Преступное бездействие в сфере преступлений против личности. Российское уголовное право Условия уголовной ответственности за преступное бездействие

Преступное бездействие

Бездействие - это вторая форма общественно опасного противоправного деяния. Оно заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении лежащей на лице юридической обязанности либо в невоспрепятствовании наступлению последствий, которые лицо обязано было и могло предотвратить.

Бездействие в социально-правовом значении и физическом смысле - не тождественные понятия. Лицо может физически действовать, например при уклонении от призыва на военную службу скрываться, переезжая из одного населенного пункта в другой, совершить акт членовредительства и т.д., при уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, представлять подложные документы, производить пересортицу товара и т.д. Однако с точки зрения уголовного права подобное поведение должно расцениваться как бездействие, поскольку лицо не выполняет возложенную на него обязанность: нести военную службу в соответствии с федеральным законодательством, платить таможенные платежи и т.п.

"Социальное и юридическое значение бездействия - разновидность вмешательства человека в объективные процессы: путем "развязывания" вредных сил природы, либо попустительства антиобщественным действиям других лиц, либо, наконец, использования технических средств" .

Бездействие может проявиться как в единичном факте неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, так и в системе определенного преступного поведения. Например, отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний (ст.308 УК) представляет собой единичный акт бездействия. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст.156 УК), злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст.157 УК), злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст.177 УК), злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (ст.185.1 УК) и др. предполагают систему преступного поведения, выражающегося в бездействии.

Пример: В Уголовном кодексе содержится норма об ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст.156). Появившись в отечественном законодательстве лишь в 1996 году (в новом УК) , эта норма не только стала реально действующей, в последующие годы проявилась тенденция к росту фактов ее применения.

Объективная сторона данного преступления состоит из альтернативных деяний: неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего совершается в форме бездействия; ненадлежащее исполнение указанных обязанностей представляет собой активное поведение, то есть действие. Под "неисполнением обязанностей" подразумевается неучастие в воспитательном процессе в виде полного отстранения от него либо участие не в полном объеме, а также частичное выполнение обязанностей по воспитанию, соединенные с жестоким обращением с несовершеннолетним со стороны лиц, на которых возложены обязанности по его воспитанию (родители, учителя и т.п.). Неисполнение представляет собой несовершение действий по воспитанию несовершеннолетнего, непринятие мер, которые виновное лицо должно было принимать в силу своих обязанностей. Нельзя вменять в вину несовершение тех действий по воспитанию несовершеннолетнего, которые не входили в обязанности привлекаемого к ответственности лица. Ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего считается нечеткое, нерадивое, формальное, несвоевременное, неправильное, а чаще всего преднамеренно неполное их осуществление. Следует особо отметить, что неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего является преступлением только в том случае, если оно соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Само по себе жестокое обращение состава преступления в настоящее время не образует, и уголовному преследованию обычно подвергаются лица, действия которых содержат еще и признаки других составов преступлений (например, ст.115, 116, 117 УК РФ) .

Пример: В ст.177 УК РФ законодатель установил, что злостным уклонением от погашения кредиторской задолженности является злостное уклонение руководителя организации или гражданина от погашения кредиторской задолженности в крупном размере или от оплаты ценных бумаг после вступления в законную силу соответствующего судебного акта.

Объективная сторона преступления выражается в злостном уклонении руководителя организации или гражданина от погашения кредиторской задолженности в крупном размере или от оплаты ценных бумаг (государственная облигация, чек, сберегательная книжка на предъявителя, акция и др.) после вступления в законную силу судебного акта, подтверждающего кредиторскую задолженность и обязывающего должника ее погасить. Уголовная ответственность возможна только при злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности, каковым, по мнению В.П. Верина, является неисполнение вступившего в законную силу судебного решения при возможности должника погасить долг .

Бездействие - это воздержание от обязательного действия, предписанного нормативными требованиями. Следовательно, ответственность за бездействие может наступать только в том случае, если на лице лежала юридическая обязанность действовать определенным образом, совершать определенные поступки. Нарушение норм морали и нравственности также может привести к тяжким последствиям при бездействии лица, имевшего возможность предотвратить их, однако это не влечет уголовной ответственности (например, прохожий заметил, что произошел размыв насыпи под железнодорожными путями, но не сообщил об этом работникам железной дороги). Источниками правовой обязанности могут быть: а) закон или иной нормативный правовой акт; б) профессиональные обязанности или служебное положение; в) судебный акт; г) предшествующее поведение лица, вызвавшее опасность наступления последствий, поставившее под угрозу какие-либо охраняемые законом интересы.

Так, согласно ст.59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Он должен нести военную службу в соответствии с федеральным законом. Игнорирование указанных требований образует состав преступления, предусмотренного ст.328 УК. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии (ст.63 СК РФ), содержать своих несовершеннолетних детей (ст.80 СК РФ) и нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи (ст.85 СК РФ), а трудоспособные совершеннолетние дети должны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них (ст.87 СК РФ). Невыполнение или ненадлежащее выполнение указанных обязанностей влечет уголовную ответственность соответственно по ст.156 или ст.157 УК.

Профессиональные обязанности и служебное положение предполагают строго определенное, регламентированное нормативными актами поведение лица, совершение необходимых по профессии или по службе действий. Например, неоказание врачом помощи больному образует преступление, предусмотренное ст.124 УК. Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, влечет ответственность по ст.293 УК.

Уклонение от исполнения вступившего в законную силу приговора суда о назначении конфискации (ч.2 ст.312 УК), неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст.315 УК) и др. предполагают наличие судебного решения, которым лицо обязывается к совершению определенных действий.

Лицо, создавшее опасность причинения вреда правоохраняемым интересам, обязано предотвратить наступление вредного последствия. В этом случае бездействию предшествует действие, которым и создается указанная опасность. Так, ст.125 УК предусмотрена ответственность за оставление в опасности лица в случае, если виновный сам поставил его в опасное для жизни и здоровья состояние.

При определении ответственности за бездействие необходимо установить не только юридическую обязанность действовать, но и наличие реальной возможности действовать надлежащим образом. Оно определяется на основе объективных обстоятельств (места, времени, ситуации и т.д.) и субъективных возможностей лица. Если оно не могло действовать надлежащим образом в силу объективных или субъективных причин, то уголовная ответственность за бездействие исключается.

Необходимо иметь в виду, что в ряде случаев сам законодатель при определенных условиях ограничивает обязанность действовать. Согласно ст.270 УК капитан судна, не оказавший помощи людям, терпящим бедствие на море или ином водном пути, не несет уголовной ответственности, если такая помощь не могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

Бездействие как форма деяния исключается в продолжаемом преступлении, так как такого рода посягательство, являясь единым (единичным) преступлением, состоит из ряда тождественных действий, объединенных единым умыслом и направленных к достижению одной цели. Длящееся же преступление, наоборот, может совершаться путем бездействия, поскольку оно характеризуется первоначальным актом действия или бездействия с последующим длительным невыполнением возложенных на лицо обязанностей.

В теории уголовного права выделяются два вида преступного бездействия: чистое бездействие и смешанное бездействие.

Чистое бездействие предполагает невыполнение действий, которые лицо должно было и могло выполнить. Этот вид бездействия встречается довольно редко. Таким образом, например, совершаются невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы (ст. 190 УК) и некоторые другие преступления.

Пример: Как следует из содержания ст.288 УК, присвоение полномочий должностного лица должно быть сопряжено с совершением в связи с этим действий, которые повлекли последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций. Свойственное данному преступлению общественно опасное деяние может быть выражено только в форме действия - принятие на себя должностных функций ради "чистого" бездействия бессмысленно, да и невозможно. При этом действия виновного должны совершаться "вопреки интересам службы" (как предусмотрено ч.1 ст.285 УК), т.е. присвоенные полномочия должностного лица должны использоваться во вред интересам организации, граждан, общества или государства. Иначе, если служащий выполняет чужие должностные обязанности, но в строгом соответствии с законодательством, его деятельность не является общественно опасной, так как не может причинить никакого вреда.

Уголовный закон не конкретизирует, какими должны быть действия государственного служащего или служащего органа местного самоуправления, который присвоил полномочия должностного лица, - только преступными или иными противоправными. Но для констатации их преступности необходимо, чтобы они повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Для административных и дисциплинарных проступков последствия в виде существенного вреда не типичны: "существенность" вреда - показатель степени общественной опасности, свойственной преступлениям. Поэтому, если содеянное государственным служащим или служащим органа местного самоуправления в связи с присвоением им полномочий должностного лица содержит признаки состава другого преступления, все содеянное требует квалификации по совокупности ст.288 УК и иных статей Особенной части УК . Смешанное бездействие имеет место тогда, когда лицо исполняет обязанности либо ненадлежаще, либо в неполном объеме (например, при халатности - ст.293 УК). Следует отметить, что в литературе смешанное бездействие трактуется по-разному. Так, А.Н. Игнатов считает, что "смешанное бездействие заключается в совершении бездействия, с которым закон связывает наступление определенных последствий" . Пример: под насильственными действиями в смысле ст.117 УК РФ следует понимать не только применение физической силы к другому человеку (путем мускульной силы, каких-либо предметов, животных), но и воздействие на внутренние органы потерпевшего при даче, например, различного рода лекарств, наркотиков и других веществ, вызывающих у потерпевшего физические и психические страдания. При этом не имеет значения, каким способом такие препараты введены в организм потерпевшего: насильственно или обманным путем. Для наличия состава истязания необходимо, чтобы такие препараты вводились с целью причинения потерпевшему особых мучений и страданий.

Психическое насилие не охватывается диспозицией ст.117 УК РФ, не подпадает под понятие иных насильственных действий. В науке уголовного права под психическим насилием принято понимать угрозы, что выделено законодателем в качестве самостоятельного признака при конструировании различных составов преступлений: ст. ст.131, 163 и т.д. Хотя угрозы, тем более убийством, причиняют потерпевшему психические страдания, действия виновного не подпадают под признаки состава преступления, предусмотренного ст.117 УК.

Объективную сторону рассматриваемого преступления образуют лишь преступные действия, хотя физические и психические страдания могут причиняться и преступным бездействием, например, длительным лишением воды, пищи и т.п. В научной литературе такое преступное поведение характеризуется как "смешанное бездействие", которое возможно лишь тогда, когда на виновном лежала обязанность воспрепятствовать наступлению преступного последствия. Специальная обязанность совершать активные действия, направленные на предотвращение преступного последствия, может вытекать из закона (например, обязанность родителей заботиться о малолетних детях и детей о престарелых родителях). Следовательно, если родители умышленно длительное время лишают ребенка воды, пищи с целью причинить ему особые мучения и страдания, будет иметь место преступное бездействие .

Как и действие, уголовно-правовое бездействие имеет свои границы, установление которых позволяет решать вопросы о добровольном отказе от преступления, соучастии и др. Началом бездействия следует считать возникновение той ситуации, при которой лицо должно было совершить определенные действия и имело для этого реальные возможности. Например, бездействие врача, не оказавшего помощь больному, начинается с момента получения вызова (ст.124 УК); бездействие свидетеля или потерпевшего, отказавшегося от дачи показаний, - с момента заявления об этом дознавателю, следователю, прокурору или суду (ст.308 УК); неисполнение военнослужащим приказа - с момента получения приказа начальника, отданного в установленном порядке (ст.332 УК), и т.д. Окончание преступного бездействия обусловливается: его пресечением правоохранительными органами, явкой с повинной, прекращением обязанности действовать определенным образом, возникновением обстоятельств, исключающих возможность выполнения требуемых действий .

Бездействие УК РФ определяет как преступление в случае, если таковое повлекло за собой наступление общественно опасных последствий. К чему это может привести, расскажем далее в статье.

Преступное действие и бездействие в уголовном праве

Преступное действие и преступное бездействие в уголовном праве идут, что называется, рука об руку. С одной стороны, в большинстве случаев для совершения преступления человеку необходимо совершить какое-либо умышленное действие, которое в соответствии с законодательством расценивается как преступное. С другой стороны, несовершение действий, которые лицо обязано было совершить, но умышленно не сделало этого (в случае если это повлекло причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда третьим лицам), также наказывается уголовным законодательством.

Однако с привлечением к ответственности за бездействие в уголовном праве мы сталкиваемся очень редко. Дело в том, что лишь небольшое число уголовных дел в стране (в сравнении с общим количеством) составляют дела, связанные с преступным бездействием, поскольку не каждый факт бездействия можно назвать преступным и, соответственно, наказуемым. О совершении преступного бездействия можно говорить только в том случае, если у лица имелась реальная возможность действовать, но она не была реализована.

Не знаете свои права?

Когда наступает уголовная ответственность за совершение виновного бездействия?

Итак, уголовная ответственность за бездействие наступает только при наличии определенных условий, основным из которых является бездействие лица при наличии у него реальной возможности совершить необходимое действие. Также о совершении виновного бездействия можно говорить и тогда, когда на лицо возложена обязанность по совершению какого-либо конкретного действия. Такая обязанность может возлагаться на основании:

  1. Законодательных или иных нормативных актов. Примером здесь может служить обязанность гражданина платить законно установленные налоги, обязанность работника следовать положениям инструкции по технике безопасности и т. п.
  2. Вступившего в силу решения суда. Все решения, которые вступили в законную силу, обязаны для исполнения всеми лицами. В случае если лицо злостно уклоняется от исполнения обязанности, его поведение трактуется именно как преступное бездействие.
  3. Особенностей существующей связи между виновным и пострадавшим. Например, речь может идти об обязанности матери осуществлять действия, направленные на сохранение жизни и здоровья своих детей, либо об аналогичных обязанностях лиц, осуществляющих уход за недееспособными гражданами.
  4. Договоров, профессиональных особенностей. Например, некоторые из них обязывают людей выполнять свой служебный долг в т. ч. во внерабочее время либо при наступлении чрезвычайных обстоятельств. К таким профессиям можно отнести, например, врачей или сотрудников правоохранительных органов. К другой категории лиц, подпадающих под условие наступления уголовной ответственности за бездействие в этом случае, относятся работники, трудовое соглашение с которыми предусматривает совершение ими в рабочее время определенных действий.

Есть ли в УК Ф статья за бездействие?

Отдельной статьи за это в УК РФнет, поэтому наказание за преступное бездействие будет зависеть исключительно от того, какие последствия повлекло за собой несовершение лицом определенных действий, какое конкретно лицо бездействовало и в силу чего возникла его обязанность совершать эти действия. Например, о бездействии можно говорить в следующих ситуациях:

  1. Если врачом (или иным медицинским работником) без уважительных причин не была оказана помощь больному человеку, в результате чего здоровью последнего причинен вред средней тяжести, тяжкий вред или наступила смерть пациента. В этом случае медика привлекают к уголовной ответственности, которая предусмотрена ст. 124 УК РФ.
  2. Если работодателем не выплачивается зарплата (полностью или частично) сотрудникам, он будет привлечен к ответственности по ст. 145.1 УК РФ.
  3. Если гражданин не передает уполномоченным органам имеющиеся у него сведения о совершенных преступлениях. За это он может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 316 УК РФ.

Важно отметить, что в последнем случае гражданин может быть освобожден от уголовной ответственности, если им были сокрыты факты совершения преступления супругом или другим близким родственником.

Об ответственности должностного лица за бездействие

Отдельно следует выделить ответственность за бездействие должностного лица. В этом случае конкретная статья УК, по которой виновному будет предъявлено обвинение, зависит от должностных обязанностей и ситуации (точнее, тех действий, от совершения которых лицо уклонилось). Например, можно вспомнить о ст. 293 УК РФ, предусматривающей ответственность должностного лица за халатность, т. е. недобросовестное отношение лица к служебным обязанностям, т. к. это влечет за собой существенное нарушение прав и законных интересов иных лиц. Также здесь можно говорить о последствиях за несоблюдение лицом обязанности по выполнению требований охраны труда. Если должностное лицо обязано было соблюдать их, но пренебрегло своей обязанностью и это повлекло за собой причинение тяжкого вреда здоровью человека или стало причиной его смерти, то это лицо будет привлечено к уголовной ответственности.

Подводя итоги сказанному выше, можно сделать однозначный вывод: преступное бездействие, т.е. бездействие лиц, обязанных и имеющих возможность предпринять необходимые действия для предотвращения неблагоприятных последствий, законодательно рассматривается как виновное деяние и наказывается в том числе и по УК РФ.

Преступное бездействие точно так же, как и действие по своим социальным и психофизиологическим свойствам составляет разновидность поведения. Преступное бездействие представляет собой общественно опасный в данных условиях места, времени и обстановки акт поведения, состоящий в несовершении лицом того действия, которое оно должно было и могло совершить. Преступное бездействие, таким образом, характеризуется двумя элементами – объективным и субъективным, которые составляют неразрывное единство, свидетельствующее о наличии акта преступного бездействия.

Объективный критерий преступного бездействия предполагает обязанность действовать. Субъект в определенной ситуации должен действовать, а при фактическом бездействии, если наступили вредные последствия, он может нести уголовную ответственность.

Долженствование, или обязанность действовать, основывается на трех императивах.

  • 1. Требование закона. Так, сотрудник органов внутренних дел, полицейский обязан предотвратить преступление, где бы он в этот момент не находился (если, разумеется, преступление совершается на его глазах). Такое предписание содержится в Федеральном законе от 07.02.2011 № З-ФЗ "О полиции".
  • 2. Требования, вытекающие из подзаконных нормативных актов. Например, несоблюдение должностным лицом необходимых инструкций, если в результате такого пассивного поведения произошли последствия, может влечь ответственность за халатность (ст. 293 УК РФ).
  • 3. Предшествующее бездействию действие. Так, если автомобилист, ехавший без нарушения правил дорожного движения, сбил пешехода, неправильно переходящего проезжую часть (действие), и затем оставил его без помощи (бездействие), он может нести ответственность за оставление в опасности (ст. 125 УК РФ).

Долженствование действовать при фактическом пассивном поведении не всегда, однако, свидетельствует о преступном характере поведения. Помимо объективного критерия преступного бездействия должен присутствовать и субъективный – возможность действовать в данной ситуации. Если лицо должно было действовать, но нс имело для этого возможности, его фактическое пассивное поведение не может рассматриваться как преступное.

Субъективный критерий преступного бездействия включает в себя комплекс обстоятельств, свидетельствующих о психофизиологическом, физическом, нравственном, интеллектуальном развитии лица, об уровне его профессиональной подготовленности. Все составляющие субъективного критерия преступного бездействия могут быть представлены как в единичном варианте, так и в некоторой совокупности. Если, например, в психофизиологическом плане субъект характеризуется как меланхолик с замедленным порогом реакции, то непринятие им в критической ситуации необходимых мер, приведшее к общественно опасным последствиям, не будет вменено ему в вину, поскольку субъективные возможности психофизиологической конституции лица объективно блокировали необходимую мгновенную реакцию.

Вопрос о наличии объективного и субъективного элементов в преступном бездействии лица решает правоприменитель. Однако в большей мере оценочные свойства присущи субъективному критерию. Правоприменитель (следователь, дознаватель, судья) на основе собственного усмотрения решает, имело ли лицо в конкретной ситуации возможность действовать или нет. В некоторых случаях необходимо проводить психолого-психиатрическую экспертизу, чтобы принять верное решение по этому вопросу.

Принципиально важным для правильной квалификации деяния является необходимость установления момента начала и окончания преступного бездействия.

Преступное бездействие считается начавшимся при наличии следующей совокупности обстоятельств:

  • 1) обязанность действовать;
  • 2) возможность действовать;
  • 3) невыполнение требований об активном поведении.

Преступное бездействие так же, как и преступное действие, есть разновидность деяния, которое признается оконченным в зависимости от конструкции состава преступления. В связи с этим преступное бездействие в формальных составах, не требующих наступления последствий, считается оконченным с момента начала. Строго говоря, в формальных составах моменты начала и окончания преступного бездействия сливаются. В материальных составах преступное бездействие считается оконченным после наступления преступных последствий. Для иллюстрации необходимости установления моментов начала и окончания преступного бездействия обратимся к ст. 293 УК РФ, устанавливающей ответственность за халатность.

Началом этого преступления следует считать неисполнение лицом возложенных на него обязанностей, окончанием – существенное нарушение законных интересов граждан (ч. 1 ст. 293 УК РФ) или смерть человека (ч. 2 ст. 293 УК РФ). С того момента, когда бездействие началось, но еще не закончилось (последствия не наступили), субъект может предпринять необходимую активность, дабы предотвратить последствия и, таким образом, исключить уголовную ответственность вовсе. Если последствия все же наступили, несмотря на хоть и запоздалую, но все же активность лица, данное обстоятельство при назначении наказания обязательно будет учтено как смягчающее.

1. Умышленное вопреки интересам службы неисполнение должностным лицом действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, сопряженное с попустительством преступлению либо по­влекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (бездействие должностного лица),-

Наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должнос­ти или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до одного года, или лишением свободы на срок до двух лет.

2. Бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересо­ванности -

Наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должнос­ти или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права за­нимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, со­вершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо по­влекшие тяжкие последствия,-

Наказываются лишением права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определен­ные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Комментарий

1. В отличие от злоупотребления властью или служебными полномочиями
бездействие должностного лица представляет собой пассивную форму преступно­го посягательства на интересы службы посредством умышленного вопреки инте­ресам службы несовершения должностным лицом действий по службе, которые
оно в соответствии с возложенными на него полномочиями (обязанностями)
должно было и могло совершить для обеспечения (защиты) соответствующих
интересов службы.

2. Бездействие должностного лица - это специальная форма злоупотребления
властью или служебными полномочиями. Поэтому все конструктивные объектив­ные признаки данного преступления - обусловленность бездействия служебными
полномочиями (обязанностями) должностного лица; невыполнение обязанностей
по службе (с учетом их содержания и служебных полномочий должностного лица
при исполнении лицом служебных обязанностей); содержание понятий «вопреки
интересам службы», существенного вреда, тяжких последствий - аналогичны со­держанию таких же признаков при злоупотреблении властью или служебными
полномочиями (см. коммент. к ст. 424).

3. При характеристике объективных признаков состава бездействия должност­ного лица следует исходить из необходимости разграничения данного преступле­ния от служебной халатности (ст. 428), также совершаемой путем неисполнения
должностным лицом возложенных на него служебных обязанностей. Хотя основ­ной момент разграничения указанных преступлений заключен в субъективной
стороне, тем не менее, по психологической «насыщенности» (независимо от содержания вины) неисполнение служебных обязанностей при бездействии должнос­тного лица и служебной халатности являются разными по характеру осознанности формами бездействия.

4. С объективной стороны бездействие должностного лица требует установле­ния следующих признаков:

Неисполнение должностным лицом требуемых по службе действий;

Совершение требуемых по службе действий входит в круг (объем) служеб­ных полномочий данного лица (несовершение должностным лицом действий, хо­тя и требуемых по обстоятельствам и при нахождении данного лица на службе, но не входящих в компетенцию (круг его служебных обязанностей) исключает состав рассматриваемого преступления);

Требуемые по службе действия должностное лицо должно было и могло
совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, но не соверши­ло их вопреки интересам службы;

Бездействие должностного лица повлекло причинение ущерба в крупном
размере или существенный вред правам и законным интересам граждан либо го­сударственным или общественным интересам (см. п. 9 коммент. к ст. 424) либо
бездействие по службе было связано с попустительством преступлению.

5. Для состава бездействия необходимо установить, что должностное лицо
действительно должно было совершить по службе определенные действия, как го­ворит закон, «в силу возложенных на него служебных обязанностей». Однако ни
один закон, даже служебная инструкция, не устанавливают весь перечень служеб­ных обязанностей. Поэтому суд должен конкретно, исходя из должностной (слу­жебной) компетенции, указать, какие обязанности не выполнило должностное
лицо, не совершив требуемые по службе действия.

6. Служебная компетенция определяет полномочия должностного лица и со­ответственно сферу его обязанностей, как правило, в обобщенной форме, т.е. без
учета динамично изменяющейся ситуации (обстановки). Поэтому следует устано­вить необходимость совершения определенных действий по службе с точки зрения
не только служебных обязанностей данного должностного лица, но и очевидности
(явности) объективной ситуации, требующей от должностного лица совершить не­
обходимые действия по службе. В пункте 10-1 постановления № 4 Пленума
Верховного Суда Республики Беларусь от 4 июня 1993 г. указано: «Неисполнение
служебных действий - это... бездействие должностного лица в условиях, когда оно
должно было и могло совершить необходимые действия, входящие в круг служеб­ных обязанностей».

7. Бездействие должностного лица при указанных в предыдущем пункте усло­виях и будет неисполнением действий по службе вопреки ее интересам. Установ­ление судом обстоятельств, подтверждающих объективную необходимость «упо­требления власти», возложенной на должностное лицо,- важнейший момент в по­нимании и доказывании формулы: «не исполнено действие по службе, которое должностное лицо должно было совершить».

8. Должностное лицо не только должно было, но и могло выполнить требуе­мые по службе действия, в том числе с учетом допустимости определенной степе­ни риска.

9. Под неисполнением должностным лицом требуемых по службе действий
понимаются не только их полное несовершение, но и умышленное несовершение
вопреки интересам службы всех требуемых объективной ситуацией действий, ко­торые лицо должно было и могло совершить. В этом случае речь идет не о ненад­лежащем исполнении служебных обязанностей, а о сознательном несовершении части обязательных для исполнения действий. Ненадлежащее исполнение служеб­ных обязанностей характерно для служебной халатности.

10. Бездействие должностного лица, сопряженное с попустительством пре­ступлению,- это невыполнение таким лицом служебных действий по воспрепят­ствованию достоверно известному готовящемуся или совершаемому преступле­нию. Сам факт невоспрепятствования преступлению со стороны должностного лица объединяет и само служебное бездействие, и последствие. Поэтому состав преступления в этой части является формальным. Необходимость наступления последствий в виде ущерба в крупном размере или иного существенного вреда при этом не требуется.

11. Следует, однако, учитывать, что далеко не все должностные лица в со­ответствии с их служебной компетенцией обязаны совершать по службе действия,
направленные на воспрепятствование готовящемуся или совершаемому преступ­лению. Такая обязанность служебного характера свойственна прежде всего пред­ставителям власти, а также должностным лицам, осуществляющим функции
общего организационного-распорядительного или административно-хозяйствен­ного управления.

В соответствии с характером компетенции и уровнем функциональной спе­циализации воспрепятствование преступлению как служебная обязанность долж­ностного лица может и должно проявляться по-разному:

Для работников милиции и других правоохранительных органов в самых
различных действиях по службе, соответствующих их функциональной компетен­ции, включая физическое воспрепятствование совершению преступления;

Для должностных лиц, обладающих общей компетенцией по руководству
предприятием или организацией,- только в служебных действиях общего харак­тера и только в приделах соответствующего организационного образования (за­прещение вывоза продукции со склада, совершаемого с целью хищения; отстра­нение от работы лиц, готовящих или совершающих хищение или другое преступле­ние; сообщение о готовящемся преступлении в соответствующие правоохрани­тельные органы и т.п.).

12. Бездействие должностного лица, связанное с попустительством преступле­нию, относится только к готовящемуся и совершаемому преступлению.

Если должностное лицо вопреки интересам службы не принимает по службе соответствующие меры по изобличению преступников или привлечению их к ответственности после того, как преступление совершено, для наличия состава

преступного бездействия необходимо установить, что таким бездействием по служ­бе был причинен существенный вред законным правам и интересам граждан либо государственным или общественным интересам.

13. С субъективной стороны бездействие должностного лица характеризуется
умышленной виной по отношению к неисполнению должностным лицом требуе­мых служебных действий и к наступившим последствиям (ч. 1 ст. 425).

Для бездействия должностного лица, сопряженного с попустительством, необ­ходимо установить прямой умысел по отношению к факту служебного попусти­тельства преступлению: должностное лицо достоверно знает о готовящемся или совершаемом преступлении, сознает, что в соответствии со служебной компетен­цией (обязанностями) оно должно и может воспрепятствовать совершению пре­ступления, но вопреки интересам службы принимает решение бездействовать.

14. Субъектом преступления является должностное лицо (см.чч.4 и 5 ст.4).

15. Квалифицированным видом данного преступления (чч. 2 и 3 ст. 426) явля­ется бездействие должностного лица:

Из корыстной или иной личной заинтересованности (содержание указан­ных понятий см. в пп. 12-14 коммент. к ст. 424);

Занимающего ответственное положение (см. ч. 5 ст. 4);

Повлекшее тяжкие последствия (о содержании тяжких последствий см. п. 16

Преступное бездействие – это несовершение лицом определённого действия, которое это лицо должно было и могло совершить.
В уголовно-правовом смысле бездействие не есть состояние физического покоя, но воздержание от совершения обязательных действий. Поэтому активно действующий человек, может быть признан бездействующим, если он совершает не те действия, которые от него требуются.

По Условия ответственности за бездействие:
Ø объективное условие;
Ø субъективное условие.

Объективное условие выражено словами: лицо должно было выполнить определённое действие (лицо было обязано действовать). Должествование совершить действие возникает из различных оснований, которые принято называть источниками возникновения обязанности действовать.

По Таковыми источниками (основаниями) являются:
Ø предписания закона или иного нормативного акта;
Ø решения судебных органов;
Ø профессиональные или должностные обязанности;
Ø добровольно принятые на себя обязательства;
Ø предшествующее поведение виновного.

Субъективное условие выражено словами: лицо могло выполнить требуемое действие. Мог выполнить требуемое действие тот, кто обладал достаточными способностями и имел объективную возможность для их реализации.
Способность совершить действие предполагает наличие у лица навыков, умений, знаний, физических сил и т.п., причём в таком объёме, который необходим для выполнения обязанности.
Объективная возможность совершения действия означает отсутствие внешних препятствий для его совершения. Такими препятствиями могут быть ранее упоминавшиеся непреодолимая сила, физическое или психическое принуждение.
Виды бездействия.

По По роли бездействия в создании опасности различают:
Ø бездействие-невмешательство;
Ø бездействие, приравниваемое к действию.

Бездействие-невмешательство – это непринятие лицом мер по устранению опасности, возникшей помимо воли этого лица.
Бездействие, приравниваемое к действию, (бездействие, создающее опасность) - это невыполнение лицом обязанности совершить действие, осуществление которого исключило бы возникновение опасности правоохраняемым интересам.

По Бездействие может быть приравнено к действию, если:
Ø до момента, когда необходимо совершить действие, опасность не существует, т.е. обязанность совершить действие существует ещё до возникновения опасности;
Ø совершение определённого действия является прямой обязанностью конкретного лица;
Ø бездействие лица приводит к возникновению опасности.

Смешанное бездействие – это сочетание в одном преступлении активной и пассивной форм деяния, когда для обеспечения бездействия лицо совершает какие-либо активные действия. Характерным примером смешанного бездействия является уклонение от призыва на военную службу, совершённое путём умышленного причинения себе телесного повреждения (ст.434 УК).
Отдельные преступления могут совершаться только путём действия (например, кража), другие – только путём бездействия (например, неоказание помощи), ряд преступлений может совершаться как в активной, так и в пассивной форме (например, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности).
Для отражения сложного характера определённых деяний в судебной практике используется термин «сложные деяния».