Политические идеологии. Политические идеологии современности

Направленность и способы политической деятельности задаются теми представлениями о разумном устройстве общества и приоритетных ценностях, которые определяют смысл и значение человеческих поступков, т. е. идеологией.

Политическая идеология (от гр. idea - понятие и logos - учение, слово) - это система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которой лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры.

Если рассматривать процесс формирования идеологии в исторической перспективе, то можно выделить ряд этапов.

Основные этапы формирования идеологии:

1. XVII-XVIII вв. Общественная мысль активно выступает против феодально-религиозной идеологии, отстаивает идеи общественного прогресса, возможности устройства человеческого общества на разумных и гуманных началах.

2. XIX-XX в. Появляются разнообразные либеральные и коммунистические идеи.

3. XX в. Западная социология начинает широко использовать понятие «идеология» для обозначения сознания, выражающего и обосновывающего интересы классов или социальных групп.

Феномен идеологии проявляется на трех уровнях.

Уровни политической идеологии:

1. Теоретико-концептуальный - формулировка основных положений, раскрывающих интересы и идеалы социальной группы, нации и государства (доктрина).

2. Программно-политический - разработка программ, манифестов, лозунгов, которые составляют идейную основу для принятия политических решений и мобилизации масс (программа).

3. Актуализированный - степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, мера их воплощения в практических действиях (политическая практика).

Идеология схематизирует действительность, упрощая и огрубляя ее, вследствие этого является инструментом манипулирования общественным сознанием. Положительная направленность такой схематизации состоит в том, что при помощи идеологии политические цели группы символизируются, политические действия приобретают конкретную направленность, в результате чего снижается стихийность восприятия политики и хаотичность политического воздействия в группе.

Идеология, как правило, институционально оформлена в политических партиях, движениях, союзах, группировках. Она выполняет ряд функций.

Функции политической идеологии:

1. Образовательно-воспитательная - овладение массовым политическим сознанием. Внедрение в сознание заданных оценок прошлого, настоящего и будущего, по которым люди должны ориентироваться в сфере политических отношений. Конструирование групповых ценностей.

2. Пропагандистская - создание позитивного образа проводимой политической линии, ее соответствие интересам социальных групп, нации, государства.

3. Интегрирующая - сплочение общества на базе общегосударственных, патриотических или групповых ценностей.

4. Мобилизационная - стимулирование целенаправленных действий граждан на выполнение поставленных задач.

Политические идеологии в современных обществах разнообразны. Они основываются на множестве представлений о социальной справедливости, форме государственного устройства, национальном интересе, этических нормах.

Основные идеологии современного мира - консерватизм, либерализм, радикализм - отразили аспекты и тенденции эволюции промышленной культуры.

Типы политических идеологий:

1) Консерватизм (от лат. conservaге - сохранять, заботиться о сохранении). Главные ценности: государство, церковь, семья, частная собственность. Укрепление устоев государства. Против государственного капитализма, радикальных реформ и экстремизма. Обществу присуще неравенство. Общество изменяется эволюционно.

2) Либерализм (от лат. liberalis - свободный). Главные ценности: демократизм, индивидуализм, гарантированность прав человека, частная собственность, экономические свободы. Абсолютная ценность человеческой личности. Ограничение объема и сфер деятельности государства. Политическое равенство всех людей. Общество изменяется при помощи реформ.

3) Радикализм (от лат. radicalis - коренной). Решительное изменение существующих социальных и политических институтов. Стремление к быстрому темпу перемен, оправдание силовых методов достижения поставленных целей. Может выступать теоретическим обоснованием и оправданием терроризма. Проявляется в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и укладу тех или иных слоев и групп.

Леворадикальные течения (анархизм, марксизм и такие отдельные его разновидности, как маоизм, троцкизм и т.д.) предпочитают быстрые и резкие способы достижения социального равенства и социальной справедливости.

Праворадикальные течения (фашизм, неофашизм, крайние формы национализма и религиозной нетерпимости, расизм) основываются на представлениях о превосходстве какой-либо группы (расовой, национальной, социальной, религиозной) над всеми остальными и стремятся любыми законными и незаконными способами закрепить привилегированное положение таких групп

Политическая и идеологическая история Европы, по сути, представляет собой историю взаимодействия, борьбы политических субъектов консервативной, либеральной и радикальной ориентации.

Роль идеологии в политической жизни страны очень велика, но у каждой партии, у каждого государства есть собственное представление об идеальном государстве и об идеальной политике. Этот вопрос рассматривают в 11 классе. Давайте разберемся, какой смысл обществоведы вкладывают в слова «политическая идеология».

Понятие «политическая идеология»

Национальная и государственная идеология -это своего рода социально-политический феномен. Осознание себя как нации выражается именно в ней. Под политической идеологией понимают систему идей, которые выражают интересы каких-либо субъектов политической деятельности или всего государства. В последнем случае это национальная идея, которую можно считать ядром национального самосознания народа.

История понятия

Обычно историки считают началом появления оформленный политической идеологии XVII век. Хотя наиболее ярко направления в политической мысли оформились в XVIII веке. В то время можно было выделить два направления: традиционализм, который впоследствии стал называться консерватизмом, и либерализм.

Названия «правые» и «левые» появились именно во время Великой французской революции; на заседаниях Национальной Ассамблеи слева от спикера сидели сторонники перемен, либералы, а справа -те, кто выступал за традиционные ценности.

Современные идеологии

В наше время в современной политической жизни можно выделить в довольно большое количество различных политических идеологий, у каждой из них свои особенности. В то же время, определить точное количество современных политических идеологий трудно из-за сложности выборов критериев выделения направлений политической мысли.

Перед вами в таблице современные политические идеологии охарактеризованы с точки зрения их главных ценностей. Попробуем дать характеристику основным направлениям и выяснить, что общего у разных понятий.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Анархизм

Марксизм или коммунизм

Социал-демократизм

Либерализм

Консерватизм

Национализм

Фашизм

упразднение государства как инструмента принуждения, равенство и свобода

равенство, социальная справедливость, революция

свобода, справедливость, солидарность, социальное государство

демократия, правовое государство, разделение властей, свобода мысли и слова, равенство перед законом

традиции, порядок, семья, религия, мораль, стабильность

идеи национальной исключительности и обособленности

расовое и национальное превосходство, сильная диктаторская власть, элитарно-иерархический принцип

Но сначала поговорим о функциях политической идеологии в обществе.

Функции идеологии

Какую роль играет политическая идеология в социуме? Является ли она одной из форм общественной жизни или ее цель совсем в другом? Например, выявление научной истины или предположение о дальнейшем развитии общества?

Обычно в науке выделяют три основные функции, выполняемые политической идеологией:

  • ориентирует людей в системе интересов той социальной группы, в которую они входят;
  • активизирует граждан, призывает их принимать участие в политической жизни;
  • интегрирующая роль -идеология является объединяющей идеей для какой-либо группы людей.

Если в государстве имеется господствующая идеология, она часто закрепляется в Конституции страны; тогда она становится государственной идеологией, и это помогает сплотить народ и сделать политическую жизнь более активной.

Анархизм

Анархизм – это крайне левая идеология. Последователи идеи считают целью упразднение государства как инструмента принуждения, а главной ценностью они провозглашают равенство и свободу. Последователи анархизма уверены, что люди могут обойтись без государства, создавая небольшие свободные коалиции ради торговли или совместной деятельности.

Коммунизм

Коммунизм сформировался на основе марксизма, то есть идеологии, предложенной философом Карлом Марксом. Коммунизм представляет собой несколько доработанный марксизм. Суть этой разработки в отношении к перспективам коммунизма в политике и роли партии. Он является выразителем интересов пролетариата. Основные ценности коммунизма следующие: общественная собственность на средства производства;

Необходимым элементом является классовый подход к любым социальным отношениям;

  • приоритетны всегда интересы пролетариата;
  • принцип «от каждого по способности, каждому по потребности»;
  • общественные интересы признаются более важными, нежели личные;
  • максимальная роль партии в структуре государства.
  • Коммунизм являлся единственной политической идеологией СССР.

Социал-демократизм

Социал-демократическая идеология изначально была частью марксизма, но в конце XIX века отделилась от него, поскольку не согласна со многими принципы марксизма. Главным образом социал-демократия отрицает революцию и диктатуру пролетариата как единственную возможность изменения существующего положения вещей. Социал-демократы считают, что можно изменить буржуазное общество в нужном направлении с помощью структурных реформ. Главные ценности: справедливость, свобода, солидарность, экономический плюрализм, всеобщее право на труд и образование. Сейчас социалистическая демократия является одной из центристских идеологий.

Либерализм

Либерализм – это одна из старейших политических идеологий, которая зародилась вместе с буржуазным обществом; основоположниками этой идеологии были Локк и Смит, объявляющие высшими ценностями

  • справедливость;
  • свободы личности (при этом права личности считаются приоритетными по сравнению с интересами общества и государства);
  • частную собственность;
  • равенство всех людей (но не в экономическом отношении);
  • свободный рынок;
  • участие всех в управлении государством.

Это одна из правовых политических идеологий, представители которой декларировали ограниченную возможность вмешательства государства в частную жизнь.

В настоящее время либерализм существует в виде неолиберализма, который близок другим центристским идеологиям.

Консерватизм

Это тоже одна из старейших идеологий, выступающая за сохранение существующего порядка. Среди базовых ценностей можно перечислить

  • порядок;
  • традиции;
  • стабильность.

Консервативная идеология исходит из предположения, что люди от природы эгоистичны и злы; для того чтобы справиться с негативными проявлениями в обществе, необходимо сильное государство с большим количеством силовых структур. Свободу консервативная идеология понимает как лояльность граждан по отношению к власти. Консервативная идеология признаёт принципы частной собственности и рынка, но государство важнее экономики и отдельных граждан.

В настоящее время существуют в виде неоконсерватизма, который тоже близок к центристским идеологиям, хотя по сути является уже правой.

Национализм

Это одна из правых политических идеологий. В это понятие вкладывают разный смысл, от негативного до самого обычного. Выделяют два типа. «Созидательный» национализм способствует сплочению нации. Однако если эта ценность переходит в сверхидею и своя нация начинает противопоставляется всем остальным, то национализм превращается в разрушительную идеологию, опасную как для окружающих народов, так и для себя.

Идеологии национализма свойственно слияние идеи нации и государства, и одна из ценностей -совмещение границ нации с границами страны.

Фашизм

Фашизм – одна из правых идеологий; основной ценностью является не интересы какой-либо социальной группы, а интересы конкретной нации. Основная тема – национальное возрождение.

По определению, это крайний шовинистический национализм, как правило, он дополнен также расизмом и антисемитизмом.

Классическими образцами фашизма являются итальянский фашизм и немецкий нацизм; для фашистских теоретиков важно, что национальная идея воплощается в государстве во главе с вождем.

Одной из форм фашизма была идеология Германии накануне Второй мировой войны.

Большинство населения тяжело переживало поражение в Первой мировой войне; многие люди не имели работы, утратили либеральные ценности. Национальная идея набрала большую популярность. Германский нацизм представляет собой очень радикальную ветвь, это идеология, который было свойственно много откровенно расистских идей и тоталитарная организация государства.

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 92.

Министерство образования Республики Беларусь

Брестский государственный технический университет

Кафедра исторических и социально-политических наук

Реферат по политологии

Политические идеологии

Выполнил студент Э.Ф. гр.

Садовский А.В.

Проверила

Бодак М.С.

Введение……………………………………………………………………….…
1. Сущность политической идеологии………………………………………
2. Функции политической идеологии……………………………………….
3. Современные политичекие идеологии……………………………….…..

1. Либерализм…………………………………………………………………….

2. Либеральный реформизм………………………………………………….…

3. Социалистическая идеология……………………………………………….

4. Марксизм как идеология пролетариата……………………………………

5. Демократический социализм………………………………………………..

6. Консерватизм…………………………………………………………………..

7. Неоконсерватизм……………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Сисок литературы………………………………………………………………

Введение.

Политическая идеология - "система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему
(прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с борьбой политической и экономической.)

Политическая наука, идеология и психология отражают политическое бытие во всем его многообразии, но делают это по-разному выполняют при этом раличную социальную роль.

Политические теории и политические идеологии существенно отличаются друг от друга. Политические теории не претендуют на создание законченных систем, раз и навсегда постигших истину. Они открыты для новых идей и решений, отличаются критичностью к своим выводам. Идеологии же подчинены диктату определенных целей и политических мотивов, претендуют на завершенность и социальную истинность.

Политологи-исследователи, говоря словами Макиавелли, исходят из действительной правды вещей, а не воображаемой. Идеологи вполне могут поступиться истиной и отдать приоритет руководящим принципам, поступиться действительным ради должного.

1. Сущность политической идеологии.

Термин "идеология" появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своем труде «Элементы идеологии». В XIX веке преобладало негативное отношение к идеологиям. Революционные потрясения девятнадцатого столетия хорошо показали, как теории мыслителей превращаются в ценности, а затем и в символы веры, и в политических битвах происходит заклание живых людей на алтарях идеологических абстракций. Трактовка идеологий в тот период связывалась с оторванной от действительности игрой мысли, спекулятивными умозрительными конструкциями.

К.Маркс и Ф.Энгельс также использовали термин идеология для обозначения извращенного сознания, т.е. такого сознания, когда знание об обществе и социальных конфликтах преломляется сквозь призму каких-либо интересов.
Основоположники марксизма подчеркивали, что для идеологий типично иллюзорное отображение бытия, создание иллюзий класса о самом себе. Более того, эти иллюзии превращаются в идеологических конструкциях в самодовлеющую силу, первичную по отношению к реальным интересам. В силу своей социальной ограниченности идеологии могут приводить к глубоким искажениям в понимании общественной жизни. Но идеологическое заблуждение претендует на теоретически правильное освоение социальности и защищает себя всеми средствами, вплоть до силовых средств. Особенно это присуще идеологиям тоталитарного типа, как показала практика идеологической борьбы двадцатого века.

Маркс и Энгельс не считали свое учение идеологией. Марксистское учение характеризовалось ими как наука, а не идеология. Свою задачу они видели в освобождении познания социального бытия от идеологических познавательных установок. В.И.Ленин видоизменил подход к марксизму в этом отношении. Он показал, что марксизм тоже является идеологией - идеологией пролетариата.
Ленин ввел термин "научная идеология", т.е. марксизм. Тем самым был поставлен знак равенства между социальной наукой, марксизмом и пролетарской идеологией и была выдана индульгенция на политическую непогрешимость всем сторонникам марксизма. "Научная идеология" стала удобным инструментом защиты и оправдания любых политических решений.

Однако было бы серьезной ошибкой считать идеологию просто ложным сознанием и иллюзией социальных слоев о самих себе, ибо слишком велика роль идеологий в политике. В идеологиях происходит тесное переплетение достоверного знания об обществе с социальными интересами. Современное общество отличается сложной дифференциацией и стратификацией. И пока люди делятся на социальные слои с различными, подчас несовпадающими интересами, возникают и устойчивые представления о жизни, ценностях, социальном идеале, путях его достижения. На этой основе и возникает как бы мыслительная
"призма", через которую социальные слои смотрят на мир.

В идеологиях фиксируются те общественно значимые ситуации, которые возникают в жизни и требуют сознательного выбора. В процессе выработки активного решения и его последовательного воплощения, оформляются и социальные идеалы как стратегические устремления того или иного слоя.
Идеология - это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления.

Но идеология - это не просто теоретически оформленное осознание социальным слоем своего бытия и тенденций его развития. Система ценностей, которые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и определяют ее.

Отражая социальные конфликты и доводя их до конца в идеальной, теоретической форме, любая идеология выходит на человека как на общественное существо, способствуя его социальной, политической, национальной самоидентификащии. Идеологические ценности придают смысл социальному действию и оправдывают его.

Основным содержанием политической идеологии является политическая влдасть, ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. В политической идеологии фиксируется отношение к партиям, массовым движениям, устанавливаются ориентиры в сфере международных отношеений, определяются принципы решения национального вопроса. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества.

Политические идеологии конкретизируются в политических доктринах, в программных документах партий, в заявлениях различных политических сил. В политических программах и заявлениях идеологии приобретают четкость, ярко выраженную направленность на конкретную ситуацию, в них уточняются меры, эффективные в достижении определенных целей, делается непосредственный выход на властные механизмы преобразований.

Особую роль идеологии приобретают в период революционных потрясений;, когда в массовое политическое действие вовлекаютсян огромные слои населения. Движение Реформации в XVI веке. Английская (1642-1649 гг.) и
Французская (17889-1794 гг.), буржуазные революции раскрыли роль идеологии как детерминанты политики. Именно современная политическая история показала, как идеологические представления мобилизуют, направляют и активизируют деятельность людей. Идеологические принципы придают значение как коллективной, так и индивидуальной деятельности. Они способствуют превращению социальных слоев, этнических общностей в самостоятельных субъектов исторического действия. Поэтому поолитические силы своей важнейшей задачей считают выработку идеологических концепций, способных стать ориентационно-мотивационной моделью социального поведения.

Многие исследователи видят в идеологии не только социально значимые, теоретически оформленные взгляды, но и верования. Английский историк
А.Тойнби полагал, что либерализм, социализм, национализм – это и особый вид верований, своебразные светские религии. Понимание идеологии как эрзацрелигии связывают с особеннлстями массового сознания. По сравнению с идеологами-теоретиками, массы действительно не располагают необходимыми теоретическими знаниями и культурными навыками, и им трудно усваивать идеологию иначе, чем веру. Идеология выступает как специфическая разновидность убеждений, имеющих силу веры. Поэтому так сложно отказаться от старых идеологических принципов.

Положение, что идеология – это "внутренняя религия" современного государства, не следует абсолютизировать. Важно понять, что в идеологиях цели движения обычно отождествляются с торжеством некоей идеи. Идеи же, проникнув в массы, переосмысливаются и переистолковываются применительно к уровню обыденного сознания. Кроме того, сами идеи начинают жить как бы самостоятельной жизнью, становятся самоценными, превращаются в символы веры, конституирующие реальность. Разность между политическими идеологиями заключается лишь в том, что одни идеологии нацелены на решение эмпирических очевидных проблем, другие – на осуществление доктриально выверенных проектов переделки мира, насаждающих сверху новые рациональные формы жизни.

2. Функции политической идеологии.

Важнейшей функцией политической идеологии является легитимация власти определенных политических сил и режимов. Контридеологии также выполняют эту функцию, ибо они легитимируют право на государственную власть оппозиционных сил.

Идеологии выполняют мобилизующую и интеграционную функции, объединяющие людей в социальное целое. Они поднимают, направляют социальные слои и классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы.
Идейное единство сплачивает людей, формирует политическое сообщество, способствует возникновению чувства коллективного "мы".

Идеологии несут в себе критическую функцию. Они обладают критическим зарядом осмысления действительности и ниспровержения иных идеологических кумиров.

Когнитивная функция политической идеологии связана с тем, что будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией.
Идеология несет знания об обществе и его конфликтах. Идеологические конструкции - это не циничная ложь, а естественная форма, в которой группы и классы осознают свое положение. Искажение действительности происходит в соответствии с определенными социальными интересами.

Конструктивная функция политической идеологии проявляется наиболее четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике. Конструктивная функция может проявляться и опосредованно, когда политические идеалы мотивируют действие отдельных индивидов, социальных групп, вдохновляют их на активное участие в политическом процессе.
Республика, говорил в свое время Дантон, жила в умах людей за двадцать лет до ее провозглашения.

Политическая идеология выполняет нормативную функцию. В ней фиксируется определенный политико-идеологический императив, с которым сверяются практические проекты, содержатся политические ориентиры-нормы, которых следует придерживаться. В переходные периоды реформ, революций нормативный компонент несет особую нагрузку. Различными идеологическими течениями создается целый спектр таких нормативных ориентиров, несущих долженствование.

Политические идеологии не только наделяют действия смыслом, придают им социальную значимость, но выполняют и компенсаторную функцию, вселяя надежду на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсируя социальную неудовлетворенность, дискомфорт в наличном бытии.

Политические идеологии обладают большим потенциалом, с помощью которого можно манипулировать общественным сознанием. Они облегчают коммуникационное воздействие, ибо определенные социальные слои, по образному выражение американского политолога Р.Макридиса, смотрят на мир как бы в одинаковые бинокли.

Таким образом, пока существует глубоко социально-стратифицированное общество, сохранятся и идеологии как систематизированный, теоретически оформленный способ социально-группового мышления. И в политике идеологии останутся элементом властеотношений, легитимируя власть определенных социальных сил и гарантируя социальное и государственное единство на основе идеологической идентичности.

3. Современные политические идеологии.

Идеологическое пространство всегда плюралистично. В обществе одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории.
Функционируя, они взаимодополняют друг друга, создавая единую идеологическую систему. Даже в тоталитарных режимах, где существует государственная идеология, которая поглощает почти полностью духовную жизнь общества, функционируют контридеологии. Запрещенные, гонимые контридеологии все-таки бросают вызов данному состоянию.

Основные современные идеологии - либерализм, социализм, национализм - возникли в условиях становления и развития западноевропейской цивилизации.
Эти идеологии отражали реальные и многообразные конфликты эпохи буржуазного развития. В них в максимальной степени нашло выражение понимание проблем современного общества основными социальными слоями и классами, и именно в этих идеологиях социальные группы обрели ясное самосознание.

Либерализм.

В политической истории Запада возникновение либерализма связано с развитием капиталистического общества и совпадает по времени с периодом буржуазных революций ХVIII-ХIХ вв. Теоретики классического либерализма
Дж.Локк (1632-1704 гг.), Адам Смит (1723-1790 гг.), Ш.Л.Монтескье (1689-
1755 гг.) выражали интересы третьего сословия, ведущего борьбу с феодальной реакцией. Их идеи легли в основу концепции либеральной демократии.

Центральное место среди идей либерализма занимает идея индивидуальной свободы. Либерализм отстаивал самоценность человеческой личности и ее право на самостоятельное преследование личного интереса. Индивидуализм в понимании эпохи Просвещения - это способность утвердить себя как носителя разума, способность преобразовать реальность в согласии с требованиями разума, сделать ее достойной природы человека.

Либеральная доктрина естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность требовала от общества предоставления личности максимальной свободы для самореализации. Естественным и единственным ограничением такой свободы являлась свобода другого индивида.

Либеральная теория "общественного договора" обосновывала суверенность народа как источника власти и формирование государства как договора между народом и правительством. Охрана личной безопасности и прав собственности была первопричиной для социального договора, согласно которому объединение людей в содружество и подчинение правительству и есть защита их безопасности и собственности. Правительство - лишь опекун общественных прав. Если правительство не сумело защитить права граждан, значит, не оправдало их доверия и, следовательно, не может больше претендовать на подчинение со стороны граждан.

Идея сопротивления деспотической власти занимала важнейшее место в идеологии и политической борьбе ХVII-ХVIII веков. Мнения либералов в основном расходились в вопросе о способах сопротивления власти, превышающей свои полномочия. В целом же либерализм признавал право на революционное сопротивление деспотизму и оправдывал не только революции в Англии и
Франции, но и американскую войну за независимость.

Кроме принципа управления с согласия граждан, либерализм обосновывал и принцип управления на основе закона. Целью государства является обеспечение торжества права, требованиям которого оно само должно подчиняться.
Классический либерализм решительно выступал за равенство граждан перед законом, защищал правовые основы демократии и парламентаризма. Равенство в свободе по всеобщему закону - таков либеральный императив права.

В экономической области либералы защищали принцип свободного рыночного обмена, личной предпринимательской инициативы, конкуренции, осуждали протекционизм, политическое вмешательство в экономику. Основную функцию государства либералы того времени видели в охране частной собственности, установлении общих рамок свободной конкуренции, охране порядка и контроле за законопослушанием граждан, а также в защите внешнеполитического суверенитета страны. Государство - это всего лишь "ночной сторож". Лозунг
"Анархия плюс констебль" хорошо отражал суть этой точки зрения.

Наиболее последовательную концепцию либеральной демократии и конституционализма сформулировал один из ведущих идеологов американской буржуазной революции Т.Пейн. Пейн считал государство необходимым злом: чем оно меньше, тем лучше для общества. Наделенные неотъемлемыми правами, свободные и равные от природы индивиды предшествуют государству как в прошлом, так и в настоящем и будущем. Государство считается законным и цивилизованным лишь в том случае, если оно образовано на основе активного согласия граждан, конституционно оформлено и зафиксировано с помощью парламентских представительных механизмов. Такое представительство и такое правительство не имеют каких-либо особых прав, они имеют только обязанности перед своими гражданами.

В демократическом представительном правлении либералы видели достаточно эффективный механизм защиты интересов личности и общества. Теоретики либерализма, в частности, Дж.Локк и особенно последователи Ш.-Л.Монтескье, обосновали принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга. Система сдержек и противовесов рассматривалась как препятствие к узурпации власти кем бы тони было, будь то личность, партия, ветвь власти или большинство.
Демократическое большинство, не ограниченное ничем, тоже может стать деспотом, считали либералы. Поэтому в демократии должен существовать центр сопротивления демократии, т.е. выборному деспотизму большинства. Права меньшинства должны быть гарантированы. По сути дела, либералы отстаивали право на политическую оппозицию.

В духовной сфере либерализм склонялся к терпимости и компромиссу.
Свобода мнения и слова для либерала важнейший принцип жизнедеятельности.

Либерализм сыграл огромную роль в разрушении страх идеологических ценностей традиционного общества. Он утвердил новый демократический символ веры:

Индивидуализм, который видит основную задачу общества и государства в обеспечении каждому индивиду возможностей для развития его способностей;

Свобода, которая должна обеспечиваться в рамках закона в максимально возможных пределах для каждого индивида;

Равенство, как утверждение того, что все люди равны от природы и имею равные права и возможности; - братство, понимаемое как сотрудничество людей в создании благополучного общества и отказ от использования своей свободы во зло другим.

Либеральный реформизм

Идеология классического либерализма начала видоизменяться в XIX веке. Либерализм эволюционировал в сторону либерального реформизма. Одним из первых среди идеологов либерализма, увидевшим необходимость и перспективность этой стратегии, был Дж.Ст.Милль (1806-1877 гг.), который уже в середине XIX века указывал на необходимость гибкой социальной политики, направленной на сглаживание тех неровностей, которыми судьба несправедливо наделила человечество, но в рамках ныне существующего общественного порядка.

Под сомнение был поставлен и принцип невмешательства государства в сферу рыночной экономики. Государственное регулирование экономики и реформы стали рассматриваться как необходимое условие совершенствования общества и разрешение его противоречий.

Тенденция развития бурного реформизма становится заметной с 70-х годов
XIX века. Реформами в области избирательного взимания подоходного налога, развитием антитрестовского и трудового законодательства отмечен этот период в США, Англии Франции Германии. Вмешательство государства в экономику усилилось в годы первой мировой войны и особенно во время мирового кризиса
(1929-1933 гг.)

"Звездный час" либерального реформизма в США приходится на 60-е годы ХХ века, на период правления администрации Дж.Кеннедии и Л.Джонсона.
Идеологами либерального реформизма была выдвинута концепция "государства благосостояния", которая отражала новую роль государства в социальной сфере западных стран. Социальная политика в капиталистических странах стала важнейшей сферой деятельности государства, ассигнования на социальные нужды выросли в гигантских размерах. Оптимистическая целеустремленность идеологов и политиков была связана с успехами научно-технической революции и экономическим ростом. Казалось, что наступила эра технических ответов на социальлные вопросы, и экономический рост при рациональной политике решит, наконец, социональные вопросы и покончит с бедностью.

Социальный либерализм действительно сумел разрешить многие вопросы, связанные с образованием, медицинским обслуживанием, социальным страхованием занятостью, правами меньшинства, расширением участия граждан в политическом процессе. Но безработица и бедность остались, хотя в размерах, не сравнимых с XIX веком. Социальный либерализм породил и новые проблемы.
Разрастание государственных общественных политик приводило к росту бюрократических структур и бюрократизации политики. Увеличение социальных программ породило своеобразную "революцию растущих притязаний" и граждане стали смотреть на государство как на орган, который все права в том числе и социальные, должен им обеспечить во все возрастающих размерах. Возникли и многие другие проблемы, требовавшие новых идеологических подходов в 80-е годы XX века.

Несмотря на существенные отличия, либеральный реформизм не порвал идеологической связи с классическим либерализмом. Мостом между старым и новым либерализмом стала приверженность индивидуальной свободе, социальному прогрессу, политическому плюрализму и демократии. Только теперь достижение всего этого признавалось невозможным без государственного вмешательства, так как только государство, являясь, с точки зрения либералов, органом надклассовым, способно выступить беспристрастным посредником между социальными интересами и действовать ради общего блага и во имя свободы каждого.

Заслуга либеральной идеологии в том, что она утверждала индивидуально- личностное начало бытия. Эта идеология сумела донести в качестве универсальных, общецивилизованных по своей сути ценностей – демократию, свободу и самоценность человеческого Я. Либерализм изменил политическую практику и политический язык, привил новую правовую культуру, новое правосознание, служил делу создания гражданского общества и правового государства.

Таким образом, либеральная идеология представляет собой достаточно цельную теоретическую конструкцию, имеющую ряд признаков. В экономике - это обоснование экономической свободы и права собственности; в социальных отношениях - равенство возможностей; в политике - защита представительной, плюралистической демократии; в духовной жизни - свобода мысли и слова; в религии - антиклерикализм; в морали - индивидуализм. Современный либерализм является выразителем интересов среднего класса. Как идеология современный либерализм, подобно классическому либерализму, выступает за динамичное, ориентированное на социальный прогресс общество, в котором личностный фактор, личные заслуги и результаты находились бы на первом плане. Эта идеология требует от личности максимальной реализации своих способностей, желания брать на себя ответственность за собственную судьбу, не рассчитывая на благотворительность и гарантии государства-покровителя.

Социалистическая идеология

Социалистическая идеология имеет длительную историю. Однако термин
"социализм" впервые появился в общественной литературе только в 30-е годы
XIX века. Литературное авторство приписывается французскому теоретику Пьеру
Леру, который в 1834 году написал статью "Об индивидуализме и социализме".

Идеи, которые позже стали называть социалистическими, появились в XVI веке. Они отражали стихийный протест эксплуатируемых слоев периода первоначального накопления капитала. Эти теории об идеальном общественном строе, который соответствует природе человека, устраняет эксплуатацию, поднимает благосостояние низшего класса и ликвидирует частную собственность, стали называть утопическим социализмом. Его основоположниками являются англичанин Томас Мор (1478-1535 гг.), автор книги "Утопия" и итальянец Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.), написавший
"Город Солнца". Они считали, что именно общественная собственность создает условия для справедливого распределения, равенства, благополучия и социального мира. Социальное равенство рассматривалось как высшее благо и для личности и для общества.

На протяжении ХVII-ХIХ вв. много теоретиков пытались открыть формулу идеального общества, так как капитализм, создав мир, переполненный богатством, все-таки изобиловал нищетой. Наибольший вклад в разработку социалистических концепций утопической направленности внесли французы А.Сен-
Симон (1760-1825 гг.), Шарль Фурье (1772-1837 гг.) и англичанин Роберт Оуэн
(1771-1858 гг.). Их воззрения формировались под воздействием Великой
Французской революции и бурного развития промышленного капитала. Взгляды теоретиков утопического социализма весьма значительно расходились между собой по многим вопросам, но все они считали, что в обществе уже есть условия для немедленной реформы строя на справедливых условиях, чтобы покончить с неравенством, бедностью и пороками. Инициатива преобразований должна идти сверху от имущих, которые обязаны помочь бедным и сделать всех счастливее. Социалистическая идеология целеустремленно защищала интересы трудящихся, социальный прогресс и верила в прекрасное будущее человечества.

В этот период возникает и крайнее проявление социализма - коммунистическая идеология. Коммунистическая идеология была более последовательной в стремлении преобразовать общество на основе равенства посредством установления общественной собственности на средства производства, а иногда и на предметы потребления.

Теоретики утопического социализма сформулировали основные принципы организации будущего справедливого общества: от каждого по его способностям, каждой способности по ее делам; всестороннего и гармонического развития личности; ликвидации различий между городом и деревней; разнообразия и смены физического и духовного труда; свободного развитие каждого как условия свободного развития всех. Социалисты-утописты считали, что либо все люди должны быть счастливы, либо никто.
Социалистический строй должен предоставлять реальную возможность быть счастливым каждому. Идеология социалистов начала XIX века была проникнута эмоционально-образным представлением о будущем и напоминала социальную поэзию.

Представители утопического социализма и коммунизма по-разному относились к методам реализации своих идей. Сен-Симон и Фурье считали, что главный путь - реформы, и святое дело бедных - это и дело богатых. Другие, например, Мабли, Мелье, Бабеф призывали трудящихся к революции.

Марксизм как идеология пролетариата

В 40-е годы XIX века возникает марксизм как теоретическое выражение пролетарского движения. К.Маркс (1818-1883 гг.) и Ф.Энгельс (1820-1895 гг.) создали философскую, экономическую и социально-политическую теорию, которая оказала огромное влияние на историю человечества второй половины XIX и ХX веков. Марксизм и коммунистическая идеология стали синонимами.

Коммунистическое общество в марксистском понимании - это не открытая идеальная модель счастливого строя, в закономерный результат прогресса цивилизации. Капитализм сам создает предпосылки для социальной революции, ликвидации частной собственности и перехода к социализму. Главное противоречие, которое взрывает капитализм изнутри - это противоречие между общественным характером труда, сформированным промышленностью и рынком, и частной собственностью на средства производства. Капитализм, как считали марксисты, создает и своего социального могильщика - пролетариат.
Освобождение пролетариата - лейтмотив социальной революции. Но, освобождая себя, пролетариат освобождает и всех трудящихся от любых форм эксплуатации.
Достижение социализма возможно лишь в результате исторического творчества пролетариата, совершения пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата. Лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" стал мобилизующим призывом в борьбе с эксплуататорами. Марксизм как идеология превратил социализм в борьбу миллионов, на многие десятилетия эта идеология стала духовным оружием эксплуатируемых и угнетенных.

Развитие коммунистической формации проходит, считали Маркс и Энгельс, ряд этапов: переходной период, социализм и собственно коммунизм. Это длительный процесс пересоздания жизни общества на подлинно гуманистических началах, когда человек становится высшим существом для человека. Коммунизм в своем высшем развитии - это общество свободных сознательных тружеников, где установится общественное самоуправление, а государство отомрет, где не будет классов, и социальное равенство достигнет воплощения в принципе "От каждого по способностям, каждому - по потребностям". В марксистской трактовке коммунизма есть движение к безграничному расцвету личности в условиях свободы от эксплуатации, это начало подлинной истории человечества.

Революционный пафос марксизма нашел свое воплощение в теории и практике ленинизма, который стал теоретической основой пролетарской революции в
России и социалистического строительства в СССР.

Несмотря на серьезные поражения, вызванные распадом Советского Союза, ликвидацией Восточного блока социалистических государств, ортодоксальный марксизм сохраняет значительное влияние на отдельные социальные группы в постсоветском обществе. Это обусловлено притягательностью идей социального равенства, справедливости и социальных гарантий со стороны государства на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, жилье.

Одновременно с революционным направлением в социалистической мысли формировалось и другое направление, которое тоже опиралось на марксизм, но пыталось приспособиться к новым историческим реалиям не путем форсированной революционности, а путем социальных реформ. В XX веке это направление стало называться социал-демократическим в противовес коммунистическому.

Демократический социализм

Идеология современной социал-демократии своими корнями восходит к реформистскому течению во II Интернационале (1889-1914 гг.), представленному Э.Бернштейном, Вандервельде, Фольмаром, Жоресом и др., к воззрениям теоретиков Рабочего Социалистического Интернационала, существовавшего в межвоенный период; концепциям либерального реформизма, среди которых особое место принадлежит кейнсианству.

Особенностью идеологии социал-демократов является реформизм, обоснование политики регулирования и перераспределения доходов в эффективно работающей рыночной экономике. Один из крупнейших теоретиков II
Интернационала Э.Бернштейн отрицал неизбежность крушения капитализма и всякую связь наступления социализма с этим крушением. Социализм не сводится к замене частной собственности общественной, считал Бернштейн. Путь к социализму - это поиск новых "товарищеских форм производства" в условиях мирного развития капиталистической экономики и политической демократии.
"Конечная цель - ничто, движение - все" - таким стал лозунг реформистского социализма.

Современная концепция "демократического социализма" в основных своих чертах была создана в 50-е годы в результате принятия Декларации принципов
Социалистического Интернационала на международной конференции социалистических партий во Франкфурте-на-Майне в 1951 году.
"Демократический социализм", согласно программным документам социал- демократии, - это путь, который отличается и от капитализма, и от
"реального социализма". Капитализм, по мнению социал-демократов, развил огромные производительные силы, однако поставил права собственности над правами человека. Коммунисты же, там, где они пришли к власти, уничтожили свободу, создали новое классовое общество и неэффективную экономику, основанную на принудительном труде.

Социал-демократы одинаковое значение придают как принципу личной свободы, так и принципам солидарности и справедливости. Традиционная формула: "Социализм = обобществление + плановая экономика", по мнению теоретиков социал-демократии, должна быть окончательно отброшена. Критерий различия между капитализмом и социализмом заключается не в принципах организации экономики, а в том положении, которое человек занимает в обществе, в его свободе, праве на участие в принятии решений, значимых для государства, возможности реализовать себя в различных сферах общественной жизни.

Составными частями концепции "демократического социализма" являются политическая, экономическая и социальная демократия.

Идея политической демократии основывается на принципах свободы и равенства. Социал-демократы признают возможность существования различных форм демократии, однако в любом случае основополагающими требованиями политической демократии должны быть: наличие свободных выборов; предоставление гражданам действительного выбора между различными политическими альтернативами; возможность смены правительства мирными средствами; гарантия прав личности и меньшинства; существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона. Демократия в интерпретации социал-демократов представляется в качестве абсолютной ценности, имеющей надклассовый характер. Выступая за "чистую" демократию, социал-демократы понимают государство как верховный социальный институт, в рамках которого регулируются и примиряются противостоящие социальные интересы. Государство выступает в качестве главного органа общественных изменений и прогрессивного развития.

Давая обоснование экономической демократии, социал-демократы подчеркивали в своих официальных документах, что выступают за общественную собственность, но в рамках смешанной экономики. Частная собственность доступна в определенных секторах экономики. Многообразие форм собственности должно работать на эффективность производства. Коллективная собственность не является просто самоцелью, а должна служить инструментом повышения благосостояния общества.

Приоритет в своей экономической стратегии социал-демократы отдают рыночным отношениям. Государство, в свою очередь, должно регулировать рынок: не допускать доминирования на нем только большого бизнеса, добиваться, чтобы технологии использовались на благо всего общества.
Другими словами, международная социал-демократия признала принцип:
"Конкуренция -насколько возможно, планирование - насколько необходимо".

Достижения экономической демократии увязываются и с развитием
"соучастия" представителей трудящихся в управлении капиталистическими фирмами, а также с развитием "самоуправления". В целом экономическая сфера должна отличаться четко выраженной социальной направленностью и быть подконтрольна обществу, но без утраты эффективности, присущей рыночной экономике.

Термином "социальная демократий" обозначается качественная сторона образа жизни людей, которая комплексно характеризует степень социальной свободы человека, условия и содержание его трудовой деятельности, доступность системы образования и духовных ценностей, состояние окружающей среды, бытовые условия. Борьба за социальную демократию - это прежде всего борьба за более высокое качество жизни.

Социал-демократы в западных странах, находясь у власти или оказывая влияние на власть, во многом содействовали демократизации общества, расширению и закреплению прав и свобод трудящихся. Их реальная политика была близка практике либерального реформизма, но отличалась большей социальной направленностью и борьбой за социальную справедливость.

Укрепление позиций социал-демократов связано и с тем, что авторитарный коммунизм оказался путем, усеянным огромными жертвами и вымощенным экономическими и социальными неудачами. Социал-демократия продолжает искать равновесие между свободой и социальной справедливостью и стремится к социальному государству, в котором устранена опасность буйного расцвета бюрократии, перспективное планирование не связывает общество по рукам и ногам и личная ответственность всех членов общества ставится на первый план.

Социалистическая идеология и в революционной, и в реформистской модификации оказывала и оказывает серьезное влияние на людей труда, особенно тех, кто работает по найму. Влияние этой идеологии обусловлено тем, что она нацелена на справедливое общество, без эксплуатации, с равным социальным статусом граждан. Социализм впервые связал возможность осуществления высоких гуманистических идеалов с необходимостью отменить частную собственность и уничтожить эксплуататорское государство.

В идеологическом отношении главное противостояние XX века - борьба либеральных и социалистических идей. Крах Восточного блока социалистических государств заставил социалистическую идеологию перейти к обороне. Но социализм, понимаемый как гуманное, демократическое общество, по-прежнему остается "открытым вопросом", интеллектуальной и практической задачей, решения которой сторонники социалистической идеологии пока не имеют.

Общей тенденцией развития социалистической идеологии в конце XX столетия является либерализация социализма, хотя сохраняют влияние и радикальные формы - коммунизм и необольшевизм.

Консерватизм

Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на французское
Просвещение и Великую французскую революцию. Консервативная идеология была ответом на вызов либерализма и радикализма. Поскольку консерватизм возникает именно как противопоставление либеральным воззрениям на природу человека, свободу, равенство и братство, то его не считают самостоятельной,
"чистой" идеологией. Консерватизм трактуется как эпифеномен либерализма, т.е. явление, сопутствующее либерализму, придаток либерализма. Подобное рождение консерватизма не помешало ему превратить в достаточно стройную систему взглядов, которая претерпела значительную эволюцию, адаптируясь к современному миру.

Интеллектуальная консервативная традиция была разработана англичанином
Э.Берком (1729-1797 гг.), французами Ж. де Местром (1754-1821 гг.). Л. де
Бональдом (1754-1840 гг.). Они стали основоположниками традиционного консервативного направления, которое отличалось неприятием нигилистического характера французской революции XVIII века, буржуазной демократии и индивидуальной свободы. "Отцы-основатели" политической идеологии консерватизма выражали интересы аристократии, тех слоев, которых капитализм лишал устойчивого социального состояния и сословных привилегий.

Оптимистическому взгляду либералов на природу человека, разум и воля которого в состоянии преобразовать общество на началах свободы, консерваторы противопоставили идею об изначальном несовершенстве человеческой природы, в силу чего прекрасные проекты радикального переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками установленный порядок. Подлинной "природе" человека, считали консерваторы, вообще чуждо понятие "свобода". Смысл имеют только конкретно-исторические свободы, добытые предками, проверенные традициями и принимаемые как исторической наследие.

Важнейшим принципом консервативной идеологии является нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей. Эти нравственные идеалы и ценности личности должны формироваться всеми способами общественного и государственного воздействия и обуздывать
"греховную" природу человека. Политика в этом смысле тоже не может быть свободной от морали.

Другим важнейшим принципом консерватизма является традиционализм.
Традиционные начала - это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент любого здорового общества. Общественные реформы должны опираться на созданные всеми прежними поколениями духовные традиции и ценности. Э.Берк считал, что в любом обществе складывается солидарность поколений. Каждый политический деятель, принимающий решения, должен делать это ответственно не только перед своими современниками, но и предками, и потомками.
Конструктивному рационализму либералов Э.Берк демонстративно противопоставлял апологию "предрассудков". Именно в "обычных предрассудках", в традиции аккумулируется мудрость, унаследованная от предков, отражается коллективный разум, в том числе и политический.

Традиционализм консервативной идеологии теснейшим образом связан с политическим реализмом. Консерватизму чужд доктринерский подход.
Политическая практика, как считают консерваторы, не должна опираться на голые теоретические схемы. Реформы, которые проводятся в обществе, должны быть рассчитаны не на абстрактного человека, а на реальных людей, из плоти и крови, образ жизни которых, устоявшиеся привычки нельзя внезапно изменить без больших несчастий. Консерватизм возвращал политической мысли чувство историчности, отстаивал в бурное революционное время непрерывность исторического развития и сохранение полезных частей "старого общественного здания", вместо изобретения абстрактных конструкций на "чистом листе" революционной истории.

Консерватизм, особенно современный, позитивно относится к идее равенства людей перед богом. Равенство существует в области морали и добродетели, возможно даже политическое равенство. Но все формы консервативной идеологии не приемлют социального равенства, являются антиэгалитарными. Никакое общество немыслимо без иерархии и, следовательно, неравенства. Именно в этом основа порядка, соответствующего "природе".
Эгалитаризм же разрушает социальную иерархию, на которой базируется социальная стабильность. В то же время антиэгалитаризм не означает, что консерваторы выступают за жесткую пирамидальную структуру социума.
Социальная мобильность по вертикали и по горизонтали важна для общественного развития. Еще в конце XVIII века Э.Берк сформулировал принцип меритократии, в соответствии с которым власть должна находиться в руках достойных людей, выходцев из различных социальных групп. Приняв со временем политическую демократию, консерваторы стали сторонниками элитарной демократии, когда демократический механизм дает возможность формировать профессиональную политическую элиту и выдвигает к власти достойных.
Достойное - достойным - таков принцип консерваторов применительно к социальному статусу личности.

Неоконсерватизм

Объективной основой появления неоконсерватизма явился структурный кризис капиталистической экономики. Прежние средства, применявшиеся для выхода из кризисных ситуаций и обоснованные идеологией либерального реформизма, оказались недостаточными. Требовались более радикальные средства. Рухнула вера в то, что научно-технический прогресс в силу своего рационального механизма разрешит социальные проблемы. Оказалось, что для стабилизации общества необходимо прочное моральное подкрепление и дополнительные средства легитимации. Неоконсерватизм был ответом на "вызов" кризисного состояния научно-технической цивилизации и ослабление ее духовно- нравственных устоев. Он оказался более результативным, чем другие идеологии. Неоконсервативная идеология сильнее стимулировала индивидуальные достижения, а неоконсервативная политика нашла достаточно эффективные средства решения экономических и социальных проблем.

В мировоззренческом плане неоконсерватизм выступает за приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Равенство возможно только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов.
Социальный порядок реализуется прежде всего через общественную иерархию, которая возникает органически, естественным путем. Защищая идею свободы и прав человека, неоконсерватизм акцентирует внимание и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом. Права человека только в сочетании с осознанием обязанностей и развитым чувством долга облагораживают личность.

В экономической области неоконсерватизм выступает за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику. Государство обязано содействовать частной инициативе, а не душить ее. Это содействие возможно с помощью предоставления налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и предложения на рынке. Будучи противниками патронажного регулирования экономики, неоконсерваторы делают ставку на личностный фактор: личная инициатива, личная заинтересованность, личные возможности и личная ответственность - вот важнейшие и незыблемые ценности эффективно функционирующей экономики.

Социальная политика неоконсерваторов тесно связана с экономической. Три основных принципа составляют суть неоконсервативной социальной доктрины: принцип солидарности, основанный на представлении о единстве труда и капитала; принцип справедливости, т.е. "справедливое распределение доходов и собственности", "справедливая заработная плата", "справедливая налоговая политика" и другие; принцип субси-диарности - помощь для содействия самопомощи и частной инициативе. В соответствии с этими принципами личности и небольшие сообщества должна сами решать свои социально-экономические проблемы, а государству передоверять только те вопросы, которые невозможно решить подобным образом. Суть социально-экономической политики неоконсерваторов заключается в создании условий, позволяющих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от государственного "социального попечительства".

Неоконсерваторы считают, что предоставлять социальные блага бесплатно следует действительно тем, кто в них нуждается, и сам не в состоянии себя обеспечить. Все остальные граждане должны платить за все услуги, в которых они имеют необходимость и которыми они пользуются, но получать их в том виде и такого качества, которого они желают и которое позволяет их материальный достаток.

Социальное рыночное хозяйство - вот формула неоконсерваторов.
Социальное рыночное хозяйство, с точки зрения современных консерваторов, не только наиболее удачная экономическая форма, укрепляющая и расширяющая класс собственников. Оно также лучше всего подходит людям: ставит перед гражданами задачи, но не распоряжается ими.

В политической сфере неоконсерваторы верны старой консервативной традиции - демократия должна быть вертикальной, элитарной. Политическая деятельность - не привилегия и не монополия одной социальной группы, а именно профессия, доступная каждому, но лишь при наличии у него соответствующих способностей, призвания и специального образования.
Политикой могут и даже должны интересоваться все, поскольку она касается всех, и все так или иначе могут участвовать в политической жизни страны, но быть политиком, работать в политике должны только профессионалы, чтобы избавить политические решения от дилетантизма, а саму политику от охлократических тенденций.

Неоконсерватизм впитал в себя принципы классического либерализма, прежде всего принцип индивидуальной свободы, но сумел увязывать их с традиционными ценностями, такими как религия, семья, закон и порядок, децентрализация и самоуправление, этнокультурное многообразие.

Органическая концепция общества, которую сохранил неоконсерватизм, способствовала восприятию социума как целостности, где поведение индивидов с их страстями и эгоизмом подчинено сложившимся структурам, ценностям, традициям. Благодаря этому общество сохраняет устойчивость и обеспечивает преемственность развития, связь прошлого с будущим.

Заключение

В заключении реферата хотелось бы отметить, что все современные политические идеологии, отражая конфликты социального бытия, находятся в постоянном развитии. Идеологии приобретают новые исторические формы, заимствуя друг у друга ценностные ориентиры, которые лучше выполняют роль мобилизации, организации определенных социальных слоев, направляют их социальное действие. Так либерализм становится "социалистичнее", а социализм - "либеральнее". Консерватизм усваивает ценности либерализма.
Современные идеологии как бы отступают от одностороннего видения мира, движутся по пути взаимопроникновения и взаимодополнения. Однако это пока не приводит к утрате их самоидентичности. В идеологиях отражается и социальный интерес и поиск более реалистичных и эффективных программ общественного развития. Конкуренция сил, претендующих на власть, как и конкуренция идеологий - элемент властеотношений, это мотор политического развития, одна из гарантий его демократических тенденций.

Список литературы

Идеология - система взглядов того или иного социального или политического субъекта, выражающая его интересы, цели, и отношение к действительности. Термин "идеология" был введен французским ученым и философом А.Л. Лестют де Гарси в начале XIX в.

Политическая идеология - это, как правило, систематизированное представление политического субъекта (класса, партии, движения и др.) о своем месте в системе политических отношений, о власти и путях использования её в собственных интересах. Идеология связана с интересами тех или иных групп населения, но её разработкой занимаются ученые и профессиональные политики.

Различают три уровня функционирования политической идеологии :

1) концептуально-теоретический (теории и учения);

2) программно-политический (программы, манифесты);

3) актуализированные представления на уровне массового политического сознания.

Являясь разновидностью политического сознания, политическая идеология выполняет важную функцию в осуществлении власти, сплачивая людей и направляя их политическое поведение.

К наиболее влиятельным идеологиям современности относятся следующие: консерватизм, либерализм, социал-реформизм и коммунизм. Во второй половине XX в. заметно активизировались религиозные, этнические и экологические движения и соответствующие им идейно-политические доктрины. (Доктрина - учение, политическая система.)

Консерватизм - идеология, отстаивавшая принципы традиционности и преемственности в общественном развитии, выдвигавшая в качестве основных требований сохранение морального порядка и естественно-правовых устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности, отвергавшая идею сознательного, целенаправленного изменения общественных отношений . Термин "консерватизм" был введен Ф. Шатобрианом в 1830 г. Основоположником политической идеологии консерватизма считается Э. Бёрк - английский аристократ, государственный деятель, выступивший с острой критикой Великой Французской революции, наблюдателем которой он являлся. Политические идеи Э. Бёрка изложены в его знаменитых книгах: "Размышления о причинах существующего недовольства" (1770 г.) и "Рассуждения о революции во Франции" (1790 г.). Консерватизм противостоит не только коммунизму и социал-реформизму, но и либерализму, несмотря на наличие некоторых общих с ним социально-политических установок: признания частной собственности основой личной свободы человека, требования невмешательства государства в сферу экономики, выражения приверженности законности, политическому плюрализму, демократии.

В настоящее время в консерватизме можно выделить три направления: традиционализм , либертаризм и неоконсерватизм . Первое, по традиции, делает акцент на превосходстве политических порядков "старых, добрых времен" (основоположники Э. Бёрк и де Мёстр ). Второе направление - либертаризм - выступает проповедником и защитником идеи неограниченной свободы человека (Ф. Хайек, Дж. Роум, Р. Позик ). Третье направление - неоконсерватизм - сложилось относительно недавно, во второй половине 1970-х гг. Оно несет на себе отпечаток сближения с либерализмом (Д. Белл, З. Бжезинский, Н. Кристолл ).

Главные принципы и ценности неоконсерватизма следующие: ограничение вмешательства государства в экономику, но признание необходимости усиления его влияния в политической сфере, особенно в отстаивании интересов нации на международной арене и в деле поддержания законности и порядка; внимание к вопросам морали, права и религии; решительное отрицание идеи государственного капитализма, политики обобществления и национализации; провозглашение курса на свертывание социальных программ и сужение социальных гарантий.

Несмотря на определенное сближение во взглядах, серьезным оппонентом консерватизма во многих странах по-прежнему остается либерализм.

Либерализм - идеология, обосновывающая необходимость признания абсолютного суверенитета человека в любой сфере его жизнедеятельности, как необходимого условия нормального развития общества. В разработку идей либерализма внесли заметный вклад Дж. Локк, А. Смит, Д. Юм, И. Кант, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон и многие другие известные философы и политики.

Основополагающие ценности либерализма следующие: личная независимость и добровольное сотрудничество; частная собственность и рыночная саморегулирующаяся экономика; правовое государство с ограниченным правом вмешательства в жизнь общества; демократия и свободная конкуренция политических сил и идей .

В конце XIX - начале XX вв. под влиянием противостояния социал-реформизму классический либерализм был подвергнут ревизии, которая привела к появлению неолиберализма, или "социального либерализма" , ориентирующегося на ограниченный социальный реформизм и примирение идей равенства и свободы. Это течение постепенно впитывает в себя идеи защиты социально-экономических прав граждан, отстаивает рационализм, индивидуализм и антиэтатизм. Именно это обстоятельство и обусловило развитие тенденции к сближению позиции части либералов и консерваторов и возникновение неоконсерватизма.

Как консерватизм, так и либерализм не могут не считаться с существованием идеологии социал-реформизма, пользующейся достаточно большим влиянием в европейских странах.

Реформизм - идеология преобразования общества путем последовательного его реформирования. Социал-реформизм обосновывает необходимость реформирования капитализма в интересах трудящихся. Именнo этой идеологии придерживается социал-демократия. Теоретическое обоснование политической идеологии социал-демократии было дано в трудах Э. Бернштейна (1850-1932), К. Каутского (1854-1938) и Р. Гильфердинга (1877-1941). Современный теоретический арсенал социал-демократии опирается на идеи кейнсианства. Социал-демократия защищает путь реформистского преобразования капиталистического общества и отрицательно относится к революционным действиям.

Основополагающие ценности социал-демократии: солидарность, равенство, свобода, справедливость. Они считаются равнозначными и взаимообусловленными . Социально-экономическая программа предусматривает существование смешанной экономики, государственное регулирование экономики (с помощью экономических рычагов и законодательств), развитое социальное законодательство (нацеленное на реализацию принципа социальной справедливости), участие персонала в управлении производством (неокорпоративная модель труда и капитала). Пытаясь приспособиться к новым условиям, социал-демократическая теория и политика трансформируются в направлении отказа от крайностей, от жестких установок на общественную собственность; взят курс на дистанцирование от профсоюзов, чтобы снять обвинение в поддержке корпоративизма; разрабатываются проекты качественного преобразования социальных требований и концепции социального государства.

Постоянным оппонентом социал-реформистской политики и теории выступает коммунистическое движение, опирающееся на комплекс идей, названное Сталиным марксизмом-ленинизмом, но во всем мире называемое коммунизмом.

Коммунизм - идеология, сутью которой является критика капиталистических отношений с позиций отрицания частной собственности, с позиций коллективизма. Политические идеи коммунистической идеологии базируются на безграничной вере в теорию прогресса, на мессианской трактовке роли рабочего класса в обществе, на утопическом понимании природы человека, на вере в историческую неизбежность революционной замены капитализма социализмом.

Её основные принципы: уничтожение частной собственности и переход к государственной, централизованное планирование, приоритет коллективных и государственных интересов над интересами личности, руководящая роль рабочего класса и коммунистической партии в обществе .

Распад системы социализма и уход КПСС с исторической сцены обострил проблему модернизации коммунистической доктрины. В некоторых странах коммунистические партии перестали существовать (сменили названия или были распущены), но там, где они сохранились, заметна тенденция к сближению с социал-демократией. Вместе с тем, действуют группы и партии, настроенные консервативно, то есть заявляющие о своей верности идеологии марксизма-ленинизма.

Кризис коммунистического движения и его идеологий происходит на фоне бурного роста так называемых альтернативных движений, разрабатывающих свои варианты политической идеологии и культуры.

Идеология альтернативных движений .

Разнородный социальный состав обусловливает мозаичный, эклектичный характер идеологии альтернативистов. Ей свойственна критическая направленность в отношении многих явлений современного общества, доходящая до полного отрицания существующего социального строя. Заметно и влияние анархизма , то есть идеи безгосударственного устройства общества.

Программы альтернативных движений включают широкий спектр требований: защита природы, устранение угрозы ядерной войны, воспитание людей в духе новых ценностей, полная занятость и участие трудящихся в управлении производством, прекращение всех форм дискриминации и др.

Haиболеe заметную роль в современном мире играют следующие движения: за новый стиль жизни, экологическое и антивоенное . Набирают силу молодежные, феминистские и правозащитные выступления.

В идейном отношении наиболее разработанными являются программы экологических движений, особенно "зеленых". Это общественно-политическое движение возникло в конце 70-х - начале 80-х гг. Программные положения партий "зеленых" включают широкий круг требований: охрана природы и среды обитания человека, подчинение хозяйственной деятельности требованиям экологического императива, ликвидация крупных экономических структур, проведение мер по обеспечению полной занятости и участию трудящихся в управлении, демократизация государства, защита мира, полное уничтожение оружия массового поражения и др.

Экологическое движение начинало с привлечения внимания общественности к решению глобальных проблем современности и тотальной критики буржуазного общества и его политических институтов. Постепенно сложилось реформаторское крыло, связанное с пересмотром отдельных буржуазных ценностей, а не с оппозицией системе в целом. Но внутри экологического движения есть и течение экоправых, которые придерживаются той точки зрения, что только тоталитарное государство, отменяющее демократические свободы, может предотвратить хаос и экологическую катастрофу.

Идеология антивоенного движения объединяет целый спектр идей, обосновывающих необходимость борьбы против милитаризма, военной опасности и применения насилия в решении политических проблем . В 1920-30 гг. возникли первые пацифистские общества и началось быстрое распространение их идеологии. (Пацифизм отрицает всякие войны, вне зависимости от их характера и цели, осуждает любую вооруженную борьбу, влекущую за собой человеческие жертвы.) В настоящее время в антивоенном движении наблюдается тенденция перерастания его в движение за выживание человечества, за безъядерный, ненасильственный мир.

К альтернативным движениям относятся и так называемые "гражданские инициативы" - их наиболее распространенная, но наименее организованная форма. Центральный момент их деятельности - это борьба за удовлетворение каких-либо конкретных требований, а также разработка и реализация социальных проектов . Близки к "гражданским инициативам" организации альтернативного образа жизни, пытавшиеся изменить жизнь общества путем создания общин и коммун, альтернативных предприятий и организаций.

В целом для альтернативных движений характерно то, что входящие в них организации имеют зачастую большую поддержку, чем традиционные партии, но их развитие сопровождается спадами и подъемами активности. Они порождают новые формы социальной жизни и организации, сплачивают, соединяют людей, формируют основу для единства действий различных слоев и групп населения. Следует отметить, что элемент стихийности, свойственный новым социальным движениям, может породить иногда и деструктивные действия, особенно в случае усиления националистических настроений.

Этнополитические идеи и концепции.

Конец XХ в. ознаменован явлением так называемого "этнического ренессанса", взрывом движений и выступлений на национально-этнической основе, разрабатывающих собственные политические концепции и программы. В связи с этим возникли серьезные проблемы не только на территории бывшего СССР, но и во многих, казавшихся благополучными, сообществах: в Канаде, Испании, Бельгии. Распались Югославия и Чехословакия, не утихают межэтнические конфликты в Индии, Иране, Пакистане, Афганистане, Турции, Ираке и некоторых других странах. Поскольку разграничить национальные интересы и националистические настроения весьма сложно, очень трудно найти пути разрешения межэтнических противоречий и конфликтов.

"Этнический ренессанс" породил множество этнополитических концепций, содержащих ряд общих черт:

  • требование права на самоопределение этноса;
  • претензию на неограниченное владение каждым этносом имеющейся у него территорией или территорией исторического проживания с её ресурсами;
  • выдвижение этнополитических интересов в качестве приоритетных, что подразумевает превращение государства в инструмент защиты интересов преобладающего в стране этноса или нации и создание каких угодно маленьких, но мононациональных суверенных государств.

И без того пестрый конгломерат этнополитических концепций соединяется почти повсеместно с другими политическими идеологиями. Современная история России и других стран СНГ дает много примеров соединения идей суверенитета коренного этноса с религиозными, либеральными, социалистическими и даже коммунистическими идеалами. Довольно часто, как и в других регионах планеты, рост национального самосознания ведет к негативным последствиям: отрицанию общечеловеческих ценностей, ущемлению интересов этносов, не имевших своих территорий проживания, неразборчивости в средствах достижения целей, оживлению предрассудков и традиций, осложняющих отношения между людьми различных национальностей.

Мировое сообщество серьезно озабочено проблемой переведения межэтнических и межнациональных конфликтов в плоскость мирного демократического решения, достижения баланса интересов различных этнических групп.

Религиозно-политические доктрины.

В последней четверти ХХ в. заметно усилилась роль религиозной идеологии в политике. Во многих странах оживился клерикализм - политическое направление, широко использующее религию и церковь в борьбе за власть. Многие религиозные конфессии также не стоят в стороне от политической жизни. На идейной основе некоторых религий развивается иногда несколько религиозно-политических течений, имеющих противоположные установки.

Католицизм. Большое влияние на политику оказывает глава католической церкви - папа, но главный канал воздействия католицизма на политическую жизнь в Европе - это христианско-демократические партии, сблизившиеся с неоконсерватизмом и воспринявшие его ценности (Бельгия, Италия, Польша, Германия). В Латинской Америке, где проживает 60% всех католиков мира, на основе учения Э. Мунье развивается социал-христианское течение, отстаивающее модель персоналистского, плюралистического коммунитарного общества "социального участия". В этом регионе возникла отличающаяся радикализмом доктрина "теологии освобождения" , опирающаяся на новую трактовку библии и некоторые положения, заимствованные у марксизма. Она пытается соединить идею революционного освобождения от экономической и политической зависимости с идеей освобождения человека от "библейского" греха . В 1960-х гг. "теология освобождения" получила распространение среди негритянского населения США в некоторых странах Африки (Анголе, ЮАР).

Ислам. В исламском мире роль религии в политике традиционно велика. Во многом это объясняется популярностью идеи халифата-государства, где существует единство политической и религиозной власти. Весьма условно можно выделить три течения внутри ислама: ортодоксальное , модернистское и фундаменталистское . Роль их в политической жизни общества различна.

Ортодоксы выступают с консервативных позиций, идеализируют традиционные общественно-политические отношения в обществе, являются противниками перемен.

Модернисты стремятся адаптировать религиозные идеи к потребностям либерально-демократических преобразований.

Фундаменталисты выступают за переустройство общества на основе установок раннего ислама и концепции халифата. Причем, одни стремятся возродить доктрины Мухаммеда в полном объеме, а другие - выборочно. В Средней Азии усиливается влияние ваххабизма - фундаменталистского направления в исламе, выступающего за возвращение к первоначальному исламу, отказу от роскоши, песен и танцев, от употребления вина и табака. Сторонники этого течения жестоко расправляются с отступниками от веры. Они создали организацию боевиков, которая носит название "Братья-мусульмане" и имеет свой центр в Саудовской Аравии.

Подводя итог рассмотрения политических идеологий и политических течений современности, следует подчеркнуть, что большинство из них являются динамичными образованиями, стремятся своевременно реагировать на изменение ситуации, на возникающие проблемы. Политические идеологии взаимодействуют, при этом то одна, то другая периодически либо усиливают, либо ослабляет свое влияние.