Обстоятельством отягчающим ответственность при наложении административного взыскания. Порядок наложения административных взысканий. Наказание за несколько совершенных правонарушений

Общие правила наложения административного взыскания - это такие положения (предписания), которые обязательно должны приниматься во внимание при наложении взыскания не­зависимо от вида налагаемого административного взыскания и вида административного правонарушения, за совершение которо­го налагается взыскание. Их можно разделить на три вида:

1) правила о том, что взыскание за совершенное администра­тивное правонарушение должно налагаться с учетом положений Общей части КоАП;

2) правила наложения взыскания в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части КоАП, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение;

3) правила о том, что при наложении взыскания необходимо учитывать характер совершенного правонарушения, обстоятель­ства его совершения, личность физического лица, совершившего это правонарушение, степень его вины, характер и размер причи­ненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятель­ства, смягчающие и отягчающие административную ответствен­ность (ст. 7.2).

Все три вида правил адресованы органам (должностным ли­цам), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, являются обязательными для них и, следова­тельно, должны приниматься во внимание при наложении адми­нистративного взыскания.

Суть первого вида сводится к тому, что в процессе решения вопроса о наложении взыскания следует сверить позицию с нормами Общей части КоАП. Без их учета решение может ока­заться незаконным. Подобного предписания не было в КоАП 1984 г. Оно отсутствует и в КоАП Российской Федерации, но наличест­вует в статье 62 УК Республики Беларусь. Рассматриваемое пра­вило является немаловажным. Теперь обязательность его для пра­воприменителей очевидна. До КоАП 2003 г. лишь предполагалась необходимость учета Общей части КоАП при назначении адми­нистративного взыскания. Таких норм, к которым необходимо обращаться каждый раз при наложении административного взыскания, в Общей части немало.

Вот некоторые из них: сроки наложения административного взыскания; правила наложения взыскания при совершении нескольких административных взысканий; основания для осво­бождения от административной ответственности; обязанность фи­зических и юридических лиц возместить причиненный админис­тративным правонарушением вред; положения об ответственности несовершеннолетних, военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специ­альных положений о дисциплине. Например, за умышленное при­чинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратков­ременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, предусмотрено наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин или административный

арест (ст. 9.1). Решая вопрос о наложении административного взыскания за названное правонарушение, необходимо, прежде всего, свериться с нормами Общей части КоАП, к какому виду граждан невозможно применить штраф и административный арест. Ответ на этот вопрос можно найти в статьях 4.6, 4.7, 6.7. Кроме того, следует определить, присутствуют ли здесь основания для освобождения от ответственности (гл. 8), и т.д. Не решив всех подобных вопросов, наложить административное взыскание не­возможно.

Таким образом, наложение административного взыскания тесно связано с нормами Общей части КоАП, без учета которых просто невозможно привлечь виновное лицо к административной ответственности.

В части 1 статьи 7.1 установлено, что административное взыскание налагается в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части КоАП, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение. Это означает, что орган (должностное лицо), рассматривающий дело, может:

1. применить только то административное взыскание, которое названо в соответствующей статье Особенной части КоАП;

2. наложить взыскание в пределах, предусмотренных в этой статье.

Ни один орган (должностное лицо) не может выйти за пределы санкции правовой нормы и применить не указанное в ней адми­нистративное взыскание. Правда, в отдельных случаях ее некото­рые административные взыскания не называются в статьях Осо­бенной части, но назначаться могут. Так, в соответствии с частью 2 статьи 4.6 на несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет мо­жет назначаться административное взыскание в виде предупреж­дения, независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции нормы статьи Особенной части КоАП. Не названо ни в одной норме статьи Особенной части такое административное взыска­ние, как взыскание стоимости предмета административного пра­вонарушения. Оно в соответствии с частью 2 статьи 6.12 может быть наложено лишь в том случае, если отсутствуют предметы, товары и (или) транспортные средства, являющиеся предметом административного правонарушения.

Нередко статья Особенной части содержит не одно, а несколь­ко административных взысканий. По закону наложено может быть лишь одно основное административное взыскание по усмот-

рению органа (должностного лица), рассматривающего дело, или основное и дополнительное, если оно предусмотрено. В литерату­ре высказано мнение о том, что не исключается сочетание мер административной, дисциплинарной, материальной ответствен­ности, если они предусмотрены нормативными актами. Поскольку подобная позиция недостаточно аргументирована, то ее следует считать весьма спорной. Действительно, существует немало адми­нистративных правонарушений, имеющих так называемый «двой­ственный характер», которые одновременно являются (в первую очередь) и дисциплинарными проступками. К ним относятся все административные правонарушения, совершаемые по службе, с использованием служебных полномочий должностными и иными лицами юридических лиц. Такие лица могут быть привлечены к административной или дисциплинарной ответственности. При­влечение же к двум видам ответственности одновременно вряд ли является разумным, да и законным. В подтверждение этой мысли можно сослаться на статью 8.5 КоАП. В ней установлено, что во­еннослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел могут быть освобождены от административной ответственности с передачей материалов по месту службы для ре­шения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности. Правда, в единичных случаях лицо, привлеченное к администра­тивной ответственности, в сущности, привлекается и к дисципли­нарной ответственности. Так, водитель-профессионал, лишенный права на управление транспортным средством, отстраняется от та­кой работы и переводится на другую, не связанную с управлением транспортным средством.

Третий вид правил направлен на индивидуализацию ответ­ственности, на то, чтобы при наложении административного взыскания на физическое лицо обязательно учитывался характер совершенного административного правонарушения, личность на­рушителя, степень его вины, характер и размер причиненного вре­да, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

При наложении административного взыскания на юридичес­кое лицо учитывается характер административного правонаруше­ния, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность должностного лица или иного работника, юридического лица, совершившего адми­-

нистративное правонарушение, а также финансово-экономическое положение юридического лица.

Учет названных обстоятельств позволяет избрать наиболее справедливую и эффективную меру ответственности, соразмер­ную как характеру совершенного правонарушения, так и личности виновного, имущественному положению и другим обстоятель­ствам, относящимся как к физическому, так и юридическому ли­цам, которые смягчают или усиливают взыскание. Однако все это должно быть в пределах санкции нарушенной правовой нормы. Орган (должностное лицо) не вправе превысить предел, установ­ленный санкцией, или снизить его ниже минимума. Например, за неисполнение банком решения налогового или таможенного орга­на о приостановлении операций по счетам плательщика предус­мотрено наложение штрафа от 20 до 50 базовых величин (ст. 13.1). Стало быть, нельзя наложить штраф ниже 20 и выше 50 базовых величин. В тех случаях, когда в санкции не установлен минимальный размер взыскания, следует руководствоваться нор­мой Общей части КоАП, определяющей его. Так, по статье 23.20 за нарушение установленного порядка регистрации и информиро­вания о финансовых операциях предусмотрено наложение штра­фа до 50 базовых величин. Минимальный размер штрафа, налага­емого на физическое лицо, не может быть менее 0,1 базовой вели­чины. Следовательно, на нарушителя правил с учетом части 2 статьи 6.5 может быть наложен штраф от 0,1 до 50 базовых ве­личин.

В том случае, если орган (должностное лицо) при рассмотре­нии дела придет к заключению о нецелесообразности применения административного взыскания к виновному, он вправе при нали­чии установленных в законодательстве обстоятельств освободить его от административной ответственности (глава 8).

3.ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, СМЯГЧАЮЩИЕ И ОТЯГЧАЮЩИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

4.НАЛОЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ ПРИ СОВЕРШЕНИИ НЕСКОЛЬКИХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И СРОКИ ИХ ИСЧИСЛЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Административное взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, предусмотренных в статье особенной части настоящего раздела за данное административное правонарушение, в точном соответствии с положениями настоящего Кодекса. Административное взыскание должно быть справедливым, соответствующим характеру правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности правонарушителя.

При наложении административного взыскания на физическое лицо должны учитываться характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, в том числе его поведение до и после совершения правонарушения, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Так при наложении административного взыскания на юридическое лицо учитывается характер административного правонарушения, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Наложение административного взыскания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание, устранения допущенных нарушений и возмещения ущерба.

За одно административное правонарушение может быть наложено одно основное либо основное и дополнительное (дополнительные) административные взыскания.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НАЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ.

Административное взыскание – это мера государственного принуждения, применяемая уполномоченными на то законом судьёй, органами (должностными лицами) за совершение административного правонарушения, и заключаемое в предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях РК лишении или ограничении и свобод этого лица.

В зависимости от субъекта правонарушения в законодательстве об административных правонарушениях для физических и юридических лиц предусмотрены различного рода виды административных взысканий. Например, за совершение административных правонарушений к физическому лицу могут применяться следующие административные взыскания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения;

4) конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения;

5) лишение специального права;

6) лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) или приостановление ее (его) действия на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий;

7) приостановление или запрещение деятельности индивидуального предпринимателя;

8) принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения;

9) административный арест;

10) административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства.

В случаях, предусмотренных статьями 461-472, 476 Кодекса об административных правонарушениях, информация о наложенных видах административных взысканий вносится в талон к водительскому удостоверению в порядке, установленном уполномоченным органом.

К юридическим лицам за совершение административных правонарушений могут применяться административные взыскания, перечисленные в подпунктах 1)-6), 8 части первой 45 статьи КоАП РК, а именно – предупреждение, лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) или приостановление ее (его) действия на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий, принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения, также приостановление или запрещение деятельности или отдельных видов деятельности юридического лица. Административные меры взыскания делятся основные и дополнительные.

Предупреждение, административный штраф и административный арест могут применяться только в качестве основных административных взысканий.

Лишение специального права, лишение или приостановление действия лицензии (специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства), приостановление или запрещение предпринимательской деятельности или отдельных ее видов, а также административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранцев или лиц без гражданства могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий.

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, конфискация, принудительный снос возведенного строения могут применяться только в качестве дополнительного административного взыскания.

Предупреждение состоит в официальной даче органом (должностным лицом), уполномоченным налагать административное взыскание, отрицательной оценки совершенного правонарушения и предостережении физического или юридического лица о недопустимости противоправного поведения. Предупреждение выносится в письменной форме.

Административный штраф - это денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных в статьях особенной части, в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соответствии с законодательным актом, действующим на момент наложения административного взыскания.

В случаях, предусмотренных в статьях особенной части, размер штрафа выражается в процентах от суммы неисполненного или исполненного ненадлежащим образом налогового обязательства, установленного законодательными актами Республики Казахстан, от суммы не перечисленных (несвоевременно перечисленных) социальных отчислений, а также от суммы операции, проведенной с нарушением норм законодательства Республики Казахстан, либо в размере суммы нанесенного окружающей среде вреда, либо в процентах от суммы дохода (выручки), полученного в результате осуществления монополистической деятельности.

Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной пятой месячного расчетного показателя, за исключением случаев предусмотренных законодательством РК.

Размер штрафа, налагаемого на должностное лицо, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, адвоката, а также юридическое лицо, не может быть менее пяти месячных расчетных показателей, за исключением случаев предусмотренных законодательством РК.

Размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, являющееся субъектом крупного предпринимательства, не может быть менее двадцати месячных расчетных показателей.

Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может превышать двести месячных расчетных показателей, за исключением случаев предусмотренных законодательством.

Размер штрафа, налагаемого на должностное лицо, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, адвоката, а также юридическое лицо, не может превышать четыреста месячных расчетных показателей.

Размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, являющееся субъектом крупного предпринимательства, не может превышать две тысячи месячных расчетных показателей.

Штраф, исчисленный в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, может быть установлен в размерах, превышающих или менее установленных размеров штрафов, указанных в законодательстве правонарушениях об административных.

Штраф взыскивается в доход государственного бюджета в установленном законодательством порядке.

Отнесение юридических лиц к субъектам малого или среднего предпринимательства, крупного предпринимательства осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии на основании постановления судьи и последующей реализации в порядке, предусмотренном для исполнения судебных актов. Вырученная от реализации такого предмета сумма передается судебным исполнителем собственнику за вычетом расходов по его реализации.

Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником существования.

Возмездное изъятие может применяться только за умышленное правонарушение в случаях, предусмотренных статьями особенной части, в качестве административного взыскания.

Конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а также имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении их в собственность государства в установленном законодательством порядке.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, предмета, подлежащего возвращению его собственнику либо изъятого из оборота. Предмет, изъятый из оборота, подлежит обращению в собственность государства или уничтожению. При этом предусмотрено, что конфискации подлежит лишь предмет, являющийся собственностью нарушителя.

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов к нему и других разрешенных орудий охоты и рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота (рыболовство) является основным законным источником существования.

Конфискация применяется судьей и может налагаться в случаях, когда она предусмотрена соответствующей статьей особенной части второго раздела в качестве административного взыскания.

Административное взыскание может быть наложено тогда, когда в действиях виновного лица установлен состав проступка. Оно налагается в пределах, установленных актом, предусматривающим ответственность за совершенное административное правонарушение и в точном соответствии с законодательством. При наложении взыскания учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение. Общие правила наложения административного взыскания отражены в гл.7 КоАП.

Важнейшими принципами применения мер административной ответственности являютсязаконностьи целесообразность.

Законность проявляется в следующем: должна быть установлена противоправность деяния как основания административной ответственности; деяние должно быть квалифицировано в соответствии с нормой Особенной части КоАП; орган, должностное лицо должны быть на законодательном уровне наделены соответствующей компетенцией по рассмотрению дела и наложению административного взыскания; административное взыскание должно налагаться в порядке, предусмотренном КоАП; должно соблюдаться правило подведомственности (подсудности); должностное лицо вправе применять только то взыскание, которое предусмотрено санкцией правовой нормы.

Целесообразность проявляется в индивидуализации наказания. Так, в ст.7.1 КоАП установлено, что при наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность виновного, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер совершенного им правонарушения, размер вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица. Наложение административного взыскания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой лицо привлекается к ответственности, а также возмещения причиненного вреда.

Особую роль при наложении обоснованного, целесообразного и справедливого административного взыскания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения. Статья 7.2 КоАП перечисляет обстоятельства, смягчающие административную ответственность (рассмотрены ранее). Этот перечень не является исчерпывающим, поскольку лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и иные обстоятельства, не предусмотренные в указанной статье КоАП.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность, являются:

· продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

· совершение административного правонарушения повторно;

· вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

· совершение правонарушения группой лиц;

· совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

· совершение правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни;

· совершение правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна;

· совершение правонарушения с использованием лица, страдающего психическим заболеванием или слабоумием;

· совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств;

· совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с использованием служебных обязанностей.

Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

Особо следует выделить случаи наложения административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений. При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений основное и дополнительное административные взыскания налагаются за каждое правонарушение в отдельности.

Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), то, наложив основное либо основное и дополнительное административные взыскания отдельно за каждое правонарушение, окончательно определяют взыскание по совокупности совершенных правонарушений путем полного сложения таким образом, чтобы оно не превышало:

1. Штраф, налагаемый в базовых величинах на физическое лицо, – ста базовых величин, а в случаях нарушения законодательства о труде, порядка осуществления экономической деятельности, порядка управления – тысячи базовых величин;

2. Лишение специального права – пяти лет;

3. Лишение права заниматься определенной деятельностью – двух лет;

4. Административный арест – двадцати пяти суток.

Одним из условий наложения административного взыскания является строгое соблюдение сроков давности . Так, согласно ст.7.6 КоАП административное взыскание может быть наложено:

1. за совершение административного правонарушения – не позднее двух месяцев со дня его совершения;

2. за совершение длящегося правонарушения – не позднее двух месяцев со дня его обнаружения;

3. за совершение правонарушения против экологии, окружающей среды и порядка природопользования – не позднее шести месяцев со дня его совершения;

4. за совершение правонарушения в области финансов, банковской и предпринимательской деятельности, таможенного регулирования, экономической деятельности – не позднее двух лет со дня совершения и двух месяцев со дня обнаружения;

В случае отмены постановления о наложении административного взыскания по жалобе или протесту оно может быть наложено в сроки, установленные ч.2 ст.7.6 КоАП.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо об его прекращении. Эти сроки не распространяются на случаи применения конфискации вещей, являющихся непосредственными объектами административных таможенных правонарушений, и предметов со специально изготовленными тайниками, использованными для сокрытия вещей от таможенного оформления. Конфискация таких вещей и предметов производится независимо от времени совершения и обнаружения административного правонарушения.

Срок административного ареста исчисляется сутками, исправительных работ – днями или месяцами, лишения специального права и права заниматься определенной деятельностью месяцами, годами.

Особое место занимает проблема административной ответственности юридических лиц. Она не получила приемлемого разрешения ни в теории, ни в законодательстве, поскольку один из признаков административного правонарушения – виновность – весьма неоднозначен для коллективного органа.

Административная ответственность юридических лиц в настоящее время закрепляется КоАП, при этом законодатель исходит из общего определения и признаков юридического лица, закрепленных в Гражданском кодексе Республики Беларусь.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению (ст.3.5 КоАП).

Юридическое лицо как субъект административного права вид социальной организации, обладающей специфическими правовыми признаками, позволяющими выступать в качестве субъекта права. Правовыми признаками организации (юридического лица), основанными на социальных признаках, являются: во-первых, материальный признак, включающий в себя организационную обоснованность, организационное единство, управляемость; во-вторых, формальный признак, состоящий в закреплении за организацией правосубъектности. Сущность коллективного субъекта права, в том числе и административного права, проявляется в признании за организацией, объединяющей группу людей и обладающей определенными признаками, способности самостоятельного участия в правоотношениях. Коллективный субъект права, в том числе и юридическое лицо, с одной стороны это правовая функция, прием юридической техники, позволяющий группе людей выступать в качестве субъекта права, персонифицировано, с другой – социальная деятельность, имеющая свое материальное воплощение: как совокупность индивидов; как социальный механизм, осуществляющий определенную деятельность.

Распространение свойств личности на организации в праве позволяет привлекать коллективные субъекты права к юридической ответственности наравне с физическими лицами, руководствуясь одними и теми же принципами.

Субъективное основание административной ответственности юридического лица вина может быть определена как отрицательное отношение юридического лица, основанное на психическом отношении его физических лиц к совершенному деянию и его последствиям, вызывающее осуждение от имени общества и государства.

Объективное основание административной ответственности юридического лица деяние основывается на действиях (бездействии) физических лиц юридического лица, совершенных в связи с выполнением функцийюридического лица. Любое физическое лицо как член организации способно участвовать самостоятельно либо вместе с другими лицами в волеобразовании и волеизъявлении юридического лица.

Ответственность и юридического лица, и его физических лиц по общему правилу должны рассматриваться как самостоятельные явления, поскольку в основе каждой из них лежат самостоятельные основания. Вместе с тем деяния физических лиц юридического лица служат основой волевой деятельности юридического лица, следовательно, невозможно отрицать взаимную зависимость ответственности этих субъектов.

Административное взыскание может быть наложено тогда, когда в действиях виновного лица установлен состав проступка. Оно налагается в пределах, установленных актом, предусматривающим ответственность за совершенное административное правонарушение и в точном соответствии с законодательством.

При наложении взыскания учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение.

Общие правила наложения административных взысканий конкретизируют конституционные принципы законности, целесообразности, гуманизма, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушения и личности нарушителя.

Особую роль при наложении обоснованного, целесообразного и справедливого административного взыскания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность, законодатель признает:

Чистосердечное раскаяние виновного;

Предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

Совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

Совершение правонарушения несовершеннолетним;

Совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Этот перечень не является исчерпывающим: законодателем и правоприменителями могут быть признаны смягчающими и иные обстоятельства.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность, являются:

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

Повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

Вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

Совершение правонарушения группой лиц;

Совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

Совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание.

Особо следует выделить случаи наложения административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений. При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности.

Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.

Одним из условий применения административного взыскания является строгое соблюдение сроков давности. Оно не может быть наложено позднее двух месяцев со дня совершения проступка, а при длящихся правонарушениях (например, проживание без прописки) - двух месяцев со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении. Эти сроки не распространяются на случаи применения конфискации вещей, являющихся непосредственными объектами административных таможенных правонарушений, и предметов со специально изготовленными тайниками, использованными для сокрытия вещей от таможенного оформления. Конфискация таких вещей и предметов производится независимо от времени совершения и обнаружения административного правонарушения.

Срок административного ареста исчисляется сутками, исправительных работ - днями или месяцами, лишения специального права - днями, месяцами, годами.

В законодательстве определен срок погашения административного взыскания. Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения.

Важным компенсирующим средством служит возложение обязанности возместить причиненный гражданину, предприятию, учреждению или организации ущерб. Административная комиссия, исполнительный комитет поселкового, сельского Совета депутатов, комиссия по делам несовершеннолетних, народный судья при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба. В определенных случаях вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства.

Наложение административного взыскания не освобождает лицо, совершившее административное правонарушение, от исполнения обязанности, за невыполнение которой было наложено административное взыскание.

Административное взыскание - это мера государственного принуждения (мера ответственности), применяемая от имени государства по решению уполномоченных органов к лицу, совершившему административное правонарушение.

Применение административного взыскания преследует следующие цели:

  • воспитание лица, совершившего административное правонарушение;
  • предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем (специальная превенция);
  • предупреждение совершения новых правонарушений другими лицами (общая превенция).

Административное взыскание не может иметь своей целью:

  • унижение человеческого достоинства физического лица;
  • причинение ему физических страданий;
  • нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Административное право пытается воздействовать на правонарушителя разными методами. Прежде всего, используется метод морального воздействия, затем - материального. Кроме того, в наиболее серьезных случаях правонарушитель может быть лишен отдельных прав. Достаточно часто административное взыскание сочетает в себе эти методы.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • возмездное изъятие предмета или орудия административного правонарушения;
  • конфискация предмета или орудия административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);
  • дисквалификация;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Перечень административных взысканий составлен по принципу перечисления от менее тяжкого к более тяжкому. Все указанные взыскания могут применяться в качестве основных, а такие, как возмездное изъятие, конфискация предметов, административное выдворение, кроме того, и в качестве дополнительных административных взысканий.

Законами Российской Федерации могут быть установлены и другие виды административных взысканий.

Предупреждение является административным взысканием, оказывающим в основном моральное воздействие. Кроме того, возможна иная смысловая нагрузка предупреждения: иногда государственные органы в предупреждении разъясняют противоправный характер действий нарушителя, который для него неочевиден. Данный вид административных взысканий применяется за совершение незначительных административных правонарушений и может налагаться только путем издания письменного постановления.

Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, хотя и оказывают определенное моральное воздействие, не могут рассматриваться как административное взыскание. Юридическое значение предупреждения в основном заключается в том, что оно является основанием для последующего применения административного взыскания по признаку повторности.

Штраф - это денежное взыскание в пользу государства, налагаемое в качестве взыскания за административное правонарушение. Данная мера ответственности наиболее распространена в административном праве, так как она, с одной стороны, отличается оперативностью исполнения, а с другой - воздействует на материальные интересы нарушителя, что чаще всего не является безразличным для него. Административный штраф выражается в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения (например, сумме неуплаченных налогов).

Штраф устанавливается в пределах от 1/10до 25 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) на граждан, на должностных лиц - до 50 МРОТ, а на юридических лиц - 1000 МРОТ. Штраф, исчисляемый в зависимости от стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения, не может превышать трехкратный их размер. В исключительных случаях в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законами Российской Федерации может быть установлен штраф в большем размере.

Возмездное изъятие предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санкции за административные правонарушения.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. Однако иногда допускаются исключения из этого правила, например, в случае конфискации предметов контрабанды. Законодательством предусмотрен перечень предметов, не подлежащих конфискации. Кроме того, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину специальным индивидуальным правовым актом, в случае грубого и систематического нарушения порядка его использования. Речь идет о праве управления транспортными средствами и о праве охоты. Очень близко к лишению специального трава стоит такая мера ответственности, как аннулирование или приостановление лицензии. Однако в этом случае срок не указывается. По общему же правилу лицо может быть лишено специального права на срок от одного месяца до двух лет.

Не могут быть лишены права охоты лица, для которых охота является основным источником существования. Кроме того, не могут быть лишены водительских прав лица, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев наиболее грубых нарушений.

Дисквалификация - это новый вид административных санкций и заключается он в лишении физического лица права управлять юридическим лицом: единолично, в составе его исполнительного (правления, дирекции) или контролирующего (совета директоров) органа. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Административный арест может применяться только в исключительных случаях и только по решению суда. Такой вид административного взыскания целесообразен только в тех случаях, когда исчерпаны все другие возможности воздействия на нарушителя. Срок административного ареста не может превышать 15 суток, однако в условиях чрезвычайного положения этот предел увеличивается до 30 суток.

Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства введено не так давно, в 1995 г., хотя фактически использовалось и ранее. Законодательство предусматривает два способа административного выдворения:

  • самостоятельный выезд выдворяемых из Российской Федерации под контролем соответствующих органов;
  • принудительное перемещение указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации.

Законодательство отдает преимущество второму способу выдворения, так как первый может применяться только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.