Основные направления повседневной деятельности руководителей при организации работы по выполнению требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в отношении работников. Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы Стенд

Макаров В.Д., помощник военного прокурора Сибирского военного округа, подполковник юстиции.

Коррупция как одно из самых пагубных явлений для любого государства стала для России в начале третьего тысячелетия основным препятствием для политического, экономического и духовного возрождения, превратилась в реальную угрозу национальной безопасности страны, главный тормоз на пути любых преобразований.

В одном из своих посланий Федеральному Собранию, будучи Президентом Российской Федерации, Путин В.В. говорил о том, что деятельность публичной власти всех видов и уровней в области борьбы с коррупцией по-прежнему недостаточна и не дает пока еще ощутимых результатов.

Сложившаяся в стране ситуация свидетельствует о серьезной болезни общества. Некоторые эксперты считают, что коррупция перешла в хроническую стадию с такими симптомами, как всевластие чиновничества, незащищенность граждан от произвола.

Словно раковая опухоль, коррупция разрушает любой социальный организм, но для армии подобное разрушающее воздействие может иметь самые катастрофические последствия. Военнослужащие, попав под ее влияние, превращаются из защитников Отечества в его самых опасных врагов. Опасных тем более, что эти враги внутренние.

В Вооруженных Силах, несмотря на проводимые реформы, по-прежнему сохраняется достаточно сложная криминогенная обстановка. Более того, большинство наиболее опасных преступлений стали возможны при весьма распространенной коррумпированности среди командного состава Вооруженных Сил страны, что самым ярким образом демонстрирует взаимосвязь организованной преступности и коррупции.

Представителей организованной преступности применительно к Вооруженным Силам интересуют, прежде всего <1>:

<1> Эминов В., Мацкевич И. Организованная преступность в армии. 2004.
  • оружие, в том числе взрывчатые вещества;
  • значительные материальные ценности, находящиеся на армейских складах;
  • армейские склады как база для незаконного хранения, например, наркотиков, угнанных автомашин и т.п. Особенно привлекательным для преступников является то, что на территорию воинской части без специального разрешения не могут проникнуть представители невоенных правоохранительных и контролирующих органов;
  • радиоактивные вещества, имеющие значительные поражающие свойства и высокую рыночную стоимость;
  • финансовые средства Министерства обороны и других министерств и ведомств, где имеются воинские формирования. С помощью кредитно-финансовой системы МО РФ преступники вкладывают деньги во всевозможные околоармейские ветеранские фонды, обладающие рядом налоговых льгот;
  • возможность использования государственно-чиновничьего аппарата;
  • военный транспорт, который, как правило, освобожден от обычного досмотра и маршруты его движения часто проходят в стороне от транспортных магистралей;
  • государственная граница. Представителей организованной преступности в первую очередь интересуют вопросы прохождения контрабандного товара, незаконно добытой валюты и, особенно в последнее время, наркотиков;
  • новейшие образцы военной техники, а также секретные военные разработки и материалы, представляющие доходный товар для иностранных спецслужб;
  • высокопрофессиональные специалисты, хорошо владеющие огнестрельным оружием, имеющие навыки рукопашного боя и умеющие на практике обращаться со взрывчатыми веществами.

Определяя основные причины коррупции в Вооруженных Силах страны, необходимо выделить следующие:

  1. Проведение реформ в армии сопряжено с серьезными трудностями, которые усугубляются тем, что реформирование проводит организационно-управленческий аппарат, не видящий конечную цель реформирований, преобразований. Планируемые мероприятия спонтанны, в финансовом плане не просчитываются.
  2. Растет социальное расслоение среди военнослужащих. Некоторые должностные лица, как правило, имеющие доступ к военному имуществу, технике и вооружению, пользуются значительными материальными благами (имеют квартиры в разных городах, дорогие автомашины, дачи), другие военнослужащие вынуждены жить либо в общежитиях, либо снимать комнаты или квартиры, тратя на это значительную часть своего денежного довольствия.
  3. До сих пор не удалось повысить престиж военной службы, что крайне негативно отражается на отношении общества к армии.
  4. Отсутствуют четкие и понятные морально-этические правила поведения высших военных чиновников. В правовом поле действующего законодательства не работают ограничительные нормы, призванные не допускать участия должностных лиц в осуществлении коммерческой деятельности.
  5. Правоохранительная система, сложившаяся в Вооруженных Силах, устарела и требует серьезной реконструкции. Причем речь должна идти не только о структурно-штатной реорганизации, а о пересмотре некоторых принципов в ее деятельности (например, финансирование работников военной юстиции не должно идти через Министерство обороны). Неоднократно высказывалось мнение различных экспертов о давно назревшей необходимости создания военной полиции в качестве самостоятельной структуры, не подчиненной командиру части, однако законопроект о военной полиции так и не был принят.

Вследствие этих проблем с сожалением приходится констатировать рост преступности среди офицеров. Каждое пятое преступление, совершенное в армии, приходится на долю командиров, желающих обогатиться за чужой счет. Самые популярные статьи: мошенничество, взяточничество, присвоения и растраты.

В одном из недавних выступлений, еще будучи первым вице-премьером, Дмитрий Медведев определил борьбу с коррупцией как одну из национальных программ <2>.

<2> Доронина О. Коррупции конец? // Аргументы и факты. N 5. 2008. 30 января.

Противодействие коррупции стало в настоящее время важнейшей стратегической задачей деятельности Российского государства и его гражданского общества.

В России процесс совместной антикоррупционной деятельности государства и общества длится уже не один год. Однако деятельность публичной власти всех видов и уровней в области борьбы с коррупцией по-прежнему недостаточна и не дает пока еще ощутимых результатов. Госдума пыталась принять закон о борьбе с коррупцией в течение 14 последних лет. Правительство инициативы тоже не проявляло.

Призыв-предостережение Путина В.В. к чиновникам любого ранга осознать, что государство не будет беспечно взирать на их деятельность, если они извлекают незаконную выгоду из особых отношений друг с другом, свидетельствует о том, что борьба с коррупцией переходит на новый качественный уровень. Этот уровень требует проведения последовательной системной работы всего государства и общества по пресечению деятельности коррумпированных должностных лиц любого уровня и формированию действенных условий, препятствующих дальнейшему развитию коррупции <3>.

<3> Доклад подкомиссии Общественной палаты по проблемам противодействия коррупции (г. Москва) "Уровень коррупции в Российской Федерации и некоторые антикоррупционные приоритеты". 20 декабря 2007 г.

В этой связи органы прокуратуры разработали планы противодействия коррупции, определили новые подходы к организации прокурорского надзора, в 2007 году был проведен ряд мероприятий, направленных на реализацию мер борьбы с коррупцией. Было создано специализированное управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. В прокуратурах субъектов Российской Федерации сформированы профильные подразделения. А на прошедшей в феврале т.г. коллегии по итогам работы за 2007 год Главный военный прокурор Фридинский С.Н. сообщил о создании в военной прокуратуре специального отдела по борьбе с коррупцией <4>.

<4> "В армии подсчитали коррупцию" // Российская газета. N 4584. 2008. 8 февраля.

Таким образом, создана вертикаль, способная предупреждать коррупционные преступления, выявлять и устранять порождающие их причины и условия. Вместе с тем проведенные мероприятия будут бессмысленны без четко выработанного антикоррупционного законодательства <5>.

<5> О расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации // Генеральная прокуратура Российской Федерации. 19.02.2008.

Изучение материалов средств массовой информации, статистических данных позволило сделать определенные выводы о путях преодоления коррупции в Вооруженных Силах.

Полагаю, справиться с коррупцией усилиями только правоохранительной, уголовно-исполнительной и судебной систем невозможно, многое зависит от отношения общественности к этой проблеме. К сожалению, у большинства населения нашей страны и у военнослужащих в том числе отсутствует представление о противодействии коррупции. В связи с этим необходимо:

  • для выявления фактов коррупции привлекать военнослужащих, членов их семей и других граждан. При этом важно отработать механизм защиты военнослужащих, сообщающих о взяточничестве должностных лиц, особенно органов военного управления, установить горячие телефонные линии для сбора и анализа подобной информации;
  • создать нормативную базу ответственности и наказания должностных лиц, занимающихся коммерческой деятельностью;
  • для правильного действия закона не должно быть неприкасаемых или стоящих над ним персон;
  • закрепить на законодательном уровне положение, согласно которому взяточники, привлеченные к уголовной ответственности, лишались бы права занимать государственные должности либо должности, связанные с материальными средствами, пожизненно;
  • поскольку в 2006 году Россия присоединилась к международным конвенциям о противодействии коррупции, то чиновники любого ранга обязаны декларировать доходы всех членов своей семьи;
  • выявить коррупционные схемы и механизмы, влекущие за собой коррупционные проявления в различных сферах правоотношений, что в дальнейшем может способствовать выработке действенного механизма противодействия коррупции (либо на основе их анализа выработать действенные механизмы противодействия коррупции).

Ключевые слова

ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ОГРАНИЧЕНИЯ / ЗАПРЕТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы - Кулагина Виктория Николаевна

Задача. Цель написания статьи заключается в анализе исторических аспектов становления и развития противодействия коррупции в российских Вооруженных Силах , как в целом, так и на примере одного из флотов ВМФ России, а также кратком обзоре антикоррупционных нормативных правовых актов , принятых в нашей стране за период с XIV века до настоящего времени. Модель. Для достижения поставленной цели в ходе исследования были использованы общенаучные методы (анализ, синтез; индукция, дедукция, исторический и логический), частные методы (статистический, сравнительный, интервьюирования) и специальные методы (сравнительно-правовой и формально-юридический). Выводы. В результате проведенного исследования представлена периодизация антикоррупционной деятельности в Вооруженных Силах России. Возможность последующего использования результатов работы. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке Федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области противодействия коррупции в Вооруженных Силах России. Практическое значение. Заключается в представленной характеристике ключевых этапов развития деятельности по противодействию коррупции в отечественной военной среде, выявлении сущности изменений в содержании антикоррупционных нормативно-правовых актов и исследовании процесса совершенствования национального законодательства в сфере противодействия коррупции в армии и на флоте. Социальные последствия. Хронологическое упорядочение фактов изменений в содержании нормативно-правовых актов в области противодействия коррупции в российских Вооруженных Силах позволяет датировать указанные изменения. Оригинальность/ценность. Работа предназначена для лиц, осуществляющих нормотворческую деятельность, аспирантов, докторантов и преподавателей высших учебных заведений

Похожие темы научных работ по праву, автор научной работы - Кулагина Виктория Николаевна

Task. The purpose of writing this article is to analyze the historical aspects of the formation and development of anti-corruption in the Russian Armed Forces as a whole, as well as an example of one of the fleet of the Russian Navy, as well as a brief review of anti-corruption regulations, adopted in our country for the period from the XIV century to date. Model. To achieve this objective, the study used scientific methods (analysis, synthesis, induction, deduction, historical and logical), private methods (statistical, comparative, interviewing) and special methods (comparative legal and legalistic). Findings. The study presented periodization anti-corruption activities in the Russian Armed Forces. The possibility of subsequent use of the results. The results of this study can be used in the development of federal laws and other normative legal acts in the field of combating corruption in the Russian Armed Forces. The practical significance. Is represented by the characterization of key stages in the development of anti-corruption activities in the domestic military environment, revealing the essence of changes in the content of anti-corruption legal acts and study of the process of improving national legislation in the field of combating corruption in the army and navy. Social consequences. The chronological ordering of facts changes in the content of legal acts in the field of anti-corruption in the Russian Armed Forces allows to date these changes. Originality/value. The work is intended for persons engaged in standard-setting activities, post-doctoral students and academics

Текст научной работы на тему «Противодействие коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации: исторический аспект»

9.3. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ВООРУЖЕННЫХ

СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Кулагина Виктория Николаевна, аспирант

Место учебы: Мурманский государственный технический университет, г. Мурманск

Аннотация: Задача. Цель написания статьи заключается в анализе исторических аспектов становления и развития противодействия коррупции в российских Вооруженных Силах, как в целом, так и на примере одного из флотов ВМФ России, а также кратком обзоре антикоррупционных нормативных правовых актов, принятых в нашей стране за период с XIV века до настоящего времени.

Модель. Для достижения поставленной цели в ходе исследования были использованы общенаучные методы (анализ, синтез; индукция, дедукция, исторический и логический), частные методы (статистический, сравнительный, интервьюирования) и специальные методы (сравнительно-правовой и формально-юридический).

Выводы. В результате проведенного исследования представлена периодизация антикоррупционной деятельности в Вооруженных Силах России.

Возможность последующего использования результатов работы. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке Федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области противодействия коррупции в Вооруженных Силах России.

Практическое значение. Заключается в представленной характеристике ключевых этапов развития деятельности по противодействию коррупции в отечественной военной среде, выявлении сущности изменений в содержании антикоррупционных нормативно-правовых актов и исследовании процесса совершенствования национального законодательства в сфере противодействия коррупции в армии и на флоте.

Социальные последствия. Хронологическое упорядочение фактов изменений в содержании нормативно-правовых актов в области противодействия коррупции в российских Вооруженных Силах позволяет датировать указанные изменения.

Оригинальность/ценность. Работа предназначена для лиц, осуществляющих нормотворческую деятельность, аспирантов, докторантов и преподавателей высших учебных заведений

Ключевые слова: правонарушения, противодействие коррупции, вооруженные силы, нормативные правовые акты, ограничения, запреты

ANTI-CORRUPTION IN THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION: THE HISTORICAL ASPECT

Kulagina Victoria N., postgraduate student Study place: Murmansk State Technical University, Murmansk

Annotation: Task. The purpose of writing this article is to analyze the historical aspects of the formation and development of anticorruption in the Russian Armed Forces as a whole, as well as an example of one of the fleet of the Russian Navy, as well as a brief

review of anti-corruption regulations, adopted in our country for the period from the XIV century to date.

Model. To achieve this objective, the study used scientific methods (analysis, synthesis, induction, deduction, historical and logical), private methods (statistical, comparative, interviewing) and special methods (comparative legal and legalistic).

Findings. The study presented periodization anti-corruption activities in the Russian Armed Forces.

The possibility of subsequent use of the results. The results of this study can be used in the development of federal laws and other normative legal acts in the field of combating corruption in the Russian Armed Forces.

The practical significance. Is represented by the characterization of key stages in the development of anti-corruption activities in the domestic military environment, revealing the essence of changes in the content of anti-corruption legal acts and study of the process of improving national legislation in the field of combating corruption in the army and navy.

Social consequences. The chronological ordering of facts changes in the content of legal acts in the field of anti-corruption in the Russian Armed Forces allows to date these changes.

Originality/value. The work is intended for persons engaged in standard-setting activities, post-doctoral students and academics Keywords: offenses, fight against corruption, armed forces, normative legal acts, restrictions, prohibitions

В российских Вооружённых Силах история противодействия коррупции насчитывает несколько столетий, а её изучение имеет важное практическое значение при решении проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности и стабильного функционирования нашего государства. К тому же исторический аспект антикоррупционной деятельности в армии и на флоте определенно требует систематизации имеющихся данных и периодизации основных этапов профилактики и борьбы с правонарушениями коррупционной направленности. В этой связи рассмотрение исторического развития противодействия коррупции в военной среде видится актуальным, своевременным и вызывающим интерес у ученых, занятых исследованием антикоррупционной деятельности как в Вооруженных Силах Российской Федерации в частности, так и в системе государственной службы в целом (например, ).

Коррупция - это социальный феномен общества, который на протяжении длительного периода времени эволюционировал, начиная с легитимных «кормлений» в Древней Руси («законная» коррупция), в дальнейшем трансформировался в «мздоимство» и «лихоимство», и в настоящее время имеет множество проявлений (взятка, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп и прочее).

Выступая комплексной социально-правовой проблемой общества, феномен коррупции в воинских частях и формированиях, а также в органах военного управления, наносит ущерб правопорядку в военной среде и одновременно негативно влияет на обороноспособность страны. В этой связи противодействие коррупции в Вооружённых Силах всегда было в числе приоритетных задач руководителей российского государства независимо от периода правления.

До создания в России регулярной армии (до XVIII века) борьба с коррупцией не носила системного характера. Для искоренения случаев «мздоимства» и «лихоимства» в обществе, в том числе и в области военного дела, на протяжении XIV-XVII вв. были изданы

Двинская уставная грамота (1397г.), Псковская судная грамота (1467г.), Новгородская судная грамота (1440г., дополнена в 1471г.), Судебник (1497г.), Судебник Ивана IV (1550г.), Соборное уложение (1649г.). Эти источники свидетельствуют как о наличии в российском государстве в средние века фактов коррупции, так и отражают реальные попытки борьбы государственных деятелей с взяточничеством, вымогательством и злоупотреблениями чиновников и лиц, состоявших на военной службе.

Например, Двинская уставная грамота, Псковская и Новгородская судные грамоты содержат запреты о взимании с населения посулов для судей, что указывает на намерения представителей княжеской власти бороться с «мздоимством». В Судебнике 1497 года можно найти сведения о наказании судей за взятку. Судебник 1550 года предусматривал усиление наказания до тюремного заключения и денежного взыскания (штрафы могли выступать как основным, так и дополнительным наказанием) для дьяка, взявшего взятку за искажение показаний сторон или составление фиктивного протокола .

Согласно Соборному уложению некоторые категории чиновников, уличённых в коррупции (утайку пошлин в процессе регистрации дел, вынесение заведомо несправедливого решения и пр.), могли быть сняты с должностей, лишались званий, понижались в чине или подвергались торговой казни . Более того, к «лихоимцам» и коррумпированным чиновникам применялась конфискация имущества. Необходимо также отметить, что в Соборном уложении были отдельно выделены и ряд воинских преступлений (побег из расположения войск, мародёрство и др.), за которые предусматривались суровые наказания.

Широкое распространение при Петре I получила система «мздоимства» и «лихоимства» в регулярной армии, укоренившись и активно процветая в военной среде. Она включала в себя не только «покупку» воинских должностей и званий, но и случаи взяточничества, хищения казённых денег в ходе реализации договоров подряда на поставку вооружения, боеприпасов и иных материальных средств, факты «лихоимства» в процессе набора населения в состав регулярной армии или его (населения) незаконного освобождения от обязательной военной службы, а также и другие проявления коррупции .

Борьба с «мздоимством» и «лихоимством» в регулярной армии сопровождалась принятием новых нормативных правовых актов предусматривавших ответственность (включая конфискацию имущества, ссылку и смертную казнь) за злоупотребления различного характера. К числу наиболее известных из них следует отнести принятые в начале XVIII века Указы «О воспрещении взяток и посулов и о наказании за оное» (1714г.), «О фискалах и о их должности и действии» (1714г.), «Воинский устав Петра I» (или «Артикул воинский») (1716г.), «О искоренении воровских людей, беглых солдат и рекрут» (1719г.), «О наказании за взятки и лихоимство» (1720г.), «О рачительном сборе податей, и наказании за взятки» (1720г.), «О разных Государственных сборах, о наказании хищников за взятки лишением имения и живота» (1720г.).

Кроме того, в целях борьбы с «лихоимством» Петром I были учреждены специальные службы в том числе, Расправная палата (в её функции входило рассмотрение доносов фискалов и систематизация информации в виде докладов Сенату для принятия соот-

ветствующих решений), служба фискалов и тайная полиция. Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, желаемых результатов по искоренению коррупционных проявлений в регулярной армии XVIII века добиться не удалось.

В XIX веке Правительство Российской империи продолжало борьбу с коррупцией в армейской среде, направляя свои усилия на лишение чиновников возможности творить беззаконие и увеличение степени ответственности военнослужащих за злоупотребления и взятки. В результате, издание Указа «О воспрещении начальствующим лицам принимать приношения от общества» (1832г.) и нового «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» (1845г.) в какой-то степени позволило сократить количество преступлений коррупционной направленности.

При этом ряд запретов был весьма актуален для того времени. В частности, лицам, занятым в сфере поставок материальных ценностей различной номенклатуры и приёмкой выполненных работ в интересах армии и флота, запрещалось вносить фиктивные сведения в закупочные документы и вступать в сговор с отдельными поставщиками в целях недопущения к проведению торгов других (конкурентов), поскольку подобные действия в итоге приводили либо к расхищению государственной казны, либо к нецелевому использованию средств, выделенных на военные нужды. Получение взяток военнослужащими в результате подобных махинаций, наказывалось в уголовном порядке и толковалось как злоупотребление властью. За подобные преступления предусматривалось наказание в виде ссылки на каторжные работы, смертная казнь, лишение всех прав состояния (гражданская смерть) и прочее.

Также, к лицам, состоявшим на военной службе, стали предъявляться особые требования к образованию, включая знания основ права, иностранных языков, географии, математики и др., что заложило фундамент для формирования правовой грамотности военнослужащих .

В конце XIX века в Российской империи вышел Указ «О порядке совмещения государственной службы с участием в торговых и промышленных товариществах и компаниях, а равно и в общественных и частных кредитных установлениях», согласно которому военнослужащим запрещалось лично участвовать в учреждении различных акционерных обществ, страховых, пароходных и иных товариществ, частных и общественных кредитных организаций. Утверждение этого нормативного правового акта было обусловлено необходимостью противодействия процессу «сращивания» активно развивающейся олигархии с государственными чиновниками и военнослужащими.

Кроме того, на лиц, состоявших на военной службе, налагались запреты по управлению промышленными заведениями, производству спиртных напитков и их реализации через торговые точки, включая собственные.

Вместе с тем, поскольку наряду с принимаемыми мерами борьбы с коррупцией одновременно каких-либо фундаментальных изменений в системе управления государством не происходило, искоренить коррупционные проявления в регулярной армии Российской империи вплоть до развала страны и ликвидации старой формы правления не удалось.

С приходом к власти большевиков и созданием Советского Союза, в течение десяти лет были сделаны очередные шаги в области противодействия коррупции в армейской среде. Принятие Декретов «О взяточ-

ничестве» (1918г.), «О борьбе со взяточничеством» (1921г.) и Уголовного кодекса СССР (1922г.) сформировали новую антикоррупционную законодательную базу, а появление в системе государственной власти Экономического управления Всероссийского чрезвычайного комитета объединенного государственного политического управления (далее по тексту ЭУ ВЧК ОГПУ) способствовало выявлению экономического шпионажа, борьбе с хозяйственными преступлениями в военной среде, охране хозяйственных тайн, оперативному обслуживанию транспорта подразделений и воинских частей .

Однако, ЭУ ВЧК ОГПУ не смогло в полном объёме эффективно исполнять возложенные на нее задачи ввиду их значительного количества, а также по причине специфики государственного устройства Советского Союза в сочетании с отсутствием реальной потребности у правительственных деятелей реализовать меры, направленные на ликвидацию коррупционных проявлений в армии и на флоте. Поэтому, в 1937 году был создан Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией, который вошел в состав аппарата Главного Управления рабоче-крестьянской милиции Народного комиссариата внутренних дел СССР (далее по тексту НКВД СССР) и выполнял задачи по противодействию коррупции во всех сферах деятельности советского общества .

В 30-е гг. ХХ века ужесточилось наказание за злоупотребление служебными полномочиями вплоть до смертной казни. Вместе с тем, существование коррупции в стране не признавалось до конца 80-х гг. ХХ века, а борьба с проявлениями этого социального феномена велась чаще в политических целях. При этом, еще до начала Второй мировой войны в высших эшелонах государственной власти вообще (НКВД СССР, партийный аппарат и пр.) и в армии в частности, появилась система «конвертов», предусматривавшая выдачу второй, нигде не декларируемой заработной платы (денежного содержания военнослужащим). Подобные факты негативно сказывались на правосознании представителей госаппарата и военного ведомства, а также способствовали появлению ничем необоснованной неприкосновенности узкой группы военных и партийных чиновников, формируя благоприятную почву для использования в корыстных целях служебного положения .

За период существования Советского Союза вопросы противодействия коррупции в армейской среде могли бы быть решены наиболее эффективно и в большем объёме, чем с Российской империи. Однако этого добиться не удалось и прежде всего потому, что созданная советская антикоррупционная система не всегда правильно расставляла приоритеты в вопросах устранения причин коррупции, отдавая предпочтение организационным мерам (как правило запретительного характера) , борьбе с нарушениями финансовой и плановой дисциплин, бюрократизму и волоките в процессе рассмотрения обращений советских граждан и т.д., исключая одновременно из комплекса необходимых антикоррупционных мер деятельность органов власти по повышению правовой грамотности чиновников и военнослужащих, культивированию у них идеи служения советскому обществу и, как следствие, неприятия попустительства по службе, взяточничества и злоупотребления должностным положением .

В новейшей истории России антикоррупционная деятельность началась с изданием Указа Президента Российской Федерации (далее по тексту РФ) от 04 апреля 1992 года №361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», содержавшего следующие запреты для служащих государственного аппарата (включая военнослужащих): заниматься предпринимательской деятельностью; оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности и получать за это вознаграждение, услуги и льготы; выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской и творческой), а также заниматься предпринимательской деятельностью через посредников, а равно быть поверенным у третьих лиц по делам государственного органа, в котором он состоит на службе; самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью или иными хозяйствующими субъектами.

Более того, этим же Указом для государственных служащих было установлено обязательное представление при назначении на руководящую должность декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера .

В последующем с июля 1992 года в течение пяти лет неоднократно предпринимались попытки принять Федеральный закон «О борьбе с коррупцией», однако в декабре 1997 года после его одобрения Советом Федерации этот Федеральный закон направлялся Президенту России, но подписан не был. В 1998 году Государственная Дума РФ отклонила законопроект с аналогичным названием, но уже предложенный российским Верховным Главнокомандующим.

Дальнейшая нормотворческая деятельность органов государственной власти в области антикоррупционной политики в армейской среде ограничилась рассмотрением в ноябре 2001 года в первом чтении законопроекта «О противодействии коррупции». Следующий, но уже окончательный, шаг по принятию пакета нормативных правовых актов в исследуемой области был сделан, как известно, только в 2008-2010 гг. Фундаментальным в этом пакете до настоящего времени является Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ .

Помимо разработки и утверждения нормативных документов в антикоррупционной сфере, в России для объединения усилий гражданского общества в целях противодействия коррупции в Вооружённых Силах (далее по тексту ВС), а также координации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований, были созданы различные организации, совещательные и иные структуры, выполняющие задачи в области предупреждения и борьбы с коррупцией в воинских частях, формированиях и органах военного управления армии и флота (например, Национальный антикоррупционный комитет РФ, Комитет Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции, Национальный антикоррупционный совет РФ, Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции и многие другие).

Таким образом, проведенный анализ развития противодействия коррупции в Вооруженных силах РФ позволяет сделать вывод о том, что историю отечественной антикоррупционной деятельности можно условно разделить на четыре этапа: 1) со времен Древней Руси до создания Российской императорской армии и флота (начало XVIII века); 2) с начала XVIII века до создания ВС СССР (1918 год); 3) с 1918 года до создания ВС РФ (1991-1992 гг.); 4) с 1991-1992 гг. по настоящее время.

При этом, четвертый этап является наиболее продуктивным с точки зрения принятия в России нормативных правовых актов в области профилактики и борьбы с коррупцией в отечественных Вооруженных Силах, а также создания специальных органов, выполняющих задачи по противодействию коррупционным проявлениям в военной среде. Такой комплексный подход к решению многовековой проблемы коррупции в армии и на флоте позволил сформировать более совершенную совокупность антикоррупционных действий государственных деятелей и уполномоченных структур, соответствующую нормативную правовую базу, что, в свою очередь, способствует последовательному и эффективному выполнению задач обеспечения национальной безопасности и стабильного функционирования нашего государства.

При этом необходимо отметить, что противодействие проявлениям коррупции имеет некоторые особенности в различных видах Вооружённых Сил РФ. Наибольший интерес вызывает антикоррупционная деятельность в Военно-Морском Флоте России (далее по тексту ВМФ), в составе которого находятся Северный, Тихоокеанский, Черноморский и Балтийский флоты, а также Каспийская флотилия. Самым крупным из флотов является Северный флот, имеющий свою историю противодействия коррупции, насчитывающей уже более 80-ти лет (с момента создания в 1933 году Северной военной флотилии).

Поскольку в советский период времени коррупция, как социальный феномен общества, руководством страны не признавалась, соответственно, перечень преступлений коррупционной направленности нормативными правовыми актами СССР не определялся. Злоупотребления должностными (служебными) полномочиями, взятки и хозяйственные преступления в военной среде можно отнести к категории основных коррупционных проявлений того времени, за которые военнослужащие и лица гражданского персонала Северного флота могли понести достаточно суровое наказание, включая лишение свободы на длительный срок, конфискацию имущества и смертную казнь.

До начала Великой отечественной войны удельный вес преступлений коррупционной направленности в общем числе всех преступлений за Северный флот не превышал 3%. В военное время количество таких преступлений увеличилось до 7%., что объяснялось, прежде всего, снижением в период ведения боевых действий воинскими частями и соединениями, контроля со стороны надзорных и ревизионных органов за наличием и расходованием материальных и денежных средств представителями интендантских служб. Задачи по выявлению фактов взяточничества, злоупотреблений, хищений социалистической собственности и утратах военного имущества, а также расследованию преступлений коррупционной направленности, возлагались, в первую очередь, на органы военной прокуратуры и нквД.

В послевоенное время и вплоть до середины 70-х гг. ХХ века состав Северного флота был существенно увеличен. Создание Кольской флотилии разнородных сил, Атлантической эскадры надводных кораблей, новых соединений атомного подводного флота, увеличение численности воинских частей и подразделений морской пехоты и Военно-воздушных сил, повлекло за собой значительный рост сил и средств тылового и технического обеспечения. Активную работу осуществляло военно-строительное управление «Северное военно-морское строительство», в составе которого насчитывались десятки военно-строительных отрядов, управлений начальника работ и иные организации (в том чисел проектный институт). Подобное положение дел не могло не сказаться на коррупциоген-ной обстановке и повлияло на рост удельного веса преступлений коррупционной направленности до 10% от общего количества всех преступлений за флот.

В 1970-1975 гг. наибольшая доля коррумпированности военнослужащих на Северном флоте приходилась на представителей финансовой службы (до 38% от общего количества фактов коррупции), служб тыла (до 34%) и военных строителей (до 22%). К основным коррупционным проявлениям относились случаи злоупотреблений должностными полномочиями, хищений в различных формах денежных и материальных средств, нецелевого использования финансовых ресурсов из государственного бюджета, получения взяток и некоторые другие.

Кардинально ситуация не изменилась до 1991 года, когда после развала СССР и перехода России на систему рыночных отношений, начался новый этап в развитии Вооруженных Сил и, соответственно, коррупции. На протяжении последних более чем двадцати лет существования Российской Федерации, на Северном флоте противодействие коррупции не всегда носило комплексный характер и имело как активные, так и пассивные фазы антикоррупционной деятельности.

Причины кроются в последствиях распада Советского Союза, кризисе системы управления власти в стране, непредсказуемых колебаниях в экономике (особенно в конце 90-х гг. ХХ века), несовершенстве существовавшей нормативно-правовой базы, некачественной работе контрольных органов Министерства обороны РФ и их сокращении в 2010-2011 гг., снижении роли морально-нравственных ценностей среди военнослужащих, а также в иных факторах, которые непосредственно оказали воздействие на способность правоохранительных органов и общественных организаций бороться с проявлениями коррупции в российском обществе в целом и на Северном флоте в частности.

Несмотря на уменьшение в период с 1991 по 2012 гг. в 3,2 раза численного состава воинских частей, учреждений и организаций, а также сокращение военнослужащих и гражданского персонала Северного флота более чем в 2,5 раза, количество возбужденных уголовных дел по сообщениям о преступлениях коррупционной направленности возросло более чем в 6 раз (рис.1; расчёты сделаны автором).

Таблица 1

Сведения о структуре возбужденных уголовных дел коррупционной направленности на Северном флоте за 1998-2012 гг.

1991 год 1998 год 2002 год 2005 год 2012 год

Количество возбужденных уголовных дел 46 91 88 83 76

Рисунок 1. Количество возбужденных уголовных дел по сообщениям о преступлениях коррупционной направленности на Северном флоте за период 1991-2012 гг. (в расчете на 1

000 военнослужащих) Вместе с тем, одновременно необходимо отметить, что за этот же период времени наблюдалось снижение общего количества возбужденных уголовных дел по сообщениям о коррупционных преступлениях (рис. 2).

Номер статьи УК РФ Год

1998 2002 2005 2012

ст. 159 УК РФ 37 32 29 23

ст. 160 УК РФ 19 17 15 5

ст. 285 УК РФ 11 14 18 3

ст. 286 УК РФ 8 11 7 17

ст. 290 УК РФ - 1 2 23

ст. 291 УК РФ - 1 - 4

Прочие 16 12 12 1

Всего: 91 88 83 76

Рисунок 2. Общее количество возбужденных уголовных дел по сообщениям о преступлениях коррупционной направленности на Северном флоте за период 1991-2012 гг.

Такая ситуация объясняется различными причинами, к основным из которых следует отнести:

Сокращение контрольных органов (в частности финансовой инспекции Северного флота и отдела контроля в составе тыла флота), что непосредственно негативно сказалось (в сторону уменьшения) на объёмах выявляемых инспекторами-ревизорами сумм материального ущерба, допущенных в результате коррупционных проявлений в армейской среде, и количестве материалов о правонарушениях в сфере экономики, представляемых специалистами в надзорные и следственные органы для принятия процессуальных решений;

Передача функций по начислению и выплате денежного довольствия военнослужащим Северного флота в Единый расчётный центр Министерства обороны РФ и создание Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Мурманской области вместо финансово-экономических органов воинских частей, соединений и оперативных объединений (до 28.02.2011 г. на Северном флоте функционировало свыше 70 финансово-экономических служб), что позволило существенно уменьшить объемы финансирования флота из федерального бюджета;

Недостаточная ориентированность правоохранительных органов, прокурорских работников и военных следователей на предупреждение и борьбу с коррупцией ввиду отсутствия длительное время конкретной нормативной правовой базы и специфических мер антикоррупционной деятельности на Северном флоте;

В результате разделения в военной прокуратуре функций надзора и следствия снизилась эффективность деятельности военных прокуроров в области противодействия коррупции по причине лишения их (прокуроров) значительной части полномочий (в частности, права руководить военным следствием), а также ухудшилось качество работы следователей гарнизонного и флотского (окружного) звена.

В структуре возбужденных уголовных дел по фактам проявления коррупции на Северном флоте (таблица 1) преобладали материалы по преступлениям, предусмотренным статьями 159 (Мошенничество) (до 40,7% от общего количества возбужденных уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности за соответствующий год) и 285 (Злоупотребление должностными полномочиями) (до 21,6%) Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту УК РФ).

Случаи наиболее распространённого проявления коррупции (взяточничества) в российском обществе устанавливались на Северном флоте не часто и только к 2012-2013 гг. надзорным и следственным органам по Северному флоту удалось повысить уровень подготовки специалистов (прокуроров и следователей) по выявлению и расследованию преступлений, предусмотренных статьей 290 (Получение взятки) УК РФ, что, соответственно, позитивно сказалось на динамике уголовных дел этой категории.

Снижение масштабов растрат и присвоений материальных и денежных средств (с 20,9% до 6,5%) объясняется необходимостью проведения компетентными органами значительного объема оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления таких преступлений, а также сокращением подразделений Северного флота, выполнявших контрольные функции.

За период с 1991 по 2012 гг. на Северном флоте за совершение преступлений коррупционной направленности было осуждено 1378 лиц, из них к наказаниям в виде: лишения свободы 429 лиц (в том числе условно 385 лиц); штрафа - 917 лиц; к другим наказаниям - 32 лица. При этом, анализ сроков лишения свободы (диапазон сроков составлял от одного года шести месяцев до 12 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима) в санкциях за преступления коррупционной направленности свидетельствует о том, что наиболее строгому наказанию подлежали случаи мошенничества, злоупотребления должностными полномочиями и получения взятки.

Таким образом, рассмотренный опыт противодействия коррупции в российских Вооружённых Силах (на примере Северного флота ВМФ России) свидетельствует о том, что формирование различных антикоррупционных структур и системы мер борьбы с коррупционными проявлениями в армии и на флоте происходило в сложных социально-экономических и политических условиях. Однако, несмотря на это, в настоящее время руководству страны удалось создать на долгосрочную перспективу реально действующие фундаментальные механизмы противодействия коррупции, функционирование которых было бы невозможно без соответствующей нормативной правовой базы.

Список литературы:

1. Айрапетян Э.С. Проблемы противодействия коррупции в органах государственной власти // Пробелы в российском законодательстве. 2012. №6. с.157-159

2. Александров В.И. Формирование структуры противодействия коррупции в России//Вопросы государственного и муниципального управления, №2, 2011. - С.39-52

3. Богданов С.В., Орлов В.Н. Законодательные инициативы Н.С.Хрущева по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией в СССР//Современное право, №10, 2011. - С.157-161

4. Богданов С.В., Орлов В.Н. Некоторые аспекты борьбы Советского государства со взяточничеством и коррупцией в первые послевоенные годы//Современное право, №2, 2012. -С.148-151

5. Гриб В.Г., Окс Л.Е. Противодействие коррупции: учеб.пособие/ В.Г.Гриб, Л.Е.Окс. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. - 192 с.

6. Епихин А.Ю., Мозохин О.Б. ВЧК-ОГПУ в борьбе с коррупцией в годы новой экономической политики (1921-1928): Монография. - М.: Кучково поле. Гиперборея, 2007. - 528 с.

7. Корякин В.М. Коррупция в Вооружённых Силах: теория и практика взаимодействия: Монография. - М.: За права военнослужащих, 2009. - 335 с.

8. Кочесокова З.Х. Актуальные вопросы предупреждения экономической преступности и борьбы с коррупцией // Бизнес в законе. 2014. №1. с.135-138

9. Пиджаков А.Ю. Зарождение борьбы с коррупцией в России/Мир юридической науки, №5, 2011. - С.32-41

10. Скосырская Ю.В. Конкурсная система государственных закупок как фактор противодействия коррупционным преступлениям // Пробелы в российском законодательстве. 2011. №2. С.148-150

11. Судебники XV-XVI веков/АН СССР, Ин-т истории; сост.: Р.Б.Мюллер, Л.В.Черепнин; под общ.ред. Б.Д.Грекова. - М.-Л.: АН СССР, 1952. - 618 с.

12. Указ Президента Российской Федерации «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», 04 апреля 1992, №361 (с изм. от 16.11.1992) // Российская газета, 1992, 07 апреля, №80

13. Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии коррупции», 25 декабря, 2008, №273-ФЗ//Российская газета, 2008, 30 декабря, №266

14. Чистяков О.И. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917-1991 гг. М.: Зерцало, 1997. - 592 с.

15. Щепетев В.И. История государственного управления в России. М.: Владос, 2003. - 512 с.

16. Яськова Н.Ю., Фалтинский Р.А. Борьба с коррупцией набирает обороты (200 лет спустя)//Экономическое возрождение России, №1 (27), 2011. - С.7-16

1. Aypapetyan ES Problem of combating corruption in government // Gaps in Russian legislation. 2012. № 6. p.157-159

2. Alexandrov VI Formation of the structure of combating corruption in Russia // Questions of state and municipal government, №2, 2011. - S.39-52

3. Bogdanov S. Orlov, VN Legislative initiatives Khrushchev for Combating Economic Crimes and Corruption in the USSR // Modern law, №10, 2011. - S.157-161

4. Bogdanov S. Orlov, VN Some aspects of the fight against the Soviet state bribery and corruption in the early postwar years // Modern law, №2, 2012. - S.148-151

5. Mushroom VG Oaks LE Anti-Corruption: Textbooks / V.G.Grib, L.E.Oks. - M.: Moscow Financial-Industrial Academy, 2011. - 192 p.

6. Epikhin AY, Mozohin OB Cheka-OGPU in the fight against corruption during the New Economic Policy (1921-1928): Monograph. - M .: Kuchkovo field. Hyperborea, 2007. - 528 p.

7. Koriakin VM Corruption in the Armed Forces: the theory and practice of interaction: Monograph. - M .: For the rights of servicemen, 2009. - 335 p.

8. Kochesokova ZH Topical issues of economic crime prevention and the fight against corruption // Business-in-law. 2014. №1. s.135-138

9. Jackets AU The origin of the fight against corruption in Russia // World jurisprudence, №5, 2011. - S.32-41

10. Skosyrskaya Y. Competitive procurement system as a factor in combating corruption crimes // Gaps in Russian legislation. 2011. №2. S.148-150

11. Sudebnik XV-XVI centuries / USSR Academy of Sciences, Institute of History; Ed .: R.B.Myuller, L.V.Cherepnin; under ob-sch.red. B.D.Grekova. - M.-L .: USSR Academy of Sciences, 1952. - 618 p.

12. Presidential Decree "On the fight against corruption in the public service", April 4, 1992, №361 (rev. From 16.11.1992) // Ros-siyskaya Gazeta, 1992, April 7, №80

13. Federal Law "On Combating Corruption", December 25, 2008, №273-FZ // Rossiyskaya Gazeta, 2008 December 30, №266

14. Chistyakov OI Readings on the history of the Russian state and law. 1917-1991 gg. M .: Mirror, 1997. - 592 p.

15. Shchepetev VI The history of government in Russia. M.: VLADOS, 2003. - 512 p.

16. Yaskova NY, Faltinsky RA The fight against corruption is gaining momentum (200 years later) // Russia"s Economic Revival, №1 (27), 2011. - S.7-16

РЕЦЕНЗИЯ

на рукопись статьи Виктории Николаевны Кулагиной «Противодействие коррупции в Вооруженных Силах Российской

Федерации: исторический аспект» В рецензируемой статье исследуются исторические аспекты становления и развития противодействия коррупции в российских Вооруженных Силах, представлен обзор антикоррупционных нормативных правовых актов, принятых в России за период с XIV века до настоящего времени. В частности, кратко исследованы Двинская уставная грамота (1397г.), Псковская суд- пая грамота (1467г.), Новгородская судная грамота (1440г.), Судебник (1497г.) и иные нормативные правовые акты, заложившие фундамент антикоррупционной деятельности в военной среде.

Следует согласиться с мнением автора о том, что борьба с коррупционными проявлениями в российской армии и на флоте до создания регулярной воинских формирований системного характера не носила. Потому, начало XVIII века действительно можно считать временем, когда борьба с «мздоимством» и «лихоимством» среди военных стала системным явлением. Несомненным достоинством рецензируемой статьи является обзор антикоррупционных нормативных правовых актов за период с Древней Руси и до наших дней.

Автор пришел к логически обоснованному выводу о том, что историю отечественной антикоррупционной деятельности можно условно разделить па четыре этапа, из которых особо выделяется четвертый этап (с 1991-1992 гг. по настоящее время), когда была принята нормативная правовая база по противодействию коррупции в армии и на флоте и были созданы специальные антикоррупционные органы, перечень которых представлен в рецензируемой статье.

Изложение материала логично выдержано, грамотно и последовательно. Представляется, что сформулированные в работе теоретические положения и практические рекомендации могут оказать существенное влияние на процесс противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации, способствовать дальнейшему развитию уголовного права, криминологии и юридической пауки в целом. Основные положения работы могут найти применение в общетеоретических и отраслевых научных исследованиях, связанных с изучением правовых проблем.

В то же время, необходимо отметить, что рукопись статьи В. Н. Кулагиной «Противодействие коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации: исторический аспект», как и всякая научная работа, имеет наряду с положительными характеристиками и некоторые недостатки. Поэтому считаю целесообразным:

1. Подробнее рассмотреть противодействие коррупции на третьем этапе (в период существования Советского Союза).

2. Более четко и конкретно изложить вывод по рассмотренной в научной статье проблеме.

Высказанные замечания не снижают общей высокой оценки работы и являются дискуссионными. Считаю, что рукопись статьи В. Н. Кулагиной «Противодействие коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации: исторический аспект» представляет собой зрелый научный труд, соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода работам, и рекомендуется к изданию в открытой печати. Заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Мурманского государственного технического университета, доктор юридических наук, профессор

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Хищение имущества в воинских частях Хищение стрелкового оружие и боеприпасов. В гарнизоне Мулино прапорщик похитил 9 "АКС-74", 8 "ПМ". "Калашниковы" шли клиентам в разные регионы за 250 долларов. Один старший офицер из Буйнакска похитил со склада мину "МОН-50", другой - из воинской части 63354 - продал ее боевикам. А группа офицеров в/ч 01704 Краснодарского края пыталась сбыть горячим кавказским покупателям аж 180 реактивных снарядов к системе "Град". За сумму два миллиона рублей. Хищение драгоценных металлов, которые используются в электронных системах высокотехнологичного оружия. В гарнизоне подводников Видяево на Северном флоте матрос украл детали контрольных приборов управления работой ядерного реактора подлодки. Неся службу на вахте, он подобрал ключи к пульту управления реактором и буквально скрутил ему голову. 24 так называемых реохордов, изготовленных из очень дорогого палладиево-ванадиевого сплава, он сбыл своему же сослуживцу-контрактнику всего за 1000 рублей.

Слайд 6

Описание слайда:

Офицеры на авиабазе в Кубинке длительное время продавали налево авиационные блоки, запчасти к самолетам и боеприпасы. Контрразведчики взяли их в тот момент, когда они пытались сбыть за 250 тысяч долларов сверхсекретный антенно-локационный комплекс от Су-27 и опознаватель "свой - чужой". В летной части гарнизона Малино шайка офицеров широко торговала авиационными двигателями, оборудованием, ракетами "воздух - воздух". Офицеры на авиабазе в Кубинке длительное время продавали налево авиационные блоки, запчасти к самолетам и боеприпасы. Контрразведчики взяли их в тот момент, когда они пытались сбыть за 250 тысяч долларов сверхсекретный антенно-локационный комплекс от Су-27 и опознаватель "свой - чужой". В летной части гарнизона Малино шайка офицеров широко торговала авиационными двигателями, оборудованием, ракетами "воздух - воздух".

Слайд 7

Описание слайда:

Коррупция в командовании ВС РФ Самым известным делом является покупка мерседеса за 150 тыс. марок для министра обороны Павла Грачева. Рекорд по масштабам воровских махинаций пока принадлежит бывшему начальнику Главного управления военного бюджета и финансирования МО генерал-полковнику Георгию Олейнику - 450 миллионов долларов. Его обвинили в том, что он незаконно перевел эту сумму на Украину. 51 миллион долларов сумела увести из военного бюджета группа генералов МО, проделав многоходовую комбинацию с ценными бумагами. Бывший начальник вспомогательного флота ВМФ контр-адмирал Юрий Кличугин, например, в свое время втихаря продал норвежцам за 21 миллион долларов универсальный корабль-док "Анадырь".

Слайд 8

Описание слайда:

Бывший командующий Северным флотом адмирал Олег Ерофеев пытался поправить материальное положение на другой ниве - он "допускал злоупотребления в финансовой и жилищно-строительной сфере", за что и был привлечен к уголовной ответственности. Прокуратура подсчитала, что ущерб от его преступной деятельности составил 65 миллионов рублей.Он без особого труда возместил шестьдесят с половиной миллионов, а уголовное дело в отношении него было прекращено - по амнистии. Генерал-майор Сизов - заместитель командующего войсками ЗабВО по строительству и расквартированию занимался злоупотреблениями при заключении договоров подряда и оплаты выполненных работ, а также в распределении жилья. Следователи установили, что материальный ущерб от его преступной деятельности (с учетом инфляции) потянул на 588 с половиной миллионов рублей. Чтобы честно заработать такую сумму, генералу надо было служить Родине лет 300. Но он неведомо как изыскал из "внутренних резервов" инкриминируемую ему сумму, и его тоже отпустили из суда с миром, но с должности сняли. Бывший командующий Северным флотом адмирал Олег Ерофеев пытался поправить материальное положение на другой ниве - он "допускал злоупотребления в финансовой и жилищно-строительной сфере", за что и был привлечен к уголовной ответственности. Прокуратура подсчитала, что ущерб от его преступной деятельности составил 65 миллионов рублей.Он без особого труда возместил шестьдесят с половиной миллионов, а уголовное дело в отношении него было прекращено - по амнистии. Генерал-майор Сизов - заместитель командующего войсками ЗабВО по строительству и расквартированию занимался злоупотреблениями при заключении договоров подряда и оплаты выполненных работ, а также в распределении жилья. Следователи установили, что материальный ущерб от его преступной деятельности (с учетом инфляции) потянул на 588 с половиной миллионов рублей. Чтобы честно заработать такую сумму, генералу надо было служить Родине лет 300. Но он неведомо как изыскал из "внутренних резервов" инкриминируемую ему сумму, и его тоже отпустили из суда с миром, но с должности сняли.

Слайд 9

Масштабное проникновение коррупции стало распространенным в различные сферы государственной и общественной жизни, в том в числе оборону и безопасность влечет к разладу государственного механизма, тем самым подрывает развитие экономического роста России и цивилизационного общества.

Проникновение коррупции в сферы государственного аппарата определяют актуальность созданию к системе принятию эффективных мер по противодействию этому негативному социальному явлению. В том числе и в военной сфере присутствует коррупция, а это несет угрозу национальной безопасности. Коррупция в этой сфере несет довольно большой формат, а все из-за того, что армия закрытый государственный институт.

В настоящее время, коррупция в военной организации России имеет наиболее важную проблему в стране, и может привести к тяжелым последствиям. Ведь каждый год Миноборона России теряет по несколько миллиардов. Например в прошлом году общий материальный ущерб составил около 2,5 миллиарда рублей, по этим подсчетам можно закупить более тридцати современных танков Т-90, то есть фактически укомплектовать танковый полк. Так же, взяточников в военной сфере становится все больше и больше, при этом последствия несут не только экономический характер, но и идет речь об угрозе жизни военнослужащих.

Коррупция - это сложное социальное явление, имеющее различные формы проявления, которые не всегда очевидны. Это и преступления коррупционной направленности, и административные правонарушения, и дисциплинарные проступки, и гражданско-правовые деликты.

Масштабы распространения коррупции в военной сфере велики, например, это проявляется во взяточничестве, злоупотребление служебными полномочиями, хищения имущества (присвоение, мошенничество, растрата), покровительство к желаемому месту службы и т.д.

Сами военнослужащие считают, что наиболее распространенными формами коррупционных проявлений в военной сфере являются: "откаты" при заключении государственных контрактов (10,3%)%); совершение хищений с использованием своих полномочий (23,6%); оказание встречных услуг и покровительство в продвижении по службе друзей, родственников и т.п. (38%); получение и дача взяток, подарков (33,4%); использование должностного положения и полномочий для получения жилья, наград, путевок, иных льгот и привилегий (20,8%); (По данным опроса военнослужащих Вооруженных Сил РФ, проведенного в 2011 г.

Что же происходит? Почему чиновники при использовании бюджетных средств производят нарушения в коррупционных действиях и какие меры нужно предпринять для противодействия коррупции, рассмотрим ниже.

Прежде всего, в армии, как и во всем обществе резко упала мораль. Еще со времен 90-х, в связи с положением в стране, ни кто не контролировал чиновников и тогда государство дало возможность людям в погонах обогащаться за счет нее. С помощью власти и денег можно добиться потребительского отношения к жизни и получать удовольствие. Военная сфера построена на больших деньгах, тем самым отвлекает чиновников от достижения высоких результатов и ставит для них цель – сохранить эти деньги, чтобы не лишиться их. Потеря армейского духа и морали, является началом для совершения коррумпированных операций.

Следующей причиной для коррупции в военной сфере, можно назвать неразвитость и не совершенство законодательства особенно в области государственных закупок, реализации государственного оборонного заказа.

Противоречивость законодательства и юридическая безграмотность большей части населения, в том числе и военнослужащих, позволяет военным чиновникам создавать себе идеальные условия для вымогательства и шантажа. Несовершенство законов, изобилующих двусмысленностями, пробелами, многочисленными отсылочными нормами. Довершение законодательного регулирования перекладывается на подзаконные акты органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, подготовка которых практически неподконтрольна. Тем самым создаются условия для появления нечетких, «закрытых», плохо доступных инструкций, создающих дополнительные условия для коррупции.

Наиболее нашумевшим скандалом в коррупционных махинациях, было дело «Оборонсервиса», в котором участвовал экс-министр обороны Анатолий Сердюков.

В 2008 году было объявлено о введении новой реформы оборонного ведомства России. В процессе реформирования был создан план об избавлении Министерства обороны от непрофильных активов, так же планировалось их продать и вырученные деньги направить в бюджет. В 2008 году в рамках этой реформы был создан холдинг, который состоял из 9 субхолдингов. Холдинг «Оборонсервис» должен был заниматься обслуживанием войск и личному составу вооруженных сил. В результате чего отвлекаться на ремонт техники, поддержания в чистоте казарм и территорий вблизи расположения воинских частей, не придется.

Но в 2012 году местные СМИ оповестили нас о крупном скандале вокруг ОАО «Оборонсервис». Правоохранительные органы уличили в махинациях сотрудников данного холдинга при реализации непрофильных военных активов. В следствии чего, предварительный ущерб государству, только от продажи восьми объектов недвижимости составил более 3 млрд руб. как оказалось позже, ряд фигурантов дела, имели тесные связи с Сердюковым, и даже поддерживали довольно близкие отношения.

В настоящее время, проводятся ряд мероприятий по противодействию коррупции в Министерстве обороны Российской Федерации, за 2014-2015 год все мероприятия по противодействию выполнены в полном объеме. Для повышения результатов работы был принят спектр принимаемых мер в сфере профилактики коррупционных правонарушений, а также было сформированы структурные подразделения, которые решают задачи по предупреждению коррупции и иных правонарушений среди военнослужащих и гражданского персонала.

В связи с тем, что коррупция в военной сфере несет масштабный характер, имеет актуальность создание мер по противодействию коррупции в армии. В связи с этим в 2016 году будет продолжена работа по:

Совершенствованию организационной структуры профилактики коррупционных и иных правонарушений в Вооруженных Силах Российской Федерации, в том числе, по созданию соответствующих подразделений (введению отдельных должностей) в главных командованиях видов, командованиях родов войск;

Повышению эффективности проверочных мероприятий, направленных на выявление нарушений антикоррупционного законодательства, а также устранение причин и условий возникновения таких нарушений;

Внедрению и использованию инновационных подходов при осуществлении контроля соблюдения требований законодательства по противодействию коррупции военнослужащими и гражданским персоналом.

Конечно, эти мероприятия будут приносить пользу в счет государству, но также широкий комплекс действий нужно направить на общественность против коррупции. В нашей стране через порицание обществом коррупционера, можно добиться каких-либо результатов. Важно, чтобы тот человек, который был вовлечен во взяточничестве или в иных коррумпированных делах, потерял свое положение в обществе.

Следующее, на что нужно обратить внимание, это на применение санкций и наказаний. Обеспечить жесткий контроль исполнительной власти и конечно же, проведение активной антикоррупционной политики. Так же, усиление кадрового отбора лиц на должности, связанные с повышенными коррупционными рисками. Нужно при отборе на руководящие должности выбирать людей честных, неподкупных и добросовестных людей, необходимо проводить обследование полиграфа и т.д.

Таким образом, можно продолжить список мер направленных на предупреждение и борьбу с коррупцией в военной сфере. Но в целом, прогнозы специалистов по коррупционной преступности имеют неутешительный характер и не стоит забывать, что коррупция разлагает не только вооруженные силы, но и весь государственный аппарат. Особую опасность представляет хищение, торговля оружием, радиоактивными веществами, боеприпасами, контрабанда и т.д.

Список литературы:

  1. Волков А.А. Проявление коррупции в органах военного управления // Военно-юридический журнал. - 2012. - № 9
  2. Закомолдин Р.В. Служебные преступления: Учеб. пособие. Самара: Изд. Самар. гуманит. акад., 2013. – 108 с.
  3. Мамитова Н.В. Правовая экспертиза Российского законодательства: вопросы теории и практики // Государство и право. - 2010. - № 11
  4. Оборонсервис. Коррупционный скандал [электронный ресурс] – режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Оборонсервис (дата обращения 11.02.2004)
  5. О работе по профилактике коррупционных и иных правонарушений в министерстве обороны Россиийской федерации [электронный ресурс]. – режим доступа: http://mil.ru/anti-corruption.htm (дата обращения 07.06.2007)