Подготовка к проверке росприроднадзора. Как организовать внутреннюю проверку: опыт предприятия Работниками управления по экологии проведена проверка

Стоимость: от 15 000 руб.

Сроки: индивидуально

Проверка по экологии: как не стать оштрафованным

Что такое?

Если давать официальное определение термину «проверка», то под ним понимается совокупность мероприятий по контролю, которые проводятся надзорными органами в отношении организаций с целью выявления корректности соблюдения обязательных законодательных требований, которые были установлены государственными актами.

Проверка в сфере экологии предполагает контроль правильности и своевременности исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды. Экологическая проверка может проводится как непосредственно Росприроднадзором, так и природоохранными прокуратурами.

Проверка природоохранной прокуратуры

Деятельность природоохранных прокуратур регулируется положениями федерального закона № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Основной их деятельностью является надзор за корректным исполнением природоохранного законодательства со стороны юридических и должностных лиц, которые осуществляют негативное воздействие на окружающую среду.

Прокурорские проверки подразделяются на плановые и внеплановые.

Внеплановые проверки обычно проводятся прокуратурой на основании поступивших сведений о нарушении законодательства, требующих принятия скорых мер. Такая информация может поступить как от должностных лиц, так и от рядовых граждан, а также от общественных организаций или появиться в СМИ.

Что касается плановых проверок, то их план утверждается Генеральной прокуратурой на год, а затем передается в местные природоохранные прокуратуры, которые уже и проводят непосредственно выездные проверки.

Со списком предприятий, подлежащих проверке со стороны прокуратуры в очередном году, можно ознакомиться на ее официальном сайте в соответствующем разделе .

Проверка Росприроднадзора

Проведение проверки организации специалистами Росприроднадзора по длительности обычно не превышает двадцати дней. Однако, в случае необходимости (к примеру, для проведения длительных исследований) срок может быть продлен еще на 20 рабочих дней.

Отметим, что предприятие должно быть официально уведомлено о предстоящей проверке как минимум за три рабочих дня до начала ее проведения. Если же проверка внеплановая, то уведомление должно поступить как минимум за сутки до прихода инспектора.

Что касается списка документов, которые необходимо предоставить надзорным органам при проверке предприятия, то такого официально утвержденного списка не существует. Каждому предприятию необходимо самостоятельно определять, какую экологическую документацию они должны иметь, исходя из особенностей своего негативного воздействия на окружающую среду и существующего природоохранного законодательства.

С ориентировочным списком необходимой документации можно ознакомиться здесь.

Кому необходима?

Помощь для успешной подготовки к прохождению проверки любого из контролирующих органов необходима всем предприятиям, которым она была назначена согласно ежегодному плану. Помощь может заключаться в проведении экологического аудита, который будет направлен на выявление возможных недостатков, на которые во время проверки обязательно обратит внимание сотрудник Росприроднадзора.

Также наш эколог имеет возможность находиться на предприятии во время проведения проверки и, тем самым, давать профессиональные ответы сотрудникам надзорного органа.

Кроме этого, сотрудники нашей компании могут проанализировать список предписаний, который выдается предприятию в случае неуспешного прохождения проверки, и составить план по скорому их устранению.

Зачем необходима?

Помощь с прохождением экологической проверки нужна тем организациям, которые по той или иной причине не занимались своевременной разработкой экологической документации или сдачей необходимой отчетности, а теперь обнаружили себя в списке проверок.

В данном случае, для исключения вероятности наложения штрафов, рекомендуем воспользоваться консультацией наших специалистов по корректной подготовке к прохождению проверки, а также, если предписанию уже получены, то их устранению.

Сколько стоит?

Стоимость наших услуг по проведению экологического аудита перед проверкой прокуратуры или Росприроднадзора составляет 15 000 руб . Итогом проведения аудита является отчет, который составляется нашим экологом - в нем указывается информация о нарушениях в области природоохранного законодательства в организации и вариантах их исправления.

Какую документацию образовательной организации (школе, детскому саду) нужно иметь при проверке Государственного экологического надзора, если у них нет основания для постановки на учёт?

Ответ

Государственный экологический надзор включает в себя государственный земельный надзор, государственный надзор в области обращения с отходами образовательных учреждений, государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха и др. виды надзора в соответствии с ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Конкретного списка документации образовательной организации, подлежащей проверке, законодательство не устанавливает, это зависит от вида надзора и предмета контроля.

Как правило, в образовательных организациях проводятся проверки в рамках государственного надзора в области обращения с отходами. В ходе данного вида экологического надзора проверяется разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ( Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Нормативы образования отходов образовательных учреждений служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг. , утв. приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50.

Соответствующие Методические указания утверждены .

Кроме того, до 31.12.2017 организации необходимо присвоить категорию по степени НВОС. В настоящее время органы контроля не требуют их предоставления, это пока не обязательно.

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством РФ федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией ( ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории ( ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), к объектам I, II, III и IV категорий определены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 .

Как правило, деятельность образовательных организаций относится именно к IV категории, потому плата за НВОС не вносится. Конкретного списка документации образовательной организации, подлежащей проверке, законодательство не устанавливает, это зависит от вида надзора и предмета контроля.

Что необходимо предпринимать при визите на предприятие экологического инспектора?

Несмотря на то, что экологические инспекторы не принадлежат к наиболее частым визитерам к субъектам хозяйствования, тем не менее вопросы о полномочиях инспекторов и некоторых деталях проверок возникают достаточно часто. Далее рассмотрены обязанности и возможности данной экологической структуры и варианты конструктивного взаимодействия с этими должностными лицами.

Для начала несколько слов о самой службе.

Государственная экологическая инспекция (Госэкоинспекция), согласно п. 1 Положения № 454 об этой службе - центральный орган исполнительной власти, который осуществляет госнадзор (контроль) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, восстановления и охраны природных ресурсов. Для осуществления этой миссии, согласно п. 6 того же Положения, Госэкоинспекция Украины наделена правами:

  • проводить проверки по вопросам, относящимся к ее компетенции, выдавать по их результатам обязательные для исполнения предписания, распоряжения;
  • проверять документы на право специального использования природных ресурсов (разрешения, лицензии, сертификаты и т. п.);
  • рассчитывать размер убытков, нанесенных государству вследствие нарушения природоохранного законодательства, и предъявлять претензии;
  • принимать решения об ограничении или приостановлении (временно) деятельности предприятий и объектов независимо от подчинения и формы собственности, если их эксплуатация осуществляется с нарушением законодательства об охране окружающей природной среды;
  • опломбировывать помещения, оборудование, аппаратуру юрлиц и объектов, относительно которых было принято в установленном порядке решение об ограничении или временном приостановлении их деятельности.

Госэкоинспекция имеет территориальные органы на уровне АРК, областей или гг. Киева и Севастополя, а также морские экологические инспекции. Деятельность этих подразделений на сегодняшний день регулируется Положениями №№ 526, 527, 528 и 548.

Общие принципы проверок Госэкоинспекции:

Поскольку задача инспекции - госнадзор в определенной сфере, в частности - и в бизнесе, то регулироваться в своей деятельности она должна базовым документом относительно проверок - Законом Украины «Про основні засади державного нагляду (контролю) у сфері господарської діяльності «. Именно этим Законом следует руководствоваться во всех вопросах относительно порядка и допуска эконаблюдателей к проведению проверок. Несколько правил, которые установлены ст. ст. 4-7 Закона о госнадзоре:

  • мероприятия по контролю осуществляются в рабочее время субъекта хозяйствования, установленное правилами его внутреннего трудового распорядка;
  • плановое или внеплановое мероприятие должно проводиться в присутствии руководителя, его заместителя или уполномоченного лица субъекта хозяйствования;
  • перед началом осуществления госнадзора должностное лицо органа контроля вносит запись в соответствующий журнал субъекта хозяйствования (при его наличии);
  • плановые мероприятия проводят в соответствии с годовыми или квартальными планами, а их периодичность зависит от критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности;
  • плановая проверка допустима при условии письменного уведомления субъекта хозяйствования о ее проведении не позднее чем за десять дней до дня осуществления этого мероприятия;
  • субъекта хозяйствования должны ознакомить с основанием проведения внепланового мероприятия и предоставить ему копии соответствующего документа;
  • если основанием для внеплановой проверки стало обращение физ- или юрлиц относительно нарушения субъектом хозяйствования требований соответствующего законодательства, то на нее нужно согласие центрального органа исполнительной власти (в этом случае - разрешение Госэкоинспекции);
  • перед началом осуществления какого-либо мероприятия контроля должностные лица - визитеры обязаны предъявить руководителю субъекта хозяйствования или уполномоченному им лицу свои служебные удостоверения и предоставить копию направления (то есть его непредъявление -основание для недопуска на предприятие - это позволяет абз. 3 ч. 5 ст. 7 Закона о госнадзоре);
  • срок осуществления планового мероприятия не может превышать пятнадцати рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства - пяти (если иное не предусмотрено законом). Вместе с тем продолжительность внеплановой проверки не может превышать десяти и двух рабочих дней соответственно. В любом случае продление срока такой меры контроля не допускается.

Субъект хозяйствования имеет право не допускать должностное лицо органа госнадзора к осуществлению планового мероприятия в случае неполучения такого уведомления (ч. 5 ст. 5 Закона о надзоре).

Специфика экологических проверок

За субъектами хозяйствования госнадзор непосредственно осуществляют государственные инспекторы Украины по охране окружающей природной среды. И визиты их урегулированы не только упомянутым Законом о госнадзоре, но и ведомственной нормативной документацией - Порядком № 4642. Несколько наиболее важных положений из этого документа.

Важные нюансы оформления бумаг: в приказе о проведении проверки должны быть указаны наименование субъекта хозяйствования, основание и предмет проверки, период, за который она будет осуществляться, определены ее исполнители. Направление для проведения такого мероприятия подписывается руководителем органа Минприроды (с указанием ФИО) или его заместителем и удостоверяется печатью.

А вот уведомление о плановой проверке направляют письмом или телефонограммой или вручают лично должностному лицу субъекта хозяйствования под роспись. В нем должно быть указано: наименование субъекта проверки и органа Госєкоинспекции, даты ее начала и окончания.

Прежде всего инспектора проверяют наличие и действительность разрешительных документов относительно хоздеятельности, связанной с использованием природных ресурсов и трансграничным перемещением. Далее следует осмотр территории субъекта хозяйствования (цеха, места расположения оборудования). При необходимости осуществляется проведение различных измерений и отбор проб, в частности, относительно выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или сбросов в водные объекты, размещения отходов.

Стоит обратить внимание, что п. 4. 8 Порядка № 464 обязует госэкоинспекторов предоставлять субъекту хозяйствования консультационную помощь по осуществлению госнадзора, обеспечивать неразглашение коммерческой тайны. Вместе с тем они имеют право получать устные или письменные объяснения от руководителя или уполномоченного им лица либо ответственного на объекте за состояние соблюдения требований природоохранного законодательства. Эти объяснения приобщаются к материалам проверки. Немаловажный нюанс: объяснения могут требовать «по фактам выявленных во время проверки нарушений» (пп. 4. 12 Порядка № 464), то есть на основании выявленной причины.

Необходимо также отметить, что в акт проверки запрещено включать данные или выводы, которые не подтверждены документально, предложения, а также информацию, предоставленную правоохранительными органами (пп. 4. 14 Порядка № 464).

Частота плановых проверок экологических инспекторов

Как уже упоминалось, периодичность плановых мероприятий госнадзора зависит от критериев риска, к которым отнесена деятельность проверяемого субъекта хозяйствования. В интересующем нас аспекте это определяют Критерии № 212 (см. список документов в конце статьи).

Приложениями к этому Порядку установлены формы Направления на проведение проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, Уведомления о проведении плановой проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, Акта проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, Предписания, Представления о выдаче, приостановлении действия или аннулировании разрешения, лимита, квоты.

Степень риска

Периодичность проведения плановых мероприятий госнадзора для разных критериев риска

Высокая

  • Наличие объектов, которые представляют повышенную экологическую опасность, или потенциально опасных объектов, в обращении которых находятся опасные вещества I и II класса опасности, или обеспечивающих перевозку опасных грузов; обеспечивают жизнедеятельность населенных пунктов, в частности водопроводно-канализационные хозяйства и предприятия, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами не чаще одного раза в год
  • Осуществление деятельности, которая служит причиной выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух больше 5 тыс. тонн в год, водопотребления и водоотвода - более 25 тыс. куб. метров в год или приводит к образованию и размещению отходов І и II класса опасности - более 100 тонн в год или других отходов - более 1 тыс. куб. метров в год;
  • деятельность связана с вырубкой леса, использованием водных живых ресурсов, ведением охотничьего хозяйства и сохранением природно-заповедного фонда

Средняя

  • Наличие объектов, представляющих повышенную экологическую опасность, или потенциально опасных объектов, в обращении которых находятся опасные вещества III и IV класса опасности
    не чаще одного раза в два года
  • Осуществление деятельности, которая служит причиной выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух объемом около 5 тыс. тонн в год, водопотребления и водоотвода - до 25 тыс. куб. метров в год или приводит к образованию и размещению отходов 1 и II класса опасности - около 100 тонн в год или других отходов - около 1 тыс. куб. метров в год

Незначтельная

  • Наличие объектов, не относящихся к высокой или средней степени риска и не подлежащих государственному учету
    не чаще одного раза в три года

Какие санкции возможны после проверки экологическим инспектором

Согласно пп. 4. 23-4. 26 Порядка №464, если госэкоинспекторы выявляют нарушения требований природоохранного законодательства, то в течение пяти дней после завершения проверки выписывают предписание об их устранении. Его в течение 5 рабочих дней со дня составления акта предоставят руководителю субъекта хозяйствования или уполномоченному им лицу для исполнения на протяжении шести месяцев (в случае, если те откажутся от получения предписания лично, последний отправят заказным письмом). Это будет контролировать орган Минприроды, выдавший предписание.

Если же проверяющие принимают решение о необходимости выдать, приостановить действие или аннулировать определенные разрешения, лимиты, квоты, то сделают об этом представление в Минприроды или его соответствующий территориальный орган. Если выявляют правонарушения, содержащие признаки преступления, то в течение десяти рабочих дней подают информацию в правоохранительные органы, с передачей соответствующего дела.

В конце стоит отметить, что государственным инспекторам по охране окружающей природной среды ст. 2421 КоАП предоставлено право привлекать виновных лиц к административной ответственности и рассматривать админдела за различные админправонарушения, в частности - о самовольном пользовании недрами или водопользовании, порче и загрязнении сельскохозяйственных и других земель, снятии и перенесении грунтового покрова земельных участков без специального разрешения, повреждении водохозяйственных сооружений и устройств, нарушении правил их эксплуатации.

По материалам юридических публикаций

Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность экологической инспекции

  1. КоАП - Кодекс Украины об административных правонарушениях.
  2. Закон о госнадзоре - Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05. 04. 07 г. № 877-V
  3. Положение № 454 - Положение о Государственной экологической инспекции Украины, утвержденное Указом Президента Украины от 13. 04. 11 г. № 454/2011.
  4. Критерии № 212 - Критерии распределения субъектов хозяйствования по степени риска их хозяйственной деятельности для окружающей природной среды и периодичности осуществления мероприятий государственного надзора (контроля), утвержденные постановлением КМУ от 19. 03. 08 г. № 212.
  5. Положение№ 526 - Положение о Государственной Азово-Черноморской экологической инспекции, утвержденное приказом Министерства охраны окружающей природной среды от 06. 12. 06 г. № 526.
  6. Положение № 527 - Положение о Государственной экологической инспекции Азовского моря, утвержденное приказом Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 06. 12. 06 г. № 527
  7. Положение № 528 - Положение о Государственной экологической инспекции по охране окружающей среды Северо-Западного региона Черного моря, утвержденное приказом Министерства охраны окружающей природной среды от 06. 12. 06 г. № 528.
  8. Положение № 548 - Положение о Государственном управлении охраны окружающей природной среды в областях, городах Киеве и Севастополе, утвержденное приказом Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 19. 12. 06 г. № 548.
  9. Порядок № 464 - Порядок организации и проведения проверок субъектов хозяйствования относительно соблюдения требований природоохранного законодательства, утвержденный приказом Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 10. 09. 08 г. № 464.

Плановая проверка предприятия органами государственного контроля в области охраны окружающей среды (Росприроднадзором, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы, Министерством экологии и природопользования Московской области)

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения организациями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды. В РФ проведение проверок организаций регулируется ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ.

В области охраны окружающей среды проверка объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, осуществляется Росприроднадзором, проверка объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю, осуществляется местными природоохранными органами (в г. Москве - Департамент природопользования и охраны окружающей среды; в Московской области – Министерство экологии и природопользования).

Согласно законодательству проверка Росприроднадзором может быть: плановой и внеплановой.

Проверка Росприроднадзором проводится не чаще 1 раза в 3 года. Ежегодный сводный план проверок можно найти на официальном сайте Генеральной прокуратуры. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения, посредством направления копии распоряжения или приказа органа осуществляющего проверку о начале проведения контрольных мероприятий Росприроднадзора.

Внеплановая проверка Росприроднадзора проводится при:

  1. истечение срока исполнения ранее выданного предписания;
  2. поступление в природоохранные органы обращений и заявлений о следующих фактах:
    • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • нарушение прав потребителей.

О проведении внеплановой проверки Росприроднадзором организации направляется уведомление не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В случае если в результате деятельности организации причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление организаций о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Срок проведения проверок Росприроднадзором не может превышать 20 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

В распоряжении подразделения Росприроднадзора, осуществляющего проверку, обязательно указывается перечень документов, представление которых организацией необходимо при проведении надзорных мероприятий:

Документы, определяющие статус организации:

Документы, определяющие статус организации – устав, учредительный договор, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, информационное письмо об учете в ЕГРПО (коды ОКПО, ОКАТО, ОКОНХ), свидетельство ИНН, лицензии, штатное расписание, банковские реквизиты, приказ о назначении руководителя организации, для граждан и индивидуальных предпринимателей – копию паспорта.

Свидетельство о внесении в Реестр малого предпринимательства (если имеется).

Иные документы:

  1. Перечень объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении организации;
  2. Свидетельство о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, находящееся в собственности юридического лица, или договоры аренды недвижимого имущества;
  3. Правоустанавливающие документы на земельные участки, находящиеся в хозяйственном ведении;
  4. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля;
  5. Информационная справка о наличии арендаторов с указанием видов деятельности и условий аренды (порядок утилизации отходов, осуществление иных природоохранных мероприятий);
  6. План природоохранных мероприятий на год;
  7. Документы (свидетельства о повышении квалификации, удостоверения) о подготовке ответственного за природоохранную деятельность и обращение с опасными отходами;
  8. Приказ о назначении ответственного лица за природоохранную деятельность и обращение с опасными отходами и документы об организации экологической службы предприятия (если такая имеется);
  9. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНОООЛР) или отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, представленная в уполномоченные органы исполнительной власти в уведомительном порядке;
  10. Лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению опасных отходов I-IV классов опасности;
  11. Паспорта опасных отходов , оформленные на отходы I-IV классов опасности;
  12. Лабораторные измерения по подтверждению отнесения отходов к классам опасности для окружающей природной среды ;
  13. Договора на вывоз и обезвреживание, использование, захоронение отходов производства и потребления;
  14. Талоны с полигонов ТБО, а также акты о сдаче отходов на использование, обезвреживание и размещение;
  15. Журналы учета движения и обращения с отходами, оформленный в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.09.2011 г № 721 «Об утверждении порядка и учета в области обращения с отходами»;
  16. 2-ТП (отходы) (сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за год);
  17. Технический отчет о неизменности производственного процесса , используемого сырья и образующихся отходах за год (вместе с балансом массы отходов);
  18. Документы, подтверждающие предоставления сведений в Сводный кадастр отходов производства и потребления г. Москвы и Талон природопользователя;
  19. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, в т.ч. платежные поручения или иные бухгалтерские документы, подтверждающие своевременность перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  20. Проект нормативов ПДВ и Разрешение на выброс загрязняющих веществ;
  21. План-график ведомственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ;
  22. Данные о проведении производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов на источниках (инструментальный контроль соблюдения установленных нормативов ПДВ на источниках выбросов в соответствии с планом-графиком производственного контроля, согласованным в составе проекта ПДВ, протоколы количественного химического анализа, проверка соответствия периодичности контроля, установленной в нормативах ПДВ);
  23. План снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и отчет о ходе выполнения плана в целях достижения ПДВ – проверяется в случае невозможности соблюдения нормативов ПДВ;
  24. Договор со специализированной лабораторией на проведение замеров на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с приложением заверенных печатью копий аттестатов аккредитации лабораторий, выполняющих исследования проб;
  25. Статистическая отчетность по форме №2-ТП (воздух) ;
  26. Паспорта на газоочистные установки;
  27. Журнал регистрации и оповещения о неблагоприятных метеоусловиях;
  28. Договор с ГУП «Мосводосток» на прием и отведение поверхностных сточных вод предприятия – 1, декларация -2;
  29. Договор с МГУП «Мосводоканал» на подачу питьевой воды и отведение сточных вод предприятия;
  30. Балансовая схема водопотребления и водоотведения с указанием и нумерацией мест измерения забора и сброса воды и точек передачи ее другим потребителям;
  31. Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект со сточными водами;
  32. Решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и дренажных вод;
  33. План-график отбора проб и производства анализов по контролю за сточными водами;
  34. Копии аттестатов аккредитации лабораторий, выполняющих лабораторные исследования проб воды;
  35. Журналы первичного учета по водопотреблению, водоотведению;
  36. Свидетельства о поверке средств измерений, используемых для учета объема сброса сточных или дренажных вод;
  37. Статистическая отчетность по форме №2-ТП (водхоз) – сведения об использовании воды;
  38. Результаты (протоколы) проведения производственного экологического лабораторного контроля ;
  39. Проектные данные очистных сооружений по производительности и степени очистки, регламент обслуживания очистных сооружений;
  40. Документы, подтверждающие проведение регламентных работ на очистных сооружениях и ливневых сетях;
  41. Документы, подтверждающие вывоз осадка и фильтрующей загрузки очистных сооружения;
  42. План водоохранных мероприятий по достижению норм допустимого сброса загрязняющих веществ, поступающих в водный объект со сточными водами;
  43. Общий журнал ухода за зелеными насаждениями, порубочные билеты, дендроплан, перечетная ведомость.

По результатам проведения проверки Росприроднадзора инспектором подготавливается акт проверки, в случае обнаружения нарушений выписывается предписание с указанием сроков устранения.

За отсутствие природоохранной документации предусмотрена ответственность:

Ст. 8.2 КОАП РФ. несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении c отходами производства и потребления влечет наложение штрафных санкций: на юридическиx лиц – от 100 до 250 тыc. рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Ст. 8.41 КОАП РФ. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Ст. 8.21 КОАП РФ:

  1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
  2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
  3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.14. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.15. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Подготовка к проверке Росприроднадзора и согласование большей части вышеперечисленной документации требует специальных знаний и большого количества времени. Доверьте данную работу специалистам компании «ЭкоЦентрПроект», в оптимальные сроки мы подготовим для Вас все необходимые документы.

В нашей компании проверку организации природоохранной деятельности и санитарно-экологического состояния филиалов проводит отдел экологии на основании ежегодных планов-графиков. С 2005 г. проверки проводятся по специально разработанным документам — «Вопросы проверки и требования, предъявляемые к филиалам» (далее — Вопросы проверки) и «Критерии оценки организации природоохранной деятельности и санитарно-экологического состояния филиалов» (далее — Критерии оценки), утвержденным главным инженером, а впоследствии — техническим директором.

Реформирование системы государственного контроля (надзора) привело к введению риск-ориентированного подхода с возможностью применения проверочных листов (списков контрольных вопросов).

Так, согласно ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 03.08.2018; далее — Федеральный закон № 294-ФЗ) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) может применяться риск-ориентированный подход.

Положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и проведения отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля может быть предусмотрена обязанность использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля проверочных листов (списков контрольных вопросов) (ч. 11.1 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ).

СПРАВКА

В состав нашей компании входит три тепловые станции, одна гидроэлектростанция, три теплосетевых предприятия, а также санаторий-профилакторий.
По степени негативного воздействия на окружающую среду филиалы компании отнесены к объектам I - III категорий . Четыре филиала используют поверхностные водные объекты, два — подземные. В филиалах эксплуатируются:
. 11 очистных сооружений;
. 15 установок очистки газа (далее — газоочистная установка, ГОУ);
. 5-120 стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха,
а также образуется более 140 видов отходов производства и потребления.
Компания имеет лицензию на деятельность по утилизации отходов III класса опасности и транспортирование отходов I-IV классов опасности, а также три лицензии на право пользования недрами.
Все филиалы являются абонентами централизованной системы водоотведения.

В перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода , входят в том числе:

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

Федеральный государственный экологический надзор в части:

Государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

Государственного земельного надзора;

Государственного надзора в области обращения с отходами;

Государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха;

Государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;

Государственного надзора за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ;

Лицензионный контроль за деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности;

Региональный государственный экологический надзор.

При этом «за кадром» остаются следующие вопросы:

Все ли сообщения зарегистрированы в журнале?

Соответствуют ли мероприятия по снижению выбросов режиму НМУ?

Выполнялись ли мероприятия в структурных подразделениях, участвующих в проведении мероприятий в период НМУ?

Имеется ли документарное подтверждение выполнения мероприятий в структурных подразделениях и сообщения о полученных результатах их выполнения?

Выполнялись ли замеры до объявления НМУ, в период НМУ (при необходимости) и после окончания НМУ?

Организована ли документарная передача информации о НМУ между сменами?

Правильно ли определена эффективность мероприятий?

Все ли отчеты структурных подразделений, принимавших участие в проведении мероприятий, зарегистрированы в журнале?

В нашей компании уже много лет природоохранные проверки осуществляются таким образом, чтобы не просто констатировать факт выполнения или невыполнения обязательного требования, а проконтролировать организацию всей процедуры .

Например, вот как сформулирован вопрос об эксплуатации ГОУ в проверочных листах и в наших Критериях оценки:

Проверочные листы

Критерии оценки

Осуществляется ли эксплуатация ГОУ в соответствии с правилами эксплуатации ГОУ?

Назначены ли должностные лица, ответственные за эксплуатацию ГОУ и ведение паспорта ГОУ?

Внесены ли ГОУ в реестр?

Утверждена ли программа проведения технического обслуживания?

Утверждена ли программа проведения планово-предупредительных ремонтов?

Определен ли порядок организации профилактических и диагностических работ, обеспечивающих проектную очистку выбросов?

Технический осмотр ГОУ проводится не реже 2 раз в год комиссией, назначенной приказом?

Эффективность ГОУ определяется ежегодно?

Приложен ли к паспорту ГОУ протокол проверки эффективности?

Сведения о проведении технического осмотра, результатах проверки фактических показателей работы, результатах планово-предупредительных ремонтов, внеплановых ремонтах, результатах устранения обнаруженных неисправностей внесены в паспорт ГОУ не позднее 30 календарных дней со дня окончания работ?

Таким образом, Критерии оценки не только помогают проверяющим, но и служат большим подспорьем филиалам, показывая упущенные направления и стимулируя их на реализацию проблемных вопросов.

Критерии оценки состоят из следующих разделов:

1. Организация природоохранной деятельности.

2. Охрана атмосферного воздуха.

3. Охрана водного бассейна.

4. Обращение с отходами производства и потребления.

5. Выполнение программы производственного экологического контроля.

6. Поддержание в рабочем состоянии системы экологического менеджмента.

В Критерии оценки включены также вопросы, которые, казалось бы, не имеют прямого отношения к природоохранному законодательству (например, о соблюдении исполнительской дисциплины при представлении информации по охране окружающей среды, рационализаторской работе, открытости экологической информации или организации соревнования), однако мы считаем, что их выполнение повышает общую эффективность работы.

При оценке каждого критерия можно получить 0 или 2 балла. Наиболее значимые критерии оцениваются в 5 баллов, а за отдельные недостатки можно получить -5 или -10 баллов.

Филиал получает оценку по количеству набранных баллов:

. «отлично» (100 % от максимально возможного количества баллов);

. «хорошо» (76-99 %);

. «удовлетворительно» (50-75 %);

. «неудовлетворительно» (менее 50 %).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Неудовлетворительную оценку можно получить независимо от набранных баллов в случае, если не устранены замечания по результатам предыдущей проверки, а также если не выполнены лицензионные условия или предписания уполномоченных органов.

Проверка проводится в документарной и выездной форме в сроки, определенные планом-графиком. Общее время проведения проверки не должно превышать 5 рабочих дней.

Документарная проверка проводится без выезда в филиал на основании информации и документов, представленных филиалом за проверяемый период и находящихся в отделе экологии. Дополнительная информация (при необходимости) представляется инженерами-экологами филиалов по электронной почте сотруднику, проводящему проверку.

Выездная проверка начинается со встречи с руководством филиала, на которой сообщается порядок проверки, определяется время проведения проверок отдельных структурных подразделений филиала, назначается ответственное лицо со стороны филиала.

По окончании проверки проводится предварительный разбор результатов с руководством и начальниками структурных подразделений филиала, во время которого отмечаются выявленные положительные и отрицательные стороны организации и осуществления природоохранной деятельности филиала, даются рекомендации по устранению замечаний и при необходимости согласовываются сроки их устранения.

В течение 3 рабочих дней после окончания проверки сотрудник, проводивший проверку, уточняет Критерии оценки, систематизирует материалы проверки и оформляет акт. Акт проверки и Критерии оценки филиала направляются в филиал с сопроводительным письмом, в котором устанавливаются сроки устранения выявленных замечаний. Применение Критериев оценки позволяет сравнить результаты с прошлым годом, определить тенденции к изменению, при необходимости выработать корректирующие действия для улучшения работы.

В связи с особенностями производственной и хозяйственной деятельности и различным уровнем воздействия филиалов на окружающую среду общая оценка для каждого филиала определяется индивидуально. Отдельные направления работы филиала могут не оцениваться при отсутствии их в проверяемый период.

Приведем Вопросы проверки (приложение 1) и соответствующие им Критерии оценки (приложение 2) на примере раздела 2 «Охрана атмосферного воздуха» .

НА ЗАМЕТКУ

Скачайте полный вариант Вопросов проверки и Критериев оценки (разделы 1-6), воспользовавшись услугой «Сервис форм» (код доступа — на с. 1).