Проект «Игра-как средство развития речи» во второй младшей группе. Проект по развитию речи во второй младшей группе

Лариса Мелентьева
Краткосрочный проект по развитию речи во второй младшей группе по теме «Транспорт»

Краткосрочный проект

по развитию речи во второй младшей группе

по теме «Транспорт »

Проблема : дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи , включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи , а так же связной речи .

Актуальность проблемы : речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие , с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие .

Цель проекта : развитие речи детей младшего дошкольного возраста в разные режимные моменты по теме «Транспорт »

Задачи проекта :

Целенаправленно обогащать словарь детей; расширять представления детей о видах транспорта , как о средствах передвижения.

Познакомить детей с разными видами транспорта .

Расширять знания детей о профессии водитель, летчик, машинист, капитан

развивать грамматический строй речи , связную речь;

Формировать потребность детей в общении с взрослыми и сверстниками;

Воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;

Повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей ;

Работа с родителями :

1. Анкетирование «Как говорит ваш ребенок» .

2. Консультаций на тему : «Советы логопеда по теме недели «Транспорт » , «Ну-ка, пальчик, за работу!» , «Рекомендации родителям по развитию речи ребёнка » , «Развитие речи ребёнка 3-4 лет » , «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста» .

3. Закрепление дома полученных в детском саду знаний и умений по теме проекта .

4. Пополнить с помощью родителей предметно-развивающую среду новыми дидактическими играми и пособиями по теме «Транспорт »

Участники проекта : воспитатель, воспитанники второй младшей группы , родители.

Тип проекта : краткосрочный . 2 недели.

Этапы реализации проекта :

1. Организационно-подготовительный :

Постановка цели и задачи совместной деятельности;

Подбор дидактической и методической литературы.

2. Основной этап :

Создание макетов по теме «Транспорт »

Организация тематических бесед с воспитанниками;

Организация взаимодействия с родителями (оформление информационных стендов, организация групповых консультаций и др .);

Чтение художественной литературы.

3. Заключительный этап :

Итоговое НОД .

Основной этап : Реализация проекта

Понедельник

Утро :

Сообщить детям тему недели, поговорить о видах транспорта , какой транспорт можно увидеть на улицах нашего города. Для закрепления у детей знаний о транспорте и уличном движении можно задать вопросы : "Какие машины перевозят грузы?", "Какие машины перевозят людей?", "На какой свет светофора можно переходить улицу?" Рассмотреть иллюстрации.

учить составлять небольшой описательный рассказ о машине (самолете, поезде) по вопросам воспитателя (что? (машина) что это у машины? (колеса) Какого цвета колеса и т. д)

Дидактическая игра : «Домино «Транспорт » , цель : учить называть различные виды транспорта

пальчиковая гимнастика

"Есть игрушки у меня".

Артикуляционная гимнастика

"Пароход гудит"

«Паровоз»

Н. О. Д. по познавательному развитию

Тема : Транспорт

Прогулка :

Подвижная игра «Поезд»

Вечер :

Сюжетно - ролевая игра : «Шоферы»

Вторник

Утро :

Дидактическая игру «Мемо : Транспорт » цель : учить детей находить пару, узнавать и называть различные виды транспорта

Рассмотреть с детьми игрушку – паровоз. Цель : Подготовка детей к составлению описательных рассказов об игрушках. Учить детей по вопросам составлять описание игрушки; объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий рассказ; активизировать в речи детей прилагательные, обозначающие свойства и качество предметов

Прогулка :

Подвижная игра "Самолеты".

Вечер :

Беседа по ОБЖ «Правила поведения в транспорте » Цель : вспомнить с детьми правила поведения в транспорте .

Сюжетно - ролевая игра : «Поездка»

Цель : закреплять название видов транспорта и профессии .

Машиной -.

Поездом -.

Рассматривание иллюстрации «Улицы города» цель : учить рассматривать иллюстрацию и отвечать на вопросы по содержанию картинки, закрепить обобщающее понятие «транспорт » и его название.

Утро :

Рассматривание альбома «Транспорт » .

Познакомить с такими видами транспорта , как наземный, воздушный, водный.

Игра с мячом «Назови и передай»

Дидактическая игра : «Узнай меня» . Цель : Учить узнавать на изображении знакомые виды транспорта . Вводить в речевую активность слово «транспорт » , раскрыв его смысл как существительного с собирательным значением

Разучивание стихотворения по выбору : А. Барто «Самолет» , «Шофер»

Артикуляционная гимнастика «Паровоз» , «Пароход»

Н. О. Д по развитию речи

Тема : составление описательного рассказа об игрушке (машинка, самолет, паровоз)

Прогулка

Изучаем транспорт

Цель - научить различать и называть виды общественного транспорта . Соблюдать правила дорожного движения. Различать и называть основные части легковых машин.

Наблюдение : Рассмотреть замеченный стоящий поблизости автомобиль. Определить цвет, посчитать колеса. Объяснить, для чего нужно запасное колесо. Спросить, зачем нужны фары. Посчитать, сколько дверей и зачем такое количество.

Дидактический материал

"Кто больше назовет действий" - по предложению воспитателя дети перечисляют действия объекта . Цель - расширить словарный запас подбором глаголов.

"Придумай предложение" - придумать предложения со словом "машина". Цель - научить составлять предложения.

Подвижная игра «Поезд» , "Такси".

Вечер :

Сюжетно - ролевая игра : «Поезд»

Цель : учить подбирать глаголы

Поезд (что делает) -.

Самолет (что делает) -.

Утро :

упражнения по развитию речи

Упражнение "Посчитай транспорт " на согласование числительных с существительными.

Упражнение "Один - много" на образование единственного и множественного числа существительных.

Пение песенок о транспорте «Машина» , «Паровоз» , «Самолет»

развитию (рисование)

Тема : «Машина, пароход и самолет»

Вечер :

Сюжетно - ролевая игра : «Самолет»

развитие логического мышления, развивать

(с использованием картинок)

Утро :

словесные игры на расширение словарного запаса детей

Упражнение "Подбери признак".

Машина (какая) -.

Автобус (какой) -.

Самолет (какой) -.

Упражнение "Подбери действие к предмету".

Поезд (что делает) -.

Самолет (что делает) -.

Н. О. Д по художественно-эстетическому развитию (аппликация)

Тема : Паровоз

Вечер :

Игры со строительным материалом. «Автобус» . Цель : Продолжать учить строить автобус, самостоятельно отбирать детали, различать их по цвету и форме; использовать разные варианты создания машины из кубиков и кирпичиков, обратить внимание на приёмы ровного соединения плоскостей и граней форм; формировать речевое общение

Понедельник

Утро :

Беседа по теме «Транспорт » .

Знакомить детей с наземным транспортом . Формировать умение вести диалог с воспитателем; слушать, заданный вопрос, понятно отвечать на него, не перебивать говорящего.

пальчиковая гимнастика

"Есть игрушки у меня".

Артикуляционная гимнастика

"Пароход гудит"

«Паровоз»

Прогулка :

Подвижные игры : «Цветные автомобили»

Игра- инсценировка стихотворения А. Барто «Грузовик» .

Задачи : развивать умение слушать и слышать чтение, активно реагировать на содержание текста; включаться в игровую деятельность.

Конструирование Тема : «Автобус»

«Собери картинку» .

Учить составлять картинку транспорта из 2-4 частей , пазлы.

Вторник

Словесная игра «Расскажи о транспорте по картинке » .

Развивать умение составлять описательный рассказ вместе с воспитателем

Решение проблемной ситуации «Помоги Незнайке доехать до цирка» .

Прогулка :

Наблюдение за транспортом «Машины на нашей улице» .

Продолжить знакомить детей с некоторыми видами транспорта (Люди ездят в легковом транспорте : автомобилях, автобусах; грузы возят на грузовых машинах. Машиной управляет шофёр, он очень осторожно ведёт машину).

Развивать наблюдательность , речь. Формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы.

Подвижные игры : «Машины»

Чтение художественной литературы стихотворение Д. Хармса «Кораблик» , Б. Заходер «Шофёр» .

Вечер :

Сюжетно - ролевая игра «Поездка в зоопарк на автобусе»

Упражнение "Подбери действие к предмету". Цель : учить подбирать глаголы

Поезд (что делает) -.

Самолет (что делает) -.

Рассматривание картины «Как правильно переходить дорогу» .

Цель : Закрепить представление детей о светофоре о его сигналах. Развивать мышление , умение правильно отвечать на вопросы. Закрепить представление о цвете.

Решение проблемной ситуации «Помоги Незнайке перейти дорогу» . Цель : Закрепить правила дорожного движения; умение ходить парами.

Прогулка :

Наблюдение за движением автобуса.

Цель : Продолжить знакомить детей с пассажирским транспортом . Развивать наблюдательность , речь детей. Воспитывать культуру поведения.

Прогулка :

Подвижные игры : «Воробушки и автомобиль»

Вечер :

«В гостях у Бабушки – Загадушки» . Вечер загадок и отгадок.

Цель : Учить детей думать и анализировать. Обогащать словарный запас.

Упражнение "Кто, чем управляет?" Цель : закреплять название видов транспорта и профессии .

Самолетом управляет летчик, пилот.

Машиной -.

Поездом -.

Утро :

Рассматривание картины «Автобус» (серия «Мы играем).

Побуждать детей к высказываниям, отвечать на вопросы по картине. Развивать речь .

Н. О. Д по развитию речи : Итоговое занятие по теме «Путешествие с доктором Айболитом»

Целевая прогулка «Мы по улице идём» .

Наблюдение за движением транспорта и пешеходов . (пешеходы идут по тротуару, а машины едут по дороге) . Продолжить знакомить детей с транспортом , поведением людей на улице.

Подвижные игры : «Автобус»

Вечер :

Упражнение "Четвертый лишний" на развитие логического мышления, развивать умение классифицировать, различать обобщающие слова

(с использованием картинок)

Пароход, лодка, самолет, шапка

Автомобиль, трамвай, троллейбус, кружка

Придумывание загадок-описаний об игрушках (транспорте ) .

Прогулка :

Подвижные игры : «Паровозик»

Художественное творчество.

Аппликация

Тема : «Вагончики» .

Дидактическая игра «По земле и по воде» . Учить детей соотносить предметы со своим представлением о них, закрепить знания о различных видах транспорта и их функциях .

Вечер :

Словесные игры на расширение словарного запаса детей

Упражнение "Подбери признак".

Машина (какая) -.

Автобус (какой) -.

Самолет (какой) -.

Упражнение "Подбери действие к предмету".

Поезд (что делает) -.

Самолет (что делает) -.

Педагогический проект по развитию речи на тему: «С чего начинается дружба в группе»


Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.

Вот что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит -
Вот что значит настоящий верный друг.

Дискантова Мария Александровна, воспитатель первой квалификационной категории, город Москва, ЗАО, ГБОУ Школа № 1238 с углубленным изучением английского языка, дошкольное отделение.
Описание: Данный материал будет полезен педагогам, родителям с целью приобщения детей и взрослых к воспитанию дружеских отношений в группе, а также в организации игровой деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.
Актуальность: Научить ребенка дружить - это, прежде всего, научить помогать, сочувствовать, уважать мнение другого, быть щедрым и внимательным. Ведь детская дружба – это мир, полный красок и секретов, радостей и, к сожалению, печалей. Так давайте поможем детям строить взаимоотношения и дружить с другими детьми.
Содержание предлагаемых занятий-игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для дружеского общения, воспитание хороших манер.
В игре ребенок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества, он приучается согласовывать свои действия с действиями других детей, подчинять свои стремления ходу игры.

Цитаты и высказывания великих людей на тему: «Дружба»

В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы;
исключить из жизни дружбу - все равно,
что лишить мир солнечного света.
/Цицерон/

Настоящий друг везде
Верен, в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь - он спать не может,
И во всем, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
Да, по действиям несходны
Верный друг и льстец негодный.
/У.Шекспир/

Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. /Сократ/

Дружба достигает того же результата, что и храбрость, но только более приятным путем. Лучше иметь одного друга многоценного, чем многих малоценных. Искренность отношений, правда, в общении вот дружба. /Суворов А.В./.

Цель проекта: Создание условий для формирования, доброжелательного отношения детей друг к другу, взаимопонимания, на основе принципов общения друг с другом.
Задачи:
Образовательные:
Формировать представление о дружбе;
Учить заботливому отношению к родным и близким, старшему поколению и сверстникам.
Развивающие:
Развивать речевые умения;
Развивать связную речь и коммуникативные навыки;
Развивать умение передавать чувства через ласковые, добрые слова;
Развивать у детей любовь к животным, природе;
Воспитательные:
Формировать эмоциональную отзывчивость; показать, какими качествами должен обладать настоящий друг;
Воспитывать дружеское отношение друг другу и стремление не обижать друг друга, чувство товарищества.
Содействовать формированию дружного коллектива;
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только дружеские чувства, но и формируют его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Участники проекта: воспитанники младшего дошкольного возраста, воспитатели, коллеги по работе.
Вид проекта: педагогический.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)
Направление деятельности: познавательно-речевое
Словарная работа: обогащать речь детей прилагательными: «добрый», «верный», «честный», «внимательный», «заботливый»; существительными: «друг», «дружба», « товарищ».
Ресурсное обеспечение: оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и видеотека.
Предварительная работа:
1. Изучение методической литературы.


2. Чтение детям сказок: «Теремок»; «Грибок – Теремок»; «Рукавичка».
3. Показ «Рождественской сказки» (по мотивам русской народной сказки «Теремок»).


4. Чтение детям художественной литературы о дружбе, взаимовыручке, о поступках;


5. Чтение, с дальнейшим толкованием пословиц и поговорок о дружбе:
Жизнь дана нам для добра.
Нет друга - ищи, а нашел – береги.
Все за одного, один за всех.
Тяжело жить одному на свете.
Дерево сильно корнями, а человек - друзьями.
Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
6. Правила дружбы:


7. Проведение дидактических и настольных игр, способствующих развитию коммуникативных качеств детей:
«Скажи другу комплимент» - (важно обратить внимание на то, что некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь, подсказать)
Цель: стимулирование развития речевого общения; вызвать дружеское отношение к сверстникам.
«Попроси игрушку»
Цель: обучение детей использовать в речи «волшебные» слова: «пожалуйста», «спасибо».

«Глаза в глаза» (покажи и угадай эмоцию по выражению лица).
Цель: развивать в детях чувство эмпатии (сочувствие товарищу), настроить на позитивный лад.



«Цветик-семицветик»
Цель: развитие у детей умения делать правильный выбор, способности сотрудничать со сверстниками.

«Найди пару - семью» (пазлы)
Цель: развитие внимания, проявление инициативы,
преодоление застенчивости, развитие лексического словаря по теме: «Животные и их детеныши».




8. Проведение сюжетно-ролевых игр, способствующих умению взаимодействовать в игре:
«Семья» , сюжеты – «В гости к бабушке»; «День рождение друга».


мои любимые внучата


чаепитие

«Магазин» , сюжет – покупка продуктов для бабушки».
Цель: учить проявлять уважение и заботу к старшим, учить вежливому общению, формирование у детей дружеских взаимоотношений в игре, коммуникативных навыков; воспитывать вежливость и тактичность в общении между продавцом и покупателем; формировать начальные навыки ролевого поведения.
Предварительная работа:
беседа о профессии продавца с использованием иллюстраций,
рассматривание иллюстративного материала по теме;
рассказ воспитателя о профессии продавца;
беседа о поведении в общественных местах.


9. Просмотр мультфильмов (используя интернет ресурсы):
o «Трям! Здравствуйте!»
o «Подарок для самого слабого»
o «Приключения кота Леопольда»
o «Винни Пух и день забот» (день рождения ослика Иа)
10. Чтение и отгадывание загадок про семью и друзей:
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша...(бабушка)

Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
- Всех милее наша...(мама)

Папа, мама, старший брат,
Маша, дедушка Игнат -
Много разной тут родни.
А все вместе кто они?...(семья)

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед -
Мой родной, любимый…(дед)
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный…(друг)

11. Беседы по сюжетным картинкам
Цель: знакомить детей с правилами поведения людей в обществе, учить различать положительные и отрицательные поступки.


12. Прослушивание аудио записей, песен о дружбе из мультфильмов:
«Крошка Енот», «Приключения кота Леопольда», «Приключения в стране Мульти-Пульти»

Проект реализовывался в несколько этапов:
подготовительный, основной, заключительный.

Этапы, содержание педагогического проекта
Подготовительный этап:
Деятельность педагога:
Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта;
Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных.
Подбор аудио и видео материала из интернета по теме проекта
Подбор материала и оборудования для проведения бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических)
подбор художественной литературы для чтения воспитанникам;
Основной этап:
Совместная деятельность детей и педагога:
чтение детям художественной литературы;
рассматривание и обсуждение иллюстраций теме «Дружба»;
Инсценировка русской народной сказки «Теремок»;
Ознакомление со сказкой «Зимовье зверей»
Просмотр мультфильмов по теме проекта;
Заключительный этап:
Беседы, опросы, выявление полученных коммуникативных навыков в процессе проекта;
Показ воспитателем авторской сказки «Теремок на новый лад» - «Рождественская сказка» (авторская сказка будет в дальнейшем выложена в блог );
Подведение итогов проекта.
Ожидаемый результат:
Приобретение первичных знание детей о том, что такое дружба
понимание того, что необходимо проявлять заботу к своим близким и друзьям, ко всему живому.
Результат совместного педагогического проекта:
Дети:
воспитание нравственно-коммуникативных и волевых качеств (общительность, вежливость, доброта);
развитие связной речи и коммуникативных навыков;
развитие эмоциональной отзывчивости, эмпатии;
Воспитатели:
организация педагогического поиска посредством реализации инновационных программ;
внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы;
самообразование и самореализация воспитателей.
Используемая литература:
1. Шипилина Л.В. «Азбука общения» Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. М.Детство-Пресс, 1998г
2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению»
3. Ильяшенко М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М.: Просвещение, 2014г
Используемые интернет ресурсы:




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» р.п. Вознесенское Нижегородская область

Руководитель проекта: воспитатель I квалификационной категории Куренкова Светлана Сергеевна р.п. Вознесенское, 2017

Участники проекта: воспитатель, дети младшей группы №2, родители.

Срок реализации: 1 месяц

Тип проекта: среднесрочный.

Вид проекта: развивающий, практико-ориентированный.

Интеграция образовательных областей в различных видах деятельности: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Проблема: дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же связной речи.

Актуальность проблемы: речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие. Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Цель проекта: развитие речи детей младшего дошкольного возраста в разные режимные моменты.

Задачи проекта:

  • целенаправленно обогащать словарь детей;
  • развивать грамматический строй речи, связную речь;
  • формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками;
  • воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;
  • повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей.

Ожидаемый результат: в результате реализации данного проекта у детей расширится и активизируется словарный запас, обогатятся представления о ближайшем окружении, совершенствуется звуковая культура речи, выразительность, связная речь, повысится уровень познавательной активности, коммуникативных способностей, а так же совершенствуется умение правильно отвечать на вопросы.

Взаимодействие с родителями:

  • Анкетирование родителей «Как говорит ваш ребенок» ;
  • Консультации ; , «Книга в жизни ребенка» ;
  • Круглый стол ;
  • Просвещение родителей: информационный буклет ;
  • Фотовыставка «Читаем вместе с мамой» ;
  • Конкурс «Речецветик» .

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I этап. Подготовительный этап.

  • Подборка и изучение методической литературы по теме;
  • Диагностика детей на начало проекта (в рамках проекта) ;
  • Анкетирование родителей по теме;
  • Подбор и разработка информационно-просветительского материала;
  • Разработка перспективного плана работы;
  • Создание картотеки дидактических игр по развитию речи, подвижных игр с речитативами, пальчиковой гимнастики;
  • Создание «Центра развития речи» в группе;
  • Разработка итогового мероприятия .

II этап. Этап реализации проекта.

Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта

Настольный театр «Три поросенка» , «Теремок» , «Заюшкина избушка» .

Цель: Совершенствовать умение детей правильно управлять куклами на столе, произносить небольшие реплики из знакомой сказки.

Театрализованные игры «Как я мамочку люблю» , «Кто сказал «мяу» , «Репка» , «Кого ты хочешь увидеть по телевизору» .

Цель: Развивать связанную речь детей, умение обыгрывать знакомые произведения, ситуации.

Сюжетно – ролевая игра «Больница» , «Магазин» , ежедневные сюжетные мини – игры «Шоферы» , «Строители» , «Семья» и т. д.

Цель: Обогащать и активизировать слова детей, развивать диалогическую речь.

Чтение художественной литературы

Фольклор: «Чистая водица» , «Дедушка Ежок» , «Тили – бом» , «Стучит, бренчит на улице» , «Храбрецы» .

Сказки: «Заюшкина избушка» , «Лиса – лапотница» , «Теремок» , «Три поросенка» .

Стихи: К. Чуковский «Краденное солнце» , «Радость» , «Доктор Айболит» , В. Берестов «Весенняя сказка» , Б. Заходер «Строители» , С. Михалков «Про мимозу» .

Рассказы: Е. Чарушин «Волчишко» , Л. Толстой «Таня знала буквы» , «Птица свила гнездо» , К. Ушинский «Лиса Патрикеевна» .

Цель: Знакомить детей с новыми произведениями, повторить полюбившиеся старые; обогащать словарь детей, развивать диалогическую речь, побуждая отвечать на вопросы педагога предложениями.

Наблюдения на прогулках:

  • за живой, или неживой природой,
  • ближайшими строениями,
  • деятельностью детей,
  • трудом людей.

Цель: Обогащать и активизировать словарь, развивать умение отвечать на вопросы педагога предложением, согласуя в нем слова в роде, числе, падеже.

Работа с родителями

  1. Анкетирование «Как говорит ваш ребенок» ;
  2. Консультирование родителей по темам: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста» ; «Зачем нужна артикуляционная гимнастика» , «Книга в жизни ребенка» ;
  3. Участие родителей в круглом столе «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» ;
  4. Информационный буклет «Рекомендации логопеда по развитию речи детей младшего дошкольного возраста» ;
  5. Участие родителей в фотовыставке «Читаем вместе с мамой» .
  6. Участие родителей в конкурс «Речецветик» (пополнение «Центра речевого развития» в группе дидактическими играми)

III этап. Заключительный этап.

  • Подведение итогов проекта ;
  • Проведение итогового мероприятия – открытая организованная образовательная деятельность по развитию речи детей младшей группе «Поможем Колобку вернуться домой» ;
  • Постановка детьми русской народной сказки «Теремок» ;
  • Фотовыставка «Читаем вместе с мамой» ;
  • Подведение итогов конкурса «Речецветик» . Награждение победителей;
  • Составление рекомендаций по развитию речи детей младшего дошкольного возраста;
  • Фотоотчет проведения проекта «Раз – словечко, два – словечко» .

Список используемой литературы

  1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г.
  2. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. (от 3 до 4 лет) / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013 г.
  3. Карпухина Н.А. Конспекты занятия во второй младшей группе детского сада. Пособие для воспитателей и педагогов ДОУ. - Воронеж, 2010 г.;
  4. Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко" / Е.В. Колесникова. - М.: Ювента, 2012 г.
  5. Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н., Развитие речи у детей 3-4 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009 г.
  6. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., Владос, 2004 г.;
  7. Ушакова О.С., Колунова Л.Г. Развитие образной речи детей дошкольного возраста/Детский сад от А до Я – 2005 - №2;
  8. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации (по ФГОС) , дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015 г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Березка»

«Раз - словечко, два - словечко».

Проект по развитию речи

во второй младшей группе

Бекмурзаева А.М., воспитатель

г.Радужный

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Срок реализации: ноябрь 2016 г.

Тип проекта: среднесрочный.

Вид проекта: практико – ориентированный.

Проблема: дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же связной речи.

Актуальность проблемы: речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие. Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Цель проекта: развитие речи детей младшего дошкольного возраста в разные режимные моменты.

Задачи проекта:

целенаправленно обогащать словарь детей;

развивать грамматический строй речи, связную речь;

формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками;

воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;

повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей;

Целевая аудитория: дети младшего дошкольного возраста, родители.

Содержание проекта

Организация деятельности детей в рамках проекта

НОД

ОО «Речевое развитие»

02.11 Тема: «Что растет на огороде»

Цель:

Правильно произносить сущ. в родительном падеже.

Воспитывать уважение к взрослым и сверстникам. Воспитывать желание отвечать на вопросы педагога распространенными предложениями.

09.11 Тема: «Что растет на огороде»

Цель: Учить детей участвовать в общей беседе, не перебивать своего сверстника. Закреплять название овощей.

Правильно произносить сущ. в род. падеже. Воспитывать уважение к взрослым и сверстникам.

16.11 Тема: «Пересказ русской народной сказки «Репка»

Цель: Учить пересказывать сказку вместе со взрослым.

Упражнять в правильном произношении звуков к – кь.

Воспитывать внимание , желание слушать педагога, отвечать на его вопросы.

23.11 Тема : «Русские народные потешки (чтение и заучивание)

Цель: Познакомить с жанром песенки и потешки.

Закреплять правильное произношение звуков и - ы.

Упражнять в произнесении чистоговорок с этими звуками .

30.11 Тема: «Составление рассказа об овощах»

Цель : Учить составлять с помощью воспитателя короткий рассказ.

Закреплять знание обобщающих понятий: овощи, фрукты.

ОО «Художественно – эстетическое развитие».

Чтение художественной литературы.

17.11 Тема: Чтение рассказа В. Осеева. «Волшебная иголочка »;

Цель: Обучать детей внимательно слушать произведение, эмоционально откликаться на содержание, передавая побудительную и вопросительную интонацию.

Развивать лексику, совершенствовать диалогическую речь.

29.11 Тема: «Заучивание стихотворения М. Клоковой «Зима пришла».

Цель: Обучать детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение

Развивать умение подбирать определение заданному слову

Воспитывать желание слушать и рассказывать стихи.

ОО «Познавательное развитие». Окружающий мир.

03.11 Тема: «Моя семья»

Цель: формировать представление детей о семье, учить называть членов семьи. Воспитывать любовь к своей семье. Развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы предложением из 3 – 4 слов; обогащать словарь.

11.11 Тема: «Веселая семейка»

Цель: продолжать формировать представление о семье, членах семьи, их отношениях.

Формировать представления о семье, своем месте в нейРазвивать умение отвечать на вопросы, вести диалог с педагогом.

17.11 Тема: Урок дружбы.

Цель: формировать представления о действиях и поступках в которых проявляется доброе отношение друг к другу. Развивать словарь детей, связную речь.

24.11 Тема: "Семейные ценности"

Цель: развивать представление о семье и семейных ценностях, родственных отношениях Развивать умение отвечать на вопросы педагога, участвовать в разговорах во время рассматривания изображений.

Ежедневно

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики.

Цель: Развивать у детей точные движения пальцев рук, тренировать артикуляционный аппарат.

Ежедневно

Беседы

«Как я мамочку люблю», «Для чего язык нужен», «Моя любимая книжка», «Расскажи, как моешь руки», «Зима пришла», «Дедушка Корней Чуковский», «Мои друзья», «Мои родственники», «Выходной день в моей семье», «Я буду мамой (папой)», «Моя малая родина» (и т. д. по календарному плану).

Цель: Развивать связную речь детей, побуждать отвечать на вопросы педагога грамматически правильно построенным предложением из нескольких слов; обогащать и активизировать словарь детей.

Ежедневно

Дидактические игры

«Скажи какой», «Кто что умеет делать», «Кто больше назовет действий», «Где что можно делать», «Добавь слово», «Назови что это, и скажи, какой», «Объясни Петрушке», «У кого какой зверь», «Кто знает, пусть продолжит», «Встань в круг», «Разноцветный сундучок», «Теремок», «Домик для зверят» (и т. д. по календарному плану).

Цель: Активизировать словарь детей, прививать умение использовать разные формы слов, преобразовывая их в зависимости от задания педагога в роде, числе, падеже.

По календарному плану

Настольный театр «Три поросенка», «Теремок», «Заюшкина избушка».

Цель: Совершенствовать умение детей правильно управлять куклами на столе, произносить небольшие реплики из знакомой сказки.

По календарному плану

Театрализованные игры «Как я мамочку люблю», «Кто сказал «мяу», «Репка», «Кого ты хочешь увидеть по телевизору».

Цель: Развивать связанную речь детей, умение обыгрывать знакомые произведения, ситуации.

По календарному плану

Сюжетно – ролевая игра «Больница», ежедневные сюжетные мини – игры «Шоферы», «Строители», «Семья» и т. д.

Цель: Обогащать и активизировать слова детей, развивать диалогическую речь.

Ежедневно

Чтение художественной литературы

Фольклор: «Чистая водица», «Дедушка Ежок», «Тили – бом», «Стучит, бренчит на улице», «Храбрецы».

Сказки: «Заюшкина избушка», «Лиса – лапотница», «Теремок», «Три поросенка».

Стихи: К. Чуковский «Краденное солнце», «Радость», «Доктор Айболит», В. Берестов «Весенняя сказка», Б. Заходер «Строители», С. Михалков «Про мимозу».

Рассказы: Е. Чарушин «Волчишко», Л. Толстой «Таня знала буквы», «Птица свила гнездо», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна».

Цель: Знакомить детей с новыми произведениями, повторить полюбившиеся старые; обогащать словарь детей, развивать диалогическую речь, побуждая отвечать на вопросы педагога предложениями.

Ежедневно

Подвижные и хороводные игры с текстом «Лохматый пес», «Кот и мыши», «Зайка беленький сидит», «Аленький цветочек», «Ходит Ваня», «Курочка – хохлатка», «По ровненькой дорожке», «Флажок».

Цель: Приучать детей четко и громко произносить текст игры, подчиняя ему свои действия.

Ежедневно

Наблюдения на прогулках

За живой, или неживой природой,

Ближайшими строениями,

Деятельностью детей,

Трудом людей.

Цель: Обогащать и активизировать словарь, развивать умение отвечать на вопросы педагога предложением, согласуя в нем слова в роде, числе, падеже.

Работа с родителями

1. Анкетирование «Как говорит ваш ребенок».

2. Серия консультаций на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

3. Закрепление дома полученных в детском саду знаний и умений по теме проекта.

4. Внесение информационного буклета «Советы логопеда».

5. Предложить родителям принести семейную фотографию на выставку.

6. Пополнить с помощью родителей библиотеку книжного уголка.

Работа с педагогами

1. Продолжение освоения метода моделирования при пересказе произведения.

2. Создание наглядно-дидактического материала.

3. Подготовка проекта и его презентации.

4. Оформление книжного уголка и пополнение его материала.

Продукты проекта для детей

1. Выставка рисунков «Я и моя семья».

2. Выставка семейных фотографий.

3. Творческое рассказывание детей на тему: «Семейные фотографии».

4. Моделирование рус. нар. сказки «Репка».

5. Качественное изменение способа речевого общения – дети охотно вступают в диалог друг с другом и взрослыми, их речь правильно грамматически построена, словарь расширен.

Продукты проектов для педагогов

1. Конспект занятия по ОО «Речевое развитие» «Путешествие в сказку».

2. Планирование по теме «Раз – словечко, два – словечко».

3. Материал для книжного уголка.

4. Фотовыставка «Моя семья».

Продукты проекта для родителей

1. Анкетирование.

2. Консультации педагогов.

3. Повышение компетентности родителей в понимании речевого развития их детей.

4. Фотовыставка «Моя семья»

Анна Бойко
Проект по развитию речи во второй младшей группе: «В гостях у сказки»

Проект по развитию речи во второй младшей группе : «В гостях у сказки » .

Актуальность :

Художественной литературы служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка .

Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект , помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, но и чувствуется присутствие ощущения истинной поэзии, которая открывает слушателю мир человеческих чувств, утверждает доброту и справедливость.

Вид проекта : познавательно-игровой.

Продолжительность проекта : краткосрочный (4 месяцев) .

Участники проекта : воспитатели, дети 2 младшей группы «Б» .

Цель : Создание условий для всестороннего развитие речи детей через приобщения их сказке .

Задачи :

1. Учить детей слушать и понимать сказки , рассказы , следить за развитием действия в сказке , сочувствовать положительным героям.

2. Обогащать читательский опыт детей.

3. Формировать грамматически правильную речь, следить, чтобы отвечая на вопросы по содержанию литературных произведений, дети пользовались словами в правильной грамматической форме.

4. Вырабатывать правильное отношение к книге и чтению

Ожидаемые результаты :

Умение детей слушать и понимать содержание сказок .

Развитие у детей эмоциональной отзывчивости.

Формирование у детей грамматически правильной речи .

Обогащение читательского опыта детей.

Формы работы :

Чтение детям сказок .

Беседы по содержанию сказок .

Рассматривание иллюстраций к сказкам для правильного восприятия текста сказок .

Инсценировка сказок с помощью кукол бибабо.

Сочинение сказок с помощью игрушек .

Дидактические игры.

сказок под музык .

Отгадывание загадок по сказкам .

Художественно-продуктивная деятельность (работа в раскрасках, аппликация, лепка) .

Этапы :

1. Подготовительный.

Формулировка актуальности темы проекта , определение целей и задач проекта , сбор материала по теме, составление плана работы.

2. Основной.

Чтение сказок , беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций. («Колобок» , «Волк и козлята» , «Кот, петух и лиса» , «Три медведя» , «Маша и медведь» , «Петушок и бобовое зёрнышко» , «Волк и семеро козлят» , «Колобок» , «Кот, петух и лиса» , «Гуси-лебеди» , «Снегурочка и лиса» ; «Лиса и заяц» , «У страха глаза велики» , «Теремок» , «Рукавичка» , «Два жадных медвежонка» , «У солнышка в гостях » ).

Сочинение сказок с помощью игрушек .

Инсценировка сказок «Колобок» , «Волк и семеро козлят» .

Дидактические игры (пазлы, кубики, лото, домино) .

Имитация движений персонажей сказок «Теремок» , «Кот, петух, лиса» под музыку.

Вечер загадок «Путешествие по сказкам » .

Работа детей в раскрасках, лепка : «Колобок» , аппликация : «Домик для зверят» .

3. Заключительный.

Подведение итогов, изготовление книги «Путешествие в страну сказок » , оформление презентации.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Колобок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Талица Конспект занятия по развитию речи во второй младшей.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе на тему «Зайчик в гостях у ребят» Цель: познакомить со стихотворением А. Блока «Зайчик»,.

Конспект открытого мероприятия по развитию речи во второй младшей группе «Инсценировка сказки К. Чуковского «Цыпленок» Конспект открытого мероприятия с детьми младшей группы Инсценировка сказки К. Чуковского «Цыпленок» Программные задачи: Связная.

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «Зайчик в гостях у ребят» Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «Зайчик в гостях у ребят» Цель: обобщить знания детей об осени, приобщать.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе. Рассказывание сказки «Гуси-лебеди» с элементами драматизации Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Тема: Рассказывание русской народной сказки «Гуси-Лебеди» с элементами.

Цели: познакомить с русской народной сказкой"Теремок"; вызвать желание поиграть, запомнить слова персонажей сказки; воспитывать на примере.