Определение гражданской обороны рф. Структура, задачи и службы го, состав сил и средств. Организационная структура гражданской обороны, ее функции и задачи

Гражданская оборона России является составной частью общей системы государственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время.

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны, поэтому в настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека.

12 февраля 1998 г. был принят Федеральный Закон РФ №28 - ФЗ «О гражданской обороне», который определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства ГО.

В статье 1 данного федерального закона сформулировано понятие гражданской обороны - как системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Систему гражданской обороны составляют:

· органы государственной власти и управления всех уровней, к компетенции которых относятся функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением чрезвычайных ситуаций и реагирования на них (МЧС, МВД, управления и отделы по чрезвычайным ситуациям городов и районов и т. п.);

· органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;

· силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;

· фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;

· системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Основные задачи, решаемые гражданской обороной:

· подготовка к защите и собственно защита населения от последствий военных действий, аварий, стихийных бедствий;

· специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

· создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой.

Нормативно-правовое обеспечение ГО:

1. Конституция Российской Федерации (в ред. Федеральных конституционных законов от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

2. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (в ред. Федерального закона от 23 декабря 2010 г. № 377-ФЗ) // СЗ РФ. - 1998. - № 7. - Ст. 799.

3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 442-ФЗ) // СЗ РФ. - 1994. - № 35. - Ст. 3648.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Система гражданской обороны представлена в виде комплекса особых мероприятий. Они направлены на обеспечение подготовки и защиты населения, культурных и материальных ценностей на территории государства от разного рода опасностей, которые возникают при ведении или вследствие военных действий. Деятельность органов, осуществляющих данные мероприятия, регулирует Закон "О гражданской обороне". Он был принят 12 февраля 1998 года. Далее рассмотрим подробнее, что такое гражданская оборона.

Характеристика

Гражданская оборона Российской Федерации выступает в качестве составного элемента общего комплекса защитных мероприятий, проводимых государством. Деятельность выполняется как в мирное, так и в Гражданская оборона страны обеспечивает защиту от современных средств, которые использует противник при нападении. В задачи структуры входят также неотложные и спасательные аварийно-восстановительные работы в очагах поражения при возникновении чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Основные элементы

Управление гражданской обороны - служба, контролирующая проведение комплекса защитных мероприятий. Подразделения не только реализуют поставленные задачи в ходе чрезвычайных ситуаций в военное или мирное время. Закон "О гражданской обороне" предписывает также осуществление подготовки средств и сил, а также обеспечение действий организаций при выполнении аварийно-спасательных и иных неотложных работ. Организации ГО представляют собой особые формирования. Они создаются на базе подразделений по территориально-производственному принципу. Эти организации не включены в состав Вооруженных Сил. Однако в их распоряжении находится специальная техника, имущество. Эти организации подготовлены особым образом, что позволяет им обеспечивать защиту населения от опасностей, которые могут возникнуть во время военных действий либо вследствие таковых. Территория ГО - местность, на которой располагаются объекты гражданской обороны. В частности, это населенные пункты, имеющие особое стратегическое либо экономическое государственное значение. Объекты гражданской обороны характеризуются высокой степенью опасности возникновения ЧС в военный и мирный период.

Руководящий аппарат

Говоря о том, что такое гражданская оборона, необходимо отметить, что данный комплекс находится в ведении государства. Руководство ГО осуществляет Правительство. Государственная политика в области ГО проводится Федеральным Он уполномочен на решение задач непосредственно Президентом. Руководство ГО в Федеральных осуществляется их начальниками. Деятельность подразделений на территориях субъектов и муниципальных образований координируют их главы и административный аппарат. Руководители исполнительных органов местного и федерального значения, подразделений и организаций ГО несут личную ответственность за организацию и реализацию мероприятий по защите населения.

Структура

Вопрос "что такое гражданская оборона" можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, как выше было сказано, ГО представляет собой комплекс мероприятий. А с другой стороны, что такое гражданская особая структура, которая включает в себя различные органы и подразделения. В частности, к ним относят:


Задачи

Гражданская оборона (безопасность населения во многом зависит от деятельности рассматриваемой нами структуры) предполагает проведение определенных мероприятий, направленных на защиту и подготовку людей. Эти мероприятия входят в круг задач ГО. В частности, гражданская оборона России включает в себя:


Службы

Гражданская оборона России обеспечивается подразделениями:

  • Областей.
  • Краев.
  • Республик.
  • Субъектов.
  • Автономных округов и областей.
  • Городов.
  • Районов.

Решения о формировании служб ГО принимают Правительство, руководители организаций согласно их полномочиям. Положения утверждаются соответствующими должностными лицами.

Средства и силы ГО

Гражданская оборона РФ осуществляется воинскими формированиями, которые специально созданы для выполнения поставленных задач. Вооруженные Силы и прочие военные подразделения осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными положениями о ГО. Привлечение частей и формирований к реализации поставленных задач осуществляется в порядке, утвержденном Президентом. Деятельность регулируется соответствующими нормативными актами. Все указанные формирования представляют собой средства и силы ГО.

Основы деятельности

Гражданская оборона РФ обеспечивается военными формированиями, в распоряжении которых находится специальная техника, а также холодное и огнестрельное оружие. Военнослужащим выдаются соответствующие удостоверения установленного образца. Документы подтверждают их статус. Также на форме присутствуют международные знаки отличия ГО. Сотрудники могут проходить службу в соответствующем Федеральном исполнительном подразделении, имеющем специальные полномочия на решение вопросов по обеспечению защиты населения. Деятельность войск ГО осуществляется с момента объявления военного положения, фактического начала боевых действий, объявления Президентом состояния войны, а также в мирный период во время стихийного бедствия, эпизоотии, эпидемии, при катастрофе, крупной аварии, угрожающих здоровью населения и требующих выполнения аварийно-спасательных и прочих работ неотложного характера.

Организации ГО

Порядок их образования устанавливается Правительством. В состав организаций ГО могут зачисляться граждане России: женщины 18-55 лет, мужчины 18-60 лет. Исключение составляют следующие категории:


Невоенизированные формирования

Они представляют собой особые группы гражданских лиц. Их численность определяется руководящими документами. Невоенизированные формирования оснащаются имуществом и техникой, которые положены в соответствии с табелем. Данные группы именуются как "Спасательные (сводные) команды". Невоенизированные формирования классифицируются по:

  • Подчиненности - территориальные и объектовые.
  • Назначению - общего, специализированного и специального типа.
  • Степени готовности - повышенной и повседневной.

В каждой области функционирует отдельный батальон гражданской обороны. В зависимости от МО выделяет те или иные средства и силы, МВД - пожарные отряды или команды, Минздрав - бригады, комплектующиеся больничным и поликлиническим персоналом.

Сигналы

Они различаются в зависимости от ситуации. В мирное время сигнал один: "Внимание всем!" Далее следует текст, который разрабатывается в штабе ГО. В военный период используются сигналы; "Радиационная опасность", "Химическая тревога", "Отбой воздушной тревоги", "Воздушная тревога". В последнем случае личный состав невоенизированных формирований в рабочее время осуществляет деятельность в соответствии с приказаниями командиров. В нерабочее время служащие занимают укрытия - специальные сооружения гражданской обороны.

Права населения при защите от ЧС и в области ГО

Граждане России, согласно ФЗ и прочим нормативно-правовым актам, регулирующим сферу ГО, могут и должны:

  • Проходить обучение методам защиты от опасностей, которые возникают при боевых действиях или в их результате.
  • Содействовать органам госвласти и уполномоченным подразделениям в решении задач по обеспечению гражданской обороны.

Население имеет право:


Обязанности населения

Граждане России должны:

  • Соблюдать законы и прочие нормативно-правовые акты федерального, субъектного значения в области обороны территорий и населения.
  • Изучать приемы оказания неотложной помощи, правила использования индивидуальных и коллективных средств защиты.
  • Соблюдать правила безопасности в процессе повседневной рабочей деятельности и в быту, не допускать нарушений технологической и производственной дисциплины, а также экологических требований, способных привести к ЧС.
  • Выполнять все установленные правила при риске или возникновении чрезвычайной ситуации.

Перспективы развития ГО

В достаточно обозримом будущем структура будет выстраиваться в соответствии с принципом мобильности. Это значит, что органы управления, сельское хозяйство, промышленность и прочие экономические отрасли должны быть готовы к быстрому переходу на деятельность в соответствии с планами военного периода. Предположительно, гражданская оборона примет в большей степени территориальный, нежели ведомственный характер. Это означает, что каждый регион будет более самостоятельным и станет решать задачи преимущественно своими силами.

В заключение

Чтобы соответствовать уровню современных требований, следует непрерывно совершенствовать структуру пунктов и органов управления, добиваться оснащения новым техническим оборудованием. Кроме того, необходимо постоянно улучшать методы и организацию деятельности всех сотрудников, обобщать и развивать теоретический и практический опыт, повышать подготовку руководящего аппарата.

Руководство гражданской обороной осуществляется:

В Российской Федерации - Правительством Российской Федерации;

В федеральных органах исполнительной власти и организациях - их руководителями;

На территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.

Общее руководство Гражданской обороной страны осуществляет Правительство Российской Федерации, обязанности которого возложены на Председателя Правительства РФ.

Непосредственное руководство и координацию усилий в области ГО осуществляет Министр Российской Федерации по делам ГОЧС.

Все указанные выше руководители ГО несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения.

Руководители ГО первоначально управляют со своих рабочих мест (являющихся повседневными пунктами управления), а по соответствующим степеням готовности ГО занимают запасные пункты управления.

Пункты управления ГО (ПУ ГО) - специально оборудованные и поддерживаемые в постоянной готовности к использованию помещения или транспортные средства, оснащенные техническими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации, которые предназначены для размещения должностных лиц органов управления РСЧС и ГО при руководстве мероприятиями по ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

В повседневных условиях управление организуется из мест постоянного размещения органов управления ГО.

ЛЕКЦИЯ 5

ВОЙСКА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ РФ

И ПОЖАРНАЯ ОХРАНА РОССИИ

Для непосредственного выполнения мероприятий гражданской обороны создаются силы и средства ГО, включающие соединения, части и подразделения Войск ГО, профессиональные АСС, нештатные АСФ различного уровня.

Войска ГО являются составной частью сил обеспечения безопасности государства и привлекаются к выполнению работ по защите населения и территории страны при угрозе или возникновении ЧС не только в военное, но и в мирное время.

Войска ГО Российской Федерации - соединения, части, подразделения и организации, укомплектованные военнослужащими, которые подчинены МЧС России и предназначены для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях и угрозе их возникновения в мирное и военное время, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями.

Организационно войска гражданской обороны состоят из воинских частей и организаций центрального и регионального подчинения, спасательных центров в субъектах Российской Федерации, отдельных авиационных эскадрилий смешанного состава (отдельных вертолетных отрядов), аэромобильных пожарно-спасательных отрядов, а также частей и подразделений обеспечения.

Спасательные центры являются основными тактическими соединениями и частями войск гражданской обороны. В составе спасательного центра имеются отряды и подразделения: механизированные, аварийно-спасательные, пожарно-спасательные, парашютно-десантные, инженерно-технические, радиационной, химической и биологической защиты, понтонно-переправочные, медицинские, пожарные, разведывательные, связи, пиротехнические, обеспечения и обслуживания. Наличие в своем составе различных по применению подразделений, включая техническую оснащенность, позволяет спасательному центру проводить аварийно-спасательные и другие неотложные работы в высоком темпе в любое время года и суток.

Отдельная авиационная эскадрилья смешанного состава предназначена ведения воздушной разведки; выполнения специальных операций (пожаротушения, поиска и подбора пострадавших с ограниченных площадок, с водной поверхности и др.; оперативной доставки сил и средств на объекты проведения аварийно-спасательных работ; эвакуации пострадавших с медицинским сопровождением и т.п.).

Военнослужащие войск гражданской обороны состоят на действительной военной службе. Комплектование войск гражданской обороны осуществляется по контракту, а также на основе призыва граждан Российской Федерации на военную службу в соответствии с Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».

Пожарная охрана России

1. История пожарной охраны России начинается 30 апреля 1649 года, когда был принят «Наказ о градском благочинии», устанавливающий строгий порядок при тушении пожаров в Москве

2. 17 апреля 1918 года российским правительством был подписан декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем»

3. За мужество и героизм, проявленные в суровые годы Великой Отечественной войны, тысячи бойцов и офицеров пожарной охраны получили боевые ордена и медали

4. 9 ноября 2001 года Указом Президента Российской Федерации № 1309 Государственная противопожарная служба МВД России преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Историческая ценность «Наказа о градском благочинии», принятого 360 лет назад, заключается в том, что в нем были заложены основы профессиональной пожарной охраны: создан оплачиваемый штатный состав, введено постоянное дежурство в виде объезда города, предусмотрено использование при тушении механизированных водоливных труб, объезжим предоставлено право наказания жителей города за нарушения правил обращения с огнем. Служба градского благочиния по борьбе с пожарами была введена не только в Москве, но и в других городах Руси. Продолжалось совершенствование пожарно-сторожевой охраны.

Дальнейшее развитие профилактических мер по предотвращению пожаров было продолжено Петром I. Именно в годы его правления была создана одна из первых профессиональных пожарных команд, построено при Адмиралтействе первое пожарное депо, закуплены пожарные насосы с кожаными рукавами и медными брандспойтами. И до настоящего времени остается актуальным один из петровских указов: «...и беречь от огня богатства государства Российского...».

В период правления Александра I, в 1803 году в Санкт-Петербурге начала свою деятельность первая пожарная команда. Царским указом 1804 года была создана штатная пожарная команда и в Москве.

При царе Николае I началась планомерная организация пожарных команд в Российской империи и повсеместное строительство пожарных депо для размещения пожарных команд. Одной из достопримечательностей русских городов вскоре стала пожарная каланча с поднимающимся над ней сигнальным флагштоком. Многие десятилетия каланча была самой высокой точкой города, откуда просматривались не только окраины, но и близлежащие села.

В течение XIX века открывались заводы противопожарного оборудования в Санкт-Петербурге и Москве, где выпускались пожарные насосы, складные лестницы, был изготовлен первый пожарный автомобиль.

Научная и техническая мысль в России всегда отличалась смелостью поиска, оригинальностью решений, быстрой реализацией идей. Россия стала родиной пенного тушения. В России были созданы лучшие конструкции гидрантов и стендеров, был разработан и испытан первый ручной пенный огнетушитель.

Проблемам борьбы с пожарами уделялось внимание и после революции. Они были поставлены на уровень важнейших и первоочередных задач государства.

Первым руководителем пожарных в послереволюционный период стал Марк Тимофеевич Елизаров, назначенный Главным комиссаром по делам страхования и борьбы с огнем. Он сумел за сравнительно короткое время заложить организационные основы пожарной охраны, поставить на практические рельсы осуществление мероприятий, определенных правительственным декретом.

В 1920 году был создан Центральный пожарный отдел в составе Наркомата внутренних дел, на который возлагалось осуществление руководства пожарной охраной в масштабе всей страны.

23 марта 1923 года в Москве состоялась Первая Всероссийская пожарная конференция, на которую прибыли профессионалы-пожарные из городов России, а также делегации пожарных Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана.

Начиная с 1932 года в СССР существовала военизированная и профессиональная пожарная охрана в составе Министерства внутренних дел.

В 1936 году правительство принимает решение о значительном расширении функций и прав пожарной охраны в области государственного пожарного надзора. Постановлением правительства утверждено Положение о Государственном пожарном надзоре, создано Главное управление пожарной охраны.

В напряженные годы Великой Отечественной войны пожарные тушили пожары от вражеских бомб и снарядов, помогали эвакуировать людей и оборудование, одними из последних покидали оставляемые города. Более двух тысяч пожарных – профессионалов и добровольцев – отдали свои жизни, спасая от уничтожения огнем прекрасный город на Неве. 7 ноября 1941 года пожарные приняли участие в историческом параде на Красной площади, откуда одни ушли на фронт, другие вернулись к тушению пожаров.

В 1941 году Правительство России объявляет благодарность московским пожарным за мужество и героизм, проявленные при тушении пожаров во время вражеских налетов на город.

В 1942 году пожарная охрана Ленинграда была награждена орденом Ленина, а в 1947 году этой высокой награды был удостоен и Московский пожарный гарнизон.

В начале 1990-х годов в результате распада СССР создается МВД России. При этом вопросы организации, совершенствования структуры подразделений передаются в компетенцию МВД автономных республик, ГУВД, УВД краев и областей.

23 августа 1993 года Совет Министров Российской Федерации преобразовал Службу противопожарных и аварийно-спасательных работ в Государственную противопожарную службу МВД России.

ЛЕКЦИЯ 6

ФОРМИРОВАНИЕ РСЧС

Структура ГО:

Руководство гражданской обороной в РФ осуществляет Правительство РФ. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом РФ на решение задач в области гражданской обороны. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;

2) территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны, лицами начальствующего состава Государственной противопожарной службы и гражданским персоналом.

Руководители указанных территориальных органов назначаются в установленном порядке руководителем федерального органа, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, из числа военнослужащих войск гражданской обороны, лиц начальствующего состава Государственной противопожарной службы и гражданского персонала;

3) структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;

4) структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Все вышесказанное можно изобразить схематично, для наглядного представления:

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

· обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

· предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

· проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

· проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

· борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

· обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

· восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

· срочное захоронение трупов в военное время;

· разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

· обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Службы ГО.

1. Для выполнения мероприятий по гражданской обороне создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов, районные и городские службы гражданской обороны, а также службы гражданской обороны организаций.

2. Решения о создании служб гражданской обороны принимаются

Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций в соответствии с их полномочиями.

Положения о службах гражданской обороны утверждаются соответствующими начальниками гражданской обороны.

Силы и средства ГО.

Силы гражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны.

2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.

3. Аварийно - спасательные службы и аварийно - спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основы деятельности войск гражданской обороны

1. На вооружении войск гражданской обороны находятся специальная техника, а также боевое стрелковое и холодное оружие.

2. Военнослужащим войск гражданской обороны выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны.

3. Военнослужащие войск гражданской обороны могут проходить службу в федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны, и иных органах, осуществляющих управление гражданской обороной, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ.

Гражданские организации гражданской обороны

1. Гражданские организации гражданской обороны создаются организациями, указанными в пункте 2 статьи 9 настоящего Федерального закона. Порядок создания и деятельности гражданских организаций гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.

2. В гражданские организации гражданской обороны могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II или III группы, беременных женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет. а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до тех лет.

В состав сил ГО входят:

1. Невоенизированные формирования ГО.

2. Военизированные части ГО.

3. Силы и средства МО, МВД и Минздрава.

1) Невоенизированные формирования (НФ) ГО - группа гражданских лиц, численность которых определена руководящими документами, оснащенная техникой и имуществом, положенными по табелю. Эти формирования получили названия "Спасательная (сводная) команда", "Невоенизированные отряды ГО". В состав НФ входят мужчины 16-60 лет и женщины 16-55 лет (кроме беременных и имеющих детей в возрасте до 8 лет) за исключением инвалидов всех групп.

НФ классифицируют:

а. По подчиненности:

объектовые (подчинены начальнику объекта);

территориальные (подчинены председателю исполкома);

б. По назначению:

Общего назначения (создаются на объектах н/х могут подчиняться

руководителю предприятия или председателю исполкома);

Специального (подчинены только руководителю предприятия);

Специализированного (подчинены руководителю предприятия и вышестоящим

руководителям министерств и ведомств);

в. По степени готовности

Повседневной (время готовности через 24 часа);

Повышенной (время готовности через 6 часов);

2) В каждой области есть отдельный батальон ГО.

3) МО выделяет силы и средства в зависимости от вида ЧС. МВД - пожарные команды или отряды. Минздрав - бригады скорой помощи, которые комплектуются за счет персонала больниц и поликлиник.

Мирное время. Существует один сигнал: "Внимание всем!". После него текст, разрабатываемый штабом ГО.

Военное время. Сигналы: "Воздушная тревога", "Отбой воздушной тревоги", "Химическая тревога", "Радиационная опасность".

По сигналу "Воздушная тревога" личный состав НФ в рабочее время действует по команде командира формирования. В нерабочее время - укрыться в защитном сооружении по месту жительства.

По сигналу "Отбой воздушной тревоги" - личный состав НФ обязан связаться с командиром. Если связи нет - прибыть на объект н/х. По сигналам "Химическая тревога" и "Радиационная опасность" действия аналогичны.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Структура ГО и ЧС на промышленном объекте

Введение

Гражданская оборона на промышленных объектах (далее - на объекте) организуется с целью защиты персонала объекта и населения, проживающего вблизи него, от опасностей, возникающих в результате военных действий. Основные задачи гражданской обороны на объекте:

Планирование и организация проведения мероприятий по гражданской обороне;

Проведение мероприятий по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

Осуществление обучения своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Создание и поддерживание в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;

Создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

Повышение устойчивости функционирования объекта в условиях чрезвычайных ситуаций;

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

1. Организационная структура гражданской обороны на промышленном объекте

Руководитель гражданской обороны объекта подчиняется руководителю ГО вышестоящего ведомства (министерства, отрасли), а в оперативном отношении - руководителю гражданской обороны города (района, префектуры), на территории которого расположен объект.

На крупных промышленных объектах, как правило, предусматривается штатный заместитель руководителя гражданской обороны, который в мирное время является руководителем отдела ГОЧС (работник уполномоченный решать задачи по ГО и ЧС) и основным организатором всех подготовительных мероприятий по гражданской обороне. Ему предоставляется право от имени руководителя ГО отдавать приказы и распоряжения по вопросам гражданской обороны объекта.

Кроме штатного заместителя, приказом руководителя гражданской обороны назначаются заместители: по рассредоточению и эвакуации работающего персонала и членов их семей; по инженерно-технической части и материально-техническому снабжению. В отличие от штатного заместителя они не освобождаются от выполнения своих обязанностей. Заместителем руководителя гражданской обороны по рассредоточению и эвакуации обычно назначается заместитель руководителя объекта по общим вопросам. Являясь, как правило, председателем эвакуационной комиссии, он разрабатывает план рассредоточения, организует подготовку мест в загородной зоне, перевозку туда людей и доставку рабочей силы к месту работы, руководит служебной охраны общественного порядка.

Заместителем руководителя гражданской обороны по инженерно-технической части назначается главный инженер предприятия. Он руководит разработкой перевода предприятия на особый режим работы, осуществляет мероприятия по повышению устойчивости работы предприятия в мирное время, при угрозе нападения и в военное время непосредственно руководит службами аварийно - технической, противопожарной, убежищ и укрытий, а также осуществляет техническое руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами.

Заместителем руководителя гражданской обороны по материально-техническому снабжению назначается заместитель (помощник) руководителя объекта по этим вопросам. Он обеспечивает накопление и хранение специального имущества, техники, инструмента, средств защиты и транспорта. На него возлагается материально-техническое обеспечение работ по строительству укрытий, мероприятий по рассредоточению и эвакуации, проведению спасательных и других неотложных работ. При угрозе нападения противника он организует рассредоточение запасов сырья, продовольствия и уникального оборудования.

Структурное подразделение по ГО (отдел, сектор, группа, специально выделенный работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны) создается (назначается) при руководителе ГО, является его органом управления и выполняет функции штаба гражданской обороны объекта.

Работа структурного подразделения организуется на основании приказов, распоряжений и указаний руководителя ГО объекта, вышестоящего штаба и решений органов управления по делам ГОЧС.

Структурное подразделение ГО осуществляет мероприятия по защите рабочих, служащих и населения подведомственных рабочих поселков от оружия массового поражения и обеспечивает своевременное оповещение об угрозе чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; разрабатывает план ГО объекта, периодически корректирует его и организует его выполнение; организует и контролирует обучение рабочих и служащих по ГО и подготовку гражданских организаций гражданской обороны.

В независимости от характера производственной деятельности на объекте создаются службы ГО: оповещения и связи, медицинская, радиационной, химической и биологической защиты, охраны общественного порядка, противопожарная, энергоснабжения и светомаскировки, аварийно - техническая, убежищ и укрытий, транспортная, материально - технического снабжения и другие. На них возлагается выполнение специальных мероприятий и обеспечение действий формирований при проведении АСДНР. гражданский оборона служба транспортный

Руководство службами осуществляют их руководители, которые назначаются приказом руководителя ГО объекта из руководителей отделов, цехов, на базе которых созданы эти службы.

Начальники служб обязаны поддерживать в постоянной готовности силы и средства служб. Они участвуют в разработке плана ГО объекта и самостоятельно разрабатывают необходимые документы служб. На них возлагается своевременное обеспечение подчиненных формирований специальным имуществом и техникой.

Служба оповещения и связи . Создается на базе узла связи объекта. На нее возлагается: организация своевременного оповещения руководящего состава, рабочих, служащих и населения рабочих поселков объекта об угрозе ЧС; организация связи и поддержание ее в состоянии постоянной готовности к работе. Кроме того, служба устраняет аварии в сетях связи, находящихся в очаге поражения.

Медицинская служба организуется на базе медсанчасти (здравпункта, поликлиники). Начальник службы - главный врач. Служба обеспечивает комплектование, обучение и поддержание в готовности медицинских формирований, накопление запасов медицинского имущества и медицинских средств индивидуальной защиты; осуществляет медицинскую разведку и санитарно-эпидемиологическое наблюдение; оказывают медицинскую помощь пораженным и эвакуирует их в лечебные учреждения, осуществляет медицинское обеспечение рабочих, служащих и членов их семей в местах рассредоточения и эвакуации.

Служба радиационной, химической и биологической защиты разрабатывает и осуществляет мероприятия по защите людей, столовых, складов продовольствия от воздействия радиоактивных, химических и биологических веществ; организует и подготавливает формирования и учреждения; осуществляет контроль за состоянием средств индивидуальной защиты и специальной техники. Ведет радиационную и химическую разведку, осуществляют контроль за облучением и заражением личного состава; проводит мероприятия по ликвидации очагов

Служба охраны общественного порядка создается на базе подразделений ведомственной охраны и народных дружин. Она обеспечивает охрану объекта, поддержание общественного порядка во время проведения аварийно-спасательных и других работ, содействует своевременному укрытию работающих по сигналам оповещения, наблюдает за режимом светомаскировки.

Служба энергоснабжения и светомаскировки - создается на базе отдела главного энергетика. Служба разрабатывает мероприятия, обеспечивающие бесперебойную подачу газа, топлива или электроэнергии на объект. Проводит оснащение уязвимых участков энергетических сетей средствами защиты. Планирует проведение мероприятий по светомаскировке и подготовительные работы первоочередных восстановительных работ на электросетях.

Аварийно - техническая служба организуется на базе производственного, технического отделов или отдела главного механика. Разрабатывает и проводит мероприятия по защите уникального оборудования, повышению устойчивости основных сооружений, специальных инженерных сетей и коммуникаций; проводит неотложные работы по локализации и ликвидации аварий на коммуникациях и сооружениях объекта.

Служба убежищ и укрытий организуется на базе отдела капитального строительства, жилищно-коммунального отдела, строительных цехов. Служба осуществляет: разработку расчетов для укрытия рабочих, служащих и членов их семей в рабочих поселках; обеспечение готовности убежищ и укрытий за правильностью их эксплуатации; организацию строительства защитных сооружений. Участвует в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при вскрытии заваленных убежищ и укрытий.

Транспортная служба создается на базе транспортного отдела (гаража). Она разрабатывает и осуществляет мероприятий по обеспечению перевозок, связанных с рассредоточением рабочих и служащих и доставкой их к месту работы; организует подвоз сил и средств к очагу поражения; осуществляет перевозку пораженных; проводит работы по обеззараживанию транспорта.

Служба материально-технического снабжения организуется на базе отдела материально-технического снабжения объекта. Она своевременно снабжает формирования ГО всеми видами специальной техники, имущества и продовольствия; организует ремонт техники и имущества, подвоз его к участкам работ, хранение и учет; обеспечивает предметами первой необходимости рабочих и служащих как на самом предприятии, так и в местах рассредоточения.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ проблемы обеспечения работы и защиты объектов народного хозяйства в условиях военной обстановки. Особенности правильного построения и обслуживания защитных сооружений гражданской обороны. Устройство убежищ, противорадиационных и простейших укрытий.

    реферат , добавлен 30.01.2010

    Организации, отвечающие за обеспечение гражданской обороны и гражданской защиты. История Международной организации гражданской обороны, структура органов. Функции генеральной ассамблеи, исполнительного совета и секретариата. Ассоциативные члены МОГО.

    реферат , добавлен 02.03.2017

    Изучение категорий производственных вибраций и критериев их оценки. Характеристика процедуры санитарно-гигиенического и технического нормирования вибраций. Организация гражданской обороны на объекте экономики в целях защиты персонала и населения от ЧС.

    контрольная работа , добавлен 23.01.2012

    Классификация отравляющих веществ по действию на организм человека. Понятие и основные задачи гражданской обороны. Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны. Виды аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    контрольная работа , добавлен 27.07.2010

    Выполнение мероприятий гражданской обороны при условии возникновения чрезвычайной ситуации. Выводы из оценки возможной обстановки на объекте. Защита населения. Обеспечение безопасного функционирования объектов при возникновении ЧС.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2007

    Виды эвакуации, их общая характеристика. Эвакуационные мероприятия, которые осуществляются по решению Президента РФ или Председателя правительства РФ. Защитные инженерные сооружения гражданской обороны, их цели и задачи. Порядок эвакуации населения.

    практическая работа , добавлен 23.04.2015

    Сущность, задачи гражданской обороны. Органы, обеспечивающие гражданскую оборону. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки. Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. Оповещение населения об опасностях.

    реферат , добавлен 06.08.2013

    Классификация чрезвычайных ситуаций природного происхождения. Формы борьбы с эпидемиями. Задачи гражданской обороны. Декларирование безопасности объекта. Понятие надежности и устойчивой работы объектов экономики. Задачи и цели экологической экспертизы.

    контрольная работа , добавлен 23.02.2009

    Основы защиты населения и территорий от ЧС мирного и военного времени. Цели и задачи РСЧС. Силы и средства РСЧС. МЧС. Концепция гражданской обороны в Российской Федерации на современном уровне. Права, обязанности органов государственной власти при ЧС.

    лекция , добавлен 15.03.2007

    Назначение, основные задачи, структура Российской системы чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайными ситуациями, информационное обеспечение функционирования системы. Силы и средства РСЧС, основные режимы.