По каким правилам и как часто могут быть плановые проверки ИП? Внеплановые проверки: где искать управу на контролеров? Как часто может быть выездная налоговая проверка

Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о проверках Роспотребнадзора: кому стоит их ожидать, как подготовиться и на что обратить внимание на каждом этапе инспекции.

Виды проверок

Проверки Роспотребнадзора бывают нескольких видов:

  1. Плановые , осуществляемые каждые 3 года на базе графика, составляемого на год. Ознакомиться с планом можно на официальном сайте. В нем расписано когда, кого и на что будут проверять. О начале плановой проверки предприниматель будет обязательно проинформирован минимум за три дня до ее начала. Уведомление может быть отправлено по почте или передано лично в руки. В 2017-2018 годах малый бизнес был освобожден от плановых проверок. Исключение : организации в сферах здравоохранения, образования, массовых мероприятий. Полный список в Законе N 294-ФЗ. Что касается 2019 года, то законодатели, в конце 2018, продлили срок «проверочных каникул» еще на два года, вплоть до 31 декабря 2020 (см. закон №480-ФЗ от 25.12.2018 г.). Исключения остались прежними.
  2. Внеплановые. К ним относится контроль выполнения предписаний по устранению нарушений и проверки, основанные на жалобах и прочей информации граждан. Не каждое обращение может стать поводом для внеплановой проверки. Например, заявителю будет отказано, если не указаны реальные случаи нарушения, либо если они заявлены анонимно. Более того, проведение внеплановой проверки Роспотребнадзором должна одобрить прокуратура. Предпринимателю сообщают о внеплановой проверке за сутки до ее начала (исключение: отрасли связанные с продуктами питания – к ним внеплановая проверка может прийти без предупреждения). В экстренных случаях, когда есть угроза здоровью людей или животных, разрешение прокуратуры и оповещение проверяемого не требуются.
  3. Выездные и документарные. В зависимости от того, будет ли инспектор лично приезжать на предприятие, или только запросит пакет документов для проверки.

Кого могут проверить

Чем шире сфера контроля проверяющего органа, тем больше организаций рискует попасть под его инспекцию. В этом отношении Роспотребнадзор находится в числе лидеров. Проверить могут практически любое предприятие, но чаще всего инспектируются фирмы, тесно работающие с населением, то есть с потребителями, в сфере услуг, торговли, образования.

Проще говоря, Роспотребнадзором контролируется любая деятельность, подразумевающая потребительские отношения.

Что проверяют

Роспотребнадзор осуществляет множество функций, его инспекции объединяют сразу специалистов различных направлений. Сегодня ему полностью переданы контрольные полномочия СанЭпидемСтанции.

Например, под контролем Роспотребнадзора находятся:

  1. Следование нормам закона о защите прав потребителей;
  2. Санитарно-эпидемиологическая ситуация;
  3. Аттестация работников ряда сфер (имеющих дело с продуктами питания);
  4. Социально-гигиенический аудит;
  5. Соблюдение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Многие проверки Роспотребнадзора носят характер внеплановых, инициируются в результате жалоб от населения (например, на громкую музыку в заведении или на складирование мусора).

После поступления жалоб территориальный отдел Роспотребнадзора может инициировать проверку:

  1. Оформления трудовых отношений с сотрудниками;
  2. Квалификации и аттестации работников, наличия санкнижек;
  3. Сертификатов на товар;
  4. Контрольно-кассовых машин в торговле;
  5. Качества продукции (исследование пробы);
  6. Соответствия помещений стандартам (визуальный осмотр и замеры).

Какие проверяют документы

Во время проверки инспекторы Роспотребнадзора обращают внимание на наличие и верное оформление следующих документов:

  1. Учредительные документы ( , );
  2. Санитарные книжки сотрудников (если требуются);
  3. Программа производственного контроля (как контролируются температура и освещенность в помещениях, как часто происходит стирка белья и уборка);
  4. Лицензии на осуществление деятельности;
  5. Вывески;
  6. Уголки потребителя;
  7. Прейскуранты цен, каталоги, меню;
  8. Документы на право владения или аренды помещения;
  9. Договоры со сторонними организациями, предоставляющими услуги вывоза и утилизации мусора, дезинфекции и т. п.;
  10. Журналы санитарных и эпидемиологических проверок;
  11. Журнал учета средств дезинфекции (его необходимо заранее зарегистрировать).

Как проходит проверка Роспотребнадзора

Начинаются плановые инспекции обычно с аудита пакета документов. Роспотребнадзор запрашивает у проверяемого предпринимателя пакет документов. К запросу обязательно прилагается заверенная копия приказа о проверке.

С 2016 года инспектор не может требовать документы и любые сведения, находящиеся в государственных реестрах (то, что они могут проверить самостоятельно, например: ИНН).

Предоставить копии документов с подписью проверяемого необходимо в течение десяти рабочих дней с даты получения запроса.

Если запрашиваемый документ относится к предмету проверки и не находится в государственной инфосистеме, то уклониться от его предоставления невозможно. В противном случае это грозит предпринимателю административным штрафом.

Первый важный этап выездной проверки – предъявление инспектором личного удостоверения и приказа о проведении проверки, где указано кто, когда, кого, на каком основании и как будут инспектировать.

Итогом проверки выступает акт (или заключение), где перечисляются обнаруженные нарушения и предписание дальнейших действий по их устранению. Один экземпляр заключения остается у инспектора, второй вручается проверенному предпринимателю.

Обязательно должна быть отражена информация:

  1. Когда и где составлено заключение;
  2. Какой орган провел контрольные мероприятия, какие эксперты непосредственно участвовали в проверке;
  3. Реквизиты распоряжения о начале проверки;
  4. Сведения о проверяемом предприятии, данные его руководителя (или представителя), который присутствовал во время проверки;
  5. Дата начала и окончания проверки;
  6. Какие были обнаружены нарушения;
  7. Подтверждение руководителя фирмы ознакомления с актом (вместо подтверждения можно сразу написать отказ от заключения с указанием причин);
  8. Отметка о внесении записи о проверке в журнал учета (или о причинах, почему это не было сделано);
  9. Подписи всех специалистов, принимавших участие в проверке.

В журнале контроля инспекций проверяющий оставляет свою отметку.

Записывается:

  1. Какой орган проводил проверку;
  2. Данные всех экспертов, участвовавших в инспекции;
  3. Когда состоялась проверка, сколько она продлилась;
  4. Основания для проверки, цели и задачи исследования;
  5. Перечень обнаруженных нарушений;
  6. Реквизиты заключения, составленного по итогам проверки.

Обжаловать заключение можно в течение трех месяцев с момента получения предписаний. Жалобу можно отправить сразу в суд или в вышестоящую структуру проверяющего органа. В документе необходимо указать, какие ошибки допустили инспекторы.

По итогам проверки, выявившей нарушения, инспектор от Роспотребнадзора может:

  1. Составить обязательные к исполнению предписания;
  2. Наложить штраф;
  3. Приостановить работу предприятия до исправления нарушений;
  4. Передать дело в суд (например, по подозрению в причастности фирмы к массовому заболеванию населения).

Нарушения со стороны инспекции

Для проверяющих от Роспотребнадзора законом тоже установлены свои рамки.

Проверяемый предприниматель обязан знать о них, следить за выполнением:

  1. Плановая проверка не будет признана легитимной, если она состоялась без присутствия должностных лиц или представителей проверяемого юридического лица. Ее результаты можно легко обжаловать. Исключение возможно только в том случае, если поступила информация о нарушениях, несущих угрозу здоровью людей или животных, либо государственной безопасности;
  2. Инспекторы не вправе забирать оригиналы документов, запрашивать данные или продукты, не относящиеся к предмету проверки;
  3. Должны соблюдаться сроки проверки;
  4. Забирать образцы для анализа инспектор может только в установленных нормах и с обязательным составлением соответствующих актов;
  5. Инспектор не вправе выдавать предписания о проведении каких-либо контрольных мероприятий за счет проверяемого;
  6. Любые результаты проверки считаются охраняемой законом тайной, и разглашать ее инспекторы не имеют права;
  7. Инспектор не может требовать оплату проверки или отдельных контрольных мероприятий.

Сроки проведения проверок Роспотребнадзора

Продлиться проверка по закону может максимум 20 дней, но бывают и исключения, когда по распоряжению Роспотребнадзора срок увеличивается. Предпринимателя обязательно оповестят о продлении проверки. Хотя и порядок этого оповещения в законе не прописан.

Однако, в ситуации, когда изначально проводилась документарная проверка, но затем она перешла в выездную, то общий срок будет составлять уже 40 суток.

Максимальная длительность выездной проверки на малом предприятии — 50 часов в год, а на микропредприятии — 15 часов.

Выездная плановая проверка продляется, если требуются сложные исследования. Максимальный срок продления — 20 рабочих дней.

Выдвинуть предложение о продлении вправе проводящий проверку эксперт, но утвердить его должно лицо, которое ранее подписано приказ о проведении проверки. Продлевать сроки проверок малых и микропредприятий могут только главные государственные санитарные врачи.

Штрафы от Роспотребнадзора

Ответственность предпринимателя за нарушения и ошибки, которые может выявить проверка Роспотребнадзора, бывает:

  1. Дисциплинарной;
  2. Административной;
  3. Гражданско-правовой;
  4. Уголовной (например, продажа алкоголя детям, незаконное предпринимательство, оборот фальсифицированных лекарств).

Самый распространенный вид ответственности перед Роспотребнадзором все же административный. Штрафы Роспотребнадзора варьируются в среднем от 20000 до 200000 рублей.

Также деятельность компании может быть приостановлена для устранения нарушений. За любое неисполнение предписаний инспекции нарушитель привлекается к административной ответственности.

Например, к административным относят следующие нарушения:

  1. Невыполнение санитарно-гигиенических мероприятий;
  2. Реализация товаров (услуг), по качеству не соответствующих закону;
  3. Нарушение порядка использования ККМ;
  4. Отказ клиенту в выдаче чека, квитанции или другого документа, подтверждающего оплату услуг;
  5. Обман клиентов (например, обвес);
  6. Отказ в предоставлении потребителю информации о товаре или введение в заблуждение.

Наиболее распространенные штрафы Роспотребнадзора:

Нарушение Штраф
Нарушение санитарных требований 5-10 , либо приостановка работы на три месяца
Несоблюдение норм использования нежилых помещений 10-20 минимальных окладов
Нарушение, следствием которого стало распространение инфекционного заболевания 100-200 МРОТ и, возможно, тюремное заключение
Отсутствие журнала учета средств дезинфекции 20000 рублей
Несоблюдение выданных ранее предписаний 10000-20000 рублей

Привлечение к административной ответственности можно обжаловать в течение 10 дней.

Как подготовиться к проверке Роспотребнадзора

Самый надежный, но не дешевый способ подготовиться к проверке – обратиться за помощью к специалистам. Множество компаний предлагает свои услуги по консультированию, сбору документов и организации санитарных мероприятий.

Самостоятельно и за короткий срок привести в порядок всю свою деятельность практически невозможно. Поэтому самое верное решение – вести свой бизнес так, чтобы пришедшему в любой момент эксперту было не к чему придраться.

Всегда держите в порядке санитарные книжки сотрудников, сертификаты на продукцию, соблюдайте сроки и условия хранения товара, вовремя проводите уборку и дезинфекцию, следите за вывесками, ценниками и уголком потребителя.

Чтобы проверить себя ознакомьтесь с перечнем наиболее распространенных нарушений.

Распространенные нарушения

Давайте рассмотрим самые частые нарушения, которые обнаруживает Роспотребнадзор в салонах красоты, медицинских центрах, аптеках, кафе и магазинах.

Нарушения салонов красоты, парикмахерских:

  1. Нет необходимого тройного комплекта инструментов;
  2. Нет ультрафиолетовых ламп и учета их работы;
  3. Нарушение правил обработки инструментов;
  4. Нет маркировок на дезинфицирующих и прочих средствах;
  5. Не разделены зоны для маникюра и педикюра;
  6. Нет ножной ванны;
  7. Нет специальной зоны, отведенной для мусора, для грязного белья;
  8. Неудовлетворительное санитарное состояние помещений;
  9. Сотрудники не прошли медицинский осмотр;
  10. Нет вывески на входе.

Нарушения аптек:

  1. Несоответствие требованиям СанПина по температуре и уровню влажности в помещении;
  2. Нарушение условий, а также сроков хранения лекарств;
  3. Несоблюдение режима стирки спецодежды;
  4. Сотрудники не прошли медосмотр;
  5. Клиентам не доступна информация о лекарствах (состав, цена, противопоказания).

Нарушения в общепите:

  1. Нет необходимой вентиляции помещения;
  2. Готовые продукты хранятся рядом с полуфабрикатами, а грязная посуда с чистой;
  3. Прием и реализация продуктов без сопутствующих документов, подтверждающих их качество и безопасность;
  4. Несоблюдение сроков годности и правил обработки продуктов;
  5. К работе допущены сотрудники без медосмотра;
  6. Нет маркировки на разделочных инструментах;
  7. На рабочих поверхностях нет гигиенического (удобного для санобработки) покрытия;
  8. Нет персонала и инструментов для полноценной уборки.

Нарушения торговых точек:

  1. Несоблюдение санитарно-технических требований к помещениям;
  2. Не измеряется температура и влажность на складах;
  3. Хранение продуктов в непредназначенных для этого местах;
  4. На изделиях нет маркировки, соответствующей нормам;
  5. Нет протоколов обследований, не соблюдены периодичность и объем исследований;
  6. Нет полной информации на ценниках.

Как вести себя во время проверки

Вне зависимости от того, пришла к вам проверка по плану или вне графика, не паникуйте, а постарайтесь следовать нашим советам:

  1. Пригласите юриста. Оповестите о приходе инспекции остальных работников;
  2. Попросите инспекторов предъявить удостоверения и приказ о начале проверки. Тщательно проверьте документы на соответствие имен, названий и дат;
  3. Изучите распоряжение о проверке (план мероприятий, перечень необходимых документов), следите, чтобы инспекция не выходила за указанные рамки;
  4. Попросите проверяющих поставить подпись в журнале учета контрольных мероприятий;
  5. После проверки внимательно ознакомьтесь с ее результатами, занесенными в акт проверки.

получен
гонорар 33%

Здравствуйте!

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

О проведении плановой проверки, индивидуальный предприниматель уведомляется органом контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Согласно части 7 статьи 9 главы 2 Федерального закона № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Внеплановые проверки могут проводиться по жалобе граждан, либо по истечению срока ранее выданного предписания.

Если к Вам пришли с проверкой, обязательно уточните на каком основании она проводится, попросите предоставить приказ (распоряжение) руководителя.

Если Вас письменно не уведомляли о проведении плановой проверки, то вы можете так же отказать в предоставлении требуемых документов.

По окончании проверки, Вам обязательно должны выдать акт проверки . Отсутствие акта проверки является безусловным основанием для признания результатов проверки недействительными.

С уважением, Наталья.

ЗДравствуйте!

В соответствии со ст. 87-89 НК РФ Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков , плательщиков сборов и налоговых агентов:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) .

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет). Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы . Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ .

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы .

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ .

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 Нк РФ правомерность применения налоговых вычетов.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета) . Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Вышеуказанные правила распространяются также на плательщиков сборов, налоговых агентов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа .В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 НК РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;периоды, за которые проводится проверка;должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки. Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.6. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.Налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность налогоплательщика, связанную с его участием в договоре инвестиционного товарищества, а также запрашивать у участников договора инвестиционного товарищества информацию, необходимую для проведения выездной налоговой проверки, в порядке, установленном статьей 93.1 НК РФ.

В случае, если выездная налоговая проверка проводится в отношении налогоплательщика, не являющегося управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье - управляющий товарищ), требование о представлении документов и (или) информации, связанных с его участием в договоре инвестиционного товарищества, направляется управляющему товарищу. Если управляющий товарищ не представил документы и (или) информацию в установленный срок, требование о представлении документов и (или) информации, связанных с участием проверяемого налогоплательщика в инвестиционном товариществе, может быть направлено другим участникам договора инвестиционного товарищества.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

1) истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ;

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 ст. 89 НК РФ, не действуют.При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки .

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться :

1) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 НК РФ.

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Нк РФ.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при проведении выездных налоговых проверок плательщиков сборов и налоговых агентов.

Таким образом, в отношении Вас могут проводиться камеральная и выездная проверки(не может чаже чем раз в год).

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

юрист, г. Москва

Общаться в чате

0 0

получен
гонорар 33%

Общаться в чате

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, проводятся не чаще чем один раз в три года.

Однако ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения контрольных мероприятий, не применяются к мероприятиям по контролю в налоговой сфере.

Таким образом, порядок и периодичность проведения налоговых проверок установлены частью первой Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ст. ст. с 87 по 89).

Налоговые органы проводят два вида налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов: камеральные и выездные.

Особенности проведения налоговых проверок (в частности, особенности получения информации о деятельности налогоплательщика, особенности проведения повторных выездных проверок) закреплены в соответствующих статьях НК РФ: статьях 88 НК РФ, 89 НК РФ, 93 НК РФ, 93.1 НК РФ и других.

При применении положений НК РФ о налоговых проверках необходимо также учитывать Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".

Представление документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет), по общему правилу является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

В пункте 7 статьи 88 НК РФ сформулировано общее правило, согласно которому при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

В то же время в пунктах 6, 8, 9 статьи 88 НК РФ закреплены исключения из общего правила. Так, истребование документов допускается в случаях:

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ);

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов (пункт 8 статьи 88 НК РФ);

При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 статьи 88 НК РФ, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов (пункт 9 статьи 88 НК РФ).

КС РФ в Определении от 12.07.2006 N 266-О заметил, что положения статьи 88, пунктов 1 и 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 и пунктов 1 - 3 статьи 176 НК РФ по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному КС РФ в данном Определении на основе правовых позиций, изложенных в ранее принятых и сохраняющих свою силу постановлениях, не обязывают налогоплательщика одновременно с подачей налоговой декларации (и/или заявления о возврате из бюджета сумм налога на добавленную стоимость в случае превышения сумм налоговых вычетов общей суммы налога) представлять документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета, при том что налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика документы, необходимые и достаточные для проведения проверки правильности применения налоговых вычетов.

В Определении от 12.07.2006 N 267-О КС РФ отметил, что право на представление своих возражений у налогоплательщика возникает с момента предъявления налоговым органом требования представить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, т.е. до принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Постановлением КС РФ от 17.03.2009 N 5-П положение, содержащееся в абзацах четвертом и пятом пункта 10 статьи 89 НК РФ, согласно которому повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первоначальную выездную налоговую проверку, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой данное положение по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, не исключает возможность вынесения вышестоящим налоговым органом при проведении повторной выездной налоговой проверки решения, которое влечет изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных не пересмотренным и не отмененным в установленном процессуальным законом порядке судебным актом, принятым по спору того же налогоплательщика и налогового органа, осуществлявшего первоначальную выездную налоговую проверку, и тем самым вступает в противоречие с ранее установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, подтвержденными данным судебным актом.

Управление ФНС России по г. Москве в письме от 21.02.2008 N 16-27 разъяснило, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе осуществлять как приостановление проводящейся выездной налоговой проверки в пределах срока, определенного в пункте 9 статьи 89 НК РФ, так и ее последующее возобновление.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, на основании пункта 1 статьи 93 НК РФ вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

Форма требования о представлении документов (информации) утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.

Форма решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".

Приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 N 20н/ГБ-3-04/39 утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке.

Также хочу обратить Ваше внимание на то, что помимо данного вида проверок, существую проверки, проводимые другими органами государственного надзора. В частности, Роспотребнадзор может провести как плановую так и неплановую проверку субъектов экономической деятельности при обязательном предварительном извещении об этом, выявляя при этом нарушения, например, правил отдельных видов товаров, санитарных норм. Также проверки проводятся пожарной инспекцией, Ростехнадзором и многими другими полномочными органами. Советую всегда от проверяющих требовать предоставления соответствующих документов, послуживших основанием для проведения проверки.

По дополнительным вопросам обращайтесь. Желаю Вам всего доброго!

Все услуги юристов в Москве

Налоговики не спят. Сегодня всё хорошо, но уже через месяц они могут заявиться в офис и испортить вам нервы. Неприятно осознавать это, но приходится смотреть правде в глаза.

Однако служащие ФНС не всесильны, они не могут нагрянуть вдруг и без всякого повода. Так когда ждать налоговую проверку? Есть ли план или определённые критерии, по которым можно судить о её приближении?

Нормативная база

Критерии действительно есть, и их двенадцать. Ещё в 2007 году ФНС опубликовала Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. В этом акте перечислены те факторы, на которые налоговая инспекция обращает внимание в первую очередь. Список открытый, и ознакомиться с ним может любой предприниматель.

Решение о проведении проверки выносится по простому алгоритму:

  • налоговики «прогоняют» фирму по каждому из критериев и устанавливают, насколько компания им соответствует;
  • все обнаруженные таким образом нарушения суммируются;
  • если их количество превышает допустимый (по мнению инспекторов) предел, отделение ФНС назначает проверку.

Здесь мы разъясним, о чём именно говорится в положениях Концепции и что подразумевается.

Скромные суммы налоговых платежей

Это первый и наиболее очевидный критерий. Если вы платите налоговикам меньше, чем ваши конкуренты в той же отрасли (в среднем), то вами обязательно заинтересуются. Средний уровень налоговой нагрузки рассчитывается на основании двух показателей:

  • оборота по определённому виду коммерческой деятельности (в соответствии с данными Росстата);
  • суммы уплаченных налогов.

Если разница между средними и вашими показателями достаточно велика – проверка рано или поздно придёт. Значение «достаточной величины», увы, не регулируется законодательно и зависит только от мнения служащих ИФНС.

Нескончаемые убытки в отчётности

Если ваша фирма сдаёт «убыточные» декларации более двух лет подряд, её теоретически могут включить в план проверок. Однако практика показывает, что всё не так страшно. Во-первых, «новорожденные» компании почти всегда показывают убыток в течение нескольких периодов, и налоговики это знают. Во-вторых, инспекторы понимают, что серьёзных отчислений с такой компании всё равно не получить – да, декларацию можно сфабриковать, но едва ли разница между заявленным и фактическим балансом будет существенной. Тратить время на такую фирму служащим ФНС попросту неинтересно.

Однако это не означает, что налоговики не предпримут никаких мер. Вас вполне могут вызвать в отделение налоговой на заседание специальной комиссии. Там вам придётся убедительно обосновать столь плачевное положение дел и подтвердить свои доводы документально (по возможности). Расскажите о снижении цен на рынке, об увеличении закупочной стоимости – и вас наверняка поймут и простят.

Большие суммы налоговых вычетов

Нехорошо, когда по НДС вычеты за последний год превышают 89 % от общей суммы налога по налоговой базе. Вот этот критерий гораздо серьёзнее второго – налоговики относятся к заявляющим вычеты плательщикам с подозрением. Правда, одно это нарушение вряд ли станет поводом для проведения проверки, но на комиссию вас наверняка вызовут.

Расходы растут быстрее, чем доходы

Несоответствие темпа увеличения расходов темпу роста доходов привлекает внимание ФНС. Налоговики будут смотреть на налог на прибыль фирмы. Если прибыль увеличивается, а соответствующий налог уменьшается, вам придётся объясниться (как минимум). По данному критерию учитываются только расходы и доходы от реализации товаров или услуг.

Низкий уровень зарплаты сотрудников

Здесь учитывается размер среднемесячной зарплаты ваших работников и средний уровень выплат по данной отрасли в регионе. Предположим, вы – владелец парикмахерской, и ваши работники получают 25 тыс. рублей в месяц. Налоговики смотрят, сколько платят своим сотрудникам владельцы других парикмахерских, салонов красоты и прочих подобных учреждений. Выясняется, что у конкурентов средняя отметка выплат достигает 30 тыс. рублей. Вас вызывают на заседание комиссии. Членам комиссии можно привести, например, следующие доводы:

  • у ваших работников расширенный соцпакет, с лихвой покрывающий жалкие 5 тысяч разницы;
  • парикмахерская переживает не лучшие времена, поэтому з/п пришлось временно сократить.

Не забудьте позаботиться о документальном подтверждении. В идеале нужно постоянно мониторить средний уровень зарплат по вашему виду деятельности. Для этого можно использовать несколько источников статистических данных:

  • официальный региональный сайт Росстата;
  • сборники экономико-статистических материалов Росстата (эти сборники можно найти как в электронном, так и в печатном виде);
  • сайты территориальных отделений ИФНС.

Можно просто прийти в ближайшее отделение Росстата или ФНС и подать запрос на получение данных о средней заработной плате. Аналитика не бывает излишней – особенно когда ждёшь налоговую проверку.

Приближение к максимальным показателям специальных налоговых режимов

Если вы применяете специальный режим налогообложения (не принципиально, какой именно), не допускайте приближения показателей к предельному значению менее, чем на 5 %. Два таких нарушения за налоговый период – и в ФНС загорится «красная лампочка». Вдруг вы искусственно подгоняете результаты своей коммерческой деятельности, чтобы остаться на той же УСН и не переплачивать?

Незначительная разница между суммами расходов и доходов

Этот критерий применяется в основном к ИП. Когда по итогам календарного года сумма расходов превышает 83 % процента от суммы доходов, налоговые инспекторы начинают подозрительно щуриться. Налогообложению должны подлежать не менее 17 %, таково требование налогового законодательства.

Заключение договоров без последующей выгоды

Вы заключили несколько договоров с контрагентами (перекупщиками, посредниками и т.д.) без разумных и очевидных экономических причин. Условия этих договоров не предусматривают никакого (или практически никакого) профита для вас. По сути, заключение таких сделок не было обусловлено деловой целью. Какой вывод сделает ФНС?

Использование незаконных схем – это одно из самых тяжких налоговых правонарушений, поэтому за вас возьмутся всерьёз. Вероятность проведения выездной проверки угрожающе возрастёт.

Как правило, ситуация со «странными» договорами складывается из-за систематического использования агентов-посредников, которые ищут покупателей и оказывают другие подобные услуги. Особенно плохо, если в качестве агентов вы привлекаете фирмы-однодневки. Не то чтобы посредники были вне закона, но вам придётся объяснить, почему вы не ищете покупателей сами. Впрочем, найти подходящие отговорки – не проблема:

  • можно сказать, что для поиска клиентов нужны уникальные качества, знания и навыки, которых у вас нет;
  • если клиенты находятся слишком далеко от вас – упирайте на неудобство удалённого привлечения.

Кстати, налоговики обязательно будут искать взаимосвязь между участниками сделок. Если они отыщут взаимозависимость между компаниями, участвующими в цепочке финансовых операций, то шансы попасть под выездную проверку увеличатся ещё на порядок. Чтобы обезопасить себя, следует при выстраивании цепочек движения товара и привлечения посредников «отпиарить» ясный и очевидный экономический смысл этих действий. Не забудьте подготовить документы, которые убедительно подтвердят ваши аргументы и доводы.

Отсутствие пояснений в ответ на запрос из налоговой

В ходе камеральной проверки служащие ФНС могут обнаружить ряд нарушений:

  • ошибки в сданных налоговых декларациях;
  • противоречия или неточности в предоставленных сведениях;
  • и т. д.

В этих случаях налоговики обязаны потребовать объяснений, а вы должны предоставить все запрашиваемые пояснения в письменном виде. На это закон отводит вам 5 рабочих дней. Если вы вовремя не предоставите пояснения (или не внесёте требуемые изменения в документы), дело может дойти до выездной проверки.

Неоднократное изменение места нахождения фирмы

При изменении места нахождения налогоплательщик должен сняться с учёта в одном отделении ФНС и встать на учёт в другой. Неопытные предприниматели часто прибегают к такому способу, чтобы избежать выездной проверки. Способ плохой, поскольку нередко реализуется следующий сценарий:

  • налоговая инспекция узнаёт о коварном плане налогоплательщика, в течение 7 дней принимает решение о проведении проверки и вручает соответствующее уведомление руководителю фирмы;
  • проверка проводится, даже если фирма уже стоит на учёте в другом органе ФНС.

Предположим, вы окажетесь оперативнее налоговиков и успеете сменить юридический адрес до вынесения решения. Поможет ли это вам? Увы, нет. Инспекторы, напав на след злостного уклониста, обратятся с просьбой о проведении проверки в то отделение, где вы встали на учёт. Ваше поведение будет расцениваться как крайне подозрительное, поэтому ВНП избежать не удастся.

Уровень рентабельности фирмы существенно ниже уровня рентабельности всей отрасли

Уровень рентабельности вашей компании определяется по данным бухгалтерской отчётности, а аналогичный параметр всей отрасли (вида деятельности) – по статистическим сведениям. Если ваша рентабельность на 10 % ниже, это плохо. Критерий можно отнести к дополнительным – причин низкой рентабельности может быть много – но пренебрегать им не стоит. Собственно, налоговики и не пренебрегают.

Высокий уровень налоговых рисков

Многие способы ведения коммерческой деятельности с высоким налоговым риском направлены на неправомерное получение налоговой выгоды. Есть несколько факторов, из-за которых налоговый риск растёт:

  • при заключении сделок контрагенты не предоставляют контактные данные своих руководителей или уполномоченных лиц;
  • нет документального подтверждения полномочий руководителей или уполномоченных лиц контрагентов;
  • отсутствует информация о местонахождении контрагента, его производственных, складских помещений;
  • нет сведений о способах получения информации о контрагенте (ни сайта, ни рекламы, ни рекомендаций);
  • не установлен факт регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

На основании этих признаков налоговые инспекторы отнесут вашего контрагента к числу проблемных. В результате будут поставлены под сомнение все ваши сделки с ним. Кстати, есть и ещё более грозные симптомы, свидетельствующие о дополнительном повышении рисков:

  • проблемный контрагент является посредником;
  • в договорах содержатся необычные условия (например, отсутствие предоплаты при поставке крупных партий товара, отсутствие гарантий, расчёты через третьих лиц или с длительной отсрочкой платежа и т. д.);
  • растёт задолженность плательщика, но поставки в его адрес продолжаются, а меры по взысканию задолженности не применяются;
  • выдаются или получаются займы без обеспечения, покупаются или продаются неликвидные векселя;
  • срок погашения обязательств превышает 3 года;
  • большая часть расходов налогоплательщика относится к сделкам с проблемными контрагентами.

Снизить или ликвидировать риски можно следующими способами:

  • при расчете налоговой базы за период исключить из расходов операции по сомнительным сделкам;
  • подать уточнённые таким образом налоговые декларации и сопроводить их Пояснительной запиской;
  • сообщить налоговикам о предпринятых для снижения рисков мерах.

Выводы

Налоговая служба регулярно проверяет фирмы на соответствие каждому из 12 критериев. Информация в ФНС поступает от банков, гос. органов, контрагентов… Словом, скрыть что-то серьёзное довольно трудно.

Если ваша фирма попадает под один или два из перечисленных критериев, не стоит разворачивать лихорадочную деятельность и жечь все бумаги. В 90 % случаев всё обойдётся малоприятной, но вполне безобидной беседой с инспекторами ФНС. Исправьте нарушения (хотя бы формально) и не беспокойтесь. А вот если вы провели анализ деятельности своей фирмы и поняли, что нарушений слишком много – приступайте к глобальному переустройству. Иногда налоговая может молчать месяцами и годами, а затем внезапно прислать вам «письмо счастья». Сюрпризы такого рода часто оборачиваются катастрофой.

Не забывайте про ещё один важный момент. Все упомянутые выше критерии служат лишь для определения того, будет ли включена компания в план выездных налоговых проверок. Однако ведь есть ещё и внеплановые! Поводом для неожиданного визита налоговиков вполне могут стать жалобы недовольных клиентов или порочащие вас сведения из МВД. И когда нужно ждать налоговую проверку в таких случаях? Правильно, в любой день. Не допускайте такого развития событий. Ведите дела аккуратно, без злоупотреблений, и всё будет хорошо.

Суть любой налоговой проверки состоит в том, чтобы проанализировать, насколько правильно и в каком объеме выполняются требования НК РФ.

Какие типы проверок существуют

Законодательство РФ предполагает 2 основных вида налоговых проверок: камеральная и выездная. Рассмотрим, каковы их основные черты и чем они отличаются друг от друга.

Выездная проверка.

Если они докажут, что это делается неправомерно, вам доначислят все налоги, которые нужно платить при применении .

После проверки законности проверяющие будут анализировать, насколько правильно вы ведете учет. Но сразу отметим, что индивидуальные предприниматели не обязаны.

Проверка ИП на ЕНВД

Для начала стоит отметить, что такая проверка применяется, если вы уже допускали нарушения налогового законодательства.

Это может быть неправильное заполнение деклараций, нарушений сроков ее подачи, подозрения в сокрытии доходов.

В целом проверка на ЕНВД заключается в подтверждении физических или иных показателей, которые применяются для исчисления налога: расчет среднесписочной численности, правоустанавливающие документы на помещения, территории, если ваш бизнес – автостоянка, а также заключенные договора и иные документы.

Проверка при закрытии ИП

Даже если вы уже благополучно , в течение трех лет к вам могут прийти с .

Хотя стоит сказать, что выездная проверка проводится не во всех случаях и обязательной не является. Но даже если ваш бизнес находится в процессе , проверить вас налоговики имеют право.

Конечно, к вам домой проверяющие не придут, но могут сделать следующее:

  • Провести инвентаризацию;
  • Запросить документацию, которая касается деятельности вашего ИП;
  • Осмотреть помещения (если таковые имеются).

Специалисты налоговой обладают правом провести выездные проверочные мероприятия в отношении вашего ИП в течение 36 месяцев после того, как вы его закроете.

Выездная проверка ООО: причины назначения

  • В отчетности более 2-х лет отражается, что компания убыточна;
  • Рост расходов опережает рост доходов;
  • Вы неоднократно меняли обслуживающую налоговую;
  • Есть основания полагать, что ваша компания сотрудничает с фирмами-однодневками;
  • Вы не предоставляете разъяснения о расхождении данных в отчетности.

Данный список может дополняться в зависимости от ситуации.

Мероприятия дополнительного характера

В процессе проверки инспекторы могут проводить контрольные мероприятия дополнительного характера:

  • Истребовать бумаги и осуществлять их выемку;
  • Осматривать территорию и имущество;
  • Проводить инвентаризацию имущества;
  • Проводить допрос свидетелей;
  • Пользоваться услугами экспертов и переводчика.

Подобные мероприятия могут проводиться инспекторами только с соблюдением всех требований законодательства.

Сроки проверки ООО

Стандартный срок – 2 месяца. Но ее могут продлить по разным основаниям до 6-месячного срока.

Основания таковы:

  • Компания очень крупная;
  • Нужно проводить дополнительные проверочные мероприятия;
  • У ООО есть обособленные подразделения;
  • Вы предоставили документацию несвоевременно.

Проверка ООО на УСН

Процедура практически аналогична проверке ИП. Сначала налоговики выясняют, имеете ли вы право применять режим УСН, соблюдаете ли все предъявляемые к этому режиму налогообложения требования.

Затем проверяются расчеты налоговых платежей по упрощенке, после этого правильность заполнения документации и порядок осуществления хоз. операций.

Как проходит налоговая проверка при ликвидации ООО

При выездные проверочные мероприятия проводятся практически всегда.

Проверять у вас будут информацию по абсолютно всем налоговым платежам за последние 36 месяцев. При этом не важно, когда вашу компанию проверяли в плановом режиме.

Срок проведения будет зависеть от того, в каком состоянии находится документация, как ведет себя ликвидационная комиссия, какова структура вашей компании.

Если у вашей фирмы есть филиалы, их тоже проверят.

Фиксация результата проверки

Все результаты будут отражены в протоколе и итоговой справке. В ней отражаются суммы задолженности, а также сведения о нарушении законодательства (если таковые были обнаружены).

Если же вы с результатами проверки не согласны, в течение 15 дней с даты получения итогов проверки, вы можете их обжаловать.

Как избежать проверки при ликвидации

Законных вариантов избежать общения с налоговиками несколько:

  • Осуществлять все платежи вовремя и полностью;
  • Продать компанию;
  • Оформить ликвидацию с нулевым балансом;
  • Обратиться за помощью к посредникам.

Камеральные проверки ИП и ООО

Это мероприятие прежде всего направлено на то, чтобы проконтролировать, соблюдаете ли вы требования налогового законодательства.

Проводят ее на территории ФНС после того, как вы подадите декларацию. При этом разрешения руководства инспекции на проведение проверки не требуется.

Извещать вас о проведении проверки инспекторы ФНС не обязаны. Вы узнаете о ней, если у проверяющих возникнут к вам вопросы или потребуются пояснения.

Документацию, которую налоговая примет решение истребовать, вы должны будете предоставить в десятидневный срок после того, как получите требование об этом.

Если же откажетесь их предоставить, на вас могут наложить взыскание в виде штрафа либо привлечь к административной ответственности.

Проверку будут проводить за тот период, который вы ранее указали в декларации.

Что касается сроков, то он составляет три месяца, а его отсчет начинается с даты, следующей за датой предоставления декларации в ФНС.

Камеральная проверка ОООработающих на УСН и проводится по тем же принципам, что и проверка по общей системе налогообложения.

Изменения по проверкам в текущем году

Что касается изменений, которые будут работать в текущем году, то стоит отметить одно: проверки станут более тщательными и опасными для предпринимателей.

Это становится возможным благодаря новому программному обеспечению налоговых инспекций, которое детально анализирует предоставляемые декларации, отчеты, соотношение контрольных показателей и таким образом формирует список кандидатов на проверку. Анализ проходит практически без участия налогового инспектора, а результаты формируются в короткой справке.

Так, к примеру, внедрение электронной системы АСК НДС, в настоящее время уже 2-ой версии, позволило сократить практически в 8 раз незаконное возмещение НДС из бюджета.

Обязательное применение онлайн-касс, передающих информацию в налоговую инспекцию в режиме реального времени, также позволяет пресекать неуплату НДС и сводить к минимуму «серые» схемы ухода от налогов.

Еще одно нововведение – камеральную проверку может проводить иная ИФНС, а не та, в которую вы обычно сдаете отчеты. Это делается с целью исключить какие-либо личные контакты, а также повысить эффективность проводимых мероприятий.

В настоящее время, согласно статистике, наибольшая собираемость налогов происходит именно в результате камеральных проверок, а не выездных. А это значит, что увеличивается и вероятность того, что от вас будут требовать пояснения и производить более крупные доначисления, чем ранее.

Самыми тщательными и опасными являются те проверки, которые ФНС проводит вместе с сотрудниками правоохранительных органов. Количество таких проверок уже перевалило за 4,5 тысячи.

Заключение

Каждый руководитель или владелец бизнеса должен понимать, что избежать проверки вряд ли получится. Ваша задача состоит в том, чтобы соблюдать все требования закона, а если проверяющие пришли, предоставить им возможность осуществлять законные действия.

Как известно, законодатель жестко регламентирует сроки проведения плановых проверок: не чаще одного раза в три года. Но выявив в ходе планового контрольного мероприятия действительные или мнимые нарушения, в целях контроля за их устранением проверяющие назначают внеплановые проверки. В результате такого внепланового контроля нередко выявляются и оформляются актами новые нарушения. Затем выдаются новые предписания и впоследствии, посредством проведения новых внеплановых проверок, контролируется исполнение уже этих предписаний. Однако прервать бесконечный хоровод проверок можно. Для этого предпринимателю или организации бывает достаточно обратиться в арбитражный суд.

Новая идеология

1 мая 2009 г. вступил в силу Федеральный закон № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон № 294-ФЗ), который изменил идеологию проведения внепланового государственного и муниципального контроля (надзора).

Главная идея, которую стремились воплотить в жизнь авторы закона, - осуществление контроля преимущественно посредством документарных проверок. Их предметом могут становиться сведения из документов предпринимателей и организаций об их организационно-правовой форме, правах и обязанностях; документы, используемые при осуществлении деятельности и связанные с исполнением обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Посредством документарных проверок в большинстве случаев должно контролироваться также исполнение выданных предписаний и вынесенных постановлений. Сомнения контролеров в достоверности представленных сведений, их недостаточность не являются основанием для назначения внеплановой выездной проверки. Законодатель в таких случаях предписывает проверяющим запросить у индивидуального предпринимателя или юридического лица дополнительные документы. Причем к такому запросу должна прилагаться заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.

Законом № 294-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой (документарной или выездной) проверки (ч. 2 ст. 10).

Таких оснований всего два:

  1. истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и/или требований муниципальных правовых актов;
  2. получение контролерами обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из СМИ о фактах:
    • причинения вреда/возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновения/угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • нарушения прав потребителей.

Посмотрим, как указанные выше положения понимаются проверяющими и как судьи арбитражных судов применяют законодательство о защите прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий.

Контроль за выполнением предписаний

Отметим, что контроль за выполнением ранее выданного предписания может осуществляться, только если предписание об устранении нарушений является законным, если истек установленный срок для его исполнения. Предписание является законным, если оно выдано уполномоченным органом (должностным лицом) в пределах своей компетенции по осуществлению контроля (надзора) с соблюдением установленного порядка.

Если под предлогом внеплановой проверки, формально являющейся проверкой по выполнению предписаний, фактически проводится повторная проверка и выявляются новые нарушения, результаты такой проверки подлежат отмене.

Результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных Законом № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушений и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В частности, грубым нарушением является требование документов, не относящихся к предмету внеплановой проверки выполнения предписания. П. 3 ст. 15 данного закона установлено, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов.

Пример 1

Свернуть Показать

В середине 2008 г. по результатам контрольного мероприятия ООО получило от проверяющих два предписания по устранению выявленных нарушений. Предписаниями общество обязали в трехмесячный срок представить проверяющим необходимую документацию и соблюдать требования законодательства.

Летом 2009 г. была проведена внеплановая документарная и выездная проверка. Из приказа на проверку следовало, что ее предметом являлось выполнение юридическим лицом ранее выданных предписаний, требований законодательства и лицензионных требований. В ходе проверки от общества были затребованы документы, не относящиеся к предмету проверки, проводимой с целью контроля выполнения предписаний. По результатам мероприятия выявилось неисполнение предписаний, а также установлены новые нарушения. Был составлен акт. В целях устранения нарушений ООО получило еще одно предписание.

Решением Арбитражного суда акт и предписание, датированные 2009 г., были признаны недействительными. Кроме того, суд обязал контролеров устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО, вызванное принятием последнего предписания.

При вынесении такого решения суд принял во внимание положения Закона № 294-ФЗ.

В частности, суд указал: "…в ходе контроля исполнения предписания может быть проверено устранение выявленных ранее нарушений, на устранение которых оно и было выдано". При проведении в 2009 г. внеплановой проверки по выполнению предписаний были выявлены новые нарушения, т.е. фактически проводилась повторная проверка по соблюдению ООО условий лицензий и обязательных требований. В решении по делу суд подчеркнул, что в силу ч. 2 ст. 9 это недопустимо (плановые проверки проводятся не чаще, чем раз в 3 года).

Одновременно было установлено, что предписание, выданное обществу в 2008 г., было исполнено им частично, о чем проверяющие были уведомлены. Но в нарушение п. 7 ч. 2 ст. 16 контролеры в акте проверки не указали на частичное исполнение предписания.

В решении по делу суд обратил внимание и на другие упущения контролеров.

Получив предписание об устранении нарушений, не стоит ожидать визита контролеров с проверкой выполнения сразу же по истечении указанного в предписании срока. Законом № 294-ФЗ не установлен срок начала проведения внеплановой проверки по истечению срока выполнения предписания.

Так, в рассмотренном примере в своем обращении к суду ООО указывало, что проверяющие нарушили срок для проведения внеплановой проверки (срок выполнения предписаний истекал в конце октября 2008 г., а проверка была проведена в середине 2009 г.), однако данный довод суд отклонил.

Ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Санкции за такие правонарушения достаточно жесткие: крупные административные штрафы, административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, в некоторых случаях возможна дисквалификация должностных лиц на срок до трех лет. Правонарушение считается совершенным с момента истечения срока, предусмотренного предписанием. Срок давности для привлечения нарушителей, не исполнивших предписание, к административной ответственности предусмотрен ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ и составляет 1 год. Пропуск указанного срока давности не дает проверяющим возможности наложить штраф за неисполнение предписания, но под предлогом проведения проверки выполнения выданного предписания они могут попытаться найти новые нарушения и новые поводы для будущих контрольных мероприятий.

Пример 2

Свернуть Показать

Осенью 2009 г. административным органом проводилась внеплановая документарная, а впоследствии и выездная проверка ОАО в целях контроля за исполнением выданного в феврале 2007 г. предписания по устранению административного правонарушения в связи с истечением срока его исполнения.

В распоряжениях о проведении внеплановых проверок ОАО в качестве предмета проверок указывалось соблюдение обществом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора). В акте проверки также было отражено, что целью проверки являлось исполнение ОАО предписания 2007 г.

В ходе проверки были выявлены факты невыполнения предписания. Данное обстоятельство зафиксировано проверяющими административного органа в акте проверки. Впоследствии в отношении ОАО составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о назначении административного наказания.

Но ОАО не вменялось правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, т.к. истек предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ годичный срок давности для привлечения ОАО к административной ответственности по указанной статье. Находчивые контролеры привлекли ОАО к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. По постановлению должностного лица ОАО должно было уплатить административный штраф в размере 250 тыс. руб.

Постановление административного органа отменил арбитражный суд как незаконное.

В решении по делу суд указал, что законодательством о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля предусмотрены два вида проверок - плановые и внеплановые - и что данные виды проверок имеют различия как по порядку назначения, так и по предмету. Хотя в документах было указано, что проверка являлась внеплановой и проводилась в целях контроля за выполнением предписания, суд установил, что фактически осуществлялась плановая проверка в целях проверки соблюдения ОАО обязательных экологических и

Обращения и заявления как повод для проверки

В целях защиты предпринимателей и организаций от безосновательных проверок законодатель установил ряд ограничений, которыми должны при получении сигналов, требующих вмешательства, руководствоваться контролеры.

Так, согласно п. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ не могут служить основанием для проведения внеплановой (документарной/выездной) проверки :

1. Анонимные обращения и заявления

В Законе оговаривается, что обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Ссылаясь на данное указание законодателя, организации и предприниматели при обжаловании действий контролеров, требуя отмены вынесенных ими постановлений/решений/предписаний, нередко указывают вышестоящим органам и судам, что коллективные заявления граждан являются анонимными жалобами, поскольку не позволяют установить всех лиц, подписавшихся под заявлением. Однако если в такой коллективной жалобе приведен хотя бы один адрес для обратной связи с указанием фамилии и инициалов гражданина и обращение подписано этим гражданином, оно не признается анонимным. Следовательно, у административного органа имеются основания и обязанность провести по такому обращению .

Обратите внимание, что если в отношении проверяемого лица назначено контрольное мероприятие по жалобе, обращению, в распоряжении (приказе) на проверку в качестве основания должно быть указано именно это обращение.

Пример 3

Свернуть Показать

Административный орган на основании поручения прокуратуры провел внеплановую выездную проверку общества.

Как впоследствии установил арбитражный суд, данное поручение не содержало сведений о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, т.е. прокуратура не поручала инспекции проверить конкретное лицо или определенный объект, не устанавливала какую-либо определенную форму (вид) проверки и не согласовывала конкретные проверки.

При обжаловании обществом постановления инспекции о назначении наказания представитель инспекции представил суду коллективную жалобу граждан, указав, что она также являлась основанием для проведения проверки. Однако суд отнесся критически к такому основанию для проведения проверки. Данный документ в нарушение п. 3 ч. 2 ст. 14 Закона № 294-ФЗ не был указан как основание проверки в соответствующем распоряжении.

При рассмотрении дела были установлены и иные нарушения требований к организации и проведению проверок, допущенные при проведении проверки общества. Суд признал их грубыми в соответствии со ст. 20 Закона № 294-ФЗ и указал, что результаты проверки не могут являться доказательствами нарушений, допущенных юридическим лицом. Постановление по административному делу было признано незаконным и отменено.

2. Обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах причинения вреда/возникновения угрозы, причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновения/угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или информацию о фактах нарушения прав потребителей

Причем в последнем случае внеплановая проверка не может назначаться по обращению третьих лиц, а только в случае обращения самого потребителя, который считает, что его права и законные интересы нарушены.

При поступлении обращений и заявлений внеплановая выездная проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого или среднего (МСП), назначается только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности проверяемых. В Законе № 294-ФЗ прямо предусмотрены основания для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки:

  1. отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов МСП;
  2. отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки;
  3. несоблюдение рассмотренных требований к оформлению решения органа контроля о проведении проверки;
  4. осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента РФ, нормативным правовым актам Правительства РФ;
  5. несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
  6. проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

Проведение проверки субъекта МСП без согласования прокуратуры является грубым нарушением Закона № 294-ФЗ.

Пример 4

Свернуть Показать

В целях рассмотрения обращения жительницы с сообщениями о фактах, требующих немедленного вмешательства, инспекцией была назначена и проведена внеплановая выездная проверка организации-субъекта МСП. Согласование проверки с органом прокуратуры не проводилось.

В ходе контрольного мероприятия инспектор выявил нарушения и составил акт. Впоследствии административным органом вынесено постановление о привлечении организации к административной ответственности в виде штрафа.

Арбитражный суд признал незаконным и отменил постановление по делу об административном правонарушении. Суд указал, что результаты проверки, проведенной с грубыми нарушениями, недействительны и не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (ст. 20 Закона № 294-ФЗ).

Если возникает необходимость принятия неотложных мер, органы контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю (в прокуратуру документы направляются в течение 24 часов).

О проведении внеплановой выездной проверки объект проверки уведомляется органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. Исключение составляют случаи, когда в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. В таких ситуациях предварительное уведомление о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Пример 5

Свернуть Показать

Получив заявление гражданина-потребителя с жалобой на ООО "М", прокуратура направила информацию о сути жалобы в адрес уполномоченного органа, который назначил и провел в отношении нескольких организаций внеплановые проверки. По результатам выездной проверки, проведенной в отношении ООО "Н", были установлены нарушения. Постановлением должностного лица на ООО "Н" наложили административный штраф.

ООО "Н" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении. В обоснование своих требований общество сослалось на нарушение контролерами п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ (проведение внеплановой проверки без согласования с органами прокуратуры).

В возражениях на это заявление административный орган указал суду, что основанием для назначения и проведения внеплановой выездной проверки послужила поступившая от органа прокуратуры информация о жалобах граждан, поэтому санкции прокурора на проведение проверки не требовалось. Суд с таким доводом не согласился, признав его необоснованным. При рассмотрении дела было установлено, что основанием для назначения внеплановой проверки действительно послужила информация, поступившая из прокуратуры, но жалобы были не на деятельность ООО "Н", а на деятельность другого юридического лица - ООО "М".

К аналогичным выводам пришел другой судья арбитражного суда при рассмотрении похожего дела. Тогда районная прокуратура направила информацию в адрес жилищной инспекции. Проведя проверку без санкции прокуратуры и установив нарушение, инспекция оштрафовала управляющую компанию на 50 тыс. руб. Как потом указал арбитражный суд, "просьба жителя проверенного дома в адрес заявителя о ремонте кровли к жалобам не относится, т.к. доказательств ее неисполнения ответчиком (жилищной инспекцией) не представлено". Такое обращение, в соответствии с п. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, не может являться основанием для назначения внепланового контрольного мероприятия. Суд указал, что назначение внеплановой проверки было неправомерным, признал, что ее результаты получены с грубым нарушением требований к организации и проведению проверок и не могут являться доказательствами нарушения управляющей компании обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Постановление по административному делу было признано незаконным и отменено.

В силу положений п. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Ст. 64 АПК (п. 3) предусмотрено, что в рамках арбитражного процесса не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

3. Перечень грубых нарушений Закона № 294-ФЗ, являющихся безусловным основанием для признания результатов проверки недействительной, с правом проверяемого лица на реабилитацию и возмещение понесенных убытков в судебном порядке

К грубым нарушениям, согласно ст. 20 Закона № 294-ФЗ, относятся:

  • проведение плановой проверки чаще чем раз в 3 года, проведение такой проверки не в соответствии с ежегодным планом (отсутствие оснований проведения плановой проверки), несоблюдение срока, установленного для уведомления проверяемого о проведении плановой/внеплановой выездной проверки;
  • безосновательное назначение внеплановой выездной проверки, а также отсутствие необходимого несогласования с прокуратурой такой проверки;
  • нарушение сроков и времени проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
  • проведение проверки без распоряжения/приказа руководителя, заместителя руководителя контрольного (надзорного) органа;
  • требование контролерами документов, не относящихся к предмету проверки, а также превышения установленных сроков проведения проверок;
  • непредставление контролерами акта проверки представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю (его представителю).

В Законе № 294-ФЗ прямо указано, что результаты проверок, проведенных с указанными нарушениями, "… не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя".

Сноски

Свернуть Показать