Обязательная и добровольная подготовка гажданина к военной службе. Подготовка граждан к военной службе Обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает

Основной целью обязательной подготовки гражданина к военной службе являются: получение необходимых знаний в области обороны, медицинские обследования и освидетельствования, а при необходимости, но с согласия гражданина - проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

В настоящее время обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

    получение начальных знаний в области обороны;

    подготовку по основам военной службы (в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении);

    военно-патриотическое воспитание;

    подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

    медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

Проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Организация обязательной подготовки граждан к военной службе.

Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Получение гражданами начальных знаний в области обороны осуществляется в образовательных учреждениях при изучении обязательного курса «Основы безопасности жизнедеятельности». На занятиях учащиеся:

    знакомятся с организацией системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций;

    изучают практические основы здорового образа жизни;

    получают необходимые знания об обороне государства и о воинской обязанности;

    приобретают практические навыки по гражданской обороне.

До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях. Эта подготовка предусматривает:

    знание положений статей Конституции и законов Российской Федерации «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» об основах обороны государства и военной службы, об основных требованиях уставов Вооруженных Сил;

    знакомство с образцами вооружения и военной техники, размещением и бытом личного состава воинских частей, их боевыми традициями;

    приобретение необходимых знаний и практических навыков по гражданской обороне, оказанию первой медицинской помощи.

Граждане, достигшие возраста 16 лет, не прошедшие подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях, привлекаются к занятиям на учебных пунктах организаций.

Подготовка по основам военной службы завершается проведением учебных сборов. Подготовка по военно-учетным специальностям проводится с гражданами мужского пола, достигшими возраста 17лет. Ее задачами являются:

    воспитание юношей в духе готовности к выполнению воинского долга;

    приобретение знаний об устройстве вооружения, военной техники и навыков владения ими. Основная нагрузка по подготовке граждан по военно-учетным специальностям лежит на Российской оборонной спортивно-технической организации.

Организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий возлагаются на учреждения системы здравоохранения, которые работают во взаимодействии с военными комиссариатами. Эти мероприятия включают: проведение ежегодных профилактических медицинских осмотров, лечения, диспансерного наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием будущих призывников.Военно-патриотическое воспитание как форма обязательной подготовки граждан к военной службе преследует конечный результат - готовность юноши к защите Отечества, которая представляет собой комплекс морально-психологических, военно-технических и физических качеств, способность к их мобилизации в экстремальных условиях. Основные направления военно-патриотического воспитания: духовно-нравственное, историческое, политико-правовое, патриотическое, профессионально де­ятельное, психологическое, воспитание на воинских традициях.

Подготовка граждан к военной службе в соответствии с законом подразделяется на обязательную и добровольную.

Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: медицинские обследования и освидетельствования, а при необходимости и с согласия гражданина - лечебно-оздоровительные мероприятия.

Подготовка учащихся к военной службе осуществляется также в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности», в котором предусмотрено получение обучающимися необходимых знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение навыков по гражданской обороне. Обязательная подготовка граждан к военной службе может также осуществляться в ходе военных сборов.

Гражданин при первоначальной постановке на воинский учет подлежит медицинскому освидетельствованию врачами-специалистами: хирургом, терапевтом, невропатологом. окулистом, отоларингологом, стоматологом и, при необходимости, психиатром, врачами других специальностей.

В случае невозможности на месте получить медицинское заключение о годности гражданина к военной службе, комиссия по постановке граждан на воинский учет может направить его на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение.

Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

Занятия военно-прикладными видами спорта;

Овладение военно-учетными специальностями;

Обучение в учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан;

Обучение студентов (курсантов) по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при вузах.

Гражданин, которому в установленном порядке присвоен первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользуется правом внеконкурсного поступления в военное училище и выбора рода войск в соответствии с его спортивной подготовкой при призыве на военную службу.

Овладение военно-учетными специальностями.

Обучение в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола: кадетские (суворовские), морские кадетские (нахимовские) и музыкальные кадетские корпуса.

Несовершеннолетний гражданин мужского пола - сирота или оставшийся без попечения родителей, зачисляется в кадетские корпуса без экзаменов - по результатам обследования и медицинского освидетельствования. Гражданин, успешно завершивший обучение в кадетском корпусе, пользуется правом поступления в военное училище без экзаменов.

Призыв граждан на военную службу.

Решение о призыве гражданина на военную службу может быть принято только после дости­жения им 18-летнего возраста.

Призыв граждан на военную службу осуществляется два раза в год - с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

От призыва на военную службу освобождается гражданин:

    признанный негодным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья;

    проходящий или прошедший военную службу;

    прошедший военную службу в вооруженных силах другого государства;

    имеющий неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления;

    гражданин, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву.

Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину:

Признанному временно негодным к военной службе по состоянию здоровья - на срок до одного года;

Занятому уходом за членом семьи, нуждающимся в посторонней помощи и не находящимся на полном государственном содержании, при отсутствии других лиц, обязанных по закону доставлять указанному члену семьи содержание и заботиться о нем;

» имеющего двух и более детей;

Имеющего ребенка в возрасте до трех лет;

Кроме того, право отсрочки от призыва на военную службу имеет гражданин:

Избранный депутатом - на срок депутатских полномочий;

Имеющий высшее "педагогическое образование и постоянно работающий на педагогической должности в сельской местности - на время такой работы;

Постоянно работающий врачом в сельской местности.

Гражданин, не явившийся по вызову военного комиссариата в указанный срок без уважительной причины, считается уклонившимся от исполнения воинской обязанности и подлежит административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Гражданин, не явившийся по повестке военного комиссариата о призыве на военную службу в указанный срок без уважительной причины, или получивший путем обмана незаконное освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, подлежит уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 80 УК РФ «Уклонение от очередного призыва на действительную военную службу» - наказывается лишением свободы на срок от 1 до 3 лет. То же деяние, совершенное путем причинения себе телесного повреждения, или путем иного обмана, наказывается лишением свободы на срок от1 до 5 лет).

Уважительными причинами неявки по вызову военного комиссариата или повестке военного комиссара при условии документального подтверждения причины неявки являются:

Заболевание или увечье гражданина, связанные с потерей его трудоспособности:

Препятствие стихийного характера или иное, не зависящее от воли гражданина обстоятельство, лишившее его возможности явиться в указанные в вызове военного комиссариата или повестке военного комиссара место и срок;

Иное обстоятельство, признанное судом уважительной причиной.

Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане мужского пола в возрасте от 18 до 40 лет и граждане женского пола в возрасте от 20 до 40 лет.

Контракт о прохождении военной службы заключается в письменной форме между гражданином и Министерством обороны. Отбор кандидатов для поступления на военную службу по

Основанием для отказа в заключении контракта является:

Отсутствие в воинской части вакантных должностей;

Неполное соответствие гражданина требованиям, предъявляемым к поступающим на военную службу по контракту;

Наличие у граждан женского пола или не состоящих в браке граждан мужского пола ребенка в возрасте до 8 лет.

По общеобразовательному цензу;

По уровню профессиональной подготовки;

По выполнению нормативов физической подготовки.

Указанные требования и нормативы устанавливаются Министерством обороны и проверяются специальными аттестационными комиссиями воинских частей.

С гражданином, впервые поступающим на военную службу по контракту, контракт о прохождении военной службы заключается:

с поступающим на воинскую должность, замещаемую солдатами (матросами), а также сержантами (старшинами) - на 3 года;

С поступающими на воинскую должность, замещаемую прапорщиками (мичманами) - на 5 лет;

С военнослужащими - курсантами военно-учебных заведений - на время обучения в вузе и на 5 лет военной службы после его окончания.

Альтернативная служба.

Гражданин вправе в соответствии с законом вместо прохождения военной службы проходить альтернативную службу.

Сроки военной службы.

Для военнослужащих устанавливаются следующие сроки военной службы:

Для имеющих высшее образование и проходящих военную службу по призыву - 12 месяцев;

Для проходящих военную службу по призыву в соответствии с условиями контракта о военном обучении по программе подготовки офицеров запаса - 24 месяца;

Началом военной службы считается день зачисления гражданина в список личного состава воинской части. Окончанием военной службы считается день истечения срока военной службы. Никто не вправе продлить гражданину истекший срок военной службы.

Досрочному увольнению с военной службы подлежит военнослужащий:

Лишенный воинского звания.

>>Обязательная подготовка граждан к военной службе


3.3. Обязательная подготовка граждан к военной службе

Обязательная подготовка гражданина к военной службе определена Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». Обязательная подготовка к военной службе предусматривает:

Получение начальных знаний в области обороны;
- подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования , образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций;
- военно-патриотическое воспитание;
- подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
- медицинское освидетельствование и медицинское обследование;
- проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. Обязательную подготовку гражданина к военной службе условно можно разделить на два периода.

Первый период - подготовка к военной службе граждан допризывного возраста.

Допризывным считается возраст до момента первоначальной постановки на воинский учет.

(Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет.)

Второй период - подготовка к военной службе граждан призывного возраста. Призывник - гражданин Российской Федерации, состоящий на воинском учете, до момента отправки его со сборного пункта к месту прохождения военной службы. (Призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.)

В первый период подготовка граждан к военной службе в основном должна быть направлена на достижение общеобразовательного уровня, определяющего пригодность к исполнению воинской обязанности. Работа идет по следующим направлениям: совершенствование физических качеств, выработка необходимых психологических качеств и умений работать в коллективе и малых группах, определение индивидуальных наклонностей и возможностей, первоначальный профессиональный отбор (определение склонностей и предрасположенности к определенным профессиям).

В этот период обучающиеся должны получить начальные знания в области обороны.

Во второй период подготовка граждан к военной службе должна носить более целенаправленный характер с учетом рекомендаций по результатам профессионального психологического отбора во время первоначальной постановки на воинский учет.

В этот период каждый призывник должен стремиться развить в себе необходимые качества, характерные для выбранной (рекомендованной) военной специальности.

Во второй период целесообразно детально ознакомиться с основами военной службы по призыву (по контракту), основными требованиями к уровню здоровья при прохождении медицинского освидетельствования, изучить требования к индивидуальным психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям. Уяснив все требования к выбранной военной специальности, важно спланировать систему индивидуальной подготовки так, чтобы максимально подготовиться к выполнению обязанностей военной службы по выбранной (рекомендованной) военной специальности.

С учетом индивидуально-психологических качеств человека воинские должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы сходных воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения и технологические. Рассмотрим качества, которыми должен обладать человек, готовясь к выполнению обязанностей по той или иной военной специальности.

Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям

1. Командные воинские должности.

Среди воинских должностей особо необходимо выделить должности командиров отделений, экипажей, станций, боевых расчетов, постов и т. п. Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов.

Основные требования к военнослужащим, занимающим указанные командные должности, определены их служебными обязанностями. Общие обязанности излагаются в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Командир отделения в мирное и военное время отвечает: за успешное выполнение отделением боевых задач; за обучение, воспитание, строевую выправку и внешний вид подчиненных; за правильное использование и сбережение вооружения, военной техники, снаряжения, обмундирования, обуви и за содержание их в порядке и исправности. Он подчиняется командиру взвода и его заместителю и является непосредственным начальником личного состава.

Для этого каждый командир должен обладать качествами организатора, воспитателя и специалиста.

Для того чтобы успешно исполнять обязанности на командных должностях, человек должен выработать у себя ряд необходимых качеств.

Надо иметь хорошую, разностороннюю физическую подготовку. Обладать ясной и разборчивой речью, уметь кратко и логически обоснованно излагать свои мысли, доходчиво ставить подчиненным задачу. Знать основы педагогики и основные принципы обучения и воспитания и методы формирования у подчиненных нужных качеств для исполнения воинской обязанности. Важно обладать глубокими знаниями и необходимыми навыками, чтобы в короткие сроки освоить профессию по профилю отделения до уровня специалиста 1-го или 2-го класса. Быть ознакомленным с основами управления воинским коллективом, правилами оценки обстановки, уяснения поставленных задач, принятия решения, организации исполнения, достижения намеченных результатов, контроля исполнения.

Необходимо воспитывать в себе ряд психологических качеств:

Способность сознательно и беспрекословно подчиняться требованиям законов, воинских уставов, приказов командиров;
- умение быстро переключаться с одной работы на другую и направлять свою деятельность на достижение конечного результата;
- упорство и последовательность в преодолении трудностей для достижения поставленной цели;
- умение владеть собой в любой обстановке и организовать подчиненных на выполнение поставленной задачи.

2. Операторские воинские должности.

Современное оружие и боевая техника представляют собой сложный комплекс различных систем, работой которых управляет человек. Нормальная работа этих систем обеспечивается оператором - специалистом, управляющим с пульта работой сложного оборудования (например, ЭВМ), радиолокационной станцией и др.

Деятельность оператора при разных системах различна, но каждый ее вид имеет одинаковые операции: это прием, оценка и переработка информации, принятие решения, действия по реализации этого решения, контроль результатов исполнения.

В зависимости от содержания и характера операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов: операторы-технологи, операторы-диспетчеры, операторы-исследователи и др.

Операторы-технологи. Например, наводчик-оператор решает задачи, связанные с процессом придания оружию определенного положения в пространстве перед выстрелом для обеспечения встречи снаряда с целью. Этот процесс включает в себя и выбор цели, и установку прицельных данных, и наводку оружия.

Операторы-диспетчеры координируют из единого пункта управления действия технических средств. Так, например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок контролируют режим и исправность работы энергетических установок.

Операторы-исследователи изучают обстановку, т. е. факторы и условия, в которых осуществляется подготовка и ведение боевых действий. К ним относятся операторы-наблюдатели, операторы ввода информации.

Деятельность оператора сопряжена со значительными психологическими нагрузками, так как требует быстроты и безошибочности выполняемых действий и операций.

От оператора требуется крепкое здоровье, высокий уровень профессиональной натренированности, умение поддерживать длительную работоспособность.

Оператору необходим ряд профессионально важных качеств: развитая оперативная и долговременная память; способность к длительной концентрации внимания; умение выделить в информации главное; точность и быстрота восприятия; хорошая координация движений; эмоциональная устойчивость; аккуратность и ответственность.

Развитию операторских качеств способствуют: хорошее знание математики; работа на компьютере; выполнение различных схем и расчетов; занятия теннисом, спортивной стрельбой, фехтованием; увлечение фотографией.

3. Воинские должности связи и наблюдения.

Связь - основное средство управления войсками и оружием.

В зависимости от используемых средств связи и среды распространения сигналов связь делится: на проводную, радиосвязь, радиорелейную (радиосвязь по линии, образованной цепочкой приемопередающих радиостанций - ретрансляторов, осуществляется на дециметровых и сантиметровых волнах), тропосферную (радиосвязь, при которой используется переизлучение деци- и сантиметровых радиоволн электрически неоднородной тропосферой), космическую (через космические аппараты), оптическую, лазерную и связь подвижными средствами (фельдъегерско-почтовую).

Деятельность связистов осуществляется в вынужденном темпе и сопряжена со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, которые могут неизмеримо возрастать в условиях информационной войны при применении противником различных помех.

Для успешного исполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения военнослужащим необходимы следующие профессионально важные качества: острый слух и зрение; развитая оперативная память; правильная дикция и разборчивый почерк; хорошее владение русским языком; подвижность кистей и пальцев рук; развитое чувство ритма; выносливость нервной системы.

Способствуют развитию необходимых качеств: конструирование радиоаппаратуры, увлечение физикой, радиоспортом, музыкальные наклонности.

4. Водительские воинские должности.

Одной из основных черт современной армии является высокая мобильность войск , которая обеспечивается наличием в войсках большого количества самодвижущейся техники. В Вооруженных Силах к самодвижущимся машинам относятся автомобильная и бронетанковая техника, подводные и надводные корабли, железнодорожные и транспортные средства. Поэтому водительские должностные обязанности определяются характером, назначением и особенностями эксплуатации самодвижущихся машин.

Автомобильную технику составляют военные автомобили всех видов, гусеничные и колесные тягачи, тракторы, прицепы и др.

Бронетанковая техника включает в себя различные классы боевых машин, имеющих броневую защиту.

В число самодвижущихся машин входят и боевые корабли самого различного назначения.

Это объясняет наличие многообразия водительских воинских должностей, но все они имеют много сходных обязанностей, а следовательно, схожи и требования к профессионально-психологическим качествам, определяющим их профессиональную пригодность.

В основе профессиональных требований к водительскому составу лежат их функциональные обязанности. К исходным водительским обязанностям можно отнести:

Умение водить самодвижущуюся военную технику днем и ночью, в любое время года, в различных погодных условиях и в условиях боевой обстановки;
- соблюдать установленные правила движения;
- своевременно проводить техническое обслуживание, осмотры, ремонт и регулировку материальной части;
- управлять механизмами и контролировать их работу в условиях быстроменяющейся обстановки.

Для успешного исполнения водительских обязанностей каждый военный водитель должен быть физически здоровым, закаленным и выносливым. В профессиональном отношении водитель должен иметь прочные знания принципов действия, назначения, устройства, правил эксплуатации и обслуживания подвижного средства, установленных правил движения и сигналов. Кроме того, каждый военный водитель должен обладать:

Высокой нервно-психической устойчивостью;
- развитой зрительной и слуховой памятью;
- быстрой реакцией и хорошей координацией движений;
- умением сохранять работоспособность;
- нормальным цветоощущением.

Для тренировки и развития качеств, необходимых при исполнении обязанностей водителя, способствуют:

Занятия техническими дисциплинами, ручным ремеслом, автомобилем, работа на сельскохозяйственной технике;
- занятия видами спорта, развивающие физическую выносливость, точность координации движения рук и ног (лыжи, коньки, спортивное ориентирование, вождение мопеда, мотоцикла и др.).

5. Воинские должности специального назначения.

Воинские должности специального назначения - это должности разведчиков, саперов, пожарных, водолазов и др. Деятельность на этих должностях осуществляется в особо напряженных, часто в экстремальных условиях и связана с чрезмерными эмоциональными и физическими нагрузками. Эти особенности отражены в основных требованиях к военным, служащим на должностях специального назначения.

Военнослужащие должны:

Безошибочно выполнять должностные обязанности;
- в действиях группой строжайше следовать указаниям непосредственного начальника;
- в самостоятельных действиях избегать шаблона, выполнение заданий осуществлять с учетом обстановки;
- мастерски применять и использовать штатное оружие, технику, специальное снаряжение;
- действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость.

Для успешного исполнения своих обязанностей военнослужащие должны обладать крепким здоровьем, высокой физической подготовленностью, высокими морально-боевыми качествами: мужеством, самоотверженностью, чувством ответственности, коллективизма, войскового товарищества.

Они должны постоянно совершенствовать координацию движений, воспитывать в себе ловкость, сообразительность, самообладание и выдержку, наблюдательность и точный глазомер, умение быстро перерабатывать большой объем информации и принимать единственно верные решения.

6. Технические воинские должности.

Поддержание готовности и работоспособности вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие технические воинские должности.

Вооружение и военная техника чрезвычайно многообразны, поэтому существует многообразное количество воинских должностей по обслуживанию и ремонту материальной части.

Каждая конкретная техническая воинская должность имеет свои особенности по требованиям, которые предъявляются к специалисту, но вместе с тем все эти должности имеют много общего.

Специалисты, получившие технические специальности, должны:

уметь выявлять причины неисправностей техники и устранять их; осуществлять ремонт и настройку механизмов; выявлять и устранять дефекты, неисправности деталей, узлов, блоков в процессе их регулировки и испытания.

Специалисты, занимающие технические должности, должны: знать основы механики, квантовой физики, электроники, оптики; уметь читать чертежи, разбираться в показаниях приборов; знать конструктивные особенности обслуживаемой техники.

Для успешного исполнения обязанностей на технических должностях специалисты должны обладать рядом профессиональных качеств:

развитой оперативной памятью, нормальным цветоощущением, склонностью к работе на технике.

7. Прочие воинские должности.

Среди воинских должностей особое место занимают прочие должности, не предъявляющие специфических требований к индивидуальным профессионально-психологическим качествам военнослужащих. К ним относятся должности стрелков, гранатометчиков и пулеметчиков. Это самые массовые должности в Сухопутных войсках.

Стрелки, гранатометчики и пулеметчики должны обладать такими профессионально важными качествами, как смелость, решительность, мужество, самообладание, исполнительность, дисциплинированность, быстрота двигательной реакции, точный глазомер, физическая выносливость.

Вопросы и задания

1. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.
2. Основные требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов на командных воинских должностях.
3. Необходимые профессиональные качества для исполнения обязанностей на операторских должностях.
4. Водительские воинские должности и особенности подготовки военнослужащих.
5. Воинские должности специального назначения и технологические воинские должности, основные требования по их исполнению.

Смирнов А. Т., Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2002. - 159 с. - ил.

Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе

В соответствии с федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
1. получение начальных знаний в области обороны;
2. подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;
3. военно-патриотическое воспитание;
4. подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
5. медицинское освидетельствование и медицинское обследование;
6. проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.


Обязательная подготовка граждан к военной службе регулируется Положением о подготовке граждан РФ к военной службе (утверждено постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1441), а также Инструкцией об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы (утверждена приказом министра обороны РФ и Министерства образования РФ от 3 мая 2001 г. N 203/1936).


До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с государственными образовательными стандартами. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов.


Получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение навыков в области гражданской обороны предусмотрено государственными образовательными стандартами общего и профессионального образования (ст.7 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании" от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.).


Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций осуществляется в соответствии с письмами Министерства образования РФ от 14 июля 1998 г. N 1133/14-12 и от 13 апреля 1999 г. N 16-51-64ин/16-13. Согласно названным документам в общеобразовательных учреждениях в курс «Основы безопасности жизнедеятельности» введен раздел «Основы военной службы», а в учреждениях среднего профессионального образования "Основы военной службы" преподаются в качестве самостоятельной дисциплины.


Примерная программа курса "Основы безопасности жизнедеятельности" для общеобразовательных учреждений (10-11-е классы) изложена в письме Министерства образования РФ "О преподавании "Основ безопасности жизнедеятельности" в 10-11-х классах образовательных учреждений" от 14 мая 1999 г. N 714/11-12 и рассчитана на 176 учебных часов. Собственно на раздел "Основы военной службы" в 10-м классе отводится 28 часов учебного времени (без учебных сборов) и изучаются следующие темы: "Вооруженные Силы РФ - защитники нашего Отечества"; "Боевые традиции Вооруженных Сил России"; "Символы воинской чести".


В целях закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков программой курса предусмотрено проведение практических занятий в форме учебных сборов с юношами 10-го класса на базе воинских частей, определяемых военными комиссариатами, или на базе учебных учреждений Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) в конце учебного года. На проведение учебных сборов выделяется пять дней (40 часов учебного времени). В 11-м классе на раздел "Основы военной службы" отводится 55 часов учебного времени (из них 5 часов практических занятий по теме: "Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет") и изучаются следующие темы: "Воинская обязанность"; "Особенности военной службы" и "Военнослужащий - защитник своего Отечества.


Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России". Учебная программа курса предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками. Однако тема "Особенности военной службы", как и учебные сборы, не являются обязательными для девушек. Для граждан, желающих углубленно изучать военное дело, могут быть организованы факультативные занятия по дополнительным программам, имеющим целью военно-профессиональную ориентацию граждан. В аттестат о среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется итоговая отметка по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности".


Приказом Министерства образования РФ "Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования» от 30 июня 1999 г. N 56 разделы "Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях" и "Основы военной службы" учебной дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" (находится в образовательной области "Физическая культура") нормативно закреплены в качестве составной части обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.


В отличие от общеобразовательных учреждений и учреждений начальной профессиональной подготовки, где "Основы военной службы" являются разделом курса "Основы безопасности жизнедеятельности", в образовательных учреждениях среднего профессионального образования изучается самостоятельная дисциплина под тем же названием.


Дисциплина "Основы военной службы" введена в Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования с 1999/2000 учебного года письмом Министерства образования РФ "Об организации обучения по дисциплине "Основы военной службы в образовательных учреждениях среднего профессионального образования" от 13 апреля 1999 г. N 16-51-64ин/16-13.


Преподавание дисциплины возложено на преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки, должностные обязанности которого утверждены приказом Министерства образования РФ и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. N 463/1268. На изучение дисциплины "Основы военной службы" выделено 108 учебных часов, из них 68 часов - на теоретическое обучение, 40 часов - на 5-дневные учебные сборы. На предпоследний учебный год предлагается распределить 48 часов. При этом юноши и девушки изучают дисциплину совместно.


Практические занятия в виде учебных сборов (40 часов) проводятся только с юношами в период летних каникул на базе воинских частей, определенных военными комиссариатами, или учебными подразделениями РОСТО в целях изучения вопросов быта военнослужащих, организации суточных нарядов, караульной службы, строевой, огневой, тактической и физической подготовки. Кроме того, обучение приемам строевой подготовки и выполнение упражнений по прикладной физической подготовке рекомендовано проводить и на занятиях по физической культуре. В последний год обучения юноши изучают раздел "Особенности военной службы" (20 часов) отдельно от девушек. Составной частью подготовки по дисциплине "Основы военной службы" и одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений призвано стать патриотическое (военно-патриотическое) воспитание обучающихся. (В.Г.Стрекозов)


Граждане мужского пола, достигшие возраста 16 лет, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях привлекаются к занятиям по основам военной службы в учебных пунктах, создаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.


Учебные пункты создаются по решению главы органа местного самоуправления на базе одной организации, насчитывающей не менее 20 граждан, подлежащих призыву на военную службу и не прошедших подготовку по основам военной службы, или нескольких организаций (объединенные районные или городские учебные пункты).


В городах и районах, иных муниципальных (административно-территориальных) образованиях, где нет организаций, насчитывающих 20 и более граждан, подлежащих призыву на военную службу, не получивших начальные знания в области обороны и не прошедших подготовку по основам военной службы, создаются объединенные учебные пункты на базе одной или нескольких организаций. Ответственность за организацию учебных пунктов возлагается на руководителей организаций, на базе которых они создаются. Занятия в учебных пунктах проводятся 2-3 раза в неделю по 2-3 часа.


Для проведения занятий по основам военной службы в учебном пункте оборудуется специальный кабинет, кабинет для организации и проведения занятий по основам военной службы, оснащенный наглядными пособиями и стендами в соответствии с программой обучения. Организации, на базе которых созданы учебные пункты, обеспечивают указанные пункты помещениями, мебелью, учебной техникой и необходимыми финансовыми средствами. По окончании обучения основам военной службы гражданам вручаются соответствующие справки о прохождении подготовки.