Понятие сущность и содержание законности. Сущность и основные принципы законности. Основные требовании законности

Право реальное том, что властная воля, изложенная в законе, воплощается в поведении субъектов, которые выполняют закон, используют путем вступления в договорные отношения, в поведении судей и других должностных лиц, применяющих закон и тому подобное. Закон живет только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Эта сторона права связана с действенностью закона и характеризуется понятием законности. Законность отражает общий принцип отношения общества к праву в целом. Содержание законности связан как с поведением субъектов, реализующих право, так и с деятельностью государственных органов, обеспечивающих его формирование, реализацию и защиту.

Законность - это комплексное политико-правовое явление, которое отражает правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства. В широком социально-политическом смысле законность - это режим общественно-политической жизни.

Итак, законность - это режим (состояние) соответствия общественных отношений законам и подзаконным нормативно-правовым актам государства, который образуется в результате их неукоснительного выполнения всеми субъектами права.

Основные признаки (свойства) законности в правовом государстве социально демократической ориентации: 1) неуклонное соблюдение и исполнение нормативно-правовых актов всеми субъектами права; 2) верховенство закона в отношении всех других правовых актов; 3) последовательная борьба с правонарушениями и неотвратимость юридической ответственности за их совершение.

Режим законности - это такая морально-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни доминируют идеи права, гуманизма, справедливости.

Требования законности : 1) воплощение идеи верховенства права в жизни общества, государства. Законность требует, чтобы при общей регламентации общественных отношений содержание закона, подзаконных нормативно-правовых актов всегда отвечал идеи права; 2) верховенство закона. Любое издание норм права, противоречащих закону, нарушение законности, как и точное выполнение требований нормативно-правового акта, противоречащего закону. Верховенство закона означает также и то, что нормативно-правовые акты должны приниматься в установленных законом порядке и форме; 3) равенство всех перед законом. Во всех должен быть равен обязанность выполнять правовые предписания, в равных условиях все должны иметь равные права и не иметь привилегий, все права должны быть одинаково защищены; 4) выполнение правовых актов всеми субъектами права; 5) обеспечение реализации прав и свобод граждан. Это требование обращено не к субъекту права, который может реализовать либо не реализовать право по своему усмотрению, а в компетентные органы государства; 6) должное, правильное и эффективное применение права государственными органами; 7) последовательная борьба с правонарушениями ; 8) недопущение произвола в деятельности должностных лиц.

Таким образом, законность - это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.

Принципами законности являются: 1) единство законности. Понимание и применение законов должно быть одинаковым на всей территории страны; 2) всеобщность законности - характеризует действие законности по кругу лиц. Правовые предписания должны выполнять все. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись; 3) целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению цели государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защите прав и свобод граждан. С точки зрения цели правового регулирования в любой ситуации целесообразно придерживаться предписаний закона; 4) верховенство права над законами.

Надо различать законность как систему формальных требований и реальную законность. В практике требования законности нарушаются. Поэтому реальная законность имеет количественные показатели, отражающие Ее уровень в конкретном обществе.

Законность связана с законодательством. Поскольку законность заключается в требованиях реализации действующих законов, она служит условием их существования. Законодательство - нормативная база законности, но только тогда, когда законодательство является правовым, обеспечивает потребности общественного развития. Законодательство должно быть также технически совершенным. Но закон действует только тогда, когда он выполняется.

И наконец, законность должна быть обеспечена надежной системой гарантий.

Гарантии законности - это общие условия и специальные средства, которые обеспечивают режим законности. Общие условия законности - объективные условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование: 1) экономические условия - состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т; 2) политические условия - крепкая государственная власть (то есть устойчивая, легитимная, которая имеет поддержку общества, способная обеспечить реализацию принятых правовых предписаний) 3) идеологические условия - уровень политической правовой и общей культуры населения, уважение к праву, закону; 4) социальные условия - жизненный уровень населения, его занятость, стоимость жизни, социальных услуг. Прочная законность возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в неприкосновенности своих социальных прав и свобод; 5) правовые условия - действующее законодательство должно быть полным, стабильным, обеспечиваться надлежащим уровнем юридической техники, охраны.

Специальные средства обеспечения законности - это юридические и организационные средства (гарантии), предназначенные исключительно для обеспечения законности. Юридические гарантии - совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности.

Среди юридических гарантий выделяют следующие: 1) средства выявления правонарушений - деятельность прокуратуры, органов расследования и других; 2) средства предупреждения правонарушений - закреплены в законе средства, которые позволяют предотвратить возможные правонарушения (например, прекращение трудового договора по инициативе собственника возможно только с согласия профсоюзного органа) 3) средства прекращения правонарушений - задержание, арест, обыск, отмена незаконных актов и тому подобное; 4) средства защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушения (алименты, виндикация) 5) юридическая ответственность - наказание лиц, виновных в совершении правонарушения; 6) процессуальные гарантии - закреплены права и свободы могут быть реализованы только при наличии соответствующего процессуального обеспечения; 7) правосудие - деятельность судов.

Юридические гарантии могут быть классифицированы еще и по таким критериям :

1) по непосредственными целями: превентивные (предупредительные) - направлены на предотвращение правонарушений; такие, что прекращают, - направленные на прекращение выявленных неправомерных действий; такие, восстанавливающие, - направленные на устранение или возмещения негативных последствий правонарушений; штрафные - направлены на наказание правонарушителей;

2) по субъектами применения гарантий: парламентские; президентские; судебные; прокурорские; муниципальные; административные; контрольные;

3) по видам юридической деятельности (по основным стадиям реализации права): правотворческие; праворазъяснительная; правоприменительные; правореализацийни;

4) по статусу в правовой системе: а) нормативно-документальные - нормы права, интерпретационные акты общего характера, правоприменительные акты, которые специально направлены на обеспечение и охрану законности; б) деятельностные - отражают деятельность определенных субъектов по применению правовых норм, реализации нормативных и правоприменительных актов, гарантирующих законность.

Организационные гарантии - это различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан (организационные, кадровые мероприятия и т.п.).

Правопорядок: понятие и принципы

Правопорядок - это режим (состояние) упорядоченности общественных отношений, который складывается (образуется) в результате реализации юридических норм в режиме законности. Это состояние общественных отношений, который является результатом фактической реализации законодательства в условиях режима законности и обеспечивающий беспрепятственное пользование юридическими правами и выполнения юридических обязанностей всеми субъектами общественных отношений. Правопорядок как состояние общественных отношений запрограммирован правом. Это фактическая урегулированность общественных отношений, реально существует. Правопорядок можно определить как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.

Особенности правопорядка: 1) правопорядок - состояние благоустройства, организованности общественной жизни; 2) это порядок, предусмотренный нормами права; 3) правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, является результатом правового регулирования; 4) правопорядок обеспечивается государством.

Предлагается различать правопорядок, реально существует в результате правового регулирования, и правопорядок, к достижению которого стремится законодатель (как цель правового регулирования). Однако правопорядок - это не возможно, а фактический состояние урегулированных правом отношений.

Принципы правопорядка: 1) определенность - правопорядок базируется на формально определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений; 2) системность - система отношений в обществе основана на единой сущности права; 3) организованность - правопорядок возникает на основании организационной деятельности государства, его органов; 4) государственная гарантированность - государство охраняет правопорядок, существует; 5) стабильность правопорядка - он возникает на основании права и обеспечивается государством; 6) единство - правопорядок единый на территории всей страны.

Государство - важный элемент и необходимое условие правопорядка. С одной стороны, конституирована правом государство, функционирует в определенных пределах, составляет важное звено правопорядка. С другой стороны, государство - властный субъект, который обеспечивает и охраняет правопорядок. Поэтому правопорядок - это единство права и власти.

Правопорядок отличается от общественного порядка. Общественный порядок складывается под влиянием не только правовых, но и иных социальных норм. Правопорядок является важной частью общественного порядка. Состояние общественного порядка обусловлен состоянием правопорядка.

Государство управляется с помощью различных методов и средств, и в первую очередь правовых. Законы и их соблюдение – наиболее цивилизованный способ управления обществом. Но законы – это только предпосылка, нормативная основа законности. Законы должны выполняться всеми субъектами.

Законность представляет собой сложное и многогранное явление. Её социальное назначение состоит в том, чтобы способствовать упрочению общественного и государственного строя, обеспечивать правовое регулирование общественных отношений.

Законность понимается с разных позиций и аспектов:

Как принцип права;

Как требование соблюдения всеми субъектами правовых норм;

Как состояние, режим общественной и государственной жизни;

Как принцип построения и функционирования правового государства.

В этом последнем смысле под законностью понимается режим общественно-политической жизни, состоящий в строгом соблюдении и исполнении законов и основанных на них подзаконных актов всеми участниками общественных отношений.

Состояние законности тесно связано с правовыми нормами. Законодательство является важнейшей предпосылкой законности, т. к. законность есть строгое и точное соблюдение и исполнение законодательства.

Дискуссионным остается вопрос о понятии законодательства (два взгляда):

Только совокупность законов;

Совокупность всех источников (форм) права.

Сторонники первого подхода утверждают, что широкое понимание законодательства, а, следовательно, и законности объективно принижает роль законов в системе нормативно-правовых актов государства. Обязательность соблюдения требований подзаконных актов по их мнению обусловлена тем, что они изданы в соответствии с законами и во исполнения законов. Определенный резон в этом есть.

Предпочтительнее, однако, второй подход. Если в правоведении утвердился подход к определению всей совокупности нормативно-правового материала понятием «законодательство страны», то и понятие законности должно охватывать собой не только соблюдение норм законов, а всех правовых норм, сложившихся в обществе. Верховенство же законов опосредовано признанием соответствующего принципа: верховенства конституции и законов.

Для понимания законности как неотъемлемого качества правовой системы в целом существенное значение имеет содержательная характеристика самих юридических норм.

Законы – это только предпосылка, нормативная основа законности. Один из основных принципов, провозглашенных римскими юристами – «чтобы быть свободным, надо стать рабом закона». Разумеется, что речь должна вестись о так называемых правовых законах, соответствующих общечеловеческим ценностям.

Вызывают опасение рьяность отдельных правоведов, призывающих к «диктатуре закона». Мы это проходили уже не раз. Надо понимать, что законы могут быть и не правовыми. Здесь необходим диалектический подход. Законы должны соблюдаться, но законы, ограничивающие права личности должны быть обоснованными, они должны исходить из необходимости защиты других индивидов, общества в целом. По возможности они должны корректироваться.

Трудность практического применения такого подхода заключается в том, что критерии «правового» закона достаточно размыты. Эти критерии носят в большей части не юридический, а нравственный характер. При этом возникает естественный вопрос, кто должен определять – правовой закон или не правовой, хороший или плохой. Здесь интересы субъектов могут не совпадать.

Исходя из этого, в реальной жизни необходимо следовать аксиоме: закон надо уважать, даже если он не идеальный. Несовершенство юридических норм не может служить оправданием их нарушения.

В современных условиях основное предназначение законности состоит в обеспечении такого состояния в жизни общества, когда реально осуществлялась бы защита прав, свобод и интересов граждан, организаций и государства в целом. Назначение законности состоит в обеспечении эффективной борьбы с преступностью, стабильного правопорядка в обществе.

В свою очередь законы должны соответствовать:

Основным положениям теории естественного права. Естественные права человека и служат ограничителем власти от возможного произвола;

Объективным потребностям развития общества;

Гуманистическим принципам.

Сущность законности состоит в таком режиме социальной жизни, при котором поведение участников общественных отношений, всех субъектов права соответствует правовым предписаниям, требованиям правовых норм. Такое содержание присуще законности любого исторического периода, независимо от условий, места и времени.

Тем не менее, такое понимание законности представляется формальным. В нём отсутствует учет качественного критерия.

В конкретных исторических условиях эта сущность наполняется конкретным содержанием и приобретает соответствующие формы.

Простое наличие самых совершенных законов не введет к достижению цели упорядочения общественных отношений. Необходимо, чтобы эти законы реализовывались. Поэтому законность включает в себя две стороны:

Наличие качественного законодательства;

Реальное претворение в жизнь требований законодательства.

Понятие законности должно распространяться как на сферу действия законов, так и на сферу правотворчества. Эта сфера деятельности также должна оцениваться с позиций идей нравственности и законности.

Принципы и требования законности

Под принципами законности понимаются исходные основополагающие начала, которые выражают её сущность и социальное назначение, а также её связь с другими общественными явлениями. Они находятся в диалектической взаимосвязи с принципами юридической ответственности.

Основные принципы законности :

Верховенство закона по отношению к другим нормативно-правовым актам;

Единство понимания и применения законов на всей территории их действия;

Равенство всех субъектов прав перед законом;

Неотвратимость ответственности за нарушение законов;

Единство прав и обязанностей граждан;

Недопустимость противопоставления законности и целесообразности;

Принцип приоритета прав человека и гражданина;

Принцип взаимосвязи законности и культурности.

Большое значение для теории и практики укрепления законности имеет вопрос о разграничении принципов и требований законности.

Принципы – это основные идеи, начала, выражающие содержание законности.

Требования – это сформированные на основе принципов в общем виде правовые предписания, соблюдение и исполнение которых делает поведение законным.

Требования законности отражают её направленность, которая обусловлена содержанием норм права. В отличие от принципов, которые, выражая содержание законности, действуют во всех сферах, относятся ко всем видам деятельности любых субъектов общественных отношений, требования связаны с отдельными видами деятельности конкретных субъектов.

Каждый из принципов законности может быть развернут в конкретные требования.

Верховенство закона по отношению к другим нормативно-правовым актам проявляется в том, что все правовые акты должны соответствовать закону, издаваться на основе и во исполнение закона. Все законы должны соответствовать конституции страны, т.е. быть построены в соответствии с иерархией. Правоприменительные акты должны соответствовать нормативно-правовым актам.

Верховенство закона обусловлено тем, что он является прямым выражением воли народа – единственного источника власти.

Единство законности означает единообразное понимание и применение законов на всей территории страны, несмотря ни на какие местные особенности. Это означает единообразное понимание и применение законов на всей территории страны, несмотря ни на какие местные особенности. Этот принцип направлен на эффективное противодействие местничеству, ведомственности, региональному произволу. «Законность не агрономия. Она должна быть единой в пределах юрисдикции государства». Вместе с тем, единство законности не исключает учета местных условий при решении конкретных дел, но только в пределах, на основании и в рамках закона. Местные особенности и должны учитываться в законодательстве субъектов федерации, правотворческие органы которых, проявляя разумную инициативу, в пределах установленных общих рамок, учитывают своеобразие местных условий.

Равенство всех субъектов права перед законом означает, что нормы права должны соблюдать все без исключения субъекты права. Ни должностные положения, ни заслуги не могут служить основанием для нарушения норм права.

Законность обеспечивается не столько суровостью наказания, сколько его неотвратимостью. Обязательность ответственности за совершенное правонарушение означает, что ни одно нарушение правовых норм не должно остаться без последствий, без применения соответствующих санкций. Это оказывает большое предупредительное воздействие на потенциальных правонарушителей, удерживает их от противоправных действий. В то же время никто не может быть привлечен к ответственности, если он не совершил правонарушения.

Осуществление человеком своих прав не должно нарушать права и свободы других лиц. Двухсторонний характер правовых связей между гражданином и государством находит свое выражение не только в правах и свободах, но и в обязанностях, которые государство возлагает на граждан.

Высшая государственная целесообразность заключена в самом законе, коль он принят и действует. Существует презумпция целесообразности закона. Нецелесообразных законов быть не должно. Наличие диспозитивных норм предоставляет субъектам право выбора наиболее целесообразного варианта. Но такая допустимая целесообразность не имеет ничего общего с её противопоставлением законности. Если закон несовершенен, его необходимо изменить в установленном порядке, но не обходить. Целесообразность возможна лишь в рамках самого закона.

Принцип приоритета прав и свобод человека означает, что главное в содержании законности, в деятельности государства, его должностных лиц – это уважение и всемерная защита прав граждан. В то же время, осуществление человеком своих прав не должно нарушать права и свободы других лиц. Двухсторонний характер правовых связей между гражданином и государством находит свое выражение не только в правах и свободах, но и в обязанностях, которые государство возлагает на граждан.

В то же время, упрочение законности выступает важнейшим средством повышения культуры общества, в том числе и правовой культуры.

Законность и правопорядок

Правопорядок – это система отношений, основанных на точном, полном и строгом соблюдении правовых норм. Это означает, что все субъекты общественных отношений сообразуют своё поведение с требованиями правовых норм. Правопорядок является необходимым условием нормальной жизни общества и образуется в процессе реализации норм права.

Понятия законности и правопорядка взаимосвязаны между собой как причина и следствие. Правопорядок складывается на основе законности, это результат осуществления принципов законности, реализация законности в общественной жизни. Именно правопорядок в первую очередь представляет собой юридическую цель правового регулирования.

Основой правопорядка является законность, т. е. правопослушное поведение государственных органов, должностных лиц, граждан и их организаций.

Предметная сторона законности и правопорядка отражает то, что должно соответствовать правовым требованиям – это деятельность субъектов.

Субъектная сторона законности и правопорядка отражает состав субъектов, на которых распространяется обязанность соблюдать правовые предписания и право требовать такого соблюдения от других лиц. Большинство правоведов связывает понятие законности с деятельностью всех участников правоотношений. Однако существует и мнение, сужающее субъектный состав законности. Такое сужение приводит к формированию зон, не подвластных правовому регулированию, и в конечном итоге к развитию коррупции, складыванию семейных и других кланов, на которые не распространяются требования правовых норм. Такой подход отвергает идею всеобщности права, равенства всех перед законом, что не способствует поддержанию правопорядка в обществе.

Нормативная сторона законности и правопорядка отражает круг правовых предписаний, обязательных для исполнения. Она определяется характером и содержанием правовых норм. Здесь тоже существуют различные мнения, обусловленные различным подходом к пониманию законодательства.

Законность и правопорядок обеспечивают решение таких важнейших задач:

Проведение экономических реформ;

Формирование гражданского общества и правового государства;

Эффективное функционирование элементов политической системы общества;

Гарантии соблюдения прав, свобод и законных интересов личности;

Четкое функционирование государственного механизма;

Борьба с преступностью.

Сами по себе правовые нормы являются предпосылками законности. В противном случае может возникнуть иллюзия, что укрепление законности может быть достигнуто только за счет совершенствования законодательства. Необходим механизм, обеспечивающий переход от правовой возможности к правовой действительности.

Определяющее влияние законности на существование правопорядка проявляется в следующих её практических аспектах:

2. Компетенциональный аспект как проверка совершения действий субъектов права в пределах их компетенции (правосубъектности).

3. Процессуально-процедурный аспект как проверка совершения актов и действий субъектов права в соответствии с установленным порядком.

4. Аспект соблюдения правотворческой, в т. ч. законодательной, техники в выражении содержания правовых актов.

Понятие законности в юридической литературе используется в нескольких смыслах: как метод государственного руководства обществом, основанный на всеобщем соблюдении правовых предписаний, как принцип деятельности государственных институтов, как режим общественной жизни. Но наиболее общепринято следующее понимание: законность – точное, строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение всеми субъектами правоотношений действующих на территории государства правовых актов.

Законность является идеальной формой правоотношений, т.к. соблюдать нормы права должны все без исключения. В действительности же имеет место немало нарушений законности – отнюдь не все правовые нормы и не всеми субъектами соблюдаются и исполняются.

Основным носителем законности является деятельность, поведение людей. Но через нее свойство законности, т.е. соответствия праву приобретают и иные объекты – нормативные и правоприменительные акты, различные документы, отношения людей и др.

Для законности необходимы две стороны:

б) формальная – это их выполнение, так как только наличия даже самых совершенных законов будет недостаточно.

Субъектами законности являются все участники общественных отношений, а именно: государство и его органы; общественные и иные организации; трудовые коллективы; должностные лица; граждане.

Объектом законности является поведение юридически обязанных лиц, их сознание, воля и поступки.

Законность является наиболее яркой характеристикой эффективности процесса построения правового государства.

Законность непосредственно зависит от социально-нравственных и государственно-правовых процессов, что позволяет поставить вопрос о ее юридической основе. Дать на него однозначный ответ сложно, так как он затрагивает самостоятельную проблему соотношения права и законодательства.

К структурным элементам законности относятся:

цель – достижение строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми участниками общественных отношений норм права;

взгляды и принципы – содержание и теоретико-мировоззренческая основа законности;

система средств, приемов и условий, с помощью которых происходит осуществление идеи и начал законности;

мотивированная деятельность человека – связующий элемент законности, определяющий ее социальную природу;

критерии оценки поведения субъектов общественных отношений –действующее законодательство;

юридическая основа законности – право и правомерное поведение участников отношений.

Можно выделить следующие основные свойства законности:

во-первых, ее причинно-следственную зависимость от социально-нравственных и государственно-правовых процессов;

во-вторых, общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений;

в-третьих , высокую степень абстракции и системности, что объясняется совокупностью обобщаемых этой категорией политико-правовых явлений;

в-четвертых , объективность как следствие вышеперечисленных черт законности.

Выделяют следующие принципы законности :

- Единство законности – установление единообразного понимания законов и подзаконных актов, их толкования и применения; соблюдение единых, установленных для всего государства нормативных актов; единство и непротиворечивость правовой системы государства.

- Всеобщность законности – в государстве не должно быть органов и должностных лиц, исключенных из сферы законности, из-под влияния права; законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем без исключения.

- Верховенство закона – законы имеют высшую юридическую силу по отношению к другим нормативным и индивидуальным правовым актам. Этот принцип понимается как подчиненность закону и всех нормативных актов, и всех актов реализации права (применения, соблюдения, исполнения и использования), и всех иных объектов. Только в этих условиях принцип верховенства закона становится универсальным, пронизывающим всю ткань общества. - Целесообразность законности – выбор строго в рамках закона наиболее оптимальных, отвечающих целям и задачам общества вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деятельности, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, обход закона под предлогом целесообразности. Критерием оценки законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.

- Реальность законности – это достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.

В историческом аспекте установить точное время возникновения законности так же трудно, как и определить «возраст» человека, государства и права, все они находятся между собой в теснейшей причинно-следственной взаимозависимости и взаимообусловленности.

Поэтому и в отечественной литературе мнения ученых по данному вопросу разделились. Одни считают, что законность свойственна любому классовому обществу, другие – связывают ее возникновение с демократией.

Режим законности, как представляется, неразрывно связан с демократией, в условиях которой признаются и реализуются в действительности принципы народовластия, равенства граждан, созданы условия для их участия в решении вопросов государственной и общественной жизни.

Можно сказать: законность – основа демократии, демократического режима общества. В условиях режима законности становятся реальными демократические права граждан, общественных движений и организаций, осуществляется принцип разделения властей, принцип всеобщего избирательного права, соблюдаются необходимые, основанные на законе, процедуры как в правотворческой, так и в правоприменительной практике.

“Законность, – отмечает В.Н.Кудрявцев, – не только формальный принцип права, но и содержательная категория, отражающая демократическое существо общественного строя”. Действительно, связь права, законности и демократии очевидна.

Законность - понятие многоплановое. Это и принцип деятельности государственных органов, и своеобразный политико-правовой режим общественной жизни, и требование строгого соблюдения законов.

Под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с помощью законов. Нельзя отождествлять законность ни с деятельностью людей, ни с их правомерными поступками, ни с их отношениями, развивающимися на основании законов. Тем самым мы будем отождествлять законность с правовым порядком.

Законность - это совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: точное и неуклонное соблюдение законов всеми, кому они адресованы; соблюдение иерархии законов и иных нормативных актов; никто не может отменить закон, кроме органа, который его издал. Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность, по которой можно судить о состоянии режима законности.

Требования, составляющие законность, могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Если они только провозглашаются, но не выполняются, то законность будет формальной. Если требования законности на практике осуществляются, то законность реальная.

Существует определенная взаимосвязь государства и законности, что особенно очевидно в органическом соединении режима законности с демократией, с деятельностью правового государства. В таком государстве главенствуют законодательные органы, а все люди видят свое назначение в проведении законов в жизнь.

Законность как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой образ взаимоотношений органов государства с населением, при котором поведение строится на основе закона, обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне, а юридическая обязанность за неисполнение следует неотвратимо, незаьисимо от положения властвующего или подчиненного субъекта. Связь законности с демократией состоит в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение в жизнь законов проходит под контролем народа. Законность, в свою очередь, служит утверждению демократии, т.к. охраняет демократические права граждан и их объединений, обеспечивает приоритетное значение парламентских актов.

Для понимания законности как неотъемлемого качества правовой системы в целом, особого состояния общественной и государственной жизни, режима функционирования правового государства существенное значение имеет содержательная характеристика самих норм права. Содержание законности составляет не само наличное законодательство (пусть даже совершенное с точки зрения законодательной техники), а такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса.

Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. Нарушением законности является принятие ведомственного акта (приказа, инструкции, положения и т.п.), про тиворечащего закону. Законность есть исполнение именно закона как высшего акта, принятого представительным органом государственной власти. Из этого тезиса вытекает и необходимость соблюдения и исполнения подзаконных актов, соответствующих законам, изданным на основе закона, в соответствии с законом и во исполнение закона.

Система охраны (защиты) законности включает выявление нарушений права и закона в правотворчестве и в правоприменении, их немедленное пресечение, приведение в действие средств защиты права и закона и восстановления права и правопорядка, привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях права и закона.

В качестве принципов законности можно назвать следующие идеи: всеобщность, единство, верховенство закона, недопустимость противопоставления законности, целесообразности и справедливости.

Всеобщность законности предполагает обязательность требования неукоснительного подчинения правовым нормам всех субъектов права: граждан, организаций, органов государства.

Единство законности означает, что, несмотря на некоторые местные особенности, должно быть одинаковое, единообразное понимание нормативных предписаний.

Верховенство закона предполагает соответствие законам всех подзаконных нормативных правовых и правоприменительных актов.

Единство законности, целесообразности и справедливости должно закладываться в содержание нормативных правовых актов в процессе их создания.

Можно выделить основные свойства законности:

  • общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений;
  • причинно-следственная зависимость от социальнонравственных и государственных процессов;
  • высокая степень абстрактности и системности, что объясняется совокупностью обобщаемых этой категорией политико-правовых явлений;
  • объективность как следствие перечисленных выше черт.

Несмотря на длительное использование в юридической науке понятия «законность », за ним не закрепилось однозначного понимания. Целостный анализ понятия «законность» требует его отделения от категории «реализация права ». Если реализация права представляет собой деятельность по претворению в жизнь требований норм права , то законность выражает степень соответствия этой деятельности закону .

Понятие «законность» является комплексной категорией, раскрытие которой возможно в рамках системного подхода. В контексте системного анализа законность характеризует все проявления права в обществе , результатом которых является урегулированность общественных отношений в целом на основе социальной справедливости и верховенства прав человека . Урегулированность общественных отношений означает состояние их соответствия праву, иначе говоря, их правомерность. В ней выражается позитивное отношение общества к праву, которое проявляется: во всеобщем уважении к закону и обязательном его исполнении всеми субъектами права ; в реальных гарантиях прав и свобод человека и гражданина , их защиты от любого произвола. В этом случае законность можно определить как режим общественно-политической жизни, основанный на правовом характере ее организации и выражающийся в требовании точного, строгого и неукоснительного соблюдения и исполнения действующих правовых актов всеми органами государства , должностными лицами и гражданами. Сущность законности состоит в добросовестном и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами права действующих законов, которое и обеспечивает состояние правомерности общественных отношений.

Во-первых, оно может возникать только на основе общеобязательности права, которое состоит в соответствии поведения субъектов права предписаниям правовых норм. Правомерное поведение всех участников правоотношений должно опираться на идеи законности, осознание преимущества, выгодности, полезности законосообразного поведения, при котором не будут ущемляться права и законные интересы граждан.

Во-вторых, средства и методы реализации идеи законности должны носить правовой характер. Установление режима законности как состояния: правомерности общественных отношений, т.е. их полного соответствия праву, связано с деятельностью государства , которое само должно рассматривать законность как принцип деятельности государственных органов и должностных лиц. В этом смысле беззаконие и произвол, принятие волюнтаристских решений должны быть исключены из деятельности должностных лиц.

Вышеперечисленные элементы содержания законности выступают в качестве необходимого условия нормального функционирования общества и государства. Законность как режим общественной жизни, состоящий в требовании точного и неукоснительного соблюдения всеми субъектами права законов, воплощена в гражданском обществе . Именно здесь идея законности опирается на всеобщность права, реальную гарантированность прав и свобод личности .

Принципы, требования и функции законности

2. Принцип единства законности, означающий единообразное понимание и применение законов на всей территории государства . Особенно данное правило актуально для федеративных государств, в том числе и для России, где существуют несоответствия и противоречия законодательств субъектов федеральному праву , и прежде всего Конституции РФ .

3. Принцип всеобщности законности, предполагающий, что требования закона распространяются на всех субъектов права без какого-либо исключения. Правовые предписания должны выполнять как отдельные граждане , их объединения, так и органы государства , должностные лица. Соблюдение данного принципа чрезвычайно важно как одно из условий борьбы с произволом, коррупцией.

4. Принцип гарантированности основных прав и свобод человека , состоящий в необходимости обеспечения приоритета прав индивида и их гарантиях со стороны государства. Реализация данного принципа позволяет определить пределы вмешательства государства в частную жизнь, найти разумное сочетание индивидуальных и общественных интересов.

5. Принцип целесообразности, раскрывающий, как соотносятся цели и средства их реализации в деятельности государства. Невозможно обеспечивать осуществление даже самых благородных целей путем ущемления и отчуждения прав человека .

6. Принцип неотвратимости наказе ним, означающий, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении лица должны понести справедливое наказание .

Принципы законности выражаются в системе требований, которые предъявляются ко всем субъектам права. В зависимости от субъектов правоотношений требования могут быть двух видов: 1) требования, обращенные к органам государственной власти и должностным лицам, и 2) требования, адресованные гражданам и организациям. Следовательно, требования законности — это правовые предписания, обращенные к органам власти и гражданам, исполнение которых делает издаваемые акты и действия законными. Они вытекают из принципов законности и определяют направления их реализации. Так, например, принцип верховенства закона порождает ряд требований: 1) все законы и иные нормативные акты должны соответствовать Конституции как основному закону государства; 2) все подзаконные акты не должны противоречить законам и должны приниматься в строго установленном законом порядке и форме; 3) правоприменительные акты, как и правоприменительная деятельность органов государства, должны соответствовать законам и изданным в соответствии с ними подзаконным актам.

В то же время принцип всеобщности законности предписывает: 1) равенство всех перед законом, т.е. наличие равных прав и обязанностей у каждого, независимо от социального положения, занимаемой должности, расы, пола; 2) равную защищенность всех и каждого; 3) одинаковые гарантии от злоупотреблений со стороны должностных лиц и органов государственной власти .

Роль и значение законности выражаются в тех функциях, которые она выполняет в обществе :

  1. законность как метод государственного руководства обществом и принцип деятельности всех субъектов права обеспечивает эффективность механизма правового регулирования ;
  2. законность формирует условия для создания законодательства, отвечающего объективной природе общественных отношений, целям социального прогресса, идеям свободы, гуманизма и справедливости;
  3. законность как режим общественной жизни позволяет создать условия неукоснительной реализации прав и свобод путем установления материальных, организационных и юридических мер, гарантирующих их защиту.

Кроме того, законность требует надлежащего и эффективного применения норм права , не терпящего волокиты, бюрократизма, ущемления прав и свобод индивидов.

Гарантии законности

Правопорядок органично связан с законностью , поскольку является результатом осуществления законности и действия права , т.е. реализации требований норм права, их соблюдения и исполнения всеми и каждым в отдельности. В свою очередь, законность выступает условием установления правопорядка.

Правопорядок отражает степень фактической упорядоченности общественных отношений. Эта упорядоченность возникает на основе реализации норм права , является итогом правового регулирования взаимодействий между людьми. При этом правопорядок является одновременно и целью правового регулирования, и его результатом, который обеспечивается государством . Таким образом, правопорядок — это состояние фактической упорядоченно-- сти и организованности общественной жизни, основанных на праве и законности.

Однако в юридической науке понятие «правопорядок» иногда интерпретируется достаточно узко, лишь как следствие реализации законности. Несмотря на свой основополагающий характер, принцип законности не исчерпывает всей системы правовых средств, которыми обеспечивается правомерное поведение участников правоотношений . Правовой порядок общества в противоположность анархии, хаосу является сложной социально-правовой категорией. В нем тесно переплетены элементы правового и неправового характера, государственного и общесоциального содержания, интересы социальных групп, индивидов и общества в целом.

Правопорядок следует рассматривать как комплексное образование, имеющее системный характер. Как системное образование правопорядок состоит из множества взаимодействующих элементов, связанных между собой отношениями взаимозависимости и взаимовлияния. К ним относятся:

  1. субъекты (участники) правопорядка с их различной функциональной нагрузкой, иерархической соподчиненностью и разнообразными свойствами, качествами;
  2. совокупность актов реализации права с их разнообразными качественными характеристиками;
  3. все отношения и связи между участниками, их свойствами, корреляционные связи прав, свобод и обязанностей, ответственности;
  4. урегулированное, упорядоченное взаимодействие названных элементов, образующих единый слаженный организм.

Правопорядок как система является составной частью системы более высокого уровня — общественного порядка. Общественный порядок представляет собой состояние упорядоченности и организованности всей системы общественных отношений, основанных на реализации норм морали , обычаев , традиций, стереотипов. Реализация требований этих социальных норм обеспечивается силой общественного мнения, осознанием целесообразности и необходимости их выполнения. Однако степень упорядоченности всей системы общественных отношений наряду с другими факторами (экономическими, психологическими, социальными и культурными) во многом определяется состоянием правопорядка. В иных случаях одна лишь возможность применения государственного принуждения является лучшим средством против действий хулигана, террориста.

В качестве составного элемента общественный порядок включает в себя государственную дисциплину — установленный государством порядок, согласно которому все государственные органы, предприятия , организации, должностные лица и граждане должны своевременно и точно выполнять возложенные на них функции. Состояние упорядоченности общественных отношений возможно лишь тогда, когда в повседневной жизни, на работе люди сообразуют свои действия с требованиями дисциплины, т.е. с порядком поведения людей, сложившимся в обществе на основе норм права, традиций и морали, требований той или иной организации.

В связи с этим правовой порядок общества следует отличать от общественного порядка в целом. Подобное отличие возможно провести при помощи признаков, свойственных правопорядку:

  1. правопорядок есть состояние упорядоченности общественных отношений, предусмотренное нормами права;
  2. правопорядок — это результат реализации юридических норм, проведение в жизнь принципа законности;
  3. содержанием правопорядка является такая упорядоченность социальных отношений, которая выражается только в правомерном поведении их участников, совершаемом в пределах правовых отношений;
  4. пределы правового порядка обусловлены содержанием конкретного вида правовых отношений;
  5. правопорядок обеспечивается государством.

Правопорядок — комплексное образование, имеющее сложную структуру, которая включает следующие элементы.

Первый компонент - нормативно-юридическая основа правопорядка, которую составляют право и законность. Нормативно-правовые акты определяют состав участников правоотношений, методы регулирования поведения людей, процедуры их взаимодействия, требования, предъявляемые к участникам правоотношений. Акты, упорядочивающие отношения субъектов права , различны по своей характеристике. Они могут быть общего и отраслевого характера, оформленными и неоформленными, рассчитанными на постоянное длительное действие и кратковременными, разовыми. Среди них выделяют законы и нормативные акты отраслевого, процессуального характера, распорядки, регламенты, правовые обычаи и традиции, протоколы и т.п.

Второй компонент — правовая структура общества, представляет собой совокупность участников правоотношений, наделенных субъективными правами и юридическими обязанностями, закрепленными в официальных актах государства. Правовая структура состоит из субъектов права, среди которых выделяют:

  1. государство, его органы, организации, учреждения;
  2. негосударственные образования и объединения;
  3. граждан (участников правоотношений).

Все субъекты права наделены компетенцией, полномочиями, правовым статусом, функциями, которые закреплены в конституции , органических законах, уставах, договорах .

К реальному и потенциальному (например, организации, которая в ближайшее время будет зарегистрирована в качестве юридического лица) участнику правопорядка должны быть предъявлены определенные требования:

  1. ими могут быть признанные субъекты права;
  2. акт признания должен иметь официальное оформление в конституционных законах;
  3. каждый участник должен иметь четко определенное правовое состояние и программу поведения, что определяется его правовым статусом.

Правовая структура современного российского общества включает в себя следующие элементы:

  1. Россию как целое и субъекты Федерации, все законодательные, исполнительные и судебные органы Федерации и ее субъектов;
  2. Президента и ему подчиненные структуры, Правительство , органы власти , государственные организации, учреждения и предприятия;
  3. негосударственные организации, учреждения и предприятия (ассоциации, компании, товарищества, банки и пр.);
  4. общественные организации и движения, иные постоянные объединения людей;
  5. граждан России, иностранцев и лиц без гражданства .

Третий компонент - правомерное поведение, совершаемое субъектами права в пределах правоотношений, как фактический результат действия права и реализации идей и принципов законности. Правомерное поведение представляет собой юридическое содержание правопорядка.

В зависимости от характера регулируемых отношений, их масштаба и сложности правопорядок может подразделяться на различные виды:

  • по масштабности — правопорядок страны, Федерации, субъектов Федерации, других структур — региона, города, организации и др.;
  • по объему и значимости — общий, отраслевой, специальный;
  • по характеру отношений — конституционный, судебный, административный, финансовый и т.д.;
  • по сложности — сложный, упрощенный, элементарный;
  • по степени оформленности — оформленный и неоформленный (воплощение в жизнь правовых обычаев, традиций, обыкновений, моральных принципов и др.).

Принципы правопорядка

Однако совершенно очевидно, что без государства обеспечить правопорядок невозможно. Поэтому среди принципов, т.е. основополагающих идей и начал, на которых основывается правопорядок, следует выделить:

  • принцип конституционности, означающий, что правопорядок подчинен конституции , обеспечивает ее реализацию и все требования конституции находят в нем конкретное выражение. В этой связи обычно говорят о конституционном государственном порядке. Конституционные установки определяют основные параметры содержания и формы взаимоотношений государства, общества и граждан , в основе которых лежит верховенство прав и свобод личности . Высшее проявление данного требования происходит тогда, когда фактическая конституция общества и основной закон страны (юридическая конституция) сливаются в установленном порядке жизни;
  • принцип государственной гарантированности стабильности и упорядоченности общественных отношений, состоящий в том, что существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений;
  • принцип устойчивости, означающий стабильность общественных отношений, форм социальных связей, в рамках которых осуществляется правомерное поведение индивидов, групп. Попытки нарушить эту устойчивость пресекаются государством и его органами;
  • принцип организованности, предполагающий, что правопорядок возникает лишь при организующей роли государства. Даже несмотря на высокий уровень культуры конкретного общества, правопорядок не возникает стихийно, поскольку различия в интересах и материальном положении людей порождают различные представления о разумной организации жизни общества. Все эти представления государство согласовывает путем принятия правовых норм ;
  • принцип формальной определенности, показывающий, что правопорядок связан с правом и возникает на основе четких правовых предписаний, формально закрепленных в законах и иных нормативно-правовых актах государства. Эти предписания обязательны для всех граждан, должностных лиц, государственных органов ;
  • принцип системности, подразумевающий, что реальные правоотношения , сложившиеся в обществе, не являются единичными и разрозненными действиями субъектов права , а представляют собой систему отношений. Эта система характеризуется иерархичностью, непротиворечивостью, взаимозависимостью составляющих ее элементов. Целостность правовым отношениям придают правовые принципы, зафиксированные в конституции, сложившиеся экономические отношения, уровень правовой культуры и, конечно же, единство государственной власти на территории государства, являющейся гарантом этой целостности.

Правопорядок и демократия

Это оказывается возможным лишь в условиях демократического государства, которое и является наиболее адекватной формой реализации правопорядка. Это обусловлено тем, что главный принцип формирования и функционирования демократической системы власти состоит в недопущении узурпации власти через ее концентрацию в одних руках. Поэтому основное отличие демократических режимов от недемократических заключается в том, что при демократической организации властных структур и отношений осуществляется децентрализация власти, ее разделение на различные ветви (законодательную, исполнительную и судебную). Каждая из них самостоятельна, независима, исполняет присущие ей функции, которые институционально рассредоточены, что, однако, не означает состояния безвластия или «многовластия».

Не менее значимыми являются демократические принципы осуществления власти: прямые и представительные формы участия граждан в политической жизни, взаимная обусловленность свободы и ответственности, обеспечение интересов большинства и прав меньшинства на свою позицию, верховенство закона , гласность, плюрализм, право отзыва избранных представителей и т.д.

Большое значение в демократических системах власти имеют демократические процедуры. Среди наиболее важных процедур, характеризующих демократические режимы, необходимо отметить:

  1. выборы (честные, соревновательные, свободные, регулярные);
  2. голосование (прямое, равное, тайное);
  3. референдумы , в проведении которых особенно важными являются корректная постановка вопросов и механизм реализации результатов;
  4. оппонирование и состязательность при решении политических вопросов;
  5. делегирование полномочий; 6) изучение и учет общественного мнения;
  6. общенародное обсуждение важнейших общественных вопросов.

Правопорядок в условиях демократического государства характеризуется рядом отличительных признаков:

  1. высокой степенью гарантированности прав и свобод человека ;
  2. широким спектром правовых средств, который может использовать каждый человек для защиты своих достоинства, неприкосновенности и безопасности;
  3. развитой независимой судебной системой .

В демократическом государстве власть связана правом, которое исключает произвол государства и обеспечивает права и свободы личности . Однако это не отрицает возможности использования принуждения при защите прав и свобод, в борьбе с преступностью . В демократическом обществе правоохранительные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях. При этом они всегда должны действовать только законными средствами и на основании закона. Следовательно, демократическое государство подчинено закону, но одновременно требует законопослушания от всех граждан.

Таким образом, правопорядок и демократия взаимосвязаны и взаимозависимы. С одной стороны, правопорядок является условием развития демократии, средством гарантированности прав и законных интересов. С другой стороны, лишь демократическое государство выступает той юридической формой, в рамках которой возможно реальное воплощение идеи верховенства прав человека, принципов справедливости и гуманизма, их гарантированности и защиты со стороны государства, взаимной ответственности государства и личности перед законом. При этом фактическое состояние упорядоченности общественных отношений достигается благодаря высокой правовой культуре гражданского общества , зрелости его интересов.