Перевозка людей. Требования безопасности. Требования техники безопасности при перевозке пассажиров Инструкция по безопасности движения при пассажирских перевозках

Настоящая инструкция по охране труда при перевозке людей на автомобильном транспорте доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Техническое состояние автомобилей должно обеспечивать их безопасную работу на линии, отвечать требованиям Правил технической эксплуатации автомобильного транспорта и Правил дорожного движения.
1.2. Автобусы, микроавтобусы и оборудованные для перевозки людей грузовые автомобили должны отвечать следующим дополнительным требованиям:
— они должны иметь дополнительные отражатели (зеркала), позволяющие водителю наблюдать за посадкой пассажиров и порядком в салоне, а также сигнализацию из салона к водителю;
— труба глушителя должна быть выведена за габариты кузова, чтобы отработанные газы не попадали в салон;
— содержание окиси углерода (СО) в кабине водителя и салоне не должно превышать 30 мг/мЗ;
— двери кузова должны иметь исправные запорные устройства, исключающие возможность их самопроизвольного открывания и закрывания.
1.3. Микроавтобусы должны иметь ремни безопасности.
1.4. Грузовой автомобиль с кузовом типа фургон при перевозке людей должен быть оборудован:
— исправными, открывающимися наружу дверями сзади или с правой стороны кузова;
— мягкими сиденьями, вентиляцией, освещением и звуковой сигнализацией;
— откидной лестницей или скобами для посадки и высадки людей.
1.5. Автомобили для перевозки людей должны быть обеспечены средствами пожаротушения (углекислотными огнетушителями емкостью не менее двух литров) в количестве 2-х штук и медицинской аптечкой.
1.6. Огнетушитель должен располагаться с наружной стороны кабины и в кузове в доступном для пассажиров месте. Крепление огнетушителя должно обеспечивать его легкий съем.
1.7. Водитель обязан:
— требовать от лиц, находящихся в автомобиле, безусловного выполнения правил техники безопасности;
— перед началом движения убедиться, что обеспечены все условия для безопасной перевозки пассажиров. Водителю запрещается начинать движение при нахождении людей на подножках, крыльях и сидящих на бортах автомобиля:
— трогать автомобиль с места и производить остановку плавно, без рывков, проезжать ухабы, рытвины на пониженной скорости. Запрещается выключать двигатель и двигаться «накатом» при движении под уклон и в гололед на скользкой дороге;
— быть предельно внимательным и осторожным в зоне действия предупреждающих знаков;
— при вынужденной остановке автомобиля принимать меры, исключающие возможность его самопроизвольного движения.
1.8. Отопительное устройство в кабине должно действовать бесперебойно. Применение для отопления кабины грузового автомобиля, салона автобуса и легкового автомобиля, будки для перевозки пассажиров (для грузового автомобиля) отработавших газов запрещается.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. При перевозке людей назначается старший, который перед началом движения должен убедиться в том. что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены, и оговорить с водителем способ сигнализации на случай возникновения необходимости остановки автомобиля.
2.2. Перед поездкой, старший обязан проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки и предупредить их о том. что стоять в кузове движущегося автомобиля запрещено.
2.3. Число перевозимых людей не должно превышать числа оборудованных для сидения мест.
2.4. Начинать движение можно только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.
2.5. Посадка и высадка пассажиров разрешается только при полной остановке транспортного средства и лишь со стороны обочины.
2.6. Запрещается перевозить людей:
— на автомобиле-самосвале, автомобиле-цистерне и других специальных грузовых автомобилях, на грузовом прицепе (полуприцепе) и па тракторах;
— на сиденье рядом с водителем сверх предусмотренного технической характеристикой количества мест.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ

3.1. При дорожно-транспортном происшествии водители, причастные к нему обязаны:
— без промедления остановиться, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки;
— не трогать с места транспортное средство, а также предметы относящиеся к происшествию;
— оказать первую доврачебную помощь пострадавшим и вызвать скорую помощь или доставить пострадавших в лечебное учреждение на попутном транспорте;
— сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев;
— если движение на дороге невозможно из-за транспортных средств, причастных к ДТП, то освободить проезд, предварительно зафиксировав положение и следы транспортных средств и предметов, относящихся к происшествию.
3.2. Сообщить о происшедшем непосредственному руководителю или диспетчеру по месту работы.

Законодательно закреплены основные правила и требования к перевозке пассажиров. При этом должна соблюдаться определенная техника безопасности. Данный момент также закреплен законодательно.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Какими нормативными актами регулируется

Сегодня требования безопасности при перевозке людей на автотранспорте установлены законодательно. Нарушение их карается достаточно серьезно – денежными штрафами.

Если же нарушения имеют место не единожды, имеют серьезные последствия – перевозчику может быть вовсе запрещена деятельность по транспортировке людей.

Перечень нормативно-правовых актов, регулирующих вопрос правил техники безопасности людей, включает в себя всего несколько пунктов.

Основополагающими НПД являются следующие:

Несмотря на то, что данные документы распространяются в первую очередь именно на организованную перевозку, они применительно также для любых других перевозок людей.

При этом любое предприятие имеет право самостоятельно формировать свои собственные правила перевозки людей. Но при этом они должны соответствовать .

Данный раздел имеет большое количество подпунктов. Требования всех их также требуется обязательно соблюдать. В противном случае возникнут вопросы со стороны сотрудников дорожной полиции.

Законодательные акты ежегодно редактируются. Потому следует постоянно следить за всеми изменениями. Особенно часто вносятся коррективы в Правила дорожного движения.

Наиболее существенные изменения были внесены следующими НПД:

  • – касательно перевозки детей в кузове автомобиля;
  • – касательно количества перевозимых людей в кузове автомобиля;
  • Постановление правительства РФ №84 от 16.02.08 г. – пересмотрены правила организованной перевозки групп детей;
  • – относительно количества перевозимых лиц;
  • – затронут вопрос перевозки детей не достигших 12 летнего возраста.

В течение 2020 года Правительство РФ также планирует ввести различного рода поправки. Особенно серьезные изменения будут иметь место в сфере наложения административных наказаний на нарушение Правил дорожного движения относительно перевозки пассажиров.

Для каждого вида транспорта, который предусматривает перевозку граждан, разработаны свои собственные правила техники безопасности.

Сегодня основополагающими являются следующие:

  • для железнодорожного транспорта – , а также ;
  • для авиаперевозок – ;
  • водным транспортом –

Для различных альтернативных видов транспорта также разработаны специализированные законодательные акты. В первую очередь это касается именно велосипедов, мотоциклов.

Основные требования безопасности при пассажирских перевозках

Сегодня основные требования о пассажирских перевозках целиком и полностью отражаются в действующих законодательных нормах. Но при этом существуют различные правила для разных видов транспорта. Этот момент необходимо учитывать.

Сегодня разделить по правилам транспортировки пассажиров можно ТБ на следующие категории:

  • автомобильный транспорт;
  • ЖД транспорт;
  • авиационные перелеты;
  • водный транспорт;
  • другие виды транспорта (мотоцикл, велосипед, ленточный конвейер, грузовые авто и другие).

Автомобильный транспорт

Автомобильные перевозки согласно статистике ежегодно уносят жизни в два раза больше жизней, чем все остальные. Потому ГИБДД пристально следит за соблюдением всех правил.

К наиболее существенным моментам ПДД стоит отнести:

  • – перевозка в кузове автомобиля возможна только в случае, если водитель имеет водительские права категории «С» и длительность стажа управления подобным транспортным средством составляет более 3 лет;
  • – допускается перевозка людей в автомобиле с бортовой платформой только в случае, если он оборудован специальными устройства (перевозка детей в таком случае не допускается);
  • – суммарное количество людей, перевозимых в транспортном средстве, не должно превышать суммарное количество свободных пассажирских мест (предусмотренных технически);
  • – водитель в обязательном порядке должен проинструктировать своих пассажиров обо всех правилах, соблюдение которых необходимо в поездке во избежание возникновения травм, иных проблем;
  • – провоз людей на платформе без специальных приспособлений разрешается только лишь в случае необходимости сопровождения груза;
  • – перевозка детей должна осуществляться с нанесением специальных знаком на транспортное средство, обязательно нахождение взрослого человека;
  • – водителю разрешается высаживать пассажиров только после того, как транспортное средство полностью остановилось;
  • обозначает ситуации когда людей перевозить запрещается:
    • вне мест внутри и снаружи автомобиля, предусмотренных конструкцией;
    • сверх количества, которое предусматривается заводом-изготовителем транспортного средства.
  • – перевозка детей может осуществляться только при наличии определенного оборудования внутри самого транспортного средства.

Особенно много ограничений затрагивает вопрос перевозки детей до наступления возраста 12 лет.

При выполнении перевозки лиц, не достигших данного возраста или же рост которых составляет менее 150 см, требуется использовать специальные устройства. Это могут быть детские кресла или же иные удерживающие.

Основная причина тому: конструкция ремне безопасности предусматривается для людей ростом более 1.5 м. В случае пристегивания лица ростом менее этой величины ремень при аварии может повредить шею.

Также не допускается осуществлять перевозку детей до наступления 12 лет на заднем сиденье технических средств категории «А» — мотоциклов.

Отдельное внимание всегда уделяется именно перевозке детей. Так как они подвергаются наибольшей опасности на дороге в силу возраста.

На ЖД транспорте

Основные требования к перевозке пассажиров на железной дороге отражаются в гл. №4 Приказа Минтранса РФ №473 от 19.12.13 г.

Основными разделами данного нормативно-правового документа являются следующие:

  • поезду для провоза пассажиров обязательно должен быть присвоен статус «фирменный» — товарный знак, факт наличия которого гарантирует определенный уровень обслуживания;
  • аттестация на категорию «фирменный» должна проводиться специалистами при соответствии определенным критериям;
  • обязательно предварительно исследует рынок транспортировки пассажиров;
  • обязательно осуществляется контроль качества пассажирских перевозок на железной дороге в соответствии с законом о «Защите прав потребителей»;
  • обязательно должен быть обеспечен доступ к услугам;

К железнодорожным вагонам предъявляются особые требования в зависимости от дальности следования. В первую очередь это касается поездов дальнего следования.

Они разделяются на следующие классы в зависимости от компоновки:

  • вагон 3-го класса – мягкие/жесткие сиденья, центральный проход;
  • вагон 2-го класса – кресла соответствующего типа и центральный проход;
  • вагон 1-го класса – кресла соответствующего класса, а также центральный проход и столики.

Правила перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте не менее обширны, чем на автомобильном. В первую очередь с ними ознакомиться необходимо именно самим лицам, которые планируют осуществить путешествие на таком виде транспорта.

При авиа перелетах

На данный момент основополагающим нормативно-правовым документом, регламентирующим вопрос перевозки гражданских лиц авиатранспортом, являются Федеральный авиационные правила .

На данный момент они утверждены приказом Минтранса №82 от 28.06.07 г. Вопрос перевозки пассажиров раскрывается в гл. №7 данного НПД.

К наиболее существенным моментам возможно будет отнести следующее:

  • обязательно обеспечение пассажира визуальной, а также акустической информацией;
  • непосредственно в аэропорту перевозчик должен обеспечить для своих пассажиров:
    • регистрацию и оформление;
    • доставку к месту расположения самого самолета;
    • обеспечение выхода из самолета и доставка в здание автовокзала;
    • выгрузку багажа, его транспортировку и иное.
  • непосредственно на борту воздушного судна перевозчик обязан обеспечить:
    • информирование всех находящихся в салоне об условиях осуществления полета;
    • информацией о месте расположения аварийных выходов;
    • о месте нахождения индивидуальных средств защиты;
    • медицинскую помощь при необходимости;
    • горячее питание – если длительность полета составляет 3 часа или же более.

Также существуют правила относительно отдельных групп пассажиров. Они отражаются в гл. №8 данного нормативно-правового документа. В первую очередь это касается несовершеннолетних граждан.

Водным транспортом

При перевозке водным транспортом должны быть соблюдены условия, обозначенные в «Инструкции по организации перевозок пассажиров водным транспортом юридическими лицами». Также следует соблюдать основные правила, отраженные в

К наиболее важным правилам, соблюдение которых строго обязательно, следует отнести:

  • транспортное средство должно быть соответствующим образом зарегистрировано в Государственном реестре;
  • основным назначением судна должна быть перевозка пассажиров;
  • обязательно наличие действительных документов PPP;
  • перед выходов в рейс обязательно проводится проверка.

Другие виды транспорта

Перевозка может осуществляться также различными иными видами транспорта. Это может быть велосипед, мотоцикл, грузовые автомобили. В некоторых случаях правила перевозки пассажиров на них могут несколько различаться.

Но можно выделить перечень правил которые являются универсальными и обязательны к выполнению на всех видах транспорта:

  • транспортное средство должно быть оборудовано соответствующим место для сидения;
  • обязательно наличие средств защиты;
  • водитель должен иметь соответствующий опыт управления транспортным средством и права с соответствующей категорией.

Ответственность за нарушения

Сегодня полагается достаточно серьезная ответственность за нарушение правил безопасности.

В первую очередь к ним относится следующее:

  • водным транспортом:
    • – предпринимательская деятельность ведется без соответствующей регистрации;
    • – услуги пассажирам предоставляются ненадлежащего качества;
    • – предоставление услуг по перевозке при отсутствии контрольного оборудования.
  • – нарушение правил перевозки людей включает в себя следующие основные разделы:
    • штраф в размере 500 рублей;
    • перевозка вне кабины, без специального защитного шлема – штраф в размере 1 тыс. рублей;
    • нарушение требований, предъявляемых к перевозке детей – 3 тыс. рублей.

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда

при перевозке людей автотранспортом

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая инструкция разработана на основании Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных постановлением Минтруда России от 12.05.03 г. № 28 с учетом требований законодательных актов, других нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих государственные нормативные требования охраны труда и предназначена к применению при перевозке людей автотранспортом.

  1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящую инструкцию обязаны знать:

– водители, занятые на перевозке людей;

– старшие, назначенные ответственными лицами при перевозке людей;

– пассажиры (рабочие, ИТР, служащие предприятия);

– руководители автотранспортного хозяйства.

На предприятии доставка рабочих на работу и рабочие места производится автотранспортом предприятия (на автобусах и спе­циально оборудованных грузовых бортовых автомашинах).

1.2. При перевозке людей на автотранспорте опасными и вредными производственными факторами, которые могут привести к несчастному случаю на производстве, являются следующие:

– возможность:

а) дорожно-транспортного происшествия по причине неудов­летворительного технического состояния автомобиля, нарушений Правил дорожного движения водителем, утомления водителя;

б) травмирования движущимся по территории предприятия ав­тотранспортом, незакрепленным в кузове громоздким и тяжелым грузом; острыми кромками, заусенцами, шероховатостью на по­верхности оборудования;

в) отравления токсичными газами автомобиля;

– опасность возникновения простудного заболевания при неу­довлетворительных метеорологических условиях;

– нарушение правил безопасности самими работниками при следовании в пути на работу и с работы на автотранспорте предприятия;

– недостаточное освещение.

1.3. К работе водителем автотранспорта для перевозки людей допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медосмотр, обуче­ние безопасности труда, проверку знаний безопасности труда и безопасных приемов работы, имеющие удостоверение на право уп­равления данным автомобилем, непрерывный стаж работы в качест­ве водителя не менее трех лет и проинструктированные по охране труда и пожарной безопасности.

На перевозку людей должны назначаться наиболее опытные, дисциплинированные водители первого и второго классов.

Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осу­ществляться водителями, имеющими удостоверение на право управ­ления транспортным средством категории “С” (при перевозке бо­лее 8 человек, включая пассажиров в кабине, – категорий “С” и “Д”) и стаж управления транспортными средствами данной катего­рии более трех лет.

Работники, подлежащие доставке к месту работы и обратно, также должны быть проинструктированы по правилам безопасности при проездах автотранспортом.

Закрепление водителей за автомобилями, занятыми на пере­возке людей, производится приказом по предприятию.

Автомобили, предназначенные для перевозки рабочих смен, закрепляются за определенным маршрутом. С водителем проходят изучение трассы маршрута движения и установленные на ней до­рожные знаки, определяют безопасные приемы управления автомо­билем с учетом дорожных условий.

1.4. Водителю автотранспорта полагаются по Нормам следую­щие индивидуальные средства защиты:

– перчатки х/б, РСФСР 8386-75 арт.74О5, 74О6.

1.5. Находясь на территориях предприятия и вне их, следует выполнять общие меры безопасности, производственной санитарии, личной гигиены, пожарной безопасности, а также Правила внут­реннего трудового распорядка предприятия.

1.6. Общие требования безопасности, предъявляемые к пере­возке людей автотранспортом предприятия:

1.6.1. Доставка рабочих на работу и обратно производится во всех случаях, когда место жительства от места работы нахо­дится на расстоянии более трех километров и при отсутствии го­родского транспорта.

Доставка рабочих производится за счет предприятия на обо­рудованном для этой цели транспорте.

1.6.2. Работник, заметивший нарушение инструкций другим работником, обязан предупредить его о необходимости соблюдения требований по технике безопасности.

1.6.3. Для перевозки людей, как правило, выделяется авто­бус, а при его отсутствии специально оборудованные грузовые бортовые машины, техническое состояние которых должно отвечать действующим Правилам технической эксплуатации автомобильного транспорта и Правилам по охране труда на автомобильном транс­порте.

Запрещается использовать для перевозки людей автомобильные или тракторные прицепы (тележки).

1.7. Все изменения вносятся в инструкцию на основании до­кументального указания руководителя предприятия.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1.8. Обязанность рабочих и служащих соблюдать правила и нормы охраны труда является составной частью производственной дисциплины.

Лица, не выполняющие требования данной инструкции, наруша­ют производственную дисциплину и привлекаются к дисциплинарной или уголовной ответственности, в зависимости от характера и последствий нарушения в соответствии с действующим законода­тельством РФ.

Безопасность перевозки людей на автотранспорте в значи­тельной мере зависит от соблюдения правил и норм охраны труда как самими рабочими, ИТР, служащими, так и водителем. Следует знать и выполнять требования данной инструкции.

  1. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ ПЕРЕВОЗКИ

2.1. Приступая к работе после длительного перерыва (болез­ни, отпуска) или получении работы, не входящей в круг обязан­ностей водителя при перевозке людей на автомобильном транспор­те, необходимо получить от руководителя работ дополнительный инструктаж по охране труда.

2.2. Приготовить исправные и чистые полагающиеся по Нормам средства индивидуальной защиты.

Водитель не допускается к работе без предусмотренных в Ти­повых отраслевых нормах средств индивидуальной защиты, а также в других неисправных средствах индивидуальной защиты.

2.3. На перевозку людей должна быть заявка от руководите­лей подразделений (мастеров) производственных участков.

2.4. Транспорт должны готовить руководители автохозяйства.

Для перевозки людей должны использоваться автомобили с на­дежной работой узлов, агрегатов и оборудования, обеспечивающие безопасность движения в любых условиях.

2.5. Транспорт должен быть подготовлен к перевозке в соот­ветствии со следующими мерами безопасности:

2.5.1. Автобусы и специально оборудованные грузовые авто­мобили для перевозки людей должны быть укомплектованы средс­твами пожаротушения: исправными легкосъемными огнетушителями емкостью не менее двух литров каждый, кошмой и ящиками с пес­ком, которые должны размещаться на видном месте в салоне авто­буса или кузове грузового автомобиля. Кроме того, на каждом автомобиле должны быть аптечка и знаки аварийной остановки.

2.5.2. Грузовые бортовые машины:

а) Кузов грузового автомобиля не должен иметь поломанных брусьев и досок.

б) Борта кузова должны свободно открываться (откидывать­ся), иметь исправные петли и запоры.

в) Для разовых перевозок пассажиров кузов бортового грузо­вого автомобиля должен быть оборудован лестницей или скобами для посадки и высадки, сидениями на удобной высоте, но не ме­нее 15 см от верхнего края бортов; сидения, расположенные вдоль бортов, должны иметь прочные спинки; бортовые запоры должны надежно закрепляться.

г) Кузов должен быть оборудован сидениями, закрепленными на удобном месте, закрепленными на высоте О,3-О,5 м от пола и не менее О,3 м от верхнего края борта.

Задние и продольно-расположенные у боковых бортов сиденья, а также бортовые запоры должны быть надежно закреплены.

Сидения, расположенные вдоль заднего или бокового борта, должны иметь прочные спинки.

д) Автомобиль, предназначенный для перевозки людей, должен быть оборудован:

– тентом или полубудкой (для перевозки 5-6 человек), проч­но закрепленными в кузове, защищающим перевозимых людей от ат­мосферных воздействий;

– ровным полом, без сквозных отверстий и щелей;

– звуковой и световой сигнализацией из кузова в кабину во­дителя;

– освещением в кузове;

– стационарной или съемной лестницей для посадки и высадки людей со стороны заднего борта;

– выпускной трубой глушителя, выведенной за габариты кузо­ва на 3О-5О мм.

е) Грузовой автомобиль с кузовом типа “Фургон”, используе­мый для перевозки людей и грузов с обязательным сопровождением людьми, кроме того, должен иметь:

– исправные, открывающиеся наружу двери, расположенные сзади или с правой стороны кузова;

– исправное устройство для фиксации дверей в открытом по­ложении;

– исправные замки, исключающие самопроизвольное открывание дверей во время движения;

– подножки, расположенные непосредственно под дверями, для входа и выхода людей;

– освещение, защищенное от механических повреждений;

– устройство для обогрева в холодное время года;

– достаточную вентиляцию.

ж) Автомобили должны иметь:

– специальную окраску, обеспечивающую хорошую видимость с большого расстояния;

– на передней части кузова табличку с надписью: “Осторожно люди” (фон ярко-желтый, буквы черные, размер таблички 1ООх2О);

– на стенках кабины, обращенной в кузов автомобиля, таб­лички с надписью “В кузове не стоять!”, “Не курить!”, “На бор­тах не сидеть”.

з) Число людей в кузове не должно превышать для автомоби­лей грузоподъемностью:

от 1,5 тонны до 2 тонн – 16 человек, 4 скамейки по 4 чело­века;

от 2,5 тонн до 3 тонн – 2О человек, 5 скамеек по 4 челове­ка;

от 3,5 тонн до 4 тонн – 24 человека, 6 скамеек по 5 чело­век;

от 5,О тонн и более – 3О человек, 6 скамеек по 5 человек.

Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.

2.5.3. Автобусы для перевозки людей:

– должны быть оборудованы дополнительными отражателями (зеркалами), позволяющими водителю наблюдать за посадкой (вы­садкой) людей и порядком в салоне;

– иметь сигнализацию из салона к водителю;

– труба глушителя должна быть выведена за габариты кузова с тем, чтобы отработанные газы не попадали в салон;

– капот двигателя должен быть надежно уплотнен (содержание углекислого газа в кабине водителя и в салоне не должно превы­шать 2О мг/куб.м;

– двери салона должны иметь исправные запорные устройства, исключающие возможность самопроизвольного открывания во время движения и иметь приспособления для принудительного их откры­вания и закрывания водителем.

2.6. Руководитель не имеет права:

– заставлять водителя выезжать на автомобиле, если его техническое состояние и дополнительное оборудование не соот­ветствуют Правилам дорожного движения, Правилам технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта и Правилам по охране труда на автомобильном транспорте;

– направлять водителя в рейс, если он не имел до выезда отдыха, предусмотренного действующими нормативными правовыми актами: “Положению о рабочем времени и времени отдыха водите­лей автомобилей” и “Кодексу законов о труде РФ”.

2.7. Водитель обязан получить задание на выполняемую рабо­ту (перевозку людей) от руководителя работ, пройти предрейсо­вый медицинский осмотр состояния здоровья с записью об этом в путевой лист, ознакомиться с маршрутом движения, получить со­ответствующую путевую документацию.

2.8. Перед поездкой водитель должен проинструктировать лю­дей о порядке посадки, высадки и размещения в кузове.

Перед посадкой пассажиров на грузовой автомобиль, оборудо­ванный для перевозки людей, водитель обязан проинструктировать пассажиров о порядке и высадке.

Начинать движение следует только убедившись, что условия безопасной перевозки людей выполнены.

2.9. На каждый выделенный для перевозки людей автотранс­порт должен быть выделен старший, наряду с водителем ответс­твенный за безопасность людей в пути следования. Старший дол­жен находиться в кузове (салоне автобуса).

Фамилия ответственного лица должна быть вписана в путевой лист.

2.1О. Организатор (руководитель) перевозки людей обязан проинструктировать водителя и ответственных лиц о порядке и соблюдении правил и особенностей перевозки людей.

2.11. Водитель обязан проверить готовность машины к выезду на линию: проверить исправность тормозов, рулевого управления, приборов освещения, сигнализации, стеклоочистителей, наличие и исправность инструмента и инвентаря, заправку автомобиля топ­ливом, маслом, водой, уровень тормозной жидкости и электроли­та, работу отопительных устройств.

2.12. При обнаружении каких-либо неисправностей в работе машины они должны быть устранены. До их устранения к работе не приступать.

Не допускаются к эксплуатации машины, имеющие неисправнос­ти.

2.13. Знать:

– места расположения медаптечки, телефона, средств пожаро­тушения;

– номера телефонов медицинской службы и пожарной охраны;

– пути эвакуации, главных и запасных выходов в случае ава­рии и пожара и уметь пользоваться в случае необходимости.

  1. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ ПЕРЕВОЗКИ

3.1. Работать следует только на том автомобиле, который закреплен за водителем приказом по предприятию, выполнять только ту работу, которую поручил руководитель работ, безопас­ными приемами.

При выполнении работ пользоваться выданными средствами ин­дивидуальной защиты и правильно применять их, бережно отно­ситься к выданным средствам защиты, своевременно ставить в из­вестность руководителя работ о необходимости химчистки, стир­ки, сушки и ремонта применяемых в работе средств индивидуаль­ной защиты.

3.2. Число перевозимых людей не должно превышать количест­во оборудованных для сидений мест.

3.3. Скорость движения автомобилей, перевозящих людей, не должна превышать 6О км в час.

3.4. ВОДИТЕЛЬ ОБЯЗАН:

3.4.1. Следует осуществлять посадку и высадку людей только после полной остановки машины, а при перевозке в автобусе на­чинать движение только после закрытия дверей и не открывать их до полной остановки.

3.4.2. Осуществлять выход людей из кузова грузового авто­мобиля следует только на обочину дороги через задний борт.

3.4.3. Посадку и высадку людей следует производить в спе­циально предусмотренных расписанием перевозок местах у бровки тротуара (обочин дороги).

3.4.4. Трогать с места и останавливать автомобиль необхо­димо плавно, без рывков, переезжать ухабы и рытвины на пони­женной скорости.

3.4.5. Вынужденную остановку автомобиля (для долива воды в радиатор, проверки технического состояния) следует производить только на горизонтальном участке дороги, предварительно выклю­чив двигатель и затормозив автомобиль ручным тормозом.

Если автомобиль стоит даже на незначительном уклоне, необ­ходимо дополнительно поставить под колеса специальные упоры (башмаки).

3.4.6. Следить за размещением людей в салоне автобуса, ку­зове грузового автомобиля, запрещать проезд людей в грузовом автомобиле стоя.

3.4.7. При наличии предупреждающих знаков необходимо быть предельно внимательным и осторожным в зоне их действия.

3.4.8. В случае возникновения неисправности, из-за которой невозможно дальнейшее движение, следует высадить людей и ука­зать место безопасного движения.

3.4.9. Строго соблюдать установленный схемой маршрут дви­жения.

3.4.1О. В случае нарушения порядка и дисциплины при посад­ке, высадке и в движении со стороны перевозимых людей необхо­димо потребовать от них прекращения нарушений. Если порядок и дисциплина не восстановятся – прекратить перевозку, сообщив об этом руководству предприятия или в ближайшие органы милиции.

3.5. Запрещается перевозка вместе с пассажирами горюче-смазочных веществ, взрывоопасных материалов и других гру­зов, кроме личного багажа пассажиров.

– сидящих на грузах, которые выходят выше бортов кузова;

– на открытом кузове;

– на тракторной тележке;

– на кузовах автосамосвалов;

– на цистернах;

– на грузовых прицепах всех видов.

3.7. Проезд в кузове автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за получением груза при ус­ловии обеспечения удобного места для сидения, которое должно быть расположено ниже уровня верхней кромки борта.

3.8. При перевозке острого инструмента, который может выз­вать ранение при движении автомобиля, острые части, лезвия должны быть зачехлены.

3.1О. Пассажирам запрещается переходить улицу спереди ос­тановившегося автомобиля.

3.11. Не допускается во время движения на специально обо­рудованном грузовом автомобиле:

а) Стоять в кузове, облокачиваться на борта кузова, ку­рить, выпрыгивать из кузова на ходу автомобиля.

б) Запрещается слезать с автомобиля, а также садиться в кузов с левой стороны кузова по движению автомобиля.

в) Не допускается во избежание травматизма перевозка в ку­зове громоздких и тяжелых грузов, не закрепленных в кузове.

3.12. При перевозке грузов должно быть исключено загрязне­ние и проезжей части дороги и распространение неприятного запаха.

3.13. Не допускается движение автомобиля при нахождении людей на подножках, крыльях, бамперах, а также на бортах, пе­ревозка детей в кузове даже оборудованного грузового автомоби­ля.

3.14. Лица, находящиеся в автотранспорте, необходимо вы­полнять требования водителя.

3.15. При остановке транспортного средства водитель, поки­дая кабину, должен обезопасить машину от самопроизвольного движения – выключить зажигание или прекратить подачу топлива, установить рычаг переключения передач (контроллера) в нейт­ральное положение, затормозить стояночным тормозом.

При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной види­мости на автомобиле должны быть включены габаритные или стоя­ночные огни.

– на безбортовых платформах;

– на грузовом прицепе;

– на грузе, размещенном на уровне или выше борта кузова;

– на длинномерном грузе и рядом с ним;

– в кузове автомобиля-самосвала;

– в кузове специализированных грузовых автомобилей;

– сверх количества, предусмотренного технической характе­ристикой автомобиля. При этом фактическая масса автомобиля не должна превышать величины разрешенной максимальной массы, ус­тановленной предприятием-изготовителем.

3.17. СТАРШИЙ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ЛЮДЕЙ ОБЯЗАН:

а) пройти и знать вводный инструктаж по охране труда при перевозке людей;

б) проверить путевой лист, обратив внимание на задание во­дителю, оборудование грузового автомобиля сидениями;

в) соблюдать установленные нормы вместимости, контролиро­вать соблюдение водителем маршрута движения;

г) требовать выполнения пассажирами правил проезда, не разрешать сидеть на бортах кузова и стоять в нем во время дви­жения;

д) не допускать посадку и высадку людей до полной останов­ки;

е) иметь при себе список перевозимых людей;

ж) запрещать проезд в автомобиле посторонних лиц;

з) в случае признаков неудовлетворительного состояния во­дителя (опьянение, утомление и т.д.) немедленно прекращать пе­ревозку и сообщить об этом руководству предприятия или в бли­жайшие органы милиции.

3.18. ПАССАЖИРЫ (РАБОТНИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ) ОБЯЗАНЫ:

а) производить посадку и высадку со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки автомобиля;

б) если посадка и высадка невозможны со стороны тротуара или обочины, осуществлять посадку и высадку со стороны проез­жей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения;

3.18.1. Пассажирам запрещается:

– отвлекать водителя от управления машиной во время его движения;

– при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;

– выпрыгивать из кузова при движении автомобиля;

– открывать двери машины во время ее движения.

3.19. Для предотвращения возникновения пожара на автомоби­ле запрещается:

– подавать при неисправной топливной системе бензин в кар­бюратор непосредственно из емкости шлангом или другими спосо­бами;

– эксплуатировать автомобиль с неисправными приборами сис­темы питания;

– применять для мытья двигателя бензин и другие легковосп­ламеняющиеся жидкости;

– оставлять в кабинах и на двигателе загрязненные маслом и топливом использованные обтирочные материалы (ветошь, концы и прочее);

– допускать скопление на двигателе грязи и масла;

– курить к непосредственной близости от приборов системы питания двигателя (в частности, от топливных баков);

– пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей механизмов.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

3.2О. При дорожно-транспортном происшествии необходимо:

3.2О.1. Остановить автомобиль, включить аварийную сигнали­зацию, оказать помощь пострадавшим (если они есть), зафиксиро­вать положение автомобиля на месте ДТП, выставить знак аварий­ной остановки (мигающий красный фонарь), не перемещать предме­ты, имеющие отношение к аварии, записать фамилии свидетелей, сообщить о случившемся сотрудникам ГИБДД.

3.2О.2. Принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать “Скорую медицинскую помощь”, а в экстренных случаях отправить пострадавших на по­путном, а, если это невозможно, доставить на своем транспорт­ном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъ­явлением документа, удостоверяющего личность, или водительско­го удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия.

3.2О.3. Освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобожде­ния проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно за­фиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и при­нять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия.

3.2О.4. Сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

3.2О.5. Если в результате дорожно-транспортного происшест­вия нет пострадавших, водитель при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося с лицом, расследующим дорож­но-транспортное происшествие, могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост ГИБДД или в орган милиции для оформления происшествия.

3.21. При появлении резкого запаха бензина во время движе­ния немедленно остановить машину, выявить причину его появле­ния и по возможности устранить неисправность.

3.22. При возникновении пожара на автомобиле необходимо немедленно отключить аккумуляторную батарею и тушить очаг по­жара огнетушителем.

Нельзя гасить горящее топливо водой. Воспламенившееся го­рючее необходимо засыпать песком, землей или накрыть брезен­том, войлоком.

3.23. Водитель, оказавшийся очевидцем возникновения пожа­ра, обрыва проводов, повреждения водопровода, паропровода, га­зопровода, несчастного случая или обнаруживший пострадавшего должен немедленно голосом обратить внимание окружающих.

3.24. Оказать доврачебную медицинскую помощь пострадавшим при травмировании, внезапном заболевании согласно инструкции N 2.

3.25. При несчастном случае, по возможности, необходимо доложить руководителю работ и обратиться в медицинское учреж­дение.

  1. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ ПЕРЕВОЗКИ

4.1. При необходимости вымыть автомобиль от загрязнения.

4.2. Поставить машину на стоянку в предназначенное для этого место, затормозить стояночным тормозом, под колеса под­ложить упоры, осмотреть машину, проверить ее техническое сос­тояние совместно с механиком, выяснить отсутствие подтекания топлива.

4.3. Обо всех неполадках и недостатках в работе автомобиля доложить руководителю работ (механику).

4.4. Сдать путевой лист, другую документацию в установлен­ном на предприятии порядке, сообщить о замеченных недостатках в работе автомобиля руководителю работ (механику).

4.5. Убрать в отведенное место средства индивидуальной за­щиты.

Запрещается выносить средства индивидуальной защиты за пределы предприятия.

4.6. Вымыть руки с мылом или принять душ, если возможно.

Инструкция по охране труда
при перевозке людей автотранспортом

1. Общие требования охраны труда


1.1 К самостоятельной работе, связанной с проездом на автотранспорте, допускаются лица, прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж, первичный инструктаж, обучение и стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.
1.2 Работник обязан:
1.2.1 Выполнять только ту работу, которая ему поручена и требования безопасности которой им усвоены.
1.2.2 Выполнять правила внутреннего трудового распорядка.
1.2.3 Правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.
1.2.4 Соблюдать требования охраны труда.
1.2.5 Немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков профессионального заболевания (отравления).
1.2.6 Проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда.
1.2.7 Проходить обязательные периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами.
1.2.8 Уметь оказывать первую помощь пострадавшим от электрического тока и при других несчастных случаях.
1.2.9 Уметь применять первичные средства пожаротушения.
1.3 При проезде на автотранспорте возможны воздействия следующих опасных и вредных производственных факторов:
-движущиеся транспортные средства и другие машины и механизмы.
1.4 Руководитель в период неблагоприятных погодных условий обязан провести внеплановый инструктаж. Перед выходом работника с территории предприятия в период гололёда напоминать о правилах работы в условиях повышенной опасности.
1.5 В случаях травмирования или недомогания необходимо прекратить работу, известить об этом руководителя и обратиться в медицинское учреждение.
1.6 За невыполнение данной инструкции виновные привлекаются к ответственности согласно законодательства Российской Федерации.


2. Требования охраны труда перед началом работы


2.1 Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.
2.2 Для перевозки работников могут использоваться автобусы или специально оборудованные грузовые автомобили.
2.3 Каждое автотранспортное средство должно быть обеспечено специальными упорами (не менее двух штук) для подкладывания под колеса, широкой подкладкой под пяту домкрата, а также медицинской аптечкой, знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем и огнетушителями (один огнетушитель находится в кабине водителя, второй - в пассажирском салоне автобуса или кузове автомобиля).
2.4 Для разовых перевозок работников кузов бортового грузового автомобиля должен быть оборудован лестницей или скобами для посадки и высадки, сидениями на удобной высоте, но не ниже 15 см от верхнего края бортов; сидения, расположенные вдоль бортов, должны иметь прочные спинки; бортовые запоры надежно закрепляться; число перевозимых людей не должно превышать количество оборудованных для сидения мест.
2.5 Грузовой автомобиль, используемый для постоянной перевозки работников, должен быть оборудован:
-тентом или другим устройством, защищающим перевозимых людей от атмосферных воздействий;
-ровным полом без сквозных отверстий и щелей;
-звуковой и световой сигнализацией, связанной с кабиной;
-стационарной или съёмной лестницей для посадки и высадки людей со стороны заднего борта;
-выпускной трубой глушителя, выведенной за габариты кузова на 30-50 мм.
2.6 Грузовой автомобиль с кузовом типа «фургон», используемый для перевозки людей, кроме того должен иметь:
-исправные, открывающиеся наружу двери, расположенные сзади или справой стороны кузова;
-исправное устройство для фиксации дверей в открытом положении;
-исправные замки, исключающие самопроизвольное открывание дверей во время движения;
-подножки, расположенные непосредственно под дверями, для входа и выхода людей;
-освещение, защищенное от механических повреждений;
-устройство для обогрева в холодное время года.
2.7 Перед посадкой пассажиров на грузовой автомобиль, оборудованный для перевозки людей, водитель обязан проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки.


3. Требования охраны труда во время работы


3.3 Пассажиры обязаны:
-при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле - быть в застегнутом мотошлеме;
-посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.
Если посадка и высадка невозможны со стороны тротуара или обочины, они могут осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.
3.4 Пассажирам запрещается:
-отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;
-при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;
-открывать двери транспортного средства во время его движения.
3.5 Работники предприятия при выходе из автомобиля должны:
-соблюдать осторожность при передвижении в зонах возможного движения автомобилей, особенно при наличии объектов, ограничивающих обзорность. При выходе из-за стоящих автомобилей, из-за углов зданий, из ворот необходимо остановиться и осмотреть путь дальнейшего движения, чтобы убедиться в отсутствии автомобиля;
-пропустить движущийся транспорт;
-соблюдать осторожность при переноске (перевозке) предметов, ограничивающих обзор пути движения и окружающей обстановки, а также при движении по скользкому покрытию и в темное время суток;
-с осторожностью передвигаться в возможных узких проходах между рядом стоящими автомобилями (особенно с работающим двигателем).
3.6 Проезд запрещается:
-на безбортовых платформах;
-на грузе, размещенном на уровне или выше борта кузова;
-на длинномерном грузе и рядом с ним;
-на цистернах, прицепах и полуприцепах;
-в кузове автомобиля-самосвала;
-на подножках, крыльях, бамперах, а также на бортах;
-в кузове, где установлены контейнеры и в самих контейнерах;
-в кабине, кузове, салоне большего количества людей, чем указано в паспорте завода – изготовителя автотранспортного средства.
3.7 Запрещается:
-выпрыгивать из кабины или кузова автомобиля на ходу;
-стоять в кузове движущегося грузового автомобиля.
3.8 Работники, находящиеся в автомобиле, обязаны выполнять требования водителя.


4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях


4.1 При возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к авариям и несчастным случаям, необходимо:
4.1.1 Немедленно известить руководителя.
4.2 При возникновении пожара, задымлении:
4.2.1 Немедленно сообщить по телефону «01» в пожарную охрану.
4.2.2 Приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения, если это не сопряжено с риском для жизни.
4.2.3 Организовать встречу пожарной команды.
4.3 При несчастном случае:
4.3.1 Немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию.
4.3.2 Принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.
4.3.3 Сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения – зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести другие мероприятия).
4.4 В случае нападения на работника с целью завладеть материальными ценностями он должен действовать, руководствуясь обстановкой и исходя из принципа, что жизнь и здоровье несоизмеримо дороже материальных ценностей. При этом не поддаваться панике, выполнять требования нападающих, постараться запомнить приметы нападавших и, когда угроза минует, голосом привлечь внимание других лиц, затем обратиться в правоохранительные органы.


5. Требования охраны труда по окончании работы


5.1 По окончании работы - доложить непосредственному руководителю обо всех опасных ситуациях, которые возникают при проезде по выбранным (рекомендованным) маршрутам.

На территории РФ действует ряд нормативных документов, направленных на обеспечение безопасности автомобильных перевозок. Для транспортного обслуживания туристов наиболее важным является «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами». В нем определены основные задачи юридических и физических лиц, ответственных за реализацию автобусных перевозок, касающиеся надежности водителей транспортных средств, а также технического состояния подвижного состава.

Основными требованиями, предъявляемыми к водителям, являются:

Наличие соответствующей квалификации и стажа

Организация стажировки и занятий по повышению их профессионального мастерства

Проведение в установленные сроки предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей

Соблюдение ими режима труда и отдыха

Обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте

Организация контроля за соблюдением ими требований безопасности автобусных перевозок

При специальных перевозках детей принимаются дополнительные меры по безопасности движения - автобусы оборудуются боковыми и лобовыми трафаретами с надписью «Школьный» и опознавательными знаками «Дети», движение осуществляется со скоростью не более 60км/ч с включением ближнего света фар. Сами транспортные средства должны содержаться в технически исправном состоянии.

Владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение обязательного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, установленные действующими в различных странах нормативными документами. Необходимо также соблюдать правила эксплуатации автотранспортных средств. Для обеспечения безопасности перевозок регламентируются сроки эксплуатации автотранспортных средств, предназначенных для массовых перевозок туристов. В большинстве европейских государств срок эксплуатации туристских автобусов не должен превышать 8-10 лет.

Важным фактором, определяющим безопасность автобусных перевозок, является техническое состояние автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, паромных переправ и т.д. Регулярное автобусное движение разрешается осуществлять на автодорогах I - IV категорий. Местоположение автобусных остановок должно сочетать хорошую видимость с безопасностью движения транспортных средств и пешеходов в их зоне.

Переезды на всех железных дорогах должны быть оборудованы и, содержаться в соответствии с инструкцией по их эксплуатации.

Перевозки автобусов на паромах производятся в соответствии с правилами перевозок пассажиров и грузов на переправах через реки, каналы и другие водоемы. Автобусы должны пропускаться на паром в первую очередь. Во время въезда автобуса на паром, движение парома и съезда с него нахождение пассажиров в автобусе не допускается. Перевозка пассажиров автобусами через ледовые переправы запрещается!

Для оценки технического состояния и уровня содержания, автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, их инженерного оборудования, соответствия требованиям безопасности движения специальная комиссия производит обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации не реже 2 раз в год. В случае выявления несоответствия требованиям безопасности в акте отражаются предложения о проведении неотложных мероприятий, направленных на устранение этих несоответствий.

Для обеспечения безопасности автобусных перевозок следует четко соблюдать технологические условия перевозочного процесса. На каждый маршрут должны быть составлены паспорт и схема с указанием опасных участков, график движения на основе определения нормативных значений скоростей и с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей. Помимо этого, при выборе типа и марки автобуса надо учитывать дорожные и погодно-климатические условия на маршруте. Запрещается отклонение от заранее согласованного маршрута движения автобуса, производство остановок в местах, не предусмотренных графиком движения, превышение установленных скоростных режимов.

В случаях, когда на отдельных участках дорожные или метеорологические условия представляют угрозу безопасности пассажирских перевозок, автобусное движение на них должно быть прекращено.

Конструкция туристского автобуса должна обеспечить требуемую безопасность, как в обычных, так и в чрезвычайных ситуациях.

Общие требования к безопасности туристского автобуса включают в себя минимально достаточные условия для предотвращения дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Наиболее характерными ДТП являются:

Столкновение

Опрокидывание

Наезды на препятствие, пешехода, мотоциклиста или на стоящее транспортное средство

Падение пассажира и др.

Расследование ДТП в зависимости от степени тяжести производится:

Специально созданной правительственной комиссией (при особо тяжелых ДТП)

Комиссией из должностных лиц автопредприятия, ГИБДД и органов дознания или следствия

Руководителем автопредприятия (служебное расследование)

В зависимости от тяжести ДТП разработана процедура и сроки его расследования и учета.

Выпуск автобуса на линию производится при условии:

Прохождения его технического осмотра в ГИБДД

Специальной подготовки автобуса к транспортному путешествию

Прохождения специального инструктажа водителя

Его медицинского освидетельствования

Наличия требуемой путевой документации

Особые требования следует выполнить при путешествиях зимой, при неблагоприятных погодных условиях, при перевозке детей, путешествии по горным дорогам, в условиях холодных и жарких климатических поясов.

Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, представлен в Правилах дорожного движения и Правилах технической эксплуатации.

В автобусе должны быть верхние и боковые аварийные люки размером 600x800мм с указаниями порядка их использования.

Особые требования предъявляются к тормозной системе.

Автобус должен быть оборудован тремя независимыми тормозами:

Служебным

Аварийным

Стояночным, а также антиблокировочным устройством

Все ручки в салоне должны быть утопленного типа, а поручни и другое оборудование салона не должны иметь выступающих травмоопасных частей. Первый ряд кресел оборудуется ремнями безопасности.

Все стекла должны быть травмобезопасными. Должна быть предусмотрена система аварийного освещения и отопления. Автобус должен иметь радиотелефонную или иную надежную связь.

На дальних внутренних и всех международных маршрутах автобус должен быть оборудован тахографом.

Другие требования к транспортным путешествиям изложены в Правилах перевозки пассажиров, а также должностных инструкциях водителя.

Осуществление международных автомобильных путешествий накладывают обязательство соблюдения жестких экологических требований к подвижному составу российскими перевозчиками.

В Европе по инициативе Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ) принят стандарт «Зеленый автомобиль», в соответствии с которым нормы токсичности выхлопных газов не должны превышать следующих параметров: СО - 49г/кВт*ч; СН - 1,23г/кВт*ч; NO - 9,0г/кВт*ч, твердых частиц - 0,4г/кВт*ч, - шума 78-80дБ.

Кроме вышеперечисленных факторов потенциальной травмоопасности, туристский автобус является источником экологического загрязнения в виде:

Вредных выхлопных газов от сгораемого топлива

Неприятных бензопереновых запахов

Шума и вибраций

Дорожной и резиносодержащей (от шин) пыли, дыма

В связи с этим, развитие туризма и транспортных путешествий стимулирует разработку и внедрение новых экологически чистых транспортных средств.