Основные типы государства и права. Основные подходы к типологии государства. Типы государства с точки зрения формационного подхода

Типология государства — это его специфическая классификация, проводимая с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного, раскрывающая социальную сущность государств в истории и современности.

В рамках формационного подхода главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) — решающий фактор общественного развития, определяющий тип надстроечных элементов: государство, право и др. В зависимости от типов производственных отношений выделяются и типы государства.

Преимущества формационной типологии:

1) власть в государстве принадлежит тому классу, в руках которого находятся средства производства;

2) государства объединены в типы на основе характера власти (рабовладельческие , феодальные , буржуазные и социалистические);

3) выявлено общее и особенное в функционировании и развитии государств, входящих в различные типы;

4) сформулированы основные закономерности смены одного типа государства другим.

Слабые стороны формационной типологии:

Догматизация исторических типов государств, что проявилось в излишней запрограммированности развития человечества, в стремлении распространить европейский (средиземноморский ареал) путь на все регионы мира; многие государства не прошли всех стадий формационной типологии;

Отсутствие восточного государства, где первична политическая власть и возможность распоряжаться средствами производства производна от политического господства;

Недооценка, игнорирование ряда духовных факторов: религиозных, национальных, культурных и др.

В основе цивилизационного подхода - понятие цивилизации как определенного типа человеческих сообществ, вызывающего к жизни определенные ассоциации (союзы) в области религии, искусства, обычаев, т.е. в сфере культуры.

Цивилизационный подход исходит из того, что развитие государственности определяется множеством факторов:

а) характером господствующей идеологии;

б) уровнем духовности народа, его национальным складом;

в) географической средой;

г) международным окружением.

Эти факторы оказывают влияние на экономическое развитие общества выработкой определенных стереотипов поведения.

Достоинства подхода:

Выделение духовных факторов как существенных в конкретных исторических условиях;

Преодоление запрограммированности развития государства, когда прогресс определяет не борьба, а компромисс различных сил, интересов.

Слабые стороны:

Недооценка социально-экономических факторов;

Это типология не столько государства, сколько общества;

Не выделяется то главное, что характеризует государство — организация политической власти;


Слабая разработанность типологии.

Тип государства — это совокупность взаимосвязанных черт государства, порождаемых исторической эпохой.

В соответствии с формационным подходом выделяют следующие типы государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

Рабовладельческое государство — это политическая организация экономически господствующего класса рабовладельцев. Большинство рабовладельческих государств существовало как города-республики, потому что только так можно было выявить классовую волю собственников средств производства. Потребность урегулировать интересы массы людей, равных по отношению к собственности, вызвала появление разработанных правовых систем, основным источником права в которых является закон.

Феодальное государство на всех этапах своего развития служит интересам класса феодалов. Частная собственность феодалов на землю определяет то обстоятельство, что эти государства возникают и существуют как монархии. Основной источник права — правовой обычай. В период феодальной раздробленности в каждой местности действуют свои обычаи, которые нередко кодифицируются.

Буржуазное государство в отличие от предшествующих, основанных на официальном закреплении классового неравенства, сословных привилегий, провозглашает всех людей равными и наделенными равными правами. Хотя государственная власть находится в руках класса буржуазии, постепенно повышается влияние на нее остальной части общества, поскольку всеобщее избирательное право дает возможность отдать предпочтение той или иной политической партии, тому или иному политическому деятелю.

Все большее значение приобретают право и законность: идет продвижение к реальному формированию социального и правового государства. Несмотря на наличие классовых начал, возрастают объем и содержание общесоциальных функций: осуществляются социальные программы, растет уровень жизни населения.

Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, сломом старой государственной машины, с организацией политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. Предполагалось, что государство станет «полугосударством», а затем отомрет, будет заменено органами народного самоуправления.

Однако на практике получилось иначе. Государство сформировалось на основе единой государственной собственности; реальным собственником средств производства стал партийно-государственный аппарат, приобретший широкую власть.

Реальная жизнь не отвергает идей социализма, некоторые из них реализуются в наиболее развитых странах Запада.

При цивилизационном подходе на основе уровня организации государства выделяют первичные, вторичные и современные типы государств (цивилизации).

Первичный тип государства (древние Египет, Вьетнам, Иран, Япония и др.):

Основан на государственной и общественной собственности на основные средства производства (землю в первую очередь);

Обладает мощным чиновничьим бюрократическим аппаратом, который фактически является собственником средств производства;

Имеет централизованный иерархический механизм во главе с монархом;

Обладает такой правовой системой, которая закреплена в религиозно-нравственных догмах;

Носит застойный характер, очень медленно изменяется.

Вторичный тип (западноевропейская, североамериканская, восточноевропейская, латиноамериканская цивилизации) характеризуется:

Отчетливым различием между государственной властью и культурно-религиозным комплексом;

Ограничением всепроникающего воздействия государственной власти;

Зависимостью государства от культурно-религиозной системы;

Связанностью правителя религиозными принципами и заветами.

Современный тип цивилизации характеризуется переплетением традиционных и новейших политико-правовых систем.

В зависимости от решения вопроса о взаимоотношениях государства и личности различают традиционные и современные (конституционные) государства .

Традиционное государство - это рабовладельческая или феодальная монархии.

Под современными (конституционными) государствами понимаются в основном республики и конституционные монархии.

Названные типы государств — только одна из разновидностей их классификации. Возможны и другие виды, основанные на других подходах.

Форма правления: понятие, виды.

Форма правления — это организация государственной власти, система высших государственных органов, порядок их образования, взаимоотношений между государственными органами и населением.

Конкретная форма государства обусловливается рядом факторов:

Историческим типом государства;

Уровнем экономического развития общества;

Соотношением, расстановкой сил в обществе;

Национальными и культурными традициями;

Международной обстановкой и т.п.

Изучение формы государственного правления позволяет уяснить:

Как создаются высшие органы государства и каково их строение;

Какой принцип лежит в основе взаимодействий высших и других государственных органов;

Как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

В какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Наиболее распространена классификация форм правления по числу правящих лиц, имеющая длительную историю. Соответственно сегодня речь идет о различии монархии и республики.

Государства каждого исторического типа облекаются во множество форм. Для рабовладельческого типа были характерны монархии и республики, для феодального — монархии и городские республики, для буржуазного — демократические республики и конституционные монархии, для социалистического типа — советские республики и республики народной демократии. Однако государства определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично главой государства, который не несет ответственности перед населением..

Признаки монархии:

Глава государства, имеющий бессрочную и пожизненную власть;

Наследственный порядок преемственности верховной власти:

Эта власть отличается порядком своей легитимации (утверждения, принятия);

Монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа;

Юридическая безответственность монарха.

Виды монархий:

1. По историческому типу

Монархии в историческом плане подразделяются на восточные деспотии, опирающиеся на азиатский способ производства; античные, в число которых входят рабовладельческие государства (например, монархия рабовладельческого Рима); феодальные монархии. В развитии феодальной монархии выделяют три периода: раннефеодальный, отличающийся большей степенью децентрализованности; сословно-представительный, когда власть монарха ограничена тем или иным сословно-территориальным представительством; абсолютный, где власть монарха всецело принадлежит ему («Государство — это я». Людовик XIV ). Разновидность абсолютной монархии — теократическая монархия, когда глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть.

Раннефеодальная и сословно-представительная монархии образуют ограниченную (конституционную) монархию, подразделяющуюся на дуалистическую и парламентскую.

2. По полноте власти

Абсолютные монархии - вся полнота власти принадлежит единоличному главе государства. (Катар, Бахрейн, Саудовская Аравии)

Дуалистическая монархия характеризуется: (Марокко, Таиланд, Иордания)

Наличием двухпалатной структуры (нижняя палата формируется выборным путем; верхняя — назначением монарха);

Формированием правительства монархом независимо от партийного состава в парламенте, а также правом вето монарха;

Полномочием представительного органа вотировать (голосовать) бюджет.

Признаки парламентской монархии : (Великобритания, Люксенбург, Шведция, Норвегия)

Правительство формируется из представителей партий, получивших большинство голосов на выборах в парламент;

Лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой правительства;

Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

Власть монарха в законодательной, исполнительной, судебной областях фактически отсутствует.

Республика — форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Признаки республики:

Существование единоличного и коллегиального главы государства;

Выборность власти;

Осуществление государственной власти по поручению народа;

Реализация разделения властей;

Ответственность власти перед народом.

Виды республик:

1. По историческим периодам существования республики классифицируются на античные (государства-полисы), средневековые (феодальные), буржуазные.

2. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

Признаки президентской республики: США

Президент при определенном парламентском контроле формирует правительство, несущее ответственность за свою деятельность перед президентом;

Президент имеет право отлагательного вето на издание законов;

Отсутствие поста премьер-министра;

Внепарламентский способ избрания президента и формирования правительства;

Отсутствие ответственности правительства перед парламентом;

Президент лишен права роспуска парламента;

Парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент).

Президентская республика таит в себе возможность трений во взаимоотношениях исполнительных и законодательных ветвей власти, когда президент и парламентское большинство принадлежат к разным партиям или политическим течениям.

Признаки парламентской республики: ФРГ

Верховенство власти парламента;

Правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к партии большинства;

Правительство ответственно перед парламентом;

Глава государства избирается парламентом;

Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства в парламенте;

Абсолютное право вето правительства на издание законов.

Сильные стороны парламентской республики — единство высших эшелонов власти, поскольку глава исполнительной власти и его кабинет назначаются и контролируются парламентским большинством.

Слабые стороны — фрагментарность партийной системы, обрекающей правительство на неустойчивость; реальная угроза тирании, которую может создать парламентское большинство.

Смешанная (парламентско-президентская) республика (Россия) — это такая форма правления, в которой парламент и президент в той или иной пропорции делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Для некоторых стран характерна суперпрезидентская республика. Ее основная черта — гипертрофированная и, по существу, неконтролируемая президентская власть (президент избирается населением, обладает правом роспуска парламента, проведения референдумов и т.д.).

Республика Советов — разновидность социалистической формы государственного правления. В действительности существовали три разновидности этой формы: Парижская коммуна, Советская республика и народно-демократическая (народная) республика, которые выступали как государственная форма диктатуры пролетариата.

Признаки Республики Советов:

1. Ведущая роль принадлежит представительным органам.

2. Сочетание политического, хозяйственного и культурного руководства общественной жизнью в едином государственном механизме, что позволяет власти распоряжаться обобществленными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ.

3. Высшие и местные органы власти основаны на принципе демократического централизма.

4. Законодательная и исполнительная власть осуществляется представительными учреждениями.

5. Руководящая роль в организации государственной и общественной жизни страны принадлежит партии рабочего класса, которая определяет и направляет внутреннюю и внешнюю политику государства.

Советская форма правления отрицала прогрессивные стороны парламентаризма и принцип разделения властей. Важнейшим фактором, который обусловливал специфику формы государства, считалось соотношение классовых сил. Поэтому формирование государственного правления по строго классовым признакам сопровождалось сломом бывшей государственности и установлением «диктатуры пролетариата», которая затем превращалась в господство партократии.

Форма государственного устройства: понятие, виды.

Форма государственного устройства - это национально-государственная и административно-территориальная структура государства; соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.

По форме устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство — это цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Признаки унитарного государства:

Единая система государственного аппарата на территории страны, распространяющего свою юрисдикцию в равной степени в отношении всех территориальных единиц;

Административно-территориальные единицы имеют обычно равный юридический статус по отношению к центральным органам.

Единое гражданство;

Единая система права, основа которой - единственная конституция;

Единая судебная система;

Одноканальная система налогов, когда налоги вначале поступают в центр, а оттуда распределяются в регионы;

Межгосударственные сношения осуществляют центральные органы;

Единые вооруженные силы.

Местные органы обладают известной самостоятельностью.

По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным . Если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, то государство - централизованное (Финляндия, а также Франция, Чехия, где местное самоуправление возглавляет губернатор, назначаемый президентом). В децентрализованных унитарных государствах местные органы избираются населением (Великобритания). Смешанные системы характеризуются признаками централизации и децентрализации.

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, допускает национальную автономию.

Федеративное государство — это союзное государство, части которого обладают определенным государственным суверенитетом при сохранении целостности государства.

Признаки федеративного государства:

Территория федерации состоит из территорий ее субъектов, которые, не являясь государствами в полном смысле, обладают определенной самостоятельностью;

Два уровня государственного аппарата: федеральный и субъекта федерации;

Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру;

Наличие гражданства федерации и субъекта федерации;

Разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами закреплено в конституции;

Двухканальная система налогов.

Главный вопрос федерации — разграничение компетенции федеральных и местных органов. Этот вопрос решается на основе:

а) исключительной компетенции федерации;

б) совместной компетенции;

в) трех сфер полномочий, когда устанавливаются полномочия федеральные, субъекта федерации и совместные.

Классификация федеративных государств возможна по различным признакам.

По способу образования они разделяются на договорные и конституционные .

При договорном способе самостоятельные государства объединяются в федерацию, заключив между собой договор об объединении (США, Швейцария и др.).

Конституционные федерации создаются на основе конституции страны, в которой центральная власть признает федеративное устройство и автономию отдельных территорий (ФРГ, Бельгия и др.).

По этому признаку Россию следует относить к конституционно-договорным федерациям. С одной стороны, предметом Федеративного договора от 31 марта 1992 г., положившего начало современному федеративному устройству России, было не учреждение нового государства, а лишь разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Федерации.

В Конституцию РФ 1993 г . были включены основные положения Федеративного договора, и он продолжает действовать лишь в части, не противоречащей Конституции. С другой стороны, Конституция РФ допускает регулирование отношений между Федерацией и ее субъектами, а также последними между собой на основе двусторонних договоров и соглашений между органами государственной власти Федерации и ее субъектов. За период действия новой Конституции РФ такие договоры были заключены с большинством субъектов Российской Федерации.

С позиций равенства статусов субъектов федерации и их равноправия между собой, а также в отношениях с федеральными органами власти различают симметричные (ФРГ, Австрия и др.) и асимметричные (Индия, Швейцария и др.) федерации. Хотя в российской Конституции (ч. 1, 4 ст. 5) провозглашено равноправие субъектов Российской Федерации, в том числе и в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, различие правового статуса субъектов Федерации свидетельствует, что Россия является асимметричной федерацией.

В зависимости от степени суверенности субъектов различают федерации, построенные по национальному или территориальному признаку.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением суверенитета субъектов федерации:

1) государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются суверенными государствами , поскольку их деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных органов. Разграничение компетенции между центром и субъектом федерации определяется конституционными нормами. Они устанавливают перечень вопросов, по которым только общефедеральные органы могут издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы находятся в ведении субъектов федерации;

2) субъекты территориальной федерации лишены права прямого представительства в международных отношениях (только кое-где - земли в ФРГ с согласия федеральных властей могут заключать международные договоры);

4) управление вооруженными силами осуществляется федеральными властями, субъекты федерации не имеют права в мирное время содержать профессиональные вооруженные образования.

Национальные федерации наряду с общими признаками федерации имеют свою специфику :

а) субъектами федерации являются национальные и национально-государственные образования, отличающиеся национальным составом, культурой, бытом, религией населения;

б) принцип построения федерации — добровольность объединения субъектов. Она служит одним из факторов осуществления нациями права на самоопределение. Все субъекты пользуются одинаковыми правами и одинаковой возможностью влиять на решение задач государства;

в) национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций. Правовое положение субъектов связано с правом наций на самоопределение.

г) высшие представительные органы формируются из представителей субъектов федерации, что отражает интересы всех наций и народностей, входящих в ее состав. Центральная власть призвана координировать общефедеральные интересы;

РФ образована по национально-территориальному принципу, поскольку федерализм в России - не только способ децентрализации и демократизации власти, но и форма государственной организации национальных отношений, способ обеспечения права народов на самоопределение. По национальному принципу образованы республики в составе Российской Федерации, имевшие ранее статус автономий; национально-государственными образованиями являются автономная область и автономные округа. Территориальный принцип относится ко всем остальным субъектам Федерации, являющимся государственно-территориальными образованиями.

Унитарное и федеративное государство — это формы внутригосударственного устройства.

Конфедерация. Современные организационно-правовые формы межгосударственной интеграции.

Вступая в отношения с другими государствами, субъекты международного права поступаются собственным суверенитетом ради достижения общих для этих государств целей.

Различают добровольные и насильственные международные объединения.

К добровольным формам объединения государств относятся:

1. Конфедерации — государственно-правовые объединения, союз суверенных государств.

Применительно к внутренней организации конфедерации отметим:

В законодательный орган входят обладающие равными полномочиями представители всех объединенных государств;

Финансовые средства образуются из взносов государств-членов;

Исполнительные органы носят коллегиальный характер;

Нормы права становятся обязательными, если они опубликованы каждым государством;

Вооруженные силы принадлежат каждому из государств, хотя формально могут находиться под общим командованием;

Международная политика проводится совместно.

В конфедерациях устанавливаются политико-административ-ные органы, власть которых признается государствами-членами. Но субъекты конфедерации — полностью суверенные государства.

2. Содружества — объединения государств, характеризующихся определенной однородностью, которая обусловлена:

Интеграцией хозяйственных связей (страны Содружества Независимых Государств);

Языковым единством (Британское Содружество Наций);

Общностью правовой системы, культуры, религии (Лига арабских государств).

Основой содружества могут быть межгосударственные договоры, декларации и др.

Надгосударственные органы содружества создаются для координации действий государств-участников. Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме своеобразных нормативных актов (Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ принят модельный Уголовный кодекс от 2 ноября 1996 г.).

3. Сообщества — объединения государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе. В сообществе могут существовать бюджет, надгосударственные органы.

Цель сообщества — выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него. А для этого нужно упростить таможенные и визовые барьеры вплоть до их отмены, даже ввести единую валюту. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.

4. Ассоциации — объединения государств по глобальным мировым проблемам (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и др.). Ассоциация стран тихоокеанского региона (АСЕАН: Таиланд, Малайзия, Сингапур и др.), например, направлена на поддержание мира и порядка в регионе.

5. Союзы — объединения государств, в основе которых лежат исторические корни, экономическая целесообразность, геополитические факторы и др. В союзы государства объединяются иногда вынужденно, так как в одиночку труднее вынести давление, которое они испытывают (Балтийский союз, Союз РФ и Республики Беларусь и др.).

К насильственным формам объединений государств относят империи, которые образуются путем территориального завоевания либо оказания экономического, политического давления.

Черты империи :

Обширная территория;

Централизованная власть;

Стремящаяся к экспансии элита;

Асимметричные отношения господства и подчиненности между центром и периферией;

Разнородный этнический, культурный и национальный состав.

Если на начальном этапе развития человечества преобладали насильственные формы межгосударственного объединения, то с развитием цивилизации на первый план выходят добровольные формы

Политический режим: понятие, виды.

В узком смысле слова политический режим — совокупность приемов и способов государственного руководства. Степень вмешательства государства в частную жизнь граждан.

В широком смысле — уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни.

Виды политического режима:

1. В зависимости от исторического периода:

Периоду рабовладения присущи деспотические, теократические, монархические, аристократические, олигархические режимы, режим рабовладельческой демократии.

Во времена феодализма характерными были режимы абсолютистский, режим своеобразной «феодальной демократии», клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский, режим «просвещенного абсолютизма».

При капитализме существуют либеральный, буржуазно-демократический или конституционный, бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, «фашизмоподобный», например расистско-наци-оналистический, а также диктаторско-монополистический и марионеточный, в некоторых исламских странах — клерикально-фундаменталистский режимы.

Опыт социализма свидетельствует о возможности появления народно-демократических, общенародных политических, но одновременно авторитарных, тоталитарных режимов рабоче-крестьян-ской диктатуры.

2. В зависимости от набора методов и средств осуществления государственной власти: тоталитарный и авторитарный, демократический политический режим.

Основные признаки тоталитарного режима:

Представители тоталитаризма обосновывают порядок и условия формирования государственной власти законами: природы (Германия), истории (СССР). Согласно им часть человечества (раса, класс) в силу логики антагонистической борьбы должна уйти со сцены жизни.

Государство полностью контролирует частную жизнь граждан, применяя открытый террор. В процессе становления режима изменяется природа закона, который рассматривается как форма выражения насилия. Расширению властного воздействия способствовало создание громадного государственного аппарата и специальных репрессивных органов (НКВД).

Господство определённой идеологии, унификация в общественной жизни. Отсюда ключевой показатель тоталитарного режима — отсутствие независимых общественных организаций. Для включения граждан в свое идеологическое поле тоталитаризм создает детские, юношеские, взрослые организации, навязывая коллективные формы человеческой деятельности и проникая во все сферы жизнедеятельности населения;

Государственно-бюрократическая монополия в экономике. Государство, его аппарат судит о ценности тех или иных планов, решений; отсутствие частной собственности приводит к тому, что государство является единственным работодателем;

Декларативность и ограниченность прав и свобод гражданина. Тоталитаризм основан на этатизме, источником прав и свобод является государство, которое дарует права и свободы в соответствии со своими целями.

Власть узурпируется либо одним лицом, либо группой лиц;

Изоляция от внешнего мира или политика военной экспансии. Запугивая вмешательством извне во внутренние дела, тоталитарный режим способствует объединению населения вокруг государства и создает благоприятную атмосферу для расправы с инакомыслящими.

Авторитарный режим возникает обычно, когда власти намерены приступить к серьезным реформам общественного строя. Этот режим является промежуточным между тоталитаризмом и демократией. Соответственно наблюдается нечеткость его основных признаков.

Государство контролирует важнейшие сферы частной жизни, не применяя открытый террор. Это осуществляется с помощью жестких уголовно-правовых санкций, специальных органов (КГБ), полицейский и военный аппараты;

Государственная власть не формируется и не контролируется народом (формально существуют представительные органы власти, но реальной, решающей роли они не играют); жизнь в стране направляется правящей элитой, в ее среде выделяется небольшая группа высших должностных лиц, осуществляющих политическое руководство;

Отсутствие государственной, обязательной для всех идеологии, которая заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма и пр.;

Оппозиция практически не допускается, однако формально существует многопартийность.

Основные признаки демократического режима:

Государство не вмешивается в частную жизнь граждан;

Предоставление гражданам широких прав и свобод, их защита и обеспечение социально-экономических, политических, юридических и организационных гарантий этих прав и свобод;

Прямое участие населения в решении государственных вопросов (прямая или непосредственная демократия) или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов (парламентская, представительная демократия);

Существование различных форм собственности; свобода личности в сфере экономической деятельности;

Политический плюрализм, в том числе многопартийность;

Широкое развитие ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни (движения, объединения, союзы, общества, клубы и др.);

Разграничение полномочий между центральными и местными органами;

Правовой характер деятельности государственных органов;

Демократические методы государственного властвования: соглашения, компромиссы и др.;

Отсутствие обязательной для всех государственной официальной идеологии;

Типология государства — это специфическая классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих госу-дарств на группы с целью раскрытия их социальной сущности.

Типология проводится в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая форма-ция). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (К. Маркса, Ф. Эн-гельса, В.И. Ленина и др.), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип над-строечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, фео-дальный, буржуазный и социалистический (в последнее время к ним добавляют еще азиатский способ производства и прафеода-лизм) типы государства.

В центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных орга-нов при одновременном отчуждении народа от реальных ры-чагов государственной власти;

Игнорируется принцип разделения властей на законодатель-ную, исполнительную и судебную (зачастую президент, ис-полнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судеб-ными полномочиями);

Роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

Суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;

Сужена или сведена на нет сфера действия принципов выбор-ности государственных органов и должностных лиц, подот-четности и подконтрольности их населению;

В качестве методов государственного управления доминиру-ют командные, административные;

Сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полугласность»;

Отсутствие единой идеологии (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям);

Отказ от полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, как это наблюдается в тоталитарном политическом режиме;

Существует частичный плюрализм, оппозиция не допускает-ся, может существовать лишь имитация многопартийности, ибо все имеющиеся партии должны ориентироваться на
линию, выработанную правящей партией, в противном слу-чае они разгоняются;

Права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте (прежде всего в политической сфере);

Личность лишена гарантий безопасности во взаимоотноше-ниях с властью;

- «силовые» структуры обществу практически неподкон-трольны и используются подчас и в сугубо политических целях;

Роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма, он не харизматический..

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограни-ченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавлива-ется насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавли-вается в результате военного переворота против осуществляющих управление гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства.

В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает, помимо армии и полиции, большое количество других органов, в том числе и внеконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граж-дан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отме-няется Конституция и другие законодательные акты, которые за-меняются актами военных властей.

1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю;

2) если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе прово-дится тактика избирательного террора, направленного на предот-вращения возникновения оппозиции.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем различия формационного и цивилизационного подходов к типологии государства?

2. Из каких элементов состоит понятие «форма государства»?

3. Назовите признаки монархий и республик.

4. Как отличить унитарное государство от федерации?

5. Назовите основные признаки демократического политического режима.

6. Что характеризует тоталитарный политический режим?

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Громыко АЛ. Политические режимы. М., 1994.

Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992.

Кашанина Т.В., Каманин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 35.

Кокотов А.Н. Русская нация и российская государственность. Екатеринбург,

Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность. 1996. № 4.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7.

Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Мар-ченко. Т. 1. М., 1998. Гл. 4, 7.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996.

Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994 ^Рожкава Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов,

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество М 1992 М., 2000 И Гл Г °з!"5 аРСТВа " ПРЯВа " П ° Д РеД " Н " И - Мат У 30 " ва и Ав - М^ько. 2-е изд.

Тойнби А.Д. Постижение истории. М., 1991. С бб-^бсГ" ВЕ " ЭлеМеНТЫ с Р авн ительного государствоведения. М., 1994. Гл. 2.

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Т. 1. Федерация в зарубежных странах. М., 1993.

Каждое государство в современном мире отличается от других целым набором специфических черт и характеристик, сложившихся под влиянием его исторической эволюции, степени остроты социальных и этнических конфликтов, международных факторов. При всей разнородности современных государств их можно разделить на два самых общих типа – монархия и республика.

В монархии власть главы государства передается по наследству, не являясь производной от какой-либо другой власти.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Правительство назначается монархом, выполняет его волю и ответственно перед ним. В настоящее время абсолютная монархия сохранилась лишь в Саудовской Аравии.

При конституционной монархии, существующей в Великобритании, Нидерландах, Бельгии, Швеции, Норвегии, Дании, Испании, Японии, полномочия главы государства строго определены законодательными системами и актами. Власть монарха в конституционных монархиях не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимаются парламентом, правом вето монархи фактически не пользуются. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Монарх – это символ и верховный арбитр нации, стоящий над партийными схватками и обеспечивающий единство страны.

Республика – форма правления, при которой главой государства является выборное и сменяемое лицо, получающее свой ограниченный по времени мандат от представителей органа или непосредственно от избирателей. Различаются президентская и парламентская республики.

В президентской республике глава государства, обладающий широкими полномочиями в системе политического управления, избирается независимо от парламента на основе всеобщего, прямого и тайного голосования. Для завоевания президентского мандата политику, как правило, необходима поддержка достаточно влиятельной политической партии. Из состава этой же партии обычно назначаются и члены правительства. Однако большинство в парламенте во время действия президентского мандата могут составлять депутаты от другой партии. Президентская власть – главное звено государственного руководства. Парламент и правовая система обладают значительной независимостью от исполнительной власти. Типичный пример президентской республики – США, где впервые была установлена эта форма правления.

Парламентская республика характеризуется прежде всего тем, что правительство формируется лидером победившей на парламентских выборах партии и несет ответственность перед законодательным органом власти – парламентом. Парламент контролирует деятельность правительства. Глава государства назначает правительство из числа представителей партии или коалиции партий, располагающих большинством мест в парламенте. В целом, хотя полномочия главы государства могут быть достаточно широкими, он занимает по сравнению с президентом в президентской республике относительно скромное место в системе государственного руководства.

Среди республиканских форм правления есть и сочетающие в себе признаки президентской и парламентской республик. Подобным примером может служить Франция. Конституция 1958 г., сохранив атрибуты парламентаризма, значительно усилила президентскую властью.

Территориально-политическая организация государства .

Различают три основные формы территориально-государственного устройства – унитарную, федеративную и конфедеративную.

Унитарное государство обладает следующими основными признаками:

Единая конституция

Единая система высших органов государственной власти управления и права

Единое гражданство

Единая судебная система

Федерация – форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство. Исторически федерация для таких стран, как Германия, США, Швейцария, была формой преодоления государственной и политической раздробленности. Разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами регулируется общегосударственной конституцией. При этом обеспечивается верховенство федеральной конституции и законов, которым должны соответствовать конституции и законы членов федерации. К ведению центрального правительства относятся вопросы обороны, внешней политики, финансового регулирования, установление важнейших налогов, политика в области труда, занятости, социальной защиты населения. Реальное соотношение властных полномочий центра и субъектов федерации определяется исторической практикой государств, сложившимися нормами и традициями, что придает уникальность каждому федеративному образованию.

Конфедерация – постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических целей. Центральные органы конфедерации не обладают прямой властью над входящими в ее состав государствами, решения этих органов осуществляется только с согласия институтов власти каждого из членов союза. Единой правовой и налоговой системы в конфедерации не существует, ее финансовые средства складываются из взносов входящих в нее государств. Швейцария, официально именующаяся конфедерацией, реально по своему территориально-политическому устройству принадлежит к числу федераций. Примерами конфедерации могут быть СНГ и ЕЭС.

Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем конституцией, выступающей своего рода «общественным договором» между народом и властью. Правовое государство обладает следующими признаками:

Наличие гражданского общества

Ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных условий для хозяйственной деятельности; ответственность каждого за собственное благополучие

Всеобщность права, его распространение на всех граждан, организации и учреждения, в том числе органы государственной власти

Суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета, т.е. народ является конечным источником власти

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией

Приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методом дозволения, т.е. разрешено все то, что не запрещено законом

Свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида

Провозглашенные в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, обострению социального неравенства.

Конструктивным ответом на несовершенство правового государства явилась теория и практика социального государства. Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством. Его деятельность направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Социальное государство сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе.

Социальные государства возникли примерно в 60-х гг. XX в. Деятельность современного социального государства многогранна. Она включает в себя

Перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев

Политика занятости и охраны прав работника на предприятии

Социальное страхование

Поддержка семьи и материнства

Забота о безработных, престарелых, сиротах и инвалидах

Развитие доступного для всех образования, здравоохранения и культуры

Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречие. Их единство стоит в том, что оба они призваны обеспечить благо индивида. Противоречие проявляется в том, что правовое государство не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан.

В развитии современных государств наблюдаются две тенденции. Первая – деэтатистская – состоит в активизации гражданского общества, его контроля над государством, расширении влияния на него политических партий и групп интересов, усилении в деятельности некоторых государственных органов самоуправленческих начал. Вторая тенденция – этатистская – проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного органа всего общества. Современное государство активно вмешивается в экономические, социальные и информационные процессы, с помощью налоговой, инвестиционной, кредитной и иной политики стимулирует развитие производства.

В общем объеме государственной деятельности заметно сокращается удельный вес функции принуждения. В целом же изменения, происходящие в государстве и обществе, не дают никаких оснований говорить об отмирании государства в обозримом будущем, как это утверждают анархизм и марксизм.

Политический режим – это методы осуществления политической власти в обществе. Всякий политический режим представляет собой то или иное сочетание двух полярно противоположных принципов организации человеческих взаимодействий: авторитарности и демократизма. Практически невозможны режимы, полностью лишенные форм реализации одного принципа и построенные на формах реализации только другого принципа. Принято делить политические режимы на три типа: тоталитарный, авторитарный и демократический.

В политической сфере тоталитаризму соответствует монополизация власти. Она оказывается у одной партии, а сама партия – под властью одного лидера. Происходит сращение правящей партии с государственным аппаратом. Вместе с тем происходит огосударствление общества, т.е. уничтожение (или крайнее сужение) независимой от государства общественной жизни, уничтожение гражданского общества. Умаляется роль права, закона.

Авторитарный режим возникает, как правило, там, где происходит слом старых социально-экономических институтов и поляризация сил в процессе перехода стран от традиционных структур к индустриальным. Данный режим чаще всего опирается на армию. Она вмешивается в политический процесс для того, чтобы покончить с длительным политическим кризисом, с которым невозможно справиться демократическими, правовыми средствами. В результате этого вмешательства вся власть концентрируется в руках политического лидера или определенного органа.

При некотором сходстве с тоталитаризмом авторитаризм допускает размежевание и даже поляризацию сил и интересов. В данном случае не исключаются некоторые элементы демократии – выборы, парламентская борьба и в определенных пределах инакомыслие и легальная оппозиция. Правда, политические права граждан и общественно-политических организаций сужены, серьезная легальная оппозиция запрещена, политическое поведение как отдельных граждан, так и политических организаций строго регламентировано. Центробежные, деструктивные силы сдерживаются, что создает условия для гармонизации интересов и демократических реформ.

Понятие демократия родилось в Древней Греции. Существует ряд исторических типов демократии с множеством ее различных форм:

Первобытно-общинная и родо-племенная

Античная

Феодально-сословная

Буржуазная

Социалистическая

Демократия – это прежде всего степень участия масс в государственном управлении, а также фактическое наличие у граждан демократических прав и свобод, официально признаваемых и закрепляемых в конституциях и других законах. Демократия как общественно-политическое явление за свою многовековую историю развития выработала определенные принципы и ценности. Среди них:

Равное право граждан на участие в управлении обществом и государством

Гласность в деятельности властей

Конституционное оформление государственного строя

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную

Плюрализм политической системы

Комплекс политических, гражданских, экономических и социальных прав и свобод человека

Эти ценности описывают, конечно, идеальную систему, идеал, который нигде не достигнут. Возможно, он в принципе недостижим. Однако институты по поддержанию демократических ценностей существуют в действительности при всех их недостатках.

Поскольку в буквальном переводе слово «демократия» означает народовластие, постольку именно принцип народовластия является основополагающим. Это находит свое выражение в участии граждан и объединений в решении государственных и общественных дел через их представительные органы.

Теория государства и права Морозова Людмила Александровна

3.4 Типология государств

Типология государств

Типология государств, т. е. их классификация по типам, содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

Как известно, классификация может проводиться по разным основаниям (критериям). При этом под типом понимаются общие, системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

Типология представляет собой один из видов классификации и вместе с тем ее высшую форму , поскольку в основе типологии лежит группировка государств по одному из самых крупных и высших классификационных критериев - типу государств.

Типология государств - не абстрактная умозрительная конструкция. Она базируется на обобщении большого фактического материала исторического, социологического, правового и иного характера, на выявлении объективных процессов и связей, существующих в конкретном обществе, на анализе особенностей функционирования государственно-правовых явлений и систем.

В настоящее время в юридической литературе применяются два подхода к типологии государств - формационный и цивилизационный.

Формационный подход основан на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений), который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства. Например, экономическую основу рабовладельческого общества составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и на рабов, которые рассматривались исключительно как производители материальных и других благ. При феодальной формации материальную основу общества составляла феодальная собственность на землю, которая обусловила экономическую и иную зависимость крепостных крестьян от помещиков. Частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства характерна и для капиталистической общественно-экономической формации.

Каждой формации (кроме первобытно-общинной) соответствует свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно-правовой надстройке. При этом общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития общества представляет собой последовательную смену формаций и соответствующих типов государств.

Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. При этом выделялись пять формаций: первобытно-общинная (безгосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая. Каждая из них (кроме первобытно-общинной) имеет определенный тип государства, которое охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему. Таким образом, марксистская теория устанавливает зависимость классовой сущности, типа государства от системы социально-экономических отношений той или иной формации.

Марксистская теория различает четыре типа государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и исторически последний тип - социалистическое государство.

Переход от одного исторического типа государства к другому осуществляется в ходе социальной революции, объективной основой которой служит несоответствие (конфликт) характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества. Разрешение такого рода конфликта происходит в ходе социальной революции, которая ведет к перестройке производственных и всех других общественных отношений, в том числе в сфере надстройки. Изменения в социально-экономических формациях и смена типов государств происходят синхронно.

В современных условиях обнаружилась недостаточность формационного подхода для типологической характеристики ряда государств. В связи с этим формационный подход подвергся критике. Главная его ущербность, как подчеркивается в литературе, состоит в том, что:

1) теория социально-экономических формаций была разработана главным образом на материале европейских стран. Восточные же государства отличались большим своеобразием развития и спецификой экономической и политической организации, поэтому не укладывались в рамки формационной теории;

2) развитие обществ и государств характеризуется как одномерное, однолинейное, заранее предопределенное, одна формация закономерно сменяется другой, более прогрессивной. Это движение имеет необратимую силу. Все народы должны пройти все формации. Однако данное положение не всегда соответствует социальной практике;

3) не подтвердилось положение о постепенном отмирании государства как аппарата классового принуждения и формирования взамен его коммунистического общественного самоуправления.

Следует иметь в виду, что теория формаций объясняет определенные изменения в конкретно-историческом развитии и наличие определенных типов обществ, хотя не объясняет абсолютно все в истории. Особенность формационной типологии состоит в том, что она выявляет связи государства и права с другими социальными явлениями. По мнению некоторых ученых, возможности формационного подхода до конца наукой не выяснены. Это позволяет предположить, что наука еще сможет использовать возможности данного подхода к изучению человеческого общества.

Вместе с тем формационный подход пока не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии - первобытно-общинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли разными путями в государствообразовании.

На рубеже 70-80-х годов XX в. среди отечественных историков, этнографов, антропологов, философов стали активно обсуждаться проблемы цивилизационного подхода к изучению общества.

Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные культуры образуют цивилизацию.

Ученые заметили, что духовно-культурные факторы способны : а) полностью блокировать влияние того или иного способа производства; б) частично парализовать его действие; в) прервать поступательное формационное движение; г) усиливать социально-экономическое развитие.

Следовательно, экономические процессы и факторы цивилизации тесно взаимодействуют, стимулируя развитие друг друга. Это особенно наглядно на примере теории современного американского социолога У. Ростоу, который классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым, в свою очередь, от научно-технических достижений. Тем самым ученый показал зависимость экономического прогресса от духовно-культурных условий развития общества. Чем выше уровень развития государства, тем устойчивее его экономический потенциал и благосостояние общества.

Наиболее сложным является вопрос о критериях типологии цивилизаций. Английский историк А. Тойнби (1889–1975), внесший большой вклад в развитие цивилизационного подхода, попытался разработать критерии цивилизации и классифицировать их. В качестве типологической характеристики цивилизации он, в частности, называл религию, образ мышления, общность историко-политической судьбы и экономического развития и др. По этим критериям А. Тойнби первоначально выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков, часть из которых утратила свое существование.

А. Тойнби полагал, что по типу цивилизации можно выделить соответствующие типы государств. Однако типологию государств по цивилизационному подходу он не разработал. В то же время заслугой А. Тойнби является попытка сделать цивилизационный подход всеобъемлющим методологическим инструментом познания истории развития общества. Он является одним из основоположников социокультурного направления цивилизационного подхода.

Цивилизационный подход к изучению общества позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, почему все общества и государства неодинаково развиваются и избирают разные пути движения к прогрессу.

В юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию. Выделяют главным образом этапы цивилизации, например:

а) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.);

б) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);

в) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма , включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.

Принцип глобального гуманизма не отрицает национальных обычаев и традиций, разнообразия верований, сложившегося миропонимания и т. д. Однако на первое место выдвигаются ценность человека, его право на свободное развитие и проявление своих способностей. Благо человека рассматривается как высший критерий оценки уровня жизни, прогресса общества.

В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли. Для государств в первичных цивилизациях характерно, что они играют ключевую роль в развитии социально-экономической сферы, обеспечивают не только политическое, но и хозяйственное и социальное функционирование общества. Вместе с тем государство связано с религией в единый политико-религиозный комплекс, т. е. религия выполняет политическую функцию, поскольку обожествляет правителя. К первичным цивилизациям принято относить древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др.

Государство вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, оно не составляет элемента базиса, но здесь устанавливается различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Религия имеет не столько политическое значение, сколько составляет часть культуры общества, хотя правитель не вправе нарушать религиозные догматы, в противном случае его власть не будет признана законной. Среди вторичных цивилизаций обычно называют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

Классификация по цивилизационному признаку страдает схематизмом, нечеткостью, серьезной недоработанностью. Очевидно, что типологию государств по цивилизационному критерию науке еще предстоит разработать.

Помимо социокультурного направления цивилизационной типологии выделяют второй ее вид - универсалистский . Суть его в том, что развитие государственности рассматривается как единый для всех стран и всего человечества путь развития политико-правовой жизни общества исключительно по восходящей линии. И в этом близость этого направления формационному подходу.

Универсалистский вид цивилизационного подхода различает две основные цивилизации: традиционалистскую (аграрную) и техногенную. Первая из названных цивилизаций характеризуется нерасчлененностью общественной жизни на экономическую, политическую, социальную и духовную, слитностью общества и государства, последнее же отличается определенной стагнацией (медленным развитием, неизменностью форм). К государствам аграрной цивилизации принято относить Древний Египет, Древнюю Индию, Китай, Вавилон, средневековые Запад и Восток.

Техногенная цивилизация непосредственно связана с научно-техническим прогрессом, характеризуется активным развитием общественной и государственной жизни, расширением рынка, ростом экономики, науки, образования и в целом высоким уровнем жизни населения. Цивилизации данного вида присущ демократический тип государства, формирование у него черт правового и социального.

Несмотря на ряд позитивных свойств этой цивилизации, она имеет и негативные проявления в лице всеохватывающей глобализации и как следствие - ухудшение экономического положения в странах «третьего мира» и в постсоциалистических государствах, возрастание транснациональной преступности и т. д. Все это ставит перед человечеством серьезные проблемы, которые требуют совместных усилий для их преодоления.

Достоинство цивилизационного подхода видится в том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу. Он более многомерен, чем формационный, так как позволяет рассматривать государство не только как организацию политического господства одного класса над другим, но и как большую ценность для общества. С позиций цивилизационного подхода государство служит одним из важных факторов духовного развития общества, выражения разнообразных интересов людей, источником их единения на основе культурно-нравственных ценностей.

Цивилизационный и формационный подходы к изучению общества нельзя противопоставлять, они взаимно дополняют друг друга и должны применяться в комплексе. Это позволяет наиболее полно характеризовать тип государства с учетом не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов.

В типологии государств выделяют государства переходного состояния , так называемые переходные государства. В отличие от стабильно функционирующих государств, они характеризуются промежуточным состоянием, в рамках которого закладываются основы дальнейшего развития государственности. Такого рода государства признавали в свое время основоположники марксистского учения, когда «государственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам» - экономически господствующему и эксплуатируемому. В. И. Ленин также писал о возникновении в России государства переходного типа (от феодального к буржуазному) в период проведения буржуазных реформ 60-70-х годов XIX в. Как переходный оценивал он и процесс движения к социализму отдельных государств, минуя стадию капитализма, например в Монголии, у народов Средней Азии и Севера. Как переходное характеризуется и государство современной России.

Спорным является вопрос о том, составляет ли переходное государство самостоятельный тип.

Представляется, что государства переходного состояния можно отнести к самостоятельному типу по следующим основаниям.

Во-первых, переходное состояние нередко занимает длительный период и может составить целую эпоху.

Во-вторых, переходное состояние предполагает не только смену власти, формы государства, различных государственно-правовых институтов, но и изменение ценностей общества, качественного его состояния, общественных структур, связей и отношений.

В-третьих, переходное государство - явление конкретно-историческое, обладающее национально-культурной ориентированностью, и отражает накопленные конкретным народом духовные и иные ценности.

Переходным государствам присущи как элементы преемственности, так и формирование новых структур, нового правопорядка, новых принципов взаимоотношений между личностью, гражданским обществом и государством.

Относится ли типология переходных государств только к формационному или к цивилизационному подходу?

Очевидно, что данный тип государств может быть выделен и в том, и в другом подходах. Возможны переходное состояние государства при смене одной формации другой (например, в прошлой истории народов), а также внедрение новых духовно-культурных отношений в развитие общества, усвоение и даже заимствование наиболее рациональных, оправдавших себя институтов и элементов государственности из мирового опыта. Это обусловлено усилением интеграционных процессов во всех сферах государственно-правовой жизни, которое наблюдается в современном мире. При этом замечено, что наибольшего прогресса в модернизации общества добиваются те народы, которые, не отказываясь от собственных национальных традиций, специфики культуры, осваивают на ее основе опыт других государств и народов. В качестве примера обычно приводят Японию, действующую по принципу: японская этика плюс западная техника. Ссылаются также на Южную Корею, которая наряду с достижениями западной цивилизации, главным образом в области современной техники, строго следует национальным традициям и обычаям.

В учебной юридической литературе используются и иные классификации. Заслуживает внимания классификация государств по их отношению к религии, т. е. по типу государственно-конфессиональных отношений. Данный критерий позволяет выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.

В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства, они не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции, не могут вмешиваться в дела государства. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерны следующие особенности:

1) государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии;

2) государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство;

3) государство не оказывает ни одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какой-либо иной помощи;

4) религиозные организации не выполняют по поручению государства юридических функций;

5) конфессии, в свою очередь, не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения.

Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания, обеспечивает равенство всех религиозных организаций перед законом.

Статус светского государства конституционно закрепили Российская Федерация, Германия, Франция, все государства СНГ и др.

Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений. Для статуса государственной религии характерны следующие особенности:

1) в сфере экономических отношений - признание права собственности на широкий круг объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа и др.;

2) церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь, налоговые льготы;

3) церковь вправе участвовать в политической жизни страны и нередко имеет свое представительство в государственных органах;

4) церковь наделяется рядом юридических полномочий, например правом регистрировать брак, рождение, смерть, а также регулировать брачно-семейные отношения;

5) церковь осуществляет контроль в области образования, воспитания, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения и др.

В клерикальном государстве, несмотря на сильные позиции государственной религии, тем не менее слияния государства и церкви не происходит. Объявление той или иной религии государственной, как правило, означает, что государство уважает исповедуемую большинством населения религию и придерживается религиозных традиций, составляющих духовно-культурную ценность народа. К клерикальным в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Испания, Япония и др.

Для теократических государств характерны следующие признаки:

1) государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии;

2) религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни;

3) глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, например в городе-государстве Ватикане. Согласно Конституции Ирана государственное управление страной находится под контролем Факиха (богослова-законоведа). В ограниченном объеме признаются принципы разделения властей и парламентаризма. Парламент образуется выборным путем, и Конституция не предусматривает его роспуска кем-либо. Исполнительная власть возглавляется Президентом, который избирается на прямых выборах, но утверждается религиозным главой государства. Он же назначает Генерального прокурора, председателя Верховного суда, объявляет амнистию и т. д. Послания Факиха стоят выше законов, и ими должны руководствоваться судебные органы.

Теократическими являются Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и др.

В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что:

1) церковь лишается своей экономической основы - собственности;

2) религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства;

3) религиозные объединения не обладают правами юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий;

4) священнослужители и верующие репрессируются;

5) запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание и распространение религиозной литературы;

6) свобода совести, по существу, сводится к свободе пропаганды атеизма.

Государствами воинствующего атеизма были Советское государство, а также некоторые бывшие социалистические государства. Так, Конституция Албании 1976 г. запрещала в этой стране всякую религию.

В современной России общество воспринимает религию, различные конфессиональные объединения граждан как часть культуры народа, как носителей общечеловеческих ценностей, исторических национальных традиций и фактор духовно-нравственного возрождения нации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Международное право автора Вирко Н А

5. Признание государств и правительств Признание в международном праве – это односторонний юридический акт государства или иного субъекта международного права, посредством которого констатируется наличие определенного юридически значимого факта или ситуации в

Из книги Обвиняется терроризм автора Устинов Владимир Васильевич

6. Правопреемство государств Правопреемство государств – это переход определенных прав и обязанностей от одного государства-субъекта международного права к другому. Правопреемство – это сложный международный правовой институт, нормы данного института были

Из книги Криминология. Избранные лекции автора Антонян Юрий Миранович

Войны без государств Глобализация террористических проявлений стала важнейшей новой характеристикой терроризма. С утверждением принципа запрещения агрессивной войны идеологи и практики силового решения проблем вынуждены искать другие методы и средства борьбы. Одним

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

3. Классификация и типология преступников С одной стороны, все лица, совершившие преступления, отличаются друг от друга по демографическим, правовым, психологическим и иным признакам, а с другой – они по тем же признакам схожи между собой, образуют устойчивые группы.

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

Из книги Философия права. Учебник для вузов автора Нерсесянц Владик Сумбатович

Из книги О российской мафии без сенсаций автора Аслаханов Асламбек Ахмедович

Глава 3 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

3.4 Типология государств Типология государств, т. е. их классификация по типам, содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее

Из книги автора

16.1 Понятие правовой системы. Типология правовых систем В различных странах существуют различные национальные правовые системы. Их особенности определяются конкретным историческим развитием, спецификой культуры, религии, обычаев и традиций, своеобразием юридического

Из книги автора

25.2 Типология правомерного поведения Правомерное поведение разнообразно в своих проявлениях, поэтому возможна различная классификация его видов (типов) по разным основаниям. Например, дореволюционный русский юрист С. А. Муромцев в зависимости от рамок нравственного и

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

Из книги автора

§ 2.2. Типология государства: различные подходы. Современный взгляд на проблему Государство - явление исключительно разностороннее, многогранное, обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Это определяет возможность создавать различные системы

Из книги автора

§ 10.3. Типология политических систем Тысячелетней истории мира известны разные политические системы. Дробишевский С.А., опираясь на исследования западных авторов, считает даже, что первые типы политической организации общества и права существовали задолго до

Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков.

Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

Основные подходы к типологии государства:
    1. формационный;
    2. цивилизационный.

Формационный подход к типологии государства

Главным критерием данного подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя:

    • тип производственных отношений (базис) и
    • соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.).

Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и .

В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства:

    1. рабовладельческий,
    2. феодальный,
    3. буржуазный,
    4. социалистический.

Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан . Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.

Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.

Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития:

    • капиталистическое,
    • монополистическое,
    • индустриальное,
    • постиндустриальное государство.

Социалистическое государство , по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Первые три типа охватываются родовым понятием "эксплуататорское государство". Сущность данного государства состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим.

Социалистическое же государство - антиэксплуататорское по своей природе - считается "полугосударством" или "государством не в собственном смысле слова". Это исторически последний тип государства, который, по мнению К. Маркса, постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет", выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

Достоинства формационной типологии:

    1. продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
    2. показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Недостатки формационной типологии:

    • во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;
    • недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

Цивилизационный подход к типологии государства

В основе цивилизационного подхода лежат духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр.

Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие.

В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов .

А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей.

Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

    1. локальные цивилизации , каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);
    2. особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств;
    3. современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Достоинства цивилизационной типологии:

    1. определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);
    2. в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

Недостатки цивилизационной типологии:

    • недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;
    • выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (