Правовые основы тушения пожаров и проведение аср. Безопасность при ядерном взрыве, пожаротушение. Важные моменты деятельности

Для успешного тушения любого пожара необходимо знать закономерности его развития и характеристику сопровождающих его явлений, а также успешное тушение пожаров зависит и от тактико-технических возможностей пожарных подразделений.

Пожарная тактика - это совокупность способов и приемов тушения пожара, применяемых с учетом возможностей подразделений пожарной охраны и конкретной обстановки на пожаре .

Средства тушения пожаров (пожарная техника и огнетушащие средства) и люди, работающие с этими средствами, составляют материальную основу тушения пожара. Поэтому одним из важнейших вопросов, рассматриваемых пожарной тактикой, являются тактико-технические данные пожарной техники, свойства огнетушащих средств и правила их применения, а также способы прекращения горения .

Тушить пожар умело и быстро, целесообразно используя силы и средства, могут только подготовленные, хорошо обученные и натренированные подразделения пожарной охраны. Порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны регламентируется приказом .

Задачами пожарной тактики являются: изучение сущности процессов развития и тушения пожаров, а также установление действующих в этих процессах закономерностей исследование тактических возможностей подразделений пожарной охраны, знание тактических возможностей подразделений, необходимо чтобы правильно использовать боевые расчеты в процессе тушения .

Не зная, например, возможностей пожарного отделения на автонасосе, нельзя решить таких вопросов его использования, как постановка задач в различной обстановке, необходимость его усиления дополнительными средствами, организация взаимодействия с другими подразделениями .

Знание процессов развития и тушения пожаров, а также знание тактических возможностей подразделений позволяет разработать наиболее целесообразные способы действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров в той или иной обстановке .

При решении этой задачи исходят обычно из наиболее типичной обстановки на пожаре. Определив целесообразные способы действий подразделений в типичной обстановке, их уточняют с учетом особенностей конкретного пожара.

Способы действий подразделений разрабатывают, изучая и обобщая опыт тушения пожаров. Чтобы из всех способов действий выбрать наиболее целесообразные и эффективные, необходимо изучать и учитывать все изменения, происходящие в практике тушения пожаров и в техническом оснащении подразделений. Организация тушения пожаров и управление боевыми действиями при их тушении .

В организации тушения пожаров и управление боевыми действиями подразделений основную роль играет своевременное создание необходимых запасов огнетушащих средств, правильная организация и бесперебойная работа тыла на пожаре, медицинское обслуживание личного состава, обеспечение безопасных условий для личного состава при тушении пожара, охрана места пожара .

Успешное решение этой задачи обеспечивается четко налаженным взаимодействием подразделений пожарной охраны с городскими службами: водопроводной, медицинской, энергетической, полицейской и др.

Организация тактической подготовки подразделений с учетом выработки определенных боевых и моральных качеств личного состава .

Решение задач пожарной тактики во многом зависит от знаний личного состава подразделений и его подготовленности к работе в различных условиях обстановки на пожаре .

Поэтому следующей задачей тактики является организация и проведение пожарно-тактической подготовки личного состава подразделений.

Тактические занятия в системе боевой подготовки должны быть направлены на выработку необходимых морально-боевых качеств личного состава: мужества, решительности, находчивости, стойкости, профессионального мастерства и т. д.

Воспитать эти качества можно только в результате постоянной, кропотливой и целеустремленной работы всего состава подразделений пожарной охраны. Тушение пожаров, спасание людей, оказавшихся в опасности, наряду с профилактическими мероприятиями важнейшие задачи подразделений пожарной охраны.

Исследуя условия развития и тушения пожаров, разрабатывая наиболее целесообразные способы и приемы боевых действий подразделений, пожарная тактика вместе с тем не дает готовых решений для каждой конкретной обстановки, складывающейся на пожаре.

Она содержит главные, наиболее важные положения и правила, следуя которым руководитель тушения пожара (РТП) принимает обоснованное решение, соответствующее конкретным условиям.

Пожарная тактика зависит от уровня тактико-технических возможностей техники, внедрения новых средств тушения. Она находится в непрерывном развитии, обогащаясь новыми приемами и способами тушения пожаров по мере оснащения пожарных подразделений более совершенной техникой и огнетушащими средствами.

Например, широкое применение пены средней кратности позволило существенно изменить тактические приемы и способы тушения пожаров нефти и нефтепродуктов в резервуарах, в кабельных помещениях и подвалах зданий, на судах морского и речного флота. Появление пожарных автомобилей газоводяного тушения в корне изменило весь процесс тушения пожаров мощных нефтяных и газовых фонтанов. Большое значение для тактики имеет организационная структура частей и гарнизонов пожарной охраны, а также метод управления боевыми действиями пожарных подразделений .

Научное их обоснование - одна из важных задач пожарной тактики.

В современных условиях пожарная тактика решает свои задачи исходя из наличия новых огнетушащих средств и возросшей необходимости тушения пожара в начальной стадии его развития. Это обусловлено тем, что укрупнение объектов, усложнение технологических процессов производств, применение синтетических материалов и т. д. создали условия для быстрого распространения пожаров на большие площади, что может привести к огромным материальным потерям .

Технологические процессы усложняются, растет площадь застройки объектов народного хозяйства. А вместе с этим - их пожарная опасность. Поэтому, большое внимание приходится уделять совершенствованию профессиональных навыков, повышающих уровень готовности личного состава. Все это позволяет обеспечить лучшую защиту для имущества и собственности людей.

Вводная информация

Всеми вопросами занимается Она включает теорию и практику подготовки и ведения действий подразделениями при выполнении обязанностей. Изучая ее, можно понять основы организации тушения пожаров и ликвидации ЧС, согласно которым действуют профессионалы. Базовым предметом изучения здесь является подготовка к ликвидации возгораний с использованием различных сил и средств. Это делается благодаря:

  1. Определению структуры пожарной охраны.
  2. Разработке и корректировке оперативных документов.
  3. Обоснованию численности и мест дислокации подразделений.
  4. Планированию тактической и психологической подготовки подразделения.
  5. Разработка мероприятий, обеспечивающих нужные условия для успешного осуществления деятельности в населенных пунктах и на объектах народного хозяйства.

Но этим дело не ограничивается

Пожарная тактика еще и является совокупностью способов и приемов, что применяются с учетом существующих возможностей и конкретной обстановки. Необходимые средства - техника, специальный инструментарий, а также люди, использующие их - формируют материальные основы организации тушения пожаров. Общие требования, выдвигаемые в данной деятельности, относятся к техническим данным, свойствам используемых орудий, правилам их применения, а также способам, позволяющими обеспечить прекращение горения.

Важные моменты деятельности

Когда рассматриваются основы организации тушения пожаров, то порядок подготовки и действий при чрезвычайной ситуации играет решающую роль. Сюда же относится и план деятельности. Как негативный пример неудовлетворительной подготовки, можно привести недавно нашумевшие события в Кемерово, когда пожарные при организации своей деятельности больше озаботились о том, чтобы повесить портреты Путина и Медведева вместо того, чтобы спасать людей. Хотя это и мелочные действия, но они показывают общий уровень. И сколько таких моментов осталось сокрыто от наших взглядов! Но возвращаясь к основной теме - внимание уделяется и выполняемым действиям в процессе тушения, а также недопущению возгораний.

Какие задачи выполняются?

Говоря про основы организации тушения пожаров и ликвидации ЧС, нельзя обойти вниманием преследуемые цели. Следует отметить, что это дело в последние десятилетия эволюционирует из описательной дисциплины в научную. Она все больше концентрируется на исследованиях и выявлении закономерностей, как в деле недопущения возгораний, так и их тушения. Это оказывает существенное влияние на выполняемые пожарной тактикой задачи:

  1. Изучается сущность процессов развития и последующего тушения возгораний. Устанавливаются действующие для них закономерности.
  2. Исследуются тактические возможности, доступные подразделениям пожарной охраны.
  3. Разрабатываются способы действий личного состава.
  4. Организация тактической подготовки для выработки определенных моральных и боевых качеств личного состава.
  5. Руководство тушением пожаров и действиями при них.

Что влияет на обучение и последующее качество работы?

Если перечислять все факторы, которые влияют на выполнение поставленной задачи, то очень скоро окажется, что их очень много. Но если их объединить, то заметно, что выделяется два основных подхода к их обработке и изучению:

  1. Тщательный научный анализ и исследование процессов тушения пожаров. Предполагает изучение постоянно меняющихся условий, в которых приходится работать. Также обеспечивает осуществление учета всех изменений в используемых технических средствах. На этой основе устанавливаются общие положения, которые и раскрывают сущность процесса тушения.
  2. Проведение экспериментальных работ. Предполагает изучение процесса горения разных веществ в условиях пожара, как это происходит в сооружениях и зданиях, и как лучше всего их тушить.

Совершенствование применяемой тактики

Как уже ранее говорилось, мир постоянно усложняется. Поэтому, приходится изобретать что-то новое. Особенно это актуально, если проводятся аварийно-спасательные работы (АСР) в опасных условиях, причем не только для оказавшихся в незавидной ситуации людей, но и для пожарников. Наука переработала весь накопленный человечеством опыт и вобрала в себя самое лучшее. Она прошла большой путь в развитии, но этот процесс продолжается и по сей день. Наука про основы организации тушения пожаров и проведения АСР формировалась постепенно, обогащая себя, совершенствуя используемые технические средства и возможности. Например, ранее, когда населенные пункты в основном состояли из деревянных домов, укрываемых щепой и соломой, то возгорание, возникшее внутри помещения, быстро становилось наружным. Тактика поведения в этом случае сводилась исключительно к поливанию горящего строения водой из ведер.

Не очень эффективно. Как это исправить?

Поэтому часто использовалась тактика разбора горящего помещения, после чего отдельные конструкции поливали водой и тушили. Когда в семнадцатом веке приобрели популярность ручные насосы, то это существенно не повлияло на процесс. Это было связано с недостаточной эффективностью используемого инструментария и его ограниченным числом. В восемнадцатом и девятнадцатом веках в связи с увеличением размеров зданий, а также применения несгораемых материалов характер пожаров претерпел изменения. Все чаще они возникали именно внутри помещения и достигали огромного размера. Для борьбы со стихией необходимо было использовать новые средства и методы. Дополнительно, во второй половине девятнадцатого века в Российской империи развивается нефтедобывающая промышленность, а также другие сферы производства, которые предполагают работу с огнеопасными веществами. Возникающие на них пожары принимали поистине угрожающие размеры. Перед человечеством стояли вызовы поиска новых способов и средств борьбы с ними.

Результаты опыта и практики

Развивались основы организации тушения пожаров и их способы реализации. Благо, опираясь на новейшие достижения науки и технической мысли, располагая квалифицированными и грамотными кадрами, охрана общественной собственности и личного имущества от возгораний выполняется успешно. Причем изменения произошли как в методологических, так и технических аспектах. Пожарное дело превратилось в полноценную отрасль. И это не просто так. Опасные условия, в которых приходится действовать, требуют наличия существенных практических и теоретических знаний. Да и при активных действиях в реальных условиях персонал действует не абы как, а так, как велит принятая тактика. Чтобы освоить ее, создается обучающий методический план. Основы организации тушения пожаров требуют, чтобы каждый задействованный человек четко знал порядок действий, правила безопасности тушения и спасения людей и материальных ценностей. Если эти вопросы не изучить, то плата за такое пренебрежение - жизнь. Самые обобщающие основы изучаются в училищах. Но все нюансы, профессиональное мастерство, инициатива, способность выдерживать высокие физические нагрузки, моральные качества - все это можно проявить только в реальных условиях.

О нормативно-правовой документации

Основные исходные положения деятельности содержаться в Приказе МЧС РФ №156. В нем обобщен многолетний опыт работы подразделений тушения пожаров. Также там имеются отдельные положения, принципы, правила, что выведены на основе глубокого анализа имеющихся данных и всесторонней теоретической разработки возможных ситуаций. Так, в Приказе №156 есть руководящие указания по организации тушения, обеспечению общности взглядов начальствующего состава и много чего другого. Такая ситуация позволяет облегчить работу руководителю и способствует процессу выработки решений. Но здесь есть один важный момент! Его следует рассматривать только как руководство. Имеющиеся в нем положения не объясняют сути явлений, которые происходят в процессе тушения. В приказе есть только готовые выводы и обобщения, тогда как предпосылки не указываются. Но поскольку обстановка на пожаре может сложиться по-разному, то необходимо знать не только положения устава и применять его на практике, но и уметь думать головой и использовать обдуманные решения.

Что же нужно для успешного руководства тушением пожара?

Давайте взглянем на это с позиции начальствующего состава. Для успешного руководства следует знать не только положения устава, но и понимать сущность происходящих явлений. Для этого требуется качественная теоретическая подготовка. Ее получение связано с изучением информативных трудов, учебников, пособий и периодической литературы. Пожарно-тактическая подготовка и основы организации тушения пожаров требуют значительного выхода за рамки, установленные государственной бюрократией. Ну, и, конечно, опыт. Без него никуда.

Немного о практике деятельности и организационных изменениях

Несмотря на ограниченность, которую имеет Приказ №156, его выполнение является обязательным. Данное требование относится ко всему личному составу пожарной охраны, а также иных привлеченных сил. Но не об этом сейчас пойдет разговор. Во второй половине двадцатого века во многих странах создавались государственные службы спасения. Они были призваны оказывать помощь людям, что пострадали из-за стихийного бедствия. В качестве примера можно привести разрушительное землетрясение, произошедшее в Армении в 1988 году. Тогда стало очевидно, что Советский Союз не обладает службой, которая могла бы эффективно и оперативно оказывать помощь людям. А вот спасатели Швейцарии, Франции и ряда других стран смогли продемонстрировать профессионализм, способность разворачивать деятельность в зоне бедствия в автономном режиме и высокий уровень технической оснащенности. Поэтому, было принято решение про образование Российского корпуса спасателей в декабре 1990 года. В его задачи входило обеспечивать безопасность населения во время стихийных бедствий и различных техногенных катастроф. В 1994 году оно было преобразовано в министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Все эти моменты находятся под его ведомством. Но для простоты, сокращенно оно называется просто МЧС - министерство чрезвычайных ситуаций.

Деятельность в специфических условиях

А что же представляют собой основы организации тушения пожаров в городах? Или в сельских поселениях? Если говорить о городских условиях, то очень часто здесь оказывается, что есть заблокированные люди, путь на улицу для которых отрезан. И возникает потребность в их эвакуации. Но вот только как? С помощью пожарной лестницы! Поэтому спецмашины, которые действуют в городских условиях, оснащаются длительными лестницами. А вот благодаря использованию бетона и кирпичей огонь распространяется не очень быстро (хотя утеплители, все более часто используемые в последнее время, могут ему поспособствовать). А вот на территории частной застройки более актуальным является использование машин с большим запасом гасящего вещества. Почему? Если сравнивать с городскими условиями, то там источник воды очень часто под рукой, да и условия для распространения огня не самые лучшие. Тогда как в небольших поселениях и деревушках с этим могут быть проблемы. Хорошо, если речушка в полусотни метров есть. Но, согласитесь, такое бывает редко. Да, и колодцы, и централизованное водоснабжение не слишком уж часто встречаются. А если еще вспомнить, что очень часто жилые здания строят из дерева, а если и нет, то вспомогательные постройки точно из него. Вот, и выходит, что необходимо много воды, а взять ее неоткуда.

Заключение

Вот, и рассмотрены основы тушения пожара. Следует помнить, что с огнем необходимо быть осторожным - он очень быстро поглощает человеческие постройки. Если где-то возникло возгорание, а его не удалось потушить в первые несколько (десятков) секунд, то необходимо срочно вызывать пожарных и продолжать проводить ликвидацию огня собственными силами. Но помните об чадном газе и опасности получения ожогов, особенно, если есть сильный ветер. Ведь знать, что собой являют основы организации тушения пожаров, порядок действий при возгораниях и умение бороться с огнем в реальности - это разные вещи.

Пожары классифицируются по нескольким признакам:

а) по масштабам:

отдельные пожары (в зданиях и сооружениях);

группы отдельных пожаров;

сплошные пожары, когда отдельные пожары сливаются в один общий (горят более 50% зданий на участке застройки). Совокупность отдельных или сплошных пожаров на территории населенного пункта принято называть массовыми пожарами;

огненный шторм – особый вид устойчивого пожара, охватывающего более 90% зданий в городах и характеризующегося наличием восходящего вверх столба продуктов сгорания и нагретого воздуха, а также притоком со всех сторон к центру шторма свежего воздуха с ураганной скоростью;

б) по месту возникновения:

пожары в городах и населенных пунктах;

пожары на транспортных артериях (трубопроводах) и объектах;

ландшафтные пожары, возникающие по различным причинам вые населенных пунктов (лесные, полевые и т.д.). Их относят к природным пожарам и классифицируют в качестве стихийных бедствий.

Кроме того, пожары классифицируют с точки зрения затрат сил и средств для их тушения (в населенных пунктах): чем большая площадь объекта охвачена пожаром, тем выше категория пожара (с №1 по №5).

Порядок организации тушения пожаров

Тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ организуется и осуществляется в соответствии с федеральным законом «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01–93, Боевым уставом пожарной охраны.

Согласно статье 22 федерального закона РФ «О пожарной безопасности», тушение пожаров представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Порядок организации тушения пожаров устанавливается Государственной противопожарной службой.

Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной противопожарной службой и утверждается:

на межрегиональном уровне – федеральными органами государственной власти;

на территориальном и местном уровнях – соответственно, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляются в безусловном порядке.

Тушение пожаров Государственной противопожарной службой осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Для вызова подразделений пожарной охраны в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер – 01.

При тушении пожаров проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:

проникновение в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений;

создание условий, препятствующих развитию пожаров и обеспечивающих их ликвидацию;

использование на безвозмездной основе средств связи, транспорта, оборудования;

ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;

эвакуация с мест пожаров людей и имущества.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара, прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости, руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами, на территории которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном действующим законодательством. Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

Выполнение требований Устава является обязательным для всего личного состава пожарной охраны и иных привлеченных к тушению пожаров сил (участники тушения пожаров).

Самостоятельное тушение пожаров гражданами Уставом не регулируется, однако, также требует определенных познаний и навыков.

В Уставе пожарной охраны применяются следующие основные понятия:

Тушение пожаров – боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Тушение пожаров является одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности.

Боевые действия – предусмотренное Уставом организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения основной боевой задачи.

Основная боевая задача при тушении пожаров – спасение людей в случае угрозы их жизни, достижение локализации и ликвидация пожара в сроки и в размерах, определяемых возможностями привлеченных к его тушению сил и средств пожарной охраны.

Локализация пожара – стадия (этап) тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям и (или) животным, прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами.

Ликвидация пожара – стадия (этап) тушения пожара, на которой прекращено горение и устранены условия для его самопроизвольного возникновения.

Решающее направление – направление боевых действий, на котором использование сил и средств пожарной охраны в данный момент времени обеспечивает наилучшие условия решения основной боевой задачи.

Боевая позиция – место расположения сил и средств пожарной охраны, осуществляющих непосредственное ведение боевых действий по спасению людей и имущества, подаче огнетушащих веществ, выполнению специальных работ на пожаре.

Тыл на пожаре – силы и средства пожарной охраны, обеспечивающие ведение боевых действий на боевых позициях.

Выполнение основной боевой задачи обеспечивается силами пожарной охраны – личным составом органов управления и подразделений пожарной охраны, личным составом иных противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Время от начала развития пожара мин. Возможная обстановка пожара Q тр л/с Введено приборов на тушение и защиту Q ф л/с Рекомендации РТП
ИТС-50-8 DF ПЛС ГПС СВП
11мин Прибытие 1-го подразделения пожарной охраны, S п = 28,26 м 2 , происходит горение припаркованных автомобилей на парковке, высокая температура и сильное задымление по всей площади парковки. Необходимость первоочередных действий- спасение, эвакуация людей с парковки, защита путей эвакуации. 2,82 1. Решающее направление – спасание, эвакуацию людей и защита путей эвакуации. 2. По прибытию: подтвердить ранг пожара №2, организовать разведку пожара. 3. Разведку имеющегося пожара проводить по всем направлениям возможным для движения на парковке. 4. Установить: число людей находящихся на момент пожара на парковке, вести их учет при эвакуации (назначить ответственного из числа нач.состава) 5. Обеспечить полное или частичное отключение от всех имеющихся энергетических ресурсов. 6. Получить наряд-допуск после отключения электроэнергии. 7. Вызвать к месту пожара 03, ГОРЭНЕРГО, полицию, ГИБДД. 8. Установить АЦ на ПГ, проложить магистральную линию 9. На всех участках работ организовать тщательное наблюдение за состоянием строительных конструкций. 10. При тушении пожара использовать звенья ГДЗС, организовать посты безопасности. 11. Организовать взаимодействие с руководством парковки по эвакуации транспортных средств. 12. Проверить лифты на наличие людей. 13. Задействовать систему дымоудаления дома, в случае её полного отказа использовать турбовентиляторы СПСЧ и вызватьАД-90 29-ПСЧ для удаления дыма и ли подпора воздуха на уровнях стоянки. 14. В случае полного отключения дома от электроэнергии насосы-повысители внутреннего противопожарного водоснабжения также будут отключены.
19 мин Прибытие последнего подразделения по №2. Локализация S п = 78,5 м 2 7,85 35,24 15. Создать 2 участка тушения пожара (УТП): 1 й – спасение, эвакуация людей, эвакуация транспортных средств, проверка уровней парковки 2 й - тушение пожара, защита соседних автомобилей, защита перекрытий 16. Установить отделение 32-ПСЧ на ПГ, проложить магистральную линию. 17. Установить отделение 27-ПСЧ на ПГ, проложить 2 магистральную линию. 18. Организовать тушение пожара: звеньями ГДЗС подать 5 стволов ГПС-600 на пути распространения огня. 19. На защиту автотранспортных средств - 2ствола «Б». 20. На защиту перекрытий - 1ствол «Б». 21. Для удаления дыма парковки установить турбовентиляторы СПСЧ.
25 мин Ликвидация 7,85 35,24

Сводная таблица расчета сил и средств для тушения пожара

Вариант тушения Прогноз развития пожа­ра (площадь пожара, фронт пожара линейная скорость распростране­ния, площадь тушения, объем тушения и т.п.) Требуемый расход огнетушащих веществ, л/с м 2 Количество приборов подачи огне­тушащих веществ, шт. Необходимый запас ог­нетушащих веществ, л/с Количество пожарных машин, основ­ных/специальных, шт. Предельные расстояния для подачи воды, м Численность личного состава, количество звеньев ГДЗС чел/шт.
S п =78,5 м. 2 V л = 1 м/мин I т тр = 0,1 л/м 2 *сек 7,85 2 ГПС-600 3«ИТС-50-8» W по =1296 W воды т=63432 Q ф 35,24л/с < Q п/п вод 110 л/с 8 осн. 9 спец. 70-150 70 чел., 9 звеньев ГДЗС-36чел.

1. В пути следования передать характеристику объекта.

2. По прибытии на пожар: подтвердить ранг пожара №2, вызвать к месту пожара 03, ГОРЭНЕРГО, полицию, ГИБДД.

4. Оказать помощь пострадавшим и организовать отправку пострадавших в больницы на машинах скорой помощи.

5. Необходимо немедленно установить связь с руководством объекта.

6. Уточнить, какие меры уже приняты по эвакуации людей и имущества (автотранспортных средств).

7. При проведении спасания людей использовать эвакуационные выходы, вести учет эвакуированных людей.

8. Отключение электроэнергии согласовать с руководством объекта, получить допуск на тушение пожара.

9. Разведку имеющегося пожара проводить по всем направлениям возможным для движения на этажах, все работы производить в СИЗОД.

10. Проверить лифты на наличие людей.

11. Определить приборы и способы подачи огнетушащих средств.

12. Организовать штаб пожаротушения (разместить у дома), включить в него представителей объекта.

13. Назначить ответственного за ОТ и начальников УТП, обеспечив расстановку сил и средств на позициях

14. В холодное время эвакуированных людей разместить в соседних жилых домах ул. Горная д. 2а и ул. Горная д. 6.

15. При тушении парковки для защиты личного состава применять теплоотражательные костюмы.

16. Для удаления дыма установить турбовентиляторы СПСЧ.

17. При возможности и необходимости использовать сухотрубы и ВПК, учесть что в ПК установлена полугайка на 66 мм.

1. Оперативный штаб расположить перед парковкой.

2. Для организации связи на пожаре использовать АСО.

3. Работающим переносным радиостанциям на пожаре перейти на 18 канал. Для оповещения людей на пожаре использовать громкоговорители АСО СПСЧ, мегафоны и СГУ пожарных автомобилей.

4. В состав оперативного штаба включить руководство объекта. При необходимости через ДДС-01 г. Н.Новгорода вызвать аварийную бригаду Нагорного водопроводного участка водоканала, аварийную бригаду электросетей (Горэнерго), экипажи ГИБДД, полицию, скорую помощь.

5. Готовить и своевременно вносить РТП предложения по организации тушения пожара, потребности в огнетушащих веществах, созданию резерва сил и средств.

6. Доводить указания РТП до участников тушения пожара.

7. Своевременно докладывать РТП и старшему диспетчеру гарнизона оперативную обстановку на пожаре.

8. В холодное время эвакуированных людей разместить в соседних жилых домах по ул. Горная.

1. Провести разведку водоисточников, находящихся рядом, обеспечить бесперебойную подачу огнетушащих средств к месту пожара.

Положение

«Об организации (осуществлении) тушения пожаров и проведении связанных с ними аварийно-спасательных работ» федеральной противопожарной службой на территории Хабаровского края

Настоящее Положение определяет основы организации тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ. Выполнение требований Положения является обязательным для всего личного состава пожарной охраны и иных привлеченных к тушению пожаров сил (далее - участники тушения пожаров). Самостоятельное тушение пожаров гражданами Положением не регулируется.

Глава 1.

^ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В Положении применяются следующие основные понятия:

Тушение пожаров - действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

^ Аварийно-спасательные работы – действия по спасению, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.

^ Действия по тушению пожаров и проведению аварийно – спасательных работ - предусмотренное Положением организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения основной задачи, (далее – действия).

^ Основная задача - достижение локализации и ликвидация пожара в сроки и в размерах, определяемых возможностями привлеченных к его тушению сил и средств пожарной охраны, (далее – задача).

^ Локализация пожара - стадия (этап) тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям и (или) животным, прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами.

^ Ликвидация пожара - стадия (этап) тушения пожара, на котором прекращено горение и устранены условия для его самопроизвольного возникновения.

Решающее направление – направление действий, на котором использование сил и средств пожарной охраны обеспечивает наилучшие условия решения основной задачи.

^ Позиция сил и средств - место расположения сил и средств пожарной охраны, осуществляющих непосредственное ведение действий по спасению людей и имущества, подаче огнетушащих веществ, выполнению специальных работ на пожаре, (далее – позициях).

^ Тыл на пожаре - силы и средства пожарной охраны, обеспечивающие ведение действий на позициях личным составом.

Выполнение основной задачи обеспечивается силами пожарной охраны - личным составом органов управления и подразделений пожарной охраны, в том числе курсантами и слушателями пожарно-технических учебных заведений, а при необходимости и в условиях особого противопожарного режима также профессорско-преподавательским составом пожарно-технических учебных заведений, учеными и специалистами пожарно-технических научно-исследовательских учреждений, личным составом иных противопожарных формирований, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственностии.

К тушению пожаров могут быть привлечены в установленном порядке личный состав органов внутренних дел, военнослужащие, силы гражданской обороны, а также население.

3. Для выполнения задач используются следующие средства: пожарные машины, в том числе приспособленные для целей пожаротушения автомобили;

пожарно-техническое вооружение и пожарное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания;

огнетушащие вещества;

аварийно-спасательное оборудование и техника;

системы и оборудование противопожарной защиты предприятий; системы и устройства специальной связи и управления; медикаменты, инструменты и оборудование для оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах;

иные средства, вспомогательная и специальная техника.

4. Успешное выполнение задач при тушении пожаров основано на:

эффективной организации действий, в том числе своевременном сосредоточении на месте пожара необходимых для его ликвидации сил и средств, умелой их расстановкой и активным, наступательным действиям;

Мужестве, высоком уровне профессиональной, физической и психологической подготовки, боевом опыте личного состава пожарной охраны (далее - личного состава);

Дисциплинированности участников тушения пожара.

Глава 2.

^ ДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

выезд и следование к месту вызова (пожара, аварии, катастрофы);

разведку;

спасание людей и имущества;

боевое развертывание;

ликвидацию горения;

выполнение специальных работ;

сбор и возвращение в подразделение.

Действия по разведке, спасанию людей и имущества, развертыванию, ликвидации горения и выполнению специальных работ могут выполняться одновременно.

6. Действия должны выполняться в соответствии с установленными требованиями охраны труда и техники безопасности при пожарах и могут проводиться в условиях высокой психологической и физической нагрузки, повышенного риска, прямой опасности для жизни и здоровья участников тушения пожаров. Ведение действий по тушению пожаров на предприятиях, которые имеют разработанные в установленном порядке планы локализации и ликвидации аварий, должно осуществляться с учетом особенностей, определяемых этими планами.

7. Действия на позициях в условиях крайней необходимости, связанной с непосредственной угрозой жизни и здоровью участников тушения пожара, могут выполняться с отступлением от установленных требований охраны труда и техники безопасности только в исключительных случаях и, как правило, добровольцами.

^ Обработка вызовов

8. Обработка вызовов осуществляется в установленном порядке дежурным диспетчером (радиотелефонистом) подразделения пожарной охраны (далее - дежурный диспетчер) и включает в себя:

Прием от заявителя и фиксирование информации о пожаре;

Оценку полученной информации и принятие решения о направлении к месту вызова сил и средств, предусмотренных расписанием выезда (планом привлечения сил и средств);

Подачу сигнала "ТРЕВОГА";

подготовку и вручение (передачу) должностному лицу, возглавляющему дежурный караул или дежурную смену (далее - начальник караула), путевки о выезде на пожар (приложение 1), а также оперативных планов и карточек тушения пожаров и иной информации о горящем объекте.

9. При приеме информации от заявителя о пожаре дежурный диспетчер должен по возможности полно установить:

Адрес пожара или иные сведения о месте пожара;

Наличие и характер опасности жизни и здоровью людей;

Особенности объекта, на котором возник пожар;

Фамилию, имя, отчество заявителя (в том числе - номер телефона заявителя);

Иные сведения о пожаре, могущие повлиять на успешное выполнение основной задачи.

Подача сигнала "ТРЕВОГА" осуществляется сразу после установления адреса или иных сведений о месте пожара и принятия решения о выезде.

Обработка вызова должна быть завершена за возможно короткое время и не задерживать выезд и следование к месту пожара.

При необходимости и наличии технической возможности информация о пожаре может быть передана диспетчером начальнику караула по радиосвязи во время его следования к месту пожара.

^ Выезд и следование к месту вызова (пожара, аварии, катастрофы)

10. Выезд и следование к месту вызова (пожара) включает в себя сбор личного состава по сигналу "Тревога" и его доставку на пожарных автомобилях и иной мобильной пожарной технике (далее - пожарный автомобиль) к месту вызова.

11. Выезд и следование к месту вызова (пожара) должны осуществляться в возможно короткое время, что достигается благодаря:

Быстрому сбору и выезду личного состава дежурного караула (в течение времени, не превышающего нормативное);

Движению пожарных автомобилей по кратчайшему маршруту с предельно возможной, но обеспечивающей безопасность скоростью, в том числе с использованием специальных сигналов и отступлением при необходимости и в установленном порядке от правил дорожного движения;

Знанию особенностей района выезда.

12. Для сокращения времени следования пожарных автомобилей к месту пожара на маршрутах их следования в необходимых случаях и в установленном порядке может перекрываться дорожное движение.

13. Следование к месту вызова может быть приостановлено только по распоряжению дежурного диспетчера гарнизона. При вынужденной остановке в пути следования головного пожарного автомобиля следующие за ним автомобили останавливаются и дальнейшее движение продолжают только по указанию начальника караула.

При вынужденной остановке второго или следующих за ним пожарных автомобилей остальные, не останавливаясь, продолжают движение к месту вызова. Старший начальник на пожарном автомобиле, прекратившем движение, немедленно сообщает о случившемся дежурному диспетчеру.

При самостоятельном следовании к месту вызова отделения дежурного караула и вынужденной остановке пожарного автомобиля командир отделения сообщает о случившемся дежурному диспетчеру и принимает меры по доставке личного состава и пожарно-технического вооружения к месту вызова.

14. При следовании подразделений пожарной охраны к месту вызова по железной дороге, водным или воздушным транспортом старший начальник в пути следования обязан:

Обеспечивать сохранность пожарной техники и оборудования;

Организовывать размещение, питание и отдых личного состава.

^ Проведение разведки

15. Разведка представляет собой совокупность мероприятий, проводимых в целях сбора информации о пожаре для оценки обстановки и принятия решений по организации боевых действий.

Разведка ведется непрерывно с момента выезда на пожар и до его ликвидации.

16. При проведении разведки необходимо установить:

Наличие и характер угрозы людям, их местонахождение, пути, способы и средства спасания (защиты), а также необходимость защиты (эвакуации) имущества;

Наличие и возможность вторичных проявлений опасных факторов пожара (ОФП), в том числе обусловленных особенностями технологии и организации производства на объекте пожара;

Место и площадь горения, что горит, а также пути распространения огня;

Наличие и возможность использования средств противопожарной защиты;

Местонахождение ближайших водоисточников и возможные способы их использования;

Наличие электроустановок под напряжением и целесообразность их отключения;

Места вскрытия и разборки строительных конструкций;

Необходимость эвакуации материальных ценностей, способы защиты их от огня, воды и дыма, пути и способы эвакуации (при опасности их уничтожения или порчи);

Возможные пути ввода сил и средств для тушения пожаров и иные данные, необходимые для выбора решающего направления.

Личным составом, участвующим в разведке, при необходимости и в зависимости от обстановки выполняются и другие задачи. При обнаружении пострадавших надо немедленно оказать им помощь.

17. Разведку проводят руководитель тушения пожара (РТП), другие лица по его поручению, а также должностные лица, возглавляющие боевые действия на порученном им участке работы.

При организации разведки РТП:

определяет направления проведения разведки и лично проводит ее на наиболее сложном и ответственном направлении;

Устанавливает количество и состав групп разведки, ставит перед ними задачи, определяет применяемые средства и порядок связи, а также необходимые для разведки пожарно-техническое вооружение, оборудование и снаряжение;

Определяет особенности соблюдения личным составом разведки правил техники безопасности;

Устанавливает порядок передачи полученной в ходе разведки информации.

18. В состав групп разведки входят:

РТП и связной, если на пожар прибыло одно отделение;

РТП, командир одного из отделений и связной, если на пожар прибыли два и более отделений.

Количество и состав групп разведки и их экипировка может изменяться РТП с учетом складывающейся оперативной обстановки на пожаре.

19. Личный состав, ведущий разведку, обязан:

Иметь при себе необходимые средства индивидуальной защиты, спасания, связи, тушения, приборы освещения, а также инструмент для вскрытия и разборки конструкций;

Проводить работы по спасанию людей в случае возникновения непосредственной угрозы для них;

Оказывать, при необходимости, первую доврачебную помощь пострадавшим при пожарах;

Принимать, при возможности, одновременно с разведкой пожара меры по его тушению и защите имущества всеми доступными средствами;

Соблюдать требования техники безопасности и правила работы в средствах индивидуальной защиты органов дыхания;

Использовать, по возможности, кратчайшие пути ведения разведки;

Докладывать своевременно в установленном порядке результаты разведки и полученную в ее ходе информацию.

^ Cпасание людей и имущества

20. Спасание людей при пожаре является важнейшим видом действий и представляет собой совокупность мер по эвакуации людей из зоны воздействия и вторичных проявлений ОФП или защите людей от их воздействия и вторичных проявлений.

Спасание людей при пожаре должно проводиться с использованием способов и технических средств, обеспечивающих наибольшую безопасность и, при необходимости, с осуществлением мероприятий по предотвращению паники.

Спасание имущества при пожаре осуществляется по указанию РТП в порядке важности и неотложности выполнения боевых задач.

21. Основными способами спасания людей и имущества являются:

Перемещение их, в том числе спуск или подъем с использованием специальных технических средств, в безопасное место;

Защита их от воздействия ОФП.

Перемещение спасаемых людей в безопасное место осуществляется с учетом условий тушения пожара и состояния пострадавших на пожаре посредством:

Организации самостоятельного их выхода из опасной зоны;

Вывода или выноса их из опасной зоны пожарными.

Защита спасаемых людей от воздействия ОФП осуществляется в процессе их перемещения в безопасное место, а также при невозможности осуществления такого перемещения. Указанная защита должна осуществляться с использованием возможно более эффективных средств и приемов, в том числе посредством подачи огнетушащих веществ для охлаждения (защиты) конструкций, оборудования, объектов, снижения температуры в помещениях, удаления дыма, предотвращения взрыва или воспламенения веществ и материалов.

22. Для спасания людей и имущества применяются следующие основные средства:

Автолестницы и автоподъемники;

Стационарные и ручные пожарные лестницы;

Спасательные устройства (спасательные рукава, веревки, трапы и индивидуальные спасательные устройства);

Аппараты защиты органов дыхания;

Аварийно-спасательное оборудование и устройства;

Надувные и амортизирующие устройства;

Летательные аппараты;

Иные доступные, в том числе приспособленные средства спасания.

23. При спасании людей оказывается первая доврачебная помощь пострадавшим.

24. Спасание людей и имущества при пожаре при достаточном количестве сил и средств проводится одновременно с другими действиями. Если сил и средств недостаточно, то они используются только для спасания людей, другие действия не ведутся или приостанавливаются.

Проведение спасательных работ при пожаре прекращается после осмотра всех мест возможного нахождения людей и отсутствия нуждающихся в спасении.

Развертывание

25. Развертывание - действия личного состава по приведению прибывших к месту вызова пожарных автомобилей в состояние готовности к выполнению задач по тушению пожаров. Развертывание включает в себя следующие этапы:

Подготовку к развертыванию; предварительное развертывание; полное развертывание.

Развертывание на пожарных автоцистернах и автонасосах (насосно-рукавных автомобилях) осуществляется в соответствии со статьями 26 - 28 Положения. При этом развертывание от первой прибывшей на место пожара автоцистерны осуществляется с подачей первого ствола на решающем направлении. Развертывание на других пожарных автомобилях проводится согласно инструкциям по их эксплуатации и рекомендациям (указаниям) по тушению пожаров.

26. Подготовка к развертыванию проводится непосредственно по прибытии к месту вызова (пожара). При этом выполняются следующие действия:

Установка пожарного автомобиля на водоисточник и приведение пожарного насоса в рабочее состояние;

Открепление необходимого пожарно-технического вооружения;

Присоединение магистрально рукавной линии к напорному патрубку насоса, если иное не установлено РТП.

Другие подготовительные действия осуществляются по указанию начальника караула и РТП.

27. Предварительное развертывание на месте вызова (пожара) проводят в случаях, когда очевидна дальнейшая организация действий или получено указание РТП.

При предварительном развертывании:

Выполняют действия, предусмотренные статьей 26 Положения;

Прокладывают магистральные рукавные линии;

Устанавливают разветвления, возле которых размещают рукава и стволы для прокладки рабочих линий, другое необходимое пожарно-техническое вооружение.

28. Полное развертывание на месте вызова (пожара) проводят по указанию РТП, а также в случае очевидной необходимости подачи огнетушащих веществ.

При полном развертывании:

выполняют действия, предусмотренные статьей 27 Положения;

Определяют позиции ствольщиков, к которым прокладывают рабочие рукавные линии;

Заполняют огнетушащими веществами магистральные и рабочие (при наличии перекрывных стволов) рукавные линии.

29. При развертывании и последующих действиях для обеспечения безопасности участников тушения пожара, возможности маневра прибывающей пожарной техники, установки резервной пожарной техники должны быть проведены необходимые действия по ограничению или запрещению доступа посторонних лиц к месту пожара, а также движения транспорта на прилегающей к нему территории. До прибытия соответствующих служб органов внутренних дел эти действия должны выполняться личным составом в порядке, определяемом РТП.

30. При прокладке рукавных линий необходимо:

Выбирать кратчайшие, наиболее удобные пути к позициям ствольщиков, не загромождая путей эвакуации людей и имущества;

Обеспечивать их сохранность и защиту от повреждений, в том числе путем установки рукавных мостиков и использования рукавных задержек;

Устанавливать разветвления вне проезжей части дорог;

Создавать запас пожарных рукавов для использования на решающем направлении боевых действий. Прокладку рукавных линий с использованием рукавного автомобиля необходимо проводить в соответствии с инструкцией по его эксплуатации.

^ Ликвидация горения

31. Ликвидация горения - действия личного состава, непосредственно обеспечивающие прекращение горения веществ и материалов на пожаре, в том числе посредством подачи в очаг пожара огнетушащих веществ.

32. Основные способы прекращения горения веществ и материалов (далее - горючее):

Охлаждение зоны горения огнетушащими веществами или посредством перемешивания горючего;

Разбавление горючего или окислителя (воздуха) огнетушащими веществами;

Изоляция горючего от зоны горения или окислителя огнетушащими веществами и (или) иными средствами;

химическое торможение реакции горения огнетушащими веществами.

Прекращение горения может достигаться комбинированным применением перечисленных способов.

33. Выбор подаваемого огнетушащего вещества определяется физико-химическими свойствами горючего, поставленной боевой задачей, применяемым способом прекращения горения и другими обстоятельствами.

Количество и расход подаваемых огнетушащих веществ, необходимых для выполнения задачи, обусловлены особенностями развития пожара и организации его тушения, тактическими возможностями подразделений пожарной охраны, тактико-техническими характеристиками используемой пожарной техники и определяются с учетом требуемой интенсивности их подачи, установленной действующими нормативами и рекомендациями, а также на основе практического опыта тушения пожаров.

Если огнетушащих веществ для успешного выполнения задачи недостаточно, организуется их доставка к месту пожара, в том числе посредством перекачки, подвоза на пожарных автомобилях и приспособленной для целей пожаротушения технике, использования иных способов и приемов транспортировки огнетушащих веществ.

34. При подаче огнетушащих веществ прежде всего необходимо использовать имеющиеся стационарные установки и системы пожаротушения.

При работе с ручными пожарными стволами необходимо:

Осуществлять первоочередную подачу огнетушащих веществ на решающем направлении;

Обеспечивать подачу огнетушащего вещества непосредственно в очаг пожара с соблюдением требований техники безопасности;

Охлаждать материалы, конструкции, оборудование для предотвращения обрушений и (или) ограничения развития горения;

Не прекращать подачу огнетушащих веществ и не оставлять позицию без разрешения старшего начальника;

Исключать случаи воздействия воды на слой пены или порошка, используемых для прекращения горения;

Не допускать излишнего пролива воды.

35. Для создания необходимых условий подачи огнетушащих веществ могут быть использованы имеющееся инженерное оборудование, коммуникации зданий (сооружений) и проведены специальные работы, в том числе по вскрытию и разборке конструкций.

Подачу электропроводящих огнетушащих веществ в места нахождения электроустановок под напряжением 0,38 кВ и выше осуществляют после отключения электрооборудования (если иное не установлено указаниями и рекомендациями ГПС, утвержденными в установленном порядке) представителем энергослужбы населенного пункта (предприятия) и получения в установленном порядке соответствующего допуска от уполномоченного должностного лица.

^ Выполнение специальных работ

36. Специальные работы - действия личного состава, направленные на обеспечение выполнения задач с использованием специальных технических средств и (или) знаний. К основным специальным работам относятся:

Освещение места вызова (пожара);

Вскрытие и разборка конструкций;

Подъем (спуск) на высоту;

Выполнение защитных мероприятий;

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим;

Восстановление работоспособности технических средств.

37. Организация связи осуществляется для обеспечения управления силами пожарной охраны, их взаимодействия на месте вызова (пожара).

Организация связи включает в себя определение РТП используемых схем связи, подготовку для их реализации средств связи, постановку задач перед личным составом, осуществляющим эти функции.

При использовании связи должно обеспечиваться соблюдение установленных правил передачи информации, в том числе правил радиообмена.

38. Освещение места вызова (пожара) осуществляется по указанию РТП в условиях недостаточной видимости, в том числе при сильном задымлении.

Для освещения места вызова (пожара) используются имеющиеся на вооружении пожарной охраны осветительное оборудование специальных пожарных автомобилей, а также другие штатные средства, предназначенные для этих целей.

На месте вызова (пожара) по указанию РТП могут дополнительно применяться осветительные средства предприятий.

39. Вскрытие и разборка конструкций здания (сооружения) проводятся в целях создания необходимых условий для спасания людей, имущества, ограничения распространения пожара, подачи огнетушащих веществ в зону горения, выполнения иных работ.

Разборка конструкций для обеспечения доступа к скрытым очагам горения проводится после сосредоточения сил и средств, необходимых для тушения этих очагов.

40. Подъем (спуск) на высоту организуется для спасания и защиты людей, имущества, сосредоточения необходимых сил и средств, подачи огнетушащих веществ, выполнения иных работ.

Подъем (спуск) на высоту осуществляется с использованием путей и средств эвакуации из зданий (сооружений), а также технических средств спасания, перечисленных в статье 22 Устава. При необходимости допускается применение для этих целей иных, в том числе приспособленных, средств.

Изменение мест установки технических средств спасания, использовавшихся для подъема личного состава на высоту, допускается только после оповещения об этом указанного личного состава.

41. Выполнение защитных мероприятий организуется для обеспечения безопасных условий ведения действий и успешного выполнения задач.

При выполнении защитных мероприятий в установленном порядке могут быть отключены (включены), заблокированы, а при необходимости разрушены оборудование, механизмы, технологические аппараты, установки вентиляции и аэрации, электроустановки, системы отопления, газоснабжения, канализации, внутриобъектового транспорта и иные источники повышенной опасности на месте пожара.

Электроустановки, находящиеся под напряжением, отключаются (обесточиваются) при пожаре специалистами энергослужб объекта или населенного пункта самостоятельно или по указанию РТП.

В необходимых случаях электропровода и иные токонесущие элементы, находящиеся под напряжением до 0,22 кВ включительно, могут отключаться (обесточиваться) личным составом по указанию РТП в случаях, если они:

Опасны для участников тушения пожара;

Создают опасность возникновения новых очагов пожара;

Препятствуют ведению действий.

Отключение осуществляется с соблюдением требований техники безопасности и учетом особенностей технологического процесса.

42. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим выполняется личным составом в порядке, установленном нормативными документами ГПС. С этой целью, при необходимости, могут применяться средства индивидуальной защиты органов дыхания, средства первой медицинской помощи, а также иные, в том числе приспособленные, средства.

43. Восстановление работоспособности технических средств - выполняемые на месте пожара неотложные работы по временному ремонту и техническому обслуживанию пожарной техники, оборудования, пожарно-технического вооружения, средств связи и управления, а также коммуникаций и оборудования объекта при необходимости их использования для решения задач. Указанные работы выполняются тылом на пожаре.

^ Сбор и возвращение в подразделение

44. Сбор и возвращение в подразделение - действия личного состава по возвращению сил и средств пожарной охраны с места пожара к месту постоянной дислокации.

45. Сбор сил и средств на месте пожара предусматривает: проверку наличия личного состава;

Сбор и проверку комплектности оборудования и пожарно-технического вооружения согласно табелю положенности;

Размещение и крепление оборудования и пожарно-технического вооружения на пожарных автомобилях;

Принятие мер по приведению в безопасное состояние использующихся систем наружного противопожарного водопровода;

Уборку (откачку), при необходимости, использованных при тушении пожара огнетушащих веществ.

О завершении сбора сил и средств на месте пожара и их готовности к возвращению в подразделения начальник караула (командир отделения) докладывает РТП и (или) дежурному диспетчеру гарнизона.

46. Возвращение к месту постоянной дислокации проводится по кратчайшему маршруту при поддержании связи с дежурным диспетчером. При этом должна быть проведена заправка автоцистерн водой.

Глава 3.

^ УПРАВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯМИ НА ПОЖАРЕ

47. Управление действиями на пожаре - целенаправленная деятельность должностных лиц по руководству личным составом и иными участниками тушения пожара при ведении действий на месте пожара.

48. Управление действиями на пожаре предусматривает:

Оценку обстановки и создание соответствующей требованиям настоящего Положения нештатной структуры управления действиями на месте пожара;

Установление компетенции оперативных должностных лиц и их персональной ответственности при выполнении поставленных задач;

Планирование действий по тушению пожара, в том числе определение необходимых сил и средств, принятие решений по организации действий по тушению пожара;

Постановку задач перед участниками тушения пожара, обеспечение контроля и необходимого реагирования на изменение обстановки на пожаре;

Осуществление в установленном порядке учета изменения обстановки на пожаре, применения сил и средств для его тушения, а также регистрацию необходимой информации, в том числе дежурным диспетчером и с помощью технических средств специальной службы управления гарнизона;

Проведение других мероприятий, направленных на обеспечение эффективности боевых действий по тушению пожара.

49. Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется РТП, прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Указания РТП обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия РТП или отменять его распоряжения при тушении пожара.

50. Руководителем тушения пожара с учетом требования статьи 52 Положения является:

прибывшее первым на пожар старшее должностное лицо ГПС;

Прибывшее первым на пожар старшее должностное лицо ведомственной или добровольной пожарной охраны (при отсутствии должностных лиц ГПС), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами или действующими соглашениями.

51. В зависимости от количества прибывших на пожар сил и средств пожарной охраны руководство тушением пожара осуществляют:

При работе одного дежурного караула (отделения) - старшее должностное лицо, возглавляющее караул (отделение), или оперативный дежурный гарнизона;

При работе двух и более подразделений - старшее должностное лицо, возглавляющее подразделение (дежурный караул), в районе выезда которого возник пожар, или должностное лицо, допущенное к руководству тушением пожара в соответствии с порядком, установленным в гарнизоне, в том числе начальник гарнизона.

52. Отдача первого указания прибывшим на пожар старшим должностным лицом органа управления, подразделения пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства тушением пожара.

53. Начальник гарнизона пожарной охраны и должностные лица специальной службы управления, являющиеся РТП, при получении информации о возникновении пожара с более высоким номером (рангом), чрезвычайных происшествиях, требующих неотложного реагирования, и других обстоятельствах, делающих невозможным исполнение ими обязанностей РТП, могут покинуть место пожара, назначив РТП другое должностное лицо из числа участников тушения пожара, о чем в обязательном порядке сообщается дежурному диспетчеру и делается запись в соответствующих документах. При этом ответственность за последствия этого решения возлагается на должностное лицо, его принявшее.

54. РТП в зависимости от обстановки на пожаре может создавать оперативный штаб, участки и сектора.

55. Оперативный штаб является временно сформированным нештатным органом управления на пожаре и создается при:

Привлечении на тушение пожара сил и средств по повышенному номеру (рангу) пожара;

Организации на месте пожара трех и более боевых участков;

необходимости детального согласования с администрацией предприятия действий по тушению пожара.

Работой оперативного штаба руководит его начальник, который одновременно является заместителем РТП.

В состав оперативного штаба могут входить заместитель начальника штаба, начальник тыла, представители администрации предприятия и другие лица по усмотрению РТП.

Работа оперативного штаба осуществляется на основе распоряжений и указаний РТП.

56. Основными задачами оперативного штаба являются:

Сбор, обработка и анализ данных об обстановке на пожаре, передача необходимой информации РТП и дежурному диспетчеру;

Определение потребности в силах и средствах, подготовка соответствующих предложений для РТП;

Обеспечение контроля за выполнением поставленных задач;

Организация подготовки и обеспечение ведения боевых действий по тушению пожара;

Учет сил и средств на пожаре, расстановка их по участкам (секторам), ведение документации, предусмотренной приложениями 2, 3, 4 Положения;

создание на пожаре резерва сил и средств;

Обеспечение работы газодымозащитной службы (ГДЗС) и связи на пожаре;

обеспечение мероприятий по охране труда и технике безопасности личного состава на пожаре;

Реализация мер по поддержанию боевой готовности сил и средств, участвующих в тушении пожара.

57. Оперативный штаб располагается в месте, определяемом РТП, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается:

Днем - красным флагом с надписью "ШТАБ",

Ночью - красным фонарем или другим световым указателем красного цвета.

58. На пожарных касках личного состава, участвующего в тушении пожара, должны быть нанесены знаки различия.

Руководитель тушения пожара и лица, входящие в состав оперативного штаба, должны иметь нарукавные повязки.

При ведении документации оперативного штаба, подготовке описаний пожаров применяются допускаемые сокращения терминов согласно приложению 5 Положения.

^ Участки тушения пожара и аварийно-спасательных работ

Участки создаются в соответствии с решением РТП по месту ведения (периметр пожара, этажи, лестничные клетки, противопожарные преграды и т.д.) или видам (спасание, ликвидация горения и т.д.) действий.

При создании на пожаре пяти и более УТ могут быть организованы сектора, объединяющие несколько участков. Действия на УТ возглавляет его начальник, в секторе - начальник сектора. Начальники УТ и секторов назначаются РТП.

^ Руководитель тушения пожара

60. РТП обязан:

Обеспечивать управление действиями на пожаре непосредственно или через оперативный штаб;

Устанавливать границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий;

Проводить разведку пожара, определять его номер (ранг), вызывать силы и средства в количестве, достаточном для ликвидации пожара;

Принимать решения о спасании людей и имущества при пожаре и иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на территории пожара;

Определять решающее направление на основе данных, полученных при разведке пожара;

Производить расстановку прибывающих сил и средств с учетом выбранного решающего направления, обеспечивать бесперебойную подачу огнетушащих веществ;

Принимать решения об использовании на пожаре ГДЗС, в том числе о составе и порядке работы звеньев ГДЗС, а также других специальных служб гарнизона пожарной охраны;

Организовывать связь на пожаре;

Сообщать диспетчеру гарнизона необходимую информацию об обстанов