Обеспечение условий и безопасности труда на предприятии. Обеспечение безопасности условий труда. Трудовая дисциплина. Как же выяснить уровень опасности

Основными обязанностями работодателя является обеспечение своим работникам безопасных условий труда. Эти обязанности являются основой для разработки таких нормативных актов как коллективные договора и соглашения, правила внутреннего распорядка, инструкции по безопасности труда и так далее.

Статьи 22 и 212 ТК РФ содержат перечень основных обязанностей работодателя в сфере охраны труда, которые дополняются как статьями 213, 221, 222 ТК РФ, так и иными законами и правовыми актами.

Работодатель, согласно статье 212 ТК РФ, обязан обеспечить:

· «безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;».

Проекты строительства и реконструкции производственных объектов должны соответствовать требованиям охраны труда, это же относится к машинам, механизмам и другому производственному оборудованию, технологическим процессам.

При занятости на работе с вредными и (или) опасными условиями труда работники должны быть обеспечены необходимыми средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также уметь их применять. Более подробно об этом будет сказано в разделе 4.2.1. Правила сертификации средств индивидуальной защиты установлены Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 19 июня 2000 года №34 «Об утверждении и введении в действие правил проведения сертификации средств индивидуальной защиты».

Эта обязанность работодателя распространяется только на рабочее место работника. Работодатель не обязан обеспечивать безопасные условия труда работника, который выполняет работу на дому или в других местах. Он также обязан осуществлять контроль за условиями труда работника в тех местах, куда последний направляется в связи с выполнением работы в данной организации. На работодателе лежит обязанность проинформировать работника, направляемого, к примеру, в командировку на атомную станцию, насколько безопасны условия труда на данном объекте, о наличии вредных и опасных производственных факторов. Если работодатель не сделал этого, то он, получается, не выполнил свои обязанности по обеспечению условий труда, соответствующих требованиям охраны труда.

Пример 1.

Ввиду не обеспечения ответчиком безопасных условий и охраны труда в организации, медицинская помощь при производственных травмах осуществляется за счет предприятий и организаций, работники которых получили травму (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26 декабря 2005 года по делу №А82-10350/2004-2).

Окончание примера.

· «режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права»;

В соответствии со статьями 92 и 109 ТК РФ на отдельных видах работ предусматривается предоставление работникам в течение рабочего времени специальных оплачиваемых перерывов для отдыха и обогрева и . Более подробно об этом будет сказано в разделе 4.3..

Статья 108 ТК РФ предусматривает предоставление работникам в течение рабочего дня перерыва для питания и отдыха, который не включается в рабочее время.

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций установлен в Приложении к Постановлению Минтруда Российской Федерации и Минобразования Российской Федерации от 13 января 2003 года №1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее – Постановление №1/29) и статье 225 ТК РФ.

Аттестация рабочих мест проводится в соответствии с Приложением к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 марта 1997 года №12 «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее – Постановление Минтруда №12). Сертификация работ по охране труда в организации должна проводиться в соответствии с правилами сертификации работ по охране труда, установленными в Приложении №2 к Постановлению Минтруда Российской Федерации от 24 апреля 2002 года №28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях» (далее - Постановление Минтруда №28). Более подробно об этом будет сказано в разделе 2.2.1.1..

Статьей 76 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя - отстранить от работы или не допустить к ней работника не прошедшего предварительный или периодический медосмотры, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, не прошедшего обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Работодатель отстраняет от работы или не допускает к работе работника на весь период времени до устранения обстоятельств, ставших основанием для отстранения от работы или недопущения к работе.

На весь период недопущения к работе (отстранения) работник и работодатель освобождаются от выполнения своих обязанностей по трудовому договору.

Для начала, считаем необходимым напомнить какими локальными нормативными актами оформляется направление работников на медосмотр.

Согласно общему правилу для направления группы работников на медосмотр издается приказ (распоряжение) работодателя об этом с указанием поименного списка направляемых работников. Но он не является обязательным документом в том случае, если направление на медосмотр оформлено с соблюдением всех необходимых правил: с выдачей на руки работнику бланка-направления на медосмотр и при наличии утвержденного графика прохождения обязательных периодических медосмотров, которые составляются еще при заключении договора с медицинской организацией, а также определяется порядок информирования о прохождении работниками Заказчика (работодателя) медосмотра. С момента выдачи работнику направления на медосмотр и до срока указанного в графике прохождения медосмотров, согласованного с медицинской организацией работник должен исполнить обязанность по прохождению медосмотра. Для учета времени, затраченного на медосмотр, принимаются именно эти документы, рассматриваемые как распоряжение работодателя.

В случае, когда истекли все указанные сроки для прохождения медосмотра, а из итоговых актов и иных представленных медицинской организацией документов, медицинской книжки работника явствует, что он не являлся для прохождения медосмотра, работодатель издает приказ или об отстранении этого работника от работы, или о зачете ему указанного дня как прогула, кроме случая предоставления работником документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия его в этот день на медосмотре.

Мы так подробно останавливаемся на этом моменте потому, что причина не прохождения работником медосмотра имеет важное значение. В случае, если она уважительная, то на работника не налагается дисциплинарное взыскание, и он не отстраняется от работы, а срок прохождения медосмотра продлевается приказом работодателя. Уважительными причинами в данном случае будут являться: не прохождение медосмотра работником по причине его временной нетрудоспособности, по причине временной нетрудоспособности одного из врачей - члена комиссии, несвоевременная выдача работнику направления на медосмотр, несвоевременное перечисление денежных средств работодателем медицинской организации и другое.

В том случае, если требования по выдаче направления на медосмотр и по составлению графика прохождения медосмотра не исполнены должным образом, то приказ работодателя о направлении на медосмотр будет являться документальным подтверждением того, что он свою обязанность по обеспечению прохождения медосмотра выполнил и обоснованно отстраняет не прошедшего медосмотр работника от работы, а также этот приказ будет являться документом, позволяющим учесть время прохождения медосмотра.

Пример 2.

Согласно Постановлению ФАС Уральского округа от 22 сентября 2003 года по делу №Ф09-1678/03-АК общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа за не обеспечение условий для своевременного прохождения периодического профилактического медосмотра и допуск к работе работников, не прошедших медосмотр.

Окончание примера.

Этот документ потребуется также в случае, если орган Роспотребнадзора или орган местного самоуправления примет решение о необходимости проведения внепланового медосмотра.

С помощью этого документа работодатель может контролировать выполнение его своими работниками, а в случае получения подтверждения о неисполнении без уважительной причины приказа о прохождении обязательного медосмотра обязан отстранить работника от его обязанностей, и имеет право наложить на этого работника дисциплинарное взыскание.

Об отстранении от работы работника, не прошедшего без уважительных причин обязательный медосмотр работодатель издает приказ, в котором указываются обстоятельства отстранения от работы, причина непрохождения медосмотра, документы, которыми подтверждается наличие у работодателя основания для принятия такого приказа, а также срок, на который отстраняется работник от работы. Такими документами в случае уклонения работника от прохождения обязательного медосмотра будут являться: справка из медицинской организации, куда работник был направлен для прохождения медосмотра, докладная записка должностного лица организации, которое отвечало за прохождение работниками медосмотра. Это также может быть и предписание службы охраны труда организации руководителю организации с требованием о недопущении к работе лиц, не прошедших обязательный медосмотр. О работе службы по охране труда подробнее будет сказано в разделе 3.2. настоящей книги.

Что касается срока отстранения, то, как уже было сказано ранее, в соответствии со статьей 76 ТК РФ, он устанавливается на весь период до устранения обстоятельств, явившихся причиной отстранения от работы. Работодателю следует в приказе об отстранении от работы указать не общую формулировку со ссылкой на статью 76 ТК РФ, а указать конкретный срок, в течение которого работник должен пройти медосмотр.

Время отстранения от работы в таком случае не включается в стаж работы, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск (статья 121 ТК РФ), а в этот период не начисляется, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев. Однако это не относится к работнику, который допустил вышеуказанные нарушения не по своей вине. Ему производится оплата за период отстранения как за вынужденный простой, а время отстранения включается в стаж работы, дающий право на отпуск.

Кроме того, приказ работодателя об отстранении работника от работы является документом, дающим основание бухгалтерии для неначисления этому работнику за указанный период заработной платы либо для начисления ее по правилам, установленным статьей 157 ТК РФ, как за вынужденный простой.

Для того чтобы другие работники не проигнорировал свою обязанность пройти очередной медосмотр, работодатель имеет право издать сводный приказ об отстранении конкретного работника от работы и о наложении на него дисциплинарного взыскания.

Однако для издания такого приказа о наложении на работника дисциплинарного взыскания работодателю необходимо получить письменное объяснение с этого работника о причине его отсутствия при прохождении медосмотра. Согласно части 1 статьи 193 ТК РФ, если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Отказ работника от дачи объяснения (его непредставление) в письменном виде согласно части 2 статьи 193 ТК РФ не будет являться причиной, по которой работодатель не сможет наложить на него дисциплинарное взыскание.

В части 6 статьи 193 ТК РФ сказано, что приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания должен быть объявлен работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания. В эти дни не включается время отсутствия работника на работе. В случае отказа работника ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, должен быть составлен соответствующий акт об отказе.

Только при соблюдении вышеперечисленных требований издание сводного приказа будет правомерным.

И, наконец, самой жесткой мерой дисциплинарного взыскания на работника, не желающего проходить обязательный медосмотр, является по основанию, предусмотренному пунктом 5 статьи 81 ТК РФ - неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. А о том, что прохождение обязательного медосмотра – это обязанность работника, напрямую указано в статье 214 ТК РФ.

Работодатель также обязан отстранить от работы или не допустить к работе в этот день работника, появившегося в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Отстранение выражается в недопущении работника к выполнению его основных обязанностей.

Пример 3.

Организация не обязана возмещать затраты на лечение своего работника, если производственная травма была им получена в период отстранения его от работы ввиду нахождения в нетрезвом виде (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26 октября 2004 года по делу №А82-6276/2003-38).

Окончание примера.

Более подробно с вопросами, касающимися расследования и учета несчастных случаев на производстве, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Охрана труда в Российской Федерации. Правовое регулирование. Практика. Документы».

Более подробно о лечебно-профилактическом обслуживании будет сказано в разделе 4.2.3. настоящей книги.

Обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда одновременно соответствуют права работников и государственных органов, связанные с требованиями их исполнения. Неисполнение работодателем своих обязанностей может служить основанием, во-первых, для отказа работника от работы, которая угрожает его жизни и здоровью (статья 379 ТК РФ), а во-вторых, служит основанием привлечения виновных лиц к ответственности.

Кроме того, не допускается согласно части 5 статьи 282 ТК РФ принимать на работу с вредными и (или) опасными условиями труда по совместительству лиц, чья работа уже связана с такими условиями труда.

Для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения работники должны за счет работодателя обеспечиваться средствами индивидуальной защиты (специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты) и средствами коллективной защиты (техническими средствами защиты от воздействия, например, движущихся частей оборудования, являющихся источником опасности; от попадания в рабочую зону используемых в работе опасных веществ и материалов или инструмента и так далее).

На работодателя возлагается контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда. В должностных инструкциях либо в приказах руководителя закрепляются конкретные обязанности должностных лиц в сфере охраны труда.

Правительство Москвы Приказом Комитета труда и занятости от 5 марта 1998 года №58 «Об утверждении рекомендаций по охране труда» в Приложении №1 установлены Рекомендации по возложению функций по обеспечению охраны труда на руководителей и специалистов организаций, где расписаны все обязанности должностных лиц в этой сфере. Данные рекомендации разработаны для оказания помощи работодателям и организациям в организации и проведении работ по охране. Так, например, руководитель организации в соответствии с пунктом 2.1 указанных рекомендаций обязан:

«2.1.1. Обеспечить безопасную эксплуатацию производственных зданий, сооружений, механизмов, оборудования, помещений, безопасность технологических и производственных процессов, применяемых в производстве сырья и материалов;

2.1.2. Обеспечить в структурных подразделениях организации и на рабочих местах соблюдение законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, постановлений Правительства Российской Федерации и Министерства труда и социального развития, предписаний органов государственного надзора и контроля, государственной экспертизы условий труда;

2.1.3. Организовать разработку и обеспечить выделение финансовых средств на реализацию мероприятий по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;

2.1.4. Рассматривать вопросы состояния условий и охраны труда при обсуждении хозяйственной деятельности организации;

2.1.5. Привлекать, согласно действующему законодательству, к ответственности должностных лиц, проявивших безответственность в обеспечении охраны труда в подчиненных подразделениях, не принимающих мер по выполнению требований государственных стандартов, правил и норм по охране труда, допустивших несчастные случаи на производстве или профессиональную заболеваемость;

2.1.6. Вносить в должностные инструкции своих заместителей, руководителей подразделений и специалистов должностные обязанности по обеспечению охраны труда или утверждать их приказом по организации;

2.1.7. Осуществлять руководство службой охраны труда организации;

2.1.8. Обеспечить обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

2.1.9. Обеспечить организацию и проведение аттестации рабочих мест и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда;

2.1.10. Обеспечить беспрепятственный допуск в организацию представителей органов государственного надзора и контроля, государственной экспертизы условии труда, общественного контроля для проведения проверок, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

2.1.11. Организовать и провести своевременное расследование несчастных случаев на производстве в соответствии с действующим Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве;

2.1.12. Обеспечить режим труда и отдыха работников, установленный действующим законодательством и нормативными правовыми актами по охране труда;

2.1.13. Обеспечить эффективный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работников;

2.1.14. Обеспечить возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей;

2.1.15. Обеспечить своевременную уплату штрафа, наложенного органами государственного надзора и контроля за нарушение законодательства об охране труда и нормативных правовых актов по безопасности и гигиене труда;

2.1.16. Обеспечить предоставление органам управления охраной труда, надзора и контроля необходимой информации о состоянии условий и охраны труда в организации, выполнении их предписаний, обо всех подлежащих регистрации несчастных случаях и повреждениях здоровья работников на производстве».

В Приложении №1 к Приказу комитета труда и занятости от 5 марта 1998 года №58 «Об утверждении рекомендаций по охране труда» перечислены обязанности должностных лиц организации по обеспечению охраны труда.

Более подробно с вопросами, связанными с вредными и опасными условиями труда с учетом изменений, внесенных новой редакцией Трудового Кодекса Российской Федерации и другими нормативными актами, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Вредные условия труда. Правовое регулирование. Практика. Документы».

Ст 212 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • создание и функционирование системы управления охраной труда;
  • применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
  • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
  • недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
  • в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
  • недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
  • информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
  • предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
  • принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
  • расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
  • беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • ознакомление работников с требованиями охраны труда;
  • разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
  • наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Комментарий к статье 212 ТК РФ:

1. Учитывая, что многие обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, закрепленные в ст 212 ТК РФ, конкретизированы в отдельных статьях раздела "Охрана труда" и других разделов и освещаются в комментариях к этим статьям, здесь они рассматриваться не будут (вместо этого даются отсылки к соответствующим статьям).

2. Обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов означает, что названные процессы должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.

О государственных нормативных требованиях охраны труда см. коммент. к ст. 211.

Об обеспечении безопасности применяемых в производстве оборудования, технологических процессов, сырья и материалов см. коммент. к ст. 215.

3. Для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения работники должны за счет работодателя обеспечиваться средствами индивидуальной защиты (специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты) и средствами коллективной защиты (техническими средствами защиты от воздействия, например, движущихся частей оборудования, являющихся источником опасности; от попадания в рабочую зону используемых в работе опасных веществ и материалов или инструмента), прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке.

Содержание понятий сертификации, указанных в п 3 ч 2 статьи 212 ТК РФ как формы подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров и декларирования соответствия как формы подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов раскрыто в ст. 2 Закона о техническом регулировании.

Порядок прохождения обязательной сертификации и декларирования соответствия закреплен в гл. 4 указанного Закона.

Об обеспечении средствами индивидуальной защиты см. коммент. к ст. 221.

Обеспечение работников сертифицированными средствами коллективной защиты осуществляется работодателем в соответствии со строительными нормами и правилами, санитарными правилами и нормами, межотраслевыми и отраслевыми правилами по охране труда и другими нормативными правовыми актами, которыми установлены требования безопасности к конкретному виду производства, производственному процессу, оборудованию, инструменту и т.д.

4. Обеспечение работодателем соответствия рабочих мест требованиям охраны труда означает, что их расположение и организация, а также оборудование и инструменты для работы, воздушная среда и др. должны быть безопасными и не угрожать жизни и здоровью работников. Как указывалось в комментарии к ст. 211 ТК, государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах, законах субъектов РФ и подзаконных нормативных правовых актах. Например, организациям г. Москвы при оборудовании рабочих мест и поддержании их в безопасном состоянии рекомендуется соблюдать следующие требования охраны труда.

Рабочие места должны быть обеспечены необходимой технологической оснасткой, предохранительными устройствами, приспособлениями и другими средствами, обеспечивающими здоровые и безопасные условия труда. Оборудование, оргоснастка, вспомогательные приспособления, режущий, измерительный и вспомогательный инструменты, материалы, заготовки, комплектующие и готовые детали, изделия и предметы ухода за рабочим местом должны размещаться на рабочем месте так, чтобы были обеспечены условия для безопасной работы.

У рабочих мест должны быть предусмотрены площадки для размещения материалов и деталей на период их обработки. Заготовки и обработанные детали должны размещаться только на отведенной для этой цели площадке в специальной таре или в устойчивых стопах (штабелях, пакетах) высотой не более 1 м для металлических деталей и 1,7 м - для деревянных.

На оборудовании, столах, механизмах и т.п. не должны находиться предметы, не требующиеся по условиям производства.

Рабочие места электросварки, находящиеся в производственном помещении, должны быть ограждены постоянными или переносными щитами высотой не менее 1,8 м, а многопостовые трансформаторы и генераторы должны быть ограждены переборками высотой 2,5 м, исключающими доступ посторонних лиц, и т.д. (разд. 11 "Организация рабочего места" Методических указаний по охране труда для организаций города Москвы, утв. распоряжением правительства Москвы от 1 июля 2003 г. N 1140-РП, с приложением Перечня нормативных правовых актов по охране труда, на которые имеются ссылки в тексте Методических указаний, с внесенными изм. и доп. (Вестник мэра и правительства Москвы. 2003. N 42).

Безопасные условия труда и надлежащее техническое оборудование всех рабочих мест обеспечиваются путем рационального использования производственных помещений; совершенствования технологических процессов и модернизации технологического оборудования; механизации и автоматизации технологических операций, связанных с транспортированием и использованием ядовитых, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей; внедрения систем автоматического или дистанционного управления оборудованием вредных и опасных производств и другими способами, отвечающими требованиям единых межотраслевых и отраслевых правил по охране труда, санитарным правилам и нормам, утверждаемым в установленном порядке.

Для определения соответствия условий труда на каждом рабочем месте требованиям охраны труда работодатель должен организовать эффективный производственный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работников. На крупных и средних предприятиях в этих целях могут создаваться собственные лаборатории, оснащенные необходимыми приборами и укомплектованные квалифицированными специалистами. В более мелких организациях подобная работа может выполняться по договорам с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Конкретные обязанности по обеспечению охраны труда работодатель возлагает на руководителей структурных подразделений и закрепляет в должностных инструкциях или утверждает приказом по организации, доводит до соответствующего должностного лица под расписку при приеме на работу (назначении на новую должность).

Перед началом работ их руководитель (начальник производства, мастер, бригадир и т.п.) обязан проверить оборудование, приспособления, оргоснастку, работу вентиляции, заземляющие, пусковые, сигнальные устройства, места работы, убедиться в полной их исправности и безопасности.

Порядок проведения отдельных видов производственного контроля закреплен нормативными правовыми актами. Например, организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий регулируются Санитарными правилами СП 1.1.1058-01, введенными в действие с 1 января 2002 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 июля 2001 г. N 18 (БНА РФ. 2001. N 45).

В соответствии со ст. 11 Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (СЗ РФ. 1999. N 11. Ст. 1305).

На основании указанных Правил каждая организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, разрабатывает положение о производственном контроле с учетом профиля производственного объекта, которое утверждается руководителем эксплуатирующей организации при обязательном согласовании с территориальным органом, осуществляющим государственный надзор в области промышленной безопасности.

Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством РФ.

При выявлении нарушений требований безопасности и санитарных правил на объекте производственного контроля работодатель должен принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их возникновения, в т.ч.: приостановить либо прекратить деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг; прекратить использование в производстве сырья, материалов, не соответствующих установленным требованиям и не обеспечивающих выпуск продукции, безопасной для человека, и др.

Особые требования к работодателю предъявляются в связи с необходимостью обеспечить радиационную безопасность при обращении работников с источниками ионизирующего излучения. В частности, работодатель обязан регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения; планировать и осуществлять специальные мероприятия; осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ (ст. 14 Закона о радиационной безопасности населения).

С 1998 г. введена ежегодная радиационно-гигиеническая паспортизация организаций - системная оценка влияния основных источников ионизирующего излучения (техногенных и естественных) в зависимости от состояния среды обитания и условий жизнедеятельности.

Типовые формы радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий утверждены 21 июня 1999 г. Приказом Минздрава России N 240, Госатомнадзора России N 65, Госкомэкологии России N 289 (БНА РФ. 1999. N 30).

Работодатель обязан также осуществлять специальные мероприятия по профилактике канцерогенной опасности, а именно: принимать меры, исключающие возможность контакта работников с канцерогенными веществами; заменять канцерогенные вещества и факторы неканцерогенными или менее канцерогенными веществами и факторами; максимально ограничивать число лиц, подвергающихся воздействию канцерогенных факторов; при проектировании или реконструкции производств отдавать предпочтение непрерывным, безотходным технологическим процессам с максимальной степенью автоматизации и механизации, а также герметичному оборудованию и др. (см. СанПин 1.2.2353-08 "Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ // БНА РФ. 2008. N 23).

Для выявления и учета предприятий, технологических процессов, отдельных цехов и производственных участков, на которых работники подвергаются или могут подвергаться воздействию канцерогенных факторов, разработки мероприятий по профилактике злокачественных новообразований, своевременного проведения мероприятий по охране здоровья работников проводится санитарно-гигиеническая паспортизация канцерогенноопасных производств в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными в установленном порядке, и в сроки, согласованные с территориальными органами Роспотребнадзора (МУ 1.1.688-98 - Охрана труда и социальное страхование. 1999. N 8. С. 71).

5. Соответствие рабочих мест требованиям охраны труда, прогрессивным техническим, технологическим, организационным решениям, а также передовому опыту, нормативам и стандартам определяется в ходе аттестации рабочих мест.

Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Эта работа регулируется Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (БНА РФ. 2008. N 10) и предусматривает порядок осуществления деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.

Указанным Порядком надлежит руководствоваться также и организациям, привлекаемым для аттестации рабочих мест по условиям труда, - аттестующим организациям.

Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

Обязательной повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) подлежат рабочие места:

  • после замены производственного оборудования;
  • после изменения технологического процесса, средств коллективной защиты и др.;
  • при выявлении нарушений установленного Порядка, по требованию должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на проведение государственной экспертизы условий труда.

Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию.

Для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организаций, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест.

Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны труда.

В состав аттестационной комиссии организации рекомендуется включать руководителей структурных подразделений организации, юристов, специалистов служб охраны труда, специалистов по кадрам, специалистов по труду и заработной плате, представителей лабораторных подразделений, главных специалистов, медицинских работников, представителей профсоюзных организаций или других уполномоченных работниками представительных органов, представителей комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, представителей аттестующей организации.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Нормативной базой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда являются: Трудовой кодекс РФ, нормативные акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, а также другие документы по охране труда.

В ходе аттестации должно использоваться Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда Р 2.2.2006-05 утверждены Роспотребнадзором 29 июля 2005 г.

По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда аттестационная комиссия разрабатывает план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, куда включаются в т.ч. мероприятия, требующие материальных затрат. При этом указываются источники финансирования мероприятий, сроки их исполнения, исполнители и устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работником и представительным органом утверждается работодателем и включается в коллективный договор. Помимо этого комиссия вносит предложения о готовности к сертификации организации работ по охране труда.

Согласно п. 5.3 Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008 - 2010 годы порядок проведения аттестации рабочих мест подлежит дальнейшему совершенствованию.

6. Об обеспечении режима труда и отдыха работников в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ см. коммент. к статьям разделов ТК "Рабочее время" и "Время отдыха" (п 5 ч 2 ст 212 ТК РФ).

7. Об обучении работников безопасным приемам и методам работы см. коммент. к ст. 225.

8. Об организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения средств индивидуальной и коллективной защиты см. коммент. к ст. 217.

9. Об организации проведения медицинских осмотров см. коммент. к ст. 213.

10. Работодатель обязан информировать работников об условиях труда в местах, где им надлежит выполнять работу: о факторах производственной среды и самого трудового процесса, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. Такая информация должна предоставляться как при приеме на работу, так и в последующее время.

Например, если работник принимается на работу с вредными или опасными условиями труда, он должен быть поставлен в известность, с какими именно неблагоприятными производственными факторами ему придется иметь дело, каков риск для его здоровья (получение травмы, профессионального заболевания), какие применяются меры защиты от воздействия неблагоприятных факторов (установлены меры коллективной защиты, выдаются средства индивидуальной защиты), какие полагаются компенсации в связи с воздействием вредных и опасных производственных факторов (установлены повышенная оплата труда, сокращенное рабочее время и дополнительные отпуска, бесплатно выдается молоко или лечебно-профилактическое питание и др.).

Работодатель обязан информировать работников о состоянии условий труда на рабочих местах и в организации в целом, в частности сообщать им о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда. Непосредственное информирование работников от лица работодателя о состоянии условий труда на рабочем месте, а также о принятых мерах по защите от опасных и вредных производственных факторов входит в должностные обязанности начальника отдела охраны труда (разд. I Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. М.: Приор, 2000). Проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование об их результатах - также обязанность комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых в организациях (см. коммент. к ст. 218).

В случае непредоставления работникам информации об условиях труда на их рабочих местах они вправе обращаться в вышестоящие в порядке подчиненности органы (если такие органы имеются), в органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда (см. коммент. к ст. 353), а также в органы общественного контроля (см. коммент. к ст. 370). О порядке рассмотрения обращений см. коммент. к п. 9 ст. 219.

11. Работодатель обязан предотвращать аварийные ситуации. Эта обязанность реализуется им путем закрепления в инструкциях по охране труда для работников специальных разделов о требованиях безопасности в аварийных ситуациях, где указываются: перечень основных возможных аварийных ситуаций и причины, их вызывающие; действия работников при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям; действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании и др. (разд. IV и V Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утв. Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. N 80 // Бюллетень Минтруда России. 2003. N 5). Кроме того, работодатель должен разработать комплекс мер по предотвращению и ликвидации последствий аварий.

Так, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обязаны: проводить подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки; планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников; обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и содержать указанные системы в пригодном к использованию состоянии (ст. ст. 9, 10 Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов).

Организации, эксплуатирующие ядерные установки, радиационные источники или пункты хранения ядерных материалов, обязаны обеспечивать: разработку и реализацию мер по предотвращению аварий (на ядерной установке, на радиационном источнике и в пункте хранения) и снижению их негативных последствий для работников указанных объектов, населения и окружающей среды; разработку и реализацию в пределах своей компетенции мер по защите работников и населения в случае аварии; подбор, подготовку и поддержание квалификации работников эксплуатирующих организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и другие меры (ст. 35 Закона об использовании атомной энергии).

Необходимость разработки плана действий, предупреждающих возникновение чрезвычайных ситуаций и ликвидирующих их последствия, предусмотрена также для объектов по хранению и уничтожению химического оружия и при его перевозке (ст. ст. 14, 15 Закона об уничтожении химического оружия).

12. Для оценки качества деятельности работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организациях, деятельности службы охраны труда, работы по проведению аттестации рабочих мест, обучению и профессиональной подготовке работников в области охраны труда и др. ст 212 ТК РФ предусматривает необходимость проведения сертификации работ по охране труда. В этих целях в соответствии с Постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. N 28 создана Система сертификации работ по охране труда в организациях (ССОТ), а также утверждены Положение о Системе сертификации работ по охране труда в организациях и Правила сертификации работ по охране труда (БНА РФ. 2002. N 33).

Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, ведающим вопросами охраны труда, поручено провести подготовительную работу для введения сертификации работ по охране труда в организациях.

Организационную структуру ССОТ образуют:

  • Минтруд России;
  • Центральный орган ССОТ, определяемый Минтрудом России;
  • центр охраны труда;
  • центральные органы отраслевых подсистем ССОТ;
  • аккредитованные органы по сертификации;
  • аккредитованные испытательные лаборатории (центры).

Сертификация работ по охране труда осуществляется в соответствии с заявками организаций по мере их готовности к проверке и оценке указанных работ органами по сертификации на соответствие нормам и требованиям охраны труда и получению сертификата безопасности.

Наличие сертификата безопасности свидетельствует о том, что состояние работы по охране труда в данной организации соответствует установленным государственным нормативным требованиям охраны труда и ей могут быть сделаны скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, устанавливаемые Фондом социального страхования РФ на текущий год в соответствии с Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2001 г. N 652 (СЗ РФ. 2001. N 37. Ст. 3696).

13. Социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется работодателем (страхователем) за счет собственных средств путем перечисления Фонду социального страхования РФ (страховщику) в установленном порядке обязательных платежей (ст. 17 Закона о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний).

Размер страховых взносов определяется исходя из страховых тарифов, устанавливаемых в законодательном порядке.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 186-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3800) установлено, что в 2008 году и в плановый период 2009 и 2010 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (СЗ РФ. 2005. N 52 (ч. I). Ст. 5592).

Размер тарифов установлен в процентах к начисленной работодателем оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска. Таких классов профессионального риска названным Федеральным законом установлено 32. Значит, по виду экономической деятельности, отнесенному к 4 классу профессионального риска, размер страховых взносов составит 0,5% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных; по видам экономической деятельности, отнесенным к 22 классу профессионального риска, - 3,4%. Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. N 713 (СЗ РФ. 2005. N 50. Ст. 5300). Порядок начисления, учета и расходования средств на обязательное социальное страхование регулируется соответствующими Правилами (Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 184 // СЗ РФ. 2000. N 11. Ст. 1181).

Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определен Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2000 г. N 863 // СЗ РФ. 2000. N 48. Ст. 4693).

Капитализированные платежи вносятся ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) по месту регистрации страхователя путем их перечисления в установленном порядке на счет страховщика.

Перечисляются эти платежи в порядке очередности, установленной гражданским законодательством. В соответствии со ст. 64 ГК страховщику они должны перечисляться в первоочередном порядке.

Аккумулированные Фондом социального страхования РФ страховые взносы используются этим Фондом на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованных при исполнении ими трудовых обязанностей по трудовому договору, и в иных установленных Законом о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний случаях путем предоставления застрахованным в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию (см. коммент. к ст. 184).

14. Статья 212 ТК РФ не только закрепляет обязанности работодателя по созданию безопасных условий и охраны труда, но и обязывает его обеспечивать беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, органов Фонда социального страхования РФ, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выполнять предписания должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, и рассматривать представления органов общественного контроля в установленные Трудовым кодексом, иными федеральными законами сроки.

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда закреплены в Трудовом кодексе Российской Федерации в статье 212. Разберем, что именно должен выполнять наниматель, и что ему грозит за несоблюдение закона.

Читайте в статье:

На кого возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий труда

Ранее этот вопрос регламентировал ФЗ "Об охране труда". На сегодняшний день данный нормативный акт является утратившим силу, вместо него введены новые статьи в Трудовом кодексе.

Обязанности по обеспечению безопасных условий труда возлагаются на нанимателя. Этими словами начинается 212 статья Трудового кодекса. Именно в ней перечислен весь спектр его функций.

Безопасность на предприятии, прежде всего, важна для самого работодателя. Это намного снижает издержки производства, уменьшает количество проверок. Ведь стоит случиться ЧП или , сразу нагрянут инспектора и проверяющие , которые обязательно найдут нарушения какого-либо положения или инструкции, выпишут штраф.

Во время ЧП страдают не только люди, но и техника. А покупка оборудования вместо пришедшего в негодность может обойтись компании недешево. Так что намного экономнее выполнить требования законодательства, сведя к минимуму риск ЧС, а значит, издержки компании.

Убедить работодателя потратить деньги на улучшение условий труда сотрудников - задача специалиста по охране труда. Но как доказать, что проводить мероприятия по охране труда выгодно? Самый эффективный аргумент - цифры. Эксперты журнала "Справочник специалиста по охране труда" разработали эффективный алгоритм расчета экономических потерь организации от производственного травматизма. После расчета вы узнаете сумму, которую на самом деле теряет организация из-за производственного травматизма. Озвучьте ее работодателю - он будет удивлен.

Обязанности работодателя по охране труда (перечень)

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда приведены в ст. 212 ТК РФ в виде перечня. Он включает в себя следующие положения:

  • Обеспечение безопасных условий труда для персонала при проведении работ на оборудовании и при эксплуатации зданий, а также безопасное использование средств труда.
  • Разработка .
  • Применение сертифицированных на территории России СИЗ, средств коллективной защиты.
  • Безопасные с точки зрения ОТ рабочие места.
  • Соблюдение установленных законодательством периодов работы и отдыха.
  • Организация выдачи СИЗ работникам за счет компании.
  • . Обучение оказанию первой помощи.
  • Запрет выполнять работы без обучения правилам ОТ, проверки соответствующих знаний.
  • Контроль за соблюдением требований охраны труда на рабочих местах. Также контроль правильного использования СИЗ.
  • Организация и проведение СОУТ в соответствии с действующим законодательством.
  • (периодических, предварительных) за счет компании.
  • Запрет трудиться людям, не прошедшим медицинское освидетельствование.
  • Информирование персонала о возможных рисках повреждения здоровья или угрозы жизни, о полагающихся гарантиях и компенсациях за труд во вредных условиях.
  • Предоставление проверяющим органам запрашиваемой информации при проведении плановых (внеплановых) проверок, а также при проведении расследований несчастных случаев.
  • Проведение мероприятий профилактики ЧС.
  • Расследование несчастных случаев , профзаболеваний.
  • Создание приемлемых санитарно-бытовых условий, возможности первой помощи на производстве.
  • Допуск контролирующих и проверяющих органов на территорию предприятия для выполнения их функций (расследование несчастных случаев, проведение выездных проверок).
  • Исполнение предписаний и заключений по ОТ проверяющих.
  • Доведение до персонала положений по ОТ организации.
  • Разработка положений по охране труда.
  • Наличие актуальных положений, инструкций по ОТ на предприятии в соответствии со спецификой его деятельности.

Обеспечение безопасных условий труда

Все функции работодателей по обеспечению безопасных УТ могут быть объединены в тематические группы. К примеру, положения по ОТ в компании и другое. В первую очередь работодатель должен организовать работы в здании, отвечающем условиям безопасности, т.е. с потолка не должны бежать потоки дождевой воды, а со стен – сыпаться штукатурка.

Производственное оборудование должно быть сертифицировано и в исправном состоянии, так же как выдаваемые инструменты, средства труда. Без надлежаще выстроенной функциональной системы охраны труда даже использование новейшего оборудования или приборов может привести к несчастным случаям, поэтому первоочередной задачей для служб ОТ будет , создание полноценной системы управления. Она должна включать в себя разработанные документы, процедуры обучения, медосмотров, проверки знаний, расследования НС и другое.

Разработка положений (инструкций) проводится на основании действующего законодательства, с привязкой к специфике производства. Содержание этих документов должно корректироваться при изменении требований законодательства или производственного процесса на предприятии.

Помимо безопасного помещения, коллектив необходимо обеспечить сертифицированными средствами индивидуальной защиты . Все предметы личной защиты (очки, маски, перчатки, респираторы и т.д) должны надежно защищать от внешнего воздействия, быть безопасными для человека. От того, насколько хорошо человек будет защищен от влияния производственной среды, зависит, в частности, отнесение условий труда к той или иной категории. Кроме СИЗ выделяют еще защиту от чрезвычайных ситуаций. К ней, прежде всего, можно отнести пожарную сигнализацию, укрытия и прочее.

Для оценки безопасности каждого конкретного рабочего места законодатели обязали всех работодателей проводить специальную оценку условий труда. Такая процедура проводится раз в 5 лет. По результатам устанавливаются факторы, оказывающие влияние на работника, затем выдается заключение, к какой категории относится рабочее место. Чем категория выше, тем большую опасность для человека представляет производственная среда.

Снизить риски помогут СИЗ, выданные нанимателем в установленные сроки. В интересах компании заботиться о здоровье работников, чтобы снизить количество больничных и дополнительных издержек.

В зависимости от выполняемой работы, а также от вредных (опасных) факторов среды с определенной периодичностью требуется прохождение периодических медицинских осмотров . Сотрудников, не прошедших таковые, допускать до работ нельзя.

Если в компании есть должности с установленными вредными или опасными условиями труда, сотрудник должен быть уведомлен о риске повреждения здоровья, а также о положенных ему гарантиях, компенсациях (дополнительный отпуск, льготная пенсия и т.д.).

За работников, трудящихся во вредных условиях, наниматель перечисляет страховые взносы в повышенном размере. Размеры дополнительных тарифов за вредные условия труда содержатся в п. 2.1 и в п. 3 . Чем выше класс опасности, тем больше доплата.

Также работодатель обязан соблюдать права персонала на отдых. Нельзя принуждать сотрудников к труду больше установленных сроков. Места отдыха, приема пищи, бытовые помещения должны быть организованы на территории предприятия.

Работодатели должны оказывать содействие ГИТ, прокуратуре, другим надзорным органам, организовывать им доступ на территорию компании при проведении проверок, расследований НС.

Ответственность за невыполнение обязанности работодателя по обеспечению охраны труда

Невыполнение одного или нескольких положений ст. 212 ТК РФ, других законов по ОТ ведет к наложению санкций на компанию. Ответственность может быть установлена в виде предупреждения или административного штрафа. Размеры штрафов определены в .

За нарушение условий проведения СОУТ или вовсе за ее отсутствие ответственность установлена в размере:

  • для должностных лиц и ИП предупреждение или штраф 5 000-10 000 руб;
  • для ЮЛ штраф 60 000-80 000 руб.

Работа сотрудников без обучения ОТ, проверки знаний, без медосвидетельствования:

  • для должностных лиц и ИП штраф 15 000-20 000 руб;
  • для ЮЛ штраф 110 000-130 000 руб.

Непредоставление персоналу в установленных случаях СИЗ:

  • для должностных лиц и ИП штраф 20 000-30 000 руб;
  • для ЮЛ штраф 130 000-150 000 руб.

Во всех остальных случаях:

  • для должностных лиц и ИП предупреждение или штраф 2 000-5 000 руб;
  • для ЮЛ штраф 50 000-80 000 руб.

Повторное нарушение влечет за собой ужесточение наказания до дисквалификации для должностных лиц (или штраф 30 000-40 000). Для компаний все намного серьезнее: 100 000-200 000 руб. или приостановка деятельности до 90 суток.

Cт 212 Трудового кодекса Российской Федерации

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

создание и функционирование системы управления охраной труда;

применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;11

недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; Постановление "Об утверждении Порядка обучения по охране труда..."

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;1

предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ознакомление работников с требованиями охраны труда;

разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;

наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Понятие охраны труда

Замечание 1

В Конституции РФ говорится, что каждый гражданин имеет право на безопасные условия труда и охрану здоровья. В связи с этим был принят Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

Охраной труда является система мер по сохранению жизни и здоровья работников в процессе осуществления ими своей трудовой деятельности. Эта система мер включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, лечебно-профилактические, реабилитационные и многие другие мероприятия.

Государством установлены специальные нормативы и правила, которые направлены на обеспечение безопасных условий труда и сохранение жизни и здоровья работника в процессе производственной деятельности. Требования охраны труда являются обязательными к исполнению для юридических и физических лиц, осуществляющих свою деятельность :

  • в период проектирования, строительства и эксплуатации объектов;
  • при конструировании машин, механизмов и оборудования;
  • при разработке технологических процессов;
  • при организации производства.

Для работников, работающих на производствах с вредными условиями, предусматриваются дополнительные гарантии.

Существует ограничение применения труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, а также на работах, связанных с подъемом тяжестей, которые превышают предельно допустимые нормы.

Законодательство предусмотрело дополнительные права беременным женщинам, в которых прописаны правила обеспечения надлежащих условий, отвечающих состоянию здоровья и физиологическим особенностям беременных женщин.

Лицам, не достигшим 18 лет, запрещено трудиться на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, которые могут причинить вред их здоровью: работа в ночных клубах и барах, перевозка и торговля спиртными напитками и табачными изделиями. Запрещены подъем и перенос тяжестей, превышающих предельно допустимые нормы. Перечень этих работ утвержден Правительством РФ и специальной комиссией.

Лица до 18 лет, поступающие на работу, обязаны пройти медицинский осмотр. И в дальнейшем, до достижения ими 18-летнего возраста, они обязаны ежегодно проходить обязательный медицинский осмотр за счет средств работодателя.

В ежегодный оплачиваемый отпуск лица, не достигшие 18-летнего возраста, могут уходить в любое удобное для них время. Продолжительность отпуска – 31 календарный день.

Работников, не достигших 18 лет, запрещено отправлять в служебные командировки, привлекать к работе в сверхурочное и ночное время, в выходные и праздничные дни.

Каждая организация, занимающаяся производственной деятельностью и имеющая численность работников больше 100, должна создать на предприятии службу охраны труда либо ввести должность специалиста по охране труда. Если численность организации составляет менее 100 человек, то служба охраны труда либо должность специалиста по охране труда вводится по решению руководителя организации.

Если в организации отсутствует служба по охране труда либо специалист, работодатель обязан заключить договор со специальными организациями, оказывающими услуги в данной области.

Право работника на безопасные условия труда

Конституция РФ гарантирует каждому гражданину право на труд в условиях, которые отвечают требованиям безопасности и гигиены. Это право конкретизируется и гарантируется трудовым кодексом.

Исходя из основных положений законодательства, каждый работник имеет право:

  • на безопасное рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
  • обязательное социальное страхование от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве;
  • получение достоверной информации об условиях труда в организации, о риске для здоровья работника и об охране труда на производстве;
  • работник имеет право отказаться от выполнения работ, если существует опасность его жизни и здоровью и на предприятии нарушаются требования охраны труда;
  • на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты за счет средств работодателя и согласно требований охраны труда;
  • обеспечение безопасным методам производства за счет средств работодателя;
  • право на профессиональную переподготовку в случае ликвидации рабочего места по причине нарушения требований охраны труда за счет средств работодателя;
  • право на обращение в органы государственной власти, к работодателю, в профсоюзы и другие уполномоченные органы по вопросам охраны труда;
  • внеочередное медицинское обследование в соответствии с медицинскими показаниями и с обязательным сохранением места работы и среднего заработка на время прохождения обследования;
  • право на установленные законом или трудовым договором компенсации при условии, если работник привлекается к выполнению тяжелых работ с вредными условиями труда.

Итак, в Трудовом кодексе РФ легально закреплен широкий перечень прав работника на труд, который должен отвечать всем требованиям и нормам безопасности.

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда

Трудовой кодекс Российской Федерации содержит перечень обязанностей по обеспечению безопасных условий труда, которые возлагаются на работодателя.

Работодатель должен обеспечить:

  • безопасность работников во время эксплуатации зданий, сооружений и оборудования, а также инструмента и материалов во время осуществления работниками своей трудовой функции;
  • обеспечить применение средств индивидуальной и коллективной защиты с обязательной сертификацией;
  • условия труда на каждом рабочем месте, которые соответствуют требованиям охраны труда;
  • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами;
  • выдачу специальной одежды, обуви и средств индивидуальной защиты, а также моющих и обезвреживающих средств работникам, выполняющим работу с опасными условиями труда;
  • обучение безопасным методам работы и умению оказать первую медицинскую помощь пострадавшим на производстве;
  • недопущение к работе лиц, которые не прошли обучение и инструктаж по охране труда;
  • контроль за состоянием условий труда на производстве;
  • аттестацию рабочих мест и последующую сертификацию организации работ по охране труда;
  • недопущение работников к работе без медицинского осмотра, психиатрического освидетельствования и в случаях медицинских противопоказаний;
  • информирование работников о риске для здоровья, условиях и охране труда на рабочих местах и полагающихся компенсациях;
  • принятие мер по предупреждению и предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников и оказанию первой медицинской помощи;
  • расследование несчастных случаев на производстве;
  • обязательное страхование работников от несчастных случаев на производстве, а также от профессиональных заболеваний;
  • обязательное ознакомление работников с требованиями охраны труда;
  • наличие пакета нормативных актов, в которой содержатся требования по охране труда в соответствии с осуществляемой деятельностью.

На рис. 1 приведен перечень обязанностей работников и работодателей по соблюдению безопасных условия труда.

Рисунок 1. Обязанности работников и работодателей по соблюдению безопасных условия труда

До 4-х процентов мирового валового продукта теряется из-за частых случаев травматизма на производстве и техногенных аварий. На постсоветском пространстве более 10 млн человек ежегодно становятся жертвами несчастных случаев из-за отсутствия безопасных условий труда. Между тем обеспечить достойные условия работы своему коллективу в состоянии каждый работодатель.

Безопасные условия труда: определение

Выполнение профессиональных обязанностей часто сопряжено с потенциально ситуациями. На каком-то производстве неблагоприятных факторов больше, на каком-то - меньше. Например, они обусловлены использованием заведомо опасного сырья или материалов. К неблагоприятным факторам относится также работа в сложных климатических условиях.

Могут оптимизировать на какое-то время воздействие негативных моментов. Однако если они носят систематический характер, то такие условия труда признаются опасными.

Понятие безопасных условий труда предполагает отсутствие вредоносных составляющих, которые могли бы оказывать губительное воздействие на организм. Безопасными могут быть признаны также условия, в которых вышеназванные факторы имеют место, однако их суммарное воздействие соответствует актуальным нормативам.

Согласно российскому законодательству, работодатели обязаны соблюдать требования по обеспечению достойной организации рабочих мест для всего персонала. Если совокупность данных обязательств выполняется, то можно констатировать безопасность условий труда.

Что означает термин безопасные условия труда? Защищенность персонала от отрицательных производственных обстоятельств. Если работа в этом направлении со стороны администрации является планомерной и систематической, то на предприятии отмечается самое малое количество профзаболеваний, несчастных случаев и производственного травматизма.

Охрана труда: что должен делать работодатель

Меры, которые обязано предпринимать руководство, должны развиваться в нескольких направлениях. Прежде всего, необходимо добиться выполнения на производстве организационно-технического регламента, при котором риск травматизма снижается максимально.

Технический регламент включает в себя безопасную эксплуатацию сложного оборудования и обеспечения на рабочем месте таких условиях, при которых даже использование передвигающихся механизмов не несет в себе риска для персонала.

Кроме того, работодатель должен предпринимать шаги, направленные на соблюдение санитарно-гигиенической нормы на производстве. В Трудовом кодексе (статья №212), содержится перечень мероприятий, выполнение которых и будет планомерной работой по обеспечению безопасных условий труда.

Прежде всего, имеется в виду формирование на предприятии организованной системы обеспечения безопасных рабочих мест сообразно существующему законодательству.

Кроме того, должен быть сформирован механизм управления этой системой. Это значит, что локальный надзорный орган наделяется необходимыми полномочиями для мониторинга и вынесения частных определений в случае обнаружения опасности для здоровья на рабочих местах. Компетентность такого органа должна быть таковой, чтобы его члены имели возможность корректировать сложившуюся ситуацию на предприятии.

В обязанности руководителю также вменяется:

В комплекс мероприятий по обеспечению безопасных условий труда на производстве также входит создание условий для . В каких-то случаях они проводятся раз в год или в 6 месяцев.

На логистических предприятиях, где работа связана с выходом на маршруты грузового или пассажирского автотранспорта, медосмотры проводятся ежедневно. Обнаружение недопустимого содержание алкоголя в крови и своевременное отстранение такого сотрудника от работы и есть часть комплексной профилактической работы в целях избегания опасных ситуаций.

В обязанности работодателя входит также обеспечение просветительской работы на производстве. Персонал должен систематически проходить обучение навыкам безопасности.

Комплекс образовательных мероприятий включает в себя:

  1. . Она обязательна для новичков на производстве, а также для тех членов коллектива, которые по каким-то причинам не выполняли трудовые функции в течение 12 месяцев.
  2. . Он практикуется при введении нового оборудования на производстве или в том случае, если руководство принимает решение об усложнении или обновлении технологического процесса.
  3. Изучение техники безопасности на рабочих местах.

Кроме того, работодатель обязан предоставлять всему персоналу профильную информацию о потенциально опасных участках работы.

Как государство контролирует ответственность работодателя за обеспечение безопасности

Невыполнение или недостаточно полное выполнение требований, возложенных на работодателя статьей номер 212, автоматически означает наложение на него административных взысканий.

В частности, КоАП предусматривает денежные штрафы и административные санкции, если имеет место:

Особенно строго карается отсутствие у персонала средств индивидуальной защиты. Если перечисленные нарушения имеют систематический характер, то действия работодателя могут попасть также под уголовную ответственность.