Плавучая атомная электростанция "Академик Ломоносов". Плавучая атомная электростанция "Северное сияние". "ломоносов" придет и согреет

(передвижные атомные электростанции), но и мимоходом зацепили там же и ПАТЭС. Давайте продолжим эту тему …

В ближайшие несколько лет совместными усилиями Объединенной судостроительной корпорации и государственного концерна «Росатом» планируется достроить первую российскую плавучую атомную тепловую электростанцию (ПАТЭС). Как полагают эксперты, уже в самом ближайшем будущем экспорт ПАТЭС сможет составить большую часть доходов обеим организациям. Однако в то же время существуют определенные сомнения относительно того, смогут ли эти корпорации обеспечить такими станциями хотя бы Россию.

В первую очередь необходимо отметить, что сама идея строительства ПАТЭС не нова. Первыми она пришла в голову американцам, которые в начале 80-х годов прошлого века вознамерились построить в Америке 8 таких плавучих станций, общая мощность которых должна была достичь 1150 МВт. Проект оценивался в 180 миллионов долларов, но успеха он не имел. Причиной провала была объявлена экономическая неэффективность станций. Однако, очевидно, что большую роль в этом сыграли и протесты жители прибрежных регионов, которые не очень обрадовались перспективе иметь «под боком» атомную бомбу замедленного действия. Вспыхнул громкий скандал, который имел весьма интересные последствия – ПАТЭС заинтересовались в Советском Союзе. В конце 80-х годов в стране советов прекрасно осознавали, что являются лидерами по производству атомных реакторов, но большому счету девать их было некуда. Поэтому возникла идея использовать списанные подлодки для обогрева северных прибрежных городов. Но, к счастью, от подобной затеи вскоре отказались, потому как реакторы того времени не отличались надежностью, да и стоимость такой энергии не оправдывала себя. Казалось, от плавучих станций отказались навсегда, но тут в начале нового века о ПАТЭС вспомнили в России.

О планах на совместное строительство ПАТЭС заявил президент Объединенной судостроительной корпорации Андрей Дьячков, сразу же после того, как российский премьер-министр Дмитрий Медведев посетил с визитом Балтийский завод (там, собственно говоря, и ведется строительство станции). По словам Дьячкова, премьер выделил десять дней на то, чтобы уладить все формальности и придти к единому видению дальнейшего проведения работ, а также их стоимости.

Если говорить о технических характеристиках ПАТЭС – то это довольно-таки прибыльное сооружение, обладающее значительным потенциалом. Грубо говоря, это батарейка больших размеров, которая может прослужить до 40 лет (предусмотрено 3 цикла по 12 лет каждый, между которыми необходимо проводить перезагрузку реакторных установок). Основу станции составляют две реакторных установки КЛТ-40С, которые в советское время использовались на советских атомных ледоколах и подлодках. Они способны генерировать до 70 МВт, поэтому их целесообразно устанавливать в тех местах, где нет возможности или нет смысла строить большие электростанции, которые для работы используют другие источники электроэнергии.

ПАТЭС обладает и еще одним положительным свойством – ее можно использовать и в качестве мобильного опреснителя. Если 50 лет назад нехватка пресной воды в первую очередь ассоциировалась с африканским континентом, то уже три десятилетия назад с подобными проблемами столкнулись и государства Ближнего Востока. Более того, уже в ближайшем будущем нехватка пресной воды может стать проблемой №1 в мире. Именно поэтому еще в 1995 году на мировом рынке объемы опреснительного оборудования были оценены в три миллиарда долларов. МАГАТЭ в то же время прогнозирует, что в будущем эти объемы будут только увеличиваться, и к 2015 году будут оцениваться уже в 12 миллиардов. Плавучая атомная теплоэлектростанция способна опреснить порядка 40-240 тысяч тонн воды в сутки, при этом себестоимость этой воды будет гораздо ниже, чем той, которая была получении при помощи работающих на других видах топлива источников. Поэтому авторы проекта не отрицают, что намерены хорошо заработать на таких станциях.

Но в настоящее время все это возможно лишь теоретически. Если коснуться практической стороны вопроса, то первая станция такого типа должна была быть запущена в прошлом году. Но в ходе ее строительства возникли определенные трудности. Так, станцию начали строить на заводе «Севмаш» в 2006 году, однако руководству «Росатома» не подошли темпы строительства. Поэтому дальнейшие работы проводились уже на Балтийском заводе. Но и дальше было много проблем. Сам завод оказался под контролем ОСК, руководство которой заявило о том, что готово закончить строительство, но для этого необходимо около 7 миллиардов рублей. «Росатом» предлагал всего на 1 миллиард меньше. Поэтому на данный момент готовность ПАТЭС по оценкам экспертов, составляет не более 65 процентов. Тем не менее, аналитики не сомневаются в том, что в течение следующих трех лет станция «Академик Ломоносов» будет готова, то есть полностью достроена, испытана, и вполне возможно, даже доставлена на место выработки электроэнергии.

Руководство «Росатома» заявляет, что оно намерено запустить в серийное производство плавучие атомные теплоэлектростанции. Но проблема заключается не в их желаниях и стремлениях, а в том, способно ли российское судостроительство построить необходимое количество ПАТЭС, чтобы они выпускались в срок и высокого качества. В данном вопросе большую роль играет не столько финансирование, как физические возможности судостроителей возводить плавучие станции сериями, ведь строительство может производиться лишь на двух предприятиях: Балтийском заводе, который строил все атомные ледоколы в советские времена, и на «Севмаше», который занимается строительством атомных подлодок. У каждой из этих верфей постоянно имеются полные объемы оборонзаказа и заказы на строительство судов арктического класса. Поэтому, по всей видимости, производство ПАТЭС не будет первоочередным на этих предприятиях. А это может привести к тому, что на мировом рынке для российских плавучих атомных теплоэлектростанций не будет места, потому как вполне могут появиться японские, корейские и китайские атомные проекты.

Необходимо также отметить и то, что в настоящее время плавучими станциями заинтересовалась Индия, которая, как сообщают некоторые источники, намерена вложить в строительство первой установки порядка 140-180 миллионов долларов. Кроме нее, интересуется проектом и Китай, который имеет желание изготавливать для них корпуса. Не отстают от этих государств и Индонезия, государства африканского континента и Персидского залива.

И все-таки существуют проблемы. И не в последнюю очередь краеугольным камнем выступает весьма значительное финансирование проекта, о чем упоминалось выше. Помимо этого, большой вопрос – это безопасность ПАТЭС. Разработчики, понятное дело, утверждают, что проект был подвергнут жесткой государственной экологической экспертизе и получил лицензию Госатомнадзора. К тому же, система безопасности на станции значительно усилена. Однако существуют оппоненты, которые вполне разумно отмечают, что на строительство сооружений для обеспечения безопасности станции, средства должны выделяться их местных бюджетов, и вопрос заключается в том, будет ли в месте использования достаточно денег для этого.

Еще одна немаловажная проблема связана с использованием урана. Обогащение его в реакторах доходит до 90 процентов, хотя разработчики твердят о том, что в ПАТЭС данная цифра будет оставлять не более 60 процентов. Однако и такого количества вполне достаточно, чтобы заинтересовать экстремистов, если, к тому же, принимать во внимание, что размещаться станции будут в не самых стабильных регионах в мире.

Таким образом, утверждать, что проект ПАТЭС исключительно положителен, нельзя, поскольку он имеет и ряд негативных моментов, и говорить о его будущем пока рано.

Вместе с тем, российские чиновники вполне оптимистично смотрят в будущее. Так, в частности, по словам Сергея Кириенко, руководителя Федерального агентства по атомной энергии, строительство плавучих атомных теплоэлектростанций перспективно не только для России, но и для мира в целом. Он отмечает также и то, что у россиян есть преимущества перед другими производителями, благодаря надежности и безопасности советских реакторных установок. Кириенко убежден в том, что плавучие станции намного безопаснее наземных АЭС, потому как обладает большим количеством уровней защиты.

Кириенко вполне поддерживает и заместитель гендиректора «Росэнергоатома» Сергей Крысов, который отмечает, что российским проектом уже заинтересовались 20 государств, и Россия уже готова приступить к переговорам с ними, но только после того, как будет готов первый энергоблок. По его словам, большая заинтересованность вызвана тем, что срок строительства ПАТЭС намного меньше, чем наземных. Кроме того, плавучая станция способна выдерживать шторм 7-8 баллов.

Поэтому в настоящее время с целью успешной реализации проекта в мире рабочей группой из представителей Министерства иностранных дел, Росатома и «Росэнергоатома» проводится анализ международного законодательства, и внутренней правовой базы некоторых государств. А что из всего этого получится – время покажет…

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - ПАТЭС "Академик Ломоносов" Фото: Total-rating.ru

Последние несколько лет Госкорпорация «Росатом» планировала зарядить топливом свой противоречивый проект – плавучую атомную теплоэлектростанцию (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» – на Балтийском заводе, который находится всего в паре километров от таких мест паломничества туристов, как Эрмитаж и Исаакиевский Собор. Однако столкнулся с рядом серьезных трудностей.

Напомним, «Академик Ломоносов» был заложен 15 апреля 2007 года в Северодвинске, но в 2008 году строительство перенесли на Балтийский Завод в Санкт-Петербурге. С тех пор проект преследовали судебные разбирательства, процедуры банкротства, споры собственников и постоянные задержки.

Сегодня проект отстает от собственного графика на десятилетие, его бюджет превышен на миллионы долларов; тем не менее, он остается «голубой мечтой» «Росатома», грезящего о большом мировом спросе на плавучие АЭС в будущем. Пока только Китай рассуждает о строительстве собственных плавучих АЭС, а Москва еще не получила ни одного заказа.

Реакторная установка для "Академик Ломоносов" Фото: Балтийский Завод

Пожар , возникший на ПАТЭС на территории Балтийского завода в июне этого года, только усилил опасения, что злополучный дорогущий проект может стать не только причиной серьезной экологической проблемы, но и приманкой для террористов.

Огромные риски

Можно долго рассуждать, где опаснее заряжать объекты ядерным топливом, и какой город, в случае серьезного инцидента, больше пострадает – Мурманск или Санкт-Петербург. Если опасность есть, она будет одинаковой для обоих городов, независимо от количества жителей.

«Росэнергоатом» постоянно поднимал вопрос о загрузке топлива в Санкт-Петербурге, в одном из самых густонаселенных районов города. В прошлом году был поставлен крайний срок – топливо в ПАТЭС должно быть загружено до окончания 2016 года . Но и этот дедлайн, как и многие другие в судьбе проекта, был пропущен.

Фото: Daniel Sannum Lauten

По словам председателя правления ЭПЦ «Беллона» (Санкт-Петербург) Александра Никитина, «Росатом» был настолько скрытен относительно планов по загрузке топлива, что иногда казалось, что эта операция будет произведена тайно.

«Если бы такое случилось, оставалось бы уповать только на профессионализм сотрудников Балтийского завода, на мощностях которого было построено несколько российских атомных ледоколов», – считает он.

В мае 2017 года, выступая на конференции «Росатома», посвященной политике открытости Госкорпорации, Никитин представил провокационную презентацию, в которой перечислил все ЧП, которые происходили во время загрузки топлива в советские годы, а также их последствия для такого города, как Санкт-Петербург.

Один из таких инцидентов произошел в 1985 году, когда во время операции по загрузке топлива в атомную субмарину произошел взрыв, и радиоактивные осколки разбросало по всей бухте Чажма недалеко от Владивостока. В результате погибло 10 и было ранено 49 человек.

В очистке территории принимали участие 2 000 человек, 290 из которых получили высокую дозу радиации. Позже выяснилось, ядерное топливо буквально выстрелило из субмарины (класс Эхо II) на близлежащие суда, потом попало в воду и на берег. Часть дна до сих пор остается загрязненной. Советскому правительству удалось скрывать инцидент до 1993 года, но случись он сегодня в Санкт-Петербурге, это вряд ли осталось бы незамеченным.

Международная обеспокоенность

К обеспокоенности по поводу риска возникновения чрезвычайной ситуации во время загрузки топлива, которая может привести к загрязнению большей части второй столицы России, добавилась и негативная реакция норвежского МИДа, вызванная самой идеей транспортировки двух реакторов КЛТ-40 c облученным ядерным топливом вдоль побережья Норвегии.

В конце июня Госсекретарь Норвегии Марит Бергер Рёшланд (Marit Berger Røsland) выразила протест российским планам буксировки «Академика Ломоносова» с ядерным топливом на борту вдоль норвежского побережья.

В ответ глава «Росатома» Алексей Лихачев в официальном пресс-релизе пообещал, что сначала энергоблок будет отбуксирован в Мурманск, и только потом специалисты приступят к операциям по загрузке топлива.

Новой площадкой для загрузки ПАТЭС выбран город Мурманск. Работы произойдут на ФГУП «Атомфлот», в распоряжении которого есть вся необходимая для таких работ инфраструктура. В Мурманск станцию отбуксируют через Балтийское море, мимо побережья Финляндии, Швеции, Польши, Германии и Дании и далее вдоль побережья Норвегии.

После загрузки и испытаний ПАТЭС, ее транспортируют вдоль северного побережья России в арктический порт Певек на Чукотке. Планируется, что она заменит Билибинскую АЭС, которую «Росатом» планирует постепенно выводить из эксплуатации.

Андрей Золотков.

Юридические коллизии

По словам директора АНО «Беллона» (Мурманск) Андрея Золоткова, решение о переносе пуска реакторных установок ПАТЭС в Мурманск вызвано и юридическими причинами: «В морском праве нет такого понятия как «несамоходный плавучий ядерный объект», что и создает большие трудности при транспортировке ПАТЭС по Балтийскому, Северному и Баренцеву морям. Ну кто согласится страховать объект, которого не существует даже в юридических терминах морского права? Как запрашивать право на проход проливами? Как буксировать ПАТЭС, пусть даже и с остановленными реакторными установками, но уже с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) на такое расстояние». Для перевозки ОЯТ существуют специальные классы судов, к которым ПАТЭС ну никак не относится».

Кроме того, по словам Никитина, в 1990-е годы Законодательное собрание Санкт-Петербурга издало указ о запрете проведения любых потенциально-опасных ядерных операций в городской черте. Именно по этой причине загрузка топлива на атомный ракетный крейсер «Петр Великий», построенный на Балтийском Заводе, происходила в другом городе.

Тем не менее, в 2007 году на Балтийском Заводе заряжали атомный ледокол «50 лет Победы». Сейчас там строится атомный ледокол «Арктика». Возникает вопрос – его тоже будут загружать ядерным топливом на месте, в обход решения Законодательного собрания, или будут буксировать в Мурманск?

А что будет в Мурманске?

По словам Андрея Золоткова, это, наверное, будет первый случай, когда объект уходит с завода без официальной «приемки объекта» и нормальной проверки всех систем – нельзя проверить работоспособность ПАТЭС, не запустив ядерную энергетическую установку хотя бы «для проформы».

«Но реакторная установка – это лишь часть станции. Там неимоверное количество оборудования, которое завязано именно на исправную работу паропроизводительной установки. Сначала производство пара, потом турбины, охлаждение, большая электрическая часть и куча вспомогательных механизмов. Конечно, они будут каким-то образом проверены в холостом режиме, но это не реальная приемка ПАТЭС в работу», – отметил Золотков.

Атомные ледоколы на причале ФГУП "Атомфлот" Photo: Анна Киреева

Он напомнил, что все атомные ледоколы, которые строились на Балтийском заводе, уходили своим ходом с работающей реакторной установкой. Но даже после этого уже в Мурманск приезжала куча специалистов, чтобы устранить возникшие неполадки.

Приемка ПАТЭС в эксплуатацию у причала ФГУП «Атомфлот» займет точно ни один месяц, при этом станция будет занимать значительную часть причала. Это может внести дисбаланс в плановую деятельность предприятия, на причале которого базируются действующие атомные ледоколы.

Тем не менее, у Золоткова не вызывает беспокойства факт загрузки топлива на ПАТЭС на территории ФГУП «Атомфлот». Реакторы КЛТ-40 используются на лихтеровозе «Севморпуть» и на атомных ледоколах «Вайгач» и «Таймыр». Несмотря на то, что прошло уже 30 лет с тех пор, когда ее изготавливали, и даже с учетом конструкторских изменений, на «Атомфлоте» хватает операторов и специалистов для работы с этим типом реакторной установки. По его словам, на базе «Атомфлота» было произведено не менее 15-ти пусков похожей реакторной установки.

«Академик Ломоносов» будет первой российской плавучей атомной станцией. Сомнительная честь быть первой плавучей АЭС мире принадлежит американской Sturgis , построенной в 1967 и утилизированной менее чем через 10 лет – в 1976 году.

Поскольку «Росатом» делает ставку на востребованность ПАТЭС в будущем, особенно среди иностранных покупателей, перед ним встает большой вопрос – где строить следующую станцию, если вдруг появятся заказы, особенно из-за рубежа? Буксировать «несамоходный плавучий ядерный объект» по морям и океанам не позволит морское право. Придется, кроме самой ПАТЭС, создавать целую технологическую цепочку – специальное судно для загрузки-выгрузки ядерного топлива, специальное судно для транспортировки ОЯТ по типу и многое другое.

Подписан приказ о начале швартовных испытаний первого в мире плавучего энергетического блока (ПЭБ) "Академик Ломоносов" . Согласно графику строительства ПЭБ, испытания начнутся 1 июля 2016 года.

Проведение швартовных испытаний на заказе – это важнейший этап строительства, определяющий начало его финальной стадии. Швартовные испытания пройдут по особой технологической схеме и будут совмещены с достроечными работами в помещениях перегрузочного комплекса, аппаратных и машинных отделений, что потребует от завода высокой организованности и повышенных мер безопасности.

Испытания будут проходить последовательно, чтобы не допустить совмещения строительства и испытаний в одних и тех же районах и помещениях строящегося ПЭБ. Плановый срок окончания швартовных испытаний 30 октября 2017 г.

После этого ПАТЭС «Академик Ломоносов» уже выйдет с завода как готовый объект, который будет доставлен по Северному морскому пути к месту работы и подключен к береговой инфраструктуре, сооружаемой в порту г. Певеке . Готовность энергоблока к транспортировке должна быть достигнута к концу 2017 г. В сентябре 2019 г. «Росэнергоатом» планирует приступить к установке энергоблока на штатное место, а в конце осени 2019 г. – начать испытания ПАТЭС и ввести ее в эксплуатацию.

ПЭБ проекта 20870 "Академик Ломоносов" - это несамоходное судно с двумя атомными реакторными установками "КЛТ-40" на борту, предназначенное для обеспечения электроэнергией и теплом труднодоступных объектов в северных морях, а также для опреснения морской воды. Согласно теххарактеристикам, ПЭБ способен в номинальном режиме выдавать в береговые сети до 70 МВт электроэнергии и 300 МВт тепловой энергии, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением 200 000 человек.

Срок эксплуатации энергоблока составляет сорок лет. При этом каждые три года необходимо совершать перезарядку реакторов. Эксплуатировать ПЭБ будет постоянный экипаж судна из 69 человек.

Строительство гидротехнических и береговых сооружений для первой в мире плавучей АТЭС >>

«Академик Ломоносов» проекта 20870 предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). Станция оснащена реакторными установками КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме.

Плавучий энергоблок заменит выбывающие к 2019 году на Чукотке генерирующие мощности - Билибинскую АЭС и Чаунскую ТЭЦ , что важно с точки зрения гарантированного и устойчивого энергообеспечения региона.

Российская Федерация – абсолютный мировой монополист в области плавучих атомных электростанциях, которые перспективно использовать в прибрежном инфраструктурном строительстве.

В настоящее время ПАТЭС «Академик Ломоносов» (проект 20870) достраивается на «Балтийском заводе». По плану, она должна быть сдана в сентябре 2016 г. , но учитывая "экспериментальный характер" первой ПАТЭС, окончательные сроки ее сдачи и бюджет остаются "плавающими". Несмотря на соглашение с Балтзаводом о сдаче ПАТЭС осенью 2016 года, в "Росатоме" признают, что на достройку и испытания потенциально есть время до 2019 года. Ожидается, что плавучий энергоблок весной 2018 года отбуксируют с Балтийского завода в Мурманск на площадку Росатомфлота, где осенью состоится загрузка ядерного топлива в реактор и физический пуск энергоблока .

Сама идея использования атомной энергии в транспортных установках не является новой. Подобные проекты разрабатывались в Англии, Германии и в США. Но эти страны к настоящему моменту отказались от проектов плавучих АЭС, посчитав их бесперспективными.

Атомфлот планирует построить док для нового ледокола ЛК-60 >>

Впервые плавучие реакторы использовались в США для обеспечения энергией Панамского канала (1966–1976 гг.) и американской исследовательской базы в Антарктике (1962–1972 гг.). Например, американская плавучая станция Sturgis (мощность 10 МВт) с 1976 г. находилась в нерабочем состоянии на стоянке в штате Виргиния, и недавно ее отбуксировали в Галвестон для утилизации.

Недавно китайская корпорация CGN (China General Nuclear Power Corporation) объявила об официальном запуске проекта плавучей станции с реактором малой мощности ACPR50S.

Как сообщил представитель корпорации Хуан Сяофэй в городе Шэньчжэнь (провинция Гуандун, Южный Китай), CGN заключила соглашение с корпорацией Dongfang Electric Corporation о покупке корпуса реактора под давлением.

Проект ACPR50S считается наиболее оптимальным решением комбинированных поставок тепла, электроэнергии и пресной воды для работ по освоению морских ресурсов, а также для поставок электроэнергии и оказания помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций в островных и прибрежных районах.

В Советском Союзе в 80-х годах разрабатывали проект плавучей АЭС «Волнолом 3» с реактором АБВ-6 (мощность 12 МВт) для использования на полигоне МО на Новой Земле. Однако работы над созданием этой ПАТЭС были прекращены в начальной стадии.

Спущен на воду самый большой в мире атомный ледокол >>

Первый гражданский проект ПАТЭС в России появился в начале 90-х годов. В ходе выполнения Постановления Правительства России от 9 июня 1992 года за №389 о путях преодоления кризиса топливного энергетического комплекса Дальнего Востока и Восточной Сибири группа экспертов Минатома в 1993 году предложила использовать АЭС малой мощности (100–180 МВт) на основе реакторов судовых и корабельных атомных энергетических установок. По заказу Минатома России в период 1992–1994 гг. был проведен ряд конкурсов на лучший проект атомной станции малой мощности, организовано АО «Малая энергетика». В классе реакторных установок свыше 50 МВт первое место в конкурсе было присуждено проекту АЭС на основе плавучего энергоблока с двумя реакторными установками типа КЛТ-40С.

Активная фаза строительства головного плавучего энергоблока для первой российской ПАТЭС началась в 2007 г. Малайзия, Индонезия, Южная Корея, Мозамбик, Намибия, ЮАР, Индия, Вьетнам проявили большой интерес к проекту, и Росатом планирует передавать ПАТЭС в лизинг этим странам. В качестве перспективного рынка Росатом рассматривает также страны Южной Америки.

Госкорпорация «Росатом» осуществляет масштабную программу сооружения АЭС как в Российской Федерации, так и за рубежом. В настоящее время в России осуществляется строительство 6 энергоблоков. Портфель зарубежных заказов включает 36 блоков. Ниже приведена информация о некоторых из них.


Строящиеся АЭС в России

Курская АЭС-2 сооружается как станция замещения взамен выбывающих из эксплуатации энергоблоков действующей Курской АЭС. Ввод в эксплуатацию двух первых энергоблоков Курской АЭС-2 планируется синхронизировать с выводом из эксплуатации энергоблоков №1 и №2 действующей станции. Застройщик - технический заказчик объекта – АО «Концерн Росэнергоатом». Генеральный проектировщик - АО ИК «АСЭ», генеральный подрядчик - АСЭ (Инжиниринговый дивизион Госкорпорации «Росатом»). В 2012 году были проведены предпроектные инженерные и экологические изыскания по выбору наиболее предпочтительной площадки размещения четырёхблочной станции. На основании полученных результатов выбрана площадка Макаровка, расположенная в непосредственной близости от действующей АЭС. Церемония заливки «первого бетона» на площадке Курской АЭС-2 состоялась в апреле 2018 года.

Ленинградская АЭС-2

Расположение: близ г. Сосновый Бор (Ленинградская обл.)

Тип реактора: ВВЭР-1200

Количество энергоблоков: 2 – в стадии строительства, 4 – по проекту

Станция строится на площадке Ленинградской АЭС. Проектировщик - АО «АТОМПРОЕКТ», генеральный подрядчик - АО «КОНЦЕРН ТИТАН-2», функции заказчика-застройщика выполняет ОАО «Концерн «Росэнергоатом». Проект будущей АЭС в феврале 2007 года получил положительное заключение Главгосэкспертизы РФ. В июне 2008 года и июле 2009 года Ростехнадзор выдал лицензии на сооружение энергоблоков Ленинградской АЭС-2 - головной атомной электростанции по проекту «АЭС-2006». Проект ЛАЭС-2 с водо-водяными энергетическими реакторами мощностью по 1200 МВт каждый отвечает всем современным международным требованиям по безопасности. В нем применены четыре активных независимых канала систем безопасности, дублирующие друг друга, а также комбинация пассивных систем безопасности, работа которых не зависит от человеческого фактора. В составе систем безопасности проекта - устройство локализации расплава, система пассивного отвода тепла из-под оболочки реактора и система пассивного отвода тепла от парогенераторов. Расчетный срок службы станции – 50 лет, основного оборудования – 60 лет. Физический пуск энергоблока №1 Ленинградской АЭС-2 состоялся в декабре 2017 года, энергетический пуск – в марте 2018 года. Блок был введен в промышленную эксплуатацию 27 ноября 2018 года. Ведется сооружение энергоблока №2.

Нововоронежская АЭС-2

Расположение: близ г. Нововоронеж (Воронежская обл.)

Тип реактора: ВВЭР-1200

Количество энергоблоков: 2 (1 - в стадии сооружения)

Нововоронежская АЭС-2 строится на площадке действующей станции, это самый масштабный инвестиционный проект на территории Центрально-Черноземного региона. Генеральный проектировщик - АО «Атомэнергопроект». Генеральным подрядчиком выступает АСЭ (Инжиниринговый дивизион Госкорпорации «Росатом»). Проект предусматривает использование реакторов ВВЭР проекта «АЭС-2006» со сроком эксплуатации 60 лет. Проект «АЭС-2006» базируется на технических решениях проекта «АЭС-92», получившего в апреле 2007 года сертификат соответствия всем техническим требованиям европейских эксплуатирующих организаций (EUR) к АЭС с легководными реакторами нового поколения. Все функции безопасности в проекте «АЭС-2006» обеспечиваются независимой работой активных и пассивных систем, что является гарантией надежной работы станции и ее устойчивости к внешним и внутренним воздействиям. Первая очередь Нововоронежской АЭС-2 будет включать два энергоблока. Энергоблок №1 Нововоронежской АЭС-2 с реактором ВВЭР-1200 поколения «3+» был сдан в промышленную эксплуатацию 27 февраля 2017 года. В феврале 2019 года на энергоблоке №2 Нововоронежской АЭС-2 начался этап физического пуска.

Плавучая АЭС «Академик Ломоносов»

Расположение: г. Певек (Чукотский автономный округ)

Тип реактора: КЛТ-40С

Количество энергоблоков: 2

Плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» проекта 20870 - это головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. ПЭБ предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) и представляет собой новый класс энергоисточников на базе российских технологий атомного судостроения. Это уникальный и первый в мире проект мобильного транспортабельного энергоблока малой мощности. Он предназначен для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока и его основная цель – обеспечить энергией удаленные промышленные предприятия, портовые города, а также газовые и нефтяные платформы, расположенные в открытом море. ПАТЭС разработана с большим запасом прочности, который превышает все возможные угрозы и делает ядерные реакторы неуязвимыми для цунами и других природных катастроф. Станция оснащена двумя реакторными установками КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением около 100 тыс. человек. Кроме того, такие энергоблоки могут работать в островных государствах, на их базе может быть создана мощная опреснительная установка.

Плавучий энергоблок (ПЭБ) сооружается промышленным способом на судостроительном заводе и доставляется к месту размещения морским путем в полностью готовом виде. На площадке размещения строятся только вспомогательные сооружения, обеспечивающие установку плавучего энергоблока и передачу тепла и электроэнергии на берег. Строительство первого плавучего энергоблока началось в 2007 году на ОАО «ПО «Севмаш», в 2008 году проект был передан ОАО «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге. 30 июня 2010 года состоялся спуск на воду плавучего энергоблока. После завершения швартовных испытаний в апреле-мае 2018 года ПЭБ «Академик Ломоносов» была транспортирована с завода в г. Мурманск, на площадку ФГУП «Атомфлот». 3 октября 2018 года на ПАТЭС завершена загрузка ядерного топлива в реакторные установки. 6 декабря 2018 года на плавучем энергоблоке состоялся энергетический пуск первого реактора. В 2019 году он будет доставлен по Северному морскому пути к месту работы и подключен к береговой инфраструктуре, сооружаемой в порту г. Певека. Строительство береговых сооружений было начато осенью 2016 года, оно осуществляется ООО «Трест Запсибгидрострой», которое уже имеет опыт строительства аналогичных объектов в арктических условиях. Все работы по сооружению береговых сооружений на площадке в Певеке работы ведутся в графике.

ПАТЭС предназначена для замещения выбывающих мощностей Билибинской АЭС, которая расположена в Чукотском автономном округе и на сегодняшний день вырабатывает 80% электроэнергии в изолированной Чаун-Билибинской энергосистеме. Первый энергоблок Билибинской АЭС планируется окончательно остановить в 2019 году. Вся станция, как ожидается, будет остановлена в 2021 году.

Росатом уже работает над вторым поколением ПАТЭС - оптимизированным плавучим энергоблоком (OFPU), который будет меньше своего предшественника. Его предполагается оснастить двумя реакторами типа RITM-200M мощностью 50 МВт каждый.

Строящиеся АЭС за рубежом

АЭС «Аккую» (Турция)

Расположение: близ г. Мерсин (провинция Мерсин)

Тип реактора: ВВЭР-1200
Количество энергоблоков: 4 (в стадии сооружения)


Проект первой турецкой АЭС включает в себя четыре энергоблока с самыми современными реакторами российского дизайна ВВЭР-1200 общей мощностью 4800 мегаватт.

Это серийный проект атомной электростанции на базе проекта Нововоронежской АЭС-2 (Россия, Воронежская область), расчетный срок службы АЭС "Аккую"– 60 лет. Проектные решения станции АЭС "Аккую" отвечают всем современным требованиям мирового ядерного сообщества, закрепленным в нормах безопасности МАГАТЭ и Международной консультативной группы по ядерной безопасности и требованиям Клуба EUR. Каждый энергоблок будет оснащен самыми современными активными и пассивными системами безопасности, предназначенными для предотвращения проектных аварий и/или ограничения их последствий. Межправительственное соглашение РФ и Турции по сотрудничеству в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке "Аккую" в провинции Мерсин на южном побережье Турции было подписано 12 мая 2010 года. Генеральный заказчик и инвестор проекта - АО "Аккую Нуклеар" (AKKUYU NÜKLEER ANONİM ŞİRKETİ, компания, специально учрежденная для управления проектом), генеральный проектировщик станции - АО "Атомэнергопроект", генеральный подрядчик строительства - АО "Атомстройэкспорт" (обе входят в инжиниринговый дивизион Росатома). Техническим заказчиком является ОАО «Концерн Росэнергоатом», научный руководитель проекта - ФГУ НИЦ «Курчатовский институт», консультант по вопросам лицензирования – ООО «ИнтерРАО - УорлиПарсонс», АО «Русатом Энерго Интернешнл» (АО «РЭИН») - девелопер проекта и мажоритарный акционер "Аккую Нуклеар". Основной объем поставок оборудования и высокотехнологичной продукции для реализации проекта приходится на российские предприятия, проект также предусматривает максимальное участие турецких компаний в строительных и монтажных работах, а также компаний из других стран. Впоследствии турецкие специалисты будут привлекаться к участию в эксплуатации АЭС на всех этапах ее жизненного цикла. Согласно межправительственному соглашению от 12 мая 2010 года, турецкие студенты проходят обучение в российских ВУЗах по программе подготовки специалистов атомной энергетики. В декабре 2014 года Министерство окружающей среды и градостроительства Турции одобрило Отчет по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) АЭС "Аккую". Церемония по закладке фундамента морских сооружений АЭС прошла в апреле 2015 года. 25 июня 2015 года Управление по регулированию энергетического рынка Турции выдало АО "Аккую Нуклеар" предварительную лицензию на генерацию электроэнергии. 29 июня 2015 года с турецкой компанией "Дженгиз Иншаат" был подписан контракт на проектирование и строительство морских гидротехнических сооружений атомной станции. В феврале 2017 года Турецкое агентство по атомной энергии (ТАЕК) одобрило проектные параметры площадки АЭС "Аккую". 20 октября 2017 года АО "Аккую Нуклеар" получила от ТАЕК ограниченное разрешение на строительство, являющееся важным этапом на пути к получению лицензии на строительство АЭС. 10 декабря 2017 года на площадке АЭС «Аккую» состоялась торжественная церемония начала строительства в рамках ОРС. В рамках ОРС выполняются строительно-монтажные работы на всех объектах атомной электростанции, за исключением зданий и сооружений, относящихся к безопасности «ядерного острова». АО "Аккую Нуклеар" плотно сотрудничает с турецкой стороной по вопросам лицензирования. 3 апреля 2018 года состоялась торжественная церемония заливки "первого бетона".

Белорусская АЭС (Беларусь)

Расположение: город Островец (Гродненская область)

Тип реактора: ВВЭР-1200

Количество энергоблоков: 2 (в стадии сооружения)

Белорусская АЭС - первая в истории страны атомная электростанция, крупнейший проект российско-белорусского сотрудничества. Строительство АЭС ведется в соответствии с Соглашением между правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь, заключенным в марте 2011 года, на условиях полной ответственности генерального подрядчика («под ключ»). Станция расположена в 18 км от г. Островец (Гродненская область). Она сооружается по типовому проекту поколения 3+, полностью соответствующему всем «постфукусимским» требованиям, международным нормам и рекомендациям МАГАТЭ. Проект предусматривает сооружение двухблочной АЭС с реакторами ВВЭР-1200 общей мощностью 2400 МВт. Генеральный подрядчик строительства – Инжиниринговый дивизион Госкорпорации «Росатом» (АСЭ). В настоящее время на основных объектах пусковых комплексов строящихся энергоблоков Белорусской АЭС ведутся тепломонтажные и электромонтажные работы в соответствии с утвержденным совместно графиком. На энергоблоке №1 завершен монтаж основного оборудования реакторного и машинного залов, продолжается этап полномасштабных пуско-наладочных работ. На энергоблоке №2 ведется монтаж основного оборудования реакторного зала. Строительство этой станции обещает установить рекорд по степени вовлеченности в работу белорусских специалистов. В проекте сооружения Белорусской АЭС задействованы 34 подрядные организации, в том числе свыше 20 белорусских. После ввода в промышленную эксплуатацию атомная электростанция в Островце будет вырабатывать около 25% необходимой Беларуси электроэнергии.

АЭС «Бушер» (Иран)

Расположение: близ г. Бушер (провинция Бушир)

Тип реактора: ВВЭР-1000

Количество энергоблоков: 3 (1 – построен, 2 - в стадии сооружения)


АЭС «Бушер» – первая в Иране и на всем Ближнем Востоке атомная электростанция. Строительство было начато в 1974 году немецким концерном Kraftwerk Union A.G. (Siemens/KWU) и приостановлено в 1980 году из-за решения германского правительства присоединиться к американскому эмбарго на поставки оборудования в Иран. Между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран 24 августа 1992 года было подписано соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, и 25 августа 1992 года заключено соглашение о сооружении атомной электростанции в Иране. Строительство АЭС было возобновлено после длительной консервации в 1995 году. Российским подрядчикам удалось осуществить интеграцию российского оборудования в строительную часть, выполненную по немецкому проекту. Электростанция была подключена к электрической сети Ирана в сентябре 2011 года, в августе 2012 года энергоблок №1 вышел на полную рабочую мощность. 23 сентября 2013 года Россия состоялась официальная передача первого энергоблока АЭС «Бушер» мощностью 1000 МВт иранскому заказчику. В ноябре 2014 года был заключен ЕРС-контракт на сооружение «под ключ» еще двух энергоблоков АЭС (с возможностью расширения до четырех энергоблоков). Генеральный проектировщик – АО «Атомэнергопроект», генеральный подрядчик - АСЭ (Инжиниринговый дивизион Госкорпорации «Росатом»). Для сооружения выбраны реакторы ВВЭР-1000 проекта «АЭС-92». Церемония официального старта проекта «Бушер-2» состоялась 10 сентября 2016 года. В октябре 2017 года был дан старт строительно-монтажным работам на стройплощадке второй очереди станции.

АЭС "Эль-Дабаа" (Египет)

Расположение: область Матрух на берегу Средиземного моря

Тип реактора: ВВЭР-1200

Количество энергоблоков: 4

АЭС "Эль-Дабаа" – первая атомная станция в Египте, в области Матрух на берегу Средиземного моря. Она будет состоять из 4-х энергоблоков с реакторами ВВЭР-1200. В ноябре 2015 года Россия и Египет подписали Межправительственное соглашение о сотрудничестве в сооружении по российским технологиям и эксплуатации первой египетской АЭС. В соответствии с подписанными контрактами, Росатом осуществит поставку российского ядерного топлива на весь жизненный цикл атомной станции, проведет обучение персонала и окажет египетским партнерам поддержку в эксплуатации и сервисе АЭС «Эль Дабаа» на протяжении первых 10 лет работы станции. В рамках реализации проекта сооружения АЭС «Эль Дабаа» Росатом также окажет египетским партнерам помощь в развитии ядерной инфраструктуры, увеличит уровень локализации, обеспечит поддержку в повышении общественной приемлемости использования атомной энергетики. Подготовка будущих работников АЭС будет проходить как в России, так и в Египте. 11 декабря 2017 года в Каире генеральный директор Росатома Алексей Лихачёв и министр электроэнергетики и возобновляемых источников энергии Египта Мохаммед Шакер подписали акты о вступлении в силу коммерческих контрактов на сооружение этой атомной станции.

АЭС «Куданкулам» (Индия)

Расположение: близ г. Куданкулам (штат Тамил Наду)

Тип реактора: ВВЭР-1000

Количество энергоблоков: 4 (2 – в эксплуатации, 2 - в стадии сооружения)

АЭС «Куданкулам» сооружается в рамках выполнения Межгосударственного соглашения, заключенного в ноябре 1988 года, и дополнения к нему от 21 июня 1998 года. Заказчик – Индийская корпорация по атомной энергии (ИКАЭЛ). Сооружение АЭС «Куданкулам» ведет АО «Атомстройэкспорт», генеральный проектировщик - АО «Атомэнергопроект», генеральный конструктор - ОКБ «Гидропресс», научный руководитель - РНЦ «Курчатовский институт». Проект «АЭС-92», по которому сооружается станция, был разработан институтом «Атомэнергопроект» (Москва) на базе серийных энергоблоков, которые длительное время эксплуатируются в России и странах Восточной Европы. Первый блок АЭС "Куданкулам" был включен в национальную энергосистему Индии в 2013 году. Он является на сегодняшний день самым мощным в Индии и соответствует наиболее современным требованиям безопасности. 31 декабря 2014 года энергоблок №1 был запущен в коммерческую эксплуатацию, 10 августа 2016 года он был официально сдан в промышленную эксплуатацию. Физический пуск энергоблока №2 начался в мае 2016 года, 29 августа 2016 года состоялся его энергопуск. В апреле 2014 года РФ и Индия подписали генеральное рамочное соглашение о строительстве с участием России второй очереди (энергоблоки №3 и №4) АЭС, а в декабре - документы, позволяющие начать ее сооружение. 1 июня 2017 года, в ходе XVIII Ежегодного российско-индийского саммита, проходившего в Санкт–Петербурге, АСЭ (Инжиниринговый дивизион Госкорпорации «Росатом») и Индийская корпорация по атомной энергии подписали Генеральное рамочное соглашение по сооружению третьей очереди (энергоблоки №5 и №6) АЭС «Куданкулам». 31 июля 2017 года состоялось подписание контрактов между АО «Атомстройэкспорт» и Индийской корпорацией по атомной энергии на первоочередные проектные работы, рабочее проектирование и поставку основного оборудования для третьей очереди станции.

АЭС "Пакш-2" (Венгрия)

Расположение: близ г. Пакш (регион Тольна)

Тип реактора: ВВЭР-1200

Количество энергоблоков: 2

В настоящий момент на АЭС "Пакш", построенной по советскому проекту, работают четыре энергоблока с реакторами типа ВВЭР-440. Парламент Венгрии в 2009 году одобрил сооружение двух новых энергоблоков на АЭС. В декабре 2014 года Госкорпорация "Росатом" и компания MVM (Венгрия) подписали контракт на постройку новых блоков станции. В марте того же года Россия и Венгрия подписали соглашение о предоставлении кредита до 10 млрд евро на достройку АЭС "Пакш". Планируется, что на АЭС "Пакш-2" будут построены два блока (№5 и №6) проекта ВВЭР-1200. Генеральный проектировщик - АО "АТОМПРОЕКТ".

АЭС «Руппур» (Бангладеш)

Расположение: близ пос. Руппур (округ Пабна)

Тип реактора: ВВЭР-1200

Количество энергоблоков: 2

Межправительственное соглашение о сотрудничестве в строительстве первой бангладешской АЭС «Руппур» было подписано в ноябре 2011 года. Первый камень в начало строительства станции был заложен осенью 2013 года. В настоящее время осуществляется подготовительная стадия строительства энергоблоков №1 и №2. Генеральный подрядчик - АСЭ (Инжиниринговый дивизион Госкорпорации «Росатом»), место реализации проекта – площадка в 160 км от г. Дакка. Строительство осуществляется за счет кредита, предоставляемого Россией. Проект соответствует всем российским и международным требованиям безопасности. Его основной отличительной чертой является оптимальное сочетание активных и пассивных систем безопасности. 25 декабря 2015 года подписан генеральный контракт на сооружение АЭС «Руппур» в Бангладеш. Документ определяет обязательства и ответственность сторон, сроки и порядок реализации всех работ и прочие условия сооружения АЭС. Заливка первого бетона состоялась 30 ноября 2017 года. В настоящее время на стройплощадке станции выполняются строительно-монтажные работы.

АЭС «Тяньвань» (Китай)

Расположение: близ г. Ляньюнган (округ Ляньюньган, провинция Цзянсу)

Тип реактора: ВВЭР-1000 (4), ВВЭР-1200 (2)

Количество энергоблоков: 6 (4 - в эксплуатации, 2 – в стадии сооружения)

АЭС «Тяньвань» - самый крупный объект российско-китайского экономического сотрудничества. Первая очередь станции (энергоблоки №1 и №2) была построена российскими специалистами и находится в коммерческой эксплуатации с 2007 года. Ежегодно на первой очереди АЭС вырабатывается свыше 15 млрд кВт/час электроэнергии. Благодаря новым системам безопасности («ловушка расплава») она считается одной из самых современных станций в мире. Сооружение первых двух блоков АЭС «Тяньвань» вела российская компания в соответствии с российско-китайским межправительственным соглашением, подписанным в 1992 году.

В октябре 2009 года Госкорпорация «Росатом» и Китайская корпорация ядерной промышленности (CNNC) подписали протокол о продолжении сотрудничества в сооружении второй очереди станции (энергоблоки №3 и №4). Генеральный контракт был подписан в 2010 году и вступил в силу в 2011 году. Сооружение второй очереди АЭС осуществляется «Цзянсуской ядерной энергетической корпорацией» (JNPC). Вторая очередь стала логическим развитием первой очереди станции. Стороны применили целый ряд модернизаций. Проект был улучшен с технической и эксплуатационных сторон. Ответственность за проектирование ядерного острова была возложена на российскую сторону, за проектирование неядерного острова – на китайскую сторону. Строительные, монтажные и пуско-наладочные работы велись китайской стороной при поддержке российских специалистов.

Заливка «первого бетона» на энергоблоке №3 состоялась 27 декабря 2012 года, строительство блока №4 началось 27 сентября 2013 года. 30 декабря 2017 года состоялся энергетический пуск энергоблока №3 АЭС «Тяньвань». 27 октября 2018 года состоялся энергетический пуск блока №4 АЭС «Тяньвань». В настоящее время энергоблок №3 передан «Цзянсуской ядерной энергетической корпорацией» (JNPC) для прохождения 24-х месячной гарантийной эксплуатации, а энергоблок №4 22 декабря 2018 г. передан в коммерческую эксплуатацию.

8 июня 2018 года в Пекине (КНР) состоялось подписание стратегического пакета документов, определяющих основные направления развития сотрудничества между Россией и Китаем в сфере атомной энергетики на ближайшие десятилетия. В частности, будут построены два новых энергоблока с реакторами ВВЭР-1200 поколения «3+»: энергоблоки №7 и №8 АЭС «Тяньвань».

Центральный пульт управления плавучей атомной теплоэлектростанцией (ПАТЭС) «Академик Ломоносов». Оператор на три секунды зажимает красную кнопку, гудит сирена, гаснет свет, цифры на датчиках температур идут вниз.

— Сработала аварийная защита на реакторе, на левом борту. — объясняет Евгений Гаврилов, начальник учебно-тренировочного подразделения «Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС». — Стержни аварийной защиты влетели в активную зону реактора. Процесс цепной реакции прекращен. Ядерный реактор заглушен, находится в подкритическом состоянии, и переведен в режим снятия остаточного тепла. Второй реактор, на правом борту, продолжает работать стабильно. Жень, приведи в нормальное состояние!

Женя «чинит» атомный реактор, включается свет, замолкает сирена, температура реактора постепенно приходит в норму.

Мы находимся на полномасштабном тренажере, точной копии (вплоть до цвета стен) ЦПУ, который будет поставлен на плавучий энергоблок (ПЭБ) «Академий Ломоносов».

Тренажерная подготовка происходит так: инструктор инициирует аварийную ситуацию — задает определенные параметры и происходит, например, «разрыв трубопровода». Задача операторов — сориентироваться и привести реакторы в безопасное состояние. Все это записывается на видеокамеры, после чего происходит разбор полетов, рассказывает Гаврилов.

Нажимать красную кнопку — привилегия оператора, хотя, по словам Гаврилова, «чисто номинальная — она практически никогда не нажимается».
«Операторы боятся — мало ли что произойдет: стакан упадет или еще чего. Поэтому они ставят специальные колпачки на эту кнопку, чтобы случайно не нажать. А если действительно нужно — сдернул колпачок и нажал», — говорит Гаврилов.

С 1 сентября в «Центральном институте повышения квалификации Госкорпорации Росатом», где располагается тренажер, начнется полноценная подготовка.

«Первые 17 человек, которые начинают у нас обучаться — это уровень руководителей: главных инженеров, основных ведущих специалистов, связанных с эксплуатацией», — говорит директор филиала ЦИПКа, проректор института Таир Таиров.

Сейчас формируется костяк будущей команды. «Конечно, есть желание, чтобы первый экипаж был набран из людей опытных. Поэтому сейчас мы отдаем предпочтение людям из довольно узкого мира ледокольщиков, военных моряков и атомщиков», — говорит Андрей Туниманов, начальник отдела управления персоналом.

Уже известно, что всего будет шесть смен. Но в каком графике будет работать экипаж, пока не решили: то ли два месяца через два или, как на ледоколах — четыре через четыре месяца.

— Но директор и главный инженер ПЭБ вахтовым методом не работает. Они работают все время и ездят в отпуск. В соответствии с трудовым законодательством, — громко заявляет Туниманов.

— Ээ, да, они также будут. Неужели они хуже других? — усмехается Гаврилов. Сам главный инженер скромно молчит.

«Когда мы только начали подготовку в 2008-2009 годах, мы столкнулись с тем, что в мире еще нет такого объекта. — объясняет расхождения в показаниях Таиров. — Даже были споры, что это: атомная станция или судно с реакторными установками. Пришли к выводу, что это судно стоичного типа, которое не имеет своего хода. Но споры продолжаются».

Вместо обычных АЭС

«Академик Ломоносов» сам передвигаться не сможет. Для прохода, например, по Северному морскому пути ему потребуется два ледокола-проводника: один будет бить лед, второй тянуть ПЭБ на жесткой сцепке.

Мощность атомного реактора также сопоставима с мощностью современных атомных ледоколов — на нем установлены два реактора КЛТ-40С, которые разрабатывают АО «ОКБМ Африкантов» Госкорпорации «Росатом».

Главная особенность ПЭБ — возможность передавать энергию и тепло на берег.

«Достижения и технологии атомного судостроения впервые в мире в таком масштабе и объеме будут использованы для выработки тепла и электричества для нужд потребителей, — не без пафоса говорит Сергей Завьялов, заместитель генерального директора концерна Росэнергоатом, руководитель дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС. — Мы будем генерировать электрическую и тепловую мощность в объеме ПЭБ и с помощью передающих устройств транспортировать это все в энергетические сети, что обеспечит функционирование энергоизолированных регионов».

Конкретно «Академик Ломоносов» станет заменой отжившим свое Билибинской АЭС и Чаунской ТЭЦ в Певеке на Чукотке. По словам Завьялова, он придет в порт Певек в 2019 году.

ПЭБ может подключаться к действующим сетям и вырабатывать 70 МВт электрической мощности, 50 ГВт в час тепловой мощности, что позволяет поддерживать нужды городка с населением до 100 тыс. человек.

«В 2021 выходит из эксплуатации Белибинская АЭС, и мы к тому моменту должны наши 70 МВт мощности выдавать потребителям», — говорит Завьялов. Правда, по его словам, «сети находятся в достаточно плачевном состоянии», и требуют замены. «Такие решения сейчас в правительстве разрабатываются. Все вопросы к 2019 году должны быть решены».

История «Академика Ломоносова»

ПАТЭС не имеет мировых аналогов, утверждают разработчики. Правда, американцы когда-то, во Вьетнамской войны, ставили на платформу реактор и турбину для того, чтобы обеспечить Панамский канал энергетикой для прохода своих войск. Но это аналогом назвать сложно.

ПЭБ получил имя «Академик Ломоносов», так как должен был быть готов к 300-летию ученого в 2011 году. В 2006 году победителем тендера на строительство стало предприятие «Севмаш», однако после переноса сроков заказ получил Балтийский завод (в настоящий момент в строительстве ПЭБ задействовано 700 человек - 1\5 завода).

«Мы пришли на «Севмаш», запустились, и там получили две проблемы. — рассказывает Завьялов. — Их ни в коем случае нельзя ставить в вину ни «Севмашу», ни судостроителям, ни тем более заказчикам. Это проблема, связанная с недостаточностью проектной базы «Севмаша». К подобного рода объектам они не были готовы. И в этот период времени на «Севмаш» свалился огромный гособоронзаказ, и они просто начали захлебываться».

Строительство возобновилось только в 2013 году. По словам Завьялова, из 8 лет, объект строится реально всего 3,5 года. Сейчас он готов на 70%. «И потребуется еще где-то год-полтора».

Общая стоимость проекта, по словам Завьялова, «находится в пределах 20 млрд рублей, это очень разумные и взвешенные показатели». Стоимость следующего блока, по его словам, должна быть ниже.

А без следующего блока, получается, не обойтись. «Мы встанем в Билибино, начнем работать и в течение 10 лет завершим первый цикл. Соответственно, за это время мы должны построить второй энергоблок, чтобы поставить его на замену. Предполагаю, что он будет такой же, хотя могут и и иные технические решения», — объясняет Завьялов.

«10 лет находясь на площадке ПЭБ выдает электроэнергию. Перегрузки производятся раз в 2,5 - 3 года. Выгрузка топлива обеспечивается специализированным оборудованием, которое находится на ПЭБ, там же обеспечивается хранение отработанного топлива, — добавляет Юрий Фадеев, главный конструктор АО «ОКБМ Африкантов». По его словам, через 10 лет работы ПЭБ транспортируется на судостроительный завод для среднего ремонта. Там производится выгрузка старого топлива и загрузка нового. Эти циклы должны повторяются в течение всего срока эксплуатации в 40 лет.
Данный ПЭБ рассматривается как референтный образец. На нем отрабатываем все технологии. «С точки зрения будущего, столь металлоемкий, насыщенное оборудование изделие нас устраивать не будет, это очень дорого», — говорит Завьялов. Если все пойдет успешно, ставка будет делаться на более компактные изделия, которые будут лишены, например, жилого блока с библиотекой и бассейном (которые есть на «Академике Ломоносове»), и будут заточены исключительно на выработку тепла и электричества.

В Росатоме не сомневаются, что плавучие энергоблоки будут востребованы и за рубежом. Особенно с дополнительным комплектом оборудования для опреснения воды. Главное - отработать технологии серийного производства. Уже сегодня прямую заинтересованность в ПАТЭС проявляют китайские партнеры.

Ледоколы нового поколения

Одновременно на Балтийском заводе идет строительство атомного ледокола нового поколения «Арктика», который должен быть спущен на воду 26 мая следующего года в день 160-летнего юбилея завода (на фото вверху ). 22 августа 2015 была установлена последняя секция носового блока.

«Данный ледокол является самым большим и самым мощным ледоколом в мире на сегодняшний день. Основные габариты: 12,74 м, наибольшая ширина 34 м, высота, включая надстройку, трубу и мачту — порядка 53 м», — говорит руководитель проекта Сергей Черногубовский.

В настоящий момент в Росатомфлоте существует два типа ледоколов: это крупные ледоколы, например «50 лет победы» (на сегодняшний день крупнейший в мире) и мелкосидящие (предназначенный для проводки судов в устья сибирских рек) — «Таймыр» и «Вайгач».

«Арктика» совмещает два типа ледоколов, так как имеет двойную осадку.

«Рабочая осадка составляет 10,5 м, при этом максимальное водоизмещение - 33 тыс. тонн. На такой осадке он работает, когда проводит караваны судов в Арктике. Минимальная осадка составляет 8,65м — на этой осадке он может работать в устьях рек, таких как Енисей», — рассказывает Черногубовский.
Еще одна особенность — он выполнен из высокопрочной стали. «В районе ледового пояса составляет 40 мм. В связи с этим ледокол может проходить на скорости 1,5-2 узла, на максимальных оборотах припаянный лед высотой до 2,8 м как носом, так и кормой», — говорит руководитель проекта.
В настоящий момент на Балтийском заводе подписано два контракта. Первый - на строительство головного ледокола «Арктика» и второй — на создание двух серийных ледоколов «Сибирь» и «Урал».