Основания прекращения государственной гражданской службы. Основания прекращения государственной службы. Прекращение государственной службы

Избиенова Т. А., Салишкина В. В.

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСНОВАНИЙ ПРЕКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Избиенова Татьяна Александровна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права России и зарубежных стран ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]

Салишкина Виктория Владимировна,

магистрант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]

Статья посвящена соотношению специального служебного и трудового законодательства, вопросам несовершенства законодательства в сфере неурегулированности гарантий и положения лиц, замещающих должности государственной гражданской службы.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, основания прекращения служебного контракта, трудовое законодательство, инициатива нанимателя, гарантии, неопределенность правовых норм.

Согласно ст. 11 та; РФ на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяются с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов о государственной гражданской службе.

Основным нормативно-правовым актом федерального уровня, регулирующим такие особенности, является Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который выделяет основания прекращения служебного контракта с государственным служащим по инициативе представителя нанимателя (ст. 33) .

Данный нормативно-правовой акт, а также Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» в статьях 5, 73 предполагают субсидиарное применение норм трудового права для урегулирования отношений по прохождению гражданской службы в целях восполнения правовых пробелов. Соответственно, основания прекращения служебного контракта с государственным служащим могут быть применены лишь по принципу субсидиар-ности, относительно ТК РФ. Такая правовая конструкция, как представляется, призванная придать целостность механизму правового регулирования служебной деятельности на стадии его формирования, не только не решает проблем, но и создает неясность с определением нормативной базы при регулировании отношений по прохождению службы.

Применение этих оснований на практике может вызвать достаточно большое количество проблем. Прекращение гражданства Российской Федерации,

прекращение гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на государственной службе, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на государственной службе, является ограничением, предусмотренным статьей 16 ФЗ «О государственной службе Российской Федерации». Соответственно в случае возникновения одного из указанных обстоятельств представитель нанимателя оказывается перед выбором: в соответствии с каким пунктом, 6 или 7 статьи 16 указанного закона должен быть уволен государственный служащий? .

Фактически Закон устанавливает два дополнительных основания прекращения служебных правоотношений: несоблюдение ограничений и нарушение запретов. Очевидно, что неизбежно возникновение конфликтов, связанных с соотношением специального служебного и трудового законодательства при регулировании служебных отношений, т. к. многие из указанных ограничений являются самостоятельными основаниями прекращения трудового договора, предусмотренными ТК РФ. Например, представление подложных документов при поступлении на государственную службу в соответствии с положениями ст. 81 ТК РФ является основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя. На-

Государственное и муниципальное управление

личие заболевания, препятствующего поступлению на государственную службу или ее прохождению, подтвержденного заключением медицинского учреждения, как основание прекращения трудового договора предусмотрено п. 8 ст. 77 ТК РФ .

В таких случаях возникает вопрос: на какую статью необходимо ссылаться при увольнении государственного служащего по данному основанию? Ссылку в трудовой книжке следует делать на п. п. 4 и 8 статьи 16 Закона о государственной службе соответственно, поскольку приведенная там норма является специальной по отношению к общим нормам трудового законодательства.

Помимо вопроса об утрате гражданства, представитель нанимателя в соответствии с Законом вправе решать - прекратить или нет служебные отношения со служащим, нарушившим любое из ограничений или запретов. Возникающая проблема, связанная с весьма широкими возможностями представителя нанимателя действовать по своему усмотрению, с нашей точки зрения, является одной из важнейших на гражданской службе. А именно, ст. ст. 16, 17 Закона прямо говорят о невозможности быть принятыми на государственную службу или состоять на ней для лиц, нарушивших запреты или допустивших несоблюдение ограничений, а также служащих, в отношении которых представитель нанимателя утратил доверие.

Кроме того, предложенный порядок привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения (ст. 59.3), ограничивающий сроки привлечения к ответственности, вряд ли может быть признан сообразующимся с целями правового регулирования служебной деятельности в части обеспечения соблюдения запретов и ограничений для лиц, замещающих должности государственной службы. Это означает, что увольнение по основаниям, перечисленным в п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и ст. 59.2, за исключением случая непредотвращения конфликта интересов, не является элементом института дисциплинарной ответственности и не может выступать в качестве меры дисциплинарного воздействия.

Таким образом, неопределенность норм порождает широту дискреционных полномочий должностных лиц или государственного органа в целом. Можно сделать вывод о необходимости проведения комплексной работы по разграничению оснований прекращения служебного контракта, что будет способствовать снижению коррупциогенных факторов .

Возникает вопрос: а можно ли уволить беременную женщину, замещающую должность государственной гражданской службы, за совершение коррупционного проступка, например, за предоставление

заведомо недостоверных сведений о доходах? На данный момент в правовом поле этот вопрос не урегулирован и не имеет нормативного закрепления, что подталкивает соискателей находить возможные варианты регулирования на законодательном уровне.

Можно сделать вывод, что законодательство закрепляет общие положения государственной службы и регулирует правовое положение государственного служащего, ориентируясь на достижение наиболее эффективных результатов путем установления особого статуса. При всей логичности и легитимности такого подхода на практике наблюдается отсутствие системности в реализации общих принципов и целей государственной службы, что вызывает различные коллизии. Отдельные аспекты требуют уточнения и конкретизации. Ориентиром должны стать конституционные нормы, закрепляющие место и статус государственной службы в системе государственного управления.

Литература

1. Конституция Российской Федерации: официальный от 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 дек. 2001 г. (ред. от 03.04.2014) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 02.04.2014 № 53-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215; СПС «Консультант Плюс».

4. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013 № 396-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (часть I). Ст. 6228; СПС «Консультант Плюс».

5. По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А. Е. Остаева: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 дек. 2011 г. № 28-П // Собрание законодательства РФ. 2011. № 52. Ст. 7639; СПС «Консультант Плюс».

6. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) / Н. И. Воробьев, В. А. Галкин, М. М. Мокеев, И. Н. Осипова, А. Б. Юдина. М.: АЙ ПИ ЭР МЕДИА, 2014.

7. Пресняков М. В., Чаянов С. Е. Расторжение служебного контракта: практическое применение // Справочник кадровика. 2012. № 8.

Петренко Н. И, Якимов В. А.

T. A. Izbienova, V. V. Salishkina PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE BASES OF TERMINATION OF STATE CIVIL SERVICE

The article is devoted to the special relationship of service and labor law issues imperfection of the legislation in the sphere of the unsettled situation of guarantees and persons holding positions of state civil service.

Key words: civil service, grounds for termination of the service contract, the labor legislation, the initiative of the employer, guarantees, uncertainty of legal rules.

IZBIENOVA Tatiana Alexandrovna - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Private Law Russia and foreign countries Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]

SALISHKINA Viktoria Vladimirovna - Master student of the Mary State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]

ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Петренко Николай Иванович,

доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Чебоксарского кооперативного института АНО ОВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации», г. Чебоксары. E-mail: [email protected]

Якимов Владимир Анатольевич,

магистрант ФГБОУВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: miketyson891 @gmail. com

В статье автором исследуется нормативно-правовая основа регулирования статуса депутатов представительных органов местного самоуправления. Кроме того, атвором исследуется вопрос правового регулирования статуса депутатов на уровне субъектов и муниципальном уровне. Автором отмечается, что рассмотрение вопросов компетенции субъектов Российской Федерации в сфере местного самоуправления, как правило, связывают с исследованием проблем федерализма, а также проблем разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами.

Ключевые слова: депутат, местное самоуправление, конституционно-правовой статус, статус депутата представительного органа местного самоуправления, права и свободы, стутус депутата.

Особое место в системе правового регулирования статуса депутата занимают общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, которые в ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» поставлены на первое место в перечне актов, составляющих правовую основу местного самоуправления.

К общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам России в сфере местного самоуправлении относится, в частности, Европейская хартия местного самоуправления , которую Россия подписала 28 февраля 1996 г. и ратифицировала ее 5 мая 1998 года. В ней закрепляются принципы, определяющие условия осуществле-

ния полномочий выборными представителями на муниципальном уровне.

Конституция РФ (статья 17) признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, указывает на особую роль принципов и норм международного права в правовом закреплении прав и свобод человека и гражданина.

Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ устанавливает, что, если международный договор содержит правила, требующие изменения положений Конституции РФ, решение на его обязательность для России возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Кон-

Согласно статье 33 ФЗ «О ГГС» законодатель предусматривает перечень оснований прекращения гражданской службы (их 15).

    Расторжение служебного контракта по согласию сторон. Инициатива со стороны государственного служащего. Он пишет заявление « Прошу освободить от замещающей должности» Дата. Если руководитель соглашается, то государственный служащий должен получить расчет – деньги, подлинники документов. Руководитель издает приказ.

    Расторжение контракта по инициативе государственного служащего. Вступают в действие нормы трудового договора. Он находится на службе еще 14 дней. В течении которых вправе отозвать свое заявление. После 14 дней все прекращается, если в последний день не получил расчета и содержания, то может собрать документы и отправиться в суд.

    По инициативе представителя нанимателя. (Должна быть указана причина). Статья 37.

а) не соответствие служащего замещаемой должности

По состоянию здоровья

В следствие недостаточной квалификации, подтвержденной комиссией

Б) неоднократное не исполнение служебно-должностных обязанностей

Он должен иметь взыскания (2)

Не позднее 1 года – т.е. от 1 взыскания должно быть 1 год

В) неоднократное грубое нарушение служащим должностных обязанностей.

(прогулы более 4 часов подряд, всего 10 часов, отсутствие на служебном месте)

Г) Появление на службе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (Кто может определить, что он пьяный?) Нужно медицинское освидетельствование.

Д) Совершение по месту службы хищений, подтверждающих приговором суда.

Е) разглашение государственной тайны

Ж) Прекращение и приостановление контракта, по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

С призванием на военную службу

С восстановлением служащего, ранее замещающего данную должность по решению суда

Избрание и назначение на государственную должность

С наступлением чрезвычайных обстоятельств (военные действия)

При поступлении на военную службу – прекращает служебный контракт, на значение или избрание- приостанавливает служебный контракт.

Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы

1. Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должностигражданской службыи увольнения с гражданской службы являются:

1) соглашение сторон служебного контракта

2) истечение срока действия срочного служебного контракта

3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего

4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя

5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

7)отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта

8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе

9) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

10) обстоятельства, независящие от воли сторон служебного контракта

11) нарушение установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы

12) выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации

13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных статьей 17настоящего Федерального закона;

15) отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания.

2. Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

Типичными основаниями для прекращения государственной службы являются достижение пенсионного возраста, прекращение службы по инициативе государственного служащего и соглашению сторон, прекращение службы по решению представителя нанимателя, другие причины, например, в случае отказа гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе (п. 3 ст. 28 Федерального закона № 79-ФЗ). Обычно этот вид правоотношений именуется отставкой, однако в последнем законодательстве о государственной службе этот термин встречается только один раз в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (и. 6 ст. 12), когда Закон предусматривает основания прекращения государственной службы и находит в том числе такое основание, как увольнение государственного служащего в запас или в отставку.

Новеллой в правовом регулировании государственной службы в Российской Федерации является закрепленное в Федеральном законе № 79-ФЗ временное прекращение исполнения государственным служащим своих обязанностей но государственной должности. Закон содержит право и обязанность представителя нанимателя отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего (ст. 32). Он обязан отстранить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы:

  • 1) появившегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • 2) не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда);
  • 3) привлеченного в качестве обвиняемого, в отношении которого судом вынесено постановление о временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

В других случаях, также прямо установленных в Законе, представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданской службы, то есть не допускать к исполнению должностных обязанностей, гражданского служащего, в частности, в период урегулирования конфликта интересов. При этом гражданскому служащему сохраняется денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности гражданской службы. В период отстранения от замещаемой должности гражданской службы гражданского служащего денежное содержание ему как правило не начисляется. Такое положение роднит с зарубежным законодательством, где материальные наказания государственного служащего распространены.

Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы Закон (ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ) предусматривает:

соглашение сторон служебного контракта;

истечение срока действия срочного служебного контракта;

расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего или по инициативе представителя нанимателя;

перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы;

отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации;

нарушение запретов, связанных с гражданской службой, и некоторые другие основания.

Прекращение и приостановление служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (и. 2 статьи 39), когда служебный контракт прекращается, а гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы, применяется в связи с:

  • 1) осуждением гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;
  • 2) признанием гражданского служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением;
  • 3) признанием гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

Выход государственного гражданского служащего на пенсию осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом. В любом случае достижение гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе - 05 лет является основанием прекращения и приостановления служебного контракта как но обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 39 Федерального закона № 79-ФЗ).

Среди судебных казусов о прекращении государственной службы можно привести следующий.

Оставляя без удовлетворения жалобу Теодоровича Тадеуша Владимировича о признании незаконным распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. № 18 б-р об освобождении его от должности торгового представителя Российской Федерации в Швейцарской Конфедерации в связи с достижением предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы. Верховный Суд РФ решением от 24 августа 1998 г. № ГКПИ 98-56м мотивировал:

Не может быть принято во внимание утверждение заявителя о том, что освобождение его от должности по указанному выше основанию не соответствует требованиям Конституции Российской Федерации о равенстве прав и свобод человека и гражданина, в том числе и права на труд, поскольку, регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство может устанавливать в этой сфере с учетом ее специфики и особые правила. К их числу относится, в частности, введение Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" требование о соблюдении возрастных критериев при приеме на государственную службу и увольнении по достижении предельного возраста для нахождения на государственной должности госслужбы. Установление таких правил (специальных требований) не может рассматриваться как нарушение права на равный доступ к государственной службе и права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и занятий. Следовательно, установление предельного возраста для нахождения на государственной должности в данном случае не может расцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав.

Разграничение сфер действия трудового договора и служебного контракта на практике зачастую затруднено. Например. Трудовой кодекс не предусматривает такого порядка заключения и расторжения трудового договора, в котором в качестве стороны выступало бы Правительство РФ. На практике представляет специфический правовой интерес, например, распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 1943-р "О Ревякиной М. Е."Которое гласит: "Согласиться с предложением Минкультуры России об освобождении Ревякиной Марии Евсеевны от должности директора Московского Художественного академического театра имени А. П. Чехова в связи с истечением срока трудового договора". Что подписавших! распоряжение Председатель Правительства РФ М. Касьянов имел в виду под термином "трудовой договор"? Либо это трудовой договор, и тогда Правительство здесь не компетентно, не является стороной трудового договора, либо это служебный контракт о деятельности директора в качестве государственного служащего, тогда театр должен прямо называться органом исполнительной власти, каковым он в настоящее время не является. Но и в этом случае нанимателем директора театра Правительство не является. При такой подмене любого субъекта служебного контракта или трудового договора мы оказываемся за пределами правовой системы.

Подобным является распоряжение Правительства РФ от 1 апреля 2006 г. № 451-р "О Малине В. В"2, которое гласит: "Освободить Малина Владимира Владимировича от должности председателя Российского фонда федерального имущества в соответствии с пунктом 4 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации". Во-первых. Председатель Правительства РФ М. Фрадков полномочен давать указания только органам исполнительной власти, поскольку он глава именно ее, а не всех государственных органов РФ; Российский фонд федерального имущества в число органов исполнительной власти не был на тот момент включен. Во-вторых, в данном распоряжении источником определения статуса руководителя, вероятно, все же государственного органа является Трудовой кодекс, а не Служебный устав или Закон о государственной службе. Поэтому Правительство в этом случае стороной трудового договора не является.

Такой же сложный правовой случай демонстрирует постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13 апреля 2005 г. № 1730-1У ГД "О досрочном освобождении Войлукова Арнольда Васильевича от должности члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации". Оно гласит: "Рассмотрев представление Председателя Центрального банка Российской Федерации о досрочном освобождении Войлукова Арнольда Васильевича от должности члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, в соответствии со статьями о и 15 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: Освободить досрочно Войлукова Арнольда Васильевича от должности члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации. ...Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б. В. Грызлов". В данном постановлении нет указания на служебный контракт или трудовой договор, а также почему-то не содержится указания на то. что в соответствии со статьей 15 данного Закона члены Совета директоров назначаются, а в соответствии со статьей 5 этого Закона и освобождаются от должности но представлению Председателя ЦБ. согласованному с Президентом РФ. Здесь же такое согласование с Президентом РФ отсутствует.

Важный пример дает нам определение судьи Верховного Суда РФ от 16 января 2006 г. № 59-В04ПР-362, которое приводит к выводу, что после истечения срока муниципальной службы (напомним, что она протекает "но аналогии" с государственной службой) работник, продолжающий выполнение своей функции, в данном случае начальника отдела труда администрации Константиновского района Амурской области РФ. не может быть уволен, так как судья признал, что но истечении возраста состояния на муниципальной службе, но при продолжении фактического выполнения обязанностей должности муниципальной службы, с ним действует трудовой договор, а не служебный контракт. Судья сформулировал: "Следовательно, но достижении работником предельного возраста пребывания на муниципальной службе законом предусмотрена возможность заключить с ним трудовой договор сроком до одного года, во время действия которого на работника распространяются все предусмотренные Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в РФ" гарантии и компенсации, в том числе препятствующие произвольному увольнению". То есть, другими словами, за пределами государственной службы, оформляемой контрактом, продолжаются отношения той же самой службы, но они уже в силу казуистики современных российских законодателей становятся трудовыми отношениями с сохранением всех благ и преимущества, урегулированных Трудовым кодексом РФ. Вот что значит сидение на двух стульях, и неумение провести последовательно ни трудовую теорию, ни служебную теорию правовых отношений на государственной службе.

Продолжая аналогию с государственной службой, допускаемую законодателем в отношении муниципальных служащих, приходится задуматься и над казусом, когда Президент РФ назначает своим указом ректора творческой Академии. Оригинальный пример взаимоотношений государства с деятельностью творческих союзов предоставляет нам Указ Президента РФ от 10 июня 1995 г. № 585 "О Российской академии живописи, ваяния и зодчества"1. который текстуально гласит:

"Учитывая большое значение изобразительного искусства и архитектуры, а также роль Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества Министерства культуры Российской Федерации в возрождении духовности российского общества, постановляю:

2. Установить, что ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества назначается на должность Президентом Российской Федерации бессрочно. ...4. Назначить ректором Российской академии живописи, ваяния и зодчества Глазунова Илью Сергеевича". Поскольку главное должностное лицо Академии назначено другим лицом, обладающим государственной властью и действующим от имени государства, то такой ректор естественно становится государственным служащим, попадает ли он по законодательству в их число или нет. По аналогии. Но назначение на любую должность, в том числе и в общественных органах, пожизненно - это признак отношений монарха со своим двором.

Из опыта правового регулирования государственной службы зарубежных стран отметим принцип несменяемости чиновника, закрепленный в законодательстве ряда стран. Так, в ст. 8 Закона Японии: "член Палаты не может быть уволен вопреки его воле за исключением случаев, когда он подпадает под один из нижеследующих подпунктов..." К нему применяется процедура импичмента в Верховном суде (ст. 9) при обвинении его парламентом, чтобы иметь основание для увольнения. Необычным основанием прекращения государственной службы в Японии является диспозиция ст. 38, п. : "лишенный права распоряжаться имуществом или приравненный к таковому"... "естественным образом утрачивает должность" (ст. 76 Закона о государственных публичных должностных лицах). То есть недостаточное материальное положение является основанием к отрешению от государственной должности.

Прекращение государственной гражданской службы представляет собой юридический факт аннулирования административных служебно-правовых отношений между государственным органом, с одной стороны, и государственным гражданским служащим - с другой, на основании расторжения служебного контракта и издания соответствующего индивидуального правового акта в отношении государственного гражданского служащего.

Для прекращения (или приостановления) служебного контракта, освобождения государственного гражданского служащего от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения его с государственной гражданской службы существуют следующие основания.

1. Соглашение сторон служебного контракта . Служебный контракт может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон (государственного органа и государственного гражданского служащего) с одновременным освобождением государственного гражданского служащего от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнением с государственной гражданской службы.

При расторжении служебного контракта и увольнении с государственной гражданской службы государственный гражданский служащий исключается из реестра государственных гражданских служащих государственного органа, а его личное дело в установленном порядке сдается в архив этого государственного органа.

4. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя . Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а государственный гражданский служащий освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы в случаях:

  • несоответствия государственного гражданского служащего замещаемой должности (по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением; вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации);
  • неоднократного неисполнения государственным гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
  • однократного грубого нарушения государственным гражданским служащим должностных обязанностей (прогула, отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);
  • появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными государственному гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;
  • совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества , растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях ;
  • нарушения государственным гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий);
  • совершения виновных действий государственным гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя;
  • принятия государственным гражданским служащим, замещающим должность государственной гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;
  • однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации ;
  • предоставления государственным гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта;
  • прекращения допуска государственного гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям.

5. Перевод государственного гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида.

6. Отказ государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности государственной гражданской службы.

7. Отказ государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта.

8. Отказ государственного гражданского служащего от перевода на иную должность государственной гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствием такой должности в том же государственном органе.

9. Отказ государственного гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом.

10. Обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта. Указанное основание предполагает два варианта служебно-правовых последствий:

  • приостановление служебного контракта с освобождением государственного гражданского служащего от замещаемой должности, оставлением его в соответствующем реестре государственных гражданских служащих и включением в кадровый резерв в связи со следующим: призывом государственного гражданского служащего на военную службу или направ-лением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу; восстановлением на службе государственного гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность государственной гражданской службы, по решению суда ; избранием или назначением государственного гражданского служащего на выборную должность в государственный орган, избранием его на выборную должность в орган местного самоуправления либо избранием его на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза; наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих про-должению отношений, связанных с государственной гражданской службой (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), если данное обстоятельство признано чрезвычайным решением Президента Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;
  • прекращение служебного контракта с освобождением государственного гражданского служащего от замещаемой должности и увольнением с государственной гражданской службы в связи с осуждением государственного гражданского служащего к наказанию , исключающему возможность замещения должности государственной гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу; признанием госу-дарственного гражданского служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением; признанием государственного гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; достижением государственным гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе - 65 лет; смертью (гибелью) государственного гражданского служащего либо признанием его безвестно отсутствующим или объявлением умершим решением суда, вступившим в законную силу.

11. Нарушение установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности государственной гражданской службы. К указанному основанию относятся:

  • заключение служебного контракта в нарушение вступившего в законную силу приговора суда о лишении лица права занимать определенные должности государственной гражданской службы или заниматься определенной деятельностью;
  • заключение служебного контракта на исполнение должностных обязанностей, противопоказанных лицу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;
  • отсутствие у лица соответствующего документа об образовании, если исполнение должностных обязанностей требует специальных знаний в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» или иным нормативным правовым актом.

12. Выход государственного гражданского служащего из гражданства Российской Федерации. Служебный контракт расторгается, а государственный гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с государственной гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня выхода из гражданства Российской Федерации. Государственный гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с государственной гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня приобретения гражданства другого государства , если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

13. Несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств , установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами.

14. Нарушение запретов, связанных с государственной гражданской службой.

15. Отказ государственного гражданского служащего от замещения прежней должности государственной гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания.

Как и поступление на государственную службу, прекращение государственной службы имеет свои основания и процедуру. Прекращение государственной службы - это нормативно установленный порядок прекращения государственно-служебных правовых отношений между государственным служащим и государственным органом, которые были образованы при поступлении гражданина на государственную службу и в процессе выполнения им должностных обязанностей. Прекращение государственной службы предусматривает исключение государственного служащего из перечня лиц, занимающих в государственном органе штатную государственную должность государственной службы. Прекращение государственной службы является в некоторых случаях одновременно и окончанием служебной карьеры государственного служащего. В других случаях прекращение государственной службы связывается лишь с изменением служебного статуса государственного служащего (например, при поступлении государственного служащего на государственную службу в другом государственном органе).

При прекращении государственной службы государственный служащий на законных основаниях утрачивает свой административно-служебный статус. Само законодательство о государственной службе (как и законодательство о труде) перестает действовать для государственного служащего. Следовательно, отсутствие

законного режима действия правовых норм служебного права в отношении конкретного лица порождает автоматическое прекращение государственно-служебных отношений.

Прекращение государственной службы возможно только по тем основаниям, которые устанавливаются законодательством о государственной службе и законодательством о труде.

Можно выделить следующие три вида оснований прекращения государственной службы:

1) смерть (гибель) государственного служащего. Например, ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (ст. 48) предусматривает прекращение службы в случае гибели (смерти) сотрудника таможенного органа;

2) увольнение государственного служащего по основаниям, предусмотренным действующим законодательством. В этом случае необходимо издание административного акта (приказа) об увольнении государственного служащего;

3) выход на пенсию.

При прекращении государственной службы в связи с выходом на пенсию государственный служащий считается находящимся в отставке и сохраняет присвоенный ему квалификационный разряд. В трудовой книжке производится запись 6 последней государственной должности государственной службы с указанием "в отставке".

Государственный служащий имеет право на получение пенсии за выслугу лет, которая назначается в соответствии с федеральным законом. В случае смерти, связанной с исполнением государственным служащим должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с государственной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца, порядок назначения которой определяется федеральным законом.

Соответствующие федеральные законы устанавливают условия и порядок выхода государственного служащего на пенсию. Предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы определен в 60 лет. Руководитель соответствующего государственного органа может продлить нахождение на государственной службе государственных служащих, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности государственной службы и достигших предельного для государственной службы возраста. Вместе с тем однократное продление срока нахождения на государственной службе государственного служащего допускается не более чем на один год. Если госу-

дарственный служащий достиг возраста 65 лет, то продление нахождения его на государственной службе не допускается. Однако возможно и при достижении этого возраста продолжать работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора, предусмотренного законодательством о труде. Это означает тем не менее, что данное лицо все равно утрачивает правовой статус государственного служащего, так как оно может замещать лишь должности, которые не относятся к государственным должностям государственной службы.

Основания прекращения государственной службы можно также разделить на две категории:

1) основания, которые установлены в законе (иных нормативных правовых актах), наступление которых не требует издания специального административного акта (индивидуального правового акта управления) об окончании государственно-служебных отношений, например: смерть (гибель) государственного служащего; выход на пенсию в соответствии с установленными законом условиями; достижение предельного возраста нахождения на государственной службе; вступление в силу обвинительного приговора суда; прекращение гражданства Российской Федерации;

2) прекращение государственной службы с необходимостью издания специального административного акта (индивидуального правового акта управления) об окончании государственно-служебных отношений, например: увольнение со службы по собственному желанию (по собственной инициативе) до истечения срока контракта; в связи с признанием служащего аттестационной комиссией не соответствующим занимаемой должности; за нарушения (однократное или грубое) служебной дисциплины; в связи с

Для лиц, не находящихся на государственной службе, но занимающих государственные должности субъекта Российской Федерации, ФЗ от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005) также определяет случаи досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ: смерть лица; его отставка в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ; его отставка по собственному желанию; признание его судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признание его судом безвестно отсутствующим или объявление умершим; вступление в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; его выезд за пределы РФ на постоянное место жительства; утрата им гражданства РФ; его отзыв избирателями субъекта РФ в случае, если такое положение предусмотрено законодательством субъекта РФ.

переводом в другой государственный орган. Административный акт (приказ) об увольнении государственного служащего (прекращении государственно-служебных отношений) издается руководителем (начальником) государственного органа.