Порядок увольнения с военной службы. Основания и порядок увольнения военнослужащих Досрочное увольнение из вооруженных сил

Дисциплинарный Устав военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации регламентирует особый порядок приема на службу или увольнение с нее военнослужащих лиц. Кроме этого в отношении военнообязанных действует также и Федеральный Закон РФ, который называется .

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Прикрепляемые к этим основным законам приказы, инструкции и письма – все они призваны урегулировать вопросы в отношении тех или иных обстоятельств увольнения военнослужащего по его изъявленному желанию.

Как подать рапорт

Любое письменное обращение к своему командиру, начальнику или другому должностному лицу воинской части, которое занимается кадровыми вопросами, должно составляться в виде рапорта, а не заявления, какое фигурирует у гражданских лиц.

Требование такого плана четко прописано в ДУ ВС РФ, а также основывается на , Положения о воинской службе и ее порядке прохождения (утверждено Указом Президента РФ № 1237 от 16.09.1999г.).

Рапорт об увольнении по своему желанию составляется в свободной форме, потому как его типовой формы нет.

Но в тексте обязательно должны наличествовать уважительные причины, которые в дальнейшем обоснуют возникшее желание военнообязанного уволиться.

Основания, по которым точно согласятся отправить в увольнение военнообязанного служащего, прописываются в Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также в Положения о прохождении военной службы и ее порядке перечислены те весомые причины, по которым могут дать согласие на увольнение.

Если хотите, чтобы ваше собственное желание уволиться с военной службы было одобрено, тогда в рапорте укажите одну из следующих причин, которую легко будет доказать и проверить:

  1. Выслуга лет или увольнение по возрасту.
  2. Окончен срок службы по условиям контракта.
  3. Аттестационная комиссия признает подчиненного, подающим рапорт, не пригодным к службе по состоянию здоровья.
  4. В случае, когда имеют место основания для лишения званий военнослужащего.
  5. Когда военнообязанного приговорили через суд к лишению свободы.
  6. Другие основания, прописанные в закона об обязанностях и службе военных лиц.

Предельный возрастной порог для военнообязанного гражданина России, пребывающего на службе, является сорокапятилетний возраст, но при условии общего непрерывного трудового стажа в течение 25 лет, из которых военная служба должна составлять не менее 12 лет и шесть месяцев ( ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе»).

Для лиц, служащих в правоохранительных органах, выслуга лет составляет 20 лет стажа и более. В случае с лишением звания военного срабатывают те же основания для увольнения, что при лишении должности по Трудовому Кодексу в ТК РФ.

В рапорте указывается Ф.И.О. командира части, часть, затем персональные данные увольняющегося военного, ссылка на закона РФ о воинской службе.

К рапорту обязательно должны прилагаться копии документов или других материалов, которые доказывали бы вескость оснований для увольнения. Завершается документ датой, ниже указывается ваша должность или звание как военнослужащего и ваша подпись.

Порядок увольнения

Действия при увольнении:

  1. Рапорт следует подготовить в двух экземплярах. Документ составляется в произвольной форме, унифицированной формы его бланка нет. Обязательно укажите не меньше двух уважительных причин.
  2. Подавать такой документ нужно в строевую часть. На одном экземпляре документа ставится номер регистрации входящего документа сотрудником строевой части и дата приема этого документа, а на втором экземпляре – пишется то же самое, но только он оставляется в части, а первый – выдается на руки военнослужащему.
  3. Отказать в рассмотрении просьбы рапорта и вовсе его не принять, или принять с нарушениями делопроизводственных нормативов (не зарегистрировать документ как входящий) служащие части не имеют никакого права.
  4. Приняв ваш рапорт его обязаны рассмотреть в течение 30 суток, и дать вам письменный, документальный ответ. Такое требование прописано в законодательстве Вооруженных Сил РФ – Дисциплинарного Устава, где говорится о том, что обращения любого характера, по любой причине должны быть рассмотрены начальством.
  5. Аннулирования за сроком давности подачи рапорта в законе не обозначено. Если по истечении 30 дней вам ответ так и не пришел, то вы имеете полное право обжаловать в суде бездействие своего начальствующего органа. Кроме этого вы можете также обратиться к военному прокурору вашего гарнизона, где вы служите или же в прокуратуру по месту проживания вашего начальника, который уклоняется от выполнения своих обязанностей.

Обратите внимание, для чего нужны два экземпляра рапорта. В случае уклонения командира строевой части или учинения каких-либо препятствий военнослужащему в связи с подачей рапорта – все это можно обжаловать в суде.

Для суда основанием того, что вы, действительно подавали рапорт на увольнение на законных основаниях, будет служить именно тот экземпляр, который вам обязаны выдать на руки с реквизитами входящего документа.

Какие полагаются выплаты

Все выплаты начисляются в соответствии с тем ведомством, где военный служит, а также на основании той или иной причины.

Так, если увольнение происходит по возрастной выслуге лет, тогда будет назначена пенсия как военному пенсионеру.

Если же по другим основаниям – может быть назначено единовременное выходное пособие по закону – Федеральный закон РФ от 07.11.2011 г. и Приказа Минобороны РФ от 30.12.2011 г.

Размеры таких выплат зависят от срока службы:

  • 2 оклада для уволенных со службы, которая длилась менее 20 лет;
  • 7 окладов – более 20 лет воинской службы.
  • 1 оклад дополнительно может добавляться к основной выплате при наличии государственных наград за несение воинской службы.

Пособие выплачивается увольняющемуся военному, состоящему как на государственной службе, так и работавшему по контракту.

Помимо этого могут назначить различного рода премии, если были особые заслуги перед военной обороной, или просто поощрение в денежном выражении за добросовестное выполнение своих военных обязанностей.

Обычно такую премию могут выплатить в размере либо одного, двух или трех месячных окладов в дополнение к выходному пособию.

Особенности увольнения военнослужащего по контракту по собственному желанию

Контрактная служба подразумевает заключение между обеими сторонами – военнослужащим и его начальством – определенных обязательств, которые берется выполнять военнослужащий гражданин при определенных условиях, в том или ином объеме, соответственно закону.

Со своей стороны командование выполнять свои обязательства перед своим подчиненным. Разорвать такие отношения можно лишь на основании нарушений условий контракта, допущенных одной из сторон.

В той ситуации, когда служащий на контрактной основе в вооруженных силах страны хочет уволиться по собственному желанию, то ему для этого понадобятся уважительные причины.

Просто так контрактник уволиться не сможет, основывая текст своего рапорта лишь на одном только своем желании.

Наличие веских причин – это одно из условий Федерального закона в отношении военнообязанных граждан – п.6 ст. 51, а также Положения, говорящее про порядок прохождения воинской службы, которое утверждено президентским Указом № 1237 от 16.09.1999 года.

В этих правовых документах четко прописаны те основания, по которым увольняемый должен четко аргументировать свое желание окончить службу по своей инициативе.

Чтобы по закону могли уволить контрактника, необходимо проделать следующие шаги с выполнением определенных существенных условий:

  1. Просто так уйти со службы нельзя. Требует написать рапорт.
  2. Необходимо изъявить свое желание в письменной форме и выразить его в виде записи в рапорте о том, что ваше увольнение с военной службы по собственному желанию, по определенным уважительным причинам. Этим документом докладывается командиру ваше намерение.
  3. Составив рапорт в двух экземплярах проследите, чтобы принимавшая этот первичный документ сторона зарегистрировала его как входящий, завизировала номер, дату и подпись на обоих экземплярах и выдала вам на руки второй.
  4. Начальник подразделения, кадровая служба или командир строевой части обязаны принять ваш рапорт и рассмотреть его в 30-дневный срок.
  5. Для этого он должен предъявить этот документ аттестационной комиссии. К рапорту еще он может приложить сопутствующие документы, доказывающие вескую причину увольнения.
  6. Задача такой комиссии изучить все документы заслушать объяснения самого увольняющегося и прийти к заключению, что причины указанные в рапорте, действительно являются вескими (уважительными). Срок, который отводится комиссионному исследованию дела, составляет не более недели. При необходимости могут продлить рассмотрение вопроса еще на неделю, если нужна дополнительная проверка.
  7. Далее участники комиссии (военные юристы, командир части и его заместитель, другие командиры иных подразделений, военный врач) составляют протокол расследования, где четко указывается заключительный вывод по военнослужащему, желающему уволиться.
  8. Все документы по данному делу командир военнослужащего, уполномоченный увольнять своих подчиненных, обязан завизировать, утвердить своей подписью. Такое требование он должен выполнить на основании Инструкции, утвержденной Приказом МО РФ от 06.04.2002 г.

Решение аттестационной комиссии – это еще не окончательное решение об увольнение. Протокол заседания – это только лишь основание, которым должен руководствоваться командир, чтобы понять, как ему действовать далее в отношении своего подчиненного.

Именно за командиром, которому закон дает право увольнять сотрудников-военных, остается последнее решающее слово.

Основаниями для увольнения контрактника будут являться следующие причины:

  • плохое состояние здоровья;
  • семейные обстоятельства;
  • регулярные нарушения контрактных условий и обязанностей;
  • другие уважительные причины, которые подходят , или п. 6 ст. 51 ФЗ о военных обязанностях и порядке прохождения службы.

Вообще любой законодательный акт или правовые документы не говорят о том, что есть такая формулировка как «увольнение по контракту с военной службы по причине собственного желания» увольняющегося.

размер шрифта

УКАЗ Президента РФ от 16-09-99 1237 (ред от 11-02-2013 с изменениями вступившими в силу с 11-02-2013) ВОПРОСЫ ПРОХОЖДЕНИЯ... Актуально в 2018 году

Статья 34. Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части

2. Увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных статьей 51 Федерального закона, в соответствии с настоящей статьей, как правило, с занимаемых военнослужащими воинских должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников).

При этом военнослужащие увольняются по истечении срока военной службы или досрочно.

4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

4.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "в" и "е" пункта 4 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву.

(в ред. Указа Президента РФ от 16.01.2008 N 50 )

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (подпункт "г" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона).

(в ред. Указа Президента РФ от 16.01.2008 N 50 )

8. Увольнение с военной службы производится:

а) высших офицеров - указами Президента Российской Федерации;

б) полковников, капитанов 1 ранга, а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (федеральные органы налоговой полиции, таможенные органы Российской Федерации, учреждения и органы уголовно - исполнительной системы, Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), - руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;

18. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и не достигший предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть уволен с военной службы без его согласия до приобретения им права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом.

19. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, а также заключивший контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву (в том числе обучающийся в военно - учебном заведении), не может быть досрочно уволен с военной службы до истечения установленного для него срока военной службы по призыву, за исключением оснований, предусмотренных подпунктами "в" - "ж" пункта 1, пунктами и статьи 51 Федерального закона.

При исчислении срока военной службы данного военнослужащего суммарно учитываются срок военной службы по призыву и срок военной службы по контракту в порядке, определяемом Федеральным законом и настоящим Положением.

20. Увольнение отчисленного из военно - учебного заведения военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, производится начальником военно - учебного заведения, откуда отчислен военнослужащий, или иным должностным лицом, которому предоставлено право увольнения данного военнослужащего.

21. Офицерам и прапорщикам (мичманам), безупречно прослужившим на военной службе 20 лет и более в календарном исчислении, а имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией - независимо от общей продолжительности военной службы, при увольнении с военной службы приказами должностных лиц, осуществляющих увольнение, может быть предоставлено право ношения военной формы одежды и знаков различия, кроме лиц, уволенных по основаниям, предусмотренным подпунктами "д" и "е" пункта 1 и подпунктами "в" - "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона.

Офицерам, уволенным с военной службы Президентом Российской Федерации, право ношения военной формы одежды и знаков различия предоставляется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

22. Восстановление на военной службе гражданина в соответствии с решением суда производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится должностным лицом, издавшим приказ, или его прямым начальником.

23. Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

24. Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением.

25. Увольнение с военной службы беременных женщин - военнослужащих, женщин - военнослужащих, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей - инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), не допускается, кроме случаев, когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, или когда увольнение осуществляется по их желанию.

Женщины - военнослужащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.

26. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

27. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы, ограничению свободы или лишению воинского звания, увольняется с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда.

28. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы условно, по решению соответствующего должностного лица, которому предоставлено право его увольнения, может быть оставлен на военной службе.

29. Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья.

Увольнение с военной службы - неизбежность, с которой столкнется любой защитник родины. Эта процедура не так проста, как уход с обычной, гражданской работы. Чтобы уйти с военной службы, одного желания контрактника иногда бывает недостаточно. Об этом следует помнить при выборе военной профессии, так как изменить его впоследствии будет довольно сложно.

Законодательные основы для увольнения

Военная служба – особый вид деятельности, и Трудовой кодекс распространяется на нее лишь отчасти. В основном, нюансы добровольного и принудительного увольнения военнослужащих регулируются специальными нормативными актами:

  1. Главный закон-регулятор – ФЗ № 53 «О воинской обязанности и военной службе», раздел (VII).
  2. ФЗ № 76 «О статусе военнослужащего», статья 23.
  3. Положение о прохождении военной службы». Содержится в Указе Президента России № 1237 от 16 сентября 1999 года, статья 34.

Эти документы являются основными, но не единственными законодательными источниками, регламентирующими данные вопросы. В частности, Приказом министра обороны № 660 от 30 октября 2015 г. установлен порядок увольнения с военной службы, подробно описана его процедура.

Порядок увольнения с военной службы

За своевременное увольнение подчиненных отвечают командиры войсковой части. В обязанности военачальников входит отслеживать, кто во вверенных им подразделениях вскоре достигнет предельного возраста, или у кого заканчивается контракт. За полгода до этого события, командир:

  • уточняет, будет ли заключаться новый контракт;
  • при отрицательном ответе адресовывает личное дело подчиненного в специальную уполномоченную службу, где подсчитают выслугу лет;
  • направляет военнослужащего на ВВК (военно-врачебную комиссию), если есть необходимость или желание увольняющегося контрактника;
  • предоставляет не только очередной отпуск, но и дополнительные дни, на которые подчиненный вправе рассчитывать (все они должны быть отгуляны перед тем, как будет издан приказ);
  • организовывает итоговую аттестацию (за 4 месяца до окончания службы);
  • сообщает подчиненному решение о его профессиональной судьбе и проводит с ним беседу о его предстоящих действиях, в том числе, и в отношении трудоустройства (за 3 месяца до расчета);
  • подготавливает представление на увольнение и направляет его в кадровую службу военного ведомства.

Представление должно быть отправлено кадровикам с расчетом, что они получат его за 2 месяца до срока завершения военной службы подчиненного. К нему прикладывают комплект документов:

  • лист проведенной беседы (копия, оригинал подшивается в личное дело военного);
  • результаты итоговой аттестации (копия);
  • медзаключение ВВК, при проведении обследования (копия);
  • рапорт об увольнении (если требуется согласие военнослужащего на оставление службы, или по каким-то причинам он покидает ее досрочно).

В завершение регламента командиром или начальником воинского подразделения готовится приказ об увольнении, в соответствии с которым контрактник оставляет военную службу.

Основания для увольнения военнослужащего

Полный перечень оснований, по которым военнослужащий может уволиться (или быть уволенным) приведен в законе о военной службе. Их несколько десятков. В рамках статьи будут рассмотрены наиболее распространенные из них.

По состоянию здоровья (по болезни)

Военные вынуждены часто уходить в отставку по состоянию здоровья. Служба в Вооруженных Силах полна трудностей и бытовых тягот, что впоследствии сказывается на самочувствии контрактника.

Важный аргумент для оставления ВС по здоровью – медицинское заключение ВВК, где человек признается либо вовсе не годным к военной службе, либо допускается к ней ограниченно.

Получив подобную бумагу, офицер вправе подать рапорт на увольнение из армии. В документе он указывает болезнь как основание для такого шага. К заявлению в обязательном порядке прикладывается заключение врачей, подтверждающее наличие серьезных проблем со здоровьем.

Аналогичный рапорт может подать не только кадровый военный, но и работник различных правоохранительных органов – МВД, МЧС, ФСИН, ФСБ и прочих силовых ведомств. Однако, что бы ни написали медики, решение подать в отставку зависит только от самого военнослужащего. Если он желает продолжать службу и находит для этого силы, насильно отправить его на отдых нельзя.

По окончании контракта

Когда срок действия контракта заканчивается, военному человеку нужно сделать выбор:

  • или продлить его;
  • или уволиться на гражданку.

Решив оставить военную службу, контрактник подает соответствующий рапорт начальству. Сделать это надо за четыре месяца до завершения срока службы. По истечении действия контракта военнослужащий будет исключен из списков кадрового состава подразделения. Он сможет бесплатно доехать до нового места жительства со всеми членами семьи.

В связи с окончанием контракта, военнослужащий уходит в запас, а не в отставку. Отличие состоит в том, что в отставку отправляют контрактников, негодных к службе по здоровью, если они решили больше не служить. В остальных случаях совершается увольнение в запас.

За нарушение условий контракта

Несоблюдение условий контракта – не лучшее основание для увольнения. Военному оно грозит:

  • лишением полагающихся по закону пособий;
  • неполучением ежегодной матпомощи;
  • невыплатой премии за эффективную службу.

Для не обеспеченных жильем контрактников, участвующих в военной ипотеке, последствия такого увольнения будут особенно плачевны. Им придется не только самостоятельно погашать долг перед банком, но и вернуть Министерству обороны полную сумму внесенных за него средств. В 2018 году максимальная сумма жилищного займа по военной ипотеке составляет 2 400 000 рублей.

Невыполнение контрактных условий подразумевает совершение военнослужащим:

  • дисциплинарного проступка;
  • административного правонарушения;
  • уголовного преступления.

Если дисциплинарный проступок является прямым нарушением заключенного контракта, то относительно совершенных преступлений и правонарушений иногда возникает вопрос: почему они считаются его нарушением? Однако, подписывая контракт, кадровый военный обязуется соблюдать российское законодательство. Преступая закон, он нарушает данный пункт документа.

По собственному желанию

Собственное желание является одним из оснований для законного увольнения военнослужащего по контракту. Его еще называют досрочным, так как военнослужащий покидает службу раньше установленного срока.

Досрочное увольнение военнослужащего по контракту в добровольном порядке возможно только при наличии определенных обстоятельств. К ним относятся:

  • ухудшившееся состояние здоровья (при признании человека частично годным к военной службе):
  • необходимость ухаживать за больными родителями, ребенком или другими близкими родственниками;
  • систематическое нарушение контракта со стороны военного ведомства;
  • необходимость переезда в другую местность;
  • избрание депутатом Госдумы или иным органом представительной власти.

В этих и иных случаях, обозначенных в законе (ст. 51 ФЗ о воинской службе), военнослужащий подает рапорт, в котором указывает причину, по которой он хочет досрочно уйти на «гражданку». Если аттестационная комиссия сочтет ее уважительной, то контрактник может уволиться по собственному желанию.

Увольнение военных пенсионеров

Имея 20 лет выслуги, военнослужащий вправе покинуть армию, удалившись на пенсию. По достижении установленного выслужного срока он приобретает статус военного пенсионера и право на получение пенсии независимо от того, продолжит ли службу.

За полгода до окончания 20-летнего срока контрактнику надо определиться, собирается ли он уйти на пенсию. Приняв положительное решение, составить соответствующий рапорт и подать его командиру части. Далее запускается описанная выше процедура. В кадровом подразделении, куда направляется рапорт, производится расчет выплат будущему пенсионеру.

Военная пенсия назначается Минобороны, ее размер должны утвердить в двухмесячный срок. После издания руководством части приказа об увольнении контрактник становится пенсионером и начинает регулярно получать денежные выплаты.

Пенсия по выслуге лет назначается и в случаях, если кадровый военный подлежит увольнению в связи:

  • с достижением предельно возможного возраста;
  • с состоянием здоровья;
  • организационно-штатными изменениями.

Увольнение военнослужащих срочной службы

Срочники, которые проходят службу по призыву, увольняются из армии по двум основаниям:

  • в связи с окончанием срока исполнения почетной воинской обязанности;
  • в связи со слабым здоровьем (коммисуются досрочно).

При первом варианте командиры ждут издания президентского указа о демобилизации, после чего уже сами подготавливают приказ об увольнении в связи с окончанием срочной службы. Вернувшись домой, отслужившие в армии молодые люди становятся на учет в военкоматах по месту жительства.

Если в армию довелось призвать физически нездоровых людей, то по состоянию здоровья их могут отправить обратно на «гражданку». Негодность или ограниченную годность устанавливает врачебная комиссия. Если она выдает именно такое заключение, то военнослужащего комиссуют, не дожидаясь срока окончания службы. В его военном билете делается отметка о его досрочном уходе со службы, с указанием причины такого шага командования.

Незаконное увольнение контрактников

Неправомерное увольнение с военной службы, проходящей по контракту, человек может оспорить. Ему дается на это 3 месяца. В течение данного времени он вправе обратиться в военный суд, чтобы обжаловать приказ командира. Военнослужащий подает исковое заявление, где излагает, в чем состояло нарушение и просит восстановить его на службе.

Дело рассматривается в 10-дневный срок. На судебном заседании должны присутствовать как истец, так и ответчик. Если суд поддерживает контрактника, тот восстанавливается в должности с даты принятия соответствующего постановления.

Наиболее часто обжалуются дела:

  • беременных контрактниц;
  • не обеспеченных жильем военнослужащих;
  • без получения согласия военного;
  • без расчета причитающихся выплат;
  • без материального обеспечения.
  • Единовременное пособие при увольнении военнослужащих

Размер единовременной выплаты при уходе со службы контрактника не зависит ни от класса, ни от звания, ни от категории военнослужащего. Имеет значение лишь основания, по которым он оставляет службу, и как долго она проходила.

При увольнении контрактникам положены единоразовые выплаты в следующих размерах:

  • 5 окладов – находившимся на службе меньше 10 лет;
  • 10 окладов – находившимся на службе от 10 до 15 лет;
  • 15 окладов – находившимся на службе от 15 до 20 лет;
  • 20 окладов – отслужившим больше 20-летнего срока.

На такие денежные пособия смогут рассчитывать кадровые военные, оставившие службу по следующим основаниям:

  • достижение максимально возможного возраста;
  • установление военными врачами негодности (или ограниченной годности) к службе;
  • несоблюдение условий действующего контракта военным ведомством;
  • ОШМ (то есть, организационно-штатные мероприятия);
  • избрание депутатом в законодательные органы;
  • состоявшееся назначение на исполнительный пост.

Военнослужащий, привлеченный или поступивший на военную службу, исполняет ее в течение определенного временного промежутка, который называется сроком военной службы. Истечение срока военной службы влечет или прекращение военно-служебных отношений, или их пролонгацию в случаях, установленных законом. Прекращение военной службы может последовать также в силу иных жизненных обстоятельств: смерти военнослужащего, его осуждения, принятия решения об увольнении с военной службы, приостановления военной службы и т. д.

Под прекращением военно-служебных отношений следует понимать постоянное или временное прекращение военно-служебной деятельности, которое всегда влечет прекращение исполнения должностных обязанностей. В отдельных случаях фактическое прекращение исполнения должностных обязанностей может не повлечь прекращение общих обязанностей военнослужащих или лишение их некоторых прав (например, при нахождении военнослужащего в плену или в положении интернированного). В то же время не всякое прекращение исполнения должностных обязанностей влечет прекращение военно-служебных отношений (например, военнослужащий, находящийся в распоряжении соответствующего командира, имеет обязанности и права, за исключением тех, которые связаны с исполнением должности). Следовательно, прекращение военной службы должно быть основано на конкретных жизненных обстоятельствах (юридических фактах), с которыми закон связывает ее прекращение и которые являются основаниями прекращения военно-служебных отношений.

Таким образом, прекращение военно-служебных отношений представляет собой совокупность последовательно наступающих юридических фактов (событий и действий) и предшествующих им юридических условий, юридически оформляемую приказом должностного лица об исключении военнослужащего из списков воинской части (учреждения или организации), в штатах которой он состоял.

Действующее законодательство о военной службе разграничивает правовые основания прекращения службы и порядок прекращения военно-служебных отношений. По процедуре увольнения военная служба прекращается в результате увольнения с военной службы или наступления определенного события. События, влекущие прекращение военно-служебных отношений, как правило, объективно связаны с невозможностью военнослужащего как субъекта военно-служебных отношений исполнять служебные обязанности в результате его смерти (гибели), пленения, интернирования или признания его в установленном порядке безвестно отсутствующим. Указанные юридические факты-события, с одной стороны, являются основаниями прекращения военно-служебных отношений, с другой – обстоятельствами, непосредственно их прекращающими. События, которые являются основаниями прекращения военно-служебных отношений, но их не прекращают, реализуются посредством процедуры увольнения с военной службы, т. е. в этом случае моменты возникновения основания и прекращения военно-служебных отношений не совпадают.


Прекращение военно-служебных отношений может иметь постоянный или временный характер. Временно прекращается военная служба в результате ее приостановления, пленения или интернирования военнослужащего. В указанных случаях военно-служебные отношения восстанавливаются не в результате привлечения или поступления на военную службу, а в результате устранения обстоятельств, влекущих временное прекращение военной службы. Во всех остальных случаях прекращение военной службы имеет постоянный характер, и возникновение военно-служебных отношений у конкретного лица может произойти только в результате его приема на военную службу.

Перечень оснований прекращения военно-служебных отношений в результате увольнения с военной службы закреплен в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе».

К числу событий (обстоятельств), не зависящих от военнослужащего и какого-либо должностного лица, непосредственно прекращающих военно-служебные отношения, относятся:

– гибель военнослужащего в период прохождения военной службы;

– признание военнослужащего в установленном порядке безвестно отсутствующим;

– пленение или интернирование военнослужащего, а также захват его в заложники.

В двух последних случаях прекращение военно-служебных отношений носит временный характер.

Военная служба прекращается в результате наступления событий, не зависящих от субъектов военно-служебных отношений. К таким событиям относятся смерть военнослужащего, а также признание военнослужащего в установленном порядке безвестно отсутствующим. Фактически военно-служебные отношения в случае гибели (смерти) военнослужащего прекращаются в день, в который произошло данное событие, юридически прекращение военной службы оформляется приказом по воинской части об исключении его из списков воинской части со следующего дня после гибели или смерти.

Безвестное отсутствие, т. е. отсутствие в месте своего жительства продолжительное время без подачи о себе вестей, военнослужащего будет считаться исполнением обязанностей военной службы, если указанное деяние не подпадает под признаки состава преступления, предусмотренного ст. 337 (самовольное оставление части или места службы) и ст. 338 (дезертирство) УК РФ. Для военнослужащих местом жительства может быть и воинская часть, по адресу которой они по их просьбе могут быть зарегистрированы (п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

В интересах семьи указанных лиц, других лиц, воинской части возникает необходимость устранить возникшую неопределенность. С этой целью гражданин может быть признан безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК РФ) или объявлен умершим (ст. 45 ГК РФ) в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством. Признание гражданина безвестно отсутствующим, кроме гражданско-правовых последствий (ст.ст. 38, 43, 188 ГК РФ), влечет прекращение военно-служебных отношений. Явка лица, признанного безвестно отсутствующим, или обнаружение его места пребывания влечет отмену решения суда. Однако указанное обстоятельство не влечет возобновления военно-служебного отношения, которое может вновь возникнуть, если имеются основания, которые были указаны ранее.

Если в месте жительства гражданина нет сведений о нем в течение пяти лет, он может быть объявлен судом умершим. Если есть основания предполагать, что гражданин, в том числе военнослужащий, погиб от определенного несчастного случая (авиакатастрофа, кораблекрушение и т. п.) либо пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью (при землетрясении, наводнении, обвалах в горных экспедициях и т. п.), срок сокращается до шести месяцев. Военнослужащий или любой другой гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим лишь по истечении двух лет со дня прекращения военных действий (п. 2 ст. 45 ГК РФ). Установление более длительного срока для указанной категории граждан объясняется необходимостью в ряде случаев принятия длительных мер к возвращению военнослужащих или других граждан к постоянному месту жительства или установлению их гибели. День прекращения военных действий должен быть определен законодательным или иным нормативным правовым актом.

На основании решения суда об объявлении гражданина умершим (наступление «юридической смерти») производится регистрация смерти в органах загса и наступают те же последствия, что и при физической смерти. Однако в отличие от физической смерти «юридическая смерть» не всегда безвозвратна. Если гражданин фактически жив (он явился либо поступили сведения о его месте пребывания), новым решением суда отменяется решение об объявлении его умершим и на этом основании аннулируется запись о его смерти. Последствия аннулирования записи о смерти, так же как и отмена решения суда о признании безвестно отсутствующим, не являются основанием возобновления военно-служебных отношений; они могут вновь возникнуть только при наличии ранее указанных оснований.

Следовательно, безвестное отсутствие военнослужащего влечет окончательное прекращение военной службы в результате неопределенности его местонахождения и фактической невозможности исполнять им обязанности военной службы. Таким образом, пленение или интернирование военнослужащего, захват его в заложники также влекут прекращение военной службы. Плененные, интернированные или захваченные в заложники военнослужащие не могут исполнять служебных обязанностей. Однако их положение в отличие от безвестно отсутствующих военнослужащих отличается определенностью, т. е. должностные лица обладают достоверной информацией об их нахождении в указанном положении. Последнее обстоятельство свидетельствует о временности нахождения в нем военнослужащих, что привело законодателя к необходимости считать указанных лиц находящимися при исполнении обязанностей военной службы в целях сохранения за ними и членами их семей права на материальное обеспечение – одной из составляющих содержания военно-служебного отношения и статуса военнослужащих. Указанное право не сохраняется за военнослужащими, добровольно сдавшимися в плен, т. е. добровольно прекратившими военно-служебные отношения, в случаях, когда оно не предоставлено законом (подп. «л» п. 1 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Однако упомянутая норма свидетельствует о том, что законодатель связывает прекращение военной службы с фактом пленения военнослужащего, а по аналогии и с его интернированием или захватом в заложники, но частично распространяет на указанных лиц статус военнослужащих в целях материального обеспечения их семей.

Наиболее распространенным событием, прекращающим военно-служебные отношения, является увольнение военнослужащего с военной службы. К основаниям увольнения относятся обстоятельства, указанные в ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», обязывающие должностных лиц уволить военнослужащего с военной службы и тем самым прекратить с ним военно-служебные отношения.

Вся совокупность оснований увольнения военнослужащих с военной службы подразделяется на три большие группы:

1) основания, по которым военнослужащий подлежит увольнению в безусловном порядке. При наличии таких оснований военнослужащий независимо от воли и желания его самого и его командиров должен быть уволен с военной службы (всего вышеназванным Законом предусмотрено 15 таких оснований для увольнения);

2) основания, по которым военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы. При увольнении по данным основаниям либо командованию целиком принадлежит инициатива, либо командование должно дать свое согласие на такое увольнение (указанный выше Закон предусматривает 11 таких оснований увольнения);

3) основания, по которым военнослужащий имеет право на увольнение с военной службы. В данном случае определяющую роль играет волеизъявление военнослужащего: если при наличии таких оснований он изъявит желание уволиться с военной службы, то у командования возникает обязанность реализовать это право (всего данная группа включает 6 оснований увольнения).

К первой группе относятся следующие основания увольнения:

а) по возрасту – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;

в) по состоянию здоровья – в связи с признанием военнослужащего ВВК не годным к военной службе;

г) по состоянию здоровья – в связи с признанием ВВК ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;

д) в связи с лишением его воинского звания;

е) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

– непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

– непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

– участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

– осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;

– вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

ж) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;

з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

и) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;

к) в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования;

л) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;

м) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

н) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления;

о) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву;

п) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства.

Ко второй группе оснований увольнения военнослужащего с военной службы, при которых инициатива увольнения принадлежит командованию, относятся следующие случаи досрочного увольнения:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;

в) в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта;

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;

е) как не выдержавшего испытание;

ж) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных п. 7 ст. 10 и ст. 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»;

з) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;

и) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;

к) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;

л) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства.

Третью группу оснований увольнения военнослужащего с военной службы составляют условия, при которых военнослужащие приобретают право на досрочное увольнение с военной службы. К ним относятся следующие случаи увольнения:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением условий контракта в отношении военнослужащего;

б) по состоянию здоровья – в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящих военную службу по призыву);

в) по семейным обстоятельствам:

– в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;

– в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;

– в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

– в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);

– в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с назначением его судьей военного суда или судьей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе:

е) по собственному желанию – по заключению аттестационной комиссии при наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, уважительных причин.

Окончание военной службы является юридическим фактом (событием), после наступления которого гражданин перестает быть субъектом военно-служебных отношений и на него не распространяется статус военнослужащего. Днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, кроме случаев, установленных в п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (нахождение на стационарном лечении, участие в походах кораблей и др.). Следовательно, юридически прекращение военно-служебных отношений оформляется изданием приказа об исключении из списков воинской части. В военное время, с объявлением мобилизации и переводом армии на военное положение, увольнение с военной службы в запас прекращается.

Таким образом, прекращение военно-служебных отношений в результате увольнения с военной службы представляет собой сложный фактический состав, включающий юридические условия и юридические факты, момент наступления которых связан с исключением военнослужащего из списков воинской части и, как следствие, утратой статуса военнослужащего, в том числе ограничений ряда общегражданских прав, возникновением правового положения гражданина, уволенного с военной службы.

В отличие от государственных служащих, которые имеют при определенных условиях преимущественное право на оставление на государственной службе в государственных органах, военнослужащие таким правом не обладают. В то же время Федеральный закон «О статусе военнослужащих» ограничивает должностных лиц в принятии решения об увольнении военнослужащих в указанных случаях при наличии определенных обстоятельств. Указанные обстоятельства являются гарантиями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в реализации их конституционного права на труд. Так, не могут быть уволены с военной службы без их согласия военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, а также военнослужащие, указанные в п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», без предоставления жилых помещений. Перечисленные обстоятельства играют роль юридических условий прекращения военно-служебных отношений, гарантирующих достойный социальный статус увольняемых военнослужащих.

Контрольные вопросы и задания :

1. Раскройте содержание понятия «прекращение военной службы».

2. Назовите основания, при которых военнослужащий подлежит увольнению с военной службы.

3. Перечислите основания, при которых военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы по инициативе командования.

4. Назовите основания, при которых военнослужащий имеет право на досрочное увольнение с военной службы.