Введение
Техническая служба ГПС (ТС) - вид службы, организуемой в ГПС в целях технического обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а также хозяйственной деятельности органов управления и подразделений ГПС.
Подразделения технической службы (подразделения ТС) - подразделения ГПС, обеспечивающие техническую готовность пожарной техники и средств связи, а также материально-техническое снабжение подразделений ГПС.
В состав подразделений технической службы включаются производственно-технические центры (ПТЦ), отряды, части и отдельные посты технической службы.
Производственная деятельность подразделений технической службы осуществляется в соответствии с производственной программой на месяц, разрабатываемой ПТЦ, отрядом (частью) технической службы на основании годового плана-задания с учетом нормативов трудоемкости технического обслуживания и ремонта пожарной техники.
В подразделениях технической службы для совершенствования управления, планирования и организации производства ежегодно разрабатывается план организационно-технических мероприятий (приложение 28 ).
Работа транспортно-хозяйственной части организуется в соответствии с годовым и квартальным планом эксплуатации (приложения 35, 36 ).
Планирование работы вспомогательных пожарных автомобилей подразделений технической службы на очередные календарные сутки производится начальником транспортно-хозяйственной части ПТЦ, отряда технической службы или начальником (заместителем начальника) части технической службы с учетом плана эксплуатации и заявок подразделений.
С целью сокращения простоя пожарных автомобилей в ремонте, а также усиления режима сохранности и экономного расходования материально-технических ресурсов в подразделении технической службы создается оборотный фонд узлов и агрегатов.
Оборотный фонд поддерживается за счет поступления новых и отремонтированных агрегатов, узлов, запасных частей и приборов, в том числе и оприходованных со списанных автомобилей.
Анализ производственной деятельности подразделений технической службы проводится по итогам работы за месяц, квартал и год. Порядок проведения анализа производственной деятельности подразделений технической службы приведен в приложении 41 Наставления . Результаты анализа представляются в УГПС, ОГПС.
1 Краткая характеристика пожарных автомобилей
Пожарный автомобиль - оперативное транспортное средство на базе автомобильного шасси, оснащенные пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемые при пожарно-спасательных работах.
Основные пожарные автомобили
Основные пожарные автомобили - пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.
Пожарная автоцистерна (АЦ) - пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава и пожарно-технического вооружения ПТВ. Относится к основным пожарным автомобилям. Отличаются вместимостью цистерны для воды, вместимостью пенобака, числу осей и колесной формуле, используемом топливе. Пожарные автоцистерны находятся в каждом подразделении.
Пожарный автомобиль первой помощи (АПП) - автомобиль, предназначенный для доставки к месту пожара боевого расчёта, пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного инструмента и другого специального оборудования, проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожара до подхода основных сил и средств.
Пожарный автомобиль пенного тушения (АПТ) - автомобиль для приготовления и подачи пены.
Пожарный насоcно-рукавный автомобиль (АНР) - пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению. Его основное отличие от автомобильной цистерны заключается в отсутствии цистерны. За счёт высвободившегося объёма и массы автомобиль вывозит большее количество напорных рукавов, имеет увеличенный объём пенобака и удлинённый салон боевого расчёта, допускающий размещение 9 человек.
Задачей АНР является подача воды от водоисточника или непосредственно к месту пожара, или к автоцистерне, работающей "вперекачку". Запас рукавов и большая численность боевого расчёта обеспечивают быструю прокладку магистральных рукавных линий.
Пожарная насосная станция (ПНС) предназначена для доставки к месту пожара расчета, пожарно-технического вооружения, служит для забора воды из открытого водоисточника и подачи ее на дальние расстояния, крупные пожары по магистральным рукавным линиям непосредственно к лафетным стволам, разветвлениям или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар. ПНС применяется совместно с рукавным автомобилем .
Специальные пожарные автомобили
К специальным относятся пожарные автомобили, предназначенные для проведения специальных работ на пожаре: аварийно-спасательные автомобили, для поднятия личного состава на высоту, обеспечения связи и освещения, вскрытия и разборки конструкций, борьбы с дымом, защиты материальных ценностей, обеспечения управления силами и средствами, прокладки рукавных линий и т.д.
Пожарный рукавный автомобиль (АР) служит для доставки к месту пожара боевого расчета, напорных пожарных рукавов общей длиной 2 км, прокладки магистральных линий на ходу, механизированной намотки рукавов в скатки, а также погрузки и транспортировки их с пожара. Рукавный автомобиль обеспечивает также тушение пожаров путем подачи мощной струи для воздушно-механической пены через стационарный лафетный ствол. Рукавный автомобиль применяют совместно с пожарной насосной станцией. Пожарный коленчатый автоподъемник (АПК) - пожарный автомобиль со стационарной механизированной поворотной коленчатой подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой. Пожарная автолестница (АЛ) - пожарный автомобиль со стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей.
Пожарный автомобиль газодымозащитной службы (АГ) - пожарный автомобиль с пожарно-техническим вооружением для проведения работ в условиях загазованности.
Аварийно-спасательный автомобиль (АСА) - пожарный автомобиль с пожарно-техническим вооружением для проведения работ по разборке конструкций на пожаре, а также аварийно-спасательных работ.
Пожарной штабной автомобиль (АШ) - пожарный автомобиль для доставки штаба пожаротушения и обеспечения связи между штабом, боевыми подразделениями и центральным пунктом пожарной связи .
Вспомогательные пожарные автомобили
К вспомогательным машинам относятся: автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, автобусы, легковые, грузовые автомобили, а также тракторы и другая техника, которая вводится на вооружение пожарных частей для выполнения вспомогательных работ.
УАЗ-469 - легковой автомобиль повышенной проходимости, производимый на Ульяновском автомобильном заводе. Разработан для транспортировки грузов, людей и буксирных трейлеров на всех типах дорог.
ВАЗ–2121 - многофункциональный автомобиль повышенной проходимости, выпускается с 1977 года. ВАЗ Нива позволяет передвигаться в условиях полного бездорожья .
11. Основные задачи и ресурсы инженерно-технической службы
Основные задачи ИТС автомобильного транспорта на различных уровнях управления (федеральном, отраслевом, региональном, хозяйственном) могут быть сведены к следующим.
Техническая политика должна обеспечивать требуемый уровень работоспособности автомобильного парка, безопасность движения, экологичные и ресурсосберегающие пути развития. Техническая политика реализуется через хозяйственный механизм и законодательство, предусматривающие: рентабельность предприятий и хозяйственный расчет; отраслевые, региональные и местные программы; систему прогрессивной нормативной, проектной и технологической документации.
2. Разработка и доведение до исполнителей целей, нормативно-технологической и проектной документации , обеспечивающей реализацию технической политики.
3. Планирование, организация, управление техническим обслуживанием, ремонтом и хранением подвижного состава автомобильного транспорта. Ресурсное и оперативное корректирование нормативов с учетом условий эксплуатации.
4. Создание, совершенствование и рационализация производственно-технической базы и проведение мер по ее поддержанию, реконструкции и техническому перевооружению, механизации и роботизации технического обслуживания, ремонта, хранения и заправки.
5. Организация материально-технического обеспечения и хранения запасных частей, эксплуатационных материалов, технологического оборудования.
6. Разработка мероприятий по экономии всех видов ресурсов, и в первую очередь трудовых и топливно-энергетических, а также капитальных вложений . Сбор, повторное использование и регенерация отходов.
7. Анализ технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта, производственно-технической базы, технологического оборудования, производственных запасов .
8. Организация внутрихозяйственного учета технического обслуживания и ремонта подвижного состава, технологического и другого оборудования, элементов производственно-технической базы.
9. Управление возрастной структурой автомобильных парков. Составление плана поставок и списания автомобилей и технологического оборудования. Разработка рекомендаций по использованию автомобилей с учетом их конструкции, технического состояния и условий эксплуатации.
10. Комплектация ИТС персоналом, повышение квалификации, улучшение условий труда, совершенствование нормирования, морального и материального стимулирования персонала.
11. Подготовка предприятий к приему и эффективной эксплуатации автомобилей новой конструкции, использованию новых эксплуатационных материалов, оборудования, компьютерной и сетевой техники.
12. Обобщение, распространение и реализация передового опыта технической эксплуатации.
13. Организация внутрихозяйственных договорных отношений со службой перевозок в комплексных предприятиях. Предъявление требований к службе перевозок и контроль за соблюдением правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта на линии. Оценка влияния водителей на работоспособность автомобилей и повышение их квалификации.
14. Предъявление требований (заказа) к производителям транспортной техники и материалов по совершенствованию конструкции подвижного состава, качеству эксплуатационных материалов, масштабам и качеству строительства и эксплуатации дорог. Организация контроля качества подвижного состава, приобретаемых эксплуатационных материалов и запасных частей.
15. Модернизация и переоборудование подвижного состава, изготовление некоторых типов специализированного подвижного состава, производство которых пока не освоено промышленностью. Восстановление и частичное изготовление ограниченной номенклатуры деталей, материалов и оборудования.
16. Организация работы предприятия в особых условиях.
11.1 Ресурсы инженерно-технической службы
Для эффективного функционирования ИТС должна располагать, определенной материально-технической базой и ресурсами.
1. Интеллектуальные ресурсы в виде накопленных системой (отраслью, группой предприятий, конкретным АТП) и персоналом научно обоснованных и проверенных производством знаний:
· стратегий и тактик обеспечения работоспособности автомобилей, обобщенных системой ТО и ремонта;
- методов, технологий и принципов управления производством ТО и ремонта; нормативов технической эксплуатации и методов их корректирования; прогнозов развития автомобильного транспорта и ТЭА, основных направлений, темпов и масштабов реализации нововведений; уровней развития соответствующих отраслей науки, передового отечественного и зарубежного опыта.
Носителями и инициаторами формирования интеллектуальных ресурсов являются научные работники, управленческий и инженерный состав предприятий и организаций автомобильного транспорта и учебных учреждений. Интеллектуальные ресурсы являются основным источником при подготовке специалистов и повышении их квалификации.
2. Материально-техническая или производственно-техническая база, включающая в себя здания, сооружения, технические средства для хранения, заправки, технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Состояние производственно-технической базы оказывает существенное влияние на показатели эффективности ТЭА и необходимые ресурсы, характеризуется уровнем обеспеченности, представляющим собой отношение фактических и нормативных показателей. Для характеристики ПТБ применяются обобщающие показатели, например капиталовложения в ПТБ, приходящиеся на один автомобиль, соотношение стоимости активной (подвижной состав) и пассивной (производственная база) частей фондов.
К частным показателям относятся: число рабочих постов, приходящихся на 1 млн. км суммарного пробега; площади производственно-складских и вспомогательных помещений на один автомобиль, площади стоянок на одно место хранения, уровень механизации работ ТО и ремонта и др. Нормативы на приведенные показатели определяются с учетом типа подвижного состава, условий эксплуатации, размера, структуры и специализации ПТБ.
Анализ состояния ПТБ конкретных предприятий рекомендуется проводить не только в целом, но и поэлементно, т. е. конкретных цехов, участков, зон, что обеспечивает выявление объектов, во-первых, оказывающих главное влияние на показатели эффективности ТЭА, во-вторых, не соответствующих нормативам и требующих первоочередной реконструкции, расширения или технического перевооружения.
3. Подвижной состав определенных технико-эксплуатационных свойств, являющийся предметом труда ИТС.
На организацию и технологию ТО и ремонта, на потребность в производственно-технической базе, материальных и трудовых ресурсах влияют следующие основные характеристики и параметры подвижного состава:
- тип: грузовые, легковые, автобусы, прицепы и полуприцепы; назначение и модификация – общетранспортного назначения, специализированные и специальные (пожарные, краны, автолавки и др.); грузоподъемность и вместимость; уровень экологической безопасности (соответствие национальным и международным требованиям); вид применяемого топлива и энергии, включая альтернативные; надежность, безопасность и экологичность; уровень унификации конструкции и применяемых эксплуатационных материалов; наработка автомобилей с начала эксплуатации и стабильность технико-эксплуатационных свойств при старении;
· габаритные размеры автомобилей и масса основных агрегатов.
4. Материально-технические ресурсы в виде приобретаемых с учетом норм запасных частей, шин, масел и смазок, металла, топлива (расходуемого при техническом обслуживании и ремонте), электрической и тепловой энергии , воды.
5. Финансовые ресурсы, необходимые для: финансирования капиталовложений при строительстве, расширении, реконструкции и техническом перевооружении ПТБ; приобретения автомобилей, нового технологического и другого оборудования; оплаты труда персонала ИТС; приобретения эксплуатационных материалов и обеспечения запасов; оплаты договоров на выполнение проектных, конструкторско-технологических и научно-исследовательских работ. Финансовые ресурсы образуются на основе самофинансирования за счет доходов, получаемых от перевозочного процесса, и других хозяйственных операций, а также региональных дотаций, например на городские автобусные перевозки.
6. Кадры научных, инженерно-технических работников, ремонтных и вспомогательных рабочих. Потребность в персонале определяется производственной программой работ по ТО и ремонту, рекомендуемыми нормами численности и уточняется на местах в соответствии с принятым законодательством и располагаемым фондом материального поощрения.
7. Информационное обеспечение ИТС, необходимое для: оперативного управления организации производства ТО и ремонта (программы работ по АТП, зонам, цехам и участкам, их текущая загрузка; характеристики потока неисправностей; наличие запасов и др.); формирования самой базы и определения ресурсов ИТС. Информационное обеспечение включает следующие характерные группы работ:
I. Разработка нормативов, определяющих объемы и содержание работ ТО и ремонта, требования к техническому состоянию подвижного состава автомобильного транспорта, дорожной и экологической безопасности.
II. Разработка нормативов, определяющих ресурсы для выполнения ТО и ремонта.
VI. Разработка системы внедрения и оказания помощи предприятиям и организациям автомобильного транспорта.
VII. Анализ передового опыта предприятий и организация автомобильного транспорта.
11.2. Персонал инженерно-технической службы
11.2.1. Состав персонала. Персонал инженерно-технической службы состоит из руководителей; специалистов; кадров массовых профессий (рабочие кадры); ответственных за транспортную деятельность предприятий, организаций и фирм, в которых транспортная работа является вспомогательной, и предпринимателей. Естественно, что в малых предприятиях и у предпринимателей это деление условно.
По состоянию на конец 1998 г. на предприятиях автомобильного транспорта всех форм собственности, в автотранспортных подразделениях нетранспортных организаций, а также у физических лиц, осуществляющих ту или иную деятельность на автомобильном транспорте, включая автосервис и торгово-снабженческую, согласно оценкам, работали до 6,5 млн. чел, в том числе 86 % – кадры массовых профессий, 8,5 % – специалисты и руководители, 5,5 % – обслуживающий и вспомогательный персонал.
Специалисты на автомобильном транспорте имеют различные функциональные обязанности, связанные с организацией и выполнением перевозок грузов и пассажиров, обеспечением технической исправности и работоспособности автотранспортных средств, организацией финансово-экономической деятельности предприятий, обеспечением работы по безопасности движения, организацией и выполнением работ в области автосервиса, организацией и обеспечением экологической безопасности транспортного комплекса, контрольно-инспекторской, сертификационной, лицензионной и торгово-снабженческой деятельностью. В ряде случаев эти функциональные обязанности объединяются или, наоборот, дробятся на более конкретные.
Таблица 11.1 Примерный состав персонала подотрасли "Автомобильный транспорт", %
Персонал | АТП |
|||
грузовое | пассажирское |
|||
в том числе ИТС | в том числе ИТС |
|||
Водители | ||||
Кондукторы | ||||
Ремонтные рабочие | ||||
Вспомогательные рабочие | ||||
Специалисты и руководители | ||||
Служащие | ||||
Ответственные за транспортную деятельность в большинстве случаев выполняют в различных комбинациях указанные функции; иногда отдельные функциональные обязанности (финансово-экономическая, экологическая и др.) передаются в другие подразделения фирмы, напрямую не связанные с транспортом. В эту группу входят как специалисты с высшим и средним специальным образованием автотранспортного профиля, так и лица без специального образования, совмещающие работу по организации автотранспортной деятельности с иными функциональными обязанностями.
Предприниматели также выполняют все эти функциональные задачи, только в значительно сокращенных объемах, совмещая их с вождением автомобиля, проведением некоторых работ ТО и ТР (водители-операторы) и т. д. В эту группу входят лица со специальным образованием автотранспортного профиля, водители с большим опытом работы на крупных предприятиях , а также лица, пришедшие из других отраслей и нуждающиеся в серьезной профессиональной подготовке.
Кадры массовых профессий включают две основные группы работников:
Водители, имеющие право на управление транспортными средствами категорий В, С, Д, Е и на перевозку опасных грузов;
Ремонтные рабочие: автослесарь (разборочно-сборочные, регулировочные работы); слесарь-автоэлектрик, аккумуляторщик, вулканизаторщик; газо - и электросварщик, маляр, автослесарь по топливной аппаратуре и т. д. В зависимости от квалификации им присваивается соответствующий разряд. В ряде случаев в ТО и ремонте участвуют водители.
В подотрасли "Автомобильный транспорт" на инженерно-техническую службу приходится до 29 %, а с учетом водителей, участвующих в ТО и ремонте – до 37 % персонала автомобильного транспорта (табл. 11.1).
В соответствии с действующей классификацией на автомобильном транспорте могут работать специалисты с высшим образованием автотранспортного профиля по специальностям:
- 150200 - автомобили и автомобильное хозяйство, 240100 - организация перевозок и управление на транспорте (автомобильный транспорт), 240400 - организация и безопасность движения, 230100 - эксплуатация и обслуживание транспортных и технологических машин и оборудования (по отраслям), 072000 - стандартизация и сертификация, 330200 - инженерная защита окружающей среды, 060800 - экономика и управление на предприятии (по отраслям),
а также специалисты со средним специальным образованием автотранспортного профиля по специальностям:
- 1705 - техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 2401 - организация перевозок и управление движением на транспорте (автомобильном).
Кроме указанных, на автомобильном транспорте могут работать специалисты, получившие высшее образование по родственным специальностям, обучение по которым включает автомобильные или близкие им дисциплины (двигатели внутреннего сгорания, конструкция и расчет автомобилей, ТО и ремонт и др.): 1205 "Автомобиле - и тракторостроение", 1706 - "Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование", 3106 - "Сельскохозяйственные машины и оборудование", "Машины и оборудование природообустройства и защиты окружающей среды" и др.
Произошедшее за последние годы резкое увеличение числа субъектов, осуществляющих автотранспортную деятельность, при уменьшении их мощности (размер парка, численность персонала, число постов обслуживания и ремонта, производственные площади) обусловило существенное изменение функциональных обязанностей специалистов. Для малых предприятий транспорта и предприятий, в которых автотранспортная деятельность является вспомогательной, характерно совмещение функциональных обязанностей, связанных с организацией и обеспечением перевозочной деятельности, технического обеспечения, безопасности движения, и, в ряде случаев, финансово-экономической.
Кроме того, произошло снижение уровня специальной и общей подготовки. Среди специалистов 18 % имеют высшее и 31 % – среднее специальное образование автотранспортного профиля, 28 % не имеют специального образования, соответствующего выполняемым функциональным обязанностям, но прошли квалификационную подготовку на автомобильном транспорте и условно относятся к категории «практики» и до 23 % – специалисты, имеющие образование, включающее только основы автомобильной подготовки.
Таким образом, на должностях специалистов предприятий автомобильного транспорта работает до 50 % лиц, не имеющих профильного высшего и среднего специального образования. Особенно эта доля велика (доходит до 70…80 %) среди ответственных за транспортную деятельность не автотранспортных предприятий и фирм.
Поэтому необходимо расширение и совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и персонала, а также правильное определение текущей и будущей потребности, так как система подготовки персонала, особенно специалистов, достаточно инерционна.
11.2.2. Определение потребности в специалистах может проводиться на уровнях предприятие-регион-отрасль. Прогноз может быть краткосрочным (на 2…4 года) и долговременным (на 5…10 лет) по схеме: изменение валового внутреннего продукта → объем транспортной работы → потребность в персонале → потребность в специалистах.
Таким образам, для автотранспортных предприятий потребность в специалистах определяется исходя из прогнозируемых объемов транспортной работы годовой производительности работающего в данной отрасли, удельного веса специалистов среди работающих, соотношения между специалистами с высшим и средним специальным образованием, потребности в специалистах различных видов деятельности: для обслуживания индивидуального легкового и грузового транспорта , автомобилей предприятий, не имеющих собственной производственно-технической базы – по числу работающих, необходимых на 1 тыс. автомобилей парка.
При оценке потребности в специалистах, как правило, применяются показатели технологической и дополнительной потребности.
Технологическая потребность – это численность специалистов, которая способна обеспечить эффективную автотранспортную деятельность с учетом социальных, экономических требований, безопасности движения.
Дополнительная потребность – это численность специалистов, которая необходима при приросте объема работ, компенсации естественного выбытия и движения, замене практиков. Дополнительная потребность составляет от 5 до 15 % от общей технологической потребности и зависит от темпов развития отрасли, движения специалистов и др.
При прогнозировании потребности в специалистах на уровне предприятий и регионов указанные соотношения между службами могут изменяться с учетом особенностей регионов и предприятий, темпов их развития и других факторов.
11.2.3. Подготовка персонала. Обеспечение автомобильного транспорта специалистами и кадрами массовых профессий в необходимом количестве и требуемой квалификации реализуется действующей системой профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации специалистов автотранспортного комплекса.
Подготовку кадров водителей и ремонтных рабочих основных специальностей автомобильного профиля осуществляют учебно-курсовые комбинаты автомобильного транспорта и отраслевые профессиональные училища. Аттестация и частично обучение проводится на автотранспортных предприятиях. Подготовку специалистов с высшим и средним специальным образованием ведут соответственно институты, университеты, академии, техникумы и колледжи . Подготовку ответственных за автотранспортную деятельность лиц и предпринимателей, не имеющих высшего или среднего специального образования автотранспортного профиля, осуществляют учебные заведения, в том числе высшие, средние и специальные, в соответствии с лицензией и аккредитацией на данный вид обучения.
Переподготовка проводится с целью получения дополнительных знаний умений и навыков по образовательным программам , предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности . Переподготовку осуществляют высшие и средние специальные учебные заведения. Направление профессиональной переподготовки определяется заказчиком (предприятием) по согласованию с образовательным учреждением повышения квалификации, проведение обучения подтверждается соответствующим удостоверением или дипломом государственного образца.
Повышение квалификации осуществляется для обновления теоретических и практических знаний в соответствии с требованиями к специалистам. Повышение квалификации проводят высшие и средние специальные учебные заведения, имеющие в своем составе институты (факультеты) и курсы повышения квалификации согласно лицензии по основным направлениям подготовки специалистов. Обучение осуществляется по программам, определяемым заказчиком и учебным заведением.
Стажировка имеет целью формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировки проводятся на предприятиях, в научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях и т. д. Программа и сроки стажировки определяются руководством направляющей и принимающей организаций.
Подготовкой специалистов для автомобильного транспорта занято около 50 вузов и более 200 техникумов и колледжей. Более 4000 учебно-курсовых комбинатов и автошкол осуществляют подготовку водителей и ремонтных рабочих. Учебные заведения ежегодно выпускают 4,5…5 тыс. специалистов с высшим образованием и более 10 тыс. – со средним техническим образованием автотранспортного профиля.
Система технического обслуживания, ремонта элементов конструкций зданий и объектов представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, направляемых на обеспечение сохранности зданий и объектов . Система должна включать материальные, трудовые и финансовые ресурсы, а также необходимую нормативную и техническую документацию. Это позволяет нормально эксплуатировать здания, проводить своевременно обследования, на основе оценки их технического состояния назначать ремонты. Техническое обслуживание должно осуществляться в течение всего срока эксплуатации объекта и включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности, наладке, регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания (объекта) в целом или его элементов, систем, а также обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории.
ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Решение проблемы обеспечения жилыми и промышленными зданиями, сооружениями зависит не только от объемов строительства, но и от сроков службы эксплуатируемых зданий и сооружений. Долговечность может быть гарантирована лишь поддержанием зданий в надлежащем состоянии в процессе эксплуатации, т.е. соблюдением правил и норм их технической эксплуатации .
Задачи эксплуатации зданий можно определить как комплекс мероприятий, обеспечивающих комфортное и безотказное использование элементов и систем, составляющих здания, для определенных целей в течение нормативного срока службы.
Эксплуатацию здания можно разделить на две составляющие: обслуживание зданий и техническую эксплуатацию.
Каждое здание представляет собой сложный, дорогостоящий объект, состоящий из многих конструктивных строительных элементов и инженерного оборудования, которые длительное время должны выполнять определенные функции. Потеря эксплуатационных функций ведет к снижению комфортности жилья, условий труда, нарушению условий технологического процесса и т.д. Под воздействием природных и человеческих факторов, производственных процессов окружающая среда постоянно изменяется. В период использования здания, развития инженерной мысли требования к зданию меняются, условия эксплуатации усложняются и становятся отличными от ранее принятых проектных требований.
Для поддержания необходимого состояния здания следует знать закономерности разрушения и износа строительных конструкций и инженерных систем (тепло-, газо-, водо-, электроснабжения и вентиляции), что позволит своевременно производить восстановление, планово-предупредительный капитальный ремонт, а также осуществлять надлежащее техническое обслуживание.
Задачи специально создаваемых служб технической эксплуатации зданий состоят в том, чтобы обеспечивать соблюдение соответствия воздействия действующих нагрузок и различных сред на строительные конструкции в пределах величин, оговоренных в проекте и нормативных документах, своевременно выявлять и устранять неисправности строительных конструкций, т.е. осуществлять комплекс мероприятий, способствующих безотказному использованию помещений здания для определенных целей в течение нормативного срока службы.
Рост городских территорий, оборудование зданий сложными инженерными системами требует создание специальных служб по эксплуатации зданий и оборудования. Структура этих служб с течением времени меняется. В настоящее время созданы жилищно-эксплута- ционные, эксплутационно-ремонтные, специальные управляющие компании. Усложнение оборудования за счет использования средств автоматизации, например при контроле лифтов, освещения лестничных клеток, расхода воды в системе отопления и т.п., потребовало создания объединенной диспетчерской службы микрорайона.
Назначение и особенности технической службы. Параметры тактико-технических характеристик пожарных автомобилей могут быть реализованы при тушении пожаров только при условии, что непрерывно будет поддерживаться и обеспечиваться их техническая готовность.
Техническая готовность ПА определяется исправным техническим состоянием всех механизмов и систем, заправкой емкостей огнетушащими веществами и эксплуатационными материалами, укомплектованностью исправным ПТВ и соответствием внешнего вида, окраски и надписей установленному образцу.
Организация эксплуатации, по определению, направлена на эффективное использование пожарной техники, обеспечение ее технической готовности посредством технического обслуживания и ремонта механизмов и систем пожарных машин.
Работа подразделений ГПС и деятельность органов управления требует снабжения их пожарно-технической продукцией (пожарные машины, ПТВ, запасные части и т.д.), огнетушащими веществами и эксплуатационными материалами. Для хозяйственной деятельности подразделений ГПС необходимо их обеспечение строительными материалами, металлом и т.д. Снабжение всей продукцией возложено на органы материально-техни-ческого обеспечения (МТО).
Руководство поддержанием и обеспечением технической готовности, МТО и организацией эксплуатации ПТ возложено на техническую службу.
Техническая служба ГПС – вид службы, организуемой в ГПС в целях технического обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а также хозяйственной деятельности органов управления и подразделений ГПС.
Решение задач, возлагаемых на техническую службу (ТС), взаимосвязано (рис. 14.1). Все они подчинены основной цели – обеспечению и поддержанию технической готовности пожарных машин в подразделениях ГПС.
Рис. 14.1. Задачи технической службы
Реализация основной цели ТС осуществляется ее силами и средствами.
Силы ТС составляют две группы личного состава ГПС. Первая из них включает водителей и мотористов подразделений ГПС, рабочих подразделений технической службы (к ним относятся производственные технические центры (ПТЦ), пожарные отряды (части) технической службы (ПО(Ч)ТС). Они непосредственно выполняют все работы по техническому обслуживанию и ремонту пожарных машин. Этим осуществляется как поддержание, так и обеспечение технической готовности пожарных машин.
Во вторую группу сил ТС входит начальствующий состав, обеспечивающий организацию, управление и контроль функционирования ТС. К ним относятся служащие отделов пожарной техники и вооружения ГУГПС, отделов ПТ УГПС (ОГПС), руководящий состав подразделений ТС и пожарных частей, ответственные за техническую готовность ПА в подразделениях ГПС.
Функционирование ТС обеспечивают около 20 % всего личного состава ГПС. Из них около 20 % составляют работники первой группы.
Эти силы рассредоточены в различных подразделениях ГПС и входят в состав технической службы. Состав ТС, кроме ее сил, характеризуют и средства технической службы.
Средства технической службы (рис. 14.2) включают все оборудование, приборы и инструменты, сосредоточенные на постах ТО в пожарных частях отрядов ГПС. В состав ТС входит также все станочное оборудование, стенды, инструмент и приборы, которыми укомплектованы участки пожарных отрядов (частей), т.е. по обслуживанию и ремонту ПА (1
на рис. 14.2). В состав ТС входят также: 2
– отдельные посты ТО;
3
– рукавный пост; 4
– пост диагностики; 5
– гарнизонная база МТО и
6
– пункт отгрузки запасных частей.
|
Рис. 14.2. Состав технической службы:
1
– участки ПО(Ч)ТС; 2
– отдельный пост ТО; 3
– рукавный пост ТО;
4
– пост диагностики; 5
– гарнизонная база материального обеспечения;
6
– пункт отгрузки запасных частей
Анализируя ТС, следует отметить ряд ее особенностей. Наиболее важно то, что силы и средства рассредоточены. Силы, в основном, сосредоточены в пожарных частях. Средства же, обеспечивающие техническую готовность, находятся в частях технической службы. Второй особенностью является то, что и силы, и средства ТС рассредоточены территориально. Все это усложняет организацию функционирования ТС и управление ею. Задачи управления возложены на отдел (отделение) пожарной техники УГПС (ОГПС).
Техническую службу возглавляет начальник, в подчинении которого находится отдел пожарной техники.
Объем задач технической службы. Специфика эксплуатации, напряженность работы систем и механизмов оказывают большое влияние на интенсивность их изнашивания и техническую готовность ПА. Ее поддержание и восстановление требует очень больших трудовых затрат. Они во много раз превышают затраты на ТО и Р тех грузовых автомобилей, на шасси которых они обустроены. Так, трудоемкость ТО-2 пожарных автоцистерн на различных шасси находится в пределах
60 – 78 чел.-ч, а грузового автомобиля – в пределах 12 – 14 чел.-ч, т.е. в
5 – 5,5 раз меньше. Норматив трудоемкости текущего ремонта ПА
в 2 – 3 раза превышает норматив текущего ремонта грузового автомобиля.
Трудовые затраты на ТО и Р пожарных машин распределены по подразделениям пожарных частей и технической службы. Они выполняют различные объемы работ по обслуживанию ПА.
В соответствии с задачами, решаемыми ТС, рассмотрим три направления ее функционирования.
Основной задачей обеспечения боевой готовности ПА является поддержание их технической готовности, осуществляемой в пожарных частях, и организация эксплуатации ПА, как показано на рис. 14.3. Подразделение МТО осуществляет только организаторские функции.
Рис. 14.3. Объем задач, решаемых ТС
Перечень работ по обеспечению и поддержанию технической готовности ПА рассмотрим на примере четырех позиций, указанных по каждому направлению функционирования.
Трудоемкость поддержания технической готовности пожарной автоцистерны очень велика. При трудоемкости ЕТО, равной 1 – 2,3 чел.-ч, а обслуживания после пожара – около 1,8 чел.-ч при количестве выездов на пожары от 100 до 300 определим трудоемкость П поддержания технической готовности одной автоцистерны в год, чел.-ч. Она вычисляется по формуле
(14.1)
где n g
– количество дней в году, когда проводится ЕТО (365 дней);
Т
ЕТО – трудоемкость ЕТО, чел.-ч; n
п – количество пожаров в году;
Т
пп – трудоемкость обслуживания после пожара.
При изложенных выше условиях она равна П = (550 – 1350) чел.-ч в год. Этот объем работы выполняется в пожарных частях.
Обеспечение технической готовности ПА осуществляется проведением ТО-1, ТО-2 и ТО со. Количество ТО-2 в году одно, ТО-1 – девять,
а ТО со – два. Трудоемкость ТО-2 автоцистерны на различных шасси
Т
ТО-2 = 60 – 78 чел.-ч. Выразим Т
то-1 через трудоемкость ТО-2. Примем
Т
то-1 = (1/3 – 2/3)Т
то-2 , Т
со = 0,2Т
то-2 . Тогда запишем, что трудоемкость обеспечения технической готовности в течение года, чел.-ч, равна
где K ТР – трудоемкость ТР, равная 20 %, т.е. К ТР = 1,2. При этом из П 2 объем работ, приходящийся на ТО-1, равен (216 – 560) чел.-ч будет частично выполняться в пожарных частях.
Суммарные затраты труда на ТО одной автоцистерны в год составляют (780 – 2100) чел.-ч. В среднем можно считать, что общий пробег АЦ в год составляет около 10000 км. Тогда удельная трудоемкость технического обслуживания составит (78 – 210) чел.-ч на 1000 км пробега АЦ. При этом удельная трудоемкость поддержания технической готовности составит
(53 – 135) чел.-час на 1000 км пробега АЦ, а ее обеспечения
(25 – 79) чел.-ч на 1000 км.
Рассредоточение сил и средств технической службы по различным подразделениям ГПС, большие затраты труда на техническое обслуживание пожарных автомобилей требуют тщательной организации проведения всех работ. Это, в свою очередь, сопряжено с рациональным управлением технической службой.
Управление технической службой целесообразно анализировать, используя элементы системного анализа. Для этой цели ТС рассмотрим, как систему. Она охватывает как объем решаемых задач, так и исполнительный орган (отдел пожарной техники), как показано на рис. 14.3. Будем считать, что система ТС состоит из трех подсистем: поддержание технической готовности, материальное обеспечение и обеспечение технической готовности. Для решения основной задачи – поддержания технической готовности АЦ, достаточно в каждой из подсистем выделить по четыре элемента. Содержание каждого из них расшифровано на рис. 14.3.
Управление технической готовностью подразделений ГПС осуществляется взаимодействием всех элементов. Степень полноты взаимодействия будет, естественно, различна. Однако так как число всех элементов равно n = 12, то таких взаимодействий будет
.
Естественно, что управлять функционированием ТС при таком количестве взаимосвязей очень трудно. В рассматриваемом случае система как целое состоит из трех подсистем. Если их три, тогда число связей равно j = 3. Если в каждой подсистеме будет по четыре элемента, то число связей в каждой из них составит j = 6. Общее же число связей будет равно j = 21. Это в три раза меньше, чем в случае, когда ТС не анализировалась как система.
Членение системы на подсистемы условно. Оно использовано только в целях наиболее полного представления о содержании и объеме работ, выполняемых органами технической службы.
Выделение в каждой из подсистем элементов также условно. Каждый из них прямо или косвенно влияет на решение основной задачи ТС – обеспечение технической готовности пожарных машин ВПЧ.
Рассматриваемая система рациональна. Она удовлетворяет ряду принципов системности.
Наиболее важным является принцип максимизации математического ожидания, который требует, чтобы система обладала наибольшей эффективностью в штатном режиме. Система ТС формировалась многие годы, ее функционирование непрерывно совершенствуется рядом приказов, указаний и т.д. На практике она обеспечивает поддержание пожарных машин в технической готовности, обеспечивающей успешное тушение пожаров.
Система ТС удовлетворяет и принципу явлений с малой вероятностью. Она рассчитана на обеспечение боевых действий по тушению ординарных пожаров, а при возникновении крупных пожаров или катастроф она не требует перестройки. Для их ликвидации используются специальные ПА, сконцентрированные в ПО(Ч)ТС, на пожарах организуются штабы управления и подразделения тыла.
В ней реализуется и принцип централизации управления. На практике в гарнизонах ГПС существует иерархическая система управления, осуществляемая начальниками технической службы, отдела техники и пожарных частей.
В этой системе реализуется принцип субоптимизации. Действительно, независимая оптимизация любой из подсистем не приводит к оптимизации всей системы. Так, если в подсистеме МТО будет оптимизировано только обеспечение ОВ и не оптимизировано обеспечение горючесмазочными материалами, то может случиться, что не будет обеспечена ТС пожарных автомобилей в ПЧ.
В системе технической службы реализуется также и принцип централизации в системе руководства и принятия решений. Управление ТС централизовано. Отдел пожарной техники и вооружения ГУГПС осуществляет руководство деятельностью отделов техники республик. Эти, в свою очередь, руководят отделами пожарной техники краев и области и т.д.
Начальниками УГПС (ОГПС) в районах и городах назначаются начальники технической службы. Их обязанности и права регламентированы Наставлением по технической службе. В их подчинении находятся начальники отделов пожарной техники, пожарно-технических центров, пожарные отряды (части) технической службы. По вопросам технической службы начальнику технической службы подчиняются и начальники подразделений ГПС.
Рис. 14.4. Функции отдела пожарной техники УГПС (ОГПС)
Органом управления ТС являются отделы (отделения) пожарной техники УГПС (ОГПС). В отделах пожарной техники руководство ТС организуется по основным направлениям ее функционирования. Основной перечень работ по организации работы ТС и контроля ее осуществления представлены на рис. 14.4. По каждому из направлений деятельности ТС отдел техники осуществляет руководство поддержанием и обеспечением технической готовности пожарной техники.
Кроме функций управления и контроля осуществления основных задач ТС, отделом пожарной техники проводится аналитическая работа. Она включает анализ состояния технической готовности и обобщение опыта эксплуатации ПТ, состояние обеспеченности подразделений ГПС пожарно-технической продукцией, разрабатывает мероприятия по освоению и изысканию средств для МТО.
Рациональная организация и систематический контроль деятельности в подразделениях по вопросам обеспечения их технической готовности дает возможность проводить боевые действия по тушению пожаров.
Пожарные автомобили, как и другие машины, при эксплуатации изменяют свои показатели назначения. Это естественный процесс и его нельзя устранить. Однако, зная причины и условия, оказывающие влияние на их изменения, становится возможным их затормозить. Это составляет основу обеспечения долговечности машин.
Обеспечивая управление долговечностью и надежностью механизмов и машин, обобщая его опыт, становится возможным обосновывать требования к пожарным машинам, т.е. совершенствовать их.
Наконец, решая задачи технического обслуживания пожарных машин, обеспечивается их постоянная техническая готовность и боеспособность пожарных частей.
Решение изложенных задач составляет основу технической службы.
14.1 Техническая служба как система управления
Назначение и особенности технической службы. Параметры тактико-технических характеристик пожарных автомобилей могут быть реализованы при тушении пожаров только при условии, что непрерывно будет поддерживаться и обеспечиваться их техническая готовность.
Техническая готовность ПАопределяется исправным техническим состоянием всех механизмов и систем, заправкой емкостей огнетушащими веществами и эксплуатационными материалами, укомплектованностью исправным ПТВ и соответствием внешнего вида, окраски и надписей установленному образцу.
Организация эксплуатации, по определению, направлена на эффективное использование пожарной техники, обеспечение ее технической готовности посредством технического обслуживания и ремонта механизмов и систем пожарных машин.
Работа подразделений ГПС и деятельность органов управления требует снабжения их пожарно-технической продукцией (пожарные машины, ПТВ, запасные части и т.д.), огнетушащими веществами и эксплуатационными материалами. Для хозяйственной деятельности подразделений ГПС необходимо их обеспечение строительными материалами, металлом и т.д. Снабжение всей продукцией возложено на органы материально-техни-ческого обеспечения (МТО).
Руководство поддержанием и обеспечением технической готовности, МТО и организацией эксплуатации ПТ возложено на техническую службу.
Техническая служба ГПС – вид службы, организуемой в ГПС в целях технического обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а также хозяйственной деятельности органов управления и подразделений ГПС.
Решение задач, возлагаемых на техническую службу (ТС), взаимосвязано (рис. 14.1). Все они подчинены основной цели – обеспечению и поддержанию технической готовности пожарных машин в подразделениях ГПС.
Рис. 14.1. Задачи технической службы
Реализация основной цели ТС осуществляется ее силами и средствами.
Силы ТСсоставляют две группы личного состава ГПС. Первая из них включает водителей и мотористов подразделений ГПС, рабочих подразделений технической службы (к ним относятся производственные технические центры (ПТЦ), пожарные отряды (части) технической службы (ПО(Ч)ТС). Они непосредственно выполняют все работы по техническому обслуживанию и ремонту пожарных машин. Этим осуществляется как поддержание, так и обеспечение технической готовности пожарных машин.
Во вторую группу сил ТС входит начальствующий состав, обеспечивающий организацию, управление и контроль функционирования ТС. К ним относятся служащие отделов пожарной техники и вооружения ГУГПС, отделов ПТ УГПС (ОГПС), руководящий состав подразделений ТС и пожарных частей, ответственные за техническую готовность ПА в подразделениях ГПС.
Функционирование ТС обеспечивают около 20 % всего личного состава ГПС. Из них около 20 % составляют работники первой группы.
Эти силы рассредоточены в различных подразделениях ГПС и входят в состав технической службы. Состав ТС, кроме ее сил, характеризуют и средства технической службы.
Средства технической службы(рис. 14.2) включают все оборудование, приборы и инструменты, сосредоточенные на постах ТО в пожарных частях отрядов ГПС. В состав ТС входит также все станочное оборудование, стенды, инструмент и приборы, которыми укомплектованы участки пожарных отрядов (частей), т.е. по обслуживанию и ремонту ПА (1 на рис. 14.2). В состав ТС входят также:2 – отдельные посты ТО;3 – рукавный пост;4 – пост диагностики;5 – гарнизонная база МТО и6 – пункт отгрузки запасных частей.
Рис. 14.2. Состав технической службы:
1 – участки ПО(Ч)ТС; 2 – отдельный пост ТО; 3 – рукавный пост ТО; 4 – пост диагностики; 5 – гарнизонная база материального обеспечения; 6 – пункт отгрузки запасных частей
Анализируя ТС, следует отметить ряд ее особенностей. Наиболее важно то, что силы и средства рассредоточены. Силы, в основном, сосредоточены в пожарных частях. Средства же, обеспечивающие техническую готовность, находятся в частях технической службы. Второй особенностью является то, что и силы, и средства ТС рассредоточены территориально. Все это усложняет организацию функционирования ТС и управление ею. Задачи управления возложены на отдел (отделение) пожарной техники УГПС (ОГПС).
Техническую службу возглавляет начальник, в подчинении которого находится отдел пожарной техники.
Объем задач технической службы.Специфика эксплуатации, напряженность работы систем и механизмов оказывают большое влияние на интенсивность их изнашивания и техническую готовность ПА. Ее поддержание и восстановление требует очень больших трудовых затрат. Они во много раз превышают затраты на ТО и Р тех грузовых автомобилей, на шасси которых они обустроены. Так, трудоемкость ТО-2 пожарных автоцистерн на различных шасси находится в пределах 60 – 78 чел.-ч, а грузового автомобиля – в пределах 12 – 14 чел.-ч, т.е. в 5 – 5,5 раз меньше. Норматив трудоемкости текущего ремонта ПА в 2 – 3 раза превышает норматив текущего ремонта грузового автомобиля.
Трудовые затраты на ТО и Р пожарных машин распределены по подразделениям пожарных частей и технической службы. Они выполняют различные объемы работ по обслуживанию ПА.
В соответствии с задачами, решаемыми ТС, рассмотрим три направления ее функционирования.
Основной задачей обеспечения боевой готовности ПА является поддержание их технической готовности, осуществляемой в пожарных частях, и организация эксплуатации ПА, как показано на рис. 14.3. Подразделение МТО осуществляет только организаторские функции.
Рис. 14.3. Объем задач, решаемых ТС
Перечень работ по обеспечению и поддержанию технической готовности ПА рассмотрим на примере четырех позиций, указанных по каждому направлению функционирования.
Трудоемкость поддержания технической готовности пожарной автоцистерны очень велика. При трудоемкости ЕТО, равной 1 – 2,3 чел.-ч, а обслуживания после пожара – около 1,8 чел.-ч при количестве выездов на пожары от 100 до 300 определим трудоемкость П поддержания технической готовности одной автоцистерны в год, чел.-ч. Она вычисляется по формуле
(14.1)
где n g – количество дней в году, когда проводится ЕТО (365 дней);Т ЕТО – трудоемкость ЕТО, чел.-ч;n п – количество пожаров в году;Т пп – трудоемкость обслуживания после пожара.
При изложенных выше условиях она равна П = (550 – 1350) чел.-ч в год. Этот объем работы выполняется в пожарных частях.
Обеспечение технической готовности ПА осуществляется проведением ТО-1, ТО-2 и ТО со. Количество ТО-2 в году одно, ТО-1 – девять, а ТО со – два. Трудоемкость ТО-2 автоцистерны на различных шассиТ ТО-2 = 60 – 78 чел.-ч. ВыразимТ то-1 через трудоемкость ТО-2. ПримемТ то-1 = (1/3 – 2/3)Т то-2 ,Т со = 0,2Т то-2 . Тогда запишем, что трудоемкость обеспечения технической готовности в течение года, чел.-ч, равна
где K ТР – трудоемкость ТР, равная 20 %, т.е.К ТР = 1,2. При этом изП 2 объем работ, приходящийся на ТО-1, равен (216 – 560) чел.-ч будет частично выполняться в пожарных частях.
Суммарные затраты труда на ТО одной автоцистерны в год составляют (780 – 2100) чел.-ч. В среднем можно считать, что общий пробег АЦ в год составляет около 10000 км. Тогда удельная трудоемкость технического обслуживания составит (78 – 210) чел.-ч на 1000 км пробега АЦ. При этом удельная трудоемкость поддержания технической готовности составит (53 – 135) чел.-час на 1000 км пробега АЦ, а ее обеспечения (25 – 79) чел.-ч на 1000 км.
Рассредоточение сил и средств технической службы по различным подразделениям ГПС, большие затраты труда на техническое обслуживание пожарных автомобилей требуют тщательной организации проведения всех работ. Это, в свою очередь, сопряжено с рациональным управлением технической службой.
Управление технической службой целесообразно анализировать, используя элементы системного анализа. Для этой цели ТС рассмотрим, как систему. Она охватывает как объем решаемых задач, так и исполнительный орган (отдел пожарной техники), как показано на рис. 14.3. Будем считать, что система ТС состоит из трех подсистем: поддержание технической готовности, материальное обеспечение и обеспечение технической готовности. Для решения основной задачи – поддержания технической готовности АЦ, достаточно в каждой из подсистем выделить по четыре элемента. Содержание каждого из них расшифровано на рис. 14.3.
Управление технической готовностью подразделений ГПС осуществляется взаимодействием всех элементов. Степень полноты взаимодействия будет, естественно, различна. Однако так как число всех элементов равно n = 12, то таких взаимодействий будет
.
Естественно, что управлять функционированием ТС при таком количестве взаимосвязей очень трудно. В рассматриваемом случае система как целое состоит из трех подсистем. Если их три, тогда число связей равно j = 3. Если в каждой подсистеме будет по четыре элемента, то число связей в каждой из них составит j = 6. Общее же число связей будет равно j = 21. Это в три раза меньше, чем в случае, когда ТС не анализировалась как система.
Членение системы на подсистемы условно. Оно использовано только в целях наиболее полного представления о содержании и объеме работ, выполняемых органами технической службы.
Выделение в каждой из подсистем элементов также условно. Каждый из них прямо или косвенно влияет на решение основной задачи ТС – обеспечение технической готовности пожарных машин ВПЧ.
Рассматриваемая система рациональна. Она удовлетворяет ряду принципов системности.
Наиболее важным является принцип максимизации математического ожидания, который требует, чтобы система обладала наибольшей эффективностью в штатном режиме. Система ТС формировалась многие годы, ее функционирование непрерывно совершенствуется рядом приказов, указаний и т.д. На практике она обеспечивает поддержание пожарных машин в технической готовности, обеспечивающей успешное тушение пожаров.
Система ТС удовлетворяет и принципу явлений с малой вероятностью. Она рассчитана на обеспечение боевых действий по тушению ординарных пожаров, а при возникновении крупных пожаров или катастроф она не требует перестройки. Для их ликвидации используются специальные ПА, сконцентрированные в ПО(Ч)ТС, на пожарах организуются штабы управления и подразделения тыла.
В ней реализуется и принцип централизации управления. На практике в гарнизонах ГПС существует иерархическая система управления, осуществляемая начальниками технической службы, отдела техники и пожарных частей.
В этой системе реализуется принцип субоптимизации. Действительно, независимая оптимизация любой из подсистем не приводит к оптимизации всей системы. Так, если в подсистеме МТО будет оптимизировано только обеспечение ОВ и не оптимизировано обеспечение горючесмазочными материалами, то может случиться, что не будет обеспечена ТС пожарных автомобилей в ПЧ.
В системе технической службы реализуется также и принцип централизации в системе руководства и принятия решений. Управление ТС централизовано. Отдел пожарной техники и вооружения ГУГПС осуществляет руководство деятельностью отделов техники республик. Эти, в свою очередь, руководят отделами пожарной техники краев и области и т.д.
Начальниками УГПС (ОГПС) в районах и городах назначаются начальники технической службы. Их обязанности и права регламентированы Наставлением по технической службе. В их подчинении находятся начальники отделов пожарной техники, пожарно-технических центров, пожарные отряды (части) технической службы. По вопросам технической службы начальнику технической службы подчиняются и начальники подразделений ГПС.
Рис. 14.4. Функции отдела пожарной техники УГПС (ОГПС)
Органом управления ТС являются отделы (отделения) пожарной техники УГПС (ОГПС). В отделах пожарной техники руководство ТС организуется по основным направлениям ее функционирования. Основной перечень работ по организации работы ТС и контроля ее осуществления представлены на рис. 14.4. По каждому из направлений деятельности ТС отдел техники осуществляет руководство поддержанием и обеспечением технической готовности пожарной техники.
Кроме функций управления и контроля осуществления основных задач ТС, отделом пожарной техники проводится аналитическая работа. Она включает анализ состояния технической готовности и обобщение опыта эксплуатации ПТ, состояние обеспеченности подразделений ГПС пожарно-технической продукцией, разрабатывает мероприятия по освоению и изысканию средств для МТО.
Рациональная организация и систематический контроль деятельности в подразделениях по вопросам обеспечения их технической готовности дает возможность проводить боевые действия по тушению пожаров.