Правовое регулирование нотариальной деятельности в сфере недвижимости. Нормативно-правовое регулирование нотариальной деятельности Чем регулируется деятельность нотариата в российской федерации

ЛЕКЦИЯ № 18. Правовые основы нотариата. Финансовое обеспечение нотариальной деятельности

Вопрос об источниках нотариального законодательства имеет немаловажное правовое значение, поскольку в нотариальной практике постоянно возникают вопросы выбора правовой нормы, которой следует руководствоваться при совершении того или иного нотариального действия.

1) основным источником любой отрасли российского права выступает Конституция Российской Федерации. В ней закреплены признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8), недопустимость осуществления прав и свобод с нарушением прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17), равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19); неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны (ч. 1 ст. 23); право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; недопустимость лишения имущества иначе как по решению суда; права наследования (ст. 35); свобода владения, пользования землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде или не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36), и иные права. Одной из центральных по значимости является норма о праве на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48). В настоящее время оказание такой помощи наряду с адвокатами возложено и на нотариусов, представляющих в данном случае нотариат как публично-правовой институт;

2) федеральные законы. К ним в первую очередь относятся Основы законодательства РФ о нотариате, принятые Верховным Советом России 11 февраля 1993 г. Основы законодательства России о нотариате являются основным актом организационно-правового характера, определяя современную организацию нотариата, правовой статус, компетенцию и порядок деятельности нотариуса, в том числе совершение отдельных нотариальных действий. Статья 333.24 Налогового кодекса РФ устанавливает размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ и (или) законодательными актами субъектов РФ на совершение нотариальных действий. Гражданский кодекс РФ закрепляет случаи нотариального удостоверения сделок, определяет существо конкретных нотариальных действий;

3) законы субъектов РФ Так как согласно ст. 72 Конституции РФ нотариат отнесен к сфере совместного ведения, то по вопросам нотариата может осуществляться правовое регулирование субъектами РФ;


4) нормативные акты Президента РФ Например, Положение о консульском учреждении РФ от 5 ноября 1998 г., Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов»;

5) постановления Правительства РФ К их числу можно отнести: Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2005 г. № 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг», устанавливающее, что нотариусы при наличии у них оснований полагать, что сделки или финансовые операции, совершаемые их клиентами, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомляют об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу;

6) акты федеральных органов исполнительной власти Указанные акты принимаются по целому ряду вопросов, в том числе и в случаях, прямо указанных в Основах законодательства РФ о нотариате. Так, немаловажны для нотариальной деятельности Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти от 19 марта 1996 г., Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ от15 марта 2000 г. № 91, также Приказ Министерства юстиции РФ от 10 апреля 2002 г. № 99 «Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах»;

7) согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы. В условиях вхождения России в мировое экономическое и правовое пространство значение международных договоров по правовым вопросам весьма значительно. Например, нотариусами применяется Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минская конвенция от 22 января 1993 г.) и другие международные соглашения и договоры.

При совершении юридических действий нотариусу непосредственно становятся известны многие факты частной жизни человека, без знания которых невозможно осуществление полномочий. Гражданин вынужден предоставить документы, в которых могут содержаться сведения, составляющие врачебную или банковскую тайну, либо сведения, которые нежелательно предавать огласке. Поэтому тайна нотариального действия призвана обеспечивать неприкосновенность частной жизни индивидуума.

Рассматривать ее можно двояко - как обязанность нотариуса и как элемент информационных ресурсов, относящихся к категории с ограниченным доступом.

В Российской Федерации нотариус, впервые назначаемый на должность, приносит присягу: "Торжественно присягаю, что обязанности нотариуса буду исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку" (ст.14 Основ о нотариате).

Тайна нотариального действия - профессиональная тайна. В отличие, например, от банковской и врачебной тайн, она не способствует установлению доверительных отношений, а является только гарантом неприкосновенности частной жизни, поскольку лицо, обратившееся к нотариусу, должно предоставить те или иные факты, касающиеся его личной жизни (в противном случае нотариальное действие не будет произведено)[ Кудинов О. А. Нотариат в Российской Федерации. М., 2008. С. 104.].

Главная особенность нотариата и заключается в том, что в его лице государство опосредованно выражает свою волю. Как судья провозглашает решение от имени Российской Федерации, так и нотариус выступает от имени государства, а не от себя лично. Подобная близость к судебным органам и способствует тому, что проводится аналогия между судом и нотариусом, судебными и нотариальными актами и т. д.

Гарантии нотариальной деятельности направлены на то, чтобы отделить нотариуса от сторон гражданских правоотношений, обратившихся к нему, обозначить его как носителя публичной власти и независимого арбитра.

Гарантии нотариальной деятельности - это юридически значимый механизм обеспечения рассматриваемой деятельности, неукоснительно реализуемый на основе конституционного закрепления права гражданина на квалифицированную юридическую помощь как на законодательном, так и на правоприменительном уровне[ Плетнев М. Ю. Нотариат. М., 2006. С. 57.].

Статья 5 Основ законодательства РФ о нотариате предусматривает следующие гарантии нотариальной деятельности:

Беспристрастность;

Независимость;

Руководство только Конституцией РФ и законом (Основы о нотариате более подробно определяют правовую базу деятельности: "Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами, законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами");

Нотариальную тайну.

Особенностью нотариальной деятельности является то, что нотариус непосредственно не создает материальных ценностей. Предмет его труда - информация, а характер труда - умственный. Но одним из признаков нотариальной службы выступает возмездность. Это означает, что законодательство устанавливает порядок оплаты нотариальной деятельности. Он различается в зависимости от того, в какой форме она осуществляется - работа в государственной нотариальной конторе или частная практика.

Согласно ч. 5 ст. 23 Основ о нотариате государственные нотариальные конторы содержатся за счет отчислений из федерального бюджета. Нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе, являются служащими, получающими зарплату, или, как сейчас принято говорить, "бюджетниками".

Зарплата нотариуса состоит из должностного оклада, устанавливаемого в зависимости от разряда Единой тарифной сетки (присваивается руководителем органа юстиции), надбавки за классный чин и других надбавок (за руководство нотариальной конторой, руководство стажерами и т. д.). Несмотря на то, что в регионах нотариусам присваивают, как правило, максимальный разряд ЕТС (в частности, в Архангельской области - 14-й разряд, в высшем учебном заведении такой разряд присваивается доценту), заработная плата государственного нотариуса значительно отличается от дохода, что получает практикующий юрист в других сферах (прокуратура, суд, адвокатура, частная юридическая практика и т. д.). В некоторых регионах намечается тенденция к увеличению числа государственных нотариусов, что обусловлено такими обстоятельствами, как увеличение числа лиц с высшим юридическим образованием, снижение заработков частнопрактикующих нотариусов, криминализация частного бизнеса[ Грудцына Л. Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России. М., 2008. С. 151.].

Ни одна система публичных органов не может быть эффективной на все сто процентов. Вполне возможна ситуация, когда нотариус будет злоупотреблять собственными полномочиями, нарушать действующее законодательство. Не исключено, что он может и ошибиться в процессе рассмотрения сложившейся правовой ситуации. Как форму реагирования на нарушение нотариусом правовой нормы действующее законодательство устанавливает меры ответственности.

Ответственность нотариуса должна отвечать следующим двум интересам - защите прав граждан, обратившихся к нему (восстановительная и предупредительная функции), и наказанию лица, посягнувшему на нарушение закона. Цели применения мер ответственности - частная превенция (воспитание правонарушителя) и общая превенция (воспитание других нотариусов). Ничто не порождает полное беззаконие так, как безответственность. Это справедливо и в отношении нотариальной деятельности. Тем более что она затрагивает права и свободы граждан и может повлечь причинение серьезного ущерба. Поэтому механизм применения мер ответственности должен быть четким и эффективным.

Ответственность подразделяется на виды. Общая классификация включает в себя административную, дисциплинарную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. В соответствии со ст. 17 Основ нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству Российской Федерации, обязан по решению суда возместить причиненный вследствие этого ущерб. В других случаях ущерб возмещается нотариусом, если он не может быть возмещен в ином порядке[ Черемных И. Г. Теоретические основы независимого нотариата России. М., 2006. С. 169.]. В случае совершения нотариусом, занимающимся частной практикой, действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, его деятельность может быть прекращена судом. Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, в случае совершения действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, несет ответственность в установленном законом порядке. В случае непредставления либо несвоевременного представления в налоговый орган определенных сведений, нотариус может быть привлечен в судебном порядке к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вопрос о законодательстве, регулирующем нотариальную деятельность, имеет существенное правовое значение, поскольку в нотариальной практике постоянно возникают вопросы выбора нормы, которой необходимо руководствоваться при совершении конкретного нотариального действия.

Круг нормативных правовых актов, регулирующих нотариальную деятельность в Российской Федерации, определен в ст. 1 и 5 Основ о нотариате, которые должны применяться с учетом Конституции РФ, принятой в 1993 г. после Основ о нотариате. К их числу относятся: Конституция РФ, международные договоры, конституции и уставы субъектов РФ, Основы о нотариате, федеральные законы и законы субъектов РФ, другие нормативные правовые акты.

В отношении нотариата можно говорить о целом ряде статей Конституции РФ, но наиболее значимы ст. 48, закрепляющая право граждан на квалифицированную юридическую помощь, и ст. 72, относящая нотариат к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ). Права и свободы человека принадлежат ему от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Перечисленные права и свободы человека, закрепленные в Конституции РФ, не являются исчерпывающими. Статья 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.п. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности граждан России (если они не ограничены Конституцией, законами и международными договорами). Каждый имеет право быть собственником, т.е. имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другими объектами собственности как индивидуально, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ). Законом гарантируется право наследования (ч. 4 ст. 35 Конституции РФ). Каждый гражданин имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40 Конституции РФ), вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону . Государственные органы, учреждения и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются частью ее правовой системы. В условиях вхождения России в мировое экономическое и правовое пространство значение международных договоров по правовым вопросам весьма значительно. Например, нотариусами применяются Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.), целый ряд других международных соглашений и договоров.

Существенное значение для правоприменительной практики имеет Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.). Основные права и свободы, закрепленные в данной Конвенции, имеют приоритетное значение и для нотариусов, которые обязаны соблюдать ее положения . Например, ст. 14 Конвенции запрещает дискриминацию в какой-либо форме и виде, что распространяется и на участников нотариального производства.

Непосредственно деятельность нотариата регулируется Основами о нотариате. Они являются важнейшим политико-правовым актом, призванным определять организационную структуру, сферы деятельности нотариата, права и обязанности нотариусов, порядок учреждения и ликвидации должности нотариусов, а также порядок совершения нотариальных действий. Однако Основы о нотариате не отвечают в полной мере современным реалиям и нуждаются в доработке.

Некоторые вопросы нотариальной деятельности регулируют и другие федеральные законы, в том числе кодифицированные. Так, ставки государственной пошлины и тарифов по нотариальным действиям установлены в части второй НК (гл. 25.3).

ГК как источник нотариального законодательства в основном относится к самому содержанию нотариальной деятельности, определяя существо конкретных нотариальных действий. Вместе с тем отметим как позитивное явление наличие множества процедурных норм нотариального производства в разд. V «Наследственное право» ГК, что отражает его роль как источника норм нотариального права и законодательства. Такое же значение имеет СК.

Вопросы, относящиеся к нотариальной деятельности, предусмотрены и в других федеральных законах.

Поскольку законодательство о нотариате является двухуровневым, сочетающим законоположения федерального уровня и уровня субъектов РФ, то в ряде статей Основ о нотариате есть отсылки к законодательству субъектов, в пределах которого допускается более детальное правовое регулирование. Так, в Москве действует Закон г. Москвы от 19.04.2006 № 15 «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве» и др.

Отдельные вопросы, касающиеся нотариата, регулируются подзаконными нормативными актами, например Указом Президента РФ от 22.07.2002 № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов» и др.

Важное значение в деятельности нотариусов и других должностных лиц, совершающих нотариальные действия, имеют правовые акты Минюста России, которые в некоторых случаях принимаются совместно с ФНП. Так, например, приказом Минюста России от 21.06.2000 № 179, решением правления ФНП от 26.05.2000 утвержден Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса.

Безусловно, большое значение для формирования национальной концепции правовой деятельности нотариата имеют и так называемые корпоративные нормы. Так, на основании постановления Собрания предс тавителей нотариальных палат субъектов РФ от 18.04.2001 обрел юридическую силу Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации. Кодекс формулирует профессиональные и морально-этические стандарты нотариальной деятельности и личного поведения нотариуса, характеристику нарушений профессиональной дисциплины и этики, принципы и виды ответственности, порядок наложения и снятия взысканий, а также меры поощрения нотариуса. В частности, участие нотариуса в оформлении правовых отношений путем объективного и беспристрастного консультирования их участников, составления и удостоверения документов, приобретающих в результате этого официальный характер, обеспечивает участникам гражданско-правовых отношений квалифицированную юридическую помощь, правовую стабильность, защиту прав и законных интересов, гарантированных Конституцией РФ. В основу современной концепции правовой деятельности отечественного нотариата могут быть положены корпоративные нормы, согласно которым юридически безупречное, основанное на высоких морально-этических принципах исполнение нотариусом своих обязанностей делает его деятельность неотъемлемым элементом справедливой н эффективной правовой системы, демократического правового государства.

Современное законодательство о нотариате представляет собой целый комплекс разноотраслевых нормативно-правовых актов, в центре которого, находится Конституция Российской Федерации.

Все основные правовые принципы статуса нотариата, его цели и задачи следуют из Конституции РФ.

Анализируя Конституцию РФ как источник нотариального права можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения деятельности нотариата, и специальные, конкретно определяющие основополагающие принципы развития нотариата.

Центральным кодифицированным актом, регулирующим основы нотариата, являются Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г.).

Наряду с основами необходимо выделить следующие кодифицированные акты:

– Налоговый кодекс Российской Федерации – часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г.);

– Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января 2003 г);

– Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.) и др. законодательные акты.

Среди нормативных актов направленных на регулирование организационных основ нотариата отдельно необходимо выделить подзаконные нормативные акты: указы президента РФ и постановления правительства РФ. Итак, это:

– Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. N 767 "Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов";

– Постановление ВС РФ от 11 февраля 1993 г. N 4463-I "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате";

– Постановление Президиума ВС РСФСР от 1 июля 1991 г. N 1506-1 "Об установлении классных чинов для работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР".

Наряду с законодательными и подзаконными нормативными актами необходимо выделить и ведомственные акты.

В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Итак, среди ведомственных нормативных актов необходимо выделить:

– Приказ Минюста РФ от 10 апреля 2002 г. N 99 "Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах";

– Приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. N 178 "Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности";

– Приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. N 179 "Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса";

– Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса (утв. приказом Минюста РФ от 17 февраля 1997 г. N 19-01-19-97);

– Приказ Минюста РСФСР от 16 октября 1991 г. N 152/13-3-23 "Об утверждении Инструкции о порядке присвоения классных чинов работникам органов юстиции и государственного нотариата РСФСР";

– Приказ Минюста РФ от 19 августа 1976 г. N 32 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных нотариальных конторах РСФСР";

– Письмо МНС РФ от 29 ноября 2002 г. N ММ-6-09/1846 "О государственной регистрации нотариальных палат";

– Письмо ПФР от 1 октября 1997 г. N ЛЧ-16-28/7063 "О нотариусах, занимающихся частной практикой";

– Письмо Минюста РФ от 13 мая 1997 г. N 09-11-1924-96 "О неправомерности отказа нотариусов совершать исполнительные надписи на документах, представляемых ломбардами"; и др.

Наряду с вышеназванными законами и подзаконными актами, в качестве источников правового регулирования необходимо выделить и материалы судебно-арбитражной практики:

– Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 февраля 1995 г. N С4-7/ОП-84 О подведомственности арбитражным судам споров с участием физических лиц, являющихся частными нотариусами;

– Информационное письмо Высшего арбитражного суда РФ от 28 мая 1993 г. N С-13/ОСЗ-169 "В связи с введением в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате";

– Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 17 марта 1981 г. N 1 "О практике применения cудами законодательства при рассмотрении дел по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении" (в ред. от 21 декабря 1993 г.) (с изм. и доп. от 25 октября 1996 г.).

Отдельно необходимо остановиться на таком источнике правового регулирования основ нотариата, как решения Конституционного суда РФ.

В качестве примера можно выделить:

– Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2002 г. N 188-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кувшиновой Маргариты Геннадьевны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации"

– Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 116-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Притулы Галины Юрьевны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 11, статей 39, 143 и 235 Налогового кодекса Российской Федерации"

– Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 120-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Руппель Светланы Карловны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации"

Необходимо отметить, что названные определения Конституционного Суда Российской Федерации окончательны и обжалованию не подлежит, что по юридической силе приближает их к Основному закону страны.

Предметы

Выберите рубрику Адвокатура Административное право Анализ финансовой отчетности Антикризисное управление Аудит Банковское дело Банковское право Бизнес-планирование Биржевое дело Биржи Бухгалтерская финансовая отчётность Бухгалтерский управленческий учёт Бухгалтерский учёт Бухгалтерский учёт в банках Бухгалтерский финансовый учёт Бухгалтерское дело Бухучёт в бюджетных организациях Бухучёт в инвестфондах Бухучет в страховых организациях Бухучёт и аудит Бюджетная система рф Валютное регулирование и валютный контроль Выставочное и аукционное дело Высшая математика Вэд Госслужба Государственная регистрация сделок с недвижимостью Государственное регулирование вэд Гражданский и арбитражный процесс Декларирование Деньги, кредит, банки Долгосрочная финансовая политика Жилищное право Земельное право Инвестиции Инвестиционные стратегии Инновационный менеджмент Информационно-таможенные технологии Информационные системы в экономике Информационные технологии Информационные технологии управления Исковое производство Исследование систем управления История государства и права зарубежных стран История отечественного государства и права История политических и правовых учений Коммерческое ценообразование Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности Конституционное право зарубежных стран Конституционное право рф Контракты в международной торговле Контроллинг Контроль и ревизия Конъюнктура товарных рынков Краткосрочная финансовая политика Криминалистика Криминология Логистика Маркетинг Международное право Международные валютно-кредитные отношения Международные конвенции и соглашения по торговле Международные стандарты аудиторской деятельности Международные стандарты финансовой отчётности Международные экономические отношения Менеджмент Методы оценки финансовых рисков Мировая экономика Мировая экономика и вэд Муниципальное право Налоги и налогообложение Налоговое право Наследственное право Нетарифное регулирование вэд Нотариат Обоснование и контроль контрактных цен Общий и таможенный менеджмент Организационное поведение Организация валютного контроля Организация деятельности коммерческих банков Организация деятельности цб Организация и технология внешней торговли Организация таможенного контроля Основы бизнеса Особенности учёта в торговле Отраслевые особенности калькулирования себестоимости Паевые инвестиционные фонды Права человека и гражданина Право интеллектуальной собственности Право социального обеспечения Правоведение Правовое обеспечение экономики Правовое регулирование приватизации Правовые информационные системы Правовые основы рф Предпринимательские риски Региональная экономика и управление Реклама Рынок ценных бумаг Системы обработки ки зарубежных стран Социология Социология управления Статистика Статистика финансов и кредита Стратегический менеджемент Страхование Страховое право Таможенное дело Таможенное право Теория бухгалтерского учёта Теория государства и права Теория организации Теория управления Теория экономического анализа Товароведение Товароведение и экспертиза в таможенном деле Торгово-экономические отношения рф Трудовое право Упд Управление качеством Управление персоналом Управление проектами Управление рисками Управление финансами внешней торговли Управленческие решения Учёт затрат в торговле Учёт на предприятиях малого бизнеса Философия и Эстетика Финансовая среда и предпринимательские риски Финансовое право Финансовые системы зарубежных государств Финансовый менеджмент Финансы Финансы предприятий Финансы, денежное обращение и кредит Хозяйственное право Ценообразование Ценообразование в международной торговле Эвм Экологическое право Эконометрика Экономика Экономика и организация предприятия Экономико-математические методы Экономическая география и регионалистика Экономическая теория Экономический анализ Юридическая этика

Нотариальная деятельность как никакая другая область юриспруденции требует не только строгого законодательного регулирования, но и четкой нормативно-правовой регламентации порядка и правил совершения нотариальных действий, ведения делопроизводства, содержания архива. Несоблюдение формальной процедуры нередко становится основанием признания нотариального действия недействительным. В лучшем случае нотариально оформленный документ просто не принимается к исполнению. Неправильно составленное или подписанное завещание, отступление от порядка удостоверения сделок, выдачи различных свидетельств, нарушения при принятии, хранении, оглашении закрытых завещаний могут повлечь серьезные последствия, поскольку удостоверенные, засвидетельствованные или выданные нотариусом документы, как правило, носят правоустанавливающий характер, влекут значимые правовые последствия. Ненадлежащее ведение делопроизводства, нотариального архива нередко создает большие трудности для граждан, вызывает их справедливое возмущение, жалобы в различные инстанции. А что еще им делать, если они не могут получить дубликат документа, выяснить, кто из нотариусов должен вести их наследственное дело, правильно ли с них нотариус требует тот или иной документ? К сожалению, и сами нотариусы далеко не во всех случаях могут с точки зрения права разъяснить спорную ситуацию или объяснить свои требования, предъявив конкретный нормативно-правовой акт, который когда-то был, должен быть и сегодня, но его просто нет.

Как известно, частнопрактикующий нотариат, а речь пойдет именно о нем, занимающий сегодня доминирующее положение (из почти 7,5 тысячи нотариусов в стране государственных осталось менее ста) и представляющий собой составную часть правовой системы государства, имеет двойственную правовую природу. С одной стороны, нотариусам делегированы государственные функции по совершению от имени Российской Федерации нотариальных действий, с другой - нотариат не является органом государственной власти и управления, более того, функционирует на принципах самоуправления и самофинансирования. Осуществление нотариальных функций от имени государства предопределяет публично-правовой статус нотариуса. И не только. Публично-правовым статусом обладают и нотариальные палаты субъектов Российской Федерации в силу возложенной на них обязанности осуществлять контроль профессиональной деятельности нотариуса и обращаться в суд с ходатайством или представлением о лишении нотариуса права нотариальной деятельности. Данный вывод вытекает из Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее также - Основы), конституционность соответствующих положений которого подтвердил Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 19 мая 1998 г. N 15-П, который одновременно признал конституционным установление в сфере частнопрактикующего нотариата государственного регулирования и контроля за осуществлением нотариальной деятельности.

Из сказанного следует исключительно важный вывод: государственное регулирование в сфере нотариата должно выражаться не только в обеспечении эффективного контроля за осуществлением нотариусами возложенной на них государственной функции, но и в обеспечении правового регулирования всего спектра нотариальной деятельности, в том числе и правовой регламентации порядка и правил совершения нотариальных действий. При этом такие правила не могут определяться самостоятельно самим нотариальным сообществом, они должны устанавливаться только государством в лице уполномоченных им органов.

Нормативно-правовое регулирование и функции по контролю и надзору в сфере нотариата возложены на Министерство юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст РФ, Минюст России) в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, с изменениями от 23 октября 2008 г. Указанные полномочия корреспондируют с рядом положений Основ, которые прямо предписывают Минюсту России издание документов нормативного характера как единолично, так и совместно с Федеральной нотариальной палатой.

После принятия Основ Минюстом РФ относительно нотариата принят ряд нормативных правовых актов: Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности нотариуса (Приказ Минюста России от 17 февраля 1997 г. N 19-01-19-97), Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса (Приказ Минюста России от 21 июня 2000 г. N 179), Положение о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности (Приказ Минюста России от 14 апреля 2000 г. N 132) и некоторые другие.

Однако принятые Минюстом России нормативные документы в сфере нотариата не охватывают весь комплекс вопросов правоприменения в нотариальной деятельности. Более того, имеет место устойчивая тенденция к сокращению количества ранее действовавших правовых нормативных актов, которыми и сегодня могли бы руководствоваться нотариусы в своей повседневной работе.

Так, один из основных подзаконных актов - Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами, которой нотариусы, как государственные, так и частнопрактикующие, в основном и руководствовались, считали ее своей настольной книгой, была признана утратившей силу еще десять лет назад Приказом Минюста России от 26 апреля 1999 г. N 73. Взамен нее нотариусы получили Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий, утвержденные Приказом Минюста России от 15 марта 2000 г. N 91. Даже по названию этот документ не имеет обязательного характера и поэтому не может содержать обязательных для нотариусов предписаний. Соответственно несоблюдение нотариусом его положений не может квалифицироваться как нарушение нормы права, а ссылка на него при отказе в совершении нотариального действия не является правовой.

Кроме того, по сравнению с Инструкцией, которая охватывала весь спектр нотариальных действий, названные Методические рекомендации таковым документом не являются.

Следует признать, что со времени принятия Основ Минюстом РФ проводится значительная работа по приведению ведомственных актов в соответствие с действующим законодательством. Однако сводится она в основном к признанию утратившими силу ранее действовавших подзаконных актов Министерства юстиции РСФСР и к признанию не подлежащими применению на территории Российской Федерации приказов и иных инструктивных указаний Минюста СССР. Показателен Приказ Минюста России от 19 февраля 2002 г. N 52 "О нормативных актах Министерства юстиции СССР и Министерства юстиции РСФСР", которым отменено действие более 90 нормативных актов Минюста СССР и признаны утратившими силу 58 нормативных актов Минюста РСФСР, из которых около 20 непосредственно касались организации нотариальной деятельности.

Вот только некоторые из них:

Порядок оказания судами и органами нотариата СССР правовой помощи учреждениям юстиции иностранных государств и порядок обращения за правовой помощью к этим учреждениям от 9 марта 1972 г. N 05-3-1;

Примерная инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами союзной республики от 27 ноября 1974 года;

Приказ от 1 августа 1975 г. N 20 "О работе государственных нотариальных контор по приему в депозит денежных сумм и ценных бумаг";

инструктивные указания Министерства юстиции СССР о применении законодательства о государственном нотариате к иностранным гражданам, лицам без гражданства, к иностранным предприятиям и организациям, а также о применении законодательства иностранных государств и международных договоров о правовой помощи в нотариальной практике от 15 ноября 1983 г. N К-ДСП-118;

инструктивные указания Министерства юстиции СССР о нотариальном оформлении от имени советских граждан, предприятий, учреждений и организаций документов, предназначенных для действия за границей, от 4 мая 1984 г. N К-8-250 (дсп) - для служебного пользования (Прим. авт.);

указания по заполнению реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах (письмо Министерства юстиции СССР от 24 ноября 1986 г.);

инструктивные указания о совершении некоторых видов нотариальных действий от 8 июля 1988 г. N К-7-393;

письмо Министерства юстиции РСФСР от 7 августа 1992 г. N 7-2/99 "О некоторых вопросах проставления апостиля".

Несмотря на исключительную значимость в нотариальной практике, взамен этих и других отмененных приказов и инструктивных указаний какие-либо новые нормативные предписания не приняты. До сих пор нет и документа, регламентирующего правила совершения нотариальных действий, в чем особенно нуждаются нотариусы. Более того, за 15 лет, истекших со дня введения в действие Основ, Минюстом России и Федеральной нотариальной палатой не приняты даже прямо предусмотренные Основами нормативные документы, имеющие важнейшее значение в работе нотариусов:

правила нотариального делопроизводства и контроля за исполнением (ст. 9 Основ);

порядок передачи документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу (ст. 12 Основ);

порядок определения места совершения нотариального действия (ст. 47 Основ).

В результате эти, как и ряд других, вопросы нотариальной деятельности сегодня не имеют надлежащего правового регулирования.

В то же время осуществляемое в последнее время Минюстом России нормативно-правовое регулирование в сфере нотариата порой вызывает просто недоумение и, если хотите, возмущение. Это, в частности, касается одного из последних Приказов Минюста РФ от 16 февраля 2009 г. N 49 "О внесении изменений в Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 99". Трудно найти правовое обоснование данному новшеству, тем более что оно неверно воспроизводит положение ст. 20 Основ, которая говорит о временном отсутствии нотариуса, а не о временном исполнении его обязанностей, тем более что оформление такого замещения возможно на календарный год. Тем не менее, нотариальные палаты вынуждены серьезно обсуждать, что писать в тексте удостоверительной нотариальной надписи: ВРИО или Врио, а может, В.Р.И.О. (есть и такое мнение), т.к. Минюст РФ "забыл" об этом сказать. Нотариусам же эта "нормативно-правовая новелла" обошлась в 75 млн. руб. в виде оплаты стоимости новых штампов, в среднем по 10 тысяч руб. на брата. Причем подобные изменения в удостоверительные нотариальные надписи и не только вводятся периодически и складывается впечатление, что кто-то в Минюсте России находится в сговоре с полиграфическими структурами.

Особо следует остановиться на нотариальном делопроизводстве. Это основа основ работы любого нотариуса, поскольку без правильной постановки делопроизводства в принципе невозможна нормальная работа нотариальной конторы, нотариуса.

Инструкция по делопроизводству в государственных нотариальных конторах РСФСР, утвержденная Приказом Минюста РСФСР от 19 августа 1976 г. N 32, сегодня еще пока не отменена, хотя и безнадежно устарела. Вероятно, у Минюста РФ, как говорится, просто не хватило духу признать и ее утратившей силу, поскольку тогда нотариусы, при отсутствии предусмотренных Основами Правил нотариального делопроизводства, остались бы вообще без основополагающего нормативного акта, регулирующего документооборот нотариальной конторы, его учет и хранение. В нотариальном сообществе и сейчас нет общего мнения о том, как относиться к этому документу и в какой части можно применять этот формально действующий акт.

Нельзя не сказать и о том, что до настоящего времени отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий порядок ведения и хранения нотариального архива. Дело дошло до того, что нотариальные палаты иногда даже не могут изъять архив у нотариуса, полномочия которого прекращены в судебном порядке. Более того, бытует мнение, в том числе и в кругу нотариусов, что нотариальный архив является собственностью нотариуса. Об этом, кстати, еще более 10 лет назад говорилось и в письме объединения "Мосгорархив" от 18 ноября 1998 г. N 01-19/600 в адрес Московской городской нотариальной палаты. Удивительно, что по данному вопросу и сегодня нет законодательного решения или хотя бы каких-то официальных разъяснений. Можно лишь предположить, что остающиеся в нотариальном архиве экземпляры нотариально удостоверенных документов не могут находиться в частной собственности по определению, т.к. сам факт совершения нотариального действия от имени Российской Федерации исключает даже постановку вопроса о принадлежности этих документов иным лицам, в том числе и нотариусу. Но это только предположение.

В этих условиях нотариальные палаты внедряют в практику собственные нормативно-правовые акты, положения, правила, рекомендации и т.д., регулирующие вопросы делопроизводства и контроля нотариальной деятельности, пытаясь самостоятельно заполнить правовой вакуум. Так, Федеральная нотариальная палата 17 июня 2005 г. утвердила Методические рекомендации N 04/05, Московская городская нотариальная палата 1 января 2008 г. приняла Регламент проведения проверки профессиональной деятельности нотариуса города Москвы, еще ранее - Положение "Наследство без границ", фактически регулирующее вопросы делопроизводства и порядка оформления наследственных прав. В Московской области, да и не только там, действуют Временные правила нотариального производства. Многие нотариальные палаты с благой целью создания единой базы обязали нотариусов представлять в палаты сведения о совершенных завещаниях, хотя это прямо запрещено законом (ч. 1 ст. 1123 ГК РФ).

По документам Московской городской нотариальной палаты, ею проверяется и соблюдение законности при совершении нотариальных действий, хотя в силу ст. 33 Основ это исключительная компетенция судебных органов.

И все это происходит с молчаливого согласия Минюста РФ. Между тем принятие подобного рода правил относится непосредственно к компетенции самого Министерства. Сами нотариальные палаты, являющиеся некоммерческими организациями, не вправе принимать какие-либо документы нормативно-правового характера. Кроме того, нормотворчество на уровне субъекта Российской Федерации по вопросам организации нотариата не может противоречить федеральному законодательству, поскольку в силу ст. 72 Конституции РФ нотариат - предмет совместного ведения, а что касается установления правил, порядка совершения нотариальных действий, то это исключительная компетенция Российской Федерации.

Местечковым "законодателям" не мешало бы знать и требования Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763, согласно которому акты, затрагивающие права и интересы граждан, должны пройти государственную регистрацию и быть опубликованными в установленном порядке. По этому вопросу есть и судебная практика.

Так, решением Верховного Суда Российской Федерации от 4 августа 1998 г. N ГКПИ98-238, принятым по жалобе ЗАО "Коммерсант. Издательский Дом", было признано недействующим Положение о порядке выдачи лицензии на право нотариальной деятельности, утвержденное Минюстом РФ 22 ноября 1993 г. Принимая это решение, Верховный Суд РФ, в частности, указал: "В соответствии с ч. 2 п. 1 Указа Президента РФ от 21 января 1993 г. N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления РФ", действовавшего на время принятия Положения, акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений".

Возникает вопрос: а как оценивает ситуацию Федеральная нотариальная палата? Официально - никак, что удивительно, поскольку именно ФНП является тем органом нотариального сообщества, который должен бить во все колокола и беспокоиться о состоянии правового обеспечения нотариальной деятельности, на федеральном уровне выходить с соответствующими инициативами и проектами нормативных правовых актов. Создается впечатление, что создание нормативно-правового обеспечения нотариальной деятельности для ФНП является второстепенной задачей. Главная ее забота - закрепление за собой, в том числе и через свой устав, мифических публично-правовых, государственных, властных, контрольных и еще каких-то полномочий. Минюст России уже дважды отказывал в регистрации ее Устава, недвусмысленно давая понять, что подобного рода функций у ФНП в силу ее полномочий, установленных Основами, быть не может (письма Минюста России от 6 июля 2001 г. и от 23 сентября 2001 г.). Тем не менее, представленный вниманию нотариального сообщества в апреле 2009 г. очередной проект Устава опять "наступает на те же грабли".

Примитивизм ФНП на уровне детской недоразвитости просто поражает. Неужели непонятно, что нотариальные палаты - это некоммерческие организации? Таким их статус прямо закреплен в Основах (ст. 24 и 29). Поэтому никакого контроля со стороны одной некоммерческой организации в отношении деятельности другой априори быть не может. И не случайно законодатель, предоставив региональным нотариальным палатам право контроля в отношении нотариусов как физических лиц, не дал такого права ФНП (ст. 30 Основ). А коль скоро нет контрольных функций, нет и властных полномочий, нет и публично-правового характера ее деятельности. Конечно, установленные Основами полномочия ФНП публичны, но они не носят правового характера.

На эти азбучные истины обращал внимание руководства ФНП не только Минюст РФ, но неоднократно и автор данной статьи, другие ученые. И тем не менее с какой-то маниакальной настойчивостью ФНП продолжает требовать для себя права контроля.

В принципе при отсутствии в системе Министерства юстиции РФ реальной возможности осуществления контрольных функций в сфере нотариата контроль ФНП, вероятно, уместен. Но для этого нужно законодательно изменить статус нотариальных палат как некоммерческих организаций на статус профессиональных организаций, действующих на принципах самоуправления на основе специального закона, регулирующего их организацию и деятельность. Без этого наделение ФНП правом контроля в сфере нотариата даже законодательным путем не пройдет.

Неудовлетворительное отношение к нормативно-правовому обеспечению нотариальной деятельности просто необъяснимо. Ведь в других сферах Минюст РФ более чем активен.

Например, должностные лица местного самоуправления, не так давно получившие право совершать отдельные виды нотариальных действий, тут же получили и Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий, которую Минюст России утвердил своим Приказом от 27 декабря 2007 г. N 256. У нотариусов же подобной инструкции нет до сих пор. Поражают своей педантичностью и доскональностью регламентация функциональных обязанностей самого Министерства юстиции Российской Федерации. Уместно процитировать отдельные фрагменты текста, содержащиеся во всех его административных регламентах: "Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании органа, в который позвонил гражданин, фамилии, имени, отчестве и должности специалиста, принявшего телефонный звонок. Время разговора не должно превышать 10 минут" (см.: Приказ Минюста от 19 декабря 2006 г. N 372). Или: "Максимальный срок выполнения действия составляет 1 минуту на документ, состоящий не более чем из 6 страниц. При большем количестве страниц срок увеличивается на 1 минуту для каждых 6 страниц представляемых документов. Максимальный срок выполнения действия составляет 1 минуту. Специалист формирует результат административной процедуры по приему документов и передает его в порядке делопроизводства для проведения правовой экспертизы. Максимальный срок выполнения действия составляет 1 минуту (см.: Приказ Минюста России от 14 сентября 2006 г. N 293 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

Можно предположить, что правовой статус нотариуса и сам характер нотариальной деятельности таковы, что нотариусы в своей работе должны руководствоваться законодательными актами. Что же касается подзаконных актов, то должны быть приняты только те документы, которые прямо предусмотрены законодательством о нотариате. Сегодня это Основы и только.

Конечно, на смену Основам должен прийти Федеральный закон "Об организации нотариата и нотариальной деятельности", который должен включать в себя весь комплекс вопросов организации деятельности нотариата, правового статуса, прав и обязанностей нотариуса и нотариальной палаты, правила и процедуру совершения нотариальных действий. Именно в этом заключается главная проблема правового обеспечения нотариальной деятельности.

Нельзя не вспомнить, что осознание в нотариальном сообществе необходимости совершенствования Основ пришло еще в 1995 г. Первая попытка была предпринята в 1995 г. Рабочей группой под руководством первого Президента ФНП В.С. Репина был разработан проект Закона РФ "О нотариате", который в то время имел, безусловно, прогрессивный характер. Отдельные его положения остаются актуальными и сейчас. В частности, законопроект предусматривал переход нотариата России на единую организационную основу в форме небюджетного нотариата, установление размера нотариального тарифа не законом, а иным актом, дающим возможность его пересмотра, обязательность нотариального удостоверения сделок с жилыми помещениями и иные прогрессивные положения. Закон был принят Госдумой, но был возвращен Президентом Российской Федерации письмом от 27 ноября 1995 г. N Пр-1711 на имя Председателя Государственной Думы для доработки. При доработке данного Закона необходимо было устранить некоторые замечания, не влияющие на его общий смысл и содержание. Однако избранный в 1996 г. новый состав правления ФНП во главе с А.И. Тихенко утратил интерес к дальнейшей работе над Законом. Вместо того чтобы учесть поправки Президента РФ на уже принятый Закон, стал разрабатываться новый проект, работа над которым в силу отсутствия опыта закончилась ничем.

В 2003 - 2004 гг. работа над созданием нового закона о нотариате была возобновлена. Как ни парадоксально, она практически одновременно велась по двум направлениям. Один из проектов разрабатывался рабочей группой под эгидой Минюста России (авторы Г.Г. Черемных, А.В. Скурлатов, В.С. Репин, С.В. Огнев, А.С. Самойлов), другой - Федеральной нотариальной палатой (проект Е.Б. Мизулиной). Первый законопроект был одобрен Минюстом России, Комитетом по законодательству, Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству, Правовым управлением Госдумы, второй - лишь экспертами Совета Европы (в Госдуме даже в рабочем порядке он не рассматривался).

Удивляло отсутствие координации в этой работе между Минюстом РФ и ФНП, единой команды для подготовки законопроекта. При этом создавалось впечатление, что Федеральная нотариальная палата ищет какие-то свои, неизвестные российскому законотворческому процессу подходы. Результат был вполне ожидаемым и предсказуемым. При отсутствии единой позиции ни один из законопроектов официально Госдумой принят не был, да они никем и не вносились.

Такая же картина наблюдается и сейчас. Совсем недавно, в апреле 2009 г., Государственная Дума Федерального Собрания отклонила проект Федерального закона N 156701-5 "О нотариате в Российской Федерации", внесенный членом Совета Федерации К.В. Сурковым, в связи с "несоблюдением требований части 3 статьи 104 Конституции РФ и статьи 105 Регламента внесения законопроектов в Государственную Думу РФ (отсутствует заключение Правительства РФ)". К разработке этого законопроекта не привлекались специалисты, принимающие участие в предыдущей работе. Сведений о создании какой-либо рабочей группы по данному законопроекту нет. Известно лишь, что разработкой законопроекта якобы занимался нотариус Московской области И.В. Москаленко.

Очевидно, что проект разрабатывался в частном порядке, практически заново и без учета предыдущего опыта. Сам факт внесения его с нарушением Регламента Госдумы РФ говорит о легковесном подходе к важнейшему для нотариального сообщества документу. Законопроект содержит ряд ошибочных, неприемлемых и даже авантюрных позиций. Хотя, по информации Интернета, некоторые нотариусы встретили его чуть ли не восторженно. В частности, частнопрактикующий нотариус признается должностным лицом, фактически снимается запрет на занятие предпринимательской деятельностью, вводится неизвестный российскому праву институт обязательности нотариально удостоверенных документов для государственных органов, в том числе судов, предприятий и организаций. Наряду с этим дается перечень нотариальных документов, имеющих исполнительную силу, хотя это относится к предмету регулирования Федерального закона "Об исполнительном производстве". Устанавливается раз и навсегда размер нотариального тарифа без обязательного его пересмотра. Перечень неприемлемых положений проекта можно продолжать и продолжать.

В мае 2009 г. Минюстом России сформирована (в очередной раз) рабочая группа по подготовке проекта Федерального закона о нотариате. Фактически это означает отказ от поддержки проекта Закона N 156701-5, о котором говорилось выше. В который раз работа начинается заново. При этом состав рабочей группы сформирован из людей, в большей своей части далеких от нотариата, включенных в рабочую группу, что называется, по должности, в ней отсутствуют специалисты, знающие нотариат и с научно-теоретических, и с практических позиций, имеющие хоть какой-то опыт законопроектной работы.

Создается впечатление, что рабочая группа создана "для галочки", тем более что до настоящего времени, как оказалось, нет утвержденной концепции Закона о нотариате. Сегодня Концепция существует почему-то только в виде проекта, хотя в мае прошлого года на проходящем в Санкт-Петербурге Третьем конгрессе нотариусов России Минюстом РФ до сведения делегатов была доведена концепция Закона о нотариате, "обсуждение которой происходило достаточно активно" (см. Кашурин Н.И. Обоснование необходимости реформирования нотариата России посредством создания системы единого небюджетного нотариата // Нотариальный вестник. 2009. N 2). В адрес Министра юстиции РФ было направлено соответствующее письмо ФНП от 20 января 2009 г. N 66/06-01ЭВ по данному вопросу.

Однако, несмотря на бурное обсуждение Концепции, выяснилось, что сегодня ее нет и нотариальному сообществу тем же Минюстом РФ предлагается новый проект Концепции, которая уже не предусматривает переход нотариата России на единую организационную основу (в отличие от первого варианта), а сохраняет государственные нотариальные конторы. Предусмотренный проектом Концепции срок представления законопроекта в Правительстве Российской Федерации отодвинут на декабрь 2010 г.

Таким образом, продолжающаяся уже второе десятилетие неопределенность по концептуальным вопросам автоматически отодвигает на второй план не менее главный вопрос - о нормативно-правовом регулировании правил совершения нотариальных действий, ведении делопроизводства и содержания нотариального архива.

Ссылка на то, что нотариусы при совершении нотариальных действий должны, как уже отмечалось, руководствоваться исключительно положениями соответствующих законодательных актов, неверна, т.к. при совершении нотариальных действий не менее важна и процедура их совершения. Тем более что качество принимаемых в последнее время законодательных актов, регулирующих совершение нотариальных действий, явно оставляет желать лучшего. Особенно наглядно это проявилось в принятых последних "предновогодних" федеральных законах, в частности в Федеральных законах от 30 декабря 2008 г. N 306-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка обращения взыскания на заложенное имущество" и от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".