Понятия признаки произведений науки литературы и искусства. Случаи свободного использования произведений науки, литературы и искусства. Произведения изобразительного и декоративного искусства

В широком смысле понятие авторское право представляет собой совокупность норм гражданского и иных отраслей права, которые регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Применительно к конкретным лицам определение авторское право понимается как совокупность принадлежащих автору (физическому лицу) имущественных и личных неимущественных (духовных) прав в отношении созданного им творческим трудом произведения науки, литературы и искусства, обладающим новизной и оригинальностью.

Произведения, отнесенные ст. 1259 ГК РФ к объектам авторских прав:

  • Произведения науки, литературы и искусства;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • другие произведения.

Указанный перечень, безусловно, не является исчерпывающим. К объектам авторского права могут быть отнесены и иные виды произведений науки, литературы и искусства при условии соответствия требованию закона: быть результатом творческой деятельности, выраженным в какой-либо объективной форме.

  • Научное произведение - произведение интеллектуальной деятельности, в котором рассматриваются оригинальные научные мысли, ранее неизвестные процессы современной жизни.
  • Научными произведениями являются научно-техническая документация, описание научно-исследовательской работы, конструкторская, технологическая, строительная документация, различные научные брошюры, журналы и т.д.
  • лекции, доклады и др.

В настоящее время возрастает интерес к фотографическим произведениям. Фотографии бывают художественными и научно-техническими. Художественные фотографии относятся к произведениям искусства. Фотографии, сделанные для целей геологии, географии, рентгеновские снимки по своим особенностям близки к научным произведениям.

  • литературные произведения, научные труды , включая программы для ЭВМ и базы данных , которые охраняются как литературные произведения;
  • производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
  • составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Авторское право на произведение возникает у его создателя в силу самого факта создания и для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

латинской буквы © в окружности;

имени или наименования правообладателя;

Депонирование (передача на хранение) - особый метод публикации научных работ (отдельных статей, обзоров, монографий, сборников научных трудов, материалов научных мероприятий - конференций, симпозиумов, съездов, семинаров) узкоспециального профиля, разрешенных в установленном порядке к открытому опубликованию, которые нецелесообразно издавать полиграфическим способом печати, а также работ широкого профиля, срочная информация о которых необходима для утверждения их приоритета.

Депонирование предусматривает прием, учет, регистрацию, хранение научных работ и обязательное размещение информации о них в специальных информационных изданиях.

Назначение депонирования:

· Доведение информации до широкого круга специалистов путем публикации реферата депонированной рукописи;

· Публикация произведения;

· Хранение оригинала произведения.

Российское Авторское Общество (РАО) - некоммерческая общественная организация, созданная авторами для реализации и охраны авторских прав в сфере интеллектуальной деятельности. Общество действует на основе принципов добровольного и равноправного членства и демократического самоуправления. РАО осуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации, в соответствии с Уставом РАО, зарегистрированном в Министерстве юстиции РФ 30 сентября 1993 г.

Главные задачи РАО:

Управление имущественными правами авторов (их правопреемников) на коллективной основе в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведений путем механической, магнитной записи, репродуцирование, тиражирование произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в промышленности и другие случаи) на основе Договора о членстве в РАО;

Представительство законных интересов авторов (их правопреемников) в государственных и общественных органах и организациях, а также за рубежом в соответствии с соглашениями о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми обществами - партнерами РАО.

  • исключительное право на произведение;
  • право авторства;
  • право автора на имя;
  • право на неприкосновенность произведения;
  • право на обнародование произведение.
  • право на вознаграждение за использование служебного произведения;
  • право на отзыв;
  • право следования;
  • право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Основной источник: IV часть ГК РФ и ее статьи 1255-1302.

Произведения науки, литературы и искусства

Требования, предъявляемые к объектам авторского права, в России в значительной степени совпадают с понятиями "научная" и "научно-техническая продукция". Научная (научно-техническая) продукция представляет собой продукт научной (научно-технической) деятельности, в том числе результат интеллектуальной деятельности, содержащий новые знания или решения, зафиксированный на любом информационном носителе и предназначенный для реализации (Ст. 2 Закона РФ "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ).

Исходя из вида интеллектуальной творческой деятельности, произведения делятся на произведения науки, литературы и искусства.

  • Научное произведение - произведение интеллектуальной деятельности, в котором рассматриваются оригинальные научные мысли, ранее неизвестные процессы современной жизни.
  • Научными произведениями являются научно-техническая документация, описание научно-исследовательской работы, конструкторская, технологическая, строительная документация, различные научные брошюры, журналы и т.д.
  • Литературное произведение - продукт художественно-литературного творчества, выраженный в определенной форме, например, рассказы, повести, романы, сказки, дневники, частные письма, лекции, доклады и др.

Поскольку речь идет о регулировании действия авторских прав в научных организациях, мы будет говорить только о произведениях науки.

На произведения науки, являющиеся результатом творческой деятельности независимо от назначения и достоинства произведения, от способа его выражения распространяется авторское право. Автором произведения науки признается гражданин, творческим трудом которого оно создано.

Кроме того, произведение науки может быть создано не одним человеком, а целым коллективом.

Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Если произведение представляет собой неразрывное целое, ни один из соавторов не может без достаточных оснований запретить его использование. Если же часть такого произведения имеет самостоятельное значение и может быть использована независимо от других частей, автор данной части может применить ее по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

Перечень интеллектуальных прав на произведения науки содержит статья 1255 ГК РФ, согласно пункту 2 которой автору произведения науки принадлежат следующие права:

Исключительное (имущественное) право на произведение;

Право на неприкосновенность произведения;

Право на обнародование произведения.

Для научных организаций свойственным является создание произведений науки научными работниками в процессе выполнения ими трудовых обязанностей, и актуальными являются вопросы регулирования прав на созданные служебные произведения.

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не установлено иное.

Если работодатель - научная организация в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору.

Если работодатель в указанный выше срок, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора - судом.

Автору сборника , другого составного произведения, перевода, переделки, аранжировки или иной переработки принадлежат авторские права на указанные произведения в случае, если таковые являются результатом творческого труда (например, в отношении подбора или расположения материалов). Однако непременным условиям для всех случаев является соблюдение прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение, автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.

Авторское право лиц данной категории не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор, расположение, перевод и переработку тех же произведений (материалов) для создания своих переводов, составных произведений и прочее.

Издателю энциклопедий , энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежат исключительные права на использование таких изданий. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания.

Однако авторы произведений, включенных в составное произведение (издание) сохраняют свои исключительные права независимо от составного произведения (издания в целом), если иное не предусмотрено соответствующим лицензионным договором.


Требования, предъявляемые к объектам авторского права, в России в значительной степени совпадают с понятиями "научная" и "научно-техническая продукция". Научная (научно-техническая) продукция представляет собой продукт научной (научно-технической) деятельности, в том числе результат интеллектуальной деятельности, содержащий новые знания или решения, зафиксированный на любом информационном носителе и предназначенный для реализации (Ст. 2 Закона РФ "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ).

Исходя из вида интеллектуальной творческой деятельности, произведения делятся на произведения науки, литературы и искусства.

    Научное произведение - произведение интеллектуальной деятельности, в котором рассматриваются оригинальные научные мысли, ранее неизвестные процессы современной жизни.

    Научными произведениями являются научно-техническая документация, описание научно-исследовательской работы, конструкторская, технологическая, строительная документация, различные научные брошюры, журналы и т.д.

    Литературное произведение - продукт художественно-литературного творчества, выраженный в определенной форме, например, рассказы, повести, романы, сказки, дневники, частные письма, лекции, доклады и др.

Поскольку речь идет о регулировании действия авторских прав в научных организациях, мы будет говорить только о произведениях науки.

На произведения науки, являющиеся результатом творческой деятельности независимо от назначения и достоинства произведения, от способа его выражения распространяется авторское право. Автором произведения науки признается гражданин, творческим трудом которого оно создано.

Кроме того, произведение науки может быть создано не одним человеком, а целым коллективом.

Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Если произведение представляет собой неразрывное целое, ни один из соавторов не может без достаточных оснований запретить его использование. Если же часть такого произведения имеет самостоятельное значение и может быть использована независимо от других частей, автор данной части может применить ее по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

Перечень интеллектуальных прав на произведения науки содержит статья 1255 ГК РФ, согласно пункту 2 которой автору произведения науки принадлежат следующие права:

Исключительное (имущественное) право на произведение;

Право на неприкосновенность произведения;

Право на обнародование произведения.

Для научных организаций свойственным является создание произведений науки научными работниками в процессе выполнения ими трудовых обязанностей, и актуальными являются вопросы регулирования прав на созданные служебные произведения.

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не установлено иное.

Если работодатель - научная организация в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору.

Если работодатель в указанный выше срок, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора - судом.


Автору сборника , другого составного произведения, перевода, переделки, аранжировки или иной переработки принадлежат авторские права на указанные произведения в случае, если таковые являются результатом творческого труда (например, в отношении подбора или расположения материалов). Однако непременным условиям для всех случаев является соблюдение прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение, автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.

Авторское право лиц данной категории не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор, расположение, перевод и переработку тех же произведений (материалов) для создания своих переводов, составных произведений и прочее.

Издателю энциклопедий , энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежат исключительные права на использование таких изданий. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания.

Однако авторы произведений, включенных в составное произведение (издание) сохраняют свои исключительные права независимо от составного произведения (издания в целом), если иное не предусмотрено соответствующим лицензионным договором.

Имущественные права автора связаны с возможностями автора по использованию произведения. В настоящее время все эти возможности согласно п. 1 ст. 1270 ГК образуют некое единое исключительное право. Не останавливаясь вновь на критике данного законодательного решения, рассмотрим конкретные способы и формы использования произведений, которые предусмотрены законом. Для краткости и ясности они будут именоваться имущественными правами авторов*(174).

Прежде всего автор пользуется таким имущественным правом, как право на воспроизведение. Возможность воспроизведения творческого результата, достигнутого создателем произведения, другими лицами послужила одной из главных причин возникновения авторского права. Не случайно сам термин "авторское право" в английском языке звучит как "копирайт", что буквально означает право на копирование, воспроизведение.

Итак, право на воспроизведение есть право на повторное придание произведению объективной формы, допускающей его восприятие третьими лицами. Причем данное право ограничивается лишь повторным воспроизведением произведения в той или иной материальной форме, т.е. связано с его фиксацией на определенном материальном носителе. Публичное исполнение, передача в эфир и иные способы использования произведения, не связанные с повторной фиксацией произведения на материальном носителе, пусть даже ином, рассматриваются законом в качестве особых правомочий автора, лежащих за рамками воспроизведения.

Воспроизведением в точном смысле признается само изготовление копий произведения в любой материальной форме независимо от того, где и когда они будут выпущены в обращение и произойдет ли это вообще. Кроме того, для воспроизведения не требуется изготовления такого количества экземпляров произведения, которое удовлетворяло бы потребности публики. Им будет считаться изготовление нескольких или даже одной копии произведения.

Воспроизведением считается также запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, кроме случая когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения.

С правом воспроизведения тесно связано право доступа (ст. 1292 ГК). Сущность данного права заключается в том, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. Иными словами, художник или скульптор может делать копии со своего произведения, для чего собственник картины или скульптуры должен обеспечить доступ автора к произведению. При реализации данного права автор не должен создавать собственнику излишних неудобств, в частности он не может требовать доставки ему произведения.

Закон закрепляет за автором право на распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров. Как видим, закон связывает распространение только с теми произведениями, которые зафиксированы на материальном носителе. Это следует хотя бы из того, что продать можно лишь сам материальный носитель, на котором зафиксировано произведение, а не само произведение как таковое. Далее, если ранее считалось, что распространяться могут лишь экземпляры произведения (т.е. его копии), то ныне этим понятием охватывается и выпуск в гражданский оборот самого оригинала произведения. Наконец, право на распространение закон не связывает с пуском в гражданский оборот такого количества экземпляров произведения, которое удовлетворяло бы разумным потребностям публики. Для того чтобы произведение считалось распространенным, достаточно и нескольких экземпляров произведения и даже самого оригинала.

Закон не содержит исчерпывающего перечня способов распространения произведения, указывая лишь на продажу его оригинала или экземпляров. Помимо этого, они могут отчуждаться путем дарения, мены, внесения в уставный капитал хозяйственного общества и т.п.

К праву на распространение примыкают право на сдачу в прокат оригинала произведения или его экземпляров, а также право на их импорт в целях распространения, которые выделены в ст. 1270 ГК в качестве самостоятельных имущественных прав. Сдача в прокат - это предоставление оригинала или экземпляров произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды. Поскольку данный способ использования произведений предоставляет дополнительную возможность получения дохода от использования произведений, он согласно мировой практике относится к числу самостоятельных авторских правомочий, не покрываемых другими авторскими правами. Вместе с тем право на прокат не действует в отношении программы для ЭВМ, если только такая программа является основным объектом проката.

Закрепляя за автором право на импорт, закон предоставляет ему возможность осуществлять контроль за ввозом на территорию действия его авторских прав оригинала или экземпляров произведения, которые изготовлены за границей. Основанием для выделения права на импорт является территориальная ограниченность сферы действия авторских прав. Произведение, которое не охраняется на территории той или иной страны, может там свободно использоваться, в том числе воспроизводиться. Однако если экземпляры произведения будут доставлены в целях распространения в страну, на территории которой произведение охраняется, это будет нарушением авторских прав.

Право на импорт неразрывно связано с правом на распространение и в известной мере является его детализацией. Право контроля за импортом оригинала или экземпляров произведения предоставляется автору для того, чтобы он мог более эффективно осуществлять принадлежащее ему право на распространение. Обладая правом на импорт, автор может пресечь нарушение своего права на распространение уже на стадии подготовки его нарушения. Если же ввоз оригинала или экземпляров произведения не имеет цели их последующего распространения на территории, на которой произведение пользуется правовой охраной, то автор не может запретить их импорт (ввоз в личных целях, для показа на выставке и т.п.).

Следующими имущественными правами автора являются права на публичный показ и на публичное исполнение. Право на публичный показ реализуется в отношении произведений изобразительного искусства, а право на публичное исполнение - в отношении музыкальных, драматических, хореографических, литературных и некоторых других произведений.

Под показом произведения понимается демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств.

Исполнением произведения признается его представление посредством игры, декламации, пения, танца и т.п. как в живом исполнении, так и с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком).

Для обоих рассматриваемых прав характерен признак публичности, т.е. произведение должно демонстрироваться или представляться в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.

Передача произведения в эфир или по кабелю предполагает его доведение до сведения наиболее широкой аудитории, что, безусловно, затрагивает особый интерес автора. Указанный интерес охраняется посредством закрепления за автором прав на сообщение в эфир и на сообщение по кабелю.

Право на сообщение произведения в эфир как особое имущественное правомочие автора характеризуется следующими особенностями. Прежде всего, данному праву, как никакому другому, свойствен элемент публичности. Произведение доводится до всеобщего сведения посредством специальных радиосигналов (радиоволн), которые с помощью специальной аппаратуры могут восприниматься самой широкой аудиторией, особенно если такая передача осуществляется через спутник.

Далее, в эфир могут передаваться как уже обнародованные произведения, так и произведения, которые еще не обнародованы. Передачей в эфир признается и прямая трансляция произведения из места его показа или исполнения.

При сообщении произведения в эфир оно становится доступным для слухового или зрительного восприятия или того и другого одновременно независимо от его фактического восприятия публикой. Хотя для этого необходима специальная аппаратура, с помощью которой принимаются и преобразуются соответствующие сигналы, важно, что между передающей станцией и принимающей антенной нет никаких опосредующих звеньев в виде каких-либо материальных носителей, в частности аудио- и видеокассет, лазерных дисков и т.п.

К праву на сообщение в эфир близко примыкает право автора сообщать произведение для всеобщего сведения с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств. В основных чертах оно совпадает по содержанию с правом на сообщение в эфир. Иным является лишь сам технический метод доведения произведения до сведения публики: произведение передается с помощью сигналов, идущих по кабелю, проводам, оптическим волокнам или иным аналогичным средствам. Соответственно изменяется и состав потенциальных зрителей и слушателей - ими могут стать лица, являющиеся подписчиками (абонентами) соответствующих передающих телерадиоцентров. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия.

К имущественным правам авторов относится право на перевод или другую переработку произведения*(175). В субъективное право на перевод входит возможность автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами. На практике авторы довольно редко переводят произведение сами, поскольку эта работа требует особых знаний и навыков. Поэтому чаще всего право на перевод сводится к праву давать согласие на использование произведения в переводе. Запретить перевод произведения в целях личного использования автор не может ни фактически, ни юридически.

Свое согласие на перевод автор обычно выражает путем заключения договора с той организацией, которая намерена использовать его произведение в переводе. Данная организация принимает на себя обязанность обеспечить качественный перевод произведения, а также по просьбе автора представить ему перевод для ознакомления или одобрения.

Право на перевод признается за автором или его правопреемниками в течение всего срока охраны произведения. Оно не предусматривает возможности выдачи принудительной лицензии на перевод, которую можно вводить во внутреннее законодательство в соответствии со ст. V Всемирной конвенции об авторском праве.

Под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и т.п.). Переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных считаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык. Вместе с тем переработкой программы для ЭВМ или базы данных не признается ее адаптация, т.е. внесение изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя (подп. 1 п. 1 ст. 1280 ГК).

Создаваемые в результате творческой переработки произведения являются новыми объектами авторского права. Но их использование может осуществляться лишь с согласия авторов оригинальных произведений. Как правило, дача автором согласия на переработку означает и его согласие на использование созданного в результате переработки нового произведения. Однако автор может оставить за собой право на одобрение вновь созданного произведения как предварительное условие дачи согласия на его использование.

С появлением Интернета открылись новые широкие возможности для использования произведений, так как в случае помещения произведения в цифровую среду доступ к ним может получить любой пользователь глобальной сети. Поскольку эти возможности существенно затрагивают имущественные интересы авторов и иных правообладателей, возникла необходимость закрепления за ними особого имущественного права, которое позволяло бы контролировать размещение произведений в Интернете.

За последние годы под влиянием Договора ВОИС по авторскому праву 1996 г. в авторском законодательстве многих стран появились нормы, направленные на решение этой проблемы. В Российской Федерации соответствующие нормы были введены в Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" Федеральным законом от 20 июля 2004 г.*(176) Среди прочего, в Законе появилось новое субъективное авторское право - право на доведение до всеобщего сведения, т.е. право сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору. В ст. 1270 ГК данное право также присутствует, но сформулировано несколько иначе, а именно как право на доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору.

Помимо рассмотренных прав, авторы обладают и иными правами, связанными с использованием их произведений. Применительно к использованию произведений архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства и дизайна закон особо выделяет имущественное право авторов на практическую реализацию соответствующих проектов. Его сущность заключается в том, что всякое практическое воплощение в жизнь произведений архитектурной графики и пластики (эскизов, чертежей, планов, рисунков, макетов и т.п.) может осуществляться только с согласия их авторов. В принципе рассматриваемое право является разновидностью права на воспроизведение, поскольку полностью подпадает под его признаки. В результате практической реализации проекта меняется лишь тот материальный носитель, в котором воплощено произведение архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства или дизайна.

Использование архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект.

К правомочиям авторов соответствующих проектов отнесена возможность участия в реализации своего проекта, в том числе путем разработки документации на строительство, если иное не предусмотрено договором. Они также имеют право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта.

Авторы произведений изобразительного искусства обладают особым правом следования. Сущность данного права состоит в том, что в каждом случае публичной перепродажи соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (ст. 1293 ГК). Если раньше размер процентных отчислений, а также условия были установлены в самом законе*(177), то ныне они должны быть определены Правительством РФ.

Основной целью данного субъективного права является защита имущественных интересов авторов других произведений изобразительного искусства, которые зачастую, особенно в начале творческого пути, продают оригиналы своих произведений различного рода перекупщикам значительно дешевле их реальной стоимости. Право на получение части прибыли, выручаемой от перепродажи произведения при переходе его от одного владельца к другому, в известной мере компенсирует ту несправедливость, которая была допущена по отношению к автору вначале.

Помимо авторов произведений изобразительного искусства, правом следования пользуются также авторы рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений. Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.

К числу имущественных прав авторов законодательство и наука советского периода традиционно относили право на вознаграждение за использование произведения. Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" также признавал за авторами указанное право, хотя в общем перечне авторских правомочий оно прямо не было названо. Объяснялось это тем, что закон исходил из того, что автор вправе требовать выплаты ему вознаграждения за использование произведения в любой форме и любым способом. Иными словами, предполагалось, что каждое из уже рассмотренных правомочий неразрывно связано с правом автора на получение вознаграждения. В части четвертой Гражданского кодекса отражен такой же подход к праву на вознаграждение.

В отличие от других прав автора данное право носит не абсолютный, а относительный характер, т.е. действует по отношению к тем лицам, которые используют или собираются использовать произведение. В состав права на вознаграждение входит не только "голое" право требовать соответствующих выплат, но и возможность оговорить размер, порядок, срок и другие условия получения вознаграждения. Все эти вопросы решаются в авторских договорах, на основе которых и осуществляется использование произведений.

Вместе с тем закон выделяет несколько случаев, когда права авторов на получение вознаграждения лежат за пределами авторского договора.

Во-первых, правом на получение специального вознаграждения обладают авторы служебных произведений (ст. 1295 ГК). Как уже указывалось, исключительные права на использование служебных произведений принадлежат лицам, с которыми авторы состоят в трудовых отношениях (т.е. работодателям), если только в договорах между ними и авторами не предусмотрено иное. Если работодатель в трехлетний срок начнет использование служебного произведения, передаст исключительное право другому лицу или примет решение о сохранении служебного произведения в тайне, автор имеет право на вознаграждение. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора - судом.

Во-вторых, правом на вознаграждение обладают авторы произведений, созданных по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд (п. 5 ст. 1298 ГК), а также авторы программ и баз данных, созданных по заказу (п. 4 ст. 1296 ГК) или при выполнении договора подряда либо договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ (п. 3 ст. 1297 ГК).

Конечно, чаще всего в подобных случаях произведения создаются при выполнении авторами своих служебных обязанностей, в силу чего право на вознаграждение у них возникает на основании ст. 1295 ГК. Однако в тех случаях, когда созданные таким образом произведения не относятся к числу служебных, за их авторами признается право на получение особого вознаграждения.

В-третьих, вне авторского договора реализуется право на вознаграждение и тех авторов, которые передали свои полномочия на использование произведений организациям, управляющим имущественными правами на коллективной основе. Такие организации сами согласовывают с пользователями размер вознаграждения, осуществляют его сбор и распределяют его между обладателями авторских прав пропорционально объему фактического использования произведений.

В-четвертых, особый случай выплаты авторского вознаграждения предусматривает ст. 1245 ГК, посвященная воспроизведению фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. Распространение современной звуко- и видеозаписывающей аппаратуры создало возможности для простого и дешевого воспроизведения выпущенных в свет произведений. В условиях когда осуществление надлежащего контроля за этим процессом практически невозможно, Россия вслед за другими странами ввела еще в 1993 г. в свое законодательство правило, разрешающее воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, но с обязательной выплатой вознаграждения авторам, исполнителям и изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения. В свою очередь, изготовители оборудования и материальных носителей включают выплачиваемое ими вознаграждение в себестоимость выпускаемой ими продукции, что означает повышение ее цены для конкретных потребителей. Перечень оборудования и материальных носителей, а также размер и порядок сбора соответствующих средств утверждаются Правительством РФ.

Поскольку же какой-либо индивидуальный контроль за этой сферой невозможен, установлено, что сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях осуществляется аккредитованной организацией. В дальнейшем собранное вознаграждение распределяется между правообладателями в следующей пропорции: 40% - авторам, 30% - исполнителям, 30% - изготовителям фонограмм или аудиовизуальных произведений. Распределение вознаграждения между конкретными авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм или аудиовизуальных произведений осуществляется пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм или аудиовизуальных произведений. Порядок распределения вознаграждения и его выплаты устанавливается Правительством РФ.

Следует заметить, что правила о сборе и распределении между правообладателями указанного вознаграждения не применяются на практике уже более 15 лет.

В-пятых, закон предусматривает выплату специального вознаграждения композитору, являющемуся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю данного аудиовизуального произведения (п. 3 ст. 1263 ГК). По сравнению с Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" (ст. 13) данное право композиторов расширилось за счет того, что вознаграждение композиторам теперь должно выплачиваться не только при публичном исполнении, но и при передаче в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения.

Таковы основные права авторов творческих произведений. Как видим, они достаточно разнообразны и охраняют как личные, так и имущественные интересы создателей произведений. Вместе с тем права авторов в отношении созданных ими произведений не безграничны. Одним из принципов авторского права является сочетание интересов авторов с интересами общества в целом. Одним из наиболее ярких проявлений этого принципа является установление в законе случаев так называемого свободного использования авторских произведений.

Свободное использование произведения. Оно известно законодательству всех государств мира и прямо допускается международными конвенциями по авторскому праву. Особенностью советского авторского законодательства было то, что закрепленные им изъятия из сферы авторского права превышали все допустимые в цивилизованном обществе пределы. В частности, допускалась свободная переработка произведений; воспроизведение любых выпущенных в свет произведений в кино, на радио и на телевидении; воспроизведение любых материалов газетами и т.п. Наличие этих и некоторых других изъятий из сферы авторско-правовой охраны объяснялось различными причинами, но суть в конечном счете сводилась к оправданию их существования ссылками на особую социалистическую природу отношений автора и общества.

Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" ввел случаи свободного использования произведений в цивилизованные рамки, согласующиеся с международными стандартами. Часть четвертая Гражданского кодекса не внесла в эту область никаких принципиальных изменений. Прежде чем дать ограничениям авторских прав произведений краткую характеристику, отметим следующие общие положения.

Во-первых, изъятия из правил охраны касаются лишь правомерно обнародованных произведений. Если произведение еще не сделано автором доступным для всеобщего сведения или если это произошло без его согласия, оно может использоваться только с разрешения автора.

Во-вторых, изъятия из авторского права не затрагивают личных неимущественных правомочий авторов. Иными словами, при любом использовании произведений их создателям гарантируется охрана права авторства, права на имя и права на неприкосновенность произведения.

В-третьих, свободное использование произведений допускается лишь при условии, что этим не наносится ущерб их нормальному использованию и не ущемляются законные интересы авторов. При установлении конкретных изъятий из авторского права подчеркивается, что использование произведения возможно лишь в том объеме, который оправдан целью данного изъятия.

В-четвертых, установленные законом ограничения авторских прав носят исчерпывающий характер и не подлежат ни расширительному толкованию, ни дополнению подзаконными актами или судебной практикой.

Переходя к анализу конкретных изъятий из сферы авторского права, отметим, что многочисленные случаи таких изъятий можно объединить в пять относительно самостоятельных групп, которые включают близкие по целям случаи свободного использования произведения.

Первую из них образуют те виды свободного использования произведений, объединяющим признаком которых является необходимость обеспечения доступа к произведениям в целях свободного распространения информации. Сюда относятся: цитирование отрывков из произведений с научной, полемической, критической или информационной целью в объеме, оправданном целью цитирования (подп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК); использование произведений или отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью (подп. 2 п. 1 ст. 1274 ГК); воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю материалов, опубликованных в газетах и в прессе, сообщение в эфир или по кабелю опубликованных в газетах и журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не были специально запрещены автором (подп. 3 п. 1 ст. 1274 ГК); то же самое касается публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и т.п. в объеме, оправданном информационной целью (подп. 4 п. 1 ст. 1274 ГК); воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе освещения таких событий, в объеме, оправданном информационной целью (например, в ходе репортажа об открывшейся выставке или состоявшемся концерте) (подп. 5 п. 1 ст. 1274 ГК); предоставление библиотеками экземпляров произведений во временное безвозмездное пользование (при этом произведения, выраженные в цифровой форме, могут предоставляться во временное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности копирования этих произведений в цифровой форме (п. 2 ст. 1274 ГК)), воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю произведений архитектуры, изобразительного искусства, фотографии, которые постоянно расположены в местах, открытых для свободного посещения, если только такие произведения не становятся основным объектом данных видов использования (например, в кадр фильма, эпизоды которого сняты на улицах города, попало охраняемое архитектурное произведение) (ст. 1276 ГК).

Вторую группу изъятий из сферы авторского права составляют случаи свободного репродуцирования опубликованных произведений в единичных экземплярах без извлечения прибыли (ст. 1275 ГК). Это разрешается делать библиотекам и архивам для восстановления, замены утраченных и испорченных экземпляров и для предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим их по каким-либо причинам из своих фондов. Библиотеки и архивы могут также репродуцировать отдельные статьи и малообъемные произведения, которые опубликованы в сборниках, газетах и других периодических изданиях, а также короткие отрывки из письменных произведений, если это делается по запросам физических лиц в учебных или научных целях. То же самое вправе делать образовательные учреждения для проведения аудиторных занятий.

Третья группа случаев свободного использования произведений включает их использование в официальных и некоторых социально значимых целях. Так, допускается публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний (ст. 1277 ГК); разрешается воспроизведение произведения для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью (ст. 1278 ГК); возможно воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами (подп. 6 п. 1 ст. 1274 ГК).

Четвертая группа изъятий из сферы авторского права касается некоторых случаев использования программ для ЭВМ и баз данных, а также производства записей краткосрочного использования, осуществляемых организациями эфирного вещания. В частности, в соответствии со ст. 1280 ГК пользователь программы для ЭВМ или базы данных может осуществлять их адаптацию, т.е. вносить в них изменения в целях обеспечения функционирования программы или базы данных на конкретных технических средствах пользователя. Указанные действия должны быть обусловлены исключительно техническими причинами. Он вправе также осуществлять исправление явных ошибок, если это не запрещено договором с правообладателем. Далее, закон допускает изготовление копии программы для ЭВМ или базы данных для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра в случае его утраты или уничтожения.

Наконец, пользователь программы для ЭВМ вправе без согласия правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения декомпилировать программу для ЭВМ, т.е. воспроизвести и преобразовать объектный код в исходный текст или поручить иным лицам осуществить эти действия, если они необходимы для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной этим лицом программы для ЭВМ с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой, при соблюдении следующих условий, установленных п. 3 ст. 1280 ГК.

Что касается организаций эфирного вещания, то им разрешается делать запись краткосрочного пользования того произведения, в отношении которого организация получила право на сообщение его в эфир. Производство такой записи рассматривается как чисто технический прием, с одной стороны, обеспечивающий сохранность произведения, а с другой - облегчающий органам эфирного вещания составление графика своих передач. При этом организация обязана уничтожить такую запись в течение шести месяцев со дня ее изготовления, если более продолжительный срок не согласован с правообладателем или не установлен законом. Такая запись может быть сохранена без согласия правообладателя в государственных или муниципальных архивах, если она носит исключительно документальный характер.

Наконец, пятую группу случаев свободного использования произведений образует их использование исключительно в личных целях. Строго говоря, в данном случае вообще нет использования произведения в том смысле, какой в него вкладывается законодательством, т.е. использования с целью получения прямой или косвенной выгоды. Читая приобретенную книгу, слушая фонограмму или делая для себя перевод чужого произведения, лицо не использует произведение, а удовлетворяет с его помощью свои потребности. Такое "использование" невозможно ни проконтролировать, ни как-либо регламентировать.

Вместе с тем по прямому указанию ст. 1237 ГК даже в личных целях не могут использоваться произведения архитектуры в форме строительства зданий и аналогичных сооружений, воспроизводиться базы данных или существенные их части, а также программы для ЭВМ (кроме рассмотренных выше случаев), репродуцироваться книги (полностью) и нотные записи, записываться аудиовизуальные произведения при их публичном исполнении, а также воспроизводиться с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для домашнего использования, аудиовизуальные произведения.


В широком смысле понятие авторское право представляет собой совокупность норм гражданского и иных отраслей права, которые регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Применительно к конкретным лицам определение авторское право понимается как совокупность принадлежащих автору (физическому лицу) имущественных и личных неимущественных (духовных) прав в отношении созданного им творческим трудом произведения науки, литературы и искусства, обладающим новизной и оригинальностью.


Произведения, отнесенные ст. 1259 ГК РФ к объектам авторских прав:

    Произведения науки, литературы и искусства;

    драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

    хореографические произведения и пантомимы;

    музыкальные произведения с текстом или без текста;

    аудиовизуальные произведения;

    произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

    произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

    произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

    фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

    географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

    другие произведения.

Указанный перечень, безусловно, не является исчерпывающим. К объектам авторского права могут быть отнесены и иные виды произведений науки, литературы и искусства при условии соответствия требованию закона: быть результатом творческой деятельности, выраженным в какой-либо объективной форме.

Исходя из вида интеллектуальной творческой деятельности, произведения делятся на произведения науки, литературы и искусства.

    Научное произведение - произведение интеллектуальной деятельности, в котором рассматриваются оригинальные научные мысли, ранее неизвестные процессы современной жизни.

    Научными произведениями являются научно-техническая документация, описание научно-исследовательской работы, конструкторская, технологическая, строительная документация, различные научные брошюры, журналы и т.д.

    Литературное произведение - продукт художественно-литературного творчества, выраженный в определенной форме, например, рассказы, повести, романы, сказки, дневники, частные письма, лекции, доклады и др.

В настоящее время возрастает интерес к фотографическим произведениям. Фотографии бывают художественными и научно-техническими. Художественные фотографии относятся к произведениям искусства. Фотографии, сделанные для целей геологии, географии, рентгеновские снимки по своим особенностям близки к научным произведениям.


    литературные произведения, научные труды , включая программы для ЭВМ и базы данных , которые охраняются как литературные произведения;

    производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

    составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.


Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства,
Произведение – это система идей, мыслей и образов, выраженных в доступной для восприятия человеческими чувствами форме. Любое произведение должно отвечать двум критериям.
1. является результатом творческой деятельности.
2. быть выражено в объективной форме.
Отсутствие любого из названных критериев не позволяет говорить о наличии произведения как объекта авторского права. При этом объектом авторского права может служить как произведение в целом, так и его часть (включая его название), которая удовлетворяет названным критериям охраноспособности и может использоваться самостоятельно.
Критерии творческой деятельности
Творческой обычно считается умственная (мыслительная, духовная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием творчески самостоятельного результата науки, литературы или искусства. Такая деятельность иногда называется продуктивной, в отличие от репродуктивной, выражающейся в воспроизводстве готовых мыслей или образов по правилам формальной логики или иным известным правилам.
Поскольку творчество - субъективный критерий, то творческой по общему правилу признается любая умственная деятельность, и результат этой деятельности охраняется авторским правом, если не доказано, что он является следствием прямого копирования, "пиратства", плагиата, либо он вообще по закону не может являться объектом авторского права. То есть имеет место презумпция творческого характера как самой умственной деятельности, так и любого из ее результатов.
Трактовка творчества как акта самостоятельного создания произведения тем более оправданна, что для авторского права безразличны собственно научные, литературные или художественные качества произведения. Авторское право охраняет любые творчески самостоятельные произведения независимо от их назначения и достоинства.
Охраняемые авторским правом произведения именуются "оригинальными". Это означает уникальность результата, его принципиальную неповторимость при параллельном творчестве разных лиц.
Произведение будет рассматриваться в качестве творчески нового и в том случае, если по-новому выражены замысел и художественные образы. что имеет место при переработке повествовательного произведения в драматическое и наоборот. Наконец, новым произведение будет и в том случае, если используется чужое опубликованное произведение для создания нового творчески самостоятельного произведения.
При решении вопроса о том, является ли данное произведение объектом авторского права на практике может возникнуть вопрос о том, является ли данное произведение творчески самостоятельным. Установление указанного факта может быть осуществлено с помощью специальной экспертизы. При этом следует иметь в виду, что авторское право охраняет произведение как единое целое формы и содержания. Обособленное от формы содержание и в частности идею, тему, сюжет произведения оно не охраняет. Не охраняются также концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, предлагаемые решения, открытия, факты.
Закон также ничего не говорит о способах и критериях, пользуясь которыми можно определить является ли творческое начало в произведении достаточным для того, чтобы оно охранялось авторским правом. Практическое значение этот вопрос имеет в тех случаях, когда встает вопрос о правовой охране названий или заголовков, афоризмов, состоящих из нескольких, а иногда из одного слова.
В соответствии со сложившейся в России судебной практикой минимальное творческое начало в заголовке или названии, состоящем только из одного слова отсутствует и соответственно они авторским правом не охраняются. В остальных случаях вопрос решается в зависимости от конкретных обстоятельств. В информационном письме Президиума ВАС РФ от 27 сентября 1999 г. N 47 было подчеркнуто, что название произведения подлежит охране как объект авторского права в случае, если является результатом творческой деятельности автора (оригинальным) и может использоваться самостоятельно.
В ряде случаев произведение создается на основе уже существующих произведений (несамостоятельные произведения или производные). В отличие от оригинальных произведений, в которых все охраняемые элементы созданы самим автором, производные произведения
могут включать элементы уже существующих произведений. К ним относятся производные произведения, под которыми понимаются переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства. Вопрос о том, имеет ли место производное произведение решается в зависимости от того, был ли внесен достаточный творческий вклад в его создание. Так, если обработчик при создании производного произведения не заимствует элементы другого самостоятельного или производного произведения, то налицо создание нового произведения, которое однозначно будет охраняться авторским правом (пример, создание произведения "по мотивам"). Если же заимствование все же произошло, то вопрос о создании нового произведения будет решаться при наличии достаточного творческого начала. Таким образом, производные произведения будут охраняться авторским правом при наличии достаточного творческого начала и соблюдения авторских прав на оригинальное произведение.
Под признаки охраняемого авторским правом произведения попадают и интервью, хотя они прямо и не указаны в перечне охраняемых произведений. Так, творческое начало присутствует как в работе журналиста, так и интервьюируемого; журналист подбирает и формулирует вопросы, а интервьюируемый определяет содержание и форму вопросов, Таким образом, общими усилиями создается особый вид произведения, включающий две неразрывные части.
Каждое произведение обладает определенными достоинствами и назначением.
Достоинства произведения - это различные положительные характеристики, относящиеся к форме или содержанию произведения: актуальность темы, научная глубина и достоверность, художественное мастерство.
Назначение произведения - это предполагаемый или фактический метод его использования либо сфера его использования. Назначение произведения определяется автором или иным правообладателем.
Авторское право в одинаковой степени охраняет любые произведения, независимо от достоинств и назначения.

Объективная форма выражения произведения.

Это способ фиксации творческого замысла автора, при котором произведение доступно для восприятия человеческими чувствами.
письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.п.);
устная (публичное произнесение, исполнение и т.п.);
звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.п.);
объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.п.).
При этом под записью понимается фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществить их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение. К числу устных произведений обычно относят речи, в том числе судебные, доклады, лекции, проповеди.
В связи с объективной формой произведения следует подчеркнуть, что, как правило, эта форма выражается с помощью различных телесных, материальных носителей (бумаги, холста, камня, дискеты и т.п.). При этом на материальные носители может существовать и обычно существует чье-то право собственности или иное вещное право. Однако это не приводит к превращению систем научных понятий, литературных или художественных образов (т.е. идеальных результатов интеллектуальной деятельности) в материальные объекты.
Авторское право не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.
И естественно, "передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачу каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте". Исключение составляют только так называемые право доступа и право следования.,
Для признания произведения, выраженного в объективной форме, объектом авторского права не имеет значения также способ его выражения.