Правила по русскому языку 3. Правописание безударных гласных в корне слова. Реки, страны и моря…

Речь. Текст. Предложение. Слово.

Текст состоит из предложений, а предложения — из слов.

Предложение -это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.

Каждое предложение произносится с какой-либо целью.

Предложение в котором о чем- либо сообщают (повествуют), называется повествовательным.

Предложение, в котором о чем то спрашивают, называется вопросительным. Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию, называется побудительным.

Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным. В конце такого предложения ставиться восклицательный знак (!)

Текст- это связанные по смыслу предложения. Текст можно озаглавить.

Слово- это название предмета, признака предмета, действия предмета.

Фамилия, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сел, улиц, озер, рек, морей пишутся с большой буквы.

Тема текста — это то, о чем говорится в тексте.

Текст — повествование отвечает на вопросы что случилось? Что произошло? В повествовании три части: начало, основная часть, концовка.

В тексте — описании дано описание людей, животных, растений, явлений природы, различных предметов.

Текст — рассуждение объясняет причину явлений, событий. К этому тексту можно поставить вопрос почему?

Главные члены предложения:

Подлежащее обозначает , о ком или о чем говорится в предложении. Оно отвечает на вопрос кто? Или что?

Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Оно отвечает на вопросы: что делает? Что делал? Что будет делать? Что сделал? Что сделает?

В предложении есть главные члены и второстепенные.

Главные члены — подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены поясняют подлежащее, сказуемое или второстепенный член

Для того чтобы найти слова, которые связаны между собой по смыслу, ставь вопрос от одного слова к другому .

Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень, называются однокоренными.

Звуки мы произносим и слышим.

Букву пишем и видим.

Звук на письме обозначается буквой.

Буквы Ь Ъ звуков не обозначают.

Гласных звуков шесть: а, и, о, у, ы, э.

Гласных букв десять: а, и, о, у, ы, э, е, ё, ю, я.

Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в начале слова, после гласных, после ъ, ь.

Буквы е, ё, ю, я после согласных обозначают мягкость согласного звука и гласный звук.

При произношении гласного звука воздух проходит свободно , слышится голос.

Гласный звук образует слог.

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Слово переноситься по слогам, слова из одного слога не переносятся.

Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую.

Буквы Ь, Й при переносе слов нельзя отделять от стоящей впереди буквы. При переносе слов с двойными согласными одна согласная остается на строчке, а другая переносится

В конце слова мягкость согласного звука обозначается Ь.

Ударные и безударные гласные.

Безударные гласные в корне слова нужно проверять.

Для проверки измените слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.

Словосочетание — два слова, связанные между собой по смыслу.

В словосочетании одно слово зависит от другого .

Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетание.

Корень это общая (одинаковая) часть однокоренных слов. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Окончание — это изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении.

Однокоренные слова образуются с помощью приставок и суффиксов. Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Основа – это часть слова до окончания.

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Парные звонкие: б б’ в в‘ г г‘ д д‘ ж з з’

Парные глухие: п п‘ ф ф‘ к к‘ т т’ ш с с’

Непарные звонкие: л л’ м м’ н н’ р р’

Непарные глухие: х х’ ц ч’ щ’

Парный звонкий согласный звук на конце слова заменяется при произношении парным глухим.

Слова с парными согласными на конце нужно проверять.

Для проверки, измените слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

Парные согласные на конце слова или перед другими согласными нужно проверять. В этих случаях звук и буква могут не совпадать. Проверочными словами называют слова, в которых после согласной буквы стоит гласная. Чтобы узнать, какой буквой обозначается согласный звук, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный.

Правописание безударных гласных в корне слова.

Проверяемые безударные гласные могут быть в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании .

Прежде чем написать гласную букву в безударном слоге, нужно узнать, в какой части слова она находится.

Если в приставке или суффиксе — запомни , как пишется эта приставка или суффикс: по-, пере-, под-, про-, — очк-, — ечк-, — еньк-, — оньк- .

Если же в корне, то нужно подобрать проверочное слово.

Проверочным словом может быть однокоренное слово с ударным гласным в корне.

Чтобы найти проверочное слово, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.

Слова с двумя безударными гласными в корне проверяют двумя проверочными словами.

Слова с непроизносимыми согласными в корне.

В корнях некоторых слов звуки в, д,л, т не произносятся , а буквы в, д,л, т пишутся.

Для проверки подбираем однокоренное слово. Если звук слышится, то пишем в слове. Если звук не слышится, то и в слове его не пишем.

Приставка — это часть слова, и на письме её нельзя отделять от корня. Приставки о-, об — (обо-), от — (ото-), до-, по-, под — (подо-), про-, за-, на-, над-, в — (во-), с — (со-), вы-, пере- пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся.

Предлог и приставка.

В русском языке есть одинаковые предлоги и приставки : в, во, за, на, над, по, под, про, с, о, об, от.

Между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить другое слово или вопрос.

Предлоги никогда не стоят перед словами, которые обозначают действие предмета.

Разделительный твердый знак (Ъ)

Разделительный твердый знак пишется после приставок , которые оканчиваются на согласную букву, перед гласными е, ё, ю, я.

Слова в нашей речи делятся на большие группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения.

Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? Или что?, называются именами существительными.

Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? Что сделать? называются глаголами.

Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? называются именами прилагательными.

Чтобы узнать, какой частью речи является слово, поставь к нему вопрос и определи, что обозначает слово (предмет, признак предмета, действие предмета).

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения. Они не называют предмет, а только на него указывают. Местоимение это часть речи.

Предлог не бывает членом предложения. Он употребляется в предложении вместе с существительным или местоимением и служит для связи слов в предложении.

Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? Это одушевленные .

Другие имена существительные отвечают на вопрос что? Это неодушевленные .

Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. он, мой ,- мужского рода.

Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя . — женского рода.

Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, мое ,- среднего рода.

Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе.

Имена существительные изменяются по числам (единственное и множественное). При изменении существительного по числам изменяется его окончание.

Изменение окончаний имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением:

Именительный падеж кто? Что?

Родительный Кого? Чего?

Творительного Кем? Чем?

Предложный О Ком? О чем?

Чтобы определить падеж существительного, найди слово, с которым связано имя существительное, поставь от него вопрос. По вопросу (и по предлогу) определи падеж.

Все правила по русскому языку 3 класс в таблицах распечатать

Памятка правил по русскому языку 1 класс (скачать)

Е.В. Бескоровайная «Русский язык в схемах и таблицах. 1-4 классы» (скачать)

В издании в сжатой, концентрированной форме приводится основной теоретический материал, охватывающий курс русского языка начальной школы. Правила и определения объединены в наглядные логические блоки, схемы и таблицы, которые позволяют лучше понять и усвоить информацию. Пособие окажет неоценимую помощь в учебе, систематизируя полученные знания, а также будет полезным при подготовке к итоговому тестированию по русскому языку за курс начальной школы.

umnyesovyata.ucoz.net

Правила по русскому языку для 3 класса

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Правила по русскому языку для начальных классов РЕСУРСЫ Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail:

Гласные буквы Согласные звуки Фонетический разбор слова Парные согласные на конце слова Безударные гласные в корне слова Запомни! Жи-ши,ча-ща, чу-щу! Прописная буква Состав слова Запомни! -чк-, -чн-, -нч-, -нщ-, -рщ- Правописание приставок Приставки и предлоги Части речи Имя существительное Падежи имён существительных Три склонения имён существительных Род имён прилагательных Число имён прилагательных Неопределённая форма глагола Изменение глаголов по временам Изменение глаголов по числам и лицам Спряжение глаголов Личные окончания глаголов Местоимение Наречие Имя числительное Союз Виды предложений Члены предложений СОДЕРЖАНИЕ Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail:

Данное пособие содержит все основные правила по русскому языку и составлено таким образом, чтобы было легче и интереснее усвоить школьную программу. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail:

Гласные буквы А Е Ё И О У Ы Э Ю Я А О У Ы Э – эти гласные обозначают твёрдость согласных звуков. И – обозначает мягкость согласных звуков. Е Ё Ю Я – эти гласные обозначают мягкость согласных звуков, а в начале слова или после другой гласной – два звука. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail:

Согласные звуки звонкие Б В Г Д Ж З Парные? ? ? ? ? ? глухие П Ф К Т Ш С звонкие Л М Н Р Непарные глухие Х Ц Ч Щ Всегда твердые Ж Ш Ц Всегда мягкие Й Ч Щ Буквы Ь, Ъ звуков не обозначают, а обозначают мягкость или твердость согласной, после которой они стоят. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail:

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА Ком – пью – тер — 10 звуков, 9 букв, 3 слога К – согласный, твердый, парный глухой О – гласный, безударный М – согласный, твердый, непарный звонкий П – согласный, мягкий, парный глухой Ь – Ю – гласный, ударный Т – согласный, твердый, парный глухой Е – гласный, безударный Р – согласный, твердый, непарный звонкий. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail:

ПРАВОПИСАНИЕ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ СЛОВА В конце слов парные согласные надо писать так же, как они пишутся в однокоренных словах или в другом падеже перед гласной. ду?– дубок лу? – луговой ро? – рога гру? — грузить Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail:

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ Безударные гласные в корне проверяются ударением с?ды – сад ст?на – стены з?ма – зимний м?ря – море п?ля – поле к?за — козы Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail:

ЗАПОМНИ! ЖИ – ШИ пиши с буквой И мыш? уж? лыж? ш?на ЧА – ЩА пиши с буквой А дач? туч? свеч? саранч? ЧУ – ЩУ пиши с буквой У щ?ка ч?лок ч?деса ч?довище Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail:

ПРОПИСНАЯ БУКВА Помни: пишутся всегда С большой буквы города, Реки, страны и моря… И фамилия твоя! страна Латвия город Рига река Даугава Балтийское море. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail:

СОСТАВ СЛОВА Корень – общая часть родственных слов. Приставка и суффикс — значимые части слов, образуют новые слова. Окончание — изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении. Корень, приставка и суффикс – это основа. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail:

ЗАПОМНИ! В сочетаниях ЧК ЧН НЧ НЩ РЩ мягкий знак не пишется. ночка каменщик спорщик Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными Е Ё И Ю Я платье ручьи обезьяна Разделительный твердый знак пишется после приставки, оканчивающейся на согласную перед гласными Е Ё Ю Я подъезд подъем объяснение Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail:

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК Приставки без- воз- вз- из- низ- раз- чрез- через- пишутся перед гласными и звонкими согласными. взлет безводный раздавать Приставки бес- вос- вс- ис- нис- рас- чрез- через- пишутся перед глухими согласными. воспитание вспомнить испугать Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail:

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК И ПРЕДЛОГОВ Приставка – это часть слова и пишется слитно! Предлог – это часть речи и пишется отдельно! С глаголами предлоги не употребляются! Ребята направились на прогулку. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail:

ЧАСТИ РЕЧИ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ отвечает на вопросы кто? что? Обозначает предмет. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Обозначает признак предмета. ГЛАГОЛ отвечает на вопрос что делать? что сделать? Обозначает действие предмета. МЕСТОИМЕНИЕ указывает на предметы, но не называет их. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail:

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ мужской род – он мой – лев женский род – она моя – кошка средний род – оно моё – животное ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ единственное число – берёза, арбуз множественное число – берёзы, арбузы Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail:

ПАДЕЖИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Название падежа Вспомогательные слова Падежные вопросы Предлоги И. п. есть кто? что? Р. п. нет кого? чего? без, возле, до, из, около, от, подле, с, у Д. п. дать подойти к кому? чему? к, по В. п. вижу кого? что? под, за, про, через, в, на Т. п. доволен кем? чем? за, между, над, под, с П. п. говорить о ком? о чем? в, о, об, на, при Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail:

ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПЕРВОЕ СКЛОНЕНИЕ МУЖСКОЙ РОД ЖЕНСКИЙ РОД — А, — Я ЮНОША ДЯДЯ ПТИЦА ЗЕМЛЯ ВТОРОЕ СКЛОНЕНИЕ МУЖСКОЙ РОД СРЕДНИЙ РОД — — О, — Е ОТЕЦ ДЕНЬ ЗЕРНО СЧАСТЬЕ ТРЕТЬЕ СКЛОНЕНИЕ ЖЕНСКИЙ РОД — Ь ДОЧЬ РОЖЬ Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail:

РОД ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Род имён прилагательных определяется по роду имён существительных, с которыми они употребляются. Мужской род Узкий переулок Новый урок Женский род Крупная рыба Древняя история Средний род Правое плечо Красное солнце Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail:

ЧИСЛО ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Число имён прилагательных определяется по числу имени существительного, с которым оно употреблено Число Род Единственное Множественное Мужской род спелый плод высокий потолок спелые плоды высокие потолки Женский род газовая плита синяя блузка газовые плиты синие блузки Средний род короткое расстояние летнее платье короткие расстояния летние платья Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail:

НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Совершенный вид – действие уже сделано, закончено, то есть совершенно. Что сделал? — написал, выучил. Несовершенный вид – действие еще незакончено. Что делает? – пишет, учит. ЗАПОМНИ. Частица не с глаголами пишется всегда отдельно: Не выучил. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail:

ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ВРЕМЕНАМ Настоящее время Что делает? смотрит пилит рисует Прошедшее время Что делал? Что сделал? смотрел пилил рисовал Будущее время Что будет делать? Что сделал? будет смотреть посмотрит будет рисовать нарисует Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail:

ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ И ЛИЦАМ Лицо Число 1 – е лицо 2 – е лицо 3 – е лицо Единственное Я Работаю отдыха? Ты Работаешь отдыха? Он, она,оно работает отдыха? Множественное Мы Работаем отдыха? Вы Работаете отдыха? Они Работают отдыха? Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail:

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ I спряжение II спряжение Все глаголы на –еть, -ать, оть, -уть, -ть (кроме 11 глаголов исключений), а также глаголы на –ить:брить, зиждиться, стелить Глаголы на –ить (в неопределенной форме), а также 11 глаголов: гнать, дышать, держать, зависеть. Видеть, слышать и обидеть. А ещё терпеть, вертеть, Ненавидеть и смотреть. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail:

ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ I спряжение II спряжение ед. ч. мн. ч ед. ч. мн. ч. — У (- Ю) — ЕМ — ЕШЬ — ЕТЕ — ЕТ — УТ (-ЮТ) — У (Ю) — ИМ — ИШЬ — ИТЕ — ИТ — АТ (-ЯТ) Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail:

МЕСТОИМЕНИЕ Местоимения указывают на предметы, признаки и качества, но не называют их. Личные местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они Указательные местоимения этот, это, эта, эти Вопросительные местоимения кто, что, какой, который, чей, сколько Отрицательные местоимения никто, ничто, никакой, ничей Неопределенные местоимения кто-то, что-то, кто-нибудь, что-нибудь, кое-что, кое-кто Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail:

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ Имена числительные обозначают количество или порядок предметов при счете. Числительные Количественные (пять книг) Порядковые (пятый этаж) Числительные Простые Сложные Составные Дробные (семь) (тридцать) (тридцать два) (три пятых) Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail:

НАРЕЧИЕ Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или качество. Наречия, образованные от кратких прилагательных с приставками: На конце наречий после шипящих пишется Ь: настежь, прочь. (кроме: замуж, невтерпеж, уж). в-, за-, на- имеют на конце букву о до-, из-, с- имеют на конце букву а вправо налево издавна дотла Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail:

СОЮЗ Союзы – это служебные части речи,которые связывают однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения. Взошло солнце и осветило все вокруг. Мальчик побежал за собакой, но не догнал ее. Видит око, да зуб неймет. В лесу растут грибы и ягоды. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail:

ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ По интонации Восклицательное Невосклицательное Мне подарили щенка! Мне подарили щенка. По цели высказывания Повествовательное Вопросительное Побудительное На дворе прекрасная погода. Почему вы не гуляете? Идите скорее. По наличию второстепенных членов Нераспространённое Распространённое Весна пришла. Пришла долгожданная весна Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail:

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Главные Подлежащее Сказуемое Кто? Что? (существительное, местоимение) Что делает? (глагол) мальчик рисует Второстепенные Определение Дополнение Обстоятельство прилагательное сущест-ое наречие, сущ-ое Я читаю интересную книгу. Я встретил друга. Мы пошли быстро. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail:

ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ При составлении данного пособия автор-составитель опиралась на теоретический материал: Учебники “Ступеньки в мир языка” для 1 – 4 классов составленных И. Фроловой Riga, “Macibu gramata”,SIA, 2005 Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail:

Номер материала: ДБ-084815

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Вы первый можете оставить свой комментарий

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Методические разработки и пособия по русскому языку

Правила по русскому языку в 1-4 классах

Методическое пособие по теме

Правила по русскому языку в 1 — 4 классах
для УМК «Перспективная начальная школа»

Земан Мария Фёдоровна,
учитель начальных классов
ГБОУ школа №425 имени академика П.Л.Капицы

ПРАВИЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

О ЗНАЧЕНИЯХ СЛОВ

Слова, у которых есть несколько значений, называются

Например: ЛИСА – 1. То же, что лисица.

2. Хитрый человек.

Слова, которые одинаково звучат и пишутся, но означают

разное, называются ОМОНИМАМИ.

Например: ЛУК 1 – растение;

Слова, близкие по смыслу, называются СИНОНИМАМИ.

Например: месяц – луна.

Слова, противоположные по смыслу, называются

Например: белый – чёрный.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ДОПОЛНЕНИЕ – второстепенный член предложения,

который отвечает на вопросы косвенных падежей:

кого? чего?

кому? чему?

кого? что?

кем? чем?

о ком? о чём ?

и подчёркивается отрывистой линией.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – второстепенный член предложения,

который отвечает на вопросы: где? куда? когда?

откуда? как? и подчёркивается отрывистой линией

ОПРЕДЕЛЕНИЕ – второстепенный член предложения,

который отвечает на вопросы: какой? какая? какое?

какие? чей? и подчёркивается волнистой линией.

ПРЕДЛОГ – это часть речи, которая служит для связи

слов в предложении.

Предлоги со словами пишутся раздельно .

Между предлогом и словом можно вставить слово

Например: в (сосновом ) лесу , на (зелёной ) ветке .

МЕСТОИМЕНИЕ — это часть речи, которая указывает

на предметы, признаки и качества, но не называет их.

ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ: я, мы,

ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова, которая

служит для связи слов в предложении.

Например: читал (что?) книгу ,

рассказывал (о чём?) о книге .

ОСНОВА – это часть слова без окончания.

Например: дедушка, девочка, облако.

Родственные слова – слова с РАЗНЫМИ ОСНОВАМИ,

в которых есть ОБЩАЯ (по смыслу и по написанию)

Например: лес , лес ной, лес ник .

КОРЕНЬ – это ОБЩАЯ часть ОСНОВ родственных слов.

Например: лес, лесной, лесник.

СУФФИКС – это часть слова, которая стоит после корня

и служит для образования новых слов.

Например: рыба, рыбк а, рыбёшк а, рыбн ый (суп).

ПРИСТАВКА – это часть слова, которая стоит перед

корнем и служит для образования новых слов.

Например: бежать, за бежать, до бежать, у бежать .

Разделительный Ъ пишется после приставок,

оканчивающихся на согласную, и перед корнем,

начинающимся с гласных е, ё, ю, я.

Например: подъе зд, съё жился, объя вил,

6. В именах существительных женского рода с

ОСНОВОЙ на шипящий на конце слова пишется Ь.

В именах существительных мужского рода с

ОСНОВОЙ на шипящий Ь не пишется.

Например: рожь , печь , мышь , вещь – ж. р.

ёж , грач , ландыш , лещ – м. р.

7. Названия рек, городов, деревень, морей, имена людей,

клички животных называются именами собственными .

Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Например: М арина, В олга, М осква.

8. ЖИ – ШИ пиши с буквой И, ЧА – ЩА с буквой А ,

ЧУ – ЩУ с буквой У .

Например: жи знь, маши на, ча шка, роща , чу до, щу ка .

9. Начало предложения пишется с большой буквы.

Например: М альчики играли во дворе.

10. Предлоги пишутся отдельно от слова. Между

предлогом и словом можно вставить другое слово.

Например: Сосна росла у берега.

Правила по русскому языку в таблицах и схемах. 1-4 классы.

Данное пособие предназначено как для занятий на уроках русского языка, так и для самостоятельной работы дома. Учебный материал представлен в таблицах, что способствует его лучшему запоминанию, а также развитию зрительной памяти. Для младшего школьного возраста.

Содержание
Объяснение сокращений 2
Алфавит 3
Гласные звуки 4
Гласные буквы 4
Согласные звуки 5
Звукосочетания 6
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова 7
Сложные слова 8
Переноси правильно 9
Не переноси 9
Перенос слов с удвоенными согласными 9
Безударные гласные в корне слова: а, о, и, е, я 10
Фонетический разбор слова 11
Большая (заглавная) буква в словах 12
Состав слова 13
Однокоренные слова 14
Форма слова 14
Порядок разбора состава слова 15
Предлоги пиши отдельно! 16
Члены предложения 17
Разделительный Ъ после приставки перед гласными е, ё, ю, я 18
Приставки над-, под-, пред-, об- 19
Приставки на -з, -с 20
Разделительный Ь пишем после согласных перед гласными 21
Различие между приставками и предлогами 22
Непроизносимые согласные в корне слова 23
СН без Т 24
Приставки пиши слитно! 25
Запомни 26
Суффиксы 27
Части речи 28
Род имён существительных 29
Число имён существительных 30
Падежи имён существительных 31
Склонение имён существительных 32
Три склонения имён существительных 33
Первое склонение имён существительных 34
Второе склонение имён существительных 35
Третье склонение имён существительных 36
Несклоняемые существительные 37
Окончания сущ. 2 скл. ед. ч. в род. падеже мн. ч 38
Нулевое окончание парные предметы 39
Падежные окончания имён существительных 40
Неопределённая форма глагола 41
Время глагола 42
Изменения глагола по лицам и числам 43
Спряжение глаголов 44
Спряжение глаголов настоящего времени 44
Однородные члены предложения 45
Род имён прилагательных 46
Число имён прилагательных 47
Склонение имён прилагательных мужского рода 48
Склонение имён прилагательных женского рода 49
Склонение имён прилагательных среднего рода 50
Склонение имени прилагательного во множественном числе 51
Мягкий знак после ч, ж, ш 52
Морфологический разбор имён существительных 53
Морфологический разбор глагола 54
Морфологический разбор имён прилагательных 55
Местоимение 56
Правописание наречий 56
Имя числительное 57
Виды предложений 58
Разбор предложения 59
Разбор предложения по членам предложения 60
Однородные члены предложения 61
Знаки препинания в конце предложения 62
Ударение в словах 62

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Правила по русскому языку для начальных классов РЕСУРСЫ Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail: [email protected]

2 слайд

Описание слайда:

Гласные буквы Согласные звуки Фонетический разбор слова Парные согласные на конце слова Безударные гласные в корне слова Запомни! Жи-ши,ча-ща, чу-щу! Прописная буква Состав слова Запомни! -чк-, -чн-, -нч-, -нщ-, -рщ- Правописание приставок Приставки и предлоги Части речи Имя существительное Падежи имён существительных Три склонения имён существительных Род имён прилагательных Число имён прилагательных Неопределённая форма глагола Изменение глаголов по временам Изменение глаголов по числам и лицам Спряжение глаголов Личные окончания глаголов Местоимение Наречие Имя числительное Союз Виды предложений Члены предложений СОДЕРЖАНИЕ Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail: [email protected]

3 слайд

Описание слайда:

Данное пособие содержит все основные правила по русскому языку и составлено таким образом, чтобы было легче и интереснее усвоить школьную программу. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail: [email protected]

4 слайд

Описание слайда:

Гласные буквы А Е Ё И О У Ы Э Ю Я А О У Ы Э – эти гласные обозначают твёрдость согласных звуков. И – обозначает мягкость согласных звуков. Е Ё Ю Я – эти гласные обозначают мягкость согласных звуков, а в начале слова или после другой гласной – два звука. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail: [email protected]

5 слайд

Описание слайда:

Согласные звуки звонкие Б В Г Д Ж З Парные       глухие П Ф К Т Ш С звонкие Л М Н Р Непарные глухие Х Ц Ч Щ Всегда твердые Ж Ш Ц Всегда мягкие Й Ч Щ Буквы Ь, Ъ звуков не обозначают, а обозначают мягкость или твердость согласной, после которой они стоят. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail: [email protected]

6 слайд

Описание слайда:

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА Ком – пью – тер -- 10 звуков, 9 букв, 3 слога К – согласный, твердый, парный глухой О – гласный, безударный М – согласный, твердый, непарный звонкий П – согласный, мягкий, парный глухой Ь – Ю – гласный, ударный Т – согласный, твердый, парный глухой Е – гласный, безударный Р – согласный, твердый, непарный звонкий. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail: [email protected]

7 слайд

Описание слайда:

ПРАВОПИСАНИЕ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ СЛОВА В конце слов парные согласные надо писать так же, как они пишутся в однокоренных словах или в другом падеже перед гласной. ду– дубок лу – луговой ро – рога гру - грузить Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail: [email protected]

8 слайд

Описание слайда:

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ Безударные гласные в корне проверяются ударением сды – сад стна – стены зма – зимний мря – море пля – поле кза - козы Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail: [email protected]

9 слайд

Описание слайда:

ЗАПОМНИ! ЖИ – ШИ пиши с буквой И мыш уж лыж шна ЧА – ЩА пиши с буквой А дач туч свеч саранч ЧУ – ЩУ пиши с буквой У щка члок чдеса чдовище Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail: [email protected]

10 слайд

Описание слайда:

ПРОПИСНАЯ БУКВА Помни: пишутся всегда С большой буквы города, Реки, страны и моря… И фамилия твоя! страна Латвия город Рига река Даугава Балтийское море. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail: [email protected]

11 слайд

Описание слайда:

СОСТАВ СЛОВА Корень – общая часть родственных слов. Приставка и суффикс - значимые части слов, образуют новые слова. Окончание - изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении. Корень, приставка и суффикс – это основа. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail: [email protected]

12 слайд

Описание слайда:

ЗАПОМНИ! В сочетаниях ЧК ЧН НЧ НЩ РЩ мягкий знак не пишется. ночка каменщик спорщик Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными Е Ё И Ю Я платье ручьи обезьяна Разделительный твердый знак пишется после приставки, оканчивающейся на согласную перед гласными Е Ё Ю Я подъезд подъем объяснение Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail: [email protected]

13 слайд

Описание слайда:

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК Приставки без- воз- вз- из- низ- раз- чрез- через- пишутся перед гласными и звонкими согласными. взлет безводный раздавать Приставки бес- вос- вс- ис- нис- рас- чрез- через- пишутся перед глухими согласными. воспитание вспомнить испугать Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail: [email protected]

14 слайд

Описание слайда:

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК И ПРЕДЛОГОВ Приставка – это часть слова и пишется слитно! Предлог – это часть речи и пишется отдельно! С глаголами предлоги не употребляются! Ребята направились на прогулку. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail: [email protected]

15 слайд

Описание слайда:

ЧАСТИ РЕЧИ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ отвечает на вопросы кто? что? Обозначает предмет. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Обозначает признак предмета. ГЛАГОЛ отвечает на вопрос что делать? что сделать? Обозначает действие предмета. МЕСТОИМЕНИЕ указывает на предметы, но не называет их. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail: [email protected]

16 слайд

Описание слайда:

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ мужской род – он мой – лев женский род – она моя – кошка средний род – оно моё – животное ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ единственное число – берёза, арбуз множественное число – берёзы, арбузы Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail: [email protected]

17 слайд

Описание слайда:

ПАДЕЖИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Название падежа Вспомогательные слова Падежные вопросы Предлоги И. п. есть кто? что? Р. п. нет кого? чего? без, возле, до, из, около, от, подле, с, у Д. п. дать подойти к кому? чему? к, по В. п. вижу кого? что? под, за, про, через, в, на Т. п. доволен кем? чем? за, между, над, под, с П. п. говорить о ком? о чем? в, о, об, на, при Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail: [email protected]

18 слайд

Описание слайда:

ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПЕРВОЕ СКЛОНЕНИЕ МУЖСКОЙ РОД ЖЕНСКИЙ РОД - А, - Я ЮНОША ДЯДЯ ПТИЦА ЗЕМЛЯ ВТОРОЕ СКЛОНЕНИЕ МУЖСКОЙ РОД СРЕДНИЙ РОД - - О, - Е ОТЕЦ ДЕНЬ ЗЕРНО СЧАСТЬЕ ТРЕТЬЕ СКЛОНЕНИЕ ЖЕНСКИЙ РОД - Ь ДОЧЬ РОЖЬ Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail: [email protected]

19 слайд

Описание слайда:

РОД ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Род имён прилагательных определяется по роду имён существительных, с которыми они употребляются. Мужской род Узкий переулок Новый урок Женский род Крупная рыба Древняя история Средний род Правое плечо Красное солнце Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail: [email protected]

20 слайд

Описание слайда:

ЧИСЛО ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Число имён прилагательных определяется по числу имени существительного, с которым оно употреблено Число Род Единственное Множественное Мужской род спелый плод высокий потолок спелые плоды высокие потолки Женский род газовая плита синяя блузка газовые плиты синие блузки Средний род короткое расстояние летнее платье короткие расстояния летние платья Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail: [email protected]

21 слайд

Описание слайда:

НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Совершенный вид – действие уже сделано, закончено, то есть совершенно. Что сделал? - написал, выучил. Несовершенный вид – действие еще незакончено. Что делает? – пишет, учит. ЗАПОМНИ. Частица не с глаголами пишется всегда отдельно: Не выучил. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail: [email protected]

22 слайд

Описание слайда:

ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ВРЕМЕНАМ Настоящее время Что делает? смотрит пилит рисует Прошедшее время Что делал? Что сделал? смотрел пилил рисовал Будущее время Что будет делать? Что сделал? будет смотреть посмотрит будет рисовать нарисует Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail: [email protected]

23 слайд

Описание слайда:

ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ И ЛИЦАМ Лицо Число 1 – е лицо 2 – е лицо 3 – е лицо Единственное Я Работаю отдыха Ты Работаешь отдыха Он, она,оно работает отдыха Множественное Мы Работаем отдыха Вы Работаете отдыха Они Работают отдыха Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail: [email protected]

24 слайд

Описание слайда:

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ I спряжение II спряжение Все глаголы на –еть, -ать, оть, -уть, -ть (кроме 11 глаголов исключений), а также глаголы на –ить:брить, зиждиться, стелить Глаголы на –ить (в неопределенной форме), а также 11 глаголов: гнать, дышать, держать, зависеть. Видеть, слышать и обидеть. А ещё терпеть, вертеть, Ненавидеть и смотреть. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail: [email protected]

25 слайд

Описание слайда:

ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ I спряжение II спряжение ед. ч. мн. ч ед. ч. мн. ч. - У (- Ю) - ЕМ - ЕШЬ - ЕТЕ - ЕТ - УТ (-ЮТ) - У (Ю) - ИМ - ИШЬ - ИТЕ - ИТ - АТ (-ЯТ) Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail: [email protected]

В разделе на вопрос Закончите правило по русскому языку 3 класс. заданный автором Александра лучший ответ это я знаю только, что в основу слова входят приставка, корень и суффикс.

Ответ от Благосостояние [гуру]
Чтобы найти основу нужно найти окончание, ведь основа - часть слова без окончания.
Окончание не входит в основу слова, потому что его изменение общего смысла слова не меняет.
В основу слова входят приставка, корень, суффикс.


Ответ от Напроситься [новичек]
Окончание не входит в основу слова, потому что.... это не постоянная часть речи.
В основу входит суффикс корень и приставка.


Ответ от Игорь Узун [активный]
1 ...Надо сначало подчеркнуть приставка, корень, суффикс, и окончания.Основа это часть слова без окончания
2 ...потому что это изменяемая часть слова образуюющая новые формы слова
3 ...Приставка, суффикс, корень.


Ответ от Невролог [гуру]
Чтобы найти оснуву, нужно изменить окончание.
Окончание не входит потому что изменяется.
В основу входят приставка, корень и суффикс.


Ответ от Дарья германова [активный]
1)Чтобы найти в слове основу, нужно его просклонять, проспрягать. Основой будет та часть, которая не изменится.
2)Окончание не входит в основу слова, потому что основа слова - неизменяемая часть слова, а окончание нет.
3)В основу слова входят все части слова, кроме окончания (приставка, корень, суффикс).

Все основные правила русского языка, без знания которых невозможно писать без ошибок. 3 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А.

М.: 2013. - 24 с.

В пособии собраны все правила, необходимые для автоматического грамотного письма, представленные во всех федеральных учебниках по русскому языку 3 класса. Без знаний этой теории невозможно написать без ошибок различные проверочные работы. Пособие поможет учителям и родителям проверить качество знаний детей, а ученикам подготовиться к контрольным работам и мини-ЕГЭ.

Формат: pdf

Размер: 10,2 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

ОРФОГРАФИЯ
Орфограмма - это такое написание, которое нельзя определить на слух, потому что одинаково произносящиеся звуки могут быть по-разному переданы на письме. Такое написание надо либо проверить, либо запомнить, либо уточнить в словаре.
Большая буква в начале предложения
Начало предложения пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак: Наступила осень. Как красиво кругом! Вы любите осень? В восклицательном вопросительном предложении после вопросительного знака ставится восклицательный знак: А вы любите осень?!
Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА ЧУ-ЩУ
ЖИ-ШИ пиши с буквой И: снежинка, ландыши. ЧА-ЩА пиши с буквой А: часы, пища. ЧУ-ЩУ пиши с буквой У: чулки, щука.
^Запомни! Брошюра, жюри, парашют (заимствованные слова).
Сочетания ЧК-ЧН, НЧ, РЩ, ЩН и НЩ
В сочетаниях НЧ, ЧН, ЧК, НЩ, ЩН, РЩ никогда не пишется Ь.
У В сочетаниях согласных с мягкими шипящими Ч и Щ Ь не пишется: ЧК: птичка, печка, бочка, свечка. ЧН: ночной, молочник, мелочный.
НЧ: нянчить (хотя нянька), птенчик, закончить, балкончик, тончайший. НЩ: каменщик, барабанщик, обманщик. РЩ: морщить, спорщик, фонарщик. ЩН: изящный, хищник, мощный, помощник.
Мягкий знак - показатель мягкости
Буква Ь обозначает мягкость согласных звуков на письме на конце и в середине слова. Ь показывает мягкость предшествующего звука: тюлень, капелька.
Р<}Есть случаи, когда мягкий знак между согласными для обозначения мягкости не пишется. О правописании таких слов надо справляться в орфографическом словаре: мостик (без ь), гвозди (без ь).
S|| Мягкость [л"] перед любым согласным всегда обозначается мягким знаком. Болельщик, львёнок, польза, вскользь, мельче, сельдь, ЛЬСТИТЬ, прогульщик.
рО[ Между двумя Л мягкий знак не пишется: аллея, иллюзия, иллюминация.
Разделительный мягкий знак
Разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Он пишется внутри слов после букв, обозначающих согласные звуки (не после приставок), перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И, а также в некоторых
иноязычных словах перед буквой О. При произнесении слов с разделительным мягким знаком всегда слышится звук [й]: вьюн, друзья, соловьи, почтальон, бульон.
IP Запомни! Разделительный Ь в словах иноязычного происхождения:
бульон, медальон, компаньон, шампиньон, павильон, батальон, миньон, павильон, гильотина, почтальон, компаньон.
Употребление Ь после шипящих у существительных
Пиши Ь у существительных женского рода единственного числа после шипящих на конце слова: дочь, мышь.
Пиши без Ь существительные мужского рода единственного числа после шипящих на конце слова: грач, плащ.
Р<}Во множественном числе у существительных с шипящей на конце Ь не пишется: (много) крыш (мн. ч.), (много) куч (мн. ч.).