Правовые нормы по методу правового регулирования. Методы правового регулирования. Предмет правового регулирования. По средствам, используемым для регулирования общественных отношений

Способы правового регулирования – это приемы регулирования общественных отношений. Они зависят от особенностей правовых норм. Общепризнанными являются три способа правового регулирования:

1. дозволение (управомочение);

2. обязывание (позитивное обязывание);

В литературе называются и другие способы: стимулы, санкции, правомочия (В.М. Сырых); рекомендование (С.А. Комаров); принуждение, предупреждение, поощрение (И.П. Слободнюк, В.М. Макаган); стимулирование (Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов).

Дозволение – это предоставление лицам права на свои собственные активные действия. Иными словами это субъективное юридическое право. Оно содержится в управомочивающих нормах права. Обязывания (точные позитивные обязанности) (позитивные в том смысле, что они предполагают активную деятельность), связаны главным образом с функционированием государственной власти, с ее велениями.

Позитивное обязывание – это закрепленное нормами права предписание граждан, иными лицами совершить какие-либо действия в пользу другого, управомоченного лица (обязанность служить в армии, уплатить стоимость покупки, не покушаться на права и свободы других лиц). Это могут быть либо активные действия, либо воздержание от конкретных действий.

Запрет – это возложенная на граждан и иных лиц обязанность воздержаться от запрещенных нормой права действий.

Дозволения, запреты и обязывания есть наиболее глубокий слой механизма правового регулирования. В ходе реализации права они как бы проникают во все его звенья - юридические нормы, правоотношения, акты реализации во многом определяя их черты и особенности.

Метод правового регулирования - это совокупность способов воздействия норм данной отрасли права на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения.

Виды методов правового регулирования . Обычно выделяют два главных метода:

1. централизованный (метод директивный, императивный);

2. децентрализованный (метод автономный, диспозитивный).

Централизованный метод. Его отличает:

Регулирование на властно-императивных началах; «сверху - донизу»;

Строгая обязательность, не допускающая отклонений от юридических установлений;

Использование предписания в качестве основного юридического средства;

Использование для защиты интересов общества в целом и государства.

Децентрализованный метод. Его отличает:

Возможность сторон урегулировать собственные действия по своему усмотрению;

Равноправие сторон;

Он основан на дозволениях.

В наиболее чистом виде этот метод используется в гражданском праве.

Тип правового регулирования . Он представляет собой общую направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от того, что лежит в основе регулирования - дозволение или запрет. В зависимости от сочетаний запретов и дозволений различают два основных типа регулирования:

1. общедозволительный (дозволительный);

Общедозволительный тип применяется при правовом регулировании статуса личности, прав и свобод (человеку разрешается все, что не запрещено законом). В регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом.

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлению инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Он связан с закреплением социальной свободы в праве, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленной цели.

Запретительный тип. Он применяется при регулировании статуса государственного органа, отношений между ними (государственный орган имеет право только на то, что указано в законе - круг полномочий, и т.д.); вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности; является единственным при применении мер государственного принуждения.

Правовой режим. Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Смысл понятия правовых режимов и способов их применения наиболее полно отражает метод деления категории по соотношению в ней стимулов и ограничений. В зависимости от этого правовой режим будет либо стимулирующим, либо ограничивающим. Самым ярким проявлением стимулирующего и ограничивающего режимов является соответственно режим наибольшего благоприятствования (основным признаком выступает развитая система льгот и поощрений) и режим наибольшего не благоприятствования (в качестве которого можно рассматривать режим чрезвычайного положения).

Понятие правового регулирования тесно связано с таким термином, как юридическое воздействие. Однако первое по своему содержанию гораздо шире второго. Понятие правового регулирования включает в себя не только деятельность по стабилизации общественных отношений. Оно предполагает и косвенное влияние юридических средств на субъектов, которые не попадают под юридическое воздействие.

Мировая практика

Международно-правовое регулирование имеет сегодня особое значение в области отношений, складывающихся в мире. Оно основывается на особых юридических актах. Эти акты должны быть приняты правительствами взаимодействующих стран. При этом ряд национальных законодательных положений должен быть приведен в соответствие с ними. Соответственно, такие изменения затрагивают и внутренние взаимодействия.

Правовое регулирование РФ

В России действуют Конституция, федеральные, региональные и муниципальные законы и подзаконные акты. Государственно-правовое регулирование представляет собой целенаправленное воздействие власти на общественные отношения. Этот процесс основывается на указанных выше юридических средствах. Они ориентированы на стабилизацию и упорядочивание общественных связей. В предмет правового регулирования включаются однородные устойчивые общественные отношения. Они требуют упорядочивания посредством специальных инструментов. Так как юридическими механизмами невозможно воздействовать на все без исключения связи в обществе, законодателем всегда точно определяется сфера правового регулирования и пределы вмешательства в социальные отношения.

Ключевые элементы

В качестве одного из них выступает предмет правового регулирования. Он представляет собой комплекс общественных отношений, на который, собственно, направлено воздействие юридических инструментов. Предмет есть и у отдельного правового средства. В целом в качестве него выступает в первую очередь волевое поведение граждан в различных областях их жизнедеятельности.

Пределы воздействия

Как выше было сказано, нормативно-правовое регулирование не может распространяться на все взаимоотношения в обществе. Именно поэтому в пределы влияния должны входить только те связи, на которые оно распространяется или которые в нем нуждаются. Они и формируют непосредственный предмет регулирования. Нельзя допустить, чтобы пределы были слишком расширены или, наоборот, сужены. Если значение права в рамках регулирования отношений в социуме слишком занижено, может возникнуть произвол и хаос в обществе. Это, в свою очередь, чревато серьезными нарушениями порядка. Если же нормативно-правовое регулирование будет распространяться на максимальное количество связей, в том числе и на те, которые в нем не нуждаются, возникнет ситуация абсолютного контроля власти за всеми аспектами общественной жизни. Это является произволом со стороны правительственных структур.

Группы отношений

В сферу регулирования включают взаимодействия:

  1. Граждан по обмену нематериальными либо материальными ценностями.
  2. По властному управлению.
  3. По сохранению и поддержанию порядка.

Первые называются экономическими отношениями, вторые - политическими. Третья группа обеспечивает функционирование связей первых двух категорий.

Пределы контроля

Они выступают в качестве условных границ. В пределах регулирования осуществляется непосредственное вмешательство в общественные отношения с использованием правовых средств. За рамками этих границ связи не нуждаются и не подлежат воздействию. Пределы регулирования разделяются на:

  1. Объективные. Они зависят от социальных, технических, природных и прочих факторов, которые ограничивают воздействие на те или иные общественные связи. К примеру, отсутствие технических возможностей, финансирования и так далее.
  2. Субъективные. Эти пределы всегда находятся в зависимости от законодателя, который по тем либо другим причинам не желает контролировать какие-либо связи.

Методы правового регулирования

Они формируют комплекс приемов, средств и способов, которые используются в процессе юридического влияния. Они характерны для определенного института, отрасли или другого элемента системы. Методы правового регулирования могут быть:

Средства

По этому критерию правовое регулирование классифицируется на:


Субъекты

В зависимости от лиц, которые осуществляют правовое регулирование, оно может быть:

  1. Властным. Оно реализуется госорганами и их должностными лицами. При этом используются исключительно законодательные предписания.
  2. Негосударственным. Оно осуществляется коллективами, общественными организациями, участниками отношений. В этом случае могут использоваться как законодательные модели, так и индивидуальные средства и методы.

Прочая классификация

В соответствии со степенью централизации выделяют:


В зависимости от сферы распространения, регулирование может быть:

  1. Общим - затрагивает абсолютно всех существующих субъектов.
  2. Ведомственным - касается только определенной области госуправления.
  3. Местным - распространяется на уровне муниципальных образований либо административно-территориальных единиц.
  4. Локальным - затрагивает отношения, складывающиеся внутри корпоративных организаций и сообществ.

Стадии

Правовое регулирование реализуется в несколько этапов:

  1. Правотворчество.
  2. Конкретизация и индивидуализация предписания.
  3. Реализация модели.
  4. Правоприменение.

На первой стадии формируется собственно сам вариант поведения в рамках тех или иных отношений. На этой стадии обозначаются ориентиры вероятности наступления негативных или позитивных последствий от тех или иных действий.

Индивидуализация и конкретизация

Эти процессы следуют за наступлением юридических фактов - воплощением нормы относительно конкретного социального отношения. Внутри этой связи предписание начинает функционировать. На этой стадии у субъектов возникают обязанности и права.

Реализация

На этом этапе предписания претворяются в жизнь. За ними следует конкретный юридический результат. Он возникает, кроме прочего, посредством правоохранительной и правообеспечительной функций. В качестве средств в этом случае выступают акты использования юридических возможностей, соблюдения запрета либо исполнения обязанности.

Применение

Оно представляет собой деятельность уполномоченных структур, которая связана с индивидуализацией созданного предписания. Оформляется она в виде акта правоприменения. Эта стадия считается факультативной. Она имеет место в тех случаях, когда реализация предписаний невозможна без участия компетентных структур.

В зависимости от функциональных особенностей отрасли права выделяют нормы процессуальные и материальные.

Материальное право - специфическое юридическое понятие, содержащее правовые нормы, предназначенные различными способами упорядочивать поведение субъектов права в различных сферах общественной жизни. Объектом материального права являются общественные отношения различного вида.

Нормы материального права регулируют содержательную сторону реальных общественных отношений, служат мерой юридических прав и обязанностей их участников. Такие нормы регулируют социальные, политические, имущественные и иные отношения. Они определяют права и обязанности субъектов права, а также содержательную характеристику правоотношений, возникающих между государством и гражданами (населением) в рамках регулятивных и охранительных правоотношений. При помощи материально-правовых норм определяются система, структура и компетенция органов государственной власти. Эти нормы образуют правовую основу, необходимую для функционирования общества и государства.

Процессуальное право - совокупность правовых норм, определяющих процедуру применения материального права (рассмотрение и разрешение уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства).

Нормы процессуального права регулируют процедуру (порядок) деятельности компетентных органов государства по осуществлению и защите норм материального права, прав и законных интересов участников общественных отношений. Так, наряду с известными отраслями материального права существуют гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право и арбитражно-процессуальное право.

Императивные нормы - нормы права, которые не допускают законного отступления от содержащегося в ней правила поведения.

Пример № 1. Ст. 306 ТК РФ:

Об изменении существенных условий, предусмотренных трудовым договором, работодатель - физическое лицо в письменной форме предупреждает работника не менее, чем за 14 календарных дней.

Пример № 2. Ст. 50 ЗК РФ:

Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация).

Пример № 3. Ст. 20 ВозК РФ:

Авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную.

Диспозитивные нормы - нормы права, которые допускают законное, договорное отступление от содержащегося в ней правила поведения.

Пример № 1. ст. 33 СК РФ:

Законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.

Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.



Пример № 2. п. 2 ст. 134 ГК РФ:

Действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.

Пример № 3. ч. 4 ст. 301 ТК РФ:

Дни отдыха в связи с работой за пределами нормальной продолжительности рабочего времени в пределах учетного периода оплачиваются в размере тарифной ставки (оклада), если иное не установлено трудовым договором или коллективным договором.

Поощрительные нормы - нормы права, закрепляющие поощрение участникам правоотношения, выполнившим определенные предписания.

Пример № l. П.п. 1 Дисципли­нарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации:

За мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, за образцовое руководство войсками и другие выдающиеся заслуги перед государством и Вооруженными Силами Российской Федерации, за высокие показатели в боевой подготовке, за отличное освоение новых образцов вооружения и военной техники начальники от командира полка, командира корабля 1 ранга, им равные и выше, командиры отдельных батальонов (кораблей 2 ранга), а также командиры отдельных воинских частей, пользующиеся в соответствии со ст. И дисциплинарной властью командира батальона (корабля 3 ранга), имеют право ходатайствовать о представлении подчиненных им военнослужащих к награждению государственными наградами.

Пример № 2. п.п. 8 Устава о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота (утв. постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2000 г. № 715):

Членам экипажей, успешно и добросовестно выполняющим свои трудовые обязанности, предоставляются преимущества в области социально-культурного и жилищно-бытового обеспечения.

Пример № 3. п.п. 10 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 621) (с изменениями от 25 декабря 1993 г., 23 апреля 1996 г., 8 февраля 1999 г., 14 июля 2001 г.):

За особые трудовые заслуги работники представляются в установленном порядке к государственным наградам Российской Федерации.

Пример № 1. п.п. 3 Приложения к постановлению Минтруда РФ от 17 января 2001 г. № 7 «Рекомендации по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»:

Под кабинет охраны труда в организации рекомендуется выделять специальное помещение, состоящее из одной или нескольких комнат (кабинетов), которое оснащается техническими средствами, учебными пособиями и образцами, иллюстративными и информационными материалами по охране труда.

Пример № 2. п.п. 4 Методических рекомендаций по организации деятельности территориальных органов Минюста России по осуществлению полномочий, представленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по процедурам банкротства и финансового оздоровления:

В случае получения материалов, не относящихся к компетенции Минюста России, рекомендуется направлять их в органы, в компетенцию которых входит рассмотрение данных материалов.

Пример № 3. п. 6 Приложения к постановлению Минтруда РФ от 30 ноября 2000 г. № 86 «Рекомендации по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации»:

В целях обеспечения организации экспертной деятельности по условиям труда органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающим вопросами охраны труда, рекомендуется в своих структурах образовывать самостоятельные подразделения (управления, отделы) государственной экспертизы условий труда, а также создавать исследовательские (измерительные) лаборатории по оценке условий труда, которые аккредитуются в установленном законодательством порядке и действуют в соответствии с областью аккредитации в структуре соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или вне ее.

Норма права - это установленное государством или санкционированное им общеобязательное правило поведения, соответствующее основным правовым принципам и обеспечиваемое при необходимости принудительной силой государства. Классификация норм права, т.е. подразделение на виды, способствует более глубокому их познанию, выявлению у них каких-то специфических, особенных признаков, отличающих их друг от друга. Классификация норм права может быть осуществлена по разным признакам, основаниям: а) по предмету правового регулирования, т.е. в зависимости от регулируемых отношений нормы права подразделяются на отрасли: нормы конституционного, гражданского и т.п. права. б) по специфическим юридическим функциям или по их роли в правовом регулировании нормы права подразделяются на регулятивные, охранительные и специализированные (или нормы специального действия).Регулятивные нормы - это нормы рассчитанные на регулирование нормальных, желательных или допускаемых в данном обществе отношений, Они регулируют правомерные действия, устанавливают позитивные, положительные права и обязанности, вытекающие из характера этих отношений. Регулятивные нормы подразделяются на управомачивающие, обязывающие и запрещающие.Охранительные (или правоохранительные) нормы рассчитаны на отклоняющиеся от нормы поведения, неправомерные, правонарушающие действия. Специализированные нормы - или нормы специального действия, это нормы о нормах. Они регулируют не психологическое поведение субъектов, а отношение к другим нормам. К их числу относятся дефинитивные, коллизионные и оперативные нормы. Дефинитивные нормы (дефиниция - определение) содержат легальные определение терминов, встречающихся в других нормах. Коллизионная норма приписывает, какую из двух норм следует применять в том или ином случае. Коллизионная норма - это своеобразный механизм “саморегулирования“ в системе права, призванный тем самым способствовать единству и согласованности правил. Выделяются темпоральные пространственные и иерархические коллизионные нормы т.е. Темпоральные коллизионные нормы это те нормы, которые разрешают коллизии между нормами разного времени действия. Пространственные коллизионные нормы разрешают коллизии между нормами, действующими в разных пространствах. Иерархические коллизионные нормы разрешают коллизии между нормами разного иерархического уровня. Здесь действует общий принцип lex superioer derogat legi interioz (закон высшего порядка отменяет действие закона(нормативного акта) низшего порядка).Таким образом, нормы права классифицируются: - по предмету правового регулирования на нормы уголовного права, нормы гражданского права и др.;2.по юридической силе на нормы законов и нормы подзаконных актов;3. по характеру содержащихся предписаний или по характеру диспозиции обязывающие, запрещающие, управомачивающие Управомочивающие - это нормы, предоставляющие субъекту право на совершение тех или иных действий. Запрещающие - это нормы, устанавливающие обязанность субъекта воздерживаться от совершения тех или иных действий. Обязывающие - это нормы, возлагающие на субъекта обязанность совершать действия определенного содержания.4)по форме выраженных предписаний - императивные и диспозитивные.

Императивные - это нормы, выраженные в категорических предписаниях и действующие независимо от усмотрения субъектов права. Диспозитивные - это нормы, содержащие свободу усмотрения.5)по кругу субъектов, на которых распространяются нормы они делятся на общие, специальные, исключительные;6)по действию норм права во времени делятся на постоянные, временные и чрезвычайные;7)по действию норм права в пространстве на акты высших органов власти и акты местных органов самоуправления, содержащие правовые нормы;8)по совокупности делятся на нормы материального и процессуального права.

Поскольку право является важным социальным регулятором, объективно существуют различные средства воздействия на регулируемые общественные отношения. В качестве инструментария регулирования отношений в правовой системе выступает метод правового регулирования. Как известно, методы представляют собой способы, средства правового воздействия на сознание и поведение людей, деятельность организаций, учреждений и предприятий. Эти способы служат достижению целей, которые определены в правовых актах и рассчитаны на получение желаемых результатов. Методы применяются не изолированно друг от друга, а комплексно, поскольку в противном случае не удается обеспечить эффективность правового воздействия. Причем их использование должно происходить не эпизодически, а систематически, постоянно, в процессе целенаправленной деятельности.

Выбор метода правового регулирования зависит от трех оснований:

  • – порядка установления прав и обязанностей субъектов общественных отношений;
  • – средств их обеспечения (санкций);
  • – степени самостоятельности (усмотрения) действий субъектов.

В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений (уголовное, административное, налоговое, таможенное право). Для него характерны несколько признаков.

Во-первых, применение в отношениях субъектов права властных полномочий. Это означает, что решения, издаваемые правовые акты и нормы принимаются органом, уполномоченным управлять, и реализуются субъектами управления исходя из иерархии подчиненности. Субъект принятия обязательных решений не связан согласием стороны, которой они адресованы. Однако это не означает, что у адресата отсутствует возможность влиять на принятие публичного акта. Для этих целей используются инициативные предложения, учет мнения будущего адресата, участие в обсуждении проекта решения широкого круга заинтересованных субъектов. Кроме того, необходимо непременное обобщение материалов общественного мнения, которое в настоящее время может быть оперативно проведено, например, посредством голосования в сети Интернет.

Во-вторых, строгое следование субъектов публичного права законам. Используя полученные властные полномочия на выполнение управленческих и иных функций, субъекты публичного права действуют по своему усмотрению в оговоренных законом пределах.

Особое значение при применении императивного метода имеет контроль за деятельностью управляющего субъекта со стороны общества. Здесь используется другой правовой принцип – четкое определение перечня полномочий, которые позволят субъектам публичного права совершать юридически значимые действия и открытость публичных систем. До недавнего времени в Российской Федерации наиболее закрытыми считались структуры Минобороны России, МВД России и т.д. Как известно, все это привело к существенным негативным последствиям (коррупции, нарушениям прав и свобод граждан), что вызвало необходимость проведения кардинальных реформ данных структур.

В-третьих, выполнение обязательных для государственных органов, должностных лиц и т.д. требований по регулированию их деятельности для достижения тех или иных целей. Обязательства носят, как правило, характер общенормативной ориентации, когда утверждается положение об органах, устанавливаются их задачи, функции и полномочия и т.д. В иных же случаях обязанность приобретает смысл конкретного предписания, поручения совершить то или иное юридически значимое действие (выделить средства, принять решение, назначить или отстранить от должности руководителя и т.п.).

В-четвертых, выражение императивного метода правового регулирования может проявляться в запрещении каких-либо действий. Запреты в общем или конкретном виде определяют зону возможного неправомерного поведения и тем самым предостерегают субъектов права от вхождения в эту зону. Такой способ воздействия вызывается к жизни необходимостью обеспечить публичные интересы, т.е. интересы людей, государства и общества.

Например, в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ содержится запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства. Подобный запретительный смысл можно обнаружить в ряде конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина (ст. 17, 21, 29, 30, 34, 35, 40, 47, 50, 51, 54 Конституции РФ).

В-пятых, сочетание в публичном праве убеждения и принуждения. Специалисты (С. С. Алексеев, Д. Н. Бахрах, Ю. А. Тихомиров и др.) выделяют методы управления прямого и косвенного воздействия, что позволяет гибко влиять на происходящие общественные процессы и поведение людей. Первая группа методов отличается прямым воздействием на волю людей, которым адресованы предписания, директивностью указаний, однозначностью команд, не оставляющих исполнителям возможностей широкого выбора вариантов решений и действий. Названные методы прочно обеспечены проверочными и контрольными аппаратами.

Все это способствует чаще всего быстрому достижению поставленных целей, хотя и сопровождается подчас социальными издержками и жесткостью в отношениях людей. Поэтому не менее полезны методы косвенного воздействия, позволяющие формировать благоприятные для субъектов права ситуации, управомочивать их совершать широкий круг действий, стимулировать активную деятельность и выбор оптимальных вариантов поведения. Нетрудно представить, насколько эффективнее эти методы с точки зрения использования человеческого фактора, поскольку они способствуют осознанному включению населения, партий, общественных организаций и движений в процессы властвования и управления, формируют самоуправленческий механизм.

Диспозитивный метод, устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно принятым соглашением урегулировать свои взаимоотношения.

Диспозитивность – это один из основных демократических принципов права. Он означает, что участники правоотношений могут свободно распоряжаться своими материальными и процессуальными правами. Сфера действия данной категории охватывает большинство отраслей права (гражданское, семейное, трудовое).

При этом диспозитивность, например в гражданском праве, нс тождественна диспозитивности в других отраслях права. Юридическая модель диспозитивности наполняется своим специфическим содержанием, адекватным предмету правового регулирования каждой отрасли права.

В общей теории права диспозитивность исследуется не в качестве принципа, а как один из методов правового регулирования. При диспозитивном регулировании "правовая энергия" поступает на соответствующий участок общественных отношений не только "сверху", от государственных органов, но и путем совершения правомерных действий самими участниками общественных отношений. Сообразно этому положение субъектов характеризуется отношениями координации, приданием конститутивного юридического значения их правомерному взаимодействию.

Диспозитивный метод допускает возможность урегулирования действий сторон по их усмотрению, пределы которого определяются законом. К наиболее общим чертам диспозитивного метода следует отнести следующие.

Во-первых, диспозитивность предоставляет участникам общественных отношений возможность самостоятельного осуществления правового регулирования, предоставляя им свободу в выборе конкретных юридических форм поведения.

Во-вторых, диспозитивный метод допускает возможность установления содержания конкретных правоотношений субъектами по своему усмотрению. Одним из юридических фактов, необходимых для возникновения правоотношений в этом случае, является волеизъявление субъектов общественных отношений.

Вполне понятно, что указанные выше общие черты диспозитивности конкретизировались в отраслевых юридических науках применительно к особенностям предметов и методов соответствующих отраслей права. Первая попытка усмотреть диспозитивность не только в процессуальных, но и в материальных отраслях права была предпринята О. А. Красавчиковым. С его точки зрения без диспозитивности в гражданском материальном праве нс было бы оснований для рассуждений о данной категории в праве процессуальном.

Аналогичный подход к раскрытию содержания понятия диспозитивности характерен и для работ В. Ф. Яковлева, по мнению которого диспозитивность – эго возможность субъектов гражданского права по своему усмотрению приобретать субъективные гражданские права и обязанности, определять в известных пределах их содержание, осуществлять их, распоряжаться ими. Гражданским законодательством установлены рамки диспозитивности, разные для различных субъектов права и групп правоотношений. Рамки гражданской диспозитивности фиксируются различными способами, прежде всего путем определения содержания гражданской правоспособности как четко очерченного комплекса правовых возможностей.

Несколько специфично понимание диспозитивности в науке трудового права. Так, по мнению А. И. Процевского, метод правового регулирования раскрывается только в характере правовых норм, определяющих соотношение воли субъектов и их правовое положение в правоотношении. Иными словами, правовое регулирование – это воздействие, метод – способ такого воздействия. Так, метод правового регулирования трудовых отношений складывается как из способа, при котором сторонам предоставлена известная инициатива (диспозитивное регулирование), так и из способа, при котором государство прямо и непосредственно регламентирует поведение участников отношений (императивное регулирование). При этом диспозитивные нормы трудового права (олицетворяющие диспозитивный метод правового регулирования) могут быть классифицированы следующим образом: нормы, устанавливающие лишь границы усмотрения для субъектов нормативного соглашения, т.е. правовые принципы, и нормы, устанавливающие один или несколько вариантов поведения.

В науке семейного права метод диспозитивности либо вообще не упоминается, либо определяется как дозволительно-императивный (при этом допускается возможность конкретизированного диспозитивного регулирования, осуществляемого с помощью так называемых ситуационных норм, которые наделяют возможностью выбора правовых решений с учетом конкретных обстоятельств не самих участников семейных отношений, а правоприменительные органы).

Как отмечают специалисты, диспозитивный метод в сфере правовых отношений основывается на следующих принципах их регулирования:

  • – равенство субъектов правовых отношений, выражающееся прежде всего в независимости их воли. Разумеется, оно не является абсолютным как в смысле объема конкретных правоотношений, в которые вступают их участники, так и в смысле особенностей правоспособности юридических и физических лиц. Заключение договоров наиболее ярко выражает равнопартнерские отношения субъектов права;
  • – самостоятельность участников правовых отношений и свободное осуществление ими своих прав. Решения принимаются по принципу "дозволено все, что не запрещено". Не допускается вмешательство в дела субъектов права или воспрепятствование им. Иными словами, речь идет о гарантированной законом возможности юридического или физического лица по своему усмотрению распоряжаться субъективным правом, реализовать его, передать или уступить другому субъекту либо вообще не осуществлять то или иное право. При этом субъект самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам и возмещает ущерб, причиненный его неправомерными действиями другой стороне.