Презентация для начальной школы мое право

Мои права и

обязанности


  • Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова)

  • Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать по отношению друг к другу и что не могут? На что имеют право и на что не имеют?
  • И люди взялись за решение этих вопросов. В беседах между собой они пытались об этом договориться и установить правила жизни в человеческом обществе.



  • В каждой стране есть еще и своя Конституция это основной закон, по которому должны жить и взрослые, и дети.
  • Права взрослого и права ребенка важно знать. Не менее важно помнить, что кроме прав и у взрослых и у детей есть обязанности, которые необходимо выполнять.

« Имею право»

  • Право на жизнь.
  • Право на имя при рождении.
  • Право на образование.
  • Право на медицинскую помощь.
  • Право на заботу и воспитание родителями.
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
  • Право на отдых и досуг.
  • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями



Обязанности ребенка:

  • Уважать родителей и взрослых людей
  • Культурно вести себя в семье, классе, в школе и за их пределами.
  • Ходить опрятными, аккуратными
  • .Выполнять устав школы.
  • Умейте выслушать не перебивая

Умейте признать, что были не правы.

Помогайте товарищу, старайтесь договориться.

Говорите всегда только правду.

Радуйтесь успеху товарища.

Дал слово - сдержи его, дал обещание - выполни.


Обязанности ребенка:

  • Ребенок обязан соблюдать законы государства,
  • заботиться о родителях,
  • уважать права и интересы других граждан
  • традиции и культурные ценности народа, других наций и народностей,
  • овладевать знаниями, умениями и навыками
  • бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

Кодекс класса

  • -Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-либо.
  • - Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.
  • - Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
  • - Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать, не ломать.
  • - Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.
  • - Будь лично ответственным за свои слова и поступки.
  • - Содержать в чистоте кабинет, установить график дежурства.

Человеку много нужно, чтобы счастливо прожить.

Нужен дождь и даже лужи, нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно поле, нужно море и леса,

Невозможно без природы, без синеющих небес.

Хорошо иметь свободу, мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете, чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить, все почувствовать вокруг.

Главное для всех на свете это- мама, дом, семья.

Не обижайте близких, дети - это лучшие друзья.

Все знают о законе мало, не больше всех иных,

Мы знаем, важно делать то, что благо для других.


Деловая игра.

Учитель начальных классов

МОУ Беломечетская СОШ № 7

Ставропольский край

Дементьева Наталья Владимировна

Тема: Я и мои права.

Цели: познакомить с понятиями «гражданин»; «права граждан»; «права детей»; «обязанности школьников»; учить применять права и обязанности в повседневной жизни;

развивать культуру речи; умение анализировать; развивать творческие способности;

воспитывать любовь к Родине; правовую грамотность; уважение к другим и к себе; чувство собственного достоинства.

Оборудование: словарь С. И. Ожегова (с.143); «Конституция РФ»; конверты с заданиями; клей; жетоны (флаг РФ); магнитофон; диск с песнями; «правовое» дерево; «правовые яблоки; мультимедийное оборудование.

Ход занятия:

    Вступление.

То о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам, вашим родителям и нашим гостям.

Вам, ребята, предстоит очень интересная жизнь в обновляющейся России. От вас самих зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы проживёте её радостно и счастливо.

Вы уже знаете, что жизнь – это не только развлечения и радости. Это и нелёгкий труд. Те люди, которые заранее готовились к встрече с жизнью, как правило, проживали её интересно. Хуже бывает тем, кто привыкает жить за спинами родителей, других людей. Все препятствия им приходится брать с боем. Сегодня мы проведём деловую игру «Я и мои права». Вы поделены на три команды. В каждой команде есть капитан. Капитан следит за порядком в команде, отвечает на задания после всеобщего обсуждения. Каждая команда в ходе игры будет получать жетоны, в случае правильного ответа. В конце занятия мы подведём итоги.

(Слайд 1)

    Актуализация знаний учащихся.

А кем является каждый из нас? (ответы детей)

Каждый из нас – гражданин России.

Кто такой «Гражданин»? (ответы детей)

В толковом словаре С. И. Ожегова понятие «гражданин» объясняется так:

(Слайд 2)

Гражданин

    лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;

    взрослый человек, а также форма обращения к нему.

Пояснение понятия 1:

Каким словом можно заменить слово «лицо», чтобы смысл фразы не поменялся? (человек)

Что значит «постоянное население»? (люди, которые живут здесь всегда).

Что значит «наделённое правами и обязанностями»? (иметь права и обязанности).

Пояснение понятия 2:

Есть разные формы обращения взрослых людей друг к другу: «уважаемый», «товарищ», «сударь», в том числе и «гражданин». Всё зависит от ситуации и воспитания.

3. Игра «Дополни». (Слайд 3)

А сейчас мы с вами немного поиграем. Каждая команда получает конверт с заданием и карандаш (для проверки). Ваша задача: на предложенную схему наклеить слова из столбика. На выполнение задания – 2 минуты.

После того, как команды выполнили задание, им необходимо поменяться схемами. Далее проверка по слайду.

(Слайд 3 а)

Подсчитав количество правильных ответов, команды получают жетоны (1 место – 3 жетона, 2 место – 2, 3 место – 1)

Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.

4. Беседа.

Скажите, гражданами какой страны мы являемся? (ответы детей)

Наше государство предоставляет нам права. Кто из вас знает, как называется документ, в котором прописаны наши права? (Конституция РФ).

(Слайд 4)

Слово «конституция» в переводе с латинского обозначает «установление».

А какие права мы имеем как граждане России? (ответы детей)

У граждан России есть много прав, но мы рассмотрим лишь некоторые из них. У вас на партах лежат листы с выдержками из конституции РФ. Попробуйте доказать, что те права, которые вы назвали, действительно существуют. (Работа по группам).

(Слайд 4 а)

    Каждый человек имеет право на жизнь.

    Каждый человек имеет право на свободный труд. Каждый может выбрать труд по своему усмотрению. Принудительный труд запрещён.

    Каждый гражданин имеет право на образование. В зависимости от возраста он может посещать д/с, школу, колледж или университет.

    Каждый гражданин имеет право получить помощь врача при заболевании.

    Гражданин России имеет право на отдых.

А теперь, зная эти права, мы поиграем.

5. Игра «Путешествие в сказку».

Каждая команда получает иллюстрацию из сказки. Задача: определить, каким правом воспользовались герои. Время – 1 минута.

(Слайд 5)

1. «Айболит» К. И. Чуковский (право на получение мед. помощи)

(Слайд 6)

2. «Золотой ключик» А. Толстой (право на образование)

(Слайд 7)

3. «Сказка о попе и работнике его Балде» А. Пушкин. (Право на труд)

Каждая команда получает жетон.

6. Беседа.

Молодцы! Вы хорошо запомнили права граждан России.

Как вы думаете, существуют ли какие-либо документы, изучая которые мы могли бы узнать и о других правах? (ответы детей)

Как они называются? Таких документов иного, но мы рассмотрим только эти.

Декларация – документ, который защищает наши права.

Конвенция (договор, соглашение) – соглашение по специальному вопросу, обязательные для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.

Устав школы – документ, в котором прописаны права и обязанности школьников.

К вашему сведению: 10 декабря 1948 года многие страны приняли «Декларацию о правах человека». Завтра 10 декабря и по всей стране пройдут классные часы, посвящённые этому событию.

Кто скажет, сколько лет исполняется этому важному документу?

(Слайд 8)

Поскольку «Декларация о правах человека» – это международный документ, предлагаю вам встать и, взявшись за руки, изобразить земной шар. Давайте немного отдохнём и поиграем. Игра называется «Музыкальная минутка». Под музыку мы будем выполнять различные движения, но, отдыхая, вы должны будете внимательно слушать отрывки из песен. После нашей «минутки» вы ответите на такой вопрос: «На какие права указывает каждая из песен?». Каждый, кто правильно ответит, получит жетон и таким образом пополнит их количество для своей команды.

1. «Учат в школе» (право на образование)

2. «Тяп – ляп» (право на труд)

3. «Песенка о лете» (право на отдых)

7. Тренинг.

Мы много с вами говорили о правах. Продолжите такую фразу: «Для меня самое главное право – это …»

(Слайд 10)

Молодцы! А теперь давайте поговорим немного о ваших обязанностях, как школьников. Напомните, как называется документ, в котором прописаны права и обязанности школьников?

(Слайд 11)

В уставе нашей школы сказано:

обучающиеся Школы обязаны:

    соблюдать Устав Школы;

    добросовестно учиться;

    бережно относится к имуществу Школы;

    соблюдать Правила поведения учащихся.

Сценка.

А знаете, ребята! В одной стране жили две девочки. Жили они дружно, весело, счастливо. Всё было у них одинаковое, но имена – разные. Одну звали Права, а другую – Обязанности. У каждой из них в жизни были главные слова:

Права (разворачивает свиток и читает):

Жизнь, образование, труд, отдых.

Обязанности (разворачивает свиток и читает):

Соблюдение Устава, добросовестное учение, бережное отношение к имуществу, соблюдение Правил поведения учащихся.

Однажды жители этой страны заметили, что девочки, очень часто произносят главные для них слова и заинтересовались их значением. Когда жители поняли смысл этих слов, то для них эти слова тоже стали главными.

С тех пор эта страна стала называться Правовой.

Что можно сказать о правах и обязанностях?

Девочки говорят:

Запомните: Права предоставляются, а обязанности выполняются!

8. Рефлексия.

Спасибо, ребята, что обсудили данную тему. Сейчас предлагаю вам сыграть ещё в одну игру. Называется она «Выбери нужное слово…». На правовое дерево вам нужно будет повесить правовое яблоко, на котором написано слово, которое встречалось сегодня на уроке и больше всех понравилось. Объясните, почему вы выбрали именно это слово.

А теперь подведём итог занятия. Капитаны команд, поднимите жетоны, которые заработала ваша команда. Посмотрите, нет команды, которая не получила бы жетоны. Сегодня мы узнали лишь о некоторых правах и обязанностях. В дальнейшем мы будем говорить и о других правах и обязанностях на других уроках.

Литература:

1. Словарь С. И. Ожегова (с.143);

2. «Конституция РФ»;

3. А.В.Енин, В.А.Великородная. Планировнаие воспитательной работы в школе. Воронеж, 2001

4. Классному руководителю: учебно-методическое пособие/ Под ред.М.И.Рожковой. – М. «ВЛАДОС», 2001

Слайд 1

Мои права
02.09.2013 года

Слайд 2

«Родился – ты уже человек!»
Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха пишут письмо царю: «Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь; Не мышонка, ни лягушку, А неведому зверюшку». Царь читает. Ой, что же это? дает гонцу ответ: «Ждать царева возвращенья для законного решенья» Повариха и ткачиха, подменив грамоту, решили извести царицу и сына-наследника. «Царь велит своим боярам, Времени, не тратя даром, И царицу и приплод Тайно бросить в бездну вод»
«Сказка о царе Салтане»

Слайд 3

«Родился – ты уже человек!»
Статья 1 гласит: «Все люди рождены свободными и равными в своих правах». Это значит, что государство уважает и обеспечивает все права за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национальности. Статья 7-я гласит: «Ребенок регистрируется сразу же после рождения и имеет право на имя и приобретение гражданства»

Слайд 4

«Твои права»
Волк. Красная шапочка, я тебя съем! Иди сюда поближе! Красная шапочка. Ой, ой, Волк, помогите, спасите, не ешь меня, пожалуйста, Серый Волк Волк. Ха, еще чего, пожалуйста, это слово не для меня, конечно съем!

Слайд 5

«Твои права»
Статья 6-я гласит: «Государство признает, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, личную неприкосновенность, право на защиту своих прав»

Слайд 6

«Твои права»
Утка. Ох, какой ты безобразный, неуклюжий, уходи отсюда! Гадкий утенок. Ну что я поделаю, коль я такой. Утка. Вот станешь красивым или таким, как все, тогда и приходи. Гадкий утенок. А если не стану, если таким останусь? Утка. Тогда ты нам здесь не нужен.

Слайд 7

«Твои права»
Статья 23-я гласит: «Государство признает, что неполноценный ребенок должен вести достойную жизнь в условиях, которые способствую его уверенности в себе»

Слайд 8

«Твои права»
Буратино идет в школу с «Азбукой» Лиса. Буратино, ты куда идешь? Кот. Да еще с «Азбукой»! Ха-ха! Лиса. Вот именно! Буратино. Учиться! Лиса. Да разве деревянных берут? Кот. Да, да, деревянных! Буратино. Папа Карло сказал, что возьмут! Лиса. Ха! Я б на твоем месте даже не ходила бы в школу, все равно не возьмут!

Слайд 9

«Твои права»
Статья 28-я гласит: «Государство признает право ребенка на образование на основе равных возможностей»

Слайд 10

«Если нарушают твои права»
Мальвина. Артемон, Атремон! Артемон. Я здесь. Мальвина. Высеки Буратино за то, что он пролил чернила на скатерть. Артемон. Чем высечь? Мальвина. Чем хочешь, плеткой или ремнем. Буратино. Я не хочу. Артемон. Пошли, раз сказали высечь, значит, надо высечь. Буратино. Не надо, мне же будет больно.

Слайд 11

«Если нарушают твои права»
28-я гласит: «Государство принимает все необходимые меры для обеспечения того, чтобы в школе уважалось человеческое достоинство ребенка»

Слайд 12

«Если нарушают твои права»
Мачеха. Так, скоро бал, ты должна сшить три прекрасных платья за 2 дня и вышить их. Золушка. Так быстро я не сумею! Мачеха. Сумеешь, я что, зря тебя кормлю. Золушка. А как же школа, кружок вышивания, кружок шитья. Если я буду шить, то должна буду все дни сидеть дома, не вставая, и никуда не ходить и даже не спать. Мачеха. А ты и будешь сидеть не вставая, и никуда не пойдешь. Золушка. Но я хочу в школу, я не хочу отставать от ребят, я потом ничего не пойму. Мачеха. Да хоть вообще не ходил бы, больше пользы для дома было бы.

До какого возраста человек является ребёнком:1)
2)
3)
4)
до 7 лет
до 10 лет
до 15 лет
до 18 лет

Конвенция о правах ребёнка

ребенком
является каждое человеческое
существо до достижения 18-летнего
возраста
статья №1

С какого возраста дети имеют права?

1)с рождения
2)с 5 лет
3)с 7 лет
4)с 14 лет

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА

каждый
ребенок имеет неотъемлемое
право на жизнь.
Ребенок регистрируется сразу же после
рождения и с момента рождения имеет
право на имя и на приобретение
гражданства, а также, насколько это
возможно, право знать своих родителей
и право на их заботу.
статья №6, 7.

Только ребёнок родился,
И вот –
Право на жизнь
Уже есть у него.
Право на имя
Имеет ребёнок –
Это право
У него с пелёнок.

Право ребёнка

на воспитание в семье

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА

Каждый
ребёнок имеет право на
воспитание в семейном окружении или
быть на обеспечении тех, кто обеспечит
наилучший уход.
статья №3.

Родившись,
Дети также
Имеют право
На семью,
Опеку,
Игры и забавы.

Право ребёнка

На образование

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА

право
ребенка на образование, и с целью
постепенного достижения
осуществления этого права на основе
равных возможностей
образование ребенка должно быть
направлено на развитие личности,
талантов и умственных и физических
способностей ребенка
статья № 28, 29.

Ребёнок имеет право
На знания,
На развитие,
Образование.

Право ребёнка

на доступ к информации

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА

ребенок
имеет право на доступ к
информации из различных источников,
особенно к таким, которые направлены
на содействие социальному, духовному и
моральному благополучию, а также
здоровому физическому и психическому
развитию ребенка.
статья № 17.

Информация нужна
не только взрослому –
Ребёнку тоже.
И если она
Для него не вредна,
Он пользоваться ею может.

Право ребёнка

На медицинскую
помощь

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА

право
ребенка на пользование наиболее
совершенными услугами системы
здравоохранения и средствами лечения
болезней и восстановления здоровья.
статья №24.

Заболел ребёнок –
Не беда,
На медицинскую помощь
Он имеет права.

Права ребёнка

Говорить на своём языке,
соблюдать обряды своёй культуры

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА

право
ребенка на свободу мысли, совести
и религии.
ребёнку не может быть отказано в праве
совместно с другими членами своей
группы пользоваться своей культурой,
исповедовать свою религию и исполнять
ее обряды, а также пользоваться родным
языком.
статьи №14, №30.

Свою культуру, свой язык
Ребёнок с детства знать привык.
Но сам-то знает он едва
Что это всё – его права.

Право ребёнка

Ребёнок защищён от работы, которая
может повредить его здоровью.

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА

право
ребенка на защиту от выполнения
любой работы, которая может
представлять опасность для его
здоровья или служить препятствием в
получении им образования…
статья №32

Нельзя заставлять человека,
Тем более ребенка
Выполнять работу
Опасную для здоровья.
И никто не заставит ребенка
Таскать непосильную ношу,
Зимой полоскать белье в проруби,
Не спать, а работать ночью.

Право ребёнка

на достойный образ жизни

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА

право
каждого ребенка на уровень жизни,
необходимый для физического,
умственного, духовного, нравственного и
социального развития ребенка.
Родитель(и) или другие лица,
воспитывающие ребенка, несут
ответственность за обеспечение в пределах
своих способностей и финансовых
возможностей условий жизни, необходимых
для развития ребенка.
статья №27

Ребенок имеет право
На образ жизни достойный
Он должен быть обеспечен,
И родители будут спокойны.

Право ребёнка

На достаточное количество
пищи и воды

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА

Государство обеспечивает
предоставления достаточно
питательного продовольствия и чистой
питьевой воды
статья №24

Ребенок должен быть обеспечен
Полезной и вкусной едой,
И, конечно, без сомнения,
Чистой питьевой водой.

Право ребёнка

Выражать своё мнение

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА

Ребенок
имеет право свободно выражать
свое мнение; в том числе искать,
получать и передавать информацию и
идеи любого рода, независимо от границ,
в устной, письменной или печатной
форме, в форме произведений искусства
или с помощью других средств по выбору
ребенка.
статья №13

Ребенок вправе думать все, что хочет,
Но не всегда он может говорить.
И чтоб других словами не обидеть,
Ребенок должен за собой следить.

Право ребёнка

Дети-инвалиды имеют право на особую
заботу и обучение

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА

неполноценный
в умственном или
физическом отношении ребенок должен
вести полноценную и достойную жизнь в
условиях, которые обеспечивают его
достоинство, способствуют его
уверенности в себе и облегчают его
активное участие в жизни общества.
статья №23

Будьте внимательнее
к детям-инвалидам,
Нельзя, чтоб они на нас
были в обиде,
Они ведь такие же люди, как мы,
Должны быть заботой окружены.