Право примеряет социальные интересы. Право общественных интересов. Соотношение государства и права

Интерес является необходимым компонентом правовой психологии человека, играющим первостепенную роль в принятии им юридически значимого решения. Поэтому и плодотворное проектирование норм права оказывается невозможным без учета социальных интересов и потребностей участников регулируемых общественных отношений.

Потребность - устойчивое влечение человека, социальной группы или общества в целом к вещам и явлениям, осознаваемое как необходимое условие собственного существования. Потребности могут быть материальными и духовными, например потребности в жилище, в пище, в образовании, дружбе, общественной деятельности и др. Они служат основой интересов, понимаемых как направленность деятельности человека, социальной группы и общества в целом на конкретные материальные или духовные блага.

Человек выделяет из массы предметов и явлений что-либо значимое для себя, для удовлетворения своих потребностей. Для правотворчества особое значение приобретают правовые (законные) интересы - социальные интересы, которые могут быть реализованы благодаря осуществлению юридически значимых действий, вступлению в конкретные правоотншения.

Населению Российской Федерации присущи шесть видов юридически значимых интересов:

интерес в сильном государстве, его органах, способных обеспечивать мирную бесконфликтную жизнь общества, его прогрессивное развитие, стабильность и правопорядок;

интерес в материальных благах, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека: в работе, жилье, в развитой сфере обслуживания, в предметах первой необходимости;

интерес в благоприятной природной среде, природных ресурсах, надлежащем медицинском обслуживании и безопасности;

интерес в духовных благах и нормативно-социальных ценностях, обеспечивающих социализацию личности, ее способность принимать активное участие в жизни и делах общества и государства, получать общее и профессиональное образование;

интерес в социально-правовых и политических институтах, обеспечивающих реализацию способностей, профессиональных знаний, навыков граждан, их активное участие в политической жизни общества, в управлении делами государства;

интерес в материальных благах, обеспечивающих комфортные условия жизни, доступных наиболее обеспеченным слоям общества.

Выявление, учет и верное отражение юридически значимых интересов населения в законах и иных нормативно-правовых актах составляет альфу и омегу правотворческой деятельности как законодательных (представительных) органов государства, так и государственных органов исполнительной власти.

Во-первых, благодаря знанию состояния и уровня направленности интересов граждан и иных участников правоотношений представляется возможным определить последовательность подготовки законов и иных нормативных актов. Правотворческие органы, стремясь создать необходимые условия для реализации наиболее значимых, устойчивых интересов граждан и иных участников правоотношений, планируют в первоочередном порядке подготовку проектов нормативно-правовых актов по предметам, связанным с удовлетворением таких интересов. Подготовка же нормативно-правовых актов, затрагивающих менее значимые интересы общества, переносится на более отдаленную перспективу.

Во-вторых, знание интересов участников правоотношений, подлежащих правовому регулированию, позволяет успешно составлять прогнозы эффективности проектируемых норм права. Как показывает многовековая история права, чем больше лиц, интересы которых совпадают с интересами, закрепляемыми проектируемыми нормами права, тем эффективней эти нормы будут действовать. Таким образом, знание устойчивых интересов граждан и иных участников правоотношений, направленности этих интересов позволяет делать выводы о том, какая часть населения будет поддерживать и одобрять проектируемые нормы права, а какая к ним будет относиться нейтрально или негативно, и соответственно предсказывать степень эффективности этих норм.

В-третьих, признание того, что проектируемые нормы права не пользуются популярностью у населения, не в полной мере соответствуя его интересам, не означает невозможности принятия этих норм права. Законы, устанавливающие налоги и сборы с физических и юридических лиц, не пользуются и по известным причинам не могут пользоваться большой поддержкой населения. Однако налоговые нормы реально действуют во всех современных государствах благодаря детально разработанному соответствующему правовому механизму. Поэтому полное и всестороннее знание интересов населения позволяет уже на стадии проектирования норм права разработать надежный правовой механизм их реализации, способный обеспечить реальное действие указанных норм независимо от интересов и желаний субъектов правоотношений.

В документах, регламентирующих порядок подготовки и принятия нормативно-правовых актов, нередко содержатся предписания, ориентирующие правотворческие органы на выявление и учет юридически значимых интересов. Так, ст. 20 Закона Воронежской области «О нормативно-правовых актах Воронежской области» предписывает правотворческим органам учитывать предложения заинтересованных органов, депутатов областной Думы, научных учреждений, а также предложения, высказанные в печати или в письмах граждан и объединений.

Круг источников, из которых правотворческий орган может черпать информацию и тем самым выявлять интересы физических и юридических лиц, является достаточно обширным. В частности, он включает:

письма и обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

публикации в печати, выступления по радио, телевидению; решения и программные документы политических партий, общественных организаций, их обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

материалы судебной и иной правоприменительной практики; материалы обсуждений проектов законов и иных нормативноправовых актов;

коллективные споры трудовых коллективов с работодателями, органами управления организаций, учреждений и предприятий;

решения органов местного самоуправления, обращения в органы государственной власти, принимаемые населением в ходе митингов;

материалы социально-правовых исследований, обобщений судебной и иной юридической практики.

Совокупность юридически значимых социальных интересов, подлежащих изучению, в каждом конкретном случае определяется индивидуально и во многом зависит от предмета правового регулирования проектируемого нормативно-правового акта. Для подготовки плана законопроектных работ законодательному (представительному) органу государственной власти, например, достаточно выявить социальные и правовые интересы, реализация которых осложнена или вовсе невозможна из-за дефектов нормативно-правового регулирования - пробелов, противоречий, декларативных, нечетких предписаний. Эти дефекты неизбежно порождают конфликты между участниками конкретных правоотношений, и их разрешение переносится в сферу государства, его судебные и иные правоприменительные органы. И, соответственно, анализ конфликтов позволяет в достаточно полной степени выявить совокупность социальных интересов в целях дальнейшего совершенствования законов и иных нормативно-правовых актов.

Для проектирования действенного механизма правового регулирования, равно как и для составления прогноза эффективности проектируемых норм права, требуется проведение всестороннего анализа социальных интересов физических и юридических лип в соответствующей сфере правового регулирования. Поэтому круг источников, объективирующих социальные и правовые интересы, должен быть максимально широким.

Выявление социальных интересов осуществляется разными способами. Это может быть контент-анализ письменных документов, отражающих социальные интересы граждан, отдельных социальных слоев общества, или, например, социально-правовое исследование с применением анкетирования или интервьюирования, а также разные методы экспертных оценок.

Независимо от используемых методов в ходе исследования социальных и правовых интересов граждан и иных участников правоотношений должны быть получены ответы на следующие вопросы:

какие социальные и юридически значимые интересы граждане, иные участники правоотношений не могут удовлетворить из-за несовершенства действующих федеральных законов или законов субъектов Российской Федерации;

насколько важны для граждан и иных участников правоотношений интересы, которые остаются неудовлетворенными из-за недостатков действующего законодательства;

каковы конкретные действия, предпринятые гражданами, иными участниками правоотношений для защиты своих юридически значимых интересов; насколько успешными были эти действия; если предпринятые действия не привели к ожидаемым результатам, то почему;

какие конкретные недостатки нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики препятствуют удовлетворению правовых интересов.

Полученные в ходе исследования результаты надлежит всегда оценивать критически. Следует отделять социальные и правовые интересы, которые соответствуют объективным социально-правовым процессам, правильно отражают состояние действующего законодательства и практики его применения, от интересов, которые являются следствием неверного отражения потребностей, конкретно-исторических условий существования общества и отдельных социальных групп.

Несоответствие социальных интересов объективной реальности представляет собой достаточно распространенное явление. Оно обусловлено рядом объективных и субъективных причин, в том числе недооценкой гражданами собственных возможностей, расхождениями между осознанными интересами и реальными действиями, а также завышенными притязаниями, удовлетворение которых нереально на данном этапе общественного развития. Так, проводимые социологами исследования показывают, что социально-правовой психологии россиян присуща фрустрация, т.е. психологическое состояние, связанное с неверием в собственные юридические права, в возможность законным путем удовлетворить свои правовые интересы. Рост преступности, недостаточная защищенность граждан от неправомерных действий должностных лиц, отсутствие надлежащих материальных средств - все это создает значительные препятствия для эффективного действия законов, иных нормативно-правовых актов, усиливает негативные эмоции и настроения среди значительной части россиян.

Довольно распространенной чертой правовой психологии населения является расхождение между правовыми интересами и пониманием способов их удовлетворения. Так, большинство россиян правомерно ратует за укрепление законности и стабильный правопорядок, в то же время 56% опрошенных считают возможным нарушать законы, а 36% - применять насилие. Идеи рынка поддерживают 80%, но 60% опрошенных в представителях обеспеченных слоев общества, наиболее активно реализующих эти идеи, видят только отрицательные черты и именно их винят в развале экономики. Завышенные социальные потребности, присущие примерно 10% россиян, не отражают действительных интересов большей части населения, оказавшейся за чертой бедности.

Таким образом, одним из важнейших направлений социологического обеспечения законотворчества и правотворчества является обстоятельный сбор и изучение социальных и правовых интересов граждан и иных субъектов правоотношений, подлежащих нормативно-правовому регулированию. При этом надлежит решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить сбор полной и достоверной информации о социальных и правовых интересах и суметь отличить объективные интересы от субъективных, иллюзорных.

При изучении роли категории интереса в системе правового регулирования необходимо также сопоставить такие близкие понятия, как законный интерес и субъективное право. В процессе развития общества были выработаны различные юридические средства обеспечения потребностей и запросов личности, среди которых особое место занимают субъективные права и законные интересы. категория интерес правовое регулирование

Одними из первых ученых-юристов, кто начал изучать субъективные права, были Фридрих Карл фон Савиньи, сформулировавший теорию воли, и Рудольф фон Иеринг, выступивший с теорией интереса. Учитывая обе данные теории, сегодня под субъективным правом обычно понимают создаваемую и гарантируемую государством через нормы объективного права юридическую возможность, позволяющую субъекту действовать в целях удовлетворения своих интересов и потребностей, не противоречащих общественным. Субъективное право всегда референтно: ему всегда противостоит обязанность, вместе с которой они образуют правоотношение.

Законный интерес, как и субъективное право, является юридической дозволенностью, то есть правовым средством, а с другой стороны, он также является и особым социальным явлением. В научной литературе выделяют группы причин, обусловливающих существование законного интереса: качественные, количественные и экономические, которые, несомненно, тесно связаны между собой. Однако представляется, что именно количественные причины лучше всего помогают объяснить сущность самой категории. В частности, существует множество сфер общественной жизни, которые невозможно урегулировать путем облечения фактического отношения в правовое. В таком случае законный интерес дает возможность использовать в качестве способа регулирования простое дозволение. Также законные интересы помогают решать такую проблему, как пробельность права. При принятии нормативных актов во всем многообразии отношений невозможно учесть все новые появляющиеся социальные возможности и интересы, дабы возвести их в ранг субъективных прав, то есть опосредовать законодательно.

Таким образом, законный интерес может выступать и как самостоятельный предмет защиты, и как особое правовое средство, способствуя тем самым расширению возможности реализации и защиты интересов отдельных лиц.

Право, по мнению Рудольфа фон Иеринга, есть проявление силы и возникает не в результате мирного развития национального духа, как это пыталась представить историческая школа права, а в результате напряжённой борьбы индивидов за обеспечение собственного существования. Иеринг движущим мотивом человеческой жизнедеятельности признавал эгоистический интерес, обеспечению и защите которого и должно служить право. По Иерингу возникновение и развитие права обусловлено борьбой людей за свои интересы, их потребностью в защите собственных интересов. Правда, Иеринг ограничился общими рассуждениями и не сказал, интересами какого класса обусловлено развитие права.

Касаясь социального назначения и функций права, Иеринг исходит из признания того, что важнейшим двигателем человеческих поступков является эгоизм, который необходимо поставить на службу обществу. Добиться этого можно двумя способами: вознаграждением и принуждением. Для осуществления принуждения и существует право. Право, по мнению Иеринга, позволяет гарантировать расчётливому эгоизму практический успех и одновременно обеспечить интересы общества.

Интерес - это то, что влияет на формирование права, но не входит в его содержание. Интерес и право, хотя и можно объединить одним родовым понятием в качестве социальной реальности, но как её виды не могут быть отождествлены ни в какой мере, так как интерес - явление объективное, возникающее и существующее независимо от воли и сознания людей, право же - явление идеологического порядка, возникающее в результате сознательной человеческой деятельности. К числу же функций права может быть отнесена защита интереса. Кроме того, право служит средством достижения и обеспечения пользования различными благами.

Иеринг полагал, что в обществе развивающегося капитализма можно обеспечить посредством права интересы всех индивидов. Ошибка здесь двоякого рода: во-первых; не может быть и речи о единстве интересов всех людей в условиях господства частной собственности; во-вторых, Иеринг, признавая конкуренцию и борьбу интересов в современном ему обществе и считая возможным посредством права поставить границы эгоизму и направить его на пользу обществу, тем самым абсолютизировал роль права в воздействии на экономическое развитие. Экономика, а не право, является главным фактором, определяющим развитие общества.

Учение Иеринга в целом отражало потребности развития германской буржуазии и вполне соответствовало её интересам и устремлениям. Оно было несостоятельной попыткой доказать, что в буржуазном обществе посредством таких социальных инструментов, как государство и право, можно обеспечить и согласовать интересы всех индивидов. В этом состоит апологетическая функция учения Иеринга, пытавшегося теоретически обосновать надклассовый характер буржуазного государства и права, якобы функционирующих в интересах всех слоёв современного ему германского общества.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Смирнова Марина Геннадьевна. Социальные притязания и субъективное право: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01: СПб., 2002 183 c. РГБ ОД, 61:02-12/834-X

Введение

ГЛАВА І. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ И ПРАВО 11

1.1. Понятие и структура социального притязания 11

1.2. Критерии институционализации социальных притязаний 43

1.3. Многообразие социальных притязаний в сфере права и факторы их определяющие 61

ГЛАВА II. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ И СУБЪЕКТИВНОГО ПРАВА 86

2.1. Понятие и структура субъективного права 86

2.2. Воплощение социальных притязаний в субъективном праве 122

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В ДИССЕРТАЦИИ 168

Введение к работе

\ І

Актуальность темы исследования. Проблемы социальных притязаний в их непосредственной связи с субъективными правами в сфере правового регулирования приобретают особо важную теоретическую и практическую значимость на современном этапе развития российского общества.

Социальные притязания являются ближайшим подступом к праву как юридическому феномену, его ближайшей социальной основой. Они, оказывая прямое влияние на правовое регулирование общественных отношений, через механизм правосознания учитываются в правотворчестве и применении права. Посредством закрепления интересов притязателей в объективном праве и в процессе действия права, их социальные притязания получают свое воплощение в субъективном праве. Это обстоятельство является исходным, ключевым для исследования соотношения, взаимодействия социального притязания и субъективного права.

В отечественной юридической литературе существующие представления о притязаниях в сфере правового регулирования связаны, как правило, с элементами субъективного права. (Н.И. Матузов, P.O. Халфина)

Изучение вопроса «притязаний» в общесоциальном ракурсе, с позиций философии права и социологии права, относится к числу тех проблем общей теории права, которые не только в достаточной степени не разработаны, но даже, по существу, не поставлены. В литературе нет ни одной специальной работы или хотя бы статьи, в которых указанный вопрос исследовался бы как самостоятельная тема.

Необходимость подобных разработок обусловлена смещением исследовательского интереса в отечественной юридической науке в сторону выявления природы права как специфического социального явления, изучения объективных процессов правообразования, поиска тех социальных интересов и притязаний, которые должны лежать в основе правовых решений. Практика показала, что главным фактором неэффективности принимаемого законода-

тельства является как отсутствие механизмов его реализации, так и дефекты

і социального и юридического содержания законов, их неспособность быть

инструментом согласования различных социальных интересов, притязаний.

Итак, проблема социальных притязаний в их правовом опосредовании является в настоящее время чрезвычайно актуальной и практически значимой. Она затрагивает такие жизненно важные вопросы, как удовлетворение возникающих потребностей и запросов людей, повышение их общественной и правовой активности, создание соответствующих позитивных стимулов поведения, трудовой и политической деятельности и т.д.

Учет психологических моментов, заинтересованности людей в своих делах и стремлениях, изучение движущих мотивов их поведения, в том числе в сфере правового регулирования анализ сложного взаимодействия этих факторов составляет одну из важных задач современной правовой науки, социологии и психологии.

Человек с его психологическим складом, интересами, потребностями, волей должен находиться в центре внимания общей теории права. Многие ее вопросы тесно связаны с личностью и ее социально обусловленным поведением. Одной из них является проблема правового опосредования социальных притязаний, интересов субъектов. При этом основная задача для правовой науки заключается в юридическом обосновании, правильном законодательном закреплении указанных притязаний - как в самих правовых нормах, так и в субъективных правах. Благодаря фиксации в позитивном праве у любого участника отношений появляется уверенность: притязание будет постоянно поддерживаться юрисдикцией государства в качестве субъективного права, все иные субъекты обязаны с этим считаться.

Таким образом, социальные притязания закрепляются в объективном праве и в процессе действия права, его реализации находят свое непосредственное отражение в составе субъективного права, его структурных элементах.

Степень разработанности темы. Вопросы социальных притязаний отно-сятся к числу тех проблем юридической науки, которые в достаточной степени не разработаны и требуют специальных исследований.

Отдельные упоминания, в аспекте исследуемых проблем содержатся в работах С.С Алексеева, Ю.И. Гревцова, С.Ф. Кечекьяна, Л.С. Мамута, Н.И. Матузова, Л.С. Явича и др.

В отличие от социальных притязаний проблемы субъективного права в настоящее время достаточно разработаны в отечественной науке. В той или иной мере исследование понятия, структуры, функций субъективного права проводилось в работах С.С. Алексеева, Ю.Я. Баскина, С.Н. Братуся, Ю.И. Гревцова, В.П. Казимирчука, С.Ф. Кечекьяна., Р.З. Лившица, Е.А. Лука-шевой, А.В. Малько., Г.В. Мальцева, Л.С. Мамута, Н.И. Матузова, А.В. Полякова, В.М. Сырых, P.O. Халфиной, И.Е. Фарбера, Е.А. Флейшиц, И.Л Честнова, Д.М. Чечета, Л.С. Явича и др.

Вместе с тем некоторые аспекты учения о субъективном праве, в том числе проблемы взаимодействия субъективного права и социальных притязаний нуждаются, по нашему мнению в дополнительной разработке

Цели и задачи исследования. Цель диссертационной работы - исследовать понятие, структурные элементы, разновидности социальных притязаний в их взаимосвязи и взаимодействии с субъективным правом, его структурой, с точки зрения общей теории права в целом, а также общесоциальных направлений исследования права - философии и социологии права.

В рамках диссертационной работы выдвигаются и решаются следующие задачи:

исследование понятия и структуры социального притязания;

выделение критериев институционализации социальных притязаний;

рассмотрение многообразия социальных притязаний в сфере права и факторов их определяющих;

анализ понятия и структуры субъективного права в его взаимосвязи с потребностями и интересами притязателен;

обоснование взаимосвязи социальных притязаний и субъективного права.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является действующее в настоящее время в России законодательство, отражение в нем интересов, притязаний субъектов и механизм его реализации в конкретных правовых отношениях. Предметом исследования является природа социальных притязаний и процесс их воплощения в субъективном праве.

Методологическая и теоретическая основы диссертации. Методологическая база исследования основана на принципе плюрализма. На основе этого принципа при написании работы использован диалектический и исторический подходы, а также широкий круг общих и частных методов исследования, в том числе методы системно-структурного, функционального и сравнительного анализа, а также специально-правовые методы. Именно они позволяют наиболее результативно исследовать связь социального притязания, его структурных элементов с субъективным правом.

Теоретическую базу исследования составили труды ученых, занимаю
щихся юриспруденцией, психологией, философией, социологией. Прежде все
го, это.работы специалистов в области общей теории права и отраслевых юри
дических наук: Алексеева С.С., Баскина Ю.Я., Братуся С.Н., Гревцова Ю.И.,
Гукасяна Р.Е., Казимирчука В.П., Керимова Д.А., Кечекьяна С.Ф., Лазаре-

ва В.В, Лапаевой В.В., Лившица Р.З., Лукашевой Е.А., Малько А.В., Мальцева Г.В., Мамута Л.С, Матузова Н.И., Нерсесянца B.C., Полякова А.В., Сабикенов С.,Сырых В.М. , Фарбера И.Е., Флейшиц Е.А., Честнова И.Л., Чечета Д.М., Экимов А.И., Явича Л.С.

Наряду с современными авторами использованы работы дореволюционных ученых российских и зарубежных: Алексеева Н.Н., Виноградова П.Г., Го-лолобова К.И., Гримм Д.Д., Иеринга Р., Дюги Л., Еллинека Г., Ильина И.А., Канта И., Кистяковского Б.А., Ковалевского М.М., Коркунова Н.М., Магазине-

pa Я.М., Муромцева C.A., Петражицкого Л.И, Регельсбергера Ф., Рождествен-

ского А.А., Шершеневича Г.Ф.

Для раскрытия проблем исследования изучены работы современных авторов по социологии и философии: Вернадского В.О., Гнилицкого Н., Комарова И.С., Мельника В.В., Морозова B.C., Парыгина Б.Д., Пазухина О.Г., Семина А.В., Скляровой А.И., Смелзера Н., Холостовой Е.И..

Эмпирическую базу диссертации составили Конституция РФ, действующее законодательство, постановления Конституционного суда РФ, иная судебная практика, данные периодической печати.

* Новизна исследования, теоретическая и практическая значимость
диссертации заключается, по мнению автора, в выдвижении и обосновании
следующих положений.

Субъективное право и социальное притязание представляют взаи
мосвязанные и взаимодействующие между собой явления. На субъ
ективных правах «замыкается» закономерная для права цепь зави
симостей, идущих от объективных потребностей данного общества
к социальным притязаниям и от них (в условиях сложившихся
юридических систем - через объективное право) - к юридической
свободе поведения.

Социальное притязание - это требование, которое предъявляют ин-
Щ дивиды, социальные группы, иные общности (социальные субъек-

ты) к обществу и государству об осуществлении практических действий, способствующих реализации собственных социальных интересов, а так же их институционализации. В широком смысле социальное притязание представляют собой проявление политического, нравственного, правового сознания субъектов, их стремления к улучшению своего положения.

Социально обусловленные притязания являются движущей силой
деятельности людей. Благодаря им, возникают и развиваются субъ
ективные права.

Обосновывается положение о том, что притязатели своими активными внешними действиями побуждают правотворческие органы к институционализации в нормах права их собственных социальных интересов, тем самым проводится мысль о рукотворности права, т.е. о его сознательном творении. При этом закрепляемые в праве социальные притязания должны отвечать следующим критериям: 1) соответствовие историческим традициям, культуре, социально-экономической и политической ситуации, а также конъюнктуре момента (ожиданиям населения); 2) относительная рациональность социальных притязаний, т.е. закрепленные в норме права социальные интересы должны служить обеспечению целостности, интеграции общества, преодолению политического противостояния; 3) общезначимость отношений, получающих отражение в норме права, в случае объективизации социальных притязаний; 4) формальное равенство субъектов отношений, получающих отражение в норме права, в случае объективизации социальных притязаний; 5) подверженность отношений, получающих отражение в норме права, внешнему контролю и прямая заинтересованность в них общества; 6) не противоречие нормам общечеловеческой морали; 7) реальная исполнимость.

Социальные притязания возникают не самопроизвольно, не в лоне чистого духа и абсолютной свободы. В работе определены и систематизированы факторы, которые формируют социальные притяза-

9 ния и объясняют причины их многообразия (общие и специфиче-

ские социальные условия).

Субъективное право соединяет в себе юридические, экономические, социальные, этические черты и отражает политико-юридические связи, отношения между государством и личностью, их интересы и социальные притязания.

Объективное право определяет те правовые средства, которые обеспечивают удовлетворение социальных интересов и притязаний. Вместе с тем, те или иные социальные притязания людей удовлетворяются вначале фактически, путем защиты таких притязаний в судах, других организациях и только на этой основе затем формулируется норма права. В этом случае социальные притязания появляются из различных правовых ситуаций, т.е. из ситуаций, требующих правового решения. Одним из средств этого решения выступают юридические конструкции.

Выявлению, учету и правильному отражению социальных притязаний в праве способствует анализ общественного мнения. Но выявить социальные притязания этого мало, гораздо важнее их адекватно отразить в законодательстве. В связи с этим в работе исследуются причины не удовлетворения общезначимых притязаний законодателем (лоббизм, низкий уровень деятельности правотворческих органов и др).

Субъективное право и законный интерес - различные формы правового опосредования социальных интересов и притязаний. Законный интерес в отличие от субъективного права выступает не основным, но не менее важным средством закрепления социальных притязаний субъектов.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре теории и истории государства и права юридического факультета Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. В процессе

10 подготовки работы кафедрой было организовано ее обсуждение и рецензирова-ние. Результаты исследования изложены в публикациях автора и прошли апробацию: 1) на межрегиональной научно-практической конференции «Социально-экономические, правовые и культурные процессы современной цивилизации» (Владивосток, 24-29 апреля 1998 г.); 2) на научно-практической конференции «50 лет Всеобщей Декларации прав человека и проблемы социально-правовой защиты» (Санкт-Петербург, 10 декабря 1998 г.); 3) на международной научно-практической конференции «Гуманитарная культура как фактор преобразования России» (Санкт-Петербург, 24-25 мая 2000 г.).

Отдельные положения работы о взаимодействии социальных притязаний и субъективного права использовались при чтении курса лекций по теории государства и права в юридических вузах г. Санкт-Петербурга. По теме диссертации имеются три публикации.

Структура диссертации подчинена логике исследования и, помимо введения, состоит из двух глав, включающих пять параграфов и список литературы.

Понятие и структура социального притязания

Теория естественного права утверждает, что права человека принадлежат ему от рождения. Однако здесь напрашивается вопрос: кто же создал права человека и в чем их источник? Источник прав человека - сам человек, его потребности, интересы и социальные притязания, его образ существования и развития, т.е. реальные способы его общественной жизнедеятельности. Еще один из основателей раннего либерализма Гуго Гроций выводил право из общественной природы человека. Вслед за ним и мюнхенский профессор Блунчли в своей публичной лекции, посвященной понятию права, связывал право с внутренней потребностью человека и указывал на различные потребности личности, как на источник права. Кроме того, человек выступает в качестве фактического носителя разнообразных прав. Следовательно, общественная, человеческая природа прав очевидна и не требует никаких логически развернутых доказательств. Права - исключительно продукт нормальной общественной жизнедеятельности человека. Рассмотрение же права лишь во взаимосвязи с государством и анализ его как продукта государственной деятельности чреваты весьма серьезными последствиями - превращением человека в «винтик» огромной государственной машины.3 Государство, как нам представляется, лишь инструмент, способ достижения и осуществления права, созданного человеком.

Право появляется и существует там и тогда, где и когда человек ощущает себя способным реально претендовать на что-то, требовать чего-то. Социальные притязания - это основа права, которая затем облекается законом государства в ту или иную форму.

В любом последующем поколении каждый человек должен как бы заново обрести права, выдвигая и отстаивая, свои социальные притязания, затрачивая на это какой-то объем эмоционально-волевой, интеллектуальной, физической энергии («ногами выхаживая» свои права). Если кто-то этого не делает или делает меньше других, то обрекает себя на прозябание в собственном правовом развитии, перечеркивает всякую перспективу для себя как правовой личности. Б. Бауэр, например, писал: «Мысль о правах человека лишь в прошлом столе тии была открыта для христианского мира. Она не является для человека врож денной, а напротив, завоевана им лишь в борьбе против исторических тради ций, в которых до сих пор воспитывался человек. Таким образом права челове ка - не дар природы, они также не получены нами от прошлой истории как на следие - они куплены ценой борьбы против случайностей рождения и против привилегий, доныне передавшихся историей из поколения в поколение. Они - результат образования, и только тот может обладать ими, кто их завоевал и заслужил». Права человека являются результатом выдвижения, отстаивания и закрепления в законодательстве социальных притязаний субъектов, в которых проявляется их извечное стремление к справедливости, равенству и свободе. Так, еще Л. Петражицкий и П. Сорокин говорили о правообразовании, как о процессе, выражающемся во взаимных притязаниях и ожиданиях определенного поведения в интересах решения жизненной проблемы.2 Из сказанного можно сделать вывод, что право берет начало с социаль ных притязаний, придавая им юридическую форму и создавая правовые таран ів тии их реализации.3 Но не все социальные притязания получают свое выраже ние в объективном праве, для того чтобы выяснить, какие из притязаний полу чают институциализацию, обратимся к рассмотрению собственно понятия со циального притязания, его особенностей в сфере правового регулирования.

Вопрос о социальных притязаниях, их роли в правовом регулировании относится к числу тех проблем общей теории права, которые не только в достаточной степени не разработаны, но даже, по существу, не поставлены. В литературе нет ни одной специальной работы или хотя бы статьи, в которых ука-занный вопрос исследовался бы как самостоятельная тема.

Отдельные упоминания, касающиеся социальных притязаний содержатся в ряде работ авторов, непосредственно не относящихся к данной теме (С.С Алексеева, Ю.И. Гревцова, С.Ф. Кечекьяна, Л.С. Мамута, Н.И. Матузова, Л.С. Явича и др.1). Хотя, изучение данного понятия имеет большое теоретическое и практическое значение, так как ориентирует научную мысль на «пред-правовые» процессы.

Термин «притязание» употребляется в юридической литературе, как правило, для обозначения как требования, обращенного к обязанной стороне, так и требования, обращенное к государству, для приведения в действие механизма государственного принуждения, при условии добровольного неисполнения этого требования, обращенного к обязанной стороне, то есть притязание обозначает обе эти возможности в составе субъективного права. Субъективное право на этой стадии приобретает, по выражению С.С. Алексеева, «боевой характер», готово перейти к непосредственному принудительному осуществлению. " Притязание, таким образом, связывается с государством.

Критерии институционализации социальных притязаний

Автор работы, говоря о том, что субъекты (индивиды и социальные группы) своими активными внешними действиями побуждают правотворческие органы к институционализации в нормах права их собственных социальных притязаний, тем самым проводит мысль о рукотворности права, т.е. о его сознательном творении. При этом закрепляемые в праве социальные притязания должны отвечать определенным критериям.

Первым критерий успешного закрепления социальных притязаний в законе является их соответствие историческим традициям, культуре, социально-экономической и политической ситуации, а также конъюнктуре момента (ожиданиям населения). Соответствие историческим традициям означает, что если проводится институционализация какой-либо инновации, то она не должна быть «слишком новой», т.е. совершенно неожиданной, никак не связанной с традицией. К такому выводу, например, приходит Б. Вальденфельс, исследующий проблему инаковости порядка. Он справедливо утверждает, что если бы какой-то порядок существовал «совершенно иначе», чем мой собственный, то он был бы мне принципиально чуждым.1 Объективация инновации, не отвечающей вышеуказанному критерию, может привести к плачевным последствиям. Так, выдающийся юрист П.И. Новгородцев, предвидя пагубные последствия революции 1917 г., равно как и неизбежность крушения системы, установленной после ее осуществления, в работе «Восстановление святынь» писал: «Русскому человеку в грядущие годы потребуются героические, подвижнические усилия для того, чтобы жить и действовать в разрушенной и откинутой на несколько веков стране. Ему придется жить не только среди величайших материальных опустошений своей родины, но и среди ужасного развала всех ее культурных, общественных и бытовых основ».

Критерий соответствия социальных притязаний социально-экономической и политической ситуации, означает то, что они должны вытекать из реальных общественных отношений, т.к. права личности не «дар законодателя», а социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Законодатель не может искусственно «занижать» или «завышать» объем прав и свобод; он связан принципами и нормами естественного права, условиями социальных взаимосвязей людей, состоянием экономического развития общества. Так, в конце 90-х годов в нашей стране, по крайней мере, среди политической активной части населения, сложились завышенные ожидания от принятия новых для нас норм либеральной экономики, парламентаризма, прав человека и т.п. Однако реальность показала, что эти нормы не отвечают социальным условиям их функционирования. Поэтому наступило разочарование в них и осознание необходимости их корректировки.

В качестве второго критерия объективации социального притязания в законе выступает требование об его относительной рациональности, т.е. закрепленные в норме права социальные интересы должны служить обеспечению целостности, интеграции общества, преодолению политического противостояния. Важно отметить, что право - это важнейший инструмент обеспечения единства общества. Общество, представляющее собой сложный конгломерат различных, зачастую противоборствующих друг с другом субъектов социального действия, находит свое единство именно в праве и в государстве.

Понятие и структура субъективного права

Социальные притязания закрепляются в объективном праве и в процессе действия права, его воплощения в жизнь находят непосредственное отражение в составе субъективного права, его структурных элементах.

Вокруг понятия субъективного права издавна шли острые, непрекращающиеся споры. Они объяснялись, с одной стороны, сложностью самого предмета познания, его скрытой сущностью, с другой - позицией исследователей, столкновением различных взглядов и подходов к явлению. Та или иная трактовка категории субъективного права прямо и непосредственно затрагивала интересы притязателей. Н.М. Коркунов отмечал: «Выяснение понятия права в субъективном смысле составляет самый трудный и самый спорный вопрос во всем учении о правоотношениях. Влияние правовых норм на условия осуществления наших интересов представляется настолько разнообразным и имеет столько точек соприкосновения и перехода одной в другую, что разобраться в них и выделить с достаточной определенностью правомочие из других последствий правового регулирования - дело не легкое»1. На это указывал Г.Ф. Шершеневич: «Проблема субъективного права в высшей степени трудная; к ее решению подходили со многих точек зрения, порой прямо противоположных»2.

Существует множество определений, в которых различные авторы пытались выразить то главное и основное, что характеризует субъективное право, как со стороны его сущности, так и со стороны социальной и функциональной роли и значения в обществе.

Прежде чем перейти к современной трактовке субъективного права озна-комимся с определениями данного понятия, которые были предложены в российской дореволюционной литературе.

Приведем некоторые из них. «Субъективное право - это открытая для человека возможность совершения известного рода поступков» или «...Размер возможной самодеятельности лица по отношению к другому лицу или предмету» (С. Муромцев)1; «субъективное право есть признанная законом за данным лицом в известном направлении и в известных пределах свобода действий» (Д.Д. Гримм) ; «субъективное право - это юридическая власть человека над вещами и действиями других лиц или юридическая власть субъекта над объектом» (А.А. Рождественский)3; «субъективное право есть размер личной мощи по отношению к вещам и лицам» или «...объем деятельности, присвоенный отдельной воле в границах установленного порядка; целью и задачей субъективного права является регулирование, распределение и осуществление человеческой мощи над лицами и вещами в процессе социального общения» (П.Г. Виноградов)4; «субъективное право-это власть, основанная на юридической норме» или «...Это возможность предъявлять требования, обязательные для тех, к кому они относятся» (К.И. Гололобов)5; «субъективное право есть сфера влияния и юридической власти человека в обществе» (Н.Н. Алексеев) ; «субъективные права личности - это индивидуальные вольности, основанные на законе» (М.М. Ковалевский) ..возможность хотеть и действовать в соответствии и в границах установленных императивов».

Широко известны так называемые «волевые» концепции субъективного права (Савиньи, Виндшейд, Еллинек, Гирке), трактующие его как «предоставленное правопорядком господство воли», «сферу господства, в пределах і

которой воля индивида является законом для других индивидов»1; «признанную государством волевую мощь человека»2.

Особую значимость представляют концепции субъективного права, осно ванные на понятии «интереса» (Иеринг, Регельсбергер, Коркунов, Шершене вич), т.к. именно они отражают связь субъективного права с социальным притязанием. Родоначальником теории интереса является немецкий юрист Ру дольф фон Иеринг. Видя задачу права в обеспечении интереса, Иеринг пришел к выводу, что субъективное право представляет собой «юридически защищае мый интерес»3 и «интерес есть практическая основа права в субъективном смысле»4. Право для него было "срезом и участником" реальной жизни, отражающим интересы людей и их борьбу за право. "...Иеринга привлекала не спящая, а сражающаяся воля, столкновение воль, конфликт интересов, антагонизм сил, - писал Ж. Карбонье.- В этой концепции есть что-то от Дарвина ("борьба за право" как бы скопирована с "борьбы за существование") и одновременно от Бисмарка ("право - это политика силы").

Говоря о праве как интересе можно обратиться к марксистской концепции .Объективно обусловленный интерес будет движущей силой деятельности людей. В праве прежде всего выражены интересы господствующих классов. В какой мере они совпадают с интересами отдельных членов общества и с общественным интересом, зависит от характера строя и этапа его развития. Этот вопрос достаточно выяснен в марксистской литературе. Надо исключительно иметь в виду, что само право-объективное и субъ­ективное-не будет интересом. Интерес динамичен, право, особенно объективное,- статично. По϶ᴛᴏму законодательство и содержащаяся в нем объективированная воля исключительно в прин­ципе совпадают с интересом класса (народа), "кᴏᴛᴏᴩый подвер­гается изменению быстрее, чем на ϶ᴛᴏ может реагировать пра­вовая система.

= РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА - реакционное направление в буржуазной юриспруденции, возникшее во второй половине 19 в. и объединяющее различные течения и группировки, стремящиеся ввиду все более обнаруживающегося банкротства господствовавших до этого течений по-новому обосновать буржуазное государство и право и закрепляемый ими капиталистический строй. Течения и группировки буржуазной юриспруденции, выступающие под названием Р. ш. п., направлены своим острием против марксистско-ленинской теории государства и права.

Впервые наименование Р. ш. п. закрепилось за учением немецкого юриста Рудольфа Иеринга (1818–92 гг.), характеризующимся культом силы, преклонением перед политикой крови и железа, осуществляемой Бисмарком, воспеванием сильного полицейского государства, не останавливающегося ни перед чем в деле защиты интересов частных собственников – капиталистов.

Определяя право как защищенный государством интерес частных собственников, Иеринг выдвинул положение о том, что сила создает право, что право есть политика силы. Этим Иеринг, вопреки своим декларациям о борьбе с беззаконием, в действительности подводил теоретические обоснования под беззаконие и произвол со стороны эксплуататорского государства. Неудивительно, что имя Иеринга было окружено почетом в фашистской Германии

Право, по Иерингу, выходит «из рук» общества, которое он интерпретирует как сферу «совместного действия людей, объединенных общими целями; в этой сфере каждый, действуя для других, действует также для себя, а действуя для себя, тем самым действует и для других». Однако демиургом права у Иеринга выступает не всякое, но лишь государственно-организованное общество. Венчает такое общество аппарат государства, воплощающий социальную, публичную власть. Вот этим-то аппаратом государства в конечном итоге и порождается право. Без каких бы то ни было околичностей Иеринг заявляет:



«Государство - единственный источник права».

Отчасти они нам уже знакомы. Дополним их еще лишь некоторыми. «Государство,- утверждает Иеринг,- есть организация социального принуждения». Эта организация не только порождает право, обеспечивает его существование, но и управляет им. Иеринг характеризует в данном свете право как разумно понятую политику, проводимую государственной властью. Оно служит ей (политике), как компас служит капитану корабля. Попечение о праве - важнейшая задача государства. Право не противостоит последнему, а является всецело зависящим от него придатком. Это свойство права быть придатком государства Иеринг подчеркивает очень выразительно:

«Право без власти есть пустой звук, лишенный всякой реальности, ибо только власть, которая проводит в жизнь нормы права, делает право тем, что оно есть»,

Иеринг переносит на почву правоведения концепцию борьбы как универсального принципа бытия органического мира. Она получила во второй половине XIX в. широкое хождение в европейских научных кругах. Достаточно вспомнить дарвиновскую теорию борьбы за существование, идею классовой борьбы в историографии и социологии. Полемизируя с исторической школой права (Савиньи, Пухта), учившей понимать образование и развитие права как незаметный, безболезненный и мирный процесс, подобный становлению и эволюции языка, Иеринг («Борьба за право») старается доказать нечто противоположное.

Т.Я. Хабриева, главный редактор Журнала, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.

Ю.А. Тихомиров, член редакционной коллегии Журнала, первый заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.

Крупнейшие преобразования, происходящие в России в последние годы, привели к коренным изменениям государственных институтов и правовой системы. Сохраняя историческую преемственность, наша страна существенным образом обновила законодательство как путем использования общеевропейских принципов права, так и посредством обогащения содержания действующих и формирования новых отраслей законодательства. Поиски новых правовых решений велись в условиях сложной социально-политической ситуации, когда партии предлагали разные способы решения задач, когда противоборство интересов социальных групп имело и парламентские, и непарламентские формы выражения. Декларируемым интересам нередко не соответствовали реальные мотивы и действия участников процесса правотворчества и правоприменения, а интересы государства приносились в жертву иным интересам. Между тем именно национальный интерес, отражающий потребности общества, государства и граждан, является главным двигателем правовой сферы.

Поэтому понятно, почему выбор темы конференции, посвященной восьмидесятилетию Института законодательства и сравнительного правоведения, - "Роль права в обеспечении национальных интересов", - прошедшей 25 октября 2005 г., предопределен двумя обстоятельствами. Первое из них связано с характеристикой творческой деятельности Института за годы его существования. На всех этапах развития нашей страны коллектив Института, обновляемый, но сохраняющий устойчивые традиции корифеев юриспруденции, решал сложные задачи теории права и законодательства. Задачи развития отраслей законодательства, укрепления законности и правопорядка, которые решало государство, служили основой формирования научной проблематики.

Другое обстоятельство отражает острую актуализацию вопросов правового обеспечения национальных интересов. Укрепление единства государства и его территориальной целостности, преодоление сепаратизма и борьба с коррупцией, гарантии прав и свобод граждан в контексте обеспечения интересов общества и государства - таковы своего рода внутренние аспекты роли права в выражении национальных интересов. Укрепление мощи нашего государства и гарантий его суверенитета, повышение роли нашей страны в мировом сообществе и в решении крупных задач глобализации, пресечение посягательств на безопасность государства и граждан - таков международный императив правового обеспечения национальных интересов.

Обсуждение на конференции, собравшей много крупных отечественных и иностранных ученых (было представлено более 50 представителей российских и зарубежных научных и образовательных центров), руководителей государственных органов, вопросов правового обеспечения национальных интересов позволило выявить целый ряд актуальных проблем. Было заметно, что преобладает своего рода презумпция интересов в анализе многих аспектов развития правовой сферы. И это вполне естественно, хотя и явно недостаточно. Тем не менее можно следующим образом кратко резюмировать содержание дискуссии.

В законопроектной деятельности учитываются потребности общественного регулирования тех или иных отношений. Вопрос заключается в том, каков характер этих потребностей. Не ощущается ли чрезмерное давление лоббизма или, напротив, стремление жестко регламентировать деятельность организаций. Критерием эффективности закона должен быть именно национальный интерес как выражение формулы "право служит обществу, государству и гражданам".

В регулировании социальной сферы особенно необходимо трактовать права и законные интересы граждан как приоритетные в национально-государственном масштабе. Понимание этого присутствовало в выступлениях Министра здравоохранения и социального развития и Министра образования и науки.

Следует обратить внимание на правовые метаморфозы, когда реальные интересы общества и гражданина вовсе не требуют "обильного" нормотворчества. Множество актов нередко ограничивают допускаемую саморегуляцию поведения и едва ли оправданны в общенациональном смысле.

Серьезное внимание было уделено борьбе интересов в "правовой оболочке", когда правовые нормы используют или трактуют в узких интересах. Весьма перспективны оценки и предложения о способах учета и использования интересов на стадии правотворчества и стадии правоприменения.

В общем плане важно подчеркнуть два аспекта проблемы. Один из них связан с формами признания и выражения разных интересов в праве. Другой касается роли права в формировании и обеспечении национальных интересов, которые отражаются и "мерой" общества, и "официальной мерой" государства, и "мерой" защищаемых индивидуальных и коллективных интересов.

Юридическая наука пока мало уделяет внимания этим вопросам. А ведь именно интересы "оживляют" и "одухотворяют" правовые процессы и нормы, и их гармонизация в контексте обеспечения национальных интересов весьма актуальна.

Организаторы конференции надеются, что поднятые проблемы найдут адекватный отклик у юридического сообщества. Наука должна вновь вернуться к теме интересов в праве и особенно к обеспечению национальных интересов. Их забвение и недооценка приводят к чрезмерному давлению корпоративных и ведомственных интересов там, где приоритет должны иметь государственные интересы, причем интересы не аппарата и чиновников, а государства как официального представителя общества. Закон должен этому всемерно способствовать.

Предлагаемый читателю номер журнала построен как тематический. В нем помещены, кроме вводной, тематические статьи и выступления, подготовленные на основе стенограммы конференции. Можно надеяться, что публикации послужат стимулом дальнейшего развития исследований в правовой сфере. Национальные интересы в праве укрепляют чувство патриотизма граждан и консолидацию общества и способствуют обеспечению высокой роли России в мировом сообществе.