Последствия совершения сделки с заинтересованностью. Общая характеристика договора

И. К. Куликова

ОСОБЕННОСТИ СДЕЛОК, В СОВЕРШЕНИИ КОТОРЫХ ИМЕЕТСЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ ДЛЯ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Работа представлена кафедрой гражданского права.

Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор А. А. Молчанов

В статье проанализировано законодательство, регулирующее заключение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность для унитарных предприятий.

The article analyses legislation regulating the conclusion of transactions with interest for the unitary enterprises.

Важность и необходимость существования в российском законодательстве института регулирования процедуры совершения унитарным предприятием сделок с заинтересованностью не вызывают сомнений. Поскольку указанный институт комплексно связан с такими проблемами, как правосубъектность, а также с вопросами ответственности и последствий сделок с заинтересованностью в рамках гражданских правоотношений, то очевидно, что для оптимального удовлетворения данной потребности следует исходить из правовой сущности унитарного предприятия как юридического лица.

Большинство государственных унитарных предприятий - это крупные хозяйствующие субъекты, за которыми закреплено имущество, стратегически важное для экономики и безопасности страны. Данные обстоятельства объясняют тот факт, что законодательство Российской Федерации ограничивает объем полномочий унитарных предприятий по распоряжению имуществом и устанавливает прозрачность сделок, осуществляемых с имуществом государства.

Для этого законодательством предусмотрена процедура обязательного согласования с собственником имущества сделок с заинтересованностью руководителя унитарного предприятия и его аффилированных лиц. Идея введения данного институ-

та весьма проста - поставить все сделки унитарного предприятия, выгоду от которых может извлечь лицо (руководитель, генеральный директор и т. д.), оказывающее или способное оказывать непосредственное влияние на управление унитарным предприятием, под контроль собственника имущества через введение специальной процедуры их одобрения.

Следует отметить, что для унитарных предприятий правила о заинтересованности в совершении сделки ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»1 (далее - Закон) введены впервые.

Первый абзац п. 1 ст. 22 Закона в императивной норме вводит запрет на совершение унитарным предприятием сделки, в которой имеется заинтересованность, без согласия собственника имущества, закрепленного за таким предприятием. Этому правилу корреспондирует исключительное правомочие собственника имущества унитарного предприятия давать согласие на совершение сделок, в которых имеется за -интересованность (подп. 15 п. 1 ст. 20 Закона).

Согласие собственника должно быть дано в отношении конкретной сделки, в совершении которой имеется заинтересованность. При этом должны быть указаны лицо (лица), являющееся ее стороной (сторонами), выгодоприобретателем (выго-

доприобретателями), цена, предмет сделки и иные ее существенные условия.

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может относиться к категории крупных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием имущества. В указанных случаях одновременно применяются правила ст. 22 и 23 Закона, поскольку они не являются взаимоисключающими.

Следует обратить внимание, что законодатель устанавливает ограничения для сделок, в совершении которых имеется заинтересованность именно и только руководителя унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия является его единоличным исполнительным органом, действует от его имени без доверенности и соверша-ет от имени унитарного предприятия сделки в установленном порядке (ст. 21 Закона).

Закон признает, в частности, руководителя заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица являются стороной сделки; владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки; либо занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки.

Понятие аффилированного лица предполагает наличие отношений не столько имущественной, сколько управленческой и личной зависимости между субъектами, предполагающей ту или иную степень воздействия на деятельность органов управления юридического лица и на юридическое лицо как субъект предпринимательской деятельности.

Закон не предусматривает каких-либо особых условий в отношении суммы сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, или иных условий, очерчивающих круг сделок, подпадающих под действие данной статьи.

Таким образом, согласия собственника имущества унитарного предприятия будет требовать любая сделка, в совершении ко-

торой имеется заинтересованность руководителя данного унитарного предприятия, независимо от ее суммы, связанная или не связанная с отчуждением имущества унитарного предприятия, даже если она совершена в процессе осуществления обычной хозяйственной деятельности.

Кроме того, Закон регламентирует порядок представления информации о сторонах, потенциально заинтересованных в заключении сделок с унитарным предприятием (аффилированных лицах руководителя).

Объем информации, подлежащей доведению до сведения собственника руководителем унитарного предприятия в соответствии сп. 2 ст. 22 Закона, определен в данном пункте исчерпывающим образом. Собственник имущества, закрепленного за унитарным предприятием, не имеет формальных оснований требовать представления ему дополнительных сведений о заинтересованности в совершении предприятием сделки. Следует полагать, что и в уставе унитарного предприятия нельзя установить дополнительный перечень сведений, представляемых в таких случаях собственнику.

Действующая классификация недействительных сделок относит сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, совершенные с нарушением установленных требований, к категории оспоримых. Следует обратить внимание, что требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено только лицами, указанными в Законе, а именно: самим унитарным предприятием и собственником его имущества.

Общая судебная практика идет по тому пути, что при разрешении спора о признании сделки недействительной на основании п. 3 ст. 22 Закона Арбитражный суд должен установить, имела ли место заинтересованность на момент совершения сделки.

Таким образом, заинтересованность в совершении унитарным предприятием сделки необходимо устанавливать на момент ее совершения.

Возникает вопрос, может ли быть оспорена сделка, совершенная хоть и с согласия

собственника имущества унитарного предприятия (например, в отношении недвижимого имущества), но если при этом он не был поставлен в известность, что в совершении данной сделки имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия. Исходя из смысла ст. 22 ив целях пресечения злоупотреблений со стороны руководителя унитарного предприятия указанная сделка может быть оспорена.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что институт сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, занимает важнейшее место в ряду норм, определяющих порядок осуществления деятельности унитарным предприятием. Необходимость согласования с собственником имущества унитарного предприятия указанных сделок объясняется прежде всего дуализмом правовой конструкции данной категории юридических лиц: с одной стороны, унитарное предприятие является коммерческой организацией, с другой - обладает специальной правоспособностью и ограниченными вещными правами в отношении закрепленного за ним имущества.

Как показывает практика, соответствующие нормы могут вызывать трудности в процессе их применения как организацион-

ного (например, отсутствие оперативности в принятии собственником решений об одобрении сделок с заинтересованностью), так и юридического характера. Так, существует ряд вопросов в определении заинтересованности руководителя унитарного предприятия на стадии заключения сделки. Во-первых, понятие заинтересованного лица весьма динамично. Сегодня то или иное лицо не является заинтересованным, а завтра оно уже стало таковым. В законодательстве отсутствуют сроки, в течение которых руководитель унитарного предприятия должен уведомить собственника имущества о наличии заинтересованности в совершении той или иной сделки и др.

Следует отметить, что в настоящее время в законодательстве, регулирующем заключение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, имеются значительные пробелы, способные привести к автоматическому признанию такой сделки недействительной. В результате страдает добросовестный контрагент, который в ряде случаев будет фактически лишен права на судебную защиту по таким категориям споров. Пробелы эти очевидны и нуждаются в восполнении.

ПРИМЕЧАНИЕ

1СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4746.

Вопрос: Может ли быть квалифицирован как сделка с заинтересованностью заключенный руководителем муниципального унитарного предприятия договор с организацией, руководителем которой является его бывший подчиненный в муниципальном унитарном предприятии (руководитель организации - бывший работник МУП - уволился за два месяца до заключения упомянутого договора; устав МУП не содержит запрета на заключение такой сделки)?

Ответ: Заключенный руководителем муниципального унитарного предприятия договор с организацией, руководителем которой является бывший подчиненный руководителя муниципального унитарного предприятия, не является сделкой с заинтересованностью.

Обоснование: В силу п. 1 ст. 113 Гражданского кодекса РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен (п. 5 ст. 113 ГК РФ).
На основании п. 7 ст. 113 ГК РФ правовое положение унитарных предприятий определяется ГК РФ и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
Пункт 1 ст. 21 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) предусматривает, что руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.
Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона N 161-ФЗ сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, не может совершаться унитарным предприятием без согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Руководитель унитарного предприятия признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием.
Статьей 22 Закона N 161-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых руководитель унитарного предприятия признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки (Постановления ФАС Московского округа от 29.04.2013 по делу N А40-91530/12-120-889 (Определением ВАС РФ от 15.08.2013 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления), Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2015 по делу N А20-625/2014 (Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.03.2016 данное Постановление оставлено без изменения)).
На основании изложенного сам по себе факт наличия ранее служебных отношений (подчиненности) между руководителем МУП и руководителем организации, с которой МУП заключило договор, не свидетельствует о наличии оснований для квалификации такого договора в качестве сделки с заинтересованностью.

01 января 2017 года вступили в силу новые правила одобрения и совершения сделок с заинтересованностью.

Важнейшими изменениями, на мой взгляд, являются следующие:

1. Изменение круга лиц, признаваемых заинтересованными в совершении сделки.

2. Изменение оснований признания лиц заинтересованными в совершении сделки.

3. Изменение оснований, исключающих применение правил о сделках с заинтересованностью (исключений из правил о сделках с заинтересованностью).

4. Изменение порядка и предназначения согласия на совершение сделок с заинтересованностью.

Итак, вот мои выводы:

1. С 01 января 2017 года заинтересованными в совершении сделки признаются контролирующие лица, а не акционеры. В силу прямого указания Закона заинтересованными могут быть лица, контролирующие общество как прямо, так и косвенно. Контролирующим же является лицо, владеющее более чем 50 процентов голосов в высшем органе управления. В дальнейшем (например, в п. 4 ст. 83 Закона) Закон также использует термин "акционер, заинтересованный/ не заинтересованный в совершении сделки". Так как никакого специального определения заинтересованного акционера Закон не содержит, приходится признать, что заинтересованным является акционер, владеющий более чем 50 процентами голосующих акций, т.е. порог участия, необходимый для признания акционера заинтересованным, повышен в 2,5 раза. Также необходимо отметить исключение из Закона признака аффилированности (как одного из признаков "заинтересованности"), что исключает возможность "коллективного" владения необходимым количеством голосующих акций. Таким образом, контролирующим, а как следствие и заинтересованным в свершении сделки, может быть только один акционер - владеющий более чем 50 процентами голосующих акций. Следовательно, акционер, единолично владеющий менее чем 50 процентами акций (например - 50 процентов минус одна акция) в принципе не может признаваться заинтересованным.

Более того, из этого вывода следует ещё один - в акционерном обществе может вообще не быть заинтересованных акционеров. Так, формально не будут заинтересованными при совершении сделки с обществом аффилированные акционеры с долями участия 40, 30 и 30 процентов. Дополнительную информацию к размышлению даёт норма п. 2 ст. 5 федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ, предусматривающая возможность признать контролирующим лицо, владеющее менее чем 50 процентов голосов, что, на мой взгляд, более соответствует природе контроля. Например, Закон не позволяет признавать заинтересованным акционера, владеющего 40 процентами голосов, если второму крупному акционеру принадлежит 30 процентов голосов, а оставшиеся 30 процентов распределены между, например, пятьюдесятью тысячами акционеров-физических лиц, не участвующих в собраниях акционеров. В такой ситуации 40 процентов голосов достаточно для единоличного проведения своих решений на собраниях акционеров, но при этом остальные акционеры лишены возможности защитить свои интересы от возможных злоупотреблений крупнейшего акционера через институт сделок с заинтересованностью.

2. Согласно измененной редакции п. 1 ст. 81 Закона лица, способные быть заинтересованными, признаются таковыми в случае, если они (члены их семьи, подконтрольные им лица) являются, контролируют или занимают должности в органах управления стороны, выгодоприобретателя, посредника, представителя в сделке. Новеллой в данной норме является требование нахождения стороны и т.д. под контролем заинтересованного лица, т.е. линия контроля для целей признания лица заинтересованным рассматривается исключительно "вниз", от контролирующего лица к подконтрольному и не иначе. Такая конструкция порождает вопрос, а является ли акционер заинтересованным в совершении сделки, если ее стороной является общество, контролирующее акционера («бабушка» общества)? Если исходить из буквального смысла Закона, то нет, такой контролирующий акционер не является заинтересованным и может голосовать за одобрение сделки.

Можно "усугубить" ситуацию и предложить в качестве стороны в сделке организацию, которая имеет общего генерального директора с организацией, являющейся контролирующим акционером. Конфликт интересов в такой ситуации налицо, но новая редакция Закона, в отличие от прежних норм Закона, не позволяет квалифицировать такую сделку, как сделку с заинтересованностью и, тем самым, защитить интересы организации и её миноритарных акционеров. Интересная ситуация возникает, если стороной в сделке оказывается контролирующее лицо, обладающее косвенным контролем. Предположим, в обществе 3 аффилированных акционера, владеющие 40, 30 и 20 процентами голосов и ещё 10 процентов принадлежит стороннему лицу. Аффилированные акционеры на 99 процентов контролируются одним лицом, 100-процентная дочерняя компания которого выступает стороной в сделке. Заинтересованным в такой сделке будет косвенно контролирующее лицо, а решение об одобрении будут принимать незаинтересованные акционеры, в том числе полностью подконтрольные заинтересованному лицу.

Кроме того, исключение признака аффилированности и замена его на признак контроля, понимаемого как владение голосами в высшем органе управления организации, выводит из-под квалификации в качестве сделок с заинтересованностью сделки с большим количеством физических лиц, являющихся аффилированными обществу или его контролирующим акционерам и сделки с которыми ранее признавались сделками с заинтересованностью - например, сделки с генеральными директорами аффилированных («сестринских», «дочерних») организаций. Так, нет заинтересованности в сделке, стороной в которой является генеральный директор единственного акционера, а в случае вынесения такой сделки на рассмотрение единственного акционера (например, как крупная сделка) такой генеральный директор, действуя от имени своего работодателя, будет единолично рассматривать вопрос о совершении 100 процентной дочкой своего работодателя сделки с самим собой.

Таким образом исключение признака аффилированности и замена его на признак наличия контроля резко сузило круг сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в том числе оставляя без контроля сделки, при совершении которых есть очевидный конфликт интересов.

3. Важным элементом применения правил о сделках с заинтересованностью являются исключения - п. 2 ст. 81 Закона. Новая редакция данного пункта расширяет перечень исключений (было 9, стало 12), трансформируя часть существовавших ранее. На одном из таких исключений я и хотел бы остановиться. Пп. 3 п. 2 новой редакции и абзац 3 п. 2 прежней редакции ст. 81 Закона предусматривают освобождение от одобрения сделок, в совершении которых заинтересованы все акционеры, но с одним важным дополнением в новой редакции - при отсутствии иных заинтересованных лиц. Данная норма имела большое значение для холдинговых структур, совершавших многочисленные "внутренние" сделки, и такое изменение существенно изменило ситуацию.

Предположим, что существует производственный холдинг, включающий 14 производственных организаций, на 100 процентов контролируемых 15-й холдинговой организацией, в свою очередь принадлежащей различным конечным собственникам. 14 производственных организаций представляют из себя производственный комплекс полного цикла, который самостоятельно выполняет все этапы производства и реализации конечной продукции, начиная с разработки продукта и производства полуфабрикатов и заканчивая реализацией продукции конечным потребителям и постпродажным обслуживанием. Во всех производственных организациях есть Советы директоров из 5 членов: 2 представителей акционера (общих для всех организаций, и, как следствие, заинтересованных при совершении «внутренних» сделок) и 3 индивидуальных для каждой организации. Производственные организации совершают между собой постоянные сделки, опосредующие движение товара в рамках производственной цепочки.

Прежняя редакция п. 2 ст. 81 Закона позволяла при квалификации таких «внутренних» сделок ограничиться установлением очевидной заинтересованности единственного акционера и тем самым снять вопрос квалификации и одобрения «внутренних» сделок в качестве сделок с заинтересованностью. С 01 января 2017 года ситуация изменилась. Анализируемая норма была дополнена требованием отсутствия иных заинтересованных лиц, что сразу вывело «внутренние» сделки придуманного мною производственного холдинга из-под действия исключения (по причине наличия заинтересованности членов Совета директоров). Дополнительные исключения, содержащиеся в п. 2 (например, пп. 1, 2, 12) ст. 81 Закона не спасают в силу их специфичности. Так, пп. 1 распространяется на ситуацию, при которой общество совершает на аналогичных условиях как сделки, не являющиеся сделками с заинтересованностью так и сделки с заинтересованностью. Следовательно, при отсутствии «внешних» сделок нет и оснований для применения данного пункта к «внутренним» сделкам. Таким же исключительным случаем является совпадение в одном лице единоличного исполнительного органа и единственного акционера (пп.2), а также применение порога цены сделки (0,1 процента балансовой стоимости активов - пп.12). Аналогичные последствия (квалификация всех «внутренних» сделок холдинга как сделок с заинтересованностью) наступают в случае наличия заинтересованности косвенно контролирующего лица или в случае более сложной структуры холдинга. Например, если в предложенном мною условном производственном холдинге исключить все советы директоров, но при этом сосредоточить более чем 50 процентов голосующих акций 15-й холдинговой организации в одних руках (или даже все 100 процентов в руках членов одной семьи), то результат, в части квалификации сделок с заинтересованностью, будет аналогичным. А при структурировании холдинга так, чтобы в его структуре образовались «субхолдинги» (т.е., проще говоря, появились «бабушки» и «внучки») уйти от квалификации всех «внутренних» сделок как сделок с заинтересованностью не помогут уже никакие хитрости.

4. Проводя реформу сделок с заинтересованностью законодатель поменял правила, касающиеся необходимости одобрения сделок с заинтересованностью. Начиная с 01 января 2017 года о грядущем совершении сделки должны быть уведомлены члены коллегиальных органов управления, а в определенных случаях ещё и акционеры, причем в порядке, предусмотренном для уведомления о проведении собрания акционеров (п. 1.1. ст. 81). Генеральный директор, члены коллегиальных органов или акционер, владеющий 1 процентом акций, вправе потребовать одобрения сделки компетентным органом, причем предварительное одобрение сделки необязательно (п. 1 ст. 83 Закона). При этом, Закон прямо предусматривает возможность одобрения сделки с заинтересованностью заинтересованными в её совершении акционерами (п. 4.1 ст. 83 Закона).

Что можно сказать по этому поводу?

Следует отметить, что необходимо крайне осторожно воспринимать нововведение об отказе от обязательного предварительного согласия на совершение сделки. Если отбросить формальное замечание о том, что отмена предварительного согласия не означает отсутствие необходимости одобрения сделки вообще, то из анализа оснований недействительности (абз. 2 п. 1 ст. 84 Закона) можно сделать вывод о возможном предназначении такого одобрения. Закон достаточно двусмысленно формулирует основания недействительности сделок с заинтересованностью: с одной стороны, в Законе содержится прямая отсылка к п. 2 ст. 174 ГК, предусматривающей два основания недействительности (ущерб и осведомленность об этом контрагента, либо только прямой сговор сторон о действии в ущерб интересам общества), а с другой стороны Закон формулирует ещё два специальных основания недействительности именно сделок с заинтересованностью: ущерб и знание контрагента о заинтересованности в совершении сделки, либо ущерб и отсутствие одобрения. При этом в силу п. 1.1. ст. 84 Закона отсутствие одобрения и непредставление информации по абз. 1 п. 1 ст. 84 Закона влечет презумпцию наличия ущерба.

Статья 82 Закона делает сомнительной неосведомленность контрагента об отсутствии заинтересованности в совершении сделки, что приводит к зависимости судьбы сделки от формальных действий: предоставления информации и одобрения. Если принять во внимание чрезвычайно широкую формулировку абз. 1 п. 1 ст. 84 (текст нормы дает право запрашивать фактически неограниченный объем информации, фантазия может быть ограничена только через ст. 10 ГК), то одобрение сделки (любое) становится едва ли не единственным средством защиты сделки от оспаривания её по формальным основаниям. С другой стороны, наличие одобрения сделки с заинтересованностью также не лишает заинтересованных лиц права доказывать наличие ущерба интересам общества и оспаривать сделку в том числе по основаниям п. 2 ст. 174 ГК, что низводит одобрение сделки на уровень процессуального инструмента перераспределения бремени доказывания.

Подводя итог всему вышесказанному, хочу признаться, что меня не покидает ощущение ошибочности и неправильности моих рассуждений и выводов. Собственно говоря, данная заметка написана в надежде, что кто- нибудь укажет мне на мои упущения и докажет ошибочность моего анализа. Если же я всё- таки окажусь прав (чего я искренне страшусь), то как мне кажется, всем связанным с квалификацией и одобрением сделок с заинтересованностью не останется другого выхода, кроме как обратиться к двум новеллам законодателя: п. 8 ст. 83 и абз. 4 п. 2 ст. 69 Закона. Первая новелла позволяет предусмотреть в уставе неприменение правил о сделках с заинтересованностью к конкретному обществу, а вторая - самостоятельно сформулировать признаки и порядок одобрения экстраординарных сделок, в которых присутствует конфликт интересов, соответствующий интересам конкретного общества.

Вот, собственно говоря, и всё, что я хотел сказать по этому поводу.

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010 n 17АП-3739/2010-ГК по делу n А60-57764/09 Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия и которая совершена с нарушением требований, предусмотренных законодательством, может быть признана недействительной по иску унитарного предприятия или собственника имущества унитарного предприятия.Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2010 г. N 17АП-3739/2010-ГК
Дело N А60-57764/09
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Соларевой О.Ф.
судей Лихачевой А.Н., Рубцовой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Заривчацкой О.В.
при участии:
от истца, Комитета по управлению имуществом городского округа Верхняя Пышма - Пресняков В.В., паспорт, доверенность от 12.01.2010 г. N 9;
от ответчика, МУП "Водоканал" - Шурыгин А.Г., паспорт, доверенность от 11.01.2010 г.;
от ответчика, ООО "Водоканал-Кедровое" - не явились;
от третьего лица, Боголапова Ю.Б. - не явились;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Водоканал-Кедровое"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 февраля 2010 года
по делу N А60-57764/09,
принятое судьей Н.В.Бойченко
по иску Комитета по управлению имуществом городского округа Верхняя Пышма
к муниципальному унитарному предприятию "Водоканал", обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал-Кедровое"
третье лицо: Боголапов Юрий Борисович
о признании сделки недействительной,
установил:
Комитет по управлению имуществом городского округа Верхняя Пышма обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Муниципальному унитарному предприятию "Водопроводно-канализационного хозяйства" городского округа Верхняя Пышма (далее - МУП "Водоканал"), Обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал-Кедровое" (далее - ООО "Водоканал-Кедровое") о признании договора N 020/Э.О./09 от 11.01.2009 г., заключенного между МУП "Водоканал" и ООО "Водоканал-Кедровое", недействительным на основании статей 166-168 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (т. 1, л.д. 8-10).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 08.12.2009 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Боголапов Юрий Борисович (т. 1, л.д. 1-3).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27 февраля 2010 года (резолютивная часть от 25.02.2010 г., судья Н.В.Бойченко) исковые требования удовлетворены: договор от 11.01.2009 г. N 020/Э.О./09, заключенный между МУП "Водоканал" и ООО "Водоканал-Кедровое" признан недействительным. С ответчиков в доход федерального бюджета взыскано по 2 000 руб. государственной пошлины (т. 2, л.д. 80-86).
Ответчик, ООО "Водоканал-Кедровое", с решением суда не согласен по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Как указывает заявитель, вывод суда о том, что спорный договор является сделкой с заинтересованностью, заключенной без согласия собственника в нарушение статьи 22 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", сделан без полного выяснения всех обстоятельств по делу, с неправильным применением нормы права. Полагает, что суд не учел, что, заключая оспариваемую сделку, директор МУП "Водоканал" Боголапов Ю.Б. действовал во исполнение решений собственника (истца), что является обязанностью руководителя муниципального предприятия, предусмотренной законом и трудовым договором (контрактом). По смыслу статьи 22 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ руководитель унитарного предприятия признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки, если он имеет в ней объективно существующий личный интерес. Директор МУП "Водоканал" Боголапов Ю.Б. личного интереса в совершении оспариваемой сделки не имел, поскольку в соответствии с требованиями ст. 22 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" уведомил собственника имущества о владении его супругой Боголаповой Л.Л. долей в уставном капитале ООО "Водоканал-Кедровое" в размере более 20 процентов. Указал, что в целях минимизации затрат на услуги водопроводно-канализационного хозяйства городского округа Верхняя Пышма, сохранения качества оказываемых услуг, повышения рентабельности предприятия, снижения налогооблагаемой базы, сохранения имущественного комплекса, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, в 2006 г. истцом было принято решение о реформировании водопроводно-канализационного хозяйства муниципального образования "город Верхняя Пышма". В результате проведенной реорганизации функцию оказания услуг водопроводно-канализационного хозяйства городского округа "Верхняя Пышма" стала выполнять группа юридических лиц, в число которых входило ООО "Водоканал-Кедровое", в котором участвовало МУП "Водоканал" с долей в уставном капитале в размере 23%. Кроме того, по мнению заявителя, при заключении оспариваемого договора директор МУП "Водоканал" действовал в соответствии с производственной программой предприятия и тарифов на водоснабжение и водоотведение, утвержденных в установленном порядке. Утвердив производственную программу муниципального предприятия и тарифы на водоснабжение и водоотведение, собственник тем самым дал предварительное согласие на осуществление предприятием в указанных рамках обычной хозяйственной деятельности, в том числе на совершение связанных с ней крупных сделок, сделок с заинтересованностью и заимствований. Учитывая, что оспариваемая сделка была совершена в рамках производственной программы МУП "Водоканал" на 2009 год, утвержденной заместителем главы администрации городского округа "Верхняя Пышма", данная сделка, по мнению ответчика, дополнительного одобрения не требовала. По мнению апеллянта, заявленный иск не подлежит удовлетворению, так как оспариваемым договором права истца не были нарушены. Вывод суда о наличии доказательств наступления неблагоприятных последствий для МУП "Водоканал" в связи с заключением спорного договора, заявитель находит не соответствующим материалам дела. Так, вывод о состоявшейся передаче муниципального имущества от МУП "Водоканал" ООО "Водоканал-Кедровое" основан на неправильном толковании условий договора. Муниципальное имущество ООО "Водоканал-Кедровое" передано не было, что подтверждается отсутствием актом передачи. Отчетность директора Боголапова Ю.Б. о деятельности МУП "Водоканал" в течение всего периода существования предприятия принималась собственниками без замечаний. Из балансов и отчетных документов МУП "Водоканал" усматривается, что, несмотря на организацию обществ с ограниченной ответственностью, МУП "Водоканал" продолжало эффективно осуществлять предусмотренную уставом производственную деятельность. Таким образом, регулярное предоставление отчетности МУП "Водоканал" в совокупности с отсутствием замечаний к ним со стороны собственника и иных контролирующих органов и общая положительная оценка деятельности МУП "Водоканал" представительным органом местного самоуправления, по мнению заявителя, свидетельствуют об отсутствии неблагоприятных последствий от взаимоотношений МУП "Водоканал" с обществами с ограниченной ответственностью в целом и от заключения оспариваемого договора в частности. При выходе МУП "Водоканал" из ООО "Водоканал-Кедровое" в 2009 г. в счет выплаты действительной стоимости доли участнику (МУП "Водоканал") было передано имущество стоимостью 194 580 руб., таким образом, муниципальная собственность была преумножена практически в 84,6 раз. За период реорганизации увеличилась стоимость основных средств МУП "Водоканал", что также свидетельствует о положительном эффекте реформы водопроводно-канализационного хозяйства. Заявленный иск, по мнению апеллянта, не подлежит удовлетворению, как не направленный на защиту прав истца. Оказание услуг по спорному договору прекратилось с сентября 2009 года, то есть обстоятельства, в которых, по мнению суда, выражалось нарушение прав истца, прекратили свое существование до момента предъявления иска. Требование о применении последствий недействительности сделки истцом заявлено не было. С учетом изложенного заявленный иск к восстановлению прав истца, в случае если бы они действительно были нарушены оспариваемой сделкой, привести не мог.
В обоснование изложенных доводов заявитель приложил к апелляционной жалобе копии документов, поименованные в Приложении к апелляционной жалобе. Указанные документы приобщены к материалам дела на основании ст. 268 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ООО "Водоканал-Кедровое" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Комитет по управлению имуществом городского округа Верхняя Пышма, МУП "Водоканал", представили отзыв на апелляционную жалобу, в которых указали, что на дату заключения спорного договора Боголапов Ю.Б. являлся директором МУП "Водоканал", а также руководителем исполнительного органа ООО "Водоканал-Кедровое". Кроме того, в составе участников ООО "Водоканал-Кедровое" с долей в уставном капитале 22% состояла Боголапова Л.Л., являющаяся супругой Боголапова Ю.Б., в связи с чем на совершение такой сделки должно было быть получено согласие собственника имущества.
Третье лицо, Боголапов Ю.Б., отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебное заседание явку представителя не обеспечил.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие ответчика и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между МУП "Водоканал" (Заказчик) и ООО "Водоканал-Кедровое" (Исполнитель) заключен договор N 020/Э.О./09 от 11.01.2009 г. (т. 1 л.д. 34-36). В соответствии с условиями договора Заказчик поручает и обязуется оплатить, а Исполнитель выполнить в сроки и на условиях настоящего договора эксплуатацию, обслуживание, текущий ремонт, капитальный ремонт механизмов, оборудования, насосных агрегатов и сооружений Заказчика согласно перечню - приложение N 1 (пункт 1.1 договора). Периодичность, виды и объем работ по эксплуатации, обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту определяются в соответствии с требованиями эксплуатационной и ремонтной документации, графиком ППР - приложение N 2 (пункт 1.2 договора). В силу пункта 3.1 договора настоящий договор вступает в силу с 01.01.2009 г. и действует до 31.12.2010 г.
Полагая, что данный договор заключен с нарушением требований статьи 22 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", собственник имущества - Комитет по управлению имуществом городского округа Верхняя Пышма обратился в суд с настоящим иском о признании договора N 020/Э.О./09 от 11.01.2009 г. недействительным в силу статей 166-168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорный договор является сделкой с заинтересованностью, поскольку от имени ООО "Водоканал-Кедровое" спорный договор подписан Боголаповым Ю.Б., являющимся директором МУП "Водоканал"; супруга Боголапова Ю.Б. владеет более 20% доли в уставном капитале ООО "Водоканал-Кедровое", являющегося стороной в сделке. При этом в нарушение требований закона согласие собственника имущества (истца) на заключение данной сделки получено не было.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, выслушав представителей сторон в судебном заседании, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Учитывая положения ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 4 АПК РФ о том, что каждое заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов; принимая во внимание, что в соответствии с Положением о Комитете по управлению имуществом администрации городского округа Верхняя Пышма, Комитет осуществляет полномочия представителя собственника муниципального имущества (т. 1 л.д. 13-16); в соответствии с пунктами 1.5, 1.6, 3.1, 4.3 Устава МУП "Водоканал", имущество предприятия находится в муниципальной собственности муниципального образования "Верхняя Пышма", от имени муниципального образования "Верхняя Пышма" полномочия собственника имущества осуществляет Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Верхняя Пышма, сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя предприятия и которая совершена с нарушением требований, предусмотренных настоящим уставом, может быть признана недействительной по иску предприятия или собственника имущества предприятия (т. 1 л.д. 79-93), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец по настоящему делу обладает полномочиями для оспаривания сделок в отношении муниципального имущества, закрепленного за МУП "Водоканал".
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, не может совершаться унитарным предприятием без согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Руководитель унитарного предприятия признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и(или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации:
являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;
владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;
занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;
в иных определенных уставом унитарного предприятия случаях.
Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия и которая совершена с нарушением требований, предусмотренных настоящей статьей, может быть признана недействительной по иску унитарного предприятия или собственника имущества унитарного предприятия.
В силу ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 ГК РФ).
Как следует из преамбулы договора N 020/Э.О./09 от 11.01.2009 г., договор от имени МУП "Водоканал" подписан главным инженером Коряковым В.М., действующим на основании доверенности N 006/09 от 11.01.2009 г., со стороны ООО "Водоканал-Кедровое" - Боголаповым Ю.Б., действующим на основании Устава и в рамках договора N 01/2006-Управление от 10.09.2006 г. (т. 1, л.д. 34).
Вместе с тем, на дату подписания спорного договора (11.01.2009 г.) Боголапов Ю.В. являлся директором МУП "Водоканал", что подтверждается материалами дела (распоряжение главы муниципального образования "Верхняя Пышма" от 02.10.2002 г. N 47к, трудовой договор с директором МУП "Водоканал" от 02.10.2002 г. N 82, соглашения к трудовому договору N 103, N 125, N 136 - т. 1, л.д. 25, 27-33) и не оспаривается ответчиками.
Согласно учредительному договору ООО "Водоканал-Кедровое" учредителями общества, в том числе являются МУП "Водоканал" с долей 23% уставного капитала, гражданка Российской Федерации Боголапова Любовь Леонидовна с долей 22% уставного капитала (т. 1, л.д. 135-142).
В материалы дела представлена выкопировка из свидетельства о заключении брака от 29.08.1985 г. гражданина Боголапова Юрия Борисовича и Швецовой Любови Леонидовны, после заключения брака присвоены фамилии мужу - Боголапов, жене - Боголапова (т. 1 л.д. 102).
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно признал договор N 020/Э.О./09 от 11.01.2009 г., заключенный между МУП "Водоканал" (Заказчик) и ООО "Водоканал-Кедровое" сделкой с заинтересованностью.
Учитывая, что имущество МУП "Водоканал" находится в муниципальной собственности муниципального образования "Верхняя Пышма" (пункт 1.6 Устава МУП "Водоканал" - т. 1, л.д. 80); от имени муниципального образования "Верхняя Пышма" полномочия собственника имущества осуществляет Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Верхняя Пышма" (пункт 1.5 Устава); имущество принадлежит МУП "Водоканал" на праве хозяйственного ведения (пункт 3.1 Устава); сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя предприятия, не может совершаться без согласия Комитета (пункт 4.2 Устава); суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на совершение сделки (заключение договора N 020/Э.О./09 в силу статьи 22 Закона N 161-ФЗ, устава МУП "Водоканал") требуется согласие собственника имущества - Комитета по управлению имуществом городского округа Верхняя Пышма.
Из системного толкования условий статьи 22 Закона N 161-ФЗ, Устава МУП "Водоканал" следует, что согласие должно быть дано собственником имущества унитарного предприятия до совершения сделки. При этом согласие должно быть выражено в отношении каждой конкретной сделки, а также должно содержать предмет и сведения о согласовании иных существенных условий согласуемой сделки. При этом указание сведений является надлежащим, если по реквизитам проекта договора, указанным в письме, или иным доказательствам исключается неоднозначность волеизъявления собственника имущества унитарного предприятия.
Вопреки доводам жалобы, доказательств наличия согласия Комитета по управлению имуществом городского округа Верхняя Пышма на заключение сделки суду не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ).
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что дополнительного одобрения оспариваемая истцом сделка не требовала, поскольку директор МУП "Водоканал" Боголапов Ю.Б. реализовывал не собственную волю и заинтересованность, а прежде всего, инициативу, волю и интерес собственника, поскольку действовал в соответствии с производственной программой предприятия и тарифами на водоснабжение и водоотведение, утвержденными в установленном порядке, состоятельными не являются, так как основаны на неправильном толковании закона. Каких-либо исключений из общего правила, предусмотренного статьей 22 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", закон не предусматривает. Нормы Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" императивно устанавливают обязательность получения согласия собственника на заключение всех сделок, в которых имеется заинтересованность. Кроме этого, ответчиками не оспаривается, что в указанных документах согласия собственника на заключение оспариваемого договора с указанием его реквизитов не содержится.
Решение Думы городского округа Верхняя Пышма от 26.11.2009 г. N 13/13, в соответствии с которым принят к сведению прилагаемый отчет о проверке финансово-хозяйственной деятельности МУП "Водоканал" (т. 2, л.д. 1-3); решение Думы городского округа Верхняя Пышма от 28.02.2009 г. N 69/7 "Об убытках МУП "Водоканал" в 2008 году (т. 2, л.д. 68), протокол совещания от 13.02.2009 г. (т. 2, л.д. 69-70); решение Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Верхняя Пышма от 28.04.2006 г. N 51, которым разрешено МУП "Водоканал" участвовать в коммерческих организациях - Обществах с ограниченной ответственностью в качестве учредителя с долей 23% уставного капитала (т. 2, л.д. 66); решение Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Верхняя Пышма от 25.04.2006 г. N 50 о внесении изменений и дополнений в Устав МУП "Водоканал" (т. 2, л.д. 67), а также иные документы, приобщенные к материалам дела судом апелляционной инстанции, ссылки на договор N 020/Э.О./09 от 11.01.2009 г. и на согласие собственника на его заключение не содержат, о последующем одобрении сделки собственником не свидетельствуют (ст. 71 АПК РФ).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о непредставлении ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ, в материалы дела документов, свидетельствующих о том, что на заключение указанного договора получено согласие собственника имущества в материалы дела ответчиками, является правильным.
Доводы ООО "Водоканал-Кедровое" об отсутствии условия, необходимого для признания сделки с заинтересованностью недействительной, а именно об отсутствии неблагоприятных последствий, возникающих у МУП "Водоканал" в результате ее совершения, являются несостоятельными, поскольку опровергаются материалами дела.
О наличии неблагоприятных последствий свидетельствуют невыгодные для МУП "Водоканал" условия договора, предусматривающие:
значительный размер договорной неустойки (пункт 5.1 договора: в случае просрочки платежей Заказчик на основании письменной претензии уплачивает Исполнителю пени в размере 1% за каждый день просрочки от суммы просроченного платежа);
длительный срок действия договора с 01.01.2009 г. по 31.12.2010 г. во взаимосвязи с условием, что в случае досрочного расторжения настоящего договора по инициативе Заказчика последний обязуется предупредить Исполнителя за 3 месяца до предполагаемой даты расторжения, а также возместить убытки Исполнителю. Под убытками в настоящем договоре понимаются затраты Исполнителя, которые тот должен будет понести в связи с расторжением настоящего договора. Размер затрат определяется исходя из средней стоимости выполненных работ за последние 3 месяца, определяемых на основании подписанных актов выполненных работ (пункт 3.1 договора);
расчеты с ООО "Водоканал-Кедровое" по договору определяются исходя из объема выполненных работ, оказанных услуг и стоимости одного человека/часа за отчетный период. Объем необходимого времени для выполнения определенных работ и стоимость одного человека/часа определяется по ведомственным сборникам технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования и сборникам министерств энергетики. Актом проверки финансово-хозяйственной деятельности МУП "Водоканал" от 01.09.2009 г. (т. 2, л.д. 5-21) установлено, что по данной схеме работ невозможно проконтролировать фактический объем затраченного рабочего времени, а, следовательно, и определить стоимость выполненных работ и оказанных услуг.
В этом же акте содержится указание, что в результате финансово-хозяйственной деятельности предприятием получены следующие результаты: 2006 г. - убытки 7 484, 3 т.р. (по основному виду деятельности убытки 20 689,3 т.р.), 2007 г. - прибыль 2 202,8 т.р. (по основному виду деятельности убытки 15 603,8 т.р.), 2008 г. - убытки 29 366,2 т.р., (по основному виду деятельности убытки - 37 963,8 т.р.).
Из содержания заключенного договора, переданных ООО "Водоканал-Кедровое" функций, следует, что МУП "Водоканал" фактически самоустранилось от самостоятельного исполнения обязанностей по достижению целей, определенных Уставом, а именно, удовлетворения общественных потребностей в услугах коммунального хозяйства - эксплуатации, содержания и обслуживания канализационных сетей для коммунально-бытовых нужд населения.
Заключением оспариваемой сделки были нарушены права истца на осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью МУП "Водоканал", предусмотренного пунктом 6.2 Устава МУП "Водоканал" пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Ссылка ООО "Водоканал-Кедровое" на то, что права истца оспариваемой сделкой не нарушены, поскольку денежные средства, полученные в результате хозяйственной деятельности, имуществом муниципального образования не являются, сделка совершена в рамках обычной хозяйственной деятельности, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в соответствии с пунктами 3.1, 3.2 Устава МУП "Водоканал" имущество Предприятия находится в муниципальной собственности муниципального образования "Верхняя Пышма", имущество формируется, в том числе за счет доходов унитарного предприятия от его деятельности.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недействительности спорного договора как сделки с заинтересованностью, заключенной без согласия собственника имущества (статья 168 ГК РФ).
Довод апеллянта о том, что заявленный иск не подлежит удовлетворению, поскольку договор фактически прекратил действие с сентября 2009 года, что свидетельствует о прекращении нарушения прав истца, судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованный.
Вопреки доводам жалобы протокол рабочего совещания у главы администрации ГО "Верхняя Пышма" от 25.08.2009 г., по результатам которого принято решение с согласия КУИ ГО Верхняя Пышма расторгнуть договоры, заключенные 11.01.2009 г. МУП "Водоканал" с ООО "Водоканал-Кедровое" (т. 1, л.д. 98); предварительное соглашение об осуществлении комплекса мероприятий, направленных на расторжение соответствующих договоров в срок с 01.09.2009 г. по 01.10.2009 г. по взаимному соглашению сторон, достигнутое между МУП "Водоканал" и Боголаповым Ю.Б. (т. 1, л.д. 99) о расторжении спорного договора не свидетельствуют.
С учетом изложенного, решение суда от 27.02.2010 г. является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит. Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.02.2010 г. по делу N А60-57764/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
О.Ф.СОЛАРЕВА
Судьи
А.Н.ЛИХАЧЕВА
Л.В.РУБЦОВА