Предмет муниципального права как учебной дисциплины. Муниципальное право как научная дисциплина. Эволюция научной дисциплины

Введение

1. Педагогический контроль, содержание, цель, место, значение при занятиях физической культурой и спортом

Заключение

Тесты Пол Оценка
5 4 3 2 1
Бег 100 м, с Д 15,5 16,5 17,4 18,0 19,0
М 13,0 13,5 14,0 14,3 14,7
Бег 2000 м, мин Д 10,00,0 10,30,0 11,00,0 11,30,0 12,10,0
Бег 3000 м, мин М 12,00,0 12,30,0 13,15,0 13,40,0 14,10,0
Прыжок в длину с места, см Д 200 185 170 160 140
М 250 235 225 210 200
Поднимание туловища из положения "лежа на спине руки за головой", раз /мин Д 42 35 30 25 20
Поднимание ног в висе до касания перекладины, раз М 10 8 6 4 2
Подтягивание в висе лежа (высота перекладины 110 см), раз Д 16 12 8 6 4
Подтягивание на перекладине, раз М 15 12 10 8 5
Сумма баллов по пяти тестам Д 23 18 13 8 3
М 23 18 13 8 3

Оценка результатов тестирования . Для комплексной оценки физической подготовленности студентов целесообразно при постоянном количестве тестов оценивать изменения по каждому тесту, характеризующему отдельные стороны подготовленности, и по сумме баллов, определяющей уровень подготовленности в целом.

Педагогические наблюдения и анализ занятия. Наиболее полную информацию о продуктивности занятия дает непосредственное наблюдение за деятельностью преподавателя и занимающихся, а также анализ ее влияния на решение планируемых учебно-воспитательных задач.

2. Врачебный контроль, содержание, цель, место, значение при занятиях физической культурой и спортом

Врачебный контроль - это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физическими упражнениями. Цель врачебного контроля - изучить состояние здоровья и влияние на организм физических нагрузок.

Основная форма врачебного контроля - врачебное обследование , которое дает возможность своевременно выявить отклонения в состоянии здоровья, а также планировать тренировочные нагрузки таким образом, чтобы не нанести вред здоровью занимающихся.

Первичное обследование предусматривается перед началом занятий физическим воспитанием (на 1 курсе).

Повторное обследование необходимо проводить один раз в год, а для занимающихся спортом в зависимости от вида спорта и квалификации спортсменов - 3-4 раза в год. Студенты, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, должны проходить повторный медицинский осмотр не реже 1 раза в семестр.

Дополнительные врачебные обследования позволяют исключить участие в спортивных соревнованиях студентов, соревновательная нагрузка для которых могла бы оказать отрицательное воздействие на их здоровье; установить наиболее эффективный режим нагрузок и отдыха; определить состояние здоровья и функциональной подготовленности на данный момент.

Будущие участники соревнований должны пройти дополнительное врачебное обследование за 2-3 дня до начала соревнований. Участники массовых физкультурно-спортивных мероприятий, проводимых внутри вуза, а также участники соревнований по стрельбе, шахматам, шашкам и т.п. могут быть допущены до соревнований на основании результатов первичного или повторного осмотра, что, впрочем, не исключает возможности пройти дополнительный осмотр по собственной инициативе.

На медосмотр необходимо являться через 1,5 часа после еды и через 2 часа и более после занятий физическими упражнениями или тяжелой физической работой.

Программа медицинского обследования предусматривает :

общий и спортивный анамнез студентов для получения анкетных данных, сведений о перенесенных заболеваниях и травмах, особенностях физического развития, вредных привычках, формах занятий физическими упражнениями и др.;

наружный осмотр;

антропометрические измерения;

обследование нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов брюшной полости и др.;

проведение функциональной пробы.

Наружный осмотр. С помощью наружного осмотра оцениваются осанка, состояние кожи, костного скелета и мускулатуры, жироотложение.

Для характеристики телосложения определяется форма грудной клетки ( коническая, цилиндрическая или уплощенная), спины , живота (нормальная, отвислая или втянутая), ног и стоп ( нормальная или уплощенная).

Нормальная форма спины имеет естественные изгибы позвоночника в передне-заднем направлении, в пределах 3-4 см по отношению к вертикальной оси, соответственно, в поясничной и грудной частях позвоночника. Увеличение изгиба позвоночника назад более чем на 4 см называется кифозом , вперед - лордозом . При недостаточном развитии мышц спины наблюдается ее круглая форма, при которой имеет место выраженный кифоз грудной клетки позвоночника (сутулость). Боковых искривлений позвоночника - сколиозов в норме быть не должно. Сколиозы бывают грудные, поясничные, тотальные, а по направлению - лево - или правосторонние и S-образные. Иногда наблюдаются одновременные искривления позвоночника назад и вправо (или влево), которые называются кифосколиозами. Одной из основных причин искривлений позвоночника является недостаточная мускулатура туловища или неправильное положение при работе за столом.

По результатам наружного осмотра определяется тип сложения человека. Различают астенический ( длинные и тонкие конечности, узкие плечи, длинная и тонкая шея, длинная, узкая и плоская грудная клетка, слабо развитая мускулатура), нормастенический ( пропорционально развитые основные формы тела) и гиперстенический типы ( короткие конечности, массивная костная система, короткая и толстая шея, широкая, короткая грудная клетка, хорошо развитая мускулатура).

В студенческом возрасте с помощью специально подобранных упражнений некоторые нежелательные отклонения в телосложении могут быть устранены .

Антропометрические измерения. По антропометрическим данным оцениваются уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту человека. Измеряют:

рост ( длину) тела стоя и сидя (определяя рост с помощью ростомера, следует учитывать, что длина тела в течение суток меняется, уменьшаясь к вечеру или после физической нагрузки);

вес тела;

окружность грудной клетки ( измеряют в трех состояниях: при максимальном вдохе, во время паузы и при максимальном выдохе; разница между окружностью грудной клетки на вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки, ее средняя величина равна 5-7 см);

жизненную емкость легких (ЖЕЛ) измеряют с помощью спирометра (средняя величина ЖЕЛ для мужчин - 3800 - 4200 см3, у женщин - 3000 - 3500 см3);

силу мышц кисти с помощью динамометра (динамометр берется в руку стрелкой к ладони и сжимается с максимальной силой, при этом рука отводится немного в сторону; из трех измерений учитывается лучший результат в килограммах) и др.

Уровень физического развития обследуемых оценивается с помощью трех методов: антропометрических стандартов с вычерчиванием антропометрического профиля, корреляции и антропометрических индексов. Последний метод является наиболее популярным. Метод антропометрических индексов позволяет характеризовать данные человека лишь частично, однако, дает возможность делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. Рассмотрим наиболее часто применяемые антропометрические индексы.

Весо-ростовой индекс, т.е., отношение массы тела (г ) к длине тела (см ). В норме частное деление должно равняться 350-400 г/см для мужчин и 325-375 г/см для женщин. Этот показатель говорит о наличии или отсутствии "лишнего" веса.

Росто-весовый показатель вычисляется по формуле: рост (см) - 100 = масса (кг).

Коэффициент пропорциональности (КП):

где L1 - длина тела в положении стоя, L2 - длина тела в положении сидя. В норме КП = 87-92%. Этот показатель используется главным образом в спортивной ориентации и спортивном отборе: лица с низким КП имеют более низкое расположение центра тяжести, что дает им преимущества при выполнении упражнений, требующих высокой устойчивости тела в пространстве (борьба и др.). И, наоборот, лица с КП более 92% имеют преимущества в тех видах спорта, где более высокое расположение центра тяжести при прочих равных условиях позволяет добиваться значимых результатов.

Жизненный показатель - отношение ЖЕЛ к массе тела (г ). Показатель ниже 65-70 мл/г у мужчин и 55-60 мл/г у женщин свидетельствует о недостаточной жизненной емкости легких либо об избыточной массе.

Силовой индекс - это отношение силы кисти более сильной руки (кг ) к массе тела. В среднем силовой индекс у мужчин равен 0,70-0,75, у женщин - 0,50-0,60.

Индекс пропорциональности развития грудной клетки - это разница между окружностью грудной клетки (в паузе) и половиной длины тела. Если разница равна 5-8 см для мужчин и 3-4 см для женщин или превышает названные цифры, это указывает на хорошее развитие грудной клетки.

Тестирование функционального состояния. Здоровье, функциональное состояние и тренированность студентов можно определить с помощью функциональных проб и контрольных упражнений. Функциональные пробы бывают общие (неспецифические) и со специфическими нагрузками. Оценка функциональной подготовленности осуществляется также с помощью физиологических проб. К ним относятся контроль за частотой сердечных сокращений и ортостатическая проба. Кроме этого, для оценки состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем и способности внутренней среды организма насыщаться кислородом применяют пробу Штанге и пробу Генчи.

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5-7 минут отдыха сидя сделайте полный вдох и выдох, затем снова вдох (примерно на 80-90% от максимального) и задержите дыхание. Время отмечается от момента задержки до ее прекращения. Продолжительность задержки дыхания зависит не только от состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но и от волевых усилий человека, поэтому различают время чистой задержки и волевой компонент. Начало последнего фиксируется по первому сокращению диафрагмы (колебанию брюшной стенки). У здоровых людей и подростков в возрасте 6-18 лет длительность задержки дыхания на вдохе колеблется в пределах 16-55 секунд. Здоровые взрослые, нетренированные лица задерживают дыхание на вдохе в течение 40-50 секунд, а тренированные спортсмены - от 1 до 2-2,5 минут. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, а при утомлении - снижается.

Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). После полного выдоха и вдоха снова выдыхают и задерживают дыхание. Здоровые нетренированные люди могут задержать дыхание на 20-30 секунд, тренированные - на 90 секунд и более. При заболеваниях органов кровообращения, дыхания, после инфекционных и других заболеваний, после перенапряжения и переутомления, в результате которых ухудшается общее функциональное состояние организма, продолжительность задержки дыхания на вдохе и на выдохе уменьшается. Эти пробы рекомендуется проводить один раз в неделю перед первым занятием, записывая результаты в дневник самоконтроля.

Одномоментная функциональная проба с приседанием. Испытуемый отдыхает стоя в основной стойке 3 минуты. На 4-й минуте подсчитывается ЧСС за 15 с с пересчетом на 1 мин (исходная частота). Далее выполняются 20 глубоких приседаний в течение 40 с, с подниманием рук вперед, разводом коленей в стороны, с сохранением туловища в вертикальном положении. Сразу после приседаний вновь подсчитывается частота пульса в течение первых 15 с с пересчетом на 1 мин. Увеличение ЧСС после приседаний определяется сравнительно с исходной в процентах. Оценка для мужчин и женщин: отлично - 20 и менее, хорошо - 21-40, удовлетворительно - 41-65, плохо - 66-75, очень плохо -76 и более. В практике врачебного контроля используются и другие функциональные пробы.

3. Самоконтроль, содержание, цель, место, значение при занятиях физической культурой и спортом

В процессе самостоятельных занятий следить за состоянием своего здоровья можно и нужно самимзанимающимся.

Частота сердечных сокращений (ЧСС) весьма информативно отражает воздействие различных нагрузок: физической, терморегуляторной, нервно-эмоциональной и др. Изменение величины пульса четко характеризует меняющуюся величину функционального напряжения организма в процессе выполнения тренировочных и соревновательных нагрузок. Поэтому при врачебном, педагогическом контроле и самоконтроле оперативная пульсометрия, т.е., быстрое определение ЧСС по данным кратковременного единичного подсчета, крайне необходима.

Пульс измеряется как в состоянии покоя , так и перед нагрузкой ( состояние организма перед работой), сразу после нее ( степень напряжения организма от воздействия нагрузки), а также некоторое время спустя ( определение скорости восстановления организма). Существует несколько методов измерения пульса. Наиболее простой из них - пальпаторный - это прощупывание и подсчет пульсовых волн на сонной, височной или других доступных для пальпации артериях. Чаще всего определяют частоту пульса на лучевой артерии у основания большого пальца. После интенсивной нагрузки, сопровождающейся учащением пульса до 170 удар/мин и выше, более достоверным будет подсчет сердцебиений в области верхушечного толчка сердца - в районе пятого межреберья. Необходимо найти у себя место отчетливой пульсации и подсчитать пульс за 10 с. Результат умножается на 6, и это дает приближенное значение ЧСС в минуту. Различают три тренировочные зоны, которые могут быть определены по пульсу: аэробную, аэробно-анаэробную (смешанную) и анаэробную.

Аэробная зона. Частота пульса в аэробной зоне не превышает 150 уд/мин, в противном случае мощность работы превысит возможности организма в доставке кислорода и запросы в нем не будут удовлетворены.

Верхняя граница аэробной зоны (ЧСС - 150 уд/мин) - это усредненный показатель. В зависимости от возраста и степени подготовленности занимающихся недостаток кислорода может проявиться при некотором отклонении от этой величины.

Для начинающих занимающихся верхняя граница аэробной зоны может быть вычислена по формуле, предложенной Хольманом (1963 г):

ЧСС = 180 уд/мин - возраст (в годах ).

У подготовленных занимающихся недостаток кислорода начинает проявляться при более высокой ЧСС. Поэтому к полученной по формуле (1) величине прибавляют еще 5-10 ударов пульса.

Нижняя граница аэробной зоны, как, впрочем, и верхняя, устанавливается с учетом задач, которые ставит человек, и возможностей его организма. Однако следует иметь в виду, что занятие, во время которого пульс не превышает 110 уд/мин, недостаточно эффективно решает задачи оздоровления. Эта величина и может быть принята за минимальную.

В аэробной зоне выделяют три ступени, где в зависимости от интенсивности упражнения и ЧСС решаются те или иные задачи оздоровления.

I ступень - реабилитационно-восстановительная, ЧСС - 110-120 уд/мин. Занятия при таком пульсе используются: подготовленными студентами для восстановления организма после больших нагрузок аэробного и анаэробного характера; занимающимися, имеющими отклонения в деятельности сердечно-сосудистой системы; ослабленными людьми в качестве восстановления и поддержания уровня подготовленности.

II ступень - поддерживающая, ЧСС - 130-140 уд/мин. Используется для развития (начинающие занимающиеся) и поддержания (подготовленные занимающиеся) аэробных возможностей.

III ступень - развивающая, ЧСС - 144-156 уд/мин. Используется подготовленными студентами для повышения аэробных способностей.

Аэробно-анаэробная (смешанная) зона. Частота сердцебиения в аэробно-анаэробной зоне - 150-170 уд/мин, индивидуальные особенности студентов могут вносить в эти величины некоторые уточнения.

Анаэробная зона. Достигнув уровня максимального потребления кислорода (нижняя граница анаэробной зоны), организм переходит преимущественно на анаэробный ( бескислородный) способ энергообеспечения мышечных сокращений. Пульс во время выполнения упражнений в этой зоне превышает 180 - 190 уд/мин, образуется значительное количество молочной кислоты, что затрудняет обменные процессы и может вынудить человека прекратить занятие или снизить нагрузку.

Анаэробная тренировочная зона используется главным образом профессиональными спортсменами при подготовке к состязаниям. Задачи оздоровления, коррекции фигуры и др. успешно решаются в аэробной зоне. Подготовленные занимающиеся, не имеющие отклонений в состоянии сердечно-сосудистой системы, могут использовать для тренировок границу аэробной и смешанной зон или выполнять работу чуть большей мощности, когда увеличение концентрации молочной кислоты в крови незначительно.

Сон и самочувствие. По этим показателям судят о том, не чрезмерна ли нагрузка для организма занимающихся.

Если выполненная нагрузка не превысила ваших функциональных возможностей , то вы быстро уснете, сон будет крепким и освежающим, а пробуждение - быстрым и приятным. На протяжении дня у вас будет хорошее самочувствие и настроение, бодрость и желание тренироваться. Если выполненная работа оказалась для вашего организма чрезмерной, сон будет прерывистый, с тяжелыми сновидениями. На протяжении дня вас могут преследовать вялость и сонливость, раздражительность и вспыльчивость. При таких симптомах необходимо внести коррективы в планы занятий: для восстановления организма увеличить интервал отдыха перед следующим занятием и уменьшить нагрузку на последующих занятиях. В противном случае неизбежно наступит перетренированность организма со всеми ее последствиями: бессонницей, падением работоспособности, аритмией, обострением различных хронических заболеваний.

Причиной переутомления может стать не только чрезмерная физическая нагрузка, но и напряженная умственная деятельность, стрессы, постоянное недосыпание. Эти и другие факторы и их суммарное воздействие на организм также необходимо учитывать при планировании предстоящей работы.

Незаменимую помощь в оценке своего организма и его возможностей окажет вам дневник самоконтроля .

4. Коррекция содержания самостоятельных, учебных, учебно-тренировочных, тренировочных занятий, выступления в соревнованиях с учетом показателей педагогического, врачебного и самоконтроля

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры для подготовки к определенной профессиональной деятельности. Цель ППФП - психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности.

Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы: формировать необходимые прикладные знания; осваивать прикладные умения и навыки; воспитывать прикладные физические качества.

Прикладные знания, которые студенты получают на лекционных занятиях по курсу "Физическая культура", имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью. Знания о закономерностях достижения и поддержания высокой профессиональной работоспособности в трудовой деятельности имеют важное прикладное значение.

Прикладные умения и навыки обеспечивают быстрое овладение необходимыми трудовыми операциями, безопасность в быту и при выполнении определенных видов работ.

Прикладные физические качества - это перечень необходимых для каждой профессиональной группы физических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта.

Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими в каждом случае (прикладными) видами спорта. Следует иметь в виду и особенности так называемой неспецифической адаптации человека. Установлено, что физически развитый и тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит действие низкой и высокой температур, более устойчив к различного рода инфекциям, проникающей радиации и т.д.

Только общая физическая подготовка не может полностью решить задачи специальной подготовки к определенной профессии. Профессионально-прикладная физическая подготовка должна опираться на хорошую общефизическую подготовленность студентов. Соотношение общей и профессионально-прикладной подготовки может изменяться в зависимости от профессии. Для представителей гуманитарных профессий хорошей общей физической подготовленности вполне достаточно для психофизической готовности к будущей профессии. В других случаях (юридические, технические специальности и др.) общая физическая подготовка не может обеспечить необходимого уровня готовность к профессиональному труду. В ходе учебного процесса уровень подготовленности студентов по разделу профессионально-прикладная физическая подготовка контролируется специальными нормативами, что особо оговорено в учебной программе. Обычно эти нормативы имеют отличия у студентов различных факультетов в зависимости от семестра и курса обучения. Уровень подготовленности по ППФП оценивается отдельно и входит в комплексную оценку по учебной дисциплине "Физическая культура" наряду с оценками за теоретические знания, общую физическую подготовленность, методические и двигательные умения и навыки.

Организация ППФП студентов в вузах предполагает использование специализированной подготовки в учебное и внеучебное время. Для этого в основном учебном отделении могут быть организованы специализированные учебные группы по ППФП, а в спортивном - учебные группы по прикладным видам спорта. Студенты, занимающиеся в специальном отделении, осваивают те элементы ППФП, которые доступны им по состоянию здоровья.

ППФП студентов на учебных занятиях проводится в форме теоретических и практических занятий.

ППФП во внеучебное время необходима студентам, имеющим недостаточную общую и специальную психофизическую подготовленность.

Формы ППФП во внеучебное время следующие: секционные занятия в вузе по прикладным видам спорта вне вуза; самодеятельные занятия по прикладным видам спорта вне вуза; самостоятельные занятия; соревнования по прикладным видам спорта.

Одна из форм ППФП - массовые физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия.

Из многочисленных физических упражнений наиболее целесообразными и доступными в применении следует считать циклические упражнения, такие, как бег, ходьба, туризм, плавание. Эффективны подвижные и спортивные игры, которые характеризуются множеством циклических и ациклических движений и высокой эмоциональностью.

Умелое сочетание циклических упражнений со спортивными играми дает положительные сдвиги не только в развитии выносливости, но и других физических качеств (быстрота, ловкость, сила, гибкость).

Заключение

Педагогическое наблюдение может быть полным, когда контролируются все стороны и результаты преподавания и учения, или частичным, когда анализируется какая-либо отдельная сторона деятельности педагога (составление конспекта занятия, методика предупреждения ошибок и др.) или студентов (сознательность и самостоятельность, значение теоретических сведений и т.п.).

По результатам медицинского осмотра терапевт определяет медицинскую группу для занятий физическими упражнениями (основную, подготовительную или специальную). Кроме этого, некоторые студенты направляются на лечебную физкультуру (ЛФК), других по состоянию здоровья на некоторое время освобождают от практических занятий. Результаты по всем разделам обследования должны быть представлены на кафедру физического воспитания и спорта.

При акцентированном воспитании физических качеств в содержании учебных занятий обычно увеличивается объем специальных упражнений, развивающих одно или несколько качеств, и устанавливаются соответствующие учебные нормативы. Такой подбор упражнений и элементов из отдельных видов спорта производится опытным путем по принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств и двигательных навыков. Для этого сначала составляется так называемая профессиограмма, и затем на ее основе - спортограммма (комплекс упражнений и набор видов спорта, соответствующих конкретной профессии).

Каждый вид спорта способствует совершенствованию определенных физических и психических качеств. И если эти качества, умения и навыки, осваиваемые в ходе спортивного совершенствования, совпадают с профессиональными, то такие виды спорта считают профессионально-прикладными.

Литература

1. Городилин С.К. Физическое воспитание студентов. - Гродно: ГрГУ, 2002.

2. Дронов В.Я. Физическая культура. - М., 2005.

3. Теорияи методики физического воспитания / Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.

4. Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В.А. Головина, В.А. Масляка, А.В. Коробкова и др. - М.: Высш. школа, 1993.


Городилин С.К. Физическое воспитание студентов. – Гродно: ГрГУ, 2002. - С. 44.

Физическое воспитание: Учебник /Под ред. В.А.Головина, В.А.Масляка, А.В.Коробкова и др. – М.: Высш. школа,1993. – С. 51.

Городилин С.К. Физическое воспитание студентов. – Гродно: ГрГУ, 2002. - С. 40.

Городилин С.К. Физическое воспитание студентов. – Гродно: ГрГУ, 2002. - С. 66.

Научная дисциплина "Муниципальное право Российской Федерации" представляет собой совокупность знаний, идей, теорий о местном самоуправлении, формах его осуществления, истории развития муниципального права и т.д.

Научная дисциплина муниципального права изучает нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения, используя при этом присущие всему нашему государствоведению научные методы: исторический, сравнительноправовой, статистический, конкретно-социологический и др.

Следовательно, муниципальное право Российской Федерации как отрасль права является предметом муниципального права как научной дисциплины - составной части российской юридической науки.

Для правильного понимания содержания научной дисциплины муниципального права важно понять, в чем суть идеи местного самоуправления, чем оно отличается от прежней организации власти на местах, характерной для советского периода развития нашей государственности.

В течение многих десятилетий после Октябрьской революции 1917 г. органы власти на местах, каковыми до начала 90-х годов выступали местные Советы и их исполнительные комитеты, были структурной частью централизованного государственного механизма управления. В соответствии с ранее действовавшими советскими Конституциями они являлись местными органами государственной власти и управления. И это трактовалось в советском государствоведении как единственно возможное решения проблемы взаимоотношений центра и мест, ибо позволяло, согласно теории государственного права, исключить свойственное западным странам противопоставление государственной власти в виде полновластных агентов центрального правительства на местах местным выборным органам - муниципалитетам.

Поэтому в советский период развития нашей государственности практически не использовались такие понятия, как "муниципалитеты", "муниципальное управление" и т.п. Взгляды отдельных ученых, писавших о местных Советах как об органах местного самоуправления, о муниципальном строительстве нашей страны, рассматривались в литературе как прямое извращение природы Советов, которые противопоставлялись буржуазным муниципальным органам.

Однако практика советского государственного строительства показала, что широко пропагандируемое полновластие советов,составляющих единую систему представительных органов государственной власти, служило лишь прикрытием всевластия партийного аппарата, всемогущество партийногосударственной номенклатуры в обществе и проблему самостоятельности местных органов, их взаимоотношений с вышестоящими органами, центральными министерствами и ведомствами не решало.

Организация и деятельность местных Советов и их исполнительных комитетов регулировались нормами таких основных отраслей права, как государственное право и административное право.Поэтому правовые аспекты деятельности этих органов изучались соответственно наукам государственного и административного права.

Вместе с тем организации и деятельность Советов и их исполнительных органов в целом, во всех их связях и проявлениях являлись предметом науки советского строительства, возникшей на стыке наук государственного и административного права и носящей в силу этого комплексный характер.

Возникновение и развитие науки советского строительства во многом было обусловлено наличием единой системы представительных органов власти - Советов, построенных на общих принципах: единства советов всех уровней как органов государственной власти; их верховенства и полновластия (которые носили однако формальный характер) в системе государственных органов; демократического централизма, проявляющегося в действительности в жёсткой бюрократической концентрации и централизации власти, иерархической соподчиненности местных органов, их подотчетности вышестоящим органам и др.

Накопленный за десятилетия опыт научных исследований организации и деятельности местных органов власти, научный инструментарий, конечно, во многом устарели. Осуществляемое в настоящее время реформирование органов власти на местах опирается во многом на дореволюционный отечественный, а также мировой опыт муниципального управления, который еще до недавнего времени игнорировался и отрицался как неприемлемый для советского государственного строительства.

Формируемая сегодня научная дисциплина "Муниципальное право" - это новая отрасль научных знаний, которая основывается на принципиально иных, нежели наука советского строительства, взглядах и идеях об организации власти на местах.

Предметом изучения научной дисциплины муниципального права является не единая система представительных органов государственной власти (что было характерно для науки советского строительства), а организация и функционирование местного самоуправления, проблемы его правового регулирования.

Теоретическую базу муниципального права составляют общепризнанные ценности муниципальной демократии и муниципального управления, которые нашли свое отражение, в частности, в Европейской Хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г., согласно которой:

местное самоуправление составляет одну из основ любого демократического строя;

право граждан на участие в управлении государством может быть непосредственно осуществлено именно на местном уровне;

существование облеченных реальной властью органов местного самоуправления обеспечивает эффективное и одновременно приближенное к гражданину управление;

органы местного самоуправления, созданные демократическим путем, должны иметь широкую автономию в отношении своей компетенции, порядка ее осуществления и необходимые для этого средства.

Теоретическими источниками муниципального права как научной дисциплины являются фундаментальные научные труды ученых и видных деятелей земского движения дореволюционной России. К ним относятся работы В.Н. Пешкова "Опыт теории земства и его земских учреждений по положению 1964 года января первого" (1865г.), "О праве самостоятельности как основе для самоуправления" (1871 г.); А.И. Васильчикова "О самоуправлении. Сравнительный обзор русских иностранных земских и общественных учреждений" (1869-1877 гг., т. 1-3); В.П. Безобразова "Земские учреждения и самоуправление" (1874 г.); Б.Б. Веселовского "История земства за 40 лет" (1909 г., т. 1-4), а также труды А.Д. Градовского, М.И. Свешникова, Н.И. Лазаревского и др.

Научная дисциплина муниципального права, критически оценивая накопленный опыт научных исследований местных органов советской власти, не отбрасывает его, как некогда был по существу отброшен опыт дореволюционной школы отечественного государствоведения. Ведь "наука как приведенное в систему достоверное, логически обоснованное знание имеет историческую преемственность одним из существенных признаков своего развития".

Научные работы, посвященные проблемам местного управления в советский период развития нашей государственности, в качестве источников представляют интерес для формирования муниципального права по крайней мере по двум основаниям: вопервых, надо учитывать, что в изучении организационных форм и методов работы местных представительных и исполнительных органов власти, их правового регулирования имелись определенные достижения, которые не потеряли своего значения и сегодня. И, во-вторых, важное место в процессе формирования и развития научной дисциплины муниципального права занимает критический анализ всего опыта исторического развития местных органов власти в нашей стране, что также предполагает обращение и использование научных исследований и работ прежних лет.

Научная дисциплина муниципального права, изучая одноименную отрасль права, обращается к практике реализации норм муниципального права, выявляет тенденции развития основных институтов и организационных форм местного самоуправления, формулирует свои предложения и рекомендации законодателю, всем заинтересованных в развитии местного самоуправления органам и лицам. Реализуя эти задачи учебная дисциплина муниципального права тесно взаимодействует со смежными дисциплинами: государственного права, административного права, финансового права и др.

Большое значение для развития муниципального права в нашей стране имеет изучение и использование не только опыта дореволюционного местного самоуправления (земского, городского), но и муниципальной практики зарубежных стран. К сожалению, отечественной литературы, в которой бы обобщалась и анализировалась современная практика местного самоуправления зарубежных стран, не очень много. Одной из фундаментальных работ в этой области является книга Г.В. Барабашева "Муниципальные органы современного капиталистического государства" (1971 г.).

Муниципальное право как научная дисциплина - это не просто совокупность знаний, идей, теорий и т.д., а система знаний, под которой понимается логическая последовательность изучения вопросов, составляющих ее содержание. Система научной дисциплины муниципального права имеет в своей основе структуру отрасли права, которую она изучает. Вместе с тем в ней выделяются разделы, которые отсутствуют в системе одноименной отрасли права.

Система учебной дисциплины муниципального права имеет следующие составные части:

1. Введение в муниципальное право.

В этом разделе рассматриваются вопросы: понятие муниципального права как отрасли и научной дисциплины, предмет и источники муниципального права как отрасли права и научной дисциплины, а также вопросы истории муниципального права.

2. Понятие и функции местного самоуправления. Муниципальная демократия.

Основой для формирования муниципального права является становление и развитие местного самоуправления в Российской Федерации. Поэтому значительное место в курсе муниципального права занимают вопросы: понятие местного самоуправления, его система, принципы и функции. В рамках этого раздела изучаются проблемы муниципальной демократии: соотношение в системе местного самоуправления прямой и представительной демократии; выборные и иные органы местного самоуправления; ассоциации и объединения органов местного самоуправления. 3. Основы деятельности местного самоуправления. Местное самоуправление - это самостоятельное решение населением вопросов местного значения (под свою ответственность), что возможно при наличии определенных условий. Такими необходимыми условиями реализации местного самоуправления выступают основы деятельности местного самоуправления: территориальная, организационная, экономическая, финансовая и правовая.

4. Полномочия местного самоуправления.

В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий. В данном разделе рассматривается компетенция органов местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности населения.

5. Гарантии местного самоуправления. Ответственность местного самоуправления.

Обеспеченность прав местного самоуправления- необходимое условие осуществления, его реальности. Вместе с тем местное самоуправление, в основе которого лежит право граждан, населения городских и сельских поселений самостоятельно решать вопросы местного значения, с необходимостью предполагает ответственность органов местного самоуправления за осуществление своих полномочий и функций.

Понятие и организационные формы осуществления местного самоуправления.

Понятие "местное самоуправление" отражает комплексное и многообразное явление, которое, естественно, порождает различные подходы к его исследованию.

1. Местное самоуправление можно рассматривать в качестве основополагающего принципа осуществления власти в обществе и государстве, который на ряду с принципом разделения властей определяет систему управления демократического правового государства.

Европейская хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 г., в статье 2 устанавливает, что принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны. Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление, закрепляет его в качестве одной из демократических основ системы управления Российской Федерации (ст. 3, 12, гл.8).

Признание местного самоуправления в качестве одного из принципов организации и осуществления власти в обществе и государстве предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений центра и мест, центральных местных органов.

  • 2. Местное самоуправление - это и право граждан, местного сообщества (населения данной территории) на самостоятельное заведование местными делами. Признавая это право, государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий, берет на себя обязанность создавать необходимые условия для их осуществления. Данное право, принадлежащее населению городских и сельских поселений и реализуемое им непосредственно, а также через органы местного самоуправления, обеспечиваеться судебной защшпой, иными гарантиями, закрепленными Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
  • 3. Местное самоуправление можно охарактеризовать и как форму, способ организации и осуществления населением власти на местах, которая обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни с учетом исторических и иных местных традиций. Данная форма реализации власти на местах означает также, что граждане и формируемые ими органы местного самоуправления берут на себя ответственность за управление местными делами. Именно в этом суть местного самоуправления.

Таким образом, местное самоуправление - это система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное(поа свою ответственность) решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью. исходя из интересов всех жителей данной территории.

Эта система представляет собой совокупность организационных форм и институтов прямого самоуправления, посредством которых реализуются принципы и функции местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством местное самоуправления осуществляется гражданами:

  • 1) путем референдума, выборов, через собрания, сходы, другие формы прямого волеизъявления;
  • 2) через выборные и другие органы местного самоуправления. В системе местного самоуправления образуются и функционируют также органы территориального общественного самоуправления (советы микрорайонов, уличные, домовые комитеты и др.), ассоциации органов местного самоуправления и т.д.
  • 2. Принципы местного самоуправления

Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

В основе местного самоуправления в Российской Федерации лежат следующие основные принципы, закрепляемые Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством:

1. Самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения.

Конституция Российской Федерации (ст. 12) гарантирует, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Население самостоятельно решает местные вопросы, реализуя полномочия, закрепляемые за местным самоуправлением, непосредственно (через формы прямого волеизъявления), а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

2. Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством.

Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного "уровня, самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Статья 12 Конституции Российской Федерации закрепляет, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Население в соответствии со статьей 131 Конституции Российской Федерации самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, решают иные вопросы местного значения. При этом решения органов местного самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке.

Вместе с тем система местного самоуправления - это не государство в государстве: она интегрирована в общую систему управления делами общества и государства, занимает в ней особое место, обладая самостоятельностью. Поэтому можно говорить лишь об известных пределах независимости органов местного самоуправления в решении местных дел - тех пределах, которые устанавливает Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство.

3. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ относится установление общих принципов организации местного самоуправления. Субъекты РФ закрепляют организационные основы и формы осуществления местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций. Свои особенности имеют структура и формы осуществления местного самоуправления в городских, сельских поселениях, на территории района и т.д. При этом Конституция РФ устанавливает, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, что местное самоуправление осуществляется гражданами через различные формы прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

4. Соразмерность полномочий местного самоуправления материально - финансовым ресурсам.

Местное самоуправление должно иметь право на достаточную для осуществления своих функций и полномочий экономическую и финансовую базу. При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им должны в соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации передавать необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства.

Лекция 2 Муниципальное право – наука и учебная дисциплина

2.1. Понятие, предмет, методология и источники науки муниципального права

Наука муниципального права является большей по объему, чем одноименные отрасль права и учебная дисциплина, поскольку включает все знания об общественных отношениях, составляющих предмет муниципального права, в том числе и правовые нормы, образующие в своей совокупности данную отрасль права, и учебный материал, составляющий содержание указанной учебной дисциплины в рамках вузовских учебных программ, тематических планов и в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

В отличие от отрасли муниципального права, призванной с помощью правовых норм регулировать общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, одноименная наука своей главной целью имеет выявление, раскрытие, познание, исследование основополагающих процессов, определяющих сущность местного самоуправления, его основных муниципально-правовых институтов, а также выявление основных тенденций и закономерностей их развития.

На основе изучения практики реализации муниципально-правовых норм, исторического и зарубежного опыта правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе организации местного самоуправления, наука муниципального права призвана осуществлять теоретическое прогнозирование и обоснование рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы и правоприменительной деятельности.

Наряду с различиями между наукой и отраслью муниципального права у них есть много общего, и прежде всего в единстве муниципально-правовых институтов и отношений, являющихся или предметом правового регулирования, или предметом научных поисков. Такой подход к предмету науки муниципального права позволяет выделить в ее составе следующие разделы:

1) исследование базового понятийного аппарата, определение понятий муниципального права как отрасли права, науки и учебной дисциплины;

2) изучение теоретических основ и общих принципов местного самоуправления, истории становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации, теорий и системы местного самоуправления в зарубежных странах;

3) системный анализ норм, закрепляющих территориальные, финансово-экономические и правовые основы местного самоуправления, государственные гарантии его осуществления;

4) изучение проблем правового регулирования общественных отношений, связанных с правовой регламентацией деятельности граждан по осуществлению местного самоуправления в различных организационно-правовых формах, определяемых в законодательстве;

5) исследование вопросов, связанных с принципами и порядком прохождения муниципальной службы, основами правового статуса муниципального служащего;

6) комплексный анализ правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с правовым закреплением и регулированием соответствующих предметов ведения и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, порядка осуществления контроля и надзора за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления и их ответственности.

Наука муниципального права является составной частью российской юридической науки и самым тесным образом связана с рядом юридических и общественных наук.

Особо хотелось бы отметить взаимосвязь данной науки с наукой конституционного права, предметом которой в том числе являются правовые основы деятельности населения по решению вопросов местного значения, определение роли местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, основы разграничения предметов ведения и полномочий между государственными органами и органами местного самоуправления в данной области и т. д.

В науке конституционного права наряду с теорией государства и права разработаны и используются такие юридические понятия и категории, которые составляют основу для научного познания в области муниципального права, в частности система народовластия, местное самоуправление, органы местного самоуправления, вопросы местного значения, конституционные принципы организации местного самоуправления, муниципальная служба, конституционное право на осуществление местного самоуправления, формы представительной и непосредственной демократии.

Комплексный характер муниципального права обязывает проводить научные исследования в данной области знаний лишь при условии сотрудничества и взаимодействия самых разных отраслевых юридических наук. Речь идет о знаниях в области гражданского, административного, финансового, земельного и других отраслей права, касающихся, в частности, вопросов муниципальной собственности, муниципальной службы, местного бюджета, муниципальных земель, которые наряду с другими знаниями в своей совокупности образуют целостную систему знаний о муниципальном праве.

Муниципальное право основывается и развивается на данных исторической науки и философии, которые носят методологический характер. Несомненна самая тесная связь науки муниципального права с историей государства и права России, наукой, изучающей процесс исторического становления, развития, а в ряде случаев и возрождения в России важнейших муниципально-правовых институтов.

Правовую основу взаимосвязанности науки муниципального права с науками международного права и конституционного права зарубежных стран составляют принципиально новые для отечественного государства и права положения Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью национальной правовой системы Российской Федерации и имеют приоритет над нормами ее внутреннего законодательства.

Наука муниципального права комплексно, системно исследует местное самоуправление и его институты, иные перечисленные науки изучают местное самоуправление применительно к своему предмету.

Таким образом, можно дать определение науки муниципального права.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Банковское право. Шпаргалка автора Белоусов Данила С.

3. Наука банковского права и банковское право как учебная дисциплина Наука банковского права – это система категорий, выводов и суждений о правовых и экономико-правовых явлениях, составляющих ее предмет, и представляет собой определенную совокупность знаний,

Из книги Гражданское право автора Шевчук Денис Александрович

Глава 3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ

Из книги Жилищное право: конспект лекций автора Пименова Елена Николаевна

§ 2. Гражданское право как учебная дисциплина Понятие учебной дисциплины гражданского права. Если гражданское право как отрасль права регулирует соответствующие общественные отношения, а наука 1ражданского права изучает гражданско-правовые явления, то гражданское

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

1. Жилищное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина Человек нуждается в жилище. Эта потребность является основополагающей и неотъемлемой, поэтому необходимость разрешения жилищной проблемы остро встает в любом государстве. Этот вопрос возможно разрешить

Из книги Корпоративное право автора Сазыкин Артем Васильевич

1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран есть система внутренне согласованных юридических норм. Данная система состоит из отраслей права, которые представляют собой правила особого рода,

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

6. Корпоративное право как наука и учебная дисциплина Корпоративное право РФ как наука, учебная дисциплина и подотрасль права теснейшим образом взаимосвязаны и взаимозависимы. Наука корпоративного права РФ изучает те общественные отношения, которые отрасль права

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

3. Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина Административное право как огромная совокупность действующих административно-правовых норм является объектом изучения науки административного права, а также осмысленного систематического

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

Тема 1 Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина «Конституционное право» - термин многозначный, употребляется, как правило, в трех аспектах: как отрасль права, как соответствующая отрасль науки и как учебная дисциплина. При этом отраслью

Из книги Гражданское процессуальное право автора Власов Анатолий Александрович

1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран как отрасль права представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых государственным

Из книги Уголовно-процессуальное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

§ 10 Гражданское процессуальное право как учебная дисциплина Гражданский процесс в юридическом вузе наряду с гражданским правом является одной из основных дисциплин учебного курса, без которой невозможно подготовить специалиста высшей квалификации в сфере

Из книги Муниципальное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

Тема 2. Уголовно-процессуальное право как наука и как учебная дисциплина: понятие, предмет, метод, задачи, система С понятием уголовного процесса тесно связано понятие науки, изучающей соответствующую отрасль права. В отличие от уголовно-процессуального права наука

Из книги Муниципальное право России: курс лекций автора Писарев Александр Николаевич

19. Муниципальное право как наука Муниципальное право является составной частью юриспруденции. Наука муниципального права относится к числу отраслевых наук. Ее предметом является изучение муниципального права как отрасли права. Она исследует, изучает специфические

Из книги Инвестиционное право. Учебник автора Гущин Василий Васильевич

Лекция 1 Муниципальное право как комплексная отрасль права 1.1. Понятие и особенности муниципального права как комплексной отрасли права Конституция РФ впервые не только закрепила на высшем юридическом уровне местное самоуправление в качестве одной из основ

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

§ 6. Инвестиционное право как учебная дисциплина Инвестиционное право является не только отраслью права и научной дисциплиной, но также и учебной дисциплиной, призванной быть предметом специального аудиторного изучения для студентов, обучающихся в высших учебных

Из книги Экологическое право автора Боголюбов Сергей Александрович

Раздел первый. Теория государства и права как наука и учебная

Из книги автора

Тема I. Экологическое право как учебная дисциплина Социальная обусловленность экологического права. - Предмет экологического права. - Метод экологического

Той или иной отрасли научного знания, следует отличать от объекта ее изучения.

Во-первых, согласно общетеоретическим представлениям, предмет науки - это отраженная в ее понятиях «совокупность объективных закономерностей», а объект - «совокупность явлений и процессов объективной реальности, которую изучает наука в процессе познания своего предмета»1.

Во-вторых, по определению предмет науки остается неизменным, в противном случае можно говорить о возникновении новой отрасли научного знания. Тогда как объект науки в зависимости от целей либо смены приоритетов научных исследований, а также в связи с объективными изменениями в предмете науки или новыми научными открытиями может видоизменяться, расширяться, менять свой состав и т.д. Ярким примером может служить наука муниципального права, предметом которой является одноименная отрасль права , а объектом - проявления данной отрасли в реальной действительности.

Муниципальное право Российской Федерации как правовая отрасль в настоящее время находится в процессе становления, что непосредственно отражается на науке муниципального права, в частности на ее объекте. Наука муниципального права изучает:

  1. муниципально-правовые нормы и институты;
  2. общественные отношения, регулируемые нормами муниципального права;
  3. практику реализации норм муниципального права;
  4. историю самой науки муниципального права, ее теоретические построения, понятия, концепции;
  5. местное самоуправление как особую форму организации публичной власти в обществе , зарубежный и отечественный опыт его организации и деятельности и др.

Результаты познавательной деятельности «подвергаются научной систематизации, в процессе которой формируется наука и выделяются отдельные части и блоки знания, включаемые в ее систему по правилам системной и методологической заданности»1.

Система науки муниципального права Российской Федерации представлена следующими разделами.

1. Введение в муниципальное право. Этот раздел включает: исследования соответствующего понятийного аппарата (понятие муниципального права как отрасли права, науки и учебной дисциплины; предмет, метод и система отрасли муниципального права Российской Федерации, ее нормы и источники; муниципально-правовые отношения; режимы и конструкции в муниципальном праве и др.); вопросы истории муниципального права в России и зарубежных странах.

2. Исследование местного самоуправления. Этот раздел науки муниципального права России содержит: историю исследования местного самоуправления в отечественной и зарубежной правовой науке; международно-правовое регулирование местного самоуправления; понятие, принципы и систему местного самоуправления в России, его правовую и территориальную организацию; модели и организационные формы местного самоуправления; формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления.

3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. В данном разделе изучаются: понятие и виды юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

4. Гарантии и защита прав местного самоуправления. В этом разделе рассматриваются: понятие и система гарантий местного самоуправления; судебная защита права на местное самоуправление; общий надзор прокуратуры за законностью в системе местного самоуправления; муниципальный контроль .

С начала 1990-х гг. наука муниципального права в России активно развивается: расширился объект научного познания; обновлена методологическая база науки; существует свобода выбора методов научных исследований а также возможность широко использовать достижения зарубежной политической и правовой мысли; появилось много научных публикаций по проблемам местного самоуправления, защищаются кандидатские и докторские диссертации, издаются учебники, учебные пособия, монографии.

К настоящему времени в России сформировалось несколько научных школ, активно занимающихся проблемами отрасли муниципального права Российской Федерации: московская, санкт-петербургская, поволжская (самарская, саратовская, татарская), северо-кавказская (ростовская), уральская (екатеринбургская, челябинская), западно-сибирская (алтайская, омская, томская, тюменская), восточно-сибирская (иркутская, красноярская), дальневосточная (владивостокская, хабаровская)2.

Современная наука муниципального права России представлена работами следующих специалистов: В.Ф. Абрамова, В.М. Авакьяна, А.С. Автономова, И.А. Алебастрова, И.А. Алексеева, К.И. Амирбекова, С.А. Ануфриева, С.В. Арбузова, И.В. Бабичева, Г.В. Барабашева, Г.О. Барбакова, О.В. Берга, Н.А. Богдановой, Н.С. Бондаря, Ф.М. Бородкина, В.Н. Болотова, Т.М. Бялкиной, О.Н. Ванеева, В.И. Васильева, И.В. Выдрина, А.Е. Гавришева, Г.А. Герасименко, Н.В. Герасименко, Л.В. Гильченко, А.Г. Гладышевой, П.В. Гоголева, В.И. Голованова, В.А. Горожанина, И.В. Граф, Е.В. Гриценко, А.Н. Дементьева, М.Ю. Дитятковского, К.П. Дубовкина, Н.А. Емельянова, В.В. Еремяна, А.Р. Еремина, В.Б. Евдокимова, Н.Н. Ефремова, Н.Н. Жадобина, Д.Г. Жаромских, А. Замотаева, П.В. Зарипова, И.В. Захарова, А.И. Казанника, О.А. Камалова, В.С. Кашо, В.А. Кузнецова, Е.М. Ковешникова, А.Е. Когута, Т.А. Козловой, А.В. Корнева, А.Н. Костюкова, В.А. Кочева, Д.Е. Кошеля, И.А. Кравца, М.А. Краснова, А.А. Красовской, И.А. Крейс, В.А. Кряжкова, А.В. Курочкина, М.А. Кулушевой, О.Е. Кутафина, Л.Е. Лаптевой, А.П. Ларькиной, М.М. Макеева, В.П. Максимова, А.Ф. Малого, О.В. Марченко, Т.С. Масловской, М.Н. Матвеева, В.С. Мачульской, Н.П. Медведева, А.В. Мокрого, И.Г. Москалева, М.Р. Мурзабекова, Л.Н. Недокушевой, Е.А. Незнакомовой, Л.А. Нудненко, И.И. Овчинникова, Н.В. Павлова, Е.А. Пахомова, В.А. Пертцика, Н.Л. Пешина, Н.В. Постового, В.В. Пылина, А.Н. Романова, В.Н. Руденко, А.С. Саломаткина, Н.П. Седых, А.А. Сергеева, Г. Соловьева, Н.И. Соломки, О.А. Сомовой, Б.А. Старушина, Я.Ю. Старцева, Ю.И. Скуратова, В.В. Таболина,

Н.С. Тимофеева, А.А. Торшенко, А.Н. Туляй, А.А. Уварова, Р.М. Усмановой, В.И. Фадеева, Г.З. Фахрисламовой, М.В. Федорова, В.Н. Харькова, Н.Н. Харючи, Г.Н. Чеботарева, Е.С. Четвертаковой, А.И. Черкасова, В.Е. Чиркина, Д.Ю. Шапсугова, К.Ф. Шеремета, А. Широкова, Н.Э Шишкиной, С.И. Шишкина, С.И. Штань, Е.С. Шугриной, А.А. Югова, В.Я. Ясюнаса.

Конкретные направления научных исследований фундаментально изложены в учебнике А.Н. Кокотова и А.А. Саломаткина «Муниципальное право России»1.

Муниципальное право как учебная дисциплина

Учебная дисциплина «Муниципальное право Российской Федерации» представляет собой систему основных сведений о науке и отрасли муниципального права России, расположенных в определенной логической последовательности.

Если система науки муниципального права строится на основе системы одноименной отрасли, то система учебной дисциплины основана на системе науки. При этом по объему учебная дисциплина «Муниципальное право Российской Федерации» намного у´же, что обусловлено ее задачами. Назначение рассматриваемой учебной дисциплины заключается в том, чтобы сформировать и закрепить у студентов знания, умения и навыки, необходимые в профессиональной деятельности, содействовать наиболее эффективному освоению будущими специалистами основных понятий, категорий, конструкций отрасли муниципального права, чтобы они могли уверенно ориентироваться в муниципально-правовом законодательстве, толковать и применять законы, регулирующие муниципально-правовые отношения и т.д.

Таким образом, система учебной дисциплины муниципального права включает в себя только наиболее существенные вопросы, необходимые для получения систематических знаний об отрасли муниципального права, муниципально-правовых отношениях, законодательстве в сфере местного самоуправления, проблемах его применения и др., а также навыков по применению таких знаний на практике.

Структура соответствующего учебного курса в различных юридических вузах и юридических факультетах может быть разной. Вместе с тем Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным Министерством образования Российской Федерации 27 марта 2002 г., установлены следующие требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки по муниципальному праву в рамках специальности «Юриспруденция».

Учебная программа курса, согласно государственному стандарту, предусматривает изучение определенного круга вопросов, к числу которых относятся: понятие муниципального права; местное самоуправление, его система; представительные и исполнительные органы местного самоуправления; территориальное общественное самоуправление; институты прямой демократии в местном самоуправлении; материальные и финансовые основы местного самоуправления; полномочия местного самоуправления, организационные формы их осуществления; порядок формирования и деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления; гарантии и защита прав местного самоуправления.

Структура учебной дисциплины «Муниципальное право Российской Федерации» включает общую и особенную части (некоторые специалисты предлагают разделить ее на общую, особенную и специальную части)1.

В общей части рассматриваются: понятие, содержание и система муниципального права ; история местного самоуправления в России и зарубежных странах; понятие, принципы, система местного самоуправления; международно-правовое регулирование местного самоуправления; правовая и территориальная организация местного самоуправления в России; модели и организационные основы местного самоуправления в России; муниципальная служба; формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления; гарантии и защита прав местного самоуправления.

Особенная часть предполагает изучение компетенции органов местного самоуправления в различных сферах жизни местного сообщества.

Контрольные вопросы

  1. Что является объектом науки муниципального права Российской Федерации?
  2. Какими разделами представлена система науки муниципального права России?
  3. В чем заключается назначение муниципального права как учебной дисциплины?
  4. Что включает в себя структура муниципального права как учебной дисциплины?

Выполните задания

Приведите высказывания выдающихся русских дореволюционных ученых-государствоведов А.Д. Градовского, Н.И. Лазаревского, Н.М. Коркунова о природе местного самоуправления в России.

Назовите основные этапы развития науки муниципального права. Какие направления научных исследований наиболее актуальны в науке муниципального права в современный период?

Целостный характер этой отрасли знаний определяется единством её объекта – местного самоуправления. Всё это позволяет дать определение науки муниципального права как системы научных идей и знаний об общественных отношениях связанных с организацией местного самоуправления формами и методами деятельности его органов по решению вопросов местного самоуправления реализации отдельных государственных полномочий. В методологии муниципального права важное место занимает исторический метод исследований местного самоуправления позволяющий...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Муниципальное право как отрасль науки и учебная дисциплина

Правовое положение местного самоуправления как самостоятельной формы в механизме осуществления народовластия обусловило необходимость полного охвата всех сторон его организации и деятельности единой отраслью научных знаний. Такой отраслью является муниципальное право. Она выделилась в особое направление отечественного государствоведения. Целостный характер этой отрасли знаний определяется единством её объекта – местного самоуправления.

Местное самоуправление является предметом изучения не только науки муниципального права. Оно изучается теорией государства и права, историей государства и права, конституционным правом, административным правом и другими науками. Однако для всех этих наук местное самоуправление не является единственным объектом исследования, они изучают его применительно к своему предмету. И только наука муниципального права исследует местное самоуправление и его органы в целом, рассматривает организацию, способы, формы и методы их деятельности.

Всё это позволяет дать определение науки муниципального права, как системы научных идей и знаний об общественных отношениях, связанных с организацией местного самоуправления, формами и методами деятельности его органов по решению вопросов местного самоуправления, реализации отдельных государственных полномочий.

Муниципальное право РФ как научная дисциплина является составной частью российской юридической науки. Наука муниципального права использует присущие всему отечественному государствоведению научные методы исследований.

Один из этих методов – метод системного анализа, позволяющий рассматривать местное самоуправление, как целостную систему организации власти народа в городах, сельских поселениях и на других территориях, взаимодействующую с другими элементами политической системы российского общества – с государством, общественными объединениями и др.

В методологии муниципального права важное место занимает исторический метод исследований местного самоуправления, позволяющий рассматривать его развитие исходя из опыта дореволюционного местного самоуправления (земского, городского) и научных исследований о местных органах советской власти.

В науке муниципального права широко используется и метод сравнительно-правового анализа. Большое значение для развития муниципального права в РФ имеет изучение и использование опыта местного самоуправления в наиболее развитых, демократических государствах. Основы правовых муниципальных систем большинства европейских стран, а также США и Японии были заложены в ходе муниципальных реформ в XIX веке, хотя традиции общинного, городского самоуправления уходят своими корнями в глубину веков, к первичным ячейкам общества: полисной демократии античного мира, городскими и сельскими общинами средневекового сословного государства. Кроме перечисленных наука муниципального права использует также статический, конкретно-социологический и другие методы исследований.

Теоретическими источниками науки муниципального права являются фундаментальные научные труды таких ученых и видных деятелей земского движения дореволюционной России, как В.Н. Лешков, А.И. Васильчиков, В.П. Безобразов, Б.Б.Веселовский, А.Д. Градовский, М.И. Свешников, Н.И. Лазаревский, И.И. Петрункевич, Ф.И. Родичев, В.А. Маклаков, Б.Н. Чичерин и др. К числу источников науки муниципального права относятся также работы отечественных авторов, в которых обобщается и анализируется современная практика местного самоуправления зарубежных стран. Источниками для формирования науки муниципального права России могут являться научные работы, посвященные проблемам местного самоуправления в советский и современный период развития нашей государственности.

Задачи науки муниципального права состоят в разработке проблем повышения эффективности деятельности местного самоуправления и его органов по решению вопросов местного значения. Наука муниципального права призвана тщательно собирать, изучать, обобщать и распространять практику применения передовых, наиболее эффективных форм и методов работы органов местного самоуправления. Она должна также прогнозировать развитие организации и деятельности местного самоуправления по мере дальнейшего развития демократических процессов в нашем обществе. Задачей науки муниципального права, является изучение условий и средств, обеспечивающих самостоятельность муниципальных образований, их органов, прежде всего от органов государственной власти в решении вопросов местного значения. В системе муниципального права принято выделять общую и особенную части, но есть авторы выделяющие еще и специальную часть 1 .

Муниципальное право России как учебная дисциплина является обязательным предметом, изучаемым во всех юридических вузах и на юридических факультетах, в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Как учебная дисциплина муниципальное право, имеет более узкое содержание, чем наука, поскольку изучается в рамках учебных планов, программ, и тематических планов учебного курса.

Задачи муниципального права как учебной дисциплины состоят в оказании помощи будущим юристам при изучении основ местного самоуправления, организационно-правовых форм и гарантий его осуществления, полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Определенное внимание в изучении муниципального права на юридических факультетах уделяется организации взаимоотношений органов местного самоуправления с правоохранительными органами.

Система учебной дисциплины «Муниципальное право России» преподаваемой на данном курсе имеет следующие основные части:

1. Муниципальное право, как комплексная отрасль права, как научная и учебная дисциплина. В этом разделе рассматриваются: предмет муниципального права как отрасли; методы правового регулирования, особенности, источники, система данной отрасли права; субъекты общественных отношений, возникающих в ходе осуществления населением местного самоуправления; источники, задачи науки муниципального права, основные методы научных исследований; задачи муниципального права, как учебной дисциплины.

2. Основы местного самоуправления. По данной тематике рассматриваются: понятие, содержание территориальных, экономических, правовых основ местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления.

3. Система местного самоуправления. Здесь рассматриваются: понятие системы местного самоуправления; формы прямого волеизъявления граждан при осуществлении местного самоуправления; структура, принципы организации и деятельности органов местного самоуправления; особенности правового положения представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования; принципиальные черты правового положения депутата, члена выборного органа местного самоуправления; отличительные признаки территориального общественного самоуправления.

4. Основные полномочия органов местного самоуправления. В рамках лекций по этой тематике рассматриваются: понятие полномочий органов местного самоуправления; содержание основных полномочий органов местного самоуправления в области социально-культурного, хозяйственного строительства, охраны общественного порядка, отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

5. Ответственность органов, должностных лиц местного самоуправления и контроль и надзор за их деятельностью. В рамках этого раздела изучается общая характеристика ответственности органов, должностных лиц местного самоуправления; их ответственность перед населением, государством, перед физическими и юридическими лицами; контроль и надзор за деятельностью органов, должностных лиц местного самоуправления.

В заключение лекции можно отметить, что одним из этапов административной реформы в России стало принятие в 2003 году нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», призванного заменить Закон 1995 г. Целями данного этапа являются обеспечение политической и экономической самостоятельности муниципальных органов власти в решении вопросов местного значения, повышение ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления за надлежащее исполнение полномочий в рамках их компетенции, усиление государственного контроля за законностью и соблюдением прав и свобод граждан. В этих целях предпринята попытка значительно модифицировать существующую территориальную организацию местного самоуправления, четко разграничить полномочия и предметы ведения между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями (а также распределить полномочия внутри системы местного самоуправления), создать основы правового регулирования отношений в рамках бюджетного финансирования расходных полномочий органов местного самоуправления и отдельных государственных полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления. Новый Федеральный закон существенно меняет концепцию местного самоуправления и в наибольшей степени изменениям подвергаются экономические и территориальные основы местного самоуправления. Все это повышает актуальность изучения науки муниципального права и вопросов организации и деятельности местного самоуправления в России.

1 См. Муниципальное право России: Учебник / Отв. Ред. Г.Н. Чеботарев. М.: Юристъ, 2005;. Муниципальное право России в таблицах и схемах. А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. М.: Эксмо, 2006; Е.С. Шугрина Муниципальное право: учебник / 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2010.

PAGE 5

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

6724. Финансовое право как наука, дисциплина и отрасль права 59.39 KB
Понятие финансовой деятельности государства, ее задачи, принципы, формы и методы. Конституционные основы финансовой деятельности государства. Финансовая система. Органы, осуществляющие финансовую деятельность, их правовое положение и функции
6351. Гражданское право как наука и учебная дисциплина 9.25 KB
Особливості вивчення студентами цивільного права на базі нового Цивільного кодексу України Й. Актуалізація предмета досліджень і викладання цивільного права В. Предмет цивилистики Гражданское право рассматривается в нескольких значениях...
14511. Методика как учебная, научная и практическая дисциплина. Лингвистические, психологические и дидактические основы обучения ИЯ 14.39 KB
Лингвистические психологические и дидактические основы обучения ИЯ. Методика обучения иностранным языкам представляет собой относительно самостоятельную педагогическую науку объектом которой являются закономерности процесса обучения учащихся коммуникативной деятельности на иностранном языке а также особенности образования и воспитания всесторонне развитой личности средствами ИЯ. Объект исследования методики: реализация процессов обучения ИЯ суть которой сводится к передаче преподавателем учащимся знаний о языке и формирование у них умений...
2484. Философия: наука, мировоззрение, учебная дисциплина, форма общественного сознания, царица наук, любовь к мудрости 66.34 KB
Философия как мировоззрение: Мировоззрение целостный взгляд на мир и отношение человека к этому миру. провиденцианизм – понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека. в центр внимания ставило человека воспевало его достоинство величие и могущество иронизировало над догматами Церкви; Неоплатоническое сер. развивали учение Платона пытались познать природу Космос и человека с точки зрения идеализма; Натурфилософское XVI нач.
10868. Профессиональный русский язык как учебная дисциплина: цели и задачи курса. Профессиональная речь как средство утверждения профессионального статуса специалиста 9.81 KB
Профессиональная речь – речевой этикет профессионала 1. Языковая личность есть многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей умений готовностей к осуществлению речевых поступков разной степени сложности поступков которые классифицируются с одной стороны по видам речевой деятельности имеются в виду говорение аудирование письмо и чтение а с другой – по уровням языка т. Аргументация или её отсутствие а также необходимость адекватного декодирования речевой посылки партнёра по коммуникации – это важнейший этап в том...
4726. Муниципальное право 132.64 KB
Муниципальное право - система правовых норм регулирующих вопросы местного самоуправления. Хотя основы местного самоуправления начали формироваться в России с XIV в. Они должны были с одной стороны формировать местные органы управления представлять местное население и решать вопросы местного значения а с другой защищать государственные интересы и решать общенациональные задачи. Верховным Советом СССР Законе Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР а затем...
10434. Муниципальное право России: методические указания к выполнению контрольных работ для студентов 83.2 KB
ри выполнении контрольной работы студенту, кроме рекомендуемой литературы, следует ознакомиться с юридическими журналами для использования содержащихся в них работ как дополнительного материала, таких как: Юрист, Юстиция, Закон, Законность, Государство и право, Российская федерация, Хозяйство и право, Общественные науки и современность, Вестники МГУ и Санкт-Петербургского университетов, Российский судья, Государственная власть и местное самоуправление, Государственное и муниципальное право, История государства и права, Местное право
16505. Влияние капитализации на воспроизводство науки: проблемы развития российской науки в условиях дефицита финансирования научных исследований 28.24 KB
Мировой финансовый и экономический кризис 2008-2009 гг., обновил споры о проблемах перехода на интенсивный тип экономического роста, на усиление роли научно-технологического и культурно-образовательного потенциала народного хозяйства. Ключевым пунктом этих дискуссий является вопрос о том, при каких условий российская наука станет играть роль ведущей силы экономического развития инновационного типа.
19409. Кролиководство – перспективная отрасль животноводства 292.16 KB
Мясо кролика отличается исключительно высокими питательными достоинствами. По химическим, морфобиохимическим и технологическим качествам оно превышает мясо других животных. Мясо кролика рекомендуется в качестве диетического продукта детям, людям престарелого возраста, а также страдающим заболеваниями желудка, печени, сердечно-сосудистой системы
5680. Коллекторская деятельность как отрасль экономики и объект регулирования 65.55 KB
Цель работы: изучение законодательства касающегося участия третьих лиц в отношениях по взыскания задолженности; раскрытие эффективности деятельности государственных органов по взысканию задолженности; обозначение законодательных недостатков в отношениях по взысканию задолженности; формирование научнообоснованных выводов предложений и рекомендаций по решению конкретных проблем в отношениях по взысканию задолженности; анализ собранного и обработанного теоретического материала судебной практики по вопросам взыскания задолженности; ...