Правило сравнения десятичных дробей. Сравнение десятичных дробей

Цель урока:

  • создать условия для вывода правила сравнения десятичных дробей и умения его применять;
  • повторить запись обыкновенных дробей в виде десятичных, округление десятичных дробей;
  • развивать логическое мышление, способность к обобщению, исследовательские умения, речь.

Ход урока

Ребята давайте вспомним, чем мы занимались с вами на предыдущих уроках?

Ответ: изучали десятичные дроби, записывали обыкновенные дроби в виде десятичных и наоборот, округляли десятичные дроби.

А чем бы вы хотели сегодня заниматься?

(Ученики отвечают.)

А вот все-таки чем мы будем на уроке заниматься, вы узнаете через несколько минут. Откройте тетради, запишите дату. К доске пойдет ученик, который будет работать с обратной стороны доски. Я буду предлагать вам задания, которые вы выполняете устно. Ответы записываете в тетрадь в строчку через точку с запятой. Ученик у доски записывает в столбик.

Я читаю задания, которые заранее записаны на доске:

Проверим. У кого другие ответы? Вспомнить правила.

Получили: 1,075; 2,175; 3,275; 4,375; 5,475; 6,575; 7,675.

Установите закономерность и продолжите полученный ряд еще на 2 числа. Проверим.

Возьмите расшифровку и под каждым числом (отвечающий у доски ставит букву рядом с числом) поставьте соответствующую букву. Прочитайте слово.

Расшифровка:

Итак, чем мы будем заниматься на уроке?

Ответ: сравнением.

Сравнением! Хорошо, я, например, сейчас начну сравнивать свои руки, 2 учебника, 3 линейки. А вы что хотите сравнивать?

Ответ: десятичные дроби.

Какую тему урока запишем?

Я записываю тему урока на доске, а ученики в тетради: «Сравнение десятичных дробей».

Задание: сравните числа (на доске записаны)

18,625 и 5,784 15,200 и 15,200
3,0251 и 21,02 7,65 и 7,8
23,0521 и 0,0521 0,089 и 0,0081

Сначала открываем левую часть. Целые части разные. Делаем вывод о сравнении десятичных дробей с разными целыми частями. Открываем правую часть. Целые части – одинаковые числа. Как сравнить?

Предложение: записать десятичные дроби в виде обыкновенных дробей и сравнить.

Записать сравнение обыкновенных дробей. Если каждую десятичную дробь переводить в обыкновенную и сравнивать 2 дроби, то это займет много времени. Может мы выведем правило сравнения? (Ученики предлагают.) Я выписала правило сравнения десятичных дробей, которое предлагает автор. Давайте сравним.

На листе бумаги напечатаны 2 правила:

  1. Если целые части десятичных дробей различны, то та дробь больше, у которой больше целая часть.
  2. Если целые части десятичных дробей одинаковы, то больше та дробь, у которой больше первый из несовпавших разрядов после запятой.

Мы с вами сделали открытие. И это открытие – правило сравнения десятичных дробей. Оно у нас совпало с правилом, которое предложил автор учебника.

Я вот обратила внимание, что в правилах говорится какая из 2 дробей больше. А вы можете мне сказать какая из 2 десятичных дробей меньше.

Выполнить в тетради № 785(1, 2) на стр. 172. Задание записано на доске. Ученики комментируют, а учитель ставит знаки.

Задание: сравните

3,4208 и 3,4028

Итак, что мы научились сегодня делать? Давайте себя проверим. Работа на листочках с копиркой.

Ученики сравнивают десятичные дроби, ставя знаки >, <, =. Когда ученики выполнят задание, то листок сверху оставляют себе, а листок снизу сдают учителю.

Самостоятельная работа.

(Проверка – ответы на обратной стороне доски.)

Сравните

148,05 и 14,805

6,44806 и 6,44863

35,601 и 35,6010

Первый, кто сделает – получает задание (выполняет с обратной стороны доски) № 786(1, 2):

Найдите закономерность и запишите следующее в последовательности число. В каких последовательностях числа расположены в порядке возрастания, в каких в порядке убывания?

Ответ:

  1. 0,1; 0,02; 0,003; 0,0004; 0,00005; (0,000006) – убывает
  2. 0,1 ; 0,11; 0,111; 0,1111; 0,11111; (0,111111) – возрастает.

После того, как последний ученик сдаст работу – проверить.

Учащиеся сравнивают свои ответы.

Те, кто все сделал правильно поставит себе отметку “5”, кто допустил 1-2 ошибки –“4”, 3 ошибки – “3”. Выяснить в каких сравнениях допущены ошибки, на какое правило.

Записать домашнее задание: № 813, № 814 (п. 4 стр. 171). Прокомментировать. Если будет время – выполнить № 786(1, 3), № 793(а).

Итог урока.

  1. Что вы ребята научились делать на уроке?
  2. Вам понравилось или не понравилось?
  3. Какие были затруднения?

Возьмите листочки и заполните их, указав степень вашего усвоения материала:

  • усвоен полностью, могу выполнять;
  • усвоен полностью, но затрудняюсь в применении;
  • усвоен частично;
  • не усвоен.

Спасибо за урок.

Дробью будем называть одну или несколько равных между собой долей одного целого. Дробь записывается с помощью двух натуральных чисел, которые разделены между собой чертой. Например, 1 / 2 , 14 / 4 , ¾, 5 / 9 и т.д.

Цифра, которая записана сверху над чертой, называется числителем дроби, а цифра записанная под чертой, называется знаменателем дроби.

Для дробных чисел, у которых знаменатель равен 10, 100, 1000, и т.д. условились записывать число без знаменателя. Для этого сначала пишут целую часть числа, ставят запятую и пишут дробную часть этого числа, то есть числитель дробной части.

Например, вместо 6 * (7 / 10) пишут 6,7.

Такую запись принято называть десятичной дробью .

Как сравнить две десятичные дроби

Разберемся, как сравнить две десятичные дроби. Для этого сначала убедимся в одном вспомогательном факте.

Например, длина некоторого отрезка равна 7 сантиметров или 70 мм. Так же 7 см = 7 / 10 дм или в десятичной записи 0.7 дм.

С другой стороны, 1 мм = 1 / 100 дм, тогда 70 мм = 70 / 100 дм или в десятичной записи 0,70 дм.

Таким образом, получаем, что 0,7 = 0,70.

Из этого делаем вывод, что если в конце десятичной дроби приписать или отбросить нуль, то получится дробь, равная данной. Другими словами значение дроби не изменится.

Дроби с одинаковыми знаменателями

Допустим нам надо сравнить две десятичные дроби 4,345 и 4,36.

Сначала необходимо уравнять число десятичных знаков приписыванием или отбрасыванием справа нулей. Получится 4,345 и 4,360.

Теперь необходимо записать их в виде неправильных дробей:

  • 4,345 = 4345 / 1000 ;
  • 4,360 = 4360 / 1000 .

У получившихся дробей одинаковые знаменатели. По правилу сравнения дробей знаем, что в таком случае больше та дробь, у которой числитель больше. Значит дробь 4,36 больше чем дробь 4,345.

Таким образом, чтобы сравнить две десятичные дроби, необходимо сначала уравнять у них число десятичных знаков, приписав к одной из них справа нули, а потом отбросив запятую сравнить, получившиеся натуральные числа.

Десятичные дроби можно изобразить точками на числовой прямой. И поэтому, иногда в случае, когда одно число больше другого, говорят, что это число расположено правее другого, или если меньше то левее.

Если две десятичные дроби равны, то они изображаются на числовой прямой одной и той же точкой.

Урок усвоения и закрепления новых знаний

Тема : Сравнение десятичных дробей

Дамбаева Валентина Матвеевна

Учитель математики

МАОУ «СОШ № 25» г. Улан-Удэ

Тема. Сравнение десятичных дробей.

Дидактическая цель: научить учащихся сравнивать две десятичные дроби. Познакомить учащихся с правилом сравнения. Сформировать умение находить большую (меньшую) дробь.

Воспитательная цель. Развивать творческую активность учащихся в процессе решения примеров. Воспитать интерес к математике, подбором различных типов заданий. Воспитывать сообразительность, смекалку, развивать гибкое мышление. Продолжать формировать у учащихся умение самокритично относиться к результатам выполненной работы.

Оборудование урока. Раздаточный материал. Сигнальные карточки, карточки-задания, копировальная бумага.

Наглядные пособия. Таблицы-задания, плакат-правила.

Вид занятия. Усвоение новых знаний. Закрепление новых знаний.

План урока

Организационный момент. 1 мин.

Проверка домашней работы. 3 мин.

Повторение. 8 мин.

Объяснение новой темы. 18-20 мин.

Закрепление. 25-27 мин.

Подведение итога работы. 3 мин.

Домашнее задание. 1 мин.

Экспресс-диктант. 10-13 мин

Ход урока .

1. Организационный момент .

2. Проверка домашней работы . Сбор тетрадей.

3. Повторение (устно).

а) сравнить обыкновенные дроби (работа с сигнальными карточками).

4/5 и 3/5; 4/4 и 13/40; 1 и 3/2; 4/2 и 12/20; 3 5/6 и 5 5/6;

б) В каком разряде 4 единицы, 2 единицы…..?

57532, 4081

в) сравнить натуральные числа

99 и 1111; 54 4 и 53 4, 556 и 559 ; 4 366 и 7 366;

Как сравнить числа с одинаковым количеством цифр?

(Числа с одинаковым количеством цифр сравнивают поразрядно, начиная со старшего разряда. Плакат-правило).

Можно представить, что одноименные разряды «соревнуются», чьё разрядное слагаемое больше: единица с единицами, десятки с десятками и т.д.

4. Объяснение новой темы .

а) Каким знаком (>, < или =) следует заменить вопросительный знак между десятичными дробями на рисунке.

Плакат- задание

3425, 672678 ? 3425, 672478

14, 24000 ? 14, 24

Для ответа на этот вопрос нужно научиться сравнивать десятичные дроби.

    12, 3 < 15,3

72,1 > 68,4 Почему?

Из двух десятичных дробей больше та, у которой больше целая часть.

    13,5 > 13,4

0, 327 > 0,321

Почему?

Если же целые части сравниваемых дробей равны между собой, то сравнивают их дробную часть по разрядам.

3. 0,800 ? 0,8

1,32 ? 1,3

А как быть, если этих цифр разное количество? Если к десятичной дроби справа приписать один или несколько нулей, то значение дроби не изменится.

Обратно, если десятичная дробь оканчивается нулями, то эти нули можно отбросить, значение дроби от этого не изменится.

Рассмотрим три десятичные дроби:

1,25 1,250 1,2500

Чем они отличаются друг от друга?

Только количеством нулей в конце записи.

А какие числа они обозначают?

Чтобы выяснить это, нужно записать для каждой из дробей сумму разрядных слагаемых.

1,25 = 1+ 2/10 + 5/100

1,250 = 1+ 2/10 + 5/100 1 25/100 = 1,25

1,2500 = 1+ 2/10 + 5/100

Во всех равенствах справа написана одна и та же сумма. Значит, все три дроби обозначают одно и то же число. Иначе, эти три дроби равны: 1,25 = 1,250 = 1,2500.

Десятичные дроби можно изображать на координатном луче так же, как и обыкновенные дроби. Например, чтобы изобразить на координатном луче десятичную дробь 0,5. сначала представим ее в виде обыкновенной дроби: 0,5 = 5/10. Затем отложим от начала луча пять десятых единичных отрезка. Получим точку А(0,5)

Равные десятичные дроби изображаются на координатном луче одной и той же точкой.

Меньшая десятичная дробь лежит на координатном луче левее большей, и большая – правее меньшей

б) Работа с учебником, с правилом.

А теперь попробуй ответить на вопрос, который был поставлен в начале объяснения: каким знаком (>, < или =) следует заменить вопросительный знак.

5. Закрепление.

№1

Сравните: Работа с сигнальными карточками

85.09 и 67,99

55,7 и 55,700

0,0025 и 0,00247

98,52 м и 65,39 м

149,63 кг и 150,08 кг

3,55 0 С и 3,61 0 С

6,784 ч и 6,718 ч

№ 2

Напишите десятичную дробь

а) с четырьмя знаками после запятой, равную 0,87

б) с пятью знаками после запятой, равную 0,541

в) с тремя знаками после запятой, равную 35

г) с двумя знаками после запятой, равную 8,40000

2 ученика работают на индивидуальных досках

№ 3

Смекалкин приготовился выполнять задание на сравнение чисел и переписал в тетрадь несколько пар чисел, между которыми нужно поставить знак > или <. Вдруг он нечаянно уронил тетрадь на мокрый пол. Записи размазались, и некоторые цифры стало невозможно разобрать. Вот что получилось:

а) 4,3 ** и 4,7**

б) **, 412 и *, 9*

в) 0,742 и 0,741*

г)*, *** и **,**

д) 95,0** и *4,*3*

Смекалкину понравилось, что он смог выполнить задание с размазанными цифрами. Ведь вместо задания получились загадки. Он сам решил придумать загадки с размазанными цифрами и предлагает вам. В следующих записях некоторые цифры размазаны. Нужно отгадать, какие это цифры.

а) 2,*1 и 2,02

б) 6,431 и 6,4*8

в) 1,34 и 1,3*

г) 4,*1 и 4,41

д) 4,5*8 и 4, 593

е) 5,657* и 5,68

Задание на плакате и на индивидуальных карточках.

Проверка-обоснование каждого поставленного знака.

№ 4

Я утверждаю:

а) 3,7 меньше, чем 3,278

ведь в первом числе цифр меньше, чем во втором.

б) 25,63 равно 2,563

Ведь у них одни и те же цифры идут в одном и том же порядке.

Исправьте мое утверждение

«Контрпример» (устно)

№ 5

Какие натуральные числа стоят между числами (письменно).

а) 3, 7 и 6,6

б) 18,2 и 19,8

в) 43 и 45,42

г) 15 и 18

6. Итог урока.

Как сравнить две десятичные дроби с разными целыми числами?

Как сравнить две десятичные дроби с одинаковыми целыми числами?

Как сравнить две десятичные дроби с равным количеством знаков после запятой?

7. Домашнее задание.

8. Экспресс-диктант.

    Запишите числа короче

0,90 1,40

10,72000 61,610000

    Сравните дроби

0,3 и 0,31 0,4 и 0,43

0,46 и 0,5 0,38 и 0,4

55,7 и 55,700 88,4 и 88,400

    Расставьте в порядке

Убывания Возрастания

3,456; 3465; 8,149; 8,079; 0,453

    Какие натуральные числа стоят между числами?

7,5 и 9,1 3,25 и 5,5

84 и 85,001 0,3 и 4

    Поставьте цифры, чтобы было верно неравенство:

15,*2 > 15,62 4,60 < 4,*3

6,99 6,8

Проверка экспресс-диктанта с доски

Дополнительное задание.

1. Напишите 3 примера своему соседу и проверь!

Литература:

    Стратилатов П.В. «О системе работы учителя математики» Москва «Просвещение» 1984

    Кабалевский Ю.Д. «Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения математике» 1988

    Буланова Л.М., Дудницын Ю.П. «Проверочные задания по математике»,

Москва «Посвещение» 1992

    В.Г. Коваленко «Дидактические игры на уроках математики» Москва «Просвещение» 1990

    Минаева С.С. «Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике» Москва «Просвещение» 1983

В этом уроке мы научимся сравнивать дроби между собой. Это очень полезный навык, который необходим для решения целого класса более сложных задач.

Для начала напомню определение равенства дробей:

Дроби a /b и c /d называются равными, если ad = bc .

  1. 5/8 = 15/24, поскольку 5 · 24 = 8 · 15 = 120;
  2. 3/2 = 27/18, поскольку 3 · 18 = 2 · 27 = 54.

Во всех остальных случаях дроби являются неравными, и для них справедливо одно из следующих утверждений:

  1. Дробь a /b больше, чем дробь c /d ;
  2. Дробь a /b меньше, чем дробь c /d .

Дробь a /b называется большей, чем дробь c /d , если a /b − c /d > 0.

Дробь x /y называется меньшей, чем дробь s /t , если x /y − s /t < 0.

Обозначение:

Таким образом, сравнение дробей сводится к их вычитанию. Вопрос: как не запутаться с обозначениями «больше» (>) и «меньше» (<)? Для ответа просто приглядитесь к тому, как выглядят эти знаки:

  1. Расширяющаяся часть галки всегда направлена к большему числу;
  2. Острый нос галки всегда указывает на меньшее число.

Часто в задачах, где требуется сравнить числа, между ними ставят знак «∨». Это - галка носом вниз, что как бы намекает: большее из чисел пока не определено.

Задача. Сравнить числа:

Следуя определению, вычтем дроби друг из друга:


В каждом сравнении нам потребовалось приводить дроби к общему знаменателю. В частности, используя метод «крест-накрест» и поиск наименьшего общего кратного. Я намеренно не акцентировал внимание на этих моментах, но если что-то непонятно, загляните в урок «Сложение и вычитание дробей » - он совсем легкий.

Сравнение десятичных дробей

В случае с десятичными дробями все намного проще. Здесь не надо ничего вычитать - достаточно просто сравнить разряды. Не лишним будет вспомнить, что такое значащая часть числа. Тем, кто забыл, предлагаю повторить урок «Умножение и деление десятичных дробей » - это также займет буквально пару минут.

Положительная десятичная дробь X больше положительной десятичной дроби Y , если в ней найдется такой десятичный разряд, что:

  1. Цифра, стоящая в этом разряде в дроби X , больше соответствующей цифры в дроби Y ;
  2. Все разряды старше данного у дробей X и Y совпадают.
  1. 12,25 > 12,16. Первые два разряда совпадают (12 = 12), а третий - больше (2 > 1);
  2. 0,00697 < 0,01. Первые два разряда опять совпадают (00 = 00), а третий - меньше (0 < 1).

Другими словами, мы последовательно просматриваем десятичные разряды и ищем различие. При этом большей цифре соответствует и большая дробь.

Однако это определение требует пояснения. Например, как записывать и сравнивать разряды до десятичной точки? Вспомните: к любому числу, записанному в десятичной форме, можно приписывать слева любое количество нулей. Вот еще пара примеров:

  1. 0,12 < 951, т.к. 0,12 = 000,12 - приписали два нуля слева. Очевидно, 0 < 9 (речь идет о старшем разряде).
  2. 2300,5 > 0,0025, т.к. 0,0025 = 0000,0025 - приписали три нуля слева. Теперь видно, что различие начинается в первом же разряде: 2 > 0.

Конечно, в приведенных примерах с нулями был явный перебор, но смысл именно такой: заполнить недостающие разряды слева, а затем сравнить.

Задача. Сравните дроби:

  1. 0,029 ∨ 0,007;
  2. 14,045 ∨ 15,5;
  3. 0,00003 ∨ 0,0000099;
  4. 1700,1 ∨ 0,99501.

По определению имеем:

  1. 0,029 > 0,007. Первые два разряда совпадают (00 = 00), дальше начинается различие (2 > 0);
  2. 14,045 < 15,5. Различие - во втором разряде: 4 < 5;
  3. 0,00003 > 0,0000099. Здесь надо внимательно считать нули. Первые 5 разрядов в обеих дробях нулевые, но дальше в первой дроби стоит 3, а во второй - 0. Очевидно, 3 > 0;
  4. 1700,1 > 0,99501. Перепишем вторую дробь в виде 0000,99501, добавив 3 нуля слева. Теперь все очевидно: 1 > 0 - различие обнаружено в первом же разряде.

К сожалению, приведенная схема сравнения десятичных дробей не универсальна. Этим методом можно сравнивать только положительные числа . В общем же случае алгоритм работы следующий:

  1. Положительная дробь всегда больше отрицательной;
  2. Две положительные дроби сравниваются по приведенному выше алгоритму;
  3. Две отрицательные дроби сравниваются так же, но в конце знак неравенства меняется на противоположный.

Ну как, неслабо? Сейчас рассмотрим конкретные примеры - и все станет понятно.

Задача. Сравните дроби:

  1. 0,0027 ∨ 0,0072;
  2. −0,192 ∨ −0,39;
  3. 0,15 ∨ −11,3;
  4. 19,032 ∨ 0,0919295;
  5. −750 ∨ −1,45.
  1. 0,0027 < 0,0072. Здесь все стандартно: две положительные дроби, различие начинается на 4 разряде (2 < 7);
  2. −0,192 > −0,39. Дроби отрицательные, 2 разряд разный. 1 < 3, но в силу отрицательности знак неравенства меняется на противоположный;
  3. 0,15 > −11,3. Положительное число всегда больше отрицательного;
  4. 19,032 > 0,091. Достаточно вторую дробь переписать в виде 00,091, чтобы увидеть, что различие возникает уже в 1 разряде;
  5. −750 < −1,45. Если сравнить числа 750 и 1,45 (без минусов), легко видеть, что 750 > 001,45. Различие - в первом же разряде.