Подать жалобу на дорожные службы. Куда жаловаться на плохие дороги (ямы на дорогах)

Дороги ремонтируют постоянно, но качество этого ремонта вызывает вопросы, качество покрытия остаётся неудовлетворительным, о чём свидетельствует недовольство автомобилистов. К такому состоянию дорог приводит халатность со стороны служб, призванных за них отвечать.

Но помните, что жалоба должна быть составлена грамотно и отправлена в правильные инстанции, чтобы возыметь эффект.

Изменить это можно лишь, подавая жалобы на дороги, чтобы контролирующие органы призвали ответственных к ответу и заставили относиться к обязанностям серьезнее. Для этого не нужно даже выходить из дома, ведь теперь есть все возможности подавать жалобу через интернет.

Как гласит Федеральный закон № 257 (статья 3, пункт 7) дорогами владеть могут исполнительные органы государственной власти, муниципальные власти, а также физические и юридические лица. Соответственно, если речь идёт о федеральной или муниципальной дороге, то и ответственность за неё несёт либо РФ, либо администрация субъекта РФ. Если из-за плохого состояния дороги случилось происшествие, то судебный иск должен быть предъявлен именно к её владельцу.

Отвечающие за дороги местные администрации зачастую заключают контракты с управляющими компаниями, в рамках которых те должны обслуживать их. В таком случае отвечать за состояние будет именно эта компания, хотя к ответственности также может быть привлечено и лицо, заключившее с ней договор за некомпетентность при выборе.

Плохое содержание дорог

Если эти обязанности, возлагаемые законодательством на владельцев дорог и компании, осуществляющие их содержание, не выполняются в полном объёме, что приводит к вреду для людей и транспортных средств, но виновные должны быть привлечены к ответственности.

Установлены чёткие нормативы, определяющие, содержится ли дорога в требуемом законодательством состоянии – они описываются в ГОСТ 50597–93. Так, повреждения полотна, как ямы или выбоины, могут составлять не более 60 сантиметров в ширину, 15 в длину и 5 в глубину. Соответственно, если образовавшаяся на дорожном полотне яма глубже установленного значения, необходимо пожаловаться на это, а если она не дотягивает до него, то жалоба не возымеет эффект.

Если дорога перестала соответствовать стандартам, повреждения должны быть устранены в течение 5 дней для скоростной магистрали и 10 дней для обычной дороги. Что до внутридворовых дорог, то подчас они находятся в общей собственности, и их ремонт обычно проводится за счёт жильцов.

В число мероприятий по поддержанию состояния дорог входят:

  • Содержание и ремонт водоотвода, подготовка его к отводу вод весной – расчистка от снега.
  • Заделка дефектов гравийной смесью.
  • Засыпание грунтом мест разрывов откосов земляного полотна, их укрепление камнем и щебёнкой.
  • Исправление дефектов полотна и обочин в летний период.
  • Профилировка гравийного покрытия автогрейдером.
  • Уборка мусора.
  • Ремонт системы водоотвода в рамках подготовки к осенней распутице.
  • Наблюдение за пучинистыми участками в осенний период, фиксация состояния дороги на них для последующего ремонта весной.

И другие мероприятия – весь этот комплекс работ позволяет дороге оставаться в хорошем состоянии и снижает количество аварий, а если некоторые из них не выполняются или выполняются некачественно, то налицо плохое содержание дороги.

Выделить стоит зимний период, как наиболее чреватый авариями. К нему относят время начиная от падения температуры ниже нулевой отметки и до её возвращения в положительную зону в весенние месяцы. Зимой необходимо проводить такие мероприятия, как:

  • защита от заносов;
  • очистка от снега;
  • борьба со скользкостью и наледями;
  • защита от лавин.

Показателями работы дорожной службы будут:

  • ширина полотна, очищенного от снега и льда;
  • сроки, в которые дорога очищается от снега и наледи, снижается зимняя скользкость.

Меры делятся на:

  • профилактические, такие как обработка химическими реагентами, препятствующими образованию льда на дорожном покрытии;
  • защитные – возведение преград для снега, поступающего с близлежащей местности;
  • прямое удаление снега и льда с дороги, её обработка материалами для повышения сцепления шин с покрытием.

В зависимости от уровня дороги требования к её содержанию будут различаться:

  • А – должна быть полностью чистой от снега и льда;
  • Б – необходимо чистить всю проезжую часть;
  • В – очищается лишь середина;
  • Г – допускается наличие снега по всей проезжей части.

Значит, прежде чем предъявлять претензии за плохое содержание дороги, необходимо узнать, к какому классу она относится.

Инстанции, куда можно подать жалобу

Если речь о плохом состоянии городских улиц, то обращаться в первую очередь нужно в администрацию района/города, либо подать заявление в ГИБДД. Это первый этап, но если реакции не последовало, то делается обращение в Роспотребнадзор. Когда даже после этого проблема не решилась, придётся составить заявление в прокуратуру, ну а если всё перечисленное ранее не принесло результатов, то и подать иск в суд.

Таким образом, порядок действий будет следующим:

  • при плохом состоянии городских улиц оформляем претензию в муниципалитет с требованием их отремонтировать;
  • при угрозе безопасности движения – отсылаем её в ГИБДД;
  • если муниципалитет либо ГИБДД не отреагировали спустя месяц, нужно писать жалобу в Роспотребнадзор;
  • при отсутствии активности со стороны этого органа делается официальное обращение в Прокуратуру, которая должна будет провести проверку;
  • подаётся иск в суд.

Если дефекты дорожного полотна привели к ДТП, то при оформлении протокола сотрудниками ГИБДД должен быть указан факт наличия повреждений дороги. Следует самостоятельно проконтролировать, что такие указания были записаны.

Также снимите доказательства на видео либо сфотографируйте их с привязкой к местности. Важно, чтобы затем вы имели возможность доказать, что к аварии привело именно состояние дороги.

Затем нужно получить от ГИБДД данные о том, какая компания отвечает за содержание дороги, провести оценку нанесённого аварией ущерба (она выполняется независимыми экспертами с соответствующими лицензиями), и обратиться к этой компании за компенсации. Если договориться не получится, придётся подавать иск в суд о взыскании ущерба.

Перед этим можно пожаловаться в муниципалитет и попытаться воздействовать через него: если и у муниципальной власти не выйдет заставить покрыть понесённые убытки, то её представители должны будут сами заняться привлечением к ответственности управляющей компании, из-за халатности которой произошло ДТП. В его рамках потребуется написание ходатайств в соответствующие органы, в первую очередь в прокуратуру и суд. Далее мы не будем рассматривать ДТП и его последствия, а ограничимся подачей простой жалобы на плохое состояние дорог.

Правила составления документа

Чтобы жалоба была рассмотрена, её следует составить надлежащим образом вне зависимости от того, куда именно она подаётся.

В каждой инстанции требуется правильное оформление, и разбираться с составленным непонятно как заявлением никто не будет. Помимо этого, перед подачей жалобы следует озаботиться сбором доказательств, например, сделать фотографии выбоин на дороге.

Оформление и содержание

Жалобу необходимо оформлять в соответствии с образцом. Его можно получить в той организации, в которую планируете её подавать. В любом случае в жалобе должно содержаться следующее:

  • ФИО и должность начальника службы, обращение в которую делается.
  • Сведения о заявителе – ФИО, адрес, телефонный номер.
  • Описание проблемы, включая указание на состояние дорожного полотна и координаты повреждений, требующих устранения. Желательно при описании делать ссылки на законодательство.
  • Требования.
  • Приложения – материалы, доказывающие наличие проблемы, обычно в этом качестве используются фото и видео.
  • Дата и подпись.

Если недовольных много, вместо оформления отдельных жалоб можно составить коллективную и подписать её совместно – обычно это ускоряет рассмотрение. На него отводится срок в 30 дней. Если они миновали, но ответа так и нет, следует обращаться в прокуратуру как по вопросу состояния дорог, так и бездействия администрации или ГИБДД после жалобы.

Дорожные покрытия в стране хоть и признаны улучшенными, на деле не могут похвастаться необходимой стойкостью при эксплуатации. Ямы, возникающие из-за осадков, некачественных материалов и отсутствия нормальных профилактических работ, становятся причинами каждого пятого дорожно-транспортного происшествия. При этом, как правило, водители платят транспортный налог исправно, деньги от которого и должны идти на обслуживание транспортных полотен в стране.

Обычно никто не знает, что с этим делать – рано или поздно дорожная служба добирается до вашего участка дороги, и все привыкли, что нужно просто ждать. Однако обратить внимание на возникающую потенциальную опасность для участников автомобильного движения вы можете, тем самым ускорив процесс ремонта.

Когда можно жаловаться

Дороги признаются некачественными, согласно нормам ГОСТА. В пункте 3.1.2 устанавливается допустимый размер ям в дорогах, ниже отметки которого жаловаться не имеет смысла:

  • Ширина ямы – меньше 60 сантиметров;
  • Глубина – меньше 5 сантиметров;
  • Длина – меньше 15 сантиметров.

Кроме того, жалобу можно писать тогда, когда вы донесли до дорожных служб факт появления пробоины в полотне, а устранения этого не последовало в следующие сроки:

  • Городские дороги – в течение 10 дней;
  • Скоростные – 5 дней (магистрали).

Придомовыми покрытиями, как правило, занимаются управляющие компании, в договоре с которыми должно прописываться обязательство по ремонту дорог в установленный срок. При этом вы также можете подать жалобу на УК, если этого не происходит или если допустимые размеры повреждения больше установленного по закону.

Поскольку стандарты ГОСТа весьма строгие, жалобы принимают без дополнительных проверок и размышлений. Помимо ям, пожаловаться можно также и на толщину асфальтного покрытия:

  • На дорогах местного назначения оно должно быть не менее 5 сантиметров;
  • На автобанах, магистралях и в крупных городах – не менее 15 сантиметров.

Чаще всего ямы возникают именно из-за недостаточного качества покрытия или его толщины, поэтому такая жалоба может стать профилактической и не допустить возникновения пробоин в дальнейшем. Разумеется, если будет произведена замена недопустимого покрытия.

Куда жаловаться

Если с причинами все понятно, то с ответственностью за состояние дорог – не совсем. По закону лишь те, кто владеет дорогой, должны обеспечивать содержание их в надлежащем состоянии. Однако муниципальные власти не могут просто так взять и инициировать ремонт. Для этого им нужно специальное постановление от контролирующего органа.

ГИБДД

Таким органом является ГИБДД, поэтому именно сюда и необходимо обращаться в самую первую очередь. Обращаться с жалобой можно такими способами:

  • По почте заказным письмом в адрес территориального представительства ГИБДД. Адреса локальных инстанций находятся на сайте – обычно в ГИБДД предусмотрен специальный отдел по обработке обращений граждан. Именно туда и необходимо будет направить вашу претензию, вложив в конверт фотографии (не менее трех снимков) дефекта дорожного покрытия. Фотографии должны соответствовать таким требованиям: показывать область так, чтобы можно было понять, о каком участке идет речь, и демонстрировать саму яму. Поэтому фотографируйте общий план с окружающими домами, знаками, магазинами, и саму яму – так больше шансов, что заделают именно ее;
  • Лично на приеме граждан в ГИБДД, если у вас есть желание подать именно такую жалобу. Однако данный способ сопряжен с очередями и прочей бюрократией. Так, жалобу необходимо будет распечатать в двух экземплярах, на одном из которых регистратор ставит отметку о принятии. Без этой отметки жалоба недействительна. С собой также необходимо иметь паспорт и доказательства существования ямы (все те же фото);
  • Через электронную форму приема обращений граждан по ссылке: https://гибдд.рф/request_main . На сайте необходимо будет ознакомиться с правилами подачи жалобы и согласиться с предоставленными условиями, после чего тщательно заполнить все формы (особенно ФИО, поскольку анонимные жалобы рассматриваться не будут – да и система не позволит подать анонимку). К жалобе можно будет приложить цифровые фотографии дефекта дорожного покрытия. Подобная подача самая быстрая, а по закону приравнивается к стандартной бумажной версии.

Рассматривая вашу жалобу в 30-дневный срок , ГИБДД нужно убедиться, что вы говорите правду, поэтому факт наличия ямы проверят, а затем вышлют владельцу дороги – обычно, это городской муниципалитет, но может быть и УК и Водоканал (если яма связана с люком канализации), — предписание о необходимости проведения ремонтных работ.

Муниципалитет и администрация города

После получения предписания муниципалитет города может начинать ремонт в течение 10 дней – это обязательное условие. Однако, саму жалобу можно подавать и напрямую сюда параллельно с подачей жалобы в ГИБДД. Обычно это происходит, когда повреждения полотна достаточно обширны на всем участке, и требуется замена всего участка дороги. Тогда жалоба подается по старшинству – сначала муниципалитету, затем (при отсутствии действий или очень больших повреждениях) – в администрацию городского управления (мэру города). Мэру также можно подавать жалобы на возникновение ям в определенном районе или во всем городе.

Способы подачи такие же, как и в ГИБДД:

  • Почтовое отправление в адрес управляющих городом – его получит канцелярия и перенаправит ответственному за рассмотрение лицу;
  • Личная подача в канцелярию учреждения в приемные часы граждан;
  • Электронные обращения – доступны не во всех городах (в основном, в крупных).

В случае, если администрация бездействует, вы можете привлечь Роспотребнадзор.

Сервис «Росяма»

Сторонний сервис, который позволяет зарегистрировать координаты возникающих повреждений в дорожном покрытии. Он поддерживается Фондом борьбы с коррупцией, и занимается перенаправлением уведомлений в органы местной власти, ГИБДД и т.д. Подача туда хоть и сопряжена с риском, что о вашей жалобе забудут, однако является достаточно хорошим способом привлечь внимание властей – система сама будет напоминать, что в конце месяца вам должен прийти ответ из ГИБДД, а также консультировать насчет дальнейших действий. К тому же, вы избавляетесь от необходимости составлять обращение напрямую в ГИБДД.

На портале потребуется короткая регистрацияобязательно нужно указывать свои реальные данные , поскольку жалобы неподтвержденных лиц по закону не имеют веса. Особенно, если они поданы через интернет.

Прокуратура и суд

Самые последние инстанции, куда следует обращаться. Обычно обращение в эти органы связаны с возникновением ДТП из-за ямы на дороге. Поскольку результатом ДТП может стать даже смерть автолюбителя или пассажира, то и ответственность ГИБДД и города будет выше (вплоть до уголовной). Именно поэтому исковые заявления в суд по такому поводу часто остаются без удовлетворения – судьи неохотно выносят решения против сотрудников государственных структур.

Однако, при подаче жалобы на бездействие администрации или ГИБДД по устранению ямы, можно добиться нужных результатов. Делать это необходимо по месту вашей прописки обычными способами : через почтовое отправление, лично на приеме у прокурора или отдела регистрации обращений граждан, с помощью интернет-портала прокуратуры вашего города (или центральной прокуратуры).

Рассмотрение обращения займет все те же стандартные 30 дней.

Ужасное состояние дорог в России уже преодолено, большая часть важных магистралей и улиц в больших городах пришли в нормальное состояние. Тем не менее, от идеала даже в Москве и МО дороги пока далеко. Что говорить о некоторых второстепенных трассах и дорогах. Сегодня мы поговорим о том, куда стоит обратиться, если вы нашли серьезные разрушения на дороге в России. Скорее всего, вы даже не задумываетесь о том, чтобы позвонить кому-либо или сфотографировать яму с возможностью распознать место ее расположение. Именно по этой причине в нашей стране столь сомнительные дороги. Отсутствие гражданской инициативы и контроля работы дорожных служб стали основной проблемой.

Давайте посмотрим на страны, в которых дороги идеальные. Если немец найдет яму на дороге, он остановится, выставит знак аварийной остановки, позвонит в полицию и на горячую линию дорожной службы. Он вызовет всевозможных экспертов, чтобы никто не пострадал от наезда в эту яму. В нашей стране это не сработает, так как эксперты будут добираться до места фиксации проблем с дорогой не один день, а полиция вообще может не отреагировать на ваши жалобы. Так что в нашем государстве присутствуют свои реалии, которые заставляют использовать совершенно другие правила поведения в таких ситуациях. Давайте разберемся с вопросом, куда звонить, если вы хотите пожаловаться на дороги.

Различные сервисы в интернете и карты ям на дорогах

Плачевное состояние дорог в свое время заставляло многих задумываться над решением этой проблемы. Были созданы специальные карты с состоянием дорожного покрытия, на которых можно было выбрать более или менее качественный маршрут, чтобы не оставить колеса на дороге. Сегодня эти карты используют как метод давления на ГИБДД и другие службы, которые должны работать над устранением дорожных проблем. Поэтому использовать интернет карты для нанесения неизвестных выбоин на трассах и городских дорогах просто необходимо. Работает эта система следующим образом:

  • вы видите яму на дороге, останавливаетесь возле нее и фотографируете так, чтобы можно было распознать ее место нахождения, так дорожная служба отреагирует на сигнал;
  • далее фото загружаете на специальный сайт, который следит за состоянием дорог и составляет карту качества дорог России, порой это можно сделать с помощью навигатора;
  • следующий шаг - специалисты компании, которые создают карту, сообщают о выбоине в ГИБДД официальным обращением и следят за тем, чтобы службы работали;
  • яма не исчезнет с карты, пока эту проблему не решат дорожные службы, после этого отметку снимут с карты и дорога станет более качественной в рейтинге;
  • такая же система работает с ямами и выбоинами на трассах, которые в последнее время стали достаточно серьезной причиной ДТП и повышения смертности на дорогах.

Таких сервисов достаточно много, и практически все они делятся данными. Поэтому в большинстве случаев не имеет значения, на какой именно сайт вы загрузите фото выбоины на дороге. Вашу информацию примут к сведению и отреагируют на обращение. Это самый простой и быстрый способ сообщить о проблеме на дорогах, чтобы не занимать личное время, не писать заявлений и обращений. За вас всю работу проведут порталы, которые призваны следить за порядком на российских дорогах.

Личное обращение в ГИБДД или к правительству РФ

Еще один способ сообщить о том, что на дороге присутствует опасная выбоина, или участок трассы сильно поврежден, является обращение в ГИБДД. Сотрудники дорожной службы призваны не только штрафовать нарушителей, но и следить за соблюдением полного порядка на дорогах. В порядок включены и неровности дороги, которые мешают нормальному передвижению по асфальтовому покрытию. Поэтому вы вполне можете позвонить обратиться в дорожную полицию и зафиксировать яму на определенном участке дороги. Процедура в данном случае следующая:

  • вы заметили проблематичное место на дороге, увидели яму в асфальте или несколько неровностей на одном участке дорожного полотна, что может мешать движению;
  • следует остановиться в положенном месте и вызвать наряд ГИБДД, чтобы тот подъехал к обнаруженной неприятности на дороге, это поможет нормально зафиксировать проблему;
  • далее вам предложат написать заявление, в котором вы попросите устранить проблемы на дороге, хотя это может и не последовать, ГИБДД просто зафиксирует яму;
  • после этого полиция возьмет под свой контроль исправление ситуации и будет регулярно обращаться к дорожным службам с просьбой устранения неровности дороги;
  • если вы оставили заявление с контактными данными, вам могут даже перезвонить после завершения работ и предложить убедиться в качестве восстановления дороги.

Еще одним методом воздействия на дорожные службы стало правительство Российской Федерации. Вам достаточно обратиться на горячую линию Министерства транспорта РФ, чтобы оставить свое заявление. В данном случае на вашу заявку отреагируют, но это может занять определенное время, поскольку бюрократия в нашей стране - это великая сила. Этот метод воздействия на дорожные службы стоит использовать в том случае, если ни один другой вариант уже не помогает.

Горячая линия Росавтодора - для платных дорог

Когда в России массово начали вводить платные дороги, автомобилисты несколько запаниковали, ведь так можно вскоре остаться без бесплатного способа передвижения. Тем не менее, эта практика известна во всем мире. Нужно заплатить, чтобы ехать с комфортом и гарантией качества. Но в России все несколько иначе. И платные дороги бывают далеко не в идеальном состоянии. Если вы едете по платной дороге, и у вас возникают любые проблемы, стоит проделать следующее:

  • позвонить на горячую линию службы автомобильных дорог России, телефоны размещены на пунктах оплаты, их можно узнать у любого сотрудника дороги, а также на сайте;
  • разместить официальную жалобу или внести определенное предложение, которое поможет улучшить качество обслуживания российских водителей;
  • назвать свои личные данные, если вы хотите получить ответ от дорожной службы, также можно остаться анонимным звонящим, но на реакцию в таком случае не рассчитывайте;
  • через какое-то время вам может перезвонить менеджер Автодора и поинтересоваться деталями вашего предложения или жалобы, чтобы разобраться в ситуации;
  • скорее всего, инициатива утонет в море бюрократии в этой компании, но жалобы о ямах явно должны быть рассмотрены, можно подать в суд и вернуть плату за проезд.

На платных дорогах вы должны ехать и наслаждаться передвижением. Это важное нововведение, которое поддерживает большинство автомобилистов, желающих цивилизации на дорогах. Только важно, чтобы в государстве не сформировалась монополия, которая будет решать, сколько стоит проезд по таким дорогам. Также важно, чтобы у водителя были альтернативные пути без оплаты за проезд. Тогда все будет по понятиям качества и человечности.

Что делать, если вы повредили авто из-за ямы на дороге?

Еще один больной вопрос для большинства автомобилистов в России - как быть, если авто повреждено из-за ошибок Автодора? На самом деле, все больше водителей начинают получать компенсации от государства за нанесенный ущерб от поездки по дорогам. И это очень правильное действие. Даже если вопрос стоит в компенсации нескольких сотен рублей, нужно подавать в суд и раскачивать ситуацию. Только так можно обратить внимание правительства на проблемы дорог. Подать жалобу можно следующим образом:

  • после того, как вы попали в яму и пробили колесо или повредили ходовую часть, нужно сразу вызвать ГИБДД, не убирая авто с места происшествия и не снимая колесо;
  • полиция приедет на место и составит протокол, также возможен вызов представителя дорожной службы для освидетельствования ситуации и вины правительства;
  • копия протокола будет выдана вам, после чего можно поставить запаску и ехать в нужном направлении, а протокол послужит поводом для обращения в суд;
  • в суде ваше дело рассмотрят на предмет вины государства в сложившейся ситуации, в последнее время участились случаи получения компенсаций в такой ситуации;
  • вам компенсируют стоимость покрышки или цену восстановления ходовой части машины, если вы предоставите необходимые заключения с автосервиса.

Когда выполняете ремонт после составление подобного протокола, стоит делать это на нормальной станции, которая может выдать заключение. Обычно в таком заключении пишут, что выход из строя определенных деталей произошел из-за наезда на неровность дороги. Такие документы помогают полностью компенсировать стоимость восстановления машины, а также претендовать на моральный ущерб, который в разных ситуациях оценивается по различным критериям. Предлагаем посмотреть видео с объяснением причин плохих дорог в России:

Подводим итоги

Сегодня дороги в России далеки от идеала. Но это совместная работа автомобилистов, правительства и общественных активистов. Только так можно создать эффективную борьбу с проблемами на дорогах, чтобы полностью устранить проблемы с асфальтовым полотном. Жители Столицы уже успели убедиться, что Росавтодор может работать эффективно и нормально. Теперь нужно донести культуру такой работы в регионы, чтобы и в маленьких городах все дороги оказались качественными. Иного метода, кроме массовой подачи заявлений в суд и требований компенсации за ремонт автомобиля, просто не существует.

Чем больше водителей будут высказывать свое отношение к сложившейся ситуации, тем больше шансов на успех у всей страны появится. Это важные особенности развития общества, в котором каждый автомобилист является звеном и решающим элементом. Поэтому мы рекомендуем постоянно обращаться в ГИБДД и непосредственно в Росавтодор для устранения всех проблем с дорогами. Это единственный метод получить необходимое качество поездки и безопасность передвижения по дорогам. А вы когда-нибудь жаловались на плохое состояние дорог в России?