Проект на тему семейное законодательство укрепляет семью. Семейное право и семейное законодательство в рф. Какие правоотношения семейное законодательство регулирует

заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного", „Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье", „Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей"» (в ред. от 10 сентября 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 21, ст. 2572; 2015. № 38, ст. 5289.

13 Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» утверждены Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье (в ред. от 10 сентября 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 21, ст. 2572; 2015. № 38, ст. 5289.

14 Для конкретизации требований ст. 155.1-155.3 СК РФ Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 утверждено Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 22, ст. 2887.

15 См.: Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 35, ст. 1618-р. См. также: Николаев Я. Мимо ЗАГСа // Российская газета. 2015. 29 апр.

16 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 23, ст. 3357.

17 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 23, ст. 2994.

19 См.: Николаев Я. Указ. раб.

А.Я. Ахмедов

УКРЕПЛЕНИЕ СЕМЬИ КАК ОСНОВНОЕ НАЧАЛО СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В статье рассматривается проблема, связанная со стабильностью семейных правоотношений; определяются меры, реализация которых может способствовать укреплению семьи.

Ключевые слова: семья, укрепление семьи, расторжение брака, помолвка, семейное предпринимательство, материнский (семейный) капитал.

CONSOLIDATION OF FAMILY AS THE FUNDAMENTAL PRINCIPLE OF FAMILY LAW

This article deals with the problem of family stability. The article"s task is determination of the measures, implementation of which may promote consolidation of family.

Keywords: family, consolidation of family, divorce, betrothal, family business, maternal (family) fund.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи (абз. 2 п. 1 ст. 1 Семейного кодекса РФ (далее СК - РФ)). Представляется, что в ст. 1 СК РФ закрепляются основные начала или принципы семейного законодательства. В ст. 1 Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г. были определены задачи семейного законодательства, среди которых выделялась задача «дальнейшего

© Ахмедов Арсен Ярахмедович, 2016

Кандидат юридических наук, преподаватель кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

укрепления советской семьи, основанной на принципах коммунистической морали». Законодателем не закреплены задачи СК РФ вовсе, что, на наш взгляд, недопустимо, учитывая значение семейного законодательства для нормального развития общества и государства. Начало XXI в. связывается с кризисом традиционной семьи, появлением иных форм «семьи» (фактическое сожительство, однополые браки и др.), распространением случаев бесплодия и прекращения беременности абортами, прекращением брака более чем в половине случаев государственной регистрации его заключения. Все эти факты имеют место на фоне демографической проблемы, проблемы внесемейного воспитания детей, в решении которых наметились некоторые положительные моменты, минимальных пособий на детей, высоких процентных ставок по кредитам, в т.ч. на приобретение жилых помещений, и др.

Укрепление семьи связано с необходимостью решения социально-экономических, правовых (гарантий целостности семьи, невмешательства никого в дела семьи, защиты родительских прав и презумпция добросовестности родителей и т.д.) и ценностных (желания семьи, желания детей) проблем, являющихся взаимосвязанными. В связи с этим необходимо выяснить, какие правовые меры могут способствовать укреплению семьи.

Под семьей мы будем понимать главным образом зарегистрированный союз мужчины и женщины с детьми либо без детей. Бесспорно, семьей является и иная совокупность лиц, связанных родством, принятием детей на воспитание, и т.д. При этом устойчивость союза мужчины и женщины практически не зависит от регистрации брака, т.к. она, скорее, служит не основанием, а условием создания семьи. Отказываясь от государственной регистрации брака, мужчина с и (или) женщина стремятся исключить применение ряда норм СК РФ к их отно- и

шениям. В связи с этим считаем возможным влияние нормативного закрепления а сожительства на количество зарегистрированных браков. Сожители больше не о

будут видеть плюсов внеправового союза, а плюсы регистрации брака бесспорны § и содержатся в СК РФ. з

Можно выделить общие правовые средства укрепления семьи. К ним можно Р отнести режим совместной собственности, медицинское освидетельствование е

лиц, вступающих в брак, алиментные обязательства, договорное регулирова- °

ние семейных отношений (брачный договор, соглашение об уплате алиментов, р

соглашение родителей о порядке воспитания ребенка) и т.д.1 Ч

В юридической литературе обосновывается целесообразность введения ин- |

ститута обязательного медицинского освидетельствования лиц, вступающих к

в брак, не ранее, чем за месяц до момента подачи заявлений в органы загса. м

Медицинское обследование должно производиться на отсутствие заболеваний, I

представляющих опасность для жизни и здоровья другого супруга или будущего ¡§

потомства2. Аналогичные правила предусмотрены в Белоруссии, Латвии, а так- 1 же Украине. Представляется, что медицинское освидетельствование не сильно ^ обременительно в финансовом плане и не занимает много времени. Плюсы же 6 данной процедуры очевидны и среди них можно выделить уважение к здоровью супруга, его желанию иметь детей, предотвращение проблемы невозможности продолжить род и т.д.

Популяризация заключения брачных договоров, во-первых, в случае расторжения брака ликвидирует либо минимизирует имущественные споры, иные конфликты и их влияние на личные (неимущественные) отношения; во-вторых, 25

может изменить негативное к нему отношение со стороны общества. Реализация функции превенции конфликтов при расторжении брака должна позитивно сказаться на отношениях супругов. Кроме того, брачным договором может быть установлен режим общей совместной собственности на раздельное имущество супругов. Закреплять обязательное заключение брачного договора неверно в силу добровольного изменения законного режима имущества супругов. Также считаем возможным для укрепления семьи допустить регулирование неимущественных супружеских отношений брачным договором.

Безусловно, на частоту обращения к государственной регистрации брака, а также укрепление института семьи влияет выбранная законодателем модель прекращения брака. С одной стороны, принцип свободы развода способствует укреплению семьи. В связи с этим разумным представляется отказ от судебного расторжения, за исключением ситуации, когда есть несовершеннолетние дети.

С другой стороны, отмечается, что практически неограниченная свобода расторжения брака превратила его из пожизненного союза во временное сожительство3. В связи с этим ряд авторов считают целесообразным установление исключительно судебного порядка расторжения брака как по взаимному заявлению обоих супругов, так и по заявлению одного из них4.

Считая закрепленный в СК РФ принцип свободного расторжения брака обоснованным, отметим, что до октября 2011 г. на Мальте были запрещены разводы. Теперь же он допустим только в том случае, если супруги четыре из последних пяти лет жили отдельно друг от друга, шансов на их примирение нет и они смогли договориться обо всех условиях развода. Представляется, что запрет на развод не з приводит к укреплению семейных отношений. Иной, не способствующей укрепле-2е нию семьи, мерой является предложение об увеличении размера государственной

я пошлины за регистрацию расторжения брака.

% Независимо от того, какая модель расторжения брака предусмотрена законо-

1 дателем, семейные отношения могут отсутствовать в рамках зарегистрированного

1 брака. В связи с этим считаем свободное расторжение брака единственно верным

| решением. Задачей суда является достижение примирения сторон с целью вос-

| становления брачных отношений или «сглаживания» негативных последствий

| развода исходя из интересов несовершеннолетних детей разводящихся супругов5.

2 Согласно абз. 1 п. 2 ст. 22 СК РФ при рассмотрении дела о расторжении брака ° при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суд вправе ж принять меры к примирению супругов и отложить разбирательство дела, назна-| чив им срок для примирения в пределах трех месяцев. Ранее указанный срок не

1 1969 г.). Если согласно СК РФ откладывание разбирательства - это право суда,

° то согласно ст. 36 КоБС Республики Беларусь суд осуществляет примирение су-

3 пругов, предоставляя им после возбуждения дела обязательный трехмесячный

1 срок для примирения.

I Представляется верным обязательный характер предоставления срока для

примирения, учитывая тот факт, что судебный порядок, как правило, предусмотрен для супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей. К сожалению, закон не определяет конкретных примирительных мер, которые могут быть предприняты судом для сохранения семьи.

В соответствии со ст. 17 СК РФ муж не имеет права без согласия жены возбуж-26 дать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после

рождения ребенка. Указанное ограничение принципа свободного расторжения брака служит укреплению семьи. Зарубежное право, содержащее подобные запреты, устанавливает и более длительные сроки. Например, в Республике Беларусь этот срок определяется тремя годами, в Германии вообще суду предоставляетя право отказать в иске о расторжении брака исходя из интересов несовершеннолетних детей6. И.А. Трофимец считает, что такое ограничение недопустимо, если ребенок не является общим, родился мертвым или умер до достижения возраста одного года7. Однако ст. 17 СК РФ не предусматривает таких правил, а ограничение права на расторжение брака действует, т.к. супруга даже в случае рождения ребенка мертвым или его смерти нуждается в поддержке.

В отношении многодетных семей предусмотрены различные гарантии: скидка на коммунальные услуги; бесплатная выдача лекарств; бесплатный проезд на отдельных видах транспорта; прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь; содействие в предпринимательской деятельности; содействие в получении льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья и др.8 Кроме того, многодетные семьи имеют право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков в равную долевую собственность всех членов семьи (п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ). Указанный земельный участок может быть использован для строительства на нем жилого дома.

Следует отметить, что проблема отсутствия жилого помещения у молодой семьи также достаточно остро стоит в нашем государстве. Еще одним правовым инструментом, способствующим решению проблемы отсутствия жилого помещения, является материнский (семейный) капитал. Согласно п. 4 ст. 10 е Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах I государственной поддержки семей, имеющих детей» (в ред. от 30 декабря 2015 г.)9 а

жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского ка- о

питала, оформляется в общую собственность родителей и детей. о

Субъекты РФ приняли свои законы о региональном материнском (семейном) з

капитале и закрепили следующие направления использования его средств: Р

а) медицинская помощь; б) приобретение транспортного средства; в) иные по- е

требности семьи (погашение задолженности по кредитам или займам; потреби- о

тельские нужды семьи; возмещение расходов по приобретению семьей товаров р

длительного пользования (мебели, бытовой техники)10. Ч

Укрепление семьи посредством поощрения рождения детей возможно путем |

предоставления совершения сделок под отлагательными и отменительными к

условиями. Объектом таких сделок зачастую будет являться жилое помещение. м

В качестве примера можно привести завещание под условием состояния в заре- I

гистрированном браке или наличия детей и т.д. Возможно установление специ- ¡§

альных условий гражданско-правовых договоров на случай рождения ребенка. 1 Так, кредитный договор может содержать условия о снижении процентной ставки ^ по кредиту при рождении ребенка, причем количество таких снижений может 6 быть неограниченным. Допустимо предоставление отсрочки внесения процентов при рождении ребенка11.

В качестве следующей правовой меры, которая может способствовать укреплению семьи, предлагаем рассмотреть согласие родителей на заключение брака их несовершеннолетними детьми. Обязательное согласие родителей ограничивает свободу лиц, стремящихся создать семью. При этом считаем, что несовершенно- 27

летние лица не всегда осознают серьезности данного шага. Обозначенная норма содержится в семейном законодательстве Грузии, Латвии и других стран, а также предусмотрена Концепцией совершенствования семейного законодательства России.

Повышение же брачного возраста следует признать нецелесообразным. Однако разницу в возрасте лиц и степень их родства следует ограничить. Так, необходимо запретить браки между близкими родственниками, такими как двоюродные брат и сестра, дядя и племянница, тетя и племянник и т.д. Кроме того, считаем противной нравственности регистрацию брака между лицами, имеющими разницу в возрасте более 16 лет (разница взята по аналогии с усыновлением, возможно использование разницы в 20 лет или иной разницы). Безусловно, невозможно исключить сожительство таких лиц, однако негативная оценка законодательством таких отношений необходима.

Укреплению семьи способствуют усыновление, опека и попечительство. Усыновление содействуют решению проблемы бесплодности супругов, воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, а опека и попечительство, помимо последней, проблему временной неспособности родителей исполнять свои обязанности по уважительной причине. В связи с этим закон должен содержать большее количество стимулов усыновления, а целью семейной политики должно стать создание положительного имиджа усыновления, опеки и попечительства.

Решение демографической проблемы невозможно путем запрещения абортов, т.к. запрет приведет к проведению большего количества незаконных абортов. Однако государство должно оплачивать только аборты, совершение которых й обусловлено медицинскими показаниями.

3 На наш взгляд, для укрепления семьи целесообразно введение института

^ помолвки, поскольку он требует взвешенного решения о заключении брака, а ^ также предупреждает имущественные споры на случай отказа одного из по-| молвленных12. Такой институт закреплен законодательством Германии, Гру-| зии, Украины, Израиля, Японии и других стран. Обряд помолвки совершается ° добровольно, по взаимному согласию сторон и обязывает стороны соглашения

| действовать добросовестно.

| Помолвленными считаются лица, подавшие заявление о регистрации брака.

>§ Помолвка не предполагает обязанности вступления в брак, но лицо, отказавшее-| ся после нее от брака, обязано возместить второй стороне затраты, понесенные ею | в связи с приготовлением к регистрации брака и свадьбе. Затраты не подлежат | возмещению, если отказ от брака вызван аморальным поведением, сокрытием обстоятельств, имеющих существенное значение (болезнь, наличие ребенка, ё судимость и т.п.)13.

§ Задача укрепления семьи в ряде случаев может быть решена путем законода-

1 тельного закрепления института раздельного проживания супругов (сепарации). | Среди преимуществ сепарации И.А. Трофимец называет сохранение прав в сфере

социального обеспечения и наследования; на имущество, приобретенное в этот период, не распространяется режим совместной собственности; не действует презумпция отцовства14. Данный институт известен зарубежному брачному праву Великобритании, Италии, Франции, Украины и т.д.

В случае с сепарацией возникают проблемы с реализацией функций семьи, 28 но иногда возможно и последующее сохранение семьи. Данная функция сепа-

рации имеет сходство с предоставлением срока для применения сторон судом, хотя раздельное проживание может и не преследовать такой цели.

Еще одним способом, который может быть использован для укрепления семьи, является регулирование семейного предпринимательства. Деятельность семейного предприятия основывается на личном труде его участников. Общая трудовая деятельность делает более прочной семью. Она не является финансово зависимой, в т.ч. в период экономического кризиса. Наличие родства выступает квалифицирующим признаком семейного предприятия так же, как и нацеленность инициаторов семейного бизнеса на передачу его по наследству15. В России примером семейного предпринимательства служат крестьянские (фермерские) хозяйства. Законодатель должен поддерживать семейное предпринимательство как возможную основу среднего класса и инструмент укрепления семьи. Необходимо отметить, что семейное предпринимательство мало изучено в Российской Федерации, так же как и семейное образование ребенка, распространение которого могло бы положительно сказаться на укреплении семьи при том условии, что семья не стала бы закрытым институтом.

Стабильность супружеских правоотношений может быть поддержана репродуктивными технологиями и в т.ч. суррогатным материнством. В связи с этим указанные институты нуждаются в детальной регламентации.

Представляется возможным в ряде случаев рассматривать семью в качестве самостоятельного субъекта гражданского права (например, в случае с правом на материнский (семейный) капитал, семейным предпринимательством без образования юридического лица и т.д.). В этой связи считаем необходимым закрепить в СК РФ определение семьи и общую семейную собственность, которая не являлась бы общим правилом, но в конкретных, предусмотренных законом случаях возникала бы у членов семьи.

Итак, в статье приведены различные меры, которые, по мнению автора, могут оказать положительное воздействие на решение задачи укрепления семьи. Результаты исследования не ликвидируют проблем укрепления семьи, а представляют собой приглашение к научной дискуссии. В первую очередь укрепление семьи связано с необходимостью воспитания в гражданах нравственных ориентиров и ценностей, а также подготовкой государством социальной базы для малоимущих, многодетных семей, а также решения социально-экономических проблем. Безусловно, предложенные частноправовые способы укрепления семьи не исключают публичных мер ее поддержки, значение которых существеннее. Укрепление семьи как задача и принцип семейного законодательства должно способствовать эффективной реализации функций семьи как института гражданского общества и удовлетворению потребностей ее членов.

1 См.: Филиппова С.Ю. Частноправовые средства организации и достижения правовых целей. М., 2011. С. 298.

2 См.: Трофимец И.А. Институт брака в России, государствах-участниках Содружества Независимых Государств и Балтии: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Хабаровск, 2011. С. 29.

3 Трофимец А.М., Трофимец И.А. Роль науки семейного права в совершенствовании бракоразводного законодательства // Нотариус. 2012. № 2. С. 35.

4 См.: Трофимец И.А. Указ. раб. С. 9.

5 См.: Трофимец А.М., Трофимец И.А. Указ. раб. С. 36.

6 См.: Трофимец И.А. Указ. раб. С. 35.

7 См.: Трофимец А.М., Трофимец И.А. Указ. раб. С. 36.

8 См.: Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (в ред. от 25 февраля 2003 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 19, ст. 1044.

9 Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (в ред. от 30 декабря 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 1, ч. 1, ст. 19; 2016. № 1, ч. I, ст. 53.

10 См.: Сулейманова Г.В. Социальная поддержка семей с детьми: региональный аспект // Семейное и жилищное право. 2013. № 6. С. 32.

11 См.: Филиппова С.Ю. Частноправовые средства стимулирования рождения детей // Семейное и жилищное право. 2013. № 1. С. 33.

12 См.: Косарева И.А. К вопросу о становлении института брака в России (собственные традиции, транснационально-правовое влияние и иностранное заимствование // Вестник РУДН. Сер. Юридические науки. 2010. № 4. С. 72.

13 См.: Матвеева Н.А. Институт брака в семейном праве России, Украины и Беларуси: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 16.

14 См.: Трофимец И.А. Указ. раб. С. 9.

15 См.: Баркова Л.А. Совершенствование российской правовой модели семейного предпринимательства с учетом зарубежного опыта правоприменения // Семейное и жилищное право. 2014. № 5. С. 7-8.

О.В. Богданов

ПРАВО РЕБЕНКА НА ИМЯ

В статье рассматриваются особенности реализации родителями права новорожденного ребенка на имя. Предлагаются меры, направленные на недопущение родителями злоупотребления предоставленным им правом.

Ключевые слова: имя, право на имя, Семейный кодекс РФ, акты гражданского состояния.

THE RIGHT OF THE CHILD TO A NAME

The article is devoted to the peculiarities of the implementation of the rights of the parents of the newborn child in the name. The author analyzes and proposes measures aimed at preventing the abuse of the parents of their rights.

Keywords: name, the right to a name, the Family Code of the Russian Federation, acts of civil status.

В соответствии со ст. 58 Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ)1 каждый ребенок имеет право на имя, которое дается ему родителями при рождении. Как правило, абсолютное большинство родителей любят своих детей и стараются выбрать своему ребенку благозвучное, красивое имя, однако встречаются случаи, когда ребенку дается неадекватное, странное, нелепое имя.

Несколько примеров. Жители Перми Наталья и Константин Меньшиковы дали своему новорожденному сыну имя Люцифер2.

Другие родители, жители столицы, дали своему ребенку имя БОЧ РВФ 260602, которое расшифровывается как «Биологический Объект Человека рода Ворониных-Фроловых, родившийся 26 июня 2002 года»3. Загс отказался выдавать свидетельство о рождении и зарегистрировать ребенка под таким именем по причине указания в качестве имени аббревиатуры с цифровым дополнением, т.е. наличие цифр в имени. Судебные инстанции также отказали родителям в регистрации ребенка с таким именем. Тем не менее, проблема остается, т.к. нормы права, которая запрещала бы подобные имена, нет. Соответственно роди-

© Богданов Олег Валерьевич, 2016

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

Понятие семейного законодательства

Совокупность правовых норм, регулирующих правоотношения между гражданами при вступлении в брак, родственниками, лицами, взявшими на усыновление детей в семью, составляет семейное законодательство. Семейное законодательство имеет определенную специфику: Конституция РФ от 1993 года его относит к совместному ведению РФ и субъектов. Этот режим устанавливает, что нормативно-правовой акт может быть принят на уровне федеральной власти и в субъектах РФ. Таково понятие семейного законодательства.

При этом закон устанавливает, что правовой акт не должен входить в противоречие с ФЗ.

Консультация юриста по разделу имущества юридической группыСервиса бесплатных юридических консультаций выиграет семейное дело с гарантией результата!

Понятие нормотворчества в отношении субъектов РФ определено двумя вариантами. Субъекты могут создавать и издавать правовые акты в случаях:

  • изданный субъектами РФ правовой акт отнесен Кодексом к их ведению;
  • отсутствие в СК РФ правовой нормы, которая регулируетдействующее правоотношение.

Исходя из этого, правовой акт, созданный субъектами РФ, решает в основном вопросы брачного возраста и организации работы органов опеки и попечительства.

Принципы семейного законодательства

Понятие принципы семейного законодетельства заключается в определении основополагающих начал, на основе которых строится отрасль права. Принципы семейного права тесно связаны с конституционными положениями. Принципы семейного законодательства:

  • раскрывают понятие того, что можно считать поддержкой со стороны государства отцов и матерей;
  • определяют понятие того, что является государственной гарантией защиты семьи;
  • устанавливают основы конституционного строя.

Семейное законодательство направлено на защиту прав и свобод граждан, а также раскрывают понятие и задачи нормативно-правового регулирования. При этом законодатель устанавливает приоритетные общечеловеческие ценности: любовь, уважение, понятие ответственности перед детьми родителей, взаимную помощь всех членов семьи. Эти принципы остаются неизменными. Интересно, что СК РФ не устанавливает понятие семьи.

Принципы семейного законодательства закреплены в нормативных актах. Понятие каждого из них неизменно, и принципам необходимо следовать в брачно-семейных отношениях. К принципам можно отнести понятие о том, что с юридической точки зрения официальными считаются отношения, заключенные в форме брака в ЗАГСе. Заключение брака должно соответствовать морально-этическим ориентирам, а также правовой норме.

Какие цели преследует законодатель, регулируя семейные правоотношения?

Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права, преследуют цели:

  • укрепление семьи;
  • недопустимость вмешательства в дела семьи.

Брак, как юридический факт, порождает правовые последствия, ведущие к возникновению у сторон правоотношений, указанных в законах.

Семья находится под защитой государства и нуждается в гарантиях.

Некоторые специалисты права относят к спорному вопросу позицию о том, что к началам семейного права причисляют морально-этические ориентиры. Это существование института семьи на взаимной любви, симпатии, взаимопомощи. Тем не менее, нельзя отрицать, что эти принципы существенно влияют на создание атмосферы в семье, а также проходят «красной нитью» по многим положениям Семейного Кодекса.

Состав семейного законодательства

Источники семейного права выступают формой внешнего выражения правовых положений, закрепляют их в документах. В состав семейного законодательства введены нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ от 1993 года. В статье 7, п. 2 закон определил принцип помощи российским семьям со стороны государства. Кроме определения компетенции центра и регионов, Конституция содержит ряд правовых установлений, который находят свое отражение в нормативно-правовых актах. Например, это статьи 19, 38, которые закрепляют равенство обоих полов в правах и свободах, а также обязанность родителей воспитывать детей, равно как обязанность детей, достигших 18 лет, по содержанию родителей.

2. Семейное законодательство, Семейный Кодекс (№223-ФЗ) определяет:

  • основные принципы;
  • порядок заключения и расторжения брачных отношений;
  • полномочия родителей по отношению к детям (в том числе и усыновленным);
  • ответственность родителей;
  • применение норм к правоотношениям, участниками которых выступают иностранные граждане или апатриды;
  • порядок судебной защиты.

Семейное законодательство от предшествующих законов отличают новые положения, введенные одновременно с законом: об алиментах, порядок заключения брачного договора, интересах детей в приемных семьях.

Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права:

  • 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"
  • №124-ФЗ"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
  • ГК РФ от 1994 года;
  • 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»

Из источников семейное законодательство следует выделить гражданский кодекс РФ (№51-ФЗ). В Семейном Кодексе можно увидеть отсылочную норму (ст.4), которая указывает на ГК РФ в случае, если правоотношения невозможно урегулировать при помощи СК РФ.
Подзаконные акты федерального уровня также нельзя оставлять без внимания, в частности, Указ Президента РФ от 1996 года (№712), определяющий направления семейной политики, кроме того, на Постановления высшего исполнительного органа власти и другие.
К источникам следует причислить договоры, заключаемые на международном уровне. Россия является участником Конвенций (О правах ребенка), Всеобщей декларации прав человека и т.д.

3. Международное право. Положения международных договоров имеют приоритет над национальными нормами. Если в международном документе установлен иной порядок, чем тот, который определяет национальное семейное законодательство, применяются положения международного права.

Нормативные акты по семейному праву

Особенность нормативных актов министерств и ведомств состоит в том, что они должны быть зарегистрированы в МинЮсте РФ, а также официально опубликоваться в Российской газете. Для официального опубликования установлен срок - 10 дней с момента их регистрации. Это правило в отношении ведомственных нормативных актов было установлено президентом РФ в 1993 году (Указ №104).

Судебная власть и источники семейного права. Кто устанавливает семейное законодательство?
В статье 126 Основного закона страны говорится о том, что в силу своей компетенции ВС РФ может давать разъяснения по вопросам семейной практики. Практическое применение норм семейного права с разъяснениями высшего судебного органа становится обоснованным и правильным.

Судебная практика не входит в источники семейного права. В пользу этого приводится мнение: разъяснения ВС РФ являются толкованием норм, но не устанавливает новые положения, субъект толкования не может считаться законодателем. Учитывая то обстоятельство, что ВС занимается изучением и обобщением, анализом судебной практики судов более низшего уровня, высший суд на этой основе разрабатывает универсальный и уникальный подход к решению аналогичных судебных дел в будущем времени. На этой основе, отношение специалистов к практике судов и к возможности применять ее как источник права, поменялось со временем. Некоторые теории права устанавливают, что к источникам семейного права следует отнести Постановления ВС РФ. Например, вопросы отцовства и алиментных обязательств (1996 г., №9), вопросы усыновления (1997 г., №7) и т.д.

Какие правоотношения семейное законодательство регулирует

СК РФ призван регулировать личные и имущественные отношения между членами семьи. Если в СК РФ отношения не находят предмета правового регулирования, к ним в полной мере можно применить нормы из ГК РФ, а также иных актов. Применение гражданского законодательства происходит при условии того, что оно не находится в противоречии законам.
Если правовые отношениямежду членами семьи не подпадают пож нормы гражданского законодательства, призванные прямо урегулировать возникшие вопросы, к ним применяются нормы, регулирующие сходные вопросы. Это называется аналогией закона. Если и эти нормы отсутствуют, то компетенция каждого их членов семьи определяется главными принципами отрасли семейного права, не исключая требования гуманности. Это называется аналогией права.
Применение семейного законодательства происходит и к семейным отношениям с участием иностранных граждан, а также лиц без гражданства.

Другие акты семейного права

  • Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
  • Указ Президента РФ от 14.05.1996 N 712 "Об Основных направлениях государственной семейной политики".
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 г. N 686 "Об утверждении правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала.
  • Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".

1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

КонсультантПлюс: примечание.
П. 2 ст. 1 не применяется к бракам, совершенным по религиозным обрядам на оккупированных территориях бывшего СССР в период ВОВ, до восстановления на этих территориях органов ЗАГС.

2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

Комментарий к ст. 1 СК РФ

1. В комментируемой статье изложены основные принципы семейного права, под которыми понимаются основополагающие начала, содержащиеся в нормах семейного права. Они определяют сущность всей системы семейного права и отражают его наиболее важные свойства.

К числу важнейших принципов относится принцип защиты семьи, материнства, отцовства и детства государством, о котором говорится в комментируемой статье. Конституция РФ (ч. 1 ст. 38) содержит положение о том, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Часть 2 ст. 7 Конституции РФ обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства. Этим признается, что семья, брак, рождение детей являются не только частным делом участников семейных правоотношений, а имеют большое общественное значение.

Термин "защита семьи, материнства, отцовства и детства" имеет двоякое значение. С одной стороны, он включает предусмотренные законом общие меры, которые направлены на охрану прав и законных интересов участников семейных правоотношений, с другой - может рассматриваться в узком смысле слова как реакция на какое-либо правонарушение, требующее защиты, например, в судебном или административном порядке.

В практическом плане указанный принцип реализуется путем создания родильных домов, детских садов, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот одиноким матерям и многодетным семьям и т.д. В соответствии с этим принципом принимаются правовые акты, направленные на поддержку семьи. В качестве примера можно привести Федеральный закон N 256-ФЗ от 29 декабря 2006 г. "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (Закон о материнском капитале).

Приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов государством как принцип семейного права детализируются в нормах Семейного кодекса, регулирующих правовое положение ребенка в семье в ст. 54 - 60 СК РФ. Нормы этого института являются сравнительно новыми для российского семейного законодательства. В них подчеркивается, что дети являются самостоятельными носителями семейных прав. Наделяя несовершеннолетних граждан правами в области семейных отношений, государство предусматривает гарантии охраны и защиты этих прав. В Семейном кодексе Российской Федерации определен круг лиц, обязанных защищать права и интересы детей, основания и способы защиты.

Следует отметить, что некоторые из принципов, перечисленных в п. 1 комментируемой статьи, носят декларативный характер и рассчитаны, скорее, на идеальную семью. В любом случае они не подкреплены правовым механизмом, который мог бы обеспечить их принудительное осуществление. К числу таких принципов относятся такие принципы, как необходимость укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов.

2. Принцип признания только брака, заключенного в органах записи актов гражданского состояния, заключается в том, что религиозный брак законом по общему правилу не признается (исключение составляют браки, заключенные на оккупированных территориях в период Великой Отечественной войны). При отсутствии государственной регистрации брака не возникают предусмотренные законом права и обязанности супругов, даже если лица сожительствуют в течение длительного времени. Применяемый на практике термин "гражданский брак" юридически некорректен, поскольку само понятие "гражданский брак" появилось в качестве альтернативного в те времена, когда господствовал церковный брак. И если люди проживали совместно без совершения соответствующего церковного обряда, то говорили, что они состоят в гражданском браке.

3. Принцип добровольности (свободы) вступления в брак заключается в том, что вступление в брак должно быть актом свободного волеизъявления, свободного от принуждения или давления, в том числе родителей или других родственников. Следует отметить, что этот принцип не всегда находит свое применение на практике. В отдельных районах России существуют традиции вступления в брак исключительно по воле родителей.

Добровольность согласия вступающих в брак также означает, что воля лица к вступлению в брак не должна формироваться под влиянием незаконного воздействия на нее со стороны других лиц (например, обмана), а само это лицо должно быть в состоянии отдавать отчет в своих действиях. В том случае, если лицо не осознает характера совершаемых действий (находясь, например, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения), такой брак может быть признан недействительным со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Для выяснения подлинности свободы волеизъявления регистрация брака производится в присутствии обоих вступающих в брак лиц (п. 1 ст. 11 СК РФ). Заключение брака в отсутствие одной из сторон либо через представителя по российскому законодательству не допускается. Нарушение свободы выражения воли при вступлении в брак влечет признание его недействительным.

Принцип добровольности (свободы) заключения брака неразрывно связан с принципом свободы расторжения брака, поскольку если нет свободы расторжения брака, то нет и свободы заключения брака. Вместе с тем этот принцип нельзя назвать абсолютным, т.к. в некоторых случаях он вступает в противоречие с другим принципом - принципом всемерной поддержки и защиты семьи. В связи с этим процесс расторжения брака не происходит автоматически. Суд принимает предусмотренные в законодательстве меры по сохранению семьи.

Принцип равенства прав супругов состоит в следующем. Семейное право исходит из полного равноправия всех граждан, независимо от их происхождения, социального, семейного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образовательного уровня, характера знаний, места жительства, религии и т.д. Закрепление принципа равноправия мужчины и женщины в этих областях имеет исключительно важное значение, поскольку до настоящего времени встречаются случаи подчиненного, зависимого положения женщины в семье. Особое значение имеет то обстоятельство, что церковь отделена от государства, поэтому лица, исповедующие различные религии, могут вступать в брак без особых затруднений.

Действие данного принципа распространяется на решение любого вопроса жизни семьи по согласию обоих супругов. Это означает, что члены семьи свободны в принятии каких бы то ни было решений, затрагивающих интересы семьи (например, расходование общих средств супругов, владение, пользование и распоряжение общим имуществом, выбор образовательного учреждения и формы обучения детей и др.). Никто не вправе диктовать членам семьи или осуществлять вмешательство в дела семьи иным образом (например, родители одного из супругов, оказывая семье материальную поддержку, пытаются навязать нравящийся им образ жизни).

Говоря о принципе недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, следует подчеркнуть, что речь идет именно о произвольном вмешательстве, поскольку в ряде случаев закон не только разрешает, но и обязывает отдельные государственные органы и их должностные лица вмешиваться в дела семьи. К числу таких органов относятся органы опеки и попечительства и др.

Таким образом, в ряде случаев закон позволяет вмешиваться в дела семьи. Таких случаев немало. Это касается и расторжения брака, и воспитания детей, и пр. Чаще всего закон допускает вмешательство в дела семьи суда, органа опеки и попечительства, прокурора. Иногда таким правом обладают и иные лица. Так, должностные лица организаций и граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства (п. 3 ст. 56 СК РФ).

Принцип беспрепятственного осуществления субъективных семейных прав заключается в следующем. Для его достижения нормы семейного права предусматривают меры, обеспечивающие беспрепятственное осуществление субъективных семейных прав. В том числе устанавливают порядок реализации права, определяют процедуры (формы и пр.) осуществления прав, указывают механизмы принуждения обязанных лиц к исполнению своих обязанностей, называют санкции, применяемые к нарушителям права, и т.д.

Принцип судебной защиты семейных прав заключается в том, что судебная защита семейных прав как наиболее эффективная форма удовлетворения нарушенных законных интересов субъектов семейного права получила в современном семейном законодательстве повсеместное признание. Он применяется во всех случаях защиты нарушенных и оспариваемых семейных прав, в том числе и тогда, когда законом в порядке исключения допускается защита в административном порядке. В этом случае решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде. В таком порядке обжалуются, в частности, решения органов опеки и попечительства.

4. Принцип соблюдения интересов общества и законных интересов других лиц в семейном законодательстве выражен в форме непротиворечия семейных прав интересам общества, правам и законным интересам других лиц. Семейные права могут быть ограничены при условии, что это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничение семейных прав возможно только на основании федерального закона.

В семейном праве РФ закреплен принцип моногамии (единобрачия), который заключается в том, что одновременно можно состоять только в одном браке. Согласно ст. 14 СК РФ не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке.

1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

Комментарий к Ст. 1 СК РФ

1. Нормы семейного права могут включаться (и включаются) в различного рода нормативные акты (см. ст. 3 и комментарий к ней). Тем не менее семейное законодательство представляет собой систему нормативных актов. Кроме прочего системность обеспечивается единством принципов правового регулирования семейных отношений, которые закреплены в комментируемой статье.

Основные начала семейного законодательства, или, что то же самое, принципы семейного права, представляют собой определенные начала, руководящие идеи, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование семейных отношений.
———————————
Данное определение принципов семейного права опирается на определение правовых принципов, сформулированное О.А. Красавчиковым. См.: Советское гражданское право: Учебник: В 2 т. М., 1985. Т. 1. С. 89 — 90.

Изложение основных начал (принципов) правового регулирования всегда производится в достаточно абстрактной форме, а иным оно и быть не может. Вероятно, по той причине, что юристы привыкли «иметь дело» с нормами, предписывающими определенный вариант поведения, либо запрещающими те или иные действия, либо характеризующимися дозволительной направленностью, т.е. правилами более или менее конкретизированными. К сожалению, нормы, отмеченные высокой степенью абстракции, обычно не воспринимаются (иногда игнорируются) теми, кто применяет закон. Но нормы, определяющие принципы правового регулирования семейных отношений, находятся в основании всех прочих семейно-правовых норм. Все нормы семейного законодательства подчинены основным началам, изложенным в комментируемой статье. Их необходимо учитывать при уяснении содержания всех правил, сформулированных в СК РФ, при толковании семейно-правовых норм и применении к семейным отношениям гражданского законодательства, а также при применении семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии и т.д. и т.п.

2. К выявлению системы принципов семейного права и анализу их содержания обращались многие ученые. Так, А.И. Пергамент в 1951 г. называла такие принципы (советского) семейного права, как полное равноправие мужчины и женщины в личных и имущественных правах, возникающих в силу брака и родства; охрана материнства и детства; ; единобрачие.
———————————
Советское гражданское право: В 2 т. / Под ред. С.Н. Братуся. М., 1951. Т. II. С. 366 — 367.

Примерно так же очерчивал принципы семейного права Г.М. Свердлов в 1958 г. Кроме названных им выделялись и такие принципы, как равноправие граждан независимо от национальности и расы; свобода семейного права от влияния каких-либо религиозных правил; всесторонняя охрана родительских прав.
———————————
Свердлов Г.М. Советское семейное право. М., 1958. С. 38 — 45.

В 1982 г. В.Ф. Яковлев называл следующие принципы семейного права: равноправие граждан в семейных отношениях; равноправие мужчины и женщины; единобрачие (моногамия); свобода и добровольность при заключении брака; свобода расторжения брака под контролем государства; государственная забота о матери, ребенке, всемерная охрана их интересов, поощрение материнства; взаимная свобода членов семьи, моральная и материальная поддержка ими друг друга. В 1985 г. Г.К. Матвеев главными началами (принципами) правового регулирования брачно-семейных отношений признавал свободу брака, свободу расторжения брака, только гражданский светский брак, моногамию, равноправие супругов и всемерную защиту интересов детей.
———————————
Советское семейное право: Учебник / Под ред. В.А. Рясенцева. М., 1982. С. 16 — 20.

Матвеев Г.К. Советское семейное право: Учебник. М., 1985. С. 20 — 22.

Обращение к указанным (и подобным) высказываниям, сделанным в разные периоды истории государства Российского, отличающиеся социально-политической обстановкой, представляется оправданным. Более того — необходимым. Не дело рассматривать основные начала (принципы) российского семейного законодательства и семейное законодательство России в целом в отрыве от того, что было ранее. Наше законодательство освободилось от необходимых в прежние времена идеологических наслоений. Но, как представляется, сегодняшнее семейное законодательство РФ есть результат развития русского, советского, российского семейного права.

3. В качестве своеобразного вступления изложение основных начал семейного законодательства предваряет воспроизведение в несколько модифицированном виде конституционных положений. Во-первых, в соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Во-вторых, в силу ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В этих случаях о поддержке и защите говорится в самом широком смысле. Имеется в виду комплекс мер экономического (в том числе финансового), организационного, правового характера. Правовые меры находят закрепление в законодательстве различной отраслевой природы (гражданском, трудовом, жилищном, о здравоохранении и т.д.).

4. Среди основных начал семейного законодательства названы:

— необходимость укрепления семьи;

— недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;

— обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав;

— обеспечение возможности судебной защиты семейных прав;

— добровольность брачного союза мужчины и женщины;

— признание только гражданского светского брака;

— равенство прав супругов в семье;

— приоритет семейного воспитания детей;

— обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

— недопустимость ограничения прав граждан при вступлении в брак, в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
———————————
К сожалению, форма подачи основных начал семейного законодательства лишена должной четкости. Вероятно, по этой причине в юридической литературе нет единства при решении вопроса о том, какие положения ст. 1 СК РФ являются основными началами, и, соответственно, о количестве таких начал. См., например: Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. М., 1999. С. 20 — 25; Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. М., 2000. С. 26 — 35; Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2004. Т. 3. С. 310 — 315.

5. На первый взгляд, к числу основных начал семейного законодательства следует относить также необходимость построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов (п. 1 ст. 1 СК). Кроме того, как одно из основных начал определено разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию.

Думается, прав Г.Ф. Шершеневич, указывая: «К семейным правам не должны быть причислены устанавливаемые законом права на взаимную любовь, уважение, почтение, потому что это мнимые права, лишенные санкции, — право имеет дело только с внешним миром, но не с душевным» . Поэтому вряд ли следует соглашаться с утверждением, будто правовое регулирование семейных отношений «можно построить таким образом, чтобы оно способствовало становлению и сохранению между членами семьи взаимной любви и уважения, ответственности перед семьей и стремлению членов семьи осуществлять взаимопомощь и поддержку друг друга».
———————————
Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). М., 1995. С. 407.

Включение в закон рассматриваемых положений, наверное, нельзя оценивать отрицательно, быть может, следует даже приветствовать. Но при этом надо отдавать себе отчет в том, что «перевести на юридический язык» такие категории, как «любовь» и «уважение» (в семье), еще никогда не удавалось и вряд ли когда-нибудь удастся. Так, В.И. Синайский по этому поводу писал: «Естественные и нравственные отношения лишь лежат в основе юридических отношений членов семьи. Поэтому при толковании норм семейного права необходимо стремиться придать нормам юридическое значение, а не ограничиваться констатированием их нравственного характера» .
———————————
Синайский В.И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2002. С. 485.

Невозможно принудить к исполнению в натуре «обязательства» любить и уважать других членов семьи. Невозможно обеспечить данное обязательство санкциями. Невозможно создать (придумать) обязанности (и соответствующие права), исполнение (реализация) которых приведет к цели — взаимной любви и уважению. Практически в данном случае мы имеем дело с призывом, лишенным правового содержания.

Что касается упоминания о взаимопомощи, то и здесь право бессильно. Будучи «вмонтированным» в юридическую материю, требование о необходимости взаимопомощи трансформируется, приобретая форму обязанностей по содержанию одними членами семьи других.

Наконец, словосочетание «ответственность перед семьей всех ее членов» использовано не в юридическом смысле. По-видимому, в данном случае об ответственности говорится с точки зрения социальной. Во-первых, оставаясь на юридических позициях, следует считать, что ответственность наступает при наличии неких противоправных действий. Во-вторых, привлечение к ответственности предполагает применение санкций. В-третьих, сколько бы ни говорилось в науке о том, что семья является субъектом права, или о необходимости признания семьи субъектом права, закон не считает семью участницей правовых отношений. Регулируются отношения, складывающиеся между членами семьи (см. также комментарий к ст. 2 СК), и т.д.
———————————
См., например: Красавчиков О.А. Основы жилищного законодательства: предмет регулирования и юридическая природа // Основы советского жилищного законодательства. Свердловск, 1981. С. 18 — 19.

Среди принципов семейного права в п. 3 комментируемой статьи упоминается указание о разрешении внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Представляется, что это тоже только пожелание. По-видимому, следует констатировать, что речь идет об идеале, к которому надо стремиться, понимая его недостижимость. А с точки зрения правовой обеспечить «торжество взаимного согласия» попросту невозможно. Конечно, можно вменить в обязанность всех членов семьи решение определенного рода вопросов (и дать их перечень) только «единогласием». Но, во-первых, не будет ли это произвольным вмешательством в «семейные дела»? Не противоречит ли это сути семейных отношений? Не приведет ли это к тому, что ряд решений попросту невозможно будет принять из-за разногласий между членами семьи или нежелания кого-либо из ее членов участвовать в принятии решения? Во-вторых, право не обладает и не может обладать средствами, которые могли бы обеспечить реализацию такого рода норм.

6. На укрепление семьи направлено очень большое количество норм семейного законодательства. Даже регламентация отношений, предшествующих заключению брака, кроме прочего имеет цель способствовать укреплению будущей семьи (ст. ст. 11 — 15 СК). При рассмотрении дела о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суд вправе принять меры по примирению супругов и вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения (п. 2 ст. 22 СК). производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны (п. 1 ст. 22 СК). Суд не может признать брак фиктивным, если лица, зарегистрировавшие такой брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью (). Родители могут быть лишены родительских прав лишь при наличии чрезвычайных обстоятельств, указанных в законе, и в порядке, установленном законом (ст. ст. 69, 70 СК), и т.д. и т.п.

Следует заметить, что укреплению семьи призваны способствовать и нормы иных отраслей законодательства (например, жилищного законодательства).

7. Недопустимо произвольное вмешательство кого-либо в дела семьи. Это означает, что члены семьи свободны в принятии каких бы то ни было решений, затрагивающих интересы семьи. Никто не вправе «диктовать» членам семьи или осуществлять вмешательство в дела семьи иным образом (например, родители одного из супругов, оказывая семье материальную поддержку, пытаются навязать нравящийся им образ жизни).

Вместе с тем, рассматривая содержание данного принципа, важно обратить внимание на то, что недопустимо только произвольное вмешательство. В ряде случаев закон позволяет вмешиваться в дела семьи. Таких случаев немало. Это касается и расторжения брака, и воспитания детей, и пр. Чаще всего закон допускает вмешательство в дела семьи суда, органа опеки и попечительства, прокурора. Иногда таким правом обладают и иные лица. Так, должностные лица организаций и граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства ().

Допущение законом случаев вмешательства в дела семьи продиктовано стремлением обеспечить интересы «слабого» участника семейных отношений (например, несовершеннолетнего гражданина) или не допустить отступлений от основных положений государственной семейной политики и т.п.

8. Право в целом (в том числе семейное) должно стремиться к обеспечению возможности беспрепятственного осуществления субъективных прав. В соответствующей части комментируемой статьи, по сути, воспроизводится общеправовой принцип. Его торжество есть свидетельство торжества права. Для его достижения правовые нормы предусматривают меры, обеспечивающие беспрепятственное осуществление субъективных прав, в том числе устанавливают порядок реализации права, определяют процедуры (формы и пр.) осуществления прав, указывают механизмы принуждения обязанных лиц к исполнению своих обязанностей, называют санкции, применяемые к нарушителям права, и т.д.

9. Права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Защита семейных прав осуществляется судом, а в случаях, предусмотренных СК РФ, — государственными органами или органами опеки и попечительства (см. ст. 8 СК и комментарий к ней). Действия государственных органов и органов опеки и попечительства могут быть обжалованы в суде.

10. Для заключения брака необходимо взаимное добровольное согласие мужчины и женщины (п. 1 ст. 12 СК). Понуждение к вступлению в брак недопустимо. И не важно, от кого исходит давление и исходя из каких соображений, оказывается ли оно на одного или на обоих субъектов, в какую форму облечено понуждение (угроза, насилие и пр.) и т.д. В любом случае согласие на вступление в брак должно быть добровольным. При нарушении этого требования брак признается недействительным (ст. 27 СК).

11. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации брака в органах записи актов гражданского состояния (). Таким образом, можно констатировать существование постулата: нет регистрации — нет брака.

Заменить государственную регистрацию каким-либо иным актом невозможно.

Церковный брак законом не признается.

При отсутствии государственной регистрации брака не возникают предусмотренные законом права и обязанности супругов.

В быту гражданским браком часто называют союз мужчины и женщины, проживающих совместно без регистрации брака (юристы обычно именуют таких граждан сожителями). Такая терминология представляется неприемлемой. Дело в том что само понятие «гражданский брак» появилось тогда, когда господствовал церковный брак. И если люди проживали совместно без совершения соответствующего церковного обряда, то говорили, что они состоят в гражданском браке. Сегодня закон связывает правовые последствия только с браком, зарегистрированным в органах записи актов гражданского состояния. С этой точки зрения других браков, кроме гражданских (т.е. зарегистрированных), вообще не существует.

Иногда лиц, совместно проживающих без регистрации брака, именуют «фактическими супругами». Следуя этой логике, можно говорить и о «юридических супругах» (состоящих в зарегистрированном браке). Но не бывает брака незарегистрированного. Нельзя стать супругом («фактическим», «юридическим»), если брак не зарегистрирован.

12. Говоря о равенстве супругов как об одном из принципов семейного законодательства, надо иметь в виду следующие обстоятельства.

Во-первых, под равенством иногда понимают равноправие, т.е. наличие у субъектов одинаковых прав (по содержанию и объему).

Во-вторых, в гражданском праве под равенством субъектов понимается отсутствие власти и подчинения: один субъект не может повелевать другим.

Как представляется, в семейном законодательстве о равенстве супругов говорится в обоих значениях этого слова. Давно канули в прошлое права личной власти мужа над женой (а также родителей над детьми, опекунов над опекаемыми) .
———————————
См., например: Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 407.

Муж и жена равны в том смысле, что не подчинены друг другу, один супруг не может повелевать другим.

Вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов (), супруги равны в правах (и обязанностях), равноправны.

Принцип равенства супругов воплощен в ряде статей СК РФ (ст. ст. 31 — 39 и др.).

13. По общему правилу именно семейное воспитание обеспечивает здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей. Поэтому естественно, что одним из принципов семейного законодательства назван приоритет семейного воспитания детей. Этот принцип конкретизируется в ряде статей СК РФ (см., в частности, ст. ст. 54, 55, 63, 121 — 123 и соответствующий комментарий).

14. Необходимость приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи обусловлена тем, что эти лица обычно являются наиболее «слабыми» участниками семейных отношений. Этим лицам сложнее, чем другим членам семьи, «постоять за себя». Они наиболее уязвимы.

К числу «источников» рассматриваемого принципа следует отнести также Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 г. (здесь впервые дети провозглашены объектами особой защиты и заботы); Декларацию о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и усыновление на национальном и международном уровнях, от 3 декабря 1986 г. (ООН); Конвенцию о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ООН); Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей от 25 января 1996 г. (Совет Европы).

В целях реализации данного принципа в СК РФ установлен ряд норм. Так, обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления или эксплуатацию детей (). (ст. ст. 69, 70 СК). Но лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка (п. 2 ст. 71 СК) и т.д. и т.п.