Органы исполнения судебных решений в древней руси. Судебные органы и судебный процесс в древней руси. Характеристика судебного процесса и системы судебных органов в Древнерусском государстве


Содержание

Введение 3
Глава 1. Правосудие Киевской Руси 6
1.1. Судебные органы Киевской Руси 6
1.2. Судебный процесс Киевской Руси 13
Глава 2. Правосудие Новгорода и Пскова 18
2.1. Судебные органы Новгорода и Пскова 18
2.2. Судебный процесс Новгорода и Пскова 23
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Введение

Историческое исследование любого явления имеет большое значение для понимания его сущности, роли и назначения в современном обществе.
По мере становления государственности на территории современной России, усложнялись общественные отношения, постепенно создавались и укоренялись правила и нормы поведения в обществе, разрабатывалось правовое регулирование общественной жизни в целом, и в отдельных отраслях в частности.
Понимание сущности судебной власти и организации системы судебных органов, ее реализующих, в целях понимания необходимости дальнейшего развития системы отправления правосудия, требует исторического подхода к изучению становления правосудия в России.
Зарождение государственности неизбежно влечет за собой возникновение определенной нормативной базы, становление государственных органов, осуществлявших властные полномочия. Отсюда представляется интересным проследить начало становления судебной системы, которое пришлось на этап существования Древней Руси и русских земель в эпоху феодальной раздробленности.
Таким образом, актуальность настоящей работы определяется высоким интересом к особенностям строения судебной системы на начальном этапе развития государства, сущности и основным признакам судебного процесса, а также к тем характерным особенностям, которые, пройдя огромный исторический путь эволюции и видоизменений, проявляются и в современной системе российского правосудия.
История изучения древнерусского суда насчитывает уже более двухсот лет. Перед первыми исследователями стояла задача описать основные принципы древнего процесса, прояснить роли участвующих в нем лиц. Этим вопросам были посвящены труды многих специалистов в области истории российского государства и права.В работе будут проанализированы обычаи, как первые источники права, содержащие нормы, регулирующие процесс отправления правосудия. Серьезное внимание уделено изучению Русской Правды в качестве важнейшего нормативного источника. В целях изучения судебной системы на этапе феодальной раздробленности, в работе анализируются Новгородская и Псковская судебные грамоты.
Несправедливо полагать, что исследование исторического среза развития судебной системы имеет лишь описательное значение для уяснения неактуальных на сегодняшний день признаков и особенностей изучаемого объекта. Отнюдь, исследование первых законодательных источников позволяет проследить динамику развития права в дальнейшем, проследить эволюционные изменения в строении и содержании процесса судопроизводства в России.
Установлено, к примеру, что многие нормы Новгородской и Псковской судных грамот нашли достаточное распространение много веков спустя в различных районах Российского государства. Поэтому рассматривать их только в качестве местных исторических источников узко и несправедливо.
Целью настоящей работы является изучение процесса отправления правосудия в Древней Руси, исследование его структурных и содержательных особенностей.
В соответствии с указанной целью перед нами стоят следующие задачи:

    выделение особенностей строения судебных органов в Киевской Руси;
    изучение характера и содержания судебного процесса в Киевской Руси;
    изучение судебной системы Новгородской и Псковской республик;
    исследование особенностей и новшеств судебного процесса по судным грамотам Новгорода и Пскова.
Таким образом, целесообразно утверждать, что древнерусское право имело громадное значение, памятники права Древней Руси, в особенности Русская Правда, дожили и до Московского государства. Имели они значение и для права соседних народов.Согласно поставленным задачам в настоящей курсовой работе выделяются главы и параграфы, посвященные решению отдельных вопросов, поставленных в начале исследования.

Глава1. Правосудие Киевской Руси

      Судебные органы Киевской Руси
Судебная система в эпоху Киевской Руси находилась на зачаточном уровне своего развития. Отсутствие сложившейся правовой регламентации, государственного устройства, другие факторы, которые будут рассмотрены в настоящем параграфе ниже, позволяют охарактеризовать уровень развития судебной системы в качестве начального.
Основным источником права, регламентирующим создание и функционирование судебных органов древнерусского государства по праву считается обычай. Установлено, что когда обычай санкционируется авторитетом государственной власти, а не просто народным мнением и традицией, он становится нормой обычного права. Эти нормы существуют как в устной, так и в письменной форме.
Обычай в Древней Руси оставался главным источником права, так как закон еще не получил достаточного развития, а в качестве переходной формы от обычая к закону применялось право договоров, которым регулировались те отношения, которые не были охвачены обычным правом.
В IX-X вв. в Киевской Руси отсутствовали письменные сборники обычного права. Его нормы употреблялись в устной форме при заключении сделок и реализации судебных действий, широко применялись также символика исвященные формулы.
Наиболее ранними письменными памятниками русского права признаются тексты договоров Руси с Византией (911, 944 и 971 гг.). Тексты договоров содержат регулирующие нормы византийского и русского права, относящиеся к международному, торговому, судебно-процессуальному и уголовному праву.В них имеются отсылки на «закон русский», являвшийся, по мнению историков, сводом устных норм обычного права.
В целях исследования судебной системы Киевской Руси немаловажно указать, что в договорах, к примеру, упоминалась смертная казнь, о чем не говорится в Русской Правде, штрафные санкции, регулировалось право найма на службу, меры по поиску и поимке беглых рабов. При этом в договорах предусматривалось осуществление правакровной мести и иных норм обычного права.
«Право договоров» значительно раньше права обычаев начинает закрепляться в письменном виде. Его нормы содержались в договорах Руси с Византией (X в.), междукняжеских договорах, в договорах с вольным Новгородом (XIII в).
К примеру, в Договорах с Византией от 911 и 945 гг. содержатся нормы уголовного права о смертной казни по греческому праву, о кровной мести по закону русов, нормы о выдаче преступников содержатся в Договоре от 911 г., о наказаниях за причинение телесных повреждений говорят ст. 5 договора911 г. и ст. 14 договора 945 г., об имущественных преступлениях (краже, грабеже и разбое) - ст. 6, 7 Договора 911 г. и 5, 6 Договора 945 г.
В Древней Руси обычай как источник права долгое время имел определяющее значение. Человеческая память, как известно,не вечна, устные свидетельские показания, как и устные приговоры и другие решения судов, не фиксировались в письменном виде, а в ходе судебного процесса допускалась вполне вольная интерпретация фактов. Носителями памяти о конкретном исходе определенного дела в суде были живые люди, и для того чтобы информация о судебном решении сохранялась как можно дольше, зачастую в зал суда приводили детей.
Приговоры и судебные решения в то время принимались от случая к случаю, в соответствии с конкретными обстоятельствами дела. Для лиц, разбиравших тяжбы и проступки (князь, боярин, представитель общины и т.п.)это занятие не было основным, они не были профессиональными судьями и чинили суд на свое усмотрение и свой взгляд.
Вместе с тем практика судебных разбирательств на основе обычая довольно длительное время вырабатывала прецеденты, основанные на повторении конкретных способов разрешения дел.
Основным же законодательным актом того времени стала Русская Правда. До наших дней дошло более сотни различных списков Русской Правды, которые можно, однако, представить в трех основных редакциях: Краткая (КП), Пространная (ПП) и Сокращенная (СП).
Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054 г.) является Краткая Правда, состоящаяиз Правды Ярослава (статьи 1-18), Правды Ярославичей (ст. 19-41),Покона вирного (ст. 42), Урока мостников (ст. 43) 1 .
Пространная редакция, возникшая не ранее 1113 г. и связанная сименем Владимира Мономаха, разделялась на Суд Ярослава (ст. 1-52)и Устав Владимира Мономаха (ст. 53-121).Сокращенная редакция появилась в середине XV в. из переработанной Пространной редакции.
Судебная система древней Руси прошла длительный период своего формирования. В целом же судоустройство и отправление правосудия было развито весьма слабо, о чем свидетельствуют такие факты, как неотделимость судебной власти от административной, отсутствие постоянного состава судов, отсутствие единой системы судебных органов, закрепленной на централизованном уровне в каком-либо нормативном источнике.
Традиционно выделяются такие судебные органы Киевской Руси как общинный, княжеский, вотчинный и церковный суды.
Судебная система как совокупность специализированных судебных органов, отправляющих правосудие, и образующих в своем составе инстанционный порядок рассмотрения и пересмотра споров, в Древнерусском государстве отсутствовала. Относительная неразвитость государственного аппарата имела своим следствием тот факт, что суд отправлялся органами, осуществляющими и общее управление. В этой связи мы можем говорить только о существовании отдельных форм суда, например, княжеского, вотчинного, общинного и так далее 2 .
Кроме того, все формы древнерусского суда, о которых до нас дошла информация, имели различное происхождение и характер. Так, суд князя и его наместников имели властную, административную природу и происхождение, тогда как волостные суды органично вытекали из отношений земельной собственности.
Существовало правило «судом и данью тянути по земле и по воде», согласно которому владелец населенной территории, считаясь господином и судьею для своих слуг и лиц, живущих на его владениях, осуществлял не только управление, сбор пошлин и исполнение государственных повинностей, но и отправлял судебные функции 3 .
Общинный суд и суд веча были сформированы еще в догосударственный период развития Руси и существовали наравне с княжескими судами. Как самостоятельный субъект осуществления правосудия общинный суд возник и развивался в качестве суда родовой общины, члены которой были объединены между собой кровным родством, и изначально такой суд распространял свою компетенцию только на конкретный круг лиц, относившихся к такой общине.
Со временем при расширении территории проживания общины, в процессе усиления миграции и увеличения количества членов рода субъектная компетенция общинного суда дополнилась также и территориальной посредством включения в неё лиц, не принадлежащих к данной общине по признаку родства, но проживавших на занимаемой ею территории.
Общинный суд отправлялся на вече – сходе всех жителей данной общины – являвшемся высшим органом управления. Вследствие исторического укрупнения территории земель и возникновения новых городов как центров конкретных волостей и земств вече со временем хоть и сохранило своё существование, но уже в другом виде.
Не являясь уже собранием всех жителей общины и рода, вече старейших городов приобрело характер представительного органа, выражающего интересы отдельных категорий населения города. Таким образом, произошло выделение вечевого суда из структуры общины и его закрепление на высшем земском уровне 4 .
Компетенция Боярской Думы в сфере суда основывалась на совокупности государственных и родоплеменных начал. Указанные формы древнерусского суда и органы, его отправляющие, не состояли в отношениях соподчиненности при осуществлении судебной функции.
Структура органов государственной власти Древней Руси представляла собой своеобразную трехзвенную систему, состоящую из городских, волостных и земских органов управления, относя организацию населения в сельских районах к местному самоуправлению.
Несмотря на наличие большого круга вопросов, находящихся в исключительном ведении органов управления каждого из обозначенных уровней государственной системы, все они находились в отношениях подчинения, а решения каждого вышестоящего органа являлись обязательными для всех нижестоящих.
Однако такое положение касалось только сферы государственного управления. С точки зрения судоустройства указанные органы не образовывали инстанционного порядка. И даже тот факт, что в случае, когда решение, вынесенное общинным судом по какому либо спору, не устраивало истца или ответчика и спор передавался на рассмотрение князю, не будет доказывать обратного – суд князя не являлся апелляционной инстанцией по отношению к общине, фактически дело рассматривалось заново 5 .
Княжеский суд осуществлял сам князь как верховный судья или его чиновники или специально предназначенные лица - посадники, тысяцкие тиуны, метатели, ябедники, верующие, волостители. Княжеский суд мог осуществляться при условии, что одна из сторон процесса принадлежала феодальному сословию. Хотя в отдельных случаях сторонами процесса в княжеском суде могли стать мещане, смерды и даже закупы.
Судебная расправа происходила на княжеском дворе, в столице и на местах, или на территории государственных учреждений.
Суд князя не связан с необходимостью строгого соблюдения норм обычного права, в силу чего, князем рассматривались самые неясные, сложные или новые дела, при которых применение обычного права привело бы к несправедливому решению.
Вотчинные суды видоизменялись постольку, поскольку изменялось само вотчинное управление. В компетенции вотчинного суда находились дела по менее значительным правонарушениям, а также различные гражданские споры. Писаными нормами права вотчинный суд не руководствовался и не регламентировался, а при отправлении правосудия применял лишь нормы обычного права.
Некоторые исследователи выделяют также частные суды, как разновидность судебных органов Древней Руси. Они организовывались и проводились крупными феодалами – землевладельцами, как то: бояре, дружинники, члены верхушки власти, над своими зависимыми людьми - холопами, челядью.
Церковные или духовные суды осуществляли судебный процесс по широкому кругу дел.
К числу древнейших источников права, так или иначе затрагивающих устройство судебной системы, относятся также церковные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (X-XI вв.), определявшие юрисдикцию церковных органов и судов. Государство в лице княжеской власти передавало Церкви со всех собираемых даней «десятину», что фиксировалось в уставах. Там же определялся церковный судебный иммунитет, и устанавливались пределы церковной судебной юрисдикции: по кругу лиц, на которых она распространялась, и по кругу дел, которые подлежали рассмотрению церковными судами.
Церковная иерархия, пришедшая к нам из Византии после Крещения Руси, получила в свою юрисдикцию много таких дел, которые в самой Византии были подсудны гражданским магистратам. Компетенция церковного суда в Древней Руси была необычайно обширна. По уставам князей св. Владимира и Ярослава, все отношения гражданской жизни, которые касались религии и нравственности, были отнесены к области суда церковного, епископского.
Это могли быть дела, по византийским юридическим воззрениям, чисто гражданские. Уже в Византии брачные дела подлежали ведению по преимуществу церковного суда; на Руси Церковь получила в свое исключительное ведение все дела, связанные с супружескими союзами. Святительскому суду подлежали и дела, касающиеся взаимоотношений между родителями и детьми. Церковь своим авторитетом защищала как родительские права, так и неприкосновенность личных прав детей. В Уставе князя Ярослава говорится: "Аще девка не выходит замуж, а отец и мати силою отдадут, а что сотворит над собою, отец и мати епископу в вине, такожде и отрок" 6 .
Устав Владимира определял церковную юрисдикцию над всеми людьми последующим делам: преступления против христианской веры и устоев Церкви и христианской нравственности, изнасилование, браки между близкими родственниками, оскорбление словом, необоснованное обвинение в преступлении, убийство новорожденного, драка между супругами, нанесение побоев родителям, противоестественные грехи, скотоложство; по всем семейным делам. Кроме того, Устав Владимира определил и круг лиц, «людей церковных,богодеятельных», на которых юрисдикция церковных судов распространялась в любо случае.
Таким образом, рассмотрев судебную систему Киевской Руси, мы видим, что несмотря на свою неразвитость, отсутствие четких и постоянных органов судебного процесса и нормативного регулирования, она вполне удовлетворяла потребности общества того времени и отвечала уровню его развития.
      Судебный процесс Киевской Руси
Судебный процесс на заре становления судебной системы Руси носил ярко выраженный состязательный характер. Поводом к началу процесса могла служить только инициатива самого истца, стороны процесса обладали одинаковым набором и объемом прав, само судопроизводство было гласным и не фиксировалось письменно.
В Русской Правде любое судебное дело называется «тяжбой», или «тяжей». Русская Правда обе стороны процесса именует истцами, что затрудняет понимание изложенного хода действий каждой из сторон на судебном процессе. Пострадавший, истец, как уже было сказано, должен был сам начать следствие, собрать необходимое количество свидетелей, доказательства и привлечь ответчика к ответу.
Так было даже в случаях убийства. Положим, находили около села мертвое тело. Если убитый был человек никому неизвестный, то никакого следствия и суда не было. Начать судебное дело могли только люди, близкие убитому, его родственники. Родственники убитого требовали от села или от улицы, в пределах которой было совершено убийство, помощи для разыскивания убийцы, собирали «видоков», т.-е. людей, видивших убийство или знавших о нем. Обвиняемый со своей стороны искал «послухов», свидетелей своего доброго поведения. Затем все шли на суд. «Послухов» надо было представить семь человек. При производстве суда случалось, что «видоки» и «послухи» «называли», т.е. являлись сами 7 .
Опрос свидетелей и розыск украденного описывается в статьях Русской Правды (ПП) следующим образом:
«Если придет на двор (т. е. в суд) человек в крови или в синяках, то свидетеля ему не искать, а обидчик пусть платит продажу - 3 гривны; если же не будет на потерпевшем знаков, то пусть приведет свидетелей и пусть они покажут слово в слово с истцом, и тогда зачинщик заплатит обиженному 60 кун; а если придет в крови, да сам окажется зачинщиком и это подтвердят свидетели, то вменить ему в платеж (т. е. во взыскание) то, что его побили».
«Кто купит на рынке что-либо краденое, коня, одежду или скотину, тот пусть приведет в свидетели двух свободных мужей или мытника (мыт - пошлина); если он станет говорить, что не знает, у кого купил вещь, то идти за него тем свидетелям к присяге; истцу взять свою вещь, а с тем, что с той вещью пропало, проститься; ответчику же проститься со своими кунами, потому что не знает, у кого купил; а если впоследствии он узнает, у кого купил, то пусть возьмет свои куны; продавец же пусть заплатить хозяину вещи за то, что с ней пропало, да продажу князю» 8 .
Преступлением считалось всякое вредное действие - «неправда», причем неправда уголовная не отличалась от неправды гражданской. Из сказанного следует, что уголовный и гражданский процессы не разграничивались, любой иск рассматривался как обвинение, поскольку каждое обвинение носило исковой характер. Поэтому в литературе не без оснований отмечается, что судебный, в том числе и уголовный, процесс носил по форме состязательный характер, который соответствовал демократическому политическому режиму государств восточных славян 9 .
Собственно судебный процесс делился на три этапа.Первый - заклич - означал объявление о произошедшем преступлении. Он осуществлялся в наиболее людном месте, «на торгу», где истец объявлял, к примеру, о пропаже вещи, обладавшей неким набором индивидуальных признаков, по которым эту вещь можно было опознать. Причем, если пропажа обнаруживалась по истечении трех дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком (ст. 32, 34 ПП).
Если истцу в этом нужна была помощь, то искать ее необходимо было, прежде всего, у своих соседей, у тех, кого соберет криком на гонение следа, у свидетелей, которых он сможет найти, чтобы перед ними высказать свои заявления и донести до них нужные ему факты.
Сам же истец должен вызвать противника на суд, и стороны определяются о сроке, в который им следует предстать перед судьей. Весь процесс перед судьей стороны ведут в форме состязания, а роль судьи при этом может быть названа лишь ролью председателя, управляющего процессуальной борьбой, которая должна проходить в установленной обычаем форме.
Вторая стадия процесса - свод (ст. 35-39 ПП) – по своему характеру и содержанию напоминала современную очную ставку. Свод мог быть реализован либо до заклича, либо в срок до истечения трех дней после заклича. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до того человека, кто был не в состоянии дать доходчивое объяснение о том, где он приобрел эту вещь. Этот человек и признавался татем.
Если свод выходил за пределы населенного пункта, где пропала вещь, он продолжался до третьего лица. На него возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи, и ему предоставлялось право далее самому продолжать свод 10 .
Гонение следа являлось третьей стадией судебного процесса, заключавшейся в поиске доказательств вины или Киевской Руси специализированных розыскных органов гонение следа также осуществляли сами потерпевшие, их близкие, члены общины или добровольцы.
Система доказательств по Русской Правде состояла из свидетельских показаний («видоков» - очевидцев преступления и «послухов» - свидетелей доброй славы, поручителей); вещественных доказательств («поличное»); «ордалий» (испытания огнем, водой, железом); присяги.
Значительную роль среди доказательств играли «ордалии» («суд божий»), присяга и жребий.
Одним из важных формальных доказательств следует назвать судебный поединок - "поле". Победивший в поединке выигрывал дело, поскольку считалось, что бог помогает правому. В Русской Правде и иных законах Киевского государства "поле" не упоминается, но другие источники, в том числе иностранные, говорят о практическом применении на Руси этого вида ордалий 11 .Таким образом, хотя и не упоминался в тексте Русской Правды, поединок существовал в древнерусском процессе в качестве доказательства. В законе ничего не говорится о собственном признании и письменных доказательствах.
Исполнение приговора часто принадлежало торжествующей стороне: обиженный холопом свободный человек мог «бити его развязавши», несостоятельного должника кредитор прямо с суда сам уводил к себе домой или вел на торг для продажи, спорную вещь собственник сам брал у ответчика.
Суд, таким образом, носил чисто внешний и механический характер, так как судья в процессе разбирательства почти не входил во внутреннее исследование и оценку доказательств. Он должен был безусловно верить им, если они удовлетворяли конкретным формальным требованиям.
Эта пассивность суда вместе с его механичностью и формализмом и были причиной того, что суд был не столько государственной функцией, сколько средством кормления для князей и их дружинников. Так как и военная функция князя и его дружины носила характер известной профессии, то и древнерусское княжение, несмотря на всю пропаганду возвышенных идей государства со стороны церкви, рассматривалось князьями как предмет эксплуатации, как доходная статья. Отсюда при благоприятных обстоятельствах, при упадке силы и значение веча, легко было уже перейти к воззрению на княжество как на частную собственность князя 12 .

Глава 2. Правосудие Новгорода и Пскова
2.1. Судебные органы Новгорода и Пскова

Для раннего феодализма Руси была свойственна неотделимое единство суда и княжеской администрации, отсутствие специализированных судебных органов. Проще говоря, те органы и должностные лица, которые призваны были осуществлять законодательную власть и управление, также выполняли и судебные функции. Это относится и к высшим органам власти и судопроизводства и к местным.
В середине XII в. Государство Древней Руси распалось на двенадцать удельных княжеств. Это был политический результат дальнейшего развития феодализма, укрепления феодальной собственности на землю, утверждения феодальной ренты в качестве средства эксплуатации крестьянства. Падение удельного веса международной торговли, проводившейся по пути "из варяг в греки"через Киев, прекращение обогащавших знать завоевательных походовкиевских князей ослабили значение Киева как политического и экономического центра русских земель. Попытки киевских князей приостановить процесс распада Киевской Руси посредством феодальных съездов успеха не принесли. Одна за другой земли начали освобождаться из-под власти Киева, местные феодалы стали проводить свою политику, зачастую отличную от общегосударственной, киевской 13 .
Наиболее влиятельными в то время являлись Галицко–Волынское, Владимиро-Суздальское княжества, Новгородская и Псковская феодальные республики.
Важнейшим правовым документом Новгородской феодальной республики является Новгородская Судная грамота. Содержание правовых документов Новгорода, и Судной грамоты в том числе, отражает своеобразие его общественно-политического строя, определявшееся особенностями, прежде всего, экономического развития этого крупнейшего торгового и ремесленного центра Древней Руси, с огромными зависимыми территориями, население которых платило дань «господину Великому Новгороду», что являлось дополнительным источником обогащения новгородской знати.
Республиканские порядки в Новгороде сложились не сразу. Наиболее существенным преобразованием, касающимся судопроизводства, была организация совместного суда князя и посадника с приоритетом в нем князя. Постепенно, на протяжении конца XI-XIII вв. оформились все элементы политической системы Новгорода - вече, посадничество, тысяцкий, боярский Совет во главе с владыкой - архиепископом новгородской Софии.
В работе вече фактически участвовало все свободное мужское население города. Вече являлось высшим органом государственной власти, решало наиболее важные вопросы жизни государства (вопросы войны и мира, избрание высших должностных лиц и т. д.).
Особое место в феодальных республиках занимал князь. Его приглашали по договору, в котором устанавливались условия службы. Его главная обязанность состояла в том, чтобы организовать оборону страны.
Для судебных систем Новгорода и Пскова характерно главенствующее участие в правосудии веча, которое осуществляло судебное производство по наиболее опасным для государства делам. Известны случаи, когда на вече производилась и процедура дознания.
Псковское судоустройство было основано на двойственном характере организации любого суда, то есть всякий судебный орган состоит из княжеских и общинно-вечевых органов: центральное судилище- “господа”- состоит из князя, посадника и сотских- представителей общин. Хотя и указывается на отдельный суд княжий (ст.1 Псковской судной грамоты) и посадничий (ст.3,6Псковской судной грамоты),но в действительности они судили всегда совместно.
Такой же двойственный состав имеют и служебные органы суда: нераздельно действуют княжий человек и сотский, дьяки княжий и городской, подверники по одному человеку от князя и от Пскова, наблюдающих за порядком в суде. Провинциальное судоустройство имеет ту же двойственную сущность: в пригородах управляют и судят посадники и княжеские наместники.
Ни в Новгороде, ни в Пскове князья не имели право судить единолично - только вместе с посадниками или представителями бояр и житьих людей. На местах судебные дела также подлежали рассмотрению коллегиально княжьими людьми вместе с представителями городских общин. Тысяцкий и два купеческих старосты председательствовали в составе торгового суда. Споры между представителями духовенства, церковными людьми, а также споры, подлежащие церковной юрисдикции, рассматривались церковным судом.
Дела, в которых одна из сторон подлежала церковной юрисдикции, а другая - светской, подлежали рассмотрению судом со смешанным составом совместно представителями духовенства и городских властей.
Был в ходу и суд братчины - суд соседской территориальной общины сельчан и уличан, совпадающей с церковным приходом. Суду братчины подлежали мелкие ссоры, кражи на пиру 14 .
О праве Новгорода и Пскова можно судить главным образом по Новгородской и Псковской судным грамотам, международным договорам и некоторым другим дошедшим до нас документам. От Новгородской судной грамоты (НСГ) сохранился лишь отрывок, содержащий 42 статьи, в то время как Псковская судная грамота (ПСГ) сохранилась целиком. Датировка обоих памятников спорна. Обычно их относят к XV в.
В Новгороде и Пскове действовали и другие правовые сборники - Русская Правда, Мерило Праведное, Кормчая
и т.д.................

1.1 Понятие суда в Древней Руси

суд русь право славянский

Древнерусское государство и право проходят в своем развитии ряд последовательно сменяющих друг друга этапов. Период их возникновения и становления (IX-XI вв.) наименее обеспечен достоверными письменными источниками, в том числе и содержащими информацию о развитии судебной системы в древнерусском государстве.

Слово «суд» в Древней Руси имело очень разнообразные значения:

1) суд значил право судить, судебную власть,

2) суд -- закон, определяющий порядок суда; в этом смысле суд значил то же, что судебник: Правда Русская или некоторые ее статьи озаглавливаются в списках иногда словами: суд Ярославль, в других -- судебник Ярослава,

3) суд -- пространство судебной власти -- то, что мы называем компетенцией, например «наместник с судом боярским» или «без суда боярского», т. е. с правом или без права судить известный круг дел; наконец,

4) суд -- судебный процесс, судоговорение со всеми ему предшествующими актами и со всеми последствиями, из него вытекающими.

В древнерусской истории слово суд впервые упоминается в Уставе князя Владимира Святославовича "О десятинах, судах и людях церковных". Владимир Святославович - с 969 года Князь Новгородский, а с 980 - Великий князь Киевский, при котором состоялось крещение Руси, т.е. было принято христианство. Точная дата принятия Устава историками не определена, но исследователи событий той эпохи относят его появление к первым годам XI в. В документе упоминается действующая церковь Святой Богородицы (освящена в 996 году), княгиня Анна (умерла в 1011 году), митрополит и епископы (первые епископии Белгородская, Новгородская и Полоцкая возникли в самом начале XI в.).

Более древнего источника с упоминанием о судах, чем Устав "О десятинах, судах и людях церковных", до настоящего времени не обнаружено, что и позволяет связывать именно с ним отделение суда от княжеской власти, появление на Руси суда как учреждения правосудия и отсчитывать его историю с первых лет XI в.

Принятие христианства, бесспорно, способствовало и становлению древнерусского права. Поначалу посредством восприятия византийского права в виде церковных правил (канонов). В дальнейшем, по мере расширения связей с западными и скандинавскими соседями, усиливалось и влияние их культуры, в том числе правовой. Древнерусские князья начали создавать и собственные законы.

Так, появление первых письменных списков законов - уставов на славянском языке под общим названием Ярославова Правда связывают с именем князя Ярослава Мудрого. По этим историческим памятникам можно проследить, как происходило зарождение и развитие права и судопроизводства в Древней Руси, за какие деяния люди подвергались преследованиям и как вершился суд. В них еще упоминалась кровная месть как форма возмездия обидчику за совершенное убийство: "кто убьет человека, тому родственники убитого мстят за смерть смертию; а когда не будет мстителей, то с убийцы взыскать деньгами в казну...". Далее перечислялись размеры взысканий в зависимости от знатности и положения убитого: самый большой штраф ("вира") - за голову боярина княжеского. В более поздних источниках кровная месть полностью вытесняется штрафом-вирой в пользу семьи погибшего.

Кроме того, в уставах и грамотах Ярослава содержались нормы, устанавливающие порядок судопроизводства и систему наказаний за преступления. Местом суда являлся княжеский двор, а сам князь - главным вершителем правосудия. В то же время князь мог поручить ведение суда специально назначенным им людям из своего окружения, так называемым вирникам, имевшим право взять себе в помощники писца. Упоминается в Ярославовых грамотах и о возможности разрешить тяжбу привлечением 12 граждан, которые разбирали дело, решали вопрос о виновности ответчика, оставляя за судьей право назначения наказания. Это, видимо, один из первых прообразов будущего суда присяжных.

Таким образом, в Древнерусском государстве суд не был отделен от администрации. Посадники и другие должностные лица, осуществлявшие правосудие, получали определенную часть вир и продаж, взимаемых при рассмотрении дел. Кроме того, они вознаграждались и сторонами - участниками процесса. Высшей судебной инстанцией был великий князь. Древнерусское право еще не знало разграничения между уголовным и гражданским процессом, хотя некоторые процессуальные действия могли применяться только по уголовным делам (гонение следа, свод). Во всяком случае и по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны были равноправны. Обе стороны в процессе назывались истцами. (Исследователи полагают, что в церковном суде применялся и инквизиционный, розыскной процесс со всеми его атрибутами, включая пытку).

Русская Правда знает две специфические процессуальные формы досудебной подготовки дела - гонение следа и свод. Гонение следа - это отыскание преступника по его следам. Если след привел к дому конкретного человека - значит, он и есть преступник, если в село - ответственность несет община, если потерялся на большой дороге - поиск преступника прекращается. Если ни утраченная вещь, ни похититель не найдены, потерпевшему не остается ничего другого, как прибегнуть к закличу, т.е. объявить на торговой площади о пропаже в надежде, что кто-нибудь опознает украденное или потерянное имущество у другого лица. Человек, у которого обнаружится утраченное имущество, может, однако, заявить, что он приобрел его правомерным способом, например купил. Тогда начинается процесс свода. Владелец имущества должен доказать добросовестность его приобретения, т.е. указать лицо, у которого он приобрел данную вещь. При этом достаточно показаний двух свидетелей и мытника - сборщика торговых пошлин.

К судебным органам в древнерусском государстве относился общинный суд, который рассматривал дела на основе обычного права. Суд во времена Русской Правды не был отделен от администрации, и судьей был, прежде всего, сам князь. Княжеский суд разрешал дела феодальной знати, между княжеские споры.

Наиболее важные дела князь решал совместно со своими мужами боярами, менее важные рассматривались представителями княжеской администрации. Обычное место суда - «княж двор» (резиденция в столице и дворы княжеских чиновников в провинции). На местах действовали суды посадника, волостеля, которым помогали тиуны, вирники (сборщики судебных пошлин) и другие слуги. Русская Правда определяет и размеры этих сборов в пользу многочисленных судебных лиц из вспомогательного персонала (мечника, детского, метельника).

Помимо суда государственного (князя и его администрации) в Киевской Руси активно формировался вотчинный суд - суд землевладельца над зависимым населением. Он формируется на основе иммунитетных пожалований. Можно назвать также суд общины, на котором могли решаться мелкие внутриобщинные дела. Но о функциях этого суда сведений в источниках не сохранилось. Функции церковного суда, ведавшего семейно-брачными отношениями, боровшегося с языческими обрядами, осуществляли епископы, архиепископы и митрополиты. Делами монастырских людей занимался настоятель монастыря-архимандрит.

Судопроизводство с древнейших времен включало в себя 3 стадии: установление сторон, производство суда и исполнение приговора. Обе стороны именовались истцами или суперниками (чуть позже - сутяжниками от тяжбы - судебного спора). Государство в качестве истца ещё не выступает, даже в делах уголовных, оно лишь помогает частному лицу в преследовании обвиняемого. Да и различия между уголовным и гражданским процессом ещё не существует, как и между следственным (инквизиционным) и обвинительным (состязательным).

Сторонами во всех делах выступают частные лица: род, община, семья, потерпевшие. Суд представлял собой массовое действо, на которое прибывали толпы родственников, соседей и прочих пособников. Поводом к возбуждению дела могло быть не только исковое ходатайство семьи (об увечье или убийстве родственника), но и захват лица на месте преступления.

О самом древнем периоде известно ещё, что одной из форм начала процесса был заклич - публичное объявление о преступлении (пропаже имущества, к примеру) и начале поиска преступника. Давался трёхдневный срок для возврата похищенного, после чего лицо, у которого обнаруживалась вещь, объявлялось виновным. Оно было обязано вернуть похищенное имущество и доказать законность его приобретения. Если это удавалось сделать, начинался свод - продолжение поиска похитителя. Последний в своде, не имевший доказательств, признавался вором со всеми вытекающими отсюда последствиями. В пределах одной территориальной единицы (волости, города) свод шёл до последнего лица, при выходе на чужую территорию - до лица третьего, которое, уплатив повышенное возмещение убытка, могло начинать свод по месту своего проживания.

Другое процессуальное действие - гонение следа - розыск преступника по следам. Если это был убийца, то обнаружение его следов на территории общины обязывало её членов платить «дикую виру» или искать виновника. Если следы терялись в лесах, на пустошах и дорогах, поиски прекращались. Суд был состязательным, a это значит, что обе стороны «тягались» на равных условиях, собирали и представляли доказательства и улики. В судебном процессе использовались различные виды доказательств устные, письменные, свидетельские показания. Очевидцы происшествия назывались видоками, кроме них выступали послухи - свидетели «доброй славы» обвиняемого, его поручители. Послухом мог быть только свободный человек, в качестве видоков привлекались закупы («в малой тяжбе») и боярские тиуны (холопы).

При ограниченном количестве судебных доказательств по решению суда применялись присяги («роты») и ордалии (испытания железом и водой). О последних мы знаем лишь по западным источникам, ибо прямых свидетельств об ордалиях на Руси нет. При испытании железом о виновности испытуемого судили по характеру ожога от раскаленного металла; при испытании водой подозреваемого, связанного особым образом, погружали в воду, если он не тонул, то признавался виновным. Ордалии - это разновидности суда божьего.

Возможно, что уже в древности на Руси при недостаточности доказательств для окончательного выяснения истины применялся судебный поединок, но сведения о нём сохранились лишь от более позднего времени (поле). Такие общие представления о древнерусском праве, о процессуальных судебных нормах дают нам Русская Правда и другие источники. Мы видим, что законодатель руководствовался принципом казуальности (ссылкой на конкретный случай) и не прибегал к теоретическим обобщениям. Целый ряд правовых норм только намечается в законодательстве, и разработка их является делом будущего.

Государственное устройство Древнерусского государства

Города Древней Руси… По ним можно проследить историю нашей страны, все этапы ее постепенного развития, изменения и становления. В этих городах историей, славой побед и горечью поражений дышит буквально каждый камень. Прожившие долгую жизнь...

Государство и право от Древней Руси до конца ХХ века

Возникновение государства -- закономерный этап развития общества...

Законодательство Древней Руси как исторический источник

С официальным законодательством человек в добуржуазном обществе сталкивался нечасто. Видимо, с этим связана размытость в древности понятия о законодательном памятнике: все ранние законы передаются в окружении текстов...2. Значение уголовного сыска в Древней Руси

Однозначно, что правовая помощь по уголовным делам как в современной России, так и в Древней Руси, определяется как сформировавшаяся система нормативных и организационно-правовых средств...

Правовой обычай как источник права

В Древней Руси обычай как источник права имел определяющее значение. В коллективном сознании той эпохи закрепилось убеждение: "все то, что было, имеет тем самым право на существование". Это суть правовой традиции. Однако это вовсе не означает...

Смертная казнь как исключительная мера наказания

Существуют различные мнения по поводу применения смертной казни в Древней Руси: она возникла либо как продолжение обычая кровной мести (талиона), либо вследствие византийского влияния...

В нашей историографии вечевые порядки, как правило, связываются с политическим устройством Новгородской земли, доминирует представление, что лишь на северо-западе Древней Руси существовали республиканские традиции...

Формирование государства и права Древней Руси происходило поэтапно. Веха их появления (IX-XI вв.) практически не обеспечена достоверными письменными источниками, включая сведения о становлении судебной системы в Древней Руси.

Термин «суд» в Древнерусском государстве имел несколько интерпретаций. Так, например, суд - означало наделение правом судить, осуждать, судебную власть в целом; также суд ассоциировался с законом, обозначающим судебный порядок; кроме того, суд значил пространство власти, то есть компетенцию; наконец, суд означал непосредственно судебный процесс во всех его стадиях и со всеми последствиями.

Первое упоминание понятия «суд» имеет место быть в Уставе великого князя Владимира Святославовича «О десятинах, судах и людях церковных». Точная дата издания указанного выше Устава историками не определена, однако исследователи событий той эпохи относят его появление к первым годам XI в. В некоторых источниках «создание этого Устава обозначено датами: 986-1015 годы» - Российское законодательство 10-20 вв. Том 1. Юридическая литература, с. 139.

Наиболее старого источника с упоминанием о судах, нежели Устав «О десятинах, судах и людях церковных», на сегодняшний день не найдено, а это дает возможность связывать как раз с указанным Уставом отделение суда от княжеской власти, возникновение в Древнерусском государстве суда в качестве органа, осуществляющего правосудие, а также отсчитывать его историю с первых лет XI в.

Принятие христианства, вне сомнений содействовало образованию права в Древней Руси. Первым этапом образования права в Древнерусском государстве считаю возможным считать установление византийского права в виде церковных правил - канонов. По прошествии времени, с помощью расширения связей с западными и скандинавскими соседями, увеличивалось также влияние их культуры, включая правовую культуру. В дальнейшем Древнерусские князья стали издавать и свои собственные законы.

Возникновение первых письменных списков законов или уставов на славянском языке, называющихся «Русская правда» связано с именем князя Ярослава Мудрого. По данному источнику видно, каким образом протекало появление и формирование права и судопроизводства в Древней Руси, за какие деяния люди подвергались преследованиям, а также каким образом вершился суд. В данном источнике также говорится о кровной мести в качестве вида возмездия обидчику за совершенное убийство: «кто убьет человека, тому родственники убитого мстят за смерть смертию; а когда не будет мстителей, то с убийцы взыскать деньгами в казну...» - Правда Ярослава Мудрого// Российское законодательство 10-20 вв. Том 1. Юридическая литература, с. 208. После чего перечислялись размеры взысканий в зависимости от знатности и положения убитого: самый большой штраф ("вира") - за голову боярина княжеского. В следующих источниках кровная месть в полном объеме была устранена с заменой на штрафы-виры, взыскиваемые в пользу семьи погибшего.

Помимо этого, в «Русской правде» Ярослава Мудрого также имели место быть нормы, регламентирующие порядок судопроизводства, а также систему наказаний за совершенные преступления. Местом суда был обозначен княжеский двор, а сам князь являлся доминирующим вершителем правосудия. Одновременно князь имел возможность поручить ведение суда специально назначенным им людям из своего окружения, которые именовались вирниками, наделенными правом взять себе в помощники писца.

Кроме того, в «Русской правде» Ярослава Мудрого говорилось о возможности разрешить спор посредством привлечением к делу двенадцати граждан, которые рассматривали дело, разрешали вопрос о виновности либо невиновности ответчика, оставляя судье право назначить ему наказания. Полагаю, это было первой вариацией будущего суда присяжных.

Право Древней Руси не разделяло уголовные и гражданские дела, однако ряд процессуальных действий имел место быть лишь при разрешении уголовных дел, а именно гонение следа, свод.

Полагаю, имеет значение тот факт, что как по уголовным, так и по гражданским делам имел место быть состязательный процесс, при реализации которого, стороны признавались равноправными. Обе стороны в судебном процессе именовались истцами.

Русская Правда включала в себя две специализированные процессуальные формы досудебной стадии дела: гонение следа и свод.

Гонением следа признавался розыск преступника по его следам. Если след приводил к дому конкретного человека, этот человек и признавался преступником, в случае, если же след приводил в село, тогда ответственность несла община, если же след терялся на большой дороге, в этом случае поиск преступника останавливался.

Когда ни утраченная вещь, ни похититель не были разысканы, потерпевший прибегал к закличу, что означало оглашение на торговой площади о пропаже в надежде и с целью, что кто-то опознает украденное или потерянное имущество у иного лица. При этом, человек, у которого обнаружится утраченная вещь, был вправе заявить о том, что он приобрел такую вещь законным способом, например, купил. В этом случае начинается процесс свода. Суть такого процесса сводилась к тому, что владелец имущества должен был подтвердить добросовестность приобретения такого имущества, то есть обозначить лицо, у которого он приобрел данную вещь. В этом случае в качестве доказательственной базы было достаточно показаний двух свидетелей и мытника, то есть сборщика торговых пошлин.

Таким образом, в Древней Руси суд не был обособленной от администрации инстанцией. Посадники и иные должностные лица, реализовывающие правосудие, получали соответствующую часть вир и продаж, взыскиваемых при разрешении споров. Помимо этого, данные лица получали вознаграждения также лицами, участвующими в деле. Высшей судебной инстанцией являлся великий князь.

  • 6. Понятие преступления, виды преступлений и наказаний в Древнерусском государстве.
  • 7. Характеристика судебного процесса и системы судебных органов в Древнерусском государстве.
  • 8. Государственно-политическая структура Руси в период феодальной раздробленности. Государственный строй Новгородской республики.
  • 9. Регулирование имущественных отношений по Псковской судной грамоте.
  • 10. Понятие преступления и система наказаний, суд и процесс по Псковской судной грамоте.
  • 11. Особенности формирования Московского государства, его общественно-политический строй.
  • 12. Формы собственности, обязательства, наследственное право в Московском государстве (по Судебникам 1497 и 1550 гг.).
  • 13. Уголовное право, суд и процесс (по Судебникам 1497 и 1550 гг.)
  • 14. Государственный строй России в период сословно-представительной монархии. Земские соборы.
  • 15. Соборное уложение 1649 г.: общая характеристика, правовое положение сословий.
  • 16. Правовое регулирование собственности на землю по Соборному уложению 1649 г. Вотчины. Поместья.
  • 17. Развитие уголовного права. Преступления и наказания по Соборному уложению 1649 г.
  • 18. Суд и судебный процесс по Соборному уложению 1649 г.
  • 19. Предпосылки возникновения абсолютизма в России, его особенности.
  • 20. Государственные реформы Петра I.
  • 21. Сословные реформы Петра I (дворянство, духовенство, кре­стьянство, горожане).
  • 22. Судебные и прокурорские органы России в xviiIв. Попытка отделения суда от администрации. Создание сословных судов (по губернской реформе 1775 г.).
  • 23. Право собственности, обязательства, право наследования в XVIII в.
  • 24. Изменения в общественном строе России во второй полови- не XVIII в. Жалованные грамоты дворянству и городам (1785 г.).
  • 25. Уголовное право и процесс по Воинскому уставу 1716 г.
  • 26. Государственный строй России в первой половине XIX в. Изменения в центральных и местных органах власти и управления. Конституционные проекты.
  • 27. Изменения в правовом положении населения России в первой половине XIX в. Законы о состояниях.
  • 29. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
  • 30. Крестьянская реформа 1861 г.
  • 32. Военная реформа 1864-1874 гг.
  • 33. Учреждение судебных установлений (новая система судоустройства по Судебной реформе 1864 г.)
  • 34. Уголовный и гражданский процессы (по судебным уставам 1864 г.)
  • 35. Контрреформы 80-90гг.
  • 7. Характеристика судебного процесса и системы судебных органов в Древнерусском государстве.

    Суд и процесс по Русской Правде. Для древнерусского права характерен классический состязательный процесс с процессуальным равенством сторон при пассивной роли суда. Суда был гласным и открытым взору народа. Судопроизводство носило устный характер. Суды не были отделены от княжеской администрации. Каких-то особых форм судебного процесса не было, он не разделялся на уголовный и гражданский.

    Начинался по инициативе истца, стороны обладали в нем равными правами, судопроизводство было гласным и устным, значительная роль “ордалии” (суд божий), присяги, жребия. Три стадии процесса:

    1. “Заклич” объявление совершившемся преступлении, производился в людном месте, “на торгу”, объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если вещь обнаруживалась по истечении трех дней с момента заклича, то тот, у кого она находилась, считался ответчиком. Если лицо настаивало на том, что вещь принадлежит ему - суд 12 мужей. Если нет, купил - то на свод.

    2. “Свод” напоминал очную ставку. Либо до заклича, либо в срок до истечения 3 дней после заклича. Лицо давало объяснение, откуда он достал краденую вещь. Если не мог - таковой признавался татем. Если свод выходил за пределы населенного пункта, то свод до 3 лица. Он уплачивал собственнику и сам продолжал свод. Свод мог продолжаться 3 раза (до 3 людей)

    3. “Гонение следа” - поиск доказательств и преступника. Потерпевшие, члены рода и добровольцы.

    Виндикационый процесс. Судоговорение. Речь, доказательства.

    Свидетели: делились на послухов (рассказывали про образ жизни подозреваемого и пр.) и видоков (очевидцев происшествия). Были и вещественные доказательства (например, поличное - украденная вещь).

    Особым видом доказательства была ордалия, выделялись испытания железом, испытания водой.

    Вынесение решения (приговора):

    1. если уголовное дело - приговор немедленно приводился в исполнение.

    2. если гражданское дело - необходимость заключения договора об исполнении суда (3-6 месяцев). Если нет - право истца терялось.

    8. Государственно-политическая структура Руси в период феодальной раздробленности. Государственный строй Новгородской республики.

    Причины распада Древнерусского государства:

    1. Экономические. Самодостаточная система натурального хозяйства ограничивала товарооборот между землями и способствовала их изоляции.

    2. Социально-политические. Из членов дружины и княжих мужей бояре превратились в феодалов-землевладельцев, стремившихся к политической независимости. Дань, взимавшаяся князем как верховным правителем и защитником своей территории, заменяется рентой, которая взимается собственником земли с проживающих и пользующихся ею. Десятичная система государственного управления заменяется дворцово-вотчинной, с двумя центрами правления: дворцом и вотчиной. Все придворные чины (кравчий, постельничий, конюший и др.) одновременно становятся государственными должностями в пределах каждой отдельной территориальной единицы.

    3. Внешнеполитические. Вторжение татаро-монголов и исчезновение древнего торгового пути ≪из варяг в греки≫. Киевское княжество утрачивает значение славянского государственного центра, от него отделяются и становятся самостоятельными целый ряд княжеств. Владимиро-Суздальское княжество, сохранившее систему органов власти и управления такими, которые были присущи раннефеодальным монархиям, стало впоследствии центром объединения русских земель. Имели особенности формы правления в Новгородском, и Псковском государствах - в Новгороде сложилась Новгородская феодальная аристократическая республика, а в Пскове - республиканская форма управления. Государственное управление осуществлялось через вече, которое формально было высшим органом власти, решавшим важнейшие вопросы. Боярский совет ( Оспода ) был организационным и подготовительным органом при вече. Вече избирало князя и посадника. Посадник - исполнительный орган веча - руководил вечевым собранием и боярским советом, представительствовал во внешних сношениях, вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском. Тысяцкий занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение. Архиепископ был хранителем государственной казны и главой церкви.

    Общая форма процесса с древнейших времен заключала в себе три стадии: 1) установление сторон, 2) производство суда и 3) исполнение решения. Но наряду с общей существовали и другие формы, в которых недоставало той или другой из указанных частей процесса. Стороны. Обе стороны именовались «истцами», «суперниками», или «сутяжниками». Таковое одинаковое наименование сторон указывает на отсутствие процессуальных преимуществ и для истца, и для ответчика, с некоторыми, впрочем, исключениями для исков уголовных.

    Понятие о государстве как истце (в делах уголовных) еще не существует; следовательно, нет различия между уголовным и гражданским, следственным и обвинительным процессом. Но уже со времен довольно ранних государство помогает частному истцу в преследовании обвиняемого, возглавляет преследование преступлений на общины и активно защищает интересы сторон, запрещая потерпевшему лицу освобождать преступника от наказания по мировой. Есть известия, что уже в XII в. государственная власть преследовала преступления даже тогда, когда частный истец отказался от иска, и что ближайшая причина этого явления заключалась в том, что органы власти не хотели отказаться от следуемого им уголовного штрафа. Но думать, что денежный интерес был единственный, который руководит тогда государственной властью в его уголовно-полицейской деятельности, было бы ошибочно. Сторонами, по общему порядку, во всех делах являются частные лица. Но под частными лицами в древнейшее время разумеются не лица физические: тогда истцами и ответчиками выступали семья, род и община. Впоследствии появилось ограничение этого, и было установлено, кто именно может мстить за отца, сына и брата. По русскому праву первоначальная обязанность общины отвечать по искам об убийстве не подлежит сомнению; из нее возникла круговая порука (при которой община является уже не только ответчиком, но и судьей по преступлениям).

    Кроме семьи, рола и общины, истцами и ответчиками являлись юридические лица в собственном смысле, обычно в полном составе своих членов -- физических лиц. Причем их правоспособность имела безграничные пределы: иски могли выдвигать женщины, как замужние, так и вдовы, дети и даже рабы. Отстранив от участия в суде толпы родственников и соседей, закон должен был определить, кто должен непременно лично являться на суд и кто мог выслать за себя представителя («ответчика», «пособника»). Вероятно, первоначально личное присутствие сторон в суде было общим правилом, так как процесс должен совершаться личными средствами (например, испытания огнем и водой, клятвой и полем) с помощью семьи и рода. Поэтому Русская Правда молчит о представительстве вовсе. В эпоху же Новгородской и Псковской судных грамот судебное представительство получило широкое развитие. Кто мог иметь представителей? По Новгородской грамоте, поверенных, которые в ней называются ответчиками, мог иметь всякий (ст. 15, 19, 82; по Псковской -- это право принадлежало только женщинам, детям, монахам и монахиням, дряхлым старикам, глухим). Кто мог быть представителем? Прежде всего, люди, связанные с истцом или ответчиком семейными узами.

    Кроме естественных представителей, можно было выслать как ответчика всякое стороннее лицо с одним исключением: лица, облеченные общественной (административной) властью, не могут быть частными поверенными. Это, очевидно, делалось для того, чтобы предотвратить невольное давление на совесть судьи.

    Установление отношений сторон до суда. Процессуальные отношения сторон устанавливаются, по общему правилу, договором между ними. Содержание этого договора составляли следующие вопросы: предмет спора, судья, к которому следует идти за решением, и срок явки в суд. Впрочем, второй из этих трех предметов входил в договор лишь в эпоху Русской Правды.

    В более позднее время существенным условием договора становится срок. Важное значение этого условия определяется тем, что сторона, не выполнившая его, т.е. не явившаяся в установленный срок, тем самым проигрывала иск. Между тем в тех случаях, когда установленный срок отменяется судом и переносится на другое время, эти строгие последствия исчезают: к не явившемуся посылается троекратный вызов, после которого взыскивается штраф за неявку.

    В более позднюю эпоху договор совершался при участии судебной власти, к которой истец обращался за содействием уже по общему правилу. Судебная власть даст пристава, те из приставов, которые исправляют свои обязанности внутри города, называются Подвойскими. Деятельность этих лиц не есть, впрочем, государственно-служебная: истец должен нанять их (там же). Для облегчения сторон введена постоянная такса, за хождение и езду приставов во Пскове на 10 верст -- деньга; в Новгороде эта плата называлась погонь и была различна, смотря по тому, от какого суда шел пристав: если от суда владыки, то на 100 верст 4 гривны, от князя -- по 5 кун, от его тиуна -- по 2 куны.

    Особенные виды установления отношения сторон до суда составляют: а) свод, б) гонение следа.

    Свод состоит в отыскании истцом надлежащего ответчика посредством закличи, свода и присяги. Каждый, у кого пропала вещь, объявляет об этом на торгу -- закличь -- того «мира», где это произошло в продолжение трех дней. Если истец найдет свою вещь по истечении трех дней после закличи, то тот, у кого она найдена, признается ответчиком, который не только возвращает вещь, но и уплачивает уголовный штраф -- 3 гривны за обиду. Если же закличь еще не была сделана или если собственник нашел вещь в руках другого до истечения узаконенных трех дней после закличи, или, наконец, он нашел ее не в своем городе (или «миру»), то начинается свод.

    Человек, у кого найдена вещь, отнюдь не признается еще ответчиком: он мог законным путем приобрести ее от третьего лица, ему известного. Вот почему закон, оставляя вещь во владении купившего ее, обязывает его вместе с первоначальным хозяином идти к тому лицу, у кого первый приобрел се. Если это третье лицо ссылается также на законный способ приобретения вещи, то свод продолжается дальше всеми заинтересованными лицами. Тот, до кого дойдет третий свод, должен вручить истцу деньгами цену, равную вещи, а сам уже ведет свод дальше.

    Свод может кончиться трояким образом: или последний владелец не докажет, что приобрел вещь законным образом от кого-либо, или если он в состоянии доказать это, но не знает человека, у которого купил, или, наконец, свод приведет к границам государства. В первом случае последний владелец признается вором и подлежит уголовному штрафу и частному взысканию, которое идет на удовлетворение тех, кому он продал краденую вещь. Во втором и третьем случае последний владелец должен доказать, что он купил, а не украл вещь. Доказать это можно только присягой двух свидетелей покупки. Присяга двух свободных мужей может быть заменена присягой одного мытника. В Уставной двинской грамоте конец свода определяется количеством сводов, именно десятью (сели ранее этого не найден настоящий вор; Уставная двинская грамота 5).

    След. Если преступник не был застигнут на месте преступления, то начинается разыскание следов. Предполагалось, что там, где лежит «лицо», там скрывается и преступник. Отсюда, если найдена «голова» -- труп убитого, то та вервь, где лежит голова, должна разыскивать виновного и выдать, после чего уже обвиняемый не пользуется никакими процессуальными средствами защиты, или сама вервь должна платить дикую виру. Если поличное -- украденная вещь -- найдена в чьем-либо доме, то хозяин дома отвечает за татьбу как предполагаемый вор.

    Затем понятие о «лице» расширяется еще более: лицом признается самый след, оставляемый преступником или вещью. Разыскивая покражу по «следу», истец может всегда потерять эти следы. Там, где они теряются, там предполагается преступник. Если же след потерян на большой дороге или в пустой степи, то всякий иск оканчивается.

    В судах Древнерусского государства использовались следующие основные средства установления истины: послухи, суды Божии и акты.

    Послухи и видоки. В литературе существует двоякое объяснение названий «послух» и «видок». По первому, видок есть очевидец совершавшегося факта; послух -- человек, свидетельствующий по слуху. По второму, видок и послух означают две процессуальные роли, совершенно различные друг от друга. Вилок есть простой свидетель в нашем смысле слова, а послух -- пособник, на которого «послался» истец и ответчик.

    Число послухов. Лучшее указание на отличие послухов от свидетелей в нашем смысле слова в том, что закон прямо требует определенного числа их в различных родах дел: для дел о личных оскорблениях требуется два свидетеля, или, правильнее (как и увидим ниже), по два с каждой стороны. Вероятно, столько же требовалось при исках о татьбе. При исках об убийстве обвинитель должен выставить семь послухов и т.п.

    Все эти разнообразные требования к количеству послухов упрощаются в эпоху Псковской и Новгородской грамот, когда во всех делах, требующих послушества, выступает только один послух.

    Качества, требуемые от послухов. Послух должен быть свободный человек -- «муж». Но из этого допускалось и прямое исключение: а) холопы высшего рода именно дворянские тиуны боярские (которые сами осуществляли суд в боярских вотчинах) и люди полусвободные -- закупы -- могут по требованию необходимости (т.е. за недостатком послухов-мужей) быть признаны к послушеству; б) холоп всякого рода может быть допущен к послушеству в несобственном смысле, т.е. по словам холопа может быть начат процесс, но не окончен его показаниями; в самом процессе холоп не играет рал и послуха, не принимает присяги.

    Наконец, постановляется, что «холоп на холопа послух», т.е. в исках против холопа послухом может быть выставлен холоп же.

    Второе качество, требуемое от послуха, есть то, что он должен быть гражданином государства, а не иноземцем. Из этого принципа делается исключение в исках граждан с иноземцами.

    Наконец, из понятий о послухе, как муже, следует, что послухом не могла быть женщина.

    Речь послуха на суде. Послух а) должен быть на суде: неявка его к суду ведет за собою проигрыш иска для стороны, его выставившей; б) должен подтвердить словесно все, что говорила сторона, выставившая его. Тождество показаний должно быть буквальное: «слово противу слова»; в) в эпоху Русской Правды, если судоговорение кончилось тем, что послухи обеих сторон показали согласно со словами тех, кто их поставил, то послухи должны идти на роту, присягать. В эпоху же судных грамот послух дал жен выступать на судебный поединок с ответчиком.

    Суды Божии. В Древнерусском государстве формами Божьего суда были: жребий, рота, ордалии и поле.

    Жребий. Древнейший способ решения всяких сомнительных дел. Однако совершенно самостоятельного значения жребий не имеет. И применяется в сочетании с другими доказательствами.

    Рота. Слово «рота» не вполне соответствует нынешнему понятию присяги (заимствованному из Польши): рота, по древним толкователям, означает спор, битву. Она служила первоначальным источником, из которого развились впоследствии ордалии и судебные поединки. В наших древнейших памятниках она является в виде клятвы перед богами или перед Богом. В последующее, христианское время она называется крестным целованием.

    В судебном смысле рота имеет двоякое значение: самостоятельное и вспомогательное. Рота, имеющая самостоятельное значение, совершается самими сторонами иска при неимении послухов.

    Рота становится вспомогательным средством при свидетельских показаниях и при судебном поединке. Показания свидетелей (послухов) в эпоху Русской Правды всегда оканчиваются ротой. При судебных поединках рота предшествует полю, составляя как бы его необходимую первую часть.

    Кто приносил присягу? По Русской Правде, и истец, и ответчик, Хотя во многих местах Русской Правды упоминается только о присяге одной стороны -- или истца или ответчика, но из этого отнюдь не следует, что здесь же не подразумевается само собою и право присяги для другой стороны.

    В эпоху судных грамот присягали уже не обе стороны вместе и не жребий решал выбор между ними, а следующее общее правило: ответчику предоставлялось или самому принести присягу, или предоставить присягу истцу.

    Ордалии. Ордалиями называются испытания посредством огня и воды. У нас первое известие о них дает Пространная Русская Правда, а в договорах с немцами они упоминаются в последний раз. Вообще принято думать, что с XIII в. ордалии у нас исчезают; но судебные акты даже XVI в. указывают, что еще и в то время испытание водой производилось. Форма этих испытаний у нас остается малоизвестной: известно только, что испытание огнем производилось через раскаленное железо.

    О форме испытаний водой получаем сведения из поучения Серапиона проповедника XIII в.: «Правила божественные повелевают многими послухи осудити на смерть человека. Вы же воду послухом поставите и глаголите: аще утопати начнет, неповинная есть, еще ли попловет, волхвов есть. Не может ли дьявол, видя ваше маловерие, подержати да не погрузится, дабы въреши в душегубство? Я ко оставивше послушьство боготворенного человека, идосте к бездушну естьству -- к воде, приясте послушьство на прогневаны: Божие».

    В чем был смысл этих испытаний, и каковы могли быть их последствия? Источники свидетельствуют, что если испытания сопровождались долговременными следами (ранами) и страданиями, то человек признавался виновным. При этом испытания имели окончательную решающую силу.

    Поле (судебный поединок). Все изложенные выше средства борьбы тесно связаны между собой: если есть послухи, то дело решается ими; если нет послухов, то следует (смотря по ценности иска) рота или жребий, испытание водой или железом. Совершенно вне этой системы средств стоит поле. Поле в наших источниках не упоминается до XIII в. (т.е. когда из законов исчезают ордалии), но потом непрерывно существует до XVII в. Первое упоминание о нем содержится в договоре с немцами 1229 г. (ст. 15 и 16). Здесь судебные поединки сопоставлены рядом с ордалиями.

    Несомненно, что судебные поединки зарождаются в глубокой древности из самих свойств первоначального процесса (личной борьбы); они столь же древни у нас, как война, и, следовательно, отнюдь не заимствованы нами извне. Надо думать, что судебные поединки, существуя рядом с ордалиями как их замена, зависящая от произвола сторон, к XIII в. начали вытеснять собою ордалии.

    Существенное условие судебного поединка есть равенство сторон, которое понималось преимущественно в смысле физического равенства.

    Отсюда следующие положения: на поединок могут выходить только мужчина против мужчины, женщина против женщины, но не мужчина против женщины (Пск. суд. гр., 119). Старые, дети и монахи не обязаны выходить на поединок взрослых и здоровых. В обоих случаях сторона слабейшая может иметь «наймитов», наемных борцов. Но так как в этом случае равенство наложений нарушалось, то и другая сторона получала право иметь наймита. Дальнейшее условие поединка -- равенство оружия: у нас оружием могли быть мечи и дубины. Третье условие поединка -- время и место его.

    По Новгородской судной грамоте, поединок может последовать не раньше двух недель после того, как дело рассматривалось в суде; если поединок в этот срок не состоялся, то обвиняется та сторона которая уклонилась от него. Местом поединка было специально назначенное для того «пале», особый театр битвы за городом. При поединке должны были присутствовать чиновники суда.

    В каких делах имело место поле? Сфера применения поединка совпадает со сферой применения ордалий. Далее, поле имело применение в тех исках о поземельной собственности, в которых право обеих сторон утверждается равносильными письменными актами. Наконец, поле применяется в исках, возникающих из таких договоров, которые не требовали формального заключения сделки. Во всех других случаях поле запрещено.

    Кто должен выходить на поле? С одной стороны -- ответчик, с другой -- или послух, или истец. Ответчик предъявляет вызов послуху; если послух уклонился от вызова, то вызывается истец.

    Последствия судебных поединков: победитель в любом случае признается правым.

    Акты. К концу существования Древнерусского государства в суд представляются письменные доказательства (акты) в большей части исков, возникающих из договоров, которые прежде решались послухами, и в тяжбах о недвижимом имуществе. Эти акты или неформальные -- доски или формальные -- записи. Первые -- домашние акты, вторые -- укрепленные. Укрепление во Пскове происходило через оставление копии в ларе Св. Троицы. Первые не исключали возможности ни свидетельских показаний, ни судов Божиих; вторые решали дело безусловно.

    Приговор и его исполнение. Процесс в Древнерусском государстве начинается, ведется и оканчивается силами самих сторон. Решение суда в древнюю эпоху давалось сначала словесное, затем приобретает форму грамоты -- или «правой», если суд состоялся, или «бессудной», если сторона обвинена по неявке. Документ выдастся правой стороне для удовлетворения ее. Удовлетворение, хотя и на основании закона, составляет, однако, предмет новых условий между сторонами, «переговоры между ними.

    Одновременно с появлением первых судебных решений возникает необходимость обеспечить возможность принуждения к индивидам, не желающим по каким-либо причинам сообразовывать свои действия с принятыми судебной властью решениями.

    Несмотря на общепринятое в ранний период развития российского государства понимание исполнительного производства как части гражданского судопроизводства, анализ и спал ни тельного законодательства позволяет прийти к выводу о том, что исполнительные действия, независимо от того, какой исторический этап развития законодательного регулирования подвергается анализу, предполагались настолько простыми, что в большинстве своем поручались не судьям (судам) как органам власти, обладающим специальными качествами, которые необходимы для решения первой задачи, а другим, «низшим» органам (праветчикам, полиции, волостному и сельскому начальству, позднее -- судебным приставам, органам милиции и волисполкома судебным исполнителям).

    Исключение здесь составляет период с 1261 по 1649 г., когда судьи могли сами исполнять решения по делам о недвижимом имуществе, однако они вправе были поручить совершение исполнительных действий и назначенным ими же самими лицам, из чего можно предположить, что судьи вряд ли пользовались правом исполнения.

    Исследование исполнительного процесса в этом отношении всегда было делом неблагодарным. С одной стороны, приходилось придерживаться официальной версии о том, что «процесс приведения решения в исполнение является частью общего гражданского судебного процесса, а все действия по исполнению должны совершаться в том же порядке и теми же основными приемами, что и действия самого суда по разбору дела». С другой стороны, нельзя было не заметить, что исполнение решений всегда «находилось в руках менее квалифицированных работников».

    В числе первых российских источников права, содержащих нормы исполнительного характера, можно отметить Договор Олега с греками, в котором было установлено, что «с виновного должно взыскать иск вполне, если же он не может заплатить все, то должен отдать все, что имеет, и присягнуть в том, что нет никого, кто бы мог ему помочь в уплате», а также Русскую Правду, где предусматривалась возможность поступать с должником-купцом по «произволу» хозяина погибшего по вине этого купца товара.

    Однако «нормами исполнительного права» названные правоположения можно назвать лишь условно. Указанные российские правила практически повторяют положения древнеримского права. по которому сам кредитор при наступлении срока платежа мог арестовать должника и путем продажи его с публичных торгов получить удовлетворение из вырученной суммы либо держать ответчика у себя до полной отработки долга. Таким образом, расправа по обязательствам могла производиться без суда и состязательного или следственного начала. Подобные нормы содержались в договоре Новгорода с немцами 1261 г. По Новгородской Судной грамоте стороне дозволялось получить самостоятельное удовлетворение от должника, но лишь по истечении срока на добровольное исполнение, который в случае спора мог устанавливаться и в судебном порядке. Как видим, исполнительное производство в это время могло существовать совершенно автономно от гражданского процесса, так же как и последний мог обходиться без исполнительного.

    С течением времени самовольная расправа была запрещена, арест стал налагаться только с разрешения судебной власти. Однако на окраинах Российской империи вплоть до XVII в. признавались законными действиями кредитора, самоуправно завладевшего заложенным ему должником имуществом после просрочки платежа.

    Первая реформа исполнительного производства в России 1261 г. обращает на себя внимание появлением первого законодательно урегулированного способа исполнения судебных решений, получившего название «отдача головою». «Отдача головою» предусматривала лишение несостоятельного должника и членов его семьи (жены, детей) свободы и продажа их в рабство с торгов.

    Если же взыскатель был в единственном числе, он мог взять должника к себе в рабы. Чуть позже «вечное рабство» было заменено временной работой, при которой должник либо сам отрабатывал долг, либо его могли выкупить другие лица. Подобная мера исполнения достаточно привлекательна в силу своей эффективности, но заметим, что эта мера для демократического государства, конституционно не признающего принудительный труд, невозможна.

    Реформа 1261 г. интересна и тем, что в ходе ее реализации появились первые должностные лица, специализирующиеся на исполнение судебных решений о взыскании денежных сумм, названные «праветчиками». Задача «праветчиков» состояла в том, чтобы «доправить иск», т.е. реально передать заимодавцу присужденное ему с ответчика имущество или денежные средства без лишения свободы должника.

    Соответственно меры, которые применяли праветчики к должникам, назывались «правежем», а при неэффективности правежа ответчика отдавали заимодавцу головой до выкупа. Контроль суда за процессом исполнения по реформе 1261 г. ограничивался реализацией решений о правесобственности на землю, которым в Средние века в России придавалось особое значение. Исполнение таковых решений поручалось особо назначенным в судебном порядке лицам, но могло производиться и самими судьями.