Право на возбуждение уголовного дела по упк рсфср. Возбуждение уголовного дела по упк рф Возбуждение уголовного дела по упк рсфср

Введение 2

Глава 1. Общеправовая характеристика возбуждения уголовного дела 5

1.1. История института возбуждения уголовного дела 5

1.2. Понятие, содержание и субъекты стадии возбуждения уголовного дела 9

1.3. Судебная практика по возбуждению уголовного дела 13

Глава 2. Правовые основы возбуждения уголовного дела. 18

2.1. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела 18

2.2. Порядок возбуждения уголовного дела 24

2.3. Порядок отказа в возбуждении уголовного дела 27

Заключение 30

Литература 33

Введение

В данной работе рассматривается проблема законности и обоснованности возбуждения уголовного дела.

Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений.

Самым существенным (хотя не всегда должным образом оцениваемым) поворотом в развитии отечественного уголовного судопроизводства, его теоретических основ и практики является переход от советского уголовного процесса к российскому уголовному судопроизводству.

Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958 года и УПК РСФСР 1960 года определяли советский уголовный процесс как установленный советскими законами "порядок производства по уголовным делам" (ст.1). Ныне же в ст.1 УПК РФ 2001 года прямо указывается, что этим законом устанавливается "порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации".

Совершенно ясно, что между "порядком производства по уголовным делам" и "порядком уголовного судопроизводства" существует принципиальное различие вовсе не терминологического свойства. Как известно, в советском уголовном процессе основной, определяющей была его досудебная часть. При этом суд был не более чем инстанцией, оформляющей материалы предварительного расследования в обвинительный приговор. Фактически вопросы виновности человека, представшего перед судом, уже были предрешены еще на досудебных стадиях - иногда даже до возбуждения уголовного дела на основании оперативно-розыскных материалов. Поэтому-то в судах за редчайшим исключением не выносились оправдательные приговоры (они и сейчас крайне редки, менее 0,5-1,0% от рассмотренных судами уголовных дел). Фактически обвиняемого признавали виновным на стадии предварительного расследования: суду оставалось определить вид и размер наказания. Такова неоспоримая реальность недавнего прошлого.

Поэтому одной из важнейших задач реформы уголовного судопроизводства стало реальное включение суда в досудебные стадии уголовного процесса с самого его начала, с тем чтобы все основные процессуально значимые решения - и прежде всего решения о применении к лицам, вовлеченным в орбиту уголовного судопроизводства, различных мер уголовно-процессуального принуждения - принимались судом. В связи с этим новое значение и особую актуальность приобретают вопросы, связанные с самым началом процедуры уголовного судопроизводства.

При обсуждении проблем возбуждения уголовного дела порой высказываются суждения о том, что эту стадию уголовного судопроизводства вообще нужно аннулировать, а правоохранительные органы, приняв сообщение о преступлении или проведя какое-либо процессуальное действие, приняв процессуальное решение, тем самым начинают официальную процессуальную деятельность.

Такая позиция представляется недостаточно обоснованной. Поскольку судопроизводство, в том числе предварительное расследование, связано с возникновением определенного рода правоотношений, порождающих процессуальные права и обязанности как стороны обвинения, так и стороны защиты, необходим специальный процессуальный акт, точно фиксирующий время возникновения таких правоотношений, то есть момент начала судопроизводства. Иное неизбежно приводит к недопустимой неопределенности в этих правоотношениях, чреватой как нарушением прав, так и неисполнением сторонами судопроизводства своих обязанностей.

Поэтому возбуждение уголовного дела - акт не формальный, а весьма значимый и важный.

Цель данной работы всесторонний правовой анализ законности и обоснованности возбуждения уголовного дела.

Объектом исследования выступают основания для возбуждения уголовного дела, предметом исследования выступают правовые нормы, регламентирующие порядок возбуждения уголовного дела.

Во-первых, рассмотреть общеправовую характеристику возбуждения уголовного дела, для чего необходимо изучить:

    историю института возбуждения уголовного дела

    судебную практику по возбуждению уголовного дела

Во-вторых, проанализировать правовые основы возбуждения уголовного дела, для чего необходимо рассмотреть

    поводы и основания для возбуждения уголовного дела

    порядок возбуждения

    порядок отказа в возбуждении уголовного дела.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. Общеправовая характеристика возбуждения уголовного дела

1.1. История института возбуждения уголовного дела

Институт возбуждения дела известен всем видам судопроизводства, и, естественно, реализация названного института, как правило, возложена на суд, который обычно и возбуждает дело (или производство по делу). Именно такой порядок предусматривался ранее действовавшими и предусматривается вновь принятыми ГПК РФ и АПК РФ, а по определенной категории дел - делам частного обвинения - и УПК РФ (ст.4 ГПК РФ, ст.127 АПК РФ, ст.318 УПК РФ).

Такой совершенно ясный и легко объяснимый подход давно сформировался в истории судопроизводства. В дореволюционном уголовном судопроизводстве его начало обозначалось термином более точным и имеющим более широкое содержание - начатие дела у мирового судьи или начатие предварительного следствия, в том числе с участием полиции (ст.ст.42-53, 250-261, 297-314 Устава уголовного судопроизводства Российской империи).

Так называемое "возбуждение уголовного дела" было лишь частным случаем начатия судопроизводства, когда оно осуществлялось прокурором или судебным следователем (пп.4, 5 ст.297 Устава уголовного судопроизводства Российской империи). При этом существенно, что уголовное судопроизводство фактически начиналось (инициировалось) прежде всего не властью, а частными лицами. В ст.303 Устава уголовного судопроизводства Российской империи указывалось буквально следующее: "Жалобы почитаются достаточным поводом к начатию следствия. Ни судебный следователь, ни прокурор не могут отказать в том лицу, потерпевшему от преступления или проступка". 1

Эта норма, как справедливо отмечалось в Концепции судебной реформы в Российской Федерации 1991 года, заставляла государство, официальные власти служить интересам гражданина, который выступал не как бесправный и часто униженный проситель, припадающий к стопам могущественной власти, а как полноправный гражданин государства, приводящий в движение машину государственной уголовной юстиции. Иными словами, реализовался демократический принцип - не человек для власти, а власть для человека (см.: Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1991. С.89).

Надо отметить, что советский уголовный процесс сформировался как комплекс процедур, движимых только властью, правоохранительными органами государства и судами, произвольно принимающими все решения. Указанная черта прослеживается от возбуждения уголовного дела (точнее говоря, даже ранее - от так называемой доследственной проверки заявлений и сообщений о преступлениях) до надзорного производства и далее до процедур исполнения приговора и отбывания осужденным наказания.

Это вполне соответствовало подчеркнуто публичному характеру советского уголовного процесса, в котором, кстати, до принятия Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик в 1958 году даже не было определения потерпевшего, не говоря уже о регламентации его прав в уголовном процессе. Нетрудно заметить, что такая ориентация основывалась на политике советского государства, в котором, по выражению В.И. Ленина, "мы ничего частного не признаем".

Ныне существующая, ставшая привычной процедура возбуждения уголовного дела сложилась после принятия УПК РСФСР 1960 года. В соответствии с положениями его главы 8 - "Возбуждение уголовного дела" (ст.ст.108-116) - в советском уголовном процессе появились по существу неправовые, квазисудопроизводственные процедуры в виде так называемой предварительной доследственной проверки, реализуемой за пределами уголовного процесса.

В результате уголовный процесс, так сказать, "обогатился" новыми явно неправовыми и, по сути, противозаконными видами деятельности правоохранительных органов. На практике же это привело к появлению огромных по объему (порой не меньше, чем сами уголовные дела) так называемых "отказных материалов", ценность которых с доказательственной точки зрения равна нулю. В то же время напрасные затраты труда и рабочего времени специалистов в этом квазипроцессе поистине огромны - следствие затем повторяет ранее сделанное. 2

Доследственная проверка (наряду с институтом направления судом дела на дополнительное расследование) - типичный институт инквизиционного процесса, предоставляющий несоразмерные возможности и преимущества стороне обвинения. Нужно отметить, что такое отступление от принципа состязательности, недопустимый дисбаланс в положении стороны обвинения и стороны защиты не может не приводить к крайне негативным последствиям. В данном случае правоохранительные органы обретают большие, трудноконтролируемые возможности произвольного решения исключительно острых вопросов уголовного преследования во внепроцессуальных формах. Это, так сказать, искаженный принцип диспозитивности (свободного усмотрения) для одной стороны в уголовном процессе.

Такое положение наряду с существующими и в рамках нового УПК РФ возможностями прекращения уголовного преследования и прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям до суда и без судебного контроля, безусловно, создает благодатную почву и немалые возможности для коррупции в правоохранительных органах, когда "сделки" по заявлениям о преступлениях по уголовным делам приобретают все большие масштабы. При этом следует иметь ввиду, что круг преступлений, дела по которым могут быть прекращены по нереабилитирующим основаниям (ст.ст.25, 26 УПК РФ), расширен - сюда включены преступления не только небольшой, но и средней тяжести.

Никто не хотел замечать, что само существование предварительной доследственной проверки явно противоречит ст.108 УПК РСФСР, предусматривающей поводы и основания возбуждения уголовного дела.

Действительно, если поводом к возбуждению дела являются различные заявления и сообщения (они имеются в наличии к моменту возбуждения уголовного дела), а основаниями являются "достаточные данные, указывающие на признаки преступления", то никакой предварительной доследственной проверки не может быть по определению.

Закон, как можно видеть, настолько широко трактовал основания к возбуждению уголовного дела, что любое письменное или устное заявление или сообщение о преступлении, которые подписываются заявителем, предупреждаемым об условии уголовной ответственности за заведомо ложный донос, является вполне достаточным основанием для возбуждения уголовного дела.

Сравнивая институты возбуждения уголовного дела по УПК РСФСР 1923 года и по УПК РСФСР 1960 года, нельзя не заметить, что по последнему кодексу даже не была предусмотрена возможность обжалования отказа в возбуждении уголовного дела в суд. Его можно было обжаловать только прокурору, то есть представителю той же стороны обвинения. 3

Действующий УПК существенно улучшил регламентацию вопросов возбуждения уголовного дела. Сохранив предельно широкий и верный по существу подход к трактовке основания для возбуждения уголовного дела в виде "достаточных данных, указывающих на признаки преступления", УПК РФ фактически не оставляет места для пресловутой доследственной проверки. При этом совершенно обоснованно суд исключен из числа субъектов, возбуждающих уголовные дела публичного и частно-публичного обвинения.

Восстановив право на обжалование в суд отказа в возбуждении уголовного дела, предусматривавшееся УПК РСФСР 1923 года, УПК РФ 2001 года прямо установил, что уголовное дело не может быть возбуждено по анонимному заявлению (что было допустимо "после предварительной негласной проверки" по УПК РСФСР 1923 года).

Однако в ст.144 УПК РФ "Порядок рассмотрения сообщения о преступлении" вновь упоминается о проверке сообщения о преступлении в течение 3 суток со дня поступления сообщения, и этот срок может быть продлен до 10 суток прокурором, начальником следственного отдела, начальником органа дознания. Правда, в УПК РФ уже не указывается, в каком виде проводится эта проверка (как это было в УПК РСФСР: истребование необходимых материалов, получение объяснений). Безусловно, в данном случае в УПК РФ явлена некоторая непоследовательность, регулирование этих вопросов приобрело в известном смысле паллиативный характер. 4

Что еще хуже, институт возбуждения уголовного дела неоправданно, излишне усложнен введением явно надуманной процедуры согласия прокурора на возбуждение уголовного дела (ст.146 УК РФ). Эта новелла уже породила немало ненужных сложностей на практике, внесла неясности во многие вопросы - кто фактически возбуждает уголовное дело, как определить время его возбуждения, какова процессуальная значимость следственных действий, проведенных до получения согласия прокурора, и т.д.

СО ОВД МР «Текстильщики» ЮВАО г.Москвы по признакам преступления предусмотренного ст.207 УК РФ, по факту заведомо ложного сообщения Молчановым В.Е. в службу «02» о готовящемся взрыве на Белорусском вокзале г.Москвы, 23 января 1997г. Дело было возбуждено в связи с тем, что Молчанов В.Е. своими действиями нанес вред общественному порядку, а именно: нарушил нормальные условия работы государственного предприятия «Станция Москва-пассажирская Смоленская » (Белорусский вокзал) и причинил ему значительный материальный ущерб. Суд при рассмотрении в распорядительном или судебном заседании поступившего к нему дела он обнаруживает повод и основания к возбуждению дела о другом преступлении, выносит определение о возбуждении уголовного дела и далее это определение со всеми относящимися к нему материалами Направляется прокурору для производства предварительного следствия или дознания.

Законодательная база российской федерации

По буквальному смыслу ком. нормы началом исчисления данного срока является получение прокурором не копии постановления о возбуждении дела, а материалов. Это означает, что, получив копию постановления, прокурор истребует обосновывающие его материалы, с момента получения которых начинает течь 24-часовой срок (см. п. 1.4 вышеуказанного Приказа). В соответствии с пунктом 5 ч. 2 ст. 38 УПК следователь вправе обжаловать с согласия руководителя СО в порядке, установленном ч.

4 ст. 221 УПК, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела. 7. Постановление прокурора об отмене постановления о возбуждении дела не указано в числе оснований для прекращения будущего уголовного преследования в отношении конкретных лиц по тому же самому подозрению (п. 5 ч. 1 ст. 27 УПК).

Порядок возбуждения уголовного дела

Внимание

Естественно, что сегодня такого полномочия прокурора в УПК РФ уже нет, поскольку оно трансформировалось, изменилось и в определенной степени вошло в новое полномочие прокурора — дачу согласия на возбуждение. В некотором отношении права следователя и, соответственно, его процессуальная самостоятельность даже расширены. Например, по новому УПК (ст. 20) следователь (дознаватель) получил право возбудить уголовное дело (с согласия прокурора) о любом преступлении частного и частно — публичного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего, если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами.


Прежде такое право принадлежало исключительно прокурору.

Комментарий к ст 146 упк рф

Если по УПК РСФСР до возбуждения уголовного дела можно было провести единственное следственное действие — осмотр места происшествия, то сегодня, кроме осмотра, УПК РФ, можно полагать, разрешил производство освидетельствования и назначение судебной экспертизы. Виды экспертиз, которые возможно назначить, закон не определяет. Это означает, что следователь, дознаватель вправе назначить любую экспертизу, результаты которой могут содействовать закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего.
В то же время нечеткие формулировки закона не позволяют однозначно ответить на ряд вопросов.

Вы точно человек?

Иначе в случае отказа в возбуждении дела, или если по новым эпизодам преступной деятельности так и не будет предъявлено обвинение, новые потерпевшие не смогут реализовать свое право на обжалование решений об отказе в возбуждении дел или бездействия следователя, чем будет нарушаться принцип равенства всех перед законом, а также право этих потерпевших на судебную защиту (ст. ст. 19, 52 Конституции Российской Федерации). Также необходимо, на наш взгляд, всякий раз исходя из данного критерия возбуждать уголовные дела и в отношении новых участников преступления, если дело ранее было возбуждено не просто по факту обнаружения события с признаками преступления (in rem, лат.), а против конкретного лица (in personam).

Возбуждение уголовного дела

Думается, не должен каждый следователь бегать каждый раз с постановлением о возбуждении дела к прокурору. Целесообразно определить такой порядок, когда прокурор или надзирающий за следствием и дознанием заместитель прокурора в заранее определенное время, например, перед началом рабочего дня или в конце его, придет в помещение отдела внутренних дел или следственного отдела, отдела дознания. Именно здесь прокурор или его заместитель изучит возбужденные в течение последних суток уголовные дела либо материалы, подготовленные для возбуждения уголовного дела, и решит вопрос о даче согласия на возбуждение уголовного дела по каждому делу или материалу.
Такой порядок будет удобен как для прокурора, так и для следователей, дознавателей. Эту работу можно совместить и с проверкой прокурором (заместителем) изолятора временного содержания (ИВС), комнаты доставленных и дежурной части.

Багаутдинов ф. возбуждение уголовного дела по упк рф // законность. 2002. № 7

Что же касается запоздалого возбуждения уголовного дела, когда следы преступления сгладились, подлежащие допросу свидетели забыли многое из обстоятельств дела, разъехались и т.п., наоборот, может крайне затруднить расследование, а иногда сделать его вовсе.Необхадимо, чтобы по каждому совершенному и подлежащему наказанию преступлению немедленно возбуждалось уголовное дело. Возбуждение уголовного дела — самостоятельная стадия уголовного процесса. Это обуславливается тем, что без возбуждения уголовного дела уполномоченными на то органами в каждом отдельном случае не имеет правового основания для всех тех действий, которые предусмотрены УПК. Следует отметить,что на этой стадии уголовного процесса, уголовное дело возбуждается не в отношении определенного лица, а в отношении самого факта, события преступления.

В соответствии со ст. 145 УПК РФ по результатам рассмотрения сообщения о преступлении принимается одно из следующих решений: - о возбуждении уголовного дела; - об отказе в возбуждении уголовного дела; - о передаче сообщения по подследственности или подсудности. Правом возбуждения уголовного дела публичного и частно-публичного обвинения наделены только правоохранительные органы государства, осуществляющие процессуальную функцию уголовного преследования (органы уголовного преследования), орган дознания, дознаватель и следователь (ч. 1 ст. 146 УПК РФ), причем каждый - в пределах своей компетенции. Возбуждение уголовного дела лицом, в чью компетенцию не входит принятие данного важнейшего процессуального решения (ненадлежащий субъект правоотношения), является существенным нарушением уголовно-процессуального закона, влекущим признание юридически ничтожным как самого факта возбуждения уголовного дела, так и всех собранных по нему материалов, даже если расследование производилось надлежащим должностным лицом. Более того, Верховный Суд РФ считает, что аналогичные последствия должны наступать и в случае, когда уголовное дело возбуждено лицом, которое по своей должности имело право принять такое решение, однако приняло его при наличии бесспорных оснований для отвода от участия в производстве по данному делу. В советском уголовном процессе правом возбуждения таких уголовных дел пользовался суд. От этой не свойственной органу правосудия функции суд общей юрисдикции был избавлен еще до принятия действующего УПК РФ целой серией решений Конституционного Суда РФ. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 3. С. 13, 14. Уголовное дело возбуждается постановлением, в котором указываются: - дата, время и место его вынесения; - кем вынесено постановление; - повод и основание для возбуждения уголовного дела; - пункт, часть, статья УК РФ, на основании которых возбуждается дело. Согласно ч. 4 ст. 146 УПК РФ постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении передается прокурору при появлении для этого реальной возможности. В случае если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление. О принятии решения следователь и дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Этой нормой, введенной в действие Федеральным законом от 5 июня 2007 г., положен конец прежней, просуществовавшей целых пять лет конструкции, согласно которой возбуждение уголовного дела допускалось только при наличии предварительного согласия прокурора и которая вызвала массовую критику и со стороны практиков, и со стороны ученых. Законодатель возвратился к выверенному сорокалетней практикой порядку, действовавшему на основании УПК РСФСР 1960 г. Дальнейшее движение уголовного дела после его возбуждения зависит от того, кем оно возбуждено. Согласно п. 2 ст. 149 УПК РФ следователь, возбудивший уголовное дело своей законной подследственности, приступает к производству предварительного следствия. Однако и здесь нужно иметь в виду, что руководитель следственного органа, исходя из соображений равномерного распределения следственной работы, опыта и специализации подчиненных следователей и других обстоятельств, вправе поручить предварительное следствие по уголовному делу, возбужденному одним следователем, другому следователю, а также принять данное уголовное дело к своему производству. Уголовное дело, возбужденное органом дознания, по поручению начальника органа принимает к своему производству дознаватель и в зависимости от того, обязательно ли по данному делу производство предварительного следствия, производит или неотложные следственные действия, или же расследование в форме дознания в полном объеме. После выполнения неотложных следственных действий, не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела, по которому обязательно производство предварительного следствия, орган дознания направляет его начальнику следственного органа (ч. 3 ст. 149, ч. 3 ст. 157 УПК РФ) в соответствии с правилами о подследственности, установленными ст. 151 УПК РФ. По УПК РСФСР 1960 г. в особом порядке возбуждались уголовные дела о заведомо ложных показаниях свидетеля и потерпевшего, а также о заведомо ложном заключении эксперта (ст. 307 УК РФ). Из содержания ч. 3 ст. 256 УПК РСФСР 1960 г. вытекало, что дела данной категории могут быть возбуждены, во-первых, только судом (судьей), рассматривавшим по первой инстанции уголовное дело, по которому свидетель или потерпевший дали заведомо ложные показания или эксперт дал заведомо ложное заключение, а во-вторых, только одновременно с постановлением приговора. Эти особенности обусловлены тем, что окончательная оценка доказательств производится лишь судом и юридически значимый вывод о том, чьи показания достоверны, а чьи ложны, а также вывод о достоверности или недостоверности экспертного заключения могут содержаться только в судебном приговоре. В действующем УПК РФ об этих особенностях не упоминается. То, что никакое уголовное дело теперь не может быть возбуждено судом, - общее, не знающее исключений правило; значит, уголовное дело по признакам ст. 307 УК РФ может возбудить только орган уголовного преследования. Зато вторая особенность, думается, сохраняется и сейчас. Орган расследования, усмотрев, что по уголовному делу, находящемуся в его производстве, свидетель или потерпевший дали заведомо ложные показания или эксперт дал заведомо ложное заключение, не вправе ни возбудить по данному поводу новое уголовное дело, ни предъявить по ст. 307 УК РФ обвинение лицам, выступавшим свидетелем, потерпевшим, экспертом, но вправе оценить их в обвинительном заключении. Не будь таких правил, в процессе могло бы сложиться ненормальное положение, когда, например, лицо, привлекаемое к уголовной ответственности за лжесвидетельство, окажется в двойном процессуальном положении - обвиняемого и свидетеля по одному и тому же делу. Верховный Суд РФ расценивает подобную ситуацию как результат существенного нарушения уголовно-процессуального закона органом расследования. Значит, возбуждение органом уголовного преследования уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 307 УК РФ, в отношении свидетеля, потерпевшего, эксперта возможно только по вступлении в законную силу приговора суда по уголовному делу, по которому вышеперечисленные участники уголовного судопроизводства давали свои показания или заключение. См.: Постановление Президиума Верховного Суда РФ по делу Молодежева и Ивановой // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 3. С. 14, 15. 1.1.

Ф. БАГАУТДИНОВ

Ф. Багаутдинов, прокурор г. Казани, кандидат юридических наук.

В появилось принципиально новое положение о том, что уголовное дело публичного обвинения возбуждается следователем, дознавателем с согласия прокурора.

В соответствии со ст. 146 УПК РФ дознаватель, следователь при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, выносит постановление о возбуждении уголовного дела, которое незамедлительно должно быть направлено прокурору. К постановлению прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), - соответствующие протоколы и постановления. Прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки. О решении прокурора следователь, дознаватель в тот же день уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Что касается дел частно - публичного обвинения, то они возбуждаются только по заявлению потерпевшего. Производство по таким уголовным делам ведется в общем порядке, т.е. постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела при наличии заявления потерпевшего также должно быть согласовано с прокурором.

В связи с введением процедуры согласования с прокурором постановления о возбуждении уголовного дела возникает вопрос: не является ли это нововведение серьезным умалением принципа процессуальной самостоятельности следователя? Думается, для такого вывода нет оснований. Следователь не лишен права возбуждать уголовное дело, изменен лишь порядок возбуждения. Новым УПК введено только требование о получении согласия на возбуждение дела. С учетом того, что УПК разрешил проведение отдельных следственных действий до возбуждения уголовного дела и до получения согласия прокурора, можно сделать вывод о том, что фактически речь идет о получении согласия на продолжение уже начатого расследования.

К тому же и ранее прокурор имел право отменить постановление следователя о возбуждении уголовного дела в тех случаях, когда дело возбуждено без достаточных оснований. Естественно, что сегодня такого полномочия прокурора в УПК РФ уже нет, поскольку оно трансформировалось, изменилось и в определенной степени вошло в новое полномочие прокурора - дачу согласия на возбуждение.

В некотором отношении права следователя и, соответственно, его процессуальная самостоятельность даже расширены. Например, по новому УПК () следователь (дознаватель) получил право возбудить уголовное дело (с согласия прокурора) о любом преступлении частного и частно - публичного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего, если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами. Прежде такое право принадлежало исключительно прокурору.

В то же время некоторые прокуроры и их заместители не считают требование закона о возбуждении уголовного дела с согласия прокурора для себя совершенно новым и незнакомым. Они уже и ранее предъявляли такое требование к органам внутренних дел - докладывать материалы проверок и перспективы возбуждения уголовных дел. Это было одной из форм надзора. Особенно часто такое требование предъявлялось по материалам проверок служб милиции по борьбе с экономическими преступлениями. Связано это было с тем, что нередко дела по материалам проверок ОБЭП возбуждались преждевременно, без полной проверки, без проведения ревизии и т.д., в результате чего расследование затягивалось, допускалась волокита, дела зачастую прекращались. Если по УПК РСФСР до возбуждения уголовного дела можно было провести единственное следственное действие - осмотр места происшествия, то сегодня, кроме осмотра, УПК РФ, можно полагать, разрешил производство освидетельствования и назначение судебной экспертизы. Виды экспертиз, которые возможно назначить, закон не определяет. Это означает, что следователь, дознаватель вправе назначить любую экспертизу, результаты которой могут содействовать закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего.

В то же время нечеткие формулировки закона не позволяют однозначно ответить на ряд вопросов. Например, проведение указанных выше следственных действий возможно только после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, не дожидаясь согласия прокурора на возбуждение уголовного дела? Далее, не ясно, вправе ли следователь после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, но до получения согласия прокурора производить по делу другие следственные действия (допросы, очные ставки, следственный эксперимент и др.)? Также не ясно, что будет с протоколами следственных действий, если прокурор откажет в даче согласия на возбуждение уголовного дела? На наш взгляд, в законе должны быть четкие и ясные ответы на эти вопросы.

Кроме того, следовало бы установить срок для получения следователем, дознавателем согласия прокурора на возбуждение уголовного дела. Думается, 24 часов для этого вполне достаточно. Понятие "незамедлительно" - относительное, и посему необходимо установить точный срок. Например, законодатель установил срок (24 часа) для направления прокурору и заявителю копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

В соответствии со УПК РФ следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений в случае несогласия с некоторыми решениями или указаниями прокурора. Отказ прокурора в даче согласия на возбуждение уголовного дела не может быть обжалован следователем.

Но, с другой стороны, такой отказ может быть обжалован заявителем - лицом, подавшим заявление с просьбой о возбуждении уголовного дела, в соответствии со ст. 125 УПК РФ.

Статья 146 УПК РФ также предусматривает, что при возбуждении уголовного дела капитанами морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого - разведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений РФ прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно - при появлении для того реальной возможности.

Очевидно, что в указанном случае прокурор уведомляется о начатом расследовании различными способами связи: письмом по почте, сообщением по телефону, по факсу и т.д. И между моментом начала расследования и реальным получением прокурором постановления о возбуждении дела и материалов может пройти значительное время.

Из бесед со следователями возникает и другой вопрос: как получить у прокурора согласие на возбуждение уголовного дела, если преступление совершено в отдаленной местности, следователь ведет расследование с выездом на место совершения преступления и не может оттуда отлучиться в связи с большим объемом работы и т.д.? Очевидно, что в таких случаях допустимо получение предварительного согласия прокурора на возбуждение уголовного дела в устной форме - например, по телефону, с оформлением согласия в письменной форме при появлении такой возможности.

Еще один чисто практический вопрос: как быть с делами, которые возбуждены до 1 июля 2002 г. (т.е. без согласия прокурора), а в суд направляются (либо по ним принимается другое решение) после 1 июля 2002 г.? Не исключено, что суды будут рассматривать это как нарушение закона со всеми вытекающими негативными последствиями. Основания для такого опасения есть. Вспомним, как одно время суды, ссылаясь на отсутствие разъяснения обвиняемому, подозреваемому положений ст. 51 Конституции РФ (о праве не свидетельствовать против себя, родных), стали возвращать для дополнительного расследования дела, расследованные и даже рассмотренные задолго до введения в практику этого требования. Были случаи отмены по этому основанию приговоров, вынесенных несколько лет назад, когда разъяснение ст. 51 Конституции РФ вообще не практиковалось. Таким образом, суды придали обратную силу этой практике. Не исключено, что такой вариант может повториться и в данном случае.

Выход нам видится в следующем.

После 1 июля 2002 г. по каждому делу, возбужденному ранее и не законченному расследованием, принимать самостоятельное (в виде отдельного постановления) решение прокурора о даче согласия на возбуждение дела. Это не противоречит закону (как УПК РСФСР, так и УПК РФ).

Необходимо обратить внимание и на ряд новых положений, касающихся отказа в возбуждении уголовного дела. В ст. 148 УПК РФ указано, что при отсутствии основания для возбуждения уголовного дела прокурор, следователь или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления допускается лишь в отношении конкретного лица.

Если УПК РСФСР указывал на возможность отказа в возбуждении уголовного дела следователем, прокурором и органом дознания, то в УПК РФ вместо органа дознания указан дознаватель. Таким образом, из смысла ч. 1 УПК РФ можно сделать вывод, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела не могут выносить другие работники органов внутренних дел, за исключением дознавателя (например, участковые уполномоченные, сотрудники уголовного розыска, ОБЭП, ГИБДД и т.д.).

Вряд ли такое решение правильное. Оно приведет к тому, что на следователя, дознавателя обрушится вал материалов проверок по малозначительным фактам, по которым придется отказывать в возбуждении уголовного дела. Тем более, законодатель противоречит себе, когда в ч. 1 ст. 148 УПК РФ употребляет термин "дознаватель", а в ч. 2 этой же статьи говорит об органе дознания.

Введение процедуры согласования с прокурором постановлений о возбуждении уголовного дела потребует принятия районными (городскими) прокурорами определенных организационных мер. Думается, не должен каждый следователь бегать каждый раз с постановлением о возбуждении дела к прокурору. Целесообразно определить такой порядок, когда прокурор или надзирающий за следствием и дознанием заместитель прокурора в заранее определенное время, например, перед началом рабочего дня или в конце его, придет в помещение отдела внутренних дел или следственного отдела, отдела дознания. Именно здесь прокурор или его заместитель изучит возбужденные в течение последних суток уголовные дела либо материалы, подготовленные для возбуждения уголовного дела, и решит вопрос о даче согласия на возбуждение уголовного дела по каждому делу или материалу. Такой порядок будет удобен как для прокурора, так и для следователей, дознавателей. Эту работу можно совместить и с проверкой прокурором (заместителем) изолятора временного содержания (ИВС), комнаты доставленных и дежурной части.

В заключение подчеркнем, что с введением в действие УПК РФ на прокурора дополнительно возлагается огромный объем работы и, соответственно, ответственности. Ведь законодатель ввел в УПК требование о возбуждении уголовного дела с согласия прокурора в целях усиления роли прокурорского надзора именно в начальной стадии расследования - при возбуждении уголовного дела, чтобы исключить необоснованное возбуждение уголовных дел. Тем самым прокурору предоставлена возможность пресечь нарушения закона в самом зародыше.

Институт производства по делам частного обвинения также предполагает разграничение функции отправления правосудия, возложенной на суд, и функции обвинения, реализуемой потерпевшим. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 января 2000 года N 1-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, регулирующих полномочия суда по возбуждению уголовного дела, суд не вправе по собственной инициативе вынести решение о возбуждении уголовного дела частного обвинения и о принятии его к своему рассмотрению, не наделяется он по делам данной категории и какими бы то ни было иными полномочиями, выходящими за пределы осуществляемой им в силу Конституции Российской Федерации функции правосудия. Не могут расцениваться как таковые и действия судьи, связанные с принятием заявления потерпевшего о совершенном в отношении него преступлении и оказанием сторонам помощи в собирании доказательств, которые не могут быть получены ими самостоятельно. В этих случаях судья не осуществляет функцию стороны обвинения или стороны защиты и не проявляет не свойственную ему как органу правосудия инициативу - он лишь разрешает ходатайство соответствующей стороны об истребовании и исследовании указанного ею доказательства, используя властные полномочия, которые в судебных стадиях уголовного судопроизводства имеются у него и отсутствуют у сторон.