Правовая помощь и правовые отношения по гражданским и семейным делам. Правовая помощь и иные формы правового сотрудничества Конвенция о правовой помощи по гражданским семейным

Термин "правовая помощь" используется как во внутригосударственном, так и в международном праве .

Как правило, предусмотрен государственный уровень сношений; при обращении с просьбами и при оказании правовой помощи суды и другие компетентные учреждения юстиции договаривающихся государств сносятся друг с другом через свои центральные органы; к ним относятся Министерство юстиции и Генеральная прокуратура.

Новая процедура установлена для стран СНГ названным выше Протоколом к Конвенции (ст. 5): при выполнении Конвенции компетентные учреждения юстиции сносятся друг с другом через свои центральные, территориальные и другие органы, если только Конвенцией не установлен иной порядок сношений. Каждое государство само определяет перечень своих центральных, территориальных и других органов, уполномоченных на осуществление непосредственных сношений, о чем уведомляет депозитария, т. е. правительство Республики Беларусь.

Следует обратить внимание на решение вопроса о статусе свидетелей, потерпевших, гражданских истцов и ответчиков, их представителей, экспертов, которые по вызову явятся в учреждения юстиции другого (запрашивающего) государства. Эти лица не могут быть, независимо от их гражданства , привлечены на территории запрашивающего государства к уголовной или административной ответственности , взяты под стражу и подвергнуты наказанию за деяние, совершенное до пересечения государственной границы ; они не могут быть также привлечены к ответственности или подвергнуты наказанию в связи с их свидетельскими показаниями или заключениями в качестве экспертов в связи с уголовным делом, являющимся предметом разбирательства.

В соответствии с некоторыми договорами (с Грецией, Финляндией, Кипром, Китайской Народной Республикой и др.), а также в соответствии с Конвенцией СНГ просьба об оказании правовой помощи может быть отклонена, если оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит законодательству запрашиваемого государства.

Правовая помощь по гражданским и семейным делам

Существенное значение имеют договорные положения о личном статусе граждан соответствующих государств , о правоспособности и дееспособности . В частности, предусмотрено, что дееспособность физического лица определяется законодательством того договаривающегося государства, гражданином которого оно является. Кстати, вопросы определения применимого в той или иной ситуации национального законодательства занимают существенное место в договорах , как и вопросы установления подсудности . Например, форма заключения брака определяется законодательством государства, на территории которого заключается брак. Правоотношения родителей и детей определяются по законодательству договаривающегося государства, на территории которого дети постоянно проживают; в этих делах компетентен суд государства, законодательство которого подлежит применению.

В статьях, посвященных семейным делам, регламентируются условия заключения брака и его расторжения, правоотношения супругов, родителей и детей, вопросы усыновления, опеки и попечительства . В статьях об имущественных правоотношениях содержатся правила определения права собственности , определяются форма сделки , права и обязанности сторон по сделке , порядок возмещения вреда. В договоры включены также статьи по некоторым вопросам наследственного права . Достаточно подробно регламентируется порядок признания и исполнения (в том числе принудительного) судебных решений.

Признание решений судов иностранных государств предусмотрено в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. Согласно ч. 7 ст. 1 Закона решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ. При отсутствии таких договоров решения иностранных судов по этим делам признаются на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Отдельные договоры имеют существенные особенности. В Конвенции между СССР и Итальянской Республикой о правовой помощи по гражданским делам, в Договоре между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам отсутствуют положения о личном статусе, о право- и дееспособности, о заключении брака и иных аспектах семейного права , о наследовании и т. п. Характеристика правовой помощи по гражданским делам ограничена регламентацией судебных расходов , вручения документов и проведения некоторых процессуальных действий, признания и исполнения судебных решений.

К сожалению, сложившийся комплекс вопросов правовой помощи по гражданским делам пока не стал предметом специальных договоров со многими развитыми странами. Имеющиеся двусторонние акты затрагивают лишь отдельные вопросы правовых отношений. Так, еще в 1935 г. был произведен обмен нотами между СССР и США о порядке исполнения судебных поручений, в 1936 г. было подписано Соглашение между СССР и Францией о передаче судебных и нотариальных документов и выполнении судебных поручений по гражданским и торговым делам, а с Федеративной Республикой Германией сохраняется договоренность о взаимном исполнении судебных поручений по гражданским делам, оформленная путем обмена нотами в 1956— 1957 гг.

Специальному рассмотрению вопросы правовой помощи по гражданским и семейным делам подвергаются в курсе международного частного права .

Правовая помощь по уголовным дела

Раздел о правовой помощи по уголовным делам, имеющийся в большинстве договоров , включает следующие виды действий: 1) выдача лиц другому государству для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение; 2) осуществление уголовного преследования против собственных граждан по поручению другого государства; 3) Передача предметов, которые были использованы при совершении преступления и (или) которые могут иметь значение доказательств в уголовном деле; 4) взаимное уведомление об обвинительных приговорах в отношении граждан договаривающихся государств, предоставление сведений о судимости либо иной информации.

Вне рамок рассматриваемых договоров в специальных конвенциях регламентируется еще одно действие, которое также можно квалифицировать как правовую помощь, — передача лиц, осужденных к лишению свободы , для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются (сокращенный вариант: передача осужденных).

Следует обратить внимание на терминологию. В учебной литературе получило распространение словосочетание "выдача преступников", что не согласуется ни с текстами нормативных правовых актов , ни с ситуациями выдачи в большинстве случаев, когда виновность лица в совершении преступления еще не установлена. В Уголовном кодексе РФ употребляется выражение "лицо, совершившее преступление". Соответственно ст. 13 УК имеет наименование: "Выдача лиц, совершивших преступление". Юридически более точной является формулировка Конституции РФ : "выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления" (ч. 2 ст. 63).

В международных актах, осуждающих преступления против мира и безопасности человечества, в конвенциях о борьбе с преступлениями международного характера, как правило, применяется лаконичный термин "выдача" ("выдача лиц"), в определенных случаях сопровождаемый неизвестным национальному уголовному законодательству выражением "предполагаемый преступник". При этом указываются цели выдачи.

В учебных и научных изданиях на русском языке можно встретить слово "экстрадиция", т.е. транскрипцию английского (равно французского) слова "extradition". В отечественных официальных документах такое слово не применяется.

Терминологическая путаница возникает с терминами "выдача" (прежде всего в ситуациях для приведения приговора в исполнение) и "передача" (передача осужденного для отбывания наказания в государстве его гражданства), которые в литературе нередко рассматриваются как синонимы. На самом деле — это самостоятельные и различные по юридическому содержанию понятия, самостоятельные правовые институты, что подтверждается характером нормативной регламентации как на международном уровне, так и в ч. 2 ст. 63 Конституции РФ. В документах на английском языке передача обозначается словом "transfer" (на французском — "transferement").

Выдача квалифицируется как обязанность договаривающихся сторон при наличии требования о выдаче и в соответствии с согласованными условиями.

Иная регламентация дана в конвенциях о преступлениях международного характера, где предусмотрена альтернативная процедура, обусловленная усмотрением государства, осуществляющего юрисдикцию, либо выдача заинтересованному государству, либо осуществление собственного уголовного преследования (см. § 4 гл. 17).

В договорах применяется термин "преступления, влекущие выдачу". К ним отнесены такие деяния, которые по законам обеих сторон — запрашивающего государства и запрашиваемого государства — являются наказуемыми и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок свыше (либо не менее) одного года или более тяжкое наказание. Такое условие характеризует выдачу для привлечения к уголовной ответственности. Выдача для приведения приговора в исполнение производится, если лицо было приговорено на срок свыше (не менее) шести месяцев или к более тяжкому наказанию.

Выдача не производится, если:

  1. лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемого государства;
  2. на момент получения требования, согласно законодательству запрашиваемого государства, преследование не допускается вследствие истечения срока давности либо по иному законному основанию;
  3. в отношении лица уже вынесен за то же преступление приговор на территории запрашиваемого государства или дело прекращено;
  4. преступление по законодательству обоих государств преследуется в порядке частного обвинения.

Вопрос о выдаче при совершении преступления, совершенного на территории запрашиваемого государства, решается по-разному: по одним договорам (с Болгарией, Польшей, Грецией, Кипром и др.) эта ситуация приравнивается к предыдущим как основание для отказа, по другим (в том числе по Конвенции СНГ, по договорам с Чехословакией, Вьетнамом, Кубой, Монголией) в этом случае в выдаче может быть отказано.

Ныне действующая Конституция РФ содержит несколько положений относительно выдачи. Согласно ч. 2 ст. 63, в РФ не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением. В связи с подписанием Россией в 1996 г. европейских конвенций о выдаче и о взаимной помощи по уголовным делам от имени РФ было сделано заявление, что российская правовая система не знает такого понятия, как "политические преступления", употребляемого в обеих конвенциях, и что при решении вопросов выдачи и правовой помощи РФ не будет рассматривать в качестве "политических преступлений", или "преступлений, связанных с политическими преступлениями", определенные деяния (следует перечень преступлений, предусмотренных в многосторонних международных договорах).

В указанной статье Конституции РФ сказано также: "Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации". Пока такого закона нет, но в новый Уголовный кодекс РФ включена особая статья "Выдача лиц, совершивших преступление" (ст. 13).

Ссылка на международные договоры имеет здесь важное значение прежде всего в связи с общепризнанным правилом невыдачи собственных граждан (граждан запрашиваемого государства). Сама Конституция исходит из этого же правила: гражданин РФ не может быть выдан другому государству (ч. 1 ст. 61).

Однако Закон "О гражданстве Российской Федерации", принятый ранее новой Конституции, в одной фразе формулирует правило и одновременно исключение из него: "Гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора Российской Федерации" (ч. 2 ст. 1). Как видно, положение Закона противоречит действующей Конституции, вследствие чего, лишенное юридической силы, оно не согласуется также с договорами о правовой помощи, включая Конвенцию СНГ.

В договорах детально регламентируются вопросы процедуры выдачи, юридические действия, связанные с предъявлением запрашивающим государством требования о выдаче и его выполнением запрашиваемым государством.

В связи с установлением правила невыдачи граждан запрашиваемого государства в договоры включены нормы относительно обязанности осуществления уголовного преследования запрашиваемым государством против собственных граждан, подозреваемых в совершении преступления на территории запрашивающего государства, если последнее обращается с таким поручением. В таком случае запрашиваемое государство производит необходимые действия в соответствии со своим законодательством и информирует запрашивающее государство о результатах уголовного преследования.

Договор с Финляндией не содержит норм о выдаче, предусмотрено лишь выполнение просьбы о возбуждении уголовного преследования. Подобный "пробел" присущ и Договору о правовой помощи с КНР, однако заключенный в дополнение к нему Договор о выдаче подробно регламентирует эту форму правового сотрудничества, оговаривая, вместе с тем, последствия невыдачи собственных граждан — возбуждение на основании просьбы уголовного преследования в соответствии со своим законодательством.

Особой формой правового сотрудничества, также связанной с решением вопросов правового положения личности в процессе межгосударственных отношений, является передача осужденных лиц в государство их гражданства для отбывания наказания. В чем отличие такой передачи от выдачи для приведения приговора в исполнение? В обоих случаях межгосударственной процедуре выдачи либо передачи предшествуют завершение.судебного разбирательства и вынесение обвинительного приговора. Однако при выдаче имеется в виду приговор, вынесенный судом запрашивающего (требующего выдачи) государства в отношении лица, оказавшегося на территории запрашиваемого государства, но не имеющего его гражданства, а являющегося либо гражданином запрашивающего государства, либо гражданином третьего государства, либо лицом без гражданства. При передаче предполагается приговор, вынесенный судом государства в отношении лица, совершившего преступление, подпадающее под юрисдикцию этого государства, но являющегося гражданином другого государства, которое выражает согласие или намерение принять осужденного гражданина в целях отбывания им наказания в виде лишения свободы.

Как отмечено выше, известны две многосторонние конвенции. 19 мая 1978 г. была подписана и 26 августа 1979 г. вступила в силу Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. Участниками этой Конвенции стали государства, входившие в то время в Совет Экономической Взаимопомощи, в том числе СССР (в порядке правопреемства — Российская Федерация). 21 марта 1983 г. в рамках Совета Европы была принята Европейская конвенция о передаче осужденных лиц.

Первая из названных конвенций содержит следующие наиболее существенные положения.

Согласно ст. 1, граждане каждого из государств-участников, осужденные к лишению свободы в другом государстве, будут по взаимному согласию этих государств передаваться для отбывания наказания в то государство, гражданами которого они являются.. Передача осужденного возможна после вступления приговора в законную силу.

В соответствии со ст. 4, передача осужденного в порядке, предусмотренном Конвенцией, не производится, если:

а) по законодательству государства, гражданином которого является осужденный, деяние, за которое он осужден, не является преступлением;

б) в государстве, гражданином которого является осужденный, за совершенное деяние он понес наказание или был оправдан либо дело было прекращено, а равно если лицо освобождено от наказания компетентным органом этого государства;

в) наказание не может быть исполнено в государстве, гражданином которого является осужденный, вследствие истечения сроков давности или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства;

г) осужденный имеет постоянное место жительства на территории государства, судом которого вынесен приговор;

д) не достигнуто согласия о передаче осужденного на условиях, предусмотренных настоящей Конвенцией.

Назначенное осужденному наказание отбывается на основании приговора суда того государства, в котором он был осужден. Исходя из вынесенного приговора, суд государства, гражданином которого является осужденный, принимает решение о его исполнении, определяя срок лишения свободы в соответствии с приговором. Часть наказания, отбытая осужденным в государстве, судом которого вынесен приговор, засчитывается в срок наказания. Исполнение не отбытого до передачи осужденного наказания, а также полное или частичное освобождение от наказания после принятия решения об исполнении приговора производятся в соответствии с законодательством государства, которому передан осужденный.

Российская Федерация является участницей десятков многосторонних и двусторонних договоров по общим вопросам научно-культурного сотрудничества и специальным вопросам сотрудничества в области образования (в их числе договоры, заключенные в период существования СССР и воспринятые в порядке правопреемства Российской Федерацией).

В рамках СНГ действует Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г. Его важной чертой является совмещение двух аспектов — права каждого человека на образование и ответственности государств за полное осуществление этого права. В соответствии с Соглашением государства-участники гарантируют всем лицам, проживающим на их территориях , равные права на образование и его доступность независимо от национальной принадлежности или иных различий. Лица, постоянно проживающие на территории одного из государств-участников и имеющие гражданство другого государства-участника, получают образование на всех уровнях, а также ученые степени и звания на условиях, установленных для граждан государства, на территории которого они постоянно проживают.

С некоторыми странами СНГ (Арменией, Узбекистаном) подписаны соглашения о сотрудничестве в области высшего образования.

КОНВЕНЦИЯ

О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ И ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

ПО ГРАЖДАНСКИМ, СЕМЕЙНЫМ И УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

(с изм., внесенными Протоколом от 28.03.1997) Государства — члены Содружества Независимых Государств , участники настоящей Конвенции, именуемые далее Договаривающиеся Стороны,

исходя из стремления обеспечить гражданам Договаривающихся Сторон и лицам, проживающим на их территориях, предоставление во всех Договаривающихся Сторонах в отношении личных и имущественных прав такой же правовой защиты, как и собственным гражданам,

придавая важное значение развитию сотрудничества в области оказания учреждениями юстиции правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам,

договорились о нижеследующем:

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Часть I. ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА

Предоставление правовой защиты 1. Граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также лица, проживающие на ее территории, пользуются на территориях всех других Договаривающихся Сторон в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане данной Договаривающейся Стороны.

Протоколом от 28.03.1997 внесены дополнения в пункт 2 статьи 1.

2. Граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также другие лица, проживающие на ее территории, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру и иные учреждения других Договаривающихся Сторон, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела (далее — учреждения юстиции), могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане данной Договаривающейся Стороны.

3. Положения настоящей Конвенции применяются также к юридическим лицам, созданным в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон.

Освобождение от уплаты пошлин и возмещения издержек

1. Граждане каждой из Договаривающихся Сторон и лица, проживающие на ее территории, освобождаются от уплаты и возмещения судебных и нотариальных пошлин и издержек, а также пользуются бесплатной юридической помощью на тех же условиях, что и собственные граждане.

2. Льготы, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи, распространяются на все процессуальные действия, осуществляемые по данному делу, включая исполнение решения.

Представление документа о семейном

и имущественном положении

1. Льготы, предусмотренные статьей 2, предоставляются на основании документа о семейном и имущественном положении лица, возбуждающего ходатайство. Этот документ выдается компетентным учреждением Договаривающейся Стороны, на территории которой имеет местожительство или местопребывание заявитель. 2. Если заявитель не имеет на территории Договаривающихся Сторон местожительства или местопребывания, то достаточно представить документ, выданный соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением Договаривающейся Стороны, гражданином которой он является.

3. Учреждение, выносящее решение по ходатайству о предоставлении льгот, может затребовать от учреждения, выдавшего документ, дополнительные данные или необходимые разъяснения.

Часть II. ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ

Оказание правовой помощи

1. Учреждения юстиции Договаривающихся Сторон оказывают правовую помощь по гражданским, семейным и уголовным делам в соответствии с положениями настоящей Конвенции.

2. Учреждения юстиции оказывают правовую помощь и другим учреждениям по делам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

Протоколом от 28.03.1997 статья 5 изложена в новой редакции.

Порядок сношений При выполнении настоящей Конвенции компетентные учреждения юстиции Договаривающихся Сторон сносятся друг с другом через свои центральные органы, если только настоящей Конвенцией не установлен иной порядок сношений.

Протоколом от 28.03.1997 статья 6 изложена в новой редакции.

Объем правовой помощи Договаривающиеся Стороны оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны, в частности: составления и пересылки документов, проведения обысков, изъятия, пересылки и выдачи вещественных доказательств, проведения экспертизы, допроса сторон, обвиняемых, свидетелей, экспертов, возбуждения уголовного преследования, розыска и выдачи лиц, совершивших преступления, признания и исполнения судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов.

поручения об оказании правовой помощи

1. В поручении об оказании правовой помощи должны быть указаны:

а) наименование запрашиваемого учреждения;

б) наименование запрашивающего учреждения;

в) наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь;

Протоколом от 28.03.1997 внесены изменения и дополнения в подпункт «г» пункта 1 статьи 7.

г) имена и фамилии сторон, свидетелей, подозреваемых, подсудимых, осужденных или потерпевших, их местожительство и местопребывание, гражданство, занятие, а по уголовным делам также место и дата рождения и, по возможности, фамилии и имена родителей; для юридических лиц — их наименование и местонахождение;

Страницы: 1

Россия является участником множества международных договоров, предусматривающих оказание правовой помощи по гражданским и семейным делам.

В соответствии со ст. 407 ГПК РФ суды в Российской Федерации исполняют переданные им в порядке, установленном международным договором РФ или федеральным законом, поручения иностранных судов о совершении отдельных процессуальных действий (вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключений экспертов, осмотр на месте и др.). Российские суды вправе обращаться в иностранные суды с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий. Сходные положения закреплены в ст. 256 АПК РФ.

Поручение иностранного суда или компетентного органа иностранного государства не подлежит исполнению, если: исполнение поручения нарушает основополагающие принципы российского права или иным образом противоречит публичному порядку Российской Федерации; исполнение поручения не относится к компетенции российского суда (ст. 407 ГПК РФ). Часть 2 ст. 256 АПК РФ дополняет это правило положением - если "не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении отдельных процессуальных действий".

Исполнение судом поручений о выполнении отдельных процессуальных действий производится в порядке, установленным российским правом, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Порядок сношений судов в Российской Федерации с иностранными судами определяется международным договором РФ или федеральным законом.

Правовая помощь по гражданским и семейным делам оказывается органами, в чью компетенцию входит рассмотрение гражданских и семейных дел, - это суды, органы юстиции, нотариат и т.д. (ст. 4 Договора между СССР и Испанией о правовой помощи по гражданским делам (1990 г.)).

Порядок оказания помощи и исполнения поручений, в общем, аналогичен предусматриваемому для правовой помощи по уголовным делам. В соответствии со ст. 2 Договора между Россией и Полыней 1996 г. "Учреждениями юстиции являются суды и органы прокуратуры, а также нотариат, если он компетентен по гражданским делам в соответствии с законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой он имеет местонахождение".

Объем правовой помощи по гражданским и семейным делам зависит от степени договоренности государств. Так, перечень действий по Договору между Россией и Ираном 1996 г. короче, нежели в договорах стран СНГ.

Одним из видов правовой помощи по гражданским делам является легализация иностранных официальных документов. Это формальная процедура, осуществляемая дипломатическими или консульскими агентами страны, на территории которой документ должен быть представлен, для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ.

Действие Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.) (Россия участвует), распространяется на официальные документы, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающего государства. В качестве официальных документов Конвенция рассматривает: документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя; административные документы; нотариальные акты; официальные пометки, такие, как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса. Указанные документы согласно Конвенции освобождаются от легализации. Единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения их подлинности, является проставление апостиля (специального штампа на документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом; апостиль должен соответствовать образцу - приложение к Конвенции).

Согласно Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам (Гаага, 15 ноября 1965 г.)1 (Россия участвует) государство назначает центральный орган, который обязан принимать просьбы о вручении документов. Центральный орган сам вручает документ или обеспечивает его вручение соответствующим учреждением: либо способом, предписанным законодательством для вручения документов в этом государстве лицам, находящимся на его территории; либо в особой форме, требуемой заявителем, если такой способ не противоречит законодательству запрашиваемого государства. Вручение судебных документов лицам, находящимся за границей, может осуществляться через дипломатических или консульских представителей этого государства, если при этом не применяется какого-либо принуждения.

В соответствии с Конвенцией о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам (Гаага, 18 марта 1970 г.)2 (Россия участвует) судебные органы договаривающихся государств могут запросить путем судебного поручения компетентный орган другого государства получение доказательств, а также выполнение иных судебных действий. Государство назначает центральный орган, па который возлагается получение судебных поручений и передача их компетентному органу на исполнение. Доказательства но гражданским и торговым делам могут получать также дипломатические или консульские агенты.

Граждане одной договаривающейся стороны освобождаются в судах другой стороны от судебных пошлин и издержек и пользуются бесплатной помощью в судах на тех же условиях и в том же объеме, как и граждане этой договаривающейся стороны. Освобождение от судебных пошлин и издержек и оказание бесплатной юридической помощи касается всех процессуальных действий, включая исполнение решения. Граждане, которые освобождены от судебных пошлин и издержек при рассмотрении в суде какого-либо дела, пользуются этим режимом и в отношении процессуальных действий, осуществляемых по тому же делу на территории другой стороны (ст. 16 Договора между Россией и Турцией о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, торговым и уголовным делам (1997 г.)).

Помимо вопросов собственно гражданского процесса, нормы международного гражданского процессуального права регламентируют правила применения судами норм материального права. Так, дееспособность физических лиц определяется но законодательству государства его гражданства, а лиц без гражданства - страны его постоянного местожительства (ст. 23 Минской конвенции 1993 г.). Правоспособность юридического лица определяется по закону государства, в котором оно было учреждено. Установление или отмена опеки и попечительства производится по закону страны, гражданином которой является лицо, в отношении которого осуществляются данные действия (ст. 36 Кишиневской конвенции 2002 г.).

Договоры детально регулируют вопросы признания лица ограниченно дееспособным или недееспособным, восстановления дееспособности, признания безвестно отсутствующим и объявления умершим, а также установления факта смерти по делам с так называемым "иностранным элементом". В частности, по ст. 23 Договора между Россией и Венгрией 1998 г. для признания лица безвестно отсутствующим или умершим, а также установления факта смерти применяется законодательство и компетентны суды договаривающейся стороны, гражданином которой являлось лицо в то время, когда оно по последним сведениям было в живых.

В соответствии с положениями договоров (ст. 39 Минской конвенции 1993 г.) форма сделки определяется по закону места ее совершения (за исключением сделок по поводу недвижимого имущества и прав па него, осуществляемых по закону страны местонахождения имущества).

Обязательства сторон по сделкам определяются по закону места ее совершения. Вопросы исковой давности разрешаются по законодательству, которое применяется для урегулирования соответствующего правоотношения.

Правила выдачи и срок действия доверенностей определяются по законодательству государства, на территории которого она была выдана (ст. 43 Минской конвенции 2003 г.).

Подробно договоры регулируют право наследования и завещания (ст. 22, 23 Договора между Россией и Индией 1998 г. и др.).

Условия заключения брака определяются для каждого из супругов законодательством страны его гражданства, а личные и имущественные правоотношения по законодательству страны, на территории которой супруги имеют совместное местожительство.

Условия заключения брака определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, в соответствии с законодательством страны его гражданства. Кроме того, соблюдаются требования законодательства страны, на территории которой заключается брак, в отношении препятствий к заключению брака. Форма заключения брака определяется законодательством государства, на территории которого он заключается (ст. 22 Договора между Россией и Кубой).

Статья 28 Минской конвенции 1993 г. гласит: "По делам о расторжении брака применяется законодательство Договаривающейся Стороны, гражданами которой являются супруги в момент подачи заявления". Указанная норма регламентирует применение материально-правовых норм, которыми должны руководствоваться суды при решении вопроса об условиях и порядке расторжения брака. Следовательно, независимо от того, компетентный суд какого государства - участника Конвенции рассматривает дело о расторжении брака между супругами, являющимися гражданами одного государства, - суд страны их гражданства или суд другого государства, где они проживают (п. 1 ст. 29 Конвенции), он обязан решать вопрос об основаниях (условиях) и порядке развода на основе законодательства о браке и семье того государства, гражданами которого являются оба супруга, и ссылаться в своем решении на материально-правовую норму этого государства. Поэтому следует признать противоречащими указанному правилу Конвенции случаи, когда вопрос о расторжении брака между супругами, являющимися гражданами другого государства, разрешался на основании законодательства о браке и семье государства, судебное учреждение которого рассматривало дело. Законодательство государства, суд которого рассматривает дело о расторжении брака, применяется на основании п. 2 ст. 28 Конвенции, если брак расторгается между супругами, имеющими гражданство разных государств - участников Конвенции (Решение Экономического Суда СНГМЬ 01-1/3-2001 (15 января 2002 г.).

Права и обязанности родителей и детей, в том числе обязательства родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства, на территории которого они имеют постоянное совместное место жительства, а при отсутствии постоянного совместного места жительства родителей и детей их взаимные права и обязанности определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок (ст. 30 Договора между Россией и Азербайджаном 1992 г.). По делам о правоотношениях между родителями и детьми компетентен суд государства, законодательство которого подлежит применению.

Установление или оспаривание отцовства или материнства производится по закону страны гражданства ребенка (ст. 29 Договора между Россией и Эстонией 1993 г.).

Усыновление или его отмена производится по закону страны, гражданином которого является усыновитель (ст. 33 Договора между Россией и Кыргызстаном 1992 г.). При этом если усыновляемый является гражданином другого государства, требуется согласие его законного представителя или компетентного государственного органа (а в некоторых случаях и согласие самого ребенка).

Таким образом, нормы международного гражданского процессуального права регламентируют как процессуальные, так и материально-правовые вопросы деятельности судов государств.

ДОГОВОР

МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ

И АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ

И ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ ПО ГРАЖДАНСКИМ, СЕМЕЙНЫМ

И УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

Российская Федерация и Азербайджанская Республика,

придавая важное значение развитию сотрудничества в области оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам,

договорились о нижеследующем:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

Правовая защита

1. Граждане одной Договаривающейся Стороны пользуются на территории другой Договаривающейся Стороны в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и граждане этой Договаривающейся Стороны.

Это относится также и к юридическим лицам, которые созданы в соответствии с законодательством одной из Договаривающихся Сторон.

2. Граждане одной Договаривающейся Стороны имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, нотариальные конторы (далее именуемые - "учреждения юстиции") и в иные учреждения другой Договаривающейся Стороны, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, возбуждать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, как и собственные граждане.

Статья 2

Правовая помощь

1. Учреждения юстиции Договаривающихся Сторон оказывают взаимно правовую помощь по гражданским, семейным и уголовным делам в соответствии с положениями настоящего Договора.

2. Учреждения юстиции оказывают правовую помощь и другим учреждениям, к компетенции которых относятся дела, указанные в пункте 1 настоящей статьи.

3. Другие учреждения, к компетенции которых относятся дела, указанные в пункте 1 настоящей статьи, направляют просьбы о правовой помощи через учреждения юстиции.

Статья 3

Объем правовой помощи

Правовая помощь охватывает выполнение процессуальных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны, в частности допрос сторон, обвиняемых и подсудимых, свидетелей, экспертов, проведение экспертиз, судебного осмотра, передачу вещественных доказательств, возбуждение уголовного преследования и выдачу лиц, совершивших преступления, признание и исполнение судебных решений по гражданским делам, вручение и пересылку документов, предоставление по просьбе другой Стороны сведений о судимости обвиняемых.

Статья 4

Порядок сношений

При оказании правовой помощи учреждения Договаривающихся Сторон сносятся друг с другом через Министерство юстиции и Генеральную прокуратуру Российской Федерации и Министерство юстиции и Генеральную прокуратуру Азербайджанской Республики.

Статья 5

Язык

Просьбы об оказании правовой помощи составляются на языке запрашивающей Договаривающейся Стороны, если настоящим Договором не предусмотрено иное.

Статья 6

Оформление документов

Документы, посылаемые учреждениями юстиции и иными учреждениями в порядке оказания правовой помощи, должны быть удостоверены печатью.

Статья 7

Форма поручения об оказании правовой помощи

В поручении об оказании правовой помощи должно быть указано:

1) наименование запрашивающего учреждения;

2) наименование запрашиваемого учреждения;

3) наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь;

4) имена и фамилии сторон, обвиняемых, подсудимых или осужденных, потерпевших, их гражданство, занятие и постоянное местожительство или местопребывание, место и дата рождения;

5) фамилии и адреса их уполномоченных;

Статья 8

Порядок исполнения

1. При исполнении поручения об оказании правовой помощи учреждение юстиции, к которому обращено поручение, применяет законодательство своего государства. Однако по просьбе учреждения, от которого исходит поручение, оно может применять процессуальные нормы Договаривающейся Стороны, от которой исходит поручение, поскольку они не противоречат законодательству его государства.

2. Если учреждение юстиции, к которому обращено поручение, не компетентно его исполнить, оно пересылает поручение компетентному учреждению юстиции и уведомляет об этом учреждение, от которого исходит поручение.

3. В случае получения соответствующего ходатайства учреждение юстиции, к которому обращено поручение, уведомляет учреждение, от которого исходит поручение, о времени и месте исполнения поручения.

4. После выполнения поручения учреждение юстиции, к которому обращено поручение, направляет документы учреждению, от которого исходит поручение; в том случае, если правовая помощь не могла быть оказана, оно возвращает поручение и уведомляет об обстоятельствах, которые препятствуют его исполнению.

Статья 9

Порядок вручения документов

1. Запрашиваемое учреждение осуществляет вручение документов в соответствии с правилами, действующими в его государстве, если вручаемые документы составлены на его языке или снабжены заверенным переводом. В тех случаях, когда документы составлены не на языке запрашиваемой Договаривающейся Стороны или не снабжены переводом, они вручаются получателю, если он согласен добровольно их принять.

2. В просьбе о вручении должны быть указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа. Если указанный в просьбе о вручении адрес оказался неполным или неточным, запрашиваемое учреждение в соответствии со своим законодательством принимает меры для установления точного адреса.

Статья 10

Подтверждение вручения документов

Подтверждение вручения документов оформляется в соответствии с правилами, действующими на территории запрашиваемой Договаривающейся Стороны. В подтверждении должны быть указаны время и место вручения, а также лицо, которому вручен документ.

Статья 11

Вручение документов и допрос граждан

через дипломатические представительства

или консульские учреждения

Договаривающиеся Стороны имеют право вручать документы и допрашивать собственных граждан через свои дипломатические представительства или консульские учреждения. При этом не могут применяться меры принудительного характера.

Статья 12

Вызов за границу свидетеля или эксперта

1. Если в ходе предварительного следствия или судебного рассмотрения на территории одной Договаривающейся Стороны возникнет необходимость в личной явке свидетеля или эксперта, находящегося на территории другой Договаривающейся Стороны, то следует обратиться к соответствующему органу этой Стороны с поручением о вручении повестки.

2. Повестка не может содержать санкции на случай неявки вызываемого.

3. Свидетель или эксперт, который, независимо от его гражданства, добровольно явился по вызову в соответствующий орган другой Договаривающейся Стороны, не может на территории этой Стороны быть привлечен к уголовной или административной ответственности, взят под стражу или подвергнут наказанию в связи с каким-либо деянием, совершенным до пересечения ее государственной границы. Такие лица не могут быть также привлечены к уголовной или административной ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию в связи с их показаниями или заключениями в качестве экспертов либо в связи с деянием, являющимся предметом разбирательства.

4. Этой привилегией не пользуется свидетель или эксперт, если он в течение 15 дней с момента уведомления его о том, что его присутствие не является необходимым, не покинет территорию запрашивающей Договаривающейся Стороны. В этот срок не засчитывается время, в течение которого свидетель или эксперт не мог покинуть территорию запрашивающей Договаривающейся Стороны по независящим от него обстоятельствам.

5. Свидетели и эксперты, явившиеся по вызову на территорию другой Договаривающейся Стороны, имеют право на возмещение вызвавшим их органом расходов, связанных с проездом и пребыванием за границей, а также на возмещение неполученной заработной платы за дни отвлечения от работы; эксперты, кроме того, имеют право на вознаграждение за проведение экспертизы. В вызове должно быть указано, на какие виды выплат имеют право вызванные лица; по их ходатайству Договаривающаяся Сторона, от которой исходит вызов, выплачивает аванс на покрытие соответствующих расходов.

Статья 13

Действительность документов

1. Документы, которые были на территории одной из Договаривающихся Сторон составлены или засвидетельствованы судом или официальным лицом (постоянным переводчиком, экспертом и другими) в пределах их компетенции и по установленной форме и заверенные печатью, принимаются на территории другой Договаривающейся Стороны без какого-либо иного удостоверения.

2. Документы, которые на территории одной Договаривающейся Стороны рассматриваются как официальные, пользуются и на территории другой Договаривающейся Стороны доказательной силой официальных документов.

Статья 14

Расходы, связанные с оказанием правовой помощи

1. Договаривающаяся Сторона, к которой обращено поручение, не будет требовать возмещения расходов по оказанию правовой помощи. Договаривающиеся Стороны сами несут все расходы, возникшие при оказании правовой помощи на их территории.

2. Учреждение юстиции, к которому обращено поручение, уведомит учреждение, от которого исходит поручение, о сумме расходов. Если учреждение, от которого исходит поручение, взыщет эти расходы с лица, обязанного их возместить, то взысканные суммы поступают в пользу взыскавшей их Договаривающейся Стороны.

Статья 15

Предоставление информации

Министерства юстиции и Генеральные прокуратуры Договаривающихся Сторон предоставляют друг другу по просьбе информацию о действующем или действовавшем в их государствах законодательстве и о вопросах его применения учреждениями юстиции.

Статья 16

Бесплатная правовая защита

Гражданам одной Договаривающейся Стороны в судах и иных учреждениях другой Договаривающейся Стороны оказывается бесплатная юридическая помощь и обеспечивается бесплатное судопроизводство на тех же основаниях и с теми же преимуществами, как и собственным гражданам.

Статья 17

Пересылка свидетельств о гражданском

состоянии и других документов

Договаривающиеся Стороны обязуются пересылать друг другу по просьбе в дипломатическом порядке без перевода и бесплатно свидетельства о регистрации актов гражданского состояния и другие документы (об образовании, о работе и т.д.), которые касаются личных прав и имущественных интересов граждан другой Договаривающейся Стороны.

Статья 18

Отказ в правовой помощи

Правовая помощь не оказывается, если ее оказание может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит основным принципам законодательства запрашиваемой Договаривающейся Стороны.

г.Минск, 22 января 1993 года
Государства - члены Содружества Независимых Государств ,

участники настоящей Конвенции, именуемые далее Договаривающиеся

исходя из стремления обеспечить гражданам Договаривающихся

Сторон и лицам, проживающим на территориях, предоставление во всех

Договаривающихся Сторонах в отношении личных и имущественных прав

такой же правовой защиты, как и собственным гражданам,

придавая важное значение развитию сотрудничества в области

оказания учреждениями юстиции правовой помощи по гражданским,

семейным и уголовным делам,

договорились о нижеследующем:

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Часть I. Правовая защита

Статья 1. Предоставление правовой защиты

1. Граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также лица,

проживающие на ее территории, пользуются на территориях всех

других Договаривающихся Сторон в отношении своих личных и

имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные

граждане данной Договаривающейся Стороны.

2. Граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также другие

лица, проживающие на ее территории, имеют право свободно и

беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, органы внутренних

дел и иные учреждения других Договаривающихся Сторон, к

компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные

ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные

действия на тех же условиях, что и граждане данной

Договаривающейся Стороны.

3. Положения настоящей Конвенции применяются также и к

юридическим лицам, созданным в соответствии с законодательством

Договаривающихся Сторон.

Примечание

Статья 2. Освобождение от уплаты пошлин и возмещение издержек


1. Граждане каждой из Договаривающихся Сторон и лица,

проживающие на ее территории, освобождаются от уплаты и возмещения

судебных и нотариальных пошлин и издержек, а также пользуются

бесплатной юридической помощью на тех же условиях, что и

собственные граждане.

2. Льготы, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи,

распространяются на все процессуальные действия, осуществляемые по

данному делу, включая исполнение решения.

Статья 3. Представление документа о семейном и имущественном положении


1. Льготы, предусмотренные статьей 2, предоставляются на

основании документа о семейном и имущественном положении лица,

возбуждающего ходатайство. Этот документ выдается компетентным

учреждением Договаривающейся Стороны, на территории которой имеет

местожительство или местопребывание заявитель.

2. Если заявитель не имеет на территории Договаривающихся

Сторон местожительства или местопребывания, то достаточно

представить документ, выданный соответствующим дипломатическим

представительством или консульским учреждением Договаривающейся

Стороны, гражданином которой он является.

3. Учреждение, выносящее решение по ходатайству о

предоставлении льгот, может затребовать от учреждения, выдавшего

документ, дополнительные данные или необходимые разъяснения.

Часть II. Правовая помощь

Статья 4. Оказание правовой помощи

1. Учреждения юстиции Договаривающихся Сторон оказывают

правовую помощь по гражданским, семейным и уголовным делам в

соответствии с положениями настоящей Конвенции.

2. Учреждения юстиции оказывают правовую помощь и другим

учреждениям по делам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 5. Порядок сношений


При выполнении настоящей Конвенции компетентные учреждения

юстиции Договаривающихся Сторон сносятся друг с другом через свои

центральные, территориальные и другие органы, если только

настоящей Конвенцией не установлен иной порядок сношений.

Договаривающиеся Стороны определяют перечень своих центральных,

территориальных и других органов, уполномоченных на осуществление

непосредственных сношений, о чем уведомляют депозитария.

Примечание

Статья 6. Объем правовой помощи


Договаривающиеся Стороны оказывают друг другу правовую помощь

путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных

законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны, в том

числе: составления и пересылки документов, проведения осмотров,

обысков, изъятия, передачи вещественных доказательств, проведения

экспертизы, допроса сторон, третьих лиц, подозреваемых,

обвиняемых, потерпевших, свидетелей, экспертов, розыска лиц ,

осуществления уголовного преследования, выдачи лиц для привлечения

их к уголовной ответственности или приведения приговора в

исполнение, признания и исполнения судебных решений по гражданским

делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных

надписей, а также путем вручения документов.

Примечание

Статья 7. Содержание и форма поручения об оказании правовой помощи


1. В поручении об оказании правовой помощи должны быть

указаны:


а) наименование запрашиваемого учреждения;

б) наименование запрашивающего учреждения;

в) наименование дела, по которому запрашивается правовая

помощь;


г) имена и фамилии сторон, свидетелей, подозреваемых,

обвиняемых, подсудимых, осужденных или потерпевших, их

местожительство и местопребывание, гражданство, занятие, а по

уголовным делам также место и дата рождения и, по возможности,

фамилии и имена родителей; для юридических лиц - их наименование,

юридический адрес и/или местонахождение;

д) при наличии представителей лиц, указанных в подпункте "г",

их имена, фамилии и адреса;

для его исполнения;

совершенного деяния и данные о размере ущерба, если он был

причинен в результате деяния.

2. В поручении о вручении документа должны быть также указаны

точный адрес получателя и наименование вручаемого документа.

3. Поручение должно быть подписано и скреплено гербовой

печатью запрашиваемого учреждения.

Примечание

Статья 8. Порядок исполнения


1. При исполнении поручения об оказании правовой помощи

запрашиваемое учреждение применяет законодательство своей страны.

По просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и

процессуальные нормы запрашивающей Договаривающейся Стороны, если

только они не противоречат законодательству запрашиваемой

Договаривающейся Стороны.

2. Если запрашиваемое учреждение не компетентно исполнить

поручение, оно пересылает его компетентному учреждению и

уведомляет об этом запрашивающее учреждение.

3. По просьбе запрашивающего учреждения запрашиваемое

учреждение своевременно сообщает ему и заинтересованным сторонам о

времени и месте исполнения поручения, с тем чтобы они могли

присутствовать при исполнении поручения в соответствии с

законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны.

4. В случае, если точный адрес указанного в поручении лица

неизвестен, запрашиваемое учреждение принимает в соответствии с

законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой

оно находится, необходимые меры для установления адреса.

5. После выполнения поручения запрашиваемое учреждение

возвращает документы запрашивающему учреждению; в том случае, если

правовая помощь не могла быть оказана, оно одновременно уведомляет

об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению поручения, и

возвращает документы запрашивающему учреждению.

Статья 9. Вывоз свидетелей, потерпевших, гражданских ответчиков, их представителей, экспертов


1. Свидетель, потерпевший, гражданский истец, гражданский

ответчик и их представитель, а также эксперт, который по вызову,

врученному учреждением запрашиваемой Договаривающейся Стороны,

явится в учреждение юстиции запрашивающей Договаривающейся

Стороны, не может быть, независимо от своего гражданства,

привлечен на ее территории к уголовной или административной

ответственности, взят под стражу и подвергнут наказанию за деяние,

совершенное до пресечения ее государственной границы. Такие лица

не могут быть также привлечены к ответственности, взяты под стражу

или подвергнуты наказанию в связи с их свидетельскими показаниями

или заключениями в качестве экспертов в связи с уголовным делом,

являющимся предметом разбирательства.

2. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, утрачивают

предусмотренную этим пунктом гарантию, если они не оставят

территорию запрашивающей Договаривающейся Стороны, хотя и имеют

для этого возможность до истечения 15 суток с того дня, когда

допрашивающее его учреждение юстиции сообщит им, что в дальнейшем

в их присутствии нет необходимости. В этот срок не засчитывается

время, в течение которого эти лица не по своей вине не могли

покинуть территорию запрашивающей Договаривающейся Стороны.

представителю запрашивающей Договаривающейся Стороной возмещаются

расходы, связанные с проездом и пребыванием в запрашивающем

государстве, как и неполученная заработная плата за дни отвлечения

от работы; эксперт имеет также право на вознаграждение за

проведение экспертизы. В вызове должно быть указано, какие выплаты

вправе получить вызванные лица; по их ходатайству учреждение

юстиции запрашивающей Договаривающейся Стороны выплачивает аванс

на покрытие соответствующих расходов.

4. Вызов лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи,

проживающих на территории одной Договаривающейся Стороны, в

учреждение юстиции другой Договаривающейся Стороны не должен

Примечание

Статья 10. Поручение о вручении документов


1. Запрашиваемое учреждение юстиции осуществляет вручение

документов в соответствии с порядком, действующим в его

государстве, если вручаемые документы написаны на его языке или на

русском языке либо снабжены переводом на эти языки. В противном

случае оно передает документы получателю, если он согласен

добровольно их принять.

2. Если документы не могут быть вручены по адресу, указанному

в поручении, запрашиваемое учреждение юстиции по своей инициативе

принимает меры, необходимые для установления адреса. Если

установление адреса запрашиваемым учреждением юстиции окажется

невозможным, оно уведомляет об этом запрашивающее учреждение и

возмещает ему документы, подлежащие вручению.

Статья 11. Подтверждение вручения документов


Вручение документов удостоверяется подтверждением,

актов гражданского состояния непосредственно через органы

регистрации актов гражданского состояния Договаривающихся Сторон с

уведомлением граждан о пересылке документов.

2. Договаривающиеся Стороны обязуются пересылать друг другу

по просьбе без перевода и бесплатно документы об образовании,

трудовом стаже и другие документы, касающиеся личных или

имущественных прав и интересов граждан запрашиваемой

Договаривающейся Стороны и иных лиц, проживающих на ее

территории.

Примечание

Статья 15. Информация по правовым вопросам


Центральные учреждения юстиции Договаривающихся Сторон по

просьбе предоставляют друг другу сведения о действующем или

действовавшем на их территории внутреннем законодательстве и о

практике его применения учреждениями юстиции.

Статья 16. Установление адресов и других данных


1. Договаривающиеся Стороны по просьбе оказывают друг другу в

соответствии со своим законодательством помощь при установлении

адресов лиц, проживающих на их территориях, если это требуется для

осуществления прав их граждан. При этом запрашивающая

Договаривающаяся Сторона сообщает имеющиеся у нее данные для

определения адреса лица, указанного в просьбе.

2. Учреждения юстиции Договаривающихся Сторон оказывают друг

другу помощь в установлении места работы и доходов проживающих на

территории запрашиваемой Договаривающейся Стороны лиц, к которым в

учреждениях юстиции запрашивающей Договаривающейся Стороны

предъявлены имущественные требования по гражданским, семейным и

уголовным делам.

Статья 17. Язык

В отношении друг с другом при выполнении настоящей Конвенции

учреждения юстиции Договаривающихся Сторон пользуются

государственными языками Договаривающихся Сторон или русским

языком. В случае исполнения документов на государственных языках

Договаривающихся Сторон к ним прилагаются заверенные переводы на

русский язык.

Примечание

Статья 18. Расходы, связанные с оказанием правовой помощи


Запрашиваемая Договаривающаяся Сторона не будет требовать

возмещения расходов по оказанию правовой помощи. Договаривающиеся

Стороны сами несут все расходы, возникшие при оказании правовой

помощи на их территориях.

Статья 19. Отказ в оказании правовой помощи


В просьбе об оказании правовой помощи может быть отказано

полностью или частично, если оказание такой помощи может нанести

ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит

законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны. В случае

отказа в просьбе об оказании правовой помощи запрашивающая

Договаривающаяся Сторона незамедлительно уведомляется о причинах