Правам человека президенте рф официальный. Борис Титов, уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей: биография, личная жизнь. Совет по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей

Уполномоченный по защите прав предпринимателей и его аппарат представляют собой государственный орган, который призван обеспечивать защиту предпринимательских интересов в России. Впервые о введении такого института в РФ заговорили в период президентства Дмитрия Медведева, тогда же и началось предварительное обсуждение проекта будущего нормативного акта, регулирующего статус Уполномоченного и его взаимоотношения с государственными структурами и экономически активным сектором, в профильных комитетах Государственной Думы.

Впервые же должность Уполномоченного на федеральном уровне была введена Указом Президента РФ от 22 июня 2012 года N879, который сам по себе стал началом реализации знаменитых "майских Указов" Президента В.В. Путина. В указе не раскрывались особенности статуса лица, назначенного в качестве Уполномоченного, но был назван сам человек, который должен был занять данный ответственный пост. Им стал Борис Титов, крупный предприниматель, долгое время успешно возглавлявший компанию ОАО "Абрау-Дюрсо", сделав ее самой успешной в своем сегменте рынка по продаже игристых вин.

Детальное законотворчество относительно деятельности Уполномоченного было завершено принятием Федерального закона от 7 мая 2013 года N78-ФЗ "Об Уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ". Данный нормативный акт обозначил статус Уполномоченного, отнеся его к государственным служащим Администрации Президента и наделив его аппаратом помощников, необходимым для реализации им своих функций.

С 1 января 2015 года статус был изменен: Уполномоченный и его аппарат стали государственным органом, самостоятельным юридическим лицом, финансируемым из федерального бюджета, который призван обеспечивать соблюдение законных интересов и прав предпринимателей, не допускать произвола органов публичной власти и ее представителей в отношении предпринимательского сектора. С принятием закона регионы также получили право вводить у себя аналогичные должности.

Статус и общая компетенция Уполномоченного

Далеко не каждый человек, пусть даже и грамотный специалист и отличный предприниматель, может претендовать на столь высокий пост. Законодатели установили возраст, с которого можно становиться Уполномоченным, 30 лет, установили образовательный ценз - обязательно наличие высшего образования. Срок полномочий данного государственного служащего составляет 5 лет, с правом продления еще на 5 лет.

Президент, с учетом мнения предпринимательского комьюнити, самостоятельно назначает кандидата на должность; он же может досрочно завершить полномочия конкретного лица, занимающего пост Уполномоченного, например, в связи с утратой доверия или по другой существенной причине.

Уполномоченному по защите прав предпринимателей должна быть присуща независимость от бизнес-структур и от властного сообщества: он не имеет права заниматься коммерцией в любом виде, не может занимать посты в публичных органах власти. Кроме того, он хоть и вправе состоять в общественных или политических объединениях, но в своей деятельности не может руководствоваться решениями таких социальных образований. В данном случае можно говорить об определенном конфликте интересов: нынешний омбудсмен по правам предпринимателей состоит в правящей партии, и получается, что ее решения в любом случае могут существенно повлиять на определенные действия Уполномоченного. При этом по состоянию на сегодняшний день резонансных решений Борис Титов не принимал, что свидетельствует о его самостоятельности и состоятельности в качестве омбудсмена.

Уполномоченный подотчетен Президенту РФ. Ежегодно он должен отправлять главе государства отчет о своей деятельности, а помимо этого давать оценку развитию и условиям осуществления активной экономической деятельности в стране, предоставлять разработки относительно нововведений, которые позволят улучшить ситуацию в предпринимательском секторе.

Полномочия омбудсмена по защите прав предпринимателей

Аппарат Уполномоченного постоянно осуществляет мониторинг ситуации в секторе частного предпринимательства. Но не один орган не способен реагировать на каждое нарушение, касающееся прав бизнесменов. Поэтому законом предусмотрено, что основным способом взаимодействия представителей бизнес-сообщества и Уполномоченного на их защиту, является производство по жалобам предпринимателей. Она может быть направлена как в письменной форме (письмом), так и выражена на личном приеме. Возможна и ее отправка по электронным каналам связи - при помощи сети Интернет.

Решение о рассмотрении поступившей бумаги принимается в течение 10 дней со дня ее регистрации в органе. В течение последующих 3 дней заявитель должен быть уведомлен о решении Уполномоченного. Если принимается положительное решение, то омбудсмен переходит к непосредственному решению поставленной перед ним проблемы и о промежуточных или итоговых результатах своей работы в этом направлении он обязан уведомить предпринимателя, подавшего жалобу, не менее 1 раза в 2 месяца.

Отказаться от рассмотрения жалобы омбудсмен может в ограниченном числе случаев:

  • бумага составлена неадекватно - невозможно понять суть проблемы или жалоба является попросту нечитаемой;
  • ответ на вопрос, поставленный в жалобе, уже был дан омбудсменом ранее, если только в бумаге не содержатся новые дополнительные сведения по освещенной проблеме;
  • в ответе будет содержаться тайна (государственная, коммерческая или иная).

Возможности омбудсмена при рассмотрении жалобы и последующие действия

Уполномоченный наделен массой прав, которыми он может воспользоваться для наиболее качественной помощи обратившимся предпринимателям. В частности, закон наделил его следующими правомочиями:

  • беспрепятственным получением любых сведений, в том числе и письменных материалов в органах и от должностных лиц, наделенных публичной властью любого уровня;
  • беспрепятственным посещением любых органов государства и местной власти при предъявлении удостоверения;
  • без особого разрешения администрации исправительных учреждений и органов следствия посещать предпринимателей, замешенных в экономических преступлениях (мошенничестве, неуплате налогов и др.);
  • получать от осужденных или обвиняемых бизнесменов жалобы без цензуры в запечатанном пакете, т.е. свободные от досмотра в силовых структурах, осуществляющих уголовное преследование;
  • участвовать в проверках (например, совместно с полицией или антимонопольной службой);
  • выносить предписания о приостановлении действия актов, нарушающих права предпринимателей, как нормативных, так и индивидуальных, с одновременным обращением в суд для признания такого акта недействительным;
  • другими специальными полномочиями.

Ответы, необходимые Уполномоченному для разрешения вопросов по конкретному заявлению предпринимателя, должны быть направлены из соответствующих органов или организаций в течение 15 дней с момента обращения.

По результатам проведения всех необходимых мероприятий омбудсмен должен составить для обратившегося бизнесмена окончательный ответ и совершить иные действия, направленные на финальное разрешение проблемы предпринимателя: обратиться в суд с заявлением, передать жалобу должностному лицу, который уполномочен на работу с ней сообразно своей компетенции, направить обращение о привлечении лиц, нарушающих права бизнесменов, к ответственности.

Институт уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (далее – Уполномоченный) создан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 " ". Потребность в нем продиктована тем, что зачастую субъекты предпринимательской деятельности (далее – предприниматели) не в силах самостоятельно разрешить ситуации, связанные с нарушением их прав и законных интересов, особенно в тех случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление, коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц.

Впервые должность Уполномоченного была учреждена Указом Президента РФ от 22 июня 2012 г. № 879 " ", а назначен на нее Борис Титов . С целью закрепления правового статуса уполномоченного и детального регулирования его деятельности Минэкономразвития России был разработан, а в последствии принят Госдумой и подписан Президентом РФ Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ " ", который вступил в силу 8 мая 2013 года (далее – закон об уполномоченных).

На данный момент, уполномоченный является федеральным государственным гражданским служащим Администрации Президента РФ , назначаемым главой государства с учетом мнения предпринимательского сообщества. Финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета. Однако планируется, что с 1 января 2015 года Уполномоченный и его рабочий аппарат получат статус государственного органа, обеспечивающего гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав государственными и муниципальными органами и должностными лицами ().

Справка

Уполномоченным назначается лицо, являющееся гражданином России, не моложе 30 лет, имеющее высшее образование, назначаемой Президентом РФ сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может занимать указанную должность более чем два срока подряд. Его полномочия также могут быть досрочно прекращены по решению главы государства.

Уполномоченный не вправе быть членом Совета Федерации, депутатом Госдумы, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня назначения на должность. В своей деятельности Уполномоченный не может руководствоваться решениями политической партии или иного общественного объединения, членом которого он состоит (ст. 1 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ " ").

Помимо этого, каждый регион России имеет право учреждать должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ (далее – региональные уполномоченные) для решения соответствующих проблем на локальном уровне. Правовое положение, основные задачи и компетенция регионального уполномоченного, а также порядок его назначения устанавливаются специальным законом субъекта РФ. Кандидатура такого должностного лица согласовывается с Уполномоченным и предпринимательским сообществом.


Общая компетенция Уполномоченного

В компетенцию Уполномоченного входит защита прав и законных интересов как российских и иностранных предпринимателей на территории России, так и российских предпринимателей на территориях иностранных государств. Для этих целей он также осуществляет контроль за деятельностью федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Помимо этого, Уполномоченный содействует развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов предпринимателей, взаимодействует с предпринимательским сообществом, участвует в формировании и реализации государственной политики в соответствующей сфере.

Порядок рассмотрения жалоб Уполномоченным

Обращения Уполномоченный рассматривает в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ " ", но с учетом особенностей, установленных законом об уполномоченных. Напомним, что по общему правилу письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации.

Жалоба может быть направлена как в письменном виде (в том числе, в ходе личного приема), так и в электронном виде. В последнем случае необходимо заполнить специальную форму и направить ее по адресу [email protected] . Решение о принятии жалобы к рассмотрению или об отказе в этом принимается Уполномоченным в течение в течение 10 дней со дня ее поступления (заявитель уведомляется о принятом решении в течение трех дней). При этом отказ в принятии жалобы должен быть мотивирован, т. е. содержать хотя бы одно из следующих оснований ():

  • текст жалобы, направленной в письменной форме, не поддается прочтению;
  • в жалобе содержится только тот вопрос, на который заявителю многократно давались Уполномоченным ответы по существу в письменной форме в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые обстоятельства по этому вопросу;
  • ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

В случае принятия жалобы к рассмотрению, Уполномоченный уведомляет заявителя о результатах реализации мер по восстановлению его нарушенных прав и законных интересов с периодичностью не реже одного раза в два месяца. Стоит отметить, что на официальном сайте Уполномоченного опубликован подробный порядок подачи и рассмотрения жалоб и принятия решений по ним, утвержденный во исполнение .

Полномочия Уполномоченного в ходе рассмотрения жалобы

Уполномоченный наделен достаточно широким спектром инструментов для разрешения обращений предпринимателей, в том числе и рядом властных полномочий. В частности, входе рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе ():

  1. Запрашивать и получать от органов государственной власти и местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы (в частности, в законодательстве прямо прописано право уполномоченных бесплатно получать информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, а также сведения и документы из ЕГРЮЛ и ЕГРИП ).
  2. Беспрепятственно посещать органы государственной власти и местного самоуправления при предъявлении служебного удостоверения.
  3. Без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы в целях защиты прав предпринимателей. Речь идет о предпринимателях, подозреваемых, обвиняемых или осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных , и (если они совершены в сфере предпринимательской деятельности), а также , . Стоит также отметить, что предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, адресованные уполномоченным не подлежат цензуре и направляются адресату в запечатанном пакете (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ " ").
  4. Принимать участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя (и с его письменного согласия) в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля. Корреспондирующая норма о праве юридического лица и индивидуального предпринимателя привлекать Уполномоченным к участию в проверке закреплено также в п. 5 ст. 21 Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ " ".
  5. Выносить подлежащие немедленному исполнению предписания о приостановлении действия ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы предпринимателей. Данное право может быть реализовано только при условии одновременного обжалования Уполномоченным такого документа в судебном порядке. При этом его действие приостанавливается только на срок до вступления в законную силу соответствующего судебного акта, который будет вынесен по итогам рассмотрения заявления уполномоченного. Об исполнении вышеупомянутого предписания исполнительно-распорядительные органы или должностные лица местного самоуправления обязаны сообщить Уполномоченному в трехдневный срок, а представительные органы местного самоуправления – не позднее трех дней со дня принятия ими решения (ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ " ").
  6. Привлекать экспертов, способных оказать содействие в их полном, всестороннем и объективном рассмотрении жалоб предпринимателей. Стоит отметить, что помимо права Уполномоченного на совершение указанных выше действий, установлена прямая обязанность руководителей и иных должностных лица органов государственной власти и местного самоуправления (): обеспечить прием Уполномоченного; направить ответ в письменной форме на его обращение; предоставить запрашиваемые им сведения, документы и материалы.

Данные действия должны быть совершены в срок, не превышающий 15 дней со дня получения соответствующего обращения от Уполномоченного. Ответ на его обращение направляется за подписью должностного лица, которому оно непосредственно было адресовано.

В жалобе в обязательном порядке указывается, какие именно права субъекта предпринимательской деятельности нарушены, субъект, нарушивший эти права, нарушенные нормы материального и процессуального права, обстоятельства, при которых произошло нарушение, действия, которые, по мнению заявителя, могут привести к восстановлению нарушенного права, или устранению последствий нарушения, действия, предпринятые субъектом предпринимательской деятельности самостоятельно для защиты прав.

Если заявитель обращается к Уполномоченному с просьбой о совершении отдельных процессуальных действий в рамках гражданского, арбитражного, административного, или уголовного процесса, в жалобе должны быть указаны уважительные причины, объективно препятствующие заявителю и (или) субъекту предпринимательской деятельности, в интересах которого выступает заявитель, самостоятельно совершить такие процессуальные действия и приложены подтверждающие это документы.

  1. Разъяснить заявителю вопросы, касающиеся его прав и законных интересов, в том числе форм и способов их защиты, предусмотренных законодательством РФ.
  2. Передать жалобу в орган государственной власти, местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу. При этом Уполномоченный не имеет права направлять жалобу на рассмотрение должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется ().
  3. Направить заключение с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов предпринимателей в орган государственной власти, местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются соответствующие нарушения. Тем не менее, обязанность указанных субъектов исполнять данное заключение законодательством не установлена.
  4. Обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) госорганов, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также иных органов и организаций, если они наделены отдельными государственными или иными публичными полномочиями (см. , ). Исключение составляют органы прокуратуры, Следственного комитета РФ, органов судебной власти. При этом реализовать указанное право уполномоченный имеет только в том случае, если оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону, иному нормативному правовому акту, нарушают права и законные интересы предпринимателей в сфере предпринимательской деятельности , незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, либо создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности.
  5. Обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, в том числе групп лиц, являющихся предпринимателями (см. );
  6. Обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые в отношении заявителя.
  7. Направить обращения о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов предпринимателей, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в органы государственной власти, местного самоуправления, иные органы, организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

Информация о результатах рассмотрения жалоб субъектов предпринимательской деятельности подлежит размещению (опубликованию) на официальном сайте Уполномоченного в сети "Интернет". Необходимым условием является обезличивание персональных данных .

Ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного

В целях пресечения попыток воспрепятствовать осуществлению Уполномоченным его законных прав и обязанностей введена административная ответственность (). Согласно соответствующие дела рассматриваются судом . Так, вмешательство в деятельность уполномоченного с целью повлиять на его решения влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 2 тыс. руб.

Если должностное лицо не исполнило законные требования Уполномоченного либо воспрепятствовало его деятельности в иной форме – оно может быть оштрафовано на сумму от 2 тыс. до 3 тыс. руб.

В случае несоблюдения должностными лицами установленных сроков предоставления Уполномоченному информации (документов, материалов, ответов на обращения) штраф составит от 1 тыс. до 2 тыс. руб. Наконец, повторное совершение в течение года любого из упомянутых правонарушений влечет дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года. При этом стоит отметить, что ответственность за воспрепятствование деятельности региональных уполномоченных в не закреплена и может устанавливаться нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

Другие права и обязанности Уполномоченного

Уполномоченный вправе назначать общественных представителей, действующих на общественных началах, которые осуществляют представительские и экспертные функции.

Также он может создавать экспертные, консультативные и общественные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах, и привлекать для участия в их деятельности представителей органов государственной власти, местного самоуправления, предпринимательского сообщества, общественных организаций. Кроме того, Уполномоченный вправе создавать общественные приемные, оказывающие предпринимателям консультативную помощь по вопросам, относящимся к его компетенции ().

"Именно потому, что обращения связаны практически со всеми отраслями экономики, мы создали институт общественных омбудсменов, которые на безвозмездных началах рассматривают обращения, каждый по своей сфере. На данный момент таких общественных омбудсменов при уполномоченном – 27 человек", – пояснил Борис Титов .

Отдельный блок прав Уполномоченного связан с его деятельностью как эксперта, который имеет право обращаться к различным государственным и муниципальным органам с законодательными и иными инициативами, связанными с защитой прав и законных интересов предпринимателей (). Такие предложения могут выдвигаться Уполномоченным, в частности, по итогам рассмотрения и обобщения обращений предпринимателей (абз. 2 п. 2.1 Порядка рассмотрения обращений Уполномоченным).

Например, Уполномоченный имеет право направлять предложения о принятии (изменении, признании утратившими силу) нормативных правовых актов, относящихся к сфере его деятельности, Президенту РФ, членам Совета Федерации, депутатам Госдумы, в Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, иные органы государственной власти и местного самоуправления. Также он может давать заключения на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы предпринимателей. Такие заключения являются обязательными для рассмотрения Правительством РФ, федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления (срок ответа Уполномоченному – 30 дней со дня получения).

Также Уполномоченный может направлять Президенту РФ:

  • мотивированные предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ , в случае противоречия этих актов и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и законных интересов предпринимателей до решения этого вопроса соответствующим судом.
  • мотивированные предложения об отмене постановлений и распоряжений Правительства РФ в случае их противоречия федеральным законам и указам Президента РФ.

Если федеральным органом исполнительной власти принят нормативный акт, необоснованно затрудняющий ведение предпринимательской деятельности, то Уполномоченный имеет право направить в Правительство РФ мотивированные предложения об отмене (приостановлении действия) как всего документа, так и его отдельных положений. Аналогичные предложения Уполномоченный может направлять в отношении нормативных актов региональных органов исполнительной власти – высшему должностному лицу субъекта РФ, но только в случае, если соответствующие полномочия предусмотрены конституцией (уставом) субъекта РФ.

Наконец, Уполномоченный вправе направлять органам и лицам, имеющим право на обращение в Конституционный Суд РФ мотивированные предложения об обращении в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии нормативных актов ().

При этом по окончании каждого календарного года Уполномоченный представляет доклад Президенту РФ о результатах своей деятельности, который также подлежит размещению на официальном сайте Уполномоченного в интернете и официальному опубликованию в "Российской газете".

Цитата

Борис Титов

Кончено же, главное наше достижение – проведение амнистии по экономическим статьям УК РФ. Она еще не закончена, но уже сейчас более 1300 предпринимателей воспользовались своим правом на амнистию. Кроме изменения к лучшему судеб конкретных людей, эта амнистия еще и очень громкий и сигнал нашим правоохранительным органам: бизнесмены – важная и полезная для государства часть нашего общества. Считаю, что в перспективе мы сможем отойти от обвинительного уклона в отношении бизнеса. Не стоит забывать, что главная задача, поставленная Президентом РФ Владимиром Путиным перед институтом бизнес-омбудсмена – добиться решения хозяйственных споров исключительно в гражданско-правовом поле.

Наиболее значимые инициативы Уполномоченного

Одной из наиболее заметных инициатив Уполномоченного стала подготовка совместно с депутатами Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 июля 2013 г. № 2559-6 ГД " " (далее – постановление). Документ предусматривает освобождение от уголовного наказания и снятие судимости с лиц, впервые осужденных за преступления в сфере предпринимательской деятельности (в том числе, если обвинительный приговор еще не вступил в силу).

В том числе, речь идет об условно осужденных, осужденных, отбывание наказания которым отсрочено, условно-досрочно освобожденных от оставшейся неотбытой части наказания, а также осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

Также данные лица будут освобождены от дополнительных видов наказаний, не исполненных на день вступления в силу постановления, за исключением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Наряду с этим, документом предусматривается прекращение уголовных дел о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности в упомянутой сфере, находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда, о преступлениях, совершенных до вступления в силу постановления.

При этом амнистия распространяется только на осужденных, которые выполнили обязательства по возврату имущества и (или) возмещению убытков потерпевшим до окончания срока исполнения постановления. Кроме того, амнистия (за исключением ее части, связанной с прекращением производства по делам) не распространяется на осужденных:

  • совершивших преступления, предусмотренные указанными статьями, перечисленными в совокупности с другими преступлениями, предусмотренными ;
  • ранее осуждавшихся за умышленные преступления и вновь осужденных к лишению свободы за умышленные преступления;
  • ранее освобождавшихся от наказания в порядке помилования или в соответствии с актом об амнистии и вновь совершивших умышленное преступление.

Перечень составов преступления, на которые распространяется действие амнистии, является закрытым и включает в себя: , , и , , Амнистия закончится 3 января 2014 года.

Также Уполномоченный выступает за сохранение действующих оснований для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях , а именно – только на основании материалов, направленных налоговыми органами ( , ). Напомним, что ранее Президентом РФ в Госдуму был внесен законопроект, который предусматривает возможность возбуждения уголовных дел правоохранительными органами по в общем порядке – без участия налоговиков .

Преюдиция – признание судом, прокурором, следователем или дознавателем доказанными обстоятельств, установленных ранее вступившим в законную силу судебным актом, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства (см. , ) .

Медиация – способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимого посредника) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Процедура медиации применяться при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства (ст. п. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ " ") .

Причем механизм, предлагаемый главой государства, уже действовал ранее, но был отменен с целью снижения коррупционного давления на бизнес . По мнению Уполномоченного, нынешний порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях доказал свою эффективность и привел к существенному сокращению фактов необоснованного уголовного преследования предпринимателей. В то же время, его пересмотр приведет к возобновлению негативной практики использования уголовного преследования по налоговым преступлениям в коррупционных целях.

В связи с этим Уполномоченный совместно с руководителями "ОПОРЫ России", Торгово-промышленная палаты, Российского союза промышленников и предпринимателей и "Деловой России" направили обращение Президенту РФ о проведении дополнительных консультаций с представителями предпринимательского сообщества и правоохранительных органов о целесообразности изменения порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям.

Помимо этого, Уполномоченный выступил с рядом других предложений. Например, в ходе рабочей встречи 13 ноября текущего года с Председателем Правительства РФ он предложил распространить правила в банках на индивидуальных предпринимателей. По его данная мера коснется порядка 3 млн человек и не создаст большой нагрузки на бюджет, но при этом позволит поддержать малый бизнес.

"Весной этого года мне поступило обращение от индивидуальной предпринимательницы из Омска, чьи вклады сгорели в обанкротившемся банке. Получается, что их вклады практически не защищены. Поэтому я и выступил с идей изменить этот порядок и отдельно страховать в АСВ вклады индивидуальных предпринимателей. Эта инициатива, к слову, встретила полную поддержку со стороны самого агентства, а сейчас Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев дал указание детально ее проработать", – комментирует свою инициативу Борис Титов .

Кроме того, Уполномоченный поддерживает инициативу об объединении ВС РФ и ВАС РФ. "Это решит проблему преюдиции, когда суды общей юрисдикции игнорируют решения арбитражных судов", – считает он . Также Уполномоченный активно выступает за развитие института медиации (формирование единого перечня профессиональных медиаторов), введение арбитражных судов присяжных, реформирование системы третейских судов, в частности, создание третейского суда на базе Торгово-промышленной палаты РФ.

Цитата

Борис Титов , Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей

"Сейчас уполномоченные по защите прав предпринимателей приступили к работе в 70 субъектах РФ. Проблема в том, что часть из них пока действует на общественных началах, что при желании дает повод органам исполнительной власти рассматривать их обращения в том же порядке, что и обращения граждан. Но вскоре эта ситуация должна быть решена и официальные назначения состоятся во всех регионах. Так же полноценной работе региональных уполномоченных будет способствовать принятие региональных законов регулирующих их деятельность и определяющих их полномочия" .

Как рассматривают жалобы предпринимателей региональные уполномоченные?

Региональный уполномоченный осуществляет свою деятельность строго в границах территории соответствующего субъекта РФ. Исходя из этого, он рассматривает жалобы предпринимателей не только зарегистрированных в данном регионе, но и тех, чьи права и законные интересы были нарушены на его территории ().

Предприниматели могут направить жалобу региональному уполномоченному на решения или действия (бездействие) органов государственной власти субъекта РФ, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте РФ, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, нарушающие права и законные интересы предпринимателей ().

Направление жалобы по одному и тому же вопросу уполномоченным, осуществляющим свою деятельность в разных субъектах РФ, не допускается. В случае, если после принятия жалобы к рассмотрению региональным будет установлено, что аналогичная жалоба уже рассматривается уполномоченным в другом субъекте РФ, жалоба оставляется без дальнейшего рассмотрения и возвращается обратившемуся с ней субъекту предпринимательской деятельности. Подробный порядок рассмотрения жалоб региональными уполномоченными определяется законами конкретных субъектов РФ ().

Права регионального уполномоченного при рассмотрении жалоб, установленные федеральным законодательством, совпадают с правами Уполномоченного (за исключением возможности беспрепятственно проходить в государственные органы и муниципальные по предъявлению служебного удостоверения). При этом, например, их право без специального разрешения посещать места содержания под стражей и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, непосредственно в законе об уполномоченных не прописаны. Однако они закреплены в упомянутых выше специализированных нормативных актах наравне с аналогичными правами Уполномоченного. Детальное же регулирование деятельности региональных уполномоченных осуществляется каждым субъектом РФ по-своему.

Региональные уполномоченные по окончании календарного года обязаны направлять Уполномоченному информацию о результатах своей деятельности с оценкой условий осуществления предпринимательской деятельности в регионе и предложениями о совершенствовании правового положения предпринимателей.


Особенности участия Уполномоченного и региональных уполномоченных в арбитражном, уголовном процессе и административном производстве

При обращении в арбитражные суды федеральный и региональный уполномоченные, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца. Кроме того, Уполномоченный вправе вступить в дело на стороне истца или ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. Также он может обжаловать вступившие в законную силу судебные акты, пользуясь статусом лица, не участвовавшего в деле, о правах и обязанностях которого арбитражный суд принял судебный акт ( , ).

По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности, Уполномоченный может быть допущен к участию в деле в качестве защитника (). В таком качестве он имеет право вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами (). При этом стоит отметить, что для региональных уполномоченных право выступать в качестве защитника не предусмотрено .

Кроме того, Уполномоченный или региональный уполномоченный по определению или постановлению суда на основании ходатайства обвиняемого могут быть допущены в качестве защитника в уголовном процессе наряду с адвокатом, а при производстве у мирового судьи и вместо адвоката (в порядке ).

Новости

Ключевые слова

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / ГОСУДАРСТВО / СУБЪЕКТЫ РФ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ / STATE / SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION / ECONOMIC BASICS OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM / BUSINESS OMBUDSMAN / OMBUDSMAN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы - Фадеева В. А.

Введение. В современных экономических условиях России стала очевидной необходимость создания дополнительных инструментов поддержки прав и законных интересов предпринимательства. Одним из таких инструментов можно считать создание в 2012 г. института в РФ. В статье отстаивается позиция, основанная на анализе конституционных положений, федерального законодательства, а также политэкономического развития России, согласно которой бизнес-омбудсмен является конституционным институтом. Результаты. В статье для исследования института уполномоченного по защите прав предпринимателей были применены общенаучные методы: анализ, синтез, метод системного подхода, метод функционального подхода, а также частнонаучные методы: статистический, формально-юридический и сравнительно-правовой. Результатом исследования института уполномоченного по защите прав предпринимателей является обоснование автором позиции, согласно которой институт бизнес-омбудсмена обладает конституционно-правовым статусом. Заключение. Институт бизнес-омбудсмена – это своего рода новая веха в моделировании отношений государства и хозяйствующих субъектов страны. Его деятельностьобширна и специфична и включает в себя такие полномочия, которые не могли бы быть эффективно реализованы в рамках работы органов, предусмотренных Конституцией РФ.

Похожие темы научных работ по праву, автор научной работы - Фадеева В. А.

  • Политико-правовые основы взаимодействия бизнес-омбудсмена с органами власти и иными организациями по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности

    2014 / Крючкова Е. А.
  • Уполномоченные по защите прав предпринимателей: зарубежный опыт и Российская модель

    2014 / Эмих Валентина Викторовна
  • Формирование Российской национальной модели правозащитных учреждений в сфере предпринимательской деятельности

    2016 / Корженевская Надежда Владимировна
  • Независимость уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации как условие развития предпринимательства

    2018 / Абакумова Екатерина Борисовна

Introduction. The article considers the status of Business Ombudsman in Russia. This topic is relevant because it is important for Russia today: higher rates of the private sector, especially, of the small and medium businesses. In this regard, the hot topic for our country is protecting of businesses, in particular, their economic rights in their relations with the state . Results. In an article for the study of Business Ombudsman in Russia apply scientific methods of analysis, synthesis, method, system approach, the method of the functional approach, as well as private science methods: statistic, legalistic and comparative law. The study the status of Business Ombudsman in Russia showed that this institution has Constitutional status although it is not registered in the text of Constitution of the Russian Federation. Conclusion. The Russian Business Ombudsman Institution is a new structure in the modeling of relations between the state and business in the country. Its activities are extensive and specific and includes such powers, which could not be implemented effectively in the work of the bodies provided for by the Constitution of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ»

ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РФ

В. А. Фадеева

аспирант кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

Введение. В современных экономических условиях России стала очевидной необходимость создания дополнительных инструментов поддержки прав и законных интересов предпринимательства. Одним из таких инструментов можно считать создание в 2012 г. института уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ. В статье отстаивается позиция, основанная на анализе конституционных положений, федерального законодательства, а также политэкономического развития России, согласно которой бизнес-омбудсмен является конституционным институтом. Результаты. В статье для исследования института уполномоченного по защите прав предпринимателей были применены общенаучные методы: анализ, синтез, метод системного подхода, метод функционального подхода, а также частнонаучные методы: статистический, формально-юридический и сравнительно-правовой. Результатом исследования института уполномоченного по защите прав предпринимателей является обоснование автором позиции, согласно которой институт бизнес-омбудсмена обладает конституционно-правовым статусом. Заключение. Институт бизнес-омбудсмена -это своего рода новая веха в моделировании отношений государства и хозяйствующих субъектов страны. Его деятельность

обширна и специфична и включает в себя такие полномочия, которые не могли бы быть эффективно реализованы в рамках работы органов, предусмотренных Конституцией РФ. Ключевые слова: уполномоченный по защите прав предпринимателей, уполномоченный по правам человека, государство, субъекты РФ, экономические основы конституционного строя.

Введение

В Преамбуле Конституции РФ сказано, что она принимается в стремлении обеспечить благополучие и процветание России . Не секрет, что они возможны только при наличии сильной конкурентоспособной экономики государства. Сегодня на пути к благосостоянию государства необходимо развивать частный сектор российской экономики, устранять различные барьеры, препятствующие развитию предпринимательства. Для достижения этих целей все более очевидной становится необходимость специальных инструментов поддержки частного сектора эко-

номики страны. Одним из таких инструментов можно считать введение указом Президента РФ в 2012 г. должности Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, деятельность которого впоследствии была регламентирована Федеральным законом «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» . Принятие специального нормативного правового акта позволяет говорить о бизнес-омбудсмене как о специальном институте в государственном механизме защиты конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, применительно к области взаимодействия предпринимателей с государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Результаты

«Необходимость создания данного института была обусловлена тем, что нередко субъекты предпринимательской деятельности не в силах самостоятельно разрешить проблемы, связанные с нарушением их прав и законных интересов, особенно в тех случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление, коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц и тому подобное» . Кроме того, на сегодняшний день одно из основных негативных явлений, с которыми сталкиваются предприниматели при осуществлении своей деятельности, а именно рейдерство, в последние годы существенно изменилось. Как отметил федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов, «раньше было рейдерство со стороны коммерческих структур... Теперь рейдерство - почти исключительно бизнес чиновников. В основном отъем компаний и имущества - удел людей, которые в свободное от этого время занимают высокие государственные посты и используют для этого государственный ресурс» . Такое положение дел привело к тому, что в 2011 г. была возбуждена 151 тысяча уголовных дел по экономическим статьям, из них лишь 21 тысяча стала предметом судебного рассмотрения. До суда не дошло абсолютное большинство дел, это позволяет говорить о том, что уголовные дела используются как инструмент воздействия на предпринимателей. Для сравнения, в сфере защиты гражданских прав до суда доходит более 90% дел . Также бизнес-омбудсмен озвучил данные, в соответствии с которыми в тюрьмах находится 13 600 предпринимателей, из них 5211 заключены под стражу , тогда как в соответствии с п. 1.1 ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ такая мера пресечения свободы не может быть применена в отношении

подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений по экономическим статьям.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 УПК РФ «Упол -номоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами.» . Данный нормативный правовой акт также предусмотрел возможность создания государственного органа уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъектах РФ. На сегодняшний день институт бизнес-омбуд-смена представлен в 68 субъектах Федерации, в большинстве из которых уже приняты либо принимаются соответствующие законы. В одних регионах, например в Липецкой, Оренбургской и Саратовской областях, учреждены соответствующие должности, но законы еще не приняты, в других, как, например, в Омской области, данная должность появится только вместе с принятием соответствующего нормативного правового акта. Есть также субъекты с принципиальной позицией. Так, большинство депутатов Законодательного собрания Кировской области отказалось принимать закон о бизнес-омбудсмене . Большинство субъектов в принятых законах предусматривает функционирование уполномоченного и его аппарата на постоянной профессиональной основе с выделением средств из регионального бюджета. Есть регионы, которые отстаивают позицию, в соответствии с которой региональный бизнес-омбудсмен должен осуществлять свою деятельность в качестве государственного органа на общественных началах. Такого мнения, в частности, придерживается М. А. Фатеев, уполномоченный по защите прав предпринимателей Саратовской области, под руководством которого в ТПП региона на данный момент разрабатывается соответствующий нормативный правовой акт. Стоит отметить, что в Ростовской области Законом «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ростовской области» предусмотрена диспозитивная норма, в соответствии с которой губернатор при назначении уполномоченного на должность вправе самостоятельно принять решение о замещении данной государственной должности на постоянной профессиональной основе или на общественных началах . На данный момент в указе губернатора Ростовской области предусмотрено, что бизнес-омбудсмен осуществляет свою деятельность на общественных началах .

Должность уполномоченного по защите прав предпринимателей должна быть введена

в каждом субъекте РФ с учетом особенностей конкретно взятого региона. Так, если говорить о Саратовской области, то бизнес-омбудсмен в этом субъекте также является президентом региональной ТПП, которая до введения исследуемого института занималась схожими вопросами. Данный факт позволяет бизнес-омбудсмену при осуществлении своей деятельности использовать аппарат ТПП Саратовской области, следовательно, нет острой необходимости в выделении средств из казны субъекта для оплаты его деятельности. Возможна также ситуация, при которой осуществление деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей в том или ином регионе предпочтительнее на общественных началах ввиду дефицита бюджета региона.

Из законодательного определения исследуемого государственного органа следует, что защита прав и законных интересов предпринимателей - это основная задача бизнес-омбуд-смена, которая подразумевает, в первую очередь, его работу по рассмотрению жалоб субъектов предпринимательской деятельности на ненормативные правовые акты, решения или действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, нарушающие их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности. Но следует полагать, что компетенция уполномоченного по защите прав предпринимателей в полной мере приобретает конституционно-правовое значение лишь при рассмотрении значения его деятельности в более широком смысле. То есть бизнес-омбудсмен должен стать таким государственным органом, который будет способствовать в наибольшей степени достижению баланса интересов государства и частного сектора экономики страны. Последнее утверждение основывается на том факте, что до недавнего времени в политико-экономической сфере нашего государства существовали поочередно перекосы в доминировании интересов государства и предпринимателей. Действительно, с момента принятия Конституции РФ в 1993 г., провозгласившей признание и защиту частной собственности, гармоничных отношений между государством и предпринимательством, увы, не сложилось.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей - институт, обладающий определенной спецификой, связанной с тем, что он является государственным органом, но само его создание было инициировано предпринимательским сообществом. Данный факт, с одной стороны, свидетельствует о позитивной эволюции отношений государства и предпринимательства, а с другой - предполагает, что своей деятельностью институт уполномоченного по защите прав пред-

принимателей способен повлиять на принятие в дальнейшем взвешенных политических решений в экономической сфере государства.

Сказанное выше позволяет говорить о том, что бизнес-омбудсмен в нашей стране имеет значение для конституционно-правового развития России и, следовательно, является конституционным институтом. Отметим, что в научной литературе существует противоположная позиция. Так, С. Г. Сергеев пишет, что уполномоченный по защите прав предпринимателей является внекон-ституционным институтом. При этом он отмечает, что если бы бизнес-омбудсмен вошел в состав Генеральной прокуратуры РФ путем назначения специального федерального прокурора, то только в этом случае он «интегрировался бы в систему установленных Конституцией государственных органов» . Данная позиция представляется спорной. В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» данный орган осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории. Бизнес-омбудсмен, как было указано выше, задумывался структурой, осуществляющей защиту прав и законных интересов предпринимателей в их взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами.

Анализ Конституции РФ дает основание говорить об обладании институтом уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ конституционно-правовым статусом. Обратим внимание на место данного государственного органа среди органов, определенных Основным законом. Федеральный бизнес-омбудсмен изначально, с момента издания соответствующего Указа главы государства, был определен как «Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей». Из положений Конституции РФ следует, что Президент России, не относясь ни к одной из обозначенных ветвей власти, осуществляет государственную власть. Следовательно, мы можем заключить, что бизнес-омбудсмен также не относится ни к одной из трех ветвей власти, закрепленных в Конституции, и подотчетен только главе государства. Но данный факт, так же как и в случае с органами прокуратуры, отнюдь не свидетельствует об отсутствии у него властных полномочий. Можно сказать, что институт уполномоченного по защите прав предпринимателей обладает правовым статусом «подсистемы государственной власти, которая не может быть отнесена к законодательной, исполнительной и судебной, но может функционировать совместно с ними, обеспечивая их необходимое с учетом требований современного общественного развития дополнение» .

После утверждения должности бизнес-омбудсмена соответствующим указом Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей вошел в структуру данного обеспечительного органа главы государства. То есть, говоря об институте уполномоченного по защите прав предпринимателей, следует выделять два аспекта его деятельности, во-первых, федеральный бизнес-омбудсмен и его рабочий аппарат - это самостоятельный государственный орган, а во-вторых, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей - это должностное лицо Администрации Президента , которая также является государственным органом. Стоит отметить, что это произошло впервые, когда в состав Администрации главы государства была включена должность, возглавляющая самостоятельный государственный орган.

Говоря о нормах Конституции РФ, послуживших предпосылкой для создания института уполномоченного по защите прав предпринимателей, особое внимание необходимо сосредоточить на деятельности уполномоченного по правам человека в РФ. Следует отметить, что Основным законом изначально было предусмотрено данное должностное лицо конституционно-правовых отношений, в компетенцию которого до введения института бизнес-омбудс-мена входило рассмотрение в том числе жалоб от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на неправомерные действия (бездействие) органов государственной власти. Соответствующий федеральный конституционный закон также относит уполномоченного по правам человека и его аппарат к числу государственных органов. Возникает логичный вопрос: для чего было уполномоченного по защите прав предпринимателей делать звеном Администрации Президента, когда он мог являться элементом структуры органа уполномоченного по правам человека? Все не так просто, как казалось бы. Деятельность последнего регламентируется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» . Данный нормативный правовой акт разъясняет, что омбудсмен существует в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Естественно, что экономические права граждан, среди которых право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, попадали под компетенцию уполномоченного по правам человека до введения должности бизнес-

омбудсмена. Анализ докладов уполномоченного по правам человека РФ за последние 5 лет показывает , что доля жалоб с экономической тематикой существенно уступает по количеству обращений по личным (гражданским) и социальным вопросам, а количество жалоб в сфере защиты прав предпринимателей от неправомерных действий государственных органов и должностных лиц составляет и вовсе незначительную долю процентов от общего показателя поступивших жалоб. Получается, что предприниматели неохотно обращались к уполномоченному по правам человека за защитой своих прав.

Заключение

Создание института бизнес-омбудсмена -это своего рода новая веха в моделировании отношений государства и хозяйствующих субъектов страны. Его деятельность очень обширна и специфична и включает в себя такие полномочия, которые не могли бы быть эффективно реализованы в рамках работы института уполномоченного по правам человека. Для процветания же современной России сегодня крайне важно развитие ее частного сектора экономики. В связи с этим институт бизнес-омбудсмена должен занять особое положение среди органов, определенных Основным законом. Конституционно-правовому развитию нашего государства способствовала статья Конституции РФ, предусматривающая должность уполномоченного по правам человека. Она выступила своего рода предпосылкой для создания специального государственного органа - уполномоченного по защите прав предпринимателей. Компетенция последнего предполагает выведение из сферы деятельности омбудсмена, предусмотренного Конституцией, полномочий по защите прав предпринимателей. Закрепление же института бизнес-омбудсмена в качестве специального государственного органа свидетельствует об особенностях, возлагаемых на него целей и задач, которые стали актуальными в связи с современным политико-экономическим развитием нашего государства.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Рос. газ. 2009. 21 янв.

2. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей: указ Президента РФ от 22 июня 2012 г. № 879 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 26, ст. 3509.

3. Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации: федер. закон от

В. Л.Фадеева. Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ

4. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». Официальный сайт Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Sp ravkaNew%29?OpenAgent&RN=185348-6&02 (дата обращения: 12.04.2013).

5. Титов Б. Ю. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей - о перспективах урегулирования своего законодательного статуса, первых практических результатах работы и перспективах института биз-нес-омбудсмена // Босс. 2013. № 4. С. 47-51.

6. Библиодосье к парламентским слушаниям на тему: «Создание в Российской Федерации института уполномоченных по защите прав предпринимателей». Официальный сайт Комитета Государственной думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. URL: http://www.komitet2-7. km.duma.gov.ru/site.xp/052048052124052049048.html (дата обращения: 15.08.2013).

7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (часть первая) от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 02.07.2013 N 16-П) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52 (ч. I), ст. 4921.

8. Кировские депутаты отказались вводить должность бизнес-омбудсмена // Рос. газ. 2013. 25 нояб.

9. Об Уполномоченном по защите прав предприни-

мателей в Ростовской области: Областной закон Ростовской области от 30 июля 2013 г. № 1146-3С // Наше время. 2013. № 394-395.

10. Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ростовской области: Указ Губернатора Ростовской области от 18 февраля 2013 г. № 19 // Наше время. 2013. № 394-395.

11. Сергеев С. Г. «Уполномоченные» и «спецпредставители»: расширение внеконституционности в системе государственного управления современной России // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 10. С. 12-17.

12. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 янв. 1992 г. № 2202-1 (ред. от 23.07.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 47, ст. 4472.

13. Черкасов К. В. К вопросу о соотношении понятий «орган государственной власти» и «государственный орган» // Пробелы в российском законодательстве. 2008. № 2. С. 84-85.

14. Об утверждении положения об Администрации Президента Российской Федерацииу: указ Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 15, ст. 1395.

15. Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 28 декабря 2010 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 9, ст. 1011.

16. Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. URL: http://ombuds-manrf.org/doklady (дата обращения: 12.04.2013).

The Russian Business Ombudsman Institution

Postgraduate, Department of Constitutional and Municipal Law, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012 Russia E-mail: [email protected]

Introduction. The article considers the status of Business Ombudsman in Russia. This topic is relevant because it is important for Russia today: higher rates of the private sector, especially, of the small and medium businesses. In this regard, the hot topic for our country is protecting of businesses, in particular, their economic rights in their relations with the state. Results. In an article for the study of Business Ombudsman in Russia apply scientific methods of analysis, synthesis, method, system approach, the method of the functional approach, as well as private science methods: statistic, legalistic and comparative law. The study the status of Business Ombudsman in Russia showed that this institution has Constitutional status although it is not registered in the text of Constitution of the Russian Federation. Conclusion. The Russian Business Ombudsman Institution is a new structure in the modeling of relations between the state and business in the country. Its activities are extensive and specific and includes such powers, which could not be implemented effectively in the work of the bodies provided for by the Constitution of the Russian Federation.

Key words: business ombudsman, ombudsman, state, subjects of the Russian Federation, economic basics of the constitutiona system.

1. Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata na vsenarod-nom golosovanii 12 dekabrja 1993 g.) . Rossijskaja gazeta , 1993, 25 December.

2. Ob Upolnomochennom pri Prezidente Rossijskoj Federacii po zashhite prav predprinimatelej: Ukaz Prezidenta RF ot 22 ijunja 2012 g. № 879 . Sobr. zakonodatel"stvaRos. Federacii , 2012, № 879, article 3509.

3. Ob upolnomochennyh po zashhite prav predprinimatelej v Rossijskoj Federacii: Federal"nyj zakon ot 7 maja 2013 g. № 78-FZ . Sobr. zakonodatel "stva Ros. Federacii , 2013, № 19, article 2305.

4. Ob upolnomochennyh po zashhite prav predprinimatelej v Rossijskoj Federacii: zakonoproekt № 185348-6 (About Business ombudsmen in the Russian Federation: bill № 185348-6). Oficial"nyj sajt Gosudarstvennoj Dumy Federal"nogo Sobranija Rossijskoj Federacii (The official website of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation). Available at: http:// asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?O penAgent&RN=185348-6&02 (accessed 12 May 2013).

5. Titov B. Yu. Business Ombudsman of the President of the Russian Federation about the prospects for the settlement of their legal status, the first practical results of work and prospects of business Ombudsman Institute. Boss, 2013, no. 4, pp. 47-51 (in Russian).

6. Bibliodos"e k parlamentskim slushanijam na temu: «Sozdanie v Rossijskoj Federacii instituta upolno-mochennyh po zashhite prav predprinimatelej (Dossier for the parliamentary hearings on the topic «Creation in the Russian Federation the Russian Business Ombudsman Institution»).Oficial"nyj sajt Komiteta Gosudarstvennoj Dumy po jekonomicheskoj politike, innovacionnomu razvitiju i predprinimatel"stvu (Official site of the State Duma Committee on Economic Policy, Entrepreneurship and Innovation Development). Available at: http://www.komitet2-7.km.duma.gov.ru/site. xpA352048052124052049048.html (accessed 05 August 2013).

7. Ugolovno-processual"nyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast" pervaja) ot 18 dek. 2001 g. N 174-FZ (red. ot 02.07.2013 № 16-P) . Sobr. zakonodatel"stva Ros. Federacii , 2001, no. 52 (part I), article 4921.

8. Kirovskie deputaty otkazalis" vvodit" dolzhnost" biznes-ombudsmena . Rossijskaja gazeta , 2013, 25 November.

9. Ob Upolnomochennom po zashhite prav predprini-matelej v Rostovskoj oblasti: Oblastnoj zakon Ros-tovskoj oblasti ot 30 ijulja 2013 g. № 1146-3S . Nashe vremja, 2013, no. 394-395.

10. Ob Upolnomochennom po zashhite prav predprini-matelej v Rostovskoj oblasti: Ukaz Gubernatora Rostovskoj oblasti ot 18 fevralja 2013 g. № 19 . Nashe vremja, 2013, no. 394-395.

11. Sergeev S. G. «Upolnomochennye» i «specpredstavi-teli»: rasshirenie vnekonstitucionnosti v sisteme gosu-darstvennogo upravlenija sovremennoj Rossii [«Com-missioners» and «special envoys»: extraconstitutional expansion in the administration of modern Russia]. Konstitucionnoe imunicipal"noepravo [ Constitutional and municipal law], 2012, no. 10, pp. 12-17.

12. O prokurature Rossijskoj Federacii: Federal"nyj zakon ot 17 janv. 1992 g. № 2202-1 (red. ot 23.07.2013) . Sobr. zakonodatel"stva Ros. Federacii , 1995, no. 47, article 4472.

13. Cherkasov K. V. K voprosu o sootnoshenii ponjatij «organ gosudarstvennoj vlasti» i «gosudarstvennyj organ» . Probely v rossijskom zakonodatel stve , 2008, no. 2, pp. 84-85.

14. Ob utverzhdenii polozhenija ob Administracii Prezidenta Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 6 aprelja 2004 g. № 490 . Sobr. zakonodatel"stva Ros. Federacii , 2004, no. 15, article 1395.

15. Ob upolnomochennom po pravam cheloveka v Ros-sijskoj Federacii: Federal"nyj konstitucionnyj zakon ot 26 fev. 1997 g. № 1-FKZ (v red. ot 28 dekabrja 2010 g.). . Sobr. zakonodatel"stva Ros. Federacii , 1997, no. 9, article 1011.

16. Oficial"nyj sajt Upolnomochennogo po pravam che-loveka v Rossijskoj Federacii (Official website of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation). Available at: http://ombudsmanrf.org/doklady (accessed 12 May 2013).

Путём преобразования Комиссии по правам человека при президенте Российской Федерации, действовавшей с 1 ноября 1993 года. Этим же указом утверждено Положение о Совете.

Основные задачи

(в соответствии с Положением о Совете, утвержденным указом президента Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. № 1417)

  • оказание содействия президенту Российской Федерации в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • подготовка предложений президенту Российской Федерации по совершенствованию механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а также граждан Российской Федерации, находящихся за её пределами;
  • систематическое информирование президента Российской Федерации о положении дел в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и за рубежом;
  • организация проведения экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, предусматривающих регулирование вопросов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка соответствующих предложений президенту Российской Федерации;
  • подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам взаимодействия с правозащитными общественными объединениями и их представителями;
  • подготовка предложений президенту Российской Федерации по вопросам становления институтов гражданского общества, расширения взаимодействия между общественными и государственными институтами, а также разработки технологий учёта общественных инициатив при формировании государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • содействие координации деятельности правозащитных общественных объединений и их взаимодействию с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • содействие разработке механизмов общественного контроля в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка соответствующих предложений президенту Российской Федерации;
  • участие в укреплении международного сотрудничества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
  • содействие правовому просвещению населения;
  • анализ обращений физических и юридических лиц, содержащих информацию о проблемах в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • обсуждение по предложению президента Российской Федерации иных вопросов, относящихся к компетенции Совета.

Деятельность

Совет осуществляет законотворческую деятельность, анализ законодательства и правоприменительной практики, координацию деятельности неправительственных организаций, деятельность, направленную на борьбу с неуставными отношениями в армии, работу по рассмотрению индивидуальных и коллективных обращений граждан, взаимодействие с ведомствами и региональными властями по профильным вопросам.

В июне 2005 Совет по правам человека направил открытое письмо белорусскому президенту Александру Лукашенко с осуждением «действий тех представителей белорусских властей, которые ущемляют права белорусов и россиян», и создал в своём составе российско-белорусскую правозащитную комиссию. В 2005 году совет также выступал с заявлениями по поводу массовых нарушений прав граждан в Благовещенске (Башкортостан) и по подготовке в Государственной Думе нового закона о некоммерческих организациях.

По инициативе Совета при президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека:

Президент дал поручение создать рабочую группу и разработать поправки в Закон РФ «О гражданстве», что было сделано с участием членов Совета. К 11 ноября 2003 года поправки были приняты и вступили в силу. В соответствии с ними была полностью переписана ст.14 - о получении гражданства в упрощенном порядке. Благодаря такой возможности за 2005-2006 годы российское гражданство получило около 850 тыс. человек .

Президент подписал Указ от 1 августа 2005 года № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы». В соответствии с Указом ежемесячную прибавку к пенсии получили более 90 тысяч военных пенсионеров , ставших инвалидами вследствие травм, полученных ими при исполнении своего воинского долга.

8 мая 2009 г. президент РФ Д. Медведев подписал Распоряжение «Об образовании рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях». По результатам её работы в Федеральный закон № 170-ФЗ «О некоммерческих организациях» были внесены изменения , устраняющие часть системных проблем закона.

В декабре 2015 года члены совета попросили Следственный комитет России проверить 159 случаев гибели российских военнослужащих в 2014-2015 годах .

Текущий состав

По состоянию на 21 октября 2019 года [ ]
  1. Фадеев Валерий Александрович - советник Президента Российской Федерации (председатель Совета)
  2. Киркора Ирина Владимировна - руководитель московского отделения межрегиональной общественной организации по защите прав женщин и детей «Ассоль» (заместитель председателя Совета, по согласованию)
  3. Айвазова Светлана Григорьевна - главный научный сотрудник федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт социологии Российской академии наук (по согласованию)
  4. Амбиндер Лев Сергеевич - президент благотворительного фонда помощи тяжело больным детям, сиротам и инвалидам «Русфонд» (по согласованию)
  5. Асмолов Александр Григорьевич - заведующий кафедрой федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», академик федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия образования» (по согласованию)
  6. Бабушкин Андрей Владимирович - председатель межрегиональной общественной благотворительной правозащитной организации «Комитет за гражданские права» (по согласованию)
  7. Большакова Мария Артёмовна - председатель совета Общероссийской общественной организации «Союз семей военнослужащих России» (по согласованию)
  8. Борисов, Игорь Борисович - председатель совета Общероссийской общественной организации «Российский общественный институт избирательного права» (по согласованию)
  9. Брод Александр Семёнович - председатель координационного совета общероссийской общественной организации «Юристы за права и достойную жизнь человека» (по согласованию)
  10. Верховский Александр Маркович - директор региональной общественной организации содействия просвещению граждан информационно-аналитического центра «Сова» (по согласованию)
  11. Винокурова Екатерина Владимировна - корреспондент информационного агентства Znak (по согласованию)
  12. Вышинский Кирилл Валериевич - исполнительный директор федерального государственного унитарного предприятия «Международное информационное агентство „Россия сегодня“»
  13. Горгадзе Шота Олегович - управляющий партнёр адвокатского бюро г. Москвы «Зутиков, Горгадзе и партнеры» (по согласованию)
  14. Гусев, Павел Николаевич - генеральный директор закрытого акционерного общества "Редакция газеты «Московский Комсомолец» , главный редактор газеты «Московский Комсомолец», председатель общественной организации «Союз журналистов Москвы» (по согласованию)
  15. Евдокимова Наталия Леонидовна - ответственный секретарь Правозащитного совета Санкт-Петербурга (по согласованию)
  16. Замшев Максим Адольфович - главный редактор «Литературной газеты» (по согласованию)
  17. Засурский Иван Иванович - заведующий кафедрой федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», президент Ассоциации интернет-издателей (по согласованию)
  18. Кабанов Кирилл Викторович - председатель общественной организации «Национальный антикоррупционный комитет» (по согласованию)
  19. Каледа Кирилл Глебович - протоиерей, настоятель храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове (по согласованию)
  20. Каляпин Игорь Александрович - председатель межрегиональной общественной организации «Комитет против пыток » (по согласованию)
  21. Караганов Сергей Александрович - почётный председатель президиума неправительственного общественного объединения «Совет по внешней и оборонной политике» (по согласованию)
  22. Ковлер Анатолий Иванович - заведующий Центром зарубежного законодательства и сравнительного правоведения федерального государственного научно-исследовательского учреждения «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации» (по согласованию)
  23. Костанов Юрий Артемович - председатель президиума Московской коллегии адвокатов «Адвокатское партнерство» (по согласованию)
  24. Кравченко Борис Евгеньевич - президент Общероссийского объединения профсоюзов «Конфедерация труда России» (по согласованию)
  25. Маковецкая Светлана Геннадьевна - директор фонда "Центр гражданского анализа и независимых исследований «ГРАНИ» (по согласованию)
  26. Марголина Татьяна Ивановна - профессор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Пермский государственный национальный исследовательский университет, член общественной организации Пермское краевое отделение Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал» (по согласованию)
  27. Мерзлякова Татьяна Георгиевна - Уполномоченный по правам человека в Свердловской области (по согласованию)
  28. Меркачёва Ева Михайловна - обозреватель газеты «Московский комсомолец» (по согласованию)
  29. Михайлов Константин Петрович - координатор общественного движения «Архнадзор» (по согласованию)
  30. Морщакова Тамара Георгиевна - заведующая кафедрой федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, судья Конституционного Суда Российской Федерации в отставке (по согласованию)
  31. Мукомолов Александр Фёдорович - председатель совета межрегиональной неполитической общественной организации «Миротворческая миссия имени генерала Лебедя» (по согласованию)
  32. Мысловский Евгений Николаевич - президент регионального общественного фонда противодействия организованной преступности и коррупции «АНТИМАФИЯ» (по согласованию)
  33. Никитинский Леонид Васильевич - секретарь Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России» (по согласованию)
  34. Пастухов Игорь Николаевич - адвокат Московской коллегии адвокатов "Юридическая фирма «ЮСТ» (по согласованию)
  35. Поляков Леонид Владимирович - заведующий кафедрой общей политологии федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (по согласованию)
  36. Полякова Мара Фёдоровна - председатель правления региональной общественной организации «Независимый экспертно-правовой совет» (по согласованию)
  37. Резник Генри Маркович - первый вице-президент Адвокатской палаты г. Москвы (по согласованию)
  38. Романов Роман Владимирович - директор государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей истории ГУЛАГа» (по согласованию)
  39. Ряховский Владимир Васильевич - управляющий партнёр адвокатского бюро «Славянский правовой центр» (по согласованию)
  40. Сванидзе Николай Карлович - политический обозреватель (по согласованию)
  41. Сидорович Ольга Борисовна - директор автономной некоммерческой организации «Институт права и публичной политики» (по согласованию)
  42. Соболева Анита Карловна - доцент кафедры теории и истории права федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет „Высшая школа экономики“» (по согласованию)
  43. Сокуров Александр Николаевич - кинорежиссёр (по согласованию)
  44. Соловьёв Владимир Геннадьевич - председатель общероссийской общественной организации «Союз журналистов России» (по согласованию)
  45. Точенов Александр Сергеевич - президент автономной некоммерческой организации «Центр прикладных исследований и программ» (ответственный секретарь Совета, по согласованию)
  46. Цыпленков Сергей Александрович - исполнительный директор отделения международной неправительственной некоммерческой организации «Совет Гринпис» - ГРИНПИС (по согласованию)
  47. Юргенс Игорь Юрьевич - председатель правления фонда «Институт современного развития», профессор федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет „Высшая школа экономики“» (по согласованию)
  48. Ясин Евгений Григорьевич - профессор федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет „Высшая школа экономики“», президент фонда «Либеральная миссия» (по согласованию)

Заявление в защиту Подрабинека

5 октября 2009 года Совет опубликовал заявление, в котором осудил действия активистов движения «Наши», направленные против Александра Подрабинека в связи с его статьёй «Как антисоветчик антисоветчикам». В заявлении, в частности, говорится: «Совет считает незаконной и аморальной кампанию травли журналиста Александра Подрабинека, организованную безответственными авантюристами из МДАД „Наши“». Совет находит в действиях движения «Наши» признаки экстремизма: «Кампания травли журналиста явно выходит за рамки действующего законодательства и содержит очевидные признаки экстремизма…». Совет также указывает на неправомерность требований движения «Наши», в частности, требование о выезде Подрабинека из страны противоречит положению Конституции РФ , «которая гарантирует каждому право выбирать место пребывания и жительства (ст. 27)» .

Первоначальный вариант заявления, выложенный на официальном сайте Совета и растиражированный в интернете, не содержал положений о том, что Совет осуждает откровенные высказывания Подрабинека. Однако в дальнейшем заявление было отредактировано (по некоторым данным, после звонка Элле Памфиловой, поступившего от высокопоставленного чиновника) и в него были включены реплики о том, что Совет не согласен с позицией Подрабинека и считает её оскорбительной для ветеранов .

Заявление было встречено неоднозначно. Некоторые члены Совета заявили о своём несогласии с позицией, высказанной от имени Совета его главой Эллой Памфиловой без учёта мнения других членов . Среди них тележурналист Алексей Пушков , Владимир Легойда , глава Национального фонда развития здравоохранения Елена Николаева, российский кинорежиссёр и писатель Сергей Говорухин . Комментируя ситуацию Елена Николаева заявила следующее:

«К сожалению, о том, что такое заявление появилось, я узнала, можно сказать, только из газет и информагентств. Лично со мной как с членом Совета текст не согласовывался и на последнем заседании Совета, где я присутствовала, это заявление не принималось» .

С критикой Эллы Памфиловой по данному вопросу выступили многие общественные и политические деятели, в том числе директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков (председатель Общественного совета Президиума Генерального Совета партии «Единая Россия » по взаимодействию со СМИ), лидер правозащитного движения «Сопротивление » Ольга Костина (член Комиссии по работе с общественными организациями при Президиуме Генерального совета партии «Единая Россия», супруга зампредседателя ЦИК «Единой России» Константина Костина) , правозащитник Александр Брод , депутат Госдумы от «Единой России» Андрей Исаев , главный редактор журнала «Эксперт » Валерий Фадеев . Так, по мнению последнего, Совет, возглавляемый Эллой Памфиловой, ведёт себя странно и неестественно, поскольку, будучи:

«…органом, который по своему предназначению должен способствовать предотвращению или затуханию конфликтов, выступать независимым арбитром в спорах гражданских институтов, вдруг категорично становится на позиции одной из сторон. И этим только разжигает конфликт. Кроме того, история с заявлением, сделанным от имени Совета, но, как выяснилось, без согласия отдельных его членов, тоже выглядит абсурдной» .

Бывший пресс-секретарь движения «Наши», а ныне депутат Государственной Думы Роберт Шлегель внёс на рассмотрение нижней палаты парламента предложение по смещению Памфиловой с занимаемого поста . В своём блоге член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи выступил с резкой критикой позиции Э. Памфиловой . 6 октября 2009 года лидер движения «Наши» Никита Боровиков опубликовал ответ на заявление Совета, в котором заявил, что, по его мнению, обвинения в адрес движения безосновательны . По результатам прокурорской проверки по заявлению Эллы Памфиловой нарушений законодательства в действиях движения «Наши» выявлено не было .

Оценки деятельности

«Его долго выбирали, с помощью интернета, наконец выбрали со страшным скандалом. Оттуда отсеяли массу реальных правозащитников, зато пригласили официальных иностранных агентов, существующих на зарубежные гранты, и отставных телезвезд. <…> Не так уж часто встречаются эти господа с президентом. Они решили использовать этот разговор для обсуждения с Путиным действительно «важной» темы «Верните нас в ящик!». В стране нет более важной проблемы с правами человека чем отсутствие у Парфенова, Сванидзе и других либеральных тележурналистов достаточных возможностей ругать власть. Нет чтобы сеять разумное, доброе, вечное» .

Вся деятельность совета превратилась в открытие никому не нужного ОТР и Мемориала жертвам памяти политических репрессий . Но никаких конкретных действий по защите прав человека я не припомню

Шевченко отметил следующее :

  • У Совета постепенно сокращали его полномочия. В 2016 году членов Совета (кроме Михаила Федотова) лишили права посещать места лишения свободы;
  • Жалобы от Шевченко, переданные Владимиру Путину лично и председателю Совета Михаилу Федотову оставались без последствий;
  • Во время встреч с президентом (1 раз в год) слово сначала получали системные докладчики, а потом все остальные (если на них хватало времени);
  • На рекомендацию Совета по российскому антиэкстремистскому законодательству никто внимание не обратил.

К сожалению, не могу похвастаться какими-либо системными преобразованиями, принятия которых нам с коллегами удалось добиться от власти. Этим никто не может похвастаться, думаю. Максимум, что удавалось, - решать более конкретные задачи. Но и это хорошо! Например, нам удалось все-таки убедить с помощью Людмилы Михайловны Алексеевой главу государства сколько-то восстановить компетенции суда присяжных . Теперь он действует в инстанциях разного уровня. Заключения СПЧ стали затребоваться и заслушиваться Конституционным судом РФ. Его экспертизы по судебным делам используются адвокатами. А частично и своей заслугой я считаю тот факт, что удалось пока сохранить некоммерческую независимую адвокатуру, не дать превратить ее в подобие бизнес-структуры. Но это лишь несколько примеров в правовой области. Считаю, что СПЧ удалось сделать немало. Иногда слова бывают не менее важны. Одно то, что совет озвучивает идею несостоятельности нынешней правоохранительной деятельности в стране, можно считать достижением. А ведь заявлено не только об этом, но и о необходимости включения в правоохранительную систему новых институтов, таких как следственный судья или уполномоченный президента, который назначался бы для исследования и решения конкретных конфликтных ситуаций в правоохранительной сфере. Такие реформы давно назрели и СПЧ их озвучил…