и То есть, посредством этих стереотипов возникает норма для женщины и мужчины, как именно они должны себя вести в конкретном обществе. И когда мы видим то или иное проявление характера человека, мы автоматически сравниваем его со своим представлением о гендерной роли человека.

и дети

Считается, что, в зависимости от пола ребенка, взрослые воспринимают его по-разному. Иными словами, одни и те же проявления поведения ребенка будут восприниматься взрослыми по-разному, в зависимости от того, мальчик или девочка перед ними. И соответственно, от ребенка ждут определенного поведения и реакций в зависимости от его гендера. Из-за этого происходит внушение ребенку, каким он должен быть и навязывается ложное, стереотипное мышление. То есть гендерная роль - это стереотипное мышление, внушаемое ребенку во время воспитания и социализации.

Гендерная идентичность

Этот термин выражает социальные черты человека, характеризирующие его с определенной точки зрения и проявляющие его принадлежность к группе мужчин или женщин. Самым важным здесь является то, как человек сам себя оценивает, и как происходит его социализация в определенной культуре. Психологические, социальные, культурные и поведенческие характеристики в совокупности представляют собой психологический пол. При взаимодействии с другими людьми и во время наблюдения за ними, человек складывает свое представления о том, к какой группе он подходит больше.

И уже исходя из своих выводов он начинает выбирать себе поведения и увлечения той группы, которая ему более близка. Так распределяются гендерные социальные роли. При этом проявление стереотипов происходит на всех стадиях развития. Даже в младшем дошкольном возрасте детям уже прививают восприятие четкого разделения гендерных особенностей. Так, общение между мальчиками и девочками происходит намного реже, чем совместное времяпровождение детей одного пола, также разделяют и интересы, одни должны увлекаться одним, другие - другим. Поэтому нами часто недооценивается роль в формировании личности и мировоззрения. Когда же в более зрелом возрасте мужчины и женщины стремятся к общению, они не понимают друг друга, их интересы расходятся.

Стили социального поведения

При наблюдении разнообразия общения между представителями разного гендера в обществе, можно заметить различные взаимосвязи между людьми. Иными словами, в зависимости от цели общения между представителями разных полов, поведение обоих будет разительно отличаться. Прежде мужчинам приписывали такие обязательные качества, как активность, агрессивность, действенность, умение решать проблемы.

Женщины же должны были быть эмоциональными, пассивными, главное, что их интересовало - это взаимоотношения, а не дела. Ученые выяснили, что между младенцами нет различий в стиле поведения, а возникают они уже с возрастом. Причем чем старше человек, тем ярче они проявляются. Гендерная роль женщины или мужчины строится исключительно на требованиях общества, но при этом человек оценивает себя, учитывая эти потребности, и при не состыковке с шаблоном начинает считать себя хуже других. То есть, первые признаки подобных гендерных различий возникают только тогда, когда ребенок узнает о необходимости их наличия. И проявляя их, он просто выполняет заданную программу. Но при этом мальчики могут вполне проявлять признаки девочек, и наоборот. В целом было доказано, что главным фактором, влияющим на гендерные различия, является социализация.

Подчинение людей гендерным нормам

Согласно исследованиям Шона Берна, существует три типа подчинения человека общественным нормам. Первое - это уступчивость, она проявляется как одобрение человеком неприемлемых для него социальных норм, и подстройка под них ради избегания осуждения, наказания и в надежде на одобрение его поведения социумом.

Далее идет одобрение, то есть полное согласие человека с предъявленными гендерными нормами. Третий тип - идентификация, человек ведет себя в полном соответствии с предъявленной ему ролевой моделью поведения в обществе.

Отступление от стереотипов

Современное общество совсем не похоже на стереотипный устрой. Поэтому современная гендерная роль - это размытое понятие. Многие женщины находят свое предназначение в заведомо мужских занятиях, то есть в бизнесе, науке и прочем. А некоторые мужчины ведут хозяйство, занимаются детьми, творчеством и другими занятиями, по определению женскими.

В социуме принято, что мужчины и женщины отличаются не только своим характером, но и психологией. Если же стереотипное восприятие нарушено, то человек подвергается осуждению и непониманию со стороны близких, что, несомненно, негативно влияет на развитие личности.

Отрицательный эффект стереотипов

Многие современные психологи считают, что подчеркивание гендерных различий некорректно. Гендерная роль - это в первую очередь навязывание потребностей общества без учета желаний и целей индивидуума. Иными словами, преувеличены, в взгляд на ситуацию со стороны общества не субъективен. Так, рассматривая один и тот же поступок, к женщине и мужчине отнесутся по-разному. А это некорректно, так как стереотипные представления не соответствуют действительному развитию личности, ее характеру и поведению. Кроме того, они влияют на развитие определенных качеств, и различая гендерные роли мужчины и женщины, одну черту характера развивают больше, а другую затормаживают и подавляют.

Например, если заставлять мальчика скрывать свои эмоции, с возрастом он может разучиться воспринимать их, и начнет отрицать их наличие у других людей, не понимая их проявления. Стоит понимать, что каждая личность индивидуальна, вне зависимости от своего пола. Это позволит нормализовать психологическое состояние, более продуктивно выполнять свою работу и быть гармоничным. К сожалению, несмотря на гибкость современных стереотипов, многие люди до сих пор ведут борьбу внутри себя, не только с общественными штампами, но и с собственным восприятием.

Развитие личности предполагает ее социализацию, освоение ею ряда социальных ролей, которые могут ей понадобиться в настоящем и будущем, чтобы стать членом общества. Для того чтобы успешно самореализоваться, ребенку нужно освоить роли, которые будут полезны для его профессионального самоопределения — внимательного ученика, аккуратного исполнителя и уверенного лидера, вдумчивого исследователя или открытого всему новому творца. Но не менее важно самоопределение личностное, для которого помимо прочего, потребуется освоение гендерных ролей.

Пол человека — это не только набор специфических хромосом, но и набор социальных ролей, предписываемых обществом мужчинам и женщинам, и удовлетворенность жизнью во многом связана с тем, совпадает ли самоощущение личности и требования, выдвигаемые к ней и ее поведению социумом.

Когда специалисты начинают говорить с родителями о формировании гендерного поведения их детей, родители нередко начинают беспокоиться, поскольку в их сознании понятие гендера смешивается с понятием половой принадлежности и сексуальной ориентации, а в таких серьезных вопросах большинство взрослых хотели бы, чтобы их ребенок не преподнес им сюрпризов. В то же время современные исследователи склоняются к мнению, что на восприятие человеком себя как представителя определенного пола (гендерная идентичность) и на его взгляды на то, какой пол партнеров будет его устраивать (сексуальная ориентация), семейное воспитание влияет редко. А вот на формирование поведения и стиля жизни, мировосприятия и установок, позволяющих человеку проявлять себя в повседневной жизни как существо маскулинное (мужественное) или феминное (женственное), семья и ближайшее окружение влияют совершенно непосредственно.

Первые уроки мужественности или женственности родители дают своим детям еще до того, как ребенок будет способен осознать себя не только человеком определенного пола, но человеком вообще. Одежда определенных цветов, закрепленная в нашей культуре за мальчиками и девочками, игрушки, обусловленные половой принадлежностью, дизайн детской комнаты — все это направлено на то, чтобы воспитать личность в согласии с ее или его биологической половой принадлежностью. К раннему детству ваш ребенок уже успевает привыкнуть к тому, что вы постоянно направляете его или ее поведение в русло своих ожиданий: «Не реви, ты же мальчик!», «Не дерись, ты же девочка!». К концу периода дошкольного детства личность, как правило, уже имеет не вполне осознанные, но вполне сложившиеся представления о предпочитаемом образе жизни, о комфортном для себя соотношении общительности и замкнутости, проявляются лидерские качества или мягкость характера. Шестилетняя девочка, ведущая себя как мальчишка-сорванец, заставляет родителей мириться с тем, что она такая, как есть, нравится им это или нет.

Что заставляет детей отступать от привычного русла развития в социально-одобряемых рамках? Прежде всего на подрастающую личность влияет семейная среда. Ребенок может подражать, вольно или невольно, поведению одного из родителей, причем не всегда родителю своего пола. Дети занимают те ниши, которые им предлагает сложившаяся семейная ситуация. Мама трудится на двух работах, успевает совмещать это с заботами по дому безо всякой помощи, активна, бодра и всеми командует? Папа мягкий и замкнутый, много свободного времени проводит на диване у телевизора, подчиняется маме беспрекословно, зависит от ее забот? Чью же позицию займет ребенок? Вне зависимости от пола ребенок с высокой вероятностью будет подражать тому, за кем он чувствует позиционное превосходство, тому, кому выгодна семейная ситуация такой, как она есть. Если отец манипулирует домашними, демонстрируя свою беспомощность, ребенок перенимет пассивную позицию, если манипулирует остальными мать, подавляющая любые попытки свергнуть свою власть, то и ребенок попытается отзеркалить ее маскулинность, если не в семье, то среди сверстников.

Помимо прямого подражания, большую роль играют отношения ребенка со значимым взрослым. Девочка, получающая поощрения от своего отца только тогда, когда она ведет себя как мальчик, (достигает чего-то в спорте, демонстрирует отвагу, силу духа или, например, любовь к рыбалке), а ее достижения в «женских дисциплинах» остаются незамеченными им, будет развиваться в более маскулинном духе, чем если бы отец поощрял ее за любые успехи. Интересно то, что если ребенок не получает от родителя предельно конкретных требований в понятной ему форме, он стремится соответствовать ожиданиям значимого для него родителя, руководствуясь своими представлениями об этих ожиданиях. Например, дети, оставшиеся без попечения родителей, питают к анонимным родным смешанные чувства. Нередким среди таких детей является фантазирование о родителе, который представлял собой социально значимую фигуру, но не смог заботиться о ребенке по объективным причинам (гибель родителя, похищение ребенка, разного рода разлучившие их драматические события). Девочки, фантазировавшие об отце (летчике, киноактере, преступнике), — проявляли больше признаков маскулинности, мужественности, чем девочки, придумавшие себе воображаемую мать (балерину, жену известного человека, певицу). Таким образом, значимый взрослый требовал от ребенка соответствия его (ребенка) ожиданиям даже при полном физическом отсутствии.

Еще одним важным источником трансляции норм гендерного поведения становится такой рупор общественного мнения, как СМИ. В отличие от непосредственного влияния социума, предлагающего подросткам традиционный взгляд на идеалы мужественности и женственности (мужчина должен быть сильным, самостоятельным, смелым, активным, стремиться к свободе и финансовой независимости; женщина должна быть мягкой, заботливой, стремиться хорошо выглядеть и чтить семейные ценности превыше профессиональных), СМИ не преследуют целей сохранения традиций. Их цель совсем другая — продавать товары, услуги, формировать мнение, воспитывать из юного зрителя идеального потребителя. СМИ в своих интересах навязывает молодежи нереалистичные образцы поведения, что особенно четко прослеживается в рекламных роликах. Молодые женщины в них обладают огромными, идеально обставленными домами, в которых царит выставочная чистота, при этом по дому бегают стильно причесанные дети, элитные животные и преуспевающий муж, а хозяйка выглядит как супермодель, но обладает важной работой, занимается спортом и проводит много времени с друзьями. Размышляя рационально, девушка понимает, что эта картина не может быть примером для подражания, она нереалистична, но реклама рассчитана на то, чтобы задевать иррациональную, эмоциональную сферу, вызывать чувство неполноценности, готовности купить товар, который приблизит ее к этой красивой недосягаемой жизни идеальной женщины.

Юноши тоже подвергаются давлению СМИ, которые осаждают их картинками преуспевающих сверстников: молодой мужчина в представлении товаропроизводителей, едва выйдя из возраста тинейджера, начинает носить дорогие костюмы, жить в пентхаусах, пользоваться массовым вниманием прекрасных женщин и покупать себе все только самое лучшее. О том, что даже имея хорошее образование подобных высот мужчина в 21—25 лет, как правило, достигнуть не в силах, умалчивается. Нет таких форм поведения, чтобы молодые люди могли воплощать в своей жизни экранные идеалы. Все, на что способна эта информация, — вызвать у юноши резкое неприятие «долгих» путей к успеху вроде работы в реальном секторе экономики, спровоцировать его «не столько быть, сколько слыть»: не стремиться к целям, сообразным возрасту, а потреблять товары, которые символизируют успех раньше (и вместо) того, как они станут ему по карману, искать возможности «быстрых денег».

Представления подростков о поведении и образе жизни представителя их пола и возраста в результате сильно искажаются. Недовольство собой поддерживает на плаву целые индустрии, умом молодые люди понимают, что их реальная жизнь в целом соответствует той, какой живут их сверстники, но бессознательно они все же включаются в гонку за недостижимыми образами, навязываемыми извне. Это зачастую приводит к тому, что подростки осваивают формы поведения, которые являются реакцией на давление общества, но не помогают им достигать своих половозрастных целей.

У некоторых народов Севера гендеров, т.е. типов поведения, закрепленных за социальным полом, не два, как в нашей культуре, а… пять. Гетеросексуальные женщины в женской одежде, выполняющие женские функции; гетеросексуальные мужчины в мужской одежде, с мужскими обязанностями; гомосексуальные мужчины в женской одежде; гетеросексуальные мужчины в женской одежде, выполняющие женскую работу; гетеросексуальные женщины в мужской одежде, выполняющие мужскую работу. Почему так много ролей? Главным образом потому, что это нужно социуму, племени. Человека не спрашивают, хочет ли он, будучи мальчиком, носить женское платье и следить за очагом. Когда он родился, мальчиков в племени было уже достаточно, а вот тех, кто будет через 10—20—30 лет выполнять женскую работу, заметно меньше. Поэтому социум проводит свойственные ему ритуалы и вручает ребенку функцию, которую он будет выполнять всю жизнь, не заботясь о том, сделает ли это его счастливым. В нашем обществе такое переодевание младенца выглядело бы грубым нарушением прав человека и поэтому не практикуется. Зато любой легко может себе представить примету позднесоветского времени — мощных маскулинных женщин, работающих на ремонте дорог (они нужны обществу, поскольку мужчины не хотят выполнять тяжелую работу за эти деньги, а женщины соглашаются и трудятся на совесть, кроме того, они меньше пьют). Также легко понять, почему современная городская культура порождает типажи хрупких и эстетически выверенных мужчин-модников разного рода, и чем крупнее населенный пункт, тем больше в нем таких персонажей. Так нужно обществу, разумеется. Чем выше плотность застройки и скученность, тем более остро стоит вопрос регулирования агрессии. Популяции неагрессивных, неконкурирующих в физическом смысле мужчин, вкладывающих силы не в драку за ресурсы, а в самосовершенствование в нематериальном, интеллектуальном, эстетическом, творческом плане делают большие города более безопасным местом.

Таким образом, для того чтобы соответствовать интересам социума, необязательно учреждать отдельный гендер, можно отрегулировать настройки тех, что уже есть. В то же время родители детей и подростков с ОВЗ нередко совершают попытку превратить свое чадо в существо нулевого гендера — безвозрастного и бесполого ребенка. Работая с подростками с ОВЗ, мы неоднократно обращали внимание на тот факт, что они подвергаются родительским попыткам замаскировать и подавить то, что связано с поведением и внешним видом, присущим определенному полу. Мальчики часто были робкими, нежными, послушными и одетыми во что-то, похожее на бабушкин жакет. Девочки, в свою очередь, были острижены под мальчиков и не имели никакого представления о бижутерии, маникюре и флирте, хотя их здоровые сверстницы были увлечены именно этим и прочими новыми для подрастающей девочки сторонами жизни. Подростки с ОВЗ, обучающиеся в тех же группах, но не имеющие опекунов, демонстрировали ярко выраженную феминность и маскулинность, не всегда в соответствии с биологическим полом, но с большим воодушевлением, присущим возрасту.

Беспокойство родителей, отвечающих за особого ребенка, понятно. Понятен и некоторый инфантилизм их подопечных: тот, кого берегут от общества и окружают заботой, разумеется, будет более беспечен и ребячлив. Но в попытке противостоять женственности или мужественности своего ребенка, руководствуясь интересами семьи, есть что-то нечестное. Возможно, вы подозреваете, что ваш ребенок недостаточно зрелый в социальном и интеллектуальном плане, для того чтобы становиться подростком со всеми вытекающими последствиями. Но таково большинство подростков. Возможно, вы полагаете, что ваш сын или дочь попадет в беду, поскольку не имеет внятных представлений о мире отношений. Но если вы будете вечно держать его у своего подола, он или она так ничему и не научится. Возможно, вы полагаете, что имея трудности со здоровьем и развитием, ваш ребенок никогда не состоится как мужчина или как женщина, и на этот случай лучше, чтобы мама оказалась рядом. А вот тут вы ошибаетесь. Найти человека, способного разделить горести и радости, одинаково трудно, но одинаково возможно и для молодых людей с ОВЗ, и для здоровых людей любого возраста.

Не усложняйте жизнь своим детям.

Им не всегда легко понять, что пропасть между тем, что они собой представляют, и тем, что им показывают в качестве образца, примерно того же масштаба, что и у их здоровых сверстников. Многие молодые люди и слышать не желают о том, что они руководствуются ложными образами, списывая все невзгоды и лишения на дефект, присущий их здоровью. «Мужчина должен иметь (далее список предметов роскоши), а у меня этого нет и не будет»; «Женщина должна выглядеть так, а я представляю собой полную противоположность» — вот типичное представление подростка с ОВЗ о своем месте в обществе в качестве представителя своего пола. Помимо искаженных представлений о себе, СМИ и социальные сети формируют у подростков представление о желаемом поведении партнера, которое автоматически делает любого сверстника неконкурентоспособным и негодным для отношений. «Мы встречались с ним трижды, а он не подарил мне ничего значительного, — жалуется молодая девушка психологу, — придется с ним порвать, а жаль, он мне очень понравился, с ним было весело». На вопрос, откуда ей известно об обязательности подарков, девушка ссылается на сообщество, в котором ее «просветили».

Юноши и девушки, пытающиеся начать встречаться со сверстниками, доверяют стереотипам, распространяемым анонимными сетевыми советчиками, и в результате сталкиваются с тем, что их жизнь вышла из-под контроля, что они ищут в людях не того, что нужно им, а чего-то навязанного социумом. Подростки обнаруживают, что, перецеловав тысячу лягушек в поисках своей принцессы, принцем остаться сложно, так как каждые новые отношения рвутся легче предыдущих и встретить «своего человека» почти невозможно.

Эта проблема усугубляется тем, что старшее поколение больше не может служить своим детям примером и источником информации, поскольку темп и содержание повседневной жизни молодых людей радикально изменились с тех пор, как молодежью считались их родители. Юноши и девушки пытаются перенимать образ жизни, увиденный ими в американском кинематографе и телепередачах, но этот образ не имеет у нас культурно-исторических корней. Например, в американской школе девочка, побывавшая на свиданиях (имеется в виду выход в свет — прогулка, поход в кино, кафе) с десятками поклонников и не выбравшая никого из них, — популярная, вызывает стремление подражать себе и уважение сверстников. В нашей культуре она вызовет смешанную реакцию — часть соучеников сочтут ее популярной, другая часть будет уверена в том, что девушка подмочила репутацию и нужно держаться от нее подальше. Такое же рассогласование гендерных стереотипов возникает и в других сферах жизни, и молодым людям все труднее понять друг друга правильно. Ведь устоявшиеся правила, которым следовали родители, исчезли, а на их месте возникла совершенная путаница.

Единственным выходом для подростков, зашедших в тупик в поисках идеальных отношений, становится необходимость больше прислушиваться к своему сердцу, чем к общественному мнению, и искать людей, разделяющих их собственные представления о том, как должны жить современные мужчины и женщины. Ведь только самостоятельный выбор и принятие ответственности за него делают отрока зрелой личностью, контролирующей свою жизнь.

Кропивянская С.О.