Первое сообщение морзе. Азбука Морзе. Краткая характеристика

Морзянка, точка тире Словарь русских синонимов. азбука Морзе морзянка (разг.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

- (код Морзе), ряд сигналов, используемых для отправления телеграфных сообщений либо по проводам, либо посредством радиотелеграфа. Азбука Морзе состоит из точек и тире, создаваемых прерываниями постоянного электрического тока или радиосигналами.… … Научно-технический энциклопедический словарь

- (Morse code) система условных обозначений букв и цифр комбинациями из точек и тире. АЗБУКА МОРЗЕ I. Знаки, присвоенные флагам и буквам II. Цифры III. Служебные знаки IV. Знаки препинания (при телеграфных сношениях) … Морской словарь

АЗБУКА, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

азбука Морзе - Телеграфный код, в котором буквы и цифры, представлены в виде сочетания коротких (“точки”) и длинных (“тире”) сигналов. Используется в радиотелеграфной и радиолюбительской связи (табл. М 4). [Л.М. Невдяев.… … Справочник технического переводчика

Азбука Морзе - способ кодирования букв алфавита для передачи их по телеграфной линии. Кодирование производится при помощи длинных и коротких сигналов («тире» и «точек»), а также пауз, разделяющих буквы. Азбука была создана американским художником С. Морзе.… … Судьба эпонимов. Словарь-справочник

Азбука морзе - телеграфный код, в котором каждой букве алфавита соответствует комбинация сигналов малой (точки) и большой (тире) продолжительности. Применяется при работе на телеграфном аппарате Морзе и в системах оптической сигнализации … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

азбука Морзе - Система условных знаков для передачи букв и цифр в телеграфии. По имени американского изобретателя С.Морзе (1791 1872) … Словарь многих выражений

- … Википедия

АЗБУКА МОРЗЕ, код Морзе - Набор специальных телеграфных сигналов, передаваемых в виде сочетаний точек и тире. Международный код содержит буквы латинского алфавита. Элементарные сигналы кода Морзе (точки, тире) и промежутки между ними должны быть определенной длины: тире… … Морской энциклопедический справочник

Книги

  • , Адаменко Михаил Васильевич. Предлагаемая вниманию читателей книга посвящена вопросам, касающимся истории появления и развития шифров и кодов, а также основам криптографии, криптоанализа и криптологии. Особое внимание…
  • Основы классической криптологии. Секреты шифров и кодов , Михаил Адаменко. Предлагаемая вниманию читателей книга посвящена вопросам, касающимся истории появления и развития шифров и кодов, а также основам криптографии, криптоанализа и криптологии. Особое внимание…

Так называемых «тире» и «точек» (а также пауз, разделяющих буквы). За единицу времени принимается длительность одной точки. Длительность тире равна трём точкам. Пауза между знаками в букве - одна точка, между буквами в слове - 3 точки, между словами - 7 точек.

Была названа в честь американского изобретателя , который изобрёл её в .

Если же говорить о самой телеграфной азбуке (системе кодировки символов короткими и длинными посылками для передачи их по линиям связи, известная как «код Морзе» или «морзянка»), которую применяют сейчас, существенно отличается от той, что изобрел в 1838 г. С.Морзе, хотя некоторые исследователи полагают, что ее автором был Альфред Вейл - партнер Самюэля Морзе по бизнесу. Надо заметить, что исходная таблица «кода Морзе» разительно отличалась от тех кодов, что сегодня звучат на любительских диапазонах. В ней, во-первых, использовались посылки трех разных длительностей («точка», «тире» и «длинное тире» - в 4 раза длиннее «точки»). Во-вторых, некоторые символы имели паузы внутри своих кодов.

Азбука Морзе является первым цифровым способом передачи информации. и радиотелеграф первоначально использовали азбуку Морзе; позже стали применяться и , которые более удобны для автоматизации. Впрочем, сейчас и для азбуки Морзе есть средства автоматической генерации и распознавания.

Для передачи русских букв использовалось коды сходных латинских букв; это соответствие алфавитов позже перешло в , а потом в и (однако в азбуке Морзе букве Q соответствует Щ, а в МТК и КОИ - Я).

На практике вместо заучивания количества точек и тире и их последовательности запоминают так называемый «напев» (мнемоническую словесную форму), соответствующий каждому знаку кода Морзе. При этом слоги, в состав которых входят гласные а , о , ы , соответствуют тире, а все остальные слоги и слог ай - точке.

Русский символ Латинский символ Код Морзе «Напев»
A A · − ай-да
Б B − · · · ба-ки те-кут
В W · − − ви-да-ла
Г G − − · га-га-рин (га-ра-жи)
Д D − · · до-ми-ки
Е E · есть
Ж V · · · − же-ле-зи-сто (жи-ви-те так)
З Z − − · · за-ка-ти-ки
И I · · и-ди
Й J · − − − йес-на па-ра
К K − · − как де-ла? (как же так?)
Л L · − · · лу-на-ти-ки
М M − − ма-ма
H N − · но-ет (но-мер)
О O − − − о-ко-ло
П P · − − · пи-ла по-ёт
P R · − · ре-ша-ет
С S · · · си-не-е
Т T так
У U · · − у-нес-ло
Ф F · · − · фи-ли-мон-чик
Х H · · · · хи-ми-чи-те
Ц C − · − · ца-пли хо-дят (ца-пли на-ши)
Ч ö − − − · ча-ша то-нет
Ш ch − − − − ша-ро-ва-ры
Щ Q − − · − ща вам не ша
Ь X − · · − то мяг-кий знак
Ы Y − · − − ы не на-до
Э é · · − · · э-ле-ро-ни-ки
Ю ü · · − − ю-ли-а-на
Я ä · − · − я-мал я-мал
1 · − − − − и толь-ко од-на
2 · · − − − две не-хо-ро-шо
3 · · · − − три те-бе мно-го
4 · · · · − че-тве-ри-те-ка
5 · · · · · пя-ти-ле-ти-е
6 − · · · · по шес-ти бе-ри
7 − − · · · да, да се-ме-ри
8 − − − · · вось-мо-го и-ди
9 − − − − · но-на но-на-ми
0 − − − − − ноль-то о-ко-ло
Точка · · · · · ·
Запятая · − · − · −
/ − · · − ·
? · · − − · ·
! − − · · − −
Знак раздела − · · · − ра-зде-ли-те нас
Ошибка/перебой · · · · · · ·
Ошибка/перебой · · · · · · ·
@ · - - · - ·

Перечень знаков кода Морзе

Азбука Морзе («код Морзе», «Морзянка» ), перечень сигналов, состоящий из ряда цифр, букв алфавита, знаков препинания и прочих символов, являющихся способом знакового кодирования. Сам код состоит из точек и тире, воспроизводящихся с помощью радиосигналов или прерыванием постоянного электрического тока. Свое название Азбука Морзе получила в честь Сэмюэла Финли Бриз Морзе .

История создания

Художник-изобретатель Сэмюэль Морзе

С.Ф.Б.Морзе.

Уже в раннем детстве у Сэмюэла обнаружились способности к рисованию. Морзе был любознательным и всегда интересовался наукой, поступив в Университет Йель , 16-летний Сэмюэл Морзе посещал популярные тогда лекции об электричестве. Прошло много лет, прежде чем интерес перешел в практическое применение знаний. Известный как изобретатель, тем не менее, в искусстве тоже оставил свой заметный след.

В 1832 году отправившись в плавание из Гавра в Нью-Йорк на пакетботе SALLY , он обратил внимание как доктор Чарльз Томас Джексон развлекал публику, демонстрируя свой опыт-фокус. В основе его было применение электромагнитной индукции , стрелка компаса начинала вращаться, стоило поднести кусок провода находящийся под электрическим напряжением. У Морзе возникла идея, что можно было бы передавать по проводам определённые сигналы, за месяц плавания он набросал предварительные чертежи прообраза телеграфа.

Изобретение телеграфа

Азбука телеграфа Шаппа.

Телеграф существовал еще с XVII века, оптический телеграф Клода Шаппа был изобретен в 1792 году и долгое время использовался как в Старом , так и в Новом Свете .

Стрелочные телеграфы и телеграфы с указателями были не особенно удобны. Большую роль играл человеческий фактор , телеграфист на приемной станции должен был быстро считывать поступавшие знаки и не всегда мог проверить точность передаваемого сообщения

Благодаря помощи коллеги с химического факультета, Леонарда Гейла , аппарат подал первые признаки жизни. Электричество в аппарате Морзе поставляли маломощные гальванические батареи , чем длиннее был провод между передатчиком и приемником, тем больше батарей требовалось. Морзе с помощью Гейла постепенно довел длину провода 300 метров.

Первый аппарат Морзе весил 83,5 килограмма.

В состав прибора входит рычаг на пружине, нажатием на него передается импульс. В зависимости от продолжительности нажатия, импульс получался коротким или длинным. На приемном конце использовался электромагнит , к его якорю в соответствии с пришедшими импульсами притягивалось одно плечо рычага . К другому плечу прикреплялся карандаш, как только поступал электрический ток, карандаш опускался и оставлял отметку на движущейся бумажной ленте в виде линии. При прекращении подачи тока, карандаш поднимался, таким образом получался пробел.

В сентябре 1837 году Морзе демонстрирует свое изобретение в Нью-Йоркском университете. В зале присутствовал промышленник из Нью-Джерси Стив Вейл . Заинтересовавшись новшеством, он предоставил помещение для опытов и пожертвовал 2 тысячи долларов, с условием, что Морзе должен взять в помощники его сына Альфреда. Альфред Вейл обладал инженерным мышлением, он внес значительный вклад в создании азбуки Морзе и улучшении передатчика.

Осознавая потребность в объединении единой системой связи тысячи километров Атлантического побережья (обычные семафоры не эту роль не годились), в 1843 году правительство Северо-Американской республики вручает Морзе субсидию в 30 тысяч долларов. Линия протяженностью в 65 километров была проложена между Вашингтоном и Балтимором. 24 мая 1844 года по этой линии передали первую телеграмму со словами «Чудны дела твои, Господи!».

Морзе демонстрирует ученым свое изобретение.

В 1858 Чарльз Уитстон создает автоматический телеграфный аппарат с использованием перфоленты . Оператор с помощью кода Морзе набивал сообщения на перфораторе , подачей ленты в телеграф осуществлялась передача. Таким способом можно было передавать до 500 букв в минуту, это в пять-шесть раз больше, чем при ручной работе посредством ключа. На приемной станции самописец набивал сообщение на другую бумажную ленту.

В последствии самописец заменили сигнализатором, преобразовывавшим точки и тире в долгие и краткие звуки. Операторы слушали сообщения и записывали их перевод.

Телеграф Морзе применялся не только в XIX, но и в XX веке. В 1913 году российская телеграфная сеть на 90% состояла из аппаратов Морзе.

Азбука Морзе

Телеграф Морзе.

Изобретенный аппарат не мог отображать буквы, только линии определённой длины. Поэтому к каждому знаку алфавита и цифре была присвоена своя комбинация, состоящая из сочетаний коротких и длинных сигналов , которые изображались на бумажной ленте.

Исходная таблица «кода Морзе» отличается от используемой в наши дни. В ней использовались знаки не двух, а трех разных длительностей(точка, тире и длинное тире). На редко встречающиеся буквы и цифры пришлись комбинации из трех-пяти знаков, некоторые символы имели паузы внутри своих кодов. Из-за многочисленности знаков, создавалась путаница, что существенно усложняло работу приема телеграмм.

Распространяясь по миру, азбука пережила массу превращений. В русском языке латинские буквы были заменены на созвучные им кириллические. Японцы с их иероглифическим письмом изобрели свой вариант азбуки Морзе, в так называемом «коде Вабун» каждое сочетание точек и тире обозначало не отдельную букву, а целый слог.

Код постепенно дорабатывался, кодировки современной и исходной таблиц совпадают примерно для половины букв и не совпадают ни для одной цифры. В нынешнем коде Морзе каждой букве соответствует комбинация из длинных посылок (тире) и коротких посылок (точек). Пауза между знаками в букве - одна точка, а между буквами в слове 3 точки, пауза между словами 7 точек.

На практике запоминание комбинации точек и тире для каждой буквы возможно при малой скорости передачи, но при увеличении скорости наверняка будут ошибки. Для серьезного изучения кода нужно запоминать не количество точек и тире в букве, а «напев» , который получаются когда звучит буква целиком. Таким образом, когда вы слышите напев «Гаа-гаа-рин», это значит была передана буква «Г». В зависимости от школы обучения «Напевы» могут различаться. Если в радиограмме только цифры, то вместо пяти тире передается только одно тире. Для самых популярных в обиходе фраз и букв, были разработаны упрощенные комбинации букв или цифр.

Хотя в наши дни принято использовать современные методы связи, благодаря своей простоте и надежности, профессионалы и любители используют «морзянку» в радиосвязи и в нынешнее время.

Использование «морзянки»

Проходя большие расстояния, сигнал может искажаться, на него накладываются помехи , сигнал переданный кодом Морзе проще распознать и сохранить. Кодирование можно осуществить в ручную, запись и воспроизведение сигналов происходит с помощью простейших устройств. Являясь простой и надежной системой кодирования, азбука Морзе применяется практически во всех областях, где используется связь CW .

Благодаря наличию коротковолнового радиопередатчика с передачей Азбуки Морзе, в затруднительных ситуациях можно передать информацию для служб спасения и информация дойдет с места катастрофы.

Широкое применение Азбука Морзе получила в военной радиосвязи. Во флоте посредством сигнальных прожекторов , азбука Морзе используется в визуальной связи между кораблями находящимися в прямой видимости в условиях радиомолчания . Маяки и буи сигнальными огнями передают определённые буквенные сочетания азбукой Морзе и эти сочетания приведены в

Бывает так, что детки начитаются книжек про разведчиков или насмотрятся фильмов про отважных моряков и просят папу или маму научить их азбуке Морзе. И у родителей становится вопрос, как выучить азбуку Морзе самостоятельно и потом еще и обучить ей ребенка.

Чтобы быстро обучить ребенка азбуке Морзе, нужно две вещи – постоянная тренировка и системный подход. Системный подход заключается в том, что вам нужно выбрать тот или иной способ обучения. К примеру, вы можете установить компьютерную программу, которая быстро и легко обучит ребенка кодировать то или иное сообщение. В этом случае вам подойдет программа «Азбука Морзе» и Morse Code Trainer.

Можете использовать для обучения учебную табличку. В ней будет не только словесное обозначение каждого знака азбуки Морзе. Также там можно найти разные комбинации из тире и точек, которые создают слоги. Запоминать такую азбуку будет легко также за счет ассоциаций. К примеру, буква «Д» ассоциируется со словом «домики». Слоговое обозначение этого знака Морзе выглядит как «доо-ми-ки». Если перевести его в код Морзе, получится следующая комбинация «таа-ти-ти», где «та» обозначает длинное тире, а «ти» – короткую точку.

Ну и последний вариант – это изучать с ребенком азбуку Морзе при помощи алфавита. Это будет не простой алфавит, в нем каждая буква, нарисованная на языке азбуки Морзе будет повторять контур каждой соответствующей буквы. Такой алфавит проще учить, рассматривая каждое изображение. Можно попросить малыша зарисовать каждую букву, потом попробовать воспроизвести алфавит по памяти.

Код Морзе

Полуавтоматический телеграфный ключ

Первые полуавтоматические телеграфные ключи появились еще в 19 веке. Но современные электронные полуавтоматические ключи появились в середине 20 века. Такой ключ состоит из переключателя, на котором есть два контакте. Они замываются при небольшом отклонении рукоятки вправо или влево от нейтрального положения.

Электронный блок обеспечивает в выходной цепи последовательности коротких или длинных посылок заданной длительности при замыкании соответственно правого или левого контактов манипулятора. Основу блока обычно составляют тактовый генератор прямоугольных импульсов и простая логическая схема.

Как сделать телеграф

Конечно же, ребенок может спросить родителя, как сделать телеграф самостоятельно. Конечно же, это не дело пяти минут. Чтобы самому быстро составлять код дома и кодировать символы и цифры так, чтобы на бумаге отображались только точка и тире.

Самый простой телеграф можно сделать самому, но для этого нужно будет иметь:

  1. Последовательно соединенные плоские батарейки.
  2. Трансформатор от звонка.
  3. Кнопка от звонка.
  4. Магнето.
  5. Антенна.

Сборка такого телеграфа конечно же не дело пяти минут, но если вы постараетесь, то сможете создать простой, но работающий инструмент для продолжения обучения. Итак, какие шаги нужно предпринять, чтобы собрать телеграф:

  1. На досточку с основанием прикрепите трансформатор от звонка и магнето, оно должно быть изготовлено из кусочков медной проволоки, которая намотана на два гвоздика.
  2. На подставке закрепите батарейки и кнопку от звонка. Закрепите на дощечке антенну из тонкого листа.
  3. Нужно соединить положительный полюс батарейки через трансформатор с магнето. Если все работает правильно, то между наконечниками магнето должна проскакивать искра.
  4. Приемник должен состоять из батарейки, лампочки, выключателя, антенны и когерера.
  5. К доске на подставке прикрепите когерер. Его можно сделать из куска стеклянной трубки длиной примерно в 3 см с диаметром 0.5 см, заполненной опилками железа и серебра (в соотношении 2:1). С двух сторон трубку нужно закупорить резиновыми пробками, а в них пробить иглы так, чтобы их острия в опилках были на расстоянии около 3 мм друг от друга.
  6. там же поместите лампочку в патроне и батарейку. Закрепите выключатель и установите антенну.
  7. Оба устройства расположите напротив друг друга. Можно начинать пользоваться.

Телеграф Морзе

Учимся читать по слогам

Чтобы легко и быстро научиться читать по слогам код морзянки, состоящий из тире и точек, вы должны будете сначала начать уделять по несколько минут в день запоминанию символов морзянки на слух, а также иметь перед собой зрительное восприятие. Лучше всего распечатать табличку с символами тире и точками и носить ее с собой. Повторять то, что написано в табличке желательно не только про себя, но и проговаривать вслух.

Прослушивайте знакомые и очень простые тексту морзянки на слух хотя бы по пару минут в день и очень скоро вы начнете распознавать, где тире, а где точки, а также сможете сразу воспринимать целые слова. Постарайтесь выбирать очень легкие тексты, которые подходят вам по уровню, тогда проблемы с учебой не будет.

Манипулятор ключа

Конструкции манипуляторов ключей бывают самыми разными. Рукоятка может быть одинарной, может быть общей доя двух контактов или же может быть сдвоенной, состоящей из двух половиной, которые располагаются параллельно, чтобы каждая замыкала свой контакт. Чтобы хорошо кодировать код одинарная рукоятка может быть неудобна. Это происходит потому что рукоятка может случайно отклонится при работе и замкнуть второй контакт.

Самый примитивный вариант манипулятора – это упругая пластинка, которая одним концом прикреплена к вертикальной основе, а другой конец имеет плоскую рукоятку и пару контактов с двух сторон. На манипуляторе не должно быть люфтов, должен быть хороший контакт и легкий рабочий ход.

Как наращивать скорость приема

Когда вы уже разучили азбуку и знаете все символы, то, возможно, пора научиться принимать тексты которые имеют стандартные паузы между тире и точками. Вам нужно будет научиться в короткие сроки, скажем, за несколько минут, принимать около 50-60 знаков. Конечно же, можно сначала слегка снизить скорость приема и записывать код медленнее и с ошибками. Постепенно за несколько минут вы сможете принимать больше символов и код перестанет содержать ошибки.

Для того, чтобы натренироваться в приеме радиосвязи и ее кода, а также научиться делать перевод принятой информации, вам нужно будет научиться записывать символы тире и точка знак к знаку, а ручку при этом совершенно не отрывать от бумаги. Если вы не смогли сразу записать тот или иной знак, который входит в код, сразу пропускайте его, не совершая задержек. Позже вы сможете идентифицировать знак, если только не пропустите следующие знаки.

Если вы понимаете, что за несколько минут приема ваш код получает одинаковые ошибки, которые повторяются раз за разом, вам нужно поучиться принимать только те знаки, цифры или слова, с которыми возникают проблемы. Такая тренировка позволяет научиться распознавать символы и снизить количество ошибок.

Принимая большой код за несколько минут, постарайтесь не добиваться идеального приема. Если за несколько минут процент ошибок будет не более пяти, то вы должны будете продолжать тренироваться и повышать скорость.

Чтобы научиться принимать код и делать его перевод за несколько минут, легко расшифровывая, где точка, а где тире, вы можете прослушивать уже знакомые тексты на высокой скорости и одновременно расшифровывая точки и тире по распечатке.

Любые несколько минут тренировки, пока вы принимаете код должны быть разнообразными. Меняйте скорость, тональность, содержание текстов. Делайте скоростные рывки, принимая небольшие тексты на высокой скорости.

Учим азбуку Морзе

Выучить азбуку Морзе – это значит твердо запомнить полсотни несложных звукосочетаний, натренироваться быстро записывать соответствующие им буквы и цифры, и затем научиться воспроизводить то же самое телеграфным ключом. Но при любой учебе, самое главное – настойчивость и регулярность занятий.

Лучше всего обучаться под руководством опытного радиста и с помощью компьютерных программ, но вполне научиться совершенно самостоятельно.

Режим занятий

Нормальный режим занятий – 3-4 раза в неделю по 1,5 – 2 часа в день (уроками минут по 30, с перерывами). Еще лучше – каждый день по 1 часу (по полчаса утром и вечером). Самый минимум – 2 занятия в неделю по 2 часа. При нормальном режиме занятий, прием текстов со скоростью 40-60 знаков в минуту осваивается примерно в течение месяца.

Самое главное – это регулярность и сосредоточенность во время занятий. Лучше заниматься полчаса, ни на что не отвлекаясь, чем дергаться между уроком и другими делами в течение трех часов.

Значительные перерывы на этапе обучения могут свести всю проделанную работу на нет. Не закрепленные практикой уроки улетучиваются из памяти легко, и приходится вновь начинать почти все сначала.

Когда “морзянка” полностью и надежно освоена, она не забывается и остается с человеком на всю жизнь. Даже после многолетнего перерыва бывает достаточно немного потренироваться – и все прежние навыки восстанавливаются.

Нет людей, не способных освоить прием и передачу азбуки Морзе до скоростей 70-90 зн/мин. Все зависит от требуемое на это времени – от 2 до 6 месяцев.

С чего начать изучение?

Начинать следует только с приема. К передаче на ключе следует приступать после того, как будет более-менее освоен прием всех букв и цифр.

Скорость передачи компьютером отдельных знаков нужно установить 70-100 зн/мин (18-25 WPM). Однако скорость передачи одного знака за другим следует установить сначала не более 10-15 зн/мин (2-3 WPM), чтобы между знаками получались достаточно большие паузы.

С начала нужно запоминать звучание кодов, как цельных музыкальных мелодий, и ни в коем случае не пытаться подсчитывать или запоминать, сколько там “точек и тире” .

Существует методика запоминания с помощью “напевов” . Подбирают такие слова, которые при напевном произношении напоминают мелодии знаков, переданных “морзянкой”. Например, G = “гаа-гаа-рин”, L = “лу-наа-ти-ки”, M = “маа-маа” и т.п.

Этот метод имеет свои преимущества и недостатки. Преимущество в том, что ряд букв на самом деле удаётся быстрее запомнить. Недостатков значительно больше. Во-первых, далеко не для всех знаков азбуки можно подобрать осмысленные напевы, тем более – начинающиеся с того знака, который они должны напоминать.

Во-вторых, при распознавании знака мозг вынужден делать двойную работу: сначала ставить в соответствие тональным сигналам напев, и после этого напев переводить в соответствующий знак. Даже при быстром мысленном воспроизведении напевов, они звучат намного медленнее, чем реальная “морзянка”. Это мешает в дальнейшем наращивать скорость приема.

Метод напевов был изобретен во время второй мировой войны, когда потребовалось быстро подготавливать десятки тысяч радистов. При этом исходили из того, что такому радисту достаточно хоть как-нибудь освоить “морзянку”, а через месяц-другой он всё равно погибнет на фронте. В то же время кандидатов в классные радисты отбирали, и учили всегда тщательно – без напевов.

Как изучать?

Еще раз повторю, запоминайте звучание сигналов как цельных мелодий, но никогда не пытайтесь подсчитывать, сколько там “точек и тире”!

Знаки азбуки должны с самого начала передаваться сжато, чтобы отдельные тональные посылки в них не удавалось вычленить и пересчитать. Скорость передачи в начальный период обучения можно понижать только за счет увеличения пауз между знаками, а еще лучше за счет увеличения пауз между словами (группами знаков).

По одной из методик начинают с букв A, E, F, G, S, T, на следующем уроке – D, I, M, O, V, затем – H, K, N, W, Z, B, C, J, R, L, U, Y, P, Q, X.

По другой методике – сначала E, I, S, H, Т, M, O, далее – A, U, V, W, J, N, D, B, G, R, L, F, K, Y, C, Q, P, X, Z.

По третьей методике – можно осваивать буквы в соответствии с частотой их использования в английском языке. Тогда уже на начальном этапе учебы из них можно будет составлять много слов и осмысленных фраз. Это интереснее, чем тренировки с несмысловыми текстами. В таком случае порядок разучивания букв может быть следующим: E, T, A, O, I, N, S, R, H, L, D, C, U, M, F, P, G, W, Y, B, V, K, X, J, Q, Z.

К цифрам приступают после всех букв. Сначала учат четные и ноль: 2, 4, 6, 8, 0, затем – нечетные: 1, 3, 5, 7, 9.

Знаки препинания (знак вопроса, дробная черта, знак раздела и запятая) можно оставить напоследок.

Отвлекаться на изучение дополнительных букв русского алфавита пока не следует, на этом этапе важно хорошо освоить международную азбуку (латинский алфавит из 26 букв и цифры).

На каждом занятии сначала тренируются в приеме ранее изученных знаков, затем отдельно разучивают очередную порцию новых, потом принимают тексты, составленные только из новых знаков, а затем – из старых и новых знаков с некоторым преобладанием новых.

Добавлять новые знаки следует только после того, как будет надежно освоен прием ранее изученных. В течение большей части занятий каждый принятый знак нужно обязательно каждый раз записывать – в одних тренировках вводя их на клавиатуре, в других – рукой на бумаге.

Чтобы сигналы азбуки быстрее запомнились, старайтесь во всякий свободный момент, насвистывать их, или напевать.

Иногда, после того как пройдено обучение примерно 20 букв, может почувствоваться, что прогресс замедлился и с добавлением нового знака возникает всё больше и больше ошибок при приеме. Это вполне естественно. Тогда нужно на несколько дней полностью отложить в сторону всё, что уже хорошо усвоено, и заниматься исключительно новыми буквами. Когда они будут надежно разучены, можно будет вновь отдельно вспомнить ранее освоенные, а затем – тренироваться в приеме уже всего алфавита.

Очень важно не останавливаться на достигнутом, а стараться постоянно развивать и закреплять успехи. Как только вы разучили все буквы и цифры, начинайте слушать “живой радиоэфир”, начав с участков где работают начинающие радиолюбители (это будет получаться не сразу!).

Пока не достигнута скорость приема порядка 50 зн/мин, не стоит соревноваться с другими. Соревнуйтесь пока только с собой.

Как наращивать скорость приема?

После того как азбука разучена, следует постепенно переходить от приема сжато передаваемых знаков с большими паузами между ними к приему текстов со стандартными соотношениями длительности всех элементов. Паузы между знаками нужно понемногу сокращать (прежде всего – внутри групп и слов), чтобы реальная скорость передачи приближалась к 50-60 зн/мин (14-16 WPM), а в дальнейшем – и выше.
Тексты для тренировок должны состоять из слов (поначалу – коротких), а также из трех-пятизначных цифровых, буквенных и смешанных групп. Объём радиограмм надо постепенно увеличивать, чтобы время, требуемое на прием каждой, выходило сначала около 2-3 минут, а в дальнейшем, до 4-5 минут.

Старайтесь записывать группы почти не отрывая букву от буквы, а карандаш от бумаги. Если при приеме текста не удалось сразу записать какой-то знак, то лучше пропустите его (сделайте на его месте прочерк), но не задерживайтесь, не пытайтесь вспоминать, иначе пропустите несколько следующих.

Если обнаруживается, что постоянно путаются одни и те же сходно звучащие знаки (например, V/4 или B/6), то нужно использовать попеременно два способа:
1) принимать тренировочные тексты из одних только этих знаков;
2) временно исключать из текстов по одному из путающихся знаков. Например, исключить буквы V и B, оставив цифры 4 и 6, а на другой день – наоборот.

Абсолютно безошибочного приема можно пока не добиваться. Если в контрольных текстах не более 5% ошибок и они не повторяются явно, значит можно и нужно повышать скорость.

Для тренировок удобно использовать компьютер. Очень хорошая программа RUFZXP , она передает случайно сгенерированные любительские позывные. Вы набираете принятый позывной на клавиатуре по ходу приема и нажимаете “Enter”. Если позывной принят безошибочно, то следующий прозвучит быстрее. Если допущена ошибка, следующий позывной прозвучит медленнее. За каждый принятый позывной программа начисляет Вам очки, которые зависят от скорости, числа ошибок и сложности позывных. После того как передано определенное количество позывных (по умолчанию – 50), программа завершается и Вы можете проанализировать, какие были допущены ошибки, какова была максимальная скорость приема и сколько очков набрано.

В третьей (текущей) версии программы можно менять тон звучания и запрашивать повторение переданного позывного, если не удалось принять его сразу. Тренировки с RUFZXP очень увлекательны и все время заставляют оператора работать на пределе своих возможностей.

Хорошее, полезное упражнение – это прослушивание знакомых текстов на повышенной скорости с одновременным отслеживанием их по готовой распечатке.

Старайтесь делать свои тренировки разнообразными – варьируйте скорость, тональность сигналов, содержание текстов и т.д. Время от времени можно пробовать скоростные “рывки” – принимая небольшой текст из ограниченного набора букв или одних только цифр, но со скоростью значительно выше обычной.

Когда будет надежно освоен прием со скоростью около 50 знаков в минуту, нужно начать переход к записи принятого знака С ОТСТАВАНИЕМ на один знак. То есть записывать очередной знак не сразу, а во время звучания следующего – это поможет нарастить скорость приема. Опытные радисты записывают знаки с отставанием на 3-5 знаков и даже на несколько слов. С этого времени можно приступить и к тренировкам по приему слов и целых фраз на слух без записи. Сначала попытайтесь мысленно выстраивать перед своим взглядом нечто вроде “бегущей строки” из прозвучавших знаков. В дальнейшем часто встречающиеся слова и радиолюбительские коды следует привыкать распознавать целиком, не разделяя их на отдельные буквы.

Специально для тренировки в приеме текстов регулярно ведёт передачи центральная радиостанция Американской радиолюбительской лиги W1AW. Довольно мощные сигналы этой cтанции обычно бывают хорошо слышны у нас на частотах 7047,5, 14047,5, 18097,5 и 21067,5 кГц (в зависимости от прохождения). Как правило там передаются отрывки статей из журнала “QST”.

Расписание этих передач на зимний период следующее:

UTС Вид Дни недели
00:00 CWs Mon, Wed, Fri
00:00 CWf Tue, Thu
03:00 CWf Mon, Wed, Fri
03:00 CWs Tue, Thu
14:00 CWs Wed, Fri
14:00 CWf Tue, Thu
21:00 CWf Mon, Wed, Fri
21:00 CWs Tue, Thu

CWs = медленные передачи 5, 7, 10, 13 и 15 WPM
CWf = быстрые передачи 35, 30, 25, 20 WPM

Полное расписание работы W1AW можно найти по адресу