Проблемы экологии в россии. Философия и экологические проблемы

Сообществ) между собой и со средой обитания. Данный термин был впервые предложен немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1869 г. Как самостоятельная наука она выделилась в начале XX века наряду с физиологией, генетикой и другими. Область приложения экологии – это организмы, популяции и сообщества. Экология рассматривает их как живой компонент системы, которую называют экосистемой. В экологии понятия популяции – сообщества и экосистемы имеют четкие определения.

Популяция (с точки зрения экологии) – это группа особей одного вида, занимающая определенную территорию и, обычно, в той или иной степени изолированная от других сходных групп.

Сообщество – это любая группа организмов различных видов, обитающих на одной площади и взаимодействующих друг с другом посредством трофических (пищевых) или пространственных связей.

Экосистема – это сообщество организмов с окружающей их средой, взаимодействующих между собой и образующих экологическую единицу.

Все экосистемы Земли объединяются в или экосферу. Понятно, что совершенно невозможно охватить исследованиями всю биосферу Земли. Поэтому точкой приложения экологии является экосистема. Однако, экосистема, как видно из определений состоит из популяций, отдельных организмов и всех факторов неживой природы. Исходя из этого возможно несколько различных подходов в изучении экосистем.

Экосистемный подход .При экосистемном подходе экологом изучаются поток энергии и в экосистеме. Наибольший интерес в данном случае представляют собой взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой. Этот подход позволяет объяснить сложную структуру взаимосвязей в экосистеме и дать рекомендации по рациональному природопользованию.

Изучение сообществ . При этом подходе подробно изучается видовой состав сообществ и факторы, ограничивающие распространение конкретных видов. В данном случае исследуются четко различимые биотические единицы (луг, лес, болото и т.д.).
подход . Точкой приложения данного подхода, как явствует из названия, является популяция.
Изучение местообитаний . В данном случае изучается относительно однородный участок среды, где живет данный организм. Отдельно, как самостоятельное направление исследований он обычно не применяется, но дает необходимый материал для понимания экосистемы в целом.
Следует отметить, что все перечисленные выше подходы в идеале должны применяться в комплексе, но в настоящий момент это практически невозможно из-за значительных масштабов исследуемых объектов и ограниченности количества полевых исследователей.

Экология как наука использует разнообразные методы исследования, позволяющие получить объективную информацию о функционировании природных систем.

Методы экологических исследований:

  • наблюдение
  • эксперимент
  • учет численности популяции
  • метод моделирования

В современной экологии сталкиваются две системы взглядов, два разных подхода к проблеме взаимоотношений Человека и Природы.

Согласно одному подходу эти взаимоотношения строятся по правилам, которые устанавливает сам человек антропоцентрический, или технологический подход, т. е. ставящий человека, его технологии, его «власть над природой» в центр экологических проблем. Он характерен для многих политиков, экономистов, хозяйственников и представляется естественным для большинства инженеров.

Овладевая законами природы, подчиняя их своим интересам, опираясь на свой разум, социальную организацию и технологическую мощь, человек считает себя свободным от давления большинства тех сил, которые действуют в живой природе. Возникшие проблемы окружающей среды представляются только как следствие неправильного ведения хозяйства. Антропоцентристы считают, что все проблемы могут быть устранены путем технологической реорганизации и модернизации, что законы природы не могут и не должны мешать научно-техническому и социальному прогрессу человечества.

Согласно другому подходу человек как биологический вид в значительной мере остается под контролем главных экологических законов и в своих взаимоотношениях с природой вынужден и должен принимать ее условия. Это биоцентрический, или экоцентрический, подход, по существу ставящий в центр экологических проблем состояние и устойчивость живой природы, биосферы. Он характерен для относительно небольшого круга профессиональных экологов и системных аналитиков, воспринявших экологическую ориентацию глобальных проблем, а также для стихийного экоцентризма многих людей.

Развитие человеческого общества рассматривается как часть эволюции природы, где действуют законы экологических пределов, необратимости и отбора. Возникновение проблем окружающей человека среды в значительной степени опосредованно антропогенным, т. е. порожденным самим человеком, нарушением регуляторных функций биосферы. Последние не могут быть восстановлены или изменены технологическим путем.

Выбор между этими двумя подходами или компромисс между ними во многом определяет стратегию дальнейшего развития человеческого общества. Большинство людей пока еще склоняются к антропоцентрической точке зрения, так как она выглядит проще, оптимистичнее и отталкивается от предыдущего практического опыта человечества. Однако в настоящее время уже существуют очень веские аргументы в пользу экоцентризма, пренебрегать которыми нельзя.

В 1974 году американский эколог Барри Коммонер предложил совокупность правил современной экологии:

– все связано со всем;

– все должно куда-то деваться;

– ничто не дается даром;

– природа знает лучше.

Несмотря на парадоксальную форму выражения, указанные законы довольно точно отражают сущность проблемы взаимодействия человеческого общества и окружающей его природной среды. Начиная с 80годов стало очевидно, что совокупная антропогенная нагрузка превысила утилизационную способность природных сред и началось их неуклонное разрушение. В общеисторическом плане возникла необходимость перехода от концепции покорения природы к природоохранной цивилизации, обеспечивающей экономический динамизм при сохранении устойчивости природных систем.

Рассмотрим сущность указанных законов.

1. Все связано со всем.

Все живое на Земле подчинено космическим силам, одному потоку солнечной энергии, его ритмам. Глобальные круговороты веществ, океанские течения, миграции птиц и рыб, деятельность человека – все это придает биосфере признаки единой системы.

2. Все должно куда-то деваться.

Природа сама по себе безотходна. Все опавшие листья, трупы животных становятся пищей для других организмов, которые разлагают их до простых соединений, и они затем вновь потребляются растениями. При этом происходит круговорот веществ в биосфере. Человек изменил химический состав воды, воздуха и почвы как увеличением концентрации существующих в природе веществ, так и путем привнесения ксенобиотиков (веществ, чуждых для природы). Антропогенному воздействию природа противостоит либо разбавлением, либо донными отложениями. Но эти загрязнения остаются в пределах биосферы, могут быть доступными различным формам организмов и могут продолжать оказывать свое вредное воздействие. При этом существенно нарушается замкнутость круговорота веществ и действует главный постулат, имеющий большое практическое значение: закон неустранимости отходов, или побочных воздействий производства. Этот закон исключает принципиальную возможность безотходного производства.

3. Ничто не дается даром.

Все большие системы эволюционируют в сторону усложнения и совершенствования организмов. При этом любое приобретение в эволюции сопровождается утратой какой-то части прежнего достоинства и возникновением новых, более сложных проблем. Отсюда следуют:

– закон необратимости эволюции (от простого к сложному),

– правило ускорения эволюции: с ростом сложности организации систем темпы эволюции возрастают.

Не существует бесплатных ресурсов: энергия, солнечный свет, вода, кислород, какими бы “неисчерпаемыми” ни казались их запасы на Земле, оплачиваются расходующей их системой.

4. Природа знает лучше.

Возникла наука “бионика” наука о применении принципов действия живых систем и биологических процессов для решения инженерных задач. Бионика переводит гениальные находки и идеи природы на язык человеческой техники и решает их другими средствами, “с другого конца”. Сопоставляются полные технико-экономические параметры в парах: автомобильлошадь, компьютерчеловеческий мозг, промышленный катализаторфермент, гидравлический компрессорсердце и т. д.

Позднее Б. Коммонер внес поправку в формулировку закона: “Природа знает лучше, что делать, а люди должны решить,как сделать это возможно лучше”.

Гете сформулировал еще один закон, задолго до появления термина “экология”: “Природа не признает шуток; она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; ошибки же и заблуждения исходят от людей”. Вторая часть гетевского определения напоминает коммонеровское: ”Природа знает лучше”.

Актуальны для России. Следует признать, что страна является одной из самых загрязненных в мире. Это сказывается на качестве жизни и пагубно влияет на здоровье людей. Возникновение экологических проблем в России, как и в других странах, связано с интенсивным влиянием человека на природу, которое приобрело опасный и агрессивный характер.

Какие же распространенные проблемы экологии существуют в России?

Загрязнение воздуха

Загрязнение вод и почвы

Бытовые отходы

В среднем на каждого жителя России приходится 400 кг твердых бытовых отходов в год. Единственный выход – это переработка отходов (бумага, стекло). Предприятий, которые занимаются утилизацией или переработкой отходов действует в стране очень мало;

Радиоактивное загрязнение

На многих атомных станциях оборудование устарело и ситуация приближается к катастрофической, ведь в любой момент может случиться авария. Кроме того, недостаточно утилизируются радиоактивные отходы. Радиоактивное излучение опасных веществ вызывает мутацию и гибель клеток в организме человека, животного, растения. Загрязненные элементы попадают в организм вместе с водой, едой и воздухом, откладываются, и последствия облучения могут проявиться спустя время;

Уничтожение заповедных зон и браконьерство

Эта беззаконная деятельность ведет к гибели как отдельных видов флоры и фауны, так и уничтожению экосистем в целом.

Проблемы Арктики

Что касается специфических экологических проблем в России, то кроме глобальных, существует несколько региональных. В первую очередь – это проблемы Арктики . Этой экосистеме был нанесен урон во время ее освоения. Здесь имеются в большом количестве труднодоступные запасы нефти и газа. Если их начнут добывать, возникнет угроза разлива нефтепродуктов. приводит к таянию ледников Арктики, они могут полностью исчезнуть. В результате этих процессов вымирают многие виды северных животных, и существенно изменяется экосистема, есть угроза затопления континента.

Байкал

Байкал – это источник 80% питьевой воды России, и этой акватории был нанесен вред деятельностью бумажно-целлюлозного комбината, который сбрасывал неподалеку промышленные, бытовые отходы, мусор. Также пагубно влияет на озеро Иркутская ГЭС. Не только разрушаются берега, загрязняется вода, но и падает ее уровень, уничтожаются места нерестилищ рыб, что приводит к исчезновению популяций.

Наибольшей антропогенной нагрузке подвергается Волжский бассейн. Качество воды Волги и ее приток не соответствует рекреационным и гигиеническим нормам. Очищается лишь 8% сточных вод, сбрасываемых в реки. Кроме того, в стране существует значительная проблема снижения уровня рек во всех водоемах, а также постоянно пересыхают мелкие реки.

Финский залив

Самой опасной акваторией России считается Финский залив, поскольку в воде содержится огромнейшее количество нефтепродуктов, которые разлились в результате аварий на танкерах. Еще здесь ведется активная браконьерская деятельность, в связи с чем сокращаются популяции животных. Также происходит неконтролируемый отлов лосося.

Строительство мегаполисов и транспортных магистралей уничтожает леса и другие природные ресурсы по всей стране. В современных городах существуют проблемы не только загрязнения атмосферы и гидросферы, но и происходит шумовое загрязнение. Именно в городах наиболее остро стоит проблема бытовых отходов. В населенных пунктах страны недостаточно зеленых зон с насаждениями, а также здесь происходит плохая циркуляция воздуха. Среди наиболее загрязненных городов мира второе место в рейтинге занимает российский город Норильск. Плохая экологическая ситуация образовалась в таких городах РФ, как Москва, Санкт-Петербург, Череповец, Асбест, Липецк и Новокузнецк.

Показательное видео проблем экологии в России

Проблема состояния здоровья населения

Рассматривая разнообразные экологические проблемы России, нельзя пройти мимо проблемы ухудшения состояния здоровья населения страны. Основные проявления этой проблемы следующие:

  • — деградация генофонда и мутации;
  • — увеличение численности наследственных заболеваний и патологий;
  • — многие заболевания приобретают хронический характер;
  • — ухудшение санитарно-гигиенических условий проживания отдельных слоев населения;
  • — увеличение численности наркоманов и алкоголезависимых людей;
  • — повышение уровня детской смертности;
  • — рост мужского и женского бесплодия;
  • — регулярные эпидемии;
  • — увеличение числа больных раком, аллергиями, сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Данный список можно продолжать. Все эти проблемы со здоровьем являются основным последствием ухудшения состояния окружающей среды. Если не решать экопроблемы в России, то число больных людей будет увеличиваться, а численность населения будет регулярно сокращаться.

Пути решения экологических проблем

Решение экопроблем напрямую зависит от деятельности представителей государственной власти. Необходимо контролировать все направления экономики, чтобы все предприятия уменьшали свое негативное воздействие на экологию. Также нужна разработка и внедрение экотехнологий. Их можно позаимствовать и у иностранных разработчиков. Сегодня требуются кардинальные меры для решения экологических проблем. Однако мы должны помнить, что многое зависит и от нас самих: от образа жизни, экономии природных ресурсов и коммунальных благ, соблюдения гигиены и от нашего собственного выбора. К примеру, каждый может выбрасывать мусор, сдавать макулатуру, экономить воду, тушить костер на природе, использовать многоразовую посуду, покупать бумажные пакеты вместо полиэтиленовых, читать электронные книги. Эти небольшие действия помогут вам сделать свой вклад в улучшение экологии России.

Сколько живу, отношения людей - личные, профессиональные, общественные, духовные - становятся все короче. Раньше человек мог всю жизнь провести в одной семье, на одной работе, не выезжая из страны, не меняя своих политических и религиозных убеждений - теперь не так. Любые отношения носят проектный характер.

Плохо это или хорошо? Я думаю, что хорошо - другое время, другие формы. В условиях такой информационной динамики, такого развития технологий, такой открытости мира у каждого есть возможность прожить не одну, а несколько жизней чуть ли не с чистого листа.

Но, с другой стороны, информационные системы меняются намного быстрее, чем системы убеждений. Если замена настольного компьютера на ноутбук, а ноутбука на планшет ассоциируется с большей свободой и доставляет, в этой связи, радость, то замена одного мужа на другого радостные чувства вызывает далеко не всегда. Люди почему-то больше ценят постоянные отношения, чем временные.

Однако “мусорная цивилизация”, сведя к минимуму срок службы всего, что нас окружает, потянула в свою бездонную корзину и то, с чем мы вовсе не хотели бы расставаться быстро. Вызвав, таким образом, к жизни тему экологии отношений .

В моем понимании смысл этого словосочетания прост и сводится к защите любых сколько-нибудь значимых отношений, возникающих между людьми, от внутренних и внешних угроз. Под внутренними угрозами я понимаю такие угрозы, которые приводят к иссяканию интереса партнеров друг к другу, а под внешними - угрозы разрушения отношений силами ближнего и дальнего окружения.

Экология внутренняя и внешняя

Мы говорим о внутренней экологии отношений , когда сталкиваемся со скукой (“каждый день одно и то же”, “я уже все про него/нее знаю”, “хочется идти дальше, хочется чего-то нового”) или бесконечным соперничеством (“надоело выяснять, кто из нас прав”, “он/она никогда меня не слушает”). Разумеется, такие ситуации в избытке предоставляет нам как личная, так и деловая жизнь, не говоря уже об отношениях с обществом и властью или внутриличностных отношениях (с самим собой).

И мы говорим о внешней экологии отношений , когда человек в отношениях вынужден просто-таки отбиваться от критики (“да разве это тебе пара”, “долго ты еще собираешься загибаться на этой работе?”, “посмотри в зеркало и разберись с собой”, “что ты забыл в этой стране?”) друзей, родителей, коллег или соседей. Отношениям крайне трудно сохраниться, если они не вызывают признания окружающих.

Таким образом, экология отношений - это комплекс понятий, установок, навыков и практик, направленных на сохранений и развитие отношений в разных контекстах жизни.

Исторический след

Есть и еще один момент - актуальность экологии отношений именно для России, с ее тысячелетними иерархиями и вертикалями. Базовая модель отношений у нас иерархична и подразумевает главенство отца (отсюда пресловутый патернализм и мечта о сильной руке). В то же время европейские идеи равенства настолько наклонили уже эту вертикаль, что возник отчетливый конфликт между желаниями и критериями.

В коллективном российском бессознательном (если такое есть) жена - однозначно подчиненная мужу единица. Женщина становится в России выше мужчины только в случае, когда выступает в роли матери-родины. Но это роль бестелесная, для конкретной женщины она практически недоступна. Поэтому девушки, подрастая (даже в неполных семьях, что парадокс) не собираются полагаться на свои силы, а тотально ждут Принца, который приедет на снежно-белом единороге и “спасет” (обеспечит, создаст семью и сделает детей).

Идея Спасителя чрезвычайно живуча в народе, и это не только религиозный аспект. Мы угнетены и задавлены - всемогущей властью, суровым и непредсказуемым климатом, метастазами национального вопроса и еще тысячью других, не менее больных вопросов - настолько, что какие-либо изменения могут случиться разве что в порядке чуда. Поэтому никто, в общем, ничего и не делает, но все ждут. Только женская часть народонаселения в более выигрышных условиях, поскольку ее Спаситель специфицирован - это принц на белом коне, сиречь “сильный мужчина”. У мужчин же (возможно, в силу раздрызганности политической ситуации) такого идеала нет.

Над нами всегда кто-то стоял: царь, партия, президент... Мы привыкли, что отвечаем только за ту небольшую часть своей жизни, за которую нам позволено отвечать. Но, как известно, меньше ста процентов ответственности - это сто процентов безответственности.

Все было бы ничего - ну, вот такая у нас картина мира, типа, и мы по ней живем. Всегда жили и еще как жили. Ракеты запускали в космос, балеты танцевали, войны и олимпиады выигрывали, Санкт-Петербург построили, да мало ли. Но ведь сегодня это только половина картины! Другая часть - это горизонталь, равенство, “я сама”, социальные сети, твиттер, где можно хоть папе римскому без посредников сказать то, что думаешь.

Это все, конечно, очень недавнее, шаткое, кривоватое - но оно есть. И создает, надо сказать, конфликт. Раньше мы чувствовали себя ценными оттого, что были причастными к чему-то большему, “национальной идее”, были народом великой страны, которая о нас сурово заботилась. Сейчас в нас инсталлировалась другая часть - которая дает нам чувствовать себя ценными по причине того, что мы научились выживать вопреки этой стране. Это настоящий раскол личности.

А если отношения с самим собой не в порядке, откуда же взяться прочности отношений с другими?

Подводя итог всему пассажу, можно сказать, что мета-миссия экологии отношений как подхода - интегрировать вертикаль и горизонталь, иерархию и самостоятельность, тиранию и демократию. Непосредственно в фокусе находятся люди и структуры, которые они создают: семьи, бизнесы, общественные организации. Эта работа, на мой взгляд, может претендовать на статус национальной задачи номер один.

Принципы Экологии отношений

Самое время поговорить о принципах, которые лежат в основе экологического подхода к отношениям. Здесь, как и во всякой области, есть базовые допущения, которые нужно разделять, чтобы подход работал.

1. Отношения = Обучение.

Принцип, который постулирует, что отношения являются не целью, а средством, не уютным домом, а транспортом. Эволюция подталкивает людей к развитию, мы ищем в других ресурсы, которых недостает нам самим, и вступаем в отношения, руководствуясь неосознанной надеждой научиться.

Что это за ресурсы? Красота, ум, талант, харизма, здоровье, благополучие, доброта, щедрость, забота, лидерские качества и - я это поясню позже - противоположные им инфантильность, беспомощность, ограниченность, неспособность к творчеству и любви, а также масса других, как позитивных, так и негативных качеств.

Этот принцип помогает выстроить внутреннюю экологию отношений. Большинство людей настроено не на обучение, а на потребление. Например, если партнер богат, кто захочет учиться быть богатым, а не просто пользоваться богатством? Или если партнер мягок, щедр душой, умеет принимать, многие ли захотят учиться мягкости, а не пользоваться ею, давая волю своему характеру? Очень немногие. Но даже те, кто далек от осознания “принципа обучения”, чему-то учатся в отношениях. Можно сказать, что есть младшие и старшие классы школы.

2. Отношения = Обмен.

Данный принцип постулирует, главным образом, эмоциональное равновесие в отношениях, утверждая, что только те отношения имеют шанс на стабильность и развитие, в которых каждый партнер получает от другого необходимые ему ресурсы в количестве не большем и не меньшем, чем отдает сам. Это очевидный факт для деловых отношений, но в личных и общественных отношениях он вовсе не так очевиден.

Возьмем простой пример из области коммуникации. “Привет, как дела?” - пишет, скажем, парень девушке, имея целью завязать знакомство. Этот вопрос многих раздражает, а почему? Потому что в трех словах уже нарушено равновесие: человеку что-то надо (ресурсы внимания и признания, допустим), а он с первого шага ведет себя так, словно ему что-то должны (требует информацию). Так что дело вовсе не в затертости приведенного обращения, а в том, что коммуникатор настроен получать, не отдавая.

Этот принцип также больше относится к внутренней экологии отношений, помогая избежать недомолвок, обид, ревности и прочих эмоциональных перекосов. Но в отношениях с внешним миром (скажем, семья и общество, компания и клиенты) также необходимо учитывать принцип обмена. Не обманывать, не отнимать, но и не отдавать даром.

3. Отношения = Ответ.

Принцип затрагивает самую суть экологического подхода, а именно формулу “Определенная цель + распределенная власть”, которой руководствуется каждый, кто занимается экологией отношений.

“Определенная цель” - это миссия отношений. Та работа, которую конкретные отношения выполняют для людей, не являющихся их непосредственными участниками. Это и есть внешняя экология: мир благосклонно относится к отношениям, которые ему полезны. В экологической рамке мы рассматриваем любые отношения как ответ на невысказанный вопрос: “Как жить?”, исходящий от тех, кто является свидетелем этих отношений.

Проще говоря - отношения должны иметь смысл, служить системе, частью которой они являются..

“Распределенная власть” - часть формулы, направленная внутрь отношений. Согласно ей, в отношениях нет и не может быть равенства. И в самом деле, уже первый принцип гласит “отношения это обучение”, что подразумевает роли ученика и учителя, а обучение ведь отнюдь не предполагает равенства. Есть и второй момент: разделение функций и полномочий. Отношения складываются, когда ценности партнеров совпадают, а знания и навыки - дополняют друг друга.

Отсюда вывод: в отношениях есть Ведущий и есть ведомый партнер.

Подробное описание “В/в-концепции” (модели распределения власти в отношениях) выходит за рамки этой статьи. Скажу только, что Ведущий партнер отвечает за внешнюю экологию, а ведомый - за внутреннюю.

И еще, что крайне важно и к чему я обещал вернуться выше, мы считаем, что существует притяжение ученика к Учителю. Более осознанные люди тянутся к менее осознанным. Поэтому для кандидата на ведомую роль в отношениях будут привлекательны в человеке “позитивные” ресурсы (например, умение управлять собой и другими), а для кандидата на Ведущую роль будут привлекательны ресурсы “негативные” (скажем, бесконтрольная эмоциональность и манипулирование окружением). Ученик тянется к учителю и наоборот.

4. Отношения = Ответственность.

Принцип опирается на идею о системности мира и напоминает, что к нам возвращаются по цепочкам прямых и обратных связей те сигналы, которые мы сами и послали в мир. А мир - просто проводник. Зеркало отвечает за отражение, но не за того, кто отражается.

Пример из бизнес-контекста: если подчиненный выполнил поставленную задачу не так, как ожидал начальник, вопрос не к подчиненному, а к начальнику. Который мог ведь точнее выбирать подчиненного, тщательнее инструктировать его, ярче мотивировать или полнее снабжать необходимыми ресурсами. Таким образом, если мы берем в фокус внимания начальника, вся ответственность лежит на нем. Но если взять в фокус внимания, наоборот, подчиненного, то, разумеется, ему не на что жаловаться, поскольку он мог выбрать другую работу, мог задавать больше вопросов, уточнять критерии результата и т.д.

Можно сказать, что на каждом партнере лежит 100% ответственности за отношения, но в фокус берется тот, кто считает себя обиженным (то есть, кто снимает с себя часть ответственности и хочет возложить ее на партнера).

Дорога в тысячу ли

Экология современных отношений находится еще в пеленках - поскольку у нас в руках есть лишь гипотезы о том, что же такое современные отношения. Российская иерархическая модель нам уже явно тесна, а европейская, где самостоятельность и равенство победили, по сути, семью и довели человека до одиночества, не выглядит такой уж привлекательной. В предложенной вам статье я описал некий “срединный путь” - по существу, игровое неравенство. Этот подход Школа отношений разрабатывает с 2002 года. У нас есть свои наработки и достижения, консультационная практика то окрыляет, то ставит новые вопросы. Вместе с тем мы уверены, что есть и другие подходы, которые решают те же или похожие задачи: построение постоянных, удовлетворяющих отношений во всех областях жизни человека.

Вопросы задавайте в комментариях.

В современном мире особую остроту приобрели экологические проблемы. Экологическая ситуация в начале XXI века во всем мире, а так же во многих регионах и странах продолжала ухудшаться.

Главной причиной обострения экологических проблем является техногенная деятельность людей, которая вызывает неблагоприятные проявления природных стихий. Фактором, обостряющим экологические проблемы, является также резкое увеличение численности населения в мире в ХХ веке, что привело к усилению давления на окружающую природную среду. Негативно сказывается на экологической ситуации в мире, в регионах и в отдельных странах традиционное потребительское отношение человека и общества к природе и ресурсам. Обогащение определенных предпринимательских кругов по-прежнему осуществляется за счет природы без должного учета последствий для естественной среды проживания людей.

В последние десятилетия особенно катастрофичными для человека и общества и для природных систем были такие явления и процессы, как стихийные аномалии в виде наводнений, засух, пожаров, температурных колебаний, ураганов и других подобных явлений; сокращение площадей, занимаемых лесами, снижение плодородия почв, сокращение биоразнообразия; сокращение жизненно важных природных ресурсов, необходимых для общества, по многим позициям, изменение некоторых географических показателей, таких как озоновый слой, газовый состав атмосферы, радиационное загрязнение и т. п.

Обострение экологических проблем поставило под вопрос безопасность и само существование человеческого общества, а также его способность адекватно реагировать на возникшие угрозы и вызовы.

Особенно остро и зримо очертил глобальную экологическую проблему академик Моисеев Н.Н. в своей известной последней книге «Быть или не быть человеческой цивилизации».

Как должна реагировать философская мысль на экологические проблемы и вызовы? В чем состоит роль философии? Каково содержание философского аспекта в подходах к решению экологических проблем?

Нужно отметить, что проблемы взаимодействия человека, общества и природы являются традиционными для философии на протяжении всей истории ее существования и развития. Философия всегда отражала проблемы бытия человека и природы, стремясь придать определенную гармонию их взаимодействию на основе духовного постижения человеком себя и мира природы и, соответственно, одухотворенной деятельности, направленной на преобразование природы.

Философия достигла многого в осмыслении и прояснении экологических проблем, которые существуют в современном мире:

  • философы дают обобщенную мировоззренческую трактовку экологических проблем;
  • в философии происходил активный процесс выработки понятийно-категориального аппарата по проблемам взаимодействия человека, общества и природы, экологии и, соответственно, формирования экологической формы общественного сознания;
  • в философии вместе с наукой и другими видами духовной деятельности активно осуществляется процесс поиска наиболее эффективных путей решения экологических проблем современности.

Следует отметить, что ряд достижений научно-философской мысли заслуживает особенно высокой оценки, так как они оказывают прямое и достаточно значительное влияние не только на сознание людей, но и на их практическую, в том числе экологическую деятельность:

  • Это учение В.И. Вернадского и его последователей о ноосфере, в котором предложен путь достижения гармонии между человеком, обществом и природой и на этой основе решения экологических проблем. В этом учении главным фактором, гармонизирующим отношения между обществом и природой, выделена разумная деятельность общественного человека, способная придать естественной среде его проживания стабильность и разумные формы бытия и развития.
  • Важным достижением философии является также концепция этического отношения к природе. Основополагающие положения этой концепции были сформулированы А. Швейцером в его известной книге «Культура и этика». Им был сформулирован известный принцип биоэтики «благовения перед жизнью». В современной философской и этической мысли этот принцип получил дальнейшее развитие и модифицирован в принципы экологической этики, биоэтики, включая биоэтику в медицине. Это одно из перспективных направлений развития этики и в целом философской мысли на современном этапе.
  • Значительными являются идеи Н.Н. Моисеева об экологическом императиве, о коэволюции природы и общества, которые отразили современное состояние экологической ситуации в мире и подходы к ее стабилизации и улучшению.
  • Важное значение имеет концепция устойчивого экологического развития, выработанная и прдложенная мировому сообществу коллективно рядом институтов, учрежденных ООН по проблемам экологии и включенная во многие нормативные документы, принятые на международном, региональных и национальных уровнях. Впервые эта концепция была принята в качестве руководства к действию на конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро в 1992 г.

Однако, при всей важности и значимости результатов научно-философской деятельности по проблемам экологии достигнуть явно недостаточно. В.И. Вернадский отмечал, что человечество в целом представляет собой мощную силу «перед его мыслью и трудом возникает проблема о преобразовании биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого». Необходимость согласования отношений общества и природы в наше время вполне осознана, существует осознание также и того, что человечество в решении экологических проблем должно действовать как единое целое и в этом направлении осуществляется определенная деятельность. Однако в целом экологические проблемы на практике пока эффективно не решаются. Объединение усилий в этой области происходит медленно. Согласованных действий недостаточно.

Социальная философия, изучая причины деградации среды обитания человека и меры по ее защите и совершенствованию, способствует расширению сферы свободы человека путем создания более гуманных отношений как к природе, так и к другим людям. Философская мысль участвует в формировании экогуманизма в сознании и поведении человека и различных социальных слоев. От распространения экогуманизма в обществе в значительной степени зависит формирование отношений человека и общества к природе, а, следовательно, и подходы к решению экологических проблем.

Отношение человека к природе всегда опосредуется общественными отношениями и структурами, прежде всего политической системой и производственными отношениями. Поэтому философская мысль, проясняя сущность взаимодействия общества и природы, экологических проблем должна оказывать свое ориентирующее, мировоззренческое влияние не только на отдельных индивидов, но и на принятие в обществе мнения, ценности, нормы, установки, на духовную культуру в целом. Любая социальная система должна находиться в гармонии с природной средой, а свои средства труда и способы использования природы, свое производство и потребление приспособить к природным условиям. К природным условиям она должна приспособить и свой образ жизни и свою популяцию, включая численность населения.

В наше время угроза окружающей среде приобрела не только глобальный характер, но создала предкризисную ситуацию, которая может при определенных условиях перерасти в состояние кризиса и станет опасной для человека и мирового сообщества в целом.

Следовательно, ситуацию необходимо кардинально менять. И философия в решении этой задачи может сыграть достаточно важную роль.

Многие мыслители причину экологических бедствий видят в самом человеке, в его способности создавать и применять технологии, уничтожающие жизнь в природе; в его неумеренном стремлении к потребительству и обогащению за счет природы, в его традиционной позиции собственника, царя природы. Это и стереотипы мышления и поведения необходимо менять.

Человек не царь природы, он зависит от природных ресурсов, от состояния биосферы. Ресурсы природы не бесконечны, а конечны и многие из них близки к исчерпанию. Изменить отношение к природе, бережно относиться ко всему живому: и к природе, и к человеку, экономить природные ресурсы, перерабатывать отходы - это задачи, которые вышли сегодня на передний план. Сохранение биосферы является необходимым условием выживания человечества. Экологически устойчивым развитием человечества является такое развитие, которое обеспечивает удовлетворение потребностей людей в настоящее время, но не ставит под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Сейчас наступил такой период развития, когда обеспечение безопасности человечества становится даже более важным, чем дальнейший технический прогресс. Приоритетным направлением оказывается не дальнейшее наращивание производства, а обеспечение его экологичности, реконструкция с учетом экологических последствий его осуществления. Необходимо осуществить переход к более естественному, менее потребительскому образу жизни и к экотехническому типу экономики, учитывающему потребность восстановления и сохранения природы.

Отсюда вытекает ответственность философов и новые задачи перед ними в духовном постижении проблем взаимодействия человека, общества и природы, в определенной стратегии их решения.

Главная задача - осмысление модели будущего устройства общества как эколого-информационной цивилизации, способной к гармонизации отношений с природной средой. Это без преувеличения центральная, стратегическая задача на дальнейшую перспективу, стоящая перед философской мыслью.

Другая важнейшая задача - периориентация общества с потребительского отношения к природе на отношения, основанные на ответственной коэволюции, способных гармонизировать систему «общество–природа».

Развитие экологически ориентированной экономики - важнейшее условие переходи общества на путь гармонизации системы «общество–природа» и стабилизации экологической ситуации в мире, в регионах и отдельных странах.

Поскольку главная причина возникших экологических проблем исходит от самого человека, следовательно, нуждается в изменениях и сам человек и прежде всего его духовность. Нуждается в изучении, определении и использовании духовный потенциал человека и общества в решении сложных экологических проблем, вставший перед мировым сообществом.

Наконец, нуждается в защите и природа самого человека. Одна из самых опасных современных угроз состоит в том, что нарастают негативные изменения в генетической основе человека, в том числе под влиянием неблагоприятных природных условий, а также в результате употребления различных вредных веществ, вызывающих эти изменения. В выработке подходов к решению этих задач философы могут и должны принимать самое активное участие для блага человека и человечества.