Понятие психики. Что такое психика человека

Понятие о психике


1. Общее понятие о психике. Формирование психики человека. Идеальный (психический) образ как субъективная модель объективной действительности


Существует мнение, что психическая деятельность человека есть проявление работы его мозга. Под психикой, название которой происходит от греческого слова «псюхе», что в переводе на русский язык означает - душа, понимают особое свойство функционирования мозга. В прошлом веке последователи марксизма полагали, что «психическое, сознание, есть высший продукт материи (т.е. физического), есть функция особенно сложного куска материи, мозга человека». У человека сознание проявляется в осознании окружающего мира и своих действий.

В физиологии и психологии существует не менее двух десятков толкований термина «сознание»:

-«особое внутреннее чувство человека»;

-«сумма имеющихся на лицо представлений»;

-«хозяин психической функции»;

-«внутреннее свечение» и т.д.

Академик И.П. Павлов по этому поводу писал: «сознание представляется мне нервной деятельностью определенного участка больших полушарий, в данный момент, при данных условиях, обладающего известной оптимальной (вероятно это будет средняя) возбудимостью». Но пожалуй самые краткие и ясные определения, что же такое сознание, даны известными клиницистами С.С. Корсаковым и В.М. Бахтеревым. Согласно Корсакову, сознание есть совокупность знаний о чем то или о ком то. Бехтерев же писал: «Сознание - это наша подотчетная деятельность».

Однако как показывают многочисленные жизненные наблюдения и данные лабораторных исследований, сводить психику человека только к сознанию нет никаких оснований. Кроме сознания, в поведении человека, в его творчестве немаловажную роль играет и безотчетная деятельность, бессознательная.

В юридической литературе определение предмета психологии чаще сводиться к следующему: это либо наука о психике, или психической жизни человека, либо наука о психике и поведении. Однако все трудности начинаются тогда, когда поднимается вопрос о том, что же такое психика.

В настоящее время вряд ли кто-нибудь сомневается в том, что психика животных и человека является функцией их мозга. Вопрос, однако, состоит в том, какова природа этой функции, выдержанная на языке работающего мозга, и как непротиворечиво соотнести эту функцию с тем, что на языке психологии описывается как ощущение, восприятие, память, чувство и т.д.

Психика (греч. «psychikós» относящийся к душе, душевным свойствам) - субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительное в идеальных образах, на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности.

Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающими миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность организмов к адаптации в среде.

В процессе эволюции психические механизмы адаптации организмов к среде непрерывно совершались и на стадии человека превратились в мощный аппарат его сознания - знакового, понятийного моделирования действительности.

Психика человека - не только система субъективных образов реальности, но и сама специфическая реальность - внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования.

У человека психическое отражение становится идеальным - оно опосредуется исторически сформированными идеями, понятиями. Психика человека социально обусловлена жизненным опытом, она - явление личностно-индивидуальное, субъективное.

Психика обеспечивает определенный уровень адекватного отражения объективных свойств действительности и эффективность поведенческих действий, саморегуляцию индивида на основе оценки достигаемых им результатов. Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознания в среде того, что удовлетворяет эти потребности. Психика - сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.

Возникнув на определенной ступени биологической эволюции, психика становится фактором развития жизнедеятельности организмов. На уровне человека она приобретает особую форму - форму сознания, порождаемую общественным способом существования человека. Однако сознание не исчерпывает своей сущности психики человека. наряду с сознанием у человека имеются и биологически сформированные психические структуры и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов - сфера подсознания.

Основные явления психики - психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности.

Основные теоретические принципы психологии:

.Признание детерминированности психических явлений материальной действительностью;

.Генетический подход к психическим явлениям, исследование их в развитии;

.Изучении психики человека во взаимосвязи биологических и социальных факторов;

.Признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности.

Научное понимание психики человека возможно лишь при целостном рассмотрении совокупности психических явлений. Абсолютизация отдельных сторон психики приводит к ошибочным концепциям и теориям.

Все живые организмы для своего выживания взаимодействуют со средой. Для этого необходимо ее отражать. Отражение - всеобщее свойство материи.

В широком смысле слова, отражение - взаимодействие между объектами, в результате которого особенности одного объекта воспроизводятся в особенностях другого. Чем сложнее организованна материя, тем более совершенны формы отражения. В неживой природе существует лишь физическая форма отражения. Возникновение живой материи представляет собой новый способ существования материи. Живой организм отличается особым типом отражения - раздражимостью. Раздражимость - свойство живых организмов (растений и животных) реагировать изменениями своего состояния на биологически полезные или вредные воздействия; биологическая (физиологическая) форма отражения живыми организмами окружающей среды.

По мере эволюционного развития животные организмы стали реагировать не только на биологически значимые раздражители, но и на те раздражители, которые сами по себе индифферентны, биологически не значимы (внешние признаки объектов), но приобрели сигнальное значение. Такая форма отражения получила название - чувствительность. Она и есть психическая, т.е. сигнально - приспособительная, отражение действительности.

Для того, чтобы правильно понять процесс психического развития, необходимо раскрыть его основное содержание. Можно в самой общей форме сказать, что сущность психического развития заключается в развитии все новых форм познавательного и действительного отражения действительности; переход к высшей ступени всегда выражается в расширяющейся возможности познавательного и действительного проникновения в действительность. Это проникновение во внешнее объективное бытие неразрывно связано как с оборотной своей стороны с развитием внутреннего психического плана деятельности. В этом проявляется первая существенная общая тенденция психического развития.

Всякий организм, будучи некоторым целом, выделяется из окружающего, и всякий вместе с тем связан с окружением. Переходя к более высоким формам отражениям - от сенсорной дифференцировки энергии какого-нибудь внешнего раздражителя к восприятию предмета или ситуации и от него к мышлению, познающему бытие в его связях и взаимоотношениях, индивид все более выделяется из ближайшего окружения глубже связывается со все более широкой сферой действительности.

В ходе развития психики, по мере перехода к высшем ее ступеням прогрессирует не выделение субъекта из окружающего за счет его связи с ним и не связь за счет выделения, а и связь и выделение. Ступеньки психического развития - это ступеньки и выделения, и связи, всегда представленных в каждом акте индивида во внутренне противоречивом единстве.

Если говорить о восприятии человека, в их историческом развитии, то здесь в специфических формах выступает зависимость образа рецепции от образа действия в виде зависимости специфически человеческого восприятия и его развития от развития общественной практики: преобразуя природу, порождая предметное бытие очеловеченной природы, общественная практика отчасти порождает, отчасти развивает новые формы специфически человеческого восприятия. Создавая в искусстве красоту форм, порождая речь и музыку, она вместе с бытием их предмета порождает и человеческие способности и восприятия.

По мере эволюционного развития у животных формируется специальный орган психики - нервная система, обеспечивающая отражение окружающего мира и регуляцию поведения.

Первоначальной формой психического отражения и регуляции поведения являются инстинкты, комплекс врожденных реакций, стимулом для которых являются отдельные биологически значимые свойства окружающей среды. Этот этап развития психики называется еще и этапом элементарного анализа.

С развитие коры головного мозга появились, новые, индивидуально изменчивые формы поведения, основанные на образно - концептуальном отражении окружающего мира.

У высокоорганизованных животных наряду с инстинктами возникает способность ситуативного предметного отражения действительности способности отражения отношений, связей между элементами данной ситуации эти животные приобретают индивидуальные навыки, наиболее высокоразвиты, способны даже на отдельные интеллектуальные действия.

Навык - освоенное действие, отличающееся свернутостью сознательного контроля над его осуществлением. Различаются персептивные, интеллектуальные и двигательные навыки. Навык формируется в результате многократного повторения действия - упражнения. На успешность его формирования влияет мотивация, подкрепление, способ объяснения содержания действия, формирование его ориентировочной основы, оптимальная дозировка упражнений, обратная связь. Нейрофизиологической основой формирования навыков является динамический стереотип.


2. Сознание - психика человека как категориальное и ценностно-ориентировочное отражение действительности. Основные признаки сознания. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности - бессознательного, подсознательного и сознательного


Понятие сознания является одним из центральных философии и во всех науках о человеке. В философии оно употребляется в широком смысле наравне с понятие с духа и духовной деятельности, во-первых, как противоположность понятию материи и бытия и во-вторых, применительно ко всей сфере надстроечных явлений, процессов познания и творческой созидательности людей.

Как и понятие психики, понятие сознания прошло сложный путь развития, получило различные трактовки у разных авторов, в разных школах.

В истории западной науки понятие сознания было связано с понятием и методом интроспекции. Начиная Декарта оно употреблялось как синоним психического, внутренне непосредственно данного опыта, синоним тех явлений, которые непосредственно переживаются и знания о которых непосредственно дано субъекту.

На виду с господством отождествления психики и осознания, начиная с Лейбница намечается и получает развитие другая точка зрения, согласно которой сознание нетождественно психическому и составляет только часть, причем высшую, психических процессов.

Человек обладающий сознанием, выделяет себя из окружающего мира, свое «я» от внешних вещей, а свойство вещей от них самих, способен увидеть себя находящимся в определенном месте пространства и в определенной точке временной оси, связывающей настоящее, прошлое и будущее, в определенной системе отношений с другими людьми, способен устанавливать адекватные причинно-следственные отношения между явлениями внешнего мира и между ними и своими собственными действиями, отдает отчет в своих мыслях, намерениях, знает особенности своей индивидуальности и личности, способен планировать свои действия, предвидеть результаты и оценивать их последствия, т.е. способен к осуществлению преднамеренных произвольных действий.

Многочисленными авторами уже не однократно говорилось о том, что психика человека - высший уровень эволюционного развития психики. Конечно, человеческой психики присуще много из того, что характеризует психику животных. Но важнейшей особенностью человека является то, что он обладает сознанием. Сознание - это то что отличает человека от животного и оказывает решающее влияние на его поведение, деятельность, на его жизнь в целом.

Особая форма сознания - самосознание позволяет человеку выделить себя, свое «я» из окружения, думать о себе, своих качествах, способностях, относиться к себе, переживать по поводу себя. Человек может пытаться разобраться в себе, изменить себя, заниматься саморазвитием и самовоспитанием.

Изучая структуру индивидуального сознания, А.Н. Леонтьев выделил три его составляющих - чувственную ткань сознания, значение и личностный смысл.

Чувственная ткань сознания, «образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемый или всплывающий в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости».

Значения это то общее содержание слов, схем, чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре, прошедшим сходный исторический путь.

Личностный смысл, отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений, действий, действительности к интересам, потребностям, мотивам человека. Он «создает пристрастность человеческого сознания».

Развитие сознания у человека неразрывно связаны с началом общественно - трудовой деятельности в развитии трудовой деятельности, изменившей реальное отношение человека к окружающей среде, заключается основной и решающий факт, из которого проистекают все отличия человека от животного; из него же проистекают и все специфические особенности человеческой психики.

По мере развития трудовой деятельности человек, воздействуя на природу, изменяя, приспособляя ее к себе и господствуя над нею, стал превращаясь в субъекта истории, выделять себя из природы и осознавать свое отношение к природе и к другим людям. Через посредство своего отношения к другим людям человек стал все более сознательно относиться и к самому себе, к собственной деятельности; сама деятельность его становилась все более сознательной: направленная в труде на определенные цели, на производство определенного продукта, на определенный результат, она все более планомерно регулировалась в соответствии с поставленной целью. Труд как деятельность, направленная на определенные результаты - на производство определенного продукта, - требовал предвидения. Необходимое для труда, оно в труде и формировалось.

Характерная для трудовой деятельности человека целенаправленность действия, строящегося на предвидении и совершающегося в соответствии с целью, составляет основное проявление сознательности человека, которая коренным образом отличает его деятельность от несознательного, «инстинктивного» в своей основе поведения животных.

Благодаря орудием труда и речи, сознания человека стало развиваться как продукт общественного труда. С одной стороны, орудие как обобществленный труд передавали в овеществленной форме накопленный человечеством опыт из поколения в поколение, с другой стороны, эта передача общественного опыта, это сообщение совершалось посредством речи. Для общественного труда необходимо было общественное, материализованное в речи сознание. Необходимое для общественного труда оно в процессе общественного труда развивалось.

Сознание человека, как высшая форма развития психики, имеет следующие существенные особенности:

.Отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей.

.Осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений.

.Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания.

.Самосознание - концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.

Все существенные стороны сознания функционируют с помощью речи.

Поведение человека определяется не только его сознанием. Психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляется тремя относительно автономными уровнями психической регуляции:

.Эволюционно сформированным бессознательно - инстинктивным уровнем;

.Подсознательно - субъективным, эмоционально- импульсивным уровнем;

.Сознательными, произвольными, логико - семантическими программами.

В поведении социализированной личности доминируют произвольные, ценностно - категоризированные программы. Два других низших уровня саморегуляции в его поведении выполняют фоновую роль. В экстремальных же условиях и в условиях десоциализации индивида эти низшие уровни саморегуляции могут перейти автономный режим функционирования.

Бессознательный уровень психической деятельности - врожденная инстинктивно - рефлекторная деятельность. здесь поведенческие акты регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей - самосохранение организма и вида. Данная биологически обусловленная программа поведения человека находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. Лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (состояние аффекта) эта сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции.

Подсознательный уровень психической деятельности - обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения - умения, навыки, привычка, интуиция. В подкорковой системе головного мозга формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, неосознаваемых манер поведения данного человека.

Процессы, начинающиеся в неосознанной сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу. Взаимодействие сознательного и внесознательного может осуществляться согласованно - синергично или антагонистично, противоречиво, проявляясь в разнообразных несовместимых поступках человека, внутриличностной конфликтности.

Наличие сознания, подсознания и сферы бессознательного в психике человека обуславливает относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий:

.Бессознательно - инстинктивные, врожденные реакции;

.Импульсивно - реактивные, малоосознаваемые эмоциональные реакции, привычно - автоматизированные подсознательные действия;

.Сознательно - волевые действия


3. Строение и функциональная организация нервной системы. Типологические особенности высшей нервной деятельности. Теория функциональных систем П.К. Анохина


Вся нервная система делится на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относится головной и спинной мозг. От них по всему телу расходятся нервные волокна - периферическая нервная система. она соединяет мозг с органами чувств и с исполнительными органами - мышцами и железами.

Стимулы внешней среды (свет, звук, запах и т.п.) преобразуются специальными чувствительными клетками (рецепторами) в нервные импульсы - серию электрических и химических изменений в нервном волокне. Нервные импульсы передаются по чувствительным (афферентным) нервным волокнам в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются соответствующие командные импульсы, которые передаются по моторным (эфферентным) нервным волокнам к исполнительным органам (мышцам, железам.) эти исполнительные органы называются эффекторами.

Основная функция нервной системы - интеграция внешнего воздействия с соответствующей приспособительной реакцией организма.

Структурной единицей нервной системы является нервная клетка - нейрон. Он состоит из тела клетки, ядра, разветвленных отростков - дендритов - по ним нервные импульсы идут к телу клетки - и одного длинного отростка - аксона - по нему нервный импульс проходит от тела клетки к другим клеткам или эффекторам.

Отростки двух соседних нейронов соединяются синапсом.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга.

У человека особенно развита кора больших полушарий - орган высших психических функций.

Основным механизмом нервной деятельности является рефлекс, т.е. реакция организма на внешние или внутренние воздействия при посредстве центральной нервной системы. Все рефлексы делятся на условные (приспособления к изменениям) и безусловные(врожденные).

До какой степени и в чем проявляется достоверное отражение объективного мира? Как индивидуализировано это отражение в различных живых существ и, наконец, все ли что существует, в объективном мире, отражается в каждом отдельном случае, а если не все, то в чем же смысл отображаемого объективного мира в конкретном поведении каждого отдельного животного?

Взаимодействие в неорганической природе есть примитивная форма отражения. В самом деле, взаимодействие как более общий процесс есть феномен, абсолютно необходимый в любой форме движения материи.

Отражательный процесс развертывается таким образом, что внешний объект через непрерывный ряд физических и физиологических процессов как бы ассимилируется организмом, т.е. отражается сначала в его структурах, а потом и в сознании. Такой порядок развития процессов отражения приводит к выводу, что этот процесс от этапа к этапу формируется в соответствии с теорией передачи информации. Теория информации, используемая для объяснения организма отражательного процесса, утверждает, что главнейшие параметры внешнего мира, значимые для данного животного или человека, несмотря на многочисленные перекодирования, практически создают точное отражение действительности, хотя и в различных кодах. А само сознание является наиболее совершенной формой кодирования параметров внешнего мира, т.е. инструментом создания образа внешнего мира.

В тот момент, когда безвестный предок современного человека впервые вполне отчетливо представил себе разницу между объективно наблюдаемыми движениями своих органов и внутренними переживаниями, порождающими эти движения, - в тот момент по существу и родилась первая гипотеза о нервной деятельности. Первые систематические наблюдения особенности двигательных актов человека дали возможность врачам древности разделить их на произвольные и непроизвольные движения.

Идея «произвольных» и «непроизвольных» актов Декарта была единственной идеей, распределяющей функции человеческого организма. Декарт в своих физиологических изысканиях, прежде всего занялся именно ею, и она сделалась матерью теории рефлекса. На долю Декарта выпала историческая миссия - пробить первую брешь в крепкой стене мистических и религиозных представлений, отделявшей исследователя от реальных фактов, и дать научную концепцию для наиболее простого первого этажа в нервной деятельности - спинного мозга.

Первым в России ученным, произведшим революцию в науке о мозге и психике, был Иван Михайлович Сеченов.

Ища опору в наличном запасе научных знаний, Сеченов, прежде всего выделил открытый еще в начале XIX века механизма рефлекса. Понятие о рефлексе появилось задолго до этого открытия. Одним из его авторов (как известно) стал знаменитый математик и философ Декарт. Не только сознание управляет вашим поведение, но и какой-то другой механизм, утверждал он. Внешний толчок, приводя в движении нервы, ведущие к мозгу, передает возбуждение этих нервов от мозга к мышцам, подобно тому, как световой луч отражается от поверхности. Термин «рефлекс» и значит - отражение. Эти общие соображения подтвердились, когда с помощью анатомического ножа занялись изучение связей нервов со спинным мозгом. Оказалось, что раздражая нерв, идущий к спинному мозгу (центростремительный нерв), можно вызвать автоматически раздражение центробежного волокна, идущего от мозга к мышцам, заставив ее работать. Это автоматически работающий механизм стали называть - рефлекторной дугой. Открытие этого закона стало важнейшим достижением, получившим так же широкое практическое применение в медицине (неврологии).

Рефлекс был законом, открытым на спинном мозге. Деятельность коры головного мозга подчинена ряду принципов и законов. Основные из них впервые были установлены И.П. Павловым. В основах современной нейрофизиологии заложены фундаментальные положения Павловского учения.

Аналитика - синтетический принцип высшей неровной деятельности. Ориентация в окружающей среде связана с вычленением отдельных ее свойств, сторон, признаков (анализ) и объединением, связью этих признаков с тем, что является полезным или вредным для организма (синтез).

Аналитика - синтетическая деятельность коры головного мозга осуществляется взаимодействием возбуждения и торможении, которые подчинены следующим законам:

.Закон иррадиации возбуждения, т.е. распространение возбуждения по значительной части коры больших полушарий.

.Закон концентрации возбуждения, гласящий о том, что возбуждение со временим, сосредоточивается в месте своего первичного возникновения.

.Закон взаимной индукции нервных процессов. На периферии очага одного нервного процесса всегда возникает процесс с обратным знаком.

Если в одном участки коры сконцентрирован процесс возбуждения, то вокруг него индуктивно возникает процесс торможения.

Торможение бывает внешним (безусловным) и внутренним. Одним из видов внутреннего (условного) торможения является угасание условного рефлекса, если он не подкрепляется безусловным раздражителем (угасательное торможение).

Торможение возникает и при чрезмерном перевозбуждении мозга. Оно защищает нервные клетки от истощения. Этот вид торможения называется охранительным торможением.

Так же в процессе генерализации (первичного обобщения сходных раздражителей), происходит дифференцированное торможение.

Системность в работе коры головного мозга (динамический стереотип), т.е. устойчивое закрепление определенной последовательности реакций или динамический стереотип.

Динамический стереотип является выражением особого принципа работы мозга - системности. Внешний стереотип - закрепленная последовательность воздействий отражается во внутреннем нервно - динамическом стереотипе.

Ломка привычного стереотипа всегда является тяжелым нервным напряжением. Новые условия формирует новый стереотип

Павловым было установлено, что действия тех или иных раздражителей зависит не только от их качества, но и от типологических особенностей высшей нервной деятельности. Под типологическими особенностями высшей нервной деятельности имеется в виду динамика протекания нервных процессов у отдельных индивидов. Она характеризуется следующими типологическими свойствами:

.Силой нервных процессов - работоспособностью нервных клеток при возбуждении и торможении;

.Уравновешенностью нервных процессов - соотношением между силой процессов возбуждения и торможения, их сбалансированностью или преобладанием одного процесса над другим;

.Подвижностью нервных процессов - скоростью смены процессов возбуждении я и торможения.

В зависимости от сочетания указанных свойств выделяется 4 типа высшей нервной деятельности: живой тип, безудержный тип, спокойный тип, слабый (пониженный) тип.

Таки образом, типом высшей нервной деятельности является определенное сочетание устойчивых свойств возбуждения и торможения, характерных для нервной деятельности того или иного индивидуума.


Список литературы

психика действительность бессознательный человек

1.Анохин П.К. Теория отражения и современная наука о мозге. М. - 1970 изд-во «Знание»

.Дубровина И.В. Психология. - М., издательский цент «Академия», 1999. -464 с.

.Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь М.: Юрид. Лит., 1997. - 448 с.

4.Еникеев М.И. Основы общей юридической психологии: Учебник для вузов. - М.:Юристъ 1996. - 631 с. С. 58.

5.Еникеев М.И. Юридическая психология: учеб-10-е изд., перер. и доп. М.: ТК Велби, изд - во Проспект, 2008. -336 с.

.Коновалов В.Ф. Психика человека. - М.: Знание, 1986.-64 с. С. 3

7.Криминалистика: Учебник /ТВ Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская. - 3-е изд., перер. и доп. - М.: норма: инфра - М, 2010.-944 с. С. 283.

.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2005. -713 с. С. 98.

.Сеченов И.М. Психология поведения: избранные психологические труды/НПО «МОДЭК», 2006.-368 с.

.Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки. // вопросы психологии. - 2004. - №2.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Психика и ее развитие.

1. Мозг и психика.

2. Понятие «психика», ее функции и значение.

3. Отличие психики человека и животных.

1.Рефлекторная деятельность мозга, физиологические процессы, протекающие в коре головного мозга, иначе говоря, высшая нервная деятельность, являются материальной основой поиски. Поэтому законы высшей нервной деятельности, открытые И. П. Павловым, имеют исключительно важное значение для психологии.

Основная форма взаимодействия организма со средой - реф­лекс - ответное действие организма на раздражение. Действие это осуществляется с помощью центральной нервной системы.

В рефлекторном механизме принято различать три части: чувствующую, центральную и двигательную.

Возбуждение по чувствующему нерву передается в центр (мозг), где переключается на двигательный нерв и по нему идет к рабочему органу. Возникает ответная реакция на раздражение. Эти три части рефлекторного механизма вместе называются реф­лекторной дугой.

Согласно последним исследованиям физиологов установлено, что структура сложного рефлекса имеет не три, а четыре части. Эта последняя часть контролирует и корректирует (уточняет, по­правляет) протекание третьей части - двигательной.

Как это происходит? Оказывается, как только нервный сигнал по двигательному - центробежному - нерву доходит до рабочего органа (к мышце или железе), то последний в свою очередь посы­лает обратный сигнал в центр - мозг. Поступивший обратный сигнал информирует мозг о характере тех изменений, которые в данный момент произошли в организме, т.е.сообщает мозгу, в какой мере - правильно или неправильно - рабочий орган выпол­нил полученную из центра команду. Как только мозг обнаружи­вает отклонение от заданной программы, если ответное действие выполнено неудачно, он тутже посылает сигнал о соответствую­щей корректировке действия и направляет деятельность организ­ма по ранее намеченному пути. Это четвертое звено рефлекторно­го акта получило название обратной связи.

Благодаря наличию обратной связи обеспечивается саморегу­ляция, самоуправление организма в процессе правильного приспособления к окружающей среде. Без этого мы никогда не смогли бы научиться ходить, писать, пользоваться ножом и вилкой, одеваться, совершать различного рода профессиональные движения, овладевать спортивными навыками. Рефлексы по происхождению бывают двух видов: врожденные и приобретенные, или, по классификации Я. П. Павлова, безусловные и условные.

Безусловны рефлексыявляются функцией главным образом, наших отделов центральной нервной системы, которые расположены под корой. Условные рефлексы являются функцией высшего отдела мозга - коры больших полушарий.


Безусловный рефлекс совершается автоматически и никакой, предварительной тренировки не требует. Он приобрела данным индивидом животного в процессе всего предыдущего исторического развития и передается по наследству. Условный рефлекс требует определенных условий для возникновения.

Координация функций коры больших полушарий головного мозга осуществляется благодаря взаимодействию двух основных процессов - возбуждения и торможения. По характеру деятельности они противоположны друг другу. Выделяют внешнее и внутренне торможение.

Внешнее торможение – результат действия какого-либо внешнего сильного постороннего раздражителя (охранительное торможение).

Внутреннее торможение – проявление внутренних закономерностей работы коры.

Процессы возбуждения и торможения тесно связаны и взаимодействуют между собой. Это взаимодействие подчиняется двум основным законам: иррадиации иконцентрации и закону индукции.

Иррадиация и концентрация заключается в распространении возбуждения по коре (иррадиация возбуждения). Ограничение и направление процесса возбуждения в коре процессом торможения называется концентрацией возбуждения. Закон индукции подразумевает, что нервны процесс вызывает в соседних участках обратный процесс, например возбуждение вызывает торможение (отрицательная индукция). Торможение вызывает возбуждение (положительная индукция).

Различение сигналов, поступающих в кору из окружающего мира, связано с работой сигнальных систем. Сигналы окружающего мира – первая сигнальная система, есть как у человека, так и у животного.

Вторая сигнальная система – продукт общественной жизни человека, присуща только человеку. Сигналом является слово, словосочетание.

2.Традиционно дают определение понятию психики - как свой­ства живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объек­тивный мир в его связях и отношениях.

Этимологически слово «психика» (по-гречески «душа») име­ет двойственное значение. Одно значение несет смысловую на­грузку сущности какой-либо вещи.

Психика - это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его свя­зях и отношениях.

Глава 1. Введение в психологию

2. Понятие психики

Традиционно дают определение понятию психики - как свойства живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.

Всякий совместный труд людей предполагает разделение труда, когда разные члены коллективной деятельности выполняют разные операции; одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие операции такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения, т.е. это промежуточные операции. Но в рамках индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью, и человек понимает связь промежуточного результата с конечным мотивом, т.е. понимает смысл действия. смысл , по определению А.Н. Леонтьева, и есть отражение отношения цели действия к мотиву.

Таблица 2.

Важнейшие особенности деятельности
животных человека
Инстинктивно-биологическая деятельность Направляется познавательной потребностью и потребностью в общении
Нет совместной деятельности, групповое поведение животных подчинено исключительно биологическим целям (питания, размножения, самосохранения) Человеческое общество возникло на основе совместной трудовой деятельности. Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности
Руководствуется наглядными впечатлениями, действует в рамках наглядной ситуации Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости
Типичны наследственно-закрепленные программы поведения (инстинкты). Научение ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому наследственные видовые программы поведения приспосабливаются к конкретным условиям существования животного Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков). Закрепление и передача опыта поколений в материальной форме, в форме предметов материальной культуры
Могут создавать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не используют орудия постоянно. Животные неспособны изготавливать орудия с помощью другого орудия Изготовление и Сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям. Изготовление орудия с помощью другого предмета или орудия, изготовление орудия впрок предполагало наличие образа будущего действия, т.е. появление плана сознания
Приспосабливаются к внешней среде Преобразуют внешний мир в соответствии со своими потребностями

Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива (рис.1.5).

Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека.


Рис.1.5 Структура деятельности

К фактам поведения можно отнести:

  1. отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки),
  2. внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и т.п.),
  3. действия, которые имеют определенный смысл , и, наконец,
  4. поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.

Поступок - действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл .

Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность. Другая характеристика деятельности - ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности , мотивы, установки и т.д.).

Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.

Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

Деятельность - не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом.
Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек. Базовые знания о деятельности, мотивах, навыках представлены в схемах.

Наконец, деятельность всегда носит продуктивный характер, т.е. ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т.д. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т.п.).

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней: верхний уровень - уровень особых видов деятельности, затем уровень действий, следующий - уровень операций, и наконец, самый низкий - уровень психофизиологических функций.

Действие - основная единица анализа деятельности. Действие - это процесс, направленный на достижение цели.

Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки цели, и в то же время действие - это одновременно и акт поведения, реализуется через внешние действия в неразрывном единстве с сознанием. Через действия человек проявляет свою активность, стараясь достигнуть поставленной цели с учетом внешних условий.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель - мотив, способ - результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнеми-ческие (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) и моторные (двигательные) (рис.1.6).


Рис. 1.6 Компоненты действия и их функция

Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей: ориентировочная (управляющая), исполнительная (рабочая) и контрольно-корректировочная. Ориентировочная часть действия обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Исполнительная часть осуществляет заданные преобразования в объекте действия. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.

Операцией называется конкретный способ выполнения действия. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие, и опыта человека. Операции обычно мало осознаются или совсем не осознаются человеком, т.е. это уровень автоматических навыков.

Говоря о том, что человек осушествляет какую-то деятельность, нельзя забывать, что человек представляет собой организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом, психофизиологическими функциями, которые являются и предпосылками и средствами деятельности.

Например, когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он может использовать разные действия и приемы запоминания, но эта деятельность опирается на имеющуюся мнемическую психофизиологическую функцию: ни одно из действий заучивания не привело бы к желаемому результату, если бы человек не обладал мнемической функцией. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности.

Сенсомоторные процессы - это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В этих процессах различают четыре психических акта:

  1. сенсорный момент реакции - процесс восприятия;
  2. центральный момент реакции - более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором;
  3. моторный момент реакции - процессы, определяющие начало и ход движения;
  4. сенсорные коррекции движения (обратная связь).

Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов - центральная проблема психологии правильных движений человека.

Эмоционально-моторные процессы - это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.

Интериоризация - это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию.
Экстериоризация - это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности, - это общение, игра, учение и труд.

Уже отмечалось, что наши потребности толкают нас к действию, к активности. Потребность - это переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, и называются потребностями. Голод, жажда, или потребность в кислороде - первичные потребности, удовлетворение которых жизненно важно для всех живых существ. Любое нарушение в балансе сахара, воды, кислорода или какого-либо другого нужного организму компонента автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает человека к его удовлетворению. Возникшее таким образом первичное побуждение вызывает серию координированных действий, направленных на восстановление равновесия.

Поддержание равновесия, при котором организм не испытывает никаких потребностей, называется гомеостазом. Отсюда гомеостатическое поведение - это такое поведение, которое направлено на устранение мотивации путем удовлетворения вызвавшей его потребности. Часто поведение человека вызывается восприятием определенных внешних объектов, действием каких-либо внешних раздражителей. восприятие определенных внешних объектов играет роль стимула, который может быть таким же сильным и значительным, как и само внутреннее побуждение. Потребность в движении, в получении новой информации, новых стимулов (познавательная потребность), новых эмоций позволяет организму поддерживать оптимальный уровень активации, который позволяет ему функционировать наиболее эффективно. Эта потребность в стимулах изменяется в зависимости от физиологического и психического состояния человека.

Потребность в социальных контактах, в общении с людьми является одной из ведущих у человека, только с течением жизни она меняет свои формы.

Люди постоянно чем-то заняты, и в большинстве случаев они сами решают, что будут делать. Чтобы сделать выбор, люди прибегают к процессу мышления. Можно рассматривать мотивацию как «механизм выбора» какой-то формы поведения. Этот механизм в случае надобности отвечает на внешние раздражители, но чаще всего он выбирает возможность, которая в данный момент лучше всего соответствует физиологическому состоянию, эмоции , воспоминанию или пришедшей в голову мысли, или неосознаваемому влечению, или врожденным особенностям. Выбор наших ближайших действий направляют и поставленные нами цели и планы на будущее. Чем эти цели важнее для наг, тем с большей силой они ориентируют наш выбор.

Таким образом, существует иерархия различных потребностей от самых примитивных до самых утонченных. Иерархическую пирамиду потребностей разработал игвестный психолог Маслоу : от врожденных физиологических потребностей (потребность в еде, питье, сексе, стремление избежать боли, родительский инстинкт, потребность в исследовании окружающего мира и пр.) - к потребностям в безопасности, далее к потребностям в привязанности, любви, далее к потребностям в уважении, одобрении, признании, компетентности, далее к когнитивным и эстетическим потребностям (в порядке, красоте, справедливости, симметрии) - и, наконец, потребности в понимании смысла своей жизни, в самосовершенствовании, в саморазвитии, самореализации.

Но одна и та же потребность может быть удовлетворена с помощью различных объектов, с помощью различных действий, т.е. различным образом опредмечена. В процессе опредмечивания потребности обнаруживаются две важные черты потребности: 1) первоначально существует достаточно широкий спектр предметов, способных удовлетворить данную потребность; 2) происходит быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете. В акте опредмечивания рождается мотив как предмет потребности.

Мотив - это опредмеченная потребность, это потребность именно в данном предмете, которая побуждает человека к активным действиям. Один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий, а с другой стороны, одно и то же действие может побуждаться разными мотивами. Мотивы порождают действия, т.е. приводят к образованию целей. Это мотивы-цели. Но существуют и неосознанные мотивы, которые могут проявляться в форме эмоций и личностных смыслов. эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Ведущий главный мотив обусловливает личностный смысл - переживание повышенной субъективной значимости предмета или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.

Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, и называется особенным видом деятельности (игровой, учебной или трудовой).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Что является предметом психологии как науки?
  2. Перечислите и дайте краткую характеристику основных воззрений на психику и ее роль.
  3. Каковы основные функции и проявления психики?
  4. Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции? Связано ли это с развитием нервной системы?
  5. Почему сложное поведение муравьев нельзя назвать трудом? В чем заключены характерные черты труда, сыгравшие важную роль в становлении человеческого сознания?
  6. Какие круги влияния природы на психику существуют?
  7. Какие методы исследования применяются в психологии?
  8. Какая связь существует между психикой и организмом, между психикой и мозгом?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 3. М., Мысль, 1977
  2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. Т. 3. М., Педагогика, 1983
  3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1987
  4. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. М., Мир, 1992
  5. Ярвилекто Т. Мозг и психика. М., Прогресс, 1992
  6. Платонов К.К. Занимательная психология. М., 1990
  7. , М., 1997
  8. Шибутани Т. Социальная психология . Ростов н/Д, 1998
  9. Романов В.В. Юридическая психология . М., 1998
  10. Методы исследования в психоогии: квазиэксперимент. М., 1998
  11. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология . М., 1998

Психикой называют функцию мозга, которая заключается в выражении посредством определенных образов На основе этих образов осуществляется регулирование жизнедеятельности организма. Психология, в свою очередь, занимается исследованием того свойства мозга, которое заключено в психическом отражении действительности, результатом которого является формирование образов. Они необходимы для регуляции взаимодействия организма и среды, его окружающей.

К последним относят устойчивые проявления, имеющие генетическую природу. Они передаются по наследству и на протяжении жизни почти не изменяются. К свойствам психики относят и характеистики нервной системы: силу, устойчивость клеток к продолжительному возбуждению либо раздражению, скорость перехода от одного состояния к другому (от торможения к возбуждению, например), уравновешенность. К этой же категории следует относить и подвижность тех или иных нервных процессов, относительную степень сбалансированности явлений торможения возбуждения, лабильность (гибкость изменений под влиянием разных раздражителей), резистентность (степень сопротивляемости к влиянию раздражителей неблагоприятного характера).

К относят относительно устойчивые формирования, которые возникают и развиваются под влиянием внешних факторов. В эту категорию входят такие процессы, как восприятие, ощущение, мышление, представление, воображение, воля, эмоции, внимание.

К психическим качествам относят образования, отличающиеся относительной устойчивостью и возникающие под влиянием учебно-воспитательных мер и жизнедеятельности. Наиболее явно эти качества представлены в человеческом характере.

Кроме всего прочего, существуют также и функции психики. Специалисты выделяют три основные задачи.

  1. Осознание человеком собственного положения в окружающем мире.
  2. Отражение влияния окружающих условий.
  3. Регуляция деятельности и поведения.

Следует отметить, что для второй функции психики характерно постоянное изменение. Другими словами, выражение отношения человека к действительности является достаточно сложным процессом, а не однонаправленным и непротиворечивым. Кроме того, для этой функции психики свойственно некоторое преломление в процессе выражения индивидом своего отношения к действительности. Как правило, человек пропускает информацию через сознание, при этом задействованы сложившиеся ранее состояния и особенности. В связи с этим, одно и то же внешнее влияние, благодаря данной функции психики, может выражаться по-разному разными людьми, а в некоторых случаях по-разному и одним человеком, в зависимости от условий, в которых он пребывает в тот или иной момент.

Психика человека – это свойство мозга ощущать и оценивать происходящее, создавая внутреннюю картинку случившихся событий. Именно созданный образ влияет на дальнейшее отношение к жизненным ситуациям, вещам, субъектам и самому себе.

Выдуманное представление очень сильно отличается от реальных событий, ведь оно наполнено большей эмоциональностью и яркостью. К тому же на окончательное суждение нередко влияют другие истории, которые происходили чуть раньше.

Психические образы, которые касаются каких-то , называют первичными. Если же они основываются на памяти или воображении, то их называют вторичными. Они очень сильно влияют на дальнейшие отношения к каким-то ситуациям и объектам.

Стоит отметить, что данным свойством может обладать только живое существо. Психика человека и животных схожа и базируется на некоторых общих принципах, но существенные отличия все же есть. К примеру, у животных принятие решений основывается только на конкретных ситуациях, а также мотивация имеет лишь биологический характер. Что касается чувств, то животные их тоже могут испытывать, но спектр их значительно меньше.

Научная трактовка

Концепция ученых по вопросу возникновения психики такова:

  • По мнению ученых, психика появилась на определенном этапе развития живых организмов. Она является отражением их манер, и поступков. По мере прогресса живых существ развитие получала и психика. В своей эволюции она прошла два этапа: инстинктивный и персональное обучение.
  • Психика и сознание – это кульминационная фаза эволюции. Это достижение возникло благодаря активной трудовой деятельности, которая проходила в достаточно цивилизованном для того времени обществе.
  • Психика в действии имеет самое сильное развитие. Именно движения и активность формируют изменения. Важная закономерность – это переход деятельности и каких-либо поступков в психический образ, и наоборот.
  • Психика человека сформирована функционированием мозга, но по факту она является индивидуальным феноменом, который зависит от общественных действий.
  • Психические явления обладают конкретизированной системой и структурной организацией.

Групповые явления

Понятие «психика» является довольно обширным, поэтому его непросто объяснить одним предложением или примером. Структуру психики полагается разделять на четыре основные группы: свойства, процессы, качества и состояния.

1. Свойства. Психические свойства представляют собой личностные качества и характеристики, которые принадлежат конкретному человеку. Они могут повторяться у других индивидуумов или быть исключительно индивидуальными.

К тому же эти характеристики могут передаваться другим поколениям. К данным чертам можно отнести свойства нервной системы (сила, мобильность, спокойствие и т.п.).

2. Процессы. Это качества, которые получили свое определение в процессе жизни. Они основаны на каких-то знаниях, наблюдениях и чувствах. Можно выделить два типа процессов:

  • Познавательные ( , мышление, воображение, ощущения и т.п.).
  • Эмоционально-мотивационные (эмоции, мотивация, чувства и т.п.).

3. Качества. Данные черты появляются благодаря окружающей обстановке, а также генам родителей (характер, эмоциональность и т.п.).

4. Состояние. Отражает степень работоспособности человека. Состояния зависят от физиологических особенностей и внешних влияний (настроение, вдохновение и т.п.).

Функции

Функции психики представляют собой индивидуальные особенности, присущие конкретному индивидууму. Они помогают человеку справиться с различными ситуациями в жизни.

В ходе эволюции развивались не только физические способности, но также психика и мозг человека. Животные тоже достигали каких-то изменений, но именно человек смог добиться более совершенных модификаций.

Каждая личность обладает своей уникальной психикой, а на состояние духа влияет окружающий мир. Именно в общении люди прогрессируют, поэтому создание правильной обстановки очень важно.

К примеру, если с рождения лишить ребенка общества, то он будет вести себя как Маугли, напоминая дикое животное. В этом случае психика как нечто запущенное не будет иметь развития. Существуют несколько функций психики, которые можно выделить:

1. Когнитивная. Данная функция формирует фундамент для остальных. Она существует у всех живых организмов на свете. Протекая через нервную систему, оказывает влияние на мозг, создавая эффект зеркального отражения каких-либо ситуаций и вещей. Однако она учитывает индивидуальные качества личности.

У когнитивной функции существуют особенные черты:

  • Устойчивая психика всегда продолжает развиваться, ведь окружающий мир тоже эволюционирует.
  • Психика как предмет психологии склонна меняться под воздействием психологических особенностей отдельного индивидуума, его эмоций и ощущений в конкретный момент времени.
  • Реальный мир существует для человека в картинках, которые он формирует на протяжении всей жизни, опираясь на обоняние, вкус, зрение, слух и другие чувства.

2. Регуляторная. Сознание адаптируется к внешним воздействиям, формируя внутри индивидуума стимул к определенным поступкам и поведению.

Благодаря ей личность создает некую систему движения в реальности:

  • Осознает свои желания и потребности в конкретный период.
  • Осознает задачи.
  • Придумывает методы для решения задач и достижения результатов.

Эта функция помогает необдуманно реагировать на внешние раздражители. В данном случае большую роль играют чувства, которые пробуждает данный раздражитель. Именно испытанные эмоции будут влиять на волевые качества, которые так нужны для принятия решений.

3. Коммуникативная. Общение является главным звеном взаимодействия с другими личностями. Именно знаки, которые собеседник слышит в процессе беседы, дают ему возможность сделать выводы о конкретном человеке.

Коммуникация заставляет других людей объединяться вместе, ведь так быстрее достигаются цели. Она имеет два вида:

  • Вербальная (речь).
  • Невербальная (мимика, жесты).

Даже в первобытную эпоху человек придумывал средства общения, которые существенно влияли на его сознание, хотя он и не понимал этого. К примеру, взяв в руку копье и кратко обменявшись со своим племенем какими-то суждениями, он мог быстрее поймать добычу. К тому же коммуникативные навыки в тандеме с определенным опытом сильно пригождались новым поколениям.

Стоит отметить, что именно человек единственный смог перейти от невербального общения к высшим формам коммуникации.

4. Эмотивная. Эта функция отвечает за душевное состояние и чувства личности. Окружающий мир и его проявления вызывают конкретные эмоции, которые впоследствии создают настроение.

Очень часто чувства сталкиваются с функцией мышления, благодаря чему человек принимает более рациональные решения. Именно поэтому иногда следует не совершать поступки сгоряча, а все тщательно обдумать. Принятие решений основывается уже не на эмоциях, а на том, что жизненно важно в данный момент.

К примеру, небольшая часть яблока имеет гнилое пятно, которое вызывает у нас отвращение и неприязнь. Если мы будем руководствоваться только чувствами, то яблоко тут же полетит в помойку. Однако можно отрезать эту часть, ведь другая половина является пригодной. Такие разумные решения оставляют заметный след в нашей жизни.

5. Конативная. Здоровая психика изначально реагирует на определенные поступки и поведение. Благодаря им человек формирует отношение, которое имеет четкий курс.

Примером может выступить ситуация с подбором няни для ребенка. К примеру, на собеседование приходят две кандидатки, которые имеют высшее педагогическое образование. Однако у первой большой опыт в подобной работе, а у второй его нет.

Разумеется, мама выбрала бы первого специалиста, но этот педагог ведет себя слишком сдержанно и холодно, в отличие от другой няни. Таким образом, вторая женщина устраивает неопытную мать, ведь с ней будет проще выстраивать коммуникацию, налаживать общение.

Такое предпочтение происходит бессознательно, ведь очевидно, что первая кандидатка объективно лучше. Однако конативная функция делает свое дело.

Развитие в психологии

Психология изучает общественные коммуникации и поведение, их связанность с психическими явлениями, а также зависимость развития данных явлений от них. В настоящее время появляется много нововведений и умозаключений в психологии, которые связаны с постоянными изменениями людей и их психики. Ближайшими целями в этой науке считают:

  • Раскрытие принципов психики.
  • Выявление определенной цепочки закономерных средств и позиций.
  • Принятие системы психической деятельности.
  • Исследование природы и манипуляций разных механизмов вместе с другими отраслями.

За несколько десятков лет создан список психологических направлений, которые заняты абсолютно разными исследованиями. Ученые представляют миру новые гипотезы и теории.

Таким образом, психология представляет собой науку, которая анализирует события и закономерности психики. Определение некоторых взаимосвязей занимает много времени, но очень значима для развития науки. Автор: Лена Мелисса