Проект сюжетно ролевой игры пожарные подгот группа. Сюжетно-ролевая игра "МЧС спешит на помощь!" материал (старшая группа) на тему. Беседы на тему

Галина Родичева
Сюжетно-ролевая игра «МЧС спешит на помощь!» (старшая группа)

Задачи :

Развивать творческое воображение, умение совместно разворачивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

Побуждать детей по-своему обустраивать игру, самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы;

Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.

Материалы :

Аудиозапись со звуками взрыва, гула мотора, сирены «Скорой помощи » ,

Крупные мягкие игровые модули,

Тканевый трансформе для постройки машины «Скорой помощи » , «МЧС»

Атрибуты для сюжетов «Водитель» , «Магазин» , «МЧС» , «Оператор» , «Скорая помощь » , «Диспетчер» , «Семья» , рация, сотовые телефоны,

Предварительная работа :

Беседы с детьми на темы, «Телепередача «Чрезвычайное происшествие» , «Как меня лечили врачи» , «Как вызвать по телефону МЧС» , «Скорая помощь » , «Отчего может быть взрыв» ,

сюжетно-ролевые игры «Семья» , «Магазин» , «Водитель» , «Больница» ,

Встреча с работниками МЧС пожарной службы города,

Просматривание видеоматериалов из телепередач «Чрезвычайное происшествие» ,

Работа с альбомами «Профессии» ,

Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы» .

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, я вчера читала газету и увидела статью, как работники МЧС помогали взрослым и детям , попавшим в тяжёлую ситуацию после взрыва дома (рассматривают фотографии в газете) . Кто из вас знает, что такое МЧС? (Министерство Чрезвычайных Ситуаций) . А работают в МЧС люди разных профессий, в том числе спасатели. Скажите, какими качествами должны обладать люди этой профессии? (смелость, храбрость, сила, решительность, выносливость, тренированность, ловкость, отважность). Кто из вас хотел бы в будущем стать спасателем? (ответы детей) . А я прямо сейчас предлагаю стать спасателями в игре «МЧС спешит на помощь .

Вопросы :

Какие вы знаете чрезвычайные ситуации, при которых нужна помощь спасателей ? (лесные пожары, наводнение, крушения самолета, аварии на дорогах, землетрясения, взрывы в жилых домах и др.).

Какую мы с вами выберем сегодня ситуацию для игры? (останавливаются на варианте взрыв в жилом доме) .

Какие профессии нам нужны в этой игре? (спасатели, медики, диспетчер, шофер) .

А кого спасатели будут спасать? (пострадавших) .

Куда отправляют пострадавших? (в больницу) .

По какому номеру необходимо позвонить? (112) .

Что должен сообщить диспетчеру звонящий о происшествии? (место происшествия, что произошло, фамилия звонившего) .

В нашей игре кто сообщит диспетчеру о происшествии? (ответы детей) . Пусть это будет мама с малышкой. Она с ней гуляла – в магазин ходила – и увидела. Тогда нам будет нужен продавец в магазине. А ещё давайте у нас будет корреспондент с телевидения. Он будет делать репортаж с места происшествия, который потом покажут по телевизору. Делать видеосъёмку будет оператор.

Воспитатель. Что бы начать игру, нам нужно распределить роли. А помогут нам в этом карточки .

Дети по очереди вынимают карточки с изображением ролей. Воспитатель просит у детей разрешения взять на себя роль корреспондента. Дети готовят игровую обстановку, занимают свои места. В магазине в это время дети делают покупки. Мама с малышкой. За ним корреспондент и оператор.

Мама. Здравствуйте! Взвесьте, пожалуйста, килограмм винограда.

Продавец. С вас 7 рублей.

Мама. Возьмите, спасибо.

Слышен взрыв, дом падает.

Мама (обращается к продавцу и людям) . Срочно звоните!

Продавец (в панике) . Куда? Какой номер?

Мама. В МЧС – 112, дайте я сама (забирает телефон у продавца) – «Алло, здравствуйте, это служба спасения? Скорее приезжайте! На улице Ленинградская набережная в доме 15 произошёл взрыв, позвонила Кравченко Настя»

Диспетчер. Команда спасателей! Срочно на выезд. Ленинградская набережная дом 15, взрыв в доме (спасатели садятся в машину с бригадой «Скорой помощи » )

Корреспондент. Ваня, включай камеру, начинаем работать!

Спасатели на месте происшествия.

Спасатель. Быстро выходим из машины, начинаем разбирать завалы.

Я ставлю ограждение!

Там человек!

Работаем быстро и аккуратно! Вы живы? Как вы себя чувствуете?

Жив, но мою руку придавило плитой!

Ребята, давайте дружно, поднимаем!

Пострадавшего вытаскивают спасатели, а врачи скорой помощи проверяют пульс , накладывает шину, делает укол. Провожают до машины.

Корреспондент. Мы ведем репортаж с места происшествия. Первый вопрос командиру спасателей. Расскажите, что произошло?

Спасатели. Произошел взрыв, в результате обрушились стены дома, пострадал человек, хорошо, что не произошло возгорание.

Корреспондент. Спасатели продолжают работы, разбирают завалы. Работает бригада «Скорой помощи » . Обращается к врачу. «Скажите, пожалуйста, много ли пострадавших и насколько тяжелые у них травмы?»

Врач. Пострадавший, один мужчина! У него сильные ушибы, предположительно закрытый перелом руки. Мы наложили шину, сделали обезболивающий укол. Сейчас повезем его в больницу.

Спасатели садятся в машину, врачи и пострадавший – в скорую помощь .

Корреспондент. Спасатели закончили разборку завалов, пострадавших больше не обнаружили. На этом наш репортаж окончен, мы будем следить за дальнейшими событиями.

Диспетчер. Первый, первый! Как слышно!

Спасатели. Слышу вас отлично, мы закончили работу, пострадавшего скорая помощь везет в больницу .

Диспетчер. Молодцы, жду вас на базе.

Мама с дочкой возвращаются домой, включают телевизор и смотрят репортаж о происшествии.

Телеведущая. Здравствуйте, Вас приветствует телекомпания «Брусничка» и её ведущая Анастасия Богдан. Сегодня в 10 часов утра в нашем городе по улице Ленинградская набережная дом 15 в одной из квартир произошёл взрыв предположительно газа, в результате разрушена часть дома. На место взрыва выехала команда спасателей и бригада «Скорой помощи » . Спасатели разобрали завалы, освободили пострадавшего. Врачи оказали первую помощь . Спасенный мужчина находится в больнице. Чувствует себя хорошо. Благодарим спасателей за их мужество и героизм. На месте происшествия работали наша съемочная группа .

Воспитатель. Выражаю благодарность всем службам спасения, работали хорошо, слаженно, дружно. Молодцы. Завтра придумаем новый сюжет и продолжим игру .

ПРОЕКТ

сюжетно-ролевой игры

«Спасатель»

Воспитательно – образовательная тема:

«Спасатель - герой, он с бедой вступает в бой»

(Профессия: спасатели МЧС)

СПАСАТЕЛЬ.

После взрыва, наводненья,

Бури и землетрясенья,

Если откололась льдина

Или с гор сошла лавина,

Если кто-то в люк свалился

Или в речке очутился,

Если рухнул где-то дом,

Мы СПАСАТЕЛЯ зовем.

Должен быть спасатель смелым,

Ловким, смелым и умелым.

Для работы по спасенью

Он имеет снаряженье:

Что бы лазать по стене,

Чтобы плавать в глубине,

Дверь железную открыть,

Толстое стекло разбить…

Но спасать – нелегкий труд,

В службу трусов не берут.

Чтоб спасателями быть,

Спорт должны вы полюбить!

    Словарный минимум.

    Профессии:

    Пожарный

    Командир расчета

    Диспетчер спасательной службы

    Водитель пожарной машины, бульдозера, экскаватора, подъемного крана

    Психолог

    Врач «Скорой помощи»

    Хирург, мед.сестра больницы

    Милиционер

    Сотрудник ГАИ

    Скалолаз

  • Летчик, вертолетчик

    Разведчики - исследователи

    Орудия труда: пожарная машина, бульдозер, трактор, пульт, телефон, рация, скафандр, каска, рукавицы, защитный костюм, огнетушитель, самолёт, вертолет, водолазный костюм, слесарные инструменты, аптечка, веревка, карабин, рюкзак.

    Трудовые действия: Заметить, помогать, штурмовать, следить, бодрствовать, бежать, спасать, остерегаться, побеждать, стараться, приближаться, бороться, воевать, мчаться, взбираться, влезать, подниматься, войти, всматриваться, выбираться, выбрасывать, выдержать, выиграть, добиться, доставить, закутать, пробраться, запрашивать, залить, выбегать, вывозить, выгрузить, выехать, вызвать, выпрыгнуть, гасить, действовать, доверять, дотягиваться, закрепиться, закрыть, залезть, надеть, запретить, заслонить, заслужить, затушить, маневрировать, командовать, выливать, выключить, завершить, завладеть, завоевать, заглушить, оградить, пробираться, обеспечить, передвигаться, разбирать завалы, разваливать, разбрасывать, тушить, спасать, рисковать, помогать, не бояться, отважиться, оберегать, жертвовать, штурмовать, пробираться, сообщать, плыть, оказывать помощь, откапывать, взбираться, подтягиваться, закрыть своим телом, извлечь из-под обломков, предотвращать, спешить на помощь, радоваться, оценивать ситуацию, разминировать, принять решение.

    Качество труда: Аккуратно, активно, автоматически, деятельно, энергично, мастерски, бдительно, зорко, неусыпно, безбоязненно, беспощадно, бесстрашно, проворно, стремительно, моментально, доблестно, добросовестно, достойно, дружно, отлично, заслуженно, мужественно, благородно, стремительно, заинтересованно, старательно, отважно, по – геройски, быстро, оперативно, мгновенно, быстро, по – военному, смело, ответственно, решительно, ловко, беспрепятственно, решительно, моментально.

    Материал для труда: пострадавшие в ЧС

    Ознакомление с социальной действительностью.

1. Экскурсия в пожарную часть города, штаб МЧС

Цель: дать полное представление о работе службы спасения

2. Беседа с пожарным

Цель: уточнить и расширить знания детей о труде пожарного

3. Экскурсия в ВГСО (горноспасательный отряд)

Цель: дать полное представление о работе горноспасательной службы.

4. Беседа с горноспасателем

Цель: уточнить и расширить знания детей о труде горноспасателя.

5. Чтение художественной литературы

- «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Ледяной остров», «Кошкин дом» С.Маршак;

- «Дядя Степа», «А что у вас?» С.Михалков;

- «Неразлучные друзья у нарядной ёлки» А.Иванов, «Азбука безопасности»;

- «Три брата» сказка. Хрестоматия для дошкольников (стр.132);

- «Соломинка, уголь и боб» сказка. Хрестоматия для дошкольников 2-4 года (стр. 151);

- «Пожар» Б.Житков;

- «Как непослушная хрюшка едва не сгорела» И.Холин;

- «Сказка о заячьем теремке и опасной коробке» П.Голосов;

- «Пожары» А.Жигулин;

- «Ноль – ноль» Е.Новичихин;

- «Как Стобед хотел испугать волка, а сам чуть не сгорел» Л. Орлова;

- «Пожарная команда» О.Иоселиани;

- «На льдине», «Обвал» Б.Житков;

- «Человек заболел» И.Туричин

- «Как Тимоша царевну спас» - «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» - Шорыгина Т.А М.: Тц Сфера, 2005 – стр. 15

6. Рассматривание картин, иллюстраций:

- «Пожарная машина спешит на помощь»;

Иллюстрации к сказкам;

Плакаты «Основы безопасности детей дошкольного возраста»» Р.Стёркина;

Картинки из серии «Профессии» (хирург, делающий операцию больному; мед.сестра, накладывающая повязку; слесарь с набором инструментов; милиционер; пожарный; скалолаз и др.);

Иллюстрации в альбомах, где изображены люди разных профессий, имеющие отношение к службам спасения.

7. Пословицы, поговорки:

Огонь силен, вода сильнее огня, земля сильнее воды, человек сильнее земли;

Смелый боец и в ученье, и в бою молодец;

Риск – благородное дело;

Он и в огне не сгорит;

Он неробкого десятка;

Не играй, кошка, углём, лапы обожжёшь;

Где огонь, там и дым;

Куда ветер, туда и пламя;

Всё хорошо, что хорошо кончается;

Огонь под полой далеко не унесёшь;

От копеечной свечи Москва сгорела;

Всякое дело человеком ставится, человеком и славится.

8. Заучивание стихов.

- «Тили – бом» С.Маршал;

- «Мчится огненной стрелой» Н.Гончаров;

- «Пусть помнит каждый гражданин» Н.Гончаров;

- «Мы пожарные» Т.Шорыгина, «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» (стр. 13).

9. Просмотр мультфильмов:

- «Чип и Дейл спешат на помощь»

- «Кошкин дом»

10. Художественно - продуктивная деятельность.

Рисование:

- «Транспорт» (пожарная машина, самолет МЧС, вертолет, трактор)

- «Смелые спасатели (пожарные, водолазы, скалолазы)» - по выбору

- «Скорая помощь» спешит на помощь»

- «Собака – друг и спасатель»

Конструирование:

- «Восстановим Кошкин дом после пожара» - лего, строительный материал

- «Постройка спец.техники: пожарная машина, самолет»- лего, строительный материал

- «Смотровая вышка» - из бумаги

- «Каска спасателя» - из бумаги

Аппликация:

Съемные панели (коллективная работа) «Огнетушитель», «Рация»

План города

11. Познавательные занятия:

    «Утром, вечером и днем осторожен будь с огнем» - Т.И. Гризик «Ребенок познает мир» стр.69

    «Береги себя» - А.А. Вахрушев, .Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова, И.К. Белова «Здравствуй, мир!», стр.186

    «Все работы хороши» - А.А. Вахрушев, .Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова, И.К. Белова «Здравствуй, мир!», стр. 138

    «Что такое милосердие» - А. Козлова «Мой мир», стр.49

    «Где какая профессия нужна» - А. Козлова «Мой мир», стр.68 (на примере данного занятия)

    «Огонь - друг или враг?» - «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» - Шорыгина Т.А М.: Тц Сфера, 2005 – стр. 5

    - «Пожарный – герой, он с огнём вступает в бой» - «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» - Шорыгина Т.А М.: Тц Сфера, 2005 – стр. 12

    «Пожар в квартире» - «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» - Шорыгина Т.А М.: Тц Сфера, 2005 – стр. 18

    «Чем опасен дым?» - «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» - Шорыгина Т.А М.: Тц Сфера, 2005 – стр. 21

    «Лесной пожар» - «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» Шорыгина Т.А. М.: Тц Сфера, 2005 – стр. 49

    «Что такое безопасность и чрезвычайная ситуация» - Основы безопасности жизнедеятельности 1 класс. Г.Н. Шевченко. Волгоград: Учитель, 2007. – стр.6

    «Огонь в доме. Как говорить по телефону» - Основы безопасности жизнедеятельности 1 класс. Г.Н. Шевченко. Волгоград: Учитель, 2007. – стр.13

    «Как себя вести, если ты попал в беду» - журнал «Дошкольная педагогика» №2-2008 г.

12. Беседы:

- «Огонь - наш друг и враг» - О.А.Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» стр.63,

- «Важные телефонные номера: куда звонить в минуту опасности?» - О.А.Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» стр.64.

3 . Обучающие игры.

Дидактические игры:

- «Телефон»(01);

- «Лабиринт» (пожарная машина);

- «Сложи машину и угадай, для чего она предназначена»;

- «Разложи по порядку» (модели);

- «Слушай внимательно» - Шарова О.Е. «Основы пожаробезопасного поведения» (стр. 22);

- «Четвёртый лишний» (предмет – причина пожара);

- «Угадай, о чём я расскажу»;

- «Найди картинку» - Ушакова «Занятия, игры, упражнения по развитию речи для детей 6-7 лет» (стр. 106);

- «Играем со сказкой» - Ушакова «Занятия, игры, упражнения по развитию речи для детей 6-7 лет» (стр.101);

- «Нарисуем картину словами» - Ушакова «Занятия, игры, упражнения по развитию речи для детей 6-7 лет» (стр. 102);

- «Школа пожарного» - Артемова Л.В.»Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» (стр. 79).

-«Как поступить?» - Артемова Л.В.»Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», стр.55;

- «Кто нас лечит?» - Артемова Л.В.»Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», стр.58;

- «Радио» - А.К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду», стр. 50;

- «Кто больше назовет действий» - А.К. Бондаренко «Словесные Игры в детском саду», стр. 68;

- « Испорченный телефон» - А.К. Бондаренко «Словесные Игры в детском саду», стр. 74;

- «Разведчики» - Самоукина Н.В. «Игровые методы в обучении и воспитании». – М., 1992. или О.А.Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» стр.66;

- «Проведи друга по лабиринту» - Е.И. Рогов «Настольная книга практического психолога в образовании». – М.: Владос, 1996. или О.А.Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» стр.66;

- «Отгадай ка!» - С.К. Нартова – Бочавер, Е.А. Мухортова «Скоро в школу!»- М.: Глобус, 1995. или О.А.Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» стр.67.

Подвижные игры

- «Перенеси предмет» - О.А.Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» стр.68;

- «Парный бег» - О.А.Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» стр.69;

- «Веселые соревнования» - О.А.Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» стр.69.

Викторина

- «Узнай героя» (по произведениям С. Михалкова, С. Маршака);

- «Какое произведение? – назови!»

- «Пожароопасные предметы»;

- «Внимание! Пожарная тревога в детском саду!»

Игра - диалог

- «Раздумье»;

- «Как надо правильно позвонить в службу спасения» (№ телефона, содержание текста – обращения);

- «А если … пожар, дорожная авария, землетрясение, наводнение, цунами, извержение вулкана (поведение в экстремальной ситуации)

Игра – драматизация

По произведениям «На льдине» Б.Житков, «Кошкин дом» С.Маршак

Конструктивные игры

- «Постройка спецтранспорта» (конструктор, бросовый материал);

- «Строительство временного жилья» (конструктор, бросовый материал);

- «Строительство плота и др. средств передвижения в ЧС» (конструктор, бросовый материал).

Сюжетно – предметная игра

- «Скорая помощь»

- «Я знаю город будет»

Досуги

Спортивный досуг «Юные спасатели»

Творческое рассказывание

- «Дело было на пожаре»;

- «Космические спасатели»;

- «А если беда» (составление рассказа о работе пожарного, милиционера, спасателя)

Бином – фантазия:

Придумывание рассказа на основе произведений С. Марша «Рассказ о неизвестном герое», И. Туричин «Человек заболел» (текст произведения см. О.А.Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» стр.75)

4. Предметно – игровая среда

Игрушки и атрибуты:

    Руль для машины спасателей,

    Имитаторы «мигалок» - спецсигналов, жезл, костюм (с эмблемой «ГАИ») и фуражка милиционера,

    Элементы костюма спасателей: эмблемы, обозначающие принадлежность к той или иной спасательной службе или род профессиональной деятельности, каски, костюм спасателя с эмблемой «МЧС», халат и шапочка доктора.

    Игрушечные машины (пожарная, милицейская, скорая помощь), самолет, вертолет, трактор, бульдозер, экскаватор, подъемный кран и др.,

  • Инструменты для представителей разных профессий: чемоданчик врача (имитаторы перевязочного материала, шин, зеленки, йода, игрушечный шприц, носилки и т.д.); слесарные инструменты; шланг и насос для пожарного и т.д.

Необходимо активно использовать предметы – заместители, бросовый материал.

Съемные панели: противогаз, пожарный щит, огнетушитель, рация.

План - схема города, сюжетные картинки с изображением извержения вулкана, наводнения, землетрясения.

5. Активизирующее общение взрослых и детей.

5.1. Примерный перечень игровых тем:

    «Срочный вызов на пожар»

    «Где – то человек попал в беду» - «Телефон спасения 02»

    «Врачи «Скорой помощи»

    «Землетрясение»

5.2. Примерный сценарий игры.

1 вариант: «Врачи «Скорой помощи»

Воспитатель рассказывает детям о случае, которому он сам был свидетелем: в парке пожилому человеку стало плохо, случился сердечный приступ. К счастью, у кого – то у прохожих оказался мобильный телефон, он позвонил по телефону «03» и вызвал врачей спасателей. Машина «Скорой помощи» приехала очень быстро, пострадавшему сделали уколы, уложили на носилки и увезли в больницу. Воспитатель предлагает детям вспомнить, в каких жизненных ситуациях им помогли врачи «Врачи «скорой помощи», и создать ситуацию, при которой у детей возникнет желание организовать с\р игру

2 вариант: «Срочный вызов на пожар»

Воспитатель рассказывает о сводке новостей, которую слышал утром по телевизору. В одном из жилых домов произошел пожар из-за неосторожного обращения с огнем. Педагог повествует о профессиональной работе спасателей-пожарных. Прежде всего они эвакуировали из здания всех людей, чтобы никто не задохнулся в дыму, не получил ожогов от огня. Только потом они приступают к тушению пожара. Его удалось быстро ликвидировать, потому что каждый пожарный знал свое место в команде и свои обязанности: один разматывал пожарные шланги, другой устанавливал насос, третий монтировал лестницу – горящая квартира была на третьем этаже.

Воспитатель побуждает детей создать такую же пожарную команду. Вначале он берет на себя роль командира этой команды, помогает распределить обязанности. Командир может «пострадать» во время тушения пожара, его на машине «Скорой помощи» увозят в больницу – сюжет расширяется, обогащается, инициатива в игре переходит к детям. Воспитатель может подсказать еще один поворот сюжета: пострадавших людей, чьи квартиры сгорели или залиты водой во время тушения пожара, нужно где – то разместить, предоставить жилье, помочь им отремонтировать квартиры и т.д.

3 вариант игры «Землетрясение» («Цунами», «Наводнение, «Извержение вулкана»)

Воспитатель спрашивает детей, смотрели ли в их семье телевизионную передачу о землетрясении в Японии, наводнении в Германии и т.д. Людям, пострадавшим от стихии, необходимо оказать помощь. Во – первых, надо найти всех пострадавших от стихии под обломками зданий, в затопленных домах и т.д., разобрать завалы. Во-вторых, оказать людям срочную мед.помощь, вывести их в безопасное место. В-третьих, нужно обеспечить временным жильем (строим из крупного конструктора, «разбиваем палатки»), питанием, одеждой. Весь мир спешит на помощь. Прилетают самолеты из разных стран со спасательными командами МЧС. Они привозят продукты. Спасателям помогают специально обученные собаки. На месте землетрясения работает «умная» техника. Спасатели и добровольные помощники разбирают завалы, строят новые дома.

4 вариант. «Космические спасатели».

Учитывая интерес современных детей к «фэнтэзи», воспитатель может предложить им организовать космическую спасательную экспедицию. Здесь сюжет можно развернуть по-разному:

    Космический корабль (придумать название) исследует далекие планеты, проводит разведку неизвестных миров. Корабль потерпел аварию при посадке на планету Веста (Элва). Экипаж не может самостоятельно сделать ремонт. Космические спасатели спешат на помощь.

    В беде целая планета Эмерун. Ей грозит экологическая катастрофа. Жители планеты были слишком беспечны: они нерационально использовали полезные ископаемые, загрязняли атмосферу ядовитыми веществами, не берегли воду и почву. Теперь жители планеты больны от грязного воздуха. Им не хватает продуктов, т.к. земля не приносит урожай. Им нечем обогреть дома. Им даже не хватаем питьевой воды. На помощь планете летит специальный спасательный корабль (придумать название). С помощью специальных приборов он может очистить атмосферу. Экологи-спасатели помогут посадить новые леса, очистить реки и моря, научат жить по-новому в согласии с природой.

При подготовке к игре детям надо будет «построить» космический корабль. Его легко сделать из большой картонной коробки

5.3. Роли, которые исполняют дети.

    Пожарные, выполняющие разную работу.

    Слесарь, который может открыть любую дверь, помочь людям

    Милиционеры (сотрудники ГАИ)

    Врачи «скорой помощи», хирурги, мед.сестры в больнице

    Водители специального транспорта (автомобиля, вертолета, бульдозера и экскаватора, подъемного крана)

    Скалолазы, которые могут карабкаться по горам и по отвесным стенам домов

    Диспетчеры спасательной службы, которые принимают все звонки о происшествиях в городе

    Космические спасатели: капитан космического корабля, разведчики-исследователи, ремонтники, экологи и т.п.

5.4. Игровые действия.

    Строить спецтранспорт (из конструктора, из бросового материала).

    Управлять транспортом (вращать руль, двигать штурвал, прокладывать космические маршруты, имитировать голосом работу мотора, предупредительного сигнала).

    Подбирать инструменты, необходимые в работе.

    Чинить спецтранспорт, ремонтировать технику, оснащать необходимым оборудованием.

    Тушить пожар: разматывать шланги, устанавливать насосы, собирать лестницу и карабкаться по ней, спасать людей из горящего дома и т.д.

    Оказать мед.помощь пострадавшим: накладывать повязки, осторожно вести к машине «Скорой помощи», везти в больницу, делать операцию, ухаживать за больным.

    Вести поисковые работы.

    Принимать вызовы от пострадавших и направлять к месту происшествия спасательные бригады.

    Обеспечивать мобильную связь.

    Строить временное жилье.

    Организовывать гуманитарную помощь пострадавшим.

6. Варианты игр.

- «Спасатели МЧС в горах»

- «Спасатели МЧС в тайге»

- «Спасатели МЧС сражаются с враждебными инопланетянами»

6.1. Игры – спутники.

    «Больница», «Аптека»

    «Строители»

  • «Мастерская»

7. Общественная значимость труда.

Гарантия оказания помощи всем тем кто оказался в экстремальной ситуации.

8. Результат труда.

Спасение людей, попавших в беду..

Сюжетно-ролевая игра: «МЧС спешит на помощь!»

Цель:

Закрепить знания детей по пожарной безопасности и правилам дорожного движения.

Расширить словарный запас.

Закрепить знания об опасных ситуациях и как с ними справиться.

Воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.

Развивать любознательность, память, логическое мышление.

Материалы:

2 комплекта эмблем для каждой команды, плакаты по пожарной безопасности, 20 мягких игрушек, образцы дорожных знаков, 2 дорожных знака разрезанных на части, 8 вязанных ковриков, 2 бинта, 2 конверта содержащих описание примет и место нахождения подозреваемых.

Ход игры:

(участвуют 2 команды по 10 человек старшей и подготовительной группы)

Ведущий:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поиграем в игру под названием: «МЧС спешит на помощь!». Что это за слово такое – МЧС? Как оно расшифровывается?

А расшифровывается оно как Министерство Чрезвычайных Ситуаций и работают в нем специально обученные люди, которых называют – спасатели.

Ребенок 1:

Если в дом пришла беда,

К вам спасатели всегда,

Прилетят под вой сирены.

И помогут вам мгновенно.

Очень спаянный отряд

Из находчивых ребят.

Все смелы, добры, умелы –

Мало слов, но много дела.

Много в жизни ситуаций,

Где приходится стараться

От беды людей спасать.

Вы спасатели страны

Очень Родине нужны.

Ведущий:

Ну, вот ребята, мы с вами выяснили кто же такие спасатели.

Сегодня у нас в детском саду то же появились две команды спасателей, которые покажут нам какие они ловкие, умелые и как могут справляться с различными ситуациями.

Давайте с ними познакомимся:

1команда – «Юный спасатель» девиз «Мы хотим, чтоб везде, МЧС помог в беде!»

2 команда – «Спасатели» девиз «Эй, спасатель, стройся в ряд!

Мы всегда спешим на помощь,

Потому что мы – отряд!»

Ведущий:

Сейчас мы с вами проведем разминку и вы сразу поймете о какой первой ситуации идет речь. Я буду загадывать командам по очереди загадки, а они должны дать на них ответы.

  1. Он красив и ярко-красен, но он жгуч, горяч, опасен. (огонь)
  2. Маленький конек, вместо гривы огонек. (спичка)
  3. Мчится кран со стрелой на машине красной, чтоб скорее потушить тот пожар опасный. (пожарная машина)
  4. Если дым валит клубами, пламя бьется языками, и огонь везде и жар – это бедствие…(пожар).

Ребенок 2:

Да пожар случиться может, пусть не наша в том вина,

На тот случай знаем тоже, как должны вести себя:

Если в двери выйти можно, так и сделаем – уйдем,

Из квартиры всех животных за собою уведем.

Дверь прикроем поплотнее, о пожаре сообщим

И попросим всех соседей позвонить по – «ноль один».

Конкурс 1: Кто быстрее спасет всех животных из горящего дома.

(дети поочередно добегают до стульчика берут по одной мягкой игрушке и возвращаются на место и т.д. какая команда быстрее)

Ведущий: Ситуация вторая

Ребенок 3:

Раз куда -то мы спешили,

И рванули напрямик.

Все машины тормозили,

Мы шарахались от них.

Из под колес мы еле-еле

Живыми выскочить успели,

А постовой наш крикнул строго:

«Не выбегайте на дорогу!»

Ведущий:

Что не соблюдали дети в этом стихотворении?...- Правильно. Правила дорожного движения. И что бы нам с вами всегда правильно переходить дорогу, мы должны знать дорожные знаки. Сейчас спасатели помогут нам в этом.

Конкурс 2: Собери знак

(каждой команде дается по набору из отдельных фрагментов дорожного знака, какая команда быстрее соберет полное изображение)

После того как команды справятся с заданием дети прочитают стихи об этих знаках.

Ребенок 4:

Знак «Пешеходный переход»:

Здесь наземный переход,

Ходит целый день народ.

Ты, водитель, не грусти,

Пешехода пропусти!

Ребенок 5:

Знак «Дети»:

Посреди дороги дети,

Мы всегда за них в ответе.

Чтоб не плакал их родитель,

Будь внимательней, водитель!

Ведущий: Ситуация третья.

Ребенок 6:

Гололед, гололед…

Лед у дома, у ворот.

Я люблю скользить по льду,

Хоть куда по льду пойду.

Но едва лишь сделал шаг,

На дорожку тут же – шмяк!

Как же в садик мне дойти?

Не ползком туда ж ползти?!

Гололед, гололед…

По чуть –чуть скольжу вперед.

Конкурс 3: Помоги другу добраться до детского сада.

(Используя плетеные коврики, ступая только на них, добраться до стула и обратно. Какая команда быстрее)

Ведущий: Ситуация четвертая

Ребенок 7:

Я стеклом поранил руку

И терплю такую муку,

Я с повязкою хожу,

Со стеклом я не дружу!

Ведущий: Наши спасатели должны уметь оказывать первую медицинскую помощь. Сейчас мы посмотрим как они с этим справятся.

Конкурс 4: Забинтуй потерпевшего.

(На стульчик садится «потерпевший». Члены команды поочередно добегают до него: 1-ый забинтовывает руку, 2-ой разбинтовывает. Кто быстрее)

Ведущий: Ситуация пятая

В детский сад пришел сегодня

Незнакомый гражданин

В группу он прошел украдко,

Как раз все были на зарядке.

И никто его не видел,

В группе был лишь он один.

Воровато осмотрелся

Что -то из кармана вынул

Это что-то в угол бросил

И быстро детский сад покинул.

Кто же это был ребята?

Может гость наш иль артист?

Но верней всего конечно

Все же это террорист.

Вдруг он в сад принес к нам бомбу,

Кислоту, а может яд.

Если что-то вдруг случится

Террорист ведь будет рад.

Если кто из вас заметит подозрительный предмет

Тут же взрослых позовите!

И спасателям звоните!

Предмет в руки не берите!

Ведущий: Сейчас наши спасатели будут искать подозрительных лиц. Из милиции пришла ориентировка как могут выглядеть и где могут они находится. Ваша задача их обнаружить.

Конкурс 5: Найди подозреваемого.

(Каждой команде выдается описание подозреваемого, цвет волос, во что одет, мужчина или женщина и где может находится. Например: во втором ряду 9-ый слева. Кто быстрее найдет нужного человека.)

Ведущий: Ну вот, ребята, и закончилась наша игра. Подведем итоги.

Вручаем участникам…

Ребенок 8:

Куда б ты не попал не влип

Пока ты жив, ты не погиб

Есть на свете «МЧС»

И ждем мы от него чудес

Спасательный отряд

Чудесней нет ребят

Разыщут и в глухом лесу

И из огня тебя спасут

Под горною лавиной

Найдут тебя и вынут

Спасательный отряд

Надежней нет ребят!


Звучит звук сирены

Воспитатель : Ребята, я слышу тревожный звук. Что это?

Воспитатель : Почему она звучит?

Воспитатель : Да, есть люди, чья профессия – спасать людей. Как называются люди этой профессии?

Воспитатель : Правильно. А какими чертами характера должен обладать этот человек? Давайте соберем в мои ладони слова, обозначающие эти качества.

Воспитатель : А какого человека не возьмут в спасатели?

Воспитатель : А как вы думаете, что надо делать, чтобы стать спасателем?

Воспитатель : А вы знаете номера телефонов черезвычайных служб? Сейчас мы это узнаем с помощью задания «Экстренная помощь». Я буду описывать случай, а вы должны будете поднять карточку, на которой написан номер телефона, по которому нужно вызвать помощь в этом случае.

Воспитатель: Если в дверь начнут ломиться -?

Воспитатель: Правильно, звони по номеру – 02.

Если чувствуется запах газа -?

Воспитатель: Если возник пожар -?

Воспитатель: Если у соседки сердечный приступ. ?

Воспитатель: Правильно, вызвать «Скорую помощь» по номеру – 03.

Воспитатель: Молодцы, многое знаете и отвечали верно, а вы хотели бы попробовать себя в роли спасателей?

Воспитатель : Для этого вам необходимо выполнить задания. Вот вам первое задание. Оно называется «Не ошибись». Слушайте внимательно, я буду называть слова, если вы услышите слово, которое относится к профессии спасателя, хлопайте в ладоши. А если услышите слово, которое не относится к этой профессии, топайте ногами. «Торт, пила, каска, петь, огонь, рисовать, трусливый, помогать, умелый, смелый, игрушки, краски, веревка, инструменты».

Воспитатель : Вы справились с этим заданием. А теперь следующее задание, которое называется «Можно – Нельзя». Внимание: Если то, о чем говорю я делать можно, вы должны сказать «можно», если этого делать нельзя, сказать «нельзя».

Переходить улицу на зеленый свет светофора?

Воспитатель : Играть со спичками и зажигалками?

Воспитатель: Съедобный грибок – положить в кузовок?

Воспитатель: Перегибаться через перила балкона, высовываться из окна?

Воспитатель : открывать входную дверь не узнав, кто за ней находится?

Воспитатель: Уходя из дома, оставлять включенным утюг?

Воспитатель: Закрывать рот при кашле?

Воспитатель: И с этим заданием вы справились. Ребята, спасателям часто приходится помогать людям в самых разных ситуациях, и сейчас я вам предлагаю попробовать себя в качестве спасателей.

Нам нужно выбрать на роли спасателей 2 человека, столько же врачей, пожарную команду, ещё будут пострадавшие.

Кто хочет стать спасателем?

Чем будут заниматься спасатели?

Воспитатель:

Кто выбрал роль врача?

Что делает врач скорой помощи?

Воспитатель задаёт вопрос пожарникам:

А что будете делать вы?

Воспитатель:

А я буду корреспондентом, а моим оператором будет (по желанию детей).

Дети быстро одевают обмундирование, берут необходимые атрибуты, грузят на машины, и выезжают на место происшествия. Машины едут с сиреной, чтобы другие машины освобождали дорогу.

сюжетно – ролевая игра «Пожарные»

Цель:

    На примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей, способствовать развитию у детей умения развивать сюжет игры, на основе знаний, полученных при восприятии окружающего и из литературных произведений.

    Расширять представления детей о гуманной направленности работы пожарного, спасателя, врача.

    Продолжать учить применять в играх предметы – заместители.

    Активизировать словарь детей словами: пожарный рукав, ствол, огнетушитель, спасатели МЧС, служба спасения, рация, диспетчер, дежурный.

    Развивать у детей воображение, мышление, диалогическую речь; прививать такие качества, как смелость, ловкость, решительность, ответственность.

    Развивать дружеские отношения друг к другу.

Предметно – игровая среда: Макеты пожарной машины, макеты деревьев и «скорой помощи», рули, огнетушители. Щит с пожарными инструментами, пожарные рукава, сотовые телефоны, рации. Аптечка, носилки, форменная одежда врачей, пожарных, костюмы для зверей, спортивное оборудование (скамейка, 2 дуги, канат).

Ход сюжетно – ролевой игры:

Ребята, сегодня я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь ее отгадать:

«Он друг ребят, но когда с ним шалят, он становится врагом и сжигает все кругом?» (огонь- от-fire)

Правильно молодцы.

А теперь послушайте сказку, которую я вам расскажу.

- «Жил был огонь. Был он веселый и горячий. Гулял он где хотел: по лесам, домам, деревьям. Никого не щадил огонь на своем пути и был злейшим врагом всего живого.

Как вы думаете, почему?

Дети: (он сжигал все подряд).

И вот однажды повстречался на его пути человек и сказал: « Давай огонь померимся силой». Огонь отвечает: «Да куда тебе, человек, со мной мериться?» А человек настаивает на своем, огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился огонь: «Не туши меня, человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел человек, заставил служить себе. Вот так и начал огонь служить человеку и стал ему другом.

Для чего нужен огонь человеку?

Дети: (согреться, приготовить еду, осветить жилище и.т.д).

Но иногда огонь становится врагом, чаще всего это бывает по вине человека.

От чего может произойти пожар?

Кто приходит на помощь?

Давайте и мы поиграем в игру: «Пожарные»

Какие профессии нужны в этой игре? (пожарные, диспетчер, водитель, врачи) Давайте распределим роли.

Ход игры.

1. В отдельной части помещения с помощью макетов деревьев оформлена опушка леса, на которой звери (дети в костюмах лисы, зайца, волка, медведя) изображают жизнь животных в лесу (медведь рычит, лиса ищет добычу, заяц скачет и т.д.)

2. Вдруг звучит тревожная музыка, вбегают девочки в костюмах искорок, изображая пламя огня

(исполняется танец « Искорки».)

Звери в панике в лесу, прячутся за деревьями, беспокоятся.

Лиса : Спасайтесь все! (save yorse) У нас в лесу пожар!

Волк: Пожар! Пожар! (от! от!) Всё в дыму! Горят деревья!

Лиса: Что нам делать Мишка? (бізге не істеу керек)

Медведь: Берите вёдра и бегите к реке заливайте водой огонь.

А мы будем засыпать землёй.

(звери стараются потушить пожар, но не получается.)

3.Появляется Сорока (летает, тревожно машет крыльями)

Внимание! Внимание! (Attention! Attention!) Вижу дым в лесу. Вижу огонь в лесу. Опасность! Опасность! (danger) Мальчики собирали в лесу грибы, а потом взяли спички и разожгли костёр. Подул ветер и огонь пополз по сухой траве. Они испугались и убежали из леса. А пламя продолжает разгораться!

В опасности жители леса. Помогите! (Help!) Спасите! (Save)

4.Вбегает девочка-Весточка.

Я слышала, что в лесу пожар. Надо сообщить в Службу спасения.

(достаёт сотовый телефон и набирает 0:1)

Д.-В: Алло! Алло! (Hello! Hello!)

Диспетчер: Диспетчер Службы спасения слушает.

Д.В: Беда! В лесу пожар! В опасности лесные зверята! Помогите! Беда!

Диспетчер: Успокойтесь. Назовите адрес.

Д.В: Наш адрес: Сосновый лес. Большая поляна. Вас встретит Сорока. Скорее, пожалуйста! Выезжайте!

Диспетчер: Вызов принят.

5.Ученье пожарного расчёта и звена спасателей.

(команда спасателей проводят учебную тренировку преодолевают полосу препятствий.)

Ползанье по скамейке;

Пролезание под дугу;

Ходьба по канату приставным шагом, руки в стороны;

Пролезание под дугу (ученье прерывает сигнал с диспетчерской.)

Диспетчер : (по рации объявляет.) Внимание! (Назар) Вызываю дежурного пожарного расчёта, сообщите место нахождения.

Дежурный: Дежурный на связи. Пожарная команда проводит

Диспетчер: Срочно приостановить ученье, команде - построиться

Вызываю звено спасателей и бригаду скорой помощи на построение (диспетчер выходит на построение.)

Дежурный: Команда, стройся! (Team stroysya)

Диспетчер: Принят срочный вызов. Задача пожарного

расчёта быстро добраться до места, потушить

пожар в сосновом лесу. Звену спасателей спасти

лесных жителей, а бригаде скорой помощи

оказать необходимую помощь. Задачи ясны?

Команда: Да. (Ия)

Дежурный: По машинам (Машиналар) Поехали. (барды)

6.Помощь и спасения лесных жителей.

На пути появляется Сорока, показывая дорогу.

Пожарный: Вижу дым, огонь! А вот и Сорока показывает нам дорогу.

Водители: Приехали (келді)

Дежурный: Развернуть пожарный рукав, направить ствол на

очаг пламени, открыть кран и т.д.

Диспетчер: Диспетчер на связи. Вызываю дежурного.

Доложить обстановку.

Дежурный: Дежурный на связи. Пожар тушим. Огонь уменьшается.

Диспетчер: Помощь нужна? (Көмек керек)

Дежурный: Нет. (Жоқ) Справимся своими силами.

(спасатели эвакуируют зверей к машине скорой помощи, медперсонал готовит медикаменты и оказывает помощь)

7. После, как пожар потушен, звери, которых вылечили, возвращаются в лес

Дежурный: Отбой. Пожар потушен. Свернуть пожарные рукава. Навести порядок.

Дежурный: По машинам! (Машиналар)

Водители: Поехали (барды) (во время пути поют песню.)

Речевка:

-Бір, екі, үш, төрт !

Ей, балалар, сапқа тұр,

Асығамыз көмекке,

Батыр болсаң жүр бірге.

Водители: Приехали (келді)

Дежурный: Команда стройся. (Team stroysya)

Диспетчер : Доложить обстановку.

Дежурный : Задание выполнено. Пожар потушен.

Звеньевой: Лесные жители спасены.

Врач: Оказана медицинская помощь.

Диспетчер: Молодцы! Объявляю команде спасения благодарность за смелость, проявленную при пожаре и спасении лесных жителей.

(награждение медалями.)

Воспитатель: Понравилась вам игра? В кого мы играли?

Какой номер телефона нужно набрать в случае пожара?

Какое главное правило надо помнить?

Дети: «Сам с огнём не играй, и другим не позволяй!»