Органы, осуществляющие предварительное следствие и их компетенция. Органы предварительного следствия Министерство внутренних дел Российской Федерации

  • Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»
    • Правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи
    • Основные направления (функции) правоохранительной деятельности
    • Правоохранительные органы: общая характеристика и система
    • Учебная дисциплина "Правоохранительные органы": предмет, наименование, система и содержание
    • Соотношение дисциплины "Правоохранительные органы" с другими юридическими дисциплинами
  • Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах
    • Общая характеристика и классификация правовых актов о правоохранительных органах
    • Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию
    • Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их юридическому значению
  • Судебная власть и система органов, ее осуществляющих
    • Судебная власть, ее понятие и соотношение с другими ветвями государственной власти
    • Суд как орган судебной власти
    • Судебная система
  • Правосудие и его демократические основы (принципы)
    • Отличительные признаки и понятие правосудия
    • Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, истоки и значение
    • Законность
    • Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия
    • Осуществление правосудия только судом
    • Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда
    • Самостоятельность судов, независимость судей и заседателей
    • Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом
    • Обеспечение права граждан на судебную защиту
    • Состязательность и равноправие сторон
    • Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту
    • Презумпция невиновности
    • Открытое разбирательство дел во всех судах
    • Обеспечение возможности пользования в суде родным языком
    • Участие граждан в отправлении правосудия
  • Основное звено федеральных судов общей юрисдикции
    • Районный суд - основное звено федеральных судов общей юрисдикции
    • Этапы развития районного суда
    • Полномочия районного суда
    • Основные права и обязанности судей
    • Председатель (судья) районного суда
    • Организация работы в районном суде
  • Среднее звено федеральных судов общей юрисдикции
    • Суды среднего звена, их полномочия и место в системе федеральных судов общей юрисдикции
    • Основные этапы развития судов среднего звена
    • Состав и структура суда среднего звена, полномочия структурных подразделений судов этого звена
    • Организация работы в судах среднего звена
  • Военные суды
    • Задачи военных судов и их место в российской судебной системе
    • Этапы развития военных судов
    • Подведомственность военных судов
    • Основы организации и подсудности военных судов
  • Верховный Суд Российской Федерации
    • Верховный Суд РФ - высший судебный орган судов общей юрисдикции
    • Основные этапы истории Верховного Суда РФ
    • Судебные полномочия Верховного Суда РФ
    • Порядок формирования Верховного Суда РФ, его состав и структура
    • Организация работы в Верховном Суде РФ
  • Арбитражные суды и иные арбитражные органы
    • Арбитражные суды, их роль и основные задачи
    • Этапы развития арбитражных органов
    • Арбитражные суды основного звена, их состав и полномочия
    • Арбитражные апелляционные суды, их состав и полномочия
    • Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды): порядок образования, состав и полномочия
    • Высший Арбитражный Суд РФ, его состав, структура и полномочия
    • Иные арбитражные органы
  • Конституционный Суд Российской Федерации
    • Конституционный контроль, его понятие и истоки
    • Конституционный Суд РФ: полномочия и основы организации
    • Решения Конституционного Суда РФ, их виды, содержание, форма и юридическое значение
  • Суды субъектов Российской Федерации
    • Конституционные (уставные) суды
    • Мировые судьи
  • Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей
    • Судейский корпус (судейское сообщество) и статус судей: понятие и общая характеристика
    • Порядок формирования судейского корпуса
    • Гарантии независимости судей
    • Судейское сообщество и его органы
    • Квалификационные коллегии и аттестация судей
    • Статус присяжных и арбитражных заседателей
  • Основные этапы развития российской судебной системы
    • Становление российских судов как учреждений, обособленных от других государственных органов (дореформенные суды)
    • Судебная реформа 1864 г. и ее основные итоги
    • Становление и развитие судов в послеоктябрьский период: от 1917 г. до наших дней
      • Период от октября 1917 г. до 1922-1924 гг.
      • Период от 1925 г. до начала 30-х годов
      • Период от начала 30-х годов до 1953 г.
      • Период от 1953 г. до середины 80-х годов
      • Современная судебно-правовая реформа, ее предпосылки и основные результаты
  • Организационное обеспечение деятельности судов и органы, его осуществляющие
    • Понятие и содержание организационного обеспечения деятельности судов
    • Эволюция организационного обеспечения деятельности судов
    • Органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов
    • Судебный департамент при Верховном Суде РФ
    • Администраторы судов
    • Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств
    • Министерство юстиции РФ и его органы: основные функции и организация
  • Прокурорский надзор и органы прокуратуры
    • Прокурорский надзор и направления прокурорской деятельности
    • Основные этапы развития прокуратуры
    • Система, структура и порядок образования органов прокуратуры
    • Кадры органов прокуратуры
  • Организация выявления и расследования преступлений
    • Выявление и расследование преступлений: понятие и этапы развития
      • Этапы развития
    • Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их компетенция
    • Органы дознания, их компетенция
    • Органы предварительного следствия, их компетенция
  • Юридическая помощь и ее организация
    • Юридическая помощь: содержание и значение
    • Адвокатура
      • Становление и эволюция российской адвокатуры
      • Статус адвоката
      • Формы организации адвокатской деятельности
      • Адвокатская палата субъекта РФ
      • Федеральная палата адвокатов Российской Федерации
    • Нотариат: функции, организация и руководство его деятельностью

Органы предварительного следствия, их компетенция

Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, госнаркоконтроля. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры. В этом случае на них распространяются все полномочия следователей.

Круг дел, по которым обязательно проводится предварительное следствие, предусмотрен в ст. 150 УПК. Там же устанавливается и подследственность, т. е. определение того, какие конкретные категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности.

Правила определения подследственности уголовных дел во всех деталях изучаются на старших курсах юридических учебных заведений в рамках предмета, называемого уголовным процессом. Познающим курс "Правоохранительные органы" достаточно иметь общее представление по данному практически важному вопросу.

Решается он в указанной статье УПК примерно следующим образом:

  • следователи прокуратуры уполномочены расследовать дела о посягательствах на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина, на порядок исполнения обязанностей по службе, в том числе военной (следователи военной прокуратуры), на некоторых должностных лиц государственных органов, в том числе ряда правоохранительных (судьи, прокуроры и следователи прокуратуры, должностные лица органов внутренних дел и др.), а равно о посягательствах, совершенных такими лицами;
  • следователи федеральной службы безопасности - о наиболее опасных преступлениях против государственного строя и общественной безопасности (бандитизм, государственная измена, шпионаж и т. д.), а также о преступлениях террористического характера и преступлениях, связанных с проявлениями организованной преступности и коррупцией;
  • следователи органов госнаркоконтроля - о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;
  • следователи органов внутренних дел - о многочисленных других преступлениях (против собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, системы налогообложения и т. д.).

Закон наделяет следователя необходимыми полномочиями. Он самостоятельно принимает большинство решений, связанных с производством следственных и иных процессуальных действий. Однако в предусмотренных законом случаях его решения приобретают законную силу лишь после получения им санкции или согласия суда либо прокурора на совершение определенных действий (например, возбуждение уголовных дел, их прекращение по некоторым основаниям, заключение обвиняемого под стражу, продление срока предварительного следствия или содержания обвиняемого под стражей, контроль телефонных или иных переговоров, обыск жилого помещения).

Помимо этого следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде. Но закон предусматривает и возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора, касающимися, скажем, привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого, объема его обвинения, прекращения производства расследования, передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. После проверки доводов следователя вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которыми не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие по делу другому следователю.

Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Следователями могут назначаться граждане Российской Федерации, имеющие, как правило, высшее юридическое или иное специальное образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности.

В зависимости от характера и содержания расследуемых уголовных дел, степени их сложности, уровня квалификации, накопленного опыта следователи занимают разное должностное положение. Они могут называться следователями, старшими следователями, следователями по особо важным делам и старшими следователями по особо важным делам. Такого наименования должностей сотрудников, наделенных полномочиями по осуществлению предварительного следствия, придерживаются во всех ведомствах, имеющих следственный аппарат.

Например, в прокуратурах районов, городов и автономных округов обычно работают следователи и старшие следователи; в прокуратурах республик, краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области - следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам; в Генеральной прокуратуре РФ - старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам и старшие следователи. Примерно таким же образом распределяются следователи по своим должностным наименованиям в военной и специализированных прокуратурах, а также в органах внутренних дел, федеральной службе безопасности и органах Госнаркоконтроля РФ.

Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы системы структурных подразделений, которые принято именовать следственными аппаратами.

Возглавляют эти аппараты подразделения, входящие в состав высших органов конкретных ведомств. К примеру, в Генеральной прокуратуре РФ имеется Следственное управление, в Федеральной службе безопасности РФ - тоже Следственное управление, а в системе органов внутренних дел - Следственный комитет при МВД России.

На среднем уровне (республика, край, область, город федерального значения и т. д.) следователи практически во всех ведомствах объединяются, в зависимости от объема работы и числа работающих, в подразделения, которые называются по-разному: группы, части, отделения, отделы и даже управления.

В качестве примера структуры следственного аппарата можно было бы привести ту, которая предусматривается Положением об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 23 ноября 1998 г. № 1422 К Возглавляет эту структуру, как отмечено выше, Следственный комитет при МВД РФ, которым руководит заместитель Министра - начальник комитета, назначаемый Президентом РФ по предложению Правительства РФ.

В субъектах РФ организуются главные следственные управления, следственные управления или следственные отделы при соответствующих органах внутренних дел. Такого рода подразделения создаются также при органах внутренних дел на транспорте, особо важных и режимных объектах.

Их возглавляют начальники, которые одновременно являются заместителями руководителей соответствующих органов внутренних дел, назначаемыми на должность или освобождаемыми от нее Министром внутренних дел РФ по представлению начальника Следственного комитета. На основном уровне (в городах, районах и т. д.) могут быть образованы управления, отделы, отделения, группы.

Следственные подразделения высшего и среднего уровней выполняют в основном две функции: осуществляют предварительное следствие по наиболее сложным делам и оказывают содействие следователям, работающим в нижестоящих структурах своего ведомства. Такое содействие может проявляться в оказании методической помощи в раскрытии конкретных преступлений, повышении квалификации следователей, разъяснении нового законодательства, когда в этом есть необходимость, ознакомлении с научно-техническими новинками, которые могут быть использованы в следственной работе, и т. д.

На основном уровне (к примеру, в районах и городах) следственные подразделения создаются не всегда, поскольку объем работы не позволяет вводить достаточное для этого количество должностей следователей. Существует немало районов и городов (особенно в сельской местности и в отдаленных регионах страны), где, скажем, в прокуратурах работают один или два следователя. Создавать для них какие-то структурные подразделения (группы, отделения, отделы и т. п.) попросту неразумно: ими руководят непосредственно прокуроры или их помощники.

Что касается следственных аппаратов службы безопасности, то для них на уровне районов или городов, пожалуй, в большинстве случаев нет постоянной нагрузки. Здесь подследственные им дела могут "возникнуть", максимум, один раз в несколько лет, и с такими делами вполне могут справиться следователи из вышестоящих структур (республиканских, краевых и других, приравненных к ним). Естественно, в подобных случаях нет необходимости не только в организации следственных подразделений, но и во введении постоянных должностей следователей.

Следователи, работающие во всех названных выше ведомствах, имеют не только соответствующие должностные наименования, но и классные чины, специальные звания (органы внутренних дел и органы госнаркоконтроля) и воинские звания (федеральная служба безопасности и военная прокуратура). Присваиваются чины и звания с учетом занимаемой должности, выслуги лет, отношения к работе и других факторов.

Для характеристики органов предварительного следствия весьма важно знать, что к какому бы ведомству ни принадлежал конкретный следователь, каким бы он ни обладал классным чином, воинским или специальным званием, какую бы должность он ни занимал (будь-то следователя, старшего следователя, следователя по особо важным делам и т. д.) - при расследовании конкретного уголовного дела он обязан подчиняться единым требованиям законов, в первую очередь требованиям, предусмотренным Конституцией РФ и УПК.

Выявление и расследование преступлений по преимуществу относятся к
компетенции органов внутренних дел (главным образом милиции) и прокуратуры.
В последнее время в законодательство по вопросам выявления и расследования
преступлений были внесены существенные изменения и дополнения. В основном
они связаны с новым Уголовно-процессуальным кодексом РФ, который вступил
в действие с 1 июля 2002 года.

Направлению уголовного дела в суд, который устанавливает факт наличия
преступления, виновность (или невиновность) подсудимых, назначает им
наказание за совершенное преступление или применяет иные меры реализации
уголовной ответственности, предшествует предварительное расследование.
Предварительное расследование осуществляется в двух формах - дознания
и предварительного следствия .

Между органами дознания и предварительного следствия много общего,
поэтому их часто путают. Это и неудивительно. По отношению к преступлениям
у них по существу одни и те же задачи. При обнаружении признаков состава
преступления эти органы обязаны возбудить уголовное дело в пределах
их компетенции. В своей деятельности они руководствуются едиными требованиями
уголовно-процессуального законодательства и уполномочены производить
в принципе одинаковые следственные действия с целью выявления, фиксации,
проверки и оценки доказательств.

В то же время дознание и предварительное следствие проводятся, как
правило, разными органами и должностными лицами и в отношении разных
преступлений. Предварительное следствие уполномочены вести следователи,
а дознание - дознаватели. У них разный объем процессуальных полномочий.
Начнем с того, что дознание возможно в отношении только тех преступлений
небольшой и средней тяжести, которые перечислены в ч. 3 ст. 150 УПК
РФ и при этом относятся к категории так называемых «очевидных». На практике
это означает, что лицо, совершившее такое преступление, известно. В
отношении всех других преступлений (в том числе «неочевидных» или очевидных,
но не указанных в перечне ч. 3 ст. 150 УПК РФ, или преступлений тяжких
и особо тяжких), как правило, проводится расследование в форме предварительного
следствия.

К органам дознания, согласно ст. 40 УПК РФ, относятся: органы внутренних
дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии
с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной
деятельности (например, оперативные подразделения Федеральной службы
безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной пограничной
службы РФ, Министерства юстиции РФ и др.); главный судебный пристав
РФ, главный военный судебный пристав, главные судебные приставы субъектов
Федерации, их заместители, а также старшие судебные приставы Конституционного
суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ; командиры
воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
органы Государственной противопожарной службы РФ.

Органы дознания при расследовании уголовных дел обязаны действовать
по двум направлениям. Во-первых, выполнить действия, образующие в своей
совокупности собственно дознание. И, во-вторых, начать следственные
действия,
которые уголовно-процессуальное законодательство относит
к числу неотложных. Следует отметить, что по подавляющему числу
уголовных дел дознание и неотложные следственные действия проводятся
милицией.

Неотложные следственные действия совершаются органом дознания сразу
же после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного
следствия обязательно. Лишь в этом случае возможно эффективное обнаружение
и фиксация следов преступления, а также сбор доказательств, требующих
незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Дознание ведется
с некоторым упрощением процессуальных форм в сравнении с предварительным
следствием и отличается сжатостью сроков: согласно ст. 223 УПК РФ дознание
должно быть завершено в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного
дела и до принятия решения о направлении уголовного дела прокурору.
Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем еще на 10 суток.

После чего все собранные материалы необходимо передать следователю,
который и будет вести дальнейшее предварительное следствие с соблюдением
всех формальностей.

В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится
следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности,
органов внутренних дел РФ. В исключительных случаях его могут осуществлять
начальники следственных отделов прокуратуры.

Круг дел, по которым в обязательном порядке проводится предварительное
следствие, предусмотрен в ст. 150 УПК РФ. Там же установлена подследственность ,
т. е. определяются конкретные категории дел, которые подлежат расследованию
следователями различной ведомственной принадлежности.

Так, следователи прокуратуры уполномочены расследовать, в частности,
преступления, связанные с посягательствами на жизнь и здоровье, конституционные
права и свободы человека и гражданина; следователи федеральной службы
безопасности - наиболее опасные преступления против государственного
строя и общественной безопасности; следователи органов внутренних дел
- преступления против собственности, общественного порядка, надлежащей
эксплуатации транспортных средств и др.

Закон наделяет следователей необходимыми полномочиями, которые обеспечивают
их процессуальную независимость. Следователи свободны в принятии решений,
связанных с ходом расследования и производством следственных и иных
процессуальных действий. В предусмотренных законом случаях решения,
принимаемые следователем, приобретают законную силу лишь после получения
согласия или санкции суда либо прокурора на совершение определенных
действий (например, о прекращении уголовного дела, о заключении обвиняемого
под стражу, об освобождении его под залог, о продлении срока предварительного
следствия или содержания обвиняемого под стражей, об обыске, выемке
и т. д.).

Письменные указания прокурора по каждому конкретному делу обязательны
для выполнения следователем. Вместе с тем предусматривается возможность
при несогласии следователя с указанием прокурора передать дело вышестоящему
прокурору с письменным изложением своих возражений. В случае признания
их убедительными указания нижестоящего прокурора будут отменены вышестоящим.
В противном случае дело будет поручено другому следователю.

Следователи процессуально независимы, а их полномочия носят властный
характер. Следователь имеет право давать органам дознания письменные
указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному
делу, находящемуся у него в производстве. Постановления следователя
по делам, находящимся у него в производстве, обязательны для исполнения
всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами
и гражданами.

Оперативно-розыскная деятельность, в отличие от деятельности по расследованию
преступлений, опирается на несколько иную законодательную базу. Осуществление
оперативно-розыскных мероприятий регулируется Федеральным законом РФ
«Об оперативно-розыскной деятельности» (принят Государственной думой
5 июля 1995 года) и соответствующими ведомственными подзаконными нормативными
актами, тогда как следователь в своей работе должен руководствоваться
уголовно-процессуальным законодательством.

Имеются и определенные процессуальные отличия: проведение следственных
действий допускается только после возбуждения уголовного дела, тогда
как оперативно-розыскные этим не ограничиваются. Они могут проводиться
не только при наличии возбужденного уголовного дела, но и в тех случаях,
когда стало известно о подготовке противоправного деяния, но достаточных
данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела нет, или, например,
в случае сообщения о лицах без вести пропавших или при обнаружении неопознанных
трупов.

Наконец, существуют различия и в характере получаемых результатов.
Входе следственных действий, как правило, становятся известны источники
тех фактов, которые могут стать доказательствами после их закрепления
процессуальным путем. Результатом же оперативно-розыскных действий являются
лишь предварительные сведения, требующие дальнейшей проверки в ходе
необходимых оперативно-процессуальных действий.

Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет те ведомства,
которые обладают правом осуществлять такую деятельность. К ним, в частности,
относятся: оперативные подразделения органов внутренних дел, органов
федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной
охраны, органов пограничной службы РФ, таможенных органов, органов службы
внешней разведки РФ, министерства юстиции РФ.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются выявление и раскрытие
преступлений, их предупреждение и пресечение, установление лиц, участвовавших
в совершении преступлений или их готовивших, розыск лиц, скрывающихся
от органов дознания, следствия и суда, а также без вести пропавших граждан.

Для ведения оперативно-розыскной деятельности могут применяться не
только гласные, но и негласные методы. Их перечень установлен законодательством
и может быть изменен только федеральным законом. К числу оперативно-розыскных
мероприятий относятся: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного
исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов;
наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий,
сооружений, участков местности, транспортных средств; контроль почтовых
отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных
переговоров; снятие информации с технических каналов связи, оперативное
внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

На проведение некоторых из названных действий требуется обязательная
санкция прокуроров соответствующих уровней, на которых возложен и общий
контроль за соблюдением законности всей оперативно-розыскной деятельности.

Важно отметить, что действующее законодательство не допускает частной
деятельности в сфере оперативно-розыскных мероприятий. Частная детективная
и охранная службы в какой-то мере схожи с оперативно-розыскными мероприятиями,
но их не следует смешивать. Закон «О частной детективной и охранной
деятельности в РФ», принятый11.03.1992 (в редакции от 10.01.2003), определяет
такую деятельность как оказание на возмездной договорной основе услуг
(сыска и охраны) физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими
специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты
законных прав и интересов своих клиентов. В ст. 1 указанного Закона
прямо говорится, что граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью,
не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные
законом к исключительной компетенции органов дознания. На граждан, занимающихся
частной детективной и охранной деятельностью, действие законов, закрепляющих
правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.

По уголовным делам частные детективы могут собирать сведения на договорной
основе с гражданами. Однако в течение суток после подписания контракта
с клиентом на сбор сведений, представляющих интерес для производства
по делу, частный детектив обязан письменно уведомить об этом дознавателя,
следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное
дело.

Частным детективам запрещается скрывать от правоохранительных органов
ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений,
выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, прибегать к
действиям, посягающим на права и свободы граждан, а также ставящие под
угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан, разглашать
собранную информацию и т. д. Проведение сыскных действий, нарушающих
тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо
связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища,
влечет за собой установленную законом ответственность.

Предварительное расследование - это урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность специально уполномоченных на то органов и должностных лиц по установлению фактических обстоятельств преступления, виновности лица, его совершившего, привлечению его к уголовной ответственности, защите нарушенных преступлением прав и свобод личности, законных интересов общества и государства, ограждении от неосновательного обвинения и реабилитации каждого невиновного. Расследование уголовных дел относится к предварительному расследованию.

Органы предварительного расследования наделяются специальными полномочиями, которые перечислены в УПК РСФСР. Принято различать две его формы: предварительное следствие и дознание.

Дознание проводится специально уполномоченными органами исполнительной власти - органами дознания. Между ними имеются сходства и различия.

Сходства: они выполняют одни и те же задачи применительно к различным видам уголовных преступлений. Осуществляют свою деятельность на основе единого УПК. Акты дознания имеют такое же юридическое значение, что и акты предварительного следствия.

Различия: осуществляются разными органами. Согласно требованиям ст.126 УПК орган дознания возбуждает уголовное дело, производит по нему неотложные следственные действия и в 10-дневный срок передает дело следователю, который осуществляет дальнейшее производство по делу согласно ст. 109 УПК.

На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступлений (ст. 118 УПК).

Общая характеристика органов предварительного следствия

Законом определены четыре следственных аппарата различных правоохранительных органов: следователи прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и налоговой полиции.

Деятельность органов предварительного следствия регламентирована Уголовно-процессуальным кодексом, в соответствии с которым они решают следующие основные задачи: быстрое раскрытие преступления, установление и изобличение всех обвиняемых; всестороннее, полное и объективное расследование уголовного дела; поиск и процессуальное оформление доказательств, как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого; формирование обвинения в соответствии с требованиями закона; соблюдение интересов и прав всех участников процесса в производстве по уголовному делу; принятие мер по возмещению материального ущерба и устранению негативных последствий от преступления; профилактическое воздействие на причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Его функция - расследование уголовных дел с соблюдением требования всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявления обстоятельств как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого, а также смягчающих его ответственность.

Уголовно-процессуальный кодекс предоставляет следователю необходимые полномочия по производству следственных действий и принятию процессуальных решений, а также по применению мер уголовно-процессуального принуждения. Решения следователя облекаются в форму постановлений, следственные действия фиксируются в протоколах, и содержание этих документов, их форма должны соответствовать обстоятельствам уголовного дела и требованиям УПК РФ.

При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Если в ходе расследования он придет к внутреннему убеждению, что в материалах следствия нет состава преступления, то выносится постановление о прекращении уголовного дела. Собрав достаточные доказательства, дающие основание для привлечения лица в качестве обвиняемого, следователь самостоятельно выносит мотивированное постановление и предъявляет обвинение. Проведя расследование в полном объеме, он составляет от своего имени обвинительное заключение и представляет дело прокурору для утверждения обвинительного заключения и направления его в суд. Ответственность следователя и доверие к нему настолько велики, что законодатель не требует заверения процессуальных документов печатью, достаточно одной лишь подписи следователя. Печатью заверяются только постановления, требующие санкции прокурора.

По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий.

В ходе расследования следователь может давать указания органам дознания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания помощи в проведении отдельных следственных действий, такие требования предоставленные в письменном виде являются обязательными для органов дознания. Постановления следователя вынесенные в соответствии с законом являются обязательными для всех пpедпpиятий, учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан.

Расследуя дело, следователь имеет право задержать подозреваемого в совершении преступления, а в случае, если он скрылся, или лицо, совершившее преступление, не известно, поручить органам дознания их розыск. Все поручения органам дознания даются в письменном виде и обязательны для исполнения.

Большое значение в борьбе с преступностью имеют сроки производства расследования. По общему правилу предварительное расследование по уголовному делу должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до момента направления дела прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо прекращения или приостановления производства по делу. Срок предварительного следствия может быть продлен прокурором по постановлению следователя, когда расследуется многоэпизодное дело или когда к уголовной ответственности привлекаются несколько обвиняемых. Соблюдение установленных сроков необходимо не только для обеспечения полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, но и для обеспечения прав и законных интересов обвиняемого и потерпевшего.

Пpедваpительное следствие приостанавливается, если обвиняемый скрылся от следствия и не может быть найден, или в случае психического или иного тяжкого заболевания обвиняемого удостоверенного врачом, или же в случае не установления лица подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, согласно статьи 195 УПК РСФСР.

Пpедваpительное следствие заканчивается составлением обвинительного заключения, либо постановлением о направлении дела в суд, для pассмотpения вопроса о применении принудительных меp медицинского хаpактеpа, либо постановлением о пpекpащении дела, либо постановлением о пpекpащении дела с направлением материалов в суд для применения меp административного взыскания.

Также дело может быть пpекpащено, если существуют обстоятельства исключающие производство по делу, согласно статьи 5 УПК России. Или же согласно статьи 6 УПК России в следствии изменения обстановки, или всвязи с деятельным раскаянием согласно статьи 7 УПК России, может быть пpекpащено в отношении несовершеннолетнего, с применением меp воспитательного воздействия. Также пpекpащается в связи с пpимеpением с потерпевшим, пpекpащается и в связи с недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления, если исчеpпаны все возможности для собирания принудительных доказательств.

После подписания обвинительного заключения следователь немедленно направляет дело пpокуpоpу.

Действия следователя находятся под надзором прокурора, который выражается в санкционировании производства отдельных следственных действий и даче указаний о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, направлении дела для передачи обвиняемого суду или прекращении дела. Следователь, опираясь на внутреннее убеждение, может не согласиться с указаниями прокурора по указанным вопросам, и в этом случае закон дает следователю право представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. При подобной ситуации прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора или поручает производство следствия по этому делу другому следователю.

Такова общая характеристика полномочий следователя и его процессуальных прав.

Предварительное расследование представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечения лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечения возмещения вреда, причиненного в результате совершенного преступления.

Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем, дознавателем к своему производству, заканчивается составлением обвинительного заключения (обвинительного акта) и направлением его прокурору для утверждения и передачи в суд.

Расследование называется предварительным потому, что все выводы, сделанные при производстве предварительного следствия и дознания о виновности и доказанности виновности лица в совершении преступления, не являются для суда обязательными. Суд не связан выводами органов предварительного расследования и принимает решение после исследования в ходе судебного следствия доказательств, представленных сторонами, основываясь при этом на нормах материального и процессуального права, своей совести и личного убеждения.

Предварительное расследование является формой досудебного производства по уголовным делам. УПК предусматривает, что расследование по уголовному делу должно осуществляться в форме предварительного следствия или дознания.

Основной формой расследования по уголовно-процессуальному законодательству является предварительное следствие. Оно обязательно по делам: о наиболее опасных преступлениях; о преступлениях, совершенных лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту; лицами, заболевшими душевной болезнью после совершения преступления; а также по делам об общественно опасных деяниях невменяемых. Предварительное следствие может вестись и по делам, отнесенным к компетенции органов дознания, если прокурор признает это необходимым.

Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

Срок предварительного следствия может быть продлен до трех месяцев руководителем следственного органа по району, городу или приравненным к нему руководителем специализированного следственного органа, в том числе и военного.


По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен до 12 месяцев руководителем или заместителями следственного органа по субъекту РФ субъекта РФ и приравненным к нему руководителем (заместителями) специализированного следственного органа, в том числе и военного.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ , руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

Предварительное следствие ведет специально на то уполномоченное государством лицо - следователь. УПК возлагает производство предварительного следствия на следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ, Следственного комитета при МВД России, Федеральной службы безопасности (ФСБ России) и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России).

Предварительное следствие ведется одним следователем, наделенным законом необходимыми полномочиями. Однако в случае сложности или большого объема производство предварительного следствия по уголовному делу может быть поручено следственной группе. Решение о производстве предварительного следствия следственной группой принимает руководитель следственного органа. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Следователь - это должностное лицо, единственной функцией которого является деятельность по собиранию и исследованию доказательств, установлению факта преступления и лица, виновного в его совершении.

В отличие от следователя орган дознания выполняет целый ряд взаимосвязанных функций (задач). Так, основной функцией органа дознания является оперативно-розыскная деятельность, которая не имеет процессуального характера. Выполняет орган дознания и функции в сфере административной деятельности, а также по охране общественного порядка. Наконец, дознание по уголовно-процессуальному законодательству РФ - одна из форм предварительного расследования. Процессуальные акты органа дознания в пределах его компетенции имеют такое же юридическое значение, как и акты следователя, а материалы законченного расследованием уголовного дела служат основанием для рассмотрения дела в суде.

Предварительное расследование в форме дознания производится по уголовным делам, не представляющим большой степени общественной опасности и, как правило, не представляющим большой сложности в собирании доказательств виновности лица в совершении преступления. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурором района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до шести месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о международной правовой помощи срок дознания может быть продлен прокурором субъекта и приравненного к нему военным прокурором до 12 месяцев.

По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, который утверждается начальником органа дознания. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору для утверждения и затем в суд.

Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Следователь уполномочен:

Возбуждать уголовное дело;

Принимать уголовное дело к своему производству или передавать его прокурору для направления по подследственности;

Самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с требованиями УПК требуется получение судебного решения;

Давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Руководитель следственного органа осуществляет как организационно-распорядительные функции, в силу возложенных на него должностных обязанностях, так реализует и процессуальные полномочия.

Так, в соответствии с УПК руководитель следственного органа уполномочен:

Поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

Проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

Давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;

Давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

Отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;

Отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК;

Возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования и др.

Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем, но могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, а также производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного отдела.

К органам дознания в соответствии с УПК относятся:

Органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

Главный судебный пристав РФ, Главный военный судебный пристав, Главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

Органы Государственной противопожарной службы РФ. На органы дознания возлагаются следующие полномочия:

Производить дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;

Выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания. Однако в соответствии с требованиями УПК не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Дознаватель наделен следующими полномочиями:

Самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;

Осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

Человек — это биологическое существо, которое наделено сознанием. Именно этот фактор отличает людей от иных форм жизни на планете. Но наличие сознания обуславливает факт того, что разумные существа могут делать выбор. Как мы понимаем, он не всегда является верным и позитивным, по своей сути. Во все времена люди совершали поступки, которые в той или иной мере нарушали процесс нормальной жизнедеятельности общества в целом.

С развитием права, как основного регулятора общественных отношений, подобного рода деяния стали называться правонарушениями. Однако в некоторых случаях те или иные действия человека являлись настолько опасными, что охарактеризовать их с точки зрения права было достаточно сложно. Со временем подобные моменты приобрели статус преступлений. В рамках права они регулируются уголовной отраслью. Стоит отметить, что преступления являются общественно опасными деяниями, за которые предусмотрены наивысшие санкции. Однако, прежде чем обвинить кого-либо в совершении подобного, необходимо доказать сам факт реализации деяния. Искусство доказывания формировалось на протяжении многих столетий. На сегодняшний день изучением и правовым оформлением преступлений занимаются специальные органы, а именно следственные. На территории Российской Федерации также существуют подобные ведомства, о чем будет детальнее рассказано далее в статье.

Понятие расследования

Предварительное расследование уголовных дел - это деятельность, которая чаще всего обозначается одним термином - расследование. Органы, осуществляющие этот процесс, имеют историю формирования, систему и соответствующие полномочия. Но прежде чем рассмотреть особенности подобных ведомств, необходимо разобраться в самой сути понятия "расследование". В классическом варианте этим термином характеризуется соответствующая деятельность определенных государственных структур, направленная на получение информации о совершенных преступлениях, лицах, участвующих в совершении общественно опасных деяний, для их дальнейшего изобличения, а также привлечения к уголовно-правовой ответственности. Проще говоря, расследование - это практическое получение информации о каком-либо преступном деянии и его правовой оценке. Следует отметить, что следственные органы не исполняют То есть они лишь изобличают виновных, а уже присуждением наказания занимаются совершенно иные органы власти.

История органов следствия

Органы дознания и предварительного следствия имеют свою структуру и характерные особенности, которые сложились исторически. Такой процесс, как расследование преступлений, тянет свои корни еще с Древней Руси. Уже в те далекие времена общество достаточно негативно реагировало на любые проявления общественно опасного поведения. Однако процесс доказывания не был сформирован должным образом. То есть, как правило, не было каких-либо разграничений между разными ступенями судебного производства. Своеобразный порядок в процессе расследования преступлений был наведен во времена Петра Великого. Во-первых, усиливается значение письменности и тайны во время следствия. Во-вторых, существенно модернизируется военный процесс. Ключевыми средствами его осуществления были пытки, а также допрос с пристрастием. Подобный вид уголовного расследования просуществовал вплоть до 1864 года. С этого момента функциональные обязанности судов и обвинения были разграничены. Начинается эра розыскного процесса.

Современный период

На сегодняшний день в Российской Федерации существует целая система органов, которые занимаются расследованием преступлений. Этот процесс в рамках права относится к досудебной стадии производства. Следует отметить, что каждый орган предварительного следствия занимается юридической квалификацией и фактической разработкой того или иного преступления, о чем будет рассказано далее в статье. При этом существуют различные виды государственных следственных органов, относящиеся к тому или иному ведомству.

Важной особенностью предварительного расследования в Российской Федерации является тот факт, что оно может производиться в форме дознания или следствия. Первая форма осуществления упомянутой в статье стадии подразумевает под собой упрощенный вариант. Как правило, она применяется при расследовании не тяжких преступлений. Что касается второй формы следствия, то она реализуется во всех остальных случаях. Разграничение обычно происходит посредством прямого указания которые должны осуществляться в той или иной форме. Данный регламент предусмотрен а именно нормой статьи 150. Следует помнить, что существуют стадии предварительного расследования. Потому что данный процесс является систематизированным. В зависимости от полноты реализации этих стадий, можно говорить о качестве всего расследования факта преступления.

Стадии предварительного этапа расследования преступлений

Ранее автор уже указал, что существуют определенные стадии предварительного расследования. Следует отметить, что их выделяют лишь на теоретическом уровне исследования уголовного процесса в общем. В практической деятельности любой орган предварительного следствия реализует одноименный этап комплексно. Однако на научном уровне, как правило, выделяют следующие стадии:

Исследование материалов и имеющихся по делу доказательств.

Проведение необходимых следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий на основе имеющихся данных.

Применение тех или иных мер принуждения процессуального характера к отдельным личностям.

Непосредственная передача уголовного дела в судебную инстанцию или его полное прекращение.

Следует отметить, что существует три возможных сюжета развития событий на стадии передачи уголовного дела в суд. Как правило, этап предварительного расследования заканчивается передачей: ходатайства об освобождении от уголовной ответственности, обвинительного акта или же постановления о применении мер медицинского характера.

Органы предварительного расследования

На сегодняшний день в Российской Федерации существуют структуры, имеющие статус "орган предварительного следствия". Данные подразделения входят в систему разных исполнительных ведомств. Чтобы разобраться, какие существуют полномочия органов предварительного следствия, нужно выделить их виды. Таким образом, на сегодняшний день в РФ существуют следующие следственные органы:

Следственный комитет Российской Федерации.

Следственные органы Федеральной службы безопасности России.

Следственные органы прокуратуры.

Следственные органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Данный перечень закреплен в Таким образом, лишь представленные выше структуры могут осуществлять предварительное расследование криминальных правонарушений. Дабы разобраться, какими особенностями наделены данные органы, нужно рассмотреть суть каждого из них в отдельности.

Следственный комитет Российской Федерации

Наиболее известный орган предварительного следствия в РФ - это Следственный комитет. Ведомство было разработано на базе одноименного структурного подразделения, некогда существовавшего в Прокуратуре. Согласно своей нормативной базе, Следственный комитет уполномочен осуществлять процессуальные действия в рамках уголовного производства. Служащие данной структуры имеют право реализовать дознание и следствие. Что касается внутренней организации работы личного состава, то в СК РФ она может происходить в нескольких формах, как военная, гражданская или же правоохранительная госслужба.

Функции Следственного комитета

Существует ряд специфических функций, которые непосредственно реализуются в работе СК РФ. По своей сути, направления деятельности данного органа отличаются от аналогичных ведомств в структуре прокуратуры или же МВД. То есть это полностью самостоятельный орган предварительного расследования. Учитывая это, можно выделить ряд следующих функций:

Осуществление предварительного расследования уголовных преступлений.

Осуществление проверки доследственного характера по всем поступившим в ведомство заявлениям.

Сопровождение расследования уголовных дел криминалистического характера.

Судебно-экспертная деятельность.

Контроль и проверка иных следственных органов на предмет законности их деятельности.

Следует отметить, что полномочия следователя СК РФ обуславливаются Конституцией и иными нормативными актами. Помимо этого, кадры для органов Следственного комитета готовятся на профессиональной основе в специальных учебных заведениях, таких как Академия Следственного комитета Российской Федерации.

Следователи органов МВД

Правоохранительные органы РФ являются неотъемлемой частью всей деятельности государственной власти по обеспечению порядка, законности и верховенства права в стране. Одним из главных ведомств подобного характера можно по праву назвать Министерство внутренних дел. В своей структуре этот орган имеет Следственный департамент, который реализует деятельность органов предварительного следствия. Возглавляется подразделение начальником департамента. В своей работе следователи МВД осуществляют предварительное разбирательство по достаточно большому спектру уголовных дел. Помимо того, существуют также иные функции, предусмотренные законодательством.

Задачи следствия МВД

Процессуальная деятельность органов предварительного следствия Министерства внутренних дел в большей своей части основывается на ключевых функциях, которые возложены на них. К числу данных функций относятся следующие, например:

Разработка и реализация политики в сфере предварительного расследования уголовных правонарушений;

Непосредственная координация и руководство нижестоящими следственными органами, находящимися в системе МВД;

Расследование наиболее значимых и резонансных преступлений;

Взаимодействие с иными органами государственной власти с целью эффективного расследования, предупреждения и выявления уголовных правонарушений.

Нужно отметить, что сфера деятельности следственных органов МВД ограничивается общекриминальными правонарушениями, к числу которых относится большинство преступлений против личности, собственности, а также преступления в сфере экономики.

Следствие органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации

Нужно отметить, что предварительное расследование преступлений осуществляется не только в органах МВД и Следственном комитете. Федеральная служба безопасности, а точнее её отдельные подразделения, также наделена соответствующими полномочиями. Как правило, система органов предварительного следствия в ФСБ реализует борьбу с преступлениями в сфере общественной безопасности (с терроризмом, экстремизмом, диверсиями), а также общефедеральной экономической деятельности. Таким образом, полномочия работников службы безопасности ограничиваются достаточно узкой сферой деятельности.

Следствие Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков

Правоохранительные органы РФ содержат в своем составе специальное ведомство федерального характера, которое занимается контролем оборота наркотиков на территории России. Эта структура имеет множество характерных особенностей. Они, в свою очередь, наиболее полно представлены, если проанализировать ключевые задачи ФСКН. К их числу относятся следующие:

Контроль, организация и предварительное расследование уголовных дел, возбужденных по преступлениям, предметом которых являются наркотические средства;

Обеспечение качественной деятельности территориальных следственных ведомств ФСКН;

Теоретические и методические разработки в сфере деятельности и борьбы с оборотом наркотиков на территории Российской Федерации.

Полномочия следователя

Нужно отметить тот факт, что в соответствии с общим законодательством, которое непосредственно регулирует работу следственных органов, служащие данных ведомств наделены рядом общих полномочий вне зависимости от специфики органа. Такими полномочиями являются:

Право на возбуждение дела по факту уголовного преступления, то есть уголовное дело;

Реализовать те или иные следственные действия на свое усмотрение за исключением случаев, когда требуется разрешение суда или вышестоящих органов;

Давать поручения органу дознания;

В установленном законом порядке обжаловать те или иные решения прокуроров;

Осуществлять ряд иных полномочий, которые предусмотрены действующим законодательством.

Надзор за органами предварительного следствия

Ранее в статье автор указал тот факт, что существуют органы следствия в системе прокуратуры. Но достаточно небольшой процент людей знает, что они собой представляют. Нужно отметить, что любая деятельность органов предварительного расследования подлежит обязательному надзору, который, в свою очередь, осуществляет следователь прокуратуры. Это процессуальное лицо действует в соответствии с ведомственным приказом. Именно при помощи этого подзаконного акта реализуется контроль соответствующих органов. Таковым на сегодняшний день является приказ №39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства». Следует отметить, что этот акт не требует специальной законодательной формы регулирования. Он реализуется в обязательном порядке. В соответствии с ним следователь прокуратуры осуществляет следующие надзорные действия, например:

Проверка исполнительности законодательства при осуществлении приема заявлений о преступлениях;

Проверка порядка принятия и регистрации подобных сообщений;

Проверка материалов уголовных дел, законности во время осуществления следственных действий.

В некоторых случаях прокуроры для соблюдения законности при совершении тех или иных преступлений лично выезжают на место преступления. Как правило, такое можно увидеть в тех ситуациях, когда есть данные о совершении террористического акта, бандитизма и т. п.

Итак, в статье были рассмотрены основные полномочия и особенности органов досудебного расследования. Теоретические наработки в этой отрасли имеют первостепенный характер, ведь подобные структуры выполняют наиболее важную для всего государства функцию - борьбу с преступностью.