Почему мы не помним себя с рождения. Почему мы не помним себя в младенческом возрасте

Большинство из нас не помнит ничего с самого дня нашего рождения – первые шаги, первые слова и впечатления вплоть до детского сада. Наши первые воспоминания, как правило, отрывочны, немногочисленны и чередуются со значительными хронологическими провалами. Отсутствие достаточно важного этапа жизни в нашей памяти на протяжении многих десятилетий удручало родителей и озадачивало психологов, неврологов и лингвистов, в том числе отца психотерапии Зигмунда Фрейда, который ввел понятие «инфантильной амнезии» более 100 лет назад.

С одной стороны, младенцы впитывают новую информацию как губки. Каждую секунду у них образуется 700 новых нервных связей, поэтому дети с завидной скоростью осваивают язык и прочие навыки, необходимые для выживания в человеческой среде. Последние исследования показывают , что развитие их интеллектуальных способностей начинается еще до рождения.

Но даже будучи взрослыми, мы забываем информацию с течением времени, если не предпринимаем специальных усилий для ее сохранения. Поэтому одно из объяснений отсутствия детских воспоминаний состоит в том, что детская амнезия - всего лишь результат естественного процесса забывания, с которым почти все мы сталкиваемся в течение всей нашей жизни.

Ответ на данное предположение помогло найти исследование немецкого психолога XIX века Германа Эббингауза (Hermann Ebbinghaus), который одним из первых провел на себе серию экспериментов, чтобы проверить возможности и ограничения человеческой памяти. Для того, чтобы избежать ассоциаций с прошлыми воспоминаниями и изучить механическую память, он разработал метод бессмысленных слогов - заучивания рядов из выдуманных слогов из двух согласных и одной гласной букв.

Воспроизводя по памяти выученные слова, он ввел «кривую забывания» , которая демонстрирует быстрое снижение нашей способности вспомнить изученный материал: без дополнительных тренировок наш мозг отбрасывает половину нового материала в течение часа, а к 30 дню мы остаемся лишь с 2-3% полученной информации.

Самый главный вывод в исследованиях Эббингауза: забывание информации вполне закономерно. Чтобы узнать, вписываются ли в него младенческие воспоминания, было необходимо лишь сравнить графики. В 1980-х ученые, произведя некоторые подсчеты, обнаружили, что мы храним гораздо меньше информации о периоде между рождением и возрастом шести-семи лет, чем можно было бы ожидать по кривой памяти. Это означает, что потеря этих воспоминаний отличается от нашего обычного процесса забывания.

Интересно, однако, что у некоторых людей есть доступ к более ранним воспоминаниям, чем у остальных: одни могут помнить события с двух лет, в то время как другие могут не помнить никаких событий из жизни до семи или восьми лет. В среднем отрывочные воспоминания, «картинки», появляются примерно с возраста 3,5 лет. Еще более интересным является тот факт, что возраст, к которому относятся первые воспоминания, различен у представителей разных культур и стран, достигая наиболее раннего значения в два года.

Может ли это объяснить пробелы в воспоминаниях? Чтобы установить возможную связь подобного несоответствия и феномена «инфантильного забвения», психолог Ци Ван (Qi Wang) из Корнельского университета собрала сотни воспоминаний студентов китайских и американских колледжей. Согласно сложившимся стереотипам, американские истории были длиннее, запутаннее и явно эгоцентричны. Китайские же истории были более краткими и состояли в основном из фактов, и кроме того, в среднем, они относились к периоду на шесть месяцев позже, чем у американских учеников.

То, что более детальные, личностно-ориентированные воспоминания гораздо легче сохранить и вновь пережить, было доказано многочисленными исследованиями . Немного эгоизма помогает работе нашей памяти, так как формирование своей точки зрения наполняет события особым смыслом.

«Есть разница между формулировками «В зоопарке были тигры» и «Я видел тигров в зоопарке, и хотя они были страшные, я отлично провел время», - говорит Робин Файвуш (Robyn Fivush), психолог из Университета Эмори.

Память - это способность хранить информацию и сложнейшая совокупность биологических процессов. Она присуща всему живому, но наиболее развита у людей. Человеческая память очень индивидуальна, свидетели одного и того же события запоминают его по-разному.

Что именно мы не помним?

Воспоминания принимают уникальный отпечаток психики, которая способна частично их менять, замещать, искажать. Память малышей, например, способна хранить и воспроизводить абсолютно придуманные события как реальные.

И это не единственная особенность детской памяти. Совершенно удивительным представляется факт, что мы не помним, как родились. Кроме того, практически никто не может восстановить в памяти первые годы своей жизни. Что уж говорить о том, что мы не в состоянии вспомнить хоть что-нибудь о времени пребывания в утробе матери.

Феномен этот получил название «детской амнезии». Это единственный вид амнезии, имеющий общечеловеческие масштабы.

По наблюдениям ученых, большая часть людей начинает отсчет детских воспоминаний примерно с 3,5 лет. До этого момента лишь некоторые могут вспомнить отдельные, очень яркие жизненные ситуации или обрывочные картинки. У большинства даже самые впечатляющие моменты стираются из памяти.

Раннее детство - самый насыщенный информацией период. Это пора активного и динамичного обучения человека, ознакомления его с окружающим миром. Конечно, люди учатся практически в течение всей своей жизни, но с возрастом процесс этот замедляет свою интенсивность.

Зато во время первых лет жизни малышу приходится перерабатывать буквально гигабайты информации в сжатые сроки. Именно поэтому говорят, что маленький ребенок «впитывает все, как губка». Почему же мы не помним такой важнейший период своей жизни? Этими вопросами задавались психологи и нейробиологи, но до сих пор нет однозначного, признанного всеми, решения этой головоломки природы.

Исследования причин феномена «детской амнезии»

И снова Фрейд

Первооткрывателем феномена считается всемирно известный гуру психоанализа Зигмунд Фрейд. Он и дал ему наименование «инфантильной амнезии». В процессе своей работы он заметил, что пациенты не припоминают события, относящиеся к первым трем, а иногда и пяти годам жизни.

Австрийский психолог стал исследовать проблему глубже. Его окончательный вывод оказался в рамках традиционных для его учения постулатов.

Причиной амнезии детства Фрейд считал раннюю сексуальную привязанность младенца к родителю противоположного пола, и, соответственно, агрессию к другому, однополому с малышом родителю. Такая эмоциональная перегрузка не под силу детской психике, поэтому вытесняется в бессознательную область, где и остается навсегда.

Версия вызвала множество вопросов. В частности, она никак не объясняла абсолютную неизбирательность психики в этом случае. Далеко не все младенческие переживания имеют сексуальную окраску, а память отказывается хранить все события этого периода. Таким образом, теория не была поддержана практически никем и так осталась мнением одного ученого.

Сначала было слово

Определенное время популярным объяснением амнезии детства была следующая версия: человек не помнит того периода, в котором еще не умел полноценно говорить. Ее сторонники считали, что память, при воссоздании событий, облекает их в слова. Речь полностью осваивается ребенком примерно к трем годам.

До этого периода он просто не может соотнести явления и эмоции с определенными словами, не определяет связи между ними, поэтому не может зафиксировать в памяти. Косвенным подтверждением теории являлась и слишком буквальная трактовка библейской цитаты: «В начале было Слово».

Между тем, это объяснение также имеет слабые стороны. Есть немало деток, прекрасно говорящих уже после первого годика. Это не обеспечивает им устойчивых воспоминаний об этом периоде жизни. Кроме того, грамотное трактование Евангелия указывает, что в первой строке под «словом» подразумевается вовсе не речь, а некая мыслеформа, энергетический посыл, нечто нематериальное.

Невозможность формирования ранних воспоминаний

Ряд ученых считает, что феномен объясняется отсутствием абстрактно-логического мышления, неумением выстроить отдельные события в цельную картину. Ребенок также не может связывать воспоминания с конкретным временем и местом. Дети раннего возраста не имеют еще чувства времени. Получается, что мы не забываем наше детство, а просто не в состоянии сформировать воспоминания.

«Недостаток объема» памяти

Другая группа исследователей выдвинула интересную гипотезу: в первые годы детства человек поглощает и перерабатывает такой невероятный объем информации, что новые «файлы» уже некуда складывать и они записываются поверх старых, стирая все воспоминания.

Недоразвитость гиппокампа

Существует несколько классификаций памяти. Например, по длительности хранения информации ее делят на краткосрочную и долговременную. Так вот, некоторые специалисты считают, что мы не помним наше детство, потому что в этот период работает только краткосрочная память.

По способу запоминания выделяют семантическую и эпизодическую память. Первая откладывает отпечатки первого знакомства с явлением, вторая - результаты личного контакта с ним. Ученые считают, что хранятся они в разных частях мозга и способны объединяться только по достижении трехлетнего возраста посредством гиппокампа.

Пол Фрэнкланд, канадский ученый, обратил внимание на функции особой части мозга - гиппокампа, которая отвечает за рождение эмоций, а также за преобразование, транспортировку и хранение человеческих воспоминаний. Именно она обеспечивает переход информации из краткосрочной памяти в долговременную.

Изучив этот отдел мозга, Фрэнкланд выяснил, что при рождении человека он недоразвит, а растет и развивается вместе со взрослением индивидуума. Но даже после полного становления гиппокампа, он не может упорядочить старые воспоминания, а обрабатывает уже текущие порции данных.

Потеря или подарок природы?

Каждая из вышеописанных теорий пытается выяснить механизм детской потери памяти и не задается вопросом: а для чего мироздание так распорядилось и лишило нас таких ценных и дорогих воспоминаний? В чем смысл такой невосполнимой потери?

В природе все сбалансировано и все неслучайно. По всей вероятности, то что мы не помним наше рождение и первые годы нашего развития, должно нести какую-то пользу для нас. Этого момента в своих исследованиях касается только З.Фрейд. Он поднимает вопрос травмирующих психику переживаний, которые вытесняются из сознания.

Действительно, весь период раннего детства вряд ли можно назвать абсолютно безоблачным, счастливым и беззаботным. Может быть, мы просто привыкли так думать, потому что не помним его?

Давно известен факт, что младенец при рождении испытывает физическую боль не меньшую, чем его мать, а эмоциональное переживание малыша при родах сродни переживанию процесса смерти. Дальше начинается этап ознакомления с миром. А он не всегда бел и пушист.

Маленький человек, несомненно, подвергается огромному количеству стрессов. Поэтому многие современные ученые считают, что Фрейд был прав, как минимум, в том, что младенческая амнезия имеет охранную для психики функцию. Она оберегает малыша от неподъемных для него эмоциональных перегрузок, дает силы развиваться дальше. Это дает нам очередной повод поблагодарить природу за ее предусмотрительность.

Родителям же стоит принять во внимание факт, что как раз в этом нежном возрасте закладывается фундамент психики ребенка. Некоторые самые яркие фрагменты воспоминаний все-таки могут обрывочно оставаться в памяти маленького человека, и в силах отца и матери сделать эти моменты его жизни полными света и любви.

Видео: почему мы не помним события из раннего детства?

Воспоминания из глубокого детства недоступны людям, как и память о моменте их появления на свет. С чем же это связано? Почему мы не помним, как родились? Ведь некоторые яркие впечатления как будто отпечатываются в подсознании и после остаются там навсегда, а такой психически и физически важный момент, как рождение, попросту стирается из "подкорки". Многочисленные теории из психологии, физиологии человека, а также идеи, почерпнутые из религии, помогут разобраться в столь загадочном явлении.

Мистические теории

Мировые верования в тайны мироздания и предлагают свое представление о том, почему человек не помнит, как он родился. Все дело в душе - именно в ней сохраняется вся информация о прожитых днях, эмоциях, успехах и провалах, которую человеческий мозг, как и его физическое тело, не может принять и, соответственно, расшифровать. На 10-й день существования эмбриона в него заселяется душа, но только на время, а за 30-40 дней до момента появления на свет она полностью внедряется в бренное тело. Почему мы не помним, как родились? Потому что телу недоступно восприятие информации, коей обладает душа. Энергетический сгусток словно защищает все данные от мозга, предотвращая тем самым возможность разгадки таинства создания человека. Душа бессмертна, тело - всего лишь оболочка.

Научные объяснения

Почему мы не помним, как рождались? С точки зрения науки данное явление объясняется сильным стрессом, сопровождающим родовой процесс. Боль, изменение частей тела, продвижение по родовым путям - все это является тяжелым переходом для ребенка из теплой, надежной материнской утробы в незнакомый мир.

Формирование памяти напрямую связано с ростом человеческого организма. Подсознание взрослого человека запечатляет моменты из жизни и хранит их, а у детей все происходит немного иначе. Эмоции и переживания, а также моменты, связанные с ними, сохраняются в "подкорке", но при этом стираются предшествующие им воспоминания, так как детский мозг, ввиду своей недостаточной развитости, просто не в состоянии хранить обилие информации. Вот почему мы не помним наше детство и то, как родились. Примерно с шести месяцев до полутора лет у ребенка появляется память: долгосрочная и краткосрочная. В таком возрасте он начинает узнавать родителей и близкое окружение, находит предметы по просьбе, ориентируется в своем доме.

Так почему мы не помним, как рождались? Еще одна трактовка отсутствия ранних детских воспоминаний объясняется тем, что младенец еще не может связать определенные события со словами, так как не умеет говорить и еще не знает о существовании самих слов. Отсутствие воспоминаний о детстве в психологии называется инфантильной амнезией.

Согласно мнению многих ученых, проблема памяти детей, скорее, не в том, что они не умеют создавать воспоминания, а в том, что подсознание ребенка сохраняет все пережитое им в Это объясняет и то, почему человек не помнит момент своего рождения, и то, что некоторые даже самые яркие моменты из жизни со временем стираются.

По Фрейду

Мировая знаменитость, благодаря которой были совершены значительные продвижения в медицине и психологии, создал свою трактовку того, почему мы так плохо помним детство. Согласно человек блокирует информацию о событиях из жизни, когда возраст еще не достиг трех-пяти лет, в связи с сексуальной привязанностью к одному из родителей противоположного ребенку пола, и агрессией к другому. К примеру, мальчик в раннем возрасте имеет сильную неосознанную связь с матерью, при этом ревнует ее к отцу и, как следствие, ненавидит его. Потому в более сознательном возрасте воспоминания блокируются подсознанием как негативные и противоестественные. Однако теория Зигмунда Фрейда не обрела признания в научных кругах, она так и осталась всего лишь односторонним взглядом австрийского психолога на отсутствие воспоминаний о детстве.

Теория Харка Хоуна

То, почему человек не помнит своего рождения, согласно исследованиям этого врача, напрямую связано со следующим: ребенок еще не отождествляет себя как отдельную личность. Потому память не может сохраняться, так как дети не знают, что именно из происходящего вокруг является их личным опытом, эмоциями и чувствами, а что - результатами жизнедеятельности посторонних людей. Для маленького ребенка все едино.

Почему дети определяют, где мама и папа, если еще не умеют говорить и плохо запоминают моменты из детства

Ребенок легко ориентируется в своем доме и не путается, когда его просят показать, кто из его родителей мама, а кто папа, благодаря семантической памяти. Именно там хранятся важные для выживания человека воспоминания об окружающем его мире. За счет информации, содержащейся в долговременном "хранилище", ребенок быстро находит, где лежит любимое лакомство, в какой из комнат его накормят и напоят, кто у него мама или папа. Почему мы не помним, как родились? Этот момент можно объяснить тем, что подсознание данное событие из жизни трактует как ненужное и опасное для психики явление, сохраняя его в кратковременной, а не в

Исследование канадских психологов феномена инфантильной амнезии

Участие в опросе, проведенном врачами из Торонто, приняли 140 детей, возраст которых был от трех до тринадцати лет. Суть эксперимента заключалась в том, что всех участников опросили, предложив рассказать о трех самых ранних воспоминаниях. Результаты исследования доказали, что дети младшего возраста более отчетливо помнят моменты из раннего детства, а лица, чей возраст старше 7-8 лет, не могут вспомнить подробности пережитых жизненных ситуаций, о которых ранее рассказывали.

Пол Фрэнкланд. Изучение гиппокампа

Гиппокамп является частью мозга. Главная его функция - транспортировка и "архивация" человеческих воспоминаний. Канадский ученый П. Фрэнкланд заинтересовался его деятельностью и ролью в сохранении памяти о происходящем вокруг. Более подробно расмотрев данный "архиватор" мозга, ученый пришел к выводу, что то, почему мы не помним, как мы родились, а также то, каким было наше детство до 2-3 лет, трактуется следующим образом: каждый человек рождается с недоразвитым гиппокампом, что препятствует нормальному хранению получаемой информации. Для того чтобы гиппокамп начал нормально функционировать, требуются годы - растет человек, развивается и он. До этого момента детские воспоминания разбросаны по всем закоулкам коры мозга.

Даже когда гиппокамп начинает работать, он не в силах собрать всю информацию по закоулкам памяти и проложить к ней своего рода мостки. Поэтому так много людей, не помнящих свое детство ранее трехлетнего возраста, и так мало тех, кто помнит себя младше 2-3 лет. Данное исследование объясняет, почему мы не помним, как родились и выросли, до сознательного возраста.

Влияние окружающей среды на сохранение памяти ребенка

Учеными было обнаружено, что, помимо воспитательных факторов и генетической наследственности, на воспоминания о детстве влияет место, где проживает человек. В ходе эксперимента, в котором участвовали дети из Канады и Китая от 8 до 14 лет, был проведен четырехминутный опрос об их жизни. В итоге маленькие обитатели Поднебесной смогли за отведенное им время рассказать меньше, чем канадские ребята.

Какие воспоминания наиболее сильно отпечатываются в детском подсознании?

Дети менее восприимчивы к моментам из жизни, связанным со звуками, для них важнее те события, в которых они смогли что-либо увидеть и ощутить. Однако страх и боль, испытываемые человеком в младшем возрасте, чаще со временем замещаются другими, более позитивными воспоминаниями. Но случается и так, что некоторые индивидуумы лучше запоминают болевые ощущения, страдания и печаль, чем счастье и радость.

Стоит заметить, что в ребенок запоминает больше звуки, нежели очертания предметов. К примеру, слыша голос родной матери, плачущий малыш моментально успокаивается.

Существуют ли способы вытянуть воспоминания о детстве из глубин подсознания?

Психологи часто прибегают к погружению своих пациентов в состояние транса, дабы разрешить ту или иную проблему, как говорится, все наши страхи родом из детства. Попадая в прошлое, человек во время сеанса гипноза, сам того не подозревая, может рассказать о самых потаенных, глубинных воспоминаниях. Однако заглянуть в самые ранние моменты жизни удается далеко не каждому - согласно многочисленным экспериментам, подсознание словно сооружает непреодолимую стену, защищающую пережитые эмоции от чужих глаз.

Многие эзотерики также используют гипноз, чтобы помочь человеку узнать о его прошлых жизнях, воспоминаниях из детства и даже младенчества. Но данный способ получения информации не является научно подтвержденным, поэтому рассказы некоторых "счастливцев", познавших момент своего рождения, зачастую оказываются выдумками и профессиональным рекламным ходом.

ФОТО Getty Images

Почему мы не помним своих снов? Это странно еще и потому, что сны могут быть гораздо более яркими и насыщенными, чем повседневная жизнь. Если некоторые события, происходящие во сне, случились бы с нами наяву - например, падение с крыши или романтическая связь с кинозвездой - эта история точно осталась бы в нашей памяти (не говоря уж про ленту соцсетей).

Есть несколько теорий, которые помогают понять, почему сны так быстро стираются из памяти. С одной стороны, забывание - это процесс, крайне необходимый с точки зрения эволюции: для пещерного человека сон о том, что, убегая ото льва, он спрыгнул со скалы, не закончился бы ничем хорошим. Другая эволюционная теория, разработанная первооткрывателем ДНК Фрэнсисом Криком (Francis Crick), гласит: главная функция снов - забывание ненужных воспоминаний, которые со временем накапливаются в мозге.

Мы забываем сны еще и потому, что нам непривычно вспоминать то, что происходило в сновидении. Мы привыкли к тому, что наше прошлое организовано хронологически, линейно: сначала случилось одно, потом другое, третье… Сны же хаотичны, полны ассоциаций и случайных, нелогичных поворотов.

Кроме того, повседневная жизнь, необходимость встать по будильнику и сразу спешить по делам не способствует запоминанию снов - первое, о чем мы думаем (если вообще думаем) после пробуждения: «С чего начать, что я должен сделать сегодня?». Из-за этого сны рассеиваются как дым.

Что делать, чтобы запомнить сон?

Перед тем как лечь спать, поставьте два будильника: один для того, чтобы окончательно проснуться, другой (музыкальный) - для того, чтобы сфокусироваться на том, что вы увидели во сне (второй должен прозвенеть чуть раньше первого).

  1. Перед сном положите ручку и лист бумаги на тумбочку возле кровати. Или воспользуйтесь приложением «записная книжка» в вашем смартфоне: пишите все, что помните, пока не начнете забывать.
  2. Когда прозвенит «музыкальный» будильник и вы потянетесь к бумаге и карандашу, старайтесь как можно меньше двигаться.
  3. Вспомните ощущение сна, его настроение, запишите то, что придет в голову. Делайте это в свободной форме, не придавайте событиям последовательность.
  4. Держите блокнот рядом в течение всего дня: возможно, сон будет продолжать «заигрывать» с нами. Заигрывающий сон - это термин, придуманный Артуром Минделлом (Arthur Mindell): осколки сна могут появляться на протяжении всего дня или даже нескольких дней, «дразня» нас и наш мозг.
  5. Когда вы научитесь воспроизводить свои сны, вам будет гораздо проще запоминать их.

Можете ли вы рассказать о том, что происходило с вами в раннем детстве? Какое ваше самое первое воспоминание и сколько лет вам тогда было? Стоит отметить, что большинство людей лишь с трудом вспоминают небольшие отрывки из раннего периода своего детства, например, когда им было около трех, четырех или пяти лет. С чем это связано и почему мы не помним себя, когда были еще совсем маленькими детьми? В этой статье мы постараемся найти ответы на этот вопрос.

Исследования Шелли Макдональд

В одном из своих исследований Шелли Макдональд (психолог из Новой Зеландии) решила выяснить, почему дети плохо помнят себя в детстве и от чего именно это зависит. Для этого ей был поведен эксперимент, в котором участвовали новозеландцы различного происхождения (европейского и азиатского), включая представителей коренного населения страны – племен маори. В результате удалось выяснить, что представители азиатских стран помнят свое детство наиболее плохо, ведь в среднем первые воспоминания о своем детстве в этой группе проявляются лишь на после четырех с половиной лет.

Чуть лучше вспомнить о том, что происходило с ними в первые годы жизни, могут выходцы из европейских стран. Большинство из них смогли вспомнить некоторые жизненные эпизоды, начиная с трех с половиной лет. Но наилучшей памятью в этом отношении обладали представители племен маори. Оказалось, что в среднем они могут рассказать об отдельных ситуациях, которые происходили с ними, когда им было все еще два с половиной года.

Психолог ШеллиМакдональд объяснила это тем, что коренные жители Новой Зеландии обладают очень богатой устной культурой, особенностью которой является создание акцента на событиях, происходивших в прошлом. Представители племен маори очень много внимания уделяют прошедшим событиям, что безусловно отражается и на эмоциональной обстановке в семье, в которой растут маленькие дети.

Стрессы и общение с родственниками

Аналогичные исследования проводились и в других уголках мира. Например, итальянский психолог Федерика Артиоли провела ряд исследований, в которых принимали участие жители Италии. Ей удалось выяснить, что те участники эксперимента, которые проживали в больших семьях с бабушками, дедушками, тетушками и дядями могут намного больше рассказать о том, что происходило с ними в раннем детстве, чем те, кого воспитывали только отец с матерью.

При этом наиболее яркими воспоминаниями о том периоде являются интересные истории и сказки, которые рассказывали им родители и ближайшие родственники. Кроме того, влиять на формирование памяти способен и стресс. Ведь дети, чьи родители развелись, когда им еще не было и шести лет, намного лучше помнят свое раннее детство.

В чем может заключаться причина?

О точных причинах плохой памяти у детей ученые и психологи спорят и сегодня. Одни полагают, что это следствие быстрого восприятия информации, которую ребенок в первые годы «впитывает, словно губка». В результате более новые воспоминания «перезаписывают» в нашей памяти поверх старых. Другие же объясняют это недостаточным уровнем развития памяти у маленьких деток. Интересную теорию предложил и Зигмунд Фрейд, описав ее в работе «Три очерка по теории сексуальности». Он предложил такой термин, как «инфантильная амнезия». По его мнению, именно она и является причиной отсутствия четких воспоминаний о первых годах нашей жизни.