ХОД УРОКА
Организационный.
III. Изучение н/м1.Зоология - наука о животных
Запись в тетради: Биология (от греч. «биос" - жизнь, «логос» - наука) - наука о живой природе (слайд 2).
Термин «биология» предложил в 1802 году французский ученый Жан
Маева Альбина Мирасовна, 02.03.2017
737 84
Содержимое разработки
Тема урока № 1: Введение. Зоология - наука о Царстве Животные.
Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением полученных знаний.
Цели: дать представление о зоологии, многообразии животных на Земле.
Образовательные: познакомить учащихся с дикими и домашними животными; раскрыть роль животных в природных сообществах; взаимосвязь животных в природе; зависимость жизни хордовых от человека; негативное и заботливое отношение к животным; об охране животного мира;
Развивающие: познакомиться с принципами классификации живых организмов; продолжить формирование умений обсуждать проблему, систематизировать, строить схемы современной классификации, останавливаться на вопросах ЕНТ;
Воспитательные: сформированные чувства бережного и ответственного отношения к животным.
Оборудование: компьютер, презентация.
ХОД УРОКА
Организационный.
Психолого-педагогический настрой на урок.
II. Знакомство с организацией учебных занятий по курсу биологии «Животные»
III. Изучение н/м1.Зоология – наука о животных
Вспомните, как переводится слово «биология»?
Запись в тетради: Биология (от греч. «биос" – жизнь, «логос» – наука) - наука о живой природе (слайд 2).
Кто из ученых впервые предложил термин «биология»? (слайд 3).
Термин «биология» предложил в 1802 году французский ученый Жан Батист Ламарк.
Все живые организмы на Земле объединены в царства (слайд 4).
Перечислите царства, существующие на Земле.
(Царства: Вирусы, Бактерии, Грибы, Растения, Животные).
Скажите, с какими царствами мы познакомились в 6 классе?
Правильно, в 6 классе на уроках биологии вы познакомились с представителями четырех царств: Вирусы, Бактерии, Грибы, Растения.
Как вы думаете, какое царство мы будем изучать в этом году?
Правильно, мы приступаем к изучению нового царства живых организмов – Животные А как называется раздел биологии, посвященный изучению животных?
Раздел биологии, посвященный изучению животных, их многообразия, строения и жизнедеятельности, связей со средой обитания, распространения, индивидуального и исторического развития, роли в природе и значения для человека, называется зоологией (от греч. зоон – "животное", логос – "учение") (запись в тетрадь).
2. Современная зоология – система наук о животных.
Какие науки нам уже знакомы из 6 класса?
Среди них морфология и анатомия, изучающие внешнее и внутреннее строение организмов, цитология – их клеточное строение
Физиология исследует деятельность клеток, органов, систем органов и целых организмов.
Эмбриология рассматривает индивидуальное развитие организмов.
Систематика – классификацию животных
Важную часть зоологии составляет экология, изучающая взаимоотношения животных между собой, а также с другими организмами и со средой обитания.
Палеонтология исследует ископаемых животных и их изменения в процессе исторического развития.
В школьный курс зоологии включены основы и других наук
генетики, объясняющей закономерности наследственности,
зоогеографии – распространение животных,
этологии – их поведение
Зоология изучает различные группы животных
млекопитающих и др.
Работа в парах:
Самостоятельная работа с учебником по заданию:
3. Сходство и различия животных и растений
Для животных, как и для большинства других живых организмов, характерны следующие особенности:
1) клеточное строение,
2) способность к питанию,
3) дыханию,
3)выделению,
4)обмен веществ между организмом и окружающей средой,
5)размножение, рост, развитие.
6) Животные способны воспринимать раздражения и реагировать на них.
7) Они могут активно передвигаться. Большинствоиз них сами добывают себе пищу, преследуют добычу.
8) Животные освоили все среды жизни: водную, наземную, подземную и воздушную.
4. Отличие животных от растений
Чем отличаются животные от растений?
Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки. В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами.
В природных сообществах они играют роль потребителей (консументов) органического вещества.
Воспринимают раздражения и реагируют на них.
Большинство активно передвигаются.
Освоили все среды жизни.
5). Многообразие животных
Больше всего на Земле насекомых (бабочек, жуков, мух, пчел и др.) – более 1 млн. видов.
Известно около 130 тыс. видов моллюсков: улиток, слизней, перловиц, кальмаров.
Свыше 20 тыс. видов рыб населяют разные водоемы.
Современных птиц насчитывают по сравнению с другими группами немного – 8600 видов, млекопитающих– около 4000 видов.
Животные очень разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам, образу жизни.
Одни передвигаются в воде при помощи ресничек, другие – благодаря плавникам. Большинство наземных животных при движении опираются на конечности. Насекомые, птицы, летучие мыши для полета используют крылья.
6. Значение животных.
Работа в группах
1 группа - Значение животных. Дикие и домашние животные.
2 группа - Отрицательная роль животных в природных сообществах.
3 группа - Промысловые животные;
Охрана животных
Знаете ли вы, что такое Красная книга?
Для чего она создана? Какие животные находятся под охраной в Казахстане?
Сколько заповедников в РК?
IV. Закрепление: .Что изучает комплексная наука зоология? Назовите специальные науки, входящие в ее состав.
2.Назовите внешние признаки приспособленности отдельных животных к обитанию в почве, воде, на суше, в воздухе, а также в организме других животных.
3.Составьте план рассказа о многообразии и особенностях внешнего строения животных.
V. Подведение итогов:
Итак, сегодня на уроке вы еще раз убедились в том, что наши соседи по планете удивительны и прекрасны, и что мы о них знаем явно не достаточно.
Давайте на каждом нашем уроке узнавать много нового и интересного о тех, кто кроме нас населяет нашу планету.
VI. Д/З: Творческое задание: найдите занимательный материал о животных.
VI. Рефлексия Всегда полезно оценить самого себя, определить затруднения и найти пути их преодоления. Формулируют вывод о степени достижения цели урока
Осуществляют самоанализ деятельности на уроке и самооценк
До встречи
Диагностическая работа по биологии включает в себя 10 заданий. Ответы на задания нужно записывать в поля ответов в тексте работы.
В архиве находится файл с текстом диагностической работы в четырёх вариантах. Есть файл файл с системой оценивания диагностической работы.
Целевая аудитория: для 10 класса
В архиве опубликованы:
В архиве опубликованы:
- описание ВПР по биологии, включающее Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ВПР. Кодификатор составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования для изучения предмета на базовом уровне. В описании ВПР содержатся сведения о распределении заданий в работе по блокам содержания и проверяемым способам действий, о системе оценивания отдельных заданий и работы в целом.
- образец всероссийской проверочной работы, который дает представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.
- ответы и критерии оценивания к образцу проверочной работы.
В архиве опубликованы:
- описание ВПР по биологии, включающее Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ВПР. Кодификатор составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования для изучения предмета на базовом уровне. В описании ВПР содержатся сведения о распределении заданий в работе по блокам содержания и проверяемым способам действий, о системе оценивания отдельных заданий и работы в целом.
- образец всероссийской проверочной работы, который дает представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.
- ответы и критерии оценивания к образцу проверочной работы.
В архиве опубликованы:
- описание ВПР по биологии, включающее Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ВПР. Кодификатор составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования для изучения предмета на базовом уровне. В описании ВПР содержатся сведения о распределении заданий в работе по блокам содержания и проверяемым способам действий, о системе оценивания отдельных заданий и работы в целом.
- образец всероссийской проверочной работы, который дает представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.
- ответы и критерии оценивания к образцу проверочной работы.
Интерактивный тест задание может использоваться как во время изучения нового материала, так и для закрепления ранее изученного. Так же уместно его использование и на факультативных занятиях с обучающимися в спец. классах с углублённым изучением биологии. Прекрасно подходит и для самостоятельной домашней работы в комплексном исполнении (онлайн + записи в тетради)
Целевая аудитория: для 5 класса
При выполнении задания необходимо подобрать пары: фото - текст, текст-текст, фото-фото, видео-фото,видео-текст.
Разработка предназначена для работы в классах или с отдельными учениками с углублённым изучением биологии.
Целевая аудитория: для 5 класса
Итоговой работы для проведения промежуточной аттестации обучающихся 7 класса по биологии содержит 4 варианта. Учебно-методический комплект по биологии Сонин, Н.И. Биология: Многообразие живых организмов. 7 кл. М.: Дрофа, 2017.
На основании спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования по предмету «Биология» для проведения итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся. В работе представлены задания базового, повышенного и высокого уровня. В работе представлены задания базового, повышенного и высокого уровня.
Целевая аудитория: для 7 класса
Контрольно измерительный материал по биологии 5 класс. Сборник содержит тесты различного уровня сложности. Тесты сгруппированы по темам в соответствии с программой В.В. Пасечника. Контрольно-измерительные материалы предназначены для проверки уровня усвоения учебного материала на основании образовательного минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников школ.
Целевая аудитория: для 5 класса
Данные задания различных типов разработаны в соответствии с программными требованиями (программа Пасечника В.В., Вертикаль) и предназначены для проверки и систематизации знаний учащихся по темам "Жизнь растений (размножение)", "Классификация растений". Представлены в 4 вариантах, в каждом 14 вопросов. Система оценивания прилагается. В конце теста для педагогов приведены правильные варианты ответов для облегчения проверки.Тест может быть использован при подготовке к ОГЭ обучающихся 9 класса с целью повторения соответствующих тем.
Целевая аудитория: для 6 класса
Презентация подготовлена для проведения игры по биологии в 5-6 классах. УМК любой.
Цель: Расширение кругозора учащихся о раннецветущих растениях.
Задачи: способствовать развитию познавательной активности учащихся; развивать интеллектуальные способности и логическое мышление; познакомить учащихся с первоцветами на примере загадок.
В презентации даны загадки, ответы к ним и иллюстрации о раннецветущих растениях. Смена слайдов и объектов на них производится по щелчку. Сначала выходит текст загадки, затем - название растения и иллюстрация. За каждый правильный ответ - 1 балл.
Целевая аудитория: для 5 класса
16 вариантов
Варианты созданы для качественной подготовки к ЕГЭ 2018 по биологии. Могут использоваться для проведения самостоятельных пробных ЕГЭ в школах. В конце тестов содержатся ответы ко всем заданиям, а также критерии для проверки сложной, второй части теста.
Целевая аудитория: для 11 класса
Данная презентация актуальна для подготовки к Всероссийской проверочной работе по биологии учащихся 6 классов. Работа выстроена на материале образца Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации "Биология. 6 класс". Образец 2018.
Представлены две версии презентации: одна с ответами, вторая без ответов. Это сделано для удобства учителю, если он предполагает предварительный контроль с последующим разбором допущенных ошибок, то можно использовать версию презентации без ответов.
Если учитель планирует одновременные вопросы-ответы, то можно использовать версию презентации с ответами, где сначала на слайде появляется вопрос и учащимся дается возможность ответить на данный вопрос, а затем по щелчку появляются ответы.
Имеются ссылки на конкретные вопросы и возврат на слайд с номерами вопросов.
С уважением, Феоктистова Т.И.
Такырыбы: Доли головного мозга. Л.р. № 3
Образовательная: познакомить учащихся с особенностями строения полушарий большого мозга; функциями долей и зон полушарий.
Развивающая: формировать умение сравнивать строение и функции больших полушарий мозга человека.
Воспитательная:
воспитывать уважение к интеллектуальному труду;
– формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга;
Оборудование: Разборные модели головного мозга; таблица «Головной мозг человека», «Спинной мозг человека»; портреты отечественных ученых И.П.Павлова и И.М. Сеченова; видеоматериал по теме; презентация; видеопроектор; раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. (дифференциация)
а) (Работа в рабочей тетради №34)
1-продолговатый мозг
3-средний мозг
4-промежуточный мозг
5-мозжечок
6-полушария большого мозга
(по таблице)
б) Индивидуальные карточки с тестами
Спинной мозг – это часть:
б) периферической Н.С;
2. От спинного мозга отходят корешки спинномозговых нервов, образующие:
а) 31 нерв;
б) 31 пара нервов;
3. Рефлекс – это:
а) ответная реакция организма;
б) ответная реакция организма на воздействие внешней среды или изменение внутреннего состояния, с участием нервной системы;
в) ответная реакция организма на воздействие внешней среды;
4. Из чего состоит белое вещество мозга:
а) из отростков нервных клеток;
б) из тел нервных клеток и их отростков;
5. Головной мозг человека состоит из:
а) ствола и полушарий большого мозга;
б) мозжечка и полушарий большого мозга;
в) ствола, мозжечка, полушарий большого мозга.
самопроверка
в) Карточки с заданиями из УМК.
Самопроверка
г) Фронтальная беседа.
1. Каково значение нервной системы?
(Осуществляет согласованную работу всех частей организма; обеспечивает связь организма с внешней средой; составляет материальную основу психической деятельности человека(мышления, речи и сложных форм социального поведения).
2. Как можно разделить н.с. по топографическому признаку?
(ЦНС и периферическую н.с.
ЦНС = г.м. + с.м.
периферическая = нервы + нервные узлы + нервные окончания)
3.Как разделить н.с. по функциональному признаку?
(Соматическую и вегетативную)
4. Каково строение нейрона?
(Тело + отростки – аксон и дендрит)
5. Чем представлено серое и белое в - во н.с.?
(серое = скопление тел нейронов, белое = отростки нейронов)
6. Как классифицируются нейроны согласно выполняемым им функциям?
(чувствительные, вставочные, двигательные)
7. Рефлекс – это?
8. Какие бывают рефлексы?
9. Где расположен головной мозг?
(в полости черепа)
10. Из каких отделов состоит головной мозг?
(Г.М = ствол + мозжечок + полушария большого мозга)
11. Какие части входят в состав ствола головного мозга?
(Ствол = продолговатый мозг + мост + промежуточный мозг)
12. Каковы функции продолговатого мозга?
(Через ядра проходят рефлекторные дуги: рефлекс кашля, чихания, слезоотделения и т.д.)
13. Как устроен мозжечок?
(Состоит из полушарий и соединяющего их червя, поверхность имеет борозды и извилины – это кора мозжечка)
14. Какие функции выполняет мозжечок?
(принимает участие в координации движения, обеспечивает равновесие тела)
15. Каковы функции моста?
(проводит импульс в кору г.м., к мозжечку, продолговатому, с.м.)
16. Назовите функции среднего мозга.
(обеспечивает рефлекторное изменение величины зрачка, кривизны хрусталика в зависимости от яркости света)
17.Какие функции выполняет промежуточный мозг?
(Проводит импульсы к коре полушарий большого мозга от рецепторов кожи и органов чувств, отвечает за чувство жажды и голода, постоянства внутренней среды, за работу желез внутренней секреции и вегетативной н.с.)
5-8мин
Изучение нового материала.
Показ слайдов «Полушария большого мозга»
Полушария большого мозга – самый крупный молодой в эволюционном отношении отдел г.м., у человека он развит лучше, чем у других представителей позвоночных животных.
Два полушария большого мозга соединены мозолистым телом и состоят из белого и серого вещества. Серое вещество образует кору полушарий, расположенную сверху, и подкорковые ядра в толще белого вещества. Белое вещество находится под корой.(рис стр. 66-67 в учебнике)
Кора г.м. имеет толщину 3-4 мм, площадь - 220000мм 2 , состоит из 12-18 млрд. нервных клеток, на поверхности коры видны борозды (углубления) и извилины (складки).
Крупные борозды делят полушария на доли - их 4:
лобная, височная, теменная, затылочная.
Участки коры полушарий большого мозга выполняют различные функции, поэтому они подразделяются на зоны
В 1836 году Марк Дакс, никому не известный французский врач, прочел доклад, в котором описывал 40 человек из числа своих больных, страдавших нарушениями речи. У всех обнаруживались признаки повреждения левого полушария мозга.
В 1865 году Поль Брока, знаменитый француский антрополог и патологоанатом, представил описание клинической истории больного, который утратил способность говорить, но, тем не менее, мог нормально читать и писать, а так же понимать все то, что ему говорили. Брока считал, что причиной нарушения было поражение в лобной доле левого полушария. Этот участок коры, прилегающий у двигательной зоне и управляющий мышцами лица, языка, челюстей и глотки, получил название зоны Брока. Специфические затруднения, которые испытывают больные при произнесении звуков речи, хотя сама способность к использованию языка остается у них нормальной, называют афазией. При вскрытии двух больных, страдавших расстройством речи, Брока обнаружил поражение одной и той же области левого полушария – заднелобной. После нескольких лет раздумий и наблюдений Брока в статье, опубликованной в шестом томе. «Бюллетеня Антропологического общества» за 1865 г., заявил: «Мы говорим левым полушарием».
В 1874 г. Клодт (Карл) Вернике, французский врач, установил, что при кровоизлияниях в височную область левого полушария больной перестает понимать речь, хотя может говорить: речь превращается для него в бессмысленный шум. Афазия Вернике возникает при повреждении верхнее – заднего участка левой височной доле, названной зоной Вернике.
Среди учеников нашей школы много правшей и левшей.
В семье, детском саду, школе следует не запрещать, а, наоборот, поощрять желание ребенка что-то делать левой рукой. Детям разрешается писать как им удобно, не обращая внимания на наклон и каллиграфию. Лишь бы без ошибок, лишь бы не отставали от своих одноклассников. (Министерство здравоохранения, 23 июня 1985г).
Правши
95% - говорят левым полушарием
5% - правым
Левши
По данным российских ученых:
65% - говорят правым полушарие, 35% - левым
По данным ученых США:
70% - говорят левым, 15% - обоими, 15% - правым полушарием
Предположительно причины леворукости связаны с изменениями (не нарушениями!) в генетическом коде, вызванными:
Чрезмерными волнениями во время беременности;
Простудными заболеваниями;
Отравлением недоброкачественной пищей (А. П. Чуприков).
Великие левши:
Микеланджело, Чарли Чаплин, Владимир Даль, Иван Павлов.
В нашей стране левшей около 6 – 8 миллионов. Леворукость гораздо чаще встречается у мужчин (причина леворукости: в левом полушарии развивающегося мозга замедляется процесс миграции нейронов к местам их окончательной локализации).
Название полушарий | Их функции |
|
Левое полушарие | устная и письменная речь; анализ информации; обобщение, принятие решений |
|
Правое полушарие | образное мышление; музыкальное и художественное творчество; восприятие музыки; |
Левша: тяготеет к теории, имеет большой словарный запас, активно им пользуется, ему присущи высокая двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события.
Правша: тяготеет к конкретным видам деятельности, медлителен и неразговорчив, но наделен способностью тонко чувствовать и переживать, склонен к созерцательности и воспоминаниями. 8-10 мин
Зрение и ассиметрия
Опыт с яблоком. Демонстрируется яблоко и предлагается детям описать его различными прилагательными.
Учащиеся называют прилагательные и распределяют их в группы
Левополушарные Правополушарные
круглое яркое
объемное красное
аппетитное
вкусное и т.д.
Слух и ассиметрия
Видеоролик – 4мин
Вопрос: За что ответственна правая и левая половина мозга? Что происходит при нарушениях работы правого или левого полушария?
(правая половина мозга ответственна за понимание предметных шумов - звон битого стекла, бульканье воды, аплодисменты, чихание, храп и т.д. При неработающем полушарии эти звуки не вызовут ни каких картин, не обозначат ровным счетом ничего, нет возможности назвать песню и вспомнить слова).
(левая половина мозга ответственна за узнавание музыки. С заблокированным правым полушарием нет возможности узнать даже очень знакомую мелодию)
Проведение теста на выяснение право-и левополушарности учащихся
(Киселев А.М., Бакушев А.Б. Узнай свой характер)
Тест основан на четырех признаках, которые появляются у человека с момента рождения и не меняются в течение всей жизни.
Ведущая рука. Переплести пальцы рук. Если сверху оказывается большой палец левой руки – вы человек эмоциональный, правой – у вас аналитический ум.
Поза Наполеона . Переплести руки на груди. Если наверху левая рука – вы склонны к кокетству, правая – к простоте и простодушию.
Ведущий глаз . Правый ведущий глаз говорит о настойчивом, агрессивном характере, левый – о мягком и уступчивом.
Аплодирование. Если удобнеехлопать правой рукой, можно говорить о решительном характере, левой – вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение, обдумываете, как лучше поступить, чтобы не обидеть окружающих.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАнИЙ
Желающим подготовить сообщение «Мозг и способности», «Жизнь и деятельность И.М.Сеченова».
Эйнштейн и Ломоносов – кто был правополушарным, а кто левополушарным?
Несмотря на то, что Альберт Эйнштейн был великим физиком, всем известна его увлеченность скрипкой, а известный физик, химик, математик Михайло Ломоносов был и поэтом.
Поэтому полную картину мира нам могут дать только оба полушария в непрерывной связи друг с другом.
М.М.Сперанский пишет в книге «Правила высшего красноречия» 1795г: «Сцепление понятий в уме бывает иногда столь тонко, столь нежно, что малейшее покушение обнаружить сию связь словами разрывает и уничтожает».
Показатель объема внимания | Оценка показателя |
|
Высокий показатель |
||
Средний показатель |
||
Низкий показатель |
Подведение итогов, оценивание.
4.Закрепление. Вопрос-ответ
В пособии представлены технологические карты уроков биологии для 8 класса, разработанные в соответствии с ФГОС ООО, планируемыми результатами основного общего образования по биологии и требованиями Примерной образовательной программы, ориентированные на работу по учебнику Н. И. Сонина, М. Р. Сапина (М.: Дрофа, 2014).
Учебные занятия спроектированы с позиции деятельности учителя в переходный период изменения школьной инфраструктуры обучения, нацелены на опережающее развитие учащихся и обеспечивают их успешную социализацию. Для каждого урока определены планируемые результаты (предметные умения, метапредметные УУД - регулятивные, личностные, познавательные), педагогические средства, формы организации взаимодействия учащихся с учителем и сверстниками, продуманы разные по уровню сложности и интеллектуально-развивающей направленности задания (творческие, проблемно-поисковые, исследовательские).
Предназначено руководителям методических объединений, учителям биологии общеобразовательных организаций.