Правильно оформляем европротокол. ГАИ или европротокол? Что выбирают водители при незначительных ДТП

Данные вопросы читателя «ГЧ» переадресовал ВРИО начальника Ганцевичского оГАИ Евгению Малевичу.

– Так что же такое Европротокол?

– Европротокол (или Извещение о дорожно-транспортном происшествии) представляет собой документ, который составляется водителями на месте происшествия без вызова сотрудников ГАИ.

Бланк извещения состоит из двух страниц, одна из которых является оригиналом, а вторая копией.
Введено это было уже более пяти лет назад. Сначала это был своего рода эксперимент, а сейчас уже люди охотно пользуются таким упрощенным порядком оформления ДТП.

Статистика показывает, что каждая третья авария оформляется без вызова ГАИ.

– Как заполнять бланк Европротокола?

– Главное требование – бланк должен быть заполнен на месте происшествия. Все разделы бланка должны быть заполнены аккуратно, без помарок и исправлений. Как правило, страховые компании не принимают документы с исправлениями. Лучше, если оба участника ДТП предварительно проговорят все моменты и выяснят все подробности ДТП. А уже после этого приступят к заполнению бланка.

Важно!

– В каком случае может быть оформлен Европротокол?

– Европротокол может быть оформлен при следующих условиях:
– участники аварии должны прийти к обоюдному согласию,
– в ДТП должно участвовать не более двух автомобилей,
– ущерб в них не должен превышать 400 евро,
– вред может быть нанесен только имуществу, а не жизни и здоровью людей.
– оба водителя должны быть трезвыми, иметь водительские удостоверения, страховки и т. д.

– Какие ошибки могут быть допущены при оформлении ДТП без участия ГАИ?

Во-первых…

Есть опасность того, что владельцы поврежденных автомобилей не всегда могут учесть в скрытые дефекты. Можно дотошно записать в документ все повреждения внешние, до последней царапинки, и не обратить внимание на повреждения внутри автомобиля.
После удара в переднюю часть авто нужно обязательно проверить посмотреть световые приборы, работу блоков радиатора, убедиться нет ли течи технической жидкости. Если в чем-то сомневаетесь, то лучше вызвать сотрудников ГАИ и не рисковать.

Во-вторых…

Бывает, что потерпевший обнаруживает незамеченные ранее повреждения уже после подписания европротокола, когда бланки разъединены. Тогда некоторые решают дописать дефекты, и при этом он убежден, что никого не обманывает.
Но, если у страховщика появятся сомнения, то он запросить второй бланк и если будет несоответствие, тогда не только будет приостановлена выплата, но и разбирательства с правоохранительными органами.

Третье…

Нужно быть внимательными ко всем пунктам. И ставить подписи в обеих графах, и там, где потерпевший и там, где причинитель вреда.

Четвертое…

Одно из главных условий оформления Европротокола – наличие действующих водительских прав. Потерпевший заинтересован в проверке документов у виновника.
По правилам обязательного страхования участники происшествия обязаны обменяться данными. Если виновник отказывается предоставить документы, тогда о каком оформлении Европротокола вообще может идти речь? Вызывать ГАИ, и точка!

– Как получить возмещение?

– После заполнения Европротокола потерпевший должен представить его в страховую компанию.

Желательно, чтобы это была компания, в которой застрахован виновник ДТП.

А еще лучше, если оба участника ДТП поедут в страховую компанию вместе для проведения осмотра обоих транспортных средств. Это исключит всякие подозрения о недобросовестности и ускорит оформление страховых выплат.

Страховая сумма должна быть выплачена потерпевшему в течение 5-7 рабочих дней.

В каких случаях можно не вызывать ГАИ? Как правильно заполнить европротокол? Как быстро страховая компания выплатит страховку? На эти и другие вопросы «АиФ» ответила старший инспектор по АиП ОГАИ Октябрьского РУВД г. Минска Виктория ЦАРУК.

Согласно пункту 31.4 главы 6 Правил дорожного движения водитель в случае ДТП вправе не сообщать о нем в ГАИ при наличии одновременно следующих обстоятельств:

  • В аварии столкнулись два автомобиля (не больше и не меньше) и не пострадали люди.
  • У обоих водителей все в порядке с документами и есть действующие полисы страхования на автомобили.
  • У водителей нет претензий к физическому состоянию друг друга (речь об алкогольном или наркотическом опьянении).
  • Понятно, кто виноват в аварии.
  • Ущерб, нанесенный каждому участнику ДТП, составляет не более 400 евро (до апреля 2014 года лимит был 200 евро).

Заполняем правильно

Итак, европротокол - это два бело-сине-желтых самокопирующихся бланка. Их выдают бесплатно вместе со страховкой на машину. Бланки также можно взять в офисах страховых компаний, на заправках.

Прежде всего, сразу после аварии необходимо остановиться и выставить знак аварийной остановки. Важно, чтобы все следы ДТП сохранились!

Договоритесь со вторым участником ДТП, кто является виновником аварии, каковы были ее причины и обстоятельства, какой вред причинен транспортному средству (помните: размер максимальной выплаты - 400 евро по курсу НБ). Дальше можно заполнять бланк извещения о ДТП. В нем четко укажите личные данные участников, обстоятельства и причины ДТП, виновника ДТП, нанесенные автомобилям повреждения. Инспектор ГАИ советует собрать максимум доказательств о ДТП: фото (видео), на котором будет видно расположение автомобилей после ДТП, номерные знаки на авто, следы торможения, поврежденные детали обоих автомобилей, включая осколки и обломки, оставшиеся на месте столкновения. Не лишним будет взять контакты и показания очевидцев происшествия, запись видеорегистратора.

После того как европротокол заполнен, один экземпляр заполненного бланка остается у потерпевшей стороны, чтобы в дальнейшем вместе с заявлением представить его в страховую компанию для получения возмещения, второй - у виновника ДТП (оригинал извещения - для потерпевшего, копия - для виновника).

Бланк извещения о ДТП должен быть заполнен правильно, быть легко читаемым, неповрежденным и подписанным обоими участниками ДТП. Не оставляйте в нем пустые строки и графы. Заполнять бланк нужно с сильным нажимом авторучки, чтобы на втором листе также были видны четкие надписи.

Оформив европротокол, участники могут покинуть место аварии.

Потерпевший в течение пяти рабочих дней должен обратиться либо в страховую компанию виновника, либо в ту, где был оформлен его договор страхования.

Наверняка, многие водители знают, что такое Европротокол, а некоторые уже использовали его при ДТП. Но, как говорят, повторение - мать учения. Давайте еще раз вернемся к этому вопросу. Тем более, как показывает практика, еще не все водители знают, что это такое и, как это работает на деле.

По статистике ГАИ в 2014 году только в одной Минской области произошло 16,5 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых не было пострадавших. При этом только около 15% ДТП были оформлены без вызова ГАИ на место происшествия.

  1. Так что же такое Европротокол?

Европротокол (или Извещение о дорожно-транспортном происшествии) представляет собой документ, который составляется водителями на месте происшествия без вызова сотрудников ГАИ. Бланк извещения состоит из двух страниц, одна из которых является оригиналом, а вторая копией. (Поэтому заполнять бланк нужно с сильным нажимом авторучки, чтобы на втором листе также были видны четкие надписи.) Выдается бланк Извещения в страховых компаниях (бесплатно) при заключении Договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

  1. В каких же случаях составляется Европротокол без вызова на место ДТП сотрудников ГАИ?

В Указе Президента Республики Беларусь от 23.10.2009 N 519 перечислены все случаи, при которых Европротокол может быть составлен без вызова ГАИ. Так, основным условием является, то, что в ДТП должно быть не более двух участников. При этом ущерб может быть причинен только имуществу. Если пострадали люди, вызов ГАИ обязателен.

Далее, участники ДТП должны иметь соответствующие удостоверения на право управления транспортным средством и действующие страховки. Оба участника ДТП не должны находиться в состоянии алкогольного опьянения и не иметь претензий по этому поводу друг к другу. Сумма предполагаемого ущерба, причиненного в ДТП, не должна превышать в эквиваленте 400 Евро. И, конечно, же, участники ДТП должны договориться между собой, кто из них виновен в данном ДТП.

  1. Как заполнять бланк Европротокола?

Главное требование - бланк должен быть заполнен на месте происшествия. Все разделы бланка должны быть заполнены аккуратно, без помарок и исправлений. Как правило, страховые компании не принимают документы с исправлениями. Лучше, если оба участника ДТП предварительно проговорят все моменты и выяснят все подробности ДТП. А уже после этого приступят к заполнению бланка.

Бланк должен быть подписан обоими участниками ДТП. Оригинал бланка остается у потерпевшего в ДТП, а копия передается виновнику. Будет не лишним заручиться контактными данными свидетелей ДТП, если они были.

  1. Как получить возмещение?

После заполнения Европротокола потерпевший должен представить его в страховую компанию. Желательно, чтобы это была компания, в которой застрахован виновник ДТП. А еще лучше, если оба участника ДТП поедут в страховую компанию вместе для проведения осмотра обоих транспортных средств. Это исключит всякие подозрения о недобросовестности и ускорит оформление страховых выплат.

Страховая сумма должна быть выплачена потерпевшему в течение 5-7 рабочих дней.

Как показывает опыт, если все условия были соблюдены, никаких претензий у страховщиков не возникает и ущерб выплачивается в установленные сроки.

Более широкое применение практики оформления Европротоколов позволит существенно разгрузить сотрудников ГАИ, уменьшив количество выездов на незначительные ДТП, сократить время оформления самого ДТП и уменьшить пробки на дорогах.

Ну, а если вы все-таки не уверены, что все можете сделать так, как надо, или не достигните договоренности со вторым участником ДТП, вызывайте ГАИ!

Упрощенный порядок оформления ДТП (широко известен как европротокол) был введен в Беларуси более шести лет назад и уже не воспринимается как некий эксперимент. Судя по статистике страховщиков, им охотно пользуются и это стало рабочей схемой: сейчас каждая третья авария в нашей стране оформляется без вызова ГАИ. Уже ведутся разговоры о повышении лимита с 400 до 600 евро. Но все же некоторые автовладельцы допускают ошибки, ценой которых может стать отказ в выплате компенсации. Специалисты Белорусского бюро по транспортному страхованию рассказали о типичных ситуациях.

Ошибка №1. Не учитывают скрытые повреждения

Большинство участников ДТП, когда заходит речь о составлении европротокола, трижды подумают, а хватит ли 400 евро на ремонт? Но есть случаи (и их немало), при которых владельцы поврежденных автомобилей не учитывают возможные скрытые дефекты.

- Люди дотошно вписывают в бланк внешние повреждения, но иногда даже не открывают капот или багажник, чтобы заглянуть внутрь, - рассказывает о типичной ситуации начальник управления международных отношений и вопросов регулирования по внутреннему и внешнему страхованию Белорусского бюро по транспортному страхованию Владимир Аксельрод.

«Мы всегда просим при „проникающих ранениях“ вызывать ГАИ, особенно если автомобиль относительно свежий или дорогой»

После удара в переднюю часть машины специалисты рекомендуют хотя бы открыть капот и осмотреть световые приборы. В случае повреждения светодиодных или ксеноновых фар, датчиков активного круиз-контроля, блоков радиатора, обнаружения течи технических жидкостей, посторонних шумов даже не нужно сомневаться - следует вызывать инспекторов ДПС.

Аналогичный совет страховщики дают при ударе в заднюю часть: не лишним будет открыть багажник и проверить, нет ли повреждений.

- Понятно, сейчас по нашим дорогам ездят очень разные автомобили, - продолжают специалисты. - За 400 евро можно провести серьезный ремонт двадцатилетнего ВАЗа, но в случае с трехлетней машиной премиум-класса этой суммы едва ли хватит на замену одной фары.

Если же при оценке выяснится, что стоимость ремонта превышает 400 евро, то по правилам страхования выплатят максимальную сумму в 400 евро и не более того.

Страховщики сразу оговариваются: такие случаи редки, но бывают. Иногда сумма ремонта превышает лимит даже в два-три раза.

Ошибка №2. Дописывают в бланк после разъединения

Случается, потерпевший обнаруживает новые повреждения уже после подписания европротокола, когда бланки разъединены. Тогда некоторые решают дописать дефекты, рассуждая, мол, ну ничего страшного, я же никого не обманываю.

- Однако в худшем случае это может быть квалифицировано как страховое мошенничество, - предупреждает Владимир Аксельрод. - У страховщика при появлении сомнений всегда есть право запросить второй бланк. Тогда выплата приостанавливается и производится разбирательство, а при подтверждении подозрений страховая компания, скорее всего, обратится в правоохранительные органы.

Как говорят страховщики, такие случаи были и сверить два бланка совсем не проблема. Удавалось установить первоначальные записи, даже если виновник ДТП уезжал в другую страну, например в Украину.

- Очевидно, что чаще всего речь не идет о мошенничестве, просто потерпевший замечает некоторые дефекты позже,

«Но тогда лучше заявить об этом специалисту, проводящему оценку. Он вправе указать в акте осмотра те повреждения, которые не были вписаны, однако, по его мнению, стали следствием аварии»

Ошибка №3. Потерпевший ставит подписи за виновника ДТП

Неполное оформление бланка также может повлечь отказ в выплате возмещения вреда. Например, иногда участники аварии забывают отметить, есть ли пострадавшие. Вроде бы очевидно, что нет (иначе оформлять европротокол вообще нельзя). Но формально это нарушение.

- В бланке нет факультативных вопросов. Ответы должны быть даны на все без исключения, - подчеркивают в Белорусском бюро по транспортному страхованию.

Впрочем, страховщики могут пойти навстречу и закрыть на это глаза.

- А вот по-настоящему критичным считается заполнение последнего пункта (№16) обоими участниками ДТП, - говорит Владимир Аксельрод. - И виновник, и потерпевший ставят подписи в обеих графах. Выходит, они считают, что виновны и невиновны в происшествии одновременно. По такому бланку нельзя установить, кто является причинителем вреда. Скорее всего, в этом случае последует отказ в страховой выплате.

Виновник ДТП должен расписаться в пункте 16, а вот потерпевшему надо оставить это поле пустым

Ошибка №4. Потерпевший забывает проверить водительские права виновника

Одно из главных условий оформления европротокола - наличие действующих водительских удостоверений и страховых полисов у обоих участников ДТП. Получается, потерпевший заинтересован в проверке документов у виновника. Иначе он просто не сможет рассчитывать на страховую выплату.

- Страховщики имеют право и реально проверяют данную информацию, - не скрывают в Белорусском бюро по транспортному страхованию. - Есть возможность даже узнать, были ли соответствующие документы у иностранцев. Никакой проблемы в этом нет.

По правилам обязательного страхования участники происшествия обязаны обменяться данными. Если виновник отказывается предоставить документы, тогда о каком оформлении европротокола вообще может идти речь? Вызывать ГАИ, и точка!

- Немногие знают, что есть правило обратного требования, - дополняет Владимир Аксельрод. - Если выяснится, что у виновника на момент ДТП не было действующих водительских прав или страхового полиса, то потерпевшему придется вернуть выплаченное ранее возмещение вреда. При этом он сможет получить компенсацию только через суд.

Ошибка №5. Виновник не оплачивает вторую часть страховки, а потерпевший не обращает внимания

Наиболее распространенная ситуация связана со страховым полисом. Многие автовладельцы разбивают сумму оплаты «автогражданки» на две части, но по истечении полугода забывают оплатить вторую часть взноса. В этом случае страховка считается недействующей и, соответственно, оформлять европротокол нельзя. Потерпевшим следует быть особенно внимательными и учитывать этот нюанс.

А вот прекращение срока действия водительской медсправки вовсе не аннулирует права, как некоторые полагают. «С 2010 года отсутствие медсправки не является поводом для прекращения действия водительского удостоверения. При составлении европротокола проверять медицинские документы нет необходимости», - замечают специалисты.

По правилам страхования европротокол может быть оформлен при следующих условиях: участники аварии должны прийти к обоюдному согласию, в ДТП должно участвовать не более двух автомобилей, ущерб в них не должен превышать 400 евро, вред может быть нанесен только имуществу, а не жизни и здоровью людей. Кроме того, оба водителя должны быть трезвыми, иметь водительские удостоверения, страховки и т. д.

- Поначалу, в 2010-м, страховые организации с настороженностью относились к упрощенному порядку оформления ДТП, - признают в Белорусском бюро по транспортному страхованию. - Но со временем эта мера у нас доказала эффективность. Водители в случае мелкой аварии могут избежать длительного оформления происшествия и штрафа. Также это снизило нагрузку на ГАИ. При этом массовых попыток мошенничества не зафиксировано. Теперь решено планомерно повысить лимит. Начинали с 200 евро, сейчас он составляет 400, а будет, как надеемся, 600 - подготовлен соответствующий документ. Все идет к тому, что, как и во Франции, ДТП без пострадавших будут оформляться без вызова дорожной полиции.