План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Тема: Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.Цели урока: 1.Ознакомить с правописанием безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.
2.Развивать умения применять правило при написании безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.
3.Воспитывать навыки самостоятельной работы, навыки культурного поведения.
Формируемые УУД:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и иуровня усвоения материала;
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование: презентация.
Ход урока.1. Организационный момент.
- Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.
2. Минутка чистописания.
– А сейчас узнаем написание какой буквы будем отрабатывать.
-Что такое антонимы?
-К словам подберите антонимы.
плохой- Слайд 1
трусливый-
толстый-
горячий-
– Охарактеризуйте эту букву. (показываю, как пишется)
Х х с, ух, под, за, ах, ох, над, эх, между– Прочитайте слова.– Назовите междометия.
– Прочитайте. Что они обозначают?
Междометия – это часть речи, которая включает неизменяемые слова, служащие для выражения чувств, ощущений, эмоций. Слайд 2
–Что можете сказать об остальных словах?
– А вот с каким падежом употребляются эти предлоги, мы узнаем чуть позже.
3. Словарная работа.
- Сегодняшний урок, на котором мы продолжим углублять знания о падежах, я предлагаю продолжить словарной работой.
- Запишите слова в два столбика.
* учащийся у доски комментирует запись слов.
Пейзаж, алмаз, дорожка, едкий, жемчуг.
Рисунок, аллея, берёза, окраина, тянулись, явление, госпожа, аромат.
- Что объединяет слова 1 столбика? (орфограмма- парный согласный)
- Какое слово может быть лишним? (едкий – прилагательное)
- Какое лишнее слово во втором столбике? Почему? (тянулись – глагол)
- Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова у вас получились?
Падеж- работяга.
4. Постановка проблемного вопроса.
- Какие вопросы у вас возникли?
- Какой падеж взял себе такой псевдоним?
- Почему его так назвали?
5. Поиск решения проблемы.
- Чтобы найти ответы на ваши вопросы, я предлагаю записать ассоциативный ряд к слову работяга.
*Запись на доске оформляет ученик.
Падеж – работяга, труд, работа,творить.
- По какому слову вы догадались, что так называют творительный падеж? (По слову творить.)
-Что такое синонимы?
- Подберите синонимы к этому слову. (Создавать, делать, совершать, осуществлять)
- А почему этот падеж назвали «творительным», вы узнаете из статьи, которую написал Лев Успенский. Слайд 3
"Творительный" падеж очень часто используется, когда говорят о том орудии, которым что-то делают, творят: рубят топором, болтают языком, работают руками. Очень подходящее название, - недаром в других языках сходный падеж так и зовут: "инструментальный", "орудийный".
- Итак, почему же творительный падеж оказался самым трудолюбивым среди всех падежей?
-Существительные в творительном падеже обозначают предметы, которыми выполняют работу
- С тем, - заявил Творительный,
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно относится к труду.
- Орудия учеников – ручка, карандаш, линейка, кисточка. В Т.п. – пишем (чем?) ручкой, чертим (чем?) карандашом.
6. Самоопределение к деятельности..- Прочитайте словосочетания.
Закрыло туч…Слайд 4
Тянуло ветр…
Спрятался под ель…
- В каком падеже стоят данные существительные? (В Т.п.)
– Кто готов сформулировать тему нашего урока.?(“Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.”) Слайд 5
- Какие задачи мы поставили перед собой на этом уроке? (Расширить знания об особенностях творительного падежа.)
7. Изучение нового материала.
1)Повторение знаний. Слайд 6.
- Что мы уже знаем о творительном падеже?- Назовите вопросы существительных в Т.п. (кем? чем? где? куда?)-
-Предлоги Т.п. (с, за, под, над, между)
- Каким членом предложения является? (второстепенным)
- Что ещё нужно знать? (окончания 1,2,3скл.)
* составление кластера.

2)Определкение окончаний существительных в творительном падеже.
-Послушайте сказку. На слух постарайтесь определить существительные в творительном падеже и их окончания. Слайд 7
- «Жил-был Король. У него было две дочери – принцессы. И как-то раз решили они отправиться в зоопарк, который находился около дворца. Сначала принцессы любовались слоном, потом зеброй, медведем. И вот они подошли к террариуму и стали разглядывать его обитателей.
- Ребята, а кого они могли там увидеть? (Змею, ужа, удава, крокодила…)
Старшая принцесса просунула руку в террариум. Король сначала восхитился смелостью дочери. Но вдруг она погладила ужа. Король от страха закричал: «Это хорошо, что сейчас ты встретилась с ужом».
- Почему хорошо? (Потому что уж не ядовит.)
«Будь умницей, отойди от террариума, а я угощу тебя вкусной сливой». Младшая принцесса в это время стояла за елью, потому что она очень боялась змей. Король повел принцессу домой и обещал осенью пойти с ней в цирк».
- Вот такая сказка. Прочитайте на экране имена существительные.
- Что вы заметили? (Они стоят в форме творительного падежа.)
- На какие группы мы можем разбить эти слова? (Имена существительные 1, 2, 3-го склонения.)
- Спишем эти существительные в три столбика по склонениям, выделяя окончания. (Работа выполняется с комментированием.)
1 скл. 2 скл. 3 скл.
зеброй слоном смелостью
сливой медведем елью
умницей ужом осенью
- Ребята, сделайте сами вывод о том, какие окончания пишутся у имен существительных в творительном падеже.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
-ой -ом -ю-ей -ем
3)- Так какие окончания вставим в словосочетания.(клон сл переделать)
-Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончания в творительном падеже?
Закрыло тучей (Т.п. 1 скл.) Слайд 7
Тянуло ветром (Т.п. 2 скл.)
Спрятался под елью (Т.п. 3 скл.)
Правило в учебнике на стр 108. Слайд 8, 9
4)Физминутка.
- Я буду называть существительные, если существительное 1-го склонения – вы приседаете, если 2-го – прыгаете, если 3-го - хлопаете в ладоши.
Конь, солнце печь сын
земля, отец платье книга
сын дача парта тетрадь
дочь мышь ручка день
Алла окно тишь печенье
5)Правописание окончаний существительных в творительном падеже.
Игра “Где искать?” Слайд 10
Работа в группах.(Каждой группе раздать чистый лист бумаги для выполнения задания.)Учитель задает вопросы, а ученик из каждой группы записывает ответ. – Под чем искать желуди? (Под дубом.)– Под чем искать еловые шишки? (Под елью.)– Под чем искать дом? (Под крышей.)– Под чем искать волосы? (Под шапкой.)
- Под чем искать клад?- Под чем искать подберёзовики?
– Выделить окончание, определить склонение, падеж. (От каждой группы отвечает ученик и доказывает свой ответ.)
-Записать, выделить окончание, определить склонение, падеж. Слайд 11
Пришла (с чем?) с (метель) Занесло (чем?) (снег)Украсила (чем?) (серебро)Укрыла (чем?) (ковер)Летел (над чем?) над (лес)Любовались (чем?) (снежинка)Играть (с кем?) с (Таня и Саша)Взаимопроверка.
8. Рефлексия. Слайд 12
- Какую задачу мы ставили перед собой?
- Что же мы узнали на уроке?
- Что вам понравилось сегодня на уроке?

9.Итог.
- Что необходимо сделать, чтобы определить падеж существительного?
(Найти слово, к которому относится имя существительное и поставить от него вопрос. По вопросу и предлогу определить падеж.)- Какие окончания мы пишем в Творительном падеже?
- Сколько падежей в русском языке?
- А у Г. Граубина есть еще 1 падеж под названием “Ленительный падеж”.
Инсценирование стихотворения
Спросили Лежебокина:
1 ученик:
А ну-ка расскажи,За что так ненавидишь ты,Не любишь падежи?Давным-давно все школьникиИх знают на зубок.Их за два года выучить,Лишь ты один не смог.У. Ответил он рассержено:
2 ученик:
В том не моя вина,Пусть им сперва ученые,Изменят имена.Ведь я падеж Творительный,Нарочно не учу:Трудиться,А тем более,ТворитьЯ не хочу,Такой падеж, как Дательный,Я с детства не терплю:Давать,Делиться чем – нибудь,С друзьямиНе люблю.Предложный ненавижу я:Чтоб не учить урок,Приходится выдумывать,Какой-нибудь предлог.А на падеж Винительный,И вовсе я сердит:Отец во всякой шалости,Всегда меня винит.
1 ученик:
Да, переделка, кажется,Серьезная нужна.А сам ты смог бы новые,Придумать имена?
2 ученик:
Давно придумал:Взятельный,Грязнительный,Лежательный,Грубительный,Ленительный,И, наконец,Простительный!
- Ребята, кто-нибудь из вас узнал в себе Лежебокина?
Оценки.
10. Домашнее задание. Слайд 13.
Подобрать пословицы с существительными в творительном падеже.

Таблица 1 — Падежные окончания существительных в единственном числе

Падежи I склонение II склонение III склонение
И. п. -а, -я

жена , земля

, -о, -е

конь, село , поле

ночь, лошадь

Р. п. -ы, -и

жены , земли

-а, -я

коня , села , поля

ночи , лошади

Д. п.

жене , земле

-у, -ю

коню , селу , полю

ночи , лошади

В. п. -у, -ю

жену , землю

,-а, -я, -о, -е

коня , село , поле

ночь, лошадь

Т. п. -ой (-ою), -ей (-ею)

женой , землей

-ом, -ем

конём , селом , полем

-ью

ночью , лошадью

П. п.

жене , земле

-е, -и

коне , селе , поле

ночи , лошади

В падежных окончаниях единственного числа пишется:

  1. буква е : в дательном и предложном падежах существительных I склонения и в предложном падеже II склонения (кроме слов на -ия , -ий , -ие ), например: к фабрике , на фабрике , к земле , о батарее , в статье ; на заводе , на станке ; о море ; в селе ;
  2. буква и :
    • в родительном падеже существительных I склонения, например: у фабрики , у земли , около батареи , из статьи ;
    • в предложном падеже существительных II склонения на -ие , -ий , например: в лектории , в волнении , о мировоззрении ;
    • в родительном, дательном и предложном падежах существительных I склонения на -ия , существительных III склонения и разносклоняемых существительных среднего рода на -мя , например: из коллекции , к коллекции , в коллекции ; из шинели , к шинели , в шинели ; у знамени , к знамени , о знамени .

Следует различать формы предложного падежа существительных среднего рода на -ие и -ье , например: находиться в размышлении , быть во всеоружии (окончание ); находиться в раздумье , быть на побережье (окончание ).

Падежные окончания в фамилиях и названиях

В русских фамилиях на -ин(-ын) и на -ов(-ев) в творительном падеже единственного числа пишется -ым (как у прилагательных), например: с Вячеславом Деминым , с Ростиславом Синицыным , с Кириллом Колосовым . В иностранных фамилиях пишется окончание -ом , например: Дарвином , Чаплином .

В названиях населенных пунктов на -ин(-ын) , -ов(-ев) , -ино(-ыно) , -ово(-ево) в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ом (как у существительных), например: под городом Кашином , селом Бородином , городом Дмитровом .

Падежные окончания существительных множественного числа

Таблица 2 — Падежные окончания существительных во множественном числе

Падежи I склонение II склонение III склонение
И. п. -ы, -и

жены , земли

а, -я, -ы, -и

кони , сёла , поля

ночи , лошади

Р. п.

жён, земель

-ов, -ей,

коней , сёл, полей

-ей

ночей , лошадей

Д. п. -ам, -ям

жёнам , землям

-ам, -ям

коням , сёлам , полям

-ам, -ям

ночам , лошадям

В. п. -ы, -и,

жён, земли

-а, -я, -ы, -и, ей, -ов

коней , сёла , поля

-и, -ей

ночи , лошадей

Т. п. -ами, -ями

жёнами , землями

-ами, -ями

конями , сёлами , полями

-ами, -ями

ночами , лошадями

П. п. -ах, -ях

жёнах , землях

-ах, -ях

конях , сёлах , полях

-ах, -ях

ночах , лошадях

  1. В родительном падеже множественного числа после шипящих буква ь не пишется, например: решение задач , ремонт жилищ .
  2. В родительном падеже множественного числа существительных на -ья и -ье в безударном положении пишется -ий , под ударением — -ей , например: лгу́ний (лгунья), разду́мий (раздумье), но стате́й (статья), скаме́й (скамья) . Исключения: ру́жей (ружьё), платьев (платье), устьев (устье), верховьев (верховье), низовьев (низовье).
    У существительных на -ия , -ие в родительном падеже всегда пишется -ий , например: линий (линия), зданий (здание) .
  3. Если в родительном падеже множественного числа существительные оканчиваются на -ен , то мягкий знак не пишется, например: песен, вишен (ср. яблонь, кухонь) . После -ен в родительном падеже буква ь пишется в словах деревень , барышень .

В этой статье разберем правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения.

Итак, какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания –е , –и в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.

1-е склонение : -ой (-ей ) памяткой , деревней .

2-е склонение : -ом (-ем ) год ом , пол ем .

Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж (как определить см.). Затем определить склонение (как определить см. ). Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.

Летом ребята купались в озере.

Ребята купались (где? в чем?) в озере , значит это предложный падеж .

Озеро (оно, мое) – существительное среднего рода, имеет окончание –о , значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание –е . Итак, записываем:

Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл ., -е ) в озере .

Еще один способ проверить окончание существительного – вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в реке , в озере .

Теперь разберем правописание безударных окончаний существительных во всех падежах.

Склонение существительного определяется по именительному падежу и об этом мы говорили в .

Родительный падеж

Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?) . Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с .

Окончания:

1-е склонение : -и , -ы .

2-е склонение : -а , -я .

3-е склонение : -и .

Пример: У овцы мягкая длинная шерсть . → Шерсть (у кого?) у овцы – 1-е склонение .

Дательный падеж

Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?) . Используемые предлоги: к, по .

Окончания:

1-е склонение : -е .

2-е склонение : -у , -ю .

3-е склонение : -и .

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мальчик бежал к озеру . → Бежал (куда? к чему?) к озеру – 2-е склонение .

В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание –и , в дательном – окончание –е .

Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание –и .

Винительный падеж

Существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что? (куда? где?) . Используемые предлоги: в, на, за, через, про .

Окончания:

1-е склонение : -у , -ю .

2-е склонение : -а , -я .

Пример: На болотах часто можно встретить цаплю . → Встретить (кого?) цаплю – 1-е склонение .

Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.

Творительный падеж.

Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? (где? куда?) . Используемые предлоги: с, за, под, над, между .

1-е склонение : -ой (-ей ).

2-е склонение : -ом (-ем ).

3-е склонение : -ю .

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Рыбу ловят удочкой . → Ловят (чем?) удочкой – 1-е склонение .

Предложный падеж

Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?) . Используемые предлоги: о (об), в, на, при .

1-е склонение : -е .

2-е склонение : -е .

3-е склонение : -и .

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мы говорили об осени . → Говорили (о чем?) об осени – 3-е склонение .

В следующей статье мы поговорим о склонении существительных во множественном числе.

Эмоциональный настрой на работу.

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу, Улыбки подарим гостям! К уроку готовы? Тогда, за работу! Удачи желаю всем вам!

Актуализация знаний.

Обобщение знаний о творительном падеже имён существительных.

Предлагает учащимся выполнить задания в группах.

1 группа.

Прочитайте предложения. Найдите слова, связанные по смыслу с выделенными словами, задайте к ним вопросы. Запишите вопросы. Определите падеж выделенных существительных.

Мороз покрыл землю пушистым одеялом. Медведица любуется своим забавным медвежонком. В селе за рекою потух огонёк. Дети отправились за клюквой .

2 группа.

Прочитайте предложения. Определите падеж выделенных существительных, подчеркните предлоги, употреблённые с этими существительными..

В селе за рекою потух огонёк. Красна речь с пословицей . Набита пухом , лежит под ухом . Снежная туча плывёт над лесом. Дорога к школе шла между лесом и полем .

3 группа.

Румяной зарёю покрылся восток. Апрель с водою , май с травою. Над рекой кружились ласточки. Дети заслушались песней жаворонка. Царь с царицею простился.

4 группа.

Прочитайте предложения. Определите склонение и падеж выделенных существительных. Выделите окончания.

Мир освещается солнцем , а человек - знанием . Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит.

5 группа.

Прочитайте предложения. Определите склонение и падеж выделенных существительных. Выделите окончания.

Приди, весна, с радостью , с великою милостью . Пчела за данью полевой летит из кельи восковой.

6 группа

Выполните синтаксический разбор предложения.

Над морем кружились резвые чайки.

Определите падеж существительного, которое в предложении является второстепенным членом.

Обобщение знаний детей. Составление таблицы.

Каждой группе задаёт вопрос, ответ на который помогает составить один из разделов таблицы.

Практическая задача.

Ставит перед детьмипрактическую задачу.

Учащиеся 4 класса работают над проектом «Школа юного кулинара». Для защиты проекта они решили организовать в школе ярмарку сладостей. Эта идея понравилась большинству одноклассников: каждый хотел похвастаться своими кулинарными способностями. Они собрали много информации о правилах проведения ярмарок, приготовили различные блюда, красочно оформили торговые прилавки и изготовили ценники для своих кулинарных шедевров. Школьный повар положительно отозвался о подготовке детей к ярмарке, однако, порекомендовал доработать оформление ценников. Вот как выглядели таблички, которые ребята разложили около блюд, приготовленных для ярмарки.

Печенье с повидл…м, пирожки с капуст…, пирожное с глазур.., селёдка под шуб…, блины с творог… м, вареники с вишн…, торт с ваниль….

Как вы думаете, какие советы он мог дать школьникам?

Почему ребята не дописали окончания слов? Можем ли мы помочь им в решении этой проблемы?

Учитель задаёт детям ряд вопросов.

Какие способы определения окончаний имён существительных мы использовали на прошлых уроках? (Проверка с помощью слова с ударным окончанием в том же склонении, определение окончания имени существительного в зависимости от склонения и падежа.)

В каком падеже употреблены существительные с пропущенными окончаниями?

Какой из этих способов мы можем сейчас применить, чтобы помочь ребятам? (Проверка через слово- помощник.). Попробуем воспользоваться этим способом.

Выявление места и причины затруднения.

Каких знаний нам не хватает, чтобы выполнить проверку другим способом?