Основы философии гуревич п с читать онлайн. Гуревич П.С

Основы философии. Гуревич П.С.

М.: 2011. - 480 с. М.: 2000. - 438 с.

Рассматриваются философские проблемы, которые сегодня являются наиболее актуальными, связанными с процессами, идущими в современном мире. Изложение материала имеет свою специфику, определяемую особенностями философии как области миропостижения, где весьма важно само рассуждение, обдумывание, развертывание мысли. Дает представление об основных сферах философского знания; значительное внимание уделяется антропологической теме, т.е. человеку. Для студентов средних специальных учебных заведений, учащихся старших классов лицеев, гимназий, школ. Будет интересен студентам, аспирантам и преподавателям негуманитарных вузов, а также широкому кругу читателей.

Формат: pdf (2011 , 480с.)

Размер: 6,9 Мб

Скачать: drive.google

Формат: djvu / zip (2000 , 438с.)

Размер: 22 Мб

Скачать

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 7
Основные понятия 11
Вопросы и задания 11
Глава 1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе
1.1. Любовь к мудрости 13
1.2. Что же такое философия? 20
1.3. В чем же тогда специфика философии? 34
1.4. Трагизм и величие философии 45
Основные понятия 53
Вопросы и задания 55
Глава 2. Философия как мировоззрение
2.1. Философия - это целостное воззрение на мир 57
2.2. Различные оценки любомудрия 60
2.3. Судьба философских идей 62
2.4. Взаимосвязь идей 66
Основные понятия 70
Вопросы и задания 70
Глава 3. Основной вопрос философии
3.1. Отношение мышления к бытию 72
3.2. Бытие определяет сознание 77
3.3. Материя неотличима от разума 82
3.4. Фундаментальные вопросы философии 85
Основные понятия 91
Вопросы и задания 91
Глава 4. Основные идеи истории мировой философии (от античности до Возрождения)
4.1. Восточные мудрецы 93
4.2. Будда и буддизм о путях познания последних истин 97
4.3. Античные философы 99
4.4. Религиозные философы Средневековья 108
4.5. Философия Возрождения 113
Основные понятия 115
Вопросы и задания 116
Глава 5. Великие философы XVII, XVIII и первой половины XIX в.
5.1. Рационалистическая традиция европейской философии (Новое время) 117
5.2. Философия эпохи Просвещения 122
5.3. Немецкая классическая философия 128
5.4. Романтизм 132
Основные понятия 136
Вопросы и задания 136
Глава 6. Категория «бытие» в философии
6.1. Бытие как смысл существующего 137
6.2. Бытие чело века 144
6.3. Экзистенциальная трактовка человеческого бытия 151
6.4. Философия как осознание бытийных феноменов мира 155
Основные понятия 158
Вопросы и задания 158
Глава 7. Проблема жизни в философии
7.1. Жизнь - способ бытия человека 159
7.2. Жизнь как глубочайший философский символ 162
7.3. Смысл жизни и благоговение передней 170
Основные понятия 180
Вопросы и задания 181
Глава 8. Сознание - высшая ступень развития жизни
8.1. Сознание и его трактовки 182
8.2. Генезис сознания 189
8.3. Сознание и мышление 191
8.4. Психика и бессознательное 200
Основные понятия 205
Вопросы и задания 205
Глава 9. Сознание и познание
9.1. Человек - существо разумное, мыслящее 207
9.2. Проблема познаваемости мира 213
9.3. Истина 219
Основные понятия 228
Вопросы и задания 229
Глава 10. Человек как главная философская проблема
10.1. Специфически человеческое 230
10.2. Философская антропология 232
10.3. Человек как неудавшийся проект 243
10.4. Проблемы человеческой природы 252
Основные понятия 259
Контрольные вопросы 260
Глава 11. Человек и его ценности
11.1. Что такое ценность 261
11.2. Разнообразие ценностей в истории человечества 264
11.3. Общечеловеческие ценности 269
11.4. Ценностный вакуум 274
11.5. Ломка вековых ценностей 277
Основные понятия 283
Контрольные вопросы 283
Глава 12. Человек и техника
12.1. Техника как феномен 284
12.2. Оживить машину? 288
12.3. Идея сращивания жизни и конструкции 293
12.4. Преображенный человек 302
Основные понятия 306
Контрольные вопросы 306
Глава 13. Человек и история
13.1. Нужна ли людям история? 307
13.2. Альтернативность истории 322
13.3. Стадии исторического процесса 326
13.4. Идея прогресса 331
Основные понятия 335
Вопросы и задания 335
Глава 14. Человек и общество
14.1. Общество как феномен 338
14.2. Многообразие социальных обществ 345
14.3. Гражданское общество 353
14.4. Противоречия социальной жизни 365
Основные понятия 372
Вопросы и задания 372
Глава 15. Человек и культура
15.1. Многообразие определений культуры 375
15.2. Культура и цивилизация 381
15.3. Культура и природа 385
15.4. Типология культур 390
Основные понятия 404
Контрольные вопросы 404
Глава 16. Основные виды духовной культуры
16.1. Искусство 405
16.2. Мораль 410
16.3. Наука 416
Основные понятия 420
Вопросы и задания 421
Глава 17. Человек и религия
17.1. Духовный опыт как основа религии 422
17.2. Буддизм 427
17.3. Христианство 430
17.4. Ислам 435
17.5. Религия как явление мировой культуры 436
17.6. Свободолюбие на фоне религиозной волны 438
Основные понятия 439
Вопросы и задания 440
Глава 18. Формирование информационного общества
18.1. Информационное общество 441
18.2. Глобализм 448
18.3. Экономический кризис и его последствия 451
18.4. Философия и будущее человечества 469
Основные понятия 473
Вопросы и задания 473
Заключение 474
Литература 477

Гуревич П.С.

Основы философии: Учебное пособие

М.: Гардарики, 2000. - 438 с.
ISBN 5-8297-0046-8

Формат: DJVU 22 Мб

Качество: сканированные страницы + текстовый слой

Язык: русский

В пособии рассматриваются философские проблемы, которые сегодня являются наиболее актуальными, связанными с процессами, идущими в современном мире. Изложение материала имеет свою специфику, определяемую особенностями философии как области миропостижения, где весьма важно само рассуждение, обдумывание, развертывание мысли.
Дает представление об основных сферах философского знания; значительное внимание уделяется антропологической теме, т.е. человеку.
Рассчитана на учащихся техникумов и училищ, а также на всех, кто интересуется философией.

Пособие приглашает задуматься над вопросами, поставленными человечеством еще на заре цивилизации и не решенными по сей день. Он позволяет понять, какими сложными путями движется разум, раскрывает парадоксальность познания. Вот почему, изучая материал, вы будете знакомиться с разными точками зрения на обсуждаемые проблемы и, размышляя вместе с автором, тем не менее начнете развивать свой собственный взгляд на мир.
При изложении материла автор, используя сочетание проблемного и исторического подходов в раскрытии основных тем, пытался осветить мир мудрости как бы с двух сторон: во-первых, показывая уже имеющееся видение сущности проблем, связанных с постижением тайн бытия1 и сознания, и, во-вторых, рассматривая способы и формы возникновения и решения проблем мироздания, что имеет немалую познавательную ценность Аля учащихся, поскольку содействует направленной активизации их мыслительной деятельности в целом.

Введение 13
Глава I. Философия и ее роль в обществе
§ 1. Всегда ли существовала философия? 18
Разные формы философствования (18) Мудрость народов (20) Философские категории (21) Дофилософские формы постижения мира (22) Критическое отношение к мифу (23) Специфика мифа (24)
§ 2. От мифа - к Логосу. 25
Почему возникла философия? (25) Что такое Логос? (26) Кто такой философ? (27) Заветы философов и жизнь (28)
§ 3. Специфика философии 29
Вековечные вопросы (29) Является ли философия наукой? (30) Метафизика (30)
§ 4. Трагизм и величие философии 32
Опыт трезвого мышления (32) Живучесть философии (33) Философия и ее место в культуре (34) Величие философии (35)
Глава II. Философия как мировоззрение
§ 1. Философия - это целостное воззрение на мир. 38
Что такое мировоззрение? (38) Логика философского процесса (39) Возможна ли абсолютная мудрость? (40)
§ 2. Различные оттенки «любомудрия» 42
Смысл философии (42) Платоновская концепция философии (42) Философия как познание конечных оснований (43) Идея философского метода (43) Философия как советчик (44)
§ 3. Философия и специальные науки 44
Опора философии (44) Вопреки научным фактам (46) Ценность философского прозрения (48)
§ 4. Судьба философских идей 50
Для чего живет человечество? (50) История философской идеи (51) Статус философской идеи (52) Жанр идеи (54)
§ 5. Взаимосвязь идей 55
Можно ли считать философию искусством? (55) Перекличка идей (57) О чем догадались философы? (58)
Глава III. Основной вопрос философии
§ 1. Отношение мышления к бытию 62
Обманчивая реальность (62) Майя (64) Образ пещеры у Платона (65) Другие миры (66)
§ 2. Бытие определяет сознание? 67
«Бытие» как философская категория (67) Что считать первичным? (69) Онтология (69) Воля как первоначало мира (70) Материализм и идеализм (72)
§ 3. Материя неотличима от разума 73
Как устроен мир? (73) Антропный принцип (75) Спор материалистов и идеалистов (77)
§ 4. Фундаментальные вопросы философии. 77
Вездесущ ли разум? (77) Полифонизм различных принципов (79) Счастье как основной вопрос философии (80) Человек как основной вопрос (82)
Глава IV Великие философы древности, средневековья и Возрождения
§ 1. Восточные мудрецы 86
Философ Конфуций (86) Жэнь (87) Поиск добродетели (88) Философ Лаоцзы (89) Дао (90)
§ 2. Будда и буддизм о познании последних истин 91
Мыслитель Будда (91) Четыре благородные истины (92)
§ 3. Античные философы. 93
Милетская школа (93) Философ Пифагор (95) Досократики (95) Философ Демокрит (97) Философ Сократ (98) Философ Платон (100) Философ Аристотель (101) Эпикуреизм, кинизм, стоицизм (102)
§ 4. Религиозные философы средневековья 104
Мыслитель Августин (104) «О граде Божьем» (105) Социальная философия Августина (106) Философ Фома Аквинский (107) Философия и теология (108)
§ 5. Философия Возрождения 109
Гуманизм (109) Философ Николай Кузанский (110) Проблемы морали (111)
Глава V Великие философы XVII, XVIII и первой половины XIX в.
§ 1. Рационалистическая традиция европейской философии (Новое время) 114
Рациональность (114) Аскетизм (115) Философ Ф. Бэкон (116) Философ Декарт (118) Учение о методе (119)
§ 2. Философия эпохи Просвещения. 121
Человеческая природа.(121) Исторический оптимизм (122) Философ Вольтер (122) Философ Руссо (124) «Естественный человек» (125) Философ Гольбах (126) Философ Монтескье (126) Философ Дидро (127)
§ 3. Немецкая классическая философия 128
Философ Кант (128) Категорический императив Канта (129) Философ Гегель (131)
§ 4. Романтизм 133
Особый тип философствования (133) Многообразие вариантов романтизма (134)
Глава VI. Категория «бытие» в философии
§ 1. Бытие как смысл существующего 139
Всеохватывающая реальность (139) Бытие и cyiyee (140) Небытие (142)
§ 2. Бытие человека 143
Пограничные ситуации (143) Трагизм мира (144) Расколотость человеческого бытия (147)
§ 3. Экзистенциальная трактовка человеческого бытия. 148
Возникновение экзистенциализма (148) Экзистенция (149) Экзистенциалы (150) Человек - не безличный объект (152) Ситуация повседневного выбора (153)
§ 4. Философия как осознание бытийных феноменов мира 154
Бытие и свобода (154) «Человек из барака» (155) Абсурдность человеческого существования (156)
Глава VII. Проблема жизни в философии
§ 1. Жизнь - способ бытия человека 159
Феномен жизни (159) «Мыслящий тростник» (161)
§ 2. Жизнь как глубочайший философский символ 162
Уникальность жизни (162) Жизнь и бессмертие (164) Преодоление смерти (166) Символика жизни и смерти (168) Модусы бес¬смертия (169)
§ 3. Смысл жизни и благоговение перед ней 172
Эвдемонизм (173) Цель человеческой жизни (173) Феномен разрушительности (175) Высоты человеческого духа (177)
Глава VIII. Сознание - высшая ступень развития жизни
§ 1. Природные предпосылки сознания 180
Что такое разум? (180) Панлогизм (181) Как формировалось сознание (182) Мозг и сознание (184) Специфически человеческое достижение (185)
§ 2. Сознание и мышление 186
Рассуждающий человек (186\ Мышление как процесс (187) Абстрактное и конкретное мышление (188) Способность к абстракции (189) Происхождение речи (191)
§ 3. Сознание и бессознательное 192
Что такое бессознательное? (192) Психика и сознание (193) Бессознательные процессы психики (194)
§ 4. Сознание как космический феномен 196
Коллективное бессознательное (196) Архетипы (196) Материк психики (198) Беспредельные зоны бессознательного (200)
Глава IX. Сознание и познание
§ 1. Как человек познает окружающий мир 204
Границы познания (204) Онтология - учение о бытии (206) Познание (207) Доопытное знание (208)
§ 2. Идолы сознания. 210
Что мешает работе ума? (210) Идолы рода (211) Идолы пещеры (213) Идолы площади или рынка (214) Идолы театра или теории (215)
§ 3. Истина 217
Истина как нескрытность (217) Стремление к познанию (219) Агностицизм (220) Познавательные способности беспредельны? (222)
Глава X. Человек как главная философская проблема
§ 1 Биологическая природа человека 226
Специфически человеческое (226) Целостность человека (227) Телесность (229) Человеческая природа (230)
§ 2. Инонриродность человека 233
Инстинктупльная программа (233) Страх как человеческое переживание (234) Живительные силы истории (235)
§ 3. Особый род сущего 237
Уникальность человека (237) Отсутствие оригинальности? (238) В чем необычность человека? (239) Человек - общительное существо (240) Открытость человеческой природы (242)
§ 4. Человек как личность 243
Богатство внутреннего мира человека (243) Индивид и индивидуальность (245) Социализация (246) Личность - это целостность (247)
Глава XI. Основополагающие категории человеческого бытия
§ 1. Свобода и ее многообразные проявления 252
Многозначность понятия «свобода» (252) Свободен ли человек? (253) Бегство от свободы (254) Деспотизм и его обреченность (255) Вседозволенность (256) Свобода - нравственный императив (257) Творчество (258)
§ 2. Любовь и счастье. 261
Эрос - могучая страсть (261) Образы любви в Древней Греции (262) Романтические и идеальные чувства (263) Типы любви (264) Счастье (266)
§ 3. Смерть и смысл жизни 268
Конечность человеческого существования (268) Образы смерти (269) Страх перед смертью (270) «Книги мертвых» (271) Предназначение человека и его жизни (272)
Глава XII. Человек, Вселенная, природа
§ 1. Натурфилософия 275
Космогония (275) Хаос и гармония (276) Истолкователи природы (278) Первоосновы мира (278) Космос (279) Природа - живой организм (279) Появление понятия «натурфилософия» (280)
§ 2. Микрокосмос и макрокосмос 281
«Малый мир» и «большой мир» (281) Человек и Космос (282) Глобальный эволюционизм (284) Коэволюция (285)
§ 3. Овладение духом природы 285
Слияние с природой (255) Точное естествознание (286) Целостное истолкование природы (288) Природа - мастерская (289) Поэтизация природы (292) Покорение природы (294)
Глава XIII. Человек и история
§ 1. Нужна ли людям история? 298
Социальное измерение истории (298) Забвение истории опасно (299) Глубина исторического мышления (300) Был ли «золотой век»? (302) История и доистория (302) Логика истории и предопределенность (303) Учение Кальвина (304)
§ 2. Альтернативность истории 305
Различные исторические перспективы (305) Традиционное общество (306) «Революция опасна» (307) Развертывание всемирной истории (308) Русская идея (309)
§ 3. Стадии исторического процесса 311
Циклическое развитие (311) Линейные, прогрессистские концепции (312) Осевой принцип (313) Постиндустриальное общество (314) «Волны истории» (315)
§ 4. Идея прогресса 317
Восхождение к лучшему (317) Критика идеи прогресса (318)
Глава XIV Человек и общество
§ 1. Общество как феномен. 322
Социальные отношения (322) Социальность (324) Социальная теория (326) Общество началось с одиночки? (327)
§ 2. Как родилось общество? 328
«Социальные инстинкты» (328) Общественный договор и его критика (329) Пассионарность (332)
§ 3. Развитие общества 332
Ритмы истории (332) Мнения правят миром (333) Географический фактор (334) Экономический фактор (335) Моральный фактор (336)
§ 4. Революция или эволюция? 337
Социальные интересы (337) Классы и классовая борьба (338) Революция. «За» и «против» (339) Эволюция (341) Последствия реформ в России (343)
Глава XV Человек и культура
§ 1. Понятие культуры. 346
Разнообразие культур (346) Определение культуры (348) Культура - «вторая природа» (349)
§ 2. Культура - творение ума и рук человека. 351
Человеческое достояние (351) Ценность как понятие (353) Цели и ценности человека (353) Трансценденция (355) Смыслы культуры (356)
§ 3. Культура и цивилизация 358
Потенциал культуры (358) Понятие цивилизации (359) Теория цивилизаций (360)
§ 4. Символ - пароль культуры. 361
Знаковые системы (361) Природа символов (363)
§ 5. Массовая культура. 364
«Восстание масс» (364) Пороки массовой культуры (366)
Глава XVI. Основные виды духовной культуры
§ 1. Искусство. 370
Феномен красоты (370) Искусство (371) Специфика художественного творчества (373)
§2. Мораль. 374
Добро и зло (374) Этика (375) Золотое правило нравственности (376) Нормативная и ненормативная этика (378) Моральные нормы и предрассудки (380) Свобода выбора (381) Этика ненасилия (382)
§ 3. Наука. 383
Особый тип постижения реальности (383) Потребность в познании (384) История науки (385) Распространение знаний (386) Век знаний (387)
Глава XVII. Человек и религия
§ 1. Религия как феномен человеческой культуры 391
Философское постижение религии (391) Попытки определить религию (393) Религия как феномен (394) Язычество (396)
§ 2. Буддизм 398
Будда (398) «Атеистическая» религия (399) Дхарма (400)
§ 3. Христианство 401
Рождение христианства (401) Религиозный опыт (402) Отличие религии от философии (404) Разновидности христианства (405)
§ 4. Ислам 407
Возникновение ислама (407) «Пять столпов ислама» (408)
§ 5. Религия - явление мировой культуры 409
Перевороты в духовном развитии человечества (409) Происхождение религии (409) Структура и функции религии (410)
Глава XVIII. Формирование информационного общества
§ 1. Научно-техническая революция и ее социальные последствия 413
Ускорение прогресса (413) Современные технологии (414) Научно-техническая революция (НТР) (415) Информационные технологии (415)
§ 2. Глобальные проблемы современности 418
Римский клуб (418) Критерии глобальных проблем (419) Демографические проблемы (419) Классификация глобальных проблем (420) Концепция «устойчивого развития» (422)
§ 3. Единство и многообразие мира. 422
«Глобальная деревня» (422) Конфликт цивилизаций (424)
§ 4. Образ будущего 426
Утопия (426) Антиутопия (427) Предвидение новой цивилизации (428)
§ 5, Философия и будущее человечества 429
Новая психосфера (429) Неогуманизм (430)
Заключение 434

Павел Семёнович Гуревич (13 августа 1933, Улан-Удэ) - российский философ, кандидат исторических наук, доктор филологических наук, доктор философских наук, профессор.

Гуревич Павел Семенович - окончил историко-филологический факультет Уральского государственного университета (1955г.) и аспирантуру МГУ им. Ломоносова (1965г.). Доктор филологических наук, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой «Психология» МГТА, заведующий сектором Института философии РАН. Специалист по клинической психологии, психоанализу, трансперсональной психологии и философской антропологии. Руководил факультетами психологии в ряде московских ВУЗов. Избран вице-президентом Академии гуманитарных исследований. Академик Российской академии естественных наук (РАЕН), Академии педагогических и социальных наук.

Является президентом Московской межрегиональной психоаналитической ассоциации, одним из учредителей и членов бюро Российской психоаналитической ассоциации. Член президиума Всесоюзной ассоциации трансперсоналистов. Практикующий сертифицированный психоаналитик.

Под редакцией П.С. Гуревича вышло более 30 томов серии «Классики мировой психологии», в том числе труды З. Фрейда, А. Адлера, Э. Фромма, К. Юнга, Э. Эриксона, В. Райха. Ответственный редактор и автор большинства статей популярной энциклопедии «Психоанализ». Автор книг «Психология», «Популярный психологический словарь», «Клиническая психология».

Книги (25)

Словарь по культурологии

Словарь терминов и понятий по культурологии под редакцией А. П. Гуревича содержит полный перечень основных понятий, используемых в культурологии, таких как Абстракционизм, Аксиология, Аккультурация, Анимизм, Артефакт, Архетип, Астрология, Бескультурье, Варварство, и т. д.

Десакрализация мозга

В статье речь идёт о своеобразной тенденции в современной науке, которую можно охарактеризовать как десакрализацию мозга.

В классической философии мозг выступал как поразительное творение Бога. Он трактовался как источник разумности, памяти и как выражение величия человека. Однако изучение мозга привело к мысли, что он имеет целый ряд дефектов, которые не позволяют оценивать его как огромное достижение эволюции. Во многих современных исследованиях мозг наделяется множеством серьёзных недостатков. Так, в философии возникает потребность заново переосмыслить такие понятия, как человек, сознание, мозг, эволюция.

Буржуазная идеология и массовое сознание

В работе исследуются массовые идеологические процессы буржуазного общества. Автор прослеживает генезис, специфику, социальные функции буржуазной идеологии, особенности ее проявления и распространения внутри капиталистического общества.

В книге проводится различие между идеологией как сводом определенных положений и ее массовыми формами, между идеями и их образами в сознании людей, отражающими эмоционально-ценностные ориентации личности.

Критически анализируются концепции видных представителей буржуазной философии и социологии (Т. Адорно, М. Маклюэна, Г. Энценсбергера, Ж. Эллюля, Э. Фромма).

В поисках духовной опоры

Общеполитические и международные аспекты буржуазных концепций «реидеологизации».

В монографии анализируется процесс «реидеологизации», то есть усиление внимания правящих кругов капиталистических стран к идеологической обработке масс в условиях духовного кризиса буржуазного общества.

Исследование показывает, как под влиянием глубоких сдвигов в международных отношениях правящие круги, крупнейшие буржуазные партии стран Запада обосновывают «реидеологические» установки.

Клиническая психология

Почему люди подвержены различным комплексам? Отчего невротические расстройства обусловлены культурой? Почему живое тело функционирует, словно омертвевшее?

На эти и другие вопросы вы можете найти ответы в книге профессора П.С. Гуревича, который рассказывает об опыте клинического психоанализа.

Если вы хотите добиться личностного роста, избавиться от психологических отклонений, решить психосексуальные проблемы, понять свой собственный внутренний мир — читайте эту работу, написанную образно и ярко. В ней говориться о типах характеров, о психосексуальном развитии, о психологических особенностях людей и способах их приспособления к миру, об архетипах коллективного сознания.

Культурология. Курс лекций

Учебник «Культурология» знакомит читателей с различными культурами, их типами и этапами развития; рассказывает о взаимодействиях культур, постепенно подводя читателей к общим закономерностям их становления.

Что такое культура? Как она соотносится с природой? В чем отличие культуры от цивилизации? Почему рождается множество культур, и как они взаимодействуют друг с другом? В учебнике также показана структура культуры, ее различные сферы.

Проблема целостности человека

Можно ли целостно толковать тот или иной предмет, который сам по себе не является унитарным, единым, неразрозненным? Что такое целостность и цельность? Целостен ли человек?

Автор показывает, что в истории философии были разные ответы на эти вопросы. Проблема целостности человека - это не вопрос о комплексном изучении человека. Это проблема его существования, бытия, предназначения в мире. Быть целостным - это означает обрести полноту существования, раскрыть человеческий потенциал. Целостность не задана человеку, она обретается им.

Проблема человека в современной религиозной и мистической литературе

Цель данного сборника, который подготовлен к ХVIII Всемирному философскому конгрессу, состоит в том, чтобы охарактеризовать проблемы человека, как они складываются в современном религиозном сознании.

Исходя из программы предстоящей работы, редколлегия сборника разделила проблемный материал на две части. В первой части содержится попытка дать представление, как выглядит сегодня антропологическая тема в различных направлениях западной философии религии.

Внутри этой части — «Эволюция западной философии религии» — собран материал, который позволяет проанализировать состояние теоретической работы в персонализме, этической феноменологии и других течениях религиозной мысли.

Вторая часть сборника называется «Проблемы человеческой субъективности» и посвящена конкретным вопросам, которые позволяют выявить теоретические позиции различных философских направлений по определенной теме. Сборник имеет в качестве приложе-ния два перевода, которые предоставляют в распоряжение исследователя материал, отражающий новые тенденции исследовательской работы.

Психология

В оригинальном учебнике известного ученого и практика, профессора П.С. Гуревича, всеобъемлюще рассмотрены вопросы как обшей, так и социальной и клинической психологии.

Автор использует не дидактический метод, а приглашает к размышлению и разговору на злободневные темы, такие, как взаимосвязь тела и души, внутренний мир личности, феномен группового сознания, психология экстремальных ситуаций, детский психоанализ.

Религиоведение. Учебник

В учебнике религия рассмотрена как объект познания и как духовный феномен.

Автор учебника стремился раскрыть сущность религии как культурно-антропологического феномена. Значительное место в учебнике уделено психологическим аспектам религии. В издании рассмотрена история мировых религий, восточные религиозные направления (даосизм, синтоизм и др.). Изложена история христианской церкви, проанализирована религия как социальный феномен.

Социальная мифология

Что такое социальный миф? Какова его природа? Почему буржуазная идеология превратилась в социальную мифологию?

Отвечая на эти вопросы, автор прослеживает эволюцию западноевропейских историко-философских воззрений на идеологию как общественный феномен. Особое внимание он уделяет раскрытию ценностного аспекта идеологии. В связи с этим в книге анализируются концепции А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, В.Парето, а также современных буржуазных теоретиков. Автор показывает роль социальных иллюзий и ценностей в развитии исторических событий.

Спасет ли мессия? «Христомания» в западном мире

Книга доктора философских наук П.С.Гуревича посвящена одному из современных течений нетрадиционной религиозности — «христомании».

Автор вскрывает истоки, анализирует духовные искания, организационные формы «Иисусова движения», с диалектико-материалистических позиций дает оценку не только самого течения, но и различных точек зрения на него буржуазных социологов.

Это, по существу, первое исследование данной проблемы, рассчитанное на массового читателя.

Спектр антропологических учений

Данный труд раскрывает многообразие философских учений, которые связаны с постижением феномена человека.

Авторы показывают зарождение философии человека в античной культуре и возникновение философской антропологии в XVIII в. Особое внимание они обращают на философскую антропологию как философское направление, возникшее в начале XX в. Она представляет собой не столько отдельную философскую дисциплину (в том виде, в каком она была первоначально обоснована О.Касманом), сколько опирающуюся на труды М.Шелера философскую концепцию.

Философские антропологи (А.Гелен, Х.Плесснер, другие) вернулись к идее Канта охватить реальное человеческое существование во всей его полноте, определить место и отношение человека к окружающему миру. В книге представлена также социальная и религиозная антропологии, особое внимание уделено новейшим антропологическим концепциям.

Страх

С древнейших времен до наших дней люди пытались проникнуть в природу страха. Но впервые в этой книги писатели и философы, ученые и религиозные мыслители вступают в диалог, позволяющий воссоздать различные образы страха, его причудливые фантазии, раскрыть таинства и глубины этого феномена человеческой природы.

В этом своеобразном эссе тексты разных эпох, снабженные философскими маргиналиями, обращают читателя к феномену страха, его сущности и оттенкам в далеких и близких культурах.

Философия культуры

Философия культуры располагает огромным количеством фактов. Они описываются в русле культурной антропологии, социологии культуры, теологии культуры, этнологии, культурфилософии, истории культуры. Однако добытая противоречивая эмпирия фактов далеко не всегда проясняет метафизические проблемы. Продвижение от одной культурной эпохи к другой существенно преображает панораму культуры.

Так рождается теоретическая потребность обнаружить некое единство культурного процесса- инварианты социодинамических моделей, архетипные ситуации, закономерности повторения и преображения постоянных компонентов культуры. С помощью философского умозрения осваиваются разноликий человеческий опыт, возможности приобщения индивида к культурному космосу. Философия культуры пытается проникнуть в самые неожиданные и вечно возобновляемые парадоксы человеческого бытия, а культурфилософ призван обосновать общезначимую норму, которая позволила бы оценивать действительно существующие состояния культуры.

Монография предназначена для научных работников, студентов, аспирантов и преподавателей.

Философия человека. Часть 1

Монография представляет собой прослеживание философско-антропологической традиции от древней философии Востока до эпохи Возрождения включительно. Какая тайна сокрыта в человеке? Действительно ли он занимает особое место в природном царстве? Что в нем уникального? Монография раскрывает различные стороны антропологического бума, который разворачивается на наших глазах. Антропологический ренессанс - один из феноменов всей современной философской мысли.

Рукопись охватывает весь круг философско-антропологических проблем, включая проблему антропогенеза, человеческой андрогинности, страдания и страха, веры и интуиции, эроса и смерти.

Как соотносятся между собой различные научные дисциплины, посвященные теории и практике мировой культуры? Сложившаяся система преподавания этих дисциплин смешала все жанры. Обычно в вузах читается базовый предмет - культурология , который охватывает и сумму философских представлений о культуре. Однако кроме культурологии существуют еще культурная антропология , этнология и другие отрасли знания. Как разграничить их между собой? Можно ли оптимально соотнести различные сведения, накопленные конкретными науками? И вообще - причем тут философия?

Специфика философии

Соотношение философии культуры и культурологии составляет особой загадки. Отграничение философского ракурса от конкретного знания - процедура довольно знакомая. Различные объекты познания - природа, человек, культура, общественная история, техника, знание воскрешают одно и то же противостояние между философией и наукой. Возможен взгляд на природу со стороны натурфилософии и естествознания. Человек оказывается предметом внимания в философской антропологии и в теоретической антропологии. Конкретное знание о культуре не культурология, метафизическое - философия культуры. Об истории рассуждает философ истории, а историк описывает события. Философия техники противостоит техниковедение. Философия истории сопоставляется с социологией. Философия знания надстраивается над описанием и осмыслением знаний.

Нужна ли философия в эпоху информационных моделей сложнейших мегатрендов, эффективных научных выкладок. Возможно, цивилизация такого типа предполагает совсем иной способ мышления, другую форму всеохватного миропостижения. В культуре XX века эта идея высказывалась довольно часто. В начале века позитивисты пытались построить философию по меркам науки. Естественно, они пришли к убеждению, что наука способна потеснить метафизику. Потом идея верховенства точного знания как последней истины завладела учеными умами, и сами философы стали сомневаться порой в универсальности любомудрия.

Во все века, даже при очередном расцвете философии, в головах многих рождалась крамольная мысль: не проще ли, не целесообразнее ли обойтись без метафизических изысков, без абстрактных философских провозвестий? «Поистине трагично положение философа». Это слова Н.А. Бердяева. «Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии и притом с самых разнообразных сторон. Философия есть самая незащищенная сторона культуры». Последняя фраза просто великолепна по отточенности формулировки…

Религия обслуживает запросы духа. Человек обращает свой взор к Богу, когда испытывает жуткие муки одиночества, страх перед смертью, напряжение душевной жизни. Мистика чарует возможностью глубинного, обостренного богообщения. Она дарит надежду на чудо. Наука демонстрирует неоспоримые успехи познающего ума. Будучи опорой цивилизации, она не только разъясняет одухотворяющие истины, но и обустраивает людей, продлевает им жизнь.

Философия же, напротив, нередко отбирает у человека последнее утешение. Она выбивает индивида из жизненной колеи, безжалостно предлагая ему жестокие констатации. Ей по самому своему предназначению приходится разрушать обустроенность, сталкивать человека с трагизмом жизни. Высоковольтное освещение, само собой понятно, непосредственно от философии не исходит. Что касается таинств мироздания, их загадочной, мистической природы, то философия в силу своей рассудочности пытается осмыслить их до самого основания. Так рождается еще одна формула философии: «В сущности говоря, вся философия есть лишь человеческий рассудок на туманном языке». Однако человеческий рассудок постоянно выражает себя на туманном языке. Разве ему недостает других форм самовыражения? Может быть, в результате философ обретает какие-то окончательные истины? Ничуть не бывало. Если бы любомудр добрался до неких последних установлений, он бесповоротно исчерпал бы собственное ремесло. В том-то и парадокс, что философ размышляет над проблемами, которые не имеют окончательного решения. С той же последовательностью, с какой червь прядет шелковую нить, мыслитель вытягивает из сознания все новые и новые парадоксы, заведомо зная, что они никогда не будут разгаданы. Странное, вообще говоря, занятие …

Может быть, отказаться от этой причуды? Сколько просвещенные умы советовали поступить именно так. Зачем туманное возвещение, когда наука развертывает свой бесконечный потенциал? К чему отзывчивость к абстракции при наличии богословия? Какой смысл в накоплении мудрости, в которой нет ничего постижимого, бесповоротного? Философию критикуй разных сторон и все время пытаются вытолкать ее из культуры. Много ли проку от этой праздности?

Чем объясняется живучесть философии? Существует мноя ство определений человека. Он и разумное животное , и создатель символов , и политическое животное . Можно указать, пожалуй, еще на одну черту, без которой человек не был бы самим собой. Он, как бы ни старался, не может не философствовать. Такова антропологическая природа, если угодно, некая странность. Он пытается осмыслить вопросы, которые как будто не имеют значения для него лично. Откуда взялся мир? Куда движется история? Чем вызваны проблески сознания в человеке?

Человек множит эти вопросы. Когда же рождается относительная ясность, он немедленно затемняет ее новым противоречием, еще одним измышлением. Зачем? Чтобы получить ответ? В едь философ на это совершенно не рассчитывает. Несмотря на яростные недавние споры, приходится констатировать: философия - не наука… Это совсем иной, весьма эксцентричный способ мышления, погружения в тайны мира. Человек философствует, потому что охвачен этой страстью. В ней он выражает самого naay. Человек делает это для собственного удовольствия, для самовыражения, ибо он рожден философом.

Но тогда чем продиктованы слова Бердяева? Культура, как выясняется, не может в равной степени поддержать все стороны человеческой жизни. Она, можно полагать, ищет более надежные опоры, нежели метафизические зигзаги, и сам человек, разгадывая собственную природу видит перед собой зыбкий, неустоявшийся образ. Он страшится признаться себе, что именно эта поразительная способность к рефлексии и есть самое ценное в нем…

«Странное дело, но в наш век философия всего лишь пустое слово, которое, в сущности, ничего означает; она не находит себе применения и не имеет никакой значимости ни в чьих либо глазах, ни на деле». Слова принадлежат мыслителю эпохи Возрождения М.Монтеню, однако похоже, что сказано это в наши дни. Тема, казалось бы, парадоксальная и неожиданная: мир намерен перебраться в новое тысячелетие, оставив любомудрие за бортом.

Публицистов волнуют сегодня политические распри, бюджетные хитрости. Политики опираются не на мудрые максимы, а на охлократические тенденции. Общественное сознание утратило глубинное метафизическое измерение. В годы тоталитаризма лидеры, издав очередное постановление, вещали: только время способно выявить истинный и непреходящий смысл принимаемого решения. Пустота набрасывала на себя философский убор. Власть имущие в наши дни убеждены, что назначение философии именно в том, чтобы обслуживать каждый изгиб конъюнктурной политики. Интеллектуальная честность и независимость редко привлекают сторонников.

Философию теснят отовсюду. Представители точных наук, обескураженные грандиозными открытиями нашего века, полагают, что проникновение в ядро клетки важнее отвлеченных размышлений. Рефлексии ставится предел. Философское возвещение оценивается как удел староверов. Утрачивается и без того зыбкое представление о специфике философского мышления.

Парадоксально, но стремительное развитие гуманитарного знания дает тот же эффект. Обогащение истории, культурологии, психологии, социологии и других дисциплин подрывает верховенство философии. Герберт Уэллс в начале века высказал догадку: пожалуй, господствующей наукой грядущего столетия будет психология. Не будем оспаривать экспертизу фантаста. Возможно, он близок к истине. Однако неужели только психология обещает стать всеобъемлющей наукой? Разве не являемся мы сегодня свидетелями ренессанса историзма? А глобальные претензии социологии или, скажем, культурологии? Положение философа действительно трагично …

Однако нет ли в этих рассуждениях расхожего философского высокомерия? Не реализуется ли здесь древнее поползновение философии быть матерью всех наук? Речь идет совсем об ином - о сохранении статуса философии, на который посягают едва ee не все. Конечно, по словам Аристотеля, философии надлежит исследовать «первоначала и причины» . В этом специфика философской мысли, а не ее гордыня.

Недавно я был на защите докторской диссертации. Соискателя спросили, чем отличается культурология от философии культуры. Тот ответил: культурфилософия занимается универсальными метафизическими проблемами, а культурология изучает конкретные феномены. Члены совета, профессиональные культурологи сразу почувствовали: их репутация как философов поставлена под сомнение. Вот оно что: оказывается, при изучении культурных процессов мы слишком мелко плаваем. Да знаете ли вы, что в культурной антропологии есть такие прозрения…?

Остынем и поразмыслим. Соискатель правильно определил различия наук. При этом вопрос о том, что интеллектуальнее философствовать о культуре или анализировать конкретно-культурные феномены, - вообще не поднимался. Трудно представить себе, что древнегреческий историк Геродот оскорбился бы, скажи ему, что его занятие - собирать исторические факты. Разве это презренное дело - описывать нравы народов, обычаи племен? Можно, разумеется, размышлять о том, почему именно так движется история. Но это, как говорится, совсем иная специфика…

Любую идею надлежит оценивать по ее основанию. Ученый выдвигает ту или иную гипотезу, опираясь на доказательства, которые есть в его распоряжении. Мистик излагает знание, которое добыто им в мистическом опыте. Философская идея - это вдохновение мысли, дерзновение духа. Она опирается на потенциал интеллекта и на богатейшую традицию рефлексии. При этом философ может разойтись с данными науки. Его цель совсем не в том, чтобы комментировать и обобщать результаты конкретных наук.

Парадокс состоит в том, что наиболее значительные интуиции рождаются в философии не только на фундаменте реального знания, а зачастую и вопреки ему. Сошлемся на следующий пример. В XIX в. Дарвин доказал, что человек как природное существо представляет собой завершение эволюционного развития и с этой точки зрения отличается от других живых создав исключительным совершенством. Казалось бы, экспертиза ia утешительна, а философу остается только подвести теоретическую базу под это грандиозное открытие.

Но вот в XIX в. рождается новая установка. Причем именно р философии. Сначала Артур Шопенгауэр, а затем Фридрих Ницше задумываются над странностью человека как живого существа. Путем чисто философского умозрения формулируется мысль о том, что человек, вероятно, выпадает из цепи природных орарей». Он эксцентричен и вовсе не производит впечатления венца творения. Напротив, если сделать, условно говоря, допущение, что человек - уже установившееся животное, то ничего, кроме «халтуры природы», не получается.

И вот тогда, вопреки научным фактам, философы жизни (так называлось философское направление) выдвигают идею о том, что человек есть «еще не установившееся животное» (Ф. Ницше). Он не только не замыкает некую природную цепь, а попросту выпадает из ее звеньев. Все, что до этого оценивалось как приобретение человека, с новой точки зрения выглядело процессом его вырождения. Эти идеи радикально преобразили философскую антропологию. Трудно вообразить, насколько мы были бы беднее в нашем столетии, если бы веком раньше не родилось это абстрактное умозаключение.

Философия - кладезь всяких возвещений, многие из которых вообще не имеют под собой теоретических оснований. Подчас эти откровения наивны, лукавы, безрассудны, оскорбительны для здравомыслия. Но если пресечь эту фонтанирующую мощь воображения, человек перестанет быть самим собой. Оскудеет и его разум. Сознание утратит собственный метафизический потенциал.

Попробуем смоделировать ситуацию, которая настоятельно свидетельствуете незаменимости философии. Совсем недавно биологи открыли ген, который несет в себе завершение жизни природного организма. Именно в нем заложена информация, которая исчерпывает себя в распаде клетки, в смерти индивида. Вот она тайна конечности человеческого существования, заведомый приговор к нашей погибели. Кстати, ген опознан и с помощью лазера можно выжечь его. Человек станет бессмертным? Возможно. Не исключено, что в кругозоре биологии проблема выглядит предельно ясной…

А в доминионе философии? Может быть, только мудрец способен предостеречь человечество от посягательства на таинство живой материи. Только философ благодаря своему призванию обязан представить на суд специалистов древние интуиции и предостережения, результаты огромной интеллектуальной работы мыслителей, толкующих о загадках жизни и смерти.

Мы говорим о философии не ради ее прославления, а пытаясь отвоевать ее собственную территорию: философское провозвестие, научная идея, мистическое озарение… Эти зоны духовное постижения имеют свои особенности. Научная идея должна соответствовать выявленным законам Природы или на их фундаменте открывать новые. Мистик, обращаясь к собственно субъективности, рождает откровение. Но это не плод его воображения, а сопричастность древнему гнозису. Философ опирается на богатейшую традицию рассудочности и авантюры духа.

Описание культуры

В XIX-XX вв. в европейской науке началось разностороннее и детальное описание культурных феноменов. Исследователи обнаружили, что человеческая природа как некая относительно целостная данность вовсе не порождает единый культурно космос. В разных регионах Земли существуют разнородные феномены, отражающие ценностно духовную практику человека. Культурные миры чрезвычайно неповторимы, они демонстрируют разные виды ментальности, что подталкивает к выводу о многообразии культурного опыта человечества.

Феноменологически эти культуры демонстрировали парадоксальную полярность, что заставляло поставить вопрос о правомерности самого понятия культуры как целостного феномена. Одновременно слово «цивилизация» также стало употребляться во множественном числе. Исследователи обнаружили разноликие цивилизационные космосы. Теоретический бум представил европейской общественности такое множество культурных фактов, что культурология стала теснить философию культуры.

Европейцы обнаружили, что существует множество культурных миров. Традиционная философия культуры, которая исходила из европоцентрической установки, естественно, оказалась в состоянии кризиса. Она была вынуждена освоить новую культур ную реальность и заново поставить вопрос о собственной культурной идентичности. Конкретное знание о культуре, опыт описания определенных обычаев и ритуалов оказался в этой системе оценок более значимым, нежели умозрительное постижение общего духа культуры.

Однако означает ли это, будто в современном сознании доминирует культурология, а философия культуры отошла на второй план? Такая установка кажется мне неправомочной. Напротив, если говорить о новейших течениях философской мысли, то скорее можно фиксировать обратный процесс - от культурологии к созданию новой философии культуры. Не случайно многие философские направления - психоанализ, философия жизни, персонализм, герменевтика, «новые правые» и «новые философы» во Франции уделяют сегодня огромное внимание философскому постижению культуры.

«Мы полагаем, - говорил на XVIII Всемирном философском конгрессе в Монреале Э.Левинас, - что всем нам хорошо известны те отличительные признаки, которые используются социологами и этнографами при описании культурных фактов человеческого поведения: общение посредством знаков или языка; следование правилам или нормам - коллективные репрезентации Дюркгейма, связанные с социальным давлением и ценностным престижем; передача этих принципов не по наследству, а с помощью языка, посредством обучения; изменение языка, поведения и обрядов, подчиняющихся определенным правилам, путем географического рассеяния человеческих групп и вследствие этого множественность различных культур».

Нет необходимости отрицать ту огромную пользу, которую приносит эмпирическим «гуманитарным наукам» пристальное внимание к культурным фактам в их этнографическом разнообразии. Это - описание культурных феноменов, которое свободно от ценностных суждений. Философская антропология существует во множестве вариантов. Это относится и к культурологии, которая представлена прежде всего культурной антропологией, сложившейся в европейской культуре в XIX в. Эта дисциплина окончательно оформилась в последней четверти предшествующего века.

Антропология включает в себя множество подходов. Это прежде всего собственно антропологический подход, или естественная история человека, включая его эмбриологию, биологию, психофизиологию и анатомию. Культурная антропология дополняет палеоэтнологию, изучающую происхождение человека и его первобытность. Сюда же относится и этнология, трактующая распространение человека на Земле, занятая изучением aai поведения и обычаев. Культурная антропология заимствует также данные социологии, которая изучает отношения людей между собой и с другими животными; лингвистики, в которой речь идет об образовании языков, их связи; мифологии, трактующей возникновение и взаимодействие религий. Она использует также данные медицинской географии, рассказывающей о воздействи на человека климата и атмосферных явлений, а также демографии, в которой раскрываются различные статистические сведения о человеке.

Культурная антропология имеет дело с культурами, которые отличаются от той, что представлена самим исследователем. Они удалены во времени и пространстве. В качестве науки она пытается реконструировать культуры как целостности. Ученый, ставший на позиции компаративиста, пытается отыскать принципы, общие для множества разных универсумов.

Культура выступает в антропологии как технический термин. Антропологи, говоря о культуре, пытаются понять, стоит ли о iae вообще размышлять. Антропологические понятия выражают человеческое вмешательство в состояние природы. Понятие культуры в антропологии, следовательно, намного обширнее, чем в истории. Для большинства антропология - это всего лишь тип культуры, aieaa сложная или более «высокая» культура.

Антропологи никогда не признавали различия между культурой и цивилизацией, проводимого социологией. По мнению социологов, цивилизация - сумма человеческих орудий, а культура - совокупность человеческих «результатов» («следов»).

В наиболее общем плане антропология как наука о человеке подразделяется на физическую и культурную . Что касается культурной антропологии, то она включает в себя, если говорить обобщенно, лингвистику , археологию и этнологию , каждая из которых изучает тот или иной аспект культуры. Завершение синтеза, определившего облик антропологии как новой целостной научной дисциплины, исследователи связывают с работами первого профессионального антрополога США Франца Боаса (1858-1942) и его учеников. Они видели свою цель в детальном этнографическом обследовании различных регионов мира на основе интенсивной и, как правило, продолжительной полевой работы. Ф.Боас не только сам был специалистом в каждой из областей антропологии, но и на протяжении всей своей преподавательской деятельности в Колумбийском университете ориентировал на это своих студентов.

Современная антропология при тесной связи названных основных дисциплин характеризуется в последние десятилетия все более углубляющейся их специализацией. Физическая антропология , хотя и нацелена на биологию человека, все равно захватывает комплекс описательных сведений о культуре. Так, в двухтомном издании «Введение в антропологию» В.Барнау специальный раздел посвящен появлению людей современного физического типа (около 40 тысяч лет назад).

Специальный раздел в книге посвящен пещерной живописи, открытой в конце 1 870-х годов. Созданные около 15 тыс. лет назад изображения животных являются одним из наиболее выразительных свидетельств невещественных параметров культуры той эпохи. Наиболее значительными явлениями неолитической культуры В.Барнау считает доместификацию растений и животных. Неолитическая культура, по мнению автора, заложила основы становления цивилизации, которую часто отождествляют со специфическим городским образом жизни. В качестве критериев, которые определяют цивилизацию, выдвигаются такие, как наличие письменности, бронзовой металлургии, государственной организации общества.

В структуре антропологического знания особое место занимает этнология . Следует подчеркнуть культуроведческий характер этой дисциплины. В отличие, например, от археологии, изучающей культуру прошлого, этнология рассматривает современное общество в различных его этнических вариантах. Собственно этнологические исследования не ограничиваются описанием культуры лишь одного общества или даже сопоставлением двух таких культур. Этнология стремится выявить наиболее масштабные стадии, или этапы, культурного развития человечества: последовательность смены хозяйственных типов (охота, собирательст скотоводство кочевничество, раннее и развитое земледелие, ei дустриальная промышленность) , изменения систем родства.

Вместе с тем в антропологии все более отчетливо проявляется тенденция специализации, «сужения» исследуемого объект целостной системы культуры к одному из ее аспектов: материальной культуре и технологии; социальной структуре; общее-семейно брачным связям; религии, верованиям, искусству.

Первые систематические описания особенностей культур различных народов восходят еще к Геродоту. Становление культурной антропологии во второй половине прошлого века связано с именами Э.Б.Тайлора и Л.Г.Моргана, разрабатывавших теорию эволюции культуры и общества. Их ровесники, британские египтологи Дж.Смит, В.Перри, В.Риверс, отстаивая теорию «египетской колыбели мировой цивилизации», считали основным механизмом распространения культуры диффузию.

Возрождение общей концепции культурной эволюции связано с именами Л.Уайта, Дж.Стюарда. Лесли А.Уайт (1900 - 1975) - выдающаяся фигура в антропологии XX в., участник дискуссий 40- 50-х годов. Уайт одним из первых стал употреблять термин «культурология» . Общий культурологический подход Уайта предполагает эволюционную интерпретацию развития культуры.

Мало кто решался оспорить эволюционную концепцию во второй половине XIX в., когда труды Дарвина, Спенсера, Моргана пользовались безусловным научным авторитетом. Лишь в конце столетия американский этнолог Ф.Боас отрекся от эволюционизма, подменив его историческим методом, - так начался философский поворот от эволюционизма к антиэволюционизму. В первой половине XX в. американская антропологическая школа стояла на позициях антиэволюционизма (антиэволюционную концепцию разделял в 20- 30-х годах и сам Л.Уайт), в то время как в Европе активно работали как противники, так и сторонники эволюционной теории.

По мнению Уайта, различные состояния культуры можно оценивать и сравнивать, используя термины «выше», «более развитый» и т.п. Ф.Боас и его последователи в антропологии настаивали на том, что критерии оценки культуры всегда субъективны и что, следовательно, разговоры о прогрессе, о культурах более или менее развитых не научны. Если же следовать концепции поступательного развития человеческой культуры, то никуда не деться от понятия «прогресс» и от сравнительной оценки культур как более или менее развитых. Неизбежно появляются и критерии такой оценки.

Дж.Стюард был пионером в области культурной экологии. Из современных этнологических школ можно назвать культурный материализм, антропологию познания (этнонауку или лингвистическую антропологию), структурализм. Эти исследовательские направления основываются главным образом на данных полевой работы.

Одним из первых исследователей, который попытался обнаружить универсальные процессы мышления в разнообразном культурном материале, оказался К.Леви-Строс (р. 1908). Он по праву считается основателем структурной антропологии. Теоретическая работа Леви-Строса оказала существенное влияние на развитие культурологии. Он пытался раскрыть соотношение разнообразия и униформности в культуре. Таким образом, мы можем говорить о специальном разделе в социологии, объектом изучения которого являются примитивные и традиционные общественные системы.

В фундаментальном исследовании «Мифологичное» Леви-Строс дал конкретный анализ первобытных форм культур, которые он рассматривал как механизм разрешения основных противоречий человеческого существования и общественной ор ганизации. Программу исследования культурного разнообразия в рамках структурализма Леви-Строс связывал со стремлением «найти за внешним многообразием человеческих обществ основные всеобщие свойства» и «учесть частные различия, уточнить законы инвариантности в каждом этнографическом контексте».

Как считал Леви-Строс, эмпирическая человеческая pea льность вообще не структурна. Поэтому в принципе нельзя iino?ie ть структурную модель целостной социальной системы. Но можно воссоздать модели отдельных сторон этой системы, как те, которые поддаются структурированию и формализованному описанию. Человеческое общество, с одной стороны, стремится сохранить, поддержать те качества, которые присущи только этому обществу. Вместе с тем есть и другая тенденция - вступление в коммуникацию с иными социумами. Обе эти тенденции обнаруживают себя в культуре.

Культура в этой системе размышления рассматривается как обобщенное создание разума, а именно совокупность символов, которые принимаются членами общества. Невозможно упорядочить все виды культур, которые существуют в настоящее время, потому что нет единой шкалы развития. Каждая культура содержит некий потенциал, вариативность. Универсальные процессы психики могут переработать этот «природный материал» в некие архетипные схемы.

Этот процесс репрезентирован Леви-Стросом на материале мифов. Данный феномен прежде толковался как историческая или этнографическая реальность. Эту версию философ отверг. По его словам, мифотворчество представляет собой обнаружение характерной человеческой способности строить аналогии. Только человек сталкивается с новым социальным опытом, актуализируется его готовность выстраивать оппозиции.

Возникает множество оппозиций. Первостепенной среди них оказывается сопоставление «природа - культура». Универсальные закономерности бессознательных структур присущи человеку как биологическому виду. У человека обнаруживается некая антропологическая данность, которая структурирует поток человеческих ощущений и восприятий.

Для некоторых купътурологов культура выступает как описательное понятие, для других - объяснительное. В первом случае под культурой обычно понимаются исторически возникшие селективные процессы, которые направляют действия и реакции людей при помощи внутренних и внешних стимулов. Главная идея может быть выражена примерно так: при помощи понятия «культура» многие стороны конкретного феномена могут быть проанализированы и объяснены, а, следовательно, само событие может быть лучше понято и предсказано.

Культура как объяснительное понятие относится только к поведению человека, принадлежащего к определенному обществу. Данный термин помогает нам понять такие процессы, как диффузия, культурный контакт и аккультурация. Такого рода истолкование культуры полезно и для анализа действий людей (отдельных индивидов и групп), и для объяснения пространственного распространения артефактов или способов поведения и хронологической последовательности культурных феноменов.

Объяснительное понятие культуры можно, судя по всему, перефразировать следующим образом: под культурой мы понимаем те исторические характеристики , ситуации , которые человек принимает путем участия в группах, действующих вполне конкретным образом. Нет ни одного человека на свете, будь он даже нескольких недель от роду, который бы реагировал абсолютно по-своему на стимулы. Лишь незначительное количество человеческих реакций может быть объяснено только знанием биологии человека, его личным опытом или объективными фактами данной ситуации.

Культура была и остается историческим наследием. Она включает те аспекты прошлого, которые в измененном виде продолжают жить в настоящем. Культуру, стало быть, образуют способы взаимодействия с ситуацией , которые помогают людям жить. Культурный процесс рассматривается в культурологии как: некое дополнение к биологическим возможностям человека. Культура предоставляет способы, которые расширяют или заменяют биологические функции и в определенной степени компенсируют биологические ограничения. Например, факт биологической смерти не всегда означает, что знания умершего не станут достоянием всего человечества.

Культура выступает также в культурологии и как описательное понятие, о чем уже говорилось. В этом случае она означает совокупность результатов человеческого труда : книги, картины, дома и т. п.; знание путей адаптации к человеческому и физическому окружению; язык, обычаи, этику, религию и моральные нормы. Культура выступает как совокупность всех представлений о стандартных типах поведения. Большая часть культуры не может быть выражена словами, и это даже, вполне вероятно, не подразумевается. Не вполне правильно говорить, что культура состоит из идей , потому что психиатрия доказала наличие так называемой культурно-узаконенной иррациональности.

Под культурой подразумеваются исторически возникшие способы жизни , явные или подразумеваемые, рациональные, иррациональные и не являющиеся рациональными, которые существуют в любой момент времени в качестве руководящих принципов поведения людей. Культура постоянно создается и утрачивается. Антрополог не только считает, что люди имеют определенные нормы поведения, нарушения которых наказываются в большей или меньшей степени. Ему также понятно, что даже неодобренные системы поведения подпадают под определенную модальность. С позиции стороннего наблюдателя кажется, что люди бессознательно придерживаются каких-то планов или морфология любого языка всегда решает вопросы метафизических значений. Язык не просто средство общения и выражения эмоций. Любой язык помогает упорядочить накопленный опыт. Каждый континуум опыта может быть разделен по-разному. Сравнительная лингвиста наглядно показывает, что любой речевой акт требует от говорящего определенного выбора.

Ни один человек не может реагировать на весь калейдоскоп стимулов , который обрушивает на него внешний мир. Что мы говорим, что замечаем, что считаем важным - все это часть наших лингвистических привычек. Так как эти привычки сохраняются в качестве «второстепенных феноменов», любой народ безоговорочно принимает свои основные категории и предпосылки. Предполагается, что другие будут думать так же в силу человеческой природы. Но когда эти другие вдруг приходят к иным выводам, никто не считает, что они исходили из других предпосылок. Чаще всего их называют «глупыми», «нелогичными» или «упрямыми».

Можно ли дать определение культуры в описательном смысле? Конкретная культура - это историческая система явных или скрытых способов поведения в жизни. В какой-то степени каждый человек подвергается влиянию этого общего «взгляда на жизнь». Культуру образуют явно шаблонные способы поведения, чувств и реакций (стереотипы), но она включает и комплекс предпосылок, которые существенно различаются в разных обществах.

Культурная антропология считает, что лишь незначительное число культур можно считать едиными системами. Большинство культур, как и большинство людей, представляют собой единство противоположных тенденций. Но даже в далеких от единства культурах можно увидеть некоторые повторяющиеся в различных ситуациях мотивы. Любой народ имеет не только структуру чувств, которая в определенном смысле уникальна, но еще и массу различных представлений о мире, что служит границей межд разумом и чувствами.

Культурные антропологи полагают, что основные категории мышления неосознанны. Они передаются в основном посредством языка. Особенно сохраняет бессознательную философию группы морфология языка. Например, Дороти Ли показала, что у населения соседних с Новой Гвинеей островов ход событий ia приводит автоматически к установлению причинно-следственных отношений. Это влияет на их мышление, поэтому этим людям очень трудно общаться с европейцами, которые изъясняются только в причинно-следственных терминах.

Литература

Бенедикт Р. Образы культуры /Человек и социокультурная среда. М., 1992. Вып.Н, с.88-110.

Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.

Гуревич П.С. Неповторимые грани культуры /Человек и социальая среда. М., 1992. Вып.Н, с.4- 15.

Гуревич П.С. Невостребованный Диоген /Дружба народов. 199 … №1, с. 151-176.

Левинас Э. Философское определение культуры /0бщество и культура: Философское осмысление культуры. М., 1988, с. 38

Лобкович Н. Философия и культура: перспективы /0бщество и культура: Философское осмысление культуры. М., 1988, с.491

Орлова Э.А. Руководство по методологии культурно-антропологических исследований. М., 1991.

Вопросы для повторения

1. Что такое философия культуры?

2. Почему Н.А. Бердяев считает философию самой незащищенной стороной культуры?

3. В чем различие между описательным и объяснительным понятиями культуры?

4. Чем занимается культурология?

5. Как распознать жанры той или иной идеи?

Основы философии. Гуревич П.С.

М.: 2011. - 480 с. М.: 2000. - 438 с.

Рассматриваются философские проблемы, которые сегодня являются наиболее актуальными, связанными с процессами, идущими в современном мире. Изложение материала имеет свою специфику, определяемую особенностями философии как области миропостижения, где весьма важно само рассуждение, обдумывание, развертывание мысли. Дает представление об основных сферах философского знания; значительное внимание уделяется антропологической теме, т.е. человеку. Для студентов средних специальных учебных заведений, учащихся старших классов лицеев, гимназий, школ. Будет интересен студентам, аспирантам и преподавателям негуманитарных вузов, а также широкому кругу читателей.

Формат: pdf (2011 , 480с.)

Размер: 6,9 Мб

Скачать: drive.google

Формат: djvu / zip (2000 , 438с.)

Размер: 22 Мб

Скачать

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 7
Основные понятия 11
Вопросы и задания 11
Глава 1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе
1.1. Любовь к мудрости 13
1.2. Что же такое философия? 20
1.3. В чем же тогда специфика философии? 34
1.4. Трагизм и величие философии 45
Основные понятия 53
Вопросы и задания 55
Глава 2. Философия как мировоззрение
2.1. Философия - это целостное воззрение на мир 57
2.2. Различные оценки любомудрия 60
2.3. Судьба философских идей 62
2.4. Взаимосвязь идей 66
Основные понятия 70
Вопросы и задания 70
Глава 3. Основной вопрос философии
3.1. Отношение мышления к бытию 72
3.2. Бытие определяет сознание 77
3.3. Материя неотличима от разума 82
3.4. Фундаментальные вопросы философии 85
Основные понятия 91
Вопросы и задания 91
Глава 4. Основные идеи истории мировой философии (от античности до Возрождения)
4.1. Восточные мудрецы 93
4.2. Будда и буддизм о путях познания последних истин 97
4.3. Античные философы 99
4.4. Религиозные философы Средневековья 108
4.5. Философия Возрождения 113
Основные понятия 115
Вопросы и задания 116
Глава 5. Великие философы XVII, XVIII и первой половины XIX в.
5.1. Рационалистическая традиция европейской философии (Новое время) 117
5.2. Философия эпохи Просвещения 122
5.3. Немецкая классическая философия 128
5.4. Романтизм 132
Основные понятия 136
Вопросы и задания 136
Глава 6. Категория «бытие» в философии
6.1. Бытие как смысл существующего 137
6.2. Бытие чело века 144
6.3. Экзистенциальная трактовка человеческого бытия 151
6.4. Философия как осознание бытийных феноменов мира 155
Основные понятия 158
Вопросы и задания 158
Глава 7. Проблема жизни в философии
7.1. Жизнь - способ бытия человека 159
7.2. Жизнь как глубочайший философский символ 162
7.3. Смысл жизни и благоговение передней 170
Основные понятия 180
Вопросы и задания 181
Глава 8. Сознание - высшая ступень развития жизни
8.1. Сознание и его трактовки 182
8.2. Генезис сознания 189
8.3. Сознание и мышление 191
8.4. Психика и бессознательное 200
Основные понятия 205
Вопросы и задания 205
Глава 9. Сознание и познание
9.1. Человек - существо разумное, мыслящее 207
9.2. Проблема познаваемости мира 213
9.3. Истина 219
Основные понятия 228
Вопросы и задания 229
Глава 10. Человек как главная философская проблема
10.1. Специфически человеческое 230
10.2. Философская антропология 232
10.3. Человек как неудавшийся проект 243
10.4. Проблемы человеческой природы 252
Основные понятия 259
Контрольные вопросы 260
Глава 11. Человек и его ценности
11.1. Что такое ценность 261
11.2. Разнообразие ценностей в истории человечества 264
11.3. Общечеловеческие ценности 269
11.4. Ценностный вакуум 274
11.5. Ломка вековых ценностей 277
Основные понятия 283
Контрольные вопросы 283
Глава 12. Человек и техника
12.1. Техника как феномен 284
12.2. Оживить машину? 288
12.3. Идея сращивания жизни и конструкции 293
12.4. Преображенный человек 302
Основные понятия 306
Контрольные вопросы 306
Глава 13. Человек и история
13.1. Нужна ли людям история? 307
13.2. Альтернативность истории 322
13.3. Стадии исторического процесса 326
13.4. Идея прогресса 331
Основные понятия 335
Вопросы и задания 335
Глава 14. Человек и общество
14.1. Общество как феномен 338
14.2. Многообразие социальных обществ 345
14.3. Гражданское общество 353
14.4. Противоречия социальной жизни 365
Основные понятия 372
Вопросы и задания 372
Глава 15. Человек и культура
15.1. Многообразие определений культуры 375
15.2. Культура и цивилизация 381
15.3. Культура и природа 385
15.4. Типология культур 390
Основные понятия 404
Контрольные вопросы 404
Глава 16. Основные виды духовной культуры
16.1. Искусство 405
16.2. Мораль 410
16.3. Наука 416
Основные понятия 420
Вопросы и задания 421
Глава 17. Человек и религия
17.1. Духовный опыт как основа религии 422
17.2. Буддизм 427
17.3. Христианство 430
17.4. Ислам 435
17.5. Религия как явление мировой культуры 436
17.6. Свободолюбие на фоне религиозной волны 438
Основные понятия 439
Вопросы и задания 440
Глава 18. Формирование информационного общества
18.1. Информационное общество 441
18.2. Глобализм 448
18.3. Экономический кризис и его последствия 451
18.4. Философия и будущее человечества 469
Основные понятия 473
Вопросы и задания 473
Заключение 474
Литература 477