«Пешеход. Безопасность пешехода» план-конспект урока по обж на тему. Правила дорожного движения для пешеходов методическая разработка по обж (группа) на тему Это должен знать каждый

Открытый урок

по основам безопасности жизнедеятельности в 5 классе

Учитель: Поливаев С.Н.

Тема: Пешеход. Безопасность пешехода.

Цели и задачи:

    углубить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения;

    развивать способности учащихся анализировать, быстро принимать решения и быть грамотным пешеходом;

    формировать понимание необходимости соблюдения правил дорожного движения.

Оснащение и оборудование:

тест для проверки знаний на каждого учащегося, компьютер, проектор, презентация, картинки.

Ход урока

    Организационный момент.

    Проверка готовности учащихся к уроку.

    Проверка домашнего задания.

Вопросы:

    Каждый раз, когда мы подходим к оживленному перекрестку, нас встречает ________ . То зеленым светом моргнет, то красным засияет. Объясните, что это за предмет и для чего этот предмет находится на перекрестке.

    Какие сигналы светофора вы знаете?

    По какой стороне улицы у нас принято движения транспорта?

    Какие части дороги вы знаете?

    Что означает желтый сигнал светофора?

    Чем регулировщик управляет движением?

    Сколько сигналов у пешеходного светофора?

    Какой перекресток называется регулируемым?

    Постановка цели занятия перед учащимися.

    Объяснение нового материала.

Ребята, разгадайте кроссворд и узнаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке. (слайд 1)

    Его боятся нарушители правил?

    Трёхглазый постовой

    Опоясал каменный ремень
    Сотни городов и деревень

    Пешеходный переход по-другому

    Всем знакомые полоски
    Знают дети, знает взрослый,
    На ту сторону ведёт пешеходный …

    Часть автомобиля, под которую попадает разиня?

    Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения.

Прочитайте слово, которое у нас получилось (пешеход ).

Прежде всего нужно сказать, кто такой пешеход.

Кого называют пешеходом? (Человек, который находится на дороге ).

Согласно пункту 1.2 :

« Пешеход » - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Тут прежде всего стоит отметить, что велосипедист, мопедист, мотоциклист могут выступать как в роли пешеходов, так и в роле водителей. Если Вы сели на велосипед, то Вы водитель, если слезли с велосипеда – пешеход.

Также отмечу, что рабочие на дорогах пешеходами не являются и правила для пешеходов им выполнять не обязательно. При этом если рабочий никакой работы не выполняет, то он становится пешеходом.

Так как пешеход участник дорожного движения, он должен подчиняться ПДД, а именно общим обязанностям пешеходов.

Как вы думаете, нужно ли знать ПДД?

К чему может привести незнание ПДД?

Как вы думаете, что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП), какие бывают ДТП и от каких факторов они зависят?».

Доро́жно-тра́нспортное происше́ствие (ДТП ) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

По мере ответов учащихся дать точные определения, учащиеся приходят к выводу, что безопасность на дорогах во многом зависит от поведения пешеходов.

Правила:

    Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.

Тут нужно сказать о том, что такое тротуары, пешеходные дорожки и обочины.

« Тротуар » - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.


« Обочина » - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия.


Что касается пешеходной дорожки , то ее определения в правилах не дается. Но существует знак 4.6. Пешеходная дорожка, наличие которого разрешает движение только пешеходов.

Отметим, что на дороге не может быть одновременно тротуара и обочины . Тротуар либо вплотную примыкает к проезжей части, либо отделен от нее газоном. Обочина также примыкает к дороге на одном уровне с ней. Т.е. обочина обязательно располагается на одном уровне с дорогой. Если рядом с дорогой углубление или возвышение, то это уже не обочина.

Так вот, правила предписывают пешеходам в первую очередь двигаться либо по тротуару, либо по пешеходной дорожке.

    По загородной дороге пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Пешеходы, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, а также ведущие рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл, должны следовать по ходу движения транспортных средств.

    Проезжую часть дороги пешеходы могут пересекать по пешеходным переходам, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Перекресток – это место, на котором пересекаются 2 и более дорог.

Давайте вспомним правила перехода.

    При отсутствии пешеходного перехода или перекрестка пешеходу разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участке без разделительной полосы и ограждений. При этом дорога должна хорошо просматриваться в обе стороны.

    Когда на дороге стоит регулировщик, пешеходы должны руководствоваться его сигналами. Движение пешеходов может регулироваться также пешеходным светофором. При отсутствии регулировщика и пешеходного светофора необходимо руководствоваться сигналами транспортного светофора.

    На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть дороги только после того, как они оценят расстояние до приближающихся транспортных средств и убедятся, что переход будет безопасен.

    При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы должны быть особенно внимательны. Пешеход не должен выходить на проезжую часть из-за какого-нибудь препятствия (стоящий у тротуара автомобиль и др.), мешающего обзору проезжей части, пока он не убедится в отсутствии приближающихся транспортных средств.

    Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения.

    Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «островке безопасности». Продолжать переход будет можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и если сигнал светофора (регулировщика) переход разрешает.

    При приближении автомобиля с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналам пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на проезжей части - незамедлительно освободить ее (отступить назад или быстро перейти на нужную сторону), уступив дорогу такому автомобилю.

    Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.

Минутка безопасности:

Вопросы:

Вопрос 1: Почему опасно перебегать дорогу?

Ответ: При беге наблюдение за дорогой затруднено, а при переходе дороги главное – внимательно смотреть по сторонам, потому что дорога обманчива: кажется, что переход безопасен, но неожиданно может выехать машина из переулка или из-за другой машины.

Вопрос 2: Почему опасно переходить дорогу “наискосок”?

Ответ: Когда идешь “наискосок”, поворачиваешься спиной к машинам и можешь их не увидеть. Кроме того, переход становится длиннее, а значит – опаснее.

Вопрос 3: Чем опасен выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта?

Ответ: Стоящий автомобиль или автобус закрывает обзор дороги, и пешеход может не заметить другую машину.

Вопрос 4: Почему опасно переходить дорогу, держась за руки?

Ответ: Когда переходит дорогу целая колонна детей, держаться за руки безопасно. Когда же переходят дорогу двое, трое, то при появлении опасности дети могут начать тянуть друг друга в разные стороны.

Вопрос 5: О чем надо помнить пешеходу, выходя из автобуса?

Ответ: Выйдя из автобуса, надо отойти от него, давая дорогу выходящим и ожидающим посадку. Не надо спешить переходить через дорогу: стоящий автобус мешает заметить проезжающий транспорт. Поэтому обходить его нельзя – ни спереди, ни сзади. Дойдите до перехода или (если его нет) дождитесь, пока автобус отойдет от остановки, и вы будете хорошо видеть дорогу.

Вопрос 6: Что делать, если вы при переходе дороги уронили сумку. Портфель или какой-нибудь другой предмет? (Слайд).

Ответ: Если мы что-то уронили, первая реакция – быстро поднять. При переходе дороги эта привычка может сослужить плохую службу. Если сразу наклоняться и поднимать предмет, наше внимание будет приковано только к нему. На дороге так делать нельзя. Необходимо сначала посмотреть в обе стороны дороги, убедиться, что опасности нет, а потом подбирать свою “пропажу”. Лучше, конечно, при переходе быть собранным и ничего не ронять.

Учитель:

Что должен знать пешеход, чтобы выполнить правила дорожного движения? (Дорожные знаки ). На улицах и дорогах нельзя обойтись без Дорожных Знаков. Дорожные Знаки – это правила, как в русском языке есть же правила, которые помогают написать слова. В математике – формулы, по которым решаются задачи и примеры. На дорогах есть свои правила.

Задание на знание дорожных знаков. (слайд)

Проверь себя – тест (Слайд).

Если ты согласен, в клеточках ставь “+ ”, если не согласен “”.

Одно из опасных мест для пешеходов – перекресток.

На тротуаре рядом с проезжей частью можно играть с мячом.

Если опаздываешь на урок, нужно быстро перебежать дорогу.

Нужно дождаться, когда автобус отъедет подальше от остановки. Только тогда переходить дорогу.

Двигайся по тротуару, придерживаясь правой стороны.

На желтый сигнал светофора нужно стоять.

Когда загорится зелёный свет, быстрей переходи улицу.

    Подведение итогов урока.

Учитель: Наш урок подошел к концу, подведем итоги.

Ребята, закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения», - строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон очень добрый – он охраняет от страшного несчастья, бережет жизнь людей. ПДД очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребенок. Не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастете крепкими и здоровыми.

    Домашнее задание к следующему уроку.

Параграф 2.2, стр. 41-46

Все мы бываем пешеходами, то есть полноправными участниками дорожного движения. Когда человек идет в гости, на работу, в школу, во всех этих случаях он является пешеходом, а значит, в целях обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих обязан соблюдать правила дорожного движения.

По статистике, половина происшествий на дороге происходит при участии пешеходов, и это страшный показатель. Главная причина всех бед на дороге -

Кто является пешеходом

Как гласят правила дорожного движения, пешеходом является человек, находящийся вне транспортного средства на дороге либо на велосипедной или пешеходной дорожке. Также пешеходами являются лица, передвигающиеся на инвалидной коляске, роликовых коньках, самокатах и иных аналогичных средствах передвижения.

Велосипедисты при езде являются участниками движения, но как только человек сходит с велосипеда, он становится пешеходом.

Работники дорожной службы во время выполнения работ пешеходами не являются и правила для пешеходов на них не распространяются.

Движение пешеходов по дороге

Пешеходный переход может быть регулируемым и нерегулируемым.

  1. Регулируемый пешеходный переход оборудован светофором или на нем имеется регулировщик. При наличии регулировщика следует подчинаться его сигналам, независимо от сигналов светофора.
  2. Если светофор или регулировщик отсутствуют, то переход считается нерегулируемым. При постоянном желтом свете светофора переход также считается нерегулируемым.

Золотые правила пешехода — переход дороги там, где есть хороший обзор в обе стороны, и умение реально оценивать дорожную обстановку. Хорошая обзорность одинаково важна для водителя и пешехода.

На дороге часто возникают непредвиденные ситуации, поэтому важно уметь предвидеть ошибки остальных участников движения. Предвидеть ситуацию должен уметь и пешеход.

Безопасность пешехода на дороге требует быть готовым, например, к такой распространенной ситуации, когда недисциплинированный водитель не пропускает пешехода на переходе или транспортное средство, двигающееся с большой скоростью, не успевает вовремя затормозить на скользкой дороге.

На нерегулируемых пешеходных переходах водитель обязан пропустить пешехода, однако это не значит, что можно бросаться прямо под колеса автомобиля. Пешеход должен реально оценить расстояние до ближайшего транспортного средства и скорость его приближения, убедиться, что переход будет безопасен.

Велосипедист, пересекающий проезжую часть по пешеходному переходу, обязан сойти с велосипеда и пройти пешком.

Пешеходный переход является местом, на котором следует быть предельно внимательным как пешеходам, так и водителям.

Остановки общественного транспорта

Основным на является наезд на пешеходов.

Это особенно актуально для городских условий, где остановки расположены недалеко друг от друга. Сложности добавляют и водители, паркующиеся вблизи остановок, тем самым еще больше ограничивая видимость.

Основной причиной наездов является нарушение правила дорожного движения, по которому человек обязан обходить остановившийся на остановке общественный транспорт только спереди. Обходя автобус сзади, пешеход не видит полной обстановки на дороге.

Спешка также нередко приводит к трагедии. Стремление во что бы то ни стало попасть в отъезжающий транспорт заставляет человека забывать об опасности и бросаться прямо под колеса автомобилей. Чаще всего такие "забеги" заканчиваются тяжелыми травмами или даже смертельным исходом.

Ответственность родителей

Детский дорожно-транспортный травматизм является актуальнейшей проблемой современного общества.

Во все времена родители несли ответственность за детей. Пересекая дорогу рядом со взрослым, ребенок полагается на него и не наблюдает за движением, поэтому взрослый должен крепко держать ребенка за руку. Все взрослые обязаны помнить, что ребенок изучает правила пешехода, подражая родителям и другим старшим пешеходам.

Следует как можно раньше начать прививать малышу культуру поведения на дороге, объясняя ему элементарные правила и подавая собственный пример.

При передвижении группы детей два сопровождающих должны стоять по обе стороны дороги, справа и слева. Стоять сопровождающие должны лицом к движению с поднятыми в руках красными флажками.Прежде чем начать движение по проезжей части, группа должна остановиться, чтобы растянувшийся строй смог сгруппироваться. Сопровождающие покидают проезжую часть последними, после того как вся группа детей прошла через дорогу.

Пешеходы в жилой зоне

К жилым зонам относятся не только дороги, расположенные внутри кварталов, но и все прилегающие дворовые территории. Обычно начало и конец жилой зоны обозначается специальным знаком, однако во дворах этот знак ставить необязательно.

Пешеходы на дороге в жилой зоне имеют право передвигаться не только по тротуару, но и по всей ширине проезжей части. Тем более зачастую бывает так, что кроме проезжей части пройти бывает просто негде.

Несмотря на то, что в жилой зоне пешеходы на дороге наделены приоритетом в движении, нельзя создавать необоснованных помех движению автомобилей.

Пешеходу запрещается

Правила безопасности пешехода на дороге запрещают следующие действия:

  1. Выходить на проезжую часть, не убедившись в собственной безопасности и безопасности других участников движения. Не следует забывать, что главной причиной большинства ДТП с тяжелыми последствиями является неожиданное появление пешехода перед движущимся транспортом.
  2. Выбегать или выходить на проезжую часть внезапно. В том числе и на пешеходный переход.
  3. Самостоятельный выход детей на проезжую часть без сопровождения взрослых.
  4. Переходить проезжую часть вне пешеходного перехода, если таковой имеется в пределах видимости.
  5. Задерживаться и останавливаться на проезжей части, если это не связано с безопасностью движения.

Права пешехода

Права и обязанности пешехода закреплены правилами дорожного движения на территории РФ.

  1. На обозначенном нерегулируемом пешеходном переходе преимущество имеет пешеход. Безопасность пешехода требует полной остановки всех транспортных средств, как только нога человека ступила на проезжую часть. Исключение составляют только автомобили со спецсигналами.
  2. Пешеход как активный участник дорожного движения имеет право требовать от исполнительной власти создания условий для безопасности пешеходов.

Штрафы

Перечень нарушений, за которые на пешехода налагается денежный штраф, довольно большой, и его следует знать.

Штрафы накладываются в зависимости от тяжести нарушения в размере от 200 до 1500 рублей. Незнание правил дорожного движения не освобождает пешехода от ответственности.

В первую очередь следует помнить, что на красный запрещающий сигнал переходить дорогу запрещено, а главное, опасно для жизни. За это нарушение налагается штраф в размере 500 рублей.

Если пешеход при пересечении дороги в неположенном месте создал помехи транспортному средству и по его вине произошло ДТП, то штраф будет в размере до 1500 рублей.

Конечно, налагаемые штрафы в денежной сумме не такие большие, но тем не менее это будет административным нарушением.

Безопасность пешехода

О своей безопасности должен позаботиться прежде всего сам пешеход. Безопасность пешехода зависит в совокупности от действий пешехода и водителя, но следует помнить, что травмы, полученные пешеходом, могут быть несовместимы с жизнью.

Не стоит надеяться, что водитель все вокруг видит и слышит. Человеку, идущему по дороге или пересекающему проезжую часть, следует внимательно следить за дорогой и не отвлекаться ни на что другое. Меры безопасности пешехода запрещают разговаривать по телефону, слушать музыку в наушниках или носить капюшон, полностью закрывающий боковой обзор.

Переходя дорогу даже в отведенных для этого местах, нужно обязательно убедиться, что водитель видит пешехода и вовремя останавливается. Самый надежный вариант - это сначала установить зрительный контакт с водителем транспортного средства и только после этого начать переход. Следует помнить, что даже оборудованный переход не может в полной мере обеспечить безопасность пешехода на дороге.

Для того чтобы трагедий на дорогах случалось как можно меньше, водителям и пешеходам в первую очередь нужно соблюдать все предписанные правила и относиться друг к другу с уважением. Пренебрегая ПДД, водитель рискует своей свободой, а пешеход — здоровьем.

Тема: «Пешеход. Безопасность пешехода»

Цели:

  • углубить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения;
  • развивать логику, мышление; творческие способности детей;
  • воспитывать культуру безопасного поведения на улицах и дорогах.

Ход занятия:

Учитель: « Кого называют пешеходом?»

Ученики: «Человек, который идее по дороге пешком».

Учитель: «Кого называют водителем?»

Ученики: «Человек, который управляет транспортом».

Учитель: «Если человек ведет коляску, кем он является – пешеходом или водителем?»

Ученики: «Пешеходом».

Учитель:« А человек, который едет на велосипеде?»

Ученики: «Водитель».

Учитель: «Ребята, скажите, пожалуйста, что такое тротуар?»

Ученики: «Тротуар – это дорожка для пешехода».

Учитель: «А что такое мостовая?»

Ученики: «Это дорога для транспорта».

Изучение нового материала.

Учитель в форме беседы рассказывает о правилах дорожного движения, которые должен соблюдать пешеход: «Итак, кто такой пешеход? Пешеход – человек, который находится на дороге вне транспортного средства и не производящей на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мотоцикл, мопед, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Обязанности пешеходов:

  • Пешеходы должны ходить только по тротуарам или пешеходным дорожкам. Двигаться по тротуару, придерживаясь правой стороны и не мешая другим участникам дорожного движения.
  • Если тротуар, пешеходная или велосипедная дорожка, обочина, отсутствуют или движение по ней невозможно, пешеход может идти по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю), а вне населенного пункта – навстречу движению транспортных средств.
  • Проезжую часть дороги пешеходы могут пересекать по пешеходным переходам, а при их отсутствии разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участке без разделительной полосы и ограждений. При этом дорога должна хорошо просматриваться в обе стороны.
  • Когда на дороге стоит регулировщик, пешеходы должны руководствоваться его сигналами. Движение пешеходов может регулироваться также пешеходным светофором. А при отсутствии регулировщика и пешеходного светофора необходимо руководствоваться сигналами транспортного светофора.
  • На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть дороги только после того, как они оценить расстояние до приближающихся транспортных средств и убедиться, что переход будет безопасен.
  • При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы должны быть особенно внимательны. Пешеход не должен выхолить на проезжую часть из-за (стоящей у тротуара машины), мешающего обзору проезжей части, пока он не убедится в отсутствии приближающихся транспортных средств.
  • Выйдя на проезжую часть пешеходы должны не задерживаться или останавливаться, если это на связано с обеспечением безопасности движения.
  • Пешеходы не успевшие закончить переход, должны остановиться на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «островке безопасности». Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и если сигнал светофора (регулировщика) переход разрешает.
  • При приближении автомобиля с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналам пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на проезжей части – незамедлительно освободить ее (отступить назад или быстро перейти на нужную сторону), уступив дорогу такому автомобилю».

Вопросы, которые возникли при сообщении:

Что такое «островок безопасности»?

Какие машины относятся к специальным транспортным средствам?

(Дети отвечают на вопросы.)

Закрепление.

Учитель: «Ребята, давайте мы с вами проведем маленькую разминку»

Задание «Проверь себя» . Каждый ученик выполняет самостоятельно.

Если ты согласен, в клеточках ставь “да”, если не согласен “нет”

Одно из опасных мест для пешеходов – перекресток.

Да

На тротуаре рядом с проезжей частью можно играть с мячом.

Нет

Если опаздываешь на урок, нужно быстро перебежать дорогу.

Нет

Нужно дождаться, когда автобус отъедет подальше от остановки. Только тогда переходить дорогу.

Да

Двигайся по тротуару, придерживаясь правой стороны.

Да

На желтый сигнал светофора нужно стоять.

Да

Когда загорится зелёный свет, быстрей переходи улицу.

Нет

Поле выполнения задания вместе с классом разбирают вопросы.

А сейчас послушайте загадки и постарайтесь отгадать:

Эй, водитель, осторожно,
Ехать быстро невозможно,
Знают люди все на свете
В этом месте ходят …(Дети!)

В синем круге пешеход

Не торопится, идет…

Дорожка безопасна,

Здесь ему не страшно . (Дорожка для пешеходов)

(Учитель показывает дорожный знак)

А вот еще:

На асфальте есть полоски,

И на знаке есть полоски,

Только здесь при зеленом свете

Переходите улицу, дети. (Пешеходный переход)

(Учитель показывает дорожный знак)

Я в кругу с обводом красным

Это значит тут опасно.

Тут поймите, запрещенье

Пешеходного движенья. (Движение пешеходов запрещено)

(Учитель показывает дорожный знак)

Практическая работа.

«Во дворе Федя встретил своего друга Сашу. Саша предложил ему: «Хочешь на «зебру» посмотреть?» Саша, схватив Федю за руку, поспешил к дороге, где ездили машины, автобусы, троллейбусы…

Как вы думаете, почему мальчики пошли смотреть «зебру» не в зоопарк, а на улицу?

И почему на пешеходных переходах нарисована зебра?» - Ответить на этот вопрос предлагается ответить каждому ученику письменно. Письменная работа выполняется самостоятельно каждым учеником в течение 10 минут.

Выполнив задание, желающие 2 ученика читают свои рассказы на уроке. Остальные ученики задают им вопросы, оценивают их мини-рассказы. Те дети, которые не читали свои мини-рассказы на уроке, собирают и сдают тетради учителю.

Работа с историческими аналогами.

Учитель зачитывает исторические факты, п очему на пешеходных переходах нарисована зебра? Кто это предложил?
«Дорожной разметке, обозначающей пешеходной переход, и за свою полосатую раскраску получившую название "зебра", исполнилось 57 лет. Впервые подобная разметка появилась в сентябре 1953 года в Германии и постепенно распространилась по всему миру. В данном случае нельзя не отметить и тот факт, что в разработке "зебры" принимали участие ученые, установившие, что человеческий глаз воспринимает черные и белые полосы как тревожный раздражитель. Поэтому на пешеходном переходе водители инстинктивно снижают скорость, а пешеходы становятся внимательнее.
Как сообщает ГИБДД, в России пешеходная "зебра" появилась значительно позже – лишь в середине 60-ых годов прошлого века, когда в стране были введено сразу несколько новых графически символов дорожной разметки.
Стоит также отметить, что в Германии, стране, фактически давшей миру новую пешеходную разметку, в честь 60-летия "зебры" планируется провести своеобразный праздник».

(Ребята начинают обсуждать, отыскивать сходства и различия своего рассказа с текстом).


Ежедневно мы являемся участниками дорожного движения, выступая в качестве пешехода, пассажира или водителя. Быть пешеходом – это очень ответственно. Безопасность на дороге зависит в совокупности и от пешеходов, и от водителей. И риски также присутствуют у обеих сторон. Потому что довольно часто виновными в ДТП являются именно пешеходы, переходящие улицу на красный свет или в неположенном месте. Некоторые даже банально забывают, что если переходишь дорогу, нужно смотреть по сторонам, потому что из-за поворота может неожиданно появиться машина. И тогда уже поздно будет смотреть в ее сторону.

Поэтому и водителям, и пешеходам необходимо соблюдать основные правила, при которых риск дорожно-транспортных происшествий уменьшится:

Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам;

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств;

Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин;

На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

Правилам дорожного движения нас учат еще с детства, а когда мы взрослеем, сразу забываем все азы. А основным правилом, пожалуй, является осмотр дороги перед переходом на ее противоположную сторону. Как ни банально это правило, но, если бы его соблюдали все пешеходы, дорожно-транспортных происшествий было бы меньше. Также нельзя переходить улицу в неположенном месте, даже если Вы очень спешите.

При неблагоприятных погодных условиях пешеходам нужно быть предельно внимательными! Если на улице дождь или туман – видимость водителя ухудшается в несколько раз. В таких условиях водителю трудно ехать. Расстояние, нужное для остановки автомобиля, на мокрой от дождя дороге увеличивается. Поэтому только убедившись в полной безопасности начинайте переход. Запомните, автомобиль не может остановиться мгновенно!

Отдельным правилом для пешеходов, как и для водителей, является поведение на дороге во время гололеда. Двигаться, по возможности, желательно только по засыпанным песком участкам дороги или по снегу. Во время перехода дороги нужно быть предельно осторожными и переходить только на зеленый свет. Потому что, если вдруг вблизи появится машина, перебегать дорогу, покрытую ледяной коркой, весьма рискованно.

Соблюдение этих простых правил поможет уменьшить вероятность аварийных ситуаций на дорогах. Помните, от Вашей дисциплины на дороге зависит Ваша безопасность и безопасность окружающих Вас людей!

Для Госавтоинспекции работа по предупреждению аварийности с участием пешеходов является одним из приоритетных направлений деятельности, ведь каждое третье дорожно-транспортное происшествие, в котором пострадали или погибли люди, происходит с участием пешеходов.

Пешеходы – одна из самых уязвимых категорий участников дорожного движения. По сравнению с водителями, они физически не защищены, и дорожно-транспортные происшествия с их участием зачастую становятся трагедией – как правило, пешеход получает тяжелые травмы, в том числе несовместимые с жизнью. Нередко из-за незнания Правил дорожного движения или пренебрежения ими виновником ДТП становится сам пешеход.

Госавтоинспекция на постоянной основе с помощью проведения Всероссийских широкомасштабных социальных кампаний привлекает внимание государства и общества к вопросам безопасности пешеходов.

КАК ИЗБЕЖАТЬ НАЕЗДА НА ПЕШЕХОДА

Пешеходный переход – место опасное!!!

В ПДД говорится, что пешеходы должны переходить проезжую часть по пешеходным переходам, а в случае их отсутствия - на перекрестках по линиям тротуаров или обочин. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или светофора. Однако на практике часто бывает так, что человек теряет бдительность на переходе, считая это место абсолютно безопасным. Несмотря на то, что ПДД не требуют от водителя специального снижения скорости или остановки перед пешеходным переходом, если на нем нет людей, сбросить газ при подъезде к переходу все равно стоит.

Будьте внимательны на остановках

Остановка общественного транспорта - это зона повышенной опасности, где часто происходят аварии с участием пешеходов. Водитель, приближаясь к остановке общественного транспорта, особенно если на ней идет высадка пассажиров, обязательно должен сбросить скорость и приготовиться к возможному торможению.

Излишняя учтивость

На дороге часто возникает ситуация, когда пешеход, уже ступивший на проезжую часть, решает пропустить подъезжающую машину, а в ответ водитель делает такой же жест вежливости. И когда пешеход и водитель уверены, что противоположная сторона их пропустит, машина и пешеход начинают движение. Ситуация, конечно, курьезная, но ее развязка может быть весьма неприятной. Поэтому, остановившись, подайте пешеходу какой-нибудь знак, например, махните рукой, чтобы он понял, что вы пропускаете его. Если пешеход отказался от вашей любезности, продолжайте движение, не соревнуясь в учтивости.

Ограничение видимости при движении

Ограничение видимости не редко бывает причиной аварий с участием пешехода. Причин для плохой видимости может быть много. Чаще всего это погодные условия, естественные преграды и многое другое. Поэтому такие ситуации требуют особого внимания. Действия со стороны пешеходов в условиях плохой видимости должны быть направлены на избежание неприятностей, лучше использовать регулируемые или подземные переходы. Водителю в случае ограниченной видимости очень важно соблюдать безопасный скоростной режим, особенно в местах нерегулируемых пешеходных переходов.

Движение в жилой зоне

Жилая зона – очень опасное место для передвижения на машине. Почти всегда в них очень ограничена видимость. Эта зона, где пешеход ведет себя менее внимательно. Также активность людей в таких местах, как правило, выше даже в темное время суток, и возможность их появления на дороге в несколько раз выше. Самая главная группа риска в жилых зонах -это дети. Водителям необходимо двигаться максимально внимательно, всегда быть готовым к экстренному торможению.

Что делать водителю, если ДТП с участием пешехода все же произошло?

В этом случае водитель, как правило, испытывает сильный стресс. Поэтому самое главное не поддаться панике, собраться и действовать согласно обстоятельствам. Ни в коем случае не уезжайте с места происшествия. Этим вы лишь усугубите свою вину, и это может привести к необратимым последствиям. Первым делом остановите машину и установите знаки аварийной остановки. После этого осмотрите потерпевшего и окажите ему первую медицинскую помощь. Если при осмотре оказалось, что повреждения малой или средней тяжести, то самостоятельно примите меры, чтобы доставить его в медицинское учреждение. Если повреждения тяжелые – лучше его не трогать, а дождаться приезда скорой помощи, которую нужно вызвать сразу же после осмотра. После этого возвращайтесь на место аварии и оформляйте ее по всем правилам.

ПАНАРИН ПЕТР АНАТОЛЬЕВИЧ
Конспект урока по ОБЖ в 5 классе «Пешеход. Безопасность пешехода»

Пояснительная записка

УРОК № 7

5 класс

Тема урока : Пешеход . Безопасность пешехода .

Цель урока

регулировщика и с дорожными «ловушками» .

Урок проводится согласно календарно – тематического планирования по программе для общеобразовательных школ под редакцией А. Т. Смирнова

На уроке используется :

Учебник ОБЖ : 5 кл.: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. 6-е изд. – М.: Просвещение, 2012

Приложение из слайдов презентации разработана и создана автором методической разработки урока учителем ОБЖ – П . А. Панарин.

ТАВС (технические аудио – видео системы) : интерактивная доска, ноутбук, проектор, экран.

УРОК № 7

5 класс

Тема урока : Пешеход . Безопасность пешехода .

Цель урока : Познакомить учащихся с сигналами

регулировщика и с дорожными «ловушками» . (см. слайд № 1)

Ход урока:

I. Организационный момент : (готовность к уроку , доклад дежурного)

(2 мин.)

II. Опрос домашнего задания : Самостоятельная работа (10 мин.)

1. Кто нарушил правила перехода перекрёстка?

(см. слайд № 2)

Ответ : 1; 2; 4; 7

(см. слайд № 3)

2. Реши задачу. На расстоянии 16 метров от пешеходного перехода одновременно затормозили два автомобиля. Тормозной путь первого составил 13 метров, второго – на 4 метра больше. Кто из водителей будет считаться нарушившим правила ПДД после остановки и почему?

(см. слайд № 4) Ответ : Нарушил правила второй водитель, так как он остановился на

пешеходном переходе . (см. слайд № 5)

III. Основная часть урока : (30 мин.)

Тема урока «Пешеход . Безопасность пешехода Мы с вами познакомимся с сигналами регулировщика и с дорожными «ловушками» .

Когда выходит из строя светофор, то на помощь

участникам движения приходит человек в форме

полицейского и с жезлом в руках. Кто этот человек? (Регулировщик) .

(см. слайд № 6)

Он может подавать сигналы руками, положением корпуса, при помощи жезла и флажков.

Регулировщик находится в центре перекрестка, на линии, разделяющей встречные потоки транспорта, или на краю проезжей части. Сигналы, подаваемые регулировщиком с центра перекрестка или с осевой линии дороги, обязательны для всех участников дорожного движения.

На следующих рисунках изображены основные сигналы, подаваемые регулировщиком.

а) Руки вытянуты в стороны или опущены – пешеходам разрешено переходить проезжую часть со стороны правого или левого бока регулировщика.

б) Правая рука вытянута вперед – пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика

в) Рука поднята вверх – движение запрещено.

Игровой момент : один ученик - регулировщик (головной убор инспектора ГИБДД, жезл в руках) стоит на перекрёстке и четыре ученика – пешеходы стоят на разных тротуарах перекрёстка. Регулировщик подаёт сигнал, а пешеходы действуют по его сигналу.

В это время показ слайдов (см. слайд № 7 и слайд № 8)

В любой ситуации нужно уметь предвидеть опасность – это основное правило ОБЖ. И на дороге необходимо быть внимательным, так как существуют «дорожные ловушки» . Давайте рассмотрим с вами их.

(см. слайд № 9)

Необходимо дождаться, когда

автобус отойдёт от остановки

и будет полный обзор дороги

(см. слайд № 10)

IV. Домашнее задание : А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников – учебник ОБЖ; 5 кл.

§2.1 стр. 39-40; §2.2 стр. 41-45.

М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов, А. Т. Смирнов – ОБЖ- 5

§13 стр. 66 – 75. (см. слайд № 11)