В построении текста и речи в целом очень многое зависит от того, какую задачу ставит перед собой говорящий (пишущий), от назначения речи. Вполне естественно, что автор по-разному выстроит свой текст, когда будет рассказывать о событии, описывать природу или объяснять причины каких-либо явлений.
На протяжении столетий постепенно формировались функционально-смысловые типы речи, то есть способы, схемы, словесные структуры, которые используются в зависимости от назначения речи и её смысла.
Наиболее общими функционально-смысловыми типами речи являются описание , повествование и рассуждение . Каждый из указанных типов выделяется в соответствии с целью и содержанием речи. Это определяет и некоторые наиболее типичные грамматические средства оформления текста.
Цель создания текста | Содержание и форма текста | Типичные грамматические средства оформления |
---|---|---|
Тип текста: Описание | ||
1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи. 2) Указание на его принадлежность к классу предметов. 3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования. |
1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце. 2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей. 3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом. 4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления. 5) Текст легко свёртывается. |
а) с прямым порядком слов; б) составным именным сказуемым; в) с глагольными формами одновременного действия; г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении; д) с определительными характеристиками. |
Тип текста: Повествование | ||
Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи. | 1) Соблюдается логическая последовательность. 2) Подчёркивается динамизм, смена событий. 3) Композиция хронологизирована. |
Простые и сложные предложения: а) с глагольным сказуемым совершенного вида; б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий; в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности. |
Тип текста: Рассуждение | ||
Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи. | 1) Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства). 2) Используются размышления, умозаключения, пояснения. 3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности. 4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается. |
Простые широко распространённые и сложные предложения: а) с причастными и деепричастными оборотами; б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели; в) с глаголами разных видовых форм. |
Продемонстрируем структуру и способ оформления разных функционально-смысловых типов текстов на следующих примерах.
В качестве примера текста-описания взят отрывок из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с описанием внешности Емельяна Пугачева:
Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были острижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.
Описывая внешность неизвестного пока ему человека, Пётр Гринёв прежде всего передает свое впечатление от этой внешности, выделяя те детали, которые показались ему наиболее примечательными. Так, общее представление о незнакомце даётся в начале описания: Наружность его показалась мне замечательна . Далее следует характеристика героя: возраст, телосложение, лицо, волосы и элементы одежды. Автор стремится не только дать представление о внешности Пугачёва, но и показать, как по этим деталям можно составить мнение о его образе жизни, характере, поведении. Например, крепкое телосложение явно свидетельствует об активном образе жизни. Причёска и одежда - о социальном статусе незнакомца: это бедный яицкий казак. Но основное внимание автор уделяет выражению глаз. Именно по этой детали читатель может понять, что Пугачёв обладает живым умом. Это не злодей, напротив, его внешность располагает к себе, но в то же время вожатый Гринёва явно что-то скрывает (ср.: бегающие глаза и плутовское выражение лица ).
Если обратиться к грамматическим средствам оформления текста, то можно констатировать следующее. При описании преобладают простые предложения или цепочки сложных бессоюзных предложений с прямым порядком слов. Кроме того, обращают на себя внимание составные именные сказуемые: показалась замечательна; был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч; были острижены. Глаголы (преимущественно несовершенного вида) указывают на одновременность действия. Использование форм прошедшего, а не настоящего времени во вневременном значении обусловлено тем, что рассказчик повествует о встрече, произошедшей в прошлом (был лет сорока; глаза так и бегали; лицо имело выражение; волоса были острижены; на нём был армяк ). Наконец, практически в каждом предложении можно обнаружить члены с различного рода определительными характеристиками: примечательна; худощав, широкоплеч, чёрная борода; большие живые глаза и т.д.
В этой же повести А.С. Пушкина встречаются и микротексты-повествования , например:
Я увидел на самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.
Я слыхал о тамошних метелях, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.
Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»...
Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом - и скоро стали.
В данном микротексте рассказывается о буране, в который попал Гринёв во время путешествия к месту службы. Описание бурана в данном случае даётся именно как повествование, поскольку чётко соблюдена логическая последовательность событий, причём вся композиция хронологизирована: на небе появляется белое облачко; Гринёв, несмотря на колебания ямщика и Савельича, решает продолжить путь; ямщик пускает лошадей вскачь; ветер усиливается; начинается метель; метель перерастает в буран; обессиленные лошади останавливаются. Смена событий во времени выражена с помощью глаголов совершенного вида: Я увидел облачко; я велел ехать скорее; ямщик поскакал; облако обратилось в белую тучу; пошёл снег и т.д. Те же события, которые включены в один и тот же временной отрезок, описаны с помощью предложений с глаголами несовершенного вида (ср.: Я слыхал; Савельич советовал и т.д.). Предложения с глаголами совершенного вида являются показателями узловых фактов, сигнализируют о смене одного события другим, причём каждое новое событие мыслится во взаимосвязи с предыдущим (в данном случае эта связь хронологическая).
Специфику текста-рассуждения можно продемонстрировать на примере дорожных размышлений Гринёва после проигрыша Зурину ста рублей и ссоры с Савельичем:
Дорожные размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был немаловажен. Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Всё это меня мучило.
Рассуждение начинается с утверждения тезиса: Дорожные размышления мои были не очень приятны. И хотя далее мы не находим придаточных причины, но само расположение последующих умозаключений воспринимается как объяснение причин недовольства Гринёва собой. В качестве аргументов выступает сумма проигрыша, «глупое» поведение и чувство вины перед старым слугой. В заключении делается вывод о внутреннем состоянии рассказчика, что воспринимается как следствие «горестных умозаключений»: Всё это меня мучило.
В целом, наиболее яркие примеры рассуждений можно обнаружить в научных текстах (см. приведенный в упр. 123 отрывок из книги Ю.М. Лотмана).
Конечно, текст может содержать разные функционально-смысловые типы речи . Так, очень часто повествование совмещается с описанием (это можно проследить и на примере приведенных отрывков). Дополняя друг друга, они нередко сливаются настолько органично, что порой их трудно разграничить. Ср. сочетание этих типов речи в отрывке из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»:
Я пошёл вправо через кусты [повествование]. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота [описание]. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд [повествование]. Всё кругом чернело и утихало, одни перепела изредка кричали [описание]. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой [повествование]. Уже с трудом различал я отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть - но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём [описание].
Готовимся к ЕГЭ
ТИПЫ РЕЧИ
Задание 21.
Михеева Марина Александровна,
учитель русского языка и литературы,
ОГКОУ КШИ «Колпашевский кадетский корпус»
- Цель урока
Повторить:
типы речи
Уметь :
различать основные типы речи в текстах
Сформировать :
навык выполнения задания 21 ЕГЭ по теме «Типы речи»
Что требуется знать:
- основные смысловые типы: повествование, описание, рассуждение;
- особенности текста-повествования;
- особенности текста-описания;
- особенности текста-рассуждения;
- особенности текста с элементами разных типов речи.
ЗАПОМНИ:
Все тексты делятся на три смысловые типы: повествование, описание, рассуждение.
Повествование –
это тип речи, в котором повествуется, рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности. События в повествовании сменяют одно другое .
Композиция повествования:
- завязка действия (начало событий);
- развитие действия;
- кульминация (наивысшее напряжение действия);
- развязка.
Особенности текста-повествования
- большое количество глаголов, которые передают движение, действие;
- в тексте-повествовании мы можем представить движение действия во времени и пространстве, поэтому в нём много наречий места и времени;
- повествование свойственно многим стилям (разговорному, художественному, научному).
Пример текста-повествования
Я увидел на самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран. Я слыхал о тамошних метелях, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее. Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее.
(«Капитанская дочка» А.С.Пушкина)
Описание –
это тип речи, в котором описывается что-либо, изображается какое-то явление действительности. В описании могут перечисляться как общие, так и частные признаки, высказываться впечатления о ком-либо или о чём-либо.
Что может описываться?
- портрет, то есть описание внешности человека, его состояния;
- пейзаж, то есть описание природы, какого-то конкретного уголка природы или состояние природы вообще в данный момент;
- интерьер, то есть внутреннее пространство помещения;
- вещь, например, игрушка;
- животное, например, любимая собака.
Композиция описания
- общее представление о предмете описания
- отдельные признаки предмета описания
- может включать авторскую оценку, вывод, заключение
Особенности текста – описания
- ведущие части речи - существительные, прилагательные, причастия;
- глаголы в основном употребляются несовершенного вида, так как они помогают передать статичность, вневременность описания. Что-то описывается именно в данный момент времени;
- предложения часто простые, могут употребляться неполные и назывные;
- в описании даются ответы на вопросы: какой он? где это находится? (справа, слева, недалеко), каково здесь? каково ему? (хорошо, плохо, весело), какие у него ощущения, чувства? (радостно, весело)
Пример текста-повествования
Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были острижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.
(«Капитанская дочка» А.С.Пушкина,
описание Емельяна Пугачёва)
Рассуждение –
это тип речи, при помощи которого что-то доказывается, объясняется какое-то положение или мысль, говорится о причинах и следствиях чего-либо, содержится оценка .
Композиция текста - рассуждения
- тезис – это мысль, которую надо доказать или опровергнуть
- аргументы, доводы, доказательства, примеры
- Вывод
Разновидности рассуждения
- рассуждение - доказательство: почему так, а не иначе? что из этого следует?
- рассуждение – объяснение: что это такое? (толкование понятия, объяснение сути чего-либо)
- рассуждение - размышление: как быть? что делать? (даны раздумья по какой-то проблеме или вопросу)
Особенности текста – рассуждения
- Большое место занимают вводные слова, которые помогают последовательно изложить мысли, указать на связь мыслей (во-первых, таким образом, итак, следовательно)
- Достаточно сложный синтаксис (наличие обособленных членов, вводных конструкций, сложноподчинённых предложений)
Пример текста-рассуждения
Дорожные размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был немаловажен. Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в Симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Всё это меня мучило.
«Капитанская дочка» А.С.Пушкина
Следует помнить, что границы между типами условны. Редко, когда текст можно отнести только к одному конкретному типу. Значительно чаще встречаются сочетания типов речи в самых различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами описания и другие.
Именно такие задания часто бывают на ЕГЭ: нужно доказать правильность высказывания, в котором названо сочетание типов речи.
Например:
В предложениях 2-8 - рассуждение с элементами описания.
В предложениях 17-25- описание с элементами рассуждения.
Выполняя задание № 21 , п омните, каковы особенности каждого типа речи, находите их в данных предложениях.
- Пример текста с элементами повествования и описания
- Я пошёл вправо через кусты [ повествование ]. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота [ описание] . Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд [ повествование ]. Всё кругом чернело и утихало, одни перепела изредка кричали[ описание ]. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой [ повествование ]. Уже с трудом различал я отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём [ описание ].
- «Бежин луг» И.С.Тургенева.
Введение
Урок русского языка. Учитель оглашает оценки за очередное сочинение и объясняет причины выставления того или иного балла. Наконец, он открывает вашу тетрадь. И вдруг выдает что-то вроде: "А тебе, (ваша фамилия), двойка! Тип и стиль речи в тексте совершенно не соответствуют указанным в задании". Вы недоумеваете: "Какие бывают типы речи? Каково их значение? И вообще, что это за звери такие - стили и типы речи?" Сегодня мы рассмотрим вопрос о последних.
Типы речи
Начнем с трактовки данного термина. Тип речи - это способ изъяснения, который выбирается автором и ориентируется на то, чтобы описать или рассказать о действительности. Всего их существует три: повествование, описание и рассуждение. Они полярно отличаются друг от друга.
Описание
Текст-описание должен отвечать на такие вопросы: чем является описываемый предмет, как он выглядит, каковы присущие ему свойства. Закончить его можно общим впечатлением или (если предметов несколько) общим признаком. Здесь приведен пример описания одного объекта: "На столе лежало большое яблоко. Листик на черенке был еще свежим - значит, его недавно сорвали с дерева. Кожица яблока была двухцветной: одна его половина была ярко-желтой, другая - красной, прямо бордовой. От падающего луча солнца оно красиво и заманчиво блестело. Наверное, это яблоко очень сочное, вкусное и рассыпчатое". Как видите, часть речи, которая чаще всего должна встречаться в описании - имя прилагательное. Можно также использовать причастия, краткие имена прилагательные и причастные обороты.
Рассуждение
В отличие от повествования и описания, стремящихся изобразить окружающую действительность, рассуждение передает последовательность человеческих мыслей. Текст данного типа может являться доказательством, объяснением или размышлением. Он должен отвечать на такие вопросы: в чем причина этого события, каковы следствия и что это значит. План рассуждения должен быть таким: тезис - мысль, над которой размышляют или которую доказывают/опровергают, аргументы, доказывающие/опровергающие или взвешивающие все "за" и "против", вывод - доказательство/опровержение или окончательное решение. Здесь приведен образец текста-рассуждения: "Внутри меня началась мучительная борьба. Что же делать? Взять яблоко или не трогать его? Видно, что оно очень вкусное, и будет грешно его не попробовать. Но если я сейчас заберу яблоко, бабушка обнаружит пропажу, обидится и больше не пригласит меня к себе в гости. А здесь такой замечательный сад, и главное - тут живут друзья! И бабушка, если захочет, приготовит любые лакомства получше одного яблока. Решено - не буду его трогать, а там посмотрим".
Повествование
Текст-повествование имеет такие признаки: четкая и точная последовательность событий, они должны передаваться, в тексте должны быть ощутимыми границы пространства и времени. План происходящего должен быть таким: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Какие части текста являются этими пунктами, легче показать на примере текста: "Несколько часов мы играли в бабушкином саду вместе с Яцеком и Тадеушем. Я была очень рада, что встретила своих старых друзей. Стояла замечательная погода, и нам никто не мешал общаться [Экспозиция ]. Вдруг я услышала бабушкин голос, окликнувший: "Мартина, зайди ко мне в комнату!" [Завязка ]. Друзья кивнули. Я направилась к дому бабушки, недоумевая, что ей нужно. Она лежала на кровати у себя в спальне и, судя по всему, опять мучилась от головной боли. Бабушка попросила принести стакан воды и таблетки, лежащие в тумбочке на кухне. Я послушалась и направилась туда. Набрав воды и взяв таблетки, уже хотела пойти в спальню, но моим вниманием всецело завладел кухонный стол. О, там было на что посмотреть! Это что-то совершенно сказочное... И все-таки я с усилием оторвала взгляд и отправилась в спальню [Развитие действия ]. Бабушка поблагодарила меня, положила в рот пару таблеток и запила их водой. Ей сразу стало легче настолько, что она поднялась с кровати. Потом она внимательно посмотрела на меня и спросила, не хочу ли я съесть яблоко, которое лежит на кухонном столе. Я энергично закивала. Тогда бабушка пошла на кухню, разрезала яблоко на три части, вручила их мне и велела одну взять себе, я две другие отдать друзьям [Кульминация ]. Я скорее помчалась к Яцеку и Тадеушу, и мы разделили кусочки яблока между собой. Когда их съели, моих друзей позвали родители. Они встали, поблагодарили бабушку и стремительно побежали домой [Развязка ]." Как видите, в повествовании преобладают глаголы прошедшего времени совершенного вида.
Объединение типов речи
Однако во многих произведениях писатели часто объединяют все в один текст. Один из них даже может встречаться несколькими небольшими кусочками среди остальных. Давайте попробуем объединить примеры из абзацев о типах речи в один текст: "Несколько часов мы играли в бабушкином саду вместе с Яцеком и Тадеушем. Я была очень рада, что встретила своих старых друзей. Стояла замечательная погода, и нам никто не мешал общаться. Вдруг я услышала бабушкин голос, окликнувший: "Мартина, зайди ко мне в комнату!". Друзья кивнули. Я направилась к дому бабушки, недоумевая, что ей нужно. Она лежала на кровати у себя в спальне и, судя по всему, опять мучилась от головной боли. Бабушка попросила принести стакан воды и таблетки, лежащие в тумбочке на кухне. Я послушалась и направилась туда. Набрав воды и взяв таблетки, уже хотела пойти в спальню, но моим вниманием всецело завладел кухонный стол. О, там было на что посмотреть! Это что-то совершенно сказочное... На столе лежало большое яблоко. Листик на черенке был еще свежим - значит, его недавно сорвали с дерева. Кожица яблока была двухцветной: одна его половина была ярко-желтой, другая - красной, прямо бордовой. От падающего луча солнца оно красиво и заманчиво блестело. Наверное, это яблоко очень сочное, вкусное и рассыпчатое. Внутри меня началась мучительная борьба. Что же делать? Взять яблоко или не трогать его? Видно, что оно очень вкусное и будет грешно его не попробовать. Но если я сейчас заберу яблоко, бабушка обнаружит пропажу, обидится и больше не пригласит меня к себе в гости. А здесь такой замечательный сад и главное - тут живут друзья! И бабушка, если захочет, приготовит любые лакомства получше одного яблока. Решено - не буду его трогать, а там посмотрим. И все-таки я с усилием оторвала взгляд и отправилась в спальню. Бабушка поблагодарила меня, положила в рот пару таблеток и запила их водой. Ей сразу стало легче настолько, что она поднялась с кровати. Потом внимательно посмотрела на меня и спросила, не хочу ли я съесть яблоко, которое лежит на кухонном столе. Я энергично закивала. Тогда бабушка пошла на кухню, разрезала яблоко на три части, вручила их мне и велела одну взять себе, я две другие отдать друзьям. Я скорее помчалась к Яцеку и Тадеушу, и мы разделили кусочки яблока между собой. Когда их съели, моих друзей позвали родители. Они встали, поблагодарили бабушку и стремительно побежали домой".
Вывод
Видите, какой хороший рассказ получился, когда мы объединили все три типа речи. Но и с использованием только одного сочинение может получиться не хуже, особенно теперь, когда вы знаете особенности каждого из них.
ПОВЕСТВОВАНИЕ – способ изложения материала, при котором рассказ о событиях, явлениях ведется во временной последовательности.
Христофор Теодор Готлиб Лемм родился в 1786 году, в королевстве Саксонском, в городе Хемнице, от бедных музыкантов. Отец его играл на валторне, мать на арфе; сам он уже по пятому году упражнялся на трех различных инструментах. Восьми лет он осиротел, а с десяти начал зарабатывать себе кусок хлеба своим искусством. Он долго вел бродячую жизнь, играл везде - и в трактирах, и на ярмарках, и на крестьянских свадьбах, и на балах; наконец попал в оркестр и, подвигаясь все выше и выше, достиг дирижерского места. Исполнитель он был довольно плохой, но музыку знал основательно. На двадцать восьмом году переселился он в Россию. Его выписал большой барин, который сам терпеть не мог музыки, но держал оркестр из чванства. Лемм прожил у него лет семь в качестве капельмейстера и отошел от него с пустыми руками: барин разорился, хотел дать ему на себя вексель, но впоследствии отказал ему и в этом, словом, не заплатил ему ни копейки. Ему советовали уехать; но он не хотел вернуться домой нищим из России, из великой России, этого золотого дна артистов; он решился остаться и испытать свое счастье. В течение двадцати лет бедный немец пытал свое счастье: побывал у различных господ, жил и в Москве, и в губернских городах, терпел и сносил многое, узнал нищету, бился как рыба об лед; но мысль о возвращении на родину не покидала его среди всех бедствий, которым он подвергался; она только одна его и поддерживала. (Тургенев. Дворянское гнездо)
В художественной литературе повествование – самый необходимый способ изложения. Он показывает, как изменяется объект наблюдения – персонаж или окружающая его обстановка.
Главная особенность всех повествовательных текстов – глагольный тип речи, причем в роли сказуемого выступают, как правило, глаголы прошедшего времени совершенного вида, потому что только они способны изобразить действия, сменяющие друг друга.
Я посмотрел на часы - еще не было восьми. Я пришел на четверть часа раньше обычного. Я открыл ворота и подготовил насос бензиновой колонки. Всегда в это время уже подъезжали заправляться первые машины.
Вдруг за своей спиной я услышал хриплое кряхтение, - казалось, будто под землей проворачивают ржавый винт. Я остановился и прислушался. Потом пошел через двор обратно в мастерскую и осторожно приоткрыл дверь. (Ремарк. Три товарища)
Иногда для оживления повествования писатели обращаются и к глагольным формам настоящего времени при изображении прошлых событий:
Он снова уснул и через минуту опять проснулся. Его разбудил тихий заглушенный голос невдалеке. Достаточно было нескольких долетевших слов, чтобы Юрий Андреевич понял, что УСЛАВЛИВАЮТСЯ о чем-то... (Пастернак. Доктор Живаго)
Глаголы настоящего времени в таких случаях указывают на действия, которые уже произошли, что придаёт речи особую экспрессию. Не случайно эту глагольную форму в стилистике называют настоящим повествовательным, или историческим. В «Стилистике русского языка» читаем: «Переносное употребление настоящего времени в значении прошедшего создаёт яркие краски для описания прошлых событий в форме живого рассказа»
Повествование от описания отличается тем, что в нем описывается ПРОДОЛЖЕНИЕ действия. То есть рассказ о событиях может отразить реальную последовательность происходившего, как это чаще всего бывает в очерках, повестях, романах.
Иногда автор нарушает последовательность событий добавочными линиями повествования, вспоминая о более ранних историях или заглядывая в будущее. Такие приемы значительно усложняют композицию произведения, и в повествовании могут появиться скачки. Эти скачки оправданы только в том случае, если они усиливают напряжение сюжета, как, например, в детективах или триллерах.
События, о которых ведется рассказ, называются узлами повествования.
Если какие-то узлы повествования опущены, то теряется связь последующих событий с предыдущими.
Одновременно в повествовании могут появиться несущественные подробности, которые никакого смыслового и художественного значения не имеют.
В повествовании не только отражается смена событий, но и изображается сам процесс, который может происходить быстро или медленно.
Повествование может быть пространным и предельно кратким, объективированным, нейтральным по способу подачи материала или, напротив, субъективным, пронизанным авторскими эмоциями.
Григорий спустился к Дону, осторожно перелез через плетень стаховского база, подошел к прикрытому ставнями окну. Он слышал только частые удары сердца... Тихо постучал в переплёт рамы... Аксинья молча подошла к окну, всмотрелась. Он увидел, как она прижала руки к груди, и услышал сорвавшийся с губ её невнятный стон. Григорий знаком показал, чтобы она открыла окно, снял винтовку, Аксинья распахнула ставни. Он стал на завалинку, голые руки Аксиньи схватили его за шею. Они так дрожали и бились на его плечах, эти родные руки, что дрожь их передалась и Григорию. (Шолохов. Тихий Дон)
Такая постепенность в изображении действий, движений, состояния в реальной временной последовательности создают сценичность повествования. То есть данную детализацию нельзя рассматривать как речевую избыточность=многословность.
РАССУЖДЕНИЕ – функционально-смысловой тип речи, в котором автор стремится доказать или опровергнуть какое-либо утверждение, развить и обосновать какую-нибудь мысль.
Рассуждения, как правило, отличаются серьезным философским содержанием, углубляют наши знания об окружающем мире, заставляют задуматься над важностью поставленной проблемы и подсказывают\доказывают вывод.
Рассуждение обычно строится по такой схеме:
1. посылка, содержащая главную мысль
2. основная часть, отражающая мыслительные операции
3. вывод, логически вытекающий из хода рассуждений.
Текст правильно построенного рассуждения всегда фиксирует процесс вывода нового знания. Суждения при этом располагаются в логически обусловленной последовательности: одно суждение с необходимостью вытекает из другого, развивает его и даёт основание для нового суждения.
В художественном произведении рассуждение часто включает в себя описание как иллюстрацию к тому или иному утверждению. В иных случаях, напротив, описывая какой-нибудь случай, рассказывая о каком-то происшествии, автор переходит к рассуждению, и тогда в тексте сочетаются разные способы изложения – описание, повествование и рассуждение. Это дает
возможность автору обосновать поведение своих героев, выразить свою нравственную позицию.
«Хорошо бы было поехать к Курагину», – подумал он. Но тотчас же он вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Курагина. Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать. И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова – такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрет, или случится с ним что-нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного... Он поехал Курагину. (Толстой. Война и мир)
© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
Свидетельство о публикации №213060600476
рецензии
Рассуждение — это тип речи, в котором указываются причины или следствия того или иного явления, положения.
Цель рассуждений — доказать истинность какого — либо положения (тезиса).
Основой рассуждения являются причинно-следственные отношения, доказательства.
- Зачин — сообщаются предварительные сведения о предмете;
- Основная часть: а) формулировка основного тезиса, б) разделение (при необходимости выделение частей рассуждения или подтезисов, в) изложение — последовательное доказательство тезиса (тезисов),
- Концовка (заключение) — вывод.
Виды доказательств в рассуждении
1) дедуктивные — от тезиса к доказательствам,
2) индуктивные — от примеров к тезису.
«Нет человека, который не любил бы родину»,
«Возможность однозначного толкования композиции в свое время прокомментировал Ю. Тынянов. «Беру на себя смелость утверждать, — писал он в работе «проблемы стихотворного языка», — что слово «композиция» в 9/10 случаев покрывает отношение к форме как статической» – Л.Кайда,
в) указание причин верности выдвинутого тезиса :
«Осень наступает в сентябре. Потому что именно тогда желтеют и начинают опадать листья».
г) приведение аналогии или сравнения:
«Сразу перестроить нашу экономику на рыночные отношения невозможно. Это все равно, что перейти с правостороннего движения на левостороннее».
4) косвенные — это доказательства от противного: через опровержение истинности противоположного тезиса
«Терпимое отношение к человеку делает наши отношения с ним лучше. Допустим, что это не так. Тогда — чем больше мы будем делать человеку замечаний, чем больше поучать его и т.д., тем лучше будут наши отношения. Но это невозможно. Значит, верен наш первый тезис».
Наша презентация о рассуждении:
Нужно сказать, что чистые типы речи ( , рассуждение) встречаются не столь часто, обычно тексты представляют собой соединение всех типов речи; соединение это не механическое; переходы от одного типа текста к другому подчас определить очень сложно.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь