Об увольнении в связи с неуказанием снятой судимости? Решение суда. Снятие судимости - уже не уволят Офицер со снятой судимостью и его увольнение

Госдума собирается ужесточить базовый армейский закон - "О воинской обязанности и военной службе".

Речь идет о поправках к 51-й статье документа, где перечислены основания для увольнения людей из Вооруженных сил.

Один из ее пунктов гласит, что кадровый военный может досрочно расстаться с погонами "в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно". Думских оборонцев и их коллег из Совфеда не устраивает в этой формулировке слово "может". Оно оставляет лазейку для избежавших тюрьмы ворюг, взяточников, любителей кулачной дисциплины, которых на пушечный выстрел нельзя подпускать к солдатам и армейскому добру.

Сейчас их дальнейшую судьбу решает непосредственный командир. Решил он, что офицер или прапорщик еще пригодится на службе, - и тот остается в строю. Посчитал обязательным его увольнение - отправляет провинившегося на дембель. Последнее, заметим, случается нечасто. Как результат - более 2 тысяч условно осужденных за умышленные преступления кадровых военнослужащих по-прежнему руководят армейскими коллективами, занимаются призывом, отвечают за материальные ценности.

Подобная порочная практика снижает доверие к офицерскому корпусу, негативно влияет на моральное состояние военнослужащих, - считает председатель Комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин.

Эту точку зрения поддерживают в Главной военной прокуратуре. Строго говоря, именно руководитель ГВП Сергей Фридинский впервые заговорил о порочности "условно-служебной" практики и необходимости избавлять армейский строй от запятнавших честь мундира. Еще два года назад он предложил скорректировать закон и в качестве аргумента привел тревожную статистику. В 2006-м из ранее осужденных условно офицеров 67 человек снова попались на преступлениях. Причем, как правило, аналогичных тем, за которые получили условный срок.

Поправки готовили два профильных комитета - в Госдуме и Совете Федерации. Как сказали корреспонденту "РГ" на Охотном Ряду, их наверняка рассмотрят до конца весенней сессии.

Корректировка закона не должна повлечь массовой зачистки офицерских рядов. Условные сроки ведь дают не только законченным негодяям. Его, к примеру, может получить участник автоаварии или превысящий свои полномочия командир. Поэтому поправки нужно адресовать лишь "условникам", осужденным за умышленные преступления.

Есть у этой проблемы и другая сторона. Часто офицеры, находясь под следствием, продолжают служить, руководить подразделениями. Представление следователя на их отстранение от должности для армейского начальства - не приказ, скорее, предложение. Кто-то к нему прислушивается, другие - отмахиваются. А разбор дела иногда длится многие месяцы. Все это время человек ходит на службу, командует людьми. И никто в высоких кабинетах не задумывается, какими глазами смотрят на такого руководителя подчиненные, какой урон это наносит базовому принципу военной службы - единоначалию. Чтобы не быть голословным, приведем только один пример. В декабре прошлого года военные следователи завели уголовное дело на военкома Москвы генерала Андрея Глущенко. Подозревают его в низком для офицера поступке. В 2004 году Глущенко подделал документы о своем участии в боевых действиях в Чечне. Трех дней на войне, подтвержденных фальшивым приказом, хватило, чтобы получить удостоверение ветерана боевых действий. Но, заимев "корочки", генерал не успокоился, захотел еще и денег. Настоящие ветераны выбивали их через суд, а Глущенко мучиться не пришлось - 78 тысяч "чеченских" рублей ему перечислили без проблем. Но вот удивительная ситуация - о "художествах" военкома много писала пресса, о них, естественно, знали его подчиненные. Но сдал дела, то есть фактически отошел от служебных дел, генерал только на прошлой неделе.

По закону человека нельзя назвать преступником до судебного решения. Это правильно. Но разве правильно, когда находящийся под следствием прапорщик-кладовщик продолжает воровать, а военком-взяточник - мздоимничать? Чтобы на время следствия они были обязательно отстранены от должности, тоже надо править закон.

Между тем

Кировский суд Ленинградской области вынес приговор группе офицеров-мошенников. Всего по делу проходили 23 человека, которые за два года по подложным документам продали оборудования для гарнизонных столовых на 6 миллионов рублей. Бывший замначальника продовольственной службы ЛВО полковник Владимир Олейник получил пять с половиной лет условного срока. Его четыре подельника тоже избежали реальной отсидки, а еще один фигурант вообще отделался штрафом.

Общеправовые последств ия

Последствия общеправового характера касаются ограничений в различных областях права: избирательного, гражданского, административного, конституционного, трудового права. Обозначим лишь некоторые из них:

1. Осужденные к лишению свободы и отбывающие наказание не могут быть избранными в представительные органы власти и управления.

2. Лица, имеющие судимость, не могут обучаться в некоторых учебных заведениях.

3. Ограничение прав на приобретение и хранение оружия.

4. Ограничения в выезде за границу.

5. Ограничения в выборе места жительства и в свободе передвижения по территории Российской Федерации.

6. Лица, имеющие судимость, не могут быть приняты на работу в некоторые предприятия, учреждения и организации, в том числе в государственные, прежде всего, «режимные», учебные и другие.

7. Лица, имеющие судимость и отбывающие наказание, не подлежат призыву на действительную военную службу. Лица, уже отбывшие наказание, но имеющие судимость, подлежат ограниченному призыву и могут проходить службу не во всех частях и родах войск.

Педофилу не быть папой

Согласно Трудовому кодексу РФ, лицам, имеющим судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления, табу наложено на занятие педагогической деятельностью и трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

Согласно Семейному кодексу РФ, такие граждане не могут быть опекунами (попечителями) детей и не имеют права на усыновление.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленные преступления против жизни или здоровья граждан, не могут быть назначены опекунами и попечителями.

Преступления, относящиеся к категории тяжких и особо тяжких

Преступления против жизни и здоровья: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, истязание, заражение ВИЧ- инфекцией.

Преступления против свободы, чести и достоинства личности: похищение человека, незаконное лишение свободы, торговля людьми, использование рабского труда.

Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности: изнасилование, насильственные действия сексуального характера, половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, развратные действия.

Преступления против семьи и несовершеннолетних: вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий.

Преступления против общественной безопасности: террористический акт, содействие террористической деятельности, публичные призывы к террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, бандитизм, организация преступного сообщества или участие в нем, угон воздушного, водного либо железнодорожного транспорта, массовые беспорядки, хулиганство, приведение в негодность объектов жизнеобеспечения, незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, незаконное изготовление оружия и т. п. преступления вплоть до пиратства.

Преступления против здоровья населения и общественной нравственности: «наркотические» и «порнографические» статьи, как незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка, сбыт, пересылка наркотиков и порнографии и т. д.

Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: государственная измена, шпионаж, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват власти, вооруженный мятеж, диверсия, организация экстремистского сообщества, разглашение государственной тайны, незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну.

Судимым не место в России

Граждане, имеющие судимость, не могут быть приняты на гражданскую службу, осуществлять адвокатскую деятельность, деятельность кадастрового инженера, арбитражного управляющего и быть членом временной администрации финансовой организации.

Граждане, имеющие судимость за умышленные преступления, не могут работать специалистами авиационного персонала и в службе авиационной безопасности.

Таким гражданам не выдается охотничий билет и лицензия на приобретение оружия, лицензия на осуществление частной детективной или частной охранной деятельности. Однако если человек был осужден за «легкое» преступление, после погашения судимости он может получить лицензию на хранение оружия для работы телохранителем или охранником.

Наличие судимости является основанием для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации.


Сроки погашения судимости

Согласно УК РФ, судимость погашается:

а) в отношении лиц, условно осужденных, по истечении испытательного срока;

б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;

в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, по истечении трех лет после отбытия наказания;

г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении шести лет после отбытия наказания;

д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, по истечении восьми лет после отбытия наказания.

Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять судимость до истечения срока погашения судимости.

В случаях, специально предусмотренных федеральными законами, осужденный за преступление гражданин, независимо от того снята или погашена у него судимость, навсегда лишается права быть принятым на службу в полицию, прокуратуру, стать судьей.

Приведенный перечень ограничений для «судимых» не является исчерпывающим. Следует отметить, что эти ограничения введены и действуют в соответствии с Конституцией РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства


Право на труд

Что касается других сфер деятельности (кроме вышеуказанных), то согласно УК РФ, погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Следовательно, ограничений трудовой деятельности быть не может. Однако, на практике трудоустройство ранее судимых лиц - большая проблема. При приеме на работу на вопросы о судимости нужно отвечать уже при заполнении анкеты, эти же вопросы задают и при прохождении собеседования.

Государственные организации информацией о судимости интересуются при приеме на работу сотрудников любого уровня, особенно если соискатель желает устроиться в среднее и высшее звенья в финансовую сферу, а также на материально ответственные должности, на вакантные должности, связанные с информационными технологиями. Однако многое зависит от уровня и престижности вакантной должности. Если соискатель претендует на должность руководителя отдела в банке или компании, то информация о судимости будет проверена службой безопасности в обязательном порядке.

Но если судимость погашена или снята, то, заполняя анкету, ранее судимый соискатель может смело писать, что он не судим. Однако чтобы перестраховаться, лучше устраиваться в небольшие компании и на рядовые должности, как менеджер-консультант или продавец в отделе стройматериалов, когда судимость не имеет решающего значения. В таких случаях служба безопасности даже и не будет проверять кандидата, хотя служебный или личный интерес со стороны работодателя не имеет под собой никаких юридических оснований. Работодатель вправе запрашивать у соискателя лишь информацию, которая имеет отношение непосредственно к предстоящей работе.

Пресс-секретарь Министерства труда и социальной защиты населения РС (Я) Никита Прокопьев:

Согласно ст. 65 Трудового кодекса РФ, установлен перечень документов, представляемых при заключении трудового договора, который не предполагает предоставление работодателям сведений о судимости. Но это если речь не идет о поступлении на госслужбу. Что касается остальных работодателей, то решение о внесении руководством компании такого пункта в анкету – не что иное, как их инициатива, и не всегда правомерная. В противном случае действия работодателей может быть расценено как дискриминация, о чем ясно сказано в ст. 3 Трудового кодекса РФ.

На практике бывает, что в бланках анкет о приеме на работу вместо графы «о наличии судимости» стоит вопрос: «Привлекались ли вы к уголовной или административной ответственности?» А это далеко не одно и то же. Зато для работников кадровых аппаратов это веская причина для принятия решения об отказе в приеме на работу по принципу: то ли он украл, то ли у него украли, но что-то было. Конечно, пытаться отстоять свои права можно, требуя письменный отказ в приеме на работу с обоснованием причины, но на практике получить его маловероятно. Но даже если отказа в письменном виде нет, все равно есть повод обратиться в суд за защитой своих прав. При наличии физических и моральных сил и времени.

Как показал соцопрос 500 российских компаний исследовательским центром портала SuperJob.ru, 8% работодателей готовы взять на работу человека, имеющего непогашенную судимость. Однако для пущей уверенности для принятия подобного решения они обычно желают подробнее ознакомиться с обстоятельствами совершенного преступления, за которое был осужден соискатель. Не хотят рисковать, принимая на работу человека с непогашенной судимостью, более двух третей респондентов (67%). Четверть респондентов (25%) затруднилась с ответом.


Осторожно, дискриминация!

Сложнее работодателю уволить работника, при проверке данных о котором, выяснится, что у него погашена или снята судимость, о которой он в анкете «умолчал». Среди оснований увольнения по инициативе работодателя такого основания как сокрытие наличия судимости или, тем более, сокрытие погашенной или снятой судимости в Трудовом кодексе нет.

Но если человека все же уволили по этой причине, то в приказе об увольнении сотрудника должна быть указана именно эта причина! Поскольку в судебном порядке впоследствии работника должны будут восстановить на работе. Более того, работник получит также денежное возмещение в размере среднего заработка за время, когда он был вынужден отстаивать в суде свою правоту. Также можно предъявить иск и за моральный ущерб.

Четкую позицию в решении вопросов по защите конституционного права граждан на труд (о приеме на работу) имеет Пленум Верховного Суда Российской Федерации.

При рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, суд учитывает, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации.

Между тем, при рассмотрении дел данной категории в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения: подбор, расстановка, увольнение персонала. Заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя. Трудовой кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения. Поэтому суды проверяют, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях через Службу занятости, СМИ, оглашено ли во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора.

При этом необходимо учитывать, что запрещается отказывать в заключении трудового договора по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер. Поскольку действующее законодательство содержит лишь примерный перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу, ищущему работу. Вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, решается судом при рассмотрении конкретного дела.

Если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, а не наличием судимости, то такой отказ является обоснованным.


Мечтать не вредно

В наше время проблемы, связанные с трудоустройством лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, необходимо решать, в том числе и путем создания или квотирования рабочих мест на предприятиях и организациях независимо от форм собственности. Причем, должны быть предусмотрены рабочие места не только рабочих специальностей, но и для инженерно-технического персонала и руководителей хотя бы среднего звена. И, конечно же, в первую очередь, для решения этих проблем на законодательном уровне необходимо принять закон. Но это в перспективе. А пока бывшие осужденные довольствуются лишь тем, что работают на чужого дядю за копейки и без заключения какого-либо трудового договора. И то, если повезет...

Как узнать о судимости?

Сведения о судимости учитываются и хранятся в информационных базах Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел РФ, информационных центров МВД субъектов Российской Федерации.

Доступ к такой информации ограничен, информация предоставляется только по запросам уполномоченных органов, должностных лиц, оперативных сотрудников.

Информация о погашенной судимости лица – это сведения, не составляющие тайны и не являющиеся позорящими в легальном смысле слова, но неизвестные большинству лиц, с которыми общается объект.

При приеме на работу в частную организацию в анкете, кроме вопроса о судимости, есть и такой вопрос: «Можно ли в отношении вас проводить сбор и проверку персональной информации?» Согласно Трудовому кодексу РФ, это не является дискриминацией - установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничения прав работников, которые определяются свойственными этому виду труда требованиями.

В настоящее время действует Приказ МВД РФ «Об утверждении инструкции о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости». Согласно инструкции, справки о наличии (отсутствии) судимости на территории РФ в нашей республике выдает информационный центр МВД РС (Я). Справка предоставляется заявителю на личном приеме сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под роспись при предъявлении паспорта или уполномоченному заявителем лицу при наличии нотариально заверенной доверенности. Не востребованные заявителями справки по истечении двух месяцев со дня окончания установленного срока рассмотрения заявлений списываются в дело с пометкой «справка заявителем не востребована».

Никакая коммерческая фирма (к каким относится и любой банк) не вправе обратиться в ИЦ с официальным запросом. Но, учитывая, что зачастую в службах безопасности банков, коммерческих фирм работают бывшие сотрудники милиции, у них, как правило, сохраняются связи неформального характера, и они эту информацию могут узнать через своих друзей – бывших коллег. Либо это может быть информация из ворованной базы данных. В любом случае официального характера эта информация носить не будет, однако может быть использована в повседневной работе.

Более 1000 военнослужащих и членов их семей получили ответы от военного юриста медиа группы Mil.Press. Если ваш вопрос связан с денежным довольствием, пенсионным обеспечением, жилищной проблемой или увольнением со службы, выберите нужную тему в представленном ниже выпадающем списке. Также вы можете ознакомиться со списком наиболее популярных вопросов .

Новые обращению в юрконсультацию временно не принимаются.

Здравствуйте! Я военнослужащий по контракту 201–й дивизии. Недавно меня осудили по ст.159 ч. 1 и вынесли штраф. Я желаю продолжать службу, но командование полка принимает меры для моего увольнения. Правомерны ли решение и действия командования???

Юрий Александрович Юрченко,
Тема вопроса: Увольнение с действительной службы
Населенный пункт: Душанбе


Уважаемый пользователь портала!
По существу вашего вопроса могу пояснить следующее. Всё зависит от командования, которое, скорее всего, подаст документы на увольнение и шансов на увольнение вас со службы много, ввиду того, что вы нарушили несколько норм закона, в связи с чем утратили доверие. Но вы в праве оспорить ваше увольнение и восстановиться на службе, если на то будут законные основания в судебном порядке. Рекомендуем ознакомиться со Статьей 51. "Основания увольнения с военной службы"
Закон "О воинской обязанности и военной службе"
1. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

А) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

Б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;

В) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;

Г) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;

Д) в связи с лишением его воинского звания;

Д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

Непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

Непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

Участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

Осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;

Вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

Нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

Д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;

Е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

Е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;

Ж) в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;

З) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;

И) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

К) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления;

Л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву;

М) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства.

2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

А) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

Б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;

В) в связи с невыполнением им условий контракта;

Г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

Д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;

Е) как не выдержавший испытание;

Е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

Е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;

Ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;

З) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;

И) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства.

2.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "е.1" пункта 1, подпунктами "в", "д" и "е" пункта 2 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву.

3. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

А) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;

Б) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте "г" пункта 1 настоящей статьи);

В) по семейным обстоятельствам:

В связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;

В связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;

В связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

В связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка;

В связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

Г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с назначением его судьей военного суда или судьей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

Д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.

3.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 3 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.
4. Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 статьи 23 и подпунктами "б", "б.1", "в", "г" и "д" пункта 1 статьи 24 настоящего Федерального закона.
5. Утратил силу.
6. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

В дискуссии о правомерности досрочного увольнения кадровых военных за несоблюдение условий контракта наконец-то расставлены точки. Главные аргументы при рассмотрении таких дел теперь можно найти в постановлении Конституционного суда РФ, которое сегодня публикует "Российская газета".

Все началось с жалоб, с которыми в Конституционный суд обратились Руслан Боскачев, Иван Овсянников и Дмитрий Савельев. Несколько лет назад их лишили погон по статье 51 Закона "О воинской обязанности и военной службе" - за невыполнение условий контракта. Дивизионного артиллериста капитан-лейтенанта Северного флота Боскачева до этого судили за превышение должностных полномочий с применением насилия. Офицер, правда, отделался штрафом в 30 тысяч рублей, но оставлять его на службе командиры не захотели. За контролером пограничной комендатуры прапорщиком Овсянниковым тоже числились серьезные грехи. На момент увольнения он имел пять не снятых дисциплинарных взысканий - четыре выговора и "строгач". Что же касается инженера радиотехнической боевой части старшего лейтенанта Савельева, крестом на его военную биографию лег приговор гарнизонного суда. За применение насилия и оскорбление представителя власти офицеру пришлось сначала выплатить 40 тысяч рублей, а через год расстаться со службой.

Казалось бы, все трое были отлучены от строя по очень веским причинам. Однако Боскачев, Овсянников и Савельев так не считали и безуспешно пытались оспорить кадровые приказы. Последней инстанцией, куда они написали заявления, был Конституционный суд. На что же жаловались бывшие военные? По их мнению, командиры незаконно применили к ним формулировку о досрочном увольнении с военной службы в связи с невыполнением условий контракта. К тому же, как считают заявители, за один и тот же проступок им пришлось отвечать дважды.

В Конституционном суде с этими заявлениями разбирались очень тщательно. Достаточно сказать, что итоговое постановление заняло более 30 страниц. В результате подпункт "в" пункта 2 статьи 51 Закона "О воинской обязанности и военной службе" в целом был признан не противоречащим Конституции страны. Судьи объяснили, что к военнослужащим предъявляются особые требования, и если человек в погонах перестает им отвечать и тем более совершает преступление, то допустимо его досрочное увольнение в связи с невыполнением условий контракта. Эта норма работает, даже если в приговоре речь идет о наказании, не связанном с лишением человека свободы, воинского звания и права занимать армейскую должность. Однако тот факт, что военный по своим моральным и деловым качествам больше не может проходить службу, должен быть подтвержден в его аттестации.

Вместе с тем судьи нашли определенную нестыковку основного военного закона с главным законом страны. Дело в том, что по действующим у силовиков нормам командир при увольнении осужденного подчиненного не ограничен никакими временными рамками. За приговор, к примеру, двух-трехлетней давности и давно погашенную судимость офицер может лишиться погон в любой момент. Если вспомнить историю старшего лейтенанта Савельева, то промежуток между объявлением вердикта и увольнением у него составил более года.

Чтобы внести в этот вопрос ясность, Конституционный суд предложил федеральному законодателю определить срок, в течение которого можно досрочно увольнять военнослужащего, которого суд счел возможным оставить на свободе, не лишал звания и права занимать армейскую должность.

Пока эту норму не введут в юридическую практику, конституционные судьи запретили в таких случаях увольнять с военной службы людей, которые имеют снятую или погашенную судимость.

Вашему вниманию предлагается решение суда, в котором увольнение с военной службы по основанию – вступление приговора суда в законную силу, признано незаконным, в связи со снятием судимости.


Решение


рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 лейтенанта Иванова Ивана Ивановича об оспаривании действий командующего войсками округа, связанных с досрочным увольнением заявителя с военной службы в запас,

установил:


Параграфом 5 приказа командующего войсками округа от 2 июня 2009 года № 100 Иванов И. досрочно уволен с военной службы в запас на основании п. “д” ч. 2 ст 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” (в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении ему наказания в виде лишения свободы условно).
В своем заявлении и судебном заседании Иванов И., не согласившись с вышеуказанным приказом, пояснил, что приговором Энского гарнизонного военного суда от 4 декабря 2008 года он осужден на 1 год лишения свободы условно с испытательным сроком в 6 месяцев. В связи с тем, что в последующем своим поведением он доказал свое исправление, постановлением судьи Энского гарнизонного военного суда от 29 апреля 2009 года, вступившим в законную силу, условное осуждение в отношении него, Иванова И., отменено и судимость снята. Поскольку ко дню издания командующим округа приказа о досрочном увольнении его, Иванова И., условное осуждение в отношении него было отменено, а судимость снята, данный приказ, предполагающий наличие у него судимости, является не законным.
Обращаясь в суд, Иванов просит признать незаконными параграф 5 приказа командующего войсками округа от 2 июня 2009 года № 100 о досрочном увольнении его, Иванова И., с военной службы в запас; обязать названное воинское должностное лицо данный приказ отменить и восстановить его, Иванова И. на военной службе.
Представитель воинского должностного лица, чьи действия оспариваются, пояснил, что представление к досрочному увольнению в запас Иванова И. было оформлено 17 апреля 2009 года, то есть до отмены условного осуждения заявителя и снятия судимости. В связи с этим оснований для удовлетворения требований Иванова И. не имеется.
Военный суд, выслушав мнения сторон, приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Приговором Энского гарнизонного военного суда от 4 декабря 2008 года Иванов И. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 337 УК РФ, на основании которого ему назначено наказание в виде 1 года лишения свободы условно с испытательным сроком 6 месяцев. Постановлением судьи Энского гарнизонного военного суда от 29 апреля 2009 года, вступившим в законную силу 13 мая 2009 года, условное осуждение в отношении Иванова И. отменено и судимость снята.
Согласно ч. 6 ст. 86 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.
Таким образом, в связи со снятием с Иванова судимости постановлением судьи Энского гарнизонного военного суда от 29 апреля 2009 года, все правовые последствия, наступившие для него после осуждения приговором того же суда от 4 декабря 2008 года, были аннулированы. Следовательно, после вступления в законную силу вышеуказанного постановления судьи, то есть с 13 мая 2009 года, оснований для увольнения заявителя по п. “д” ч. 2 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” не имелось.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что приказ командующего войсками округа от 2 июня 2009 года № 100 о досрочном увольнении Иванова с военной службы в запас на основании п. “д” ч. 2 ст 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” (в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении ему наказания в виде лишения свободы условно) издан в нарушение закона и подлежит отмене, а Иванов – восстановлению на военной службе.
Что касается доводов представителя должностного лица о том, что представление к досрочному увольнению в запас Иванова И. было оформлено 17 апреля 2009 года, то есть до отмены условного осуждения заявителя и снятия судимости, суд такие доводы не принимает во внимание, поскольку представление к увольнению, является промежуточным документом и юридической силы не имеет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 197,198, ГПК РФ, суд решил:

Исковые требования Иванова И. удовлетворить.