Примерный перечень сведений, составляющих коммерческую тайну. О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну Защита коммерческой тайны

Наиболее подробная и в то же время укрупненная классификация сведений , составляющих коммерческую тайну предприятия , представлена на рис. 1 .

Рис. 1. Укрупненная классификация сведений, составляющих коммерческу. тайну предприятия

Оригинальные классификации сведений , относимых к коммерческой тайне , представлены также в ряде работ.

При отнесении той или иной информации к категории коммерческой тайны следует учитывать два обстоятельства.

  • Во-первых, на практике возможны случаи, когда под предлогом охраны коммерческой тайны могут скрывать сведения и документы, свидетельствующие о фактах злоупотреблений, бесхозяйственности и других нарушениях. Для исключения подобных ситуаций необходимо на общегосударственном уровне создать специальную систему регулирования взаимоотношений предприятия и контролирующих его органов.
  • Во-вторых, в условиях рынка чрезмерно засекречивать информацию становится невыгодно с экономической точки зрения. Информация все чаще выступает как рыночной товар, имеющий определенную цену и спрос. В отдельных промышленно развитых странах около половины валового национального продукта дают производство, распространение и переработка информации в различных видах.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

По мнению специалистов, сведения, составляющие коммерческую тайну и подлежащие охране, должны удовлетворять следующим пяти критериям оценки:

  • их открытое использование связано с ущербом для предприятия;
  • они не являются общеизвестными или общедоступными на законных основаниях;
  • предприятие сможет осуществить надлежащие меры по сохранению их конфиденциальности по соображениям экономической и иной выгоды;
  • эти сведения нуждаются в защите, так как они не являются государственными секретами и не защищены авторским и патентным правом;
  • сокрытие этих сведений не наносит ущерба обществу.

Анализ законодательных актов промышленно развитых стран по вопросам защиты коммерческой тайны позволяет выделить совокупность сведений, сокрытие которых противоречит интересам государства и общества. В наиболее общем виде это информация:

  • о нерациональном природопользовании;
  • о чрезмерном загрязнении окружающей среды;
  • о несоблюдении техники безопасности в производстве, представляющем реальную угрозу здоровью и жизни людей;
  • о нарушении специального законодательства, регулирующего деятельность предпринимателей (например, законов о качестве продукции и защите прав потребителя);
  • о занятии деятельностью, не предусмотренной уставом данного предприятия или запрещенной законами данной страны;
  • о злоупотреблении и недобросовестности руководителей и работников фирмы;
  • о фактах проявления недобросовестной конкуренции;
  • о возможностях и реальных случаях уклонения от правильной уплаты налогов;
  • о причинах и фактах невыполнения договоров и др.

Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что «сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами».

В соответствии с постановлением коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять:

  • учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав;
  • документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);
  • сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему;
  • документы о платежеспособности;
  • сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
  • документы об уплате налогов и обязательных платежей;
  • сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющий вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба;
  • сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Кроме того, запрещается государственным и муниципальным предприятиям до начала и в процессе их приватизации относить к коммерческой тайне данные:

  • о размерах имущества предприятия и его денежных средствах;
  • о вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий, в процентные облигации и займы, в уставные фонды совместных предприятий;
  • о кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия, вытекающих из действующего законодательства и заключенных им договоров;
  • о договорах с кооперативами, иными государственными предприятиями, творческими и временными трудовыми коллективами, а также отдельными гражданами.

Все предприятия и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также руководители государственных и муниципальных предприятий обязаны предоставлять сведения, перечисленные в упомянутом постановлении, по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с действующим законодательством, а также по требованию трудового коллектива предприятия.

При формировании на предприятии конкретного перечня сведений, относимых к его коммерческой тайне, необходимо также ориентироваться на отдельные положения Закона РФ «О государственной тайне». Так, не подлежат засекречиванию следующие сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

В Законе также отмечается, что должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Сами пострадавшие граждане имеют право обжаловать такие решения в суде.

Законодательство РФ предусматривает также уголовную ответственность за сокрытие некоторых сведений, не подлежащих отнесению к категории «коммерческая тайна». Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население такой информацией, наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Причем если в результате таких действий причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, то размеры уголовной ответственности увеличиваются.

Действующее законодательство предоставляет право администрации предприятия самостоятельно решать многие вопросы обеспечения его безопасности. В частности, предприятие имеет право (с учетом отмеченных выше законодательных ограничений) устанавливать порядок определения сведений, составляющих его коммерческую тайну, их конкретный состав и объем, а также разрабатывать основные элементы механизма защиты этих сведений.

Для получения экономических преимуществ перед конкурентами и снижения собственных потерь предприятие имеет право самостоятельно распоряжаться информацией (в том числе патентами, лицензиями, ноу-хау, технологиями и т. п.), являющейся его собственностью.

Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, который позволяет ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров (работ, услуг) либо получить иную коммерческую выгоду.

Информация, которая составляет коммерческую тайну - любые сведения (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную либо потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Обладатель информации, которая составляет коммерческую тайну - лицо, владеющее информацией, которая составляет коммерческую тайну на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны.

Разглашение информации, которая составляет коммерческую тайну - действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, другой, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации или вопреки трудовому либо гражданско-правовому договору.

Коммерческая тайна: отнесение данных к ней, способы получения

С учетом положений Федерального закона от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, а также на определение перечня и состава такой информации принадлежит ее обладателю.

Информация, составляющая коммерческую тайну, которая получена от ее обладателя на основании договора либо на ином законном основании, считается полученной законным способом.

В соответствии с частью 4 статьи 4 ФЗ «О коммерческой тайне» информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если:

Ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности такой информации;

Если получающее эту информацию лицо знало либо имело достаточные основания полагать, что эта информация - коммерческая тайна ее обладателя другого лица, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет законного основания на ее передачу.

Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении следующих сведений:

3. о составе имущества государственного либо муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4. о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5. о численности и составе работников, о системе оплаты труда и об условиях труда (в том числе об охране труда), о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также о наличии свободных рабочих мест;

6. о задолженности работодателей по выплате зарплаты, а также по другим социальным выплатам;

7. о нарушениях российского законодательства и фактах привлечения к ответственности за совершение таких нарушений;

8. об условиях конкурсов либо аукционов по приватизации объектов государственной, а также муниципальной собственности;

9. о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, а также об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческих организаций;

10. о перечне лиц, которые имеют право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11. обязательность раскрытия которых либо недопустимость ограничения доступа к которым установлена другими федеральными законами помимо ФЗ «О коммерческой тайне».

Коммерческая тайна и предоставление сведений

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, другого государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет ее указанным государственным органам на безвозмездной основе.

Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели, правового основания затребования и срок предоставления таких сведений, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

В случае отказа обладателя указанных сведений предоставить их мотивированно требующему государственному органу (органу местного самоуправления) данные органы вправе затребовать такие сведения в судебном порядке.

Обладатель таких данных, а также государственные органы (органы местного самоуправления), получившие их на основании мотивированного требования, обязаны предоставить эти данные по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, предусмотренных российским законодательством.

На документах, которые предоставляются указанным в настоящем разделе органам и содержат данные, являющиеся коммерческой тайной, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна», указан обладатель таких данных.

В свою очередь органами, указанными в настоящем разделе, должна быть обеспечена охрана конфиденциальности данных, предоставленных им обладателями таких данных.

Коммерческая тайна и права ее обладателя

Права обладателя сведений, которые являются коммерческой тайной, возникают с момента установления им в отношении таких сведений режима «Коммерческая тайна».

Обладатель вышеуказанных сведений имеет право:

Устанавливать, изменять, отменять в письменной форме режим коммерческой тайны в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» и гражданско-правовым договором;

Использовать сведения, составляющие коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем российскому законодательству;

Разрешать или запрещать доступ к сведениям, которые являются коммерческой тайной, определять порядок и условия доступа к ним;

Требовать от юридических и физических лиц, получивших доступ к сведениям, являющимся коммерческой тайной, органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, которым предоставлены такие сведения, соблюдения обязанностей по охране их конфиденциальности;

Требовать от лиц, которые получили доступ к сведениям, являющимся коммерческой тайной, в результате действий, совершенных случайно либо по ошибке, охраны конфиденциальности таких сведений;

Защищать в порядке, установленном законодательством, свои права в случае разглашения, незаконного получения либо незаконного использования третьими лицами сведений, в отношении которых обладателем установлен режим «Коммерческая тайна», в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав.

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА И ЕЕ ОХРАНА

На основании части 1 статьи 10 ФЗ «О коммерческой тайне» меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя следующее:

1. определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2. ограничение доступа к такой информации посредством установления порядка обращения с ней, а также контроля за соблюдением такого порядка;

3. учет лиц, которые получили доступ к сведениям, являющимся коммерческой тайной, и (или) лиц, которым такие сведения были предоставлены или переданы;

4. регулирование отношений по использованию такой информации работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5. нанесение на материальные носители, которые содержат информацию, составляющую коммерческую тайну, либо включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации.

При этом обладателям юридическим лицам необходимо указывать полное наименование и место нахождения, обладателям индивидуальным предпринимателям - фамилию, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства.

Важно знать: режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, которая составляет коммерческую тайну, мер, указанных в пунктах 1-5 настоящего раздела.

Помимо мер, указанных в пунктах 1-5 настоящего раздела, обладатель информации, которая является коммерческой тайной, также вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности такой информации, другие не противоречащие российскому законодательству меры.

Охрана конфиденциальности информации, которая является коммерческой тайной, признается разумно достаточной, если:

  • исключается доступ к такой информации любых лиц без согласия ее обладателя;
  • обеспечивается возможность ее использования работниками, а также ее передачи контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

Режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, которые противоречат требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов третьих лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Коммерческая тайна и ее охрана в рамках трудовых отношений

Коммерческая тайна подлежит охране в рамках трудовых отношений. Для этого действующим законодательством предусмотрен ряд обязанностей, возложенных на работодателя и работника.

Обязанности работодателя:

а) ознакомить под расписку работника, доступ которого к данным, являющимся коммерческой тайной работодателя (его контрагентов), необходим для исполнения им своих трудовых обязанностей с перечнем таких данных;

б) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с предусмотренными мерами ответственности за его нарушение;

в) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима «Коммерческая тайна».

Доступ работника к коммерческой тайне осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями.

Обязанности работника:

а) выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;

б) не разглашать такие данные, обладателями которых являются работодатель и его контрагенты, а также без их согласия не использовать эти данные в личных целях в течение всего срока действия вышеуказанного режима (в том числе после прекращения действия трудового договора);

в) возместить причиненные работодателю убытки, если работник виновен в разглашении конфиденциальных данных, ставших ему известными в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

г) передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора материальные носители, содержащие конфиденциальные данные, имеющиеся в пользовании работника.

Работодатель вправе потребовать возмещения убытков, которые причинены ему разглашением конфиденциальных данных от лица, получившего доступ к таким данным в связи с исполнением трудовых обязанностей, но прекратившим трудовые отношения с работодателем, если конфиденциальная информация разглашена в течение срока действия режима коммерческой тайны.

Государство в целях обеспечения деятельности налоговой служ­бы,

правоохранительных и контролирующих органов четко определя­ет перечень информации, которая не может составлять коммерче­скую тайну. Сюда может относиться информация:

О соблюдении экологического и антимонопольного законода­тельства, об обеспечении безопасных условий труда, о реализа­ции причиняющей вред здоровью населения продукции, о дру­гих нарушениях законодательства Российской Федерации, за­конодательства субъектов Российской Федерации, а также информация, содержащая сведения о размерах причиненных при этом убытков;

О реализации государственных программ приватизации и об ус­ловиях приватизации конкретных объектов;

О размерах имущества и вложенных средствах при его привати­зации;

О ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявлений требований его кредиторами.

17.5. Ответственность за нарушение коммерческой тайны

Обладатель коммерческой тайны наряду с другими правами имеет право:

а)на защиту в административном порядке и на судебную защиту от деяний (действий или бездействия), нарушающих установленный в соответствии с законодательством режим коммерческой тайны или создающих угрозу нарушения такого режима;

б)требовать соблюдения режима коммерческой тайны лицами, получившими доступ к коммерческой тайне в результате случайности или ошибки;

в)на возмещение убытков, причиненных использованием ин­формации, составляющей коммерческую тайну, третьим лицом в сво­их интересах при условии, если:

Указанная информация получена таким лицом в результате слу­чайности, ошибки либо передана ему конфидентом коммерче­ской тайны без согласия обладателя коммерческой тайны;

Такое лицо не знало и не могло знать, что получение указанной информации и ее использование им являются незаконными;

Обладатель коммерческой тайны не имеет практической возмож­ности пресечь использование коммерческой тайны таким лицом.

Конфидент коммерческой тайны, получивший коммерческую тайну в силу гражданско-правового договора и допустивший ее раз­глашение или нарушивший условия договора о порядке передачи коммерческой тайны третьим лицам, при отсутствии в его действиях состава преступления несет гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязательства по соблюдению установленного работодателем ре­жима коммерческой тайны возлагаются на работника, которому ком­мерческая тайна становится известна в соответствии с условиями трудового договора (контракта) или в соответствии с соглашением о соблюдении режима коммерческой тайны, заключенным в период трудовых отношений.

После прекращения трудовых отношений работодателя и работ­ника, которому коммерческая тайна стала известна в силу этих отно­шений, обязательства работника о неразглашении коммерческой тайны сохраняют свою силу в течение двух лет после увольнения работника, если иной срок не установлен трудовым договором (контрактом). В течение указанного срока такое лицо не вправе без согласия быв­шего работодателя разглашать и (или) использовать известную ему информацию, составляющую коммерческую тайну работодателя, и (или) содействовать в ее получении другим лицам, которым данная информация неизвестна.

После прекращения трудовых отношений бывший работник обя­зан вернуть по требованию бывшего работодателя все имеющиеся в распоряжении работника носители коммерческой тайны.

В Гражданском кодексе РФ в ст. 139 указано, что лица, незакон­ными методами получившие информацию, которая составляет слу­жебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласив­ших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому догово­ру, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Важно подчеркнуть, что информация, полученная лицом без исполь­зования неправомерных средств при проведении исследований по собст­венной инициативе, систематических наблюдений и сбора сведений, счи­тается полученной правомерно и самостоятельно независимо от того, что содержание указанной информации может совпадать с содержа­нием коммерческой тайны другого лица.

Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления имеют право на доступ к коммерче­ской тайне в пределах своей компетенции, определенной законода­тельством Российской Федерации.

Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечить охрану ком­мерческой тайны, полученной ими в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации, от разглашения и неправомерного ис­пользования должностными лицами и иными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими слу­жебных обязанностей. Информация, составляющая коммерческую тайну, охраняется в указанных органах как служебная тайна.

Нарушение прав на коммерческую тайну влечет за собой дисцип­линарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Феде­рации.

Невыполнение законных требований должностных лиц органов государственной власти, иных государственных органов или органов местного самоуправления по доступу к коммерческой тайне, а равно воспрепятствование осуществлению этими должностными лицами возложенных на них служебных обязанностей влечет за собой адми­нистративную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Споры о нарушении прав на коммерческую тайну рассматрива­ются судом, арбитражным судом или третейским судом.

Секретность в условиях рыночного хозяйствования защищает производителя от недобросовестной конкуренции, к которой отно­сятся противоправные действия в виде скрытого использования тор­говой марки.

Рассмотрим, что является коммерческой тайной предприятия и каково .

Определение коммерческой тайны. Это режим секретности определенных сведений , устанавливаемый субъектом экономики с целью увеличения доходов, уменьшения расходов, сохранения рыночных преимуществ, получения иной выгоды.

Понятие «коммерческая тайна» называют и сами засекреченные организацией сведения.

Перечень сведений , составляющих коммерческую тайну (образец можно скачать ), должен быть:

  1. Потенциально или реально ценным для обладателя.
  2. Засекречен от людей, не входящих в категорию посвященных.
  3. Все, что является коммерческой тайной организации должно быть легитимным . Засекречиваемая информация не должна входить в список сведений, которые не могут быть признаны КТ ( ФЗ «О коммерческой тайне»).
  4. Общеизвестные факты – сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

  5. Отнесение информации к КТ надлежаще оформляется согласно №98 Федеральный закон «О коммерческой тайне» . Содержание регистров бухучета организации в соответствии с ФЗ №129 коммерческая тайна является по умолчанию без всякого оформления.

Режимы государственной, банковской, служебной тайн регулируются отдельными нормами .

Банки, как разновидность коммерческих организаций, наряду с общим устанавливаемым государственными органами для всех банков РФ списком банковских тайн, вправе собственными решениями вводить режим КТ согласно 98 ФЗ «О коммерческой тайне» (действующая редакция по ссылке выше) для иных сведений, не входящих в перечень БТ, регулируемых специальными законами о банковской деятельности.

Коммерческая тайна банка – это все сведения о вкладах клиентов и операциях с ними. Ее соблюдение проверяется органами госнадзора за банковской деятельностью.

Сведения, составляющие коммерческую тайну, банк вправе установить для информации, обеспечивающей его конкурентные преимущества перед другими банками.

Это могут быть оригинальная методика работы с клиентами, применяемые компьютерные программы и технологии, данные о разрабатываемых новых продуктах и т.п.

Регистры бухучета – это информация, составляющая коммерческую тайну банка по умолчанию .

Соблюдается коммерческая тайна предприятия поддерживается обычными правовыми процедурами.

Виды

  • секреты производства;
  • экономические, в том числе финансовые тайны;
  • иная интеллектуальная собственность, в том числе охраняемая авторским правом.

Узнаем, что относится к коммерческой тайне по видам носителей . КТ устанавливается в отношении:

  • письменных и печатных документов;
  • компьютерных баз данных;
  • данных на магнитных, оптических дисках и лентах, флэш-памяти;
  • устройств и механизмов;
  • материалов устных совещаний, видео- и аудиоконференций.

Список сведений, входящих и не входящих в КТ

Такой перечень сведений коммерческой тайны утверждается руководителем организации в соответствии с ФЗ №98.

Режим КТ не применяется к данным , перечисленным в пятой статье данного закона:

  1. Содержание учредительных, регистрационных, правоустанавливающих документов.
  2. Об имуществе, финансовой деятельности бюджетных организаций, условиях их приватизации.
  3. О данных, затрагивающих безопасность граждан.
  4. Об имеющихся вакансиях, кадровом составе, системе и условиях оплаты труда.
  5. О фактах нарушений работодателем норм права, трудовых договоров.
  6. О деятельности некоммерческих организаций.
  7. О списке лиц, действующих от имени юр. лица.
  8. Сведения, которые обязательно раскрываются или не могут быть закрытыми по другим правовым нормам.

Интересно знать , является ли зарплата коммерческой тайной? Положения о ставках, премиях, иных выплатах, установленных для штатных единиц, не охраняются режимом КТ, поскольку это элементы зарплатной системы.

Персональные данные, в том числе сведения о доходах работника без его согласия не разглашаются согласно статье 3 ФЗ №152 от 27.07.2006. За их распространение виновный может быть уволен по статье 81 ТК (ч. 1, п. 6, пп «в») при соблюдении работодателем иных условий, предусмотренных ФЗ №152 и статьей 193 ТК . Формулировок, связанных с раскрытием КТ, в таком приказе быть не должно, иначе суд восстановит работника по его жалобе .

Таким образом, заработная плата не является коммерческой тайной в РФ . Однако, следует отметить, что по законодательству, традициям некоторых зарубежных стран зарплата работника относится к сведениям, которые обязан хранить в секрете, в том числе он сам.

Например , компании США принимают серьезные меры по ее защите: в отделах человеческих ресурсов (кадров и зарплаты) для переговоров по трудовым договорам отводятся изолированные звуконепроницаемые помещения.

Принимаются меры, чтобы ограничить общение работников таких отделов с прочими сотрудниками, даже во внерабочее время. Сами работники дают подписку о неразглашении собственной зарплаты .

Такие меры решают ряд вопросов : затрудняют деятельность профсоюзов, конкуренцию по переманиванию работников, активность персонала по требованиям к администрации.

Дочерние компании западных корпораций, действующие в РФ, практикуют аналогичные методы. Российские коллеги перенимают у них «опыт». В РФ список мотивов дополняется стремлением утаить от коллектива зарплату топ менеджеров и приближенных к ним лиц, которая иногда на порядок-два отличается от средней по фирме.

Такое расширение сферы КТ незаконно в нашей стране, но по понятным причинам обычно остается безнаказанным. Работодателю для обхода закона достаточно изменить формулировку причины увольнения .

Правовой режим

Правовой режим коммерческой тайны устанавливается в организации с соблюдением всех требований , предусмотренных 98 ФЗ о служебной и коммерческой тайне, иначе он не будет признан таковым судом при рассмотрении конкретного дела.

В частности, доступ к сведениям , охраняемых режимом КТ, обязательно отражается в трудовых договорах с работниками, гражданских – с иными контрагентами, которых с ней знакомит обладатель тайны.

Он должен доказать, что данные сведения представляют ценность для организации, связь их разглашения с понесенными фирмой убытками или неполученными доходами.

Когда вводится КТ на предприятии?

Для введения режима КТ на предприятии его руководитель обязан утвердить , которым определить список сведений, охватываемых данным режимом и лиц, допущенных к ним.

Коммерческая тайна, перечень сведений должны размещаться на носителях с грифом «Коммерческая тайна» с реквизитами обладателя (полное название юр. лица, ФИО граждан, их местонахождение).

В трудовые и гражданские договоры вносятся соответствующие изменения.

Принимаются меры, пресекающие несанкционированный допуск к включенной в КТ информации, упорядочивающие санкционированный.

Работники должны быть оповещены , ознакомлены со списком сведений, охватываемым данным режимом.

Данные регистров бухучета коммерческой организации охватываются режимом КТ по умолчанию, и не требуют оформления, если внутренним документом или законом для них не установлен иной порядок доступа. Режим КТ не может быть установлен с противозаконными или аморальными целями.

Сопутствующие документы

Режим КТ на предприятии считается введенным после надлежащего оформления документации.

Документы с коммерческой тайной:

  • «положение о КТ», утвержденное приказом руководителя с росписями всех имеющих допуск лиц об ознакомлении с ним;
  • список лиц, имеющих допуск;
  • внесения дополнений, соответствующих пунктов в трудовые, гражданские договоры лицами, имеющими доступ;
  • переноса сведений, охваченных режимом, на носители с грифом «Коммерческая тайна».

Как охраняется?

Обладатель КТ принимает исчерпывающие меры, пресекающие допуск к засекреченным сведениям третьих лиц.

К ним относится:

  1. Хранение сведений КТ в сейфах, отдельных охраняемых помещениях, у ответственных лиц, на компьютерах, защищенных паролем.
  2. Выделение для знакомства с данными, включенными в КТ, мест, исключающих несанкционированную утечку информации.
  3. Разработка и соблюдение процедуры ознакомления с секретными данными.
  4. Ознакомление персонала предприятия со всем особенностями режима КТ.

Срок хранения

Срок коммерческой тайны устанавливает руководитель организации согласно «Положении о КТ». Об этом говорит гражданский кодекс, коммерческая тайна (ГК РФ ст. 1470 п. 2).

Хранить КТ бывший работник обязан и при увольнении с предприятия весь предписанный «Положением» срок.

Наказание за разглашение

За разглашение КТ законами РФ предусмотрены все виды правовой ответственности. Независимо от них (или в дополнение) к виновному применяются санкции в рамках материальной ответственности .

Ст. 183 УК предусматривает для виновных в нарушении режима КТ наказание до десяти лет заключения в зависимости от тяжести наступивших последствий. Гражданская, материальная ответственность теоретически могут наступить в размере понесенных убытков, упущенной выгоды. КоАП (ст. 13.14) предусматривает за такие действия штраф от пятисот до пяти тысяч рублей .

Однако на практике применить эти законы трудно, поскольку несовершенны методики доказательства понесенного ущерба, его связи с разглашением КТ, определения законности отнесения информации, степени вины ответственных за неразглашение лиц.

Более того, ФЗ «О коммерческой тайне» требует безусловного предоставления включенных в КТ компаниями данных неопределенному кругу госорганов и ОМС.

А предусматривает штрафы от ста до пяти тысяч рублей за непредставление такой информации.

После передачи секретных данных в упомянутые органы предотвратить и доказать их утечку заинтересованным конкурентам становится невозможным , тем более привлечь не только чиновников, но даже обычных граждан к ответственности.

Руководители компаний ограничиваются увольнением виновных. Хотя и такое действие успешно оспаривается в суде (Разъяснению Пленума ВС от 17.03.2004 N 2 п. 43).

О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  1. В случае оспаривания работником увольнения по подпункту «в» пункта 6 части первой статьи 81 Кодекса работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что сведения, которые работник разгласил, в соответствии с действующим законодательством относятся к государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне, либо к персональным данным другого работника, эти сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей и он обязывался не разглашать такие сведения.

Зарубежные компании тратят миллионы долларов на защиту конфиденциальной информации, в итоге сберегают миллиарды . В РФ подобная деятельность пока находится в зачаточном состоянии .

Прецеденты суровых приговоров в данной сфере пока не известны. Правовые нормы, охраняющие коммерческую тайну, правоприменительная практика нуждаются в совершенствовании.

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

О составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

О загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого и населения;

О численности, составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, в том числе об охране труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест;

О задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

О нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

Об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

О размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, размерах и составе их имущества, расходах, численности и об оплате труда работников, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческих организаций;

О перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

Обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иным федеральными законами.

Организации и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители государственных и муниципальных предприятий обязаны представить указанные выше сведения по требованию органов власти, имеющих на это право в соответствии с законодательством РФ, а также трудового коллектива предприятия. Однако Постановление, не обязывает предоставлять такие сведения по требованию любого лица. Кроме того, его действие не распространяется на сведения, которые в соответствии с законодательством составляют государственную тайну.

Отличие государственной тайны от коммерческой довольно условно, поскольку и коммерческая организация может назвать свои сведения не коммерческой, а служебной тайной. На практике к служебной тайне относятся сведения, к которым имеют доступ служащие в связи со своей работой. К ним можно отнести, например, различные документы с пометкой «для служебного пользования».


В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, зафиксированная на материальном носителе (бумаге, дискете и др.) с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.

Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правого режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную, к которой относятся и документированные персональные данные о гражданах как налогоплательщиках, работниках и т.д. Следует подчеркнуть, что ст. 24 Конституции Российской Федерации не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

В соответствии с Указом Президента от 6 марта 1997 г. №188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера», к данным сведениям относятся:

Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях (например, сведения о кандидате в депутаты);

Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти, в соответствии с ГК РФ и другими федеральными законами (служебная тайна);

Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписи, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);

Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен, в соответствии с ГК и другими федеральными законами (коммерческая тайна);

Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Сохранение конфиденциальности информации обеспечивается обладающими ею заинтересованными лицами.

Запрещено относить к информации с ограниченным доступом следующие документы:

Законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

Документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населениям целом;

Документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

Документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Отказ в доступе к открытой информации может быть обжалован в суде.

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» целями защиты информации, в частности, являются:

Предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;

Предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;

Защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных;

Сохранение государственной тайны.

За нарушение правил защиты информации, незаконную деятельность в области защиты информации и разглашение информации с ограниченным доступом установлена административная ответственность (ст. 13.12-13.14 КоАП РФ). На защиту информации направлены и положения ст. 183 УК, устанавливающие уголовную ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну.

Между тем законодатель достаточно часто оперирует термином «тайна» и семантически созвучными с ним терминами: «конфиденциальный», «секретный» и т.п. По данным, приводимым в литературе, уже сегодня в законодательных и подзаконных нормативных актах фигурирует более сорока видов тайн, и их число продолжает расти.

В ряде федеральных законов имеются нормы, содержащие свои составы сведений, как относимых, так и не включаемых в число закрытых и находящихся в режиме коммерческой тайны. Так, согласно п. 4 ст. 10 ФЗ «О бухгалтерском учете», содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. В соответствии с п. 7 ст. 19 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, расходах, численности работников, оплате труда и привлечении добровольцев не могут составлять коммерческую тайну.

Действующим законодательством не установлен исчерпывающий состав сведений, требующих закрытия в режиме служебной тайны. В отдельных федеральных законах, между тем, содержатся нормы, позволяющие говорить об имеющей, место демаркации, осуществленной законодателем в отношении коммерческой и служебной тайны. Так, в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ», поступающие в органы государственной налоговой службы сведения о полученных государственными служащими доходах и имуществе, принадлежащим им на праве собственности, составляют служебную тайну. Режим служебной тайны распространяется, согласно ст. 155 УК РФ, в отношении фактов усыновления (удочерения).

Банковская тайна как режим сведений, не подлежащих разглашению их третьим лицам, представляет собой самостоятельный вид тайны. В отличие от сведений служебного или коммерческого характера, чья ценность определяется, первую очередь, фактором их неизвестности, неизвестность сведений, находящихся в режиме банковской тайны, не является ее признаком, хотя он и должен присутствовать в качестве элемента, присущего любой из разновидностей тайн.